Князь иван шаховской стал зампредом кгиоп.

Член Государственного Совета, генерал от инфантерии; родился в 1776 г. и еще в детстве, в 1786 г., записан в службу в л.-гв. Измайловский полк, затем был переведен в л.-гв. Семеновский и 18 лет от роду переведен капитаном в Херсонский гренадерский полк. В 1794 г. участвовал в польской войне, находился в делах при Крутицах, Брест-Литовске, местечке Кобылке и при штурме Праги, за каковой и награжден орденом св. Георгия 4-й степени. В 1803 г. назначен командиром л.-гв. Егерского полка, а в следующем произведен в генерал-майоры. В 1809 г. назначен шефом 20-го Егерского полка. В Отечественную войну обратил на себя внимание в делах под Витебском, под Красным и в Бородинском бою, за что и был награжден орденами св. Анны 1-й степени и св. Владимира 2-й ст. В кампании 1813 г. принимал участие в сражениях: при Калише, где за выдающееся мужество и распорядительность награжден орденом св. Георгия 3-й ст., при Люцене, Бауцене, Пирне, Кульме и Лейпциге; за отличие в этом последнем произведен в генерал-лейтенанты. Во время похода 1814 года в пределах Франции, участвовал в сражениях при Бар-сюр-Об, Троа, Фершампенуазе и при взятии Парижа, за что получил орден св. Александра Невского. В 1817 г. назначен начальником 2-й гренадерской дивизии, а в 1823 г. получил в командование гренадерский корпус и на этом посту обратил особенное внимание на Новгородские военные поселение и способствовал их благоустройству. В 1826 г. был произведен в генералы от инфантерии. В 1831 году со своим корпусом принял деятельное участие в подавлении польского мятежа; участвовал в сражениях при Белоленке, Грохове, Остроленке и при штурме Варшавы и везде своим примером и беззаветной храбростью способствовал успеху нашего оружия; за эту кампанию получил орден св. Георгия 2-й степени, а за преследование неприятеля до прусской границы - Владимира 1-й степени. В октябре того же года был назначен шефом Екатеринославского полка; в 1836 г. - председателем генерал-аудиториата, в 1839 г. - членом Государственного Совета. В 1843 г. награжден орденом св. Андрея Первозванного за долговременную, ревностную и полезную службу. В 1856 г. начальствовал ополчением Петербургской губ. Умер в 1860 году 20-го марта в С.-Петербурге. "Подвигами общественной деятельности - говорит о кн. И. Л. автор биографической заметки в "Месяцеслове", он приобрел себе право занять место на страницах истории славной для отечества эпохи, а подвигами любящей души своей снискал всеобщее уважение. Любовь связывала его с молодым поколением, которому он вполне сочувствовал во всем, что есть в нем благородного и доброго, и с любознательностью следил до самых последних минут своей жизни за историческим ходом всего современного".

"Русский Инвалид", 1860 г., № 66; "Месяцеслов" на 1861 г., стр. 118-119; Леер, "Энциклопедия военных и морских наук", т. VIII, СПб., 1896 г., стр. 330; Ф. Смит, "История польского восстания и войны 1830-1831 гг.", перев. капит. Квитницкого, СПб., 1864 г., в 3-х томах; "Словарь" Ларусса, XIV, 335; "Справочный энциклопедический словарь" К. Крайя, XII, 222―223.

Н. Тычино.

{Половцов}

Шаховской, князь Иван Леонтьевич

генерал от инфантерии, председатель генерал-аудиториата, в 1839 г. член Госуд. совета, в 1848 г. председатель Департамента военных дел; р. 1776 г., † 20 марта 1860 г.

{Половцов}


Большая биографическая энциклопедия . 2009 .

Недавно известный эмигрант, философ Никита Струве в одном из интервью заявил, что отрицательно относится к проекту строительства в Париже русского православного комплекса. Он выразил мнение, что Русская церковь зависима от государства, а эмиграция стремится быть независимой “от постсоветской России”. По словам Н.Струве, идею такой обособленности разделяют очень многие представители эмиграции, “но есть и небольшая группа, человек десять, которая хочет объединения с Москвой”.

О том, как на самом деле относятся представители русской эмиграции к современной России, Русской церкви и возвращению в ее лоно находящихся во Франции русских храмов, Елене Малер-Матьязовой специально для “Интерфакс-Религия” рассказал князь Иван Шаховской – представитель одного из древнейших русских княжеских родов, внучатый племянник архиепископа Сан-Францисского Иоанна. И.Шаховской родился в Париже, а в сознательном возрасте переехал жить в Россию.

– Что тут можно сказать? Конечно, в свое время Никита Алексеевич сделал многое для сохранения русской культуры – достаточно вспомнить деятельность возглавляемого им издательства “YMCA-press”, Вестник РСХД (Русского студенческого христианского движения) или книгу “Христиане в СССР”. Но то, что он начал говорить и писать о современной России, выглядит совсем неадекватно: в принципе, он всегда высказывался против Московской патриархии, но, судя по его последнему выступлению, потерял чувство здравого смысла и логики.

– По словам Никиты Струве, его взгляды разделяет абсолютное большинство представителей русской эмиграции, а приверженцами противоположной позиции являются десяток человек, мало сведущих в церковных делах. Насколько это соответствует реальности?

– На самом деле, совершенно не соответствует. Сейчас люди, выступающие за воссоединение с Московским патриархатом – члены приходов, любой из которых уже насчитывает больше десяти человек. А если бы их действительно был десяток, никто с ними и не спорил бы, их бы попросту не замечали. То же касается и его упрека в том, что все они – титулованные, да еще и малосведущие в церковных делах. Это далеко не так. Очень похоже на какое-то презрение к представителям дворянства, вполне соответствующее его политическим либеральным взглядам. Понимаете, Струве имеет в виду очень хорошо мне известных людей, среди которых и профессора Свято-Сергиевского богословского института, и специалисты по богословию и церковной истории, и священнослужители – каким же образом они могут хуже него разбираться в церковных делах? Видимо, мало сведущими он просто называет тех, кто не разделяет его взгляды.

– С чем же связана такая настороженность по отношению к современной России определенной части русской эмиграции? Читая их высказывания о “постсоветской России”, “постсоветской Церкви” и неискоренимой “советской ментальности”, складывается впечатление, что они все еще существуют во времена СССР и продолжают бороться с ним в лице России.

– Причины этой настороженности действительно связаны с критичным отношением к Советскому Союзу, которое со временем стало для них “традиционным” и, как мы видим, сохранилось до сих пор. Но это относится только к части русской эмиграции, потому что даже к советской России такое отношение было не у всех. Так, были эмигранты первого поколения, которые вынужденно и с большой болью покинули страну и, несмотря на враждебный режим, при первой же возможности были готовы в нее вернуться. А особенно отношение к России потеплело во время войны: ряд эмигрантов были на стороне Советского Союза, свидетельством чего является то, что сразу после войны некоторые из них вернулись обратно даже в те тяжелейшие условия – потому, что не могли не разделить участь своей страны.

Я думаю, что если бы изменения в России произошли на двадцать, тридцать лет раньше, то еще были бы живы родители тех, кто сегодня выступает против воссоединения с Москвой. Вот тогда их реакции были бы совершенно другими. А наблюдаемая нами критичность появилась у поколения, выросшего уже в эмигрантской среде – в общем-то, не знающего Россию и не чувствующего с ней органическую связь. И если в 1940-50-х годах они еще считали себя русскими, то сегодня большинство из них уже называют себя французами, при этом являющимися носителями русской культуры и помнящими русские традиции.

– Насколько мне известно, как сам процесс эмиграции из России, так и переход русских приходов под юрисдикцию Константинополя являлись исключительно вынужденными и временными событиями, в связи с чем в 2003 году вышло известное послание патриарха Алексия II к “приходам русского церковного рассеяния” с призывом вернуться в лоно Московского патриархата.

– Получилось так, что в XX веке, в результате происходящих в это время событий, эмигрантская Церковь как бы разделилась на три русла.

Вкратце напомню: существовали приходы образовавшейся после революции Русской православной церкви за рубежом (РПЦЗ). Часть приходов по решению митрополита Евлогия перешла в юрисдикцию Константинополя и, кстати, после войны, до кончины митрополита Евлогия, на короткое время вернулась под омофор Москвы. Наряду с этим продолжали существовать и зарубежные приходы Московского патриархата: таким приходом с момента его основания в 1931 году было Трехсвятительское подворье в Париже, основанное как главный храм Западного экзархата Московского патриархата. Кроме того, можно упомянуть Свято-Троицкую церковь в Ванве, настоятелем которой, кстати, был архимандрит Сергий (Шевич) – родной дядя Никиты Алексеевича Струве. С моей точки зрения, не вникая в канонические подробности, на тот момент все три линии были вполне здравыми.

Но, конечно, это внутрицерковное разделение воспринималось как временное и вынужденное. И послание Святейшего патриарха Алексия II было сделано не как призыв, а как ответ тем зарубежным приходам, которые к тому моменту потянулись к воссоединению. И это был не результат какого-то давления, а действительно их личный выбор.

А в 2007 году, как все мы помним, произошло очень важное историческое событие – воссоединение с Московским патриархатом приходов РПЦЗ, после которого можно говорить о том, что большинство русских зарубежных приходов из всего их числа преодолели этот вынужденный раскол и стали частью единой Русской церкви. В оппозиции же остались приходы, часть прихожан которых сохранила русский язык, но утеряла надежду на русское возрождение. А в основном это люди нерусского происхождения, которые лишь недавно и по разным, иногда чисто мирским, причинам приняли православие или были искусственно к ним приписаны, чтобы обеспечить большинство голосов на собраниях.

– Почему такой протест вызывает, казалось бы, естественный процесс возвращения русских храмов – в частности, Свято-Никольского собора в Ницце? Ведь некогда именно русская эмиграция ратовала за освобождение России от “советского ига”, а когда это произошло, ее часть отказалась обновленную Россию принять?

– В России началось духовное возрождение. И, на мой взгляд, единственная нормальная реакция для русского верующего человека – не только это возрождение поддерживать, но и постараться примкнуть к нему и принять в нем участие. Вот что было бы абсолютно логично. Получается, что реакция, выраженная Струве, прямо противоположная: он считает самым главным во что бы то ни стало сохранить независимость от современной России. И связана она с тем, что со временем в ряде зарубежных приходов устоялась своя жизнь, образовался определенный круг людей, сформировалась своя атмосфера. Некоторые из этих приходов – например, храм Александра Невского в Париже – начали все больше напоминать места собраний, клубы по интересам, куда люди приходят пообщаться друг с другом. Это их сложившийся мирок, к которому они привыкли и который очень не хотели бы менять. И поэтому воссоединение с Московской патриархией воспринимается ими как какое-то потустороннее вмешательство.

– Иван Дмитриевич, как человек, живущий в нашей стране, считаете ли Вы, что современная Россия находится в каком-то невероятном духовном кризисе, о чем постоянно говорят некоторые представители русской эмиграции?

– Мне не очень понятно, о каком духовном кризисе России можно говорить. В XX веке Россия была страной, в которой на протяжении десятилетий велась настоящая духовная борьба, священнослужители и миряне которой были готовы умирать – и умирали – за веру. Русская церковь, оказавшись в гонимом состоянии, была вынуждена вести борьбу, и эта борьба ее духовно закалила и сделала более сильной. Ведь это и есть исполнение тех пророчеств, о которых писали святые Серафим Саровский и Иоанн Кронштадтский: о страшных гонениях, которые будет невозможно избежать, но у которого будет смысл – возродить в России утраченную духовность. И мы видим начало этого духовного возрождения.

А вот самый реальный духовный кризис можно наблюдать как раз на Западе – например, в той же Франции, где христианство постепенно вымирает, где храмы стоят пустыми и за ненадобностью либо сдаются, либо разрушаются. Вот где можно видеть настоящую духовную нищету. В связи с этим мне вспомнилось, как после визита в Париж президент Дмитрий Медведев в интервью прессе отметил, что самым большим его впечатлением было то, что он смог поклониться Терновому венцу Спасителя в Нотр-Даме. Я думаю, сегодня мы бы не смогли услышать такого ни от одного западного президента.

Елена Малер-Матьязова

СВОЙ: Кто из Ваших предков оставил наиболее заметный след в российской истории?
Шаховской: Из Рюриковичей прежде всего назову, конечно же, святого Владимира и его правнука Владимира Мономаха. Они были князьями, владевшими землями от Балтийского до Черного моря и от Карпат до Волги. Сын Владимира Крестителя Мстислав правил в Тмутаракани. В его княжество входило побережье Крыма. Почитаем мы и святого великого князя Смоленского и Ярославского Федора Ростиславича Черного, жившего в XIII веке.

Самый известный из нашего рода в XVII столетии — Семен Шаховской, поэт и писатель. Французский историк Пьер Паскаль определил его как одного из наиболее выдающихся представителей русской интеллигенции той эпохи. Отмечу также Алексея Ивановича, который в годы царствования Анны Иоанновны был правителем Малороссии. Его племянника Якова Петровича, обер-прокурора Святейшего Синода, историки считают самым честным человеком своего времени - видимо, подразумевая, что подобных людей было не так много, как хотелось бы.

Мой прапрадед генерал Иван Леонтьевич Шаховской, герой Отечественной войны, сражался при Бородине, участвовал во взятии Парижа.

СВОЙ: «Там вывел колкий Шаховской своих комедий шумный рой», - писал в «Евгении Онегине» Пушкин об авторе более чем ста пьес, долгие годы руководившем петербургскими театрами…
Шаховской: Александр Александрович до того, как стал драматургом, был гвардейским офицером Преображенского полка. Лично знал Александра Сергеевича.

СВОЙ: Каково это - принадлежать к одному из самых именитых родов России?
Шаховской: На протяжении одиннадцати столетий Шаховские служили России. В основном - на военном, а кто-то и на гражданском поприще. Наше прошлое - а это определенный психологический груз - я прочувствовал и в известной мере осознал рано, когда мне было лет десять, наверное. Титул князя ко многому обязывает, требует самодисциплины. Важны, конечно, и воспитание, и среда...

СВОЙ: Ваш княжеский герб украшен гербами Ярославля, Смоленска и Киева. Есть ли у Шаховских какие-то общие, фамильные черты?
Шаховской: Чувство ответственности перед страной и народом - как на военной, так и на гражданской службе. Герб Шаховских свидетельствует о том, что в нашей семье всегда воспринимали Россию как единое целое. Еще одна общая черта - преданность Романовым. Несмотря на то, что в нашем роду был и декабрист (который, к слову, не участвовал в восстании). Правда, я бы упомянул некоторый либеральный дух, присущий отдельным представителям рода. К примеру, писательнице Зинаиде Шаховской, владыке Иоанну (князь Дмитрий Алексеевич Шаховской, архиепископ Сан-Францисский и Западно-Американский. - «Свой» ), чья любовь к России и преданное служение ей также сомнений не вызывают.

СВОЙ: Где волею судеб оказались сегодня Шаховские?
Шаховской: В основном во Франции. Есть одна семья в Канаде и представители той же ветви в Австралии - они попали туда после Второй мировой войны. В России обосновались мои сыновья. Старший, Иван, занимается в Петербурге охраной памятников, а младший, Илларион, работает в Москве, в Лиге безопасного интернета. Дочь Наташа вышла замуж за француза и живет под Парижем. У нее две дочки, и обе говорят по-русски.

СВОЙ: Вы автор многотомного труда «Российское общество и дворянство». Какую роль играли дворяне в жизни страны?
Шаховской: Убежден, что дворянство - сливки русского общества, лучшая часть нашего народа. Это связано с тем, что именно в России (может быть, единственной европейской стране) дворянство не было закрытой кастой. Дворянами становились за заслуги в разных областях - военной, научной и так далее. По достижении определенной должности и чина каждый получал право считаться таковым, что немного раздражало старую знать. В дворянское сословие мог быть произведен и купец. Кроме того (и это гораздо хуже), на родовитых да именитых оказывало влияние западное воспитание. При этом многие из них старались сохранить некое равновесие между чисто русской и западной культурой. Вспомните извечный спор между славянофилами и западниками...

СВОЙ: О ком говорили: «Из грязи в князи»?
Шаховской: Возможно, первоначально имели в виду петровского соратника Александра Меншикова. Дальше - по обстоятельствам...

СВОЙ: Вы родились в Париже, здесь же получили образование, имеете французское гражданство. Наверное, непросто быть одновременно французом и русским?
Шаховской: Герцен, который среди критиков своей страны занимал не последнее место, сказал: «Вера в Россию спасла меня...» Могу повторить то же самое. Я родился за рубежом, и вся моя жизнь, как и жизнь родителей, была связана с верой в Россию. В Париже рос в русской среде, общался и с военными, и с интеллигенцией. Я не мог ощущать себя французом. В детстве говорил по-русски. Французы всегда относились ко мне как к русскому. Для недоброжелателей был «грязным русским». При рождении оказался владельцем нансеновского паспорта. Я стал французом, потому что родители понимали: учиться и работать без гражданства невозможно. Конечно, могу сказать, что я и француз. Приведу мое любимое сравнение: возьмите огурец и опустите его в чужой, отличный от огуречного рассол, и у него будет несколько другой вкус. Менталитет человека, который постоянно живет на Западе, неизбежно меняется.

СВОЙ: Только что переиздана книга Вашего дяди, князя Алексея Николаевича Шаховского, «Что нужно знать каждому в России», которая впервые увидела свет в 1912 году.
Шаховской: Значение этой книги в том, что она ставит вопросы, по-прежнему касающиеся каждого из нас. Ее главы: «Что значит быть хорошим сыном Отечества», «Патриотизм», «Флаг, знамя, гимн».

«Мы все осознавали себя русскими, - написал я в предисловии. - В детских лагерях при поднятии русского трехцветного флага пели «Коль славен» и произносили сокровенные слова: «За Русь! За веру!» На концертах или праздниках русской культуры при исполнении гимна «Боже, царя храни!» или песни из оперы Глинки «Славься, великий наш русский народ» весь зал вставал как один».

СВОЙ: В письме председателю Российского исторического общества Сергею Нарышкину Вы назвали «настоящим праздником» день возвращения в Россию Крыма и Севастополя. Каковы Ваши впечатления от недавней поездки на этот полуостров?
Шаховской: Это возвращение - важнейшее событие, в том числе и для русской эмиграции. По приглашению директора Института стран СНГ Константина Затулина мы поехали в Крым сразу после того, как полуостров снова стал частью России. Участвовали в очень интересной международной ассамблее «Русский Крым: историко-цивилизационные корни». Меня поразило то, насколько дороги крымчанам Россия, русская история, русский язык. Для меня эта земля, естественно, всегда была русской. Для многих моих соотечественников последним, что они видели, навсегда покидая Родину, был Крым. В Севастополе нам предложили поехать в русскую частную школу для сирот. Ученики устроили для нас маленький концерт. Сначала спели «Христос Воскресе», а потом - «Боже, царя храни!». В этой школе, где учатся ребята от 6 до 17 лет, я ощутил настоящий русский дух.

СВОЙ: Вы один из учредителей и вице-президент Движения за поместное православие русской традиции в Западной Европе. В чем состоит его миссия?
Шаховской: В том, чтобы добиться взаимопонимания между разными юрисдикциями православной церкви. И, по возможности, их объединения, как это произошло с Русской зарубежной церковью. Именно к этому призывал патриарх Алексий II.

СВОЙ: Несколько лет назад Вас наградили медалью Пушкина за вклад в сохранение русского культурного наследия…
Шаховской: Это высокая оценка моей преподавательской деятельности в нескольких французских университетах и в парижском Свято-Сергиевском богословском институте. Я много лет преподавал и преподаю по сей день русскую историю, философию, историю православной церкви. Стремлюсь показать студентам настоящую Россию. Объять необъятное невозможно, но я даю необходимые основы для адекватного восприятия России. Она сегодня очень многоликая.

СВОЙ: В чем Вы видите роль русской эмиграции?
Шаховской: В том, чтобы свидетельствовать о той России, из которой мы вышли, и наводить мосты с той, которая возрождается после тяжелейших испытаний. Надо помогать стране, исправлять искаженный образ, который навязывают ее недруги. В наведении мостов предстоит немало сделать следующему поколению. Поэтому я очень рад, что мои сыновья сейчас работают в России. У них патриотические взгляды.

СВОЙ: Что объединяет русский мир?
Шаховской: Его главный стержень - конечно, русский язык. Свою роль играют также экономика, политика, культура.

СВОЙ: Отношения с Европой в последнее время резко обострились. Мы больше не союзники?
Шаховской: Еще Александр III говорил, что у России два союзника - ее армия и флот. Многое связано с европейским менталитетом. Что такое Европа? Это конгломерат маленьких государств, по соседству с которыми расположилась седьмая часть мира. Они воспринимают это как угрозу. Хотя никакой угрозы не было и нет.

СВОЙ: Помните, Бжезинский утверждал, что Россия без Украины - это не империя?
Шаховской: Что за чушь! И без Украины Россия, с учетом ее масштабов, всегда будет империей. Если бы в России было все так плохо, как малюют ее противники, разве устремились бы туда беженцы с Украины? Читал у Николая Карамзина о том, что в конце XVIII века из прибалтийских стран, которые в какой-то мере были «витриной», крестьяне бежали именно в крепостную Россию. Это означает, что там им было лучше, нежели дома.

СВОЙ: Вы возглавляете популярное интернет-издание - «Русскую зарубежную газету»...
Шаховской: Цель этой газеты - а ее читают во всем мире - давать объективную информацию. Когда смотришь французскую прессу о России, остается только развести руками.

СВОЙ: Чем объясняется антироссийская направленность французских СМИ?
Шаховской: Когда начались украинские события, я был в Петербурге и получал несравненно более правдивую информацию, чем та, которую преподносят во Франции. Французские журналисты не стремятся к объективному освещению, а делают то, что соответствует определенному заказу. Его они вынуждены выполнять, чтобы не потерять работу.

Штрихи к портрету

Дмитрий Михайлович Шаховской родился в Париже в 1934 году. Окончил Сорбонну. Профессор, доктор историко-филологических наук. Крупнейший на Западе специалист по русской генеалогии, председатель Родословной комиссии и вице-председатель Союза русских дворян, созданного в 1925 году. Видный общественный деятель, награжден медалью Пушкина за вклад в дело сохранения русского культурного наследия. Коллекционирует книги. Любитель классической музыки. Занимался скульптурой. Брал уроки иконописи. Знаток старинной мебели.

This slideshow requires JavaScript.

В музее-заповеднике «Бежин луг» (с. Тургенево Чернского района) состоялось 4-е заседание межрегиональной общественной организации «Тургеневское общество» совместно с региональным отделением Общероссийской общественно-государственной организации «Российское военно-историческое общество» в Тульской области, которое возглавляет министр культуры и туризма Тульской области Татьяна Рыбкина.
В мероприятии приняли участие министр культуры и туризма Тульской области Татьяна Рыбкина, заместитель министра – директор департамента культуры Ирина Иванова, председатель межрегионального тургеневского общества Ирина Тишина, исполнительный директор ассоциации музейных работников России Евгений Сурин, заместитель генерального директора Объединения «Историко-краеведческий и художественный музей» Марина Кузина, главный редактор Тульского краеведческого альманаха, руководитель Центра региональных исторических исследований ТГПУ им. Л.Н.Толстого Елена Симонова, председатель Тульского краеведческого общества Тамара Георгиевская, настоятель Свято-Введенского храма с. Тургенево — иерей Ярослав Фатеев, руководитель аппарата районной администрации Николай Грибачев, глава администрации МО Тургеневское Александр Банько, заведующий филиалом музея-заповедника И.С. Тургенева «Бежин луг» в с. Тургенево Владимир Зайцев, учителя Тургеневской средней школы Галина Ермакова и Ирина Шумилина.
Заседание было посвящено князю Ивану Леонтьевичу Шаховскому, генералу от инфантерии, герою Отечественной войны 1812 года, и его потомкам. В мероприятии принял участие князь Иван Шаховской, сын одного из ярчайших деятелей Русского зарубежья князя Дмитрия Михайловича Шаховского (Париж), профессора, историка Русской Православной Церкви.
Открывая заседание, Ирина Тишина отметила, что род князей Шаховских подарил государству Российскому целую галерею прославленных лиц, среди которых более 10 причислено к лику святых. Будучи в изгнании, Шаховские сделали большой вклад в сохранение русской культуры. Князь Дмитрий Шаховской сыграл и продолжает играть большую роль в соединении двух церквей – Российской православной и зарубежной.
Достойный представитель своего рода князь Иван Дмитриевич Шаховской познакомил присутствующих с родословной, семейными преданиями, представил малоизвестные прижизненные фото своего знаменитого предка Ивана Леонтьевича Шаховского, отметил его военные подвиги. Подчеркнул, что современники, особенно в свете последних событий, должны знать историю своей страны, своего народа. Ведь нам есть, кем гордиться…
Тамара Георгиевская продолжила тему патриотизма и любви к Родине, напомнив о книге Алексея Николаевича Шаховского «Что нужно знать каждому в России», которая не теряет своей актуальности больше века и должна быть в каждой семье, поскольку знать свои корни обязательно нужно, независимо от происхождения.
Владимир Зайцев представил сообщение о роде Шаховских, Скуратовых, поделился малоизвестными историями жизни этих людей.
Отец Ярослав подчеркнул, что князья Шаховские более тысячи лет служат России, они многократно доказали любовь к Родине благими делами. Это следует помнить всем. Пока мы помним, ценим своих предков, мы живы.
Татьяна Рыбкина отметила, что культурное и историческое наследие чернского края является важным звеном в развитии туристического потенциала региона в целом. Татьяна Вячеславовна трепетно относится к музейному делу и отметила, что у нас создана уникальная модель – сохранение музеев в регионе.
Подводя итоги встречи, Ирина Тишина, подчеркнула, что состоявшееся заседание – это долгожданное и уникальное событие, которое объединило знатоков и ценителей истории страны, истории небольших сел – Тургенево и Большое Скуратово и прославленных героев старины. Она рассказала о подготовке к 200-летнему юбилею великого писателя земляка Ивана Тургенева, к которому ведется большая работа. В планах подготовки много интересного. Один из проектов – создание общеевропейского тургеневского общества, которое объединит маршрут писателя: Баден-Баден – Бужеваль – Москва – Орел – Тургенево.
После заседания члены обществ приняли участие в церемонии открытия мемориальной доски в память о Иване Леонтьевиче Шаховском, владевшем с 1828 года имением Большое Скуратово, а также в панихиде по князю, которая прошла в храме Рождества Пресвятой Богородицы в селе Большое Скуратово.
Панихиду отслужил отец Ярослав, он освятил памятную доску. Пусть это событие останется патриотическим подъемом духа, посвященном памяти предков.
Открывая торжественный митинг, гостей и участников мероприятия от имени правительства Тульской области приветствовала министр культуры и туризма Татьяна Рыбкина. Татьяна Вячеславовна поблагодарила всех тех, кто не безразличен к истории родной земли:
— Как руководитель регионального отделения Российского военно-исторического общества в Тульской области, я отмечу, насколько важно и нужно то, что мы делаем для формирования современной истории – собираем по крупинкам историческую информацию. Мы открываем имена тех предков, которые прославили эту землю. Выразила благодарность представителям тульского машиностроительного завода за изготовление памятной доски.
Иван Дмитриевич Шаховской не скрывал гордости за своего предка:
– Важно иметь своих героев, когда теряются ориентиры. Важно гордиться прошлым, благодаря этому наша молодежь будет знать свои корни, свою историю.
Николай Грибачев отметил, что для Чернского района это значимое событие. В заключение митинга председатель межрегионального тургеневского общества Ирина Тишина призналась в любви к ратной тульской земле и пожелала всем добра и мира.

Елена АЗАРОВА

Иван Леонтьевич Шаховской

Именно отсюда – от смоленских князей-мономаховичей – ведут свою родословную князья Шаховские. Князь смоленский Федор Ростиславич, взяв в жены дочь и единственную наследницу ярославского князя Василия Всеволодовича Марию, получил и Ярославское княжество. Вскоре после смерти супруги ему пришлось вступить в борьбу с немалым числом тех, кто желал сам княжить в Ярославле. Сил у князя было недостаточно, и он, отправившись в Орду, обратился за помощью к хану. Верно служил Федор Ростиславич хану и даже взял в жены ханскую дочь. Он не только вернул Ярославль, но и стал участником многих междоусобных войн, поддерживая всегда сторонников золотоордынского владыки. Меч его нес большие беды народу русскому, и не раз был проклят Федор Ростиславич за свое предательство, получив прозвание «Черный». Дети же его и золотоордынской царевны, Давид и Константин, жизнью своей молили у народа прощение за деяния отца. Впоследствии они стали почитаться как святые и были канонизированы православной церковью.

Фамилию Шаховских род получил в XV веке. Один из потомков Федора Черного, князь ярославский Константин Глебович, имел прозвание Шах, что и стало родовой фамилией.

И так распорядилась история, что большинство представителей этого рода, жизнь и деяния которых остались в ее анналах, выдвинулись в XVIII–XIX веках. Пожалуй, лишь Смутное время ненадолго придвинуло Шаховских чуть ближе к высоким чинам и постам, да и пора было заявить о себе – род древний, а от царя и престола далек.

Самой известной фигурой начала XVII века был князь Григорий Петрович Шаховской. Он упоминается как польский пленник в 1587 году. Вернувшись из плена, Шаховской был воеводой в Туле, Белгороде и Рыльске. Здесь, в Рыльске, он встретил Лжедмитрия I и примкнул к его войску. Григорий Петрович участвовал в сражениях с московской ратью и заслужил доверие Лжедмитрия, заняв при нем высокий пост. Смерть Лжедмитрия разрушила честолюбивые замыслы Шаховского, а новый правитель Василий Шуйский отправил его на воеводство в далекий Путивль. Тогда Шаховской решил распустить слух, что царь Дмитрий жив, что он скрывается и копит силы. Путивль восстал против Шуйского, а вслед за ним и вся Северская земля. Шаховскому был нужен Дмитрий, чтобы подтвердить свои слова. И тогда Григорий Петрович решил использовать для интриги Ивана Болотникова, выдав его за посланца царя Дмитрия. Войска Болотникова пошли к Москве, а Шаховской остался в Путивле. Болотников, продержав некоторое время столицу в осаде, все-таки проиграл, и перед Шаховским снова встал вопрос о «неубиенном царе». В это время на Дону появился новый самозванец – «сын» покойного царя Федора Иоанновича, Петр. Шаховской вступил с ним в союз и пошел на помощь к Болотникову. Новая неудача в Туле, и «всей крови заводчик» Шаховской ссылается в заточение на Кубенское озеро. Из заточения он был освобожден поляками, и сразу же явился в лагерь к Лжедмитрию II, от которого получил звание боярина. Но и с Лжедмитрием II ничего не вышло. Снова поражение и смерть самозванца. А Шаховскому очень хочется играть первые роли, и он опять бросает вызов судьбе, перейдя в ополчение Ляпунова, освобождавшего Москву от поляков. Последние сведения, имеющиеся о Григории Петровиче Шаховском, рассказывают, что он пытался внести разлад между ополченцами Пожарского и отрядами казаков Трубецкого, но и здесь потерпел неудачу.

Шаховские, не давшие в то время видных государственных деятелей, оставили заметный след на литературном поприще. Современник Григория Петровича, Семен Иванович Шаховской, был известным духовным писателем. Женат Семен Иванович был четыре раза. Первый брак длился три года, последний – чуть более полугода. Все семейные и жизненные неудачи Семен Шаховской объяснял своей греховной жизнью и, как человек набожный, покорно принимал удары судьбы. За борьбу против Шуйского он был сослан в деревню, затем прощен и призван на службу в Москву. Воевал против Лжедмитрия II, потом на его стороне, перешел к королю Сигизмунду, а вернувшись в Россию, сражался против поляков. Опала рода Шаховских коснулась и Семена Ивановича. Он был обвинен в недоносительстве и укрывательстве и сослан, но в том же году прощен и возвращен в Москву. До конца дней своих Шаховского преследовали периоды царской немилости и прощения «грехов». В историю русской литературы он вошел как знаток литературы духовной, как писатель, имевший большой авторитет в делах веры. Многочисленные произведения Семена Ивановича отличаются большим разнообразием. Любимая тема писателя Шаховского – тема наказания человека за грехи. Интерес представляют его послания к различным духовным лицам, где князь излагает свои религиозные взгляды. Ряд произведений Шаховского посвящен исторической тематике.

Семен Иванович был далеко не единственным представителем рода Шаховских, кто получил известность как литератор. Александр Александрович Шаховской – драматург, литературный и общественный деятель, занимает почетное место среди них. Родился он в 1777 году, учился в пансионе и начал с военной службы, которую очень скоро оставил, получив небольшой чин. Мечтая блистать в обществе, Александр Шаховской стал писать салонные стихи и мадригалы, развивая свои поэтические способности. В Петербурге он знакомится с сыновьями известного в то время писателя Княжнина, которые сделали Александра Александровича заядлым театралом. Мир кулис повернул жизнь Шаховского, сделав его драматургом. В 1795 году была поставлена его первая комедия «Женская шутка», снискавшая одобрение императора Павла I. В театре Шаховскому предложили место члена репертуарной части. Затем он был отправлен в Париж для ангажемента парижской труппы и, конечно, не упустил возможность познакомиться с театральным искусством Европы. С поручением Александр Александрович справился прекрасно, заслужив тем самым звание камер-юнкера.

Трудолюбие, глубокое знание театра, энергия и талант сделали Александра Шаховского выдающимся театральным деятелем своего времени. Кроме произведений для сцены он писал работы по теории театра, критические статьи, занимался режиссурой, поиском молодых талантливых актеров, преподаванием театрального искусства. Он был принят в литературное общество «Беседа любителей русского слова», а Российская академия избрала Шаховского своим членом.

Войну 1812 года Шаховской встретил в ополчении в Москве, став начальником одного из полков. В следующем году он возвращается в Петербург, где снова вступает в сражение, но на сей раз на литературном фронте. Классицизм, а именно его представителем был Шаховской, стал уступать новому течению – романтизму. Молодые литераторы, создавшие кружок «Арзамас», наградили князя прозвищем «брюхастого стиходея». Александр Александрович не оставался в долгу, разя «противников» едкой иронией.

В 1819 году из-за ссоры с директором театров Шаховской подает в отставку. Через 5 лет он снова приглашается на службу в дирекцию театров и еще 20 лет служит русскому театру и русской литературе, ведя беспощадную борьбу против иностранного влияния на русскую культуру.

Среди князей Шаховских были и другие известные литераторы. Федор Яковлевич Шаховской сотрудничал с Московским университетом и считался лучшим, кто мог переводить с французского языка. Литературными переводами занимался Алексей Александрович Шаховской. Он выступал и как писатель, но ранняя смерть – скончался он в возрасте 30 лет – не позволила ему добиться широкого признания. А в различных журналах первой половины XIX века печатались произведения Екатерины Александровны Шаховской, представительницы романтического течения в русской литературе.

XVIII и XIX столетия выдвинули из рода Шаховских не только деятелей культуры, но и прославленных воинов, достигших высоких генеральских чинов. Самым знаменитым из них по праву может считаться генерал от инфантерии князь Иван Леонтьевич Шаховской. Он прожил долгую и славную жизнь, и, подводя ее итог, автор биографической заметки о князе в «Месяцеслове» писал: «Подвигами общественной деятельности он приобрел себе право занять место на страницах истории славной для отечества эпохи, а подвигами любящей души своей снискал всеобщее уважение. Любовь связывала его с молодым поколением, которому он вполне сочувствовал во всем, что есть в нем благородного и доброго, и с любознательностью следил до самых последних минут своей жизни за историческим ходом всего современного».

Действительно, Шаховской жил в славную эпоху. Он родился в 1776 году. Через 11 лет был записан в полк, и 18 лет от роду – уже капитан Херсонского гренадерского полка. Начавшаяся война с Польшей призвала его на поле боя. Кто знает, может быть, в этом была некая историческая закономерность, что потомок смоленских князей, города столь много претерпевшего от оружия Речи Посполитой, первые боевые отличия получил именно на польском театре военных действий?

Молодой капитан участвует в боях при Крутицах, Брест-Литовске, местечке Кобылке. И – в штурме Варшавы в 1794 году.

Итогом этого штурма, предпринятого Суворовым, стало падение города, победоносное окончание войны, а для Шаховского – награждение орденом Св. Георгия 4-й степени. Как было сказано в официальной бумаге, «за отличное мужество, оказанное 24 октября при взятии приступом Варшавского предместья Праги, где первым овладел бастионом и, быв послан с охотниками, отбил пушку и, поражая оною мятежников, принудил сдаться до 300 человек».

Совсем неплохо для начинающего, по сути, службу офицера. Вся атмосфера тогдашней армии способствовала выковыванию подобных личностей. Главное, было бы желание учиться у более опытных и умудренных годами и схватками товарищей.

Шаховской хотел, и служба его шла успешно. Уже в 1803 году он назначается командиром лейб-гвардии егерского полка, через год производится в генерал-майоры. Участвовал в Отечественной войне: отличился под Витебском, при Бородино, под Красным, за что получил ордена Св. Анны 1-й степени и Св. Владимира 2-й.

Заграничные походы русской армии вновь дали возможность проявить себя шефу 20-го егерского полка (каковым Шаховской пребывал с 1809 года).

1 февраля русский корпус под командованием одного из наиболее смелых партизан, действовавших наряду с Денисом Давыдовым, Фигнером и Сеславиным, генерала Винценгероде подошел к селениям Коканину, Павловску и Боркову (что в шести верстах от города Калиш), где его разъезды обнаружили беспечно отдыхающего неприятеля корпуса Ренье. Корпус этот состоял из саксонцев, главная квартира которых (где пребывал и сам Ренье) располагалась в Калише.

Винценгероде сразу же по выявлении неприятеля послал в обход селений – для предотвращения отхода и нарушения связи между отдельными отрядами саксонской пехоты – свой авангард под началом генерал-майора Ланского: 3 казачьих и 2 гусарских полка с ротой конной артиллерии.

Ланской быстрым маневром выполнил приказ, а вскоре подошла и русская пехота, ведомая принцем Евгением Вюртембергским, в составе которой находился и 20-й егерский полк во главе со своим шефом.

Саксонцы недолго противились русскому напору, так что скоро деревни были от них очищены, защитники же их частью были переколоты, частью – причем гораздо большей – сдались в плен. Ренье тем временем подослал на помощь своей пехоте кавалерию из Калиша, но русская пехота и ее обрекла на незавидную участь, в чем не преминули особо отличиться егеря, точными залпами поражавшие неприятеля.

Не теряя времени, Винценгероде стремительно двинулся к городку – на сближение с Ренье. Подступив к Калишу, русский корпус обрушил на него сильную канонаду, после чего пехота пошла вперед. Неприятель держался в предместьях до ночи, но затем все же был принужден отступить, подталкиваемый меткими залпами и штыками.

За этот бой генерал-майор Шаховской был награжден Георгием 3-й степени. Потом были бои при Люцене, Бауцене, Пирне, Кульме, Лейпциге, который сделал князя генерал-лейтенантом. Далее – Бар-сюр-Об, Труа, Фершампенуаз, Париж.

По окончании войны Шаховской продолжал служить, так что 1831 год, когда ему вновь пришлось вдохнуть пороховой дым на поле брани, встретил уже генералом от инфантерии и командиром гренадерского корпуса, во главе которого и двинулся на польскую войну.

Принимал участие в сражениях при Белоленке, Грохове, Остроленке. И вновь – у стен Варшавы, где, как и 37 лет назад, проявит столь беззаветное мужество, что будет отмечен еще одним Георгием – уже 2-й степени.

Казалось, ничего не изменилось за эти годы – тот же город, та же задача, точно такое же отчаянное сопротивление осаждаемых и неукротимая решимость атакующих.

Штурм начался утром 25 августа. К этому дню осаждаемые варшавяне готовились долго, так что город превратился в мощнейшую крепость, защищаемую воодушевленными идеей независимости войсками. Укрепления представляли собой цепь бастионов и люнетов с мощными валами, артиллерийскими батареями, волчьими ямами и рвами впереди. Но уже ничто не могло спасти гарнизон – даже мужество могло лишь отсрочить неизбежное.

Наступающие колонны миновали волчьи ямы, преодолели ров и, используя штыки в качестве ступенек для подъема, неудержимо полезли на бруствер.

Взяв первый ряд укреплений, они, не останавливаясь, двинулись к следующему. В 11 часов утра Воля – один из узлов обороны Варшавы – была уже взята. В плен попали 30 офицеров и 1200 солдат. Начальник обороны Воли генерал Савинский, давший слово, что, пока он будет жить, русские не войдут в предместье, сдержал его: гренадеры, ворвавшись в костел, который был превращен в один из элементов обороны, в отчаянной рукопашной закололи генерала и его людей прямо у алтаря.

В этот момент к карабинерам с подкреплением прибыл князь Шаховской. Оценив обстановку и отдав должное мужеству противника и упорству своих людей, он сам становится во главе штурмовой колонны, никого не упрекая словом, но лишь увлекая примером и помыслом.

Карабинеры пошли в третью контратаку. На этот раз настолько удачную, что поляки утратили отныне всякую надежду отбить Волю, потеряв в этом деле множество храбрецов. Предпринимали они контратаки и в других местах, но везде они окончились с тем же итогом.

Бой тем временем начал стихать понемногу, но каждый понимал, что это лишь прелюдия и основные сражения разгорятся завтра – 26 августа, в канун годовщины Бородинского сражения.

В этот день по диспозиции под начальством князя Шаховского были полки: императора Австрийского, короля Прусского, принца Павла Мекленбургского и Екатеринославский. Всего 7 батальонов – 3400 человек, которых ему предстояло вести лично на приступ.

Он наступал со своими людьми на левом фланге. В Вольском предместье князь увидел гренадер колонны Палена, которая в начале сражения была по диспозиции впереди его полков. Главная улица предместья простреливалась картечью чрезвычайно жестоко, что вынудило гренадер вытянуться влево между домами и садами. Видя это, Шаховской все же решил продолжать наступление.

Встав во главе полка принца Мекленбургского, он повел солдат по Большой Вольской улице. Движение происходило под градом пуль и картечи, под шипение конгревовых ракет.

Три раза князь доводил полк до перекрестка недалеко от Вольской заставы, и трижды поляки, осыпая его спереди с обеих сторон картечью и пулями в упор, заставляли подаваться назад. В конце концов генерал взял правее и повел людей между дворов и садами. Здесь его поддержали гренадеры генерал-лейтенанта Набокова, и Шаховской все же оттеснил поляков до городского вала вблизи Вольской заставы, а затем завладел и самим валом.

Другие штурмовые колонны действовали не менее решительно. Мужество русских солдат послужило лучшим аргументом сейму, принявшему решение сдать Варшаву. Так что спустя некоторое время Шаховской, вспоминая молодость, вновь прошелся по ее улицам победителем. И с новыми наградами – Георгием 2-й степени за Варшаву и с Владимиром 1-й степени – за преследование неприятеля до прусской границы.

Потом были еще награды и еще должности – за долгую службу их, как правило, и бывает немало. А служба у князя Ивана Леонтьевича Шаховского была долгой, ибо он не разделял жизнь и служение и, может быть, благодаря этому дожил до почтенного возраста – 84 лет.