Лицо глагола онлайн. Как определить лицо глагола правильно

Писать от третьего лица просто, надо лишь немного попрактиковаться. Его использование в академических, то есть учебных или научных текстах означает отказ от местоимений «я» или «вы», как правило, с целью достижения более объективного и формального стиля. В художественной литературе третье лицо может принять форму различных точек зрения - точки зрения всезнающего автора, ограниченного повествования от третьего лица (одного или нескольких фокальных персонажей) или объективного повествования от третьего лица. Выбирайте сами, с какой из них вы будете вести свой рассказ.

Шаги

Академическое письмо от третьего лица

    Используйте третье лицо для любых академических текстов. Описывая результаты исследований и научные доказательства, пишите от третьего лица. Так ваш текст будет более объективным. В академических или профессиональных целях эта объективность важна, чтобы написанное вами производило впечатление непредвзятости и, следовательно, заслуживало большего доверия.

    Используйте правильные местоимения. В третьем лице о людях говорится «со стороны». Используйте существительные, имена собственные или местоимения третьего лица.

    • К местоимениям третьего лица относятся: он, она, оно, они и их формы во всех падежах - его, ее, их, ему, ей, им, ими и так далее.
    • Имена людей также подходят для изложения от третьего лица.
    • Пример: «Орлов полагает иначе. Согласно его исследованиям, более ранние заявления по данной теме неверны».
  1. Избегайте местоимений первого лица. Первое лицо предполагает личную точку зрения автора, а значит, такое изложение выглядит субъективным и основанным на мнении, а не на фактах. В академическом эссе следует избегать первого лица (если заданием не предусмотрено иное - скажем, изложить ваше мнение или результаты вашей работы).

    Избегайте местоимений второго лица. Посредством их вы обращаетесь непосредственно к читателю, как будто знаете его лично, и стиль вашего письма становится слишком фамильярным. Второе лицо никогда не следует использовать в научных работах.

    Говорите о субъекте общими словами. Иногда автору нужно сделать отсылку к субъекту, не называя его конкретно. Другими словами, ему требуется упомянуть человека в общем, а не какое-то уже известное лицо. В этом случае обычно и возникает искушение написать «вы». Однако в данном случае уместно будет воспользоваться существительным, носящим обобщенный характер, или местоимением - неопределенным, определительным или отрицательным.

  2. Избегайте избыточной конструкции «он или она». Иногда современные авторы пишут «он или она» вместо «он», хотя субъект изначально упомянут в мужском роде.

    • Такое использование местоимений продиктовано политкорректностью и является нормой, к примеру, в английском языке, но в русском обычно лишь делает фразу избыточной. После существительного «ученый», «врач», «ребенок», «человек» можно и нужно писать «он».
    • Неправильно: «Свидетель хотел дать анонимные показания. Он или она боялся пострадать, если его или ее имя станет известно».
    • Правильно: «Свидетель хотел дать анонимные показания. Он боялся пострадать, если его имя станет известно».

    Точка зрения всезнающего автора

    1. Перемещайте фокус от одного персонажа к другому. Когда вы пишете художественный текст с точки зрения всезнающего автора, повествование перескакивает от одного персонажа к другому, а не следует за мыслями, действиями и словами одного героя. Автор знает все о каждом из них и о мире, в котором они живут. Он сам решает, какие мысли, чувства или поступки открыть читателю, а какие скрыть от него.

      • Допустим, в произведении четыре главных действующих лица: Уильям, Боб, Эрика и Саманта. В разные моменты повествования писателю следует изобразить действия и мысли каждого из них, причем он может делать это в пределах одной главы или абзаца.
      • Пример: «Уильям подумал, что Эрика солгала, но ему хотелось верить, что у нее была на то веская причина. Саманта тоже была уверена, что Эрика лжет, к тому же ее мучила ревность, так как Тони посмел подумать хорошо о другой девушке».
      • Авторам всеведущих повествований следует избегать резких скачков - не стоит менять взгляды персонажа в пределах одной главы. Это не нарушает канонов жанра, но является признаком повествовательной рыхлости.
    2. Раскрывайте любую информацию, какую пожелаете. С точки зрения всезнающего автора рассказ не ограничен переживаниями и внутренним миром единственного персонажа. Наряду с мыслями и чувствами, писатель может открывать читателю прошлое или будущее героев непосредственно по ходу повествования. Кроме того, он может высказывать собственное мнение, оценивать события с позиции морали, описывать города, природу или животных отдельно от сцен с участием персонажей.

      • В определенном смысле автор, пишущий с этой точки зрения, является кем-то вроде «бога» в своем произведении. Писатель может наблюдать за действиями любого персонажа в любой момент, причем, в отличие от наблюдателя-человека, он не только видит внешние проявления, но и способен заглянуть во внутренний мир.
      • Знайте, когда следует скрыть информацию от читателя. Хотя автор может рассказать обо всем, о чем он пожелает, произведению может пойти на пользу доля недосказанности, когда некоторые вещи открываются постепенно. Например, если один из героев окутан аурой загадочности, разумно будет не допускать читателя до его чувств, пока не раскроются его истинные мотивы.
    3. Избегайте использования местоимений первого и второго лица. Местоимения первого лица - «я», «мы» и их формы - могут появляться только в диалогах. То же самое относится ко второму лицу - «ты» и «вы».

      • Не используйте первое и второе лицо в повествовательной и описательной части текста.
      • Правильно: «Боб сказал Эрике: „По-моему, это довольно страшно. А ты как думаешь?”»
      • Неправильно: «Я подумал, что это довольно страшно, и Эрика с Бобом согласились. А вы как думаете?»

    Ограниченное повествование от третьего лица (один персонаж)

    1. Выберите героя, с точки зрения которого вы поведете рассказ. При ограниченном повествовании от третьего лица автор имеет полный доступ к действиям, мыслям, чувствам и взглядам единственного персонажа. Он может писать непосредственно с позиции мыслей и реакций этого персонажа или же отступить в сторону для более объективного рассказа.

      • Мысли и чувства остальных персонажей остаются неизвестными для рассказчика на протяжении всего текста. Выбрав ограниченное повествование, он уже не может свободно переключаться между разными действующими лицами.
      • Когда повествование ведется от первого лица, рассказчик выступает в роли главного героя, в то время как в повествовании от третьего лица все с точностью до наоборот - здесь автор отдаляется от того, что пишет. В этом случае рассказчик может раскрыть какие-то детали, каких не раскрыл бы, если бы повествование велось от первого лица.
    2. Описывайте поступки и мысли персонажа «со стороны». Хотя писатель и фокусируется на одном персонаже, он должен рассматривать его отдельно от себя: личности рассказчика и героя не сливаются! Даже если автор неотступно следует за его мыслями, чувствами и внутренними монологами, вести повествование нужно от третьего лица.

      • Иными словами, местоимения первого лица («я», «меня», «мой», «мы», «наш» и так далее) могут использоваться только в диалогах. Рассказчик видит мысли и чувства главного героя, но герой не превращается в рассказчика.
      • Правильно: «Тиффани чувствовала себя ужасно после ссоры со своим парнем».
      • Правильно: «Тиффани подумала: „Я чувствую себя ужасно после нашей с ним ссоры”».
      • Неправильно: «Я чувствовала себя ужасно после ссоры с моим парнем».
    3. Показывайте действия и слова других персонажей, а не их мысли и чувства. Автору известны только мысли и чувства главного героя, с позиции которого ведется рассказ. Однако он может описывать других персонажей так, как их видит герой. Рассказчик может все то, что может его персонаж; он только не может знать, что творится в голове у других действующих лиц.

      • Писатель может строить догадки или предположения в отношении мыслей других персонажей, но только с точки зрения главного героя.
      • Правильно: «Тиффани чувствовала себя ужасно, но, видя выражение лица Карла, она понимала, что и ему не лучше - а то и хуже».
      • Неправильно: «Тиффани чувствовала себя ужасно. Однако она не знала, что Карлу было еще хуже».
    4. Не раскрывайте информацию, которой не владеет герой. Хотя рассказчик может сделать отступление и описать место действия или других персонажей, он не должен говорить ни о чем, чего не видит или не знает герой. Не перескакивайте от одного персонажа к другому в пределах одной сцены. Действия других персонажей могут стать известными, только если они происходят в присутствии героя (или он узнает о них от кого-то еще).

      • Правильно: «Из окна Тиффани видела, как Карл подошел к дому и позвонил в дверь».
      • Неправильно: «Как только Тиффани вышла из комнаты, Карл вздохнул с облегчением».

    Ограниченное повествование от третьего лица (несколько фокальных персонажей)

    1. Переключайтесь с одного персонажа на другой. Ограниченное повествование от лица нескольких персонажей, называемых фокальными, означает, что автор ведет рассказ с точки зрения нескольких героев поочередно. Используйте видение и мысли каждого из них, чтобы раскрыть важную информацию и помочь развитию сюжета.

      • Ограничьте количество фокальных персонажей. Вам не следует писать с точки зрения множества действующих лиц, чтобы не запутать читателя и не перегрузить произведение. Уникальное видение каждого фокального персонажа должно играть определенную роль в повествовании. Спросите себя, каков вклад каждого из них в развитие сюжета.
      • Например, в романтической истории с двумя главными героями - Кевином и Фелицией - автор может дать читателю возможность понять, что творится на душе у них обоих, описывая события попеременно с двух точек зрения.
      • Одному персонажу можно уделить больше внимания, чем другому, но каждый фокальный персонаж должен получить его долю в тот или иной момент развития истории.

Местоимения (die Pronomen) в немецком языке, как и в любом другом - это часть речи, которая указывает на предмет, признак, качество или человека и может заменять их, не называя.
Местоимения бывают личными, вопросительными, неопределёнными и отрицательными. В этом уроке мы рассмотрим систему личных местоимений в немецком языке.

Личные местоимения: правила, произношение

Как и в русском языке, в немецком существует три лица (1-ое, 2-ое и 3-е) и два числа (единственное и множественное) местоимений. Важно отметить, что в немецком языке также есть и система падежей - всего их четыре. В приведенной ниже таблице показаны местоимения в именительном (Nominativ) падеже.

Обратите внимание, что местоимение “ihr” (вы) используется при обращении на «ты» к группе лиц. Если вы хотите обратиться к кому-то официально или проявить вежливость, то следует использовать местоимение “Sie” (Вы), которое, как и в русском языке, всегда пишется с большой буквы.

Запомните! Личные местоимения ich, du, wir, ihr, Sie всегда обозначают лица. Личные местоимения er, sie (она), es, sie (они) могут обозначать и лица и предметы.

Чтобы знать, каким местоимением заменить то или иное существительное, нужно обязательно знать род существительного. Мы рассмотрим тему рода существительных в одном из следующих уроков, а пока поговорим об еще одной важной части речи - глаголе.

Спряжение глаголов: правила, примеры

Глагол (das Verb) - это часть речи, обозначающая действие, состояние или процесс. Глаголы немецкого языка спрягаются, т. е. изменяются по лицам и числам, временам, наклонениям, имеют залог. Спрягаемые (изменяющиеся) формы глагола называют личными формами глагола.

  1. Лицо и число. Глаголы имеют три лица и два числа - в каждом лице и числе глагол имеет свои окончания. Глаголы, которые употребляются во всех трех лицах, называются личными. Однако, в немецком языке есть глаголы, которые употребляются только в 3-ем лице, единственном числе (например: regnen - идти о дожде). Такие глаголы называются безличными.
  2. Время. Глаголы обозначают действия в трех временах: настоящем, будущем и прошедшем. Для их выражения в немецком языке существуют шесть видо-временных форм.
  3. Наклонение показывает отношение говорящего к высказыванию. Различают изъявительное (der Indikativ), повелительное (der Imperative) и сослагательное (der Konjunktiv) наклонения.
  4. Залог показывает направленность действия. Совершил ли действие субъект самостоятельно, или же действие было совершено над ним.

Глагол в немецком языке также имеет три основные формы: инфинитив (Infinitiv), претеритум (Präteritum) и причастие II (Partizip II). Глагол состоит из основы и окончания «en»: geh-en, schlaf-en, hab-en.

По типу спряжения, глаголы в немецком языке делятся на:

  1. Сильные глаголы. Образуют три формы путем изменения корневой гласной: gehen – ging – gegangen.
  2. Слабые глаголы. Не меняют гласной в корне при спряжении: machen – machte – gemacht.
  3. Глаголы смешанного типа (глаголы, которые проявляют при спряжении одновременно характеристики слабых и характеристики сильных глаголов).
  4. Нерегулярные и модальные.

В этом уроке мы рассмотрим спряжение слабых и сильных глаголов. Все слабые глаголы спрягаются одинаково. Это самая многочисленная группа глаголов в немецком языке. Сильные глаголы изменяются по особым правилам. Это небольшая группа глаголов — ее следует выучить наизусть (все три основные формы). Таблицы глаголов вы можете найти в словаре или в любом учебнике грамматики.

Итак, слабые глаголы — это глаголы, которые:

  • имеют в Imperfekt суффикс -(e)te-;
  • имеют в Partizip II суффикс -(e)t;
  • не меняют гласную в корне: machen – machte — gemacht.

Проспрягаем слабый глагол machen (делать).

Единственное число
ich mache
du machst
er macht
sie
es

Если основа глагола заканчивается на -t, -d, -dm, -tm, -dn, -tn, -chn, -gn, -ffn - то во 2-ом и 3-ем лице единственного числа и во 2-ом лице множественного числа к основе глагола прибавляется соединительная гласная «е».

Проспрягаем глагол baden (мыться).

При спряжении сильных глаголов гласная в корне изменяется во 2-ом и 3-ем лице единственного числа:

  1. a меняется на ä (кроме глагола schaffen — создавать);
  2. au меняется на äu ;
  3. e меняется на i , ie (кроме глаголов gehen — идти, heben — поднимать).

Проспрягаем глагол schlafen (спать). Это сильный глагол, а значит, гласная в корне во 2-ом и 3-ем лице изменится.

Важно! У глаголов, основа которых заканчивается на s, — ss, — ß, — z, — tz во 2-ом лицо единственного числа конечный согласный основы сливается с личным окончанием.

Sie
Задания к уроку

Чтобы закрепить пройденный материал, попробуйте самостоятельно выполнить несколько упражнений.

Упражнение 1. Проспрягайте слабые глаголы:

fragen (спрашивать), lernen (учить), glauben (верить), leben (жить), kosten (стоить).

Упражнение 2. Проспрягайте сильные глаголы:

geben (давать), fahren (ехать), laufen (прыгать), stoßen (толкать), tragen (носить, нести).

Ответы к упражнению 1:

Ответы к упражнению 2.

Ни для кого не составляет труда говорить без ошибок. Произнося слова русского языка, никто даже не задумывается над их составлением и произношением. Однако в письменной речи требуется соблюдение определённых правил. Иногда на уроках русского языка школьникам предлагается определить лицо глагола. Для того чтобы справиться с этой задачей, необходимо придерживаться необходимых рекомендаций. И прежде всего нужно понимать, что представляет собой эта категория?

Определение

Лицом глагола называется грамматическая группа, которая изменяет слово и выражает сопоставимость действия, указанного этим словом по отношению к собеседнику . Другими словами, она обозначает того, кто выполняет это действие. Эта категория свойственна формам в настоящем и будущем времени в изъявительном и повелительном наклонениях и считается одним из признаков, подверженных частым изменениям. Поэтому очень важно знать правила его определения.

Для того чтобы правильно определить эту категорию слов, следуйте нижеперечисленным советам.

Поставьте вопрос к нужному слову:

  • Для 1 лица: что делаю? что делаем? (читаю, читаем).
  • Для 2: что делаешь? что делаете? (читаешь, читаете).
  • Для 3: что делает? что делают? (читает, читают).

Становится понятным, что ко всем словам ставится вопрос как для единственного , так и для множественного числа.

Очень легко можно установить эту категорию с помощью местоимения, подходящего по смыслу. Для этого нужно совершить следующие действия:

  • Для 1 лица: я, мы. – Я сижу, мы сидим.
  • Для 2: ты, вы. – Ты сидишь, вы сидите.
  • Для 3: он она, оно, они. – Она сидит, они сидят.

Уделите внимание личным окончаниям:

  • Глагол 1 лица единственного числа имеет окончания -аю (я бегаю, я падаю) -ую (я рисую, танцую), -яю (я гуляю, стреляю). Во множественном числе: -им, -ем (мы едим, пишем).
  • Во 2 лице единственного числа имеет окончания -ишь, -ешь (ты слышишь, пишешь), а множественного числа: -ите, -ете (вы сидите, пишете).
  • В 3 лице единственного числа имеет окончания -ит, -ет (он сидит, она пишет), а множественного числа: -ут, -ют, -ат, -ят (они идут, гуляют, спешат, сидят).

Неплохо будет воспользоваться специальной таблицей, содержащей примеры. Её можно составить самостоятельно, заполнив примерными словами с каждым видом окончаний . Такой способ поможет с лёгкостью научиться узнавать правильность написания, выучив наизусть окончания.

Запомните: невозможно определить эту категорию слов у глаголов прошедшего времени. Это касается и инфинитива.

Приведём примеры: пела (ты, она, я), петь (тебе, ему, мне). Безличные (морозило, темнело) также не подлежат изменению в такой форме. При помощи подставки нужных местоимений можно сделать вывод, что у подобных форм эта категория отсутствует!

В особенно трудных случаях применяйте способы определения, которые знаете. Формы 1 и 3 лица могут быть выражены повелительном наклонении. В этом случае их образование происходит при участии частиц да, давайте, пусть, пускай .

Последовательность определения

Расскажем поэтапно, как определить эту категорию:

Определение возвратных глаголов, их лица и числа

Возвратный глагол отличается от невозвратного в виде суффиксов -ся и -сь.

  • Суффикс -сь следует за гласными буквами (получилось, понизилось, понравилось).
  • Суффикс -ся следует за окончаниями слов (берёт – берётся, говорит – говорится) и за согласными (обижаются, убеждаются).

Чтобы объяснить, что это такое, приведём примеры:

Роман оделся и собрался на работу. Татьяна обиделась на подругу. Солнце закатилось за тучу.

За словами такой формы никогда не употребляются существительные и местоимения в винительном падеже.

Лицо возвратного глагола в единственном числе определяется по существительному или местоимению, которое относится к глаголу, а также по окончаниям глаголов.

Например: я смеюсь (1), ты смеёшься (2), он смеётся (3), дом строится (3). Во множественном числе эта категория слов определяется так же. Например: они смеются, он смеётся (3), смеёшься, вы смеётесь (2), я смеюсь, мы смеёмся (1).

Лицо глагола является одной из важнейших его категорий. Для того чтобы грамотно писать на русском языке, необходимо научиться правильному определению этой категории. Тщательно изучите правила и алгоритм определения и строго соблюдайте их при письме. Это даст возможность не допустить ошибок.

Г.И. Кустова, 2011

Лицо - словоизменительная грамматическая категория глагола, свойственная финитным (см.) формам настоящего-будущего времени (cм. Время) (презенса). Лицо имеет черты как синтаксической, так и номинативной категории. В русской грамматической традиции формы, имеющие лично-числовой показатель, называются личными, или спрягаемыми (см. Система форм глагола , Финитность ). Парадигма лица включает формы первого, второго и третьего лица. Форма лица показывает, какова роль субъекта глагола (подлежащего) в речевом акте: является ли референт подлежащего говорящим (1-е лицо), адресатом (2-е лицо) или ни тем ни другим (3-е лицо).

1. Морфология

Лицо морфологически выражается флексией настоящего-будущего времени, в которой значение лица совмещается со значением числа (см. Число глагола).

В изъявительном наклонении морфологический показатель лица имеется у форм настоящего и будущего времени (см. ). Формы прошедшего времени изъявительного наклонения и формы сослагательного наклонения не имеют грамматической категории лица, но имеют грамматическую категорию рода . В прошедшем времени и сослагательном наклонении указание на лицо осуществляется в контексте – с помощью существительного или личного местоимения: Я пришел ; Ты пришел ; Он / друг пришел .

1.1. Выражение категории лица: изъявительное наклонение

В настоящем и будущем простом времени глаголы имеют следующие флексии, которые различаются (кроме форм 1-го лица единственного числа) в зависимости от типа спряжения :

Другие архаические формы спряжения глагола быть (я есмь , ты еси ) также встречаются в культовых текстах и текстах высокого стиля и, соответственно, в цитатах из этих текстов:

(3) Господь сказал Петру: «Ты еси Петр, и на сём камне Я создам Церковь Мою» (Мф. 16: 18) [Иоанн Мейендорф. Православное свидетельство в современном мире (1992)]

(4) Утверди, Господи, на камени заповедей Твоих погибшее сердце моё, яко един свят еси и Господь... [Л. Улицкая. Путешествие в седьмую сторону света (2000)]

Связочное и локативное быть обычно имеет нулевую форму: Ты ø болен ; Он ø учитель ; Дети ø в саду .

1.2. Выражение категории лица: повелительное наклонение

2. Употребление: синтаксис и семантика

2.1. Дейктическая природа категории лица

Категория лица связана не только с определенной морфологической формой (финитной, или личной), но и с определенной синтаксической позицией: финитные формы глагола в предложении являются сказуемым (подробнее см. Финитность).

Вопрос о статусе категории лица не имеет в отечественной грамматической традиции однозначного решения. Существует подход, в рамках которого лицо трактуется как чисто синтаксическая (согласовательная) категория, не имеющая собственного номинативного значения. Глагол согласуется в лице с подлежащим [Мельчук 1998:280–281]. При таком подходе даже в безличных и неопределенно-личных предложениях постулируется нулевое подлежащее. В рамках другого подхода принято считать, что лицо глагола имеет собственную семантику, а местоимения являются аналитическими приглагольными показателями лица, в настоящем-будущем времени дублирующими личную флексию. Ср.: «Сочетания типа я пишу , ты пишешь , я писал , ты писал и т.д. являются в русском языке не свободными синтаксическими словосочетаниями, а аналитико-синтетическими формами глагола. Это значит, что элементы я , ты , он в сочетании с пишу , пишешь , пишет выступают не в качестве местоимений, а в качестве (избыточных) личных показателей глагольной формы, что и выражается в их неполной акцентовке» [Исаченко 2003(2):410].

Разнообразие подходов отчасти объясняется тем, что и в семантическом, и в синтаксическом аспекте категория лица имеет отличия от «нормальных» номинативных и синтаксических категорий (см. статью Грамматические категории ).

Что касается содержания категории лица, то, в отличие от номинативных категорий типа числа существительных, отражающих свойства внеязыковой реальности, категория лица ориентирована на речевой акт, т.е. семантика лица имеет дейктический характер. Что же касается согласования по лицу, оно не соответствует каноническим представлениям о согласовании. В стандартном случае согласуемый элемент дублирует граммему контролера согласования: например, согласуемое прилагательное получает граммему рода от согласующего существительного. Категория лица глагола имеет слишком много отклонений от этой схемы, чтобы рассматривать выбор лица как каноническое согласование.

Во-первых, у контролера согласования нет грамматической категории лица. У личных местоимений лицо является лексическим, а не грамматическим значением.

ПРИМЕЧАНИЕ . Существует точка зрения (она обсуждается, например, в [Плунгян 2011:310–312]), что личные местоимения – это замкнутый класс «полностью грамматикализованных лексем», которые не имеют лексического значения, а имеют лишь грамматическое – указывают на участников речевого акта. В русской грамматической традиции эта точка зрения не получила широкого распространения (ср., например, [Виноградов 1947:329–330], [Зализняк 1967:62], [Грамматика 1980(1):§§1270–1280], где личные местоимения считаются обычными лексемами, хотя и с некоторыми особенностями в поведении грамматических категорий).

У существительных тем более нет категории лица: существительные, по умолчанию, приравниваются к местоимениям 3-го лица, поскольку они сочетаются только с формой 3-го лица глагола, однако не может быть грамматической категории, состоящей из одной граммемы, которая к тому же обнаруживается только в форме именительного падежа в позиции подлежащего и только при глаголе настоящего-будущего времени.

В 1-2 лице изъявительного наклонения подлежащее обычно может быть опущено, т.к. форма глагола однозначно на него указывает, а императивные конструкции в стандартной литературной речи обычно употребляются без подлежащего. Более того, при формах совместного действия (см. ) употребление подлежащего запрещено, а его введение превращает императивную форму совместного действия в индикативную форму будущего времени, ср.: Маша, идем в кино! – побуждение; Маша , мы идем в кино – констатация.

Формы 3-го лица тоже могут выражать свое дейктическое значение (‘не говорящий и не адресат’) без подлежащего. Другое дело, что по форме 3-го лица, в отличие от 1-2 лица, нельзя определить референт субъекта глагола. В местоимении-подлежащем 1-2 лица склеены два значения: оно указывает и на участника речевого акта (поскольку это личное местоимение) и на субъекта действия (поскольку это подлежащее). В этом смысле местоимение 3-го лица ничего не дает глаголу 3-го лица: предложение Он скоро придет точно так же не сообщает конкретной информации о референте подлежащего, как и предложение Скоро придет .

Таким образом, выбор лица глагола может не ориентироваться на подлежащее, а апеллировать непосредственно к участникам речевого акта, точно так же, как, например, род глагола в конструкциях типа Врач пришла отражает не род подлежащего, а пол его денотата (подробнее см. в статье Род). Учитывая эти факты, можно говорить, что лицо глагола в русском языке не является целиком согласовательным и имеет черты номинативной категории.

С другой стороны, у категории лица, несомненно, есть согласовательный аспект, который состоит в том, что и подлежащее и сказуемое должны относиться к одному и тому же лицу. Так, если говорящий говорит о себе в 3-м лице, например: Слушай, что тебе мама говорит (при обращении мамы к своему ребенку, т.е. в значении ‘слушай, что я тебе говорю’), 1-е лицо сказуемого не допускается: *Слушай, что тебе мама говорю .

Показательно, что в русской грамматической традиции применительно к связи сказуемого с подлежащим говорят не о согласовании, а о координации : в речевом акте выбирается как бы единый показатель лица, который распространяется и на подлежащее, и на сказуемое. В силу этого в русском языке недопустимы предложения, в которых подлежащее и сказуемое нескоординированы, т.е. предложения вида *Мужчины идем , которые встречаются, например, в адыгейском языке.

Отнесенность действия к лицу может выражаться не только формами глаголов (Довожу до вашего сведения …) и не только личными местоимениями (ср. Мне дежурить Тебе дежурить Ему дежурить ), но также другими средствами – лексическими, конструктивно-синтаксическими, интонационными, ср.: Автор этих строк ; Ваш покорный слуга – отнесенность к 1-му лицу, говорящему; Встать! ; Ко мне! ; Карету! – отнесенность ко 2-му лицу, адресату. В теории функциональной грамматики все эти средства рассматриваются в рамках категории персональности , ядром которой является грамматическое лицо глагола и система личных местоимений [Бондарко 2002:543–567].

2.2. Категориальные значения личных форм

На употребление и интерпретацию лично-числовых форм глаголов влияют различные семантические, синтаксические и коммуникативные факторы.

В изъявительном наклонении формы 1-го и 2-го лица противопоставлены формам 3-го лица, что связано с ориентацией категории лица на речевой акт. Значения 1-го и 2-го лица в грамматиках называют собственно-личными , т.к. они соответствуют говорящему и адресату, которые всегда являются лицами.

В сфере собственно лица противопоставлены 1-е и 2-е лицо. В.В. Виноградов отмечал, что в формах 1-го лица «даже при переносном употреблении отчетливо сохраняется отношение к конкретному субъекту речи», формы же 2-го лица, более абстрактные и неопределенные, могут терять прямое отношение к конкретному собеседнику и получать обобщенное значение [Виноградов 1947:459]. В.В. Виноградов считал, что только контекст определяет, относится ли форма 2-го лица «к конкретному собеседнику, т.е. к единичному ты », к любому лицу (умрешь – похоронят ) или к самому говорящему, т.е. к 1-му лицу (пойдешь , бывало… ) [Виноградов 1947:456].

Значение 3-го лица в грамматиках называют предметно-личным , т.к. субъектом ситуации, обозначаемой формой 3-го лица, может быть как лицо, так и неодушевленный предмет. Форма 3-го лица не содержит информации о субъекте, кроме отрицательной – ‘не является ни говорящим, ни адресатом’, поэтому при отсутствии подлежащего предложения со сказуемым в форме 3-го лица считаются семантически и структурно неполными (о неопределенно-личном и безличном значении форм 3-го лица см. ).

В повелительном наклонении лично-числовая парадигма устроена существенно иначе, чем в изъявительном: как форма 2-го лица (Иди! ; Идите! ), так и форма совместного действия (Идем! ; Идемте! ) включает указание на адресата. Значение конструкции 3-го лица (Пусть он войдет! ) также, по-видимому, содержит имплицитный «адресатный компонент» (что-то вроде ‘скажи ему, чтобы он вошел’).

Таким образом, если в индикативе исходной точкой личной системы является говорящий, то в императиве исходной точкой является адресат.

2.3. Лицо и семантика глагола. Личные и безличные глаголы

В русской грамматической традиции противопоставляются личные глаголы, которые имеют полную лично-числовую парадигму и в предложении выражают значения лица (изменяются по лицам и числам), и безличные глаголы , которые:

  • не изменяются по лицам и числам и, следовательно, не выражают соответствующих грамматических значений (безличные глаголы рассматриваются как находящиеся за пределами категории лица);
  • имеют ограниченный набор форм: употребляются в форме 3-го лица единственного числа настоящего и будущего времени (Смеркается ), в форме среднего рода единственного числа прошедшего времени и сослагательного наклонения (Смеркалось ) и в форме инфинитива (Начинает смеркаться );
  • употребляются в качестве сказуемого безличной конструкции .

Для многих личных глаголов тоже возможно безличное употребление : Краска сильно пахнет Сильно пахнет краской .

Противопоставление личных и безличных глаголов не дублирует противопоставление ситуаций, относящихся и не относящихся к лицу: безличный глагол может описывать состояние человека (Брату не спится ), а личный – ситуацию с неличным субъектом (Платье хорошо смотрится ).

Среди безличных глаголов есть такие, которые не могут быть приписаны человеку, ср. смеркается , холодает , а есть такие, которые обозначают только и исключительно процессы и состояния человека, ср. тошнит , знобит , хочется , неймется . Они представляют эти процессы и состояния как не имеющие источника, однако имеющие субъекта-носителя, выражаемого формами дательного или винительного падежей (тебя знобит ; мне хочется ).

У личных глаголов, т.е. глаголов, формально имеющих полную личную парадигму, употребительность тех или иных форм лица зависит от лексического значения глагола.

Некоторые глаголы обозначают ситуации, субъектом которых не может быть лицо (ржаветь , пригореть , мерцать и под.). У этих глаголов в прямом значении нормально употребляются только формы 3-го лица, но не употребляются формы 1-го и 2-го лица. Как отмечает Ю.П. Князев, такие глаголы «можно было бы назвать неличными» [Князев 2008:371], но данный термин в грамматиках не употребляется.

Кроме того, есть классы глаголов, у которых по семантическим или прагматическим причинам не употребительна форма 1-го лица. Прежде всего, это глаголы поведения и интерпретации (см. [Апресян 2006:145–160]): выпендриваться, задаваться, бахвалиться, пресмыкаться, возноситься, превозносить, лебезить, подхалимничать, кривляться, ломаться, грубить, нарываться, лезть [к кому-л. ], выгораживать и под. Они представляют ситуацию глазами внешнего наблюдателя и обычно содержат отрицательно-оценочный компонент. Для них неестественно употребление в форме 1-го лица настоящего времени: ? Я ломаюсь / пресмыкаюсь / выгораживаю . Однако во многих контекстах запрет на отнесенность к говорящему снимается: Как я его ни выгораживаю , ему всегда объявляют выговор ; В конце концов я, конечно, соглашусь, но для виду немного поломаюсь ; Если я буду лезть к нему с вопросами, ему это не понравится . Ср. также примеры из Корпуса:

(7) Во-первых, живые все-таки люди, а во-вторых, это я бахвалюсь только, на самом же деле нет моей уже воли над вами, а ждет вас то, что вы сами приуготовите для себя. [А. Слаповский. День денег (1998)]

(8) Мне самой это совершенно ясно, но другие почему-то не верят, даже самые близкие друзья. Считают, что я кривляюсь . [И. Грекова. Дамский мастер (1963)]

(9) Боже мой, и чего я кривляюсь , все равно это письмо не попадет не только к тебе, но даже и на почту, так почему же не писать всю правду? [Ю. Герман. Дорогой мой человек (1961)]

(10) Он владеет велосипедом. И я кривляюсь , лицемерю. [Ю. К. Олеша. Цепь (1929)]

(11) А прибавьте к этому самое ужасное, то, что каждый раз, почувствовав настоящее вдохновение, я тут же мучительно ощущаю сознание, что я притворяюсь и кривляюсь перед людьми… [А. И. Куприн. Яма (1915)]

Интерпретационные глаголы с отрицательной оценкой иногда условно называют «глаголами 3-го лица» (из соображений их несовместимости с говорящим), при этом весьма характерной для них является также форма 2-го лица в функции упрека адресату: Что ты ломаешься ! ; Вечно ты его выгораживаешь ! ; Не груби старшим!

Ср. корпусные данные по частотности форм 1/2/3 лица у глаголов бахвалиться и кривляться :

Таблица 1. Формы лица глаголов интерпретации по данным Корпуса

Кроме того, в независимой позиции не допускается 1-е лицо глаголов, которые включают в свою семантику наблюдателя – синтаксически невыразимого субъекта восприятия: показаться , виднеться , белеть , маячить и под.: ? Я покажусь на дороге через несколько минут ; ? Я маячу в окне . В сфере действия определенных предикатов или операторов некоторые из них допускают отнесенность к говорящему: Как только я покажусь из-за угла, включайте камеру (при этом есть глаголы, которые и включают наблюдателя, и требуют неодушевленного субъекта, т.е. никогда не допускают 1-го лица: *Соседи видели, как я белею у подъезда , ср.: У подъезда белеет какой-то ящик ).

Наконец, у некоторых глаголов внутреннего состояния существует запрет на употребление формы 1-го лица настоящего времени в независимых отрицательных предложениях: ? Я не знаю , что ты приехал , ср.: Я не знал, что ты приехал ; Они думали, что я не знаю о его приезде .

Считается также, что у некоторых глаголов, обозначающих внутренние процессы и состояния человека (типа видеть , хотеть и под.), формы 1-го лица, наоборот, более употребительны, чем формы других лиц. Ср. корпусные данные по глаголам хотеть и видеть :

Таблица 2. Формы лица глаголов внутренних процессов и состояний человека по данным Корпуса

хотеть

Видеть

Безличное употребление имеют следующие семантические группы глаголов:

- состояния и явления природы, окружающей среды (светает, вечереет, смеркается, морозит, холодает и др.):

(62) До колонки надо было идти минут пятнадцать, не меньше. ― Уф, как печет ... ― пробормотала Валя, вытирая лоб. [Т. Тронина. Русалка для интимных встреч (2004)]

- физические и психические состояния человека (взгрустнется, вздумается, (не ) верится, дышится, дремлется, знобит, кажется, (не ) лежится, лихорадит, надоедает, нездоровится, неймется, неможется, першит, подмывает (спросить ), претит, приспичит, саднит, сдается, (не ) сидится, (не ) спится, не терпится, тошнит, хочется, (не ) читается и др.):

(63) Жене моей нездоровится . [М. Шишкин. Всех ожидает одна ночь (1993-2003)]

(64) Каждый жил сам по себе и делал всё, что ему вздумается . [В. Медведев. Баранкин, будь человеком! (1957)]

(65) Кто ж мог знать, что мне приспичит выйти из машины в эту самую минуту. [К. Сурикова. ДТП (2003)]

- события и процессы, не контролируемые человеком, который в них вовлечен (доведется , угораздит и под.):

(66) Доведется ли еще когда-нибудь увидеть спектакли этого великого театра? [В. Давыдов. Театр моей мечты (2004)]

- модальные состояния (надлежит, не годится, остается, подобает, придется, следует, стоит, удается ):

(67) В этих условиях приходится обращаться к опыту зарубежных исследователей, причём тех, кто работал в относительно схожих социальных, политических и экономических условиях. [«Отечественные записки» (2003)]

(68) Таким образом, вузам остаётся смириться с ситуацией, когда не студенты конкурируют между собой за право учиться, а институты― за право их учить. [«Коммерсантъ-Власть» (2002)]

(69) К выбору средства для ночного ухода стоит отнестись особенно тщательно. [«Даша» (2004)]

- количественные оценки (хватает, достает ):

(70) Как и прежде, в мире хватает социально-политических, экономических, межэтнических, религиозных и других противоречий. [«Отечественные записки» (2003)]

(71) У родителей просто не хватает ни времени, ни сил на разнообразные «педагогические изыски», в результате эти детишки, не испытывающие изнуряющего прессинга родительской любви, вырастают более уравновешенными, уверенными в себе и целеустремлёнными людьми. [«100% здоровья» (2003)]

(72) Нам, русским, недостает последовательности в уме и мы не владеем силлогизмом Запада... [П. А. Сорокин. Заметки социолога. Славянофильство наизнанку (1917)]

В безличной форме часто выступают глаголы физических процессов и физических изменений, представленных как результат действия стихийных сил (Дождь смоет надпись Дождем смоет надпись ; Течение относит лодку Течением относит лодку ):

(73) А другой раз сидит у себя в комнате, ветер пахнёт, уверяет, что простудился; ставнем стукнет , он вздрогнет и побледнеет; а при мне ходил на кабана один на один [М. Ю. Лермонтов. Герой нашего времени (1839-1841)]

- болевые ощущения и непроизвольные движения : (Колет в боку; Ноет в груди, Рану щиплет; В груди печет; Ногу сводит; Его так перекосит ):

(74) Иной раз так прихватит , что хоть ложись и помирай. [И. Грекова. Перелом (1987)]

Формы страдательного залога (cм. Залог):

(75) Виктор Илюхин внёс проект заявления Госдумы о кадровом укреплении правоохранительных органов. В нём президенту предлагается освободить Грызлова от должности. [«Газета» (2003)]

(76) Однако по мусульманским канонам женщине запрещается оставлять открытыми части тела, кроме овала лица и кистей рук. [«Адвокат» (2004)]

Безличное употребление не связано только с формой 3-го лица единственного числа. В прошедшем времени и сослагательном наклонении, где личные флексии отсутствуют, безличное употребление имеет форма среднего рода единственного числа:

(77) Какие там кружева? Наталье Петровне опостылело их плести. [А. Эфрос. Профессия: режиссер (1975-1987)]

  • 3-е лицо множественного числа
    • неопределенно-личное значение :

Действие представлено как совершаемое «неопределенным субъектом». Речь идет о конкретном действии, которое может совершаться неопределенным количеством лиц (За стеной разговаривают ) или одним лицом (К вам еще придут ; Ждите, вам позвонят – возможно, один человек), подробнее см. Неопределенно-личные предложения (см.):

(78) А между тем меня силою задержали здесь, тычут в глаза лампой, в ванне купают , про дядю Федю чего-то расспрашивают ! [М. А. Булгаков. Мастер и Маргарита (1929-1940)]

Говорящему неизвестно или не важно, кто совершает действие; или он по какой-то причине не хочет называть субъекта.

Неопределенно-личная форма может обозначать только действие человека: На улице шумят можно сказать только о людях, но не о деревьях, машинах и т.д. В [Мельчук 1974] отмечается, что неопределенно-личная конструкция Его исцарапали выражает присутствие в ситуации агенса-человека, в отличие от пассивной конструкции Он был исцарапан . Еще одна особенность неопределенно-личных конструкций, в отличие от обобщенно-личных, состоит в том, что в обобщенно-личных конструкциях говорящий может включать себя в обобщенный субъект, ср. Такие книги перечитываешь с удовольствием (‘любой, и я в том числе’), а неопределенно-личные конструкции, напротив, выражают «отчуждение», дистанцированность от 1-го лица (см. [Булыгина, Шмелев 1997:341–347]). В литературе приводится целый ряд примеров такого отчуждения, ср. примеры из [Храковский 1991]: «высказывание Работу закончили в 5 часов неуместно, если речь идет о работе, выполненной говорящим, в отличие от Работа была закончена в 5 часов , где такого запрета нет»; ср. также пример из [Падучева 2012]: Дни поздней осени бранят обыкновенно, но я ее люблю (Пушкин), где говорящий не просто «исключается из потенциального множества лиц, которые имеются в виду в качестве субъекта», но и противопоставляется этому множеству. Исключение составляют случаи типа Говорят тебе …; Да тебе же добра желают, пойми! , которые в [Булыгина, Шмелев 1997:341] трактуются как результат смещения эмпатии.

Неопределенно-личное значение могут иметь как формы множественного лица 3-го лица, так и формы множественного числа прошедшего времени и сослагательного наклонения, не имеющие формального показателя лица:

(80) Яблоки и чернослив традиционно подают с гусем. [Рецепты национальных кухонь: Скандинавская кухня (2000-2005)]

(81) Отсюда «о вкусах не спорят » – истина отнюдь не этического и не психологического, а физиологического свойства. [Рецепты национальных кухонь: Франция (2000-2005)]

Современные исследователи объясняют различия между обобщенно-личными и неопределенно-личными предложениями разным референциальным статусом (см. Референциальный статус) третьеличного нуля, который усматривается в таких предложениях. Третьеличный нуль может иметь конкретно-референтный статус , если предложение соотносится с конкретной единичной ситуацией», как в примере:

(82) Ваш роман прочитали, ― заговорил Воланд, поворачиваясь к мастеру, ― и сказали только одно, что он, к сожалению, не окончен. [М. Булгаков, Мастер и Маргарита]

а «может иметь родовой статус , как в предложениях Цыплят по осени считают ; Лежачего не бьют » [Падучева 2012].

2.5.2. Повелительное наклонение

  • 2-е лицо единственного числа :
    • значение обобщенного лица : действие относится к любому субъекту:

(83) Береги честь смолоду! (пословица)

(84) Только Григорий Александрович, несмотря на зной и усталость, не хотел воротиться без добычи, таков уж был человек: что задумает, подавай ; видно, в детстве был маменькой избалован... [М. Ю. Лермонтов. Герой нашего времени (1839-1841)]

Форма 2-го лица единственного числа может выражать долженствование, при этом она может использоваться в обобщенно-личном значении:

(85) А вот беда-то, когда его обидит такой человек, которого не обругать не смеет; тут уж домашние держись ! [А.Н. Островский. Гроза (1860)]

(86) Куда ни кинь , везде клин. (пословица)

(87) Он писатель. Да, он писатель. А у него нет даже своего кабинета. Боже мой, прямо хоть плачь над несчастной судьбой писателя Иванько. [В. Войнович. Иванькиада, или рассказ о вселении писателя Войновича в новую квартиру (1976)]

Есть также употребления, где действие представлено как обобщенное, но относится к самому говорящему:

(88) Как ты думаешь, сказать ему, что я уже еду домой, или не надо: отмазывайся потом от него! [Смс-сообщения старших школьников (2004)]

(89) А у меня еще зуб был с дуплом, разболелся что-то... должно быть, после купанья, ― так разболелся, хоть плачь . [А. Некрасов. Приключения капитана Врунгеля (1960-1980)]

  • 2-е лицо множественного числа
    • вежливая форма:

Форма множественного числа может относиться к одному лицу:

(90) «Заверните , пожалуйста, всё» – говорю я, возвращая жетон. [«Знание - сила» (2003)]

(91) Попробуйте объяснить свою точку зрения партнёру, чтобы прийти к общему решению, которое устроило бы вас обоих. [«Даша» (2004)]

  • обобщенное лицо :

Побуждение в таких употреблениях обращено к любому лицу, включая адресата:

(92) Не экспериментируйте над собственным ребёнком, не заставляйте его всеми силами оправдывать возложенные на него надежды. [«100% здоровья» (2003)] =‘никому не нужно, не следует экспериментировать’

  • форма совместного действия

Как и форма 1-го лица множественного числа изъявительного наклонения, форма совместного действия может выражать значение :

(93) ― Давайте не будем рыдать, гражданка, ― спокойно сказал первый, а бухгалтер, чувствуя, что он здесь совершенно лишний, выскочил из секретарской и через минуту был уже на свежем воздухе. [М. А. Булгаков. Мастер и Маргарита (1929-1940)]

М. 1967.

4. Основная литература по теме

  • Бенвенист Э. Общая лингвистика. М. 1974. С. 292–300.
  • Бондарко А.В. Теория значения в системе функциональной грамматики. На материале русского языка. М. 2002. С. 543–586.
  • Бондарко А.В., Буланин Л.Л. Русский глагол. Л. 1967. С. 135–149.
  • Булыгина Т.В., Шмелев А.Д. Референциальные, коммуникативные и прагматические аспекты неопределенноличности и обобщенноличности // Бондарко А.В. (ред.) Теория функциональной грамматики. Персональность. Залоговость. СПб. 1991. С. 41-62.
  • Булыгина Т.В., Шмелев А.Д. Лицо и время в наивно-языковой модели мира // Булыгина Т.В., Шмелев А.Д. Языковая концептуализация мира (на материале русской грамматики). М. 1997. С. 319–381.
  • Виноградов В.В. Русский язык. Грамматическое учение о слове. М. 1947. С. 452–477.
  • Гиро-Вебер М. Эволюция так называемых безличных конструкций в русском языке двадцатого века // Русский язык: пересекая границы. Дубна. 2001. С. 66–77.
  • Грамматика 1970 – Шведова Н.Ю. (ред.) Грамматика современного русского литературного языка. М.: Наука. 1970. С. 362–365.
  • Кибрик А.Е. Типологические обобщения и грамматическая теория (на материале «аномалий» личного спряжения) // Кибрик А.Е. Константы и переменные языка. СПб. 2003. С. 270–304.
  • Кибрик А.Е. Опыт морфологической реконструкции когнитивной структуры (на материале сферы личного дейксиса в алюторском языке) // Кибрик А.Е. Константы и переменные языка. СПб. 2003. С. 369–377.
  • Князев Ю.П. Глагол // Морфология современного русского языка. СПб. 2008. С. 355–542.
  • Мельчук И.А. Курс общей морфологии. Т. II. М.–Вена. 1998. С. 202–212.
  • Плунгян В.А. Введение в грамматическую семантику: Грамматические значения и грамматические системы языков мира. М. 2011. С. 310–321.
  • Грамматика 1980 . – Шведова Н.Ю. (ред.) Русская грамматика. М.: Наука. 1980. Т. I. С. 636–640.
  • Бондарко А.В. (ред.) Теория функциональной грамматики. Персональность. Залоговость. СПб. 1991.
  • Шахматов А.А. Личные формы глагола; Безличные формы глагола // Шахматов А.А. Синтаксис русского языка. 3-е изд. М. 2001. С. 462–470.
  • Шведова Н.Ю. Входит ли лицо в круг синтаксических категорий, формирующих предикативность // Русский язык за рубежом, 4. 1971.
  • Шмелев Д.Н. Стилистическое употребление форм лица в современном русском языке // Вопросы культуры речи, 3. М. 1961.
  • Якобсон Р.О. Шифтеры, глагольные категории и русский глагол // Принципы типологического анализа языков различного строя. М. 1972.

Лица в русском языке являются важным морфологическим признаком самостоятельных частей речи. Хорошо владея этим правилом, можно без труда определять тип односоставных предложений, а также правильно составлять

Русский язык богат своим словесным многообразием, но и среди такого огромного выбора есть основа, фундамент языка. Этой основой являются самостоятельные части речи. в русском языке может «научить» правильно писать сложные орфограммы глаголов, правильно согласовывать их с другими частями речи, а также правильно составлять видовые формы. Глагол - это одна из главных самостоятельных частей речи, обозначающая «действие» предмета, совершаемое кем-то/чем-то. К основным морфологическим признакам глагола относятся: спряжение, вид, время, лица. Русский язык в "сундуке знаний" имеет два спряжения, правильно определить которые опять же поможет только хорошее знание лиц.

Итак, лица в русском языке бывают трех видов: 1-е лицо, 2-е и 3-е.

Так как лицо - это признак глагола, определяющий «кто» или «что» совершает действие, то определять его нужно с помощью местоимений.

Первое лицо указывает на то, что действие совершает сам рассказывающий (это значит, что к глаголу нужно подставлять личное местоимение «я»): я слушаю, я вижу. Что же касается множественного числа, то здесь подставляется местоимение «мы»: мы делаем, мы готовим.

Второе лицо указывает на то, что действие совершает собеседник рассказчика (подставляют местоимения «ты» - в единственном числе, или «вы» в множественном числе): ты делал, ты знаешь, вы видели, вы работали. Определить помогает именно знание второго лица: для этого глагол нужно представить в совокупности с местоимением «ты» и по окончанию уже будет точно видно I-е или II-е спряжение (если глагол имеет окончание ЕШЬ, то это I-е спряжение, если же окончание ИШЬ, то - II-е).

Лица в русском языке имеют и третью форму, которая указывает на предмет осуществления действия. В этом случаи к глаголу следует подставить местоимения «он/она/оно» для единственного числа и «они» для множественного: они спешат, оно светит, он рисует, она играет.

Таким образом, хорошо усвоив это правило, можно избежать многих грамматических и Также знание этого правила помогает при определении типа односоставного простого предложения.

Бывают безличными, неопределенно-личными и определенно-личными. Для предложений первого типа характерны глаголы в начальной форме (инфинитив), а также безличные глаголы. Стоит отметить, что особенностью этого типа односоставного предложения является выраженность в нем глагола через слово "нет".

В определенно-личных предложениях чаще всего встречаются глаголы 2-го лица, причем как в множественном, так и в единственном числе.

Неопределенно-личные имеют в своем составе глаголы 3-го лица (то есть с местоимением «кто-то/они»).

Лица в русском языке являются определяющим признаком частей речи. Они помогают правильно сочетать слова, правильно писать их суффиксы/окончания, а также грамотно излагать свои мысли.