Как называется летний головной убор матроса. Морской головной убор

Армия всегда стремилась отличаться от гражданских лиц своей одеждой и головными уборами. Но в отличии от цивильной, армейская мода всегда была более консервативной… Благодаря этому, а также уважению к армейским традициям, до наших времен дожили некоторые образцы военной формы и головных уборов армий мира , которые не менялись практически на протяжении сотен лет.

И так, головные уборы в армиях мира. Для удобства, расположим их в алфавитном порядке.

Балаклава – головной убор, который охватывает всю голову, оставляя открытыми только небольшую часть лица, например, нос и глаза. Назван в честь города Балаклава в Крыму. Во время Крымской войны 1853-1856 годов, такие вязаные шлемы защищали британские войска от холода. Но другое название этого предмета одежды, подшлемник, упоминается в печати гораздо раньше. Вообще, этот головной убор стал известен с 19 века.

Бандана – треугольный или квадратный платок. Изначально банданы использовались американскими ковбоями для защиты от пыли. Они повязывались на шее так, чтобы можно было их быстро надеть на лицо. В конце 1980-х – начале 90-х годов в Калифорнии банданы использовали, как знак принадлежности к определенной преступной группировке.

Бейсбольная кепка представляет собой мягкую шапочку с жесткими краями и козырьком. История кепки началась в 1860 году, когда ее стали носить игроки команды Brooklyn Excelsiors. К 1900 году этот головной убор стал популярным. В 1940-ом произошло рождение современной бейсболки. Козырек стал намного короче, и шляпа стала более удобной. В настоящее время бейсболки стали популярным предметом гардероба не только спортсменов, но и военных.

Берет . Современный берет происходит от традиционной шляпы пиренейских пастухов. Промышленное производство этого головного убора началось только в 17 веке на юге Франции. А к 1920 году береты выпускали уже более 20-ти французских заводов. Берет является частью униформы многих военных подразделений армий мира.

О беретах в элитных подразделениях армий мира я писал в своей статье

Бескозырка — форменный головной убор (фуражка без козырька) солдат, матросов, некоторых младших командиров, воспитанников военно-морских училищ ряда армий и флотов. В российской армии и флоте с 1811. В 1872 в российском флоте на бескозырки были введены ленточки, на которых обозначались наименование корабля или номер флотского экипажа. В 1921 году был утвержден образец обмундирования для военных моряков. Со временем бескозырка подверглась лишь небольшим изменениям. Вместо названия корабля на лентах появилось название флота или военно-морского училища. Бескозырка представляет собой русский национальный головной убор. Ее внешний вид многие нашли красивым и привлекательным, он так импонировал иностранным морякам, что вскоре русская бескозырка завоевала признание во всех флотах мира.

Американские моряки носят бескозырки, больше похожие на панамы.

Красные помпоны на белых шапочках французских военных моряков — давняя традиция. Раньше в кораблях были тесные помещения с низкими потолками, и помпон предохранял голову моряка от удара об их выступы. Сейчас корабельные помещения стали более просторными, но традиция использования красного помпона на белых шапочках французских военных моряков сохранилась до сих пор.

Гленгарри (Glengarry). Шапочка, сплюснутая с боков (наподобие пилотки), декорированная двумя ленточкам, прикреплёнными сзади, и небольшим помпоном, пришитым сверху. Обычно шьётся из плотной шерстяной ткани. По легенде гленгарри в конце XVIII века изобрёл британский полковник Александр Рэнелдсон МакДоннелл из Гленгарри. Прототипом для нового головного убора стал национальный шотландский берет балморал, также украшавшийся лентами и помпоном. Изначально гленгарри носился с рабочей формой одежды как военный головной убор в британской армии. Позже гленгарри стали популярны в британской армии, благодаря своей практичности и удобству ношения. Также гленгарри стали носиться в качестве основного головного убора волынщиков шотландских полков. Обычно окраска гленгарри черная или темно-синяя, современные военные гленгарри всегда темно-синего цвета. Сегодня гленгарри носят многие шотландские полки британской армии.

Конфедератка - известный с XVIII века четырёхугольный головной убор в польской армии.

Тропический шлем . Каска с широкими полями и полусферической тульей. Часто имеет подбородный ремешок и навершие в виде маленькой пики или эмблемы. Обычно изготавливается из пробки или растительных волокон, а сверху обтягивается тканью. Колониальный шлем появился в британской армии в середине XIX века во время войн с другими европейскими державами за свои колонии в тропиках и вооружённых восстаний в Индии. Позже колониальный шлем использовался американцами во время войн во Вьетнаме и Корее. Сегодня колониальный шлем – элемент парадной формы некоторых армейских подразделений Великобритании и стран Британского Содружества.

Тэм о шэнтер (tam o shanter). Традиционный головной убор в Шотландии. Круглая шапочка с плотно облегающей лентой вокруг головы и мягким объемным верхом. На макушке обычно украшена помпоном. Носят ее, заломив на одну сторону. Британская и канадская пехота начала носить тэм-о-шентеры цвета хаки во время Второй мировой войны. В условиях окопной войны такой берет являлся наиболее практичной альтернативой другому головному убору – гленгарри. Современные тэм-о-шентеры, которые носят в разнообразных шотландских полках, отличаются эмблемами и перьевыми султанчиками различных цветов. Сейчас встречается только в качестве головного убора шотландских полков в армии Великобритании, и в некоторых воинских подразделениях Канады.

Тюрбан (turban) — мужской и женский головной убор у народов Азии и Северной Африки - полотнище лёгкой ткани, обёрнутое вокруг головы. Тюрбан обычно наматывается на тюбетейку, феску или шапку. Для его изготовления обычно требуется 6-8 метров ткани, но на некоторые виды тюрбанов уходит до 20 метров материи.

Тюрбан сейчас носят во многих армиях, где служат индусы-сикхи.

Ушанки считаются традиционным головным убором в России. Ушанка сделана из меха или овчины и предназначается для защиты от холода. В 1934 году шапка-ушанка обрела вид, привычный всем до сих пор, её стали носить Военно-морские силы Рабоче-крестьянской Красной Армии. Шапка-ушанка черного цвета состояла из окола, суконного черного колпака, козырька и назатыльника с наушниками. Наушники в опущенном положении завязываются на тесьму, а в поднятом заправляются внутрь назатыльника. В соответствии с приказом Наркома ВМФ № 426 от 20 октября 1939 года, суконный колпак заменили на кожаный, а также добавили обтянутую кожей пуговицу. Шапки высшего и старшего командного состава изготовляли из меха мерлушки черного цвета, а шапок среднего комсостава и сверхсрочнослужащих - из меха цигейки чёрного цвета. С 1940 года шапка-ушанка стала зимним головным убором армии и милиции. Головной убор делали из светлой овчины, хотя на флоте ушанки оставались чёрными.

Фуражка (forage cap). Головной убор с высокой тульей, околышем и козырьком. Обычно декорируется по околышу и верхнему краю тульи специальным ремнём, рантом и кокардами, крепящимися на тулью и околыш. Фуражка получила своё название от слова «фураж» (корм для лошадей). Дело в том, что первые фуражки появились во время наполеоновских войн, и их носили русские, прусские и британские кавалеристы, занимавшиеся поиском корма для лошадей. Сегодня фуражка, в различных её формах является частью военной формы армий многих стран мира. Следует добавить, что в Великобритании и странах Британского Содружества термин forage cap используют также и для обозначения пилотки.

Шляпа рейнджера (). Эти шляпы также называют шляпой сержанта или шляпой бойскаутов. Широкополая фетровая шляпа, с высокой верхушкой, симметрично «защипнутая» с четырех сторон, и таким образом образующая пик в центре – «пик Монтаны». Изначально верхушка шляпы заканчивалась обычной складкой, но из-за обильных тропических дождей, дизайн шляпы был изменен в угоду практичности: в «складках Монтаны» вода не задерживается. Сегодня эти шляпы в обиходе у королевской полиции Канады, новозеландской армии, вооруженных сил США, правоохранительных органов США, а также у бойскаутов.

Шляпа-таблетка (pillbox hat). Небольшая шляпа без полей, с цилиндрической тульей; часто совсем плоская, с небольшим желобком, опоясывающем центр тульи. В это трудно поверить, но ещё совсем недавно шляпа-таблетка, дополненная подбородочным ремешком, была военным головным убором. Её и сейчас в этом качестве используют в некоторых странах Британского содружества.

В этой статье я конечно описал не все головные уборы, используемые в армиях мира , так как их очень много. Не коснулся я и боевых шлемов, предназначенных для защиты головы солдата, но об этом уже в следующих статьях.

Использованы материалы сайтов: http://tomall.ru и http://www.softmixer.com


Posted in and tagged

ИЗ ИСТОРИИ АРМЕЙСКОГО И ФЛОТСКОГО ГОЛОВНОГО УБОРА
Использованы материалы сайтов:
http://piratghostship.narod.ru
http://www.greenforest.ru
http://www.museum.ru

Головной убор — важный знак отличия. По нему мы узнаем время, в котором живет человек, принадлежность его к тому или иному сословию или кругу общества, его общественное положение, воспитание, благосостояние. Головной убор может сказать о человеке очень много.

Возьмем солдатский кивер. Это не только потрясающе красивая часть военной формы. Каждая деталь этого головного убора выполняет свою задачу. Кивер защищает от удара — у него особым образом сделано дно и двуглавый орел защищает лоб. Этот красивый султан не только украшение, как некоторые думают, это прежде всего шомпол для чистки ружья. В кивере для него есть специальный кармашек.

Что касается ДВУУГОЛКИ, то она носилась тоже в течение всей Империи и солдатами и офицерами. Позднее этот головной убор стали надевать только для выхода в город. Он не имел иных достоинств, кроме дешевизны. Он не защищал от ударов и осколков(если не было каркаса), имел две канавки, которые как "водосточные желоба" сливали дождь на его владельца. Со временем высота полей увеличивалась, причем заднее поле было шире и выше переднего, что являлось веяньем того времени. Носили шляпу "эн баталь" т.е. поперек головы и "el colonne" - вдоль головы в колонне. Она была из черного фетра с обшитыми черным галуном краями и просуществовала с королевских времен практически без изменений, кроме некоторых соответствовавших новой революционной моде. Трехцветная кокарда крепилась с помощью авроровой петлицы и маленькой форменной пуговицы. Ротный помпон выполнялся из шерсти и крепился к металлической основе, которая вставлялась в небольшой карманчик на шляпе под кокардой. В военное время на тулью шляпы надевали каркас из вороненого железа, для облегчения его изготавливали из полос, сваренных между собой, но существовали и цельнометаллические образцы. Каркас имел форму тульи шляпы и предназначался для предохранения головы от ударов, в обиходе его называли secrete (секрет). Петлицы и "шпалы" были различных цветов - черные, белые, желтые, оранжевые. По углам были кисточки - красные, у офицеров либо золотые, либо серебренные. Необходимо отметить, что наблюдалась общая тенденция к увеличению полей шляпы вверх. В походе на шляпу надевали вощеный чехол.

Кроме того, еще один головной прибор наполеоновской эпохи очень примечателен т.н. - МЕДВЕЖЬЯ ШАПКА. Ее носили в отборных ротах полка (гренадеры или карабинеры) с 1789-го до 1809-10 гг. без каких либо изменений. В 1812 г. они упразднены (официально), но продолжают существовать в некоторых полках (так в 46-м линейном полку их носили даже при Ватерлоо). Мех был черный или коричневый (медвежий или козий). Мех приглаживали книзу, донце ("обезьянья задница")было из алого сукна, с белым или синим крестом (золото или серебро для офицеров). Встречался вариант донца с белой гренадой. Шнур ("этишкет"), состоял из плетеной части и простой. Украшался кисточкой и этишкетом (два кутаса и кордончики), который оканчивался кистями. По предписанию от 4-го Брюмера An IX (26 октября 1801-го года) каркас шапки должен быть 318 мм, он делался из коровьей кожи, обшитый изнутри сафьяном. Высота шапки спереди 33 см, сзади 27 см. Шнур из алой шерсти, однако последний вариант принят не был, и продолжали использовать прежний белый. Что же касается размеров медвежьей шапки, то сначала они соблюдались строго в соответствии с предписанием регламента, а затем высота каркаса достигла 350 мм и выше. С левой стороны к шапке пришивалась трехцветная кокарда. За ней было глубокое гнездо (обшитый кожаный карман), в которое при парадной форме вставлялся красный плюмаж из петушиных перьев. Ношением этой шапки ярко старались подчеркнуть свою особенность - элитность. Латунные пластины тоже поначалу варьировались, но затем пришли к единообразию. Встречались варианты шапки с козырьком и латунным ободом. Не так часто,но все-таки встречались варианты, когда шапки могли оснащаться подбородочным ремнем с медными чешуйками или простым кожаным. В походе на шапку надевали вощенный чехол.

О введении на флоте новых головных уборов, пожалуй, есть необходимость поговорить особо. С петровских времен до наших дней они видоизменялись неоднократно. До XVIII столетия матросы имели шляпы в форме усеченного конуса из поярка с загнутыми вверх кругом всей шляпы полями.

Головной убор - фуражка - впервые появился в русской армии в 1797 г. В XVIII и в начале XIX в. войсковые соединения выделяли в военное время особых людей - фуражиров - для заготовки продовольствия, фуража, топлива и строительных материалов для кавалерийских и артиллерийских частей. Выполнять эти обязанности в шляпах было крайне неудобно. Тогда и появились впервые выдаваемые фуражирам так называемые фуражные шапки, представлявшие собой остроконечный суконный колпак, перегнутый пополам. В таком виде фуражная шапка напоминала современную пилотку. Фуражная шапка (фуражирка, фуражечная шапка), изменившая свой покрой и принявшая все элементы современной фуражки-бескозырки, то есть околыш и тулью, введена в ноябре 1811 г. как повседневный, будничный головной убор во всех частях армии и флота (при этом сохранились кивера и каски, а у офицеров шляпы). Это были темно-зеленые фуражки-бескозырки с тремя белыми кантами: одним по верху и двумя по краям околыша. В 1834 г. на околышах нижних чинов набольших портовых, или так называемых ластовых, судов и рабочих экипажей наносились номера экипажей или заглавные буквы части и команды. Буквы были просеченные, с подкладкой желтого цвета. Только через 10 лет, в 1844 г., на околышах фуражек нижних чинов всего Военно-Морского Флота России появились надписи номеров рот.

Кроме бескозырок, в 1855 г. были введены для парадной формы фуражки с козырьками, на околышах которых крепились гербы или кокарды. Через два года, в 1857 г., матросская фуражка уступает место черной клеенчатой широкополой шляпе с впервые надетой по околышу лентой. Шляпы имели небольшие наушники и тесьму для завязывания под подбородком. Обычай у моряков всех стран носить на матросских фуражках ленту ведет свое начало от рыбаков Средиземного моря, которые в старину, отправляясь в плавание на своих утлых парусных суденышках, обычно получали от матерей, жен, близких ленты с вышитыми словами молитвы, заклинаний, сердечных напоминаний. Моряк подвязывал свои длинные волосы подаренной лентой в суеверном убеждении, что любящая рука матери или невесты, вышивавшая спасительную молитву, незримо оградит его от всяких бедствий на море. Иногда на ленте рисовалась краской надпись с именем любимой или со словами, определявшими характер ее владельца: Не тронь меня, Храбрейший, Морской бродяга и т. п. В 1872 г. ленты появились на фуражках. До этого времени на околышах матросских фуражек, как уже говорилось выше, ставились лишь прорезные буквы и цифры, которые закрашивались или подкладывались желтым сукном.

Таким образом, с 1852 по 1872 г. нижние чины морского флота носили фуражку-бескозырку без ленты, а при парадной форме - круглую лакированную шляпу с лентой, которая впоследствии перешла и на бескозырку. В ноябре 1872 г. специальным приказом генерал-адмирала («начальника всего флота и Морского ведомства») уже точно определился тип надписей, размеры букв и форма якорей на лентах. 19 августа 1874г. приказом генерал-адмирала была объявлена новая форма одежды. С тех пор и уже на долгое время были установлены фуражки-бескозырки черного цвета с белой шерстяной выпушкой (кантом), черными лентами и названием корабля или номера экипажа на нем, а также с кокардой, укреплявшейся на тулье. Тогда же были утверждены продолговатый шрифт надписей на ленте и ее длина-140 см.

С 8 июля 1878 г. матросы Гвардейского флотского экипажа и матросы кораблей, комплектовавшихся личным составом этого экипажа, стали носить на фуражках-бескозырках черно-оранжевые Георгиевские ленты с надписью «Гвардейский экипаж». В ознаменование достославного участия черноморских экипажей в обороне Севастополя морским чинам этих экипажей также были пожалованы Георгиевские ленты. Существует мнение, что черно-оранжевые цвета Георгиевской ленты повторяют бывшие династические цвета. Это неверно.
Исторические геральдические цвета русской монархии-золото с черным или желтый цвет с черным. Об утверждении же черно-оранжевых цветов Георгиевской ленты существует определенное указание 1769 г., что цвета даны чисто «военные»: оранжевый-цвет пламени, черный —цвет пушечного и ружейного порохового дыма.

После Октябрьского переворота форма моряков Рабоче-Крестьянского Красного Флота (РККФ) оставалась без изменений. В 1921 г. был утвержден образец обмундирования для военных моряков: для командного состава - фуражка и зимняя шапка, пальто (с 1925 г.-шинель) цвета маренго, черная тужурка и брюки, темно-синий и белый кители; для краснофлотцев - фуражка-бескозырка, пальто (с 1925 г.-шинель) цвета маренго, черный бушлат, темно-синяя фланелевая и белая рубахи с синим воротником, тельняшка, черные брюки и рабочая одежда из серой парусины. Бескозырка подверглась лишь небольшим изменениям - стали несколько уже околыш и канты, уменьшена длина ленты, а вместо названия корабля на лентах появилось название флота. В 1923 г. для краснофлотских лент был утвержден единый кубический шрифт, существующий и до сих пор. Лента служила (да и теперь служит) для обвязывания под подбородком вокруг шеи, чтобы бескозырку не сдуло ветром. Особой лентой на фуражках матросов военно-морского флота является лента Гвардейских кораблей, утвержденная вместе с Гвардейским знаком в 1943 г. Эта лента имеет расцветку ленты ордена Славы из чередующихся традиционных полос оранжевого и черного цветов.
В Рабоче-Крестьянском Красном Флоте в 1923 г. была введена черная, без белых кантов, мягкая краснофлотская фуражка с лентой и металлической эмблемой. Знак-эмблема у краснофлотцев в 1924 г. заменен общевойсковой красной эмалированной звездочкой. В 1933 г. мягкий образец фуражки заменен твердым, с проволочным каркасом в полях.
В 1939 г. краснофлотская фуражка-бескозырка вместе с командирской фуражкой с козырьком получила по верху и низу тульи белые канты. С 1973 г. эмблема на бескозырке матросов и старшин срочной службы (так же как и на шапках-ушанках) представляет собой красную эмалированную звездочку, обрамленную золотыми металлическими листьями.
Почти все элементы матросской формы-рубаха с отложным воротником, брюки особого покроя, некоторые виды тельняшек-были заимствованы в основном в Голландии, и лишь бескозырка представляет собой русский национальный головной убор. Ее внешний вид многие нашли красивым и привлекательным, он так импонировал иностранным морякам, что вскоре русская бескозырка завоевала признание во всех флотах мира.
Тем, кто носит бескозырку, она напоминает о славном боевом прошлом нашего флота. Бескозырку носил легендарный разведчик, герой обороны Севастополя 1854-1855 гг. матрос Петр Кошка... В годы Великой Отечественной войны советские моряки, сойдя с кораблей и став пехотинцами, бережно хранили бескозырки и в жаркий момент боя, пренебрегая опасностью, надевали их вместо касок. Зажав в зубах ленточки, со связками гранат бросились под фашистские танки морские пехотинцы Иван Красносельский, Даниил Одинцов, Юрий Паршин и Василий Цибулько, последовав примеру политрука Николая Фильченкова...

Что касается офицерской морской фуражки, то в дореволюционном флоте (наравне с общеармейской) она появляется в 1812 г. как фуражка темно-зеленого цвета с тремя белыми кантами и черным лакированной кожи козырьком. Изменив лишь свой цвет на черный в 1884 г., фуражка просуществовала до Февральской революции, когда в апреле 1917 г. была заменена мягкой, французского образца черной без кантов фуражкой с прямым козырьком, золотым шнурком, эмблемой и черной муаровой лентой по околышу. Последняя никогда до этого в русском флоте не носилась. Возникла черная лента впервые у англичан, когда в Трафальгарском бою (1805) меткой французской пулей был убит на палубе своего флагманского корабля «Виктори» английский флотоводец вице-адмирал Г. Нельсон. В знак траура британские офицеры повязали на тульях своих шляп креповые черные повязки, а матросы - черные шейные платки-галстуки, до сих пор сохраняемые в форме одежды английских матросов...

В течение ста с лишним лет, с начала XVIII в., шляпа-треуголка была основным головным убором генеральского, адмиральского и офицерского состава русской армии и флота. По числу галунов на шляпе, по отделке ее бортов кружевами различались ранги служебного старшинства (старшинство определялось в XVIII в., кроме шитья на треуголке, еще и количеством галунов по борту кафтана и камзола, а также по количеству пуговиц на обшлагах). В XIX в. прежняя треуголка, изменив свой фасон, была (наряду с появившейся фуражкой) наиболее распространенным головным убором. С 1868 г. треугольные шляпы были исключены из табели формы одежды офицеров и генералов армии и были оставлены лишь для офицеров и адмиралов флота вплоть до 1917 г. Шляпа была принадлежностью парадной формы одежды.

В начале XIX в. на флоте появился кивер как головной убор личного состава Гвардейского флотского экипажа, морских батальонов и военно-морских учебных заведений: Морского корпуса и Училища корабельной архитектуры. Кивера изготовлялись из жестко выделанной кожи, иногда сукна, украшались спереди бляхой (эмблемой) или особым знаком, имели наверху украшение (называвшееся султаном, иногда помпоном). Над нижним краем кивера укреплялся чешуйчатый, из медных бляшек, подбородный ремень и кожаный черного цвета козырек. Наиболее распространенной была форма усеченного конуса с широким основанием, носимым уширенной частью вверх (до 1840-х годов), а позднее, наоборот, уширенной частью книзу. Вес кивера в некоторых образцах достигал двух килограммов при общей высоте с султаном до 60-70 см. К 1820 г. кивер был дан вообще всем флотским частям и носился как при парадной, так и при служебной форме одежды. Так, например, 14 декабря 1825 г. на Сенатской площади как офицеры, так и матросы Гвардейского флотского экипажа были в киверах. Кивера были отменены в 1855 г.
В 1910 г. во флоте для команд кораблей, находившихся на зимовках, были введены так называемые драгунского образца зимние шапки с овальным черного сукна донцем, обшитым белым кантом.

Уместно вспомнить, что первый образец подобного зимнего головного убора использовался известным норвежским полярным исследователем Фритьофом Нансеном в его дрейфе во льдах Северного Ледовитого океана на судне «Фрам» в 1893-1896 гг. Иногда в литературе поэтому встречается название нансеновская шапка.

Морские зимние шапки полагались лишь х/з команды корабля (на одну боевую смену) только при несении наружных вахт в холодное время года и в личную собственность матроса не поступали.
В Рабоче-Крестьянском Красном Флоте теплые зимние шапки-ушанки черного сукна с черным же мехом введены для краснофлотцев в 1926 г. Верх шапки у рядового и старшинского состава сделан из черного сукна с ватной подкладкой, а у командного состава - теперь уже из кожи черного цвета. С 1973 г. меховые шапки капитанов 1-го ранга и адмиралов имеют кожаные козырьки, а у адмиралов - козырьки с шитым золотом орнаментом. На передней части околыша меховой шапки укреплена эмблема.

В заключение, байка- быль о головном уборе:

Один полковник написал генералу армии Язову письмо: " Товарищ генерал армии! Для полковников предусмотрен отличный зимний головной убор - папаха. Зимой сразу, ещё издалека видно, что впереди - полковник или чин постарше. Все бы неплохо, но не могли бы Вы дать распоряжение чтобы для полковников и генералов был разработан и летний головной убор особого образца? А то летом издалека не отличишь полковников от остальных офицеров." Ответ Д.Т. Язова:
" Товарищ полковник! В порядке исключения разрешаю Вам носить папаху летом."

История бескозырки July 29th, 2012

Длительный путь изменений прошел во флоте головной убор, пока, наконец, не появилась бескозырка.

Первым головным убором русского матроса была мягкая валяная шляпа с полями, которая была введена на флоте в начале восемнадцатого века. Шляпа была проста и удобна и почти не отличалась от тех, которые крестьяне носили в деревнях. Шляпы продержались на флоте свыше 150 лет, претерпев за это время ряд изменений. В середине девятнадцатого века шляпы были отменены.



Гренадерская шапка морских батальонов. 1764-1796 гг

В самом конце девятнадцатого века Павел I ввел на флоте гренадерские шляпы. Они достигали 30 сантиметров в высоту и были очень неудобны. В начале девятнадцатого века введен еще один, не менее неудобный головной убор - кивер, который представлял собой как бы небольшое ведро, расширяющееся ко дну. Можно себе представить, как гренадерки и кивера мешали в бою, стесняя движения матросов.


Кивер морского гвардейского экипажа. 50-е гг. 19-го века

Передовые представители армии и флота, и в первую очередь Суворов и Ушаков, прекрасно понимали вред этих плодов преклонения перед иностранщиной. Они всю жизнь боролись против прусачества.

В начале девятнадцатого века появилась фуражка. В войсковых соединениях были специальные люди - фуражиры, в обязанность которых входила заготовка продовольствия, фуража для кавалерийских частей. Фуражные шапки, которые они носили, представляли собой остроконечный суконный колпак, перегнутый пополам, и напоминали современные пилотки.

Со временем фуражная шапка изменила покрой и приняла все элементы современной фуражки-бескозырки, то есть околыш и тулью. В ноябре 1811 года она введена как повседневный, будничный головной убор во всех частях армии и флота. Обычай у моряков всех стран носить на матросских фуражках ленту ведет свое начало от рыбаков Средиземного мор, которые в старину, отправляясь в плавание на своих утлых парусных суденышках, обычно получали от матерей, жен или близких ленты с вышитыми словами молитв, заклинаний, сердечных напоминаний. Моряк подвязывал свои длинные волосы подаренной лентой в суеверном убеждении, что незримые силы будут охранять его в море. Иногда на ленте рисовали краской надпись, определявшую характер ее владельца: «не тронь меня», «храбрейший», «морской бродяга» и прочие. Существует даже легенда, что однажды такая лента спасла одного молодого человека, благословленного своей возлюбленной на дальний морской поход, тогда как другие моряки этого судна погибли.

В военных флотах на матросских шляпах лент не было вплоть до 1806 года. Есть легенда, что когда при осаде англичанами голландской крепости Кюрасао матросы капитана Брисбена повязали на шляпы ленты с надписью золотом: «неустрашимые» и бросились в атаку. Справедливости ради надо сказать, что «неустрашимые» англичане весьма быстро отступили в страхе перед орудиями голландцев, однако пример был подан, и вскоре у моряков всех кораблей были повязаны ленты с более или менее вызывающими названиями. Этот обычай носить ленты впоследствии широко распространился на всех флотах мира.

Лента на фуражке оправдывала себя, и практически. С ее помощью можно было сохранить фуражку при сильном ветре, завязывая концы ленты под подбородком. Найденная на воде фуражка, говорила о гибели моряка с корабля, имя которого было на ленте.

Первые ленты в русском флоте появились на клеенчатых шляпах матросов в 1857 году. До той поры на околышах матросских фуражек ставились лишь прорезные буквы и цифры, которые закрашивались или подкладывались желтым сукном. В ноябре 1872 года приказом генерал-адмирала определяется тип головного убора для матросов со специальной ленточкой с номером экипажа. В этом же приказе определены длина и ширина ленточек, форма букв и якорей.
19 августа 1874 года определена новая форма бескозырки черного цвета с белыми шерстяными выпушками по тулье и краям. На ленточке приказано было писать название корабля, соединения или номер флотского экипажа, специально определенным шрифтом. Длина ленточки определена в 140 сантиметров.

С 8 (20 июля) 1878 года матросы Гвардейского экипажа, 12-ого экипажа Балтийского флота (здесь комплектовался первый гвардейский корабль России «Азов»), всех экипажей Черноморского флота с 29 по 45 номера («за оборону Севастополя с сентября 1854 года по 27 августа 1855 года»), а также кораблей, которые формировались матросами всех этих экипажей получили право ношения георгиевских черно-оранжевых ленточек. Цвета георгиевских ленточек были определены указанием императрицы еще от 1769 года, как цвета гвардии «оранжевый цвет пламени, а черный цвет порохового дыма».
Матросы всегда гордились кораблями на которых служили и надписи на ленточках, как бы символизировали причастность к военно-морскому братству и к самой элитной касте флота плавсоставу.

После Октябрьской революции в 1921 году произошло некоторое изменение флотской формы одежды. Претерпела изменения флотская бескозырка. Стала меньше тулья, исчезла белые выпушки (которые связывали с монархическими атрибутами), укоротилась длина ленточек и было отменено ношение георгиевских ленточек. На ленточках стали исчезать названия кораблей и появились названия флотов. В 1923 году был введен единый кубический шрифт надписей на ленточках, который существует до сегодняшнего дня. Однако на линейных кораблях, крейсерах и эскадренных миноносцах матросы с гордостью продолжали носить названия своих кораблей.

Во время Великой Отечественной войны получили новую жизнь георгиевские ленты, ставшие называться гвардейскими. Гвардейские флаги и ленточки получили за мужество и героизм в борьбе с фашистскими захватчиками 16 подводных лодок, 18 надводных кораблей, 11 дивизионов и бригад кораблей и подводных лодок, 7 бригад, полков, артиллерийских дивизионов и дивизионов ПВО, 22 авиационных полка, 2 авиационные дивизии, 8 бригад морской пехоты.

После Великой Отечественной войны названия кораблей исчезли полностью с военно-морских ленточек и их заменили безликие «СЕВЕРНЫЙ ФЛОТ», «ЧЕРНОМОРСКИЙ ФЛОТ» и т.д., а то и просто «ВОЕННО-МОРСКОЙ ФЛОТ». Сохранили лишь свою специфику ленточки курсантов военно-морских училищ. «ВВМУ ИМ. ФРУНЗЕ», «ВВМУС ИМ. ПОПОВА». «ВМИУ ИМ. ДЗЕРЖИНСКОГО» и т.д.

К этому времени наверно и следует относить первое появление большого количества флотских значков определявших названия военных кораблей. Стремясь, каким-либо образом выделиться из безликой массы всех моряков на форменках матросов и тужурках офицеров, мичманов и матросов появились значки с изображением военно-морского флага и гордыми надписями «ГРОЗНЫЙ», «СВИРЕПЫЙ», «АЗОВ» и т.д. Начальство боролось с этими, как тогда назывались неуставными значками. Коменданты различных гарнизонов срывали их с груди арестованных матросов, а политработники вели негласную борьбу под видом сохранение военной тайны принадлежности к кораблю. И, тем не менее, традиция появилась и жила.

Появились так называемые «дэмэбовские» ленточки с надписями корабля славянской вязью и золотыми полосками на концах по количеству отслуженных лет или пройденных боевых служб. Ленточки заказывались нелегально, как правило, в похоронных бюро. Командованием ставились задачи офицерам кораблей по изъятию этих ленточек. Ленточки изымались, выбрасывались, но матросы продолжали их изготовлять и одевать их на увольнение в запас.

Так продолжилась старая традиция, несмотря на все усилия командования.

Новые времена несколько ослабили прежнее отношение к «неуставным» ленточкам и сами командиры кораблей стали нелегальным порядком изготовлять матросские ленточки с названиями своих кораблей. Появились ленточки с надписями «БЕСПОКОЙНЫЙ», «ПЕТР ВЕЛИКИЙ», «МОСКВА» и т.д.

На день ВМФ многие одевают на голову матросские бескозырки, символизирующие их причастность к флоту, кораблям и плавсоставу. Они гордились и гордятся своими кораблями, своей службой и хранят как память для детей и внуков свои бескозырки с ленточками.

как называется головной убор моряков? и получил лучший ответ

Ответ от OldMonkey[гуру]
бескозырка

Ответ от 2 ответа [гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: как называется головной убор моряков?

Ответ от K [гуру]
Бескозырка.


Ответ от Natali Dgavani [гуру]
безкозырка


Ответ от Пользователь удален [гуру]
Бескозырка.


Ответ от Мария Мартынова (Филиппова) [активный]
бескозырка конечно.


Ответ от Laral [гуру]
Зимой-ушанка


Ответ от Василий Зайцев [гуру]
пишы на мыло мне дурень))) или видео мои позырь


Ответ от Dr-blood [гуру]
треуголка.


Ответ от Александра [гуру]
бескозырка белая...


Ответ от Rjewsky [гуру]
а у офицеров - фуражка... а у десанта - берет... а у десанта при выполнении боевой операции десантирования на берег - каска...)


Ответ от Евгений [гуру]
Бескозырка была изобретена в России.
Прототипом бескозырки была фуражная шапка - форменный головной убор у фуражиров в русской армии, которая с небольшим видоизменением была введена в качестве форменного головного убора для матросов русского флота. Эта фуражка отличалась от современной бескозырки отсутствием ленты, тёмно-зеленым цветом и крупными пробивными номерами флотских экипажей на околышах.
В ноябре 1811 года бескозырка была введена в Российской армии как повседневный, будничный головной убор во всех частях армии и флота.
С середины XIX в. на бескозырках стали делать белые выпушки - узкие белые канты - деталь, сохранившаяся и на современных бескозырках.
В 70-х годах XIX в. на российском флоте вводится черная бескозырка с лентой, на которой наносились надписи названиий флотского экипажа и корабля.
Кроме того, лента служила для удерживания в ветренную погоду бескозырки на голове матросов - концы ленты обвязывалась вокруг шеи. Длина ленты была больше, чем у современных бескозырок и составляла около 160 см.
Впоследствии наряду с черными лентами были введены георгиевские - по имени ордена, имеющие такой же вид, как и современные гвардейские ленты.
Следует отметить тот факт, что бескозырка - очень удобный форменный флотский головной убор и по этой причине бескозырки были введены на многих флотах с теми или иными изменениями в качестве форменного головного убора для матросов.


Ответ от Hermione Granger [мастер]
бескозырка

З десь я снят на четвёртом месяце своего лейтенантства, мы с матросами разглядываем Дерибасовскую. Уличный фотограф скрытно нас щёлкнул, а потом подошёл и предложил купить снимки.
Одеты мы по форме №4, давайте поговорим о предметах, из которых она состоит.
Ну, хотя бы с меня начнём. Фуражка на мне форменная, лишь слегка ослаблена пружина, придающая тулье круглую форму и обеспечивающая натяжение ткани. Это натяжение на новой фуражке может быть таковым, что она начинает напоминать седло, а это есть позор и отстой для моряка.

Подбородочный ремешок, уложенный над козырьком, правильное название которого - "рант", тогда у младших офицеров был чёрный, лакированный и им, раздвинув две его половинки и пропустив его под подбородком, действительно можно было сохранить фуражку на голове при сильном ветре. Козырёк был небольшой, с более закруглёнными боковинами, а по краю его шла выштамповка в виде двойной волны, через некоторое время заменённая на одну, да и форма козырька слегка изменилась.

На шее у меня чёрный шерстяной форменный опять же шарфик. Позже появились белые шёлковые и более редкие белые шерстяные. Однако чёрные продолжали надевать на дежурство, например.
На шинели надо остановиться поподробнее.

Офицерам через определённый срок выдавалась ткань - прекрасное чёрное сукно и что там идёт на подкладку, не знаю названия, саржа, что ли. Шинель шилась индивидуально, в военных ателье по специальной накладной.
Была шинель обычная, а была зимняя, утеплённая в верхней части слоем ваты. Пуговицы уже были штампованные из алюминия, анодированного жёлтым металлом. Посмотрим на шинель сзади:

На левой части коллажа видно, что от хлястика вверх вдоль спины идёт складка, она может раздвигаться, если вы, к примеру, вытянете руки вперёд и шинель при этом не будет стеснять ваше движение. Справа же на картинке эта складка зашита. Такою шинель выходит из швейной мастерской, возможно, это связано с технологией пошива. Так-то оно может и красивей, но считается нарушением правил ношения формы одежды. Распарывание этого шва называлось, специально для нежных натур поставлю: порвать целку , впрочем, ещё поручик Ржевский доказал, что военные иногда бывают такие хамы-с!
Причём лишение шинели девственности могло иногда произойти прямо на глазах окружающих, скажем, на строевом смотре или в комендатуре.

Что ж, перейдём к матросам.
Нынче бушлаты заменены какими-то лапсердаками с капюшонами, не знаю, как их правильно называть. На снимке пуговицы уже вроде сходятся к низу под углом, а вроде бы у некоторых еще вертикальные ряды параллельны, как при более раннем покрое, где-то в то время вводилось это новшество. Если вы посмотрите на шеи моряков, то увидите нечто вроде воротничков протестанских пасторов с белой каёмочкой. Это так называемый суконный галстук, правильное же его название было "сопливчик".
Вот он, только без подшитого белого подворотничка:

Почему сопливчик - не знаю, для детей такой предмет вообще-то слюнявчик называется. Сопливчик защищал горло от холодного ветра, ведь грудь нараспашку в морской одежде - это романтично, но приводит к простудам.
Для опытного человека одного взгляда на бескозырки, они же "бески" достаточно, чтобы понять, кто из них старослужащий, а кто молод ещё шитую беску носить. Если "молодой" попробует пошить себе в фуражечной мастерской, коих в Севастополе была уйма, головной убор на заказ, его не поймут ни командиры, ни годки.
Шитая беска отличается более плоским верхом и острыми краями полей, белые канты на ней толще, чем на форменной и околыш спереди сходится таким утюжком, особенно удобным, если сдвинуть беску на переносицу. Ну, теперь вы и сами можете различить на фото, кто уже старослужащий, а кто пока "карась". Кстати, это слово в нашей части применялось чаще, чем "салага", более грубым вариантом было "салабон", а презрительно-уничижительным - "шнурок".

Ну, и чтобы с формой №4 закончить, посмотрим ещё на матросскую шинель.

Это два мои однокурсника по училищу. Шинель отличалась от офицерской одним рядом пуговиц и носить её можно было только полностью застегнутой до крючка на воротнике включительно. Видны сопливчики. Пуговицы чисто для красоты, шинель застёгивалась на скрытые под запа́хом крючки. У курсанта справа она укорочена, конечно, но в меру. Слева же так обкоцать её мог позволить себе только пятикурсник, с более младших шкуру бы сняли за порчу обмундирования.
Кстати, лично мне такой обдергайчик не по нраву. Пряжки на ремнях, рекомые "бляха" выпрямлены согласно правилам хорошего тона, так-то они более выпуклы, а у солдат я видел наоборот, согнутые ещё больше. Пуговицы, как я говорил, анодированные. Нижняя, та, что под бляхой постепенно теряла от постоянного царапания жёлтый цвет и проступал алюминий.

О ткани. Сукно было гораздо более грубое, часто сильно волосатое, да ещё торчащие волоски бывали светлее. чем сама шинель, прямо щетина на кабане. Были случаи, что её и палили огнём, как кабана, но тут была нужна твёрдая рука и ровный источник пламени.
Мне на первом курсе досталась вообще необыкновенная "шинелка", как правильно называть шинель. Во-первых у неё были ещё настоящие латунные пуговицы, которые надо было начищать Асидолом с помощью специальной планки, в прорезь которой пуговицы пропускались, но она препятствовала попаданию пасты на сукно. Зато сверкали как золото.
Во-вторых, под солнечными лучами она становилась тёмно-синей, больше таких я не видел, и была она такая ладненькая, три года с удовольствием относил.
С ней был такой случай - ехал я зимой на поезде в свой Владикавказ, а железнодорожники тогда носили тоже чёрные шинели. И привязалась какая-то бабка, принявшая меня за проводника. Я ей уж и объяснял, и якорьки на погонах показывал, еле отбился, когда настоящий проводник нарисовался.

И последнее. Вообще-то, шинель для срочной службы это уже форма №5, а при ней на голове должна быть шапка.
В училище же допускалось ношение фуражек или бескозырок. Утром дневальный так и орал:"Построиться для перехода на камбуз!"; "Форма одежды - шинель, шапка!" или "Форма одежды - шинель, бескозырка!"

Что ж, о другой форменной одежде в следующий раз.

А вот здесь про флотские штаны.