Как сделать произведение интересным. Сюжет и герои

Сегодня мы поговорим с вами о том, что делать для того, чтобы начать писать хорошие тексты, или, хотя бы, начать писать вообще. Существует несколько наиболее важных правил, узнав которые, вы сможете, наконец-то, отбросить все сомнения и начать писать.

1. Как говорит Стивен Кинг в своей книге «Как писать книги»:

Если хотите быть писателем, вам прежде всего нужно делать две вещи: много читать и много писать.

Эту мысль озвучивал не только Кинг, но и другие писатели, такие как Рэй Брэдбери и Джеймс Фрай в своих книгах о писательстве. Но именно у Короля ужасов эта тема занимает довольно большую часть книги.

Конкретно Кинг советует, для начала, писать шесть дней в неделю по одной тысяче слов в день . В дальнейшем, естественно, лучше писать без выходных. А еще лучше - сделать так, чтобы этот выходной не был вам нужен, так как вам не от чего будет отдыхать. Ведь настоящий писатель - это не тот, кто может писать, а тот, кто не может не писать.

2. Второе правило касается того, что стоит читать . Конечно же, лучше читать книги того жанра, в котором вы хотите писать, или же писать в том жанре, книги которого вы читаете. Но важно читать не только хорошие, но и плохие книги. Об этом также говорит в своем произведении Стивен Кинг. Он утверждает, что, читая что-то некачественное, мы сможем понять, как писать не стоит. А это, иногда, еще более важно, чем понимать, как нужно писать. Если вы поймете, каких ошибок стоит избегать - это уже 50 процентов успеха.

3. Рабочее место. Это не обязательно должен быть огромный кабинет с большим деревянным столом посередине. Главное, чтобы это «место» было у вас в голове. То есть, вы должны уметь полностью абстрагироваться от внешнего мира. Пусть это будут два-три часа в сутки, которые вы будете проводить в совершенно другом, созданном вами измерении. Тот же Стивен Кинг дал хороший совет:

Поставьте свой стол в углу комнаты, и постоянно напоминайте себе о том, почему он не посередине.

4. Муза. Бредбери и Кинг. Для многих начинающих и уже практикующих писателей муза является отличной отговоркой. «Нет вдохновения», «Подожду, когда муза придет». Все это - полная чушь. К примеру, Рэй Брэдбери в своей книге «Дзен в написании историй» говорит музе:

Муза - самая боязливая из всех дев. Она вздрагивает, слыша резкий звук, бледнеет, если ты обращаешься к ней с вопросом, и уносится прочь, если ты потревожишь ее одежды.

Стивен Кинг же отзывается о музе немного иначе:

Не ждите прихода муза. Это тупоголовый мужик, не поддающийся творческому трепету. У него не стучащие столы мира спиритов, а обычная работа, как прокладка труб или перегонка тяжелых грузовиков. Ваша работа - довести до его сведения, что вы находитесь там-то и там-то с девяти до полудня или с семи до трех. Если он это будет знать, уверяю вас, он рано или поздно появится, жуя сигару и совершая волшебство.

И хоть видения писателей в чем-то расходятся, однако оба они утверждают, что музу не надо ждать, ее нужно найти и заинтересовывать.

5. Персонажи. Персонажи - это очень значимая составляющая истории, если только не самая важная. Тут вы как раз получите ответ на вопрос: «С чего начинать писать?». Начинать писать нужно с персонажей.

Необходимо создать их образ, описать характер и историю взаимоотношений с другими героями. Также важно описать историю их жизни от рождения и до текущего момента, чтобы понять, как у героя сформировался такой характера, и чем обусловленны его действия.

Джеймс Фрай в своей книге «Как написать гениальный роман» утверждает, что биография главного персонажа должна состоять минимум из 50 страниц А4. Для второстепенных персонажей она может быть немного меньше. После того, как вы опишите эту жизненную историю героя, у вас, безусловно, все равно останется несколько вопросов к нему, ответов на которые вы не знаете. Тогда просто попробуйте представить себе, что вы берете у персонажа интервью. Задайте ему все вопросы, которые вас интересуют. Так как герой - плод вашего воображения, он, несомненно, будет отвечать честно и искренне. Вам нужно будет только внимательно слушать и записывать.

Но создать персонажа - это еще только часть работы. Во время истории он обязательно должен развиваться. К примеру, если ваш герой был трусом - он должен стать храбрецом, если не умел любить - должен влюбиться по уши, если был слабаком - должен стать сильным человеком и так далее. И эти изменения должны сопровождаться соответствующими причинами. Если, скажем, ваш главный герой - трус, и вдруг он узнает, что его отец полицейский был жестоко убит, и существует информация, что убийство совершил его же напарник. но доказательств нет. Тогда, руководствуясь злостью и желанием мести, ваш герой понемногу начнет набираться смелости.

Еще один важный нюанс - читатель должен любить главного героя и сопереживать ему. Чтобы упростить эту задачу, можете приписать вашему персонажу какую-то тяжкую потерю близкого человека, сложное детство и т. д. Если читатель начнет сопереживать герою - это уже первый шаг к тому, чтобы он его полюбил. И, соответственно, какая-то детская травма может стать оправданием жестоких поступков персонажа.

6. Произведение состоит из трех вещей: описание, повествование и диалог.

По сути, литературное произведение состоит из трех вещей: описания, повествования и диалога. Рассмотрим каждое из них более детально:

повествование - это то, что передвигает действие из точки, А в точки В, С и так далее. Тут главное придерживаться структуры, чтобы читателю все было понятно;

описание - это то, что создает чувственно-реальный мир для читателя. Короче говоря это то, что должно заставить вашего читателя чувствовать то, что вы хотите чтобы он чувствовал. Существует такая фраза «Это было так, что я даже описать не могу». Так вот, если вы хотите стать хорошим писателем, то вы должны мочь это описать. Еще и описать красиво. Стивен Кинг говорит, что секрет хорошего описания прост: «Нужно начать с того, чтобы ясно видеть, и закончить тем, чтобы ясно описать»;

диалог - вещь, которая оживляет персонажей, вдыхает в них жизнь. На первый взгляд может показаться, что писать диалоги довольно просто - говорят себе персонажи и говорят. Но например, лично для мене, это самая сложная часть произведения. Ведь именно в диалогах можно показать, какой на самом деле персонаж - глупый или умный, добрый или злой, хитрый или искренний. Для диалогов также будет посвящен отдельный вебинар, так как это очень обширная тема. Самый простой совет - проговаривайте свои диалоги. Тогда вы сможете услышать, звучат они реалистично, или нет.

7. Идея.

Идея - дело довольно спорное. К примеру, Джеймс Фрай утверждает, что без идеи не получиться написать хороший роман. Он всегда задает себе вопрос: «О чем будет моя книга?». К примеру, она может рассказывать о том, что «любовь всегда побеждает», «добро сильнее зла» и т. д. Очень важно не плутать идею с сюжетом. Сюжет рассказывает о том. что будет в произведении, а идея - о том, что автор хочет этим произведением сказать.

Однако Стивен Кинг считает, что наличие идеи абсолютно не обязательно для написания хорошей книги. Писатель думает, что сначала историю нужно написать, а уже потом понять, о чем она говорит, и зачем ей было появляться на свет.

Лично мне больше нравится второй вариант, однако можете выбирать тот, который вам больше по душе.

8. Конфликт.

Джеймс Фрай в своей книге «Как написать гениальный роман» утверждает, что у писателя есть только три золотых правила: Конфликт! Конфликт! Конфликт!

Как описать персонажа мы уже говорили, но как сделать так, чтобы читатель его узнал? Именно для этого и нужен конфликт - столкновение желаний персонажа с противодействием. Противодействия могут появляться откуда угодно - от других персонажей, от сверхъестественных сил, или даже из космоса. Главное, чтобы они были. Ведь именно борьба с противодействием и возникающий в результате конфликт могут пролить свет на сущность персонажа.

Важный момент - противодействие всегда должно быть немного сильнее самого героя. Именно это будет подогревать интерес читателей и создавать интригу.

Существует как внешний , так и внутренний конфликт. Второй возникает в душе героя, когда он не уверен, какое нужно принять решение и т. д.

9. Пишешь, откладываешь, редактируешь, даешь почитать, редактируешь. Идеальный читатель

Это правило уже касается не только того, как правильно писать, но и того, как правильно редактировать. Его в своей книге описывает Стивен Кинг, и я лично сама им пользуюсь, очень помогает. Есть несколько этапов письма-редактирования:

сначала вы какое-то время пишите. Не возвращаетесь назад без особой необходимости, просто записываете ту историю, которую придумали. Главное - делать это систематически. К примеру, как уже говорилось выше, одна тысяча слов в день;

затем, ни кому не показывая свое творение (почему - объясню чуть позже), откладываете его минимум на шесть недель. Именно столько времени вам понадобится для того, чтобы немного забыть детали своей истории, и, после этого, трезво ее оценить;

через шесть недель вы перечитываете свое произведение, взглянув на него свежим взглядом, и редактируете его. Так у вас появляется уже второй черновик истории;

только после этого вы даете почитать кому-то свое произведение. Почему нельзя было сделать этого раньше? Потому что тогда вы не смогли бы трезво мыслить во время первого редактирования. Вы сразу же начали бы учитывать все замечания и претензии, а ваше творение, в то время, еще не было к этому готово. Поэтому давать почитать можно только второй черновик. Важно, чтобы группа ваших «критиков» была не больше 5−6 чеовек;

собрав все рецензии, вы ни в коем случаи не бросаетесь сразу же исправлять все, что посоветовали вам ваши друзья и знакомые. Посмотрите, если трое человек из шести сделали одно и то же замечание - тогда ему действительно следует уделить внимание. Если же кому-то одному не хватило юмора, второму - крови, и т. д. , то это просто дела вкуса каждого. А всем не угодишь.

К чему же мнению прислушиваться в первую очередь? На самом деле, у каждого писателя, или потенциального писателя, есть свой Идеальный Читатель . Именно о его реакциях мы думаем, когда пишем, именно его комментарии мы слышим в голове во время работы. Если вы хорошо подумаете, то обязательно поймете, кто для вас этот ИЧ. И именно к его замечаниям нужно прислушиваться в первую очередь.

10. Что важнее таланта.

Многие талантливые люди часто не достигают успеха, и их, может, не гениальные, но интересные идеи так и не переходят на бумагу. Почему так происходит? Потому что они не уверены в себе, не могут выделить время для писания, или же не уверены в своем успехе, и поэтому не хотят даже пробовать. Именно поэтому, упорство и работа намного важнее таланта. Ведь талантливых людей, на самом деле, довольно много. Мало тех, кто умеет этот талант правильно преподнести.

Для многих из нас написание текстов является сложной и неприятной задачей. Пожалуй, всем знакомы ситуации, когда оно либо откладывается на последний момент и делается в спешке кое-как, либо отнимает огромное количество времени при очень низкой продуктивности. Отчасти неприязнь к письму объясняется болезненными школьными или студенческими воспоминаниями: всех нас заставляли писать сочинения, рефераты, дипломы и диссертации по совершенно неинтересным нам предметам. Между тем, школа или университет отнюдь не являются единственными местами, где нам необходимо писать тексты. Отчёты и доклады на работе, мотивационные и рекомендательные письма, рецензии на книги и фильмы, заметки в блогах и социальных сетях - вот лишь немногие из тех видов письма, с которыми мы сталкиваемся каждый день. Не говоря уже о том, что некоторые из нас хотели бы писать рассказы, сказки для своих детей или мемуары, но никак не могут приступить к этому занятию. Как же сделать написание текстов эффективным и приносящим нам удовольствие? Другими словами, каким образом можно замотивировать себя на написание текста и довести этот процесс до конца?

Мотивация - это внутреннее или внешнее побуждение человека к действию.

Внешняя мотивация, как явствует из названия, - это совокупность внешних факторов, которые заставляют нас приняться за работу. В случае с написанием текстов, типичными примерами внешней мотивации является необходимость написать курсовую работу в университете или годовой отчёт на работе. Если студент не напишет курсовую работу в срок, то его могут отчислить из университета. Если работник не подготовит отчёт, то он потеряет доверие коллег и начальства, не сможет рассчитывать на продвижение по карьерной лестнице и повышение зарплаты, возможно даже, будет уволен. Отчисление из университета, плохие оценки, продвижение по карьерной лестнице - всё это внешние факторы, мотивирующие к написанию текста. Безусловно, внешняя мотивация может иметь и более сложный характер: иногда люди начинают писать тексты, чтобы самоутвердиться, привлечь к себе как можно больше внимания, справиться со своими комплексами и фобиями и т.д. Однако в данном случае письмо также является всего лишь инструментом для достижения других целей.

При этом многие психологи утверждают, что внешняя мотивация никогда не может сравниться по своей силе с внутренней мотивацией. Внутренняя мотивация - это совокупность личностных потребностей, желаний и черт характера, которые способствуют эффективному выполнению какого-либо задания. Различие между внешней и внутренней мотивацией можно проиллюстрировать на примере фраз «Мне нужно» и «Я хочу». В первом случае, я ничего не хочу писать, но от меня этого требуют внешние обстоятельства, во второй ситуации, мне совершенно ничего не нужно, но я хочу писать. Между тем, сила внутренней мотивации часто переоценивается. Ресурсов лишь внутренней мотивации может быть недостаточно для того, чтобы довести дело до конца. Поэтому идеальным является сочетание внутренней и внешней мотивации.

Для того чтобы понять свой уровень самомотивации, предлагаем вам пройти специальный тест.

Тест на самомотивацию

Данный тест на самомотивацию основан на нескольких методиках и позволяет определить значимость для вас таких мотиваторов как стремление к одобрению окружающих, направленного на достижение успеха и желание избежать неудач и т.д.

Для правильной интерпретации ответов следует выполнять несколько правил во время прохождения теста:

  • В тесте нужно будет ответить на несколько простых вопросов и выбрать ответ для каждого вопроса из двух вариантов: «в большей степени - да» или «скорее нет».
  • При ответе на вопрос выбирайте тот вариант, который кажется наиболее предпочтительным и комфортным для вас в большинстве жизненных ситуаций. Если оба варианта не нравятся, то выбирайте наименее непривлекательный вариант.
  • Данные теста будут записаны после того, как вы ответите на последний вопрос и увидите подтверждение окончания теста. Если вы закончите тест ранее последнего вопроса и закроете страницу, данные не будут сохранены.
  • Тест можно проходить любое количество раз, но помните, что сохраняется только последний. Если этот тест вы уже проходили, то в левом меню отобразится знак.

В данном уроке мы дадим вам небольшие советы, которые помогут повысить внутреннюю и внешнюю мотивацию, преодолеть блок при написании текстов и сделать этот процесс простым и приятным.

Ситуация первая: я хочу начать писать тексты, но не знаю, о чём

Преподаватели, ведущие тренинги по эффективному написанию текстов, часто любят говорить: если вам не о чем написать, то не пишите. Хотя это утверждение можно признать справедливым, если речь идёт об академическом письме, оно совсем не кажется очевидным, когда дело касается креативного письма. Сегодня довольно распространённой является ситуация, когда человек и хотел бы о чём-нибудь написать, но у него нет культуры и привычки письма, и поэтому он совершенно не представляет, с чего начать, как к написанию текста подступиться и о чём вообще стоит писать.

Поразительно, но ещё 50-60 лет тому назад эта проблема не существовала. Нам достались огромные объёмы частной переписки, дневников, записных книжек, мемуаров, воспоминаний, путевых заметок, конспектов, написанных людьми, жившими начиная с XVII века, когда воцарились идеалы просвещения, и вплоть до середины XX века, когда начали широко распространяться современные средства коммуникации. Сегодня мы говорим друг с другом по телефону или скайпу, но не пишем друг другу письма. В лучшем случае, мы обмениваемся короткими сообщениями в социальных сетях или смс. Мы делаем фотографии и снимаем видео, но не пишем путевых заметок или воспоминаний. Письмо перестало быть частью нашей повседневной жизни. Поэтому если вы хотите снять писательский блок, то вам необходимо начать воспитывать в себе культуру письма. Для этого попробуйте каждый вечер посвящать 15-20 минут тому, чтобы в письменной форме описать прошедший день: что с вами произошло, что вас взволновало, порадовало или вызвало ваше негодование, какие эмоции вы испытывали. Также вы можете описать книгу, фильм, музыку и те мысли, которые они у вас вызвали. Через какое-то время вы, скорее всего, заметите, что ваши заметки стали более разветвлёнными и что в вашей жизни есть масса предметов, о которых можно написать.

Ситуация вторая: я начинаю писать, но не могу довести работу до конца

В данном случае даёт сбой внутренняя мотивация. Например, человек загорелся идеей, начал о ней писать, устал, пошёл заняться чем-нибудь другим, вспомнил о ней через неделю, но желание писать о ней уже угасло. В этом случае необходимо найти дополнительные источники мотивации. Попробуйте назначить себе какое-нибудь вознаграждение за выполненную работу. В примитивном случае, написал страницу - съел шоколадку. Другой приём - договориться с человеком, мнением которого вы дорожите, что через два дня/неделю/месяц вы дадите ему прочитать написанный вами текст. Желание не упасть в его глазах будет служить дополнительной мотивацией к работе. Идеально, когда вы можете совместить приятное с полезным: не просто писать тексты для себя, но и получать за это деньги. Например, вы можете писать рецензии на книги, музыкальные альбомы или фильмы для какого-нибудь журнала.

Ситуация третья: мне не хватает терпения и усидчивости во время письма

Эта проблема может быть связана как с недостатком мотивации, так и с неумением концентрироваться. Есть люди, которые могут с лёгкостью работать в присутствии других, с включённым телевизором или музыкой. Однако многим это мешает сосредоточиться. Лучше приниматься за написание текстов, когда вам никто не будет мешать. Если у вас нет такой возможности, то вам помогут упражнения на повышение концентрации внимания (методика Мюнстерберга, таблицы Шульте , методика «10 слов», упражнение «Дальтоник» и т.д.). Также многие часто отвлекаются на проверку электронной почты или сообщений в социальных сетях. Попробуйте выключить интернет, чтобы у вас не было подобного соблазна. При этом необходимо помнить, что концентрация внимания не может долго находиться на одном уровне. Поэтому работу нужно чередовать с отдыхом.

Ситуация четвёртая: не могу заставить себя приступить к написанию текста

Часто психологически сложно заставить себя что-то делать, если задача кажется нам необъятной и трудно выполнимой. Лучший приём - разделить большую задачу на несколько маленьких подзадач. О каком бы тексте ни шла речь (роман, научная статья или годовой отчёт), процесс его написания всегда включает в себя четыре стадии, которые необходимо чётко разделять. Первая стадия - собирание материала. Вторая - формулирование основных тезисов и составление плана. Затем идёт написание черновика. И наконец, редактирование текста. Не стоит смешивать эти стадии и пытаться делать всё одновременно. Поговорим о каждой стадии подробнее.

1. Собирание материала

Вся важная информация должна быть у вас под рукой. Ещё до того, как вы начали писать текст, вы должны собрать необходимые вам цитаты, данные, картинки, фотографии, таблицы, графики, диаграммы и т.п. Это ваши инструменты, которые вы готовите заранее. Представьте, что вы вызвали электрика. Он пришёл к вам, начал работу, и обнаружил, что у него нет отвёртки. Он уходит её искать, возвращается, опять принимается за работу и выясняет, что у него нет вольтметра, и т.д. В итоге работа затягивается на целый день. Мы не должны уподобляться этому забывчивому электрику, иначе вместо письма, мы получаем бесконечный поиск нужной информации.

2. Формулирование тезисов и составление плана

После того, как вся необходимая информация оказалась в вашем распоряжении, приступайте к формулировке ваших основных идей. Не нужно записывать их сразу в развёрнутом виде. Лучше использовать простые предложения, словосочетания или даже отдельные слова. При этом наиболее удобно перечислять ваши тезисы в виде пунктов, а не слитного текста. Это позволит вам увидеть, каким образом ваши идеи связаны друг с другом. На основе тезисов и собранного материала вы должны составить рабочий план. Составление плана является одной из самых важных и, безусловно, необходимых процедур при написании текстов. Есть люди, которые говорят, что они не составляют план, а просто следуют движению своей мысли. На самом деле такие люди не вполне искренны, они также следуют плану, просто он находится у них в голове, а не на бумаге. Так или иначе, план лучше составлять, причём как можно более подробный. Это поможет ничего не забыть, организовать разрозненные мысли в стройную структуру, понять, нет ли в вашем тексте повторяющихся идей, плюс, это даёт возможность разделить вашу дальнейшую работу на более мелкие части. С планом вы садитесь писать не один большой текст, а первый подпункт первого пункта первой главы, что является простой и обозримой задачей. Конечно, в ходе работы над черновиком план может так или иначе изменяться.

3. Черновик

По большому счёту, черновик является стадией, когда вы начинаете собственно писать текст. Многие ошибочно считают, что с черновика работа над текстом начинается и на нём же и заканчивается. Это не так. Если вы не выполнили две первые стадии, написание черновика будет долгим, мучительным и неэффективным. Если вы на нём и остановились, текст получится неряшливым. Главная задача этой стадии - превратить уже продуманные пункты и тезисы вашего плана в развёрнутые предложения и связные кусочки текста. При этом нужно помнить, что черновик не должен быть идеален с орфографической, грамматической и стилистической точки зрения.

4. Редактирование

Важно не забывать о наличии этой стадии. После того, как вы закончили писать черновик, его нужно обязательно перечитать, исправить ошибки и опечатки, поработать над формулировками отдельных предложений, подобрать наиболее подходящие термины и синонимы, проверить написание и значение некоторых слов. Если предполагается, что вы будете зачитывать ваш текст в виде устного доклада, то обязательно прочитайте его вслух, посмотрите, все ли слова хорошо сочетаются между собой при произношении.

Ситуация пятая: я пишу очень медленно

«Я просидел за компьютером весь день, а написал всего лишь несколько строчек», - ситуация, с которой сталкивался почти каждый. Одной из причин такого непродуктивного письма опять же может быть низкая концентрация. О том, как справиться с этой проблемой, мы уже говорили выше. Другая причина - смешивание описанных четырёх стадий, в частности черновика и редактирования. Дело в том, что мы сразу стремимся написать очень хороший текст, но это вполне оправданное стремление порой не даёт нам продвинуться дальше первого абзаца. Мы постоянно формулируем и переформулируем наши фразы, возвращаемся к ошибкам и исправляем опечатки. Попробуйте написать короткий текст, ничего в нём не исправляя. Вы сразу же увидите, как ваши пальцы автоматически тянутся к кнопке delete или backspace. Существует несколько приёмов, которые помогают справиться с этой проблемой. Во-первых, на стадии черновика лучше отключить настройки исправления ошибок, чтобы они не отвлекали вас и не побуждали к редактированию текста раньше того, как вы его полностью напишете. Во-вторых, многим помогает просто закрыть экран белым листом бумаги. Сначала вы пишете текст и только потом его просматриваете. Наконец, можно писать черновик вручную. Хотя это менее удобно с практической точки зрения, многим это помогает, т.к. моторика напрямую связана с процессом мышления.

Также написание текстов может быть сильно затруднено, если вы не владеете техникой слепой скоростной печати. В этом случае набор одного листа текста может стать настоящей мукой. Освоение этой техники позволит вам сосредоточиться на содержании вашего текста, и вы не будете отвлекаться на поиски той или иной буквы на клавиатуре. Подробнее прочитать об этой технике вы также можете на нашем сайте в статьях:

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

Дорогие коллеги! Я провела небольшое исследование, которое, надеюсь, будет и вам полезно. Речь идет о начале произведения, о той (или тех) первых фразах, которые задают тон всему тексту. О фразе - камертоне. Не знаю, как вы, но я всегда остро реагирую на то, как начинается произведение. И мне всегда очень хотелось понять, почему одно предложение действует как крючок с наживкой для читателя, а другое наводит скуку, да такую, что книгу немедленно хочется закрыть и больше не открывать. В общем, я проанализировала несколько текстов известных авторов. И пришла к выводу, что все найденные мною фразы-камертоны можно свести к 9 типам. Я не утверждаю, что их ровно девять, может быть меньше, может - больше. Я проанализировала всего лишь 21 произведение, так что, очень вероятно, есть еще какие-то типы, мной не учтенные. Может быть, у вас появятся какие-нибудь идеи на этот счет.

1. Событие

«это случилось... это событие.... все началось.... эта история произошла...в тот день... в тот год... в ту ночь, когда...»

Стивен Кинг. «Темная половина»
Человеческие жизни - их действительные жизни, а не простое физическое существование - начинаются по разному. Настоящая жизнь Тада Бомонта, мальчугана, родившегося и выросшего в районе Риджуэя в Бергенфилде, штат Нью-Джерси, началась в 1960 году. ДВА СОБЫТИЯ ПРОИЗОШЛИ С НИМ В ТОМ ГОДУ.

Стивен Кинг. «Мобильник»

СОБЫТИЕ, которое стало известно как «Импульс», ПРОИЗОШЛО первого октября в три часа три минуты пополудни, если брать восточное поясное время.

Стивен Кинг. «Туман»

ВОТ КАК ЭТО ПРОИЗОШЛО. В июле 19.. года, в ту ночь, когда на севере Новой Англии наконец прошла самая страшная за всю ее историю полоса жарких дней, в западном регионе штата Мэн разразилась невиданная по силе буря.

Стивен Кинг. «Томминокеры»

В ТОТ ДЕНЬ Андерсон вышла из дома вместе с Питером, стареющим гончим псом, ослепшим на один глаз.

Корнелия Функе. «Чернильное сердце»

В ТУ НОЧЬ шёл дождь, моросящий, шепчущий дождь. Даже через много лет, стоило лишь закрыть глаза, Мегги слышала, как он словно пальцами постукивает по стеклу...
В ТУ НОЧЬ, КОГДА ВСЕ НАЧАЛОСЬ И МНОГОЕ НАВСЕГДА ИЗМЕНИЛОСЬ, под подушкой лежала одна из любимых книг Мегги.

2. Исключение

«Все сидели по домам, а он (она)... все спрятались и только один (одна)..., все молчали, только он (она)..., все думали, ... все хотели, а...»

Джоан Роулинг. «Гарри Поттер и орден Феникса»

Рекордно жаркий день этого лета подходил к концу. Большие, квадратные дома Бирючиновой аллеи окутывало дремотное молчание... Местные жители, вынужденные отказаться от привычных занятий – мытья машин и ухода за лужайками – проводили время в своих прохладных домах, широко распахивая окна в надежде заманить в помещение несуществующий ветерок. ЕДИНСТВЕННЫМ ЧЕЛОВЕКОМ, КОТОРЫЙ ОСТАВАЛСЯ НА УЛИЦЕ, БЫЛ МАЛЬЧИК-ПОДРОСТОК, лежавший на спине на клумбе возле дома № 4.

3. Постфактум

«потом говорили... в народе это стало известно... он (она) только потом понял (а)...)

Анджей Сапковский. «Ведьмак»

ПОТОМ ГОВОРИЛИ, что человек этот пришел с севера, со стороны Канатчиковых ворот.

4. Прямое столкновение

«появился монстр... обнаружила дверь... странный предмет лежал...»

Стивен Кинг. «Куджо»

Однажды, не очень давно, в маленьком городке Кастл-Рок ПОЯВИЛОСЬ ЧУДОВИЩЕ.

Нил Гейман. «Коралайн»

Коралайн ОБНАРУЖИЛА ДВЕРЬ вскоре после переезда в дом.

Стивен Кинг. «Оно»

УЖАС, продолжавшийся в последующие двадцать восемь лет, - да и вообще был ли ему конец? - НАЧАЛСЯ, насколько я могу судить, С КОРАБЛИКА, сделанного из газетного листа и подхваченного дождевым потоком, который унес его вниз по водному желобу.

5. Грядущая неприятность

«ссоры было не избежать.... день начался с ссоры.... ссора готова была перерасти... все бы отдал(а), чтобы избежать этого разговора... день Х приближался, и ничто не могло этого изменить...»

Стивен Кинг. «Дети кукурузы»

Берт нарочно включил радио погромче: НАЗРЕВАЛА ОЧЕРЕДНАЯ ССОРА, и он надеялся таким образом ее избежать.

Джоан Роулинг. «Гарри Поттер и тайная комната»

Уже не в первый раз в доме номер четыре по Бирючиновой аллее за завтраком РАЗГОРЕЛАСЬ ССОРА.

6. Предчувствие

«у него упало сердце.... все внутри похолодело... сердце забилось...)

Стивен Кинг. «1408»

Майк Энслин еще открывал вращающуюся дверь, когда увидел Олина, менеджера отеля "Дельфин", сидящего в одном из больших кресел вестибюля. У Майка УПАЛО СЕРДЦЕ.

7. Все говорили

«среди жителей этот дом считался проклятым.... все знали, что это место нечисто... по слухам здесь произошло что-то страшное... раньше все думали, что...»

Джоан Роулинг. «Гарри Поттер и узник Азкабана»

Жители деревни Малый Висельтон по старинке называли этот дом «домом Реддлей»... дом Реддлей был теперь заброшен и необитаем. Малые висельтонцы сходились во мнении, что СТАРЫЙ ДОМ ОЧЕНЬ «ЗЛОВЕЩИЙ».

Стивен Кинг. «Салимов удел»

ПОЧТИ ВСЕ ДУМАЛИ, что мужчина с мальчиком - отец и сын.

8. Парадокс

«вместо того, чтобы получить на день рождения велосипед, он не получил ничего и страшно этому обрадовался.... если бы у нее был выбор между родителями и детдомом, она бы выбрала последнее... среди новеньких туфель он увидел до того старые и заношенные, что сердце его запрыгало от радости: это то, что нужно!...»

Здесь я не нашла подходящих примеров, но я абсолютно уверена, что не раз читала подобные начала.

9. Недоказанная аксиома

«тот, кто съест дынное варенье, наверняка умрет..., это всегда случается с теми, чье имя начинается на букву «А»... »

Ильдико фон Кюрти. «Тариф на лунный свет»

Стопа есть почти неизведанная зона женских проблем.

Начать работу над историей – проблема для многих. Как начать? С какой сцены? С какой фразы? Нужен ли пролог? О чем писать в первой главе?

А действительно, о чем писать в первой главе? Ведь две-три первые главы – это «лицо» книги, и оттого, каким оно будет – скучным, тяжелым и пресным или завораживающим, интригующим и легким, – зависит судьба романа. Если читатель завязнет в описаниях, если не найдется «крючок», способный зацепить и заинтересовать, он просмотрит первые главы по диагонали, зевнет и закроет книгу.

Каким должно быть начало книги

Хорошо, когда начало:

  • динамичное, то есть никаких «простыней» описаний на три листа, и лучше начать с диалогов. Или с движения – например, герой едет в гости к бабушке и кайфует под отличную музыку, заодно обдумывая недавнюю любовную интрижку;
  • легкое: не «грузить» читателей с ходу вопросом «быть или нет быть» или проблемой героя. Проблема может появиться в главе второй-третьей, но не в первой и не в прологе. Причем одна проблема на несколько глав, а не одна глава – одна проблема;
  • в меру загадочное и туманное: к месту будет легкий намек на тайну героя или на ту же его поездку к бабушке (зачем вдруг сорвался, бросив подружку, что случилось?). Но с «туманом» важно не переборщить, вместе с загадкой подбросив и варианты ответов, чтобы читатель задумался и «зацепился».

А еще начало не должно быть оторванным от середины: все сцены первых глав – это звенья одной длинной цепи, ведущей к нарастанию интриги и конфликта, к развитию идеи.

Частая в том, что их считают «расписочными», тренировочными – набить руку, «увидеть» героя, почувствовать мир. И они пишутся абы как, «чтобы было». А когда в пятой главе герою на голову сыплются проблемы, для которых нет предпосылок, когда он «вдруг» окунается в неприятности, которым нет причин, читатель впадает в ступор от недоумения. Откуда что взялось?

Отсюда вывод: ко всему прочему начало должно быть логичным. И если вы собираетесь сочинять на ходу, если еще не придумали для героев проблемы и неприятности, то потом не поленитесь найти им причины, вернуться в начало и дополнить его предпосылками – логичными и значимыми.

Так, если в придорожном кафе на нашего «примерного» героя вдруг нападает банда байкеров, логично предположить, что по дороге он кого-то из них обидел – обогнал, показав неприличный жест, поссорился в очереди на заправке и нехорошо обозвал и пр.

Первые главы – это экспозиция: обрисовывается мир, и на шахматной доске расставляются фигуры. И в первых главах желательно показать всех основных действующих лиц – и героев, и персонажей. И даже главного злодея. Читатель должен удивляться не тому, откуда что берется, а тому, как ловко вы замаскировали врагов под друзей и наоборот, каким незаметным и непредсказуемым оказался главный злодей.

Нужен ли пролог в книге?

Что же касается пролога, то он необязателен. Но если вы решили, что он нужен, то в литературе есть следующие варианты пролога :

  • предыстория – важные события прошлого: например, загадочная смерть родителей героя. Такой пролог редко соотносится с первыми главами, но его важно связать с интригой;
  • легенда – суть идеи и интриги, краткое, отстраненное и безличное пояснение к истории. С легенды (правда, не прологом) начинается «Властелин колец»: «Три Кольца – для царственных эльфов в небесных шатрах, семь – для властителей гномов… »;
  • флешбэк – короткий и важный эпизод из прошлого героя. Часто он представлен сном или дневниковыми записями, и в первой главе герой просыпается или закрывает старый дневник и размышляет, к чему все это привиделось или обнаружилось. Разумеется, в таком прологе должна быть тайна;
  • сюжетное событие – важная часть середины, небольшой интригующий эпизод вырывается из повествования и переделывается под пролог, а первые главы начинаются с сакраментального «За два месяца до…»;
  • концовка – в прологе говорится о том, что все уже закончилось: например, герой прошел испытания и решил проблемы, и после финальной битвы сидит на камне, воткнув меч в землю, и вспоминает, с чего все началось.

Первые фразы начала зависят от того, какую информацию вы хотите выдать читателю – познакомить с героем, ввести в суть дела, обрисовать интригу и намекнуть на тайну, (в фэнтези) и др.

Какую первую фразу выбрать

Первые фразы бывают:

  1. Портретными: «Однажды весною, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах, появились два гражданина. Первый из них, одетый в летнюю серенькую пару, был маленького роста, упитан, лыс, свою приличную шляпу пирожком нес в руке, а на хорошо выбритом лице его помещались сверхъестественных размеров очки в черной роговой оправе. Второй – плечистый, рыжеватый, вихрастый молодой человек в заломленной на затылок клетчатой кепке – был в ковбойке, жеваных белых брюках и в черных тапочках» (Михаил Булгаков «Мастер и Маргарита»).
  2. Действенным – начало сразу, без предисловий и пояснений, начинается с сюжетного действия: «- Что, Петр, не видать еще? – спрашивал 20-го мая 1859 года, выходя без шапки на низкое крылечко постоялого двора на *** шоссе, барин лет сорока с небольшим, в запыленном пальто и клетчатых панталонах, у своего слуги, молодого и щекастого малого с беловатым пухом на подбородке и маленькими тусклыми глазенками» (Иван Тургенев «Отцы и дети»).
  3. Пейзажным: «Небо было желтым, как латунь; его еще не закоптило дымом. За крышами фабрики оно светилось особенно сильно. Вот-вот должно было взойти солнце» (Эрих Мария Ремарк «Три товарища»).
  4. Детальным – в начале описывается некая деталь с символичным значением, которой предстоит сыграть важную сюжетную роль: «Я не сплю и не бодрствую, и в полусне в моем сознании смешивается пережитое с прочитанным и слышанным, словно стекаются струи разной окраски и ясности. Перед сном я читал о жизни Будды Готама, и теперь на тысячу ладов проносятся в моем сознании, постоянно возвращаясь к началу, следующие слова: «Ворона слетела к камню, который походил на кусок сала, и думала: здесь что-то вкусное… Подобно вороне, спустившейся к камню, покидаем мы – ищущие – аскета Готаму, потеряв вкус к нему». И образ камня, походившего на кусок сала, вырастает в моем мозгу неимоверно» (Густав Майринк «Голем»).

По сюжету образ камня, который похож на кусок сала, станет важным поворотным моментом: ближе к концу романа герой очнется и поймет, что все случившееся ему привиделось, а очнется он от сравнения скользкого подоконника с камнем, похожим на кусок сала.

  1. Автобиографичным – рассказ ведется от первого лица и повествует о прошлом героя: «Мне как-то раз случилось прожить две недели в казачьей станице на левом фланге; тут же стоял батальон пехоты; офицеры собирались друг у друга поочередно, по вечерам играли в карты» (М. Ю. Лермонтов «Фаталист»).

Также первые фразы начала могут быть биографичными, эмоционально-действенными («- Пожар! Горим!»), экспозиционными («Эта история начинается на Алтае, осенью, куда приехала на недельную экскурсию группа немецких туристов – за вдохновением, приключениями и тайнами гор»).

Выбор информации для начальных глав и первых фраз – за автором истории. Главное, они не должны быть статичными, скучными и нелогичными. Читатель может многое простить писателю, особенно начинающему, но не тоскливого «Она встала с постели, потянулась, посмотрела в зеркало и увидела там…» на три листа. И, конечно, начало должно плавно , предварять основные события, вводить в курс дела.
Чем проще, логичнее и интереснее будет начало, тем вероятнее то, что читатель не закроет книгу после первых десяти листов, а погрузится в историю с головой.

Дарья Гущина
писатель, автор-фантаст
(страница ВКонтакте

Роман является прозаическим повествовательным литературным жанром, в котором отражается вымышленная реальность, раскрывая глубинные пласты человеческой жизни. Независимо от того, какой тип романа вы хотите написать - литературный или коммерческий, романтический или научно-фантастический, эпос о войне или семейную драму - вам понадобится безграничная творческая энергия и умение самовыражаться посредством своего романа, терпение для осуществления своего замысла, поскольку создание романа - это кропотливый и длительный процесс, требующий особой усидчивости и последовательности в процессе редактирования и доработки.

Шаги

Создание вымышленного мира

  1. Вдохновение. Написание романа это творческий процесс, и вы никогда не знаете, когда хорошая идея может озарить вас. Поэтому надо всегда быть во всеоружии и носить с собой блокнот и ручку, чтобы можно было записывать идеи по мере их возникновения. Вы можете почувствовать вдохновение во время утренней поездки на работу, или за чашечкой кофе. Вдохновение непредсказуемо, поэтому прислушивайтесь к своим мыслям и старайтесь зафиксировать их на бумаге, чтобы не забыть.

    • Чтобы быть писателем, необходимо как можно дольше находиться в состоянии вдохновения. Иногда, писателям бывает трудно генерировать идеи. С этой проблемой сталкиваются практически все писатели, и вдохновение является лучшим способом ее решения.
    • Источником вдохновения не обязательно должны быть книги. Это может быть ТВ-шоу, кино или даже посещение выставки или арт-галереи. Вдохновение приходит в бесконечно разнообразных формах!
    • Используйте свой ноутбук, чтобы записать все, что пришло вам в голову. Это могут быть заметки, описывающие ваши наблюдения, несколько абзацев или даже просто обрывочные предложения, которые впоследствии лягут в основу вашего романа.
    • Постарайтесь обдумывать все истории, которые вы услышали от знакомых и близких вам людей, начиная с рассказов вашей прабабушки и заканчивая сюжетами из теленовостей и даже ваших детских воспоминаний.
    • Постарайтесь подумать о событии, произошедшем в детстве или в недавнем прошлом, которое почему-то засело в вашей памяти. Это может быть загадочная смерть женщины в вашем городе, странная привязанность вашего соседа к домашним питомцам, или ваша турпоездка в Лондон, о которой вы все время вспоминаете. Например, знаменитая сцена, кода полковник перед расстрелом вспоминает, как отец водил его посмотреть на лед из романа Сто лет одиночества была основана на детских воспоминаниях Маркеса.
    • Одни говорят, что "писать нужно о том, что вы хорошо знаете". Другие считают, что вы должны "писать о том, что вы не знаете". Придумайте или додумайте что-нибудь из вашей собственной жизни, что не оставляет вас безразличным, что волнует вас, пробуждает ваше вдохновение, интересует вас, заводит и попробуйте развить эту тему более подробно в романе.
  2. Выберите жанр. Не все романы имеют четкую привязанность к конкретным категориям, но очень полезно с самого начала определить к какому именно жанру будет относиться ваше произведение и на какую аудиторию оно будет ориентировано. Постарайтесь прочитать как можно больше классических произведений выбранного жанра. Это позволит вам составить представление о том, как построить роман в соответствии с существующими стандартами. И если вы еще не остановились на конкретном жанре или собираетесь создать нечто новое, находящееся на стыке разных жанров, то вам просто будет необходимо изучить все эти стили и их характерные черты. Рассмотрим несколько возможных вариантов:

    • Роман является литературным произведением, пронизанным глубоким осмыслением жизни, символизмом, в котором используются сложные литературные приемы. Старайтесь больше читать классических произведений великих романистов, руководствуясь списком "100 самых лучших книг мировой литературы по версии газеты "The Guardian", и относятся "100 Greatest Novels of All Time" .
    • Коммерческие (или бульварные) романы создаются для того, чтобы с одной развлечь аудиторию, а с другой - с расчетом на продажу максимального количества экземпляров в широком жанровом диапазоне, начиная с научной фантастики, мистики и фэнтази, и заканчивая триллерами, любовными или историческими романами. Многие романы этого типа выпускаются сериями и имеют предсказуемые развязки.
    • Четкой границы между коммерческими и некоммерческими романами не существует. Многие научные фантасты и авторы триллеров создавали сложные и глубокие произведения, которые по праву могут считаться жемчужинами классической литературы. Тот факт, что роман пользуется популярностью вовсе не означает его низкопробности и принадлежности к поп-культуре.
    • Просто необходимо прочитать как можно больше литературы того жанра, в котором вы собираетесь написать свой роман. Это позволит вам составить полное представление о традициях, правилах и стилистике жанра, в котором вы намереваетесь самореализоваться и поможет вам в вашей работе.
  3. Обдумайте обстановку. После выбора жанра необходимо перейти к выбору места, которое не должно ограничиваться рамками города или деревни. Все дело в вашей фантазии, которая безгранична и может занести персонажей за пределы вселенной. Правильный выбор обстановки определит настроение и тон вашего романа, и послужит той средой, на фоне которой будет разворачиваться сюжет. Хорошенько обдумайте следующие вопросы:

    • Будут ли события романа разворачиваться в хорошо знакомой вам обстановке?
    • На каком временном континууме базируется сюжет вашего романа? В прошлом, настоящем или будущем?
    • Будут ли события вашего романа разворачиваться на Земле, или в космосе?
    • Будут ли события происходить в одном городе или районе, или в нескольких местах?
    • Определите временной диапазон вашего сюжета: месяц, год, десятилетие и т.д.?
    • Будет ли финал оптимистичным, или роман будет полон пессимизма?
  4. Придумайте образы персонажей. Самым важным и основным будет главный герой, который должен быть максимально конкретизирован, с узнаваемыми чертами и мировоззрением. Главные герои вовсе не обязательно должны быть положительными, но они обязательно должны быть связаны друг с другом, и их надо описать таким образом, чтобы они стали запоминающимися. Читатель должен неким образом ассоциировать себя с главными героями, находить с ними точки соприкосновения. Именно это привлекает читателей к литературе.

    • Запомните, что герои не обязаны нравиться, но они должны заинтересовывать. Например, Гумберт из романа "Лолита", который может вызывать презрение, но он каким-то образом притягивает и его личность интересна читателям.
    • В романе должно быть несколько главных героев. Не стоит ограничиваться лишь одним. Интерес вызывает одно и то же событие, рассказанное с разных точек зрения.
    • Второстепенные персонажи призваны раскрыть и усилить личность главного героя, показывая среду, в которой он существует, в которой он сформировался, как личность. Продумайте, какими вы желаете видеть главных героев, когда будете окружать их персонажами второго плана.
    • При этом, все персонажи вашего романа вовсе не обязательно должны быть зафиксированы с самого начала. Они могут появляться по ходу написания романа, по мере того, как вы будете создавать свое творение. Иногда получается так, что вы начинаете писать о ком-то, кого считаете главным героем, но он постепенно уходит на второй план, уступая место другому персонажу. Все зависит от вашего внутреннего голоса и вдохновения. Доверяйте ему.
    • Многие писатели списывают своих героев с реальных людей, пытаясь представить себя на их место, даже на время мысленно превращаясь в своих героев. Ваши персонажи должны детально прописаны и должны существовать в вашем сознании, как живые. Тогда и у читателя сложится подобное ощущение, что они видят их мысленным взором.
  5. Пропишите сюжет. Большинство романов, вне зависимости от жанра и стиля, имеют в своей основе некий конфликт, который усугубляется, доходя до апогея и кульминации, а затем решается, переходя в развязку. Это, однако, вовсе не означает, что все романы должны заканчиваться хэппиэндом. Скорее конфликт помогает полнее раскрыть характер героев, мотивируя их поведение на всем протяжении вашего романа.

    • Готовых формул для построения сюжета не существует. Хотя имеется один беспроигрышный вариант, по схеме экспозиция, завязка, развитие, кульминация, развязка и постпозиция, пролог и эпилог (опционально).
    • Вы можете также начать с главного конфликта и продвигаться в обратном направлении, чтобы показать, почему именно возник этот конфликт. Например, можно начать с того, как девушка возвращается домой с похорон отца, и читатель совершает путешествие в своеобразной машине времени, постепенно погружаясь в события, приведшие к смерти отца.
    • Точно так же конфликт не обязательно должен быть разрешен. Можно закончить роман троеточием, оставив некий флер недосказанности. Это очень интересный прием.
    • Главное, чтобы роман не был примитивным и предсказуемым. Можно начать сюжет в настоящем, затем переместиться в будущее, периодически отсылая читателей в прошлое, или же начать в прошлом, затем переместиться в будущее и закончить действие в настоящем. Хорошим такого "нелинейного" романа является Хулио Кортасара "Hopscotch" (Игра в классики).
    • Перечитайте некоторые из любимых вами романов и постарайтесь определить, к какому типу сюжета они относятся. Проследите, как развиваются события в романе и обратите внимание, насколько более интересно читать романы с нелинейным сюжетом.
  6. Решите от чьего имени будет вестись повествование. Романы обычно пишутся от третьего или первого лица, хотя иногда встречаются и произведения, написанные от второго лица, или в комбинированном варианте. Если вы остановились на повествовании от первого лица, то вы должны рассказывать все, как будто вы являетесь одним из персонажей, используя местоимения "Я" и "Мы". В повествованиях от второго лица также создается ощущение, что автор является персонажем, но используются местоимения "Ты" и "Вы". Ярким примером такого повествования являются произведения Евгения Гришковца. И, наконец, повествование от третьего лица позволяет быть полностью свободным, не ограничиваться лингвистическими рамками, использовать символы и быть как бы сторонним наблюдателем.

    • Вовсе не обязательно с самого начала решить, от чьего имени будет вестись повествование. Вы можете написать первое предложение, даже несколько абзацев или глав, прежде чем поймете, какой стиль наиболее приемлем для вас.
    • Никаких жестких привязок стиля романа и метода повествования не существует. Но если вы пишете объемный монументальный панорамный роман с широким диапазоном многочисленных персонажей, то повествование от третьего лица может оказаться очень удобным и позволит использовать символы, лирические отступления и подобные литературные приемы.
  7. Вы можете начать с нуля. Хотя иногда полезно сначала придумать сюжет, определить для себя персонажей, героев и место развертывания событии. Однако это не является необходимой подготовительной процедурой. если вы начнете зацикливаться на подготовке, то можете погрязнуть в деталях и мелочах, не продвигаясь вперед. Постарайтесь следовать за своим вдохновением, которое может возникнуть из случайно подслушанного в продуктовом магазине разговора, исторического факта, или из бабушкиной истории. Этого может быть вполне достаточно, чтобы приступить к написанию романа, пользуясь этим фактом, как кончиком нитки в клубке, который вы постепенно будете разматывать, вовлекая читателей в водоворот событий.

    • Если вы слишком много времени уделите подготовительной стадии, пытаясь продумать все до мелочей, то вы просто-напросто задушите в себе вдохновение, растратив весь свой потенциал, еще не приступив к написанию романа.

    Составление черновика романа

    1. Прежде всего составьте план или наброски. Каждый писатель имеет свою собственную систему написания плана. Создание плана поможет вам определить основные идеи и выявит цепочку промежуточных целей, которые приведут вас к реализации конечного результата. Но если вы предпочитаете писать, ориентируясь исключительно на вдохновение, то вы спокойно можете положиться на свою интуицию, пока не обнаружите, что вам необходимо каким-то образом организовать написанное. Все в ваших руках.

      • Ваш план не должен быть слишком прямолинейным. Вы можете сделать краткие наброски характеров всех персонажей, или составить так называемые диаграммы Эйлера-Венна, которые наглядно покажут общие зоны, в которых пересекаются интересы разных персонажей.
      • Не пытайтесь слепо следовать составленному плану. Его функция заключается в определенной организации творческого процесса, в придании ему градиента, который придаст определенное ускорение процессу создания романа. План в любой момент может быть скорректирован.
      • Иногда план оказывается значительно более полезным на поздних стадиях написания романа, превращаясь в своеобразное второе дыхание, если написание зашло в тупик. Используя план в этом случае можно лучше понять структуру романа, куда дальше двигаться, что лучше сократить и где надо кое-что прибавить.
    2. Постарайтесь наилучшим образом организовать процесс написания романа. Выделите определенное место и время, где и когда вы будете работать над своим романом. Тут все зависит от ваших приоритетов и предпочтений и вы можете делать это в любое удобное для вас время. Самое главное понять, что написание романа - это кропотливая и трудная работа, и что вдохновение приходит только в процессе, а не во время праздного ожидания мифического озарения.

      • По возможности организуйте рабочее место, на котором вы будете чувствовать себя наиболее комфортно и которое будет наиболее благоприятно сказываться на вашей креативности, без отвлекающих моментов. Позаботьтесь о том, чтобы у вас был стул и письменный стол, многочасовая работа за которыми не вызовет болей в спине. Помните, что написание романа - процесс длительный и зачастую занимающий несколько месяцев.
      • Некоторые предпочитают перекусывать во время работы, другие пьют кофе или чай. Постарайтесь определить, что именно необходимо вашему организму для наиболее продуктивной работы: сытный завтрак или, напротив, легкий ужин. Опять же, все сугубо индивидуально.
    3. Проведите собственное исследование. Постарайтесь узнать как можно больше о субъекте и объекте вашего романа. Изучите эпоху, о которой вы пишите, культуру стран и традиции народов, упоминаемых в романе, и так далее). Если вы пишете научно-фантастический роман, то постарайтесь вникнуть в суть научных концепций, почитайте труды футурологов. Немного меньше усилий по изучению вам понадобится, если вы пишите роман, основанный на реальных событиях вашей жизни, но в любом случае точность и правдоподобность приветствуются.

      • Сходите в библиотеку. Там можно найти массу интересных уникальных книг и, кроме того, в библиотеке очень удобно работать над написанием книги.
      • Общайтесь с интересными и осведомленными в интересующем вас вопросе людьми. Если вы не можете найти нужной литературы даже в библиотеке, то обратитесь к знающим людям, которые могут вас проконсультировать. Заранее подготовьте необходимые вопросы.
      • Иногда процесс изучения может включать и чтение других романов, сходных с тем, над которым вы работаете. Например, если вы пишете роман о Второй мировой войне с главным героем - солдатом французской армии, прочитайте другие романы, написанные на эту тему и с другой точки зрения. Это, с одной стороны, позволит избежать повторения, а с другой - обогатит вас новой информацией.
      • Изучение материала может также повлиять на объем и содержание вашего романа. Вполне возможно, что в процессе изучения у вас возникнут новые сюжетные линии, или даже целые главы, дополняющие образ главного героя.
    4. Напишите первый черновой вариант романа. Когда вы почувствуете, что готовы приступить к работе, не откладывайте этого, немедля беритесь за написание романа. Не стоит волноваться по поводу несовершенства языка, поскольку это только черновик, который впоследствии будет отшлифован и доработан. Пишите без самокритики. Первый черновик вовсе не должен быть идеальным. Это просто должно быть сделано. Помните, что это заготовка, которая, однако, вполне возможно, станет самой убедительной версией.

      • Возьмите в привычку писать каждый божий день. Чем больше, тем лучше. Необходимо понимать, за что вы взялись. Много замечательных писателей остаются незамеченными и неизвестными лишь потому, что не удосужились довести дело до логического завершения и пишут, как говорят, в ящик.
      • Поставьте перед собой промежуточные цели: написать главу, несколько страниц, или определенное количество слов каждый день. Это подтолкнет вас к регулярной продуктивной работе.
      • Кроме того, вы можете установить перед собой долгосрочные цели. Например, завершить написание первого варианта черновика за год, или за полгода. Определите "Конечную дату" и ориентируйтесь на нее.

      Редактирование романа

      1. Вы можете написать сколько угодно черновых версий романа. Если вам повезет, то вам удастся достичь необходимого результата в три захода. А, может быть, для достижения необходимой правдоподобности вам потребуется не один десяток различных версий. Очень важно вовремя остановиться и сначала самостоятельно оценить написанное, а затем посоветоваться с другими, если вам трудно решить готов ли роман, или есть смысл продолжить работу. Но если вы поспешите и покажете роман другим слишком рано, то вы рискуете потерять вдохновение. После того, как вы написали достаточное количество черновых версий, вы можете приступить к редактированию.

        • Когда Хемингуэя спросили, что было самым трудным в написании романа "Прощай, оружие" (после того, как он переписал его тридцать девять раз), он ответил: "Правильно расставить слова".
        • После того как вы написали первую версию сделайте перерыв, отдохните от романа в течение нескольких недель или даже несколько месяцев, и попытайтесь расслабиться и прочитайте свое творение, как будто вы являетесь читателем. Какие части требуют детализации и дополнительных объяснений? Какие части слишком затянуты и вызывают скуку?
        • Опыт показывает, что если вы во время чтения будете пропускать слишком длинные и нудные куски, то обычные читатели поступят точно так же. Подумайте о том, как можно сделать роман более привлекательным для читателей, сократив или отредактировав некоторые слишком громоздкие части.
        • Каждый новый черновик или новая редакция, могут быть направлены на устранение одного или нескольких конкретных недостатков. Например, вы можете написать один совершенно новый вариант с упором на то, что сделает его более привлекательным для читателя, а другой вариант написать с учетом отработки и усовершенствования сюжетного ряда. Третья версия может быть направлена на шлифовку центральной части романа.
        • Снова и снова повторяйте процесс создания отредактированных версий, пока не получится текст, который вы с гордостью сможете показать другим. Это может занять несколько месяцев или несколько лет, но это, безусловно, необходимо делать. Запаситесь терпением.
      2. Тренируйте свои навыки в редактирования. Когда вы почувствуете, что достигли совершенства, приступайте к следующей стадии - к сокращению абзацев или неинтересных предложений, от стандартных или повторяющихся фраз, или просто упорядочите лексическую структуру текста. Вовсе необязательно редактировать и изменять каждую фразу - в любом случае вам в более поздних редакциях придется поменять их. Придерживайтесь генеральной линии редактирования, пока не добьетесь нужного результата.

        • Распечатайте ваш роман и прочитайте его вслух. Удалите или пересмотрите все, что вам кажется неверным.
        • Не скупитесь удаляя из текста абзацы или целые главы. Нещадно избавляйтесь от всего лишнего. помните пословицу: "то, что написано пером, не вырубишь и топором". В том смысле, что вы всегда сможете использовать ненужные в данном контексте блоки в других текстах.
      3. Покажите распечатанный текст другим людям. Начните с рукописи, которую вы можете доверенным и являющихся для вас авторитетами людям, и лишь после этого переходите к ознакомлению с романом других читателей. Однако, вам придется столкнуться с ситуацией, когда родные и близкие не будут до конца откровенные с вами, оставляя свои отзывы, поскольку не захотят травмировать вас своей критикой. Поэтому рекомендуется прибегнуть к одному из приводимых ниже вариантов:

        • Запишитесь на посещение семинаров писателей, которые организуются в колледжах и образовательных центрах. В программу семинаров входит ознакомление с новыми произведениями, написанными другими писателями, а также обсуждение и тщательный анализ прочитанных произведений. Тут вы можете получить полноценную здоровую критику вашего произведения.
        • Организуйте клуб писателей. Если вы знаете других людей, которые также пишут романы, вы можете договориться с ними о регулярных встречах для обсуждений и обмена опытом.
        • Не принимайте всю критику за чистую монету. Прежде чем принимать окончательное решение, выслушайте мнение нескольких критиков.
        • Если вы собираетесь заняться написанием романов и чувствуете, что это может стать делом всей вашей жизни, постарайтесь получить профессиональное университетское образование по специализации художественная литература. Вы не только получите необходимые знания у лучших специалистов в области литературы и искусства, но и сможете получить развернутый обзор и анализ вашего произведения.
      4. Попытайтесь опубликовать свой роман. Многие начинающие писатели воспринимают свое творение как пробный камень, первый блин, который комом, и не решаются даже отправить его издателям. Однако, если вы чувствуете себя достаточно уверенными в своих силах, то можете обратиться в традиционное книжное издательство, в электронное интернет-издательство, или прибегнуть к услугам

        • Если вы решили пойти традиционным путем, то очень полезно найти литературного агента, который будет представлять ваш роман различным издательствам. Для этого вам будет необходимо составить заявку в специальную организацию с аннотацией вашей рукописи.
        • Что касается самиздата, то компаний, предоставляющих печатные услуги великое множество, и все они имеют разный уровень и различную специализацию. Внимательно ознакомьтесь с образцами продукции и лишь после этого выберите то, что вам подходит больше всего.
        • И если вы не хотите издавать свой роман, то можете отложить работу, сделать перерыв и с чувством выполненного перед собой долга приступить к написанию нового произведения.
      • Если вы не знаете, как продолжить начатую работу, в какую сторону развивать сюжет, представьте себе одного из ваших персонажей, который стоит за вашей спиной и рассказывает, что будет делать дальше.
      • Пишите о том, что вам нравится, дайте волю своей фантазии. Например, если вы любитель научной фантастики, то навряд ли вам понравится идея написания исторического романа.
      • "Значительно лучше писать для себя и опубликовать свое произведение, чем писать для публикации, и читать свой роман самому". Пишите как вам нравится, получая удовольствие от процесса, не думая о мнении критиков. Поверьте, читательская аудитория обширна и разнообразна и всегда есть шанс, что если произведение написано от души, искренне, с любовью и интересно, то оно найдет свою нишу.
      • Читайте много книг (особенно относящихся к выбранному вами жанру или к теме вашего романа). Читайте до начала работы, в процессе и после окончания. Это очень полезно и эффективно.
      • Не забывайте что ваши персонажи и герои должны быть интересными, разными и с жизненными позициями, отличающимися от вашей собственной. Еще одна Мэри Сью никому не нужна, и хотя читатели и могут принять какой-нибудь повтор, но автор нового романа должен избегать этого и стремиться к разнообразию и оригинальности.
      • Не ждите вдохновения. Оно не возникает из ниоткуда. Писательство подобно пищеварению, если вы ничего не съели, то система не работает. Например, вы знаете, когда у писателя внезапно возникает идея, казалось бы на совершенно пустом месте? Когда он имеет определенные накопления наблюдений, вращающихся и обрабатываемых в подсознании, и выскакивающих в виде идеи, обретая словесную форму. Это может показаться спонтанным, но на самом деле срабатывает на все 100, поскольку подобные идеи всегда являются оригинальными и интересными.
      • Существует масса различных приложений (например, Google Keep, Astrid Tasks) для смартфонов, планшетов, IPOD-ов, которые могут быть очень полезны для записи и документирования таких случайных идей, где бы они вас ни застигли. Для некоторых мобильных устройств даже разработаны пакеты офисных программ типа suites или word, которые дают возможность писать на ходу.
      • Потратьте некоторое время на подбор музыки, которая может стать источником вдохновения, создавая особую атмосферу и эмоции, созвучные вашему повествованию. Прослушайте свою фонотеку, пытаясь уловить нужные интонации. Составьте список песен и музыкальных композиций, звучание которых вписывается в концепцию вашего романа или рассказа, как саундтрек к фильму. Это поможет добавить в роман необходимые эмоциональные нотки. Кроме того, вы можете попробовать написать главу или ее часть, пытаясь вербализовать свои чувства эмоции, возникающие от прослушивания этой музыки.
      • Через некоторое время после начала работы вы должны почувствовать, хорошо ли у вас все это получается, насколько написание романа захватывает ваше воображение и увлекает. Если вы этого не почувствуете сразу, продолжайте пробовать различные варианты. Иногда помогает прослушивание музыки не во время написания романа, а во время перерывов. Хорошая и правильно подобранная музыка может стать своеобразным генератором идей касательно сюжетной линии, добавляя новые краски и ритм в ваше произведение.
      • Начните вести дневник, заведите записную книжку или тетрадку, в которую вы сможете записывать все свои текущие мысли. Это прекрасно помогает развить писательские навыки. Помните, что это ваш роман и если вам хочется кардинально изменить его тематику, то смело делайте это, меняйте сюжетную линию с войны на Ближнем Востоке на конфликт в средней школе. Это можно делать на любом этапе написания романа. Поэтому, прежде чем начать роман, убедитесь, что то, о чем вы собираетесь рассказать действительно интересно вам.
      • Придерживайтесь принципа "ни дня без странички", независимо от наличия вдохновения.
      • Если у вас возникли проблемы с развитием реалистического персонажа из вашего романа, поступите следующим образом: постоянно мысленно общайтесь с ним. Где бы вы ни находились: в продуктовом магазине, на работе, в торговый центр, или даже на улице, представьте, что этот персонаж находится вместе с вами и как бы он вел себя в той или иной конкретной ситуации. При этом отмечайте про себя, что они бы делали так же как и вы и в чем бы ваше поведение отличалось.
      • Иногда в персонаже все идеально, за исключением его имени, которое подходит ему, как корове - седло. Купите книгу для будущих родителей, в которой можно найти самые разнообразные имена. Кроме того, имеются многочисленные сайты в Интернете, которые могут генерировать имена и/или объяснять их значение. Еще можно попробовать использовать онлайн-переводчик для создания новых оригинальных имен, образованных как перевод известного слова на английском языке. Это часто придает персонажу особый шарм и флер.
      • Чтобы стать писателем надо быть читателем, слушателем радиопрограмм, и зрителем ТВ-шоу. Кроме того, надо путешествовать, много общаться, ходить на вечеринки, бродить по городу… То есть надо жить полноценной жизнью. Вдохновение, как любовь может "нечаянно нагрянуть" в любой момент.
      • Тот факт, что ваша история нравится вам, вовсе не означает, что она понравится другим. Дайте почитать готовое произведение как минимум трем-четырем надежным, проверенным друзьям и знакомым, прежде чем послать роман в издательство. Не забудьте оформить документы на авторские права на вашу работу, даже если она еще не закончена.
      • "Избегайте клише, как чумы" (по иронии судьбы, этот полезный и добрый совет используется настолько часто, что сам стал клише). Использование шаблонных выражений и забитых фраз всегда вызывает скуку и раздражение.
      • Если вы прокрастинатор, то есть любите откладывать все в долгий ящик, попробуйте принять участие в мероприятии NaNoWriMo, объединяющем писателей страны, которые в течение месяца обязуются написать тексты, состоящие из 50 000 слов. Это неплохой стимул для завершения романа. И, вообще, писатели, как правило, лучше работают, когда у них есть конкретный срок сдачи романа.