Как сейчас называется внутришкольный контроль в школе. Внутришкольный контроль


Наш словарь ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ - всестороннее изучение и анализ учебно-воспитательного процесса в школе в целях координации всей ее работы в соответствии со стоящими перед ней задачами, предупреждения возможных ошибок и оказания необходимой помощи педагогическому коллективу.




Задачи ВШК: отработать наиболее эффективные технологии преподавания предметов, сочетающие в себе вариативные подходы к творческой деятельности учащихся разработать форму учета достижений учащихся по предметам разработать систему диагностики, изучающую состояние межличностных отношений учителя и учащегося, учащегося и учащегося обеспечить психологическую защищенность учащихся в образовательном процессе эффективно реализовывать профессионально-деятельностный потенциал педагогического коллектива и администрации создать систему поощрения наиболее значимых педагогических результатов


ВШК содержание Учебно-воспитательный процесс Педагогические кадры Учебно-материальная база Качеств о препод авания учебны х предме тов; часов региона льного компон ента Качес тво знани й, умени й, навык ов учащи хся Во сп ит ат ел ьн ая ра бо та Ве де ни е шк ол ьн ой до ку ме нт ац ии Вы по лн ен ие вс ео бу ча Рабо та по реал изац ии зада ч шко лы, вып олне ние НД, реш. Пед сов, сем. Работ а школь ных метод ическ их объед инени й и творч еских групп Повыше ние квалиф икации, работа по самообр азовани ю Пополнени е учебно- материаль ной базы, хранение и использова ние учебно- наглядных пособий. Развитие кабинетно й системы, учет и систематиз ация средств обучения. Создани е учебно- материа льной базы для организ ации воспита тельной работы Деяте льност ь школь ной библи отеки, регуля рность попол нения и обнов ления фонда Ведение школьно й докумен тации, делопро изводств а. Деятель ность учебно- воспитат ельного персона ла Выполнение нормативных документов, учебных планов и программ Организация методической работы Соблюдение нормативных требований по ТБ, противопожарным и санитарно- гигиеническим правилам


Инновационный блокСитуативный блокБазовый блок ВШК Мобильные структуры, обеспечивающие развитие школы, её модернизацию Стабильные структуры, обеспечивающие функционирование школы Совет по предп рофил ьной подгот овке Внешк ольны е учреж дения - партн ерство Ситуа тивны е групп ы по работ е с инфор мацие й Служб ы сопро вожде ния Школь ная орган изаци я «Рове сники » Админ истра ция школ ы МО и ТГ учител ей- предм етнико в и классн ых руково дителе й Родите льские комите ты классо в и школы Педаг огиче ский совет


Принципы ВШК Научность Плановость Актуальность Принцип поиска позитивного Принцип контроля за достижением цели (выделения главного) Принцип субъектной позиции педагога к системе внутришкольного контроля Принцип гласности и открытости Принцип системности












Алгоритм ВШК Постановка цели Выбор объекта Разработка структурной схемы проверки Определение субъекта контроля (кто проверяет) Сбор и обработка информации по разработанной схеме Выводы (причины недостатков, успехов) Рекомендации Принятие управленческих решений, корректировка Определение сроков повторной проверки Обсуждение итогов контроля



Качество образования - определенный уровень знаний и умений, умственного, нравственного и физического развития, которого достигают обучаемые на определенном этапе в соответствии с планируемыми целями; степень удовлетворения ожиданий различных участников процесса образования от предоставляемых образовательным учреждением образовательных услуг. Качество образования измеряется его соответствием образовательному стандарту. Зависит от уровня престижности образования в общественном сознании и системе государственных приоритетов, финансирования и материально-технической оснащенности образовательных учреждений, современной технологии управления ими.

Управление качеством образования - целенаправленный, ресурсообеспеченный, спроектированный образовательный процесс взаимодействия управляющей и управляемой системой по достижению качества запрограммированного результата (П. И. Третьяков, Т. И. Шамова).

Принципы, определяющие качество в современном образовании:

  • образование для жизни (личной, профессиональной, общественной);
  • учение на основе собственной мотивации и ответственности;
  • порождение знания учащимся на основе своего опыта и осмысленного действия;
  • создание развивающей среды, побуждающей учащихся к поиску, исследованию, решению проблем, коммуникации и самоопределению;
  • в самостоятельную деятельность, удовлетворяющую интересам учащихся;
  • постоянная поддержка "слабых" и помощь им в достижении максимально высокого уровня обученность.

Качество образования предполагает учет мировых тенденций развития образования и использование современных образовательных технологий в учебном процессе. Качество образования означает способность образовательной системы к изменениям и самосовершенствованию. Качество образования предполагает создание такой образовательной среды, которая стимулирует и учителя, и ребенка к продуктивной деятельности, соответствующей их индивидуальным особенностям и интересам.

Качество и результативность деятельности школы выявляются путем мониторинга и внутришкольного контроля.

Мониторинг - самостоятельная функция управления, в рамках которой проводится выявление и оценивание проведенных педагогических действий, при этом обеспечивается обратная связь, выявляющая соответствие фактических результатов деятельности педагогической системы ее конечным целям. Это второе в данном учебнике определение мониторинга. Можно привести и еще несколько, но можно перечислить те стороны, которые выявляются в разных определениях: функция управления, обеспечивающая получение обратной связи; система сбора, анализа, представления информации, информационная база управления; наблюдение с целью контроля, оценки, прогноза, система получения данных для принятия стратегических и тактических решений; независимая экспертиза состояния образовательного процесса и др. Мониторинг не заменил понятия контроль и анализ, по уточнил их, расставил новые акцепты в образовательной деятельности.

Цель мониторинга - достижение соответствия функционирования и развития образовательного процесса требованиям государственного стандарта образования с выходом па причинно-следственные связи, позволяющие сформировать выводы и рекомендации по дальнейшему развитию образовательного учреждения в качественной подготовке учащихся (воспитанников).

Виды мониторинга:

  • информационный - накопление и распространение информации;
  • базовый (фоновый) - выявление проблем и опасностей до того, как они станут осознаваемы на уровне управления (организуется постоянный контроль с помощью периодического измерения системы индикаторов (показателей);
  • проблемный - выяснение закономерностей, процессов, опасностей, тех проблем, которые известны и актуальны с точки зрения управления.

Принципы мониторинга: целостность, оперативность, приоритет управления, соответствие целей мониторинга средствам его организации, научность, прогностичность, непротиворечивость.

Эффективность мониторинга и технология его реализации определяются степенью использования новых информационных технологий и информационной культурой участников образовательного процесса.

В аспекте контроля за деятельностью образовательных учреждений есть еще такие понятия как инспектирование и экспертиза. Инспектирование - оценка результативности усвоения норм по установленным правилам, удержание границ нормативного действия. Инспектирование проводится для стандартизации, формализации совместной деятельности в педагогической практике. Есть школы, в которых создана своя внутренняя инспекторская структура.

Экспертиза образовательного учреждения необходима там, где практика стремится быть инновационной, поисковой.

Экспертиза - исследование специалистом-экспертом каких-либо вопросов, решение которых требует специальных знаний в определенной области.

Критерии экспертной оценки:

  • новизна идей, способов и результатов;
  • соответствие технических заданий определенным эталонам;
  • значимость для решения актуальных проблем развития образовательной системы.

Внутришкольный контроль - всестороннее изучение и анализ учебно-воспитательного процесса в школе в целях координации всей работы в соответствии с поставленными задачами, вид деятельности руководителей совместно с представителями общественных организаций по установлению на диагностической основе соответствия функционирования и развития всей системы учебно-воспитательной работы школы общегосударственным требованиям (нормативам) и запросам развивающихся личностей ученика и педагога. Контроль и анализ исполнения завершают реализацию управленческого решения и начинают этап принятия нового решения. Контроль способствует тому, чтобы опыт работы лучших становился достоянием всего педагогического коллектива, а слабых стимулировал на улучшение своей деятельности.

Принципы внутришкольного контроля: планомерность, теоретическая и методическая подготовленность и обоснованность, систематичность, целенаправленность, оперативность, всесторонность и глубина.

Все виды внутришкольного контроля имеют предупредительный характер, направленный на предотвращение возможных ошибок.

Методы контроля: метод наблюдения, изучение школьной документации, устные, письменные, комбинированные и графические проверки, посещение уроков, самоотчеты и самоконтроль педагогов, творческие отчеты, портфолио педагогов и учащихся.

В последние годы широко практикуется самоаттестация образовательных учреждений. Результаты самоанализа становятся основой для проверки школы. Самоаттестация - сложная и непростая работа для школьных коллективов, но она полезна, так как помогает осознать как сильные, так и слабые стороны в работе, увидеть перспективу, наметить пути дальнейшего совершенствования.

В ходе внутреннего самоанализа (аудита) надо провести глубокий анализ по следующим направлениям.

  • 1. Ответственность руководства. В ходе внутреннего аудита необходимо ответить на следующие вопросы. На чем основано принятие руководством решения осуществить изменения, связанные с качеством образования? Чем оно обосновано? Все ли руководство однозначно понимает, что такое менеджмент качества образования? Есть ли проект менеджмента качества для данной организации? Оценило ли руководство свои ресурсы? Участвовали ли (участвуют) в разработке проекта другие члены педагогического коллектива? Информированы ли они, какие изменения должны быть реализованы в их профессиональной деятельности? Понятен ли смысл этих изменений большинству педагогического коллектива? Определены ли основные требования к образовательным результатам и как они согласуются с образовательной политикой государства (региона, муниципалитета)? Что было сделано руководством, чтобы эти цели и способы их достижения стали понятны и были приняты большинством сотрудников?
  • 2. Стратегия развития образовательного учреждения (характеристики его будущего качественного состояния). В стратегию входят:
    • миссия (стратегическое видение конечного результата, достижимого за определенный период времени);
    • понимание внутреннего состояния организации (ее сильных и слабых сторон);
    • общие для всего образовательного учреждения стратегические цели (например, реализация социально значимой компетентностной модели выпускника, подготовка учителей с качественно новыми компетентностями и т.д.);
    • цели по каждому из анализируемых направлений должны указывать на конкретный, достижимый за определенный промежуток времени и измеримый в определенных показателях результат. Они должны обеспечивать изменения в деятельности коллектива школы по разным направлениям;
    • задачи (определение конкретных действий, которые необходимо осуществить на каждом этапе достижения целей). Задачи должны соотноситься с целями, быть конкретными, реалистичными, иметь четкий (измеряемый) результат, сроки его достижения. Должны быть также определены ответственные за их выполнение;
    • проблемы (определение того, что необходимо для реализации стратегии, но на данный момент отсутствует в силу тех или иных причин; выявление этих причин).
  • 3. Компетентность педагогического коллектива. Педагогический коллектив должен:
    • принимать миссию и стратегические цели организации. В процессе аудита выявляется: понимают ли учителя миссию и стратегические цели деятельности; что было сделано администрацией школы, чтобы коллектив понял, в чем состоит основной смысл стратегических целей, и начал их реализовывать в своей профессиональной деятельности;
    • повышать педагогическую компетентность сотрудников. В ходе аудита определяется, сколько учителей прошли обучение за год; кто и по каким показателям оценил их результаты обучения; реализуют ли они новые технологии в учебном процессе, соответствующие заявленным целям; кто это оценил; как это оценивалось; каковы образовательные результаты учащихся;
    • реализовывать образовательную стратегию. Следует выяснить, как учителя понимают ее содержание, смысл, цели, назначение; в чем это выражается в их повседневной деятельности; кто оценивает, что педагоги реализуют именно то, что запланировано и по каким критериям;
    • участвовать в экспериментальных программах. В процессе аудита определяется, сколько учителей участвует в экспериментальных программах; что это за программы; каково их содержание и соответствует ли оно поставленным целям; в чем состоит участие педагогов; каковы результаты и критерии их оценки; кто оценивает их экспериментальную деятельность и полученные результаты;
    • организовывать профессиональное общение. Выявляется, как организовано профессиональное общение; в каких формах оно осуществляется; кто является инициатором; как часто происходит такое общение и на какие темы; посещают ли учителя занятия друг друга;
    • осуществлять внутренний аудит. Определяется, какова система проведения аудита; как учитель оценивает свою деятельность; каковы критерии этой оценки; как руководитель оценивает свою деятельность и деятельность учителя; используется ли при проведении внутреннего аудита в качестве системы критериев тот или иной международный стандарт менеджмента качества в области образования.
  • 4. Наличие условий для достижения заявленных целей. В процессе аудита выявляется следующее:
    • какие новые технологии используются в учебном процессе; соответствуют ли они целям; сколько учителей в школе реализуют новые педагогические технологии;
    • каковы способы оценивания образовательных результатов; соответствуют ли они оцениванию данных результатов; каковы критерии и процедуры оценивания;
    • существуют ли условия, мотивирующие педагога учиться и реализовывать новые способы обучения (надбавки и премии, моральные поощрения, дополнительный отпуск, оплачиваемые путевки и т.п.);
    • существует ли внутренняя система обмена информацией по поводу качества образования и своей профессиональной деятельности; формы постоянного информирования педагогического коллектива о процессах, связанных с качеством образования, достижения тех или иных результатов; организована ли работа семинаров, на которых управленцы вместе с учителями обсуждают (чиж) профессиональную деятельность в целях ее совершенствования;
    • принимают ли участие в деятельности школы внешние консультанты; способствуют ли они реализации поставленных целей; какова их компетентность в решении задач;
    • каково компьютерное обеспечение учебного процесса; соответствует ли оно заявленным целям; используется ли оно для их достижения; какова квалификация специалистов, использующих информационные технологии в учебном процессе;
    • каковы компетентность управленческого состава школы; степень самостоятельности (свободы) директора школы в принятии решений относительно организации учебного процесса, управления ресурсами; достаточна ли она для решения поставленных задач; подготовлен ли директор для управления проектной деятельностью учителей школы; могут ли управленцы школы организовать коллективный процесс выработки миссии и стратегических целей, разработать программу организации деятельности по достижению намеченных целей совместно с педагогическим коллективом и реализовать ее; способны ли они осуществлять все функции-управления (планирование, организацию, мотивацию, контроль и коррекцию) в конкретных условиях данного образовательного учреждения и внешней среды; готовы ли управленцы реализовать позицию эксперта по отношению к педагогической деятельности учителей школы и анализу всего образовательного процесса;
    • какова степень участия родителей и школьников в управлении школой; работает ли Управленческий совет школы; сколько учащихся (родителей) задействовано в нем; каковы его компетенции; существует ли Попечительский совет; каковы его функции;
    • существует ли мониторинг условий образовательного процесса и образовательных результатов детей; как он осуществляется; кем, как используются его результаты для коррекции учебного процесса.
  • 5. Образовательные достижения учащихся. В ходе аудита выясняется, что понимают под образовательными достижениями учащихся директор, его заместители, учителя школы и сами учащиеся; как обосновывается выбор именно таких результатов; соотносятся ли результаты с целями, с политикой в области качества, с удовлетворением потребностей потребителей; по каким критериям они оцениваются, какие процедуры для этого используются.
  • 6. Психологический климат. Лудит позволяет определить следующее: существует ли в образовательном заведении атмосфера доверия и взаимопомощи; поддерживается ли инициатива и самостоятельность; осуществляются ли процесс проектирования и организация совместной деятельности учителей и администрации для реализации поставленных целей и решения возникающих проблем; оказывается ли учащимся поддержка в достижении им требуемых результатов в соответствии с его индивидуальными особенностями; что делает администрация школы для создания подобного климата.
  • 7. Социализация учеников. Социализация предполагает создание условий для выработки школьниками различного рода социальных компетентностей (участие в походах, в работе выборных органов школьного самоуправления, в социально ориентированных проектах, организация школьных мероприятий и т.д.). В ходе аудита выясняется, как сформулированы эти компетентности; какие формы используются в школе для развития социальных компетентностей; есть ли ответственные за эту сферу деятельности; как оценивается результативность использования этих форм; оказывается ли школьникам помощь в определении своих будущих профессиональных интересов (Д. А. Иванов).

Такой подход к сбору информации становится одновременно частью процесса развития школы и самих систем образования.

Внутришкольный контроль может проводиться в виде плановых, оперативных и в виде административных проверок.

Плановые проверки - осуществляется в соответствии с утвержденным планом-графиком, который обеспечивает периодичность и исключает нерациональное дублирование в организации проверок. Доводится до членов педагогического коллектива в начале учебного года.

Оперативные проверки - осуществляются в целях установления фактов п проверки сведений о нарушениях, указанных в обращениях обучающихся и их родителей или других граждан, организаций, урегулирования конфликтных ситуаций в отношениях между участниками образовательного процесса.

Административные проверки - осуществляются директором школы или его заместителями по учебно-воспитательной работе с целью проверки успешности обучения в рамках текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся.

Виды внутришкольного контроля:

  • по охвату объектов контроля: обзорный, персональный, тематический, фронтальный, классно-обобщающий;
  • по исполнителю: коллективный, взаимоконтроль, самоконтроль, административный плановый и внеплановый;
  • по логической последовательности: текущий, предварительный, промежуточный, итоговый;
  • по периодичности: эпизодический, периодический, регулярный.

Рассмотрим виды контроля по охвату объектов контроля. Обзорный контроль предполагает широкий охват состояния дел в школе на начало и конец учебного года. Он помогает выявить готовность коллектива школы к началу или завершению учебного года, увидеть руководителю то новое, передовое, что появилось в работе учителей, выявить слабые звенья и оказать своевременную помощь.

Персональный контроль направлен на работу с отдельными учителями в целях повышения их методического мастерства. В первую очередь этот вид контроля используется в работе с молодыми специалистами, малоопытными учителями, учителями, недавно работающими в данной школе или имеющими замечания по аттестации.

Тематический контроль предусматривает проверку изучения конкретных тем и выполнения задач учебно-воспитательного процесса: осуществление комплексного подхода к воспитанию, идейно-политическое воспитание, проблемное обучение и т.п.

Фронтальный контроль позволяет руководителю школы ознакомиться с системой работы одного учителя, группы учителей, методического объединения. Проверка при этом виде контроля ведется в полном объеме, охватывая все стороны работы.

Классно-обобщающий контроль позволяет выяснить воздействие разных учителей на учащихся одного класса.

Результативность контроля определяется рядом условий: знанием требований программы по каждому предмету учебного плана; перспективностью внутришкольного контроля; тщательной подготовкой (теоретической, методической и организационной) к каждой проверке; действенностью внутришкольного контроля.

Все стороны учебно-воспитательного процесса составляют содержание внутришкольного контроля: состояние преподавания учебных предметов и качество знаний, умений и навыков учащихся; выполнение государственного стандарта, организация и проведение факультативных занятий; работа методобъединений и предметных комиссий; состояние внеучебной и воспитательной работы; школьная документация; исполнение решений, постановлений, поручений.

Специалист в области управления В. М. Лизинский ввел понятие "неразрушающий контроль", который направлен на минимизацию рисков и угроз в руководстве педагогическим коллективом.

Неразрушающий контроль - психологически и педагогически точно выверенные и согласованные с интересами, целями, возможностями и деятельностью педагога процедуры, ставящие своей задачей диагностирование, анализ, поддержку и развитие учительской успешности.

Неразрушающий контроль построен на помощи учителю, способствует его продвижению вперед к самореализации; помогает учителю проанализировать свою деятельность, самому оценить свои возможности, достижения, выбрать наиболее удобную форму контроля и пути повышения своего педагогического и общекультурного уровня. Такая организация контроля требует от администрации значительных усилий, но и результаты будут объективно высокими.

Разделы: Администрирование школы

Внутришкольный контроль (ВШК) является одной из важнейших управленческих функций. Что же необходимо знать и уметь, чтобы внутришкольный контроль стал помощью и эффективным способом работы с учителями по повышению их педагогического мастерства? По моему твёрдому убеждению, залогом успешности планирования и выполнения ВШК является: активность и ответственность каждого члена педагогического коллектива за результат своего труда. А это неизбежно должно привести к повышению качества учебно- воспитательного процесса. Следует помнить и о четырёх требованиях к контролю: систематичность, объективность, действенность и компетентность проверяющего.

Чем же является контроль по отношению к педагогу? Управляющим центром, корректирующим выполнение необходимых действий. Функции контроля – проверка и анализ того, что происходит в школе, сравнение с тем, что должно быть по различным нормативным документам и корректировка деятельности педагогов в соответствии с преследуемыми педагогическим коллективом целями и задачами. Эффективный контроль тесно связан с его переходом на диагностическую основу, превращением в инструмент развития творческого потенциала педагога, с получением объективной информации о жизни школы в целом.

Внутришкольный контроль - это сложный и многоплановый процесс, но всё же имеющий некоторую закономерную упорядоченность и организацию частей, которые находятся во взаимосвязях и выполняют определённые функции. Взаимосвязь этих частей есть структура. Структура является существенной стороной ВШК. А для того чтобы ясно представлять структуру ВШК, необходимо определить направления (разделы), входящие в него, и содержание каждого направления (раздела) контроля. Эффективный контроль не предполагает тотальные проверки по всем направлениям деятельности школы. Целесообразно вычленить приоритетные направления (разделы). В нашей школе это: обеспечение получения основного общего образования всеми категориями обучающихся; оформление и ведение школьной документации; знания, умения и навыки по предметам и состояние преподавания учебных предметов; классно-обобщающий контроль; контроль за работой педагогических кадров; подготовка к государственной (итоговой) аттестации. Каждое из направлений имеет свои особенности с точки зрения организации и содержания работы, но в тоже время тесно взаимосвязано между собой. Например, понятно, что должное состояние преподавания учебных предметов и успешное прохождение государственной (итоговой) аттестации выпускниками школы зависит от педагогического мастерства каждого педагога.

Второе, что необходимо чётко знать руководителю о ВШК, это содержание каждого направления (раздела) контроля. Без этих знаний невозможно глубоко изучить и проанализировать информацию, внести коррективы в дальнейшую работу педагогов и школы в целом. И третье, чем должен владеть администратор, осуществляющий контроль, это знание его видов, форм и методов. Контроль может осуществляться в виде плановых и оперативных проверок, проведения административных контрольных работ или мониторинговых исследований. Формы контроля можно классифицировать по признаку исполнения: коллективная, взаимоконтроль, административные плановый и внеплановый и самоконтроль – форма, свидетельствующая о наивысшей степени организации педагогического коллектива. По объекту контроля: классно-обобщающий, тематический, фронтальный, персональный; по используемым методам: наблюдение, проверка внутришкольной документации, тестирование, анкетирование; по признаку последовательности: предварительный, текущий, промежуточный, итоговый.

Любая форма контроля должна осуществляться в строгой последовательности: обоснование проверки, формулирование цели, разработка плана-задания, сбор информации, анализ результатов проверки, обсуждение итогов. Контроль будет эффективным только тогда, когда собранная информация будет служить основой для педагогического анализа, а через анализ и для коррекции и регулирования. Поэтому результаты внутришкольного контроля обязательно должны анализироваться и оформляются в виде аналитической справки, содержащей констатацию фактов, выводы и предложения и доводиться до каждого педагога.

Итак, что же необходимо знать о ВШК.

Совет №1:

1. структуру ВШК;

2. приоритетные, для Вашей школы, направления ВШК;

4. виды, формы и методы ВШК;

5. цепочку последовательности проведения ВШК.

Руководство школой будет эффективно, если контроль осуществляется не от случая к случаю, а носит систематический характер, на основании намеченного плана. Для того чтобы план ВШК стал документом, ориентированным на достижение целей и задач работы школы, на повышение педагогического мастерства учителей, на качество учебно-воспитательного процесса, на успешность выпускников школы, был документом, носящим контрольно-диагностический и регулятивно-коррекционный характер, необходимо чётко определить направления контроля и содержание каждого из них, цели контроля, формы и методы, кто и когда осуществляет контроль, где обсуждаются результаты. Для этого необходимы тщательный анализ работы школы за прошедший год, формулировка целей и задач на предстоящий год, построение циклограммы работы по месяцам и на неделю. Далее определяются основные блоки ВШК, темы заседаний педагогических советов, вопросы для совещаний при директоре и при заместителе директора.

Совет № 2:

1. подходить ответственно к анализу работы школы за прошедший год, ибо только тщательный анализ позволит получить полную картину дел в школе и выявить стороны подлежащие изучению и контролю;

2. не возлагать на себя весь груз ВШК. Делегировать контролирующие функции другим субъектам образовательного пространства. Например, контроль за уровнем ЗУНов, ведением ученических тетрадей может осуществляться руководителями предметных методических объединений;

3. разработать оптимальную форму плана ВШК: компактную, наглядную, отражающую все стороны жизни школы, удобную для повседневной работы.

План ВШК является открытым документом в нашей школе, с ним может работать любой педагог, кроме того, в начале каждого месяца на специальный стенд в учительской и методическом кабинете вывешивается выписка из этого плана, для того чтобы каждый педагог был знаком с вопросами стоящими на контроле. Это исключает непонимание со стороны педагогов и позволяет быть готовыми к поверкам.

Совет № 3:

1. Внимательно изучи школьное положение о должностном внутришкольном контроле, раздел “Правила внутришкольного контроля”.

2. Прежде чем отправиться на урок к тому или иному педагогу изучи классный журнал, дающий представление об успеваемости учащихся по преподаваемому предмету за определенный период, а также тему, которая изучалась на предыдущем уроке, обрати внимание на регулярность и своевременность заполнения журнала и выставления оценок обучающимся.

3. Анализ каждого урока проводи индивидуально с каждым учителем. При обсуждении будь принципиальным и требовательным, но корректным и доброжелательным. Неприятные для учителя замечания аргументируй фактами.

Довольно удобной и полезной формой внутришкольного контроля является сбор информации в виде отчётов учителей и классных руководителей. Например: “Отчёт учителя-предметника” подаётся в конце каждой четверти и позволяет отследить прохождение программного материала по учебному предмету, выполнение практической части учебной программы, успеваемость обучающихся по этому предмету. “Отчёт классного руководителя”, также подаётся каждую четверть и позволяет получить сведения о классе (количество обучающихся; количество прибывших и выбывших в течение четверти; показатели успеваемости класса; количество “отличников”, “хорошистов”, учащихся, занимающихся с одной, двумя “3”. Кроме того, информация, полученная из этих двух отчётов, позволяет без труда справиться с заполнением “Отчета по движению” и “Отчета по успеваемости школьников по четвертям”. (Приложение №1).

Совет № 4 (последний, но не главный!):

1. Оптимизируй свой труд и цени время коллег.

2. Предлагай педагогам такие формы отчётов, которые будут действительно полезны.

3. Не забывай, в какое время ты живёшь и работаешь, но не пренебрегай опытом педагогов со стажем и литературой с очень давним годом издания.

И, наконец, самый главный совет – “не стой” на месте, развивайся, самосовершенствуйся, учись, веди за собой, будь в центре всех школьных дел и событий, будь генератором идей и задумок, подавай пример во всём! И тогда, обязательно, всё задуманное исполниться!

На фестиваль педагогических идей “Открытый урок” я хочу представить пакет аналитических документов, касающихся проверки оформления и ведения школьной документации. Они могут быть полезны в работе как начинающим завучам, так и более опытным коллегам.

Классный журнал – важнейший государственный документ. Он отражает все стороны учебной деятельности ученика. В классном журнале есть специальная инструкция по его ведению. В начале года я провожу совещание по данной инструкции с учителями школы. После этого каждый учитель расписывается, что с инструкцией по ведению журнала ознакомлен. Цели контроля по проверке классных журналов формулируются следующим образом: состояние оформление журналов, накопляемость оценок; состояние классных журналов на конец 1 четверти; состояние посещаемости учащихся выпускных 9, 11 классов по классным журналам; выявление уровня работы классных руководителей по оформлению журналов, определение накопляемости оценок учителями-предметниками; проверка выполнения государственных программ и их практической части, объективность выставления оценок за четверть; своевременность и правильность заполнения журнала учителями-предметниками, состояние опроса у слабых и неуспевающих учащихся.

Если суммировать констатирующие части справок по проверке журналов, то в общем получается следующая картина: отмечается группа классных руководителей и учителей-предметников, у которых все в порядке; часть классных руководителей не до конца оформила журнал: данные об учащихся, показатели по физической культуре, листы здоровья; несвоевременно отмечаются пропуски учащихся, особенно, если это отдельные уроки, на странице пропусков; отсутствует запись уроков у отдельных учителей; неудовлетворительно поставлен опрос по предмету у некоторых учителей; необъективно выставлены оценки за четверть, год; недостаточная работа со слабоуспевающими учащимися, что является причиной большого количества текущих неудовлетворительных оценок; нарушение инструкции по ведению журнала.

Типичные рекомендации по работе с журналами следующие: обсуждение “Справки” на совещании при директоре, осуществление повторного контроля в такие-то сроки; приглашение для беседы с директором школы учителей, нарушающих инструкцию по ведению журнала. (Приложение №2).

Тетрадь – обязательный атрибут обучения школьника. Трудно назвать предмет учебного плана, по которому школьник не имел бы тетради. Понимая, что без определенного контроля за ведением тетради нельзя добиться не только знаний ученика по предмету, но и элементарной грамотности, государство оплачивает проверку тетрадей учителям-предметникам. При проверки тетрадей контролируется: выполнение учителем норм проверки тетрадей; выполнение учащихся домашних работ; правильность оформление письменных работ; соблюдение единого орфографического режима; наличие (отсутствие) работы над ошибками; правильность ведения тетрадей для контрольных работ и их сохранность в течение года; соответствие объема классных и домашних работ. (Приложение №3)

Личное дело ученика – номенклатурный документ установленного образца, куда наряду с анкетными данными вносятся итоговые отметки успеваемости ученика по годам обучения. Личное дело сопровождает ученика по всему его учебному пути с 1 по 11 класс. В соответствии с законом личные дела учащихся хранятся в школе в течение трех лет после окончания ими школы. Личное дело ученика – это своеобразная визитная карточка школы. По нему судят о школе, в которой учился ребенок. Именно поэтому необходимо регулярно контролировать ведение личных дел учащихся. Привожу пример справки по проверке личных дел учащихся. (Приложение №4).

Тематическое планирование учителя предназначено для определения оптимальных путей реализации образовательной, развивающей и воспитательной функции учебно-воспитательного процесса в системе уроков по данной теме или разделу учебной программы. Проверку тематического планирования провожу в начале учебного года по разработанной мною схеме. (Приложение №5). В конце каждого полугодия контролирую выполнение государственных программ, их соответствие календарно-тематическому планированию, выполнение практической части программ и норм контрольных работ. (Приложение №6) . По итогам проверки все замечания и рекомендации доводятся до сведения учителей и оформляются в справках.

Внутришкольный контроль 2014/2015 г. представляет собой всестороннее исследование и анализ образовательного процесса. Он необходим для координации деятельности педагогов согласно поставленным задачам.

Актуальность вопроса

Результативность управления образовательным и воспитательным процессами в большой степени зависит от того, насколько хорошо руководителю заведения известно реальное положение дел. Координирование деятельности участников процесса осуществляет директор. Внутришкольный контроль по ФГОС направлен в первую очередь на обеспечение высокого всестороннего развития подрастающего поколения. В ходе него проводится проверка и учет выполнения указаний руководителя, эффективность предпринятых мероприятий, выявляются причины тех или иных недостатков. Внутришкольный контроль по и образовательному процессу включает в себя анализ достигнутых показателей. Он выступает в качестве исходного пункта нового предполагает постановку новых задач.

Общая характеристика

Внутришкольный контроль по является многосторонним и сложным процессом. Он отличается определенной закономерной упорядоченностью, наличием взаимосвязанных элементов, каждый из которых наделен конкретными функциями. Внутришкольный контроль по учебной работе и внеклассной деятельности по методам и форме организации будет различным. В отличие от инспектирования, он осуществляется субъектами образовательного заведения. Целью его выступает формирование общей картины положения дел в учреждении, выявление недостатков и их причин, оказание практической и методической помощи преподавателям. Внутришкольный контроль в школе может принимать различные формы:

  • Административную.
  • Взаимную.
  • Коллективную.

Структура

План работы внутришкольного контроля предполагает систематическое исследование жизнедеятельности образовательного учреждения, труда преподавателя, подвергаются все стороны деятельности:

  1. Разнообразие домашних заданий.
  2. Индивидуальная работа с учениками.
  3. Проверка и оценка полученных знаний.
  4. Планирование.
  5. Техническая и дидактическая подготовка к занятию.

Принципы

Внутришкольный контроль в начальной школе и старших классах должен быть:


Цели

На их основании выстраивается план внутришкольного контроля на год. В качестве основных целей выступают:

  1. Достижение соответствия развития и функционирования педагогического процесса требованиям госстандарта.
  2. Последующее совершенствование образовательной и воспитательной работы с учетом индивидуальных особенностей детей, их интересов, возможностей, состояния здоровья.

Задачи

План внутришкольного контроля должен четко отражать мероприятия, которые будут проводиться для достижения поставленных целей. К основным задачам необходимо отнести:

  1. Периодическую поверку исполнения требований госстандартов по разным предметам.
  2. Формирование у подрастающего поколения ответственного отношения к процессу получения знаний, навыков, умений.
  3. Систематический контроль качества преподавания дисциплин, соблюдения педагогом научно-обоснованных нормативов, требований к содержанию, методам и формам учебной и внеклассной деятельности.
  4. Поэтапный анализ процесса усвоения знаний детьми, уровня их развития, владения методами самостоятельного образования.
  5. Содействие педагогам в учебной и внеклассной деятельности, совершенствовании ими своих навыков.
  6. Исследование опыта работы преподавателей.
  7. Непрерывная проверка исполнения программ и принятых управленческих решений.
  8. Формирование связи внеклассной и образовательной деятельности.
  9. Диагностика состояния педагогического процесса, обнаружение отклонений от запрограммированных результатов в работе преподавательского состава в целом и отдельных его членов в частности, создание условий для проявления заинтересованности и установления доверия, совместного творчества.
  10. Разработка наиболее результативных техник преподнесения материала.
  11. Усиление ответственности преподавателей, внедрение новых методик и приемов в практику.
  12. Совершенствование контроля ведения и состояния документации.

Функции

Положение о внутришкольном контроле принимается на руководящем уровне. Мероприятия, включенные в программу, должны обеспечить достижение поставленных целей при реализации следующих функций:


Модернизация процесса

Она предполагает изменение действующих организационно-правовых аспектов управленческой деятельности. Этот процесс, в свою очередь, касается процедур регламентации и оценки работы образовательного заведения. Лицензирование и аттестация учреждения позволяет пользователям получать полные и достоверные сведения о соответствии результатов и условий в конкретном заведении принятым государственным стандартам. В этом случае само учреждение должно проводить внутришкольный контроль, который выступает в качестве первого и наиболее важного этапа управленческой деятельности.

Базовый компонент

Внутришкольный контроль должен сводиться к минимуму объектов изучения. В данном случае необходимо выбрать приоритетные направления аналитической деятельности. Данный минимум именуется базовым компонентом. Его присутствие позволяет готовить учреждение к аттестации, сохранять целостность всего образовательного и внеклассного процессов, гарантировать нормативы выпускникам. Вместе с этим заведение может следовать программной документации по модернизации системы. Для этого может быть расширен план внутришкольного контроля благодаря вариантной части.

Изучение деятельности педагогического состава

Внутришкольный контроль предполагает оценку качества исполнения нормативных документов, решений педсоветов, рекомендаций научно-практических конференций и производственных совещаний. Изучается деятельность методических объединений, процесс повышения квалификации преподавателей, самообразования. Учебно-материальная база подвергается проверке по таким критериям, как:


Тематическая проверка

Характеризуя внутришкольный контроль, особое внимание следует уделить рассмотрению его методов, видов и форм. В настоящее время вопрос по их классификации является предметом многочисленных дискуссий. В настоящее время выделяют несколько основных видов контроля. Тематическая проверка направлена на углубленное исследование какого-либо определенного вопроса:

  • в деятельности коллектива или отдельной группы педагогов, а также одного преподавателя;
  • на младшей либо старшей ступени образования;
  • в системе эстетического или нравственного воспитания детей.

Фронтальная проверка

Она направлена на всестороннее исследование деятельности как отдельного преподавателя, так и группы или всего коллектива. Фронтальный внутришкольный контроль - достаточно трудоемкий процесс. В этой связи часто его проводить не представляется возможным. Рекомендуется осуществлять такую проверку не больше 2-3 раз в году. В процессе изучения деятельности конкретного преподавателя исследуются все мероприятия, которые он проводит в той или иной сфере (управленческой, образовательной, внеклассной, общественной и пр.). Фронтальный внутришкольный контроль учреждения предполагает анализ всех аспектов его функционирования. В частности, проверяется финансово-хозяйственная деятельность, мероприятия, проводимые с родителями, организация самого образовательного процесса и так далее.

Персональная проверка

Такой внутришкольный контроль устанавливается за деятельностью конкретного педагога, классного руководителя, другого сотрудника, участвующего в образовательном и внеклассном процессе. Эта проверка может быть и тематической, и фронтальной. Поскольку деятельность всего коллектива складывается из работы каждого конкретного его члена, персональный контроль вполне обоснован и необходим. Для отдельного преподавателя такая проверка выступает в качестве средства самооценки, стимулирующего фактора в дальнейшем профессиональном развитии. Не исключаются случаи, когда результаты контроля отражают низкий уровень подготовки, некомпетентность, отсутствие роста, а в ряде случаев профнепригодность сотрудника.

Обобщающие формы

Внутришкольный контроль может быть направлен на исследование комплекса факторов, оказывающих влияние на формирование коллектива класса в ходе образовательной и внеобразовательной деятельности. Предмет изучения в этом случае - мероприятия, которые проводятся педагогами в одном классе. Исследуется система работы по дифференциации и индивидуализации обучения, развитию мотиваций и познавательных потребностей детей. Оценивается также динамика успеваемости по нескольким периодам или в течение одного конкретного срока, состояние дисциплины, культуры поведения и так далее. Предметно-обобщающая форма применяется тогда, когда изучение направлено на состояние и качество преподнесения знаний по конкретной дисциплине в одном или параллельных классах, а также по всему учреждению в целом. Такой внутришкольный контроль предполагает привлечение и администрации, и представителей методических объединений. Тематически-обобщающая форма в качестве основной цели ставит исследование деятельности различных преподавателей в разных классах по конкретным направлениям процесса. К примеру, проверяется применение краеведческого материала в ходе обучения либо формирование базы эстетической культуры детей на уроках естественного направления и пр. Комплексно-обобщающая форма используется в ходе контроля организации изучения нескольких предметов нескольких педагогов в одном и более классах.

Методы

В процессе внутришкольного контроля руководство должно получить полную и достоверную информацию о положении дел. Для достижения этой цели используются различные методы. Среди наиболее популярных и эффективных стоит отметить:

Все используемые методы дополняют друг друга.

Объекты проверки

В рамках внутришкольного контроля исследуются:

Образовательный процесс. В нем объектами проверки становятся:

  • Реализация учебных программ.
  • Продуктивность деятельности педагога.
  • Уровень навыков и знаний учащихся.
  • Индивидуальная деятельность с одаренными детьми.
  • Навыки методов самопознания учащихся.
  • Эффективность внеклассной предметной деятельности.

Воспитательный процесс:

  • Эффективность деятельности классных руководителей.
  • Уровень воспитанности и общественной активности детей.
  • Участие родителей в процессе.
  • Качество проведения общешкольных мероприятий.
  • Уровень физподготовки и состояния здоровья детей.
  • Качество профилактики с педагогически запущенными обучающимися.

Этот метод контроля используется во многих учреждениях. К педагогической документации относят:


В школьной документации отражаются качественные и количественные характеристики образовательного и воспитательного процессов. Сам факт присутствия разнообразной документации в учреждении указывает на богатство информации, которую сотрудники получают при ее использовании. При необходимости можно обратиться в архив для получения сведений за прошлые периоды. Это позволит провести сравнительный анализ, имеющий особую ценность для прогностической деятельности.

Положение о внутришкольном контроле

Вариант

I. Общие положения

1.1.Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом РФ «Об образовании», «Типовым положением об образовательном учреждении», Уставом средней школы №__, программой развития школы и регламентирует содержание и порядок проведения внутришкольного контроля администрацией.

1.2.Внутришкольный контроль - главный источник информации для диагностики состояния образовательного процесса, основных результатов деятельности образовательного учреждения. Под внутришкольным контролем понимается проведение членами администрации школы наблюдений, обследований, осуществляемых в порядке руководства, и контроля в пределах своей компетенции за соблюдением работниками школы законодательных и иных нормативно-правовых актов РФ, субъекта РФ, муниципалитета, школы в области образования.

Процедуре внутришкольного контроля предшествует инструктирование должностных лиц по вопросам его проведения.

1.3. Положение о внутришкольном контроле утверждается педагогическим советом, имеющим право вносить в него изменения и дополнения.

1.4. Целями внутришкольного контроля являются:

Совершенствование деятельности образовательного учреждения;

Повышение мастерства учителей;

Улучшения качества образования в школе.

1.5. Задачи внутришкольного контроля:

Осуществление контроля над исполнением законодательства в области образования;

Выявление случаев нарушений и неисполнения законодательных и иных нормативно-правовых актов, принятие мер по их пресечению;

Анализ причин, лежащих в основе нарушений, принятие мер по их предупреждению;

Анализ и экспертная оценка эффективности результатов деятельности педагогических работников;

Изучение результатов педагогической деятельности, выявление положительных и отрицательных тенденций в организации образовательного процесса и разработка на этой основе предложений по распространению педагогического опыта и устранению негативных тенденций;

Анализ результатов реализации приказов и распоряжений по школе;

Оказание методической помощи педагогическим работникам в процессе контроля.

1.6. Функции внутришкольного контроля:

Информационно-аналитическая;

Контрольно-диагностическая;

Коррективно-регулятивная.

1.7. Директор школы и (или) по его поручению заместители директора или эксперты вправе осуществлять внутришкольный контроль результатов деятельности работников по вопросам:

Соблюдения законодательства РФ в области образования;

Осуществления государственной политики в области образования;

Использования финансовых и материальных средств в соответствии с нормативами;

Использования методического обеспечения в образовательном процессе;

Реализации утвержденных образовательных программ и учебных планов, соблюдения утвержденных учебных графиков;

Соблюдения устава, правил внутреннего трудового распорядка и иных локальных актов школы;

Соблюдения порядка проведения промежуточной аттестации обучающихся и текущего контроля успеваемости;

Своевременности предоставления отдельным категориям обучающихся дополнительных льгот и видов материального обеспечения, предусмотренных законодательством Российской Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления;

Работы подразделений организаций общественного питания и медицинских учреждений в целях охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников школы;

Другим вопросам в рамках компетенции директора школы.

1.8. При оценке учителя в ходе внутришкольного контроля учитывается:

Выполнение государственных программ в полном объеме (прохождение материала, проведение практических работ, контрольных работ, экскурсий и др.);

Уровень знаний, умений, навыков и развитие учащихся;

Степень самостоятельности учащихся;

Владение учащимися общеучебными навыками, интеллектуальными умениями;

Дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения;

Совместная деятельность учителя и ученика;

Наличие положительного эмоционального микроклимата;

Умение отбирать содержимое учебного материала (подбор дополнительной литературы, информации, иллюстраций и другого материала, направленного на усвоение учащимися системы знаний);

Способность к анализу педагогических ситуаций, рефлексии, самостоятельному контролю за результатами педагогической деятельности;

Умение корректировать свою деятельность;

Умение обобщать свой опыт;

Умение составлять и реализовывать план своего развития.

1.9. Методы контроля над деятельностью учителя:

Анкетирование;

Тестирование;

Социальный опрос;

Мониторинг;

Наблюдение;

Изучение документации;

Анализ самоанализа уроков;

Беседа о деятельности учащихся;

Результаты учебной деятельности учащихся.

1.10. Методы контроля над результатами учебной деятельности:

Наблюдение;

Устный опрос;

Письменный опрос;

Письменная проверка знаний (контрольная работа);

Комбинированная проверка;

Беседа, анкетирование, тестирование;

Проверка документации.

1.11. Внутришкольный контроль может осуществляться в виде плановых или оперативных проверок, мониторинга, проведения административных работ.

Внутришкольный контроль в виде плановых проверок осуществляется в соответствии с утвержденным планом-графиком, который обеспечивает периодичность и исключает нерациональное дублирование в организации проверок. Он доводится до членов педагогического коллектива в начале учебного года.

Внутришкольный контроль в виде оперативных проверок осуществляется в целях установления фактов и проверки сведений о нарушениях, указанных в обращениях обучающихся и их родителей или других граждан, организаций, урегулирования конфликтных ситуаций в отношениях между участниками образовательного процесса.

Внутришкольный контроль в виде мониторинга предусматривает сбор, системный учет, обработку и анализ информации об организации и результатах образовательного процесса для эффективного решения задач управления качеством образования (результаты образовательной деятельности, состояние здоровья обучающихся, организация питания, выполнение режимных моментов, исполнительная дисциплина, учебно-методическое обеспечение, диагностика педагогического мастерства и т.д.).

Внутришкольный контроль в виде административной работы осуществляется директором школы или его заместителями по учебно-воспитательной работе с целью проверки успешности обучения в рамках текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся.

1.12. Виды внутришкольного контроля:

Предварительный – контроль организации УВП на начало учебного года;

Текущий - непосредственное наблюдение за учебно-воспитательным процессом;

Итоговый - изучение результатов работы школы, педагогов за четверть, полугодие, учебный год.

Оперативный – изучение неожиданно возникших проблем в образовательном процессе

1.13. Формы внутришкольного контроля:

Персональный;

Тематический;

Классно-обобщающий;

Комплексный.

1.14. Правила внутришкольного контроля:

Внутришкольный контроль осуществляет директор школы или по его поручению заместители по учебно-воспитательной работе, руководители методических объединений, другие специалисты;

В качестве экспертов к участию во внутришкольном контроле могут привлекаться сторонние (компетентные) организации и отдельные специалисты;

План-задание определяет вопросы конкретной проверки и должно обеспечить достаточную информированность и сравнимость результатов внутришкольного контроля для подготовки итогового документа по отдельным разделам деятельности школы или должностного лица;

Продолжительность тематических или комплексных проверок не должна превышать 10 дней с посещением не более 5 уроков, занятий и других мероприятий;

Эксперты имеют право запрашивать необходимую информацию, изучать документацию, относящуюся к предмету внутришкольного контроля;

При обнаружении в ходе внутришкольного контроля нарушений законодательства Российской Федерации в области образования, о них сообщается директору школы;

Экспертные опросы и анкетирование обучающихся проводятся только в необходимых случаях по согласованию с психологической и методической службой школы;

При проведении планового контроля не требуется дополнительного предупреждения учителя, если в месячном плане указаны сроки контроля. В экстренных случаях директор и его заместители по учебно-воспитательной работе могут посещать уроки учителей школы без предварительного предупреждения;

При проведении оперативных проверок педагогический работник предупреждается не менее чем за 1 день до посещения уроков;

В экстренных случаях педагогический работник предупреждается не менее чем за 1 день до посещения уроков (экстренным случаем считается письменная жалоба на нарушения прав ребенка, законодательства об образовании).

1.15. Основания для внутришкольного контроля:

Заявление педагогического работника на аттестацию;

Плановый контроль;

Проверка состояния дел для подготовки управленческих решений;

Обращение физических и юридических лиц по поводу нарушений в области образования.

1.16. Результаты внутришкольного контроля оформляются в виде аналитической справки, справки о результатах внутришкольного контроля, доклада о состоянии дел по проверяемому вопросу или иной формы, установленной в школе. Итоговый материал должен содержать констатацию фактов, выводы и, при необходимости, предложения. Информация о результатах доводится до работников школы в течение семи дней с момента завершения проверки.

Педагогические работники после ознакомления с результатами внутришкольного контроля должны поставить подпись под итоговым материалом, удостоверяющую то, что они поставлены в известность о результатах внутришкольного контроля.

При этом они вправе сделать запись в итоговом материале о несогласии с результатами контроля в целом или по отдельным фактам и выводам и обратиться в конфликтную комиссию профкома школы или вышестоящие органы управления образования.

По итогам внутришкольного контроля в зависимости от его формы, целей и задач, а также с учетом реального положения дел:

а) проводятся заседания педагогического или методического советов, производственные совещания, рабочие совещания с педагогическим составом;

б) сделанные замечания и предложения фиксируются в документации согласно номенклатуре дел школы;

в) результаты внутришкольного контроля могут учитываться при проведении аттестации педагогических работников, но не являются основанием для заключения экспертной группы.

1.17. Директор школы по результатам внутришкольного контроля принимает следующие решения:

Об издании соответствующего приказа;

Об обсуждении итоговых материалов внутришкольного контроля коллегиальным органом;

О проведении повторного контроля с привлечением определенных специалистов (экспертов);

О привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц;

О поощрении работников;

Иные решения в пределах своей компетенции.

1.18. О результатах проверки сведений, изложенных в обращениях обучающихся, их родителей, а также в обращениях и запросах других граждан и организаций, сообщается им в установленном порядке и в установленные сроки.

II. Персональный контроль

2.1. Персональный контроль предполагает изучение и анализ педагогической деятельности отдельного учителя.

2.2. В ходе персонального контроля руководитель изучает:

Уровень знаний учителя в области современных достижений психологической и педагогической науки, профессиональное мастерство учителя;

Уровень овладения учителем технологиями развивающего обучения, наиболее эффективными формами, методами и приемами обучения;

Результаты работы учителя и пути их достижения;

Способы повышения профессиональной квалификации учителя.

2.3. При осуществлении персонального контроля руководитель имеет право:

Знакомиться с документацией в соответствии с функциональными обязанностями, рабочими программами (тематическим планированием, которое составляется учителем на учебный год, рассматривается и утверждается на заседании методического объединения и может корректироваться в процессе работы), поурочными планами, классными журналами, дневниками и тетрадями учащихся, протоколами родительских собраний, планами воспитательной работы, аналитическими материалами учителя;

Изучать практическую деятельность педагогических работников школы через посещение и анализ уроков, внеклассных мероприятий, занятий кружков, факультативов, секций;

Проводить экспертизу педагогической деятельности;

Проводить мониторинг образовательного процесса с последующим анализом полученной информации;

Организовывать социологические, психологические, педагогические исследования: анкетирование, тестирование учащихся, родителей, учителей;

Делать выводы и принимать управленческие решения.

2.4. Проверяемый педагогический работник имеет право:

Знать сроки контроля и критерии оценки его деятельности;

Знать цель, содержание, виды, формы и методы контроля;

Своевременно знакомиться с выводами и рекомендациями администрации;

Обратиться в конфликтную комиссию профкома школы или вышестоящие органы управления образованием при несогласии с результатами контроля.

2.5. По результатам персонального контроля деятельности учителя оформляется справка.

III. Тематический контроль

3.1. Тематический контроль проводится по отдельным проблемам деятельности школы.

3.2. Содержание тематического контроля может включать вопросы индивидуализации, дифференциации, коррекции обучения, устранения перегрузки учащихся, уровня сформированности общеучебных умений и навыков, активизации познавательной деятельности обучающихся и другие вопросы.

3.3. Тематический контроль направлен не только на изучение фактического состояния дел по конкретному вопросу, но и на внедрение в существующую практику технологии развивающего обучения, новых форм и методов работы, опыта мастеров педагогического труда.

3.4. Темы контроля определяются в соответствии с Программой развития школы, проблемно-ориентированным анализом работы школы по итогам учебного года, основными тенденциями развития образования в городе, регионе, стране.

3.5. Члены педагогического коллектива должны быть ознакомлены с темами, сроками, целями, формами и методами контроля в соответствии с планом работы школы.

3.6. В ходе тематического контроля:

Проводятся тематические исследования (анкетирование, тестирование);

Осуществляется анализ практической деятельности учителя, классного руководителя, руководителей кружков и секций, учащихся; посещение уроков, внеклассных мероприятий, занятий кружков, секций; анализ школьной и классной документации.

3.7. Результаты тематического контроля оформляются в виде справки.

3.8. Педагогический коллектив знакомится с результатами тематического контроля на заседаниях педсоветов, совещаниях при директоре или заместителях, заседаниях методических объединений.

3.9. По результатам тематического контроля принимаются меры, направленные на совершенствование учебно-воспитательного процесса и повышение качества знаний, уровня воспитанности и развития учащихся.

3.10. Результаты тематического контроля нескольких педагогов могут быть оформлены одним документом.

IV. Классно-обобщающий контроль

4.1. Классно-обобщающий контроль осуществляется в конкретном классе или параллели.

4.2. Классно-обобщающий контроль направлен на получение информации о состоянии образовательного процесса в том или ином классе или параллели.

4.3. В ходе классно-обобщающего контроля руководитель изучает весь комплекс учебно-воспитательной работы в отдельном классе или классах:

Деятельность всех учителей;

Включение учащихся в познавательную деятельность;

Привитие интереса к знаниям;

Сотрудничество учителя и учащихся;

Социально-психологический климат в классном коллективе.

4.4. Классы для проведения классно-обобщающего контроля определяются по результатам проблемно-ориентированного анализа по итогам учебного года, полугодия или четверти.

4.5. Продолжительность классно-обобщающего контроля определяется необходимой глубиной изучения состояния дел в соответствии с выявленными проблемами.

4.6. Члены педагогического коллектива предварительно знакомятся с объектами, сроком, целями, формами и методами классно-обобщающего контроля в соответствии с планом работы школы.

4.7. По результатам классно-обобщающего контроля проводятся мини-педсоветы, совещания при директоре или его заместителях, классные часы, родительские собрания.

V. Комплексный контроль

5.1. Комплексный контроль проводится с целью получения полной информации о состоянии образовательного процесса в школе в целом или по конкретной проблеме.

5.2. Для проведения комплексного контроля создается группа, состоящая из членов администрации образовательного учреждения, руководителей методических объединений, эффективно работающих учителей школы под руководством одного из членов администрации.

5.3. Члены группы должны четко определить цели, задачи, разработать план проверки, распределить обязанности между собой.

5.4. Перед каждым проверяющим ставится конкретная задача, устанавливаются сроки, формы обобщения итогов комплексной проверки.

5.5. Члены педагогического коллектива знакомятся с целями, задачами, планом проведения комплексной проверки в соответствии с планом работы школы, но не менее чем за месяц до ее начала.

5.6. По результатам комплексной проверки готовится справка, на основании которой директором школы издается приказ (контроль за исполнение которого возлагается на одного из членов администрации) и проводится заседание педагогического совета, совещание при директоре или его заместителях.

5.7. При получении положительных результатов данный приказ снимается с контроля.

Положение о текущем контроле

Вариант

1. Общие положения

1.1. Текущий контроль успеваемости - основной источник информации о достоверных результатах деятельности обучающихся.

1.2. Текущий контроль успеваемости обучающихся МОУ СОШ №__ осуществляется администрацией, учителями-предметниками, классными руководителями с целью определения фактически достигнутых знаний, умений и навыков.

2. Задачи текущего контроля

2.1. Получение объективной информации о состоянии успеваемости обучающихся.

2.2. Анализ достижений в обучении и воспитании для выстраивания индивидуального маршрута обучающегося.

3. Правила текущего контроля

3.1. Оценки по результатам текущего контроля выставляются в журнал. Для информирования родителей (законных представителей) об итогах текущего контроля могут применяться дневник, ведомости оценок и иные формы, принятые Педагогическим советом.

3.2. Оценки текущего контроля со второго года обучения должны быть приведены к пятибалльной системе, где баллы 1,2 выставляются в случае не освоения обучающимся учебной программы, баллы 3,4,5 выставляются в случае освоения обучающимся учебной программы и по мере возрастания свидетельствуют о качестве освоения учебной программы.

3.3. Обучающиеся на ступени начального общего и основного общего образования, не освоившие программу учебного года и имеющие академическую задолженность по двум и более предметам, по усмотрению родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение или продолжают обучение в форме семейного образования. Обучающиеся на указанных ступенях образования, имеющие по итогам учебного года академическую задолженность по одному предмету, переводятся в следующий класс условно. Ответственность за ликвидацию обучающимся академической задолженности в течение следующего учебного года возлагается на их родителей (законных представителей).

Перевод обучающегося в любом случае производится по решению Педагогического совета МОУ СОШ №__.

3.4.. Обучающиеся, не освоившие общеобразовательную программу предыдущего уровня, не допускаются к обучению на следующей ступени общего образования.

3.5. Лицам, не завершившим основное общее образование, МОУ СОШ №__ выдаются справки установленного образца.

Вариант

ПОЛОЖЕНИЕ

о ведении классного журнала в I – XI классах

  1. Общие положения
  1. Классный журнал является государственным документом, и ведение его обязательно для каждого учителя.
  2. Директор МОУ и его заместитель по учебно – воспитательной работе обязаны обеспечить хранение классных журналов и систематически осуществлять контроль за правильностью их ведения.
  3. Классный журнал рассчитан на один учебный год. Журналы параллельных классов нумеруются литерами, например, 5а класс, 5б класс и т.д.
  4. Заместитель директора по учебно – воспитательной работе дает указания учителям о распределении страниц журнала, отведенных на текущий учет успеваемости и посещаемости учащихся на год в соответствии с количеством часов, выделенных в учебном плане на каждый предмет.
  5. Учитель обязан систематически проверять и оценивать знания обучающихся, а также отмечать посещаемость школьников. На правой стороне развернутой страницы журнала учитель обязан записывать тему, изученную на уроке, и задание на дом.
  6. По письменным работам оценки проставляются в графе того дня, когда проводилась письменная работа.
  7. По проведенным практическим и лабораторным работам, экскурсиям, контрольным письменным работам следует указывать точно их тему и количество затраченных часов.
  8. В графе «Домашнее задание» записываются содержание задания, страницы, номера задач и упражнений.
  9. Итоговые оценки за каждую учебную четверть выставляются учителем после записи последнего урока по данному предмету в четверти. Оценки заполняются классным руководителем в сводную ведомость учета успеваемости обучающихся.
  10. Учитывая, что класс на занятиях по иностранному языку, трудовому обучению делится на две группы, в классном журнале эта особенность учтена на стр.___ (сверху: английский язык, трудовое обучение, технология, физическая культура (10-11кл) /девочки/; снизу: немецкий язык, трудовое обучение, технология, физическая культура (10-11кл) /мальчики/).
  11. Классный руководитель аккуратно записывает в классном журнале фамилии и имена учащихся в алфавитном порядке, заполняет «Общие сведения об учащихся», отмечает количество уроков, пропущенных учащимися, и подводит итоги о количестве дней и уроков, пропущенным каждым учащимся за четверть и учебный год.
  12. Сведения об учащихся в кружках и факультативных занятиях, общественной работе заполняются классным руководителем.
  13. «Замечания по ведению классного журнала» заполняются заместителем директора по учебно – воспитательной работе и/или директором МОУ.
  14. «Листок здоровья» заполняется медицинским работником.
  15. Все записи в классном журнале должны вестись четко и аккуратно.
  1. Цель и содержание проверок журнала

месяц

цель проверки классного журнала

СЕНТЯБРЬ

Соблюдение единых требований к заполнению журнала классным руководителем

ОКТЯБРЬ

Устранение замечаний, накопляемость оценок, наличие и отметки за вводный контроль, уровень ведения документации учителями – предметниками, посещаемость уроков (отметка на предметных страницах и в сводной ведомости)

НОЯБРЬ

Устранение замечаний, объективность выставления оценок за четверть, инструктаж по ПДД, на каникулы

ДЕКАБРЬ

Устранение замечаний, работа с неуспевающими, уровень выставления оценок за контрольные работы, накопляемость оценок, посещаемость уроков (отметка на предметных страницах и в сводной ведомости)

ЯНВАРЬ

Устранение замечаний, объективность выставления оценок за 1 полугодие, выполнение программы контроля по предметам и НРК, выполнение практической части по предметам, инструктаж на каникулы, ПДД

ФЕВРАЛЬ

Устранение замечаний, уровень ведения документации классными руководителями и учителями – предметниками, накопляемость оценок, работа со слабоуспевающими

МАРТ

Устранение замечаний, организация повторения, работа учителей-предметников по повышению качества, инструктаж по ПДД, на каникулы

АПРЕЛЬ

Устранение замечаний, накопляемость выставления оценок, работа со слабоуспевающими

МАЙ

Устранение замечаний, объективность выставления оценок, выполнение программы по учебным предметам, программы контроля, практической части, НРК, программы по ПДД

ИЮНЬ

Устранение замечаний, выполнение единых требований к ведению журналов, отметка о переводе, окончании основной, средней школы

Примерные требования по ведению классных журналов

Классный журнал является документом строгой отчетности. Его ведение обязательно для каждого учителя. Все записи в классном журнале должны вестись четко, аккуратно, ______ пастой. Стирать записи в журнале категорически запрещается.

1. Требования по заполнению и ведению журнала:

1.1 оценки за письменные виды работ (самостоятельные работы, контрольные работы, практические и лабораторные работы) выставляются всем учащимся за то число, когда проходила работа;

1.2 наличие система работы учителей по поэтапной отработке пробелов в знаниях учащихся после проведения письменных работ (проведение работы над ошибками, анализа проведенной работы и т.д.);

1.3 наличие устного опроса учащихся (отсутствие опроса ведет к малой накопляемости отметок, при этом четвертная отметка часто выставляется на основании только одной отметки, что недопустимо);

1.4 в журналах фиксируется повторение учебного материала (в начале учебного года, сопутствующее повторение, повторение в 4 четверти при подготовке к промежуточной и итоговой аттестации);

1.5 в журнале всегда и по всем предметам отмечается домашнее задание, а также видовое распределение домашнего задания;

1.6 недопустимо большое количество выставленных неудовлетворительных отметок за урок;

1.7 учитель отмечает в журналах виды работ (на странице записи тем уроков), за которые выставлены отметки всему классу;

1.8 учителя фиксируют в журналах тип проведенных письменных работ;

1.9 учителем-предметником на каждом уроке отмечаются отсутствующие учащиеся;

1.10 недопустимо наличие в журнале точек и оценок, выставленных карандашом;

1.11 полугодовые и годовые отметки должны быть выставлены объективно: главным критерием выставления этих отметок являются отметки за письменные работы (сочинение, контрольные работы по математике, физике и др.).

1.12 отметки не должны исправляться.

2. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе:

121 отвечает за сохранность классных журналов;

2.2 осуществляет систематический контроль ведения классных журналов (один раз в четверть);

2.3 записывает на последней, специально отведенной для этого странице замечания и предложения по ведению журнала, где указывает сроки устранения данных замечаний и результаты повторной проверки;

2.4 дает указания учителям о распределении страниц журнала, отведенных на текущий учет посещаемости уроков и успеваемости учащихся в соответствии с количеством часов, выделенных в учебном плане на каждый предмет;

2.5 уделяет особое внимание ведению «медальных» журналов;

2.6 контролирует заполнение листа движения, где фиксируется количество учащихся в классе на 5 сентября. Эти сведения подтверждаются подписями классного руководителя и зам по УВР, отвечающего за ОШ №1.

3. Классный руководитель

3.1. несет ответственность за состояние журнала своего класса, следит за систематичностью и правильностью ведения журнала учителями-предметниками, работающими в классе, анализирует успеваемость учащихся, объективность выставления четвертных, полугодовых и итоговых оценок;

3.2.заполняет страницы:

а) листок здоровья (только список, данные по каждому ученику - заполняет медицинский работник);

б) факультативных занятий;

в) ежедневных пропусков уроков учащихся;

3.3. аккуратно записывает в журнале фамилии и имена учащихся в алфавитном порядке, заполняет «Общие сведения об учащихся»;

3.4. подводит итоги о количестве дней и уроков, пропущенных каждым учеником за четверть и учебный год;

3.5. систематически заполняет страницы классного руководителя (изучение правил дорожного движения и противопожарной безопасности, ОБЖ), а также сведения о посещении учащимися кружков, факультативов, спортивных секций и т.д.

3.6. выставляет четвертные оценки в сводную ведомость успеваемости учащихся;

3.7. записывает на предметной странице наименования предмета с маленькой буквы, согласно Учебному плану. Фамилия, имя, отчество преподавателя, классного руководителя пишется полностью;

3.8. своевременно заполняет списки на предметных страницах в соответствии с формой отчетности ОШ-1;

3.9. ежедневно сверяет и выставляет в сводную ведомость количество пропущенных уроков;

3.10. отмечает на предметной странице по физической культуре учащихся с подготовительной группой.

4 . Учитель-предметник :

4.1. систематически проверять и оценивать знания учащихся;

4.2. на левой стороне предметного разворота проставлять дату проведения урока в соответствии с расписанием учебных занятий, на каждом уроке отмечать пропуски учащихся. На правой стороне развернутой страницы журнала записывать дату, тему урока и задание на дом;

4.3.выставлять по письменным и творческим работам оценки в графе того дня, когда проводилась данная работа и всем учащимся, которые присутствовали на уроке;

4.4. при проведении практических и лабораторных работ, экскурсий, письменных контрольных работ указывать их тему;

4.5. своевременно, согласно нормам, выставлять оценки за проведенный контроль;

4.6. перед контрольной работой проводить урок обобщения изученного материала, после контрольной работы - урок анализа полученных результатов. Данная работа должна быть отражена в журнале;

4.7. итоговые оценки за каждую четверть или полугодие выставлять после записи даты последнего урока в четверти или полугодии (не допускается пропуск столбца или строки до или после окончания четверти);

4.8. в исключительных случаях при исправлении оценки аккуратно зачеркнуть ошибочную оценку, выставить рядом соответствующую и заверить достоверность исправления своей подписью. Если неверно выставлена оценка за четверть, то необходимо после последней строки на предметной странице со списком фамилий, прописать фамилию ученика, выставить оценку, расшифровать ее и поставить свою подпись и печать ОУ (например: за 1 четверть Иванова Ирина - отметка "3" (три) подпись педагога и печать учреждения);

4.9. при записи числа и месяца на странице " что пройдено на уроке" делается следующая запись: 02.09 или 13.04.;

4.10. порядок записи замещенных уроков.

При замещении уроков учителем, работающим в данном классе, запись замещения следует сделать на странице своего предмета.

При замещении уроков учителем, не работающим в данном классе, запись замещения следует сделать на странице замещаемого предмета.

При записи замещений обязательно указать дату, тему урока, домашнее задание, записать слово «замещение» и поставить подпись.

В случае отсутствия данной записи на момент сдачи табеля и позже оплата не производится;

4.11. государственные программы по предметам по итогам года должны быть выполнены;

12. запрещается на листе выставления отметок делать записи типа "контрольная работа", "практическая работа" и т.д., а также подсчитывать общее количество отметок;

4.13. отсутствующих учеников отмечать буквой "Н" (болезнь, пропуск и пр.);

4.14. учащиеся, освобожденные от уроков физкультуры, не отмечаются. На предметной странице по физической культуре отметить учащихся с подготовительной группой;

4.15. домашнее задание по всем предметам (в том числе по физической культуре) записывается на каждом уроке, кроме уроков проведения тематического контроля знаний;

4.16. по проведенным практическим, лабораторным, контрольным работам, экскурсиям, урокам повторения и закрепления следует указывать точно тему.

Образец:

Контрольная работа №___ (диктант)