К г паустовский телеграмма равнодушие. Аргумент из рассказа Паустовского "Телеграмма"

В рассказе Константина Георгиевич Паустовского «Телеграмма» рассказывает об одинокой престарелой женщине, и её невнимательной и неблагодарной дочери. Тем не менее, автор специально показывает нам, что Настя (а именно так и звали «невнимательную» дочь), вовсе не злой человек. Напротив, она помогает окружающим – например, Тимофееву организовать выставку. При всём при этом она всё-таки ужасно невнимательно отнеслась к своей собственной матери. Куда проще Насте было отдавать всю себя работе, стремиться к карьерным вершинам, успешно и ответственно выполнять свои задачи, чем помнить о том, что рядом находятся близкие люди, которые нуждаются в её помощи, поддержки.

Тем не менее, внимательный читатель сможет всё-таки найти и отрицательные стороны в характере главной героине рассказа Паустовского «Телеграмма». Например, Настя эгоистична. И даже выставку Тимофееву она организовывает не просто так, а из своих эгоистических соображений. Но главный недостаток Насти заключается в том, что она не смогла найти золотую середину между помощью чужим, не родным ей людям и заботой к самому близкому человеку – собственной матери. И после смерти матери, я уверен, Настя никогда не простит себе это, всю жизнь будет мучиться угрызениями совести, осознания собственной вины.

Однако, Паустовский в финале рассказа «Телеграмма» даёт читателям надежду, помогает понять, что смерть позабытой дочерью женщины не напрасна. Что кто-нибудь обязательно задумается об этом и не совершит такой же ошибки, как это сделала Настя.

Рассказ Константина Паустовского - это срочное, как телеграмма, предупреждение для читателей о том, что время быстротечно и надо заботиться о своих родных людях.

Главная проблема, которую поднимает в рассказе автор, - это проблема взаимоотношений родителей и детей. В центре событий – судьба пожилой женщины Катерины Петровны, которая живет одиноко в деревне Заборье, а ее дочь работает и живет в Ленинграде. Главная героиня очень скучает по дочери, потому что она давно не приезжала домой и редко пишет письма. Сама тоже редко пишет дочери, ведь не хочет ей быть в тягость.

Почему возникла такая проблема? Почему дочь не пишет матери и не приезжает? Сама уверяет себя, что причина в том, что она поглощена работой, у нее нет времени на письма. Но с другой стороны, она находит время для чужих людей. Мы видим, как она спешит на помощь талантливому скульптору. Он ей рассказывает о своих проблемах, что ему сложно живется в его «берлоге». Настя жалеет его, хотя проблемы скульптора на самом деле не так серьезны, как у ее матери. Настя не понимает или не хочет понимать, как ее матери одиноко среди чужих людей в отдаленной от городов деревне.

Когда Катерине Петровне стало совсем плохо, она послала Насте письмо с просьбой ее увидеть. Однако девушка не стала его читать сразу. Подсознательно она боялась материнских слез и укоров. Поэтому она поступила эгоистично – не стала огорчать себя и успокоила себя тем, что, если пишет, значит все нормально. И как покажет потом развитие сюжета, именно это ее решение повлияет на конец истории. Если бы девушка сразу прочитала письмо, почувствовала боль матери, то скорее всего успела бы увидеть мать и не чувствовала потом такого раскаяния. Но Настя не прочла письмо, а дальше занималась своими важными делами. В результате равнодушие дочери привело к тому, что мать провела свою старость в одиночестве, хотя и в окружении добрых соседей.

Кроме проблемы равнодушия детей к родителям, в рассказе есть и другая проблема – культурная разница между интеллигенцией и простым народом. Главная героиня была дочерью известного художника, однако никто в деревне не мог понять значения картин, находящихся в мемориальном доме. Да и говорить Катерине Петровне не было с кем на интересные темы. Ее окружали малограмотные люди, не было ни одной родственной души. Но с другой стороны, эти простые люди помогли ей больше, чем родная образованная дочь. Именно к таким людям у автора больше симпатии.

Константин Паустовский был великим художником слова, сила которого и сейчас влияет на читателей, призывает их к человечности. Его рассказ «Телеграмма» показывает проблему непростых взаимоотношений родителей и детей. Автор предупреждает читателей, чтобы они задумались об этой проблеме, заботились о родных и близких людях, а не думали только о своей работе.

История создания

Рассказ «Телеграмма» был написан Паустовским в 1946 году, вскоре после того, как к нему пришла большая, советская и зарубежная слава. Истоки рассказа можно найти в произведениях 1937 года - цикл рассказов «Летние дни», повести «Мещёрская сторона». Здесь есть упоминание о судьбе дочери известного художника, которое впоследствии трансформируется в самостоятельный рассказ «Телеграмма». Рассказ не изучался в советской школе вплоть до конца 90-х, так как приоритет имели более крупные произведения жанра соцреализма.

Анализ рассказа

Описание рассказа

Сюжет рассказа можно изложить в нескольких предложениях: одинокая женщина преклонного возраста живет в отдаленной глухой деревне, в «мемориальном» доме, построенном еще её отцом, выдающимся художником. Речь даже не о физической помощи, - женщина абсолютно чужая жителям деревни, с которыми у неё нет никаких точек соприкосновения. Удивительно, но у неё есть дочь, которая временами присылает матери денег да пишет ей короткие письма о том, как она занята. Настает время, когда пожилая мать понимает - ей не пережить надвигающуюся зиму, и она пишет дочери призывное письмо. Настя выезжает больше чем через две недели и то - после тревожной уже телеграммы о приближающейся смерти матери. Дочь не успевает ни к постели умирающей, ни к похоронам, а когда приезжает, испытывает самое страшное на свете раскаяние.

Композиционно рассказ поделен на три части: в первой происходит знакомство с Катериной Петровной, упоминается необычность её существования, отмечается, что это необычный человек. Во второй части рассказывается о дочери Насте, о её важной работе и характере.Третья часть связана с историей о телеграмме, вернее, о двух телеграммах. Первая известила Настю о том, что мать серьезно больна. Вторую из глубочайшего сочувствия пишет Тихон, сторож в доме Катерины Петровны. Мужчина из народа, невежественный, но чистый человек, он помнит еще отца Катерины Петровны и к обоим испытывает уважение как к умным, интеллигентным людям. Невежество Тихона не мешает ему иметь доброе, отзывчивое сердце и нерушимые нравственные принципы в нём. Тихон сочиняет для умирающей Катерины Петровны телеграмму, якобы от дочери, в которой пишет от её лица, что скоро приедет. Однако допускает в телеграмме такое нелепое построение фразы, что Катерина Петровна сразу понимает - это писала не Настя. Катерина Петровна обо всем догадывается и благодарит Тихона за ласку и добрые слова. Эта вторая телеграмма - символ чистого порыва, святой лжи во спасение и её озвучивание Тихоном - кульминационный пик рассказа.

Главные герои

Происхождение Катерины Петровны, вероятно, дворянское, ведь автор упоминает о том, что она была воспитана в семье, имеющей отношение к искусству. Катерина Петровна получила хорошее образование, она была знакома со многими людьми из мира искусства, даже упоминается, что будучи в Париже, видела похороны Виктора Гюго. Но эта информация, разговоры об искусстве никому в богом забытой деревне не будут интересны, как и старинные вещи из гардероба женщины, - страусовые перья, сморщенные перчатки, одежда в бисере. Люди в дерене живут неравнодушные - ходит к пожилой женщине девочка-соседка, почтальон и сторож Тихон, но им просто не под силу скрасить ее одиночества, слишком разные люди. Катерина Петровна ждет писем от дочери, а сама не пишет, чтобы не докучать девушке. Не выдерживает только раз, посылая девушке трогательные строки, так как предчувствует скорую смерть.

(Кадр из к/ф "Телеграмма" 1957 год )

Жизнь второй героини, Насти, напротив, полна энергии и забот. И если бы читатель не узнал в предыдущей части рассказа, что происходит с её матерью, он бы считал Настю тонко чувствующим, сердечным и отзывчивым человеком. Ведь её душа так порывисто отзывается на искусство, на чужую беду (например, суровое существование скульптора Тимофеева). На чужую, но вот не на материнскую - ведь письмо от матери Настя даже читает не сразу, а едет к ней вообще через 2 недели.

Раскаяние приходит слишком поздно. Настя не успевает никуда, даже на похороны. Всю ночь девушка плачет в опустевшем материнском доме, а утром уезжает втайне от деревни, будто крадучись, - ей стыдно.

«Телеграмма» — произведение, написанное Паустовским. В Википедии можно подробнее узнать об авторе и его творчестве.

Паустовский обращается к теме «отцов и детей», что, безусловно, не оставит читателя безразличным. Проблема актуальная, острая, свойственна каждому, у кого есть или была семья. Краткое содержание «Телеграммы» Паустовского позволит проникнуться теми переживаниями, что заложил в неё автор, почерпнув основную идею.

Вконтакте

А также познакомиться с героями и понять причины их поступков. Для полноты картины при необходимости лучше, конечно, ознакомиться с текстом целиком. Он занимает всего двенадцать машинописных страниц.

Анализ произведения «Телеграмма»

Структура

Рассказ перед нами или повесть? «Телеграмма» Паустовского — короткий рассказ . Его можно условно поделить на пять частей, каждая из которых несёт определённую смысловую нагрузку в сюжете:

  1. О матери
  2. О дочери
  3. Тревожная весть
  4. Трагичная развязка
  5. Итог.

Первая часть — представление матери, Катерины Петровны. Рассказывается о том, что старушка живёт в глухой деревне одна и имеет дочь. Вторая часть — знакомство с Настей, описание её работы. В третьей происходит кульминационный момент — зарождение и отправка самой телеграммы матерью о своей болезни. Там же неравнодушный ко всему мужик Тихон высылает ответ якобы от дочери для Катерины Петровны. Но та понимает и благодарит его за душевный порыв , не получая, однако, истинного письма от Насти. В четвёртой дочь приезжает, да не застаёт мать живой. И в пятой происходит переосмысление ею своего поступка, подведение итогов.

О чём сюжет: короткое содержание

Читайте краткое содержание и узнаете что: Катерина Петровна доживает свой век в удалённой от города деревушке. Её дом был построен ещё дедом, талантливым художником. Женщина малообщительна и практически не имеет контактов с односельчанами, но у неё есть дочь, занимающаяся важной работой и высылающая матери денег. В какой-то момент Катерина Петровна понимает, что смертельно больна и хочет повидаться с дочерью напоследок, в чём и просит её в телеграмме. Однако Настя не принимает письмо всерьёз и выезжает спустя две недели, когда узнаёт, что смерть матери не за горами. Девушка опаздывает на похороны и испытывает горечь, запоздалое раскаяние за свою медлительность.

Герои рассказа

Всех героев можно поделить на группы:

  • главные действующие: мать Катерина, дочь Настя
  • второстепенные действующие. В деревне: пожилой сторож Тихон, соседка девочка Манюшка. У Насти: скульптор Тимофеев.
  • Третьестепенные действующие лица — жители деревни на похоронах. Почтарь, учительница и т.д.
  • недействующие: отец Катерины Петровны, художник. Здесь можно выделить и скульптуру Гоголя — она говорит в сознании Насти голосом совести. Тем самым через неё читатель знакомится с авторской позиции произведения.

Главные герои в «Телеграмме»

Катерина Петровна, вероятнее всего, происходит из дворянского рода. Паустовский намекает, что она воспитывалась в интеллигентной семье, разбирающейся в искусстве. В молодости женщина бывала в обществе творческих людей, а в Париже застала похороны Виктора Гюго. Катерина Петровна образованна и духовно развита.

Но в деревне она никому не нужна , ей не с кем обмолвиться словом. У женщины шикарный гардероб дворянки, небывалая там роскошь. Тем не менее находятся небезразличные знакомые, которые навещают старушку. Среди них и сторож Тихон, и девочка, и почтальон. Катерина Петровна ждёт участия только от одного человека — своей дочери. Та присылает ей скупые отписки, ссылаясь на занятость. Мать и боится лишний раз потревожить своими телеграммами, лишь единожды не выдержав и отправив её первой. Когда находится при смерти.

Настя — неопытна и только познаёт мир вокруг себя. В ней много амбиций и иллюзий. Девушка кажется душевной и трепетной, но своей матери уделяет мало внимания. Откликается на призыв о помощи не с первого раза, да и то на чужое письмо.

Роль Тихона

Тихон — работяга , малограмотный, но искренний и отзывчив душой к чужим бедам. Он — сторож в доме умирающей женщины. В его сердце ещё живы воспоминания об отце Катерины Петровны, Тихон уважает и её саму, как образованную и вежливую даму. Он проникается её бедой и составляет ответное письмо якобы от дочери. Несмотря на то, что обман был понят женщиной , старушка поблагодарила Тихона за участие. А сам его поступок можно считать бескорыстным порывом души, светлой и доброй. Его телеграмма — символ рассказа.

Вместо заключения

Настя раскаивается, да поздно. Из деревни уезжает в слезах, ей стыдно. Паустовский не даёт конкретной оценки поведению девушки. Но через скульптуру Гоголя как бы передаёт зов совести и разума. Настя чувствует на себе, как была неправа, как опрометчиво поступила, откладывая последнюю встречу с матерью.

В результате читатель понимает , что дочь, какой бы чёрствой ни казалась, всё же пробудилась и признала свою вину, пусть и тяжёлым крестом станет для неё теперь эта ошибка. Всё-таки рассказ несёт в себе светлую мысль и даёт возможность учиться на чужих ошибках. Любить и беречь своих родителей, пока те живы, а не думать только об эгоистичных желаниях.

Читайте короткое произведение Паустовского и делайте собственные выводы.

Анализ рассказа К.Г. Паустовского «Телеграмма»

Я ИДУ НА УРОК

Евгения МИНГЕЛЕНЕ,
с. Корткерос,
Республика Коми

8-й класс

Анализ рассказа К.Г. Паустовского «Телеграмма»

Р азработок, посвящённых рассказу Паустовского, я видела достаточно много. Наиболее продуктивны, на мой взгляд, те, что опубликованы в журнале «Литература в школе» № 6 за 1996 год. И статья Т.Т. Левашовой «Пока не поздно», и работа Н.И. Гусаковой «За добро плати добром» дают полное и глубокое представление о творческом методе писателя, о тех нравственных проблемах, что волновали автора, - потому многие моменты моей разработки перекликаются с указанными статьями, используя их материал. Однако, как мне кажется, и в той, и в другой работе выпущены очень существенные моменты, связанные, в частности, с особенностями создания рассказа, с невозможностью однозначно оценить серьёзность проступка и дальнейшую судьбу героини. Потому, сохраняя в целом привычную логику работы над рассказом, предлагаю несколько иную систему оценок и, возможно, несколько спорные выводы.

Традиционно на работу с рассказом отводится два урока. Целью этих уроков ставлю не только знакомство с творческой мастерской писателя, углубление знаний о писателе и его произведениях (в младших классах мои ученики уже встречались с героями К.Г. Паустовского), но и осмысление важнейших нравственных проблем современности: отдаление и разобщённость близких людей, неумение и нежелание показать свои чувства и как следствие этого - трагическое одиночество, на которое человек обрекает себя сам. Считаю, что восьмиклассникам необходим именно серьёзный разговор о серьёзных проблемах, разговор, который бы дошёл до каждого. Потому литературоведческую часть урока делаю только основой такого разговора.

На первом уроке ребята вспоминают изученные ранее рассказы, в частности, ещё раз проговаривают историю кота-ворюги. При всей видимой простоте это не просто рассказ о приключениях кота, но и история обретения дружбы и осознания своей значимости и полезности кому-то. Делая выводы, обращаем внимание на сочетание лёгкости повествования с серьёзностью темы, указываем на те приёмы, что позволяют достичь такого эффекта: фарсовость сцен и глубокий лиризм пейзажных зарисовок, “очеловечивание” поведения кота и олицетворения в описаниях природы; осознаём глубокую взаимосвязь человека и природы в произведениях К.Г. Паустовского.

Рассказывая об истории создания рассказа «Телеграмма», обращаюсь к «Золотой розе», особо подчёркиваю реальность описанных событий, личное знакомство писателя с его героиней. Кроме того, работаем и со вступительной статьёй, данной в учебнике: она ещё раз обращает внимание ребят на особое свойство таланта Паустовского - умение воссоздавать жизнь во всей её полноте, “заряжать” страницы книг шумом моря или лесными шорохами, погружающими читателя в мир природы.

Если остаётся время, рассказ начинаем читать на уроке (предварительно рассказ не был прочитан). Дома ученики дочитают рассказ, отметят пейзажные зарисовки; если класс достаточно сильный, то в пейзажных фрагментах ребята самостоятельно должны будут найти и выделить изобразительные средства.

План-конспект второго урока

“…Никого в жизни нет и не будет родней…”

Эпиграф на доску: Материнское сердце в детях, а детское - в камне .

Начинаю урок с вопросов.

А что такое телеграмма? Вам приходилось получать её? Представьте такой момент - что бы вы испытали в подобной ситуации? Почему само слово “телеграмма” рождает тревогу? А для чего оно вынесено в заглавие рассказа? Какие предчувствия создаются за счёт названия? Как отражает название содержание рассказа? Сколько телеграмм упомянуто? А выполнили они своё предназначение? (Одна - опоздала, другой - не поверили .) Так стоило ли их упоминать? Может, автор имеет в виду что-то другое, говорит о другой тревожной вести?

Попробуем ответить на этот вопрос сегодняшним уроком.

Мы встречались с Паустовским - мастером пейзажной прозы. А этот рассказ можно определить, как рассказ о природе? (Это рассказ о сложных человеческих взаимоотношениях .) Но пейзажные зарисовки в нём есть, хотя очевидна их иная роль, нежели просто фоновая или возвышенно-лирическая. Одна из задач сегодняшнего урока - определение функции пейзажа и особенностей его в этом рассказе.

Работа с пейзажными фрагментами

В какие моменты повествования наиболее ярко вплетён пейзаж? (Ребята отметили начало рассказа, эпизод, описывающий ночь и старый клён, сцену похорон и последнюю ночь Насти в доме .) Сразу отмечаем тот факт, что все указанные фрагменты тесно связаны с главными героинями. Посмотрим, как строятся эти эпизоды. Работая по группам, ученики находят и выписывают определения, использованные автором, указывают те предметные детали, на которых остановлено наше внимание (работают три группы, каждая со своим фрагментом). Все вместе обдумываем результат этой работы: осенний пейзаж холоден и бесприютен, чаще всего автор использует слово “холодный”. Почему? Можно это определение считать эпитетом? (Оно не несёт в себе оценочного значения, оно просто констатирует факт .)

А какие детали выделяет, подчёркивает автор? Одинокий подсолнух, озябший клён, позабытые звёзды - вот приметы этой холодной осени. Через какой приём они показаны? Зачем автор обращается к олицетворению? (Клён - это не просто осенняя картина, это память Катерины Петровны, видя его, она вспоминает себя .) Так какое же ощущение создаёт пейзаж? Что вбирает в себя холод осени? (Страшное одиночество, пустоту вокруг старой женщины .) Какие два определения связаны у Паустовского? (Холодный и пустой, одинокий .)

Делаем первый вывод: пейзаж передаёт состояние героев, он психологичен по своей сути.

Судьбы Катерины Петровны и Насти

Как представлена в рассказе история старой женщины? (Только прошлое - настоящего нет: и клён, и сад - это только память. )

За счёт каких ещё деталей автор усиливает ощущение абсолютного одиночества старой женщины? Работаем с интерьерными описаниями, отмечаем слепоту и почти полное отсутствие голоса. Но разве рядом со старушкой совсем никого нет? Рядом люди, заботящиеся о ней, - Тихон и Манюшка. Почему не спасает их помощь героиню? Понимают ли они её? (Тихон уважает её и память об её отце, а для девочки она просто бабка. ) Можно ли им рассказать о том, что в душе? Она и не пытается, они только жалеют её, но близкими их назвать нельзя.

Когда тоска героини прорывается? Какой фрагмент рассказа не поддаётся пересказу? (Письмо Насте. ) Зачем и здесь нужно упоминание о саде? (Ещё раз подчёркивается одиночество, только в нём её жизнь, только здесь она видит себя - и это никому не понятно .) Так почему дочери нет рядом? Почему не откликается она на письмо? (Вспоминаем жизнь девушки в большом городе, её работу .) Может, верна оценка Тихона? Что значит “пустельга”? Согласны с его словами?

А как, по-вашему, автор согласен? Вспомните историю создания рассказа: городская жизнь Насти - это единственное, что домыслено автором. Зачем, раз все оценки даны? Давайте ещё раз вспомним страницы, посвящённые Насте. Чем она занята, как подходит к делу? Она искренне заботится о людях? Почему не обижается на капризы художника? (В тексте есть прямой ответ на этот вопрос .) Разве человек равнодушный увидит это, сумеет понять? Вдумайтесь в строки, рассказывающие о получении письма и телеграммы: почему автором создан такой фон - речь о внимании к людям и усмешка Гоголя? Это пробуждение совести или ещё и осознание чего-то особого? Может, помогут описания, связанные с Настей? Те же звёзды в момент прозрения, та же пустота в доме, когда она опоздала. А портрет девушки: ничего знакомого не видите? “Холодные глаза”. Что это значит? Это эпитет, который можно пояснить через ряд синонимов. (Проводим словарную работу .) Но у К.Г. Паустовского это слово связывалось с определением “одинокий”! Помните: пустой - холодный - одинокий… Есть подтверждение этой связи в истории Насти? “Нет, и никого не будет роднее…” Это правда? На что же обрекла себя Настя? Почему? Неужели детское сердце - в камне? Почему так часто мы не можем или не хотим понять самых близких людей? В чём ещё можно увидеть роль пейзажа, если вспомнить о связях, выявленных нами? Может, перед нами своеобразное предупреждение? Может, смысл названия, вызывающего тревогу, в этом?

Оценка финала и выводы по уроку

Изменился ли пейзаж к финалу рассказа? (Вспоминаем итоги групповой работы .) Зачем нужна новая героиня в конце? Её глазами мы видим похороны и по-другому оцениваем окружающий мир. Что видит учительница, с чем остаётся? (Для неё всё вокруг - родина, что-то близкое, родное, напоминающее о маме .)

С чем осталась Настя? (Холодная комната, чувство вины - её одинокая история ещё впереди .) Кто мог бы помочь и простить её, успей она вовремя? Можно ли сомневаться в том, что мать простила бы её? (Работа с эпиграфом .) Оказывается, к тому, кто был и, кажется, будет всегда, можно и не успеть, и не сказать о чём-то очень важном, можно очень многое потерять в суете жизни, в якобы важных и первостепенных делах.

Так к кому обращена телеграмма? О чём она? Сформулируйте языком телеграммы предупреждение писателя. (Задание можно выполнить в конце урока, проведя таким образом момент рефлексии, или сделать его частью домашней работы.)

Дома : обсудите урок с родными, ответьте на вопрос: “Что я услышал в телеграмме от Паустовского?”