Какой газ выделяют клетки в процессе дыхания. Дыхание животных, значение дыхания, эволюция органов дыхания, легкие животных, дыхательные движения, газообмен в легких и тканях, парциальное давление и напряжение газов, фото дыхание животных, доклад реферат.

Неопределенные местоимения и наречия с суффиксами -то, -либо, -нибудь и приставкой кое- всегда пишутся через дефис: кое-кто, что-то, что-нибудь, какой-либо. При наличии предлога данные слова пишутся раздельно: кое у кого, кое с кем.

У отрицательных местоимений под ударением пишется не, без ударения ни: нЕкто, нЕкоторый, нИкто, нИ­какой. Частицы не и ни у отрицательных местоимений пишутся слитно при отсутствии предлога (никто) и раздельно при наличии предлога (ни у кого).

Упр. 105. Перепишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.

Выяснить (кое)какие подробности, (кое)(о)чем сообщить, с кем(либо) посоветоваться, (кое)(с)кем переговорить, какие(то) неприятности, чьи(нибудь) возражения, (кое)(в)ком ошибиться, (кое)(на)кого надеяться, о чем(то) договориться, уехать куда(нибудь), где(то) заночевать.

Упр. 106. Перепишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.

1) (Н...)что не трогало его, не замечал он (н...)чего. (Пушкин) 2) (Н..)(на)чем отдохнуть взгляду, измученному однообразием бесконечной картины. (Гончаров) 3) Тут - делать (н...)чего - друзья поцеловались. (Крылов) 4) Клим (н...)(с)кем не говорил так, как с Мариной. (Горький) 5) Он все понимал и (н...)(во)что не хотел вмешиваться. (Губанов)

Конспект открытого урока по русскому языку в 6 классе.

Правописание неопределенных местоимений.

Учитель: Фролова О.Н.

Класс – 6-ой (общеобразовательный).

Тип урока – обобщение и закрепление изученного.

Тема лингвистическая – правописание местоимений. .

Тема коммуникативная – пословицы русского народа.

Тема по развитию речи – сочинение повествовательного характера.

Технология урока – комплексная (блочная подача нового материала и поэлементарная отработка умений и навыков при закреплении); самоконтроль выполнения заданий; работа со словарем и опорными схемами.

Применяемые технологии: урок-практикум (относится к вузовским технологиям), личностно-ориентированный урок, предметно-ориентированный (разноуровневые задания), игровые технологии, компьютерные технологии.

Средства обучения – учебник; дидактический материал, тестовые задания, словарь, схемы, компьютерная презентация.

Цели урока.

1. Познавательные:

повторить основные ранее изученные сведения о местоимении (его морфологические признаки, синтаксическая роль в предложении, орфограммы, связанные с правописанием местоимений).

2. Практические:

закрепить умение определять местоимение по морфологическим признакам, умение выделять орфограммы и применять необходимое правило для правописания.

Ход урока.

1. Организационный момент. Объяснение темы урока.

Как вы думаете, почему тема звучит таким образом?

О чем, по-вашему, пойдет речь на сегодняшнем уроке?

Какие задачи вы ставите перед собой?

Где могут пригодиться нам знания, полученные на сегодняшнем уроке?

2. Повторение изученных сведений о местоимении .

1.Расскажите о местоимении по плану.

1. Местоимение как часть речи.

2. Назовите разряды местоимений по значению.

3. Как изменяются местоимения.

4. Синтаксическая роль в предложении.

2. Найдите правильное определение местоимения.

Местоимение – часть речи, которая:

А) обозначает предмет, признак, количество;

Б) указывает на предмет, но не называет его;

В) указывает на предмет, признак и количество, но не называет их;

Г) обозначает принадлежность к кому-либо или чему-либо.

3. В данных пословицах укажите все известные вам местоимения.

Плохой друг подобен тени: только в светлые дни его и видишь. (Личное)

Как хорош тот, у кого умная голова и доброе сердце. (Относительное)

Кто в нраве крут, тот никому не друг. (Относительное)

Лжец - всегда неверный друг, оболжет тебя вокруг. (Личное)

Держись за землю-матушку - она одна не выдаст. (Личное)

Жаль друга, да не как себя . (Возвратное)

4. Укажите ошибку в определении падежа.

1. собой - творительный падеж

2. себе - дательный падеж

3. о себе - винительный падеж

4. с собой - творительный падеж.

5. В каком примере нет грамматической ошибки?

1. ихние книги

2. сел напротив его

4. у некоторых участников

6. Выберите правильный ответ.

3. Повторение и закрепление изученного о неопределенных местоимениях.

1. - Назовите разряды местоимений в последнем задании. (Личные, неопределенное)

Почему неопределенные местоимения так называются? Как вы понимаете значение слова «неопределенный»? (Указывают на неопределенный признак. По словарю С.И.Ожегова: « 1. Точно не установленный. 2. Не вполне отчетливый, неточный, неясный.»)

2. Из предложенного текста выпишите неопределенные местоимения.

Чьи-то голоса раздаются за окном, мешают сосредоточиться. Витька уже несколько раз повторил про себя местоимения, которые кем-то названы неопределёнными: некто, кое-кто, кое в чём. Он задумывается. Мечты у него неясные, неопределённые. «Хоть бы кто-нибудь, с кем-нибудь зашёл кое за кем»,- вертится у него в голове.

Но никто за ним не заходит, и Витька зубрит дальше.

Все ли слова в тексте вам известны?

Что означает слово «зубрит»? (Зубрить – бессмысленно заучивать.)

Почему же Витька зубрит, а не учит неопределенные местоимения? Кто мешает ему сосредоточиться? (Ему очень хочется погулять с друзьями, а не учить слова, не выполнять домашнее задание, поэтому-то у него ничего и не учится)

А у вас так бывало?

Проверим выписанные слова. (Чьи-то, несколько, кем-то, некто, кое-кто, кое в чем, кто-нибудь, с кем-нибудь, кое за кем)

Что вы можете рассказать о правописании выписанных неопределенных местоимений? (В неопределенных местоимениях некто, нечто, некоторый, несколько и др. Приставка НЕ- всегда находится под ударением и пишется слитно.

Приставка кое- , суффиксы -либо, -то, -нибудь пишутся через дефис.

Местоимения с предлогом пишутся в три слова.)

Запоминалка для дефисов в местоимениях

КОЕ, ЛИБО, ТО, НИБУДЬ

Про дефис не позабудь!

(Кое-что, что-либо, когда-то, когда-нибудь…)

3. Спишите, раскрывая скобки. (если время не позволяет, то задание выполняется в этих же листочках)

Поговорить кое(с)кем, подойти кое(к)кому, чей(либо) предмет, встретиться с кем(либо) , подозвать кого(нибудь), увидеть кое(у)кого, заметить что(либо), сделать что(нибудь), отойти от кого(то), присмотреться к чему(нибудь).

Ключ к заданию. Поговорить кое с кем, подойти кое к кому, чей-либо предмет, встретиться с кем-либо, подозвать кого-нибудь, увидеть кое у кого, заметить что-либо, сделать что-нибудь, отойти от кого-то, присмотреться к чему-нибудь.

5. Игра «Редактор». Найдите и исправьте ошибки. Выпишите с тем словом, к которому относится местоимение.

Три чёрных собаки на чём то сидели,
Три чёрных собаки куда то глядели,
Три чёрных собаки увидели что то,
Три чёрных собаки вскочили с чего то,
Три чёрных собаки к чему то подкрались,
Три чёрных собаки за чем то погнались,
Но кто то ни капельки не растерялся,
Вильнул кое чем и на что то взобрался.
(А. Хургин)

Ключ к заданию: на чем-то сидели, куда-то глядели, увидели что-то, вскочили с чего-то, к чему-то подкрались, за чем-то погнались, кто-то, вильнул кое-чем, на что-то взобрался.

6. Словарный диктант.

Кое-кто, кое у кого, кое-чему, кое-как, кое с чем, какой-то, у кого-либо, к кому-нибудь, что-либо, перед кем-то, кое-каким, некоторый, несколько, от кого-то.

Составьте с любым местоимением 1 – 2 предложения на тему «Дружба. Друзья».

4. Проверочная работа.

А1. какое местоимение является неопределенным?

  1. некоторый

А2. В каком случае падеж определен неверно?

1. кое с кем - творительный падеж

2. о ком-либо - предложный падеж

3. кому-то - дательный падеж

4. какой-нибудь - предложный падеж

А3. В каком случае местоимение пишется слитно?

    (не)который

    кое(у)кого

  1. чем(нибудь)

А4. В каком случае местоимение пишется через дефис?

    кое(с)кем

    кое(у)кого

  1. кем(нибудь)

А5. В каком случае местоимение пишется раздельно?

  1. что(либо)

    кое(у)кого

    какой(нибудь)

В1. Выпишите неопределенные местоимения.

(1) Вдруг что-то шлепнуло посреди тихой заводи, и я увидел голову выдры, которая плыла к берегу. (2) Она направлялась с живой рыбой во рту к густому кустарнику, которым был покрыт берег. (3) Я сидел и не шевелился, видел, как она исчезла под кустами. (4) Раньше мне не приходилось видеть что-нибудь подобное.

(По И.Соколову-Микитову)

В2. Укажите в предложенном тексте предложения, в которых есть относительные местоимения.

Ответ: ________________________________________________________________

В3. Выпишите из текста личные местоимения.

Ответ: ________________________________________________________________

С1. Напишите, как вы понимаете смысл пословицы.

Не тот друг, кто медом мажет, а тот, кто правду в глаза скажет.

Ключ к проверочной работе.

В1. что-то, что-нибудь

В2. 1,2

В3. я, она, я, она, мне

5. Задание для работы дома.

Выполните упражнение 405 учебника (рассказ по картинке).

6. Подведение итогов урока.

Понравился ли вам урок?

Довольны ли вы своими результатами?

Пригодятся ли нам на последующих уроках орфограммы, которые мы сегодня изучили? В каких случаях.

7. Минутка для шутки.

1. Какое местоимение можно записать одной буквой? (Я)

2. Какие два местоимения мешают автотранспорту? (Я-мы)

3. Какие местоимения самые чистые? (Вы – мы – ты)

4. Какой остров в Карибском море утверждает, что он одежда? (Я – майка)

5. Какое местоимение может в спорте удовлетворить соперников, но разочаровать болельщиков? (Ничья)

Список литературы.

    Русский язык. 6 класс: учебн. для общеобразоват. учреждений/ М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцоа и др. – М.: Просвещение, 2010.

    Русский язык. 6 класс. Тематические тестовые задания для подготовки в ГИА/ Авт.-сост. Н.В. Бутыгина. – Ярославль: Академия развития, 2010.

    Ахременкова Л.А. К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором: рус.яз.: 6 класс: псобие для учащихся/ Л.А.Ахременкова. – М.: Посвещение, 2007.

    Л.Н.Ситников. Диктанты и изложения для учащихся 5-8 классов. – Волгоград: Издательство «Учитель», 2003.

    А.Б.Малюшкин. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку: 6 класс. – М.: ТЦ Сфера, 2008.

    А.Т.Арсирий. Занимательные материалы по русскому языку: книга для учащихся/Под ред. Доктора филологических наук Л.П.Крысина. – М.: Просвещение, 1995.

Дыхание растений и животных по биологии - процесс уникальный и универсальный. Оно выступает как неотъемлемое свойство любого организма, населяющего Землю. Рассмотрим далее, как происходит дыхание растений.

Биология

Жизнь организмов, как и любое проявление их деятельности, непосредственно связаны с расходом энергии. Дыхание растений, питание, органы, фотосинтез, передвижение и поглощение воды и необходимых соединений, а также многие функции связаны с непрерывным удовлетворением необходимых потребностей. Организмам требуется энергия. Она поступает от потребляемых питательных соединений. Кроме этого, организму нужны пластические вещества, служащие в качестве строительного материала для клеток. Распад этих соединений, который происходит в процессе дыхания, сопровождается высвобождением энергии. Она и обеспечивает удовлетворение жизненно-важных потребностей.

Рост и дыхание растений

Эти два процесса тесно связаны друг с другом. Полноценное дыхание растений обеспечивает активное развитие организма. Сам процесс представлен в виде сложной системы, включающей множество сопряженных окислительно-восстановительных реакций. В ходе них изменяется химическая природа органических соединений и используется присутствующая в них энергия.

Общая характеристика

Клеточное дыхание растений - окислительный процесс, происходящий с участием кислорода. В ходе него происходит распад соединений, который сопровождается образованием химически активных продуктов и высвобождением энергии. Суммарное уравнение всего процесса выглядит так:

С6Н12О6 + 602 > 6С02 + 6Н20 + 2875 кДж/моль

Далеко не вся энергия, которая высвобождается, может использоваться для обеспечения процессов жизнедеятельности. Организму необходима в основном та ее часть, которая сосредотачивается в АТФ. Во многих случаях синтезу аденозинтрифосфата предшествует формирование разности электрозарядов на мембране. Этот процесс связан с отличиями в концентрации водородных ионов по разные ее стороны. По современным данным не только аденозинтрифосфат, но и протонный градиент выступает источником энергии для обеспечения жизнедеятельности клетки. Обе формы могут использоваться для активации процессов синтеза, поступления, перемещения питательных соединений и воды, формирования разности потенциалов между внешней средой и цитоплазмой. Энергия, которая не накапливается в АТФ и протонном градиенте, в большей степени рассеивается в виде света или тепла. Она является бесполезной для организма.

Зачем нужен этот процесс?

Какое значение имеет дыхание у растений? Этот процесс считается центральным в жизнедеятельности организма. Энергия, которая выделяется при дыхании, используется для роста и поддержания в активном состоянии уже развитых частей растения. Однако это далеко не все моменты, определяющие важность этого процесса. Рассмотрим, в чем основная роль дыхания растений. Этот процесс, как выше было сказано, представляет собой сложную окислительно-восстановительную реакцию. Она проходит в несколько этапов. На промежуточных стадиях происходит образование органических соединений. Впоследствии они используются в разных метаболических реакциях. Среди промежуточных соединений можно выделить пентозы и органические кислоты. Дыхание растений, таким образом, - это источник множества метаболитов. Из суммарного уравнения видно, что в ходе этого процесса образуется также и вода. В условиях обезвоживания она может спасти организм от гибели. В суммарном виде дыхание противоположно фотосинтезу. Однако в ряде случаев эти процессы дополняют друг друга. Они способствуют поставке и энергетических эквивалентов, и метаболитов. В некоторых случаях при выделении энергии в виде тепла, дыхание растений приводит к бесполезной утрате сухого вещества. Поэтому далеко не всегда увеличение интенсивности этого процесса полезно для организма.

Особенности

Дыхание растений осуществляется круглосуточно. В ходе этого процесса организмы поглощают кислород из атмосферы. Кроме этого, они вдыхают О2, образованный у них вследствие фотосинтеза и имеющийся в межклетниках. В течение дня кислород в основном поступает через устьица молодых побегов и листьев, чечевички стеблей, а также кожицу корней. Ночью практически у всех растений они прикрыты. В этот период для дыхания растения используют кислород, который накопился межклетниках и образовался при фотосинтезе. Кислород, поступивший в клетки, окисляет органические сложные соединения, имеющиеся в них, преобразуя их в воду и углекислый газ. При этом происходит высвобождение энергии, затраченной на их формирование при фотосинтезе. Углекислый газ удаляется из организма через клеточную поверхность молодых корней, чечевички, устьица.

Опыты

Чтобы убедиться в том, что дыхание растений действительно происходит, можно следующим образом:

Как использовать полученные знания?

В процессе выращивания культурных насаждений почва уплотняется, а содержание в ней воздуха значительно снижается. Для улучшения течения процессов жизнедеятельности осуществляют рыхление грунта. От недостатка кислорода особенно страдают те растения, которые выращиваются на заболоченных (сильно увлажненных) почвах. Улучшение снабжения О2 достигается путем осушения земли. Негативным образом на процессе дыхания сказывается пыль, которая оседает на листьях. Твердые мелкие ее частицы забивают устьица, что значительно затрудняет поступление кислорода в листья. Кроме этого, вредное воздействие оказывают и примеси, которые попадают в воздух при сжигании на промышленных предприятиях разного вида топлива. В этой связи при озеленении городской территории, как правило, высаживают деревья, устойчивые к запыленности. К ним, например, относят конский каштан, липу, черемуху, тополь. В процессе хранения зерна особое внимание следует уделять их влажности. Дело в том, что при повышении ее уровня усиливается интенсивность дыхания. Это, в свою очередь, способствует тому, что семена начинают сильно разогреваться выделяющимся теплом. Это, в свою очередь, негативно сказывается на зародышах - они погибают. Во избежание таких последствий семена, которые закладываются на хранение, должны быть сухими. Само же помещение необходимо хорошо проветривать.

Заключение

Таким образом, дыхание растений имеет огромное значение для обеспечения нормального их развития на любой стадии. Без этого процесса невозможно не только обеспечение нормальной жизнедеятельности организма, но и формирование всех его участков. В ходе дыхания образуются важнейшие соединения, без которых существование растения невозможно. Этот сложный, многоэтапный процесс является центральным звеном во всей жизни любого организма. Знания об этом способствуют обеспечению надлежащих условий выращивания и хранения культурных растений, достижению высокой урожайности зерновых и прочих сельскохозяйственных насаждений. Известно, что при дыхании выделяется тепло. Возле некоторых культур температура воздуха может повышаться более чем на 10 градусов. Такое свойство используется человеком в разных целях.

Дыхание присуще всем живым организмам. Ведь благодаря дыханию организм получает энергию для жизни: растет, развивается, питается, размножается, двигается, воспринимает окружающий мир.

Из чего же организм получает энергию? Из органических веществ. В клетках организма органическое вещество окисляется с помощью кислорода. В результате образуются более простые органические вещества или углекислый газ, а также выделяется энергия. Эта энергия «связывается» в специальных молекулах - АТФ. И уже благодаря им энергия используется там, где она нужна. Например, при синтезе белка, делении клетки и т. д. АТФ образуются в митохондриях.

Существуют бактерии, которым для окисления веществ и получения энергии не нужен кислород. Однако подавляющему большинству организмов он нужен. Это касается всех растений и животных. Поэтому важно обеспечить поступление в их организмы кислорода. Растения и животные решают эту проблему несколько по-разному.

Растения поглощают кислород из воздуха всей поверхностью. У них нет специальных органов дыхания. Однако есть специальные приспособления: устьица на листьях, чечевички на коре деревьев, межклетники, заполненные воздухом.

Больше всего кислорода требуется для растущих частей растения, так как там процесс дыхания идет более интенсивно. Очень слабо дышат семена. Корни растений также дышат, однако в почве воздуха и, соответственно, кислорода меньше, чем на поверхности. Поэтому плотно прибитая почва затрудняет дыхание корней.

Более просто устроенные животные (например, губки, черви) дышат также всей поверхностью тела. У остальных животных есть специальные системы органов дыхания. Причем они отличаются у разных групп организмов. Так членистоногие имеют разветвленную систему трахей во всем теле, рыбы дышат жабрами, у лягушек появляются легкие, а также они дышат через кожу, у пресмыкающихся, птиц и млекопитающих в основном легочное дыхание.

Водные животные получают кислород из воды, наземные - из воздуха. В воде кислорода находится меньше, туда он попадает из воздуха. Поэтому важно, чтобы водная поверхность контактировала с воздушной средой. Когда водоемы полностью затягивает льдом или на их поверхности по вине человека разливается нефть, то водные организмы могут задохнуться.

Основная задача дыхательной системы животных доставить в кровь кислород и забрать из нее углекислый газ. То есть осуществить газообмен. Когда из легких кислород попадает в кровь, уже она доставляет его во все клетки организма. Из клеток в кровь поступает углекислый газ.

Углекислый газ, как ненужный продукт дыхания, должен выводится из организма. У растений это происходит также как и поступление кислорода - через всю поверхность растения. У животных - посредством дыхательной и кровеносной систем.

Для дыхания нужен не только кислород, но и органическое вещество. Его окисление с выделением энергии можно сравнить с горением. Однако менее интенсивным. Как известно, при горении выделяется много энергии в виде тепла и света. И горят в основном органические вещества.

У животных и растений различается источник поступления органических веществ. Растения получают органическое вещество для окисления в митохондриях в результате фотосинтеза. То есть они сами синтезируют органическое вещество из неорганических в хлоропластах. Животные же вынуждены поглощать исходные органические вещества, так как не могут их синтезировать из неорганических веществ.

Таким образом, у животных и растений процесс дыхания сходен на клеточном и молекулярном уровне. Однако отличается способ поглощения кислорода из внешней среды и его доставка в клетки организма. «Горючее», т. е. органическое вещество для дыхания растения получают сами. Животные получают его из пищи. И у растений, и у животных в результате дыхания выделяется углекислый газ.

В дыхании участвуют системы, которые снабжают организм кислородом. У растений оно идентично животному. Этот процесс длится круглосуточно. Дыхание у растений происходит в клетках органов, расположенных на всей поверхности листьев, стеблей и корней. В нем взаимодействуют все клетки организма. Если у представителя флоры произойдет закупорка клеток, то поступление углекислого газа прекратится. В этом случае растение может погибнуть.

Историческая справка

О том, что растения при дыхании выделяют кислород, было написано в научных трудах А.Л. Лавуазье. В 1773-1783 он проводил опыты. Итогом его работ стало открытие, что при горении и дыхании поглощается большое количество кислорода. При этом выделяется углекислый газ и тепло.

На основании своих трудов ученый выявил, что дыхание является горением питательных веществ в живом организме. Позже эту деятельность продолжил Я. Ингенхауз. Он доказал, что и в темноте, и при солнечном свете происходит поглощение углекислого газа и выделение кислорода. Это означает, что растения при дыхании могут перерабатывать как СО 2 , так и О 2 , в зависимости от того, участвует ли свет в этом процессе или нет.

Подобные исследования проводили Х.Ф. Шейнбайн и А.Н. Бах. В 1897 году была открыта теория В этом же году похожие труды представил К. Энглер. В 1955 году О. Хаяиши и Г.С. Мэзон при помощи опытов подтвердили, что кислород является важным элементом органических соединений.

Специфика дыхания у растений

Дыханием называют универсальный процесс. Он считается неотъемлемой частью всех живых организмов. Принято думать, что дыхание у растений происходит в клетках органов и тканей, через которые происходит газообмен. Такую систему связывают с жизнью, а прекращение дыхания - со смертью всего живого.

Проявление жизнедеятельности неразрывно связано с расходованием энергии. При этом происходит развитие, размножение, рост, клеточное деление. Передвигаются и поглощаются питательные вещества, вода, различные синтезы и процессы. растений являются сложной многозвенной системой. Сопряженные окислительные процессы изменяют химический состав органических соединений.

Клеточное дыхание

Такое дыхание является окислительным процессом. В нем участвует кислород и распад важных питательных веществ. Происходит освобождение энергии и образование активных метаболитов. Клетками они применяются для образования необходимых процессов жизнедеятельности. В этом случае дыхание у растений происходит в клетках органов и рассчитывается с помощью суммарного уравнения:

С6Н12О6 + 602 > 6С02 + 6Н20 + 2875 кДж/моль.

Полученная энергия освобождается не целиком. Часть энергии аккумулируется в аденозинтрифосфат. После синтеза на мембране образовываются разности электрических зарядов. Такое явление предшествует разности концентраций ионов водорода, которые образовываются в двух сторонах мембраны. Дыхание и питание растений происходят при помощи протонного градиента. Он является главным материалом энергии, необходим для тонких процессов, происходящих в клетке. Такие процессы применяются при синтезе, поступлениях, передвижениях воды и питательных элементов. В химической структуре создается разность потенциалов между окружающей средой и цитоплазмой. Энергия, которая не смогла накопиться в протонном градиенте, рассеивается в качестве света.

Каталитические процессы дыхания

Окисление субстратов происходит при помощи ферментов. Их называют белковыми катализаторами. Ферменты обладают некоторыми особенностями:

  • очень высокой лабильностью;
  • повышенной активностью;
  • большой специфичностью по отношению к субстратам.

Дыхание и питание растений зависит от пространственной ориентации, которая изменяется под воздействием внутренних и внешних факторов. Происходит регуляция обмена веществ. С понятием электронов связаны некоторые способы окисления. Типы окислительных реакций:

  • отдача электронов;
  • присоединение кислорода;
  • отнятие водорода;
  • возникновение гидратированного соединения;
  • отнятие протонов и двух электронов.

Окисление вещества сопряжено с восстановлением акцептора. Такие ферменты принято считать оксидоредуктазами. При этом происходит отсоединение протонов и электронов. Их принимает акцептор. Энзим формирует реакцию переноса. К таким процессам относятся аэробное и анаэробное дыхание.

Аэробное дыхание

Такая система дыхания относится к окислительному процессу. При дыхании растение поглощает углекислый газ, выделяя при этом кислород. Субстрат распадается на энергии неорганических веществ. Главными субстратами для дыхания растений являются углеводы. Кроме них, может расходоваться запас белков и жиров.

Такое дыхание включает в себя два главных этапа:

  1. Бескислородный процесс. В нем происходит медленный постепенный распад субстратов, освобождение атомов водорода и связывание процесса с коферментами.
  2. Кислородный процесс. Здесь наблюдается последующее отщепление атомов водорода. Они отходят от дыхательного субстрата и постепенно окисляются. В итоге происходит перенос электронов на кислород.

Анаэробное дыхание

Такое дыхание растений происходит при помощи микроорганизмов, живущих на Для окисления веществ они не используют молекулярный кислород. Им необходима азотная соль, угольная и серная кислота, которая при длительных процессах превращается в восстановленные соединения. Необходимая энергия достигается при помощи расщепления сложных молекул органических веществ на наиболее простые. Конечным акцептором электронов считаются карбонаты, сульфаты и нитриты. Азотная соль, серная и угольная кислота превращаются в восстановительные соединения.

Корневая система

Неотъемлемой частью процесса является дыхание корней растений. Для активного произрастания представителям флоры необходим свежий воздух, поступающий к Такое дыхание осуществляется с помощью кислорода, который циркулирует в крупных порах.

При некапиллярной порозности во время затяжных ливней или переизбытке влаги в горшке почва перенасыщается влагой. В этот период корневая система испытывает асфиксию. Некоторые подвиды растений могут дышать благодаря кислороду, растворенному во влаге. При этом поток воды должен циркулировать или быть проточным. При застое влаги корни представителей флоры не получают необходимого кислорода.

В приемлемых условиях при дыхании растение поглощает углекислый газ. Но при застойном режиме оно не может вести полноценный газообмен. Рост значительно замедляется. По отношению к азоту уровень кислорода снижается на 21%. Прекращается использование минеральных ресурсов почвы. Растение захватывает воздух, который поступает за счет листьев, стебля и коры растения.

Значение дыхания

Дыхание у растений происходит в клетках органов и является основным процессом обмена веществ. Энергия, которая выделяется при дыхании, расходуется на рост и активность представителей флоры.

Дыхание растений сравнивают с фотосинтезом. Процесс проходит несколько этапов. На промежуточных стадиях формируются органические соединения. Они применяются в метаболических реакциях. К ним относят пентозы и органические кислоты, которые образуются при дыхательном распаде. Поэтому дыхание принято считать источником метаболитов.

Система дыхания считается поставщиком энергетических эквивалентов НАДФ-Н и АТФ. Растения при дыхании выделяют кислород. В этом процессе у представителей флоры образуется вода. При обезвоживании растения она предохраняет его от гибели.

Иногда энергия дыхания может быть выделена в качестве тепла. В этом случае дыхательный процесс приведет к ненужной затрате сухого вещества. Усиление процесса дыхания для самого растения далеко не во всех случаях является полезным.