Конфигурация конверт в натальной карте. Толкование аспектов

Конфигурации - это геометрические фигуры, образованные аспектами. Они действуют как единое целое. Конфигурации подразделяются на:

Треугольники,

Четырехугольники

Пятиугольники

Шестиугольники

В настоящее время не принято говорить о «хороших» и «плохих» аспектах. Аспект сам по себе выделяет набор общих, пересекающихся тем из тематики каждой планеты и усиливает их, дает им определенную окраску, зависящую от типа аспекта. Но именно конфигурация, в которую данный аспект включен, позволяет понять, насколько гармонично, конструктивно и быстро могут быть разрешены обозначенные аспектом проблемы. Так, например, оппозиция, включенная в тау-квадрат, проявляется более деструктивно, чем оппозиция в синтетическом треугольнике.

Первый шаг при анализе конфигурации - это определение ее структуры (линейная, треугольная, четырехугольная и т.д.):

Отсутствие фигур — у человека нет цельности натуры. Чем более планет связано в фигуре, чем более сложная фигура, тем более цельная натура. Каждая планета – это часть психики и все части нашей психики связаны в одну фигуру, когда это цельная натура. Когда нет такой связи, а есть только отдельные пары планет, то это человек, у которого нет цельности. Он действуют без стратегического плана. Он может быть хороший тактик, но у него нет никакой устойчивой позиции: сегодня одно, завтра другое, цели постоянно меняются – то одно делает.

Линейные структуры –соответствуют кардинальному принципу .

Если преобладают треугольники , то это люди достаточно активные или гармонично активные или решительно активные. Треугольные структуры аспектов соответствуют мутабельному или подвижному принципу .

Если преобладают четырехугольники , то эти люди бывают инертными, в каких-то вопросах жестковатыми, консервативными, не склонными к смене своих позиций.

Четырехугольные структуры аспектов соответствуют фиксированному принципу.

Основным в конфигурации является самый длинный аспект, например, в тау-квадрате это оппозиция. Он задает основу дальнейшей трактовки и конфигурации. Остальные аспекты сглаживают или накаляют ситуацию в зависимости от их вида.

Оценивается также симметрия самой конфигурации и ее симметричность относительно центра космограммы.

Необходимо также отмечать, какие основные стихии или кресты задействованы в конфигурации. Рассмотрим по этой методике наиболее известные конфигурации:

1. Линия.

Здесь имеется в виду, что в рисунке гороскопа присутствуют только незамкнутые линии, нет правильных геометрических фигур.

Линия - это аспект, не включенный в какую-нибудь замкнутую фигуру. В этом случае в карте возникает диада. Работают две силы, и никакая третья сила не участвует во взаимодействии. Сила есть, активность есть, но результата нет. Помните знаменитое: «дайте мне точку опоры, и я переверну мир». В данном случае есть «мне» (один конец линии), есть «мир» (другой конец линии), а точки опоры (третьей точки) нет.

Человек с такой картой движется в поиске цели, хочет сформировать цель и направить к ней свою активность, но двух сил недостаточно для формирования цели и даже для образования устойчивой формы. Устойчивость рождается из триады, а диада рождает только напряжение. Можно интерпретировать линию как взаимодействие двух планет, достаточно динамичное, но редко дающее какой-нибудь результат.

Как правило, такие карты не отличаются гармоничным видом и производят впечатление какого-то изорванного угловатого пространства.

II. Треугольные конфигурации

Треугольники характеризуются большой внешней пластичностью и внутренней устойчивостью, стремлением к гармонии, стремлением приспособиться к ситуации, ненастойчивостью, и, следовательно, достаточно поздним проявлением. Мы часто идентифицируем проявление личности с ее способностью изменить окружающую действительность. Но треугольные конфигурации не стремятся к изменению действительности, они хотят приспособиться к ней, гармонизовать ее, найти в ней себя. В этом смысле треугольные конфигурации проявляются поздно. Нам мало заметно их гармонизирующее действие, их умение найти себя в любых обстоятельствах.

Сами треугольники бывают разными

1. Большой тригон - конфигурация из трех тринов, т.е. аспектов по 120° (120°, 120°, 120°).

Он заметен в карте и в личности с первого взгляда. Это фигура очень симметричная и устойчивая. В такой конфигурации все силы уравновешены и имеют гармоничные возможности воплощения. Три точки в геометрии однозначно определяют плоскость, поэтому большой трин символизирует стабильность и устойчивость — внутреннюю устойчивость при внешней пластичности, которая проявляется как готовность и умение приспосабливаться к внешним условиям. Люди с таким рисунком в карте обладают внутренней уравновешенностью. Это свидетельствует о талантах, о врожденных способностях в тех сферах, на которые указывают планеты, стоящие в вершинах треугольника. Кроме того, большой трин говорит о благоприятных внешних условиях, позволяющих человеку беспрепятственно себя реализовывать.

О таких людях говорят: «счастливчик!». Ему не страшны любые превратности судьбы он “непотопляемый”. Говоря о таланте надо добавить, что он может не реализоваться, потому, что фигура настолько устойчива, что человек редко выходит за рамки привычного. Устойчивость большого тригона оборачивается его статичностью, нежеланием развиваться. Человек умеет внешне гармонизовать ситуацию или даже чувствовать себя спокойно, не разрешив своих проблем. Это гармоничная фигура, а для любой реализации нужны напряженные аспекты. Человек может быть одаренный, но, увы, ничего не добившийся. Его талант так и остался не реализованным. Эта фигура медитативная, она говорит о том, что у человека есть какие-то перспективы.

В картах великих людей большой тригон крайне редко является ведущей конфигурацией.

Недаром Ф.К. Величко называет эту конфигурацию «мерседес». Но это только в первой фазе жизни. В период с 24 до 30 лет возникают внутренние напряжения, связанные с необходимостью развития и воплощения исходных способностей и возможностей.

2. Бисекстиль (малый трин) наиболее устойчивая и постоянная конфигурация

Основной аспект - трин, 120° и два секстиля 60 °.

Это более активный треугольник, чем большой трин. Действует подобно большому трину, но в ограниченной области — лишь в тех сферах, которые затрагиваются планетами на вершинах треугольника.

Бисекстиль несимметричен относительно центра космограммы — его энергетика выведена из центра. Это может создавать некоторое внутреннее беспокойство, даже недовольство, но не мешает завоевывать симпатии и очаровывать, потому, что секстиль – это аспект симпатии, влечения, а здесь их два.

Человек с бисекстилем со стороны выглядит даже счастливее и удачливее, чем человек с большим тригоном, так как бисекстиль дает осязаемые результаты, что в глазах окружающих гораздо важнее, нежели внутренняя устойчивость.

Как работают другие треугольники, одна из сторон которых - оппозиция?

3 .Рассмотрим синтетический треугольник (180°, 120°, 60°) или творческий треугольник.

Это очень хорошая фигура.

В таких случаях оппозиция редко проявляется деструктивно. Она является источником энергии, побуждает к деятельности. Она, возможно, и ставит проблемы, но эти проблемы включают в работу трин - способности и везение и секстиль - удачное их воплощение.

Синтетический треугольник позволяет варьировать и часто совмещать несовместимое, синтезировать новое, связывать воедино разные методы и направления, находить подход к различным проблемам и людям. Человек с синтетическим треугольником чаще всего хорошо работает с коллективом, умеет собрать вокруг себя последователей или единомышленников, он - хороший организатор.

4. Тау-Квадрат (180°, 90°, 90° оппозиция, два квадрата) . Эта фигура — половина квадрата. Некое подобие «чаши», очень сильно чувствуется незавершенность, есть только половинка целого. Т.к. все аспекты структуры — напряженные, то создается большое напряжение, возникает потребность этот квадрат уравновесить, энергия направляется в точку напротив вершины прямого угла этого треугольника. Сферы, которые затрагивает эта точка, будут желанными и проблемными сферами в жизни человека. Он будет пытаться как-то компенсировать напряжение Т — квадрата, излить энергию в сферу, затрагивающую эту точку. Но это иллюзорная деятельность, планет то там нет! Человек может всю жизнь потратить на эту «мечту» или пытаться заставить других воплотить её за себя.

Треугольный тип конфигурации дает постоянную тягу к гармонии, но ее очень трудно воплотить - все три аспекта дисгармоничны. Оппозиция обычно дает потребность в действии, а оба выхода, оба образа действия, определяемые квадратурами, примерно одинаковы, однообразны и негармоничны.

Тау-квадрат воспринимается окружающими как навязчивая, неуклюжая напористость. Обладатель тау-квадрата в карте ощущает пустоту второй половины сферы, интуитивно пытается «отработать» пустую половину, уравновесить эту фигуру. Возникает проблема компенсации.

Т-квадрат- это не всегда плохая фигура, но сложная. Такие люди склонны к борьбе, в жизни могут быть удары судьбы, потери, утраты и драматические ситуации. Поэтому это фигура дающая энергию, но с другой стороны несущая много проблем. Если в космограмме есть тау-квадрат, то все самые главные проблемы в жизни данного человека, все удары судьбы связаны именно с ним, но и достижения тоже. Самый хороший вариант наличие тау-квадрата с большим треугольником. Есть энергия для борьбы и ярко выраженная одаренность – замечательное сочетание! Человек многого добивается.

Толкование аспектов основано на схеме: что (какая планета) связано с чем (другой планетой) каким образом (каков аспект). При этом, конечно, нужно учитывать, в каких знаках и особенно домах расположены планеты.

Например, Сатурн в I доме в оппозиции с Венерой в VII доме. Сатурн — ог-раничения, форма, структура — связан с Венерой — искусство, красота, партнер-ские отношения — напряженным, блокирующим образом. Что тут может быть? Долг, ответственность, занятость на работе могут мешать личным отношениям, познанию эстетики и гармонии. Наоборот, любовные увлечения могут блокировать профессиональные успехи. В подходе к браку вероятна большая осторожность, не-решительность. Но заключенный брак, даже если он стесняет, может быть проч-ным. Что из этого более важно в случае конкретного субъекта, зависит оттого, мужчина это или женщина, и в каких домах стоят связанные аспектом планеты. До-пустим, мужчина с Сатурном в I доме несколько зажат, схематичен в поведении, опирается на логику и закон, и при оппозиции к Венере в VII доме ему нелегко ус-танавливать личные отношения. Дела на первом месте. Возможна задержка брака до круга Сатурна (29 лет) и далее.

А если это женщина, то ее собственная сексуальность зажата, заблокирована. Ей трудно раскрыть свои чувства и красоту. Если Венера сильнее, чем Сатурн, это легче преодолеть, если сильнее Сатурн — труднее. Если Венера сильная и в I доме, такая женщина может быть легкомысленной, «вертихвосткой», а ее партнер — по-жилой, стесняющий ее (по типу Сатурна).

Так что надо смотреть все факторы. А также дру-гие аспекты данных планет. Допустим, такая же оппо-зиция Сатурна в I доме с Венерой в VII доме, но Сатурн имеет тригон к Марсу в V доме, а Венера имеет сек-стиль кэтому Марсу. Получаем треугольник: И тут блокирующее действие оппозиции практически снято. Нет ни задержки брака, ни трудностей в личных отношениях. Тут получается, что напряжение оппозиции име-ет сток по гармоничным аспектам на Марс, и этот человек даже избыточно сексуа-лен, имеет много связей (в примерах в основном использованы фрагменты реаль-ных гороскопов из практики автора, и выводы основаны на наблюдениях за реаль-ными людьми).

Итак, очень важно, входит аспект в замкнутую фигуру или нет. Изолирован-ный аспект проявляет свою природу в чистом виде. Оппозиция — блокировка, или проекция одного из ее концов на реальный внешний объект, или попеременное дей-ствие концов. Более сильная или более активная по положению в доме планета мо-жет давить другую.

Квадратура — это борьба, конфликт, динамическое напряженное взаимодей-ствие. Тоже и 135 е, но тут немного меньше интенсивность действия, зато больше накал эмоций. Похож по природе и аспект 45°, но туг больше внутреннего, чем внешнего, напряжения и раздражения.

Тригон — аспект халявщика. Все дается легко (но до поры до времени, ино-гда на всю жизнь хватает, иногда нет). Можно ничего не делать. А можно реализовать свои способности, препятствий нет, и тогда только этот аспект позитивен.

Секстиль похож на тригон в том смысле, что возможности хорошие, но что-бы их реализовать, нужно приложить некоторые усилия. Аспект хорош для интеллектуальной деятельности.

Полусекстиль и квиконс — аспекты более прерывистого, порой однонаправленного действия, когда по ходу знаков первая планета воздействует на вторую. Действие квиконса более мощное и резкое, это аспект судьбы, как иногда говорят. Хотя на самом деле все аспекты формируют судьбу и карму.

Ну, а в соединении качества планет сливаются. Когда планеты однородные, они помогают друг другу, усиливаются. Если их природа различна, то они мешают друг другу. Так, соединение Луны и Венеры гармонично. Соединение Солнца и Марса, в общем, тоже, хотя в этой точке очень высокий потенциал, напряжение для действия, воли, даже агрессии. А вот Сатурн будет сдерживать Венеру, если они окажутся в соединении. В медицинской астрологии такое соединение часто дает камни (Сатурн) в почках (Венера). В психологии — трудности в любви, постоянст-во в ней, иногда — холодность, в зависимости от знака. Сатурн в соединении с Марсом блокирует его действие, особенно если Марс не очень сильный, а Марс в свою очередь ломает структуры Сатурна, тем более, если он сильнее. Такое соеди-нение — всегда трудная точка гороскопа: один тащит вперед, другой командует «стоп!».

Важное значение имеет аспект Солнца с Луной. Соединение — это новолуние. Луны не видно, она подавлена Солн-цем. Хорошая работа духа, сознания, воли, но плохо дело с интуицией, природным чутьем, выживаемостью и адаптацией. Квадратуры (первая и последняя четверти) — конфликтны. У человека часто возникают проблемы в доме, семье, с родителями и детьми. Оппозиция — полнолуние. Избыток эмоциональной энергии, хорошая интуиция, адаптация, хотя иногда воля и разум уступают место психическому, эмо-циональному возбуждению. Настроение имеет большое значение. Таким людям хо-рошо быть ближе к природе, заниматься природой, естественными науками, живот-ными и растениями, а не абстрактными вещами. Точные аспекты соединения, квад-ратуры и оппозиции Сатурна и Луны обычно создают проблемы со здоровьем. На-оборот, тригон или секстиль Солнца с Луной поддерживают как здоровье, так и се-мейную жизнь, взаимоотношения с родителями и детьми.

Как мы уже видели, если аспект входит в фигуру, работает уже вся фигура в целом.

По замкнутым фигурам аспектов происходит самореализация человека, его деятельность приводит к успеху, к результату. По треугольникам реализация чаще в «легкой» сфере — наука, искусство, идеи, интеллектуальные способности. По че-тырехугольникам — в «тяжелой», практической сфере, это может быть организация людей, производство, бизнес, политика. Бывают и пяти, и шестиугольники, они указывают на особые способности в определенной сфере.

Если ни одной замкнутой фигуры нет, то у человека есть активность, но мало результатов. Тут нужно или ловить благоприятные моменты (по транзитам, см раз-дел XII), или состыковаться с подходящим партнером, чтобы его планеты замкнули аспекты в фигуру. Тогда успех будет во взаимодействии, а в одиночку — нет,

В некоторых гороскопах одна планета (совсем редко — две) остаются совсем без аспектов. Такая неаспектированная планета является как бы «вещью в себе», человек в ее сфере имеет какие-то особые представления. Часть его личности, свя-занная с этой планетой, не интегрирована в общую структуру.

Если, например, Марс не аспектирован, но он сильный по энергетике и в подходящем доме стоит, то человек может быть сильным, быстрым, даже спортом заниматься, но все это совершенно не помогает ему в остальной жизни. А если не-аспектированная планета еще и слабая (в изгнании или в XII доме, например), то человек про нее как бы забывает. Если это, например, Сатурн, то он вообще не по-нимает, как это быть обязательным, соблюдать какие-то правила. А если это Марс, то он может быть робким и нерешительным. Как включить неаспектированную планету? Или временно, на транзите (внешний «удар» заставит про нее вспомнить хотя бы временно), или при взаимодействии с подходящим партнером. Например, была робкая, а вышла замуж — и так осмелела, жару мужу дает — Марс зааспекти-ровали. Или обязанностей стал целый воз — включили Сатурн. Или путешествия пошли и в ВУЗ поступил — Юпитер заработал.

Одна девушка с неаспектированным Марсом (а Марс в женской карте указы-вает на мужчин) имела личные отношения только с теми, кто имел достаточно сильные аспекты к ее Марсу.

Рассмотрим некоторые наиболее характерные конфигурации аспектов, кото-рые часто встречаются в натальных картах.

Большой крест — наиболее напряженная конфигурация.Жизнь бурная, напряженная. Много событий и проблем. Железная хватка, практические способности. Большие амбиции.

Все проблемы нужно решать вместе, при сосредоточении только на одной из них остальные тут же дадут о себе знать. Часто такие люди очень жесткие. Добиваются успеха, испытывают провалы, снова идут вперед. Однако по этим конфигурациям и гороскопу в целом не нужно судить, «хороший» человек или «плохой», о его мо-ральных качествах. Любой гороскоп оставляет возможности двигаться вверх или вниз. Но с большим крестом не будет одного —спокойной, тихой, пассивной жиз-ни.

Тау-квадрат . Это тоже жесткая конструкция. Отличие от креста в том, что вся накопленная энергия, все напряжение направлено на точку под прямым углом,на вершину треугольника. Конфигурация очень действенная. Есть напряжение и есть куда его приложить. Действие мощное. Человеку приходится много трудиться, преодолевать много трудностей, но он многого добивается, в области планеты на вершине, особенно если эта планета сильная. Здесь можно не разбрасываться, а сосредоточиться на ней. Хорошо, если эти напряженные конфигурации сочетаются с гармоничными аспектами, чтобы было где иногда разрядить напряжение.

Большой тригон (большой трин ) — самая гармоничная конфигурация. Энергия протекает легко. Фигура эта очень устойчивая. У такого человека могут быть особые таланты в области той стихии, в которой распо-ложен большой тригон. Если же он связывает разные стихии (аспекты не точные, с орбисом), то такой тригон менее эффек-тивен. С большим тригоном человеку часто везет, не нужно прилагать усилий. Хотя это иногда ведет к пассивности. Если и так все удается, зачем стараться? Вот тогда-то, на каком-то этапе жизни может произойти «облом», когда даже небольшая трудность выбивает человека из колеи. Так что этот подарок природы нужно ис-пользовать, а не прохлаждаться.

Бисекстиль . Чем-то похож на большой тригон, но тут меньше расслабления, нет пассивности. Это скорее хорошие способности и возможности для работы в любой сфере, особенно интеллектуальной. Успехи чаще всего достигаются в области планеты на вершине.

Косой парус (синтетический треугольник) — очень полезная конфигу-рация. Есть оппозиция, то есть напряжение, которое не дает бездельничать, создает энергию для работы. И есть гармо-ничные пути реализации этой энергии, есть куда ее приложить. Наибольшие результаты в области планеты на вершине (с гармоничными аспектами), а другие аспекты — источник энергии, дают все необходимое для работы.

Вилы (йод, перст судьбы ) — часто какая-то заданная программа в жизни. Редкие, но не случайные повороты судьбы, карьеры, условий жизни. Жизнь динамичная, скачкообразная. Секстиль — хорошие способности для работы, а по планете на острие — наибольшие изменения.

Секира — подобна вилам, но более напряженная. Основной конфликт, проблема — по квадратуре, а раздражение выплескивается на планету на вершине. По ней иногда идут резкие изменения — «отсечения». Важно сделать выходы энергии на эту планету результативными, направить на пользу, чтобы хотя и с напряжением и дискомфортом, но добиться цели, сделать полезное дело.

Дротик — несколько мягче в действии, чем Тау-квадрат и секира. Но принцип тот же — основная проблема и напряжение здесь по квадратуре, а выплескивание — на вершину треугольника. Иногда по ней действия нет, аесть только раздражение, недовольство, дискомфорт.

Синтетический треугольник (тригон , квадрат , квиконс ) — фигура активная, результативная, но действует скорее не постоянно, а импульсами. Основное напряжение — по квадратуре. Легче всего действовать по планете, которая в квадратуру не входит, с ее помощью можно решить проблему квадратуры. Хотя тут точками реализации могут быть все три планеты попеременно.

Повозка — конфигурация практическая, основательная. Есть и напряжение, и пути его снятия для каждой входящей в конверт планеты. Заниматься надо проблемами всей фигуры, но отдельные проблемы оппозиций можно снимать по треугольни-кам. Жизнь динамичная, хорошие практические результаты. Много дел и движения, как в большом кресте, но все мягче и гармоничнее, чем там.

Трапеция — практическая конфигурация, сочетающая напряжение и гармоничные возможности. Можно рассматривать по отдельности треугольники, входящие в трапецию, решая конкретные проблемы. Путей для этого обыч-но несколько.

Парус , дельтовидная фигура — эффективная фигура, указывающая на разнообразные способности, динамичную жизнь с известной долей напряжения и хорошими возможностями реализации, как в практической, так и в духовной сфере.

Биквинтиль и Пальма — все замкнутые фигуры из зеленых аспектов (36°, 72 е, 108°, 144°) указывают на творческие способности человека иих реализацию. Возможность находить нестандартные решения, идти своим путем. Проявляются чаще всего в науке, искусстве, духовной и оккультной сфере.

Часто в карте не одна, а несколько фигур. Бывает даже, что большой тригон и большой крест имеются одновременно. Нужно научиться применять общие прин-ципы толкования, найти, где проблема, где источник напряжения, между чем и чем противоречие, конфликт (напряженные аспекты), каким путем можно его снять (по гармоничным аспектам). Куда направить энергию для реализации (на вершину треугольника, обычно такую, которая не прилегает к наиболее длинной стороне). Где лучше применить способности, на которые указы-вает фигура — в науке, спорте, искусстве, практической жизни и т.д. Многое зави-сит оттого, какие планеты по природе и по силе входят в фигуру, в каких домах они стоят. Все случаи разобрать невозможно, тут многое зависит отопыта и интуиции астролога.

Дополнительная литература Бруно Хубер. Астрологический психосинтез.

Феликс Величко. Планетарные аспекты в натальной карте и в повседневной жизни.

КОНФИГУРАЦИИ АСПЕКТОВ

ЧАСТЬ II

На этом уроке мы разберем ряд конфигураций, где мы наблюдаем смешение красных и синих аспектов.

Когда какая-то фигура разноцветная, то надо руководствоваться принципом общей трактовки: синяя линия это то, что толкает, побуждает к действию, что создает динамику, движение, а красная линия это качество, которое дает себя толкать. Под качествами мы понимаем те способности, те таланты, которые даются красными аспектами и приводятся в действие синими.

Когда красного аспекта нет, то толкать, приводить в движение просто нечего. Получаем конфликты, проблемы, трудности. Слияние красных и синих аспектов в единую фигуру дает гармонию, завершенность ситуации.


Конфигурации, объединяющие красные и синие аспекты



Двойной тригон (Звезда Давида)

Образуется двумя равносторонними треугольниками (Большими тригонами), расположенными в форме шестиконечной звезды. Это конфигурация гармонии, космического равновесия, где верхнее аналогично нижнему, а нижнее аналогично верхнему.

Конфигурация помогает преодолевать опасности и сглаживает возникающие проблемы, повышает восстанавливаемость сил. Показывает одаренность своего обладателя.


Повозка

Конфигурация в виде прямоугольника.

В этом прямоугольнике внутри пролегают две Оппозиции (аспект 180°), а по бокам – длинные основания это Тригоны (аспект 120°), короткие – Секстили (аспект 60°).

Это очень хорошая конфигурация, указывающая на человека, имеющего ряд способностей и одаренностей. При этом человек вынужден использовать свой дар, поскольку две оппозиции его к этому подвигают.

На событийном уровне повозка показывает развитие, но не плавное и размеренное, а рывками, с преодолением препятствий. Ситуация как бы замирает на время, увязнув в болоте, но через какое-то время все оживает и начинается неизбежное движение вперед.

Остановка для того, чтобы сделать выбор, происходит по оппозициям, после чего красные гармоничные аспекты выводят ситуацию на более высокую ступень эволюции.


Полуповозка

Это Оппозиция (аспект 180˚) и над ней Секстиль (аспект 60˚) и Тригон (аспект 120˚).

Конфигурация обладает таким же динамичным влиянием, как и Повозка, но в меньшей степени. Здесь более ярко очерчен выход на планету, находящуюся на вершине.


Трапеция

Основание конфигурации выполнено

Оппозицией (аспект 180°), от нижних вершин трапеции отходят Тригоны (120°), а по бокам Секстили (60°).

Трапеция дает однонаправленное движение, которое сопровождается, в конечном счете, успехом. Это успешная конфигурация. Здесь много красных фигур и есть оппозиция, чтобы всю космическую энергию толкать вверх.

Оппозиция обозначает проблему, а Секстили и Тригоны показывают, что будет, если эту проблему научиться решать.


Парус

Это конфигурация состоящая из двух конфигураций: Большого тригона (три трина по 120°) и Бисекстиль (два секстиля (аспект 60°), расположенный на одной из граней треугольника. Обе конфигурации прорезаны внутри оппозицией (аспект 180°).

Это тоже очень успешная, динамичная конфигурация. Парус заставляет человека проявляться, и дает ему для этого хорошие возможности и благоприятные обстоятельства.
Результат обеспечивается планетами красных конфигураций, а оппозиция указывает на сферу, которая требует проработки для достижения успеха.


Ограда

Конфигурация похожа на Повозку, т.е. это прямоугольник, только выполненный снаружи минорными, красными аспектами, а именно Полусекстиль (аспект 30˚) и Квиконс (аспект 150˚), внутри две Оппозиции (аспект 180°).

Это такая энергия, которая внутри человека постоянно создает борьбу, постоянно задает вопросы: стоит действовать или не стоит. Человек ощущает какие-то внутренние колебания. Оппозиции заставляют принимать решения.

Зеленые конфигурации

Наличие зеленых конфигураций в гороскопе это мощная энергия вдохновения. Эти фигуры усиливают творческий потенциал.


Корабль

Это два Квинтиля (аспект 72°) и Биквинтиль (аспект 144°) в основании.

Конфигурация дает возможность творческого поиска, способность к реформаторству, новаторству. Включаясь, дает возможность реализовать свой звездный час.



Пальма

Длинные ребра это два Биквинтиля (аспект 144˚), а в основании Квинтиль (аспект 72°).

Это конфигурация творческого роста. Питаясь корнями из основания треугольника, позволяет совершить качественный скачок в творческой реализации
(описана гранями треугольника).


Лодка

Это маленький треугольник, в основании которого лежит Квинтиль (аспект 72°), а по бокам два дециля (аспект 36˚).

Это лодка, текущая по течению. Конфигурация дает творческое вдохновение, которое реализуется благодаря влиянию окружения.


Венок

Это зеленый пятиугольник, пятиконечная звезда в гороскопе. Это пять Квинтилей (аспект 72°), которые охватывают весь зодиакальный круг, а внутри пролегают Биквинтили (аспект 144°).

Считается, что в те особые моменты, когда на небе формируется эта конфигурация, на земле рождаются гении.
Конфигурация связана с творческим перерождением, она дает право поиска.

Мы рассмотрели конфигурации, которые выполнены только зелеными аспектами. Их основная задача - усиливать творческий потенциал. Но возможны и комбинации минорных зеленых аспектов с мажорными.


Циркуль

Состоит из оппозиции (аспект 180°) и творческих аспектов: Квинтиля (аспект 72˚) и Тридециля (аспект 108˚).

Динамичнее, чем просто зеленая фигура, потому что здесь есть оппозиция, которая будет толкать, и заставлять проявляться этим зеленым аспектам, побуждать к творчеству. Свобода творчества рождается через борьбу, напряжение по оппозиции.

Черные конфигурации

Конфигурации фобических (черных) аспектов призваны усиливать иррациональные фобии, иррациональные пристрастия, за которые они отвечают.


Замок

Это целиком черный треугольник, который выполнен двумя Полунонагонами (аспект 20˚) и в основании Нонагон (аспект 40˚).
При наличии такого замка вокруг человека образуется почти тюрьма, т.е. в чем-то человек жесточайше контролируется. Замок это негласное, никем не санкционированное повышенное влияние по планете на вершине.
При этом все это происходит не явно, как-то подспудно, вроде бы это и есть, а вроде бы и нет. Но все-таки есть.


Аркан

Это треугольник, грани которого Нонагоны (аспект 40˚), а в основании лежит Бинонагон (аспект 80˚).

Дает еще более серьезное, пристальное внимание к человеку. Конфигурация призывает разорвать цепь кармического долга, из раза в раз возвращая его к нерешенным проблемам, до окончательного выхода из запутанной ситуации.


Клетка

Это конфигурация, состоящая из девяти Нонагонов (аспект 40˚). Это черный девятиугольник.

Человек родился в момент, когда планеты задумали что-то плохое. Внутри обладателя этой конфигурации очень много иррационального. Человек поглощен установкой ограничений как себе и так и другим. Конфигурация часто встречается в гороскопах монахов и аскетов.


Ящик

Это конфигурация в виде черной трапеции. В основании Сентагон (аспект 100˚), вверху Полунонагон (аспект 20˚), по бокам Нонагоны (аспект 40˚) и внутри два Секстиля (аспект 60˚).

Это постоянная внутренняя борьба с самим собой. Секстиль позволяет потакать собственным слабостям. Человек понимает, что поступает не хорошо и постоянно сам с собой борется.


Петров крест

Форма прямоугольника. Внутри пролегают две Оппозиции. По бокам два Бинонагона (аспект 80°), а длинные основания Сентагон (аспект 100°).

Здесь идет сильнейшая внутренняя борьба. Самый сильный источник страха – сам человек.

Алгоритм анализа конфигурации аспектов:

1. Находим в гороскопе конфигурацию

2. Смотрим из каких планет и аспектов состоит конфигурация. Выделяем наиболее сильные планеты.

3. Определяем источник энергетического потока (основание конфигурации) и его конечную цель (вершину конфигурации).

4. Интерпретируем.

ПРАВИЛА:

1. Зачастую включение конфигурации происходит в момент соединения транзитной (-ых) планет с угловыми точками фигуры.

2. Источником энергии является самая большая грань фигуры. Реализация проходит по остальным сторонам. Основание это то, с чего начинается ситуация, внешние стороны это влияющие на результат внешние обстоятельства, внутренние аспекты показывают внутренние причины событий.

3. В треугольниках вся энергия концентрируется на вершине.

4. Синие аспекты в конфигурациях несут энергию разрушения, только если на событийном уровне не создается возможность выхода этой энергии, отсутствует реализация.

5. Чем больше у человека синих фигур, тем больше у человека способность на поступок. Способность на поступок это то, чем наделяют синие аспекты.

Толкование аспектов основано на схеме: что (какая планета) связано с чем (другой планетой) каким образом (каков аспект). При этом, конечно, нужно учитывать, в каких знаках и особенно домах расположены планеты.

Например, Сатурн в I доме в оппозиции с Венерой в VII доме. Сатурн - ог­раничения, форма, структура - связан с Венерой - искусство, красота, партнер­ские отношения - напряженным, блокирующим образом. Что тут может быть? Долг, ответственность, занятость на работе могут мешать личным отношениям, познанию эстетики и гармонии. Наоборот, любовные увлечения могут блокировать профессиональные успехи. В подходе к браку вероятна большая осторожность, не­решительность. Но заключенный брак, даже если он стесняет, может быть проч­ным. Что из этого более важно в случае конкретного субъекта, зависит оттого, мужчина это или женщина, и в каких домах стоят связанные аспектом планеты. До­пустим, мужчина с Сатурном в I доме несколько зажат, схематичен в поведении, опирается на логику и закон, и при оппозиции к Венере в VII доме ему нелегко ус­танавливать личные отношения. Дела на первом месте. Возможна задержка брака до круга Сатурна (29 лет) и далее.

А если это женщина, то ее собственная сексуальность зажата, заблокирована. Ей трудно раскрыть свои чувства и красоту. Если Венера сильнее, чем Сатурн, это легче преодолеть, если сильнее Сатурн - труднее. Если Венера сильная и в I доме, такая женщина может быть легкомысленной, «вертихвосткой», а ее партнер - по­жилой, стесняющий ее (по типу Сатурна).

Так что надо смотреть все факторы. А также дру­гие аспекты данных планет. Допустим, такая же оппо­зиция Сатурна в I доме с Венерой в VII доме, но Сатурн имеет тригон к Марсу в V доме, а Венера имеет сек­стиль кэтому Марсу. Получаем треугольник: И тут блокирующее действие оппозиции практически снято. Нет ни задержки брака, ни трудностей в личных отношениях. Тут получается, что напряжение оппозиции име­ет сток по гармоничным аспектам на Марс, и этот человек даже избыточно сексуа­лен, имеет много связей (в примерах в основном использованы фрагменты реаль­ных гороскопов из практики автора, и выводы основаны на наблюдениях за реаль­ными людьми).

Итак, очень важно, входит аспект в замкнутую фигуру или нет. Изолирован­ный аспект проявляет свою природу в чистом виде. Оппозиция - блокировка, или проекция одного из ее концов на реальный внешний объект, или попеременное дей­ствие концов. Более сильная или более активная по положению в доме планета мо­жет давить другую.

Квадратура - это борьба, конфликт, динамическое напряженное взаимодей­ствие. Тоже и 135 е, но тут немного меньше интенсивность действия, зато больше накал эмоций. Похож по природе и аспект 45°, но туг больше внутреннего, чем внешнего, напряжения и раздражения.

Тригон - аспект халявщика. Все дается легко (но до поры до времени, ино­гда на всю жизнь хватает, иногда нет). Можно ничего не делать. А можно реализовать свои способности, препятствий нет, и тогда только этот аспект позитивен.

Секстиль похож на тригон в том смысле, что возможности хорошие, но что­бы их реализовать, нужно приложить некоторые усилия. Аспект хорош для интеллектуальной деятельности.

Полусекстиль и квиконс - аспекты более прерывистого, порой однонаправленного действия, когда по ходу знаков первая планета воздействует на вторую. Действие квиконса более мощное и резкое, это аспект судьбы, как иногда говорят. Хотя на самом деле все аспекты формируют судьбу и карму.

Ну, а в соединении качества планет сливаются. Когда планеты однородные, они помогают друг другу, усиливаются. Если их природа различна, то они мешают друг другу. Так, соединение Луны и Венеры гармонично. Соединение Солнца и Марса, в общем, тоже, хотя в этой точке очень высокий потенциал, напряжение для действия, воли, даже агрессии. А вот Сатурн будет сдерживать Венеру, если они окажутся в соединении. В медицинской астрологии такое соединение часто дает камни (Сатурн) в почках (Венера). В психологии - трудности в любви, постоянст­во в ней, иногда - холодность, в зависимости от знака. Сатурн в соединении с Марсом блокирует его действие, особенно если Марс не очень сильный, а Марс в свою очередь ломает структуры Сатурна, тем более, если он сильнее. Такое соеди­нение - всегда трудная точка гороскопа: один тащит вперед, другой командует «стоп!».

Важное значение имеет аспект Солнца с Луной. Соединение - это новолуние. Луны не видно, она подавлена Солн­цем. Хорошая работа духа, сознания, воли, но плохо дело с интуицией, природным чутьем, выживаемостью и адаптацией. Квадратуры (первая и последняя четверти) - конфликтны. У человека часто возникают проблемы в доме, семье, с родителями и детьми. Оппозиция - полнолуние. Избыток эмоциональной энергии, хорошая интуиция, адаптация, хотя иногда воля и разум уступают место психическому, эмо­циональному возбуждению. Настроение имеет большое значение. Таким людям хо­рошо быть ближе к природе, заниматься природой, естественными науками, живот­ными и растениями, а не абстрактными вещами. Точные аспекты соединения, квад­ратуры и оппозиции Сатурна и Луны обычно создают проблемы со здоровьем. На­оборот, тригон или секстиль Солнца с Луной поддерживают как здоровье, так и се­мейную жизнь, взаимоотношения с родителями и детьми.

Как мы уже видели, если аспект входит в фигуру, работает уже вся фигура в целом.

По замкнутым фигурам аспектов происходит самореализация человека, его деятельность приводит к успеху, к результату. По треугольникам реализация чаще в «легкой» сфере - наука, искусство, идеи, интеллектуальные способности. По че­тырехугольникам - в «тяжелой», практической сфере, это может быть организация людей, производство, бизнес, политика. Бывают и пяти, и шестиугольники, они указывают на особые способности в определенной сфере.

Если ни одной замкнутой фигуры нет, то у человека есть активность, но мало результатов. Тут нужно или ловить благоприятные моменты (по транзитам, см раз­дел XII), или состыковаться с подходящим партнером, чтобы его планеты замкнули аспекты в фигуру. Тогда успех будет во взаимодействии, а в одиночку - нет,

В некоторых гороскопах одна планета (совсем редко - две) остаются совсем без аспектов. Такая неаспектированная планета является как бы «вещью в себе», человек в ее сфере имеет какие-то особые представления. Часть его личности, свя­занная с этой планетой, не интегрирована в общую структуру.

Если, например, Марс не аспектирован, но он сильный по энергетике и в подходящем доме стоит, то человек может быть сильным, быстрым, даже спортом заниматься, но все это совершенно не помогает ему в остальной жизни. А если не­аспектированная планета еще и слабая (в изгнании или в XII доме, например), то человек про нее как бы забывает. Если это, например, Сатурн, то он вообще не по­нимает, как это быть обязательным, соблюдать какие-то правила. А если это Марс, то он может быть робким и нерешительным. Как включить неаспектированную планету? Или временно, на транзите (внешний «удар» заставит про нее вспомнить хотя бы временно), или при взаимодействии с подходящим партнером. Например, была робкая, а вышла замуж - и так осмелела, жару мужу дает - Марс зааспекти­ровали. Или обязанностей стал целый воз - включили Сатурн. Или путешествия пошли и в ВУЗ поступил - Юпитер заработал.

Одна девушка с неаспектированным Марсом (а Марс в женской карте указы­вает на мужчин) имела личные отношения только с теми, кто имел достаточно сильные аспекты к ее Марсу.

Рассмотрим некоторые наиболее характерные конфигурации аспектов, кото­рые часто встречаются в натальных картах.

Большой крест - наиболее напряженная конфигурация.Жизнь бурная, напряженная. Много событий и проблем. Железная хватка, практические способности. Большие амбиции.

Все проблемы нужно решать вместе, при сосредоточении только на одной из них остальные тут же дадут о себе знать. Часто такие люди очень жесткие. Добиваются успеха, испытывают провалы, снова идут вперед. Однако по этим конфигурациям и гороскопу в целом не нужно судить, «хороший» человек или «плохой», о его мо­ральных качествах. Любой гороскоп оставляет возможности двигаться вверх или вниз. Но с большим крестом не будет одного -спокойной, тихой, пассивной жиз­ни.

Тау-квадрат . Это тоже жесткая конструкция. Отличие от креста в том, что вся накопленная энергия, все напряжение направлено на точку под прямым углом,на вершину треугольника. Конфигурация очень действенная. Есть напряжение и есть куда его приложить. Действие мощное. Человеку приходится много трудиться, преодолевать много трудностей, но он многого добивается, в области планеты на вершине, особенно если эта планета сильная. Здесь можно не разбрасываться, а сосредоточиться на ней. Хорошо, если эти напряженные конфигурации сочетаются с гармоничными аспектами, чтобы было где иногда разрядить напряжение.

Большой тригон (большой трин ) - самая гармоничная конфигурация. Энергия протекает легко. Фигура эта очень устойчивая. У такого человека могут быть особые таланты в области той стихии, в которой распо­ложен большой тригон. Если же он связывает разные стихии (аспекты не точные, с орбисом), то такой тригон менее эффек­тивен. С большим тригоном человеку часто везет, не нужно прилагать усилий. Хотя это иногда ведет к пассивности. Если и так все удается, зачем стараться? Вот тогда-то, на каком-то этапе жизни может произойти «облом», когда даже небольшая трудность выбивает человека из колеи. Так что этот подарок природы нужно ис­пользовать, а не прохлаждаться.

Бисекстиль . Чем-то похож на большой тригон, но тут меньше расслабления, нет пассивности. Это скорее хорошие способности и возможности для работы в любой сфере, особенно интеллектуальной. Успехи чаще всего достигаются в области планеты на вершине.

Косой парус (синтетический треугольник) - очень полезная конфигу­ рация. Есть оппозиция, то есть напряжение, которое не дает бездельничать, создает энергию для работы. И есть гармо­ничные пути реализации этой энергии, есть куда ее приложить. Наибольшие результаты в области планеты на вершине (с гармоничными аспектами), а другие аспекты - источник энергии, дают все необходимое для работы.

Вилы (йод, перст судьбы ) - часто какая-то заданная программа в жизни. Редкие, но не случайные повороты судьбы, карьеры, условий жизни. Жизнь динамичная, скачкообразная. Секстиль - хорошие способности для работы, а по планете на острие - наибольшие изменения.

Секира - подобна вилам, но более напряженная. Основной конфликт, проблема - по квадратуре, а раздражение выплескивается на планету на вершине. По ней иногда идут резкие изменения - «отсечения». Важно сделать выходы энергии на эту планету результативными, направить на пользу, чтобы хотя и с напряжением и дискомфортом, но добиться цели, сделать полезное дело.

Дротик - несколько мягче в действии, чем Тау-квадрат и секира. Но принцип тот же - основная проблема и напряжение здесь по квадратуре, а выплескивание - на вершину треугольника. Иногда по ней действия нет, аесть только раздражение, недовольство, дискомфорт.

Синтетический треугольник (тригон , квадрат , квиконс ) - фигура активная, результативная, но действует скорее не постоянно, а импульсами. Основное напряжение - по квадратуре. Легче всего действовать по планете, которая в квадратуру не входит, с ее помощью можно решить проблему квадратуры. Хотя тут точками реализации могут быть все три планеты попеременно.

Повозка - конфигурация практическая, основательная. Есть и напряжение, и пути его снятия для каждой входящей в конверт планеты. Заниматься надо проблемами всей фигуры, но отдельные проблемы оппозиций можно снимать по треугольни­кам. Жизнь динамичная, хорошие практические результаты. Много дел и движения, как в большом кресте, но все мягче и гармоничнее, чем там.

Трапеция - практическая конфигурация, сочетающая напряжение и гармоничные возможности. Можно рассматривать по отдельности треугольники, входящие в трапецию, решая конкретные проблемы. Путей для этого обыч­но несколько.

Парус , дельтовидная фигура - эффективная фигура, указывающая на разнообразные способности, динамичную жизнь с известной долей напряжения и хорошими возможностями реализации, как в практической, так и в духовной сфере.

Биквинтиль и Пальма - все замкнутые фигуры из зеленых аспектов (36°, 72 е , 108°, 144°) указывают на творческие способности человека иих реализацию. Возможность находить нестандартные решения, идти своим путем. Проявляются чаще всего в науке, искусстве, духовной и оккультной сфере.

Часто в карте не одна, а несколько фигур. Бывает даже, что большой тригон и большой крест имеются одновременно. Нужно научиться применять общие прин­ципы толкования, найти, где проблема, где источник напряжения, между чем и чем противоречие, конфликт (напряженные аспекты), каким путем можно его снять (по гармоничным аспектам). Куда направить энергию для реализации (на вершину треугольника, обычно такую, которая не прилегает к наиболее длинной стороне). Где лучше применить способности, на которые указы­вает фигура - в науке, спорте, искусстве, практической жизни и т.д. Многое зави­сит оттого, какие планеты по природе и по силе входят в фигуру, в каких домах они стоят. Все случаи разобрать невозможно, тут многое зависит отопыта и интуиции астролога.

Дополнительная литература Бруно Хубер. Астрологический психосинтез.

Феликс Величко. Планетарные аспекты в натальной карте и в повседневной жизни.

Ещё не так давно гороскопы приходилось строить вручную, с помощью специальных таблиц: таблицы эфемерид (или просто Эфемериды), в которых указаны положения планет, и таблицы Домов, с помощью которых определяются астрологические дома. Я в свое время начинал строить гороскопы именно с помощью этих таблиц. Затем брался калькулятор, лист бумаги, циркуль, транспортир, линейка, карандаш, фломастеры и работа кипела...

Однако в последние годы появилась много программ, в том числе бесплатных, позволяющих строить гороскоп за считанные секунды и без всяких усилий. Я пользуюсь астрологической программой ZET и считаю её наиболее удобной хоть для новичков, хоть для профи. Можно скачать бесплатную версию этой программы на страничке (например, ZET 9 Lite) Установите и первым делом укажите свой город, где вы сейчас живёте. Затем можно сделать свой гороскоп (кнопка Данные) и двигаться дальше в изучении основ.

Давайте рассмотрим, есть ли в вашей карте особые рисунки, состоящие из нескольких аспектов между планетами. Дело в том, что линии аспектов создают между собой различные геометрические фигуры, которые помогают лучше разобраться в гороскопе.

Аспектные фигуры планет

МЕРСЕДЕС

Большой треугольник (тройной трин) (на рис. - синий треугольник). Состоит из трёх Тринов (гармоничных аспектов по 120 градусов), фигура наделяет ощущением внутренней гармонии и радости, склоняет к созерцанию и медитации, указывает на богатую и одарённую личность, в тех областях жизни (домах), куда указывает Мерседес.

Без напряжённых аспектов к Треугольнику человек может оказаться нереализованной личностью. Главный недостаток: если в гороскопе мало напряжённых аспектов, это вызывает чувство лени из-за сильной внутренней расслабленности (нет внутреннего напряжения), тогда это провоцирует желание потакать своим прихотям.

БИСЕКСТИЛЬ

Бисекстиль (два секстиля) - аспектная фигура, состоящая из трина и двух секстилей. Это приносит помощь со стороны окружения, потому что личность возбуждает симпатию в окружающих людях.

Бисекстиль - энергия гармонии, творческое раскрытие, путь к выходу из стресса, конфликтов. В социальном плане это всегда - творческое самовыражение, дар примирения и конфликтующих сторон, уверенная поддержка в достижении целей и поставленных задач. Однако, несколько бисекстилей в разных углах карты, но без напряжения гороскопа в целом, дают безынициативность, размытость, лень, потакание своим слабостям.

ТВОРЧЕСКИЙ ТРЕУГОЛЬНИК

Творческий треугольник - фигура, образованная тремя планетами: из оппозиции, секстиля и тригона. Благоприятствует творческой деятельности человека и содержит напряжение, дающее стимул к действию, и показывает какой-то талант, и даёт везение.

БУМЕРАНГ или ТАУ-КВАДРАТ

Тау-квадратура (Тау, неполный крест) - состоит из оппозиции двух планет замыкающих в квадрате к третьей. Фигура создаёт сложные проблемы в жизни личности, порождает стрессы, болезни, испытания. Жизнь субъекта с тау-квадратурой превращается в постоянную борьбу. На событийном плане тау-квадрат проявляется в самый неподходящий момент, в неожиданных препятствиях, осложнениях, стрессах.

Один тау-квадрат в гороскопе может быть полезен, два - длительные болезненные испытания, три - хождение по бритве, удары судьбы. Тау-квадрат (из напряжённых планет) - порождает "юродивые" и непредсказуемые поступки, панко-активные проявления субъекта. Самый проблемный тау-квадрат состоит из пяти или шести планет (в соединении) без поддержки гармоничных аспектов.

КРЕСТ

Крест - состоит из четырёх квадратур и двух оппозиций. Все вместе – 4 разных треугольника. Эта фигура называется "Пан или пропал". Как ни парадоксально, часто эта фигура оказывается менее вредоносной, чем тау-квадрат. Это связано с симметрией фигуры относительно центра гороскопа (Земли), равномерным распределением энергии. Благодаря этой энергии субъект может подолгу не спать, много работать, практически ничем не болеть в течение многих лет. Но, если он заболевает, то, как правило, очень тяжело.

Фигура замыкает человека в рамки жестких условий, даёт большое внутреннее напряжение, энергия постоянно требует выхода. Если человек ничего не делает - физически и социально, энергия разрушает его изнутри, что часто вызывает тяжёлые заболевания. Необходим труд с долей здорового фанатизма. Люди с такой фигурой, с детства пытаются найти себя, много пробуют, склонны навязывать миру свои установки, неадекватно воспринимают внешний мир. Не терпят давления и не изменяют своего пути.

Крест - это огромная энергия, способная вознести человека на вершину успеха, и в то же время, могущая привести к полному жизненному краху. Крест даёт хватку, тут практические способности очень велики, хоть и часто мешают амбиции, но и помогает в трудную минуту эта железная хватка.


ПАРУС

Парус - сильнейшая аспектная фигура, образованная большим тригоном, одна из граней которого состоит из бисекстиля. Так же она бывает представлена как два творческих треугольника с общей оппозицией. Парус подчёркивает врождённое понимание гармонии, помогает творить и даёт человеку необходимую подпитку свыше для развития. С такой фигурой в гороскопе легко плыть по течению жизни. При наличии оппозиции в этой фигуре, человек получает дополнительный стимул, потребность постоянно и активно использовать свои способности и возможности.


ПРЯМОУГОЛЬНИК

Прямоугольник (Королевская повозка) - фигура, состоящая из двух творческих треугольников с двумя оппозициями. Эта фигура говорит "нам нет преград, нам всё возможно", людям с такой фигурой под силу очень многие задачи. Это всегда удачное сочетание гармоничных и напряжённых аспектов, которые помогают в достижении целей и реализации планов. С такой фигурой человек очень устойчив в жизни, непробиваем.

Подробнее о статусе планет в гороскопе

В прошлый раз я говорил о планетах, которые в любом гороскопе оказываются: либо у себя дома, в родном Знаке (обитель), либо в гостях у лучшего друга, в родственном Знаке (экзальтация). Или пребывают в положении бедной родственницы, Золушки - в Знаке падения, или же находятся как в тюрьме - изгнание (заточение). Теперь расскажу подробности этой противоречивой жизни планет.

Экзальтированная планета

Экзальтация (exaltatio; лат. "подъём, воодушевление")- бурное настроение с оттенком неестественной восторженности, повышенной возбудимости.

Солнце - Овен
Луна - Телец
Меркурий - Дева
Венера - Рыбы
Марс - Козерог
Юпитер - Рак
Сатурн - Весы
Уран - Скорпион
Нептун - Рак
Плутон - Лев

Планета в экзальтации - это второе (после планеты в обители) важное положение планеты в Знаке, это признак большой и успешной работы над этим качеством в прошлых воплощениях. Она символизирует некий конкретный талант человека, его яркую, заметную способность, которая проявляется с самого детства и может служить для него опорой.

Однако здесь может проявиться завышенная самооценкаи и тогда экзальтация выходит боком. Например, Венера в Рыбах убеждена, что так самоотверженно, как она, любить никто не может. И это даёт большую силу в любви. Однако это же приводит к серьёзным эмоциональным перекосам и проявляется в любовных разочарованиях. Марс в Козероге абсолютно уверен в своей работоспособности и, если это мужчина, то и в своих мужских качествах. Но такая переоценка себя регулярно заставляет судьбу применять контрмеры и всё ставить на своё место. Юпитер в Раке очень располагает к тому, чтобы восхищаться всем традиционным, ортодоксальным и национальным и на этом мировоззрении добиваться авторитета и уважения. Но регулярно такой человек сталкивается с тем, что его картина мира неадекватна и плохо описывает действительность. Вывод такой, что во всём нужна мера, а планета в экзальтации старается сама себя перещеголять.

Планета в экзальтации находится в гостях у другой планеты, как у своей лучшей подруги. Хотя иногда, как, например, в случае Марса в Козероге, свойства гостя и хозяина знака могут быть даже противоположными. Однако энергия планеты именно в этом знаке звучит очень ярко и отчётливо. Можно привести и такую аналогию: если планета в обители находится у себя дома, то в экзальтации она на работе. На работе совсем не так уютно, как дома (представьте себе, например, сталевара возле печи), но планета здесь очень важна и может очень хорошо проявить себя в деле, произвести ощутимый результат. Вот Марс в Козероге - горячая, импульсивная энергия в холодной, сдерживающей и организующей среде. Возникает образ двигателя - жёсткой конструкции, внутри у которой бушует пламя. Результат такого сочетания - полезная работа.

Ещё планета в экзальтации - как подарок судьбы, она символизирует некий конкретный талант человека, его яркую, заметную характеристику, которая проявляется с самого детства и может служить для него опорой. Такую планету важно учитывать при профессиональной ориентации, а если у человека в гороскопе много экзальтированных планет, то для него очень важно, чтобы его деятельность имела ощутимые, реальные результаты.

Как сказал великий астролог Бируни в своем трактате "Наука о звёздах": планета в экзальтации подобна царю на троне. Именно в этом знаке проявляются самые яркие качества планеты и компенсируются недостатки.

Изгнанная планета

Планета в изгнании (заточении) - как будто в чужой стране, где она не знает ни языка, ни обычаев, чувствует себя в изоляции, лишённой поддержки. Если у неё возникает какая-то проблема, даже мелкая, решить её бывает очень трудно - попробуй-ка объясни окружающим, что у тебя не так, если все вокруг говорят по-китайски. В результате планета в знаке изгнания является потенциальным источником всяческих проблем в гороскопе.

Что будет, если планета забредёт в знак, противоположный её владению. Например, изящная девушка-Венера попадёт на стадион, где установлен ринг или борцовский ковёр? Уютно ли ей там будет? Или наоборот, вояка Марс попадёт туда, где нужно искать компромисс, договариваться? Или домохозяйка-Луна в строгом кабинете министра? Или демократ-Уран в абсолютной монархии? Во всех этих случаях планета попадает в чуждую ей среду, где её качества нормально проявиться не могут. Такая планета называется планетой в изгнании. Планета в изгнании и в падении - это комплексы.

Солнце - Водолей
Луна - Козерог
Меркурий - Стрелец и Рыбы
Венера - Овен и Скорпион
Марс - Телец и Весы
Юпитер - Близнецы и Дева
Сатурн - Рак и Лев
Уран - Рак и Лев
Нептун - Близнецы и Дева
Плутон - Весы и Телец

Что делать планете в изгнании или в падении, а точнее, человеку, который имеет такую планету в гороскопе? В большинстве гороскопов одна, а то и несколько планет попадают в такое положение.

Первое, что приходит на ум, - бежать. Планету передвинуть, конечно, нельзя, но можно этой областью жизни не заниматься. Например, Венера в изгнании - избегать партнёрства, не заниматься искусством. Юпитер в изгнании - никуда не ездить и не учиться, не получать высшее образование.

Второй путь - пытаясь скрыть неуверенность в этой области, демонстративно выпячивать эти качества. Это называется гиперкомпенсацией. Марс в изгнании - буду лезть в драку не по делу, грозить кулаком. Пусть даже сильные Марсы в этой драке могут меня побить, но я этого не понимаю, а силу продемонстрирую, может быть, испугаются. Меркурий в изгнании - буду болтать языком, сыпать учёными словечками. Кто понимает в науке, сочтет дураком, а кто нет - подумает, какой умный, всё знает! Сатурн в изгнании - буду требовать от всех дисциплины по мелочам, чтоб ни на полминуты не опаздывали! Хотя сам могу условия договора нарушить, и существенно.

Третий путь - подмена слабого качества сильным. Не хватает ума - компенсирую физической силой. Не хватает эстетики - компенсирую расчётом и дисциплиной. Это приводит к некоторой однобокости развития человека, негармоничности.

Наконец, четвёртый путь - точка роста. Человек упорно работает над планетой в изгнании или в падении и постепенно, с усилиями, достигает хороших результатов.

Падающая планета

Планета в падении - полная противоположность экзальтации. Такой планете не очень уютно, хотя и не так плохо, как в изгнании. Здесь она просто работает слабо. Например, там, где властвует сила (Овен), там мало почитаются законы (Сатурн), там, где всё жёстко закреплено (Козерог), там трудно расширяться (Юпитер), где всё делается по расчёту (Дева), мало места для эстетики (Венера).

Солнце в падении в Весах
Луна - в Скорпионе
Меркурий - в Рыбах
Венера - в Деве
Марс - в Раке
Юпитер - в Козероге
Сатурн - в Овне
Уран - в Тельце
Нептун - в Козероге
Плутон - в Водолее

Самый серьёзный риск такого положения в том, что падение - это положение планеты, при котором человек не ощущает своего недостатка, имеет смутное представление о том, что он сможет сделать, а чего не может. Человек словно не чувствует границ дозволенного, а иногда даже специально культивирует это качество вседозволенности. Проработка планеты в падении идёт через планету, экзальтирующую в том же знаке. То есть, судьба включает механизм компенсации и вынуждает человека с такой планетой проявить её в своём гороскопе через самые выпуклые качества, часто экзальтированно, уж слишком сочно, с налётом некой болезненной яркости.

Например, Венера в Деве в мужской карте даёт робость и неумение строить эмоциональные отношения с женщинами, скромную влюбчивость при чёрствости и эгоизме. Тогда судьба включает отдельные, самые яркие качества Деве (как будто туда попал Меркурий в экзальтации). То есть - такой мужчина обучается любить, ухаживать за женщинами через здравый смысл, через ум и интеллект, он цепляется за эти подпорки всеми силами, получается этакий суховатый "ботаник".

В качестве другого примера рассмотрим Марс в Раке. Обычно он указывает на отсутствие способности к самоутверждению, трусость и эгоизм, выходящий за рамки разумного и приводящий к "позору" падения. Здесь проработка идёт через Юпитер, то есть, через традиционные ценности, через стремление обрести уважение и авторитет в глазах окружающих, через веру или идеологию.

Поэтому очень многие люди с Марсом в Раке обращаются к религии или духовным поискам, вступают в партии (особенно в консервативные или национальные), увлекаются занятиями, которые связаны с традиционной культурой.

При такой проработке падение планеты даёт уникальные способности. В современном обществе есть спрос на всё, что нетипично или уникально. В том числе и на людей, которые скорректировали свои проблемные стороны и могут обучить этому других. Уолт Дисней, имея слабый "падающий" Юпитер, сумел добиться не только личного авторитета, но и построил одну из самых известных сказочных империй - Диснейленд.

Если в экзальтации планета имеет наилучшие условия для того, чтобы проявить себя, то в падении ей, наоборот, всё мешает, или чего-то сильно не хватает. Например, вместо того, чтобы воспользоваться эффективными инструментами, приходится всё делать голыми руками. В результате то, что планета в экзальтации сделала бы естественно, автоматически, от планеты в падении требует значительных усилий, концентрации и изобретательности. Так, Марс в Раке обычно действует нелогично, под влиянием эмоций и идёт к цели уж очень извилистыми и запутанными дорожками.

Планета в падении, как и планета в экзальтации, в гороскопе чаще всего также является признаком какого-то таланта, однако таланта проблематичного, который в детстве и юности приносит больше трудностей и неудач и лишь с возрастом, при условии, что человек работает над собой, начинает приносить свои плоды. Планету в падении также целесообразно учитывать в профессиональной ориентации, но скорее всего она укажет деятельность, в которой человек сможет стать эффективным лишь во второй половине жизни.