Коллективное бессознательное карла юнга. Коллективное бессознательное К.Юнга

У человечества никогда не было недостатка в могущественных образах, которые были магической защитной стеной против жуткой жизненности, таящейся в глубинах души.

К. Юнг

К концу жизни Фрейд, похоже, поверил в то, что люди рождаются с архаическим наследием, включающим не только индивидуальные склонности, но также и воображаемые со держания, следы, оставленные в памяти опытом предыдущих поколений. При разработке проблемы архаического наследия Фрейд, несомненно, опирался на работы Карла Юнга и на его идею коллективного бессознательного.

Карл Густав Юнг (1875–1961) происходил из семьи немецкого священника. В семье Юнга соединились, казалось бы, несовместимые занятия: религия, оккультизм, медицина, мистика, философия, психиатрия и психология. В юности Юнга привлекала археология, но профессиональный выбор был сделан в пользу медицины. После окончания университета Юнг работал в клинике Бургхельци в Цюрихе под руководством знаменитого психиатра Э. Блейера. В начале XX века З. Фрейд, обеспокоенный непринятием идей психоанализа, был рад тому, что круг его коллег и учеников расширился за счет группы швейцарских психиатров во главе с Э. Блейлером и К. Юнгом. Эрнст Джонс писал: «Фрейд был очень благодарен за эту поддержку, которая пришла к нему издалека, кроме того, ему также крайне импонировала личность Юнга. Вскоре он решил, что Юнгу предстоит стать его преемником, и временами называл его своим “сыном и наследником”» .

С 1906 по 1910 год Юнг являлся не только искренним, но и самым восторженным поклонником работ и теорий Фрейда. В свою очередь, Фрейд высоко ценил его талант и почитал едва ли не самым способным из своих последователей. Разнообразные открытия Юнга по праву заняли свое место в сокровищнице психологической науки.

Еще до встречи с Фрейдом в своей докторской диссертации «О психологии и патологии так называемых оккультных феноменов» (1902 год) Юнг говорит о существовании неких праформ, впоследствии названных им архетипами коллективного бессознательного . В свои ранние годы Юнг также изобрел словесный ассоциативный тест , позволивший изучать бессознательное. В лаборатории экспериментальной психопатологии он предлагал испытуемым список слов, на которые последние должны были реагировать первым, пришедшим на ум словом. Экспериментатор фиксировал не только слова-ответы, но и время, а также побочные реакции индивида. Было замечено, что некоторые слова повергали испытуемого в раздумье или порождали целый словесный поток. Из этого Юнг сделал вывод о том, что такие нарушения в реагировании связаны с заряженными энергией образованиями – комплексами . Если слово оказывается связанным с комплексом, то у испытуемого появляются следы легкого эмоционального расстройства. Юнг считал, что ассоциативный эксперимент выявляет в психике некие фрагментарные личности, расположенные за пределами сознания. В случае шизофрении целостная личность распадается и на ее месте остается ряд комплексов.

В работе «Психологические типы» (1923 год) Юнг существенно расширил существующие представления о темпераменте. С его легкой руки слова «экстраверт» и «интроверт» прочно укоренились в научной и общеупотребительной лексике . Данные понятия введены Юнгом для обозначения двух базисных установок в отношении мира. Интроверты в большей степени побуждаются внутренним миром, экстраверты – внешним. Одновременно с этим у разных людей имеется различное соотношение четырех функций психической жизни: 1) мышления; 2) чувств; 3) ощущений; 4) интуиции. На основе данных характеристик выделяются шестнадцать базисных типов.

В соответствии с представлениями Карла Юнга личность делится на две области – сознательную и бессознательную . В свою очередь, сознательная часть состоит из: 1) Центрального Я (обеспечивающего целостность и непрерывность личности во времени) и 2) Персоны (индивидуальной «публичной маски», или «лица, обращенного к миру»). Персона состоит из ролей, установок и форм поведения в ответ на требования общества. Бессознательная область также разделяется на две части: индивидуальное (личное ) бессознательное и коллективное бессознательное . Личное бессознательное наполнено ассоциациями и является результатом опыта конкретного человека. В отличие от Фрейда Юнг допускал наличие в индивидуальном бессознательном кроме вытесненных представлений все, что было пережито человеком и позабыто им.

Коллективному бессознательному Юнг уделял особое внимание, поскольку считал, что «глубинная психология» должна заниматься более универсальными феноменами, нежели индивидуальный опыт. Коллективное бессознательное является итогом жизни рода. Оно распределено неким мистическим образом среди всего человечества. Это особая общечеловеческая форма знания – опыта, которая проявляется в мифах и легендах, в народных традициях, в сновидениях, фантазиях, творчестве. Оно является тем основанием, на котором произрастает индивидуальная психика.

Убежденность Юнга в существовании коллективного бессознательного базировалась на нескольких фактах. Во-первых, существует очевидное сходство в содержании мифов различных культур. Во-вторых, клинические наблюдения показывают, что в процессе анализа отдельный символ повторяется с определенным постоянством, постепенно освобождаясь от всех ассоциативных связей и приближаясь к первобытным и универсальным символам, какие встречаются в мифах и легендах. В-третьих, Юнг установил, что фантазии пациентов-психотиков (в частности, при шизофрении), одержимых идеями (такими, как смерть и возрождение), сходны с тем, что обнаруживается в мифологии. Разрабатывая данную идею, Юнг несколько отклонился от классического (фрейдовского) понимания бессознательного. Принципиальное различие касается того, что в психологии Юнга индивидуальное бессознательное (во фрейдовском смысле) – это лишь относительно незначительная часть всей массы бессознательного материала – коллективного или расового бессознательного. Коллективное бессознательное содержит коллективные верования и мифы расы, к которой принадлежит индивид. Глубочайшие слои коллективного бессознательного – это универсальное бессознательное , общее для всего человечества и, возможно, даже для человекообразных приматов и животных предков.

На уровне индивида коллективное бессознательное проявляется в системе установок и типичных паттернов поведения, которые незаметно управляют его жизнью. Здесь коллективное бессознательное соотносится с архетипами , архетипическими образами, мотивами, паттернами, инстинктами. Содержание коллективного бессознательного образуют архетипы. Архетип – это «изначальные типы», отпечатки в душе конкретного человека наиболее ярких образов древности. Одновременно это некое психосоматическое образование, связывающее инстинкт и образ (психический коррелят влечения). Юнг сравнивал архетипы с системой кристалла, которая направляет образование кристалла в растворе, будучи неким невещественным полем, распределяющим частицы вещества. В психике таким веществом является внешний и внутренний опыт, организуемый согласно врожденным образцам, в чистом виде не доступным сознанию. Юнгианскую сущность перечисленных феноменов не всегда легко понять, подтверждением чему являются цитаты самого Юнга: «Архетипы – это системы предрасположенности, являющиеся одновременно образами и эмоциями. Они наследуются вместе со структурами мозга, психические аспекты которого они репрезентируют » .

К основным архетипам относятся: Персона, Анима (женский образ в мужчине), Анимус (мужской образ в женщине), Тень (негативная сторона личности, сумма всех неприятных качеств, которые человек старается скрыть), Великая Мать, Мудрый Старец, Дух, Отец. Юнг также указывает, что «фигура героя есть архетип, который существует с незапамятных времен » .

В душе конкретного человека архетипы соединяются с конкретными образами и подвергаются сознательной обработке. Результатом этого выступают архетипические образы – имаго , которые широко представлены в опыте сновидений, галлюцинаций, мистических видений. Это спутанные, темные образы, которые воспринимаются как что-то жуткое, непонятное, но возвышенное. Архетипы порождают контрастные образы. Так, вокруг положительного полюса образа матери собираются такие качества, как материнская забота и отзывчивость, магическая власть женщины, мудрость, духовная экзальтация, все доброе, заботливое, поддерживающее. Напротив, вокруг отрицательного полюса – что-то темное, поглощающее, соблазняющее и неизбежное, как сам рок. Идея Бога , по мнению Юнга, является архетипической, она неизбежно присутствует в психике каждого человека, хотя не доказывает существования Бога за пределами нашей души. Опыт переживаний чего-то возвышенного, страшного и всемогущественного Юнг называл нуминозным опытом .

Архетипические образы всегда сопровождали человека. Они являются источниками мифологии, религии, искусства. В этих культурных феноменах благодаря символам спутанные образы постепенно приобретают очерченные формы. Мифология была изначальным способом обработки архетипических образов. Первобытный человек первоначально не выделял себя из природы. Возникновение субъект-объектного отношения сопровождалось появлением магии, ритуалов, мифов. Это «психологическое рождение человека» на языке религии было осмыслено как «грехопадение»: познание добра и зла, попытка стать, как боги. В дальнейшем перед человеком возникла проблема приспособления к собственному внутреннему миру. Эту задачу, по мнению Юнга, решают религиозные учения, основанные на нуминозном опыте.

В психической жизни человека огромную роль играют символы . Юнг подчеркивает отличие символов от знаков. Символ всегда больше, чем его очевидный смысл. Символы имеют спонтанное происхождение. Многие символы носят коллективный характер. Например, религиозные символы формировались в течение веков. Они являются коллективными представлениями, идущими из первобытных снов и творческих фантазий. Юнг различает естественные и культурные символы. Естественные символы – это варианты основных архетипических образов, например круг, квадрат, огонь, вода. В отношении которых Юнг писал: «Культурные символы – это преобразованные в процессе сознательного развития естественные символы, принятые в обществе для выражения вечных истин » .

Религиозные символы представляют собой наиболее яркий пример культурных символов, среди них крест и Троица. Люди постигают реальность по-разному. Будучи преимущественно экстравертами или интровертами, они по-разному используют такие способности, как мышление, интуиция, чувство или ощущение. У каждого индивида будет преобладать либо экстраверсия, либо интроверсия, и он также будет преимущественно мыслящим, чувствующим, ощущающим или интуитивным. Но это относится лишь к сознанию, ибо бессознательное, как верит Юнг, подобно зеркальному отражению горы в озере. Получается приблизительно следующее: то, что достаточно осознанно, то слабо в бессознательном, и наоборот – самые мужественные индивиды бессознательно женственны, робкие мужчины бессознательно храбры и т. д. Другими словами, индивидуальное бессознательное рассматривается как выполняющее компенсаторную функцию.

По Юнгу, есть два типа мышления – логическое, направленное на внешний мир , и интуитивное, направленное на себя . Например, Европа шла по пути развития экстравертированного логического мышления и покорения внешнего мира. Индия является классической цивилизацией интровертированного мышления, обращенного вовнутрь, ориентированного на приспособление к коллективному бессознательному. Такое мышление предстает как поток образов, оно не утом ляет, хотя и не является продуктивным для приспособления к внешнему миру. Человеческая психика представляет собой целостность бессознательных и сознательных процессов. Это саморегулирующаяся система, в которой происходит постоянный обмен энергией между элементами. Обособление сознания ведет к утрате равно весия, и бессознательное стремится «компенсировать» односторонность со зна ния.

Движущей силой в психологии Юнг называет либидо . В отличие от фрейдовского либидо оно является несексуальным и описано как некоторого рода жизненная сила . Эдипов комплекс рассматривается Юнгом как символическая жертва, или отказ от инфантильных желаний, не имеющий ничего общего с буквальной кастрацией. Вытеснение играет незначительную роль в юнгианской психологии и, следовательно, не считается важным в возникновении невроза. По Юнгу, при неврозе имеется конфликт не между примитивными эмоциональными влечениями и требованиями общества, а между неравномерно развитыми аспектами личности. Юнг полагал, что в жизни в одних случаях необходимо использовать мышление, в других – чувство, интуицию или ощущение. Если же функция не адекватна ситуации, адаптация затрудняется. В таком случае индивид может регрессировать, в том числе и в творческой форме.

Регрессия выглядит как отступление в коллективное бессознательное и освобождение таких ресурсов, которые обладают мудростью, отрицаемой сознанием. Если, однако, в течение этого периода регрессии творческое решение не найдено и индивид продолжает следовать более ранним или инфантильным образцам поведения, наступает невротическое состояние. «Вторжение» коллективного бессознательного также может привести к психозу. Сам Юнг пережил подобное состояние. В 1912 году после выхода книги «Метаморфозы и символы либидо» (в России – «Либидо: его метаморфозы и символы») и разрыва с Фрейдом у Юнга начался длительный психический кризис, сопровождавшийся кошмарными видениями о трагической судьбе Европы. Кошмарные видения прекратились, когда началась война. Юнг увидел в этом еще одно подтверждение существования коллективного бессознательного .

Психозы могут носить коллективный характер в форме войн, массовых явлений и лжепророчеств. С точки зрения Юнга, «душа народа есть лишь несколько более сложная структура, чем душа индивида». Социально-политический кризис 1920–1930-х годов в Европе означает для Юнга вторжение архетипов . Расовая теория фашистов и коммунистический миф о «золотом веке» – два наиболее ярких примера «прорыва» мифологического мышления. Другими свидетельствами наплыва коллективного бессознательного являются: господство архаичной символики (звезда, свастика), факельные шествия, массовый экстаз и слепое поклонение всякого рода вождям. Это коллективное безумие Юнг объясняет перекосом в сторону научно-технического развития и упадка символического знания . Значение символов трудно переоценить. Они открывают человеку священное содержание, одновременно защищая его и организуя внутренний опыт. Мистика приобретает широкое распространение именно в кризисные эпохи, когда «догматы окостеневают».

Человечество на протяжении всей истории возводило защитную стену символов «против жуткой жизненности, таящейся в глубинах души». Юнг уверен в том, что эта стена стала разрушаться протестантизмом, когда каждому было позволено интерпретировать Библию на свой лад. С другой стороны, протестантизм стал причиной бурного развития капиталистической индустрии и техники. Психическая энергия, уходившая ранее на строительство защитных стен, «освободилась и двинулась по старым каналам любознательности и стяжательства, а потому Европа стала матерью демонов, пожравших большую часть Земли » .

Снижение роли христианства в Европе побуждает современных людей к поиску символов и обращению к восточным религиям. Юнг скептически относится к заимствованию религий, чуждых данной культуре, и считает, что заимствование восточных идей и практик медитаций только усугубляет противоречия европейцев.

Мы видим, что Юнг придавал особое значение религии в жизни народа и его коллективном бессознательном. При этом он разделял вероучение и религию в собственном смысле этого слова. Последняя хотя и включает вероучение, но основана на нуминозном опыте. Юнг дает такое определение: «Религия – особая установка человеческого ума на наблюдение за некими динамическими факторами, такими как могущественные силы, духи, боги, законы, идеи, идеалы » .

Идеи Юнга всегда вызывали бурные научные дискуссии. Полемика, начавшаяся между Фрейдом и Юнгом столетие назад, продолжается и по сей день. Со временем аналитическая психология Юнга приобрела самостоятельное значение и преобразовалось в достаточно авторитетное движение «юнгианского анализа», не потерявшего актуальности в наши дни.

Коллективное бессознательное представляет собой часть психики, которую в терминах отрицания можно отличить от индивидуального бессознательного по тому факту, что первое не обязано своим существованием личному опыту. Следовательно данная часть психики не предстает перед нами индивидуальным приобретением. Элементы коллективного бессознательного никогда не были в сознании человека поэтому можно заключить о том, что они - наследственны. А сами элементы К. Юнг назвал «Архетипами».

Понятие архетипа говорит о определенных формах психики, присутствующих всегда и везде. В мифологических исследованиях их называют «мотивами». Они также соответствуют «коллективным представлениям» в концепции Леви-Брюля. Адольф Бастиан назвал их «элементарными» или «первичными мыслями» .

К. Юнг выдвинул предположение о том, что архетипы являются неосознанными образами инстинктов. Он исходит из того, что по природе инстинкт есть особым образом оформившаяся мотивационная сила, которая преследует свои собственные цели до всякого осознания, а затем независимо от степени осознания. Тогда сколько можно выделить архетипов у человека?

Самих архетипов существует столь же много, как и типичных ситуаций в жизни. Многочисленные повторения таких обыденных ситуаций запечатлели эти опыты в психической системе изначально в формах без содержания, представляющих просто возможность определенного типа восприятия действия. Таким образом, мы получаем цепь явлений. Первым звеном предстает определенная ситуация, влекущая за собой активизацию соответствующего архетипа. На заключительном этапе он, архетип, создает побуждение к определенной деятельности, действиям. Здесь мы можем характеризовать побуждение как и инстинктивное, которое ищет реализации вопреки воле и всяким доводам разума. В случае неудачи в осуществлении возбуждения возникает конфликт патологических размеров, то есть невроз. Наиболее распространенными в людях и значимыми для теории коллективного бессознательного стали архетипы Персона, Анима, Анимус, Тень и Самость. Что же они из себя представляют?

«Персона» - своеобразная маска, надеваемая личностью в ответ на требования социального окружения. В случае тождественности между «Я» и «Персоной» личность предстает существом, которое играет социальную роль, навязанную роль. Символ: маска, одежда.

«Анима» - абстрактный образ, представляющий женский «архетип» в мужчине. Посредством данного образования достигается взаимопонимание между представителями противоположных полов. Символ: Дева Мария, Мона Лиза. «Анимус» - абстрактный образ, представляющий мужской «архетип» в женщине. Аналог «Анима» у женщин. Символ: Иисус Христос.

«Тень» - архетип, состоящий из животных инстинктов и являющийся сосредоточением темных, низменных сторон личности. Агрессивные и антисоциальные устремления «Тени» могут не проявляться в открытой форме, поскольку они скрываются под «Персоной» или вытесняются в «индивидуальное бессознательное». Устранение ее безболезненно невозможно. Подойти к переживанию «Тени» трудно, так как на первый план выходит не человек в его целостности. Здесь человек видит всю свою беспомощность и бессилие. Осознание и признание факта проблем, не решаемых собственными средствами, закладывает основание для компенсаторной реакции коллективного бессознательного. Необходимая реакция выражается в ахретипически оформленных представлениях. «Встреча с самим собой означает прежде всего встречу с собственной Тенью. Это теснина, узкий вход, и тот, кто погружается в глубокий источник, не может оставаться в этой болезненной узости. Необходимо познать самого себя, чтобы тем самым знать, кто ты есть, - поэтому за узкой дверью он неожиданно обнаруживает безграничную ширь, неслыханно неопределенную, где нет внутреннего и внешнего, верха и низа, здесь или там, моего и твоего, нет добра и зла.». Символ архетипа: Сатана, Гитлер и т.д. .

«Самость» - центральный архетип личности, вокруг которого концентрируются все психические свойства человека. Сфера «Самости» - нечто среднее между сознательным и бессознательным, центр тотальной личности. Достижение этой сферы возможно после познания самого себя. Символ архетипа: нимб святого, круг .

Как можно доказать существование архетипов? Основным источником информации, доказывающей их существование, по мнению К. Юнга, являются сновидения. Это можно объяснить тем, что непроизвольность, спонтанность данных творений бессознательной психики позволяют нам говорить о не фальсифицированности сновидений с какой-либо сознательной стороны. Однако присутствует определенная сложность поскольку из данного источника нам нужно вычленить такие мотивы, которые не известны сновидящему. В то же время, находя скрытые мотивы, мы должны исключать те, которые не совпадают по своему действию с действием архетипа, известного из исторических источников.

К. Юнг не останавливался на одних лишь сновидениях, а определил также «активное воображение» как источник информации об архетипах. Под этой первопричиной подразумевается последовательность фантазий, вызванных намеренной концентрации. К. Юнгом была установлена связь, согласно которой наличие нереализованных, неосознанных фантазий увеличивает частоту и интенсивность сновидений. В случае осознания таких фантазий, сновидения становятся слабее и проявляются реже. Данная взаимосвязь и использовалась в методе разработки фантазий путем наблюдения за последующим развитием фантазий, которое дополняет фрагмент сна естественным путем. К. Юнг отмечал, что не стоит относить данный метод к методу «свободных ассоциаций» З. Фрейда. По итогам работы с помощью этой методики получается последовательность фантазий, открывающая бессознательное и раскрепощающая материал, богатый архетипическими образами.

Третий источник архетипических материалов является крайне интересным, поскольку он кроется в заблуждениях параноиков, фантазиях, которые мы можем наблюдать в состоянии транса. Подводными камнями в данном случае будут служить сложности с проведение параллели между индивидуального символа и мифологическим символом. Здесь потребуется четкое совпадение их функционального смысла и контекста, в котором они предстают. К. Юнг определял этот метод как весьма трудоемкий, а демонстрацию результатов - неблагодарным занятием .

К. Юнг и сам попадал под действие коллективного бессознательного. В 1912 г. после разрыва с З. Фрейдом у него начинается длительный период психического кризиса. Кошмарные образы, поглотившие его сознание, закончились в августе 1914 г., когда видения стали явью. К. Юнг увидел в этом подтверждение теории коллективного бессознательного. Оказалось, что испытываемые им психические волнения были свойственны всем европейцам.

Силу влияния архетипа К. Юнг демонстрирует на примере теории об испанском идальго XIII в. Раймунде Луллие XII, который после долгих странствий добился тайной встречи с дамой, которую обожал. Она молча расстегнула свою одежду и показала ему свою грудь, пораженную раковой болезнью. Шок изменил жизнь Луллия, в конце концов он стал выдающимся теологом и одним из величайших миссионеров церкви. В случае такой внезапной перемены можно доказать, что архетип долгое время действовал бессознательно, искусно выстраивая обстоятельства, которые привели к кризису. Также мы приходим к выводу о том, что архетипические формы есть динамические факторы, проявляющиеся в импульсах также спонтанно, как и инстинкты.

Большую роль в формировании и существовании архетипа играет символ. К. Юнг выделяет два типа символов: естественные и культурные. Благодаря первым, происходящим из бессознательных содержаний психического, мы можем говорить громадном множестве вариаций основных архетипических образов. Естественные символы можно проследить до их архаических корней - идей и образов, встречаемых в древних записях и у первобытных обществ. Культурные символы использовались для выражения «вечных истин» раньше, однако, и в наше время некоторые религии пользуются ими. Такие символы прошли множество преобразований, были подвержены сознательному развитию и как итог стали коллективными образами. К. Юнг подчеркивал важность именно этих символов в ментальном устройстве человека. Их подавление или игнорирование приводит к непредсказуемым последствиям. Психическая энергия данных символов в таком случае усиливает тенденции, лежащие на верхнем уровне бессознательного, позволяет им перейти в сознание и там существовать. Избыток данных тенденций позволяет проявляться уже упомянутому архетипу «Тень», а примером последствий этого К. Юнг считает события первой половины двадцатого века .

Проблема бессознательного в психологии занимает огромное место. З. Фрейд подходил к ней с позиций механистически-натуралистического мышления своего времени. Познание человеческой психики невозможно без изучения и понимания бессознательного. Весь психоанализ, как мы увидели, построен на внедрении в бессознательное больного. Установленный З. Фрейдом, факт того, что именно бессознательное проявляет себя в наших сновидениях, оговорках и т.д., является общепризнанным. В отличие от З. Фрейда, представители направления неофрейдизма смотрят на проблему шире. Э. Фромм «открыл» огромное жизненное пространство, на котором человек представляет себя самого не только как обладателя тела, но и духа. Сам феномен бессознательного оказался настолько большим, сложным и содержательным, что каждое новое учение о нем влияло на всю западную культуру в значительной степени. Сам психоанализ стал, помимо психотерапевтической практики, философским учением о человеке, социальной философией. В данной главе мы постарались дать доступное определение бессознательных процессов человеческой психики с точки зрения фрейдизма и неофрейдизма, показать, как родилось понятие «бессознательное», кто был основателем психоанализа и рассмотреть различные взгляды на данную проблему.

Коллективное бессознательное – это пространство, информационное поле, где находится вся информация. Научным доказательством коллективного бессознательного является . Сегодня мы рассмотрим это интересное явление.

Коллективное бессознательное, определения

Впервые это понятие ввел известный швейцарский психиатр К.Г. Юнг в 1916 году. Он писал:

Коллективное бессознательное – одна из форм бессознательного, единая для общества в целом и являющаяся продуктом наследуемых структур мозга. Основное отличие коллективного бессознательного от индивидуального в том, что оно является общим для разных людей, не зависит от индивидуального опыта и истории развития индивида, представляет собой некий единый «общий знаменатель» для разных людей. Коллективное бессознательное, в отличие от индивидуальной (личной) формы бессознательного, основывается на опыте не конкретного человека, а общества в целом.

В тоже время, необходимо понимать, что и Юнг, и Вернадский утверждали, что данное пространство несет в себе только ту информацию, которую из людей кто-либо знал, но это не так, коллективное бессознательное обладает все полнотой информацией о мире, включая все будущие научные открытия.

Коллективное бессознательное и научные открытия

Мы уже затрагивали эту тему в статье « ». Все научные открытия, культурные произведения (музыка, поэмы, романы) были получены лучшими представителями человечества из коллективного бессознательного пространства.

Доказательством могут служить случаи написания музыки плохо слышащими людьми, получения во сне, как озарение, естественнонаучных и теоретических законов и теорем, написание книг под диктовку «внутреннего голоса» и т.д.

Коллективное бессознательное и сон

Самый простой способ заглянуть в коллективное бессознательное –это сон человека. Это мнение Юнга, сделанное на основе, как своих работ, так и работ австрийского психолога и психиатра З.Фрейда. Именно во сне современный человек погружается в коллективное бессознательное, главное – это уметь понять то, что Вам показывают.

В то же время часть людей может это делать и во время бодрствования. Во-первых, это различные медитации, отстраненность от материального мира. Во-вторых, это работа разума ученых и писателей, которые в этот момент становятся не от мира сего. В-третьих, это молитва, которая структурирует информационное пространство вокруг человека.

Методы использования коллективного бессознательного

Мы предлагаем три метода использования безграничного информационного ресурса:

1. Это получение новых знаний о природе и обществе. Этим занимаются ученые и представители культуры. Их задача сформировать у себя канал в коллективное бессознательное.

2. Получение любой информации о любом человеке, как из прошлого и настоящего, так и из будущего. Нужно понимать, о чем думает хотя бы один человек, это есть в коллективном бессознательном, нужно уметь только найти эту информацию.

3. Можно влиять на свою жизнь и жизнь любого человека, переписывая информацию в коллективном бессознательном. Необходимо понимать, что для этого нужно обладать или очень сильной энергетикой или работать большой группой людей.

Придет время, когда все человечество сможет объединиться для решения какой-либо глобальной задачи, тогда коллективное бессознательное станет коллективным сознательным, и можно будет решать любые задачи на уровне вселенной. Возможно, творец именно эту цель ставил человечеству, давая ему такой идеальный механизм, как .

Для решения таких невероятных задач нам с Вами нужно сначала пройти самим путь духовного развития, а затем показать этот путь детям, близким, друзьям. Только так, шаг за шагом, можно приблизиться к великим тайнам мироздания.

Западная философия конца XIX-начала XX века

Теория «коллективного бессознательного» К. Юнга

Юнг Карл (1875-1961). Он увлекался оккультизмом, представлениями о сверхъявлениях. Он понял очень рано, что человеческая психика является местом, встречи науки и религии, – конфликт между ними преодолим на пути подлинного самопознания. К главным положениям своего учения по анализу проблематики бессознательного психического он пришел еще до встречи с Фрейдом.

Вначале многое у него соответствует воззрениям Фрейда. Но Юнг делает открытие, что бессознательное – «не просто склад воспоминаний из прошлого», – там могут возникать совершенно новые мысли и идеи, которые никогда ранее не осознавались. И таким образом он переходит к трактовке коллективного бессознательного и архетипов ив этом его главное отличие от Фрейда (хотя надо отметить что поздний Фрейд сходным образом трактует Сверх - Я).

Чаще всего, отмечает Юнг, это проявляется как свойство гения, – многие художники, философы, ученые лучшими своими идеями обязаны вдохновению, которое рождается из таких истоков. Речь идет об архетипах некоего коллективного бессознательного, то есть не только об унаследованном архаическом остатке психического, но еще и о том, что может быть является неким резервуаром этих остатков, общим для всех индивидов. Именно такого рода архетипы по Юнгу дают стимул к созданию мифов, религий, философий, оказывающих влияние на целые народы, исторические эпохи, – они лежат в их основе. Но они же могут порождать и некие психозы, индивидуальные и массовидные, возникающие под их влиянием.

В связи с анализом бессознательного Юнг глубоко анализирует проблему символа. Через анализ религиозных символов он вновь возвращается к проблеме коллективного бессознательного. Символы, особенно религиозные символы, выполняют охранительную функцию: они не могут быть устранены из нашей жизни без значительных потерь, – там, где они подавляются или игнорируются, их психическая энергия исчезает в бессознательном (индивидуальном, коллективном) с непредсказуемыми последствиями. Она может служить оживлению тенденций, которые иначе не могли бы проявиться.

Юнг выдвинул концепцию, согласно которой индивидуальное бессознательное Фрейда – всего лишь часть гораздо более обширного «коллективного бессознательного» (общей памяти всего человеческого рода, хранящейся в тайниках человеческой души, в глубине человеческого сознания), а также сформулировал идею архетипов – общечеловеческих первообразов – содержания коллективного бессознательного. Коллективное бессознательное – понятие аналитической психологии Юнга, обозначающее совокупность наследуемых людьми универсальных неосознаваемых психических структур, механизмов, архетипов, инстинктов, импульсов, образов и т.д., передаваемых от поколения к поколению как субстрат психического бытия, включающий в себя психический опыт предшествующих поколений. Согласно Юнгу, основное содержание коллективного бессознательного составляют инстинкты и архетипы. По Юнгу, оно идентично у всех людей и образует всеобщее основание душевной жизни каждого, будучи по природе сверхличным. Этот слой психики непосредственно связан с инстинктами, то есть наследуемыми факторами. Динамика архетипов (например, образов героя, демона, матери-земли и т.п.), согласно Юнгу, лежит в основе мифов, символики художественного творчества, сновидений. В качестве основной задачи психотерапии полагал восстановление нарушенных связей между различными уровнями и системами психики (интеграция содержаний коллективного бессознательного – цель процесса становления личности). Юнг разработал типологию характеров («Психологические типы» – 1921), в основе которой располагается выделение доминирующей психической функции (мышление, ощущение, интуиция, чувство) и преобладающей направленности на внешний и внутренний мир (экстравертивный и интравертивный типы). Исследовал обширный круг разнообразных проблем: мифы, обряды, ритуалы, символику, сновидения, фольклор, религии, астрологию, алхимию, психические расстройства, культуру и др. Биология и психология интерпретировались Юнгом в духе «философии жизни» Ницше и Шопенгауэра, видевших и в культуре, и в разуме проявление таинственных жизненных сил. Принадлежа к протестантской церкви, Юнг считал ее косвенным источником психологического кризиса западной цивилизации в 19-20 веках, завершившегося невиданным распространением атеизма. Остерегаясь этих тенденций, Юнг тем не менее полагал, что они являют собой новую эпоху в эволюции культуры Запада. По Юнгу, любой Бог – только лишь символ Бога, обитающего внутри нас, в коллективном бессознательном, – следовательно, если мы перестаем верить в этот символ, мы сталкиваемся с Богом лицом к лицу. У людей появляется шанс постигнуть Бога как один из феноменов собственного внутреннего мира. Значительное внимание уделял разработке оригинальной концепции личности (вопросам ее становления, структуры и самореализации), которую частично изложил в трудах «Отношения между Я и бессознательным» (1928), «Неоткрытое Я» (1957) и др. В качестве основного содержания психической жизни человека принимал стремление личности к полному воплощению своих возможностей и потенций. Наше «Я», по Юнгу, не является подлинным центром психики, его считает таковым лишь современный человек, сознание которого оторвано от бессознательного. Необходима «амплификация» – расширение сознания, постигающего свои глубинные основания. Эти психические процессы, ведущие также и к исчезновению невротических симптомов, Юнг обозначил понятием «индивидуация». Подчеркивая мощь и опасность архаического наследия человечества, таящегося в структурах коллективного бессознательного, Юнг отмечал, что психологически люди все еще пребывают на стадии детства. У них пока нет необходимого опыта развития и биопсихической фиксации феноменов культуры. Полагая, что основой культуры выступает прогресс символообразования, Юнг истолковывал развитие культуры и человека как болезненный процесс подавления инстинктивной природы людей. Трагический разрыв между природой и культурой породил, по Юнгу, универсальный человеческий невроз, который значительно осложняется по мере прогресса культуры и деградации окружающей среды. Индустриальная революция, по мнению Юнга, еще более отдалила человека от его бессознательного и природы. Это повлекло за собой усиление коллективных иррациональных сил, психическую инфляцию, обезличивание и атомизацию людей, появление массового человека с его труднопреодолимым стремлением к катастрофе. Вследствие этого, по Юнгу, нарастает опасность возникновения различных массовых психозов и господства тоталитаризма. Средствами для обуздания неискоренимой агрессивности людей и их неизбывного влечения к власти Юнг считал демократию как форму организации общественной жизни и гуманистическое изменение жизненных ориентаций индивидов.