Конспект урока "Экономическое развитие в конце XVIII в. – начале XIX в."

Конец XVIII - начало XIX века - эпоха стремительного развития литературы. На хронологически небольшом отрезке истории оказались сконцентрированы основные проблемы века восемнадцатого и поставлены вопросы, которые предстояло решать веку девятнадцатому. Сложность литературной ситуации объясняет возникновение в отечественном литературоведении множества терминов для характеристики явлений данного периода: барокко, классицизм, постклассицизм, неоклассицизм, просветительский классицизм, просветительский реализм, сентиментализм, предромантизм, романтизм, ампир, романтический эллинизм.

Значительное место в литературе этого периода занимает тема античности Древняя Греция, Рим постепенно перестают быть только условным фоном для разговора о современности. При этом осознание исторической, географической и национальной конкретности античной культуры странным образом не удаляет её от современников, а приближает, включая в круг самых острых общественных, политических, эстетических проблем.

Неоклассицизм требовал иного, чем у классицистов, отношения к античности. Исторический взгляд на греческую культуру делал античные произведения не абсолютным, а конкретно-историческим идеалом, поэтому подражание грекам получило иной смысл: в восприятии античного искусства на первый план вышла не его нормативность, а свобода, обусловленность правил, которые позже станут каноном, реальной жизнью народа.

В 1790-х годах в литературе «час настал великих перемен» (по выражению В.Л.Пушкина). Под пером Николая Михайловича Карамзина (1766–1826) меняется самое представление о целях и задачах литературы

С Карамзина начинается непродолжительная эпоха господства «чувствительной» словесности. Внимание писателей-крамзинистов обращено к «душе», к внутреннему миру человека, к его колебаниям, сомнениям, мимолетным переживаниям. Они любят оттенки и переходы, а не трагическую резкость контрастов между добром и злом, восторгом и ужасом, высоким и низким. С литературой классицизма произведения Карамзина и его последователей роднит задача воспитания читателя. Это уже не прямая дидактика, а урок чувствительности, гуманности и тонкого вкуса, преподаваемый автором на собственном примере.

Первым писателем, который открыл нам мир “маленьких людей” был Карамзин. Слово Карамзина перекликается с Пушкиным и Лермонтовым. Самое большое влияние на последующую литературу оказала повесть Карамзина “Бедная Лиза. ” Автор положил начало огромному циклу произведений о “маленьких людях ”, сделал первый шаг в эту неизвестную до этого тему. Именно он открыл дорогу таким писателям будущего как Гоголь, Достоевский и другие. Пушкин был следующим писателем, в сферу творческого внимания которого стала входить вся огромная Россия, ее просторы, жизнь деревень, Петербург и Москва в общем-то писатели на рубеже рубеже XVIII–XIX вв. все чаще стремятся не научить, а запечатлеть в слове образ сложного и противоречивого мира Еще глубже, чем Пушкин, эту тему раскрыл Лермонтов. Наивную прелесть народного характере воссоздал поэт в образе Максима Максимыча.

творчество Крылова(1769–1844). Начинал он как комедиограф и журналист-сатирик, изобличающий общественные пороки, а потом в «шутотрагедии» «Трумф, или Подщипа» (1800) жестоко посмеялся над всей системой ценностей эпохи Просвещения и русского классизма в частности. Позднее в басне – самом дидактичном из «низких» классических жанров – Крылов сумел дать картину мира, несводимую к простым идеям и нравоучениям

Крылов и Карамзин перешагнули в XIX век. Один – в своих баснях, другой – в великой»Истории Государства Российского». Они стоят на самом рубеже новой эпохи. Государственно и общественно полезная словесность XVIII в. на них заканчивается. В литературе наступает время вопросов нравственных, религиозных и исторических, время преодоления культурного конфликта, начатого петровского реформами.

Начало XIX-го столетия в литературном отношении представляет резкую противоположность с концом XVIII века

Литература XIX века, кажется, сразу проявилась во всей зрелости. Если литературу предшествующего века Белинский называл словесностью, то в XIX в. нашел литературу как выражение духовного самосознания народа. Неслучайно ее определяют как классическую, т. е. образцовую. Но таковой она становится, наследуя достижения предыдущих культурных эпох и развивая достигнутое.

Для начала 19в характерно сосуществование четырех литературных направлений. Из прошлого века еще живут классицизм и сентиментализм . Новое время формирует новые направления: романтизм и реализм.

Романтизм , возникший на рубеже веков, в русской литературе развивается в результате 1) влияния европейского романтизма, 2) пробуждения народного самосознания в Отечественной войне 1812 г. 3) формирования идеологий и эстетики декабризма. Как новый художественный метод романтизм утверждает проблему национальной самобытности

Для романтического мироощущения характерен неразрешимый конфликт мечты, идеала с действительностью. Различие, между сторонниками романтизма по существу сводятся к содержательному воплощению мечты (идеала). Характер романтического героя соответствует авторской позиции: герой

К новым литературным направлениям относится реализм. Само его название противостоит романтизму (роман-книга, романтический, т. е. книжный

Общепринятая точка зрения сформулирована Соколовым.

ранний русский романтизм −1801-1815 гг.; представители - Жуковский и Батюшков;

гражданский романтизм - 1816-1825 гг.; представители - поэты-декабристы;

утверждение реализма начинается с 1825 г., т. к. к этому времени в русской литературе реализм представлен творчеством Пушкина («Борис Годунов», «Евгений Онегин») и творчеством Грибоедова («Горе от ума»).

-о неоклассицизме преимущественно на рубеже XVIII-XIX веков, ибо возвращение к античности в различные эпохи продиктовано разными причинами

В отечественном литературоведении существуют разные точки зрения на русский Ренессанс , одна из них - задачи Возрождения выполняла эпоха рубежа XVIII - XIX вв. Именно тогда в европейской литературе получает воплощение национальное самосознание, которое позволяет осваивать многообразную жизнь нации, утверждает суверенную человеческую личность, в литературе вырабатывается литературная форма национального языка и на его почве возникают классические формы национального искусства слова Не раз обращалось внимание и на ренессансный характер творчества А.С. Пушкина

Периодизация истории России

IX – XXI века

Древняя Русь – IX – XII века

Образование Древнерусского государства. Легенда о призвании варягов – 862 год. Рюрик. Олег. Походы на Византию 867, 907, 911 годы. Объединение Новгородской и Киевской земель – 882 год.

Князь Игорь. Княгиня Ольга. Политическое устройство Древнерусского государства до принятия христианства. Князь Святослав, его походы на хазар и болгар. Древнерусское язычество. Быт древних славян.

Князь Владимир. Предпосылки, ход, итоги и значение принятия Русью христианства (Крещение Руси) – 988 год. Устройство русских земель к началу XI века. Устройство Русской церкви. Княжеские междоусобицы после смерти Владимира.

Правление Ярослава Мудрого (1019 – 1054). Деятельность князя Ярослава Мудрого. Митрополит Илларион, «Слово о законе и благодати». «Русская правда», её содержание и значение. Русское летописание. Древнерусская архитектура.

Княжеские междоусобицы во второй половине XI века. 1097 год – княжеский съезд в Любече: «Каждый да держит отчину свою».

Князь Владимир Мономах (1113 – 1125). Борьба с набегами половцев. «Поучение Владимира Мономаха».

Распад Древнерусского государства: причины, ход, последствия. Основные княжества, их политическое устройство: Владимиро-Суздальское княжество, Новгородская земля. Деятельность князей Юрия Долгорукого, Андрея Боголюбского, Всеволода Большое Гнездо.

Культура Древней Руси. «Слово о полку Игореве». Социальный строй в Древней Руси: основные группы населения.

Монголо-татарское нашествие и образование централизованного Русского государства – XIII – XV века

Битва на реке Калка – 1223 год. Нашествие монголов – 1237 – 1238 годы. Разорение Северо-Восточной Руси. Нашествие Батыя на Юго-Западную Русь – 1240 – 1241 годы. Последствия монгольского нашествия. Монгольская система управления Русскими княжествами.

Борьба Руси с нашествием немецких и шведских захватчиков. Князь Александр Невский. Невская битва (1240) и Ледовое побоище (1242).

Возвышение Москвы в начале XIV века: причины и значение.



Князь Иван Калита, его деятельность. Князь Дмитрий Донской (1359 – 1389 годы). Куликовская битва – 1380 год: предпосылки, ход, значение.

Междоусобная война в Московском княжестве в 1425 – 1453 годах, её результат.

Правление Ивана III (1460 – 1505 годы). Свержение монгольского ига, стояние на Угре – 1480 год. Объединение русских земель, присоединение к Москве Твери и Новгорода. Создание централизованной системы государственного управления при Иване III. Судебник 1497 года.

Русская культура XIV – XV веков. Феофан Грек, Андрей Рублёв, Дионисий. Архитектура, Московский Кремль. Аристотель Фиораванти. Роль Русской Православной церкви в объединении русских земель. Сергий Радонежский.

Русское государство в XVI – XVII веках.

Правление князя Василия III (1505 - 1533). Завершение объединения Русских земель. Правление Ивана Грозного (1533 – 1584). Реформы Избранной рады. Судебник 1550 года. Внешняя политика Ивана Грозного. Присоединение Казани (1552) и Астрахани (1556). Ливонская война (1558 – 1583): причины, ход, результаты. Внутренняя политика Ивана Грозного. Опричнина (1565 – 1572). Начало закрепощения крестьян, заповедные года, урочные года. Итоги правления Ивана Грозного.

Царь Фёдор Иванович. Учреждение патриаршества в Русской церкви – 1589 год.

Пресечение династии Рюриковичей (1598). Царь Борис Годунов. Начало Смуты. Причины Смуты. Лжедмитрий I. Царь Василий Шуйский. Восстание Ивана Болотникова. Лжедмитрий II. Польская и шведская интервенция. Первое и второе ополчения. К. Минин и Д. Пожарский. Освобождение Москвы. Воцарение династии Романовых (1613 – 1917). Последствия Смуты.

Царь Михаил Фёдорович (1613 – 1645). Восстановление хозяйства.

Царь Алексей Михайлович (1645 – 1676). Внешняя политика России. Война с Польшей. Воссоединение с Украиной (1653 – 1654). Внутренняя политика. Социальный строй и система управления. Соборное Уложение 1649 года, его основные положения. Окончательное закрепощение крестьян. «Бунташный век» - городские, крестьянские и казацкие восстания. Восстание под предводительством С. Разина (1667 – 1671). Русская православная церковь в XVII веке. Церковный раскол: причины и следствия. Патриарх Никон и протопоп Аввакум. Новые черты в быте и культуре. Начало секуляризации культуры. Литература XVII века. Архитектура, «нарышкинское» барокко. Симон Ушаков. Русская армия в XVII веке, полки «иноземного» строя.

Царевна Софья. Крымские походы. Учреждение Славяно-греко-латинской академии – 1687 год.

Царь Пётр Алексеевич (1672 – 1725) – (1682 – 1725). Личность Петра, черты его характера. Первые годы правления Петра. Азовские походы, их результаты. Великое посольство 1698 – 1699 годов: цели, результаты. Стрелецкие восстания конца XVII века.

Россия в XVIII – начале XX века (Российская империя – 1721 – 1917 годы).

Начало Северной войны (1700 – 1721). Причины войны. Нарвская битва. Основание Петербурга – 1703 год. Военная реформа Петра Великого. Изменения в культуре и быту: введение европейских обычаев: календарь, одежда. Реформа управления, учреждение губерний. Астраханское восстание. Восстание Кондратия Булавина.

Полтавское сражение – 1709 год. Ход и значение Полтавской битвы. Создание и развитие русского военного флота. Морские сражения Северной войны: Гренгам и Гангут. Ход Северной войны в 1710-ых годах. Ништадтский мир 1721 года, его основные положения и его значение. Реорганизация центрального аппарата управления: создание Сената и коллегий. Реорганизация управления Русской церковью, упразднение патриаршества и учреждение Святейшего Синода. Налоговая реформа Петра Великого. Дело царевича Алексея.

Изменения в культуре: первая газета «Ведомости» - 1703 год. Учреждение военных и военно-морских училищ. Учреждение Академии наук – 1724 год. Провозглашение Петра I императором и России – империей – 1721 год, значение этого события. Указ о престолонаследии 1721 года. Смерть Петра Великого – 1725 год. Итоги правления Петра Великого.

Россия в эпоху дворцовых переворотов – 1725 – 1762 годы. Проблемы престолонаследия. Роль гвардии в дворцовых переворотах. Императрица Екатерина I (1725 – 1727). Император Пётр II (1727 – 1730). Верховный тайный совет. Политический кризис 1730 года. «Кондиции» Тайного совета. Воцарение Анны Ивановны (1730 – 1740). Бироновщина. Внешняя политика России в 1730-ые годы: войны с Турцией, их результаты. Дворцовый переворот 1740 года. Правительница Анна Леопольдовна. Дворцовый переворот 1741 года.

Воцарение Елизаветы Петровны (1741 – 1761). Внутренняя политика в 1741 – 1761 годах. Отмена внутренних таможенных пошлин, учреждение первых коммерческих банков. Культура в середине XVIII века. Первый русский постоянный театр. Основание Московского университета – 1755 год. Деятельность М.В. Ломоносова. Русская архитектура середины XVIII века, барокко, В. Растрелли. Живопись: Рокотов, Антропов.

Семилетняя война 1756 – 1763 годов, участие в ней России. Сражения при Гросс-Егерсдорфе и Кунерсдорфе. Итоги войны для России.

Император Пётр III (1761 – 1762). Его политика. Указ о вольности дворянства – 1762 год. Дворцовый переворот 1762 года.

Царствование Екатерины II (1762 – 1796). Личность Екатерины. Начало правления Екатерины. Усиление закрепощения крестьян. Фаворитизм. Созыв Уложенной комиссии – 1767 год: «Наказ» Екатерины, ход работы Комиссии, результаты её работы.

Русско-турецкая война 1769 – 1774 года. Полководческая деятельность П.А. Румянцева. Кючук-Кайнарджийский мир 1774 года, его положения. Начало присоединения к России Северного Причерноморья.

Крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачёва (1773 – 1775). Причины войны, её ход, итоги и значение.

Губернская реформа Екатерины II – 1775 год. Указы об учреждении частных типографий и разрешении свободного предпринимательства. Жалованные грамоты дворянству и городам – 1785 год. Основное содержание и значение грамот.

Русско-турецкая война 1787 – 1791 годов: причины, ход, результаты. Полководческая деятельность А.В. Суворова: Измаил. Деятельность Г.А. Потёмкина. Ясский мир – 1791 год, его значение. Присоединение Крыма к России – 1783 год. Основание Черноморского флота, адмирал Ушаков. Отношение Екатерины к революционной Франции.

Культура России второй половины XVIII века. Архитектура: М. Казаков, П. Баженов. Живопись: В. Боровиковский, Д. Левицкий. Литература: Д. Фонвизин, Г. Державин, А. Радищев.

Итоги правления Екатерины II.

Император Павел I (1796 – 1801). Внутренняя политика Павла. Указ об императорской фамилии – 1797 год, его положения. Крестьянская политика Павла. Военные преобразования Павла. Внешняя политика Павла I. Участие в антифранцузских коалициях. Итальянский и швейцарский походы А.В. Суворова – 1799 год. Заговор против Павла, его причины. Дворцовые переворот 11 марта 1801 года, убийство императора Павла.

Воцарение императора Александра I (1801 – 1825). Личность императора Александра I. Реформы первых лет царствования Александра. Реорганизация системы государственного управления, учреждение министерств. Указ о вольных хлебопашцах – 1803 год. Реформы в области системы образования, учреждение новых университетов, цензурные правила.

М.М. Сперанский, его личность. Проекты Сперанского, их значение. Учреждение Государственного совета.

Внешняя политика Александра I. Войны с наполеоновской Францией (1805 – 1815). Тильзитский мир – 1807 год, его значение. Войны с Турцией и Персией в начале XIX века, их результаты.

Отечественная война 1812 года: ход, итоги, значение. Полководческая деятельность М.И. Кутузова. Бородинская битва – 26-28 августа 1812 года: ход сражения, результат, следствия и значение. Партизанское движение в ходе Отечественной войны 1812 года. Полководцы и герои Отечественной войны 1812 года: П.И. Багратион, М. Барклай-де-Толли, Д. Давыдов. Заграничные походы русской армии – 1813 – 1815 года. Венский конгресс – 1814 – 1815 года, его итоги.

Внутренняя политика Александра I в 1815 – 1825 годах. Политика по крестьянскому вопросу, проекты по отмене крепостного права. Учреждение военных поселений. Деятельность А.А. Аракчеева. Конституционные проекты, «Государственная уставная грамота Российской империи» - 1820 год. Усиление реакционных тенденций во внутренней политике.

Движение декабристов – 1816 – 1825 годы. Первые тайные организации офицеров: «Союз спасения», «Союз благоденствия». Северное и Южное тайные общества. П. Пестель и его «Русская правда». Н. Муравьёв и его конституционный проект. Восстание декабристов 14 декабря 1825 года: ход, результат, итоги, значение. Судьба декабристов.

Кавказская война 1817 – 1864 годов: причины, ход, результаты, значение присоединения Закавказья и Кавказа к Российской империи.

Император Николай I (1825 – 1855). Личность Николая I. Внутренняя политика Николая I. Административные реформы: 3-е отделение собственной его императорского величества канцелярии, корпус жандармов. Кодификация законов: М.М. Сперанский. Крестьянский вопрос в царствование Николая I. Указ об обязанных крестьянах – 1842 год. Реформа государственных крестьян, П.Д. Киселёв. Экономическое развитие России во второй четверти XIX века. Начало промышленного переворота в России.

Внешняя политика Николая I. Кавказская война. Войны с Турцией и Персией, их результаты. Отношения с Европой. Восточный вопрос. Крымская война 1853 – 1856 годов, её причины, ход, результаты, Парижский мирный договор 1856 года.

Культура России первой половины XIX века. «Золотой век» русской культуры. А.С. Пушкин. Литература пушкинской эпохи: М. Лермонтов, Н. Гоголь, В. Жуковский, П. Вяземский, Е. Боратынский. Живопись первой половины XIX века: О. Кипренский, П. Федотов, К. Брюллов. Архитектура первой половины XIX века: русский ампир и классицизм, К. Росси, А. Воронихин. Рождение русской классической музыки, М.И. Глинка, А. Даргомыжский.

Правление императора Александра II (1855 – 1881). Подготовка к отмене крепостного права – 1856 – 1861 годы. «Оттепель» в общественной жизни. Отмена крепостного права – 19 февраля 1861 года. Документы об освобождении крестьян, их содержание, значение. Ход реализации крестьянской реформы. Реакция общества на крестьянскую реформу. Подъём общественного движения в 1860-ые годы. Польское восстание 1863-1864 годов, его влияние на общественную ситуацию в Россию. Судебная, земская и городская реформы – 1864, 1866, 1870 годы. Военная реформа Д.А. Милютина – 1874 год.

Начало народнического революционного движения в России. Революционные организации народников: «Народная воля», «Земля и воля». Революционный террор народников. Покушения на Александра II.

Внешняя политика России при Александре II. Отношения с Германией и Францией. Война с Турцией 1877 – 1878 годов: причины, ход, результаты, значение. Берлинский конгресс 1878 года, его решения.

Внутренняя политика на рубеже 1870-ых – 1880-ых годов. М. Лорис-Меликов, его реформаторские проекты. Убийство Александра II народовольцами 1 марта 1881 года.

Правление императора Александра III (1881 – 1894). Манифест о незыблемости самодержавия 29 апреля 1881 года. Деятельность К.П. Победоносцева. Контрреформы 1880-ых – первой половины 1890-ых годов, их содержание и значение. Революционная деятельность народовольцев. Первые марксистские кружки, группа «Освобождение труда».

Экономическое развитие России в 1880-ые – 1890-ые годы. Рабочий вопрос, фабричное законодательство 1880-ых – 1890-ых годов. Деятельность Н. Бунге, И. Вышнеградского, С. Витте.

Внешняя политика России в правление Александра III. Создание русско-французского союза 1891 – 1894 годов.

Правление императора Николая II (1894 – 1917). Личность императора Николая II. Политическое положение в России на рубеже XIX – XX века. Общественное движение, революционные группы, «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». Начало революционной деятельности В.И. Ленина.

Первая всероссийская перепись населения 1897 года, её результаты. Экономическое развитие России на рубеже XIX – XX века. Реформы С.Ю. Витте. Денежная реформа 1897 года: предпосылки, содержание, последствия.

Новые промышленные районы: Донбасс, Баку. Социальные последствия модернизации и индустриализации. Положение в российской деревне на рубеже XIX – XX века.

Культура России второй половины XIX века. Русская классическая литература: Л. Толстой, И. Тургенев, Ф. Достоевский, Н. Некрасов, А. Чехов, И. Гончаров. Русская живопись, передвижники. Русская музыка, «Могучая кучка», П. Чайковский. Архитектура и скульптура. Грамотность и образование, реформы в области образования в 1860-ые – 1880-ые годы. Русский театр, А.Н. Островский, основание Московского художественного театра, деятельность К. Станиславского.

Русско-японская война 1904 – 1905 годов: предпосылки, ход, итоги. Портсмутский мирный договор 1905 года – содержание и значение.

Первая русская революция 1905 – 1907 годов: причины, ход, основные события, последствия. «Кровавое воскресенье», первые рабочие Советы, восстание на броненосце «Потёмкин», всеобщая Октябрьская забастовка 1905 года. Манифест 17 октября 1905 года, его содержание и значение. Московское декабрьское вооружённое восстание 1905 года.

Основные законы 1906 года. Закон о выборах в Государственную думу. Первая Государственная дума 1906 года: состав, основные вопросы. Вторая Государственная дума 1907 года: состав, основные вопросы. Третья и четвёртая Государственные думы 1907 – 1017 годов: состав и основные вопросы.

Политические партии России: левые, правые, центр. Идеология, программы, деятельность. Социал-демократы: большевики и меньшевики. Социалисты-революционеры, их террористическая деятельность. Кадеты. Октябристы. Правые партии, черносотенцы. Национальные и националистические партии.

Деятельность П.А. Столыпина на посту председателя Совета министров и министра внутренних дел. Закон о военно-полевых судах. Программа реформ Столыпина. Аграрная реформа Столыпина: цели, содержание, реализация, результаты, значение.

Политическое и социально-экономическое развитие России в 1907 – 1914 годах. Политический строй после революции 1905 года. Третьеиюньский государственный переворот 1907 года. Экономическое развитие страны в 1907 – 1914 годах. Рост рабочего движения, события на Ленских приисках в 1912 году.

Внешняя политика России в 1905 – 1914 годах. Обострение отношений с Австро-Венгрией и Германией. Соглашение с Великобританией 1907 года.

Культура России начала XX века. Литература: А. Чехов, М. Горький, И. Бунин. Поэзия «Серебряного века»: А. Блок, А. Ахматова, О. Мандельштам, М. Цветаева, С. Есенин, В. Маяковский. Живопись: модернизм, абстракционизм. М. Врубель, К. Малевич, В. Кандинский, К. Сомов, М. Нестеров, Б. Кустодиев. Русская архитектура начала XX века, Ф. Шехтель. Музыка: К. Скрябин, С. Рахманинов.

Первая мировая война 1914 – 1918 годов: причины, расстановка сил, противостоящие блоки, цели сторон, основные события и сражения. Кампания 1914 года на Восточном фронте: Восточно-Прусская операция 1914 года, результаты. Кампания 1915 года: причины русского отступления. Кампания на Австрийском фронте. Политические последствия русского отступления, кризисные явления в тылу. Формирование оппозиционного блока в Государственной думе. «Министерская чехарда». Распутинщина. Нарастание усталости от войны и революционных настроений. Кампания 1916 года, Брусиловский прорыв. Складывание революционной ситуации к 1917 году.

Февральская революция 1917 года: причины, ход, основные события. Отречение Николая II от престола. Формирование Временного правительства. Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов.

19 век в истории России был ознаменован такими событиями, как Отечественная война 1812 г., декабристы и их восстание 14 декабря 1825 г. на Сенатской площади, Крымская война (1853-1856 гг.), отмена крепостного права в 1861 г.

19 век-это время правления Александра I, его брата Николая I, Алекcандра II и Александра III.

Переворот в геометрии произвели исследования Николая Ивановича Лобачевского , а в медицине — хирурга Николая Ивановича Пирогова . Русские мореплаватели Иван Федорович Крузенштерн и Юрий Федорович Лисянский совершили первое путешествие вокруг света (1803-1806гг.).

В 19 веке творили такие писатели, как Николай Михайлович Карамзин, Александр Сергеевич Пушкин, Михаил Юрьевич Лермонтов, Александр Сергеевич Грибоедов, Николай Васильевич Гоголь, Лев Николаевич Толстой, Федор Михайлович Достоевский.

И это только краткая характеристика этого сложного, тяжелого, порой трагического периода русской истории.

Так каким же он был этот 19 век?

C этого трагического события и начался для России 19 век. Хотя для всего населения смерть императора, произошедшая в результате заговора, была скорее радостным событием, чем печальным. В петербургских лавках в вечеру 12 марта не осталось ни одной бутылки вина.

На престол взошел великий князь Александр Павлович, ставший императором Александром I.

Что же представляла из себя Россия в начале 19 века?

Вместе с Англией и Францией Россия была одной из крупнейших европейских держав, но тем не менее значительно отставала от Европы по уровню экономического развития. Основу экономики составляло с/х, в страны Западной Европы Россия вывозила сырье и сельхозпродукцию. Импорт в основном состоял из машин, инструментов, предметов роскоши, а также хлопка, пряностей, сахара, фруктов.

Экономическому развитию препятствовало крепостное право, многие заговаривали об освобождении миллионов русского крестьянства от такой жестокой зависимости. Александр I, понимая необходимость реформ, принимает в 1803 г. указ о вольных хлебопашцах, по которому крестьяне могли получить освобождение у помещика за выкуп.

Внешняя политика России характеризовалась противоречиями, возникшими у России с Францией и ее императором Наполеоном Бонапартом.

В 1811 г. Наполеон предложил заключить России новое мирное соглашение (вместо Тильзитского мира 1807 г.), но Александр отказался от него, т.к. после подписания договора Наполеон предполагал жениться на сестре русского царя.

12 июня 1812 г. 600 тыс.солдат Наполеона вторглись в Россию.

Император Франции намеревался за 1 мес. дать пограничное сражение и принудить Александра заключить мир. Но одним из планов Александра по ведению войны был такой: если сильнее окажется Наполеон, то отступать, сколько можно.

Все мы помним фразу Михаила Илларионовича Кутузова из фильма: «Отступать дальше некуда, впереди-Москва!»

Как известно, Отечественная война продолжалась год и закончилась поражением Франции.

Александр тем не менее отказался от французских контрибуций, говоря: «Я воевал ради славы, а не ради денег».

Финансы государства находились в тяжелом состоянии, дефицит бюджета был огромным. Внешняя политика того времени получила название «контрреволюционной», а Россию до 50-х гг. 19 в. называли «жандармом Европы». Николай I был вынужден продолжать эту агрессивную внешнюю политику, а также он ставил перед собой задачи по укреплению самодержавия и экономики, но без проведения реформ.

Начал Николай I с создания «Его Императорского Величества канцелярий». Это был его собственный чиновничий аппарат, который должен был наблюдать за исполнением указов.

Это свидетельствовало о том, что царь не доверяет дворянству (что, в принципе, было естественным после восстания декабристов) и правящим классом становятся чиновники. В результате, количество чиновников выросло в 6 раз.
Во время правления Николая I им были проведены следующие преобразования:
  1. Кодификация русского законодательства или сведение всех законов в кодексы, проведенная Михаилом Михайловичем Сперанским. Сперанский, сын бедного сельского священника, становится, благодаря своим способностям, первым советником императора. Он издает 15 томов законов, которые действовали до 1920 г.
  2. Реформа Егора Францевича Канкрина-одного из первых экономистов, допущенных во власть. Канкрин аннулировал все старые деньги и взамен им был введен серебряный рубль (т.к. Россия имела большой серебряный запас). Кроме этого Канкрин ввел таможенные пошлины на почти все ввозимые товары, в результате чего был ликвидирован дефицит бюджета
  3. Реформа Павла Дмитриевича Кисилева или реформа государственной деревни. В результате ее крестьяне получили право иметь недвижимость-частную собственность.

В 1850-х гг. Россия втягивется в серию военных конфликтов, из которых наиболее значительным был конфликт с Турцией, т.к. закончился Крымской войной, которая продолжалась 2 года и Россия потерпела поражение в ней.

Поражение в Крымской войне привело к смерти императора, т.к. по одной из версий, Николай I покончил с собой из-за военных неудач.


Его называли царь-освободитель из-за проведенной им в 1861 г. реформы отмены крепостного права. Кроме этого, им была проведена военная реформа (службу сократили с 20 до 6 лет),судебная (введена 3-х уровневая судебная система, включающая мировой суд, окружной суд и Сенат-высшую судебную инстанцию),земскую (органом местного самоуправления стали земства).

Александр II был убит в 1881 г., его правление закончилось, и на престол взошел его сын Александр III, который за время своего правления не провел ни одной войны, за что его и называли «Миротворцем».

Кроме этого, он сделал вывод, что его отца убили из-за того, что он много реформировал, поэтому Александр III отказывается от реформ, а идеалом для него было правление Николая I. Но он считает, что главный просчет деда — это слабое развитие промышленности и делает все, чтобы деньги были направлены на развитие крупных промышленных предприятий.

Главным источником финансирования промышленного производства был экспорт хлеба, но этих денег не хватает. С назначением на должность министра финансов Сергея Юльевича Витте , политика изменилась. Витте объявляет, что экспорт хлеба-ненадежный источник доходов и вводит винную монополию (бюджет стали называть «пьяным») , золотое обеспечение рубля.

  • Появляется золотой русский рубль, который привлекает иностранные инвестиции.

Итогом этой политики было то, что в конце 19 в. начинается бурный экономический рост и Россия становилась индустриальной державой, хотя русская промышленность лишь на 1/3 была русской, а на 2/3 иностранной.

Итак, несмотря на войны, нестабильную внутреннюю политику, Россия переживает бурный рост промышленного производства, и для того чтобы достичь его стране понадобился целый век- девятнадцатый.

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter .

Восемнадцатый век включает в себя правление Петра I, эпоху дворцовых переворотов и золотой век Екатерины II. Такие перипетии во внутренней политике обусловили неравномерность ее общественного и внешнеполитического развития, но общее направление его осталось согласным реформам Петра Великого.

Внутреннюю и внешнюю политику этого периода трудно разделить. Петр I задумал наладить торговлю с европейскими странами, для этого был необходим выход к морю. Так в 1700 г. началась война со Швецией. Закончилась она только в 1721 г., после подписания мира в городе Ништадте Россия получила выход в Балтийское море. Но еще во время войны стало ясно, что промышленное развитие страны не позволяет вести масштабные европейские войны. Для этого нужны пушки, орудия, корабли и образованные кадры. Война потребовала постройки заводов, кораблей и открытия учебных заведений. К середине века в России заработали 75 металлургических заводов, которые обеспечили страну необходимым чугуном и посылали металл на экспорт. Появился боевой и торговый морской флот и, благодаря ряду открывшихся технических вузов, собственные военные кадры.

Эту же линию развития государства продолжила Екатерина II. После кровопролитной войны 1768-1774 гг. Россия вытеснила Османскую империю с Причерноморья и получила выход к Черному морю. После раздела Польши в состав Российской империи вошли земли Правобережной Украины и Белоруссии. В результате увеличился товарооборот в несколько раз, возросло число мануфактур, появились новые отрасли производства. Таким образом, к концу XVIII века Россия из далекого малозначительного государства на севере стала империей, играющей одну из ведущих ролей в международной политике того времени.

Масштабные реформы Петра Великого и Екатерины II мало поддерживала старая знать страны. Для укрепления трона и императорской власти Петр I стал активно опираться на военное сословие, раздавая за службу земли. Так появилось и стало укрепляться дворянство. В первой четверти восемнадцатого века дворянство делилось на личное и наследственное. Все лица этого сословия обязаны были служить. С течением времени права дворянства все больше расширялись. Земли и титулы стали переходить по наследству, а в конце века служба перестала быть обязательной. Расширение прав дворянства привело к закрепощению крестьян, и к нескольким масштабным бунтам народа.

Еще одной чертой этого столетия стала секуляризация общественной жизни. Петр I упразднил патриаршество и учредил священный синод, а Екатерина II решилась на конфискацию церковных земель. Церковная реформа стала началом абсолютистского периода русской истории. К концу XVIII века, под влиянием идей Вольтера и Дидро, в стране утвердился Просвещенный абсолютизм. В России начинает развиваться светская культура, появился театр, Фонвизин пишет свои комедии, в изобразительном искусстве появляется скульптура и парадный портрет.

В этот век страна избрала путь, догоняющий европейские страны, беря от них то, что понравится. Эта линия развития повлияла на сознание общества, развитие культуры, наук и общественной мысли.

В ходе продолжающейся модернизации гуманитарного образования основное внимание обращается на отбор содержательной части учебной дисциплины «История России» («Отечественная история»). Конкурсы на достойные учебники для средней и высшей школы показали, что эта задача решается более или менее удовлетворительно. Однако неразрешенной проблемой до сих пор остается разработанность дидактических подходов и содержаельное оформление учебников.

Предлагаемое пособие включает:

Текстовой материал – по основным темам курса;

Вопросы и задания (1-й уровень) – репродуктивные вопросы, требующие восприятия знаний из только что прочитанных текстов;

Вопросы и задания (2-й уровень) – продуктивные вопросы, требующие самостоятельного обоснования изучаемого материала;

Проблемные задачи (3-й уровень) – теоретические или реальные противоречия, требующие творческого поиска информации прочитанных текстов и приобретенных ранее знаний;

Практические задания, выполнение которых предполагает применение исторического опыта к проблемам современности;

Первоисточники (фрагменты) и вопросы к ним – для подтверждения достоверности и убедительности изучаемого материала;

Стихи (фрагменты) – для усиления эмоционального восприятия исторических сведений;

Сатирические отступления – для придания историческим событиям большей художественности;

Рубрики «Стоит подумать», «Поразмышляем вместе» и т.п. – для активного осмысления в диалоговой форме (читатель – автор) спорных, альтернативных вопросов, возникающих по ходу чтения текста;

Схемы (структурные и логические) и таблицы – для аккумулирования исторических знаний для восприятия и понимания в более доступном виде;

Дефиниции к терминам, несущим высокую смысловую нагрузку (размещены по ходу текста) – с целью непрерывного и осознанного чтения отрезка текста;

Опорные конспекты (условные обозначения-сигналы, отражающие необходимую для усвоения информацию – для обобщения знаний и более эффективного использования зрительной памяти обучаемых и др.

Изложение истории в предлагаемом пособии рассчитано, по замыслу автора, на четыре уровня усвоения и осмысления исторического материала с целью преподавания курса будущими учителями: для учащихся 8–9 классов; учащихся 10–11 классов; изучающих историю по программе гуманитарных школ (классов); студентов. Такой подход и специально разработанная авторская методика учитывают разные уровни образования и обучения, реальные способности обучаемых, цели и задачи изучения и преподавания истории.

Рождение великой империи

§ 1. Первоначало

Петр Великий – первый император России. До него, как вы помните, начиная с Ивана Грозного правители России носили звание «царь».

Петр I был величественен во всем. Почти трехаршинный рост (аршин = 71 см), «целой головой выше любой толпы», недюжинная мощь в руках – ломал подковы и сворачивал в трубки серебряные тарелки, сплющивал между ладонями чаши из серебра, с размаху перерезал ножом кусок сукна на лету, ловко выхватывал из огня щипцами кусок железа весом в несколько пудов (пуд = 16 кг) и без особого напряжения поднимал его на наковальню. Однажды, будучи в Амстердаме (Нидерланды), во время сильного ветра одной рукой остановил ветряную мельницу – так ему захотелось рассмотреть невиданное для России устройство с вращающимися крыльями. Ходил царь быстро, сопровождающие его лица вынуждены были переходить на бег, имел страсть к бешеным скачкам на двуколке. Не любил чванство (тщеславная гордость, важничанье; кичливость, спесь) и почитания «восточного» типа: запретил падать перед ним на землю или на колени, приказал просто кланяться при встрече.

«Царь, а, пойди же ты, освоил 14 рабочих ремесел!» (Такое заключение сделали немецкие принцессы после встреч с ним.) Как заправский плотник, столяр, токарь владел топором, долотом, пилой, токарным станком. Успехи в ремеслах и отсутствие таковых у его окружения поселили в нем уверенность, что теперь он способен делать все. Петр даже считал себя хорошим стоматологом и занимался зубоврачебной практикой. Говорят, после него остался целый мешок с выдернутыми им зубами – памятник его личного стамотологического действа.

Петр работал, любил, ненавидел – все горячо, без остатка, до дна. Эта страсть распространялась и на его веселье. Он был хлебосол, но порой для многих его угощение становилось «хуже демьяновой ухи». Не будучи пьяницей, царь заставлял некоторых сановников и иноземцев пить «до усмерти». Установил, чтобы на ассамблеях (балах, общественных собраниях) от спиртных напитков не отказывались даже дамы – на западный манер. По словам историка В.О. Ключевского, «в тот век пили много везде в Европе, не меньше, чем теперь, а в высших кругах, особенно придворных, пожалуй, даже больше. Петербургский двор не отставал от своих заграничных образцов». В Англии, к примеру, чтобы побороть пьянство, уже тогда было создано движение за трезвость.

Петр был неприхотлив и прост в бытовой жизни. Царская прислуга, в 10–12 дворян, у многих вельмож вызывала, молчаливо, конечно, презрение малым числом, не знатностью («худородностью») и мизерным для царского уровня жалованьем – на всех 1000 руб. в год. Общие расходы двора не превышали 60 000 руб. в год, в то время как до него эта сумма выливалась в сотни тысяч руб., а после него – в миллионы и десятки миллионов.

Судьбой первому императору России было отведено всего около 53 лет жизни. С его могучим организмом он мог бы жить и нести пользу Отечеству еще долгие годы, но перенапряжение умственных и физических сил и некоторые излишества в повседневной жизни постепенно разрушали его здоровье. Петр болел, и не особо доверяя врачам, сам лечил себя такими чудовищными, но, по его мнению, чудодейственными препаратами, что и в фантастических видениях могут явиться далеко не каждому – потреблением мокриц, червей и им подобных тварей. Окончательно государь слег осенью 1724 г., после одного случая. Русский бот в море сел на мель. Петр бросился в ледяную воду и, стоя в ней по пояс, помогал спасать солдат, в результате чего сильно простудился.

От телесных болезней Петр мучился гораздо меньше, чем от рано постигших его болей души. Всю жизнь без остатка он положил на алтарь Отечества, от чего безмерно утомился. Особенно горько было сознавать, что у него совсем мало оказалось единомышленников, искренне радеющих за судьбу России. Царь порой бился, как рыба об лед, а многие замыслы, малые и великие, так и не переросли в желаемые преобразования, поскольку их исполнение на всех уровнях шло ни шатко, ни валко, а многому откровенно чинились всевозможные препятствия.

Через три месяца после описанного происшествия Петр Великий скончался.

Кончина Петра I в католической Европе была встречена не везде по-христиански. Датчане, к примеру, забыв о милосердии, радовались, многие бурно отмечали это событие. Посол России в Дании А.П. Бестужев-Рюмин с обидой докладывал в Петербург: «Генерально все здесь о том великую радость восприняли»; не только знатные, но и «все подлые с радости опилися было». Кощунствуя, так они мстили покойному царю, поскольку при жизни он отменил незаконные пошлины при прохождении русских кораблей через их проливы, поддерживал политических противников Дании, выдал дочь Анну Петровну за Карла Фридриха, чье владение было захвачено Данией и на этой основе возникли новые противоречия и т.д.

В некоторых странах Запада сознательно вводили в заблуждение своих граждан: открыто писали, что Петр умер не своею смертью, его будто бы отравила жена Екатерина.