История а вигасин. Материал по истории (5 класс) на тему: Основные термины и даты по курсу История Древнего мира

Аннотация

Учебник предназначен для 5-го класса основной школы, соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования, является продолжением непрерывного курса и составной частью комплекта учебников Образовательной системы “Школа 2100”. В соответствии с ее концепцией текст, методический аппарат и иллюстративный ряд рассчитаны на личностно ориентированное развивающее проблемное обучение.

Для теоретического осмысления истории использованы понятия цивилизационного подхода. Учебник повествует о первых людях на земле, возникновении и истории древнейших цивилизаций Египта, Передней Азии, Индии, Китая, Греции и Рима. Большое внимание уделяется проблеме взаимоотношений и взаимовлияний древних цивилизаций. Учебник создан в едином методическом и психологическом ключе с другими учебниками развивающей Образовательной системы “Школа 2100”.

Пример из учебника

Здравствуй, друг! Открывая эту книгу, ты начинаешь путешествие в новую страну знаний – Историю. Поможет тебе в этом странствии твой сверстник – пятиклассник Антошка. В дни летних каникул он с родителями побывал в одном из причерноморских городов России, где велись археологические раскопки. Вечером первого дня, накупавшись в море, Антошка пришёл к костру археологов.

Как работать с учебником 4
Введение 1 7
Введение 2 9
Глава 1. Первобытный мир
§ 1. Первые люди 18
§ 2. Первые шаги разума 23
§ 3. Первые художники и «волшебники» 28
§ 4. Первые пастухи и хлеборобы 33
§ 5. Первые мастера и воины 38
§ 6. Первые цари и грамотеи 43
Общий взгляд на первобытную историю 48
Глава 2. Цивилизация Древнего Египта
§ 7. Царство Древнего Египта 52
§ 8. Боги Древнего Египта 58
§ 9. Искусство строителей пирамид 64
§ 10. Ступени «общественной пирамиды» 69
§ 11. Расцвет египетского царства 74
Глава 3. Древние цивилизации Азии
§ 12. Цивилизация в Междуречье 80
§ 13. Законы Вавилонского царства 85
§ 14. «Железное» царство Ассирии 90
§ 15. Библия древних евреев 95
§ 16. Мировая держава персов 101
§ 17. «Просветление» Древней Индии 107
§ 18. Мудрость Древнего Китая 114
Общий взгляд на Древний Восток 120
Глава 4. Зарождение цивилизации Древней Греции
§ 19. Истоки греческой культуры 124
§ 20. Поэмы о людях и богах 129
§ 21. Новые города Эллады 134
§ 22. Космос олимпийских богов 140
§ 23. Порядки Афин и Спарты 146
§ 24. Воспитание граждан Эллады 151
§ 25. Великая колонизация 156
Глава 5. Расцвет древнегреческой цивилизации
§ 26. Эллины против «царя царей» 162
§ 27. Свобода рабовладельцев 167
§ 28. Столица искусств Эллады 172
§ 29. Мудрецы Древней Греции 177
Общий взгляд на Древнюю Грецию 182
Глава 6. Эллинизм - встреча Запада и Востока
§ 30. Покорители свободных греков 186
§ 31. Завоевания Александра Македонского 190
§ 32. Эллинистическая цивилизация 196
Глава 7. Цивилизация Древнего Рима
§ 33. От царей к республике 204
§ 34. Объединитель Италии 210
§ 35. Победитель Карфагена 216
§ 36. Властелин Средиземноморья 221
§ 37. Перемена «римских нравов» 225
§ 38. Войны граждан и рабов 231
§ 39. От республики к «цезарям» 237
Глава 8. Античная греко-римская цивилизация
§ 40. Первые римские императоры 244
§ 41. Расцвет античной культуры 249
§ 42. «Золотой век» Римской империи 254
§ 43. «Добрая весть» христианства 260
§ 44. Заря христианского мира 266
§ 45. Закат античного мира 273
Общий взгляд на первобытность и древность 282
Словарь основных понятий 283

Вместе с этим также читают:

смоленское областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Принято педагогическим советом СОГБОУ

«Школа-интернат для одаренных детей «Феникс»

Протокол № ___

от ______2017г

Согласовано

Заместитель директора по УВР СОГБОУ

«Школа-интернат для одаренных детей «Феникс»

________/С.А.Павлова/

2017г.

Утверждено

Приказ №___

от ________2017г.

Директор СОГБОУ «Школа-интернат для одаренных детей «Феникс»

А.П.Панцевич

Рабочая программа

по истории

Базовый уровень

5 класс

68 часов

1 год

учитель истории и обществознания Горина И.А.

2017 г

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основании следующих документов:

    Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

    Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО);

    Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 января 2016 года №38 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253»;

    Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

    Учебный план СОГБОУ «Школа – интернат для одарённых детей «Феникс» на 2016 – 2017 учебный год;

    Положение о рабочей программе педагога, реализующего ФГОС /начальное общее образование/, /основное общее образование/ СОГБОУ «Школа – интернат для одарённых детей «Феникс» на 2016 – 2017 учебный год ;

    образовательная программа основного общего образования СОГБОУ «Школа – интернат для одарённых детей «Феникс» на 2016 – 2017 учебный год;

    Примерная учебная программа основного общего образования по истории с учетом актуальных положений ФГОС основного общего образования;

    Программа курса «Всеобщая история. История древнего мира» для 5 класса А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой. М.: Просвещение, 2016.

Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации обучающихся, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество. В процессе обучения у обучающихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающихся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества важны для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве.

Роль учебного предмета «История» в подготовке обучающихся 5 класса к жизни в современном обществе в значительной мере связана с тем, насколько он помогает им ответить на главные вопросы миропонимания, миропознания и мировоззрения. Учебный предмет «История» в 5 классе дает обучающимся широкие возможности для самоидентификации в культурной среде, соотнесения себя как личности с социальным опытом человечества.

Цели:

- формирование интереса к истории, осознание возможностей и роли истории в познании окружающего мира, понимание истории как части общечеловеческой культуры;

-

- усвоение

- освоение знаний о важнейших событиях, процессах, личностях истории Древнего мира в их взаимосвязи и хронологической преемственности;

Овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации.

Учебно-тематический план «История» 5 класс

РАЗДЕЛ I. ЖИЗНЬ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ

Глава 1. Первобытные собиратели и охотники

Древнейшие люди. Представление о понятии «первобытные люди». Древнейшие люди - наши далёкие предки. Прародина человека. Археологические свидетельства первобытного состояния древнейшего человека. Орудия труда и складывание опыта их изготовления. Собирательство и охота - способы добывания пищи. Первое великое открытие человека - овладение огнём.

. Расселение древнейших людей и его особенности. Испытание холодом. Освоение пещер. Строительство жилища. Освоение промысла охоты. Охота как основной способ добычи пищи древнейшего человека. Умение сообща достигать цели в охоте. Новые орудия охоты древнейшего человека. Человек разумный: кто он? Родовые общины. Сообщество сородичей. Особенности совместного ведения хозяйства в родовой общине. Распределение обязанностей в родовой общине.

Возникновение искусства и религиозных верований. Как была найдена пещерная живопись. Загадки древнейших рисунков. Человек «заколдовывает» зверя. Зарождение веры в душу. Представление о религиозных верованиях первобытных охотников и собирателей.

Глава 2. Первобытные земледельцы и скотоводы

Возникновение земледелия и скотоводства. Представление о зарождении производящего хозяйства: мотыжное земледелие. Первые орудия труда земледельцев. Районы раннего земледелия. Приручение животных. Скотоводство и изменения в жизни людей. Последствия перехода к производящему хозяйству. Освоение ремёсел. Гончарное дело, прядение, ткачество. Изобретение ткацкого станка. Родовые общины земледельцев и скотоводов. Племя: изменение отношений. Управление племенем. Представления о происхождении рода, племени. Первобытные религиозные верования земледельцев и скотоводов. Зарождение культа.

Появление неравенства и знати. Развитие ремёсел. Выделение ремесленников в общине. Изобретение гончарного круга. Начало обработки металлов. Изобретение плуга. От родовой общины к соседской. Выделение семьи. Возникновение неравенства в общине земледельцев. Выделение знати. Преобразование поселений в города. Повторение. Какой опыт, наследие дала человечеству эпоха первобытности. Переход от первобытности к цивилизации (неолитическая революция (отделение земледелия и скотоводства от собирательства и охоты), выделение ремесла, появ ление городов, государств, письменности).

Глава 3. Счёт лет в истории. Измерение времени по годам. Как в древности считали года. Опыт, культура счёта времени по годам в древних государствах. Изменения счёта времени с наступлением христианской эры. Особенности обозначения фактов до нашей эры (обратный счёт лет). Счёт лет, которым мы пользуемся. Летоисчисление от Рождества Христова. Наша эра. «Линия времени» как схема ориентировки в историческом времени.

Повторительно-обобщающий урок по разделу «Жизнь первобытных людей».

РАЗДЕЛ II. ДРЕВНИЙ ВОСТОК

Глава 4. Древний Египет

Государство на берегах Нила. Страна Египет. Местоположение государства. Разливы Нила и природные условия. Земледелие в Древнем Египте. Система орошения земель под урожай. Путь к объединению Древнего Египта. Возникновение единого государства в Египте. Управление страной.

Как жили земледельцы и ремесленники в Египте . Жители Египта: от фараона до простого земледельца. Труд земледельцев. Система каналов. В гостях у египтянина. Ремёсла и обмен. Писцы собирают налоги.

Жизнь египетского вельможи. О чём могут рассказать гробницы вельмож. В усадьбе вельможи. Служба вельмож. Вельможа во дворце фараона. Отношения фараона и его вельмож.

Военные походы фараонов. Отряды пеших воинов. Вооружение пехотинцев. Боевые колесницы египтян. Направления военных походов и завоевания фараонов. Завоевательные походы Тутмоса III. Военные трофеи и триумф фараонов. Главные города Древнего Египта - Мемфис, Фивы. Судьба военнопленных. Появление наёмного войска.

Религия древних египтян. Боги и жрецы. Храмы - жилища богов. Могущество жрецов. Рассказы египтян о своих богах. Священные животные и боги. Миф об Осирисе и Исиде. Сет и Осирис. Суд Осириса. Представление древних египтян о царстве мёртвых: мумия, гробница, саркофаг. Фараон - сын Солнца. Безграничность власти фараона. «Книга мёртвых».

Искусство Древнего Египта. Первое из чудес света. Возведение каменных пирамид. Большой сфинкс. Пирамида фараона Хеопса. Внешний вид и внутреннее устройство храма. Археологические открытия в гробницах древнеегипетских фараонов. Гробница фараона Тутанхамона. Образ Нефертити. Искусство древнеегипетской скульптуры: статуя, скульптурный портрет. Правила ваяния человека в скульптуре и изображения в росписях. Экспозиции древнеегипетского искусства в национальных музеях мира: Эрмитаже, Лувре, Британском музее.

Письменность и знания древних египтян. Загадочные письмена и их разгадка. Особенности древнеегипетской письменности. Иероглифическое письмо. Изобретение материала и инструмента для письма. Египетские папирусы: верность традиции. Свиток папируса - древнеегипетская книга. Школа подготовки писцов и жрецов. Первооснова научных знаний (математика, астрономия). Изобретение инструментов отсчёта времени: солнечный календарь, водяные часы, звёздные карты. Хранители знаний - жрецы.

Древнее Двуречье. Страна двух рек. Местоположение, природа и ландшафт Южного Двуречья. Ирригационное (оросительное) земледелие. Схожесть хронологии возникновения государственности в Междуречье и Нильской долине. Города из глиняных кирпичей. Шумерские города Ур и Урук. Глина как основной строительный и бытовой материал. Культовые сооружения шумеров: ступенчатые башни от земли до неба. Боги шумеров. Область знаний и полномочий жрецов. Жрецы-учёные. Клинопись. Писцовые шко лы. Научные знания (астрономия, математика). Письмена на глиняных табличках. Мифы и сказания с глиняных табличек. Клинопись - особое письмо Двуречья.

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы. Город Вавилон становится главным в Двуречье. Власть царя Хаммурапи - власть от бога Шамаша. Представление о законах Хаммурапи как законах богов. Узаконенная традиция суда над преступниками. Принцип талиона. Законы о рабах. Законы о богачах и бедняках. Закон о новых отношениях, о новых социальных группах: ростовщиках.

Финикийские мореплаватели. География, природа и занятия населения Финикии. Средиземное море и финикийцы. Виноградарство и оливководство. Ремёсла: стеклоделие, изготовление пурпурных тканей. Развитие торговли в городах Финикии: Библе, Сидоне, Тире. Морская торговля и пиратство. Колонии финикийцев. Древнейший финикийский алфавит. Легенды о финикийцах.

Библейские сказания. Ветхий Завет. Расселение древнееврейских племён. Организация жизни, занятия и быт древнееврейских общин. Переход к единобожию. Библия и Ветхий Завет. Мораль заповедей бога Яхве. Иосиф и его братья. Моисей выводит евреев из Египта: библейские мифы и сказания как исторический и нравственный опыт еврейского народа. Бог даёт законы народу.

Древнееврейское царство. Библейские сказания о войнах евреев в Палестине. Борьба с филистимлянами. Древнееврейское царство и предания о его первых правителях: Сауле, Давиде, Соломоне. Правление Соломона. Иерусалим как столица царства. Храм бога Яхве. Библейские предания о героях.

Ассирийская держава. Освоение железа. Начало обработки железа. Последствия использования железных орудий труда. Использование железа в военном ремесле. Ассирийское войско и конница. Вооружение ассирийцев. Ассирийское царство - одна из великих держав Древнего мира. Завоевания ассирийских царей. Трагедия побеждённых Ассирией стран. Ниневия - достойная столица ассирийских царей-завоевателей. Царский дворец. Библиотека глиняных книг Ашшурбанапала. Археологические свидетельства ассирийского искусства. Легенды об ассирийцах. Гибель Ассирийской державы.

Персидская держава «царя царей». Три великих царства в Западной Азии. Город Вавилон и его сооружения. Начало чеканки монеты в Лидии. Завоевания персов. Персидский царь Кир Великий: его победы, военные хитрости и легенды о нём. Образование Персидской державы (завоевание Мидии, Лидии, Вавилонии, Египта). Царь Дарий Первый. Царская дорога и царская почта. Система налогообложения. Войско персидского царя. Столица великой державы древности - город Персеполь.

Глава 6. Индия и Китай в древности.

Природа и люди Древней Индии. Страна между Гималаями и океаном. Реки Инд и Ганг. Гималайские горы. Джунгли на берегах Ганга. Деревни среди джунглей. Освоение земель и развитие оросительного земледелия. Основные занятия индийцев. Жизнь среди природы: животные и боги индийцев. Сказание о Раме. Древнейшие города. Вера в переселение душ.

Индийские касты. Миф о происхождении четырёх каст. Обряд жертвоприношения богам. Периоды жизни брахмана. Кастовое общество неравных: варны и касты знатных воинов, земледельцев и слуг. «Неприкасаемые». Индийская мудрость, знания и книги. Возникновение буддизма. Легенда о Будде.Объединение Индии царём Ашокой.

Чему учил китайский мудрец Конфуций . Страна, где жили китайцы. География, природа и ландшафт Великой Китайской равнины. Реки Хуанхэ и Янцзы. Высшая добродетель - уважение к старшим. Учение Конфуция. Мудрость - в знании старинных книг. Китайские иероглифы. Китайская наука учтивости. Первый властелин единого Китая. Объединение Китая при Цинь Шихуане. Завоевательные войны, расширение территории государства Цинь Шихуана. Великая Китайская стена и мир китайцев. Деспотия Цинь Шихуана. Возмущение народа. Свержение наследников Цинь Шихуана. Археологические свидетельства эпохи: глиняные воины гробницы Цинь Шихуана. Шёлк. Великий шёлковый путь. Чай. Бумага. Компас.

. Объединение Китая. Завоевательные войны. Южно-Китайское море. Гунны. Великая Китайская стена. Бойницы. Возмущение народа. Великие изобретения китайцев.

Повторительно-обобщающий урок по разделу «Древний Восток».

РАЗДЕЛ III. ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ

Глава 7. Древнейшая Греция

Греки и критяне. Древнейшие города: Микены, Тиринф, Пилос, Афины. Критское царство по данным археологических находок и открытий. Кносский дворец: архитектура, скульптура и фресковая роспись. Морское могущество Крита. Тайна критской письменности. Гибель Критского царства. Мифы критского цикла: Тесей и Минотавр, Дедал и Икар.

Микены и Троя. В крепостных Микенах. Местонахождение. «Архитектура великанов». Каменные Львиные ворота. Облик города-крепости: археологические находки и исследования. Древнейшее греческое письмо. Заселение островов Эгейского моря. Троянская война. Мифы о начале Троянской войны. Вторжение в Грецию с севера воинственных племён и его последствия.

Поэма Гомера «Илиада». Миф о Троянской войне и поэмы «Илиада» и «Одиссея». Гнев Ахиллеса. Поединок Ахиллеса с Гектором. Похороны Гектора. Мифы и сказания об Одиссее, Ахиллесе, троянском коне. Мораль поэмы.

Поэма Гомера «Одиссея». География странствий царя с острова Итака - Одиссея. Одиссей находит приют у царя Алкиноя. На острове циклопов. Встреча с сиренами. Возвращение на Итаку. Расправа с женихами. Мораль поэмы.

Религия древних греков. Боги Греции. Религиозные верования греков. Пантеон олимпийских богов. Мифы о Деметре и Персефоне. Миф о Прометее. Мифы о Дионисе и Геракле. Миф о споре Афины с Посейдоном.

Глава 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием.

Земледельцы Аттики теряют землю и свободу. География, природа и ландшафт Аттики. Дефицит земли. Перенаселённость Аттики. Основные занятия населения Аттики: садоводство, выращивание оливковых деревьев и винограда. Знать и демос в Афинском полисе. Знать во главе управления Афинами. Ареопаг и архонты. Законы Драконта. Бедственное положение земледельцев. Долговое рабство. Нарастание недовольства демоса.

Зарождение демократии в Афинах. Демос восстаёт против знати. Демократические реформы Солона. Отмена долгового рабства. Перемены в управлении Афинами. Народное собрание и граждане Афин. Создание выборного суда. Солон о своих законах.

Древняя Спарта. География, природа и ландшафт Лаконии. Полис Спарты. Завоевание спартанцами Лаконии и Мессении. Спартанцы и илоты: противостояние власти и большинства. Спарта - военный лагерь. Образ жизни и правила поведения спартиатов. Управление Спартой и войском. Спартанское воспитание. «Детский» способ голосования. Легенда о поэте Тиртее.

Греческие колонии на берегах Средиземного и Чёрного морей. Греческая колонизация побережья Средиземного и Чёрного морей. Причины колонизации. Выбор места для колонии. Развитие межполисной торговли. Греки и скифы на берегах Чёрного моря. Отношения колонистов с местным населением. Единство мира и культуры эллинов. Эллада - колыбель греческой культуры. Как царь Дарий пытался завоевать земли на юге нынешней России. Древний город в дельте реки Дона.

Олимпийские игры в древности. Праздник, объединявший эллинов. Олимпия - город, где зародилась традиция Олимпийских игр. Подготовка к общегреческим Играм. Атлеты. Пять незабываемых дней. Виды состязаний. Миф об основании Олимпийских игр. Награды победителям. Легенды о знаменитых атлетах. Возвращение в родной город. Воспитательная роль Олимпийских игр.

Победа греков над персами в Марафонской битве. Над греками нависла угроза порабощения. Предсказание бога Аполлона. Марафонская битва. Победа афинян в Марафонской битве. Тактика и героизм стратега Мильтиада. Греческая фаланга.

Нашествие персидских войск на Элладу. Подготовка эллинов к новой войне. Клятва афинских юношей при вступлении на военную службу. Идея Фемистокла о создании военного флота. Вторжение персов в Элладу. Патриотический подъём эллинов. Защита Фермопил. Подвиг трёхсот спартанцев и царя Леонида. Хитрость Фемистокла накануне Саламинской битвы. Морское Саламинское сражение. Роль Фемистокла и афинского флота в победе греков. Эсхил о победе греков на море. Разгром сухопутной армии персов при Платеях. Причины победы греков. Мораль предания «Перстень Поликрата».

Глава 9. Возвышение Афин в V в. до н. э. и расцвет демократии.

В гаванях афинского порта Пирей. Пирей. Длинные стены. В военных гаванях. Афинские граждане. В торговой гавани. Пошлина. Переселенцы. Тяжелая участь рабов. Вольноотпущенники. Афины – крупнейший центр ремесла и торговли.

В городе богини Афины. Город Афины и его районы. Миф о рождении богини Афины. Керамик - квартал, где дымят печи для обжига посуды. Посуда с краснофигурным и чернофигурным рисунками. Керамик и его жители. Агора - главная площадь Афин. Из жизни древних гречанок. Быт афинян. Храмы Акрополя. Особенности архитектуры храмов. Фидий и его Афина. Атлеты Мирона и Поликлета.

В афинских школах и гимнасиях . Воспитание детей педагогами. Образование афинян. Рабы-педагоги. Занятия в школе. Палестра. Афинские гимнасии. Греческие учёные о природе человека. Скульптуры Поликлета и Мирона и спортивные достижения учащихся палестры. В афинских гимнасиях. Обучение красноречию.

В афинском театре. Возникновение театра в Древней Греции. Устройство. Театральные актёры. Театральные представления: трагедии и комедии. На представлении трагедии Софокла «Антигона». Театральное представление комедии Аристофана «Птицы». Воспитательная роль театральных представлений.

. Сущность афинской демократии в V в. до н. э. Выборы на общественные должности в Афинах. Полномочия и роль Народного собрания, Совета пятисот. Перикл и наивысший расцвет Афин и демократии. Оплата работы на выборных должностях. Друзья и соратники Перикла: Аспасия, Геродот, Анаксагор, Софокл, Фидий. Афинский мудрец Сократ.

Глава 10. Македонские завоевания в IV в. до н. э.

Города Эллады подчиняются Македонии. Возвышение Македонии при царе Филиппе. Стремление Филиппа подчинить соседей. Влияние эллинской культуры. Аристотель - учитель Александра, сына македонского царя Филиппа. Македонская фаланга. Конница. Осадные башни. Два вектора отношения Греции к Македонии: Исократ и Демосфен. Плутарх о Демосфене. Потеря Грецией независимости. Битва при Херонее: горечь поражения и начало отсчёта новой истории. Гибель Филиппа. Александр - царь Македонии и Греции.

Поход Александра Македонского на Восток. Александр возглавил поход македонцев и греков в Азию. Первые победы: река Граник. Быстрая победа над войском Дария III у города Исс. Походы в Финикию, Египет. Провозглашение Александра богом и сыном бога Солнца. Основание Александрии. Победа при Гавгамелах. Гибель Персидского царства. Поход в Индию - начало пути к завоеванию мира. Изменение великих планов. Возвращение в Вавилон. Писатели об Александре Македонском.

В Александрии Египетской. Распад державы Александра после его смерти. Складывание пространства эллинистического мира на территории державы Александра Македонского: Египетское, Македонское, Сирийское царства. Александрия Египетская - крупнейший порт, торговый и культурный центр Восточного Средиземноморья. Фаросский маяк - одно из чудес света. Музей. Александрийская библиотека. Из истории древних библиотек. Греческие учёные на благо Александрии Египетской: Аристарх Самосский, Эратосфен, Евклид.

Повторительно-обобщающий урок по разделу «Древняя Греция».

РАЗДЕЛ IV. ДРЕВНИЙ РИМ

Глава 11. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией.

Древнейший Рим. Легенда об основании Рима: Амулий, Ромул и Рем. Ромул - первый царь Рима. Город на семи холмах и его обитатели. Занятия римлян. Почитание Весты и Марса. Управление ранним Римом. Тарквиний Гордый и римский юноша Муций. Отказ римлян от царской власти.

Завоевание Римом Италии. Возникновение республики. Консулы - ежегодно выбираемые правители Рима. Борьба плебеев за свои права. Народный трибун и право вето. Нашествие галлов. Военные победы римлян. Битвы с Пирром. Пиррова победа. Установление господства Рима над Италией. Решение земельного вопроса для плебеев. Устройство Римской республики. Плебеи - полноправные граждане Рима. Отмена долгового рабства. Выборы двух консулов. Принятие законов. Роль сената в Риме. Римское войско и римские легионы. Тит Ливий о легионах. Одежда римлян. Гадания в Риме.

Устройство Римской республики. Плебеи – полноправные граждане Рима. Выборы консулов и принятие законов. Марсово поле. Форум. Сенат и его роль в Риме. Римское войско. Войны-легионеры.

Глава 12. Рим - сильнейшая держава Средиземноморья.

Вторая война Рима с Карфагеном. Карфаген - преграда на пути к Сицилии. Карфаген - стратегический узел в Западном Средиземноморье. Первые победы Рима над Карфагеном. Создание военного флота. Захват Сицилии. Вторая война Рима с Карфагеном. Поход Ганнибала через снежные Альпы. Вторжение войск Ганнибала в Италию. Союз с галлами. Путь к Риму. Разгром римлян при Каннах: тактика Ганнибала и тактика римлян. Изменение стратегии римлян в войне с Ганнибалом. Первая морская победа римлян. Окончание войны. Победа Сципиона над Ганнибалом при Заме. Установление господства Рима в Западном Средиземноморье.

Установление господства Рима во всём Средиземноморье. Рост Римского государства. Политика Рима «разделяй и властвуй». Подчинение Греции Риму. Поражение Сирии и Македонии. Трёхдневный триумф римского консула и исчезновение Македонии. Разрушение Коринфа. Сенатор Катон - автор сценария гибели Карфагена. Смерть Ганнибала. Средиземноморье - провинция Рима.

Рабство в Древнем Риме. Завоевательные походы Рима - главный источник рабства. Политика Рима в провинциях. Наместники. Использование рабов в сельском хозяйстве, в быту римлян. Раб - «говорящее орудие». Гладиаторские игры - любимое зрелище римлян. Амфитеатры. Римские учёные о рабах.

Глава 13. Гражданские войны в Риме.

Земельный закон братьев Гракхов. Дальние заморские походы и разорение земледельцев Италии. Потеря имущества бедняками. Обнищание населения. Заступник бедняков Тиберий Гракх. Принятие земельного закона Тиберия Гракха. Гибель Тиберия. Дальнейшее разорение земледельцев Италии. Гай Гракх - продолжатель дела брата. Гибель Гая.

Восстание Спартака. Крупнейшее в древности восстание рабов в Италии. Первая победа восставших и Спартака над римским войском. Оформление армии восставших. Походы армии восставших рабов. Три победы восставших, приблизившие их к свободе. Обеспокоенность римского сената небывалым размахом восстания. Рабы в ловушке. Разгром армии рабов римлянами под руководством Красса. Причины поражения восставших.

Единовластие Цезаря. Превращение римской армии в наёмную. Борьба полководцев за единоличную власть. Красс и Помпей. Возвышение Цезаря. Красс, Помпей и Цезарь. Завоевание Галлии. Гибель Красса. Плутарх о Риме. Захват Цезарем власти. Рим у ног Цезаря. Диктатура Цезаря. Легионы и ветераны - опора Цезаря в его политическом курсе. Брут и Цезарь. Убийство Цезаря в сенате.

Установление империи. Поражение сторонников республики. Бегство заговорщиков из Рима. Борьба Антония и Октавиана за единовластие. Роль Клеопатры в судьбе Антония. Победа флота Октавиана у мыса Акций. Превращение Египта в римскую провинцию. Единовластие Октавиана. Окончание гражданских войн в Италии и провинциях. Власть и правление Октавиана Августа. Превращение Римского государства в империю. Меценат и поэт Гораций. Гибель Цицерона - римского философа. Поэма Вергилия «Энеида».

Глава 14. Римская империя в первые века нашей эры.

Соседи Римской империи. Установление мира с Парфией. Разгром римских легионов германцами. Главные враги Римской империи. Образ жизни и верования германцев. Предки славянских народов: римские писатели о славянах, об их занятиях, образе жизни и о верованиях. Дороги Римской империи.

В Риме при императоре Нероне. Укрепление власти императоров. Складывание культа императоров. Актёр на императорском троне. Тацит о Нероне. Падение нравственности: расцвет доносительства. Забавы и расправы Нерона. Нерон и Сенека. Пожар в Риме. Преследования христиан. Массовое восстание в армии и гибель Нерона.

Первые христиане и их учение. Проповедник Иисус из Палестины. «Сыны света» из Кумрана. Рассказы об Иисусе его учеников. Предательство Иуды. Распространение христианства. Моральные нормы Нагорной проповеди. Апостолы. Представления о Втором пришествии, Страшном суде и Царстве Божьем. Идея равенства всех людей перед Богом. Христиане - почитатели Иисуса, Божьего избранника. Преследования римскими властями христиан.

Расцвет Римской империи во II в. н. э. Неэффективность рабского труда. Возникновение и развитие колоната. Правление Траяна - «лучшего из императоров». Тацит о Траяне. Военные успехи Траяна - последние завоевания римлян. Переход к обороне границ Римской империи. Масштабное строительство в Риме и провинциях на века. Новое в строительном ремесле. Обустройство городов в провинциях империи.

Вечный город и его жители. Все дороги ведут в Рим. Город Рим - столица империи. Архитектурный облик Рима. Колизей. Пантеон. Римский скульптурный портрет. Особняки на городских холмах. Многоэтажные дома в низинах между холмами. Термы в жизни и культуре римлянина. «Хлеб и зрелища» для бедноты. Большой цирк в Риме.

Глава 15. Разгром Рима германцами и падение.

Укрепление границ империи. Рим и варвары. Вторжения варваров. Римская армия как инструмент борьбы полководцев за императорскую власть. Солдатские императоры. Правление Константина. Неограниченная власть императора. Увеличение численности армии. Прикрепление колонов к земле. Перемены в положении христиан. Признание христианства. Усиление влияния римского епископа (папы). Основание Константинополя и перенесение столицы на Восток. Украшение новой столицы за счёт архитектурных и скульптурных памятников Рима, Афин и других городов империи. Ад и рай в книгах христиан.

Взятие Рима варварами. Разделение Римской империи на два самостоятельных государства. Варвары-наёмники в римской армии. Вторжение готов в Италию. Борьба полководца Стилихона с готами. Расправа императора над Стилихоном. Недовольство легионеров-варваров. Взятие Рима Аларихом - вождём готов. Падение Западной Римской империи. Новый натиск варваров: захват Рима вандалами. Опустошение Вечного города варварами. Свержение юного римского императора Ромула Августула. Передача имперских регалий византийскому императору. Западная Римская империя перестала существовать. Конец эпохи Античности.

Итоговое повторение.

Проектная деятельность обучающихся

Соберите с помощью дополнительной литературы и Интернет-ресурсов информацию по одной из выбранных тем.

Общекультурное направление. « Изобретения и открытия первобытных людей». Какую роль сыграли эти открытия и изобретения в жизни первобытных людей? Продолжают ли они использоваться в наши дни?

« Древнейшие виды письменности». Когда, где и почему возникло письмо? Чем древнейшее письмо отличалось от нашего письма? Каково происхождение нашей азбуки?

Социальное направление . «Индия – родина многих басен и сказок о животных». Познакомитесь с ними. Какие вам больше всего понравились? Чем? С какими верованиями связано то, что в древней литературе индейцев действующими лицами часто являются животные?

Общеинтеллектуальное направление . «Древняя культура Китая». Какими достижениями древней культуры Китая вправе гордится ныне живущие китайцы?

Духовно-нравственное направление . «Религии мира». Приверженцы каких древних религий почитали многих богов? Каким религиям свойственно единобожие (почитание единственного Бога?). Не забудьте, что одна и таких религий возникла позже остальных, в ту историческую эпоху, которую называют Средними веками.

«Мудрецы древности о правилах поведения». Что общего в этих правилах? Чем ценны для людей нашего времени наставления библейских мудрецов, Будды, Конфуция, Сократа? Чем – поучения Иисуса Христа.

Социальное направление. «Устройство древних государств». Чем отличалось управление в Афинах при Перикле и в Римской республике от управления в Древнем Египте, Персии, Китае?

Духовно-нравственное направление. «Патриотизм греков в войнах с персами ». Почему демократия воспитывала любовь к своему отечеству? Какие сражения с персами и почему могут служить примером патриотизма греков?

Общеинтеллектуальное направление. «Зрелище, возникшие в древности». Какие из них любимы и в наши дни? Какие зрелища по требованию христиан были запрещены? Почему?

Общеинтеллектуальное направление. «Знаменитые сооружения и постройки древности». Как они выглядели? Где и с какими целями были созданы? Какие из них сохранились до наших дней?

Планируемые предметные результаты изучения истории

Выпускник научится:

Владеть целостными представлениями об историческом пути человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества, истории собственной страны;

Систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность;

Применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира;

Сознательно организовывать и регулировать свою деятельность -учебную, общественную и др.;

Решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

Понимать культурное многообразие мира, уважать культуру своего народа и других народов, толерантности.

Выпускник получит возможность научиться:

- применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности в курсах всеобщей истории;

- соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве;

- изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность;

Осознавать свою идентичность как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

Осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений, способности к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе.

Календарно-тематическое планирование

Дата

план.

Дата факт.

ЖИЗНЬ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ

Глава 1. Первобытные охотники и собиратели

Древнейшие люди

Родовые общины охотников и собирателей

Возникновение искусства и религии

Глава 2. Первобытные земледельцы и собиратели

Возникновение земледелия и скотоводства

Появление неравенства и знати

Счет лет в истории

Глава 3. Счет лет в истории

Повторительно-обобщающий урок по разделу «Жизнь первобытных людей»

ДРЕВНИЙ ВОСТОК

Глава 4. Древний Египет

Государство на берегах Нила

Как жили земледельцы и ремесленники

Жизнь египетского вельможи

Военные походы фараонов

Религия древних египтян

Искусство Древнего Египта

Письменность и знания древних египтян

Глава 5. Западная Азия в древности

Древнее Двуречье

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы

Финикийские мореплаватели

Библейские сказания

Древнееврейское царство

Ассирийская держава

Персидская держава «царя царей»

Глава 6. Индия и Китай в древности

Природа и люди Древней Индии

Индийские касты

Чему учил китайский мудрей Конфуций

Первый властелин единого Китая

Повторительно-обобщающий урок по разделу Древний Восток»

ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ

Глава 7. Древнейшая Греция

Греки и критяне

Микены и Троя

Поэма Гомера «Илиада»

Поэма Гомера «Одиссея»

Религия древних греков

Глава 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием

Земледельцы аттики теряют землю и свободу. Зарождение демократии в Афинах.

Древняя Спарта

Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей

Олимпийские игры в древности

Победа греков над персами в Марафонской битве

Нашествие персидских войск в Элладу

Глава 9. Возвышение Афин в V веке до н.э. и расцвет демократии

В гаванях афинского порта Пирей

В городе богини Афины

В афинских школах и гимназиях

В афинском театре

Афинская демократия при Перикле

Глава 10. Македонские завоевания в IV веке до н.э.

Города Эллады подчиняются Македонии

Поход Александра Македонского на Восток

В Александрии Египетской

Повторительно-обобщающий урок по разделу «Древняя Греция»

ДРЕВНИЙ РИМ

Глава 11. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией

Древнейший Рим

Завоевание Римом Италии

Устройство Римской республики

Глава 12. Рим – Сильнейшая держава Средиземноморья

Вторая война Рима с Карфагеном

Установление господства Рима во всем Средиземноморье

Рабство в Древнем Риме

Глава 13. Гражданские войны в Риме

Земельный закон братьев Гракхов

Восстание Спартака

Единовластие Цезаря

Установление империи

Глава 14. Римская империя в первые века нашей эры

Соседи Римской империи

В Риме при императоре Нероне

Первые христиане и их учение

Расцвет империи во II веке

«Вечный город» и его жители

Глава 15. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи

Римская империя при Константине.

Взятие Рима варварами

Повторительно-обобщающий урок по разделу «Древний Рим».

Итоговое повторение

25.01

27.01

01.02.

03.02.

08.02.

10.02.

15.02.

17.02.

22.02.

24.02.

01.03.

03.03.

08.03.

10.03.

15.03.

17.03.

22.03.

24.03.

05.04.

07.04.

12.04.

14.04.

19.04.

21.04.

26.04.

28.04.

03.05.

05.05.

10.05.

12.05.

17.05.

19.05.

24.05.

26.05.

31.05.

Аннотация к рабочей программе

Название курса

История (всеобщая история «История древнего мира»)

Класс

Колличество часов

35 часов (2 раза в неделю)

Составители

Горина Ирина Алексеевна

Цель курса

Формирование интереса к истории, осознание возможностей и роли истории в познании окружающего мира, понимание истории как части общечеловеческой культуры;

Овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;

- образование, развитие и воспитание личности, способной к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта человечества в целом, активно и творчески применяющей исторические знания в учебной и социальной деятельности;

- усвоение значимости периода древности, Античности в истории народов Европы и Азии, а также их места в истории мировой цивилизации;

- освоение знаний о важнейших событиях, процессах, личностях истории Древнего мира в их взаимосвязи и хронологической преемственности.

Структура курса

(перечень тем)

Жизнь первобытных людей

Древний Восток

Древняя Греция. 16

Древний Рим 19

Итоговое повторение 1

Методические пособия

Основное общее образование

Линия УМК В. С. Мясникова. Всеобщая история (5-9)

Методическое пособие предназначено для организации преподавания курса истории по учебнику (авт. Т. П. Андреевсаяй, М. В. Белкина, Э. В. Ванина). Пособие состоит из двух частей. В первой части раскрываются требования ФГОС применительно к курсу истории Древнего мира и особенности методики его изучения. Значительное внимание уделено использованию различных средств обучения, в том числе электронных. Во второй части содержатся методические разработки уроков и дополнительные материалы к ним.

Структура и содержание пособия соответствуют требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

  1. Часть I. Что важно знать учителю о преподавании курса истории Древнего мира
  • Познавательный потенциал учащихся 5 класса и проблемы его использования при обучении истории
  • Особенности изучения курса истории Древнего мира
  • – Особенности учебно-методического комплекта по истории для 5 класса
  • – Особенности отбора материала для курса истории Древнего мира
  • – Особенности методики изучения истории Древнего мира
  • Часть II. Методические рекомендации к урокам по истории Древнего мира
    • – Урок 1. Введение в историю Древнего мира
    • Раздел I. Первобытный мир
    • – Урок 2. Возникновение человека
    • – Урок 3. Появление современного человека
    • – Урок 4. Зарождение искусства и религиозных верований
    • – Урок 5. Человечество на пути к новому обществу
    • Раздел II. Древний Восток
    • – Урок 6. Образование государства в долине Нила
    • – Урок 7. Религиозные верования в Древнем Египте
    • – Урок 8. Правитель Древнего Египта
    • – Урок 9. Подданные фараона. Повседневная жизнь древних египтян
    • – Урок 10. Культура Древнего Египта
    • – Урок 11. Шумер и Аккад
    • – Урок 12. Древний Вавилон. Законы царя Хаммурапи
    • – Урок 13. Ассирийская держава
    • – Урок 14. Древняя Финикия
    • – Урок 15. Древняя Палестина
    • – Урок 16. Древняя Персия
    • – Урок 17. Древняя Индия
    • – Урок 18. Древний Китай
    • – Урок 19. Обобщающий урок по разделу «Древний Восток»
    • Раздел III. Древняя Греция
    • – Урок 20. Природа Греции и занятия древних греков
    • – Урок 21. Древнейшие государства Греции: Крит и Микены
    • – Урок 22. Верования древних греков
    • – Урок 23. «Илиада» и «Одиссея»: правда и вымысел
    • – Урок 24. Греческий полис – город-государство. Великая греческая колонизация
    • – Урок 25. Установление демократического строя в Афинах
    • – Урок 26. Спарта
    • – Уроки 27–28. Борьба греков за свою свободу
    • – Урок 29. Греческий полис и его жители
    • – Урок 30. Развитие демократии при Перикле
    • – Урок 31. Олимпийские игры в Древней Греции
    • – Урок 32. Повседневная жизнь греков
    • – Урок 33. Греческая наука
    • – Урок 34. Архитектура и скульптура Греции
    • – Урок 35. Рождение театра. Театральные представления
    • – Урок 36. Греция и Македония в IV в. до н. э.
    • – Урок 37. Он хотел завоевать весь мир…
    • – Урок 38. Александрия Египетская
    • – Урок 39. Обобщающий урок по разделу «Древняя Греция»
    • Раздел IV. Древний Рим
    • – Урок 40. Древняя Италия и начало города Рима
    • – Урок 41. Рим в эпоху царей
    • – Урок 42. Рождение Римской республики. Борьба патрициев и плебеев
    • – Урок 43. Завоевание Римом Италии
    • – Урок 44. Армия Древнего Рима (дополнительный)
    • – Урок 45. Рим и Карфаген
    • – Урок 46. Завоевания Рима на Востоке
    • – Урок 47. Государственное устройство Римской республики
    • – Урок 48. Римское общество: его нравы и обычаи
    • – Урок 49. Повседневная жизнь римского общества
    • – Урок 50. Рабство в Древнем Риме
    • – Урок 51. Начало гражданских войн в Риме
    • – Урок 52. Гай Юлий Цезарь
    • – Урок 53. Октавиан Август и рождение Римской империи
    • – Урок 54. Императоры Рима I–II вв. (дополнительный)
    • – Урок 55. Вечный город (дополнительный)
    • – Урок 56. Культура Рима
    • – Урок 57. Возникновение христианства
    • – Урок 58. Римская империя в III–V вв.
    • – Урок 59. Повторительно-обобщающий урок по теме «Древний Рим»
    • – Урок 60. Повторительно-обобщающий урок по курсу истории Древнего мира «Вклад народов Древнего мира в развитие цивилизации»

    Данный учебник открывает единую линию учебников по всеобщей истории для основной школы.
    Учебник создан с учётом достижений современной исторической науки. Материал о первобытных людях, возникновении и развитии древних цивилизаций (Египет, Западная Азия, Индия, Китай, Греция и Рим) вводит школьников в мир истории. Результатом изучения курса является формирование целостного представления об изучаемой эпохе.
    Методический аппарат, включающий вопросы и задания двух уровней сложности, а также творческие проекты, предполагает активные формы освоения учебной информации.

    Древнейшие люди.
    Наши далёкие предки. Древнейшие люди жили в жарких странах, где не бывает морозов и холодных зим. В Восточной Африке археологи находят при раскопках кости людей, живших более двух миллионов лет назад. По этим находкам можно восстановить облик наших самых далёких предков.

    Древнейший человек очень напоминал обезьяну. У него было грубое лицо с широким приплюснутым носом, тяжёлая нижняя челюсть без подбородка, уходящий назад лоб. Над бровями находился валик, под которым глаза скрывались, как под навесом. Походка у людей была ещё не вполне прямая, прыгающая; длинные руки свисали ниже колен. Люди ещё не умели разговаривать. Подобно животным, криками устрашали они хищников, звали на помощь, предупреждали об опасности. Жили люди не в одиночку, а группами.

    ОГЛАВЛЕНИЕ
    Как работать с учебником 6
    Откуда мы знаем, как жили наши предки 8
    Жизнь первобытных людей 9
    Глава 1. Первобытные собиратели и охотники 10
    §1. Древнейшие люди -
    §2. Родовые общины охотников и собирателей 13
    §3. Возникновение искусства и религиозных верований 17
    Глава 2. Первобытные земледельцы и скотоводы 21
    §4. Возникновение земледелия и скотоводства
    §5. Появление неравенства и знати 25
    Глава 3. Счёт лет в истории 29
    Древний Восток 33
    От первобытности к цивилизации 34
    Глава 4. Древний Египет 34
    §6. Государство на берегах Нила
    §7. Как жили земледельцы и ремесленники в Египте 37
    §8. Жизнь египетского вельможи 42
    §9. Военные походы фараонов 46
    §10. Религия древних египтян 51
    §11. Искусство Древнего Египта 56
    §12. Письменность и знания древних египтян 61
    Глава 5. Западная Азия в древности 65
    §13. Древнее Двуречье
    §14. Вавилонский царь Хаммурапи и его законы 69
    §15. Финикийские мореплаватели 73
    §16. Библейские сказания 77
    §17. Древнееврейское царство 81
    §18. Ассирийская держава 85
    §19. Персидская держава «царя царей» 90
    Глава 6. Индия и Китай в древности 95
    §20. Природа и люди Древней Индии
    §21. Индийские касты 100
    §22. Чему учил китайский мудрец Конфуций 105
    §23. Первый властелин единого Китая дод
    Древняя Греция 115
    Глава 7. Древнейшая Греция 116
    §24. Греки и критяне -
    §25. Микены и Троя 121
    §26. Поэма Гомера «Илиада» 125
    §27. Поэма Гомера «Одиссея» 129
    §28. Религия древних греков 134
    Глава 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием 139
    §29. Земледельцы Аттики теряют землю и свободу 140
    §30. Зарождение демократии в Афинах 143
    §31. Древняя Спарта 147
    §32. Греческие колонии на берегах Средиземного и Чёрного морей 150
    §33. Олимпийские игры в древности 155
    §34. Победа греков над персами в Марафонской битве 161
    §35. Нашествие персидских войск 165
    Глава 9. Возвышение Афин в V (5-м) веке до н. 9. и расцвет демократии 171
    §36. В гаванях афинского порта Пи рей
    §37. В городе богини Афины 175
    §38. В афинских школах и гимнасиях181
    §39. В афинском театре 185
    §40. Афинская демократия при Перикле 190
    Глава 10. Македонские завоевания в IV (4-м) веке до н. э 196
    §41. Города Эллады подчиняются Македонии
    §42. Поход Александра Македонского на Восток 200
    §43. В Александрии Египетской 208
    Древний Рим 213
    Глава 11. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией 214
    §44. Древнейший Рим
    §45. Завоевание Римом Италии 219
    §46. Устройство Римской республики 222
    Глава 12. Рим - сильнейшая держава Средиземноморья 227
    §47. Вторая война Рима с Карфагеном 228
    §48. Установление господства Рима во всём Средиземноморье 232
    §49. Рабство в Древнем Риме 238
    Глава 13. Гражданские войны в Риме 242
    §50. Земельный закон братьев Гракхов
    §51. Восстание Спартака 246
    §52. Единовластие Цезаря 251
    §53. Установление империи 256
    Глава 14. Римская империя в первые века нашей эры 260
    §54. Соседи Римской империи 261
    §55. В Риме при императоре Нероне 265
    §56. Первые христиане и их учение 269
    §57. Расцвет империи во II (2-м) веке н. э 275
    §58. Вечный город и его жители 279
    Глава 15. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи 285
    §59. Римская империя при Константине
    §60. Взятие Рима варварами 289
    Семь чудес света 294
    Вот и закончилось наше путешествие по Древнему миру 296
    Проверьте, хорошо ли вы помните историю Древнего мира 298
    Информационно-творческие проекты 300
    Запомните эти слова 301
    Советуем прочитать эти книги 302
    Интернет-ресурсы 303.

    Основные термины и даты по курсу История Древнего мира.

    5 класс.

    Глава 1.

    Термины.

    1.Первобытные люди - люди, жившие до появление письма, первых государств.

    2.Охота, рыболовство, собирательство - занятия первобытных людей.

    3.Религия - вера в богов, сверхъестественные силы.

    4 . Родовая община- люди, связанные кровным родством.

    5.Соседская община- коллектив людей, не связанных родственными узами.

    Даты.

    2 миллиона лет до н.э. - появление древнейших людей.

    40 тысяч лет до н.э. - появление разумного (современного) человека.

    Глава 2.

    Термины

    Племя - союз нескольких родовых общин. Племенем управлял совет старейшин.

    Ремесленник - человек, который занимается изготовлением сосудов, орудий труда, тканей и т.д.

    Вождь -глава племени.

    Знать - самые богатые люди племени.

    Царь -правитель государства.

    Даты

    10 тысяч лет до н.э. - возникновение земледелия и скотоводства. Земледелие возникло из собирательства, а скотоводство из охоты.

    9 тысяч лет до н.э. - появилась обработка металлов. Первый метал - медь.

    Глава 4.Древний Египет.

    Термины.

    1.Государство – это организация власти одного класса над другим.

    2.Египет - страна, которая располагается на берегу реки Нил от первого порога до Средиземного моря. Египет находится в северо-восточной Африке.

    3.Фараон -царь Египта.

    4 .Вельможа - царский советник.

    5.Налог - плата в казну государства, значительной частью урожая или приплода скота.

    6.Бронза - сплав меди и олова. Оружие у египтян было бронзовым.

    7. Раб - человек, потерявший свободу.

    8.Жрецы -служители богов.

    9.Ра, Осирис, Исида, Сет, Гор, Тот - боги Древнего Египта.

    10.Пирамида -гробница фараона. Самая высокая пирамида Хеопса.

    11.Иероглифы - письменность древних египтян.

    12. Папирус - материал для письма в Древнем Египте.

    Даты.

    5 тысяч лет до н.э. - появление письменности и первых государств.

    3 тысячи лет до н.э. - объединение Египта. Столица (главный город) Египта -Мемфис.

    1500 лет до н.э . -завоевательные походы Тутмоса

    Глава 5.Древнее Двуречье.

    Термины.

    1.Двуречье - территория между двумя реками Тигр и Евфрат.

    2.Ур, Урук, Лагаш, Вавилон - города Древнего Двуречья.

    3.Шамаш,Син, Иштар - боги Древнего Двуречья.

    4.Клинопись - письменность Древнего Двуречья.

    5.Законы - правила, установленные правителем.

    6.Финикия - государство на восточном побережье Средиземного моря.

    7.Библ, Тир, Сидон - города Финикии.

    8.Колония - поселение за пределами родной страны.

    9.Алфавит -письменность в Финикии. Был изобретен 3000 лет до нашей эры.

    10.Кочевники - племена, не имеющие постоянных поселений.

    11. Иосиф, Моисей, Давид, Самсон, Саул - герои, чьи деяния описаны в Библии (священная книга).

    12.Ассирия - держава в верхнем течении Тигра.

    13.Держава - большое и сильное государство.

    14. Персия - государство в Западной Азии, около Персидского залива.

    Даты.

    1792-1750 годы до н.э. - правление Хаммурапи

    10 век до н.э. - столицей Еврейского царства стал Иерусалим.

    10 век до н.э. - ассирийцы научились обрабатывать железо.

    8-7 века до н.э .- ассирийцы завоевали Вавилон, Библ, Тир, Сидон и часть Палестины.

    612 год до н.э.- Ниневия, столица Ассирии, была захвачена.

    538 год до н.э. - Вавилон завоеван персами

    525 год до н.э . - персы завоевали Египет

    Глава 6. Древняя Индия и Древний Китай.

    Термины.

    1.Индия - страна в Южной Азии .

    2.Инд и Ганг - реки Индии.

    3.Джунгли - труднопроходимые леса в Индии.

    4.Каста -группа людей, обладающая определенными правами и обязанностями.

    5.Брахман - жрец, который относился к высшей касте в Древней Индии

    6.Буддизм - мировая религия, которая возникла в 5 веке до нашей эры в Индии. Основатель Будда.

    7.Китай - страна в Восточной Азии.

    8.Конфуций - древнекитайский мудрец.

    9.Поднебесная - так называют китайцы свою страну.

    10.Бамбук - материал для письма в Древнем Китае.

    11.Шелк, порох, компас, бумага - великие изобретения китайцев.

    Даты.

    3 век до нашей эры - Ашока объединил индийский царства.

    221 год до нашей эры - Цинь Шихуан стал первым и единственным правителем Китая.

    Глава 7.Древняя Греция.

    Термины

    1.Греция - страна на юге Балканского полуострова.

    2.Микены, Тиринф, Пилос - древнегреческие города.

    3.Крит - остров в Средиземном море.

    4.Тесей - древнегреческий герой, который победил Минотавра (чудовище, жившее в Лабиринте на Крите).

    5.Минос - царь Крита.

    6.Кносс - столица Критской империи.

    7.Троя - город в Малой Азии.

    8.Гомер - древнегреческий поэт, автор "Иллиады" и "Одиссеи".

    9.Ахиллес, Одиссей, Менелай - герои, сражавшиеся во время Троянской войны на стороне греков.

    10.Парис,Гектор,Приам - герои, сражавшиеся во время Троянской войны на стороне троянцев.

    11.Древнегреческие боги:

    а)Зевс - бог-громовержец, царь богов и людей.

    б)Посейдон - бог моря.

    в)Аид -бог подземного мира

    г)Афродита - богиня любви, красоты.

    д)Артемида - богиня охоты.

    е)Апполон - бог музыки и искусств.

    ж)Афина- богиня мудрости, справедливой войны.

    з)Арес - бог войны

    и)Гефест - бог кузнец

    к)Деметра - богиня земледелия

    л)Дионис - бог виноделия

    м)Гермес - бог торговли

    12.Одиссей, Пенелопа, Телемак, Полифем - герои поэмы "Одиссея".

    Даты.

    1500 год до нашей эры - извержение вулкана, гибель Критской империи.

    1200 - 1210 годы до нашей эры - Троянская война .

    Глава 8. Полисы Древней Греции.

    Термины.

    1.Полис - независимый город-государство в Древней Греции.

    2.Аттика - область в Средней Греции. Центр Аттики - Афины.

    3.Ареопаг - совет знати в Древней Греции.

    4.Архонт - правитель в Афинах.

    5.Драконт - архонт, прославившийся жестокими "драконовскими" законами.

    6. Солон - архонт-законодатель. Он отменил долговое рабство. Грек не мог быть рабом. Архонтом мог стать, как богатый, так и бедный грек.

    7.Демос - простой народ в Древней Греции.

    8.Демократия - власть простого народа.

    9.Граждане - свободные афиняне.

    10.Народное собрание - собрания граждан государства для рассуждения об общественных делах, для издания законов, для избрания должностных лиц.

    11.Лакония - область в Южной Греции. Центр Лаконии - Спарта.

    12.Илоты - рабы в Древней Спарта. Илоты жители области Мессения.

    13.Пираты - морские разбойники.

    14.Скифы - племена, обитавшие на побережье Черного моря.

    14.Ольвия,Херсонес,Пантикопей - колонии греков на побережье Черного моря.

    15.Эллада - так греки называли свою страну.

    16.Атлет - участник Олимпийских игр

    17.Ипподром - место для конных состязаний.

    18.Фаланга - строй сомкнутыми рядами в Древней Греции.

    19.Стратег - военачальник в Древней Греции.

    20.Мильтиад, Фемистокл - стратеги в период греко-персидских войск.

    21.Дарий, Ксеркс - персидские цари в период греко-персидских войск.

    22.Триера -военный корабль древних греков.

    22. Леонид - легендарный спартанский царь, участник боя в Фермопильском ущелье.

    23.Эсхил - древнегреческий поэт, участник Саламинского сражения.

    Даты.

    8 век до нашей эры - изобретение греческого алфавита.

    594 год до нашей эры - на должность архонта избран Солон.

    776 год до нашей - первые Олимпийские игры.

    490 год до нашей эры - Марафонская битва. Персидскими войсками командовал Дарий.

    480 год до нашей эры - бой в Фермопильском ущелье, Саламинское сражение. Персидскими войсками командовал Ксеркс.

    Глава 9.

    Термины.

    1.Пирей- главный порт Афин.

    2.Пошлина - плата, которую отдавали иноземные купцы, за право торговать в Афинах.

    3.Вольноотпущенник - раб, который получил свободу.

    4.Керамик - район гончарных мастерских в Афинах.

    5.Агора - главная площадь Афин, где ежедневно собирался Совет пятисот.

    Право иноземного

    6.Акрополь - холм с крутыми и обрывистыми склонами в Афинах. На Акрополе находился Парфенон (храм богини Афины ) .

    7.Фидий,Милон, Поликлет - великие древнегреческие скульпторы.

    8.Педагог - раб, который занимался воспитанием детей в Древней Греции.

    9.Стиль -палочка для письма.

    10 . Палестра, гимнасий - виды школ в Древней Греции.

    11. Театр - место для зрелищ.

    12. Орхестра - круглая или полукруглая площадка, на которой выступали актеры и хор.

    13. Скене - постройка, примыкавшая к орхестре.

    14.Софокл, Аристофан - древнегреческие драматурги (создатели сценариев для театральных представлений). Софокл придумал трагедию, а Аристофан - комедию.

    15.Перикл - вождь афинского демоса, который несколько десятилетий занимал должность первого стратега. Первый стратег решал вопросы о войне и мире, руководил армией и флотом. Стратегов выбирали сроком на один год.

    16. Оратор - человек, умеющий произносить речи, убеждать слушателей.

    17.Реформы Перикла: 1. введение оплаты должностным лицам;

    2.создание специального фонда для раздачи малоимущим гражданам денег на посещение театра; 3.строительство общественных зданий, дававшее работу многим гражданам.)

    Даты:

    443-428 -первым стратегом в Афинах избирался Перикл.

    Глава 10.

    Термины:

    1.Македония - маленькая горная страна в Северной Греции.

    2.Филипп, Александр - цари Македонии.

    3.Аристотель - древнегреческий ученый, учитель Александра Македонского.

    4.Демосфен - древнегреческий оратор, который смог убедить часть полисов объединиться против Македонии.

    5.Парменион - македонский военачальник, друг Александра.

    6.Дарий Третий - персидский царь, противник Александра.

    7. Средиземноморье - общее название для стран, расположенных по берегам Средиземного моря.

    8.Александрия - город на острове Фарос, основанный Александром. В городе были построено одно из Чудес света - Фаросский маяк

    Даты:

    338 год до нашей эры - битва при Херонее. Победа Македонии, разгром сил греческих полисов.

    Поход Александра Македонского на Восток.

    Дата

    (до н. э.)

    События

    Результат

    Битва при Гранике

    Открыт путь в Малую Азию, к греческим городам под персидским господством

    Битва при г. Иссе

    Уничтожена часть персидской армии, от державы Дария III отрезаны Сирия, Финикия и Египет

    Осада и взятие Тира

    Подчинён бассейн Средиземного моря

    332-331

    Подчинение Египта

    Обеспечен подвоз продовольствия в Грецию и другие области Македонской державы

    Битва при Гавгамелах

    Полностью сломлены военные силы Дария III.

    Война в Бактрии и Согдиане

    Подавлены последние очаги сопротивления в Персии

    Война в Индии. Битва

    с Пором при Гидаспе.

    Крайние истощение сил македонского войска

    Смерть Александра Македонского

    Начало развала созданной в процессе завоевания державы – империи Александра Македонского.

    Глава 11.Древнейший Рим.

    Термины.

    1.Рим - город на берегу реки Тибр , в Италии. Построен на семи холмах. Самые известные Палатин и Капитолий.

    2.Италия - страна на Аппенинском полуострове .

    3.Латины - племя, жившее по берегу Тибра.

    4.Нумитор,Амулий, Рея Сильвия - легендарные герои племени латин.

    5.Ромул и Рем - основатели Рима.

    6.Весталка - жрица богини домашнего очага (Весты).

    7. Ликторы - охрана древнеримского царя.

    8.Патриции - жители Рима, потомки его древнейших жителей.

    9.Плебеи - жители Рима, переселенцы из других завоеванных областей Италии.

    10.Консулы - два-правителя в Римской республике, избираемые сроком на один год. Консулом мог стать патриций, а позже и плебей. Должность не оплачивалась, поэтому только богатые были способные ее занять.

    11.Народный трибун - должностное лицо, избираемое из плебеев. Имели право вето (запрета), которое позволяло отменить решение консула или Сената.

    12.Сенат - один из высших государственных органов власти в Древнем Риме. Он ведал казной, разрабатывал планы ведения войн, вел переговоры с другими государствами. Сенаторами (из было 300) становились консулы, после годичной службы.

    13.Легион - основная организационная единица в армии Древнего Рима. Один легион = 4500 – 5000 воинов.

    14.Легионер - воин-землевладелец в Древнем Риме.

    Даты.

    753 год до нашей эры - основание Рима.

    509 год до нашей эры - Рим стал республикой.

    390 год до нашей эры - нашествие галлов на Рим.

    326 год до нашей эры - отмена долгового рабства в Древнем Риме.

    280 год до нашей эры - царь Пирр с войсками высадился в Италии.

    Глава 12. Рим - сильнейшая держава Средиземноморья.

    Термины:

    1.Карфаге́н - богатейший город-государство в Северной Африке, соперник Древнего Рима.

    2.Пуны - название жителей Карфаге́на.

    3.Пунические войны - войны Рима с Карфаге́ном (их было три). Итог: победа Рима.

    4. Ганнибал - командующий войсками Карфаге́на во время второй (Пунической) войны.

    5.Сципион - римский полководец во время второй (Пунической) войны.

    6. Диадема - головной убор, знак царской власти.

    7. Император - повелитель, главнокомандующий.

    8. Триумф - торжественный въезд в Рим полководца-победителя

    9.Катон - сенатор в Древнем Риме, знаменит фразой "Карфгаге́н должен быть разрушен".

    10.Провинция - область, завоеванная Древнем Римом.

    11. Имение - земельное владение богатого человека.

    12.Гладиатор - сильный и ловкий раб, которого обучали сражаться на потеху публике. Гладиаторские игры - любимое зрелище римлян.

    13.Амфитеатр - специальное сооружение для гладиаторских игр.

    Даты:

    218-201 до нашей эры - вторая Пуническая война Рима и Карфаге́на.

    216 год до нашей эры - битва при Каннах.

    202 год до нашей эры - битва при Заме.

    146 год до нашей эры - разрушены и уничтожены Карфаге́н и Коринф.

    Глава 13.Гражданские войны в Древнем Риме.

    1. Гражданская война - война между гражданами одного государства.

    2.Тиберий Гракх - народный трибун в Древнем Риме, автор земельного закона.

    3.Спартак -раб-гладиатор, возглавивший восстание рабов.

    4.Капуя - область в Италии, где началось восстание Спартака.

    5.Красс,Помпей,Лукулл - полководцы Древнего Рима, которые сражались с армией Спартака.

    6. Гай Юлий Цезарь - диктатор, великий полководец Древнего Рима.

    7.Ветераны - старые солдаты в Древнем Риме, завершившие свою службу.

    8.Диктатор - правитель, обладающий неограниченной властью и не обязанный ни перед кем отчитываться в своих действиях.

    9. Марк Антоний, Октавиан Август - римские полководцы, участвовавшие в борьбе за власть после смерти Гая Юлия Цезаря.

    10.Клеопатра - правительница Египта.

    11.Преторианцы - личная стража императора в Римской империи.

    12.Империя - большое и сильное государство.

    Даты:

    133 год до нашей эры - земельный закон Тиберия Гракха. По закону ни одна семья в Риме не должна пользоваться более чем тысячью югеров земли.

    74-71 года до нашей эры - восстание Спартака.

    49 год до нашей эры - Цезарь завоевывает Рим.

    31 год до нашей эры - морское сражение у мыса Акций.

    30 год до нашей эры - завершение гражданских войн в Риме. Рим стал империей.

    30 - 14 года до нашей эры - правление Октавиана Августа.

    Глава 14. Римская империя в первые века нашей эры.

    1.Германцы - племена, жившие по берегам реки Рейн. Германцы были врагами Римской империи.

    2.Донар (Один) - главный бог германских племен.

    3.Славяне - племена, населявшие большое пространство Европы. Славяне -предки русского,украинского и некоторых других народов.

    4.Венеды - этим именем римляне называли славян.

    5.Тацит - древнеримский историк.

    6.Нерон - древнеримский император, правил в 1ом веке нашей эры. Известен тем, что сжег Рим.

    7.Иисус Христос - основатель христианства, одной из мировых религий.

    8.Евангелие (с греческого благая весть) - описание жизни Иисуса Христа.

    9.Павел,Петр, Иуда - апостолы (ученики) Иисуса Христа.

    10.Колоны - земледельцы, бравшие землю для обработки на несколько лет.

    11.Париж, Вена,Лондон,Кельн - города, основанные римлянами.

    12. Форум - площадь в Риме.

    13. Колизей - знаменитый амфитеатр в Древнем Риме.

    14.Пантеон - храм всех богов в Древнем Риме.

    15.Термы - бани в Древнем Риме.

    Даты:

    98 -117 годы нашей эры -правление императора Траяна в Риме.

    70 год н. э. - разрушение Иерусалима.

    79 года н. э - гибель города Помпеи из-за извержения вулкана Везувий.

    Глава 15. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи.

    1.Варвары - этим именем римляне называли все племена, жившие за пределами Римской Империи.

    2.Константин -древнеримский император, правивший в 4 веке нашей эры.

    3.Епископ - главный священник в городе.

    4.Константинополь - город, основанный императором Константином на берегу Босфорского пролива.

    5.Готы,вандалы - германские племена.

    6.Аларих -вождь племени готов.

    7.Стилихон - римский военачальник, вандал по происхождению.

    Даты:

    313 год нашей эры - Константин издал указ, разрешающий христианам строить храмы и открыто молиться.

    330 год нашей эры - Константинополь, вместо Рима, стал столицей Римской империи.

    395 год нашей эры - империя была разделена на Восточную Римскую империю и Западную Римскую империю.

    410 год нашей эры - Рим захвачен готами.

    455 год нашей эры - Рим захвачен вандалами.

    476 год нашей эры - Западная Римская империя перестала существовать.