Как открыть свою школу иностранных языков. Как открыть школу иностранных языков с нуля: бизнес-план

Текст Мария Овсеец

Фото Инна Птицына

Я не прошла ни одного собеседования и завалила все тестовые задания

»

Поиски себя

До рождения сына я работала в международной логистике - занималась таможенным оформлением, международными перевозками и декларированием товаров. В феврале прошлого года должна была выйти из декрета, но возвращаться в эту область совсем не хотелось. Я не замужем, воспитываю сына, отец моего ребенка помогает нам, но этого мало, поэтому поиск новой работы был необходимостью.

Я мечтала о такой занятости, которая позволит мне проводить больше времени с сыном, и стала искать работу в интернет-проектах, где все организовано удаленно. Мне очень хотелось попасть в команду издательства «Манн, Иванов и Фербер». У них в то время как раз была открыта вакансия копирайтера, однако с условием - собственный книжный блог. Его я и стала вести в Instagram, и именно этот блог в дальнейшем стал хорошей почвой для старта бизнеса.

К слову, на работу в МИФ меня так и не взяли, так же как и в другие интернет-проекты. Я не прошла ни одного собеседования и завалила все тестовые задания. Поэтому на тот момент я оставила попытки найти какую-то работу.

Решение открыть школу иностранных языков

Изучать французский я начала случайно шесть лет назад. В очередной раз записалась на английский язык, пришла на курсы, а преподаватель на первом занятии заговорила по-французски. Как оказалось, английский снова перенесли. Преподаватель предложила остаться с ними, и в итоге я еще два года проходила в эту школу, а про английский вообще забыла. Так я дошла до среднего уровня в изучении французского языка.

Мой книжный блог в Instagram тем временем перерастал во что-то большее, становился более личным. Тогда как раз пошла волна личных проектов, все в сети стали рассказывать о себе, продвигать личные истории. И я подумала: почему бы мне не сделать свой курс по французскому? Мне хотелось нести этот язык в массы, собрать группу тех, кто тоже интересуется французским языком, и вместе заниматься.

Это было примерно в начале августа 2017 года. Я сразу же записалась на курс «Как продать свой курс» и через неделю поняла, что мне как преподавателю не хватает знаний. То есть вариант был такой: я сейчас останавливаюсь, беру полгода на то, чтобы подтянуть язык, а потом уже занимаюсь курсом. При этом я понимала, что уроки-то я напишу, но при этом мне все равно понадобится помощь, чтобы проверять задания. И тут возник вопрос, а вместе с ним и идея: а почему преподавать должна я сама и почему бы не создать школу французского с другими преподавателями.

На следующий день я написала об этом в блоге -на тот момент у меня было уже около 11 000 подписчиков. Люди откликнулись, стали писать: молодец, хорошая идея, продолжай в том же духе. Это меня очень воодушевило. На тот же пост откликнулись два преподавателя, которые и стали у меня работать.


Запустить школу изучения иностранного языка не значит владеть языком в совершенстве

»

Как все устроено: команда

Я не преподаю французский в своей школе. Мой уровень языка - всего В1, что совсем не дотягивает до преподавания. Люди думают, что у меня суперкрутой уровень и я учу в своей школе сама. А потом я показываю в Instagram Stories собственные занятия, и люди недоумевают и пишут мне в личку: «А как, а что, а вы, а не?.. Да как же так, а я думала...» Как хорошо сказала моя знакомая: «Венеролог разве должен переболеть всеми болезнями?»

Я запустила проект и стала заниматься в нем всем, кроме преподавания. Потому что для этого есть квалифицированные преподаватели. Каждый делает свое дело и не лезет в чужое. Мое - продвижение и маркетинг, налаживание связей и много всего другого. У преподавателей - как раз обучение. Запустить школу изучения иностранного языка не значит владеть языком в совершенстве. Я, как дон Аль Капоне, наблюдаю за своей территорией с позиции шефа.

Мне довольно легко удалось найти преподавателей. Люди, которые хотели со мной сотрудничать, написали мне сами. Преподаватели умеют учить языку, но не умеют и зачастую не хотят продавать свои услуги. Поэтому они пришли ко мне. Готовят курсы, занимаются с учениками, а мое дело - приводить клиентов и развивать школу.

За первые два месяца преподаватели заработали в четыре раза больше, чем я

»

Как все устроено: курсы

У нас есть разные программы курсов. Но кроме самих программ, важна и методика преподавания. Это то, на проработку чего при запуске проекта ушло немало времени, и то, что требует постоянной работы, анализа и корректировки.

Человеку нужно постоянное общение. Не всем помогает полное погружение в среду. Например, когда человек переезжает жить за границу, он боится разговаривать с местными и может разве что в булочной пальцем ткнуть, намеренно не используя язык из-за страха. Мы же в своей школе заставляем людей разговаривать, реально заставляем. У меня на сайте написано, что они должны выходить из зоны комфорта. Наша задача - не только научить правилам, но и снять языковой барьер, а также объяснить человеку, как изучать язык вне уроков.

Очень важно постоянно тренировать мозг, то есть делать не то, что ты делал всегда, а переводить свою жизнь на французский язык, причем сразу, даже если ты ничего не понимаешь. Песни на французском слушать, переводить, подпевать.


Я снизила преподавателям процент. Никто не ушел, хоть я и боялась, что это случится

»

Деньги

Начать было не страшно, потому что я не смотрела на это как на бизнес, ничего в этом не понимала, да и вообще не думала, как начать. Если мне какая-то идея приходит, я ее сразу запускаю. То есть у меня такой подход в жизни - разберусь потом, а сейчас нужно начинать и не раздумывать, иначе энергия уйдет и я этот проект либо не начну, либо он не будет иметь такого вовлечения. Обычно так и происходит.

В общем, начинать нужно было быстро. Мой бизнес был запущен на собственные сбережения, естественно, минимальные. Я вложила первоначальный бюджет в покупку домена для сайта, хостинга, настройку образовательной платформы, но все это были какие-то небольшие суммы. Самым большим моим вложением был курс «Путь Мечты» .


Помощников у меня не было, я все делала сама, с учителями договаривалась на процент. Естественно, у меня не было опыта, я не знала, какой процент обычно берут преподаватели, как с ними договариваться. В итоге за первые два месяца сотрудники заработали в четыре раза больше, чем я. Потом уже я пересмотрела все их ставки. В частности, когда мы на «Пути Мечты» проходили уроки по оплате работы команды, я со всем этим постепенно разбиралась.

У нас продаж было достаточно много по сравнению с тем, как преподаватели могли это сами продать. Например, у одной из них своих было три продажи, а я сделала на первый поток 14 учеников из своего блога. Тогда я приняла решение понизить процент, который получали преподаватели. Мы не ругались, я просто объяснила ситуацию: мы развиваемся, маркетинг требует вложений, а если я буду их делать со своей личной прибыли, тогда работать получится только в ноль и у меня не будет совершенно никакого интереса заниматься школой. У меня нет официальной работы, то есть нет финансовой базы, поддержки, которая бы позволила легче относиться к ситуации, потому что, когда есть работа, понимаешь: если что-то не получается, все равно остается зарплата. У меня же зарплаты нет.

Учителя поняли, что выбора не так много: либо они занимаются набором учеников самостоятельно, либо соглашаются работать у меня, но за меньший процент. Никто не ушел, хоть я и боялась, что это случится.


В ноябре прошлого года мне было очень тяжело физически: я ничего не успевала, у меня постоянно болела голова

»

Чем я занимаюсь в проекте

Долгое время мне приходилось делать самой все, что только можно. Если с преподавателями все складывалось хорошо, то с другими специалистами все получалось иначе. Например, мне нужно было соединить домен с хостингом. Нашла человека на fl.ru , заплатила ему, а он просто пропал. Другой должен быть настроить платформу для ведения курсов - и снова пропал. В итоге каждый раз я все делала сама, приходилось разбираться в технических тонкостях.

Все это привело к тому, что французским языком я не занималась практически совсем, потому что у меня не было на него времени. Я стала маркетологом, организатором, техническим специалистом, бизнесменом - кем угодно, кроме человека, который делает что-то для души. И у меня даже был переломный момент в плане отношения к делу, потому что пропала доля заинтересованности в саморазвитии. Изначально ведь у меня была цель какая? И свой уровень знания языка подтянуть, и другим людям, которые интересуются французским, помочь. А получилось, что я должна разбираться в маркетинге, финансовом учете, технической базе.

На курсе «Путь Мечты» мы изучали, как правильно строить команду, как делегировать и, что самое главное, как оставаться верной себе. Это очень помогло. Сейчас я стараюсь вернуть проект в то русло, когда я веду его так, как мне нравится, а не только думаю о маркетинге и продажах. Я заметила, что, когда я вернулась к этой позиции - когда я все делаю так, как мне нравится, мы получаем результат лучше, в том числе и финансовый.


Курс «Путь Мечты»

Спустя два месяца после открытия бизнеса мне на почту пришло письмо о запуске курса «Путь Мечты» . Я сразу же на него записалась: во-первых, доверяю создателю курса Галие Бердниковой , во-вторых, мне было просто необходимо разобраться в тонкостях бизнеса. А то, что в программе внимание уделено не только бизнесу, но и жизни в целом, подкупило еще больше - я очень люблю изучать что-то новое.

Все уроки и задания были интересные. Самое крутое для меня пошло, когда мы начали говорить про бизнес, потому что в той сфере у меня никакого опыта не было. За последнее время максимально полезным уроком был анализ точек касания, когда ты по определенному алгоритму прорабатываешь точки взаимодействия с клиентами, а потом просишь сделать то же самое других. Я получила очень хорошую обратную связь, и на ее основе мы ввели много улучшений и изменений в школе.

Благодаря курсу я узнала новое о том, как общаться с людьми, как улучшить техническую базу и сделать так, чтобы потенциальному ученику было легче ориентироваться на сайте и в соцсетях. На самом деле знаний было много, все это в комплексе привело к тому, что школа стала приносить прибыль. Если до курса чистая прибыль была отрицательной, я только вкладывала, то теперь чистая прибыль - 35 000 рублей, оборот - 190 000 рублей.

Найм команды

В ноябре прошлого года мне было очень тяжело физически: я ничего не успевала, у меня постоянно болела голова - проект требовал много времени и сил, а количество задач только увеличивалось. И как раз в тот момент мне написала девушка, которая окончила курсы, где обучают личных помощников, и предложила свои услуги. Это еще один плюс открытости деятельности. Когда ты все рассказываешь в соцсетях - нужные люди находят тебя сами.

Она взяла на себя всю работу по ведению сайта на конструкторе, администрирование образовательной платформы и рассылку. А у меня появилось время на стратегическое планирование. Найм помощницы - очень верное решение.

Многие начинающие предприниматели боятся нанимать сотрудников - нет денег, нечем платить… Но на самом деле все это лишь в нашей голове, это ограничения, которые мы сами себе ставим. Конечно, мне тоже иногда страшно нанимать людей. Так было с маркетологом - думала, как я буду платить? Когда на курсе «Путь Мечты» мы прошли уроки о том, как нанимать команду и как рассчитывать зарплату, у меня сформировалось понимание, что есть разные формы расчета зарплаты, для каждого вида деятельности - свой вариант.

Для того чтобы получить результат, который я хочу, я немножечко себя перестроила - стала прокачивать в себе управленческие навыки. Уроки по делегированию, которые были у нас на курсе, добавили мотивации и вдохновения, помогли увидеть, как делегирование лучше организовать. Но главное, я перестала бояться говорить человеку, что он должен делать.


Instagram

Времени на ведение соцсетей требуется много. Сейчас я веду два аккаунта: я взяла Instagram школы плюс веду свой . В день это занимает часа два с половиной. Это работа, но она мне нравится. Для меня Instagram всегда был местом, где я реализую свой творческий потенциал: сделать фотографию, собрать ленту, чтобы это было более-менее красиво.

Много времени занимают тексты. Я заметила за собой такую вещь: если я начинаю текст за собой проверять, он перестает мне нравиться. Поэтому теперь я проверяю только ошибки. То есть я не проверяю, как написано, потому что тогда мне вдруг начинает не нравиться, как предложение построено, или еще что-то - и тогда я не могу писать от души. А почему люди так откликаются на мои тексты? Потому что я пишу от души. Я пишу личную историю - со всеми ее проблемами. Я делюсь проблемами в бизнесе, делюсь тем, что мне не удается, - параллельно с тем, что, наоборот, удается. Пытаюсь подсказать на своем опыте, как продуктивно организовать работу. И очень много приходит комментариев в личку: спасибо, ваш блог очень мотивирует, вы меня наконец-то сподвигли на то, чтобы что-то изменить в своей жизни.



Страхи

Мне в личку приходит очень много вопросов «А как вы это сделали?». Как не побоялись написать в МИФ, что хотите брать у них книги на рецензию, когда в блоге было всего 500 подписчиков, а по требованиям надо было 5 000? Как не побоялись на всеобщее обозрение выложить пост, что хотите открыть свою школу? Как не побоялись открыть дело и развивать его у всех на глазах?

Тут надо смотреть на каждую конкретную ситуацию. Есть страхи, которые вообще не имеют под собой никакой основы. Бояться написать в МИФ? Ну что может случиться? Максимум тебе откажут, но голову же не оторвут. А каждое такое письмо поможет тебе продвинуться вперед, сделать шаг и дальше о себе заявить. Первый шаг - самый важный. А многие просто боятся взять и отправить это письмо, потому что боятся отказов. От этого надо избавляться.

В прошлом году я прошла практику, которая называется «100 писем с отказами». Это когда ты обращаешься, например, в поисках работы в те места, где тебя, как тебе кажется, точно не возьмут. Но не факт. И чем больше ты делаешь таких шагов, тем, во-первых, тебе становится легче, страх уходит, и, во-вторых, тем больше контактов ты нарабатываешь. Вот пример в цифрах. Я написала 15 писем. Двое мне не ответили, тринадцать согласились. У меня не было ни одного отказа по тем вопросам, которые я хотела решить за счет партнерства с другими людьми.

Но есть и другие страхи, конечно. Более серьезные, сковывающие. Например, меня очень волновал вопрос финансов: я боялась, что мы не окупимся, что-то не продадим. Бывало, что эти страхи прямо накатывали под вечер. И трудно было двигаться дальше, потому что они у тебя начинают скапливаться в голове и энергия пропадает.

Когда такое происходит, я делаю так: выключаю компьютер, иду на диван и читаю книжку, стараясь не думать о страхах, чтобы они не расширялись. На следующий день расскажу кому-то из своего окружения, и они обязательно меня поддержат.


Поддержка и окружение

Очень важно иметь такое окружение, которое с тобой на одной волне. У меня, например, нет поддержки в семье. Мои родители очень консервативные, для них мое занятие - в ущерб ребенку: ты его не кормишь, времени на него не тратишь. Хотя, конечно, трачу. Но я считаю, что ребенку нужна счастливая мама, тогда будут счастливы и остальные члены семьи. А если она загнана домашними заботами, неухожена, с пучком на голове котлеты жарит - какой она пример подает своей семье? Она несчастлива, муж несчастлив, ребенок видит, что в доме не все хорошо.

В общем, мои родители моих идей не понимают совершенно. Пытаться их переубедить и искать поддержку у них - лишняя трата энергетических ресурсов. Поэтому я ищу поддержку в других местах: в Instagram, у всех тех людей, с которыми я познакомилась в сети, кто давно наблюдает за мной, за моим развитием.

Если у вас нет людей, которые с вами на одной волне, то вы точно найдете их на курсе «Путь Мечты» - там девушки с такими же целями и проблемами, что и вы.


Интервью. Основатель школы французского языка CoCoÉcole Ксения Вавилова и главный редактор сайт Мария Овсеец

Просто начните делать! И не бойтесь об этом рассказывать в соцсетях. Когда ты начинаешь что-то делать и делишься этим, приходит неожиданно много людей, которые помогают, причем бесплатно. Мне, например, помогают мои друзья, которые оказались вовсе не книжными блогерами, а бизнесменами. И пока я об этом не заявила, я и не знала об этой части их жизни.

Занимайтесь тем, что нравится. Это действительно важно. Нужно прямо составить список. Это было в курсе «Путь Мечты», и это реально работает. Прямо берешь и пишешь: что тебе не нравится и отнимает твою энергию, а что тебя вдохновляет и прибавляет энергию. И начинаешь свой день с того, что добавляет тебе энергии. Тогда и сил на свершения будет гораздо больше!

Говоря о конкурентах и рынке образовательных услуг в целом, можно смело утверждать, что в России он перенасыщен предложением и является высококонкурентным. Вы можете найти поставщика услуг на любой вкус, в любой ценовой категории.

В то же время рынок перспективен и динамично развивается даже в условиях кризиса. Ведь необходимость изучения иностранного языка осознают и оптимисты, и пессимисты. Первые верят, что всё стабилизируется и не желают менять привычный ритм жизни (фитнес, кафе, курсы иностранных языков), а вторые подумывают уехать из страны (и срочно начинают подтягивать язык).

Поэтому открывать школу иностранных языков выгодно, особенно если учесть, что вложения на старте минимальны. Но из-за высокой конкуренции будет не лишним изучить рынок. Хотя, это не во всех случаях обязательно.

Мы не проводили срез рынка, поскольку на момент открытия просто не имели нужного опыта. Да и, честно говоря, нам это не было нужно, поскольку мы уже имели запросы от потенциальных клиентов.

У нас именно тот случай, когда спрос породил предложение: мы точно знали, что определённое количество студентов у нас будет. Одним словом, ничего общего с теми случаями, когда компания выходит на рынок с каким-то продуктом, не зная, будет ли он вообще востребован.

Кроме того, мы были уже действующими преподавателями, и сказать, что мы открывали бизнес с нуля - не совсем верно. Навыков, непосредственно связанных с ведением бизнеса у нас было мало, но мы имели представление о том, как организовать учебный процесс, имели к моменту открытия собственную клиентскую базу и опыт преподавания в частной школе.

Именно последний и помог нам в самом начале. Мы наблюдали за тем, как ведёт дела директор этой школы, как заключаются договоры, проходит корпоративное обучение, подмечали ошибки, которые не хотелось бы повторить. Можно сказать, что единственный конкурент, которого мы изучали, это школа, в которой мы сами работали.

Также на старте нужно определиться с тем, с какой именно аудиторией работать. Сегодня иностранные языки в частных школах изучают люди всех возрастов, начиная с 3 лет. А значит работать можно с малышами, дошкольниками, школьниками, студентами, работающими людьми и пенсионерами. Для каждой категории нужна своя программа обучения, при том не одна. Нельзя учить первоклассника и выпускника, готовящегося к ЕГЭ, по одному и тому же шаблону. А охватить все слои населения на старте практически невозможно, поэтому лучше начинать работать с категорией, с которой у вас уже есть опыт взаимодействия.

Личный опыт

Мы начинали работать со взрослыми людьми, и до сих пор ни разу в жизни я не работала с детьми. Потому что просто не знаю правильного подхода к ним, только могу наблюдать его со стороны как мама. Поэтому «детский сектор» в своих школах мы запустили гораздо позже, когда я увидела эффект от обучения на своём ребёнке и пригласила специалиста возглавлять соответствующее направление в нашей школе.

Если вы хотите начать бизнес с чего-то, чего совсем не умеете, важно нанять хорошего специалиста. При том, нужно опробовать его метод на себе в качестве клиента, дождаться результатов. Потому что нельзя убеждать людей в том, что ваш продукт хорош, ни разу не попробовав его. На старте нужно делать то, что ты умеешь, к чему ты готов. Только это позволит обеспечить высокое качество услуг.

Это касается и выбора языков, которые будут преподаваться в вашей школе. Если вы, к примеру, подумываете запустить курс испанского языка, не владея информацией о нём и о советующем рынке, ничего не выйдет. Вы даже не сможете нанять хороших специалистов, поскольку они крайне неохотно идут в неизвестные школы.

Лучше всего начать с одного направления, хорошо его проработать и «обкатать», а уже после открывать новые направления: запускать курсы других языков, расширять охват аудитории. Что-то новое в школе иностранных языков должно запускаться регулярно. Пытаться продавать одно и то же 10 лет очень опасно. Периодически рынок проседает в каждом сегменте. Тот же английский иногда выходит на второй план, другие языки периодически становятся более популярными, причём по очереди.

Но палитру нужно расширять постепенно, начинать сразу со всего - то же самое, что распыляться. Это как раз проблема многих школ, которые заявляют много языков, но не могут собрать группы, и в результате недовольные клиенты, так и не дождавшись начала занятий ни через месяц, ни через два, уходят. При этом они не просто забирают свои деньги, у них остаётся негативное впечатление, в эту школу они уже не возвращаются.

Объем инвестиций

Пошаговая инструкция

Чтобы выжить в конкурентном окружении и не демпинговать цены, необходимо самое большое внимание уделять качеству предоставляемых услуг. Поэтому после того, как вы изучили бизнес изнутри и собрали необходимую сумму инвестиций, нужно детально продумать вопрос с учебной программой. В первую очередь она будет зависеть от того, с какой аудиторией вы планируете работать на старте. Например, совсем маленьких детей лучше учить языкам через творчество: музыку, танцы, лепку и т.д.

Со взрослыми в этом плане несколько проще, но и они преследуют разные цели, когда приходят в школу иностранных языков: кто-то хочет эмигрировать, кому-то нужен язык для работы, кому-то для путешествий. Соответственно, желательно дать разные программы под разные цели.

Открывая свою школу, мы написали несколько программ: бизнес-английский, разговорный английский, финансовый, юридический английский, английский для туристов и т.д. Всё это мы преподавали ранее, так что программы были работающими и проверенными на людях.

Сейчас у нас в школе преподаётся приблизительно 65 программ, включая очень узкие направления, такие, как подготовка к собеседованию. Все они написаны профессионалами. И другого метода, кроме как привлечь специалиста к написанию программы, просто нет. Например, у нас сейчас работает методист, которая имеет высшее педагогическое образование и трёхлетний опыт работы по специальности.

Ещё один путь - не писать свою программу, а использовать современные учебные пособия международного класса - учебники таких издательств, как Macmillan, Longman, Cambridge и т.д. Они предлагают свои программы, которые можно просто скачать в интернете и пользоваться представленными пошаговыми инструкциями.

Преподаватель может и самостоятельно составить программу. Но для этого нужно провести уйму занятий, описать их, записав сроки, результаты, использованные учебники. Только тогда это будет действительно нормальная программа обучения.

Личный опыт ​​​​​​​

Именно с помощью своих педагогов мы запустили преподавание немецкого, французского и итальянского языков. Почти все преподаватели в нашей школе имеют образование МГЛУ, все они знают как минимум два языка. Когда мы уже сформировали штат своих педагогов, каждый из них владел ещё одним языком. На этом этапе запустить второй иностранный язык было легко, потому что мы были уверены в профессионализме своих сотрудников.

Вообще, преподаватель - ключевая фигура в этом бизнесе. Это именно тот человек, который будет «держать» вашего клиента. Если вы ошибётесь с педагогом, клиент с вами не останется при всех инвестициях, красивых офисах, шикарных менеджерах по продажам.

Если основатель школы сам имеет профильное образование, «варится» в этой среде, то набрать штат ему будет гораздо легче, просто потому, что можно привлечь к работе своих одногруппников.

В противном случае можно искать преподавателей стандартными способами, например, через сайты с объявлениями. Стоит также «мониторить» студентов и выпускников местных ВУЗов. Например, я постоянно взаимодействую с МГЛУ, знаю все форумы, присутствую на всех сайтах, где сидят студенты, и часто пишу им напрямую, спрашиваю не хотят ли они оформиться после окончания к нам в штат.

Не стоит бояться брать на работу молодых специалистов. С 21-22 лет можно работать, продемонстрировав при этом все таланты и высокий уровень владения языком - С1.

Иногда к нам приходят соискатели, но после собеседования мы им советуем начать обучаться в нашей школе на уровне Intermediate-Upper-Intermediate, поскольку они делают много ошибок в речи. Такое часто можно встретить на рынке Москвы.

Личный опыт

Опытным путём мы выяснили, что для школы важна вывеска. Изначально мы считали, что сегодня люди ищут информацию, в том числе и о курсах, в интернете, а значит и вывески не нужны. Но оказалось, что когда мы сняли офис с фронтальной вывеской, 30% клиентов заходили к нам, просто проходя мимо.

На этапе становления бренда не стоит забывать про PR: публикации, бесплатные мероприятия, розыгрыши призов от партнеров. Старайтесь находить интересных партнеров и обмениваться аудиториями. Это очень полезно.

Даже при самой грамотной стратегии продвижения клиенты не будут заниматься у вас, если это будет неудобно по времени. На старте мы с партнёршей работали с 7 утра до 10 вечера сами, смотрели, в какое время люди наиболее активны. Изучив пики спроса и набрав штат профессионалов, мы установили рабочий день с 10:30 до 19:30. При этом наибольший наплыв происходит вечером: после работы люди приходят на встречи, тестирования, демо-уроки.

Кроме того, для удобства клиента приходится работать и в выходные, с чем поначалу была большая проблема. Поэтому мы разработали режим дежурств. Сейчас у нас есть человек, который работает по субботам, но не работает по понедельникам, а в воскресенье всегда дежурит один из координаторов по обучению. Получается, что сотрудник дежурит один раз в месяц в воскресенье и получает отгул в любой день, когда хочет. Таким образом, офис работает практически всегда, поэтому клиент может приехать в любой момент.

Само собой разумеется, что ещё задолго до открытия необходимо озаботиться поиском подходящего для школы помещения и его оформлением. И здесь также существует ряд правил.

Школа иностранных языков обязательно должна располагаться в месте с хорошей проходимостью. Мы для себя приняли как аксиому, что удалённость от метро составляет не более 6 минут хода. Допустимый показатель для Москвы - до 10 минут от метро.

В других городах также стоит ориентироваться на остановки общественного транспорта. Так или иначе, люди должны иметь возможность спокойно дойти до вас пешком, а не ехать на перекладных. Очень желательно, чтобы у школы была своя парковка, но в центре города с этим могут быть проблемы.

Многим начинающим предпринимателям кажется, что офис должен обязательно находиться в центре. Возможно, определённая доля правды в этом есть. Например, у нас центральный офис всегда забит под заявку. Но выбирая помещение «поцентральнее», важно учитывать один момент:

В центре конкуренты на каждом углу

Кроме того, арендные ставки в центральных районах достаточно высоки и могут различаться в разы. Например, вы можете снимать офис класса А, платя за это соответствующую цену, а конкурент буквально через дорогу арендует офис класса В, который по качеству почти ничем не хуже, но его цена гораздо ниже.

Стоимость аренды в конечном итоге влияет на стоимость курса для ваших студентов. Поэтому нужно адекватно оценивать средний чек, бюджет своего клиента. Даже те студенты, для которых деньги - не проблема, не хотят переплачивать просто за здание. Прежде, чем разоряться на антураж, подумайте, будут ли ваши клиенты за это платить.

При этом по принципу «чем дешевле, тем лучше» офис также выбирать не стоит. Слишком бюджетные варианты могут оказаться не совсем «чистыми» с юридической точки зрения.

Вопрос с помещением желательно решать совместно с юристом, чтобы он проверил договор и здание на «чистоту». Иногда всё выглядит идеально, но через пару месяцев выясняется, что здание принадлежит другим людям, и вас могут выгнать день в день. Это нанесёт вашей репутации серьёзный урон.

Строгих требований к назначению и состоянию помещения, к ремонту в нём, не существует. Желательно избегать формата open space. Стены должны быть возведены изначально, чтобы не пришлось делить помещение самостоятельно. В противном случае пострадает звукоизоляция, а значит и качество занятий.

Количество классов будет зависеть от загрузки школы. На начальном этапе достаточно 4-5 комнат (общая площадь - около 60-80 кв.м с учетом входной и административной зон). Большее количество не имеет смысла, поскольку классы будут пустовать. Это зачастую производит не самое хорошее впечатление на клиентов. Лучше со временем переехать в помещение большего размера в том же территориальном блоке. Перебираться в другой район нежелательно, поскольку многие клиенты - жители соседних домов, которые зачастую не готовы посещать любимую школу после её переезда.

В случае оформления НОУ (негосударственное образовательное учреждение) появляется ряд дополнительных требований к помещению: наличие раздельного санузла, наличие отдельного входа, высота потолков - от 2,6 м, источник естественного освещения в каждом классе и т.п. Также важно обзавестись заключениями от пожарных и СЭС. Они потребуются для оформления лицензии на ведение учебной деятельности.

Документы

Организуя бизнес в России, его, прежде всего, необходимо зарегистрировать в налоговых органах. А для этого обязательно нужно определиться с организационно-правовой формой собственности вашего будущего дела: работать как ООО, НОУ или как ИП (индивидуальный предприниматель)?

Форма ИП, конечно, хороша для новичков. Она позволяет оказывать клиентам услуги на платной основе, арендовать помещения, нанимать персонал, но вы не сможете выдавать своим выпускникам сертификаты, а ваша деятельность с точки зрения закона окажется лишь консультативной, но не образовательной. Вам будут недоступны корпоративные клиенты. И официально вы будете считаться лишь специалистом по иностранным языкам, а не их преподавателем.

Для того, чтобы ваша школа по действующим сегодня в России законам смогла стать полноценным образовательным учреждением, вам следует регистрировать НОУ (негосударственное образовательное учреждение) или коммерческую организацию с формой ООО (общество с ограниченной ответственностью).

Это позволит получить лицензию на осуществление образовательной деятельности. Такой документ оформляется в территориальном органе образования, и чтобы его получить, нужно предоставить определённый набор документов (полный список уточняется в самом органе). Это обычно документация, связанная с помещением, квалификацией преподавателей, качеством учебных методик и планов и т.д.

В конце 2013 года в России приняли поправки к федеральному закону об образовании о том, что частные школы с любой правовой формой имеют возможность получить лицензию на осуществление образовательной деятельности. Это - отличная новость! Но, к сожалению, процесс получения лицензии не стал проще, и требования к лицензиату в лице мелкой частной школы до сих пор завышены.

Для получения лицензии на образовательную деятельность лучше всего воспользоваться помощью специализированных юридических фирм. Но не стоит путать получение лицензии с ее незаконной «покупкой». Это неминуемо приведет к повторным проверкам и выявлению фальсификата.

Весомый довод в пользу оформления лицензии - возможность для ваших клиентов вернуть свой НДФЛ (налог на доходы физических лиц - прямой федеральный налог в России) с уплаченной за образование суммы (а это 13%). Это - существенное конкурентное преимущество.

О нужном для оформления лицензии

Обычно для оформления лицензии требуются.

Как открыть школу английского языка - 3 конкурентных преимущества + 5 способов продвижения + 5 действующих секретов от профи бизнеса.

Капитальные вложения в школу: от 150 000 рублей.
Сроки окупаемости: от 6 месяцев.

Часто задаются люди, которые сами в совершенстве его знают.

Для старта требуются сравнительно небольшие капитальные инвестиции и штат работников.

При этом спрос на услугу остается стабильным.

Все больше людей учит английский язык для карьерного роста, поездок за границу и просто общего развития.

Тем не менее, одного желания для в условиях жесткой конкуренции недостаточно.

Важно провести маркетинговый анализ, выбрать рекламные методы, правильно зарегистрировать деятельность и рассчитать расходы.

Какие нужны документы, чтобы открыть языковую школу?

Для того чтобы открыть школу английского языка, достаточно зарегистрироваться как индивидуальный предприниматель (ИП).

Процедура получения бумаг простая.

Потому даже новички смогут справиться без обращения к посредникам.

Языковые курсы – это образовательная программа, существование которой возможно только после получения лицензии.

Только она дает право нанимать обучающий персонал.

Хорошо то, что этот документ больше не нужно продлевать каждые 5 лет.

Получив лицензию однажды, вы можете использовать её всю жизнь.

Если преподавать будете только вы, достаточно регистрации ИП.

Не забывайте, что также нужно будет стать на учет в налоговой службе.

Как открыть школу английского языка: маркетинговый анализ

Интересный факт:
Хотя английский язык занимает только третье место в списке самых популярных, общее число людей, говорящих по-английски, составляет более миллиарда. Это примерно каждый седьмой землянин.

Спрос на изучение иностранных языков на данный момент удовлетворен не полностью, несмотря на активную конкуренцию и насыщенность данного сегмента.

Кроме английского языка, популярен французский, немецкий, итальянский.

Люди нуждаются в повышении уровня знаний ради повышения рабочей квалификации, поездок в другие страны, для эмиграции за границу, дистанционного обучения в иностранных учебных заведениях.

Чтобы открыть курсы английского языка, для начала важно проанализировать ситуацию в вашем городе и на рынке, в общем.

Анализ целевой аудитории школы английского языка

Специалисты рекомендуют для продвижения выбрать отдельную, узкую нишу.

К примеру, обучение маленьких детей или подготовительные курсы перед сдачей международных экзаменов.

В целом, целевую аудиторию курсов английского языка составляют такие категории:

  • туристы;
  • дети от 3 лет;
  • эмигранты;
  • работники фирм, в которых английский необходим для карьерного продвижения;
  • люди, которые учат английский для саморазвития;
  • будущие преподаватели.

Список конкурентных преимуществ для школы

Уже не один раз упоминалось, что конкуренция в сегменте очень высокая.

Чтобы спрос на языковые курсы не проходил мимо вас, важно выделить несколько мощных конкурентных преимуществ.

Перед тем, как открыть школу английского, важно убедиться, что у неё будут отличительные особенности:

    Сертификат.

    Большой плюс, если после окончания курсов вы сможете выдавать ученикам сертификаты об обучении.

    Выдать диплом международного образца, конечно, не получится.

    Но вот обычный лист похвалы или внутренний сертификат – да.

    Для учеников это стимул учиться лучше, возможность похвастаться перед знакомыми и документ, который может украсить резюме.

    Если вы только собрались открыть курсы, совершать демпинг цен – это оправданный шаг.

    Доступные расценки всегда привлекают клиентов.

    А это позволит запустить «сарафанное радио», которое является лучшим методом рекламы.

    Носители языка.

    Как известно, лучше всего иностранный язык усваивается во время практики.

    Весомое конкурентное преимущество – присутствие на занятиях носителя языка, который будет совершенствовать с учениками живую речь.

    Часто люди знают английский очень хорошо, но стесняются на нем разговаривать.

    Занятия с носителем помогут преодолеть эту трудность.

Методы продвижения школы английского языка

Важно не только, как открыть школу английского языка, но и как привлечь клиентов.

Разумеется, самый эффективный метод – это сарафанное радио.

Но чтобы молва про вас начала расходиться во все стороны, нужно привлечь первых посетителей.

Для продвижения школы английского языка используйте такие рекламные методы:

    Никакая организация, серьезно себя позиционирующая, не может обходиться без собственного сайта.

    Он станет вашим представительством в виртуальном пространстве.

    Продвижение в интернете привлекает финансовой доступностью.

    Сайт нужно оптимизировать, наполнять интересным контентом, продвигать с помощью контекстной и баннерной рекламы.

    Это задание стоит поручить специалистам.

    Но если вы стремитесь сэкономить, дело можно взять в свои руки и самостоятельно обучиться основам виртуального продвижения.

    Полностью отказываться от стандартных методов продвижения не стоит.

    Курсы английского языка – та сфера бизнеса, в которой отлично работает проведение акций и конкурсов.

    К примеру, вы можете предлагать клиенту внушительную скидку (20-30%) за приглашенного друга.

  1. Если основная клиентура – это дети, имеет смысл заключить договоры о сотрудничестве с обычными образовательными учреждениями, детскими садиками и прочими местами, где могут собираться молодые родители.

Как выбрать помещение, чтобы открыть школу английского?

Открыть небольшую языковую школу, в которой будете преподавать только вы, можно даже не в отдельном помещении, а арендуя класс в образовательном учреждении.

Тогда стоимость аренды будет значительно ниже, и вы получите больше средств для вложения в учебные материалы.

В целом, выбирая место, вы не должны столкнуться с какими-либо трудностями.

Это должно быть помещение, добраться к которому клиенты смогут без проблем и на машине, и на общественном транспорте.

Для больших городов арендовать место в центре не принципиально важно.

Ведь из-за высокой конкуренции может случиться так, что клиент обратится в ту фирму, которая просто-напросто окажется ближе к дому.

Однако для небольших городков размещение в центре действительно удобнее и престижнее, чем на окраинах.

Кроме того, как правило, в центральный район добраться быстро и легко можно практически из любой части маленького населенного пункта.

Какое нужно оборудование для школы английского?

Чтобы открыть школу английского языка, потребуется не такой обширный список необходимого оснащения.

Для создания «базы» достаточно приобрести нужные пособия, мебель для класса, доску, оборудование для комнаты отдыха.

Чем больше численность и выше заявленный уровень, тем больше оборудования потребуется.

И тем солиднее будут вложения.

Критерии оснащения Описание
Для занятий с детьми Обучающие плакаты, карточки, небольшие игрушки, детские книги с крупным шрифтом и яркими картинками. Также хорошим подспорьем будет приобретение проектора для демонстрации мультиков на английском языке.
Учебные пособия Важно, чтобы образовательные материалы были максимально «свежими». Большой недостаток школьного образования – преподавание по книгам советских времен, где сведения успели морально устареть. То же самое можно сказать и об уровне преподавателей. На языковых курсах в частной школе вы можете давать клиентам полезные, актуальные знания. Лучшим материалом считаются современные пособия из Америки, в комплекте к которым идут рабочие тетради. Хорошо, если вы сможете также собрать для учеников библиотеку из популярных книг на английском языке и периодики.
Мебель Столы и стулья для класса, кресла и столик для зоны отдыха.
Техника Для того чтобы открыть небольшую школу английского языка, достаточно закупить 1-2 компьютера, вай-фай роутер и рабочий мобильный телефон.

Как выбрать персонал для школы?

Школу английского языка можно открыть самостоятельно, привлекая на помощь членов семьи.

Однако для развития дела штат не может быть менее 2-3 преподавателей.

Кроме того, вам потребуется выполнять административную работу, нанять охрану и .

Также найти специалистов по созданию сайта и продвижению школы в интернете.

Сколько стоит открыть школу английского языка?

Если учитывать, что открыть школу английского языка нередко решают бывшие учителя и репетиторы, вопрос финансовых вложений становится самым важным.

Сколько стоит открыть школу, зависит от ряда факторов: площади арендуемого помещения, численности клиентов, используемых рекламных методов и прочих.

Рассмотрим среднестатистическую смету трат на то, чтобы открыть языковую школу.

Капитальные вложения в школу английского языка

Регулярные вложения

Не стоит забывать, что кроме разового стартового вложения, потребуется регулярное обеспечение школы по таким пунктам:

Сроки окупаемости школы английского языка

Доходы, а соответственно и сроки окупаемости, зависят от наполняемости вашей школы английского языка.

По среднестатистическим показателям, при наличии в штате всего 2 преподавателей и идеальной 100% нагрузке, бизнес будет приносить владельцу 150 000 – 200 000 рублей.

Как видите, эта сумма незначительно превышает размер ежемесячных трат.

При таких показателях окупаемость наступит, ориентировочно, через полгода.

Увеличить размер прибыли можно благодаря масштабированию: приглашайте новых учителей, вводите дополнительные занятия, открывайте дополнительные точки.

Чтобы открыть успешную школу английского языка,

просмотрите видео с интервью опытного предпринимателя в данной сфере бизнеса:

5 советов от профи, как открыть успешную школу английского

    Справиться с жесткой конкуренцией проще, как ни странно, в больших городах.

    Там к конкурентным преимуществам для многих добавится пункт «близость к дому».

    Люди любят обучаться в игровой форме.

    Введите дни, посвященные интерактивным методам обучения, просмотру фильмов, заседаниям дискуссионного клуба.

    Для качественного изучения языка необходима регулярная работа, а не только пару раз в неделю, когда клиент приходит на занятие.

    Введите домашние задания и дистанционную форму поддержки.

    Так учащиеся будут обучаться быстрее, а лояльное отношение к школе английского усилится.

    Хороший бонус для школы английского языка – открыть комнату отдыха с кафе.

    Ученики за чашечкой кофе смогут пообщаться, доделать задания, подождать начало урока.

    Такие системы лояльности очень активно привлекают новых клиентов.

    Если человек придет на первое занятие со скидкой, и получит высший уровень обслуживания, то обязательно вернется еще.

Как открыть школу английского языка так, чтобы дело позволяло не только самореализоваться, но и приносило доход?

Кроме вложений сил и средств в открытие школы, важно регулярно заниматься её развитием и продвижением.

Никакие конкурентные преимущества не заставят клиентов стать постоянными, если уровень обучения низкий, как и квалификация преподавателей.

Курсы повышения уровня персонала, проведение тематических мероприятий, рекламная кампания в интернете позволят создать постоянный поток учеников.

В этом случае никакая конкуренция не будет фатальной для бизнеса.

Полезная статья? Не пропустите новые!
Введите e-mail и получайте новые статьи на почту

27.06.18 44 928 1

История предпринимателя из Санкт-Петербурга

В 2010 году Ксения продала машину и на эти деньги открыла в Петербурге школу английского языка «Лингвоэксперт».

Лена Киселева

поговорила с основательницей школы английского

Сегодня у школы 200 групп, 100 занятий в день и прибыль от 700 000 рублей в месяц.

  1. Начните с небольшого помещения и расширяйтесь по мере роста.
  2. Обставьте помещение, заведите свои учебные материалы.
  3. С самого начала занимайтесь продвижением. На старте главное, чтобы как можно больше людей узнали об открывающейся школе.
  4. Сфокусируйтесь на преподавателях. Хороших свободных преподавателей немного.
  5. Учитывайте сезонность. Открыть школу английского языка лучше к началу сентября.
  6. Ищите корпоративных клиентов.
  7. Делегируйте, не пытайтесь сделать все самостоятельно.
  8. Сами постоянно учитесь языку и методикам преподавания.

Идея

Ксения еще со школы подрабатывала репетитором английского языка. В 2010 году она работала бренд-менеджером в магазине парфюмерии и косметики, а по вечерам продолжала преподавать. Клиентов находила через друзей и знакомых. Тогда и пришла идея открыть собственную языковую школу.

Муж Ксении продал машину - за Хонду-цивик супруги получили 450 000 рублей. Эти деньги и стали стартовым капиталом для школы. В августе 2010 года Ксения уволилась с работы и зарегистрировала ООО «Лингвоэксперт» .

Помещение

Начать решили с помещения. Сначала искали офис в крупном спальном районе - Приморском, но когда там места не нашлось, обратили внимание на Васильевский остров. Он находится рядом с центром, но языковых школ в 2010 году там было мало. Ксения поискала их в интернете и лично обошла потенциальных конкурентов, просто чтобы посмотреть их предложения и цены.

На старте решили не арендовать большое помещение. Сначала нужно было понять, будут ли у школы вообще клиенты, а не вкладываться в ремонт и дорогую аренду. В итоге в августе Ксения сняла небольшой офис на 25 м² в бизнес-центре на Васильевском острове. Залог и первые два месяца аренды обошлись в 75 000 рублей. На первое время такого помещения достаточно.

Подготовка

К началу занятий нужно было обставить помещение и купить учебные материалы. За предоплату, полученную от первых клиентов, купили 6 парт и 12 стульев в Икее - мебель обошлась в 12 000 Р . Еще 50 000 Р потратили на учебные материалы и новую оргтехнику: ксерокс и принтер для подготовки к занятиям обязательны, а магнитофоны нужны для аудирования.

Тогда же сделали первую версию сайта «Лингвоэксперта». За разработку заплатили 50 000 Р , за продвижение в «Яндекс-директе» - 20 000 Р . Еще за 20 000 Р заказали логотип.

50 000 Р

заплатили за разработку сайта в 2010 году

С самого начала стали заниматься продвижением: для школы на старте важнее всего привлечь учеников. Ксения печатала и раздавала листовки, проводила совместные акции с фитнес-клубом по соседству, делала рекламу в бизнес-центрах: развешивала рекламные плакаты в их лифтах. По соседству с офисом был фитнес-клуб - его посетителей Ксения пригласила на бесплатные занятия в разговорном клубе. Параллельно запустили акцию «Приведи друга и получили скидку»: оба ученика платили за занятия на 30% ниже обычной стоимости.

На этом этапе главной задачей было, чтобы как можно больше людей узнали об открывающейся школе. Начинать занятия решили в августе, перед высоким сезоном. Месяц учебы стоил 3000 рублей.

Расходы на запуск - 315 000 Р

Аренда 25 м² (залог + 2 месяца)

75 000 Р

50 000 Р

20 000 Р

Учебные материалы, мебель

50 000 Р

Зарплатный фонд

100 000 Р

Продвижение сайта

20 000 Р

Преподаватели

Ксения окончила филфак СПбГУ, поэтому сначала искала преподавателей среди знакомых по университету. На старте она заложила на заработную плату себе и первым пяти преподавателям 100 000 Р .

Преподавателей с большим трудом удалось переманить из других мест: мало кто хотел уходить из стабильных и зарекомендовавших себя школ в новую, неизвестную на рынке. Совмещать невозможно: самое популярное время занятий - вечер, и все вечера в школах, как правило, расписаны.

100 000 Р

зарплатный фонд на старте для преподавателей английского

Ксения назначила преподавателям почасовую ставку - по 250-300 Р за час . В то время это была средняя ставка на рынке.

Когда знакомые закончились, искать новых педагогов стали на «Хедхантере».

Время занятий

К августу в «Лингвоэксперте» набрали шесть групп разного уровня: от новичков до «аппер-интермедиат» . Почти все группы хотели заниматься вечером, после работы, хотя Ксения специально делала скидку на утренние и дневные занятия. До 19:00 помещение пустовало, а по вечерам желающих было слишком много.

Ксения арендовала несколько соседних с офисом комнат. Стоимость аренды выросла до 60 000 Р в месяц.

Корпоративные клиенты

Через месяц после запуска один из учеников спросил, можно ли организовать курсы английского для сотрудников на территории компании. Так в сентябре 2010 года первым корпоративным клиентом «Лингвоэксперта» стала компания «Ди-эйч-эл» .

Для школы такая схема занятий оказалась очень выгодна: не надо тратиться на аренду своих помещений, достаточно просто отправить преподавателя в офис заказчика. Компании предоставляют нормальные помещения, как правило, там уже есть маркеры, доски и другие материалы, необходимые для занятий.

В «Ди-эйч-эл» сформировали четыре группы сотрудников. Ученики платили за занятия самостоятельно, компания просто предоставляла им помещение в офисе. Занимались два раза в неделю по три академических часа.

Академический час в «Лингвоэксперте» стоил 500 рублей - ценник не высокий для клиента даже по тем временам. Половина из этой суммы - зарплата преподавателю, другая половина - наценка школы. Ксения была уверена, что для начала низкая стоимость занятий подойдет. Расчет был такой: по сарафанному радио о «Лингвоэксперте» узнают другие корпоративные клиенты.

В течение года после «Ди-эйч-эл» в «Лингвоэксперт» пришли учиться сотрудники трех других крупных компаний.


Сезонность

Основная сложность, с которой сталкиваются языковые школы, - сезонность занятий. Летом все разъезжаются в отпуска, а в сентябре резко начинают учиться. В сезон отпусков помещения пустуют, а к сентябрю спрос на них резко повышается. Предпринимателю приходится в мае отказываться от аренды, а в августе снова подписывать договор.

В мае 2011 года Ксения отказалась от аренды дополнительных классов и снова оставила за школой только помещение в 25 м².

Чтобы занять преподавателей на летнее время, в «Лингвоэксперте» заранее, еще весной, запустили акцию с купонным сервисом «Групон». Два месяца интенсивного обучения в летних группах по 4 занятия в неделю продавали со скидкой 75% - за 1990 рублей. На майских праздниках Ксения обрабатывала заявки и обзванивала всех, кто купил купоны. В итоге она продала 500 купонов, вышла в ноль и ничего на этом не заработала. Зато обеспечила занятость преподавателей, чтобы они не разбежались.

Осенью многие ученики, пришедшие по акции, продолжили заниматься в группах уже по обычной цене - 5000 рублей в месяц. Кто-то порекомендовал школу друзьям. Ксении пришлось снять второй офис в бизнес-центре «Петровский форт», потому что ученикам перестало хватать места в старом помещении.

Фокус на корпоративных клиентах

В 2012-2013 годах на Васильевском острове начали открываться новые языковые курсы. Занятия у конкурентов стоили меньше, ученики стали переходить в другие школы. Тогда же в «Лингвоэксперт» пришли крупные корпоративные клиенты: «Пит-продукт», ГК «Транзас» , «Энсто», «Группа “Илим”», «Балтика».

Чтобы привлечь крупных заказчиков, Ксения лично обзванивала компании, сотрудникам которых может понадобиться английский. Обычно это известные зарубежные компании, например «Форд» или «Кока-кола». Потом заработало сарафанное радио. Однажды Ксения узнала о переписке питерских эйчаров в профессиональном чате. Один из них спросил у коллег, где лучше заказать корпоративное обучение английскому. Сразу несколько человек в ответ посоветовали «Лингвоэксперт».

Самое популярное направление для корпоративных клиентов - деловой английский с акцентом на переговоры и презентации. Английский для узких специальностей, например для программистов, вообще не популярен: люди и так понимают специализированную документацию на английском, им важнее разговорный язык.

Сотрудников с нулевым знанием языка компании, как правило, не обучают - это слишком дорого. Самый популярный уровень - «пре-интермедиат» . А заканчивают обычно на «аппер-интермедиат» - для работы его хватает.

Чтобы подтянуть язык от «пре-интермедиат» до «аппер-интермедиат» , потребуется около полутора лет занятий по несколько раз в неделю.

Главная сложность для школы: компании очень долго принимают решение, кто же будет обучать их сотрудников языку. Иногда это длится месяцами, а иногда и годами.


За рубежом корпоративное обучение популярно в больших группах от 10 человек. По опыту Ксении, в России люди любят индивидуальный подход и просят делать маленькие группы по 2-3 человека , поэтому в одной крупной компании могут параллельно заниматься 50-60 групп .

Академический час преподавателя «Лингвоэксперта» в 2018 году стоит 1200-1350 рублей. Цена зависит от удаленности офиса от центра и времени занятий. Например, группа из трех человек обходится компании в 1200 рублей за академический час. В месяц у группы может быть 8 занятий по 2 часа. Значит, месяц обучения трех сотрудников для компании стоит 19 200 рублей.

1350 Р

стоит академический час преподавателя «Лингвоэксперта» в 2018 году

Сегодня у школы 63 корпоративных клиента. Еще 100 периодически обращаются за услугами преподавателей. Чтобы находить новые контакты, Ксения и ее муж вступают в бизнес-ассоциации и участвуют в их мероприятиях, где знакомятся с эйчарами. Например, они вошли в Санкт-Петербургскую международную бизнес-ассоциацию и Американскую торговую палату. Такое участие обходится в 10 000 рублей в месяц.


Команда

Первые два года Ксения обходилась без офис-менеджера. Считала, что должна вести все процессы сама: отвечать на звонки, узнавать, что нужно клиентам. Но количество задач росло, и времени на все не хватало. Сейчас в штате несколько менеджеров и административный директор.

В 2014 году муж Ксении Станислав уволился с работы и присоединился к команде «Лингвоэксперта». Он взял на себя финансы и развитие, а Ксения отвечает за продукт и преподавателей. Группы она больше не ведет.

В штате школы 50 преподавателей. Еще столько же работают по договору подряда в основной сезон занятий - сентябре-октябре. Новых сотрудников Ксения ищет на конференциях для преподавателей, которые регулярно посещает.

преподавателей в штате школы. Еще столько же работают по договору подряда

По статистике, в 2017 году «Лингвоэксперт» проводил интервью с 10-12 кандидатами , чтобы в итоге взять на работу одного. Диплом известного вуза не гарантирует ни хорошего знания языка, ни опыта в разных методиках преподавания. Ксения до сих пор лично собеседует каждого кандидата и выбирает тех, кто сфокусировал свою карьеру на преподавании и развивается в этой сфере.


Сейчас команда «Лингвоэксперта» снимает два офиса. Основной переехал ближе к метро - в бизнес-центр на Васильевском острове. Там остался административный персонал, там же проводят собеседования и обучение новых преподавателей. Аренда обходится в 55 000 рублей в месяц.

Еще два сотрудника, которые продают новый продукт - интернет-обучение , работают в коворкинге. Это удобно, потому что аренда получается гибкой: есть сотрудник - помещение оплачивается. Если Ксения решит уменьшить или расширить команду продаж, ей не нужно второпях искать новое помещение. Аренда коворкинга стоит 30 000 рублей в месяц.


Планы

В 2016 году Ксения со Станиславом начали развивать интернет-обучение в «Лингвоэксперте». Курсы по скайпу купили более 100 человек - Ксения и Станислав заработали на этом запуске 2 млн рублей . Супруги добавили в услуги интернет-школы вебинары и групповые занятия, а вырученные деньги вложили в разработку новых курсов и интернет-маркетинг .

В конце года Ксения и Станислав поняли, что хотят найти решение, которое минимизирует человеческий фактор. Скайп один на один эффективен, если занятия проходят с опытным преподавателем. На поиски таких педагогов уходит время.

Во время поездки в Америку в 2017 году Ксения и Станислав узнали об интернет-платформе «Вокси». На ней можно выполнять языковые упражнения и практиковать разговорный язык с носителями. Для этого ученик подключается к занятию, которое ведет преподаватель из любой точки мира, и общается с педагогом и другими участниками. В 2018 году предприниматели добавили «Вокси» в свою продуктовую линейку и планируют продавать ее в корпоративном сегменте в России. Доступ к «Вокси» стоит для компании около 24 000 рублей в год на одного сотрудника.

В этом же году «Лингвоэксперт» запустил бета-версию нового продукта - чат-бота в Телеграме @lindaexpertbot, который обучает подписчиков лексике и грамматике. Это формат микрообучения, на которое у человека уходит по 5 минут в день. С ботом английский не выучишь, но можно поддерживать текущий уровень языка. Сейчас бета-версия бесплатна. Позже Ксения и Станислав планируют предлагать услуги чат-бота корпоративным клиентам за деньги.


* В расчетах используются средние данные по России

Дистанционные курсы и школы не конкурируют с традиционными, а занимают отдельную нишу на рынке преподавательских услуг. Возможность учиться, не выходя из дома, - идеальный вариант для деловых людей, женщин в отпуске по уходу за ребенком, жителей небольших городов, где мало возможностей для дополнительного образования. Ведь для проведения занятий достаточно наличия компьютера с высокоскоростным интернетом и бесплатной программой Skype, микрофона, колонок, веб-камеры (в большинстве случаев хватает камеры на компьютере преподавателя, многие обходятся просто наушниками с микрофоном) и определенного количества свободного времени

Распространенное мнение, что затраты на организацию интернет-курсов значительно меньше, чем на открытие традиционной школы, не соответствует действительности. На самом деле, если вы рассматриваете это как вариант для развития собственного перспективного бизнеса, для его старта понадобятся определенные вложения.

Не имеет значения, будете ли вы преподавать самостоятельно или нанимать учителей, начинать придется с создания и продвижения собственного сайта. Чем качественнее сайт и его наполнение, тем выше будет доверие к вам потенциальных клиентов.

Обязательно укажите все необходимые контакты, подробно опишите свою квалификацию, опыт работы, программы, по которым вы преподаете, расценки на свои услуги, способы и реквизиты для оплаты, выложите все необходимые юридические документы: лицензии, если вы зарегистрированы как НОУ (однако чаще регистрируют ИП), тексты договоров и т. д.

Предусмотрите раздел с он-лайновыми тестами, по результатам которых посетители вашего сайта смогут узнать свой уровень владения иностранным языком.

Кроме расходов на создание сайта (от 15-20 т. р., в зависимости от структуры и задач), придется регулярно вкладывать деньги в его продвижение. Этим можно заниматься самостоятельно или обратиться в соответствующее агентство.

Стоимость его услуг будет зависеть от аудитории, на которую вы ориентируетесь, количества и характера запросов в поисковых системах, по которым вы хотите продвигаться, конкуренции в этой области (а она довольно большая) и других факторов.

Зарабатывай до
200 000 руб. в месяц, весело проводя время!

Тренд 2020 года. Интеллектуальный бизнес в сфере развлечений. Минимальные вложения. Никаких дополнительных отчислений и платежей. Обучение под ключ.

Если сайт совсем «молодой», продвижение привычными методами в первое время будет по объективным причинам малоэффективно. Однако терять время не стоит - первых клиентов можно найти, размещая объявления на тематических форумах и сайтах.

Приобретите качественную гарнитуру (наушники или колонки, микрофон и веб-камеру) и подберите подходящий тарифный план у вашего интернет-провайдера. Постоянно обрывающаяся связь, помехи и посторонний шум испортят все впечатление от занятия, несмотря на профессионализм и талант преподавателя.

Обучение в реальном времени обычно предполагает индивидуальное занятие с преподавателем. Во-первых, это намного удобнее и выгоднее для клиента. Во-вторых, для проведения групповых уроков у каждого ученика должна быть стабильная и быстрая связь, что не всегда возможно. И в-третьих, преподавателю сложнее задействовать в обсуждениях всех участников конференции в равном объеме, особенно если уровень владения языком у них различный.

Готовые идеи для вашего бизнеса

Однако если вы преподаете самостоятельно, даже при индивидуальных занятиях старайтесь подбирать учеников с одним уровнем владения языком. Это поможет значительно сэкономить ваше время на подготовку к занятиям, так как вы будете использовать одну программу, внося в нее изменения с учетом целей и интересов каждого ученика.

Дополнительные материалы для обучения выкладывайте на своем сайте. Доступ в этот раздел можно сделать закрытым от случайных посетителей сайта. Для удобства и наглядности процесса обучения можно использовать вспомогательные программы и приложения - электронные доски (к примеру, Dabbleboard), офисные приложения Google Docs, виртуальные миры Second Life и т. д.