Как назвать тему для литературного вечера. Литературные вечера досуга и их значение

Сценарий литературного вечера

«Значит, родственны мы по душе»,

посвящённого презентации поэтического сборника «Родники»

Цель:

Литература :

Дрыжакова Е. В волшебном мире поэзии. Книга для учащихся ст. кл. - М.: Просвещение, 1978. - 203 с.

Угличские поэты (брошюры).

Оборудование:

портреты поэтов

свеча

грамота, жетоны, призы

приглашения

биографии поэтов сборника «Родники».

План мероприятия:

Орг. момент

Вступит. слово ведущего

Слово о гостях

Слово о поэтах сборника

Беседа с гостями вечера (чаепитие) + Викторина «Лучший знаток поэзии»

Подведение итогов мероприятия.

Сценарий:

Ведущая:

***(Поэзии не время быть свечой…)
…Поэзия не факел, а свеча…
(Забыла, чьи слова, но вроде бы Городецкий)

Поэзии не время быть свечой,
Едва мерцающей, совсем не время.
Ну, разве что, когда за упокой…
Оплакивая молодое племя…

Которому б учиться да расти,
Вкушая этот дивный мир на пробу,
А не бросок землицы из горстИ
Родительской, в слезах, на крышку гроба.

Поэзия не огоньком свечи,
Должна быть ныне, зла ветрам покорным,
А путеводным маяком в ночи,
Сжигающим сталеплавильным горном.
Драудэ.А

Ведущая: Добрый вечер, друзья! У каждого из вас, сидящих в этом зале, у каждого человека в нашем огромном мире своё понимание поэзии, индивидуальное, принятое только им одним, и пусть для одного поэзия сравнима со свечой, а для другого - с путеводным маяком - не важно. В нашем же зале горит свеча не случайно, потому как наш вечер посвящён презентации поэтического сборника «Родники», авторы которого учащиеся в(с)ош. Их голос пока ещё слаб, как это трепетное пламя. Но порой хватает и такого, чтобы осветить души близких, друзей, знакомых, да просто незнакомых людей, оказавшихся рядом с вами в определённое отрезок времени. Поэзия - это стремление делиться своим светом с окружающими. Очень точно подметил этот факт поэт-ярославец К.Васильев:

«Поэзия, бушующая только в душе поэта, ещё не поэзия - так как о ней никто не ведает. Она «сама в себе». То же, что и - ничто. Она - вне действия. Вне жизни. Поэт, таящий про себя свои стихи - лишает свою жизнь смысла. Потребность предавать свои стихи гласности - непременная потребность поэта. Ибо лишь это придаёт смысл его занятиям и - шире - его жизни».

Эти слова станут эпиграфом нашего вечера.

Поэзия давняя, любимая страсть человечества. Нет на земле народа, у которого бы не было поэтов. Поэты бывают в большей или меньшей степени наделены талантом, иногда среди них являются гении, подобные Пушкину. Но мировая поэзия бережно хранит имена и тех, кто вовремя нашёл и сказал людям нужные слова - иногда бодрые и добрые, а иногда горькие и иронические, и сказал так, что ему захотели поверить, ибо поэты - всегда живые свидетели времени. Выбор поэта-собеседника всегда останется за читателем, в отсутствие которого исчезает и сам поэт.

В нашем зале нет людей равнодушных, каждый пришёл сюда по велению своей души и сердца. Кто-то из вас сам пишет стихи, кто-то является их благодарным слушателем. Я хочу представить гостей нашего праздника:

Очкина Л.М., Зяблова Н.А., Чистякова Л.П., Будников А., т.д.

Позвольте представить ещё одного полноправного участника нашего вечера - поэтический сборник «Родники». Его авторы - выпускники и сегодняшние учащиеся нашей школы. Выбор названия также не случаен. Родники - это источники с чистой водой, бьющие свои струи из родной земли; стихи юных поэтов поражают искренностью, добротой, любовью к нашему краю, его природе, миру. Главная черта стихотворений не отточенность мастерства, а чистота и открытость их душ. А откровенный разговор с восторженной юностью никого не сможет оставить равнодушным.

Расторгуева Елена.

Рано повзрослевшая Елена всегда поражала глубиной и богатством внутреннего мира, обострённым чувством настоящего. Её поэзия - это не обычный девичий лирический дневник, а зрелые, осмысленные, прочувствованные вещи. Их основная тема - любовь-страсть, не знающая меры и границ; чувство, окрашенное почти всегда в трагические тона. Как у Тютчева - «любовь как поединок роковой…».

Белкина Ирина.

Весёлая, добрая, отзывчивая … Ирина живёт в атмосфере постоянного праздника и бескорыстно делится своей радостью с окружающими. Эта лёгкость, в какой-то мере, беззаботность присуща и её лирике. Её стихи просты и откровенны. Ирина всегда говорит о самой себе. Но! Когда, например, она восхищается красотой нашей столицы, это восхищение передаётся и нам, читателям. А откровенно говорить о том, что любишь, поистине смелый поступок не только для поэта, но и для любого человека

Топорищева Любовь.

Любовь! Её имя - ответ на все вопросы. Искренность в чувствах, зачастую непростых, неизменна. Не случаен и образ летящей птицы … Любовь, рвущаяся наружу; ведь в плену это чувство умирает. Простота слов! Но лишь лесть и неправда всегда многословны, потому и мертвы их речи.

Мягкова Юлия.

Юлия - удивительная девушка с «лучистыми» глазами толстовской княжны, в которых цветёт русское разнотравье. В них доброта соседствует с нежностью, милосердие с мужеством. Так и её стихи - это отражение её глаз. С одинаковым усердием и вниманием она пишет о русской природе, о любви, жизни. Живое участие и откровенность во всём - её жизненное и творческое кредо.

Тушнова Анна.

Только с первого взгляда Анна скромная и хрупкая, потому как она девушка волевая, с характером. Боец по натуре, она преображается в поэзии. Каждое её стихотворение - эмоциональный диалог с читателем. Чаще это желание погрустить осенью, наблюдая умирающую природу, или прокатиться зимой на быстрой тройке. Но всегда, даже в самых мажорных стихотворениях, чувствуется лёгкая грусть.

Галактионов Артём.

Роман - спокойный и выдержанный, ответственный, но немного застенчивый молодой человек. Он из тех, на кого всегда можно положиться. Так и его стихи открыты и просты.

Гагиева Мария.

Мария, гордая и независимая девушка, не подчиняющаяся ни одному закону и правилу. Она страстна во всём: и в жизни, и в поэзии, и потому ненавидит полутона и получувства, во всём доходя до самой сути. И, несмотря на столь юный возраст, её лирике присуща особая «взрослость», серьёзность мысли и чувства.

Сборник состоит из трёх разделов: «О природе», «О любви», «О жизни». В жизни каждого человека - это самые важные и дорогие темы.

Особую роль при создании сборника сыграла Сироткина Любовь Ивановна, директор нашей школы, мудрая женщина, интересный собеседник. Поэтому начинается сборник со стихотворения-эпиграфа И.Белкиной, посвящённого Любовь Ивановне. В настоящее время Ирина проживает в другом городе.

Чтец: ***

Я в этой школе уже три года,

И мне так нравится она.

У нас директор очень строгий,

Но помогает всем она.

Бывает, покричит немного,

Без трудностей ведь жизни нет.

Бывает, и похвалит тоже,

Пусть счастья будет больше бед.

Спасибо, Вам за пониманье,

Терпенье, честность, доброту!

И никогда не забывайте

Ирину Белкину свою!

2004 г.

Ведущая: Каждый поэт - это целая эпоха, целый мир. Кого-то привлекают картины природы; кто-то передаёт в своих строках бурю страстей, чувств;

кто-то откровенничает с читателем, кто-то философствует; кто-то говорит о дружбе, любви; а кто-то обо всём этом вместе. Безусловно, лирические описания родной угличской природы никого не смогут оставить равнодушными. А рассказ о поздней осени Анны Тушновой ещё и на редкость точен. Она сравнивает холодный дождь с плачущим небом. А, впрочем, слово поэту …

А.Тушнова:

***

Все деревья стали золотыми:

Ведь пришла осенняя пора.

Грустно на душе немного стало,

Кажется, не кончится она.

Утром встанешь, и холодный дождик

Бьёт по крышам, будто бы назло,

Кажется, что это слёзы неба,

Потому что умерло оно.

Солнышко его уже не греет

И уже неярко так блестит.

Небо всё окутано вуалью,

Кажется, что небо, небо спит.

15.10.2004.

Ведущая: Любовь земная… Любовь человеческая… Вечная, бессмертная тема. Каждый из поэтов по-своему неповторимо пытался выразить, передать это чувство. Саади и Омар Хаям, Данте и Петрарка, Байрон и Гёте. А наш великий Пушкин! Другие великие поэты России: Лермонтов, Некрасов, Тютчев, Блок …. Каждый в этой теме новатор, ибо пишет и говорит, о чём болит его сердце, его душа. Наш век наложил свой отпечаток на сферу личных, семейных отношений, огрубил, растоптал интимный мир человека, породил цинично-торгашеский взгляд на святая святых - любовь, женскую красоту, материнство. Тем радостней встреча с произведениями, каждое из которых неповторимо, в каждом из которых - тончайшие прекрасные порывы человеческой души, её любовь и верность. Интересно наблюдать за перипетиями юной души, описывающей опыт первой любви, первых разлук и измен. Стихотворения Е.Расторгуевой не по-детски серьёзны и до боли чувственны.

Расторгуева:

Две свечи.

Две свечи, как две жизни, пылают,

Разжигая в душах огонь,

Две свечи, как два грешника,

молча страдают,

Ты кладёшь мою руку себе на ладонь.

Ты пленил меня пламенем ярким,

Я ответное пламя зажгла,

От любви нашей было так тепло,

Что расплавились свечи, и любовь ушла.

Мы теперь с тобою, словно чужие,

Мы теперь ни друзья, ни враги,

Да и мысли теперь уж иные,

Им не хочется больше любви.

Моё сердце теперь, словно льдинка,

словно вечная глыбина льда,

не роняю теперь я слезинки,

и сильней я сейчас, чем тогда.

2003

Ведущая: Жизнь - сложная штука. Огромное количество народных пословиц доказывает это. «Жизнь прожить - не поле перейти». Рассказать другим о том, что волнует тебя, с чем не может мириться твоё сердце - уже подвиг. Слёзы уважения вызывает стихотворение Ю.Мягковой «Девятое мая».

Мягкова:

***

Давай постоим у святого огня,

Преклоним колени к граниту.

Мы вспомним о павших и о живых,

О судьбах, войною разбитых.

Смотри, подошёл седовласый солдат,

Положил цветы к балюстраде.

Смотри, как на солнце медали горят,

И выправка, как на параде.

Они были точно такие, как мы:

Любили, работали, жили,

Шутили, смеялись, ходили в кино,

Рожали детей и растили.

Но трауром страшное слово «Война»

Вмешалось в их судьбы и жизни.

Они защищали родные дома,

Страну и народ от фашизма.

Смотри, сколько их пред тобою в строю,

Не счесть километры фамилий,

Погибших в неравном смертельном бою,

Чтоб мы с вами счастливы были.

2005.

Ведущая: Зажигаем свечу на нашем именинном пироге. Свеча одна, на презентации второго сборника зажжём их уже две.

Слово гостям.

Ведущая: Где, когда и при каких обстоятельствах научились люди слагать стихи? Ответить на этот вопрос невозможно, ибо учились этому всегда и везде.

Не случайно выбрано и название нашего вечера «Значит, родственны мы по душе!». На всех объединило пламя этой свечи.. . Пусть её огонь освещает вашу душу и спасает от мрака равнодушия и пошлости. А родные люди должны помогать друг другу. Поделитесь искоркой тепла, и она вернётся к вам сторицей. До новых встреч.

Беседа.

Так хочется за свою жизнь выпустить несколько пучков света, оставить энергию в этом мире, растворенную среди своего времени. И сейчас я могу это делать с помощью моих произведений.

Стихи - это удивительная тонкая материя, понятная каждому. Однако, для того чтобы понять ее и найти СВОЕГО автора, нужно сделать усилие. Стихи звучат только, когда логика молчит. И я хочу устроить свой первый поэтический вечер , на котором оживет моя внутренняя ЛИРИКА.

Препонов между моим ХОЧУ и РЕАЛИЗАЦИЕЙ оказалось, однако, больше, чем представлялось...

Во-первых, это элементарное отсутствие опыта! Во-вторых, полное отсутствие финансов. В-третьих, ссыкатно очень волнуюсь!

Но обо всем по порядку! Итак, дело происходит в городе Перми, а на календаре у нас аккурат вторая половина ЯНВАРЯ 2015.

Стихи вне времени

Они не только вне времени, но они еще и вне моды. Они вообще не модны. Стихи - это полный андеграунд. Не верите? Конечно, если периодически гулять по старому Арбату, то кажется будто вся страна занимается творчеством. А отъедите подальше... сначала за МКАД, потом еще дальше... В провинциальном городе, нет привычки знакомиться, сидя в кафе и верить новичкам, даже творческим с нервно-чувствительной спиной. Хотите пример? Весь город у нас обожает один театр. Он и вправду невероятный, начиная от магической раздевалки, заканчивая фантастическими постановками классики.

Веря в то, что у гениев должна течь слюна на аромат творчества, я отправилась с худруку Сергею Федотову с предложением организовать совместный проект.

"Что-что?" - удивился режиссер. - "Стихи в театре "УМоста" под нашим именем?! С нашими актерами?! Причем тут Маяковский и прочие эксперименты, когда у меня нет времени даже на вас!" В общем мою "Жар-птицу" чуть под ощипали, а на мою нервную спинку самой тонкий мистик Перми вылил ушат ледяной воды...бодрит, черт возьми!

Стихам нужен свет

Точнее не только свет, а помещение, где их можно показать. Походить, поразмахивать руками, повыражать чувтсва, глядя в глазам тем, кто слушая воображает и открывает в себе НЕЧТО новое.

Аренда мне не по карману, в кафе с шумной музыкой - выйдет что-то вроде концерта в стеклянном аквариуме или шоу по ТВ с выключенным звуком.

Я обращалась в бесконечные школы искусств, которые закончила в родной Перми. Дескать, вот смотрите чему у вас научилась, давайте организуем встречу у вас! Вот один из наиболее колоритных ответов:

" Помещение только за деньги. Извините, но вы же будете лампочки включать, а мы потом платить за электричество?!! И, кстати, подарите нам книжку в музей!"

Овеществление строк дело волшебное и не очень

Для вечера нужны книги. А книги печатаются за денежку. Сборник , который напечатан за морями и долами агентством Альтаспера, для этого не подойдет. Она достаточно дорогая для массового употребления, особенно после того, как доллар подорожал (агентство базируется в Канаде). Тут я хочу сказать огромное спасибо всем моим первым читателям, которые приобрели сборник и делятся своими впечатлениями.

По самым скромным подсчетам издать книги можно от 7 тыс рублей. Это где-то 50-70 экземпляров в простой обложке. Книги нужны, чтобы подарить их тем, кого волнует моя поэзия. Это будет мини-копия моего сборника "Жар-птица", которую забирут с собой в подарок все пришедшие на творческую встречу.

Все это довольно сложно решить одному человеку, даже если внутри ее живет нахальная и требовательная поэтесса! Думаю, что тут могут помочь только друзья! Пишите о своем опыте или может быть идеях. Если у вас есть возможность помочь напечатать книгу на выгодных условиях, у вас есть подходящее помещение или вы тоже автор, который хочет поучаствовать в этом НЕКОММЕРЧЕСКОМ проекте, - пишите мне. Для всех блогеров ЖЖ есть личка и поле под комменты. Для других читателей моя почта [email protected]!

Жизнь моя идет сейчас и ваша тоже, дорогие современники! Пора проявляться и светиться!

Литературная гостиная «Очей очарованье – поэзия осени»


Цель:
Познакомить обучающихся с произведениями русских поэтов.
Задачи:
Образовательные:
- Изучить произведения русских поэтов;
Развивающие:
- Развивать интерес учащихся к изучению произведений русских поэтов;
- Развивать коммуникативные навыки учащихся;
- Развивать выразительное чтение учащихся;
Воспитательные:
- Воспитывать интерес учащихся к изучению поэзии;
- Воспитывать у учащихся любовь к родной природе;
- Воспитывать любовь к русской литературе, к России, к малой Родине.
Подготовительная работа:
Прочитать и выучить стихотворения русских поэтов, посвященные осени
оформить выставку книг и портретов русских поэтов.
Описание материала:
Предлагаю сценарий литературной гостиной по произведениям русских поэтов «Очей очарованье – поэзия осени» для учащихся 7-8 классов. Данный материал будет полезен учителям русского языка и литературы во время проведения традиционных для многих школ предметных недель.

Оборудование:
Репродукции: Левитан « Золотая осень», С. Жуковский «На веранде. Осень», И. О. Остроухов «Золотая сень», В. Кузнецов «Осенний пейзаж», Ю. Клевер «Осенний парк» музыкальное сопровождение, проектор, компьютер, презентация

Ход мероприятия

Учитель:
Здравствуйте, дорогие друзья! В этот осенний день мы собрались в литературной гостиной, чтобы послушать и почитать стихи об одном из самых красивых и любимых многими поэтами времени года – осени.

Звучит произведение Чайковского из цикла "Времена года" – "Осенняя песня".

Ведущий 1:
Неслышными шагами подошла королева-осень. Обняла природу, неспешно взяв в руки холст и кисти, чтобы с трепетом художника начать раскрашивать все вокруг в пестрые цвета. Никогда природа не выглядит так восхитительно и трогательно, как природа осенью.


А. В. Кузнецов «Осенний пейзаж»

Ведущий 2:
Осень в России всегда была порой, которую воспевали многие писатели,
поэты, художники и музыканты. В ней видели и неповторимые красоты русской природы, которая осенью одевается в золотой убор, переливаясь своим пышным многоцветьем, и унылые пейзажи, осеннее умирание природы и грусть по уходящему лету как символу жизни.

Ведущий 1:
"Унылая пора! очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса", - так сказал о золотой осени А.С. Пушкин. Пушкинская поэзия проникает в наши сердца и остаётся там навсегда, обладая какой-то таинственной силой.

Чтец 2:
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса -
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.

Ведущий 1:
Осень в произведениях русских поэтов многолика и многоцветна. В стихотворении "Есть в осени первоначальной" Тютчев придаёт осенней тишине особую торжественность и прелесть и вместе с тем утверждает естественность происходящего, любуясь осенней тишиной, пустотой полей, мимолётной красотой осенней природы.


В. Поленов «Золотая осень»

Чтец 1:
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора -
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера...
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь,
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле...

Ведущий 2:
Певцом осенней грусти выступает в русской поэзии И. Бунин. С яркой и даже щеголеватой живописностью он описывает все краски осеннего леса - от багряного и лилового до тёмного и бесцветного. Но эта красота мимолётна, её скоро сменят мрачные и угрюмые тона. Иллюзорность сущего в природе и жизни - таковы ощущения поэта.


А. Шильдер «Овраг»

Чтец 2:
Ветер осенний в лесах подымается,
Шумно по чащам идёт,
Мёртвые листья срывает и весело
В бешеной пляске несёт.

Только замрёт, припадёт и послушает,
Снова взмахнёт, а за ним
Лес загудит, затрепещет - и сыплются
Листья дождём золотым.

Веет зимою, морозными вьюгами,
Тучи плывут в небесах...
Пусть же погибнет всё мёртвое, слабое
И возвратится во прах!

Зимние вьюги - предтечи весенние,
Зимние вьюги должны
Похоронить под снегами холодными
Мёртвых к приходу весны.

В тёмную осень земля укрывается
Жёлтой листвой, а под ней
Дремлет побегов и трав прозябание,
Сок животворных корней.

Жизнь зарождается в мраке таинственном.
Радость и гибель ея
Служат нетленному и неизменному -
Вечной красе Бытия!


«На веранде. Осень» Станислав Жуковский

Звучит мелодия Анна Герман «Осенняя песня»

Ведущий 2:
Осень! Ты самое лирическое из всех времён года! Пылают спелыми ягодами шиповник, боярышник, рябина. А деревья - сплошной океан золота. Летает в воздухе паутина, и стоит пряный запах уходящего лета. Как хочется, чтобы эта красота была вечной.
Осень вызывает желание побродить в лесу, почувствовать его простор. Она заставляет вспомнить и летние дни. Осень Майкова - это воспоминание о только что прошедшем лете, о его красках. Поэт пользуется словом, как художник красками. Неслучайно одно из стихотворений Аполлона Николаевича Майкова названо "Пейзаж".


Картина «Золотая осень» Илья Остроухов

Чтец 2:
Люблю дорожкою лесною,
Не зная сам куда, брести;
Двойной глубокой колеею
Идешь - и нет конца пути…
Кругом пестреет лес зеленый;
Уже румянит осень клены,
А ельник зелен и тенист;
Осинник желтый бьет тревогу;
Осыпался с березы лист
И, как ковер, устлал дорогу…

Идешь, как будто по водам,
Нога шумит… а ухо внемлет
Малейший шорох в чаще,
там,
Где пышный папоротник
дремлет.
А красных мухоморов ряд,
Что карлы сказочные, спят…
Уж солнца луч ложится косо…
Вдали проглянула река…
На тряской мельнице колеса
Уже шумят издалека…

Ведущий 1:
Осень вызывает у человека чувство чего-то величавого и торжественного. И вместе с тем «осень веет тоской, осень веет разлукой» (И. Бунин)

Звучит произведение А. Вивальди "Осень".

Чтец 3:
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой...

Ведущий 2:
Говоря об Осени, нельзя не вспомнить удивительно красивую поэзию поэта «серебряного века» Сергея Есенина. В своих стихотворениях он создаёт особый художественный мир, в котором главными образами являются земля и небо. Природа у Есенина – божественный храм. Поэт мечтал о гармонии в мире и в душе человека, поэтому хотел видеть его красивым, сильным, нежным, добрым, идущим в мире по широкой чистой дороге. Поэтому в его стихах образ пути наиболее важен. Послушаем стихотворение « О красном вечере задумалась дорога…»

Чтец 4:
О красном вечере задумалась дорога,
Кусты рябин туманней глубины.
Изба-старуха челюстью порога
Жуёт пахучий мякиш тишины.
Осенний холод ласково и кротко
Крадётся мглой к овсяному двору;
Сквозь синь стекла желтоволосый отрок
Лучит глаза на галочью игру.
Обняв трубу, сверкает по повети
Зола зелёная из розовой печи.
Кого-то нет, и тонкогубый ветер
О ком-то шепчет, сгинувшем в ночи.
Кому-то пятками уже не мять по рощам
Щерблёный лист и золото травы.
Тягучий вздох, ныряя звоном тощим,
Целует клюв нахохленной совы.
Всё гуще хмарь, в хлеву покой и дрёма,
Дорога белая узорит скользкий ров…
И нежно охает ячменная солома,
Свисая с губ кивающих коров.

Ведущий 1:
Красота жизни, красота Природы была смыслом, целью и пафосом ещё одного поэта «серебряного века»– Константина Дмитриевича Бальмонта. Александр Блок в статье «О лирике» (1907)писал: « Когда слушаешь Бальмонта – всегда слушаешь весну». Это верно даже тогда, когда слушаешь его стихи об Осени.

Чтец 5:
За утром, преждевременно студёным
Июльский полдень в полдень сентября.
В лесах цветёт древесная заря
рубиново-топазным перезвоном.

Чу! Гончие бегут лесистым склоном,
Разливным лаем зайцу говоря,
Что косвенным прыжком метаться зря,
Что смерть прошла над тайником зелёным.

Обрызган охрой мелкий изумруд.
Шафранные ковры затрепетали,
И лисьим мехом выкрасились дали.

Излом всех линий в сети веток крут,
«Туда! Туда! Ото всего, что тут»_
Отчаливая, птицы прокричали.


Ю. Клевер «Осенний парк»

Ведущий 2:
Послушайте стихотворение «Золотая осень» Бориса Пастернака. В нем мы видим неспешное любование красотой наступающей осени, философское размышление о жизни, о смене времен года, о вечности природы. Осень у Пастернака многолика: то это выставочные залы картин, то молодые новобрачные - липа в венце и береза «под фатой подвенечной и прозрачной».

Чтец 1:
Осень. Сказочный чертог,
Всем открытый для обзора.
Просеки лесных дорог,
Заглядевшихся в озера.

Как на выставке картин:
Залы, залы, залы, залы
Вязов, ясеней, осин
В позолоте небывалой.

Липы обруч золотой -
Как венец на новобрачной.
Лик березы - под фатой
Подвенечной и прозрачной.

Погребенная земля
Под листвой в канавах, ямах.
В желтых кленах флигеля,
Словно в золоченых рамах.

Где деревья в сентябре
На заре стоят попарно,
И закат на их коре
Оставляет след янтарный.

Где нельзя ступить в овраг,
Чтоб не стало всем известно:
Так бушует, что ни шаг,
Под ногами лист древесный.

Где звучит в конце аллей
Эхо у крутого спуска
И зари вишневый клей
Застывает в виде сгустка.

Осень. Древний уголок
Старых книг, одежд, оружья,
Где сокровищ каталог
Перелистывает стужа.

Учитель:
Ребята, предлагаю Вам послушать стихотворение об осени нашего белгородского поэта Николая Николаевича Грищенко.
Любя А. А. Фета, Н. Н. Грищенко иногда подражал ему (стихи о природе), но в то же время он был индивидуален, образно реалистичен, избегал холодного и натурного эстетизма.
Природа сама по себе равнодушна, но благодаря перу Н. Н. Грищенко, она оживает! Природа уподобляется человеку: лишенная ореола вечности, она страдает.
В стихотворении «Осень кладёт монотонные блики…» отражается состояние души поэта. Лирический герой страдает вместе с природой, сердце оживает только тогда, когда заговорила лира: «Осторожно я трогаю струны рукой, И слова дорогие негромко, но властно Начинают кружить над притихшей рекой…». Не случайно в стихотворении используется образ лиры, ведь она - символ поэтического вдохновения, творчества.

Чтец 3:
Осень кладёт монотонные блики
На покрывало угасшего лета.
Мир умолкает… Печалью великой
Дышит усталая кромка рассвета.
Солнце встаёт, и являются взору -
Травы сухие, округа пустая.
Осень явилась негаданно скоро
И, паутиною в небе летая,
Всё пронизала невидимой грустью,
Всё пропитала теплом уходящим…
Только кричат одинокие гуси,
Нитью оторванной к югу летящие.

Чтец 2:
На сгоревшей траве, на поляне лесной
Я стою посредине осеннего мира,
И усталое солнце висит надо мной,
Как забытая в небе,
надолго умолкшая лира.
Осторожно я трогаю струны рукой,
И слова дорогие негромко, но властно
Начинают кружить
над притихшей рекой,
Продолжая мелодию осени ясной…

Учитель:
Белгородская поэтесса Светлана Таплинская написала замечательное стихотворение “Белая осень”. Оно посвящено поздней осени. Послушайте его.

Внеклассная работа (внеурочная) по литературе, как и любая другая школьная дисциплина, является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса и представляет собой обязательный элемент нормально организованной работы школы.

Тема “Внеклассная работа по литературе” приобретает все большую актуальность в наше время, время наибольшей общественно-политической и культурной жизни страны. Внеурочная работа повышает интерес к изучению литературы, усиливает чувство любви, уважения к ней, волю к преодолению недостатков в своей речи. Внеклассные занятия способствуют формированию у детей правильных понятий о литературе, расширяют представления, полученные в процессе учебных занятий.

Методисты Л.П. Бессонов, Л.К. Голубев, В.В. Голубков, З.Я. Рез в своих трудах рассматривали общие вопросы организации внеклассной работы, особое внимание уделяли практическому материалу внеклассных занятий, но лишь по русской литературе.

Тема данного исследования “Литературный вечер как одна из форм внеклассной работы”. Цель работы: рассмотреть теоретические вопросы организации внеклассной работы, в частности, литературных вечеров, и на их основе разработать литературный вечер для учащихся среднего звена.

Поставленная цель: потребовала решения следующих задач:

  • установить отличие внеклассной работы от урока литературы и факультатива;
  • определить общие и специфические принципы организации внеклассной работы по литературе;
  • раскрыть содержание внеклассной работы по литературе;
  • рассмотреть виды и формы внеклассной работы, виды литературных вечеров;
  • разработать литературный вечер.

Глава 1. Внеклассная работа, ее виды

Учебно-воспитательная работа не ограничивается только тем, что делается на уроках. Правильная постановка учебного дела предполагает и широко развернутые внеклассные и внешкольные мероприятия (занятия).

Внеклассной работой называют специально организуемые внеучебные занятия, которые способствуют углублению знаний, развитию умений и навыков, удовлетворению и развитию интересов, способностей и обеспечению разумного отдыха учащихся. Проводится она, как правило, учителями соответствующих предметов, родителями, а также активом учащихся, подготовленным для ее осуществления.

Цель и задачи внеклассных занятий существенно отличаются от целей и задач уроков и дополнительных занятий.

Урок – это основная форма учебно-воспитательной работы, его содержание определяется учебной программой и регламентируется школьным расписанием. На уроках школьники получают основные сведения о писателях и анализируют произведения.

Факультативный курс выбирается учеником по желанию, самостоятельно. После того, как ученик выбрал тот или иной курс, он должен посещать его в обязательном порядке. Факультативные занятия проводятся по времени столько же, сколько и уроки. Оценка за этот курс ставится в журнал. Кроме того, факультативный курс проводится по программе и регламентируется расписанием.

Внеклассная работа по литературе имеет свое содержание, свою собственную специфику организации и проведения, свои формы и виды, преследует следующие цели: привить любовь к литературе, повысить языковую культуру, развить интерес к литературе как к учебному предмету.

Указанными целями и определяется задачи внеклассной работы, а именно: расширить, дополнить и углубить знания о писателе, умения и навыки, получаемые на уроках; научить детей самостоятельно работать с дополнительными пособиями; добиться, чтобы ученики полюбили книгу как источник знаний; развить творческие способности учеников.

При организации внеклассной работы, как и при проведении уроков, учитель опирается на общедидактические принципы, которые представляют свои основные исходные положения, определяющие педагогическую практику при обучении основным наукам. Во внеклассной работе по литературе находят применение все эти принципы:

  • принцип научности;
  • принцип последовательности и системности в изложении материала;
  • принцип преемственности в усвоении знаний;
  • принцип связи теории с практикой;
  • принцип доступности предлагаемого материала.

Помимо общедидактических принципов, внеклассная работа имеет и свои, например:

  • принцип тесной связи внеклассных занятий с классными;
  • принцип добровольного участия школьников в занятиях;
  • принцип равного права всех учеников на участие во внеклассной работе;
  • принцип заимственности;
  • принцип индивидуального подхода к каждому ученику;
  • принцип развития способностей, речи учащихся.

Существует несколько классификаций видов и форм внеклассной работы по литературе.

Зотов Ю.Б. (8, 35) все виды внеурочной работы делит на две большие группы: регулярную и эпизодическую.

К первому виду относятся: домашняя работа, которая включает выполнение домашних заданий по уроку, домашних опытов и наблюдений, факультативные занятия, различные кружки, телевизионные передачи, дополнительные занятия по предмету и др.

К эпизодическим видам относятся тематические конференции и вечера по предмету, олимпиады, реферативные работы по предмету (в старших классах), домашние сочинения, учебные экскурсии и т.п.

В.В. Голубев (7, 410 – 431) придерживается следующей классификации:

1) внеклассное чтение; 2) кружки; 3) журнал и стенгазета; 4) литературные выставки; 5) литературные экскурсии.

З.Я. Рез (11, с. 366-382) выделяет такие виды:

а) внеклассное чтение; б) читательские конференции и диспуты; в) утренники и вечера; г) литературный кружок; д) клуб; е) литературное краеведение; ж) музей.

У Голубева Л.К. (6, 10 – 25) можно найти следующую классификацию видов: внеклассное чтение; 2) литературный кружок; 3) различные эпизодические мероприятия.

Все виды тесно взаимосвязаны. Внеклассное чтение делится на индивидуальное и коллективное.

Литературный кружок может быть и:

1) читательский; 2) выразительного чтения; 3) художественного рассказывания; 4) драматический; 5) творческий.

Эпизодические мероприятия он подразделяет на:

  • встречи с писателями и героями литературных произведений; 2) литературные диспуты; 3) литературные выставки; 4) литературные викторины;5) литературные экскурсии; 6) литературные вечера.

На наш взгляд эта классификация является универсальной.

Таким образом, проблема организации внеклассной работы является актуальной в наше время. Ее значение велико. Она является логическим следствием и продолжением работы на уроке и тем самым максимально способствует развитию творческой активности школьников, которая в значительной степени может компенсировать естественные недостатки урока. Кроме того, все виды внеклассной работы при правильной их организации выполняют воспитательную функцию.

Любая внеклассная работа учащихся, как и классная, требует внимательного руководства и контроля со стороны учителя. Методика здесь проста – хорошие знания учащихся и желание учителя увлечь их предметом. Для этого не приходится жалеть ни времени, ни сил.

Глава 2. Литературный вечер как одна из форм внеклассной работы. Виды литературных вечеров.

Литературный вечер – одна из наиболее действенных форм внеклассной работы в школе. Но иногда к вечерам относятся как к очередному мероприятию, да еще к мероприятию развлекательному, непродуманно подходят к выбору темы вечера, привлекают к его подготовке одних талантливых детей.

Литературные вечера проводятся не часто – 2-3 раза в год. Обычно они вызваны юбилеем писателя или особым интересом ребят к его творчеству, являются своеобразным итогом длительной работы – классной и внеурочной. Готовятся все классы, учителя литературы, ИЗО, музыки, классные руководители.

Литературные вечера вносят в жизнь школы какое-то особое праздничное настроение, вводят в мир поэзии, музыки, живописи, волнуют встречей с литературными героями.

Вечер расширяет и углубляет знакомство школьников с жизнью и творчеством писателя (поэта), его литературным окружением, эпохой, создает у них более полное и эмоционально окрашенное представление о личности писателя, о значении его творчества.

К ним готовятся тщательно, задолго до начала подготовки словесник строго продувал отбор материала к вечеру; отрывки из художественных произведений писателя для инсценировки, отдельные акты или сцены из пьес для выразительного чтения, романсы и песни на слова поэта, которому посвящен литературный вечер, музыкальные номера.

Затем программа вечера обсуждалась с обучащимися, причем при окончательном отборе материала обязательно принимались во внимание доступность произведения силам исполнителей, возможность для сценического разрешения скромными средствами школьного театра. Учителя музыки помогают в выборе сольных и хоровых номеров.

При организации вечера внимание следует сосредоточить на его содержание, на том, каким воспитательным и образовательным целям он служит, а не только внешней стороне.

Не меньшого внимания, чем выбор темы, заслуживает вопрос о программе вечера. Построение программы в значительной мере определяет, будет ли вечер носить массовый характер. От программы зависит и то, каким образом свяжем мы вечер с классным занятием.

В зависимости от программы Петропавловская Н.Д. (13, 22) различает несколько видов литературных вечеров: игровые, широкой программы, чтения, вопросов и ответов. Каждый из видов имеет свою специфику.

Игровые вечера

Литературные игры – главное составляющее вечеров этого вида. Ребята участвуют в них очень охотно. Но следует учитывать, что не всякая игра будет воспринята с удовольствием. Неумело построенные, плохо организованные игры никакого энтузиазма у ребят не вызовут и пользы не принесут.

Нужно продумать тематику игрового вечера. Литературные игры могут быть использованы как средство проверки и закрепление знаний, как стимул внимательного, вдумчивого чтения. Игровой вечер может быть проведен как итоговый на определенном этапе изучения программы. Материал подбирается на основе ряда произведений одного писателя или по творчеству нескольких. Игры могут строиться и по тексту одного произведения. Чем игры разнотипнее, тем более шансов на успех. Если ограничиться одной викториной, то через некоторое время ребятам надоест отвечать на вопросы. Нужно использовать и викторины, и кроссворды, и литературное лото, и литературное домино. Можно использовать и готовые литературные игры, например: игра “Кто же это?” - назвать героя по портретным характеристикам.

Игра “ответь на вопрос”: зачитывается вопрос по тексту или биографии писателя.

Вечера широкой программы

Вечер данного вида включает в себя и доклад, и концерт, объединенные текстом – комментарием ведущего. Петропавловская Н.Д. (13, 26) считает, что можно вечер дополнить и выставкой, и литературными играми, и драматическими постановками. “Данный вечер приносит большую пользу,” - считает она. (13, 22). Ею выделяются следующие составные части: литературная композиция, выставка, литературные игры, стенгазета.

  1. Литературная композиция звучит в первом отделении, является центром вечера. Вместо одного докладчика, как принято в большинстве вечеров, можно сделать несколько ведущих, а это большее участников вечера.
  2. Нужно так построить композицию, чтобы подчеркнуть связь между литературой и жизнью, между темой вечера и проблемами, которые в данный момент волнуют учеников.

    Вторая часть – драматическое отделение, продолжающее литературную композицию. Содержание постановки соответствует общей теме вечера.

  3. Выставка, с которой ребята знакомятся до начала литературной композиции, в антракте между первым и вторым отделениями. Можно попросить ребят нарисовать рисунки, макеты, сделать вышивки, поделки. Главное условие для творчества - соответствие теме вечера.
  4. С литературных игр начинается вечер, а их содержание определяется темой и общей задачей вечера.

Оформление вечера включает в себя изготовление пригласительных билетов, афиш, программ. Для этого нужно привлечь ребят, которые умеют прекрасно рисовать, оформлять, фантазировать. Обучающиеся, которые хорошо владеют компьютером и техникой, могут помочь в составлении презентации, фильма, оформлении вечера музыкой, подготовке буклетов, программ вечера.

В литературном вечере участвуют большее количество учеников, которые являются и актерами, и чтецами, и художниками, и танцорами, и декораторами. Таким образом, вечер широкой программы позволяет участвовать большему количеству желающих ребят.

Вечера чтения

Программа этих вечеров сводится к художественному чтению произведений. Данный вечер проводится редко. Он должен организовываться словесниками с определенными целями, а именно – лучше познакомить с творчеством писателя, глубже почувствовать силу его таланта. Учитель должен “внимательно относиться к отбору материала, заняться работой по выразительному чтению” (2, 55)

Вечер чтения, включающий в программу любимые произведения учеников – это вернейшее средство пропаганды художественной литературы. Это сейчас очень важно, так как учащиеся не хотят читать. Они все больше времени проводят у экранов телевизоров, мониторов компьютеров. Поэтому совершенно не остается времени на чтение произведений. Сочинения ученики пишут по тем пособиям, в которых включены “работы медалистов”. Но в этих книгах нет интересных работ, они написаны по шаблону. Поэтому вечера чтения необходимы для привлечения ребят к книгам. Единственное замечание – малое количество участников, которые бы показали слушателям, как нужно читать стихи, отрывки из произведений.

Вечера вопросов и ответов

Практика показывает, что учащимся нравится отвечать на вопросы. Программа вечеров этого типа может быть построена из ответов на заданные ранее вопросы. Спрашивать можно и о биографии автора, о проблемах произведений, об истории создания произведений.

Подготовка к вечеру вопросов и ответов должна начинаться с обсуждения темы. Определив ее, вывешивают афишу, в которой указывается дата произведения вечера, сообщается тема. Школьники пишут вопросы вынимаются по мере их поступления. Каждый участник вечера из всех вопросов выбирает те, с которыми справится. Самые трудные берет на себя учитель.

Сопоставляя различные по программе виды литературных вечеров можно заключить, что возможности их неравноценны. Одни весьма широкое значение имеют, а другие – значительно узкое.

Игровые вечера не помогают мобилизовать для пропаганды литературы ни художественного чтения, ни игры. Они не требуют для подготовки продолжительной работы большого коллектива.

Вечера чтения и вечера вопросов и ответов имеют одинаковые минусы: довольно мал коллектив участников.

Наибольший простор для решения учебно-воспитательных задач открывают вечера широкой программы , так как в работу вовлечен большой коллектив: и певцы, и актеры, и чтецы… Привлечены ребята, которые любят фотографировать и искать материал из дополнительных источников.

В вечерах широкой программы участники проявляют различные умения и навыки: работа с книгой, с компьютером, умение ориентироваться в сборе и систематизации материала для доклада и выставки. Такой вид вечера дает практику выразительного чтения.

Вечер должен явиться итогом большой работы коллектива, всесторонней проверкой его качеств, смотром организованности ребят и ответственности каждого за свою долю в общем деле.

Главное не только в проведении самого литературного вечера, а в той интересной коллективной работе по подготовке к нему, которой школьники живут некоторое время, в том, что вечер вызывает глубокие эмоции, оставляет яркие впечатления: удачно сыгранная роль, хорошо прочитанное стихотворение запоминаются надолго, иногда на всю жизнь. “Кроме того, ученики знакомятся с новыми для них литературными источниками, собирают материал, выпускают стенную литературную газету, специальный номер литературно-художественного журнала, составляют альбомы, делают эскизы декораций, разучивают музыкальные номера, вносят свои предложения в проект оформления зала, делают рисунки на пригласительных билетах” (10, 80)

Иногда для участников вечера читаются лекции по литературе, музыке, живописи с демонстрацией картин, кинофильмов. Бывали случаи, когда вечерам предшествовали литературные диспуты, литературные суды над героями” (2, 58)

Если вечера станут системой, будут проводиться в течение нескольких лет по два-три раза в год, ученики ко времени окончания школы приобретут очень полезный и интересный опыт в различных видах самодеятельности.

Глава 3. Разработка литературного вечера (из опыта работы)

См. Литературный вечер по сказке-повести А.А. Милна “Винни-Пух и все-все-все” http://festival.1september.ru/articles/412168

Заключение

Проблема организации внеурочной работы по литературе является актуальной в наше время. Ее пытались решить следующие ученые Л.П. Бессонов, Л.К. Голубев, В.В. Голубков, З.Я. Рез. Рассмотрев их труды, можно сделать выводы:

  1. В своих работах методисты подчеркивают необходимость проведения внеклассных мероприятий, а именно: литературных вечеров;
  2. Внеклассная работа по литературе строится на основе общедидактических принципов;
  3. Чем разнообразнее формы внеклассной работы, тем живее интерес учащихся к ней;
  4. Литературный вечер как одна из форм внеклассной работы проводится не часто. Обычно он посвящен юбилею поэта, писателя. В подготовке вечера участвуют как учитель, так и дети;
  5. Вечер углубляет и расширяет знакомство детей с жизнью и творчеством писателя, его литературным окружением, эпохой, создает более полное и эмоционально окрашенное представление о личности, значении творчества писателя, поэта;
  6. Различают несколько видов литературных вечеров: игровые, широкой программы, чтения, вопросов и ответов, каждый из видов имеет свою специфику. Кроме того, вечер широкой программы имеет серьезные преимущества перед вечерами других видов: является итогом большой работы коллектива, всесторонней проверкой его качеств, смотром организованности ребят и ответственности каждого за свою долю в общем деле.
  7. Литературные игры могут быть использованы как средство проверки и закрепление знаний, как стимул внимательного, вдумчивого чтения. Игровой вечер может быть проведен как итоговый на определенном этапе изучения программы;
  8. Вечера чтения и вечера вопросов и ответов имеют одинаковые минусы: довольно малое количество обучающихся могут принимать участие. Они не требуют подготовки, продолжительной работы большого коллектива;
  9. Если вечера проводить регулярно в течение нескольких лет, то ко времени окончания школы обучающиеся приобретут полезный опыт в различных видах самодеятельности;
  10. Обучающиеся могут быть и актерами, и чтецами, и художниками, и танцорами, и декораторами. Каждый из них выбирает ту область, в которой чувствует себя уверенно;
  11. У участвующих в вечерах широкой программы развиваются различные умения и навыки: работа с книгой, дополнительными источниками знаний, с компьютером, умение ориентироваться в сборе и систематизации материала для доклада и выставки, дает практику выразительного чтения.

Библиография

  1. Милн, А.А. Винни-Пух и все-все-все
  2. Бессонов, Л.П. Литературные кружки и литературно-музыкальные вечера в средней школе. – Л., 1960. – 199 с.
  3. Внеклассная и внешкольная работа по литературе: сборник статей / Под ред. проф. Я.А. Роткевича. – М., 1970. – 224 с.
  4. Внеклассная работа по литературе (из опыта работы учителей Ростовской обл.). – М., - 1964. – 184 с.
  5. Голубев, Л.К., Полухина, В.П. Внеклассная работа по литературе: (
IV – VIII кл). – М., 1975. – 192 с.
  • Голубев, Л.К. Виды и формы внеклассной работы по литературе, - М., 1952. – 78 с.
  • Голубков, В.В. Методика преподавания литературы. – М., 1952. – 464 с.
  • Зотов, Ю.Б. Организация современного урока. – М., 1984. – 144 с.
  • Из опыта внеклассной работы по литературе. – М., 1980. – 100 с.
  • Кулешова, С.П. Когда кончаются уроки… - Минск, 1968, - 160 с.
  • Методика преподавания литературы / Под. Ред. З.Я. Рез – М., 1977. – 384 с.
  • Молдавская, Н.Д. Литературное развитие школьников в процессе обучения. – М., 1976. – 109 с.
  • Петропавловская, Н.Д. Литературные вечера в школе. – М., 1952. – 100 с.
  • Свищенкова, Н.С. Внеклассная работа по литературе. – М., 1963. – 80 с.
  • Интернет-ресурсы

    • http://festival.1september.ru/articles/507263/
    • http://www.detskiysad.ru/ped/ped224.html
    • http://window.edu.ru/window_catalog/pdf2txt?p_id=5368
    • http://lershkola1.ucoz.ru/link/docs/opatrabotshirshoba.doc
    • http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,2341/Itemid,118/

    Литературные праздники как бы закрепляют и обобщают многообразные художественные впечатления, знания и умения детей, они включают в себя разные виды детской деятельности (чтение и рассказывание, пение и танцы, слушание, просмотры и инсценировки). Они - результат работы воспитателя, ее итог, «венец делу».

    Как лучше подготовить литературный праздник - утренник или вечер развлечений?

    Прежде всего, необходимо очень точно определить тему вечера, его конкретную цель. Довольно часто, воспитатели организуют «Книжкины именины», «Праздники книги» в детском саду. Несмотря на большую затрату усилий воспитателей, детей, родителей на подготовку и оформление праздника, он иногда не приносит ожидаемого удовольствия, получается слишком утомительным, длинным, сумбурным. В чем причина неудачи? Прежде всего, в несоответствии темы возможностям детей дошкольного возраста. Тема, сформулированная как «Праздник книги», оказалась слишком широкой. На таком празднике говорилось, игралось, пелось обо всем: о народных сказках и сказках Пушкина, о Толстом и Горьком, Маршаке и Чуковском. Этот калейдоскоп больших имен и прекрасных произведений оглушил детей, не дал возможности сосредоточиться на содержании произведений, насладиться их восприятием и исполнением.

    Наилучшим праздником в детском саду будет праздник с одним сюжетом (например, «Сказки А.С. Пушкина», «Книги про животных», «Сказки К.И. Чуковского» или др.). Подобная тема даст возможность точно определить цель утренника (доставить детям радость от встречи с любимыми произведениями, расширить представление о творчестве писателя, вызвать интерес к теме и т.п.), сосредоточить внимание детей на содержательной стороне праздничного действия.

    Для проведения литературного вечера необходимо разработать сценарий - основу праздника, его план. Сценарий чаще всего пишется в форме прямой речи, он определяет последовательность сменяющихся действий (чтение, игры, представления и др.).

    Еще одно из важнейших условий успеха вечера - правильный выбор ведущего или ведущих. Ведущий на детском вечере не конферансье, объявляющий те или иные номера, а добрый хозяин, создающий атмосферу праздничности. От его артистичности, культуры, обаяния, умения легко общаться, видеть и вовлекать в действие всех присутствующих зависит успех встречи детей с искусством слова.

    Часто ведущие и другие действующие лица на вечере выступают в каком-то образе. На вечере, посвященном устному народному творчеству, это могут быть сказочник и сказочные персонажи, на вечере, посвященном творчеству С.Я. Маршака, - почтальон, пожарный, Человек рассеянный, творчеству К.И. Чуковского - доктор Айболит, Мойдодыр и др. Встреча с героем книги, его узнавание, непосредственный контакт с ним, обязательно предусмотренный сценарием, доставляют детям эстетическое наслаждение, побуждают к активному «общению» с литературным произведением.

    При разработке сценария литературного вечера необходимо помнить, что он должен быть построен на максимальной творческой активности всех детей - участников утренника. Ведущий - безусловно хозяин праздника, однако он не должен заслонять собой детей. Именно они - главные действующие лица любого праздника.

    Важно, чтобы в сценарии разумно сочетались разные виды детской активности: физическая активность (действия, пляски, игры, аттракционы, чтение стихов и т.п.) и внутренняя умственная активность (слушание, просмотр, решение литературных задач, отгадывание загадок и др.). При этом необходимо чувство меры: большое количество элементов оформления, разнообразие внешней деятельности могут увести внимание от самого главного в литературном вечере - встречи с книгой. Художественное слово, творчество писателя обязательно должно быть в центре сюжета праздника.

    Литературный вечер может предусматривать различные сюрпризные моменты, например, исполнение желаний детей (по программе) с помощью лепестков цветика-семицветика; заранее, втайне от детей подготовленное выступление родителей с чтением любимых стихов Пушкина (на Пушкинском празднике), просмотр кукольного или теневого театра и т.п. Главное, чтобы литературный вечер ни в коем случае не напоминал речевое занятие. Яркая праздничность в сочетании с простотой, естественностью, непринужденностью в поведении каждого из участников - вот необходимые условия для создания нужной атмосферы на детском празднике. Доставить детям радость, дать возможность активно участвовать в празднике, посвященном сказке, любимому поэту или писателю, - значит ставить им долгую память о встрече с книгой.

    Литературному развитию детей способствуют утренники, вечера досуга, посвященные творчеству писателя или поэта, вечера сказок, загадок, литературные викторины (по народным сказкам, по произведениям одного автора, по хорошо знакомым книгам разных писателей). Объединение разного вида искусств - музыки, художественной литературы, изобразительного искусства создает праздничную атмосферу.

    Все формы работы по знакомству детей с художественной литературой вне занятий воспитывают интерес и любовь к книге, формируют будущих читателей.

    Вечера досуга, которые еще называются вечерами развлечений, проводятся в детском саду раз в неделю. Тематика их может быть самой разной. Это может быть спектакль, музыкальный вечер, спортивные соревнования, просмотр мультфильмов и многое другое. Все зависит от возраста детей, направления работы детского сада, технических условий.

    Вам понадобится

    • - театр игрушки;
    • - театр картинок;
    • - теневой театр;
    • - пальчиковый театр;
    • - театр перчаточных кукол;
    • - ширма;
    • - стол;
    • - компьютер;
    • - мультимедийное оборудование;
    • - «минусовки» детских песен и музыкальных спектаклей;
    • - звуковое оборудование;
    • - костюмы;
    • - декорации;
    • - сценарии вечеров развлечений и спектаклей по сказкам.

    Инструкция проведения:

    • 1. Для детей раннего и младшего дошкольного возраста подготовьте спектакль. Дети этого возраста в основном являются зрителями, сами они еще мало что могут. У них наглядно-образное и наглядно-действенное типы мышления преобладают над остальными, поэтому им все необходимо показывать. Театр игрушек представляет собой показ сказки на столе. Никакой ширмы нет, персонажи передвигаются по поверхности. Дети это видят. В качестве декорации можно использовать строительный материал. Для театра картинок найдите подходящие иллюстрации, распечатайте их на цветном принтере и наклейте на фланель или бархатную бумагу. Такие картинки во время рассказа появляются на фланелеграфе, и малышам это очень нравится. При наличии компьютера можно подобрать мультфильмы и устроить кинопросмотр. Он не должен быть слишком длинным, четверти часа вполне хватит.
    • 2. Возможности детей среднего и старшего дошкольного возраста уже достаточно велики. Разные виды театра по-прежнему можно использовать, но ребятишки из старшей и подготовительной групп уже могут показывать сказки и сами. Это обычно вызывает очень большой интерес. К тому же современные технические средства позволяют сделать очень многое. Например, можно поставить самый настоящий мюзикл, если в садике есть подходящая звуковая аппаратура. Во многих детских садах это делается. Дошколятам такие «профессиональные» спектакли очень нравятся.
    • 3. Не ограничивайтесь театром. Подготовьте, например, вечер, посвященный творчеству любимого писателя. В этом случае должна быть большая предварительная работа. Почитайте детям книжки, расскажите о жизни писателя, покажите его портрет. Можно дать задание нарисовать иллюстрации или сделать поделки по теме. Доступна дошкольникам и компьютерная презентация. С современными информационными технологиями многие дошколята уже знакомы. Подобрать нужные фотографии, рисунки и музыкальные произведения можно поручить кому-нибудь из родителей. Не забывайте о том, что дети не должны все время сидеть, поэтому необходимо сочетать разные виды деятельности. Например, в начале покажите презентацию, затем после танца или физминутки попросите кого-либо из детей почитать стихи. Закончить вечер развлечений можно драматизацией или подвижной игрой.
    • 4. Иногда проводите вечера досуга вместе с родителями. Можно предложить, например, подготовить рассказ о своей семье. Попросите родителей подобрать интересные фотографии и видеоматериалы. Пусть каждая семья подготовит короткий рассказ. Такую «презентацию» можно разбить на несколько вечеров или приурочить, скажем, к Дню именинника.
    • 5. Проведите виртуальную экскурсию. Детям можно предложить заранее расспросить бабушек и дедушек о самых интересных местах в вашем городе, об известных людях, которые здесь жили. Подберите видеофильм или сделайте флэш-анимацию. Таким же образом можно устроить экскурсию в музей.