Красная пресня революция. Переход


Всего 9 фото

У этого дома славная история, но главное, что здесь бывал Пушкин и поэтому было крайне интересно, как общественным активистам, так и рядовым москвичам, - что-же вышло у реставраторов - невыразительная реплика или все таки реставраторами было проявлено бережное отношение к этому московскому памятнику регионального значения... Этот пост будет незатейливым. Мне просто хотелось сообщить своим друзьям и любителям Старой Москвы, что усадьба Долгоруковых-Бобринских, наконец, готова к нашему лицезрению и фотографированию) Ну, а Москва, в результате, немного полнее обрела свой неповторимый облик, - теперь уже с самых новейших точек зрения и действий властей по превращению нашей столицы в образцовый европейский город и достойный мировой культурный центр.

В этом доме, принадлежавшем старинному русскому княжескому роду Долгоруковых, 7 апреля 1764 года родился поэт И.М. Долгоруков. Позднее владение перешло к доктору медицины, первому профессору анатомии, хирургии и акушерства Московского университета И.Ф. Эразмусу, составившему, кстати, первое акушерское сочинение на русском языке - «Наставление, как женщине в беременности, в родах и после родов себя содержать надлежит». Во время московского пожара в 1812 году дом горел и был восстановлен в 1819 году. В 1832 году в доме квартировал заместитель министра народного просвещения и президент Императорской Академии наук С.С. Уваров, у которого 28 сентября 1832 г. на обеде побывали профессора и адъюнкты Московского университета И.И. Давыдов, М.А. Максимович, М.П. Погодин, С.П. Шевырев, а также поэт А.С. Пушкин, что нашло отражение на мемориальной доске, установленной на выходящем на Малую Дмитровку фасаде здания.
02.

В 1833 году в доме под надзором полиции жил отставной генерал-майор, декабрист М.Ф. Орлов, выпустивший в это время свою книгу «О государственном кредите». В 1860-е годы в этом доме начались первые публичные заседания Московского Археологического общества под председательством его организатора археолога А.С. Уварова. С этого же времени в залах этого дома на протяжении 30 лет проходили выставки художников В.Г. Перова, Г.Г. Мясоедова, И.Е. Репина, В.И. Сурикова, А.К. Саврасова и других. В здании устраивались приёмы, благотворительные вечера, концерты. В 1870-е годы здесь находились классы живописи и рисования, руководимые известным архитектором и живописцем В.О. Шервудом. В 1880-е годы здесь размещалась редакция журнала «Зритель», в котором работали и печатались А.П. Чехов, опубликовавший в журнале в течение одного года 11 очерков, а также его братья Александр и Николай. В начале 1900-х годов в доме разместилось «Русское общество любителей фотографии в Москве», в числе членов которого были известные учёные Н.Е. Жуковский, Н.А. Умов, А.П. Павлов и другие. С 1903 года Обществом издавался журнал «Известия Русского общества любителей фотографии».
03.

В разные годы в доме также жили: чиновник по особым поручениям при московском генерал-губернаторе, затем - московский почтовый директор, знакомый А.С. Пушкина - А.Я. Булгаков; ботаник и математик, профессор С.А. Рачинский; известный адвокат Ф.Н. Плевако; преподавательницы хореографии Московского театрального училища П.П. Лебедева и Л.Н. Гейтен; артистка Малого театра Л. П. Косицкая-Никулина. Усадьба Долгоруковых-Бобринских - на фото ниже - двухэтажное здание на втором плане.

В 1853 году, когда участок принадлежал И.С. Шиловскому, жилой флигель был надстроен каменным вторым этажом (взамен деревянного) и заново декорирован в формах позднего классицизма. Этот сохранявшийся до нашего времени облик здания искажен надстройкой третьего этажа, сооруженной в 1920-х годах.
05.


После революции здание было передано газете «Известия». В 1947-1964 годах в здании бывшей усадьбы располагалась редакция журнала «Новый мир», редактором которого с 1950 по 1954-й и с 1958 по 1970-й годы был писатель А.Т. Твардовский. В это время в журнале впервые публикуется ряд ставших позднее известными произведений, в числе которых «Сороковые, роковые» Д. Самойлова, «Со мною вот что происходит» Е. Евтушенко,«Один день Ивана Денисовича» А. Солженицына, «Не хлебом единым» В. Дудинцева. В 1997 году Постановлением Московской городской думы здание было отнесено к перечню памятников истории и культуры, разрешённых к приватизации. В мае 2007 года дом принят под государственную охрану как «выявленный объект культурного наследия» регионального значения.

До недавнего времени москвичи и гости столицы видели на его месте вот такое сооружение.
Кстати, здание усадьбы полностью снесли, не смотря на запретный статус памятника на предмет сноса.
06.

В 1997 году, Мосгордума включила бывший усадебный дом №1 по Малой Дмитровке в число исторических и культурных памятников, которые разрешили приватизировать. В 2007 неприметный особняк с богатейшей историей взят под охрану российского государства, как региональный памятник культурного наследия.
07.

Ну, и вот, что получилось в результате полного восстановления...
08.

На мой взгляд, вышло неплохо. По крайней мере теперь, спустя многие десятилетия, облик Пушкинской площади обрел, наконец, свой цельный и уникальный образ. Мне лично все понравилось. Может быть профи в области реставрации покопаются в деталях, но в целом могу только порадоваться за Москву, что у нас стало еще немного краше и уютней на улицах.
09.

Источники:

Википедия

Незаконнорожденного сына Императрицы Екатерины II и графа Григория Орлова, появившегося на свет в 1762 году, - часто связывают с усадьбой в городе Богородицке Тульской области. Между тем, фамилия «Бобринский» происходит от названия другой его тульской усадьбы - «Бобрики», что на территории нынешнего города Донского.

ХОДЫРЕВ ПОЧИНОК

В XVI веке население многих тульских городов и поселений составляли в основном военные «засечники», которые держали оборону в сторожевых башнях-крепостях и занимались с семьями освоением плодородных земель. Таким сторожевым местом и был Ходырев Починок, позднее ставший называться Бобрик-горой (что в черте нынешнего города Донского Тульской области). Впервые о нем упоминается в Писцовой книге 1571 года:

«На реке на Дону усть речки Бобрика церковь страстотерпца Георгия поставление и строение приходное, а стоит без пения, а дворов у церкви: двор попов пуст, во дворе пономарь. Пашни в поле доброй земли 5 четьи, да дикого поля 25 четьи...»

Военные холопы князя Мстиславского и их предводитель по кличке Ходор привезли сюда с собой из костромских мест священника. Церковь страстотерпца Георгия просуществовала почти два столетия. А характер поселения постепенно менялся. Князь Мстиславский лишился своих земель, а пришедшие ему на смену новые дворянские помещики укрепляли здесь крепостное право, привозя с собой своих поместных крестьян.

Село расширялось и стало именоваться Спасское-Бобрики (или просто Бобрики), так в этих речных местах обитало множество бобров. В царствие Петра I в верховьях Дона (в том числе и в районе села Бобрики) решено было соорудить огромный для того времени Ивановский канал (Епифанские шлюзы), который должен был соединить Дон с Волгой через Иван-озеро и реки Шат, Упу, Оку.

На строительство со всех концов России были согнаны подневольные крепостные крестьяне. Число их доходило до 20 тысяч человек. Но к 1720 году строительство постепенно прекратилось, так как организованный тогда выход России к Балтийскому морю сделал Ивановский канал просто ненужным. Рабочих отправили назад в свои деревни, а село Бобрики стало, как и прежде, малолюдным…

НАСЛЕДСТВО ЕКАТЕРИНЫ II

В 1763 году Екатерина II стала владеть Бобриковской и Богородицкой волостями в Тульской губернии (ныне это города Донской, Богородицк, Северо-Задонск и Новомосковск). Эти имения царица купила у тогдашнего хозяина этих мест Ладыженского и перевела их из дворцового ведомства в личную собственность. В 1770 году она решила передать свои тульские вотчины (80 километров в длину и 60 километров в ширину) внебрачному сыну от Григория Орлова Алексею, который получил их в наследственное пользование.

«...Что Вы в городе Богородицке и в селе Бобриках дома заложили, а церковь в обоих местах заложите будущею весною, я довольна», - пишет Екатерина II князю С.В. Гагарину в письме от 17 сентября 1773 года. Причем в Богородицке предполагалась лишь летняя усадьба. Закладка большого дворца в «Бобриках» состоялась 24 мая 1773 года, а весной следующего года там была заложена церковь, которая стала носить название «Нерукотворного образа Спасителя».

Осенью 1774 года Алексей был привезен из Германии в Петербург (известные и влиятельные родители скрывали мальчика за границей, и до 12 лет у него не было даже фамилии), затем был представлен Императрице в числе других пажей и помещен в Сухопутный шляхетный кадетский корпус. При поступлении Алексея в корпус стало необходимым окончательно установить для него фамилию. Екатерина в течение 12 лет не могла избрать фамилию для своего внебрачного сына, называя его то Романовым, то Сицким, то принцем Еверским (по своему германскому владению). Наконец, она остановилась на самом простом решении и дала Алексею Григорьевичу фамилию, которая была образована от названия предназначавшегося ему имения - «Бобрики» в Тульской губернии. Так ему была дана фамилия Бобринский.

Строительные работы в «Бобриках» продолжались до 1778 года. Тогда же была освящена местная церковь, построенная по проекту знаменитого архитектора, приверженца классицизма И.Е. Старова, и в ней прошла первая служба. Архитектура храма совершенно не похожа по форме на обычные православные церкви. Здесь отсутствовали традиционные маковки-главы, колокольня была выдвинута на фасад. Весь вид церкви казался очень схожим с собором Петра в Риме. Католические мотивы поначалу вызвали противодействие епископата при Священном Синоде. Но в синодальный период царица являлась также главой церкви, поэтому Синод одобрил проект Старова. Строили церковь тульские и московские мастера под руководством архитектора Я.Л. Ананьева.

Еще в 1776 году также архитектором И.Е. Старовым в «Бобриках» для Алексея Григорьевича Бобринского был построен громадных размеров (даже по современным представлениям) и рядом на живописном холме при слиянии рек Дон и Бобрик разбит прекрасный парк, обустройством которого впоследствии занимался сам . Но у этого дворца - своеобразная судьба. Он никогда не отделывался изнутри и оставался необитаемым…

УСАДЬБА С НЕЖИЛЫМ ДВОРЦОМ

В 1796 году Указом Павла I Бобринскому и его потомкам был дарован титул графов (на фамильном гербе - в том числе и бобер). Именно в это время Алексей Григорьевич с семьей переезжает из Петербурга в Тульскую губернию. Из двух своих владений он выбирает не большую усадьбу в «Бобриках», а гораздо меньшее имение в Богородицке. Возможно, это было связано с тем, что ремонтировать дворец в «Бобриках» было слишком дорого, а в Богородицке все уже было готово для жизни и не требовалось больших капиталовложений. Дворец в «Бобриках» так и остался пустой - никто из семейства там никогда не жил.

Усадьба в Богородицке пришлась по вкусу новым хозяевам. Здесь прожило четыре поколения Бобринских… Умер первый граф Бобринский в 1813 году в родовом имении - в Богородицке, но для вечного упокоения мужа его вдова Анна выбрала усадьбу «Бобрики», дальний угол парка по мысу. Тогда и появилась родовая усыпальница-ротонда из белого камня, оформленная сдвоенными пилястрами, ложными окнами, карнизами под «деревянное зодчество» и словно привинченным куполком-крышкой.

Сооружена ротонда была под руководством архитектора Василия Милинского, считавшего себя учеником Ивана Старова. Усыпальница была построена также в стиле классицизма и гармонично дополняла дворцовый ансамбль. Тело А.Г. Бобринского в 1815 году было торжественно погребено в усыпальнице. Там же со временем нашли свой вечный покой потомки первого графа…

Проходили годы, дворец в усадьбе «Бобрики» ветшал… В начале 1840-х годов его начали частично разбирать… 31 августа 1855 года был запущен в производство сахарный завод в «Бобриках». Построил его Василий Алексеевич Бобринский, младший сын Алексея Григорьевича. Для этого он приказал окончательно сломать дворец, построенный Старовым. Продал медную крышу и материал - из его кирпича в недалеко расположенном отсюда городе Епифани было построено много домов. Часть кирпича пошла на сахарный и винокуренный заводы, которые стали давать ощутимую прибыль. Был также построен одноэтажный дом, где граф жил во время своих летних редких посещений села Бобрики.

НА ГРАФСКИХ РАЗВАЛИНАХ

От зданий сахарного и винокуренного заводов В.А. Бобринского не осталось совершенно никаких следов… В сентябре 1921 года усыпальницу графов Бобринских разграбили и приспособили под склад. Десять гробов из семейного мавзолея закопали в общей могиле за усыпальницей, где покоился прах последней графини Елизаветы, жившей в одиночестве в усадьбе и скончавшейся в 1915 году.

В 1930-е годы усадьба «Бобрики» превратилась в городской парк. Здесь разместили пионерский лагерь и дом отдыха для горняков. А в Свято-Преображенской церкви открылся музей Подмосковного угольного бассейна с уникальным планетарием, существовавшим с 1940 года до начала девяностых годов, работавшим на аппарате, сконструированном сотрудником музея, изобретателем-самоучкой М.В. Чистозвоновым.

Одноэтажный графский дом, возведенный по приказу В.А. Бобринского, просуществовал до 1955 года. Потом он сгорел, а на его месте был построен детский санаторий.

В 1991 году церковь вернули Тульской епархии и отреставрировали, в ней начались службы, а в 1998 году восстановили колокольню. Сейчас этот храм находится в очень хорошем состоянии. В ноябре 2001 года могилу Бобринских отыскали новомосковские археологи. В январе 2004 года графские останки вернулись в усыпальницу, которую начали восстанавливать. На церемонии перезахоронения присутствовал представитель графской династии Алексей Николаевич Бобринский, приехавший из Москвы.

Эта усыпальница по классификации памятников считается единственным этого типа сооружением в России. Об уникальности ее свидетельствует и тот факт, что все чертежи и рисунки сохранены и находятся в архивах Санкт-Петербурга, Москвы и института «Спецпроектреставрация». Однако сейчас, как я увидел на месте, работы по реставрации усыпальницы фактически приостановлены. Само здание и не очень целая ограда вокруг него имеют по-прежнему обветшалый вид, отсутствуют свежие следы штукатурки, побелки и покраски, на крыши здания - среди рубероида по «обрешетке» заметны зияющие дыры, на стенах красуются современные «граффити» совсем не по теме…

Если спуститься от усыпальницы к реке, то недалеко от места впадения в Дон речки Бобрик, у покосившегося самодельного мостика скудные мутноватые речные воды источают очень неприятный запах… Да и сам парк немного ухожен лишь в районе центральной липовой аллеи… И все-таки хочется надеяться на лучшее. Ведь такое место, очень богатое своей насыщенной историей, как бывшая усадьба «Бобрики», заслуживает самого пристального внимания, причем даже на федеральном уровне.

Ансамбль усадьбы сложился в конце XVIII века – это стоящий в глубине владения главный дом, в основе которого палаты середины XVIII (а возможно, и конца XVII) века, и два симметрично поставленных флигеля, выходящих торцами на красную линию улицы - они формируют парадный двор. Дом соединен с флигелями полуциркульными в плане стенками с проездными арками, через которые можно было попасть с парадного двора на хозяйственный, выходивший в Гранатный переулок.

Главный дом – трехэтажный, его центральная часть выделена небольшим ризалитом, увенчанным треугольным фронтоном с гирляндами. Фасад в уровне первого и второго этажа рустованный, наличники окон второго (парадного) этажа украшены сложной лепниной (три центральных окна) и маскаронами. Обращает на себя внимание расположенный над окнами второго этажа барельеф с античным сюжетом, взятым из «Метаморфоз» Овидия - здесь изображены музы и Эмафиды (Пиериды), дерзнувшие состязаться с музами в искусстве пения и превращенные за это в птиц. Боковые ризалиты дома украшены лоджиями с колоннами коринфского ордера и разнообразными арочными нишами и проемами в уровне всех трех этажей. Над парадным входом в здание устроен кованый козырек с фонарями (1820-х гг.). Полуциркульные стенки, соединяющие дом и флигели, оформлены полуколоннами и арочными нишами, и увенчаны балюстрадой. Мраморные статуи во дворе («Парис» и «Елена») были установлены в 1947 г.

Великолепное декоративное убранство парадной анфилады, относящееся к послепожарному периоду, дошло до нашего времени практически в первоначальном виде – парадные залы украшены ампирными живописными плафонами (в том числе выполненными в технике гризайль) с лепными карнизами (в некоторых комнатах - позолоченными), сохранились печи и камины, двери, люстры, наборный паркет. Оформление части помещений (в том числе, вестибюля и лестницы) относится ко второй половине XIX века.

В конце XVIII – начале XIX вв., в то время, когда строилась усадьба, ее владельцем был князь Андрей Николаевич Долгоруков, статский советник, приходившийся внучатым племянником фельдмаршалу Василию Долгорукову. Его младший сын Владимир Андреевич Долгоруков позже стал московским генерал-губернатором и занимал этот пост 35 лет, с 1856 по 1891 гг.

В 1830-х гг. усадьба перешла к новым владельцам – графам Бобринским, представителям младшей ветви династии, родоначальником которой был граф Алексей Григорьевич, внебрачный сын императрицы Екатерины II и ее фаворита графа Григория Орлова. Граф Василий Алексеевич Бобринский получил усадьбу на Малой Никитской в качестве приданого за своей женой Софьей Прокопьевной Соковниной. Позже усадьбу унаследовал их сын Алексей Васильевич, московский губернский предводитель дворянства и член Государственного совета. Как и его отец, он увлекался естественными науками, особенно ботаникой, в своем родовом имении Бобрики занимался разведением редких пород деревьев. Последним владельцем усадьбы был его сын Алексей Алексеевич, прославившийся как ученый-этнограф, организатор и участник исследовательских экспедиций в Среднюю Азию (современные Таджикистан, Узбекистан и Афганистан) и в горы Памира. Был членом Русского географического общества и Императорского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии, автором научных статей и книг; награжден золотой медалью Императорского археологического общества. После революции 1917 года эмигрировал в Италию.

В конце XIX – начале ХХ вв. главный дом усадьбы арендовала мужская гимназия А.В. Адольфа – известного педагога и филолога, директора 5-й московской гимназии. Школа продолжала существовать и в раннесоветские годы. Позже здесь располагались различные учреждения.

Недавно усадьба была передана «Фонду Б.Н. Ельцина». Сейчас здесь ведутся реставрационные работы.