Люблинская уния 1569 г и ее последствия. Люблинская уния

Предпосылки Унии

До подписания Люблинской Унии велось множество дискуссий об окончательном объединении Литвы и Польши и закреплении действий всех предыдущих уний. Главной оппозиционной силой были литовские магнаты, опасавшиеся утраты множества полномочий и прав, а также полного растворения в польской шляхте, без получения высоких постов в новом государстве. Однако Литва продолжала терпеть серьёзные притеснения со стороны России , а к середине 16 века угроза полного поражения в войне с Россией и дальнейшего включения Литвы в состав России стала реальностью. Польская шляхта не торопилась оказывать военную или какую-то другую помощь Литве, не получая ничего взамен. К 60-м годам 16-го столетия польская и литовская знать наконец пришли к взаимопониманию и решили планировать военные кампании сообща. Сигизмунд II Август , король Польши и Великий князь Литвы , предложил проект нового объединения, который сначала был опубликован в Литве, а затем и в самой Польше. Неожиданно проект унии приобрёл множество сторонников и позволил нейтрализовать литовскую знать на землях современных Украины и Белоруссии, которая всячески сопротивлялась переходу под власть польского короля.

Реальной мотивацией короля Сигизмунда II было опасение польско-католической партии, что Литва, с прекращением в лице Сигизмунда-Августа литовско-польской династии Ягеллонов , отделится от Польши. В отличие от всех предыдущих уний, Люблинская уния заранее планировалась как конституционное и законное объединение Польши и Литвы под властью одного выборного короля.

Сейм в Люблине

Люблинская уния 1569

10 января 1569 года недалеко от Люблина начал работу польско-литовский сейм, который должен был решить вопрос об унии двух государств, однако переговоры шли очень тяжело и соглашение зимой достигнуто не было. Представители Литвы поставили свои условия: общий сейм для выбора короля на границе Литвы и Польши, коронование короля в Вильно литовской короной, созыв сеймов попеременно в Литве и Польше, назначение на должности в Литве лишь её уроженцев. Эти условия вызвали сильные возражения с польской стороны, и ни одно из них не было принято. Польский проект унии был составлен епископом краковским Падневским. Его условиями были: избрание и коронование в одной Польше, один вальный сейм, сенат, также монета. В знак протеста против польского давления литовская депутация под руководством Николая «Рудого» Радзивилла в ночь на 1 марта тайком покинула Люблин. Более всего депутация опасалась того, что король Сигизмунд может принять единоличное решение.

Давление шляхты, неудачи Литвы в Ливонской войне 1558-1583 и стремление получить военную помощь со стороны Польши в борьбе с Царством Русским заставили литовских магнатов пойти на возобновление переговоров. Польский сейм использовал поддержку литовской и украинской шляхты, которая была недовольна господством крупных землевладельцев в княжестве и пыталась получить такие же права, как и польская шляхта, санкционировал акты короля. Опираясь на поддержку польской и волынской шляхты, король Сигизмунд II Август в марте 1569 издал универсал о присоединении Подляского и Волынского воеводств , Подолья и Киева к Польскому королевству. Различные литовские помещики поддерживали разные пути дальнейшего развития ситуации. Одни поддерживали унию с Польшей, другие склонялись к унии с Россией. Король пригрозил отобрать поместья и должности у той знати, которая не присягнёт на верность королю.

Между тем, успех проделанных аннексий побуждал польскую шляхту к дальнейшим действиям. Предлагалось присоединить таким же образом все остальные территории ВКЛ, да и само его название запретить навеки, заменив на «Новую Польшу». На фоне этих событий в Люблин вновь приехали депутаты от Великого княжества, хотя теперь их уже больше заботили вопросы утраты провинций в пользу Польши, нежели сама уния. В долгих спорах о правомерности таких присоединений поляки настаивали на том, что земли эти издавна принадлежали Польше, ссылаясь, например, на кратковременный захват Киева Болеславом Храбрым в XI веке. Впоследствии поляки начали отстаивать ту точку зрения, что вопросы дальнейших аннексий уже решены и обсуждаться не должны. Возражения литовцев отклонялись так как литвины сами виноваты, что отсутствовали на сейме тогда, когда всё это решалось .

Условия и последствия унии

Уния в Люблине рассматривается польскими и литовскими историками одновременно как величайшее достижение и величайшая утрата. Наиболее позитивными аспектами, которые выделяют польские историки было введение католичества и польского языка, слияние всех культур в единую (польскую). Создание Речи Посполитой часто рассматривают как объединение двух частей и так уже созданного союзного государства, то есть по сути устранение последних преград на пути создания единой страны, куда более сильной, чем Польша и Литва. Кроме того, было создано государство, которое играло значимую роль на мировой арене в течение последующих 200 лет.

Существует также множество негативных аспектов данной Унии. Сигизмунд II стремился не просто объединить государства, но ещё и провести столь необходимую Польше политическую реформу. В действительности же, Уния не столько укрепила власть монарха (чего и желал Сигизмунд), сколько усилила влияние шляхты, увеличив заодно и её численность. Формирование столь необходимого всем странам в 16 веке абсолютизма с началом действия союза было прекращено. Серьёзно закреплялись полномочия местной власти, что привело к сильному росту коррупции в рамках новообразованной Речи Посполитой. В дополнение ко всему был законодательно закреплён принцип «либерум вето », позволявший сейму принимать какие-то решения только единогласно. Данная норма практически парализовала работу сейма, блокируя принятие практически любых решений. Результатом стала анархия, которая в дальнейшем активно разрушала Речь Посполитую.

Культурные

Особую остроту после Люблинской унии приобрели проблемы веры и языка. На всех землях новообразованной Речи Посполитой активно насаждались католичество и польский язык (в особенности на территории бывшего Великого Княжества Литовского, а также на некоторых территориях современных Белоруссии и Украины), вводилось преподавание в школах на польском языке. Некоторые территории ВКЛ (например Львов или Белосток) были полностью полонизированы и стали католическими. Впрочем, усилия предпринятые идеологами полонизации и окатоличивания были недостаточными. Множество литовских феодалов активно сопротивлялись полонизации, пытаясь сохранять собственные язык и культуру. Крестьяне рутенских (современных украинских, белорусских и некоторых литовских) земель продолжали исповедовать православное христианство и говорить на западнорусском языке . Официально же западнорусский язык решением сейма был заменён на польский лишь в .

В 1596 г. были оглашены официальные планы по созданию церковной унии, что возбудило большое негодование среди православных людей, не желавших унии. В Бресте был созван церковный собор, на котором присутствовали как униаты, подчинившиеся папе, так и православные, не желавшие унии. Несмотря на сопротивление православных официально на одном соборе Западно-Русская церковь была объявлена принявшей унию, причём униатами стали почти все её архиереи. Но на другом соборе часть духовенства и миряне отказались повиноваться своим духовным властям и поклялись не отступать от Восточной церкви. Обе стороны предавали одна другую проклятию и вступили в открытую борьбу, причём король признал законным постановление униатского собора и потому счёл, что православие перестало существовать в его государстве.

После объявления православия "вне закона", православные церкви стали подвергать гонениям как ослушников духовного начальства и еретиков. Православные церкви, особенно сельские, не вошедшие в унию, закрывались. На них не смотрели более как на храмы и отдавали их иногда на откуп, для извлечения дохода. Православные были лишены политических прав, рассматривались как «хлопы» (простонародье), и самая вера их именовалась «хлопскою» и вызывала презрительное отношение со стороны высших классов общества.

Предоставленные своим силам и лишённые покровительства закона, православные люди пытались защищать свою веру. Во главе православных были некоторые вельможи (например, князь К.К. Острожский), а затем - духовенство (во главе которого стоял с 1620 г. православный Киевский митрополит, поставленный Иерусалимским патриархом). Главную силу гонимой православной церкви составляли городские братства и крупнейшие монастыри (в т.ч. Киево-Печерский). Их усилиями были созданы в Киеве и других русских городах прекрасные богословские школы, из которых выходили образованные защитники православия. Они устною проповедью и изданием книг о вере успешно боролись с унией и католичеством, не давая исчезнуть православию.

Из ряда школ особенно поднялась и развилась Киевская, основанная братством Киевской Богоявленской церкви (ещё в 1594 г.). Киевский православный митрополит Петр Могила (1596-1646) образовал из этой школы высшее училище по образцу католических академий. От его имени и школа получила название «Могилянской академии». Внешняя опасность для веры вызвала в юго-западной Руси оживлённое умственное движение, подняла православную богословскую науку, создала целую литературу в защиту православия. Учёные киевские монахи оказали важные услуги не только своей западной Руси, но и позже (при Алексее Михайловиче) Руси Московской, где они были приглашены как учителя и просветители.

Множество польских историков, как, например, Кшиштов Рак определяют Люблинскую унию как некую предшественницу современного ЕС и Маастрихтских соглашений . Люблинскую унию рассматривают также как аналог Кальмарской унии или соглашения о создании Великобритании . В то же время есть и противники данных предположений, которые говорят, что в результате Уний появлялись объединения, связанные внутри себя значительно сильнее нежели ЕС.

Экономические

  • Новые полученные земли часто передавались польским шляхтичам, которые переселялись на восток. Вслед за магнатами и шляхтой переселялись на восток евреи в качестве арендаторов, торговцев и посредников, без которых не могла обходиться шляхта того времени. В итоге начиналась массовое оживление торговых отношений на присоединённых землях, хотя оно изначально завязывалось на шляхту, не развиваясь самостоятельно.
  • Несмотря на вышеперечисленные важные реформы, объединённая шляхта Речи Посполитой, приумножившая своё богатство стала мощнейшим тормозом для развития польской экономики. Шляхта просто не видела смысла развивать какие-то новые производства, заниматься исследованием новых наук, разработкой новых технологий. Последствия были очень негативными:

Географические

Военные

Политические

  • Согласно положениям Унии оба государства имели одного государя, которого каждый раз должны были избирать сообща (наследственного преемства власти не было). У них был общий сейм, состоявший из светской знати, католического духовенства и шляхты обоих государств. Был общий сенат («паны рада»), который ведал общие внутренние дела и политику Речи Посполитой. Но в каждом из государств оставались свои особые законы, свои особые чиновники. В Польше действовали свои сборники законов (например, «статуты и привилеи», собранные Яном Гербуртом), а в Литве - свой « ». В Польше и Литве оставались собственные: гетман (начальник войска), канцлер (государственный секретарь), подскарбий земский (министр финансов), воеводы (начальники области) и другие, менее важные чины
  • Речь Посполитая теперь продолжала внешнюю политику Польши, которая не слишком отвечала интересам Литвы в составе Речи Посполитой.

Правопреемственность

Действие Люблинской унии и объединения Польши и Литвы формально прекратила Конституция 3 мая 1791 года , закрепившая преобразование Речи Посполитой федеративного государства в унитарное, однако Конституция была отменена на Гродненском сейме осенью 1794 года. В то же время отмена конституции почти не повлияла на федеративное устройство Речи Посполитой, так как в 1795 году Польша в качестве Речи Посполитой была разделена и прекратила свое существование как независимое государство.

Отражение в искусстве

Издания

  • Akta Unii Polski z Litwą 1385-1791 / Wyd. S. Kutszeba, W. Semkowicz. - Kraków, 1932. - 465 s.

Примечания

  1. Dvornik F. The Slavs in European History and Civilization . - Rutgers University Press. - P. 254. - ISBN 0813507995 .
  2. Davies N. God"s Playground: A History of Poland in Two Volumes . - Oxford University Press. - P. 50. - ISBN 0199253390 .
  3. Zawadzki W. H. A Man of Honour: Adam Czartoryski as a Statesman of Russia and Poland, 1795-1831 . - Oxford University Press, 1993. - P. 1. - ISBN 0198203039 .
  4. A concise history of Poland - Jerzy Lukowski, Hubert Zawadzki - Google Книги
  5. A history of Russia - Nicholas Valentine Riasanovsky - Google Книги
  6. P. Magocsi, A history of Ukraine, Toronto University Press, 1996, Google Print, p. 149
  7. Diplomats without a country: Baltic … - James T. McHugh, James S. Pacy - Google Книги
  8. A union for empire: political … - John Robertson - Google Книги
  9. Federalism or Force: A Sixteenth-Century Project for Eastern and Central Europe
  10. , «История Польши» Тымовский М., Кеневич Я., Хольцер Е. | Весь мир | 2004 | Стр 544
  11. Jerzy Czajewski, «Zbiegostwo ludności Rosji w granice Rzeczypospolitej» (Russian population exodus into the Rzeczpospolita), Promemoria journal, October 2004 nr. (5/15), ISSN 1509-9091 , Table of Content online , Polish language
  12. Heritage: Interactive Atlas: Polish-Lithuanian Commonwealth , accessed on 4 October 2011: At it. apogee, the Polish-Lithuanian Commonwealth comprised some 400 000 квадратных миль (Шаблон:Rnd/c6dec0 км 2) and a multi-ethnic population of 11 million. For population comparisons, see also those maps: , .
  13. Альфонсас Эйдинтас, Витовтас Залис, Lithuania in European Politics: The Years of the First Republic, 1918-1940 , Palgrave, 1999, ISBN 0-312-22458-3 . Print, p.78
  14. картина реставрирована весной 2009-го сотрудниками Варшавского музея

Литература

  • Лаппо И. И. Великое княжество Литовское за время от заключения Люблинской Унии до смерти Стефана Батория (1569-1586) . - Т. I. - СПб., 1901.
  • Лаппо И. И. Люблинская Уния и третий Литовский статут // Журнал Министерства народного просвещения. - 1917. - № 5. - С. 89-150.
  • Bardach J. Studia z ustroju państwa i prawa Wielkiego Księstwa Litewskiego XIV-XVII w. - Warszawa: Państwowe Wydawn. Naukowe, 1970.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Причины унии

Великое княжество Литовское постепенно приходило в упадок. В Результате Ливонской войны с Московией (1558-1583 гг.) оно оказалось на грани военной катастрофы и вынуждено было пойти на уступки Польше, которая настойчиво добивалась присоединения Литвы.

Польша и Литва объединились в одно государство, которое получило название "Республика" (на польском языке - Речь Посполитая) с единственным королем, сеймом, денежной системой, законами, католицизмом как государственной религией. Литовское княжество получило статус автономии. Все украинские земли, ранее принадлежавшие Литве, переходили под власть непосредственно Польши.

Последствия унии.

Люблинская уния создала мощную политико-правовую базу для осуществления крупномасштабной стратегии, направленной на свертывание национальной жизни в украинских землях, расширение и укрепление на них господствующего положения польской шляхты, усиление экономических и социальных притеснения местного населения, установление крепостного права, разграбление природных богатств, ликвидацию духовных и культурных ценностей. Последствия воплощения в жизнь этой стратегии были для Украины фатальными.

Во-первых , потеря Подляшья, Волыни, Брацлавщины и Киевщины, территорий, где дольше всего сохранялась политическая и экономическая обособленность от государственного организма Литвы, на длительное время затормозила развитие автономистских тенденций в украинском обществе.

Во-вторых , изменения в административно-территориальном устройстве, внедрения чужих по своей природе распорядительных и судебных органов, засилье в них иностранцев и отстранение от власти украинцев - приводили к угасанию национального жизни и государственных традиций.

В-третьих , Люблинская уния ускорила процессии поляризации в тогдашнем украинском обществе. Украинские князья и шляхта не воспользовались случаем, чтобы в ходе сеймовых дебатов заявить право Украины быть, как иПольше, и Литве, третьим равноправным участником федеральной Речи Посполитой. Соответствующая позиция украинской элиты в политической сфере положила начало ее отмежеванию от интересов собственного народа, открыла ей пути к денационализации иополячиванию.

В-четвертых , Люблинская уния открыла польским магнатам и шляхте широкие возможности для приобретения украинских земель. Причем, король раздавал земли на "вечность" лицам благородного состояния не только "пустые", но и населённые крестьянами и казаками. На украинские земли, и особенно на Брацлавщину и Поднепровье, двинулись польские магнаты: Потоцкие, Калиновские, Жолкевские, Язловецкие, Сенявские и др. Они захватили огромные владения, беспощадно угнетали крестьянство, эксплуатировали мещан, направляли свои гонения на казачество. Увеличивали свои владения и украинские магнаты - Острожские, Заславские, Вишневецкие, Збаражские, Корецкие, Сангушки и др. Особой жестокостью во время захвата чужих земель отмечались князья Ружинские. В течение многих лет они во главе вооруженных отрядов наемников-гайдуков нападали с Котельной на соседние имения, пытали и убивали крестьян и мещан, сжигали села.


В-пятых , укрепление и рост феодальной собственности на землю усиливало крепостничество. "Артикулы" Генриха Валуа (1573 г.) вводили неограниченную барщину "по воле господина". Литовский статут 1588 г. устанавливал норму, по которой крестьянин, который прожил на земле господина более 10 лет, становился крепостным; до 20 лет был продлен срок сыска беглых крестьян и возвращение их в "подданство". Шляхтич регламентировал повинности крестьян, распоряжался их имуществом и жизнью. Крестьянин находился в юрисдикции вотчинного суда.

В-шестых , на разрушение старого аграрного строя был направлен "Устав на волоки" (1577 г.), по которому хозяйство крестьянина подчинялось интересам фольварка: усиливалось имущественное расслоение, увеличивалась барщина, росли натуральная и денежная рента. Крестьяне терпели произвола арендаторов, ростовщиков и правительства, которое взимало с тружеников большие налоги.

В-седьмых , магнаты и шляхта безжалостно эксплуатировали природные богатства. С целью расширения пахотных площадей они вырубали старинные пущи, выжигали леса, чтобы продавать потом пепел на поташ за границу.

В-восьмых , Люблинская уния усилила дискриминацию украинского населения в городах. Украинцам препятствовали при вступлении в ремесленные цеха, ограничивали в праве на проживание в городах, обкладывали непомерными налогами (оброк - 20-30 грошей с "дома", церковная десятина, натуральные повинности). В городах хозяйничали евреи, немцы, поляки, армяне, греки, которые занимались торговлей, арендовали фольварки и промыслы, брали на откуп города.

В-девятых , после Люблинской унии со стороны польских властей и католической церкви в украинских землях активизируется политика вытеснения украинского языка, культуры, православной религии.

В августа 1385 года года было подписано Кревская уния, согласно которой Ягайло должен: 1) перевести Литву на латинский алфавит; 2) принять меры, чтобы вернуть утраченные Польшей и Литвой земли; 3) вернуть Польше земли, отобранные от нее каких-либо; 4) освободить пленных (очевидно, поляков) 5) приобщить литовские И русские земли к Короне Польской.

У1387 году Галичина и Подолье перешли под власть Польши. Но отношения Польши с Литвой оставались напряженными. Литовцы не хотели пускать поляков непосредственно на литовские земли. Ягайло в этом не получил поддержки со стороны земляков. Уже в 1389 году Кревская уния была отменена и провозглашена независимость Великого княжества Литовского. Особенно она окрепла после битвы под Грюнвальдом в 1410 году, где совместные силы Польши и Литвы противостояли Тевтонскому ордену. Литва при этом сыграла ведущую роль в победе над немецкими рыцарями, и Польша отдала литовцам Подолья.

Отрицательное значение для дальнейшей судьбы Литовско-Русского государства должна Городельская уния 1413, которая закрепила идею литовской автономии, но внесла в литовско-польское общество разлом на религиозной почве; уния обеспечивала права, равные с правами поляков, только католикам, которые были поставлены над православными, что привело к обострению отношений между ними. Образы на религиозной почве толкают православных в Москву. По Витовта (1382-1430) Москва считалась с силой Литовского государства. Приобщение в 1404 году Смоленской земли, влияние Витовта на Рязанское и Тверское княжества свидетельствовали о преимуществе Литвы над Москвой.

Литовско-московские отношения

В 1480 году Московское княжество не без помощи украинских и белорусов повергло ордынское иго. Это событие показала появление сильной Московского государства. Великий князь Иван III официально провозгласил своей главной задачей в области внешней политики борьбу за воссоединение всех земель, входивших в Киевской Руси, в едином государстве, но под руководством Москвы. Это отразилось в принятии Иваном титула "великий князь всея Руси". Литва, конечно, не собиралась отдать Москве украинские и белорусские земли. Это стало поводом российско-литовских войн, которые продолжались с переменным успехом довольно долгое время.

В последней четверти XV в. черниговские князья пошли под покровительство Москвы. Ускоряется процесс объединения земель под властью московского князя. Этому соответствовала идеологическая теория, которая исходила из того, что московские князья-наследники Византии.

Распространенное значение приобрела теория трех Римов: первый Рим пал, второй Рим-Константинополь-тоже упал, третий Рим - Москва - "стоять вечно". Активно распространялась идея, что Москва - наследница Киева, а московские князья - потомки Мономаха. Эту теорию в Московском княжестве распространяли всеми мерами, пренебрегая фактами, Юрий Долгорукий - младший сын Мономаха - должен уступить права его старшему брату Мстиславу И - князю Киевскому и его потомкам. Забывая о существовании Галицко-Волынского государства, коронацию Даниила, московские политики утверждали о наследственные права московских князей, о шапке Мономаха, якобы доказывает их наследственные права на Византию и на Киев. Этот мотив-идеологическое оформление политики Москвы, красной нитью проходит через все события XV - XVIII вв., Когда оправдывается захвата украинских земель при распределениях Польши.

В результате этих событий украинское население Великого княжества Литовского оказалось в затруднительном положении. С одной стороны ему угрожали латинизация и полонизация, а с другой-на него наступало православное Московское княжество, которое пока заманивали льготами и во всяком случае - равноправием. Стесненность положения осложнялась разрухой, которую терпел украинский народ от крымских татар. Последние были в союзе как с Литвой, так и с Москвой.

В 1482 году крымский хан Менгли-Гирей разрушил Киев, многие киевляне забрал в плен, ограбил и сжег церкви. Золотые дискос и потир из собора св. Софии он прислал как дар Ивану III, поблагодарил его за киевский погром. Литва также не хотела портить отношения с Крымом и не вступилась за украинское население. Казимир написал хану, что разгром Киева - "наказание за грехи».

Так монархи двух христианских государств реагировали на ограбление и уничтожение колыбели христианства Восточной Европы.

Татарское тяжелые над украинскими землями продолжалось несколько веков и оставило негативный глубокий след в сознании народа.

Люблинская уния 1569

Начало XVI в. характеризуется для Великого княжества Литовского поляризацией стремлений различных групп населения. Польские магнаты потребовали полного объединения Польши и Литвы водную государство, литовцы - унии с Польшей и сохранения политической самостоятельности Литвы. Белорусские и украинские магнаты были против сближения с Польшей и некоторые из них склонялись к Московскому княжеству.

В XVI в. на политической арене появляется новая сила - дворянство, интересы которого были направлены на объединение Литвы и Польши. Шляхта в Литве стремилась ограничить магнатов и добиться привилегий, которыми пользовалась польская шляхта. Этим воспользовались польские правящие верхи, мечтали присоединить к Польше подвластны Литве украинские земли. Это намерение поддержала значительная часть украинской шляхты.

В январе 1569 в Люблине собрался польско-литовский сейм. Литовцы предложили новый проект унии, поляки не поддержали его. Тогда литовские послы покинули сейм, принесло Литве только вред. Поляки без литовцев приняли решение о присоединении к Польше Волыни и Подляшье. Через некоторое время в Польшу добровольно присоединились Киевщина и Брацлавщина. Здесь, возможно, действовало желание не расставаться с другими украинскими землями государственными границами. Эти земли были присоединены якобы на исторических основаниях, хотя на самом деле ни одна из них никогда не принадлежала Польше.

1 июля 1569 литовские послы вернулись на сейм, и был подписан акт Люблинской унии, согласно которому Корона (т.е. Польша) и Великое княжество Литовское объединились в единое государство - Речь Посполитую. По условиям унии, избирался общий король, которого одновременно провозглашали Великим князем. Сеймы должны быть только объединенными, то есть польско-литовскими. Общей была денежная система. Польская и литовская шляхта имела право владеть землями в обеих частях государства. Отдельными оставались гербы, финансы, администрация и войско. В Великом княжестве Литовском государственными остались древнерусский язык и II Устав как действующее законодательство.

Последствия Люблинской унии имели отрицательное значение для Украины. Она была расчленена. Большая ее часть - Галичина, Холмщина, Волынь, Подолье, Брацлавщина, Подляшье - отошла к Польше. По Великим княжеством Литовским с украинских земель остались Брестское воеводство и Пинщина. Буковина с середины XIV века. находилась в составе Молдавии, а с 1564 года по Молдавией перешла под турецкое подданство. Закарпатье принадлежало Венгрии, а после 1526 было разделено между Австрией и Трансильвании (княжество на территории будущей Румынии). Часть Украины оказалась под властью Москвы.

Украина понесла наибольшие потери от Люблинской унии: национальной жизни и национальным традициям был нанесен тяжелый удар.

21 декабря 1568 г. Сигизмунд Август выдал литовским представителям указание касательно плана работы совместного польско‑литовского сейма. Заседания сейма начались в январе 1569 г.

В начале первого совместного заседания посланники польской шляхты потребовали, чтобы во всех дискуссиях участвовали обе стороны, и никто не проводил отдельных совещаний. Поляки на опыте прежних сеймов опасались, что литовские вельможи, собираясь отдельно, смогут подавить оппозицию со стороны своей шляхты. Литовцы отказались принять польское требование, и на первом своем самостоятельном собрании попытались сформулировать свой план унии. Как того и опасались посланники польской шляхты, окончательным вариантом литовской программы стала программа вельмож. В итоге каждая из двух сторон – поляки и литовцы – представляла на рассмотрение совместных заседаний свой собственный проект унии, и существенные расхождения обеих сторон в отношении характера унии приводили в тупик.

Поляки настаивали на полном включении Великого княжества Литовского в состав Польши. Даже само название Литва должно было быть исключено, и у монарха должен был быть единственный титул – «король Польши».

Литовцы, наоборот, предлагали тесную федерацию Польши и Литвы. Общего правителя должен выбирать совместный сейм, который следует проводить на границе между двумя странами, и в Кракове монарха будут короновать королем Польши, а в Вильно – великим князем литовским. Для решения вопросов внешней политики, войны, и других важных дел, касающихся интересов обеих стран, должен будет собираться по очереди то в Польше, то в Литве совместный польско‑литовский сейм. Местные дела каждого из государств должны будут обсуждаться отдельно на польских и литовских сеймах. Литва сохранит свои собственные законы и систему правосудия. Только коренные жители великого княжества смогут быть назначены на официальные должности в великокняжеском правительстве и администрации. Однако полякам и литовцам будет позволено покупать земельные угодья в другой стране‑участнице договора.

Литовский план вызвал у польских депутатов негодование. Поляки доказывали, что во времена первой унии между двумя государствами, принятой в 1385 г., Литва входила в состав Польши, и что последующие изменения статуса унии и уступки Литве отменили основного принципа этой унии. Польский подход к проблеме, таким образом, был скорее юридическим, нежели практическим. Польский делегат Иероним Оссолинский заявил, что «уния Великого княжества Литовского (с Польшей) была установлена и скреплена клятвой давным‑давно. Польские короли на этом основании правили Литвой и даровали ей различные свободы. Нам остается только внести такие коррективы (в детали договора об унии), которые представляются необходимыми, а затем провести в жизнь все положения прежней унии».

Двумя главными ораторами от литовской делегации были воевода Вильно Николай Радзивилл Рудый и судебный исполнитель Ян Иеронимович Ходкевич. Во время совещания между польскими сенаторами и литовскими членами совета вельмож Ходкевич сказал, что «наши народы (т.е. литовцы и русские) и мы (т.е. члены совета вельмож) – честные и достойные люди, а что касается наших свобод, то мы равны любому другому народу, включая и вас, господа поляки. Нам бы не хотелось заключать унию, прежде чем мы установим добрый порядок в нашем содружестве и покажем вам, что вы заключаете союз с друзьями, равными вам по достоинствам и внутреннему устройству. В первую очередь, мы должны решить этот вопрос с нашим собственным государем (т.е. Сигизмундом Августом, как великим князем литовским). Только после этого мы будем рады обсудить унию с вами. Король (т.е. Сигизмунд Август, как король Польши) ничего в вопросе об унии нерешает. Это исключительно наше дело, поскольку мы свободные люди и христиане. Никто не может вести наших дел, кроме нас самих как это делали наши предки».

Николай Радзивилл, отвечая Оссолинскому, прибавил и замечание исторического характера: "Ваша честь, вы сказали, что польские короли долгое время правили Литвой. Я не думаю, что уже отпет реквием по усопшему великому князю литовскому или что Литва получила свободы только тогда, когда король Польши начал править ею".

Защита литовской автономии Ходкевичем и Радзивиллом сильно разгневала поляков. Как отмечает автор «Дневника» сейма, «такие беседы приносили больше взаимного раздражения, чем результатов».

Положение литовцев действительно было серьезным, поскольку большинство поляков не желало идти на какие‑либо уступки, а сложная военная и дипломатическая ситуация диктовала необходимость немедленного соглашения с ними. 29 января Николай Радзивилл сказал с горечью: «Когда мы уезжали на сейм, враг (т.е. московиты) был у нас за спиной. Мы мечтали о том, что уния с вами будет скреплена взаимной любовью. Мы почти бежали сюда, чтобы заключить ее, в то время как наши праотцы в таких же случаях обычно ходили медленно».

В феврале, чтобы выйти из тупика, король приказал литовцам прекратить их сепаратные совещания и провести общее заседание с поляками. Вместо того, чтобы подчиниться приказу, литовские вельможи решили бойкотировать дальнейшие собрания. Один за другим они начали уезжать домой. Большинство делегатов от литовской шляхты последовало за ними. К 1 марта на сейме остались одни поляки.

Вскоре выяснилось, что литовцы недооценили возникшую ситуацию. Поляки были полны решимости и так просто дела оставлять не собирались. Кроме того, что было более существенно, готовность отделиться от великого княжества выразила русская (украинская) шляхта Волыни и Подляшья.

Возможно, что в то время как все еще шли заседания сейма, между поляками и посланниками от украинской шляхты из этих двух областей велись тайные дружеские переговоры. Во всяком случае, поляки были хорошо осведомлены о теплом отношении к унии делегатов Волыни и Подляшья и решили воспользоваться этим.

5 марта Сигизмунд Август выпустил Эдикт о «возвращении» Польше Волыни и Подляшья и немедленном включении этих двух областей в состав Польши. Через три дня он отдал приказ вельможам и посланникам шляхты Волыни и Подляшья 27 марта явиться на сейм и присягнуть на верность польской короне.

Первой реакцией литовцев было желание оказать королю вооруженное сопротивление. В Подляшье и Волынь советом вельмож, были разосланы приказы о мобилизации на войну с Польшей. Поляки также собрались объявить военный сбор. Однако вскоре литовцы поняли, что их сил недостаточно, особенно после того, как шляхта тех двух областей, которые у них были отняты, отказалась сотрудничать с ними.

Утрата Волыни и Подляшья стала для Литвы суровым ударом, лишившим великое княжество значительной части его военных и финансовых ресурсов. Более того, многие литовские вельможи владели в тех областях земельными угодьями и занимали там административные должности. От них незамедлительно потребовали принести клятву верности Польше на основании указа Сигизмунда Августа от 8 марта.

Наиболее показательным примером противоречия указа Сигизмунда желаниям литовских вельмож был случай с Остафием Воловичем, помощником канцлера великого княжества. Когда литовцы в феврале покинули сейм, они оставили Воловича и помощника казначея великого княжества Николая Нарушевича в Вильно в качестве наблюдателей. Волович не владел наследственными поместьями в Подляшье, но ему было даровано там три бенефиция в качестве награды за его заслуги перед великим княжеством. Сразу же после указа от 8 марта король приказал Воловичу принести присягу верности Польше. Волович умолял короля «открыть свое второе ухо» (т.е. выступить в качестве великого князя литовского) и позволить ему (Воловичу) посоветоваться другими литовскими вельможами. Сигизмунд остался глух к его просьбам, и Волович отказался принести присягу, за что был наказан конфискацией его бенефициев в Подляшье.

Литовские вельможи решили сделать последнюю попытку защитить права великого княжества. 5 апреля польский сенат принял особую литовскую делегацию, состоявшую из Яна Ходкевича, Остафия Воловича и еще трех вельмож. Они выступили с протестом против решения короля присоединить к Польше Подляшье и Волынь и потребовали нового избрания депутатов и всестороннего обсуждения этой проблемы другим сеймом. Поляков не устраивали срочные выборы и возобновление заседаний сейма к 29 мая, но, хотя и неохотно, они согласились, потребовав «возвращения» Польше еще двух областей – Киева и Браслава. 6 июня Сигизмунд Август издал указ о возвращении Киевской земли и включении ее в состав Польши. Что касается Браслава, король решил, что специально предпринимать что‑либо не имеет смысла, поскольку раньше Браслав был частью Волыни и его включение в состав Польши являлось всего лишь делом административного порядка. 16 июня шляхта из Браславской и Винницкой земель дали присягу верности польской короне.

К 6 июня, когда литовские вельможи и посланники шляхты вернулись на сейм, Великое княжество Литовское уже лишилось всех своих украинских владений – то есть, примерно трети своего населения. Дальнейшее сопротивление Польше было невозможно. Представ перед сеймом, Ходкевич слезно просил о возвращении Литве незаконно отобранных областей и настаивал на некоторых изменениях в пользу Литвы в польском проекте договора; но дело великого княжества было проиграно. Отчаяние литовских вельмож в полной мере проявляется в письме Николая Радзивилла Нарушевичу, в котором автор горько сожалеет о «похоронах и уничтожении навсегда ранее свободного и независимого государства, известного как Великое княжество Литовское».

1 июля 1569 г. договор об унии был подписан как поляками, так и литовцами. 4 июля Сигизмунд Август утвердил его.

В своей основе договор представлял собой польский план унии. Пожелания литовцев были приняты в расчет только в некоторых деталях. Основные принципы были следующими:

1. Польша и Литва должны были составить единое содружество (res publica), единое государство (unum regnum), единый народ (unus populus).

2. Они должны иметь единого суверена, с титулом «король Польский, Великий князь Литовский».

3. Суверен должен избираться сенатом и шляхтой объединенного народа.

4. Избирательный сейм должен будет собираться в Польше, а не в Литве.

5. Вновь избранный король, после того как примет корону, должен дать клятву защищать свободы обоих народов.

6. Король должен быть коронован в Кракове. Отдельной церемонии посажения на великое княжение литовское не будет.

7. Будет существовать лишь один сенат и один сейм; и тот и другой будут установлениями польской короны («коронными»).

8. Внешняя политика будет одной и той же для обоих народов.

9. Земельные угодья могут приобретаться поляками в Литве и литовцами в Польше.

Легче было провозгласить эти принципы, чем воплотить их в реальную действительность. Полностью Литва в состав Польши так и не вошла и сохранила свою автономию даже после Люблинской унии.

Показательно, что противоречия в этом отношении были в самом тексте договора. Хотя слияние двух народов – поляков и литовцев и было провозглашено, в договоре все‑таки упоминались «два народа», пусть и объединенные. Все еще продолжал использоваться титул «Великий князь Литовский». Все должности в правительстве и высшей администрации великого княжества остался нетронутыми. Великое княжество все еще сохраняло свой государственный герб. Литве было позволено пользоваться ее собственным сводом законов (статутом), хотя ей и были даны указания, пересмотреть его для координации с польским законодательством.

Примечательно также, что на сейме было решено определи статус Ливонии, как включенной и в Польшу и в Литву. Такое решение тоже подразумевало существование двух разных государств, хотя и объединенных.

В дальнейшем развитии взаимоотношений между Польшей и Литвой автономия последней подтверждалась часто и во многих аспектах. Договор об унии, как уже было сказано, запрещал дальнейшую деятельность литовского сейма. Фактически же, это учреждение было возрождено в качестве предварительного совещания литовских депутатов перед поездкой на совместный сейм в Польше. Это совещание называлось «Головной Сейм» великого княжества. Сейм принял характер конгресса польской и литовской делегаций, на котором должны были улаживаться их разногласия. Во многих случаях литовцы выражали свои «протесты» сейму. Автономный статус Великого княжества Литовского явно ощущался во время междуцарствия, когда литовский Головной Сейм фактически управлял страной.

Хотя, согласно Люблинской Унии, литовский свод законов, должен был быть пересмотрен для того, чтобы приспособить литовские законы к польским, эта ревизия была проведена в Литве литовско‑русскими юристами и продолжала традиции первых двух статутов. Новый статут – третий – был одобрен королем Сигизмундом III в 1588 г. Характерно, что существование унии даже не было упомянуто в Третьем Статуте. Как и первые два, Третий Статут был написан по‑русски (по‑западнорусски). Впервые его напечатали в Вильно сразу же после принятия.

В своем предисловии к первому изданию Третьего Статута его издатель, Лев Сапега, писал: «Из всех народов нам было бы особенно стыдно не знать своих законов, поскольку они написаны нами на нашем собственном, а не на иностранном языке».

Русский язык оставался официальным языком правительства, администрации и законотворчества Великого княжества Литовского на протяжении более чем столетия после Люблинской унии. Только в 1697 г. литовское правительство повелело заменить в официальных документах русский язык на польский.

Даже после совершенной полонизации в конце XVII века Литва сохраняла свою автономию еще на протяжении почти столетия. Лишь в соответствии с положениями польской конституции от 3 мая 1791 г. остатки литовской конституции были аннулированы, и полное вхождение Литвы в состав Польши состоялось окончательно. Однако это произошло накануне падения самой Польши. Оба народа пережили свое возрождение после первой мировой войны в качестве двух отдельных государств.

Хотя Литва и оставалась автономной после Люблинской унии, ее мощь значительно ослабла из‑за присоединения к Польше украинских областей великого княжества. Последнее сохранило за собой только белорусские земли.

Что касается взаимоотношений между социальными группами в Литве, то привилегированное положение вельмож в значительной степени поколебалось. Теперь в политическом отношении на передний план выдвинулась шляхта, и совет вельмож вынужден был с этим смириться.

Но, как это ни странно, главный удар был нанесен унией по русским. До нее только Галиция и часть Подолии находились под непосредственным господством Польши. Теперь вся Западная Русь была разделена на две части, одна из которых оставалась присоединенной к Литве, а другая находилась под властью Польши. Белоруссия и Украина в политическом отношении были отделены друг от друга.

Постепенно полякам удалось распространить свое влияние на основную часть украинского дворянства, но они не смогли добиться того же с украинскими казаками и крестьянами. Вскоре стало очевидным, что в Люблине Польша «проглотила» больше чем она могла «переварить».

Люблинская уния 1569 г. и Украина

К середине XVI в. уния Польского королевства и Великого княжества Литовского так и оставалась персональной. Оба государства объединялись по существу только личностью совместного монарха. Великодержавные амбиции польской шляхты, добивавшейся более тесной унии с ВКЛ, формировались как идеологический вызов России. Демагогически утверждалось, что Киев должен принадлежать Короне, поскольку он является дозорной башней будто бы извечно польских земель – Волыни и Подолья.

Польша, превратившаяся благодаря выгодной внешнеторговой конъюнктуре в крупнейшего экспортера сельскохозяйственного сырья на европейский рынок, переживала экономический подъем. При помощи реальной унии с ВКЛ польская шляхта надеялась колонизовать новые земли, пригодные для сельскохозяйственного производства. Этим планам идеально отвечала Центральная Украина.

Одновременно набирали силу полонофильские настроения среди украинской шляхты. С середины XVI в. в международную торговлю, важной артерией которой была Висла, все более активно втягивалась Волынь. Поэтому и интересы Короны во всем, что касалось балтийской торговли, были близки и понятны волынским феодалам. Кроме того, население Волыни и Подляшья (1) надеялось, что полная уния положит конец постоянным приграничным конфликтам.

Домогательства польских феодалов становились все более реальными по мере углубления внутреннего кризиса в Литовско-Русском государстве. Литовские, белорусские и украинские шляхтичи с завистью смотрели на превращение Польши в шляхетскую республику с выборным королем, мечтали об избавлении от «наездов» магнатов, распространении подобного «шляхетского равенства» на себя и поэтому были потенциальными сторонниками реальной унии двух государств. Если шляхта ВКЛ должна была платить подати на содержание войска и отбывать военную службу в общешляхетском ополчении («посполитом рушении»), то в Польше преобладало наемное («квартяное») войско, содержание которого оплачивал король за счет четверти («кварты») доходов от королевских имений.

Позиции сторонников объединения с Польшей усилились в результате ряда неудач в Ливонской войне (1558–1583). С началом Ливонской войны обнажилась внутренняя слабость В.К.Л., его неспособность к борьбе даже за собственное существование. Реформы 1564–1566 гг. в интересах литовско-русской шляхты уже ничего не могли изменить. В Московском государстве в это время установилась деспотическая власть Ивана IV Грозного и белорусско-литовская знать оказалась «между молотом и наковальней». Присоединение к Москве грозило ей потерей политического влияния, а инкорпорация Польшей – утратой религиозной и национальной идентичности. Компромисса в подобной ситуации не существовало, потому что и Польша, и Москва оказывали серьезное давление на В.К.Л. В феврале 1563 г. московские войска взяли Полоцк, а польский король Сигизмунд II Август (2) настаивал на унии с Польшей. На протест властей Литовско-Русского государства Польша отвечала угрозой оставить их один на один с Грозным царём.

В оппозиции к реальной унии с Польшей находились литовско-русские магнаты. Большинство из них имело княжеское достоинство, а польское законодательство, начиная с Кошицкого привилея 1374 г. (3), запрещало раздавать лицам княжеского происхождения города и замки не только в собственность, но и во временное владение. Были и еще некоторые особенности польского государственного права, неприемлемые для литовско-русских, в частности украинских, магнатов. Сеймовая организация Великого княжества Литовского давала им двойное право участия в сеймах: во-первых, через земских послов, которых они выбирали совместно со шляхтой на поветовых сеймиках; во-вторых, на основе именных приглашений на сейм от великого князя. Объединение с Польшей могло лишить их личного участия в сеймах, т. к. в состав польского сейма входили только выборные земские послы. Наконец, объединение с Польшей разрушало политическую роль магнатов как советников великого князя, т. к. польский сенат складывался только из лиц, занимавших служебные должности. Таким образом, магнаты ВКЛ выступали против реальной унии с Польшей постольку, поскольку боялись ограничения своих прав, привилегий и земельных владений.

Впрочем, их оппозиционность оказалась не настолько мощной, чтобы не допустить осуществления унии. Ряд совместных польско-литовских сеймов 60-х гг. XVI в., созванных для обсуждения формы новой унии закончился безрезультатно. Наконец, в январе 1569 г. открылся сейм в Люблине. Магнаты ВКЛ несогласные с позицией польских послов, стали саботировать переговоры, а вскоре и вообще тайно покинули Люблин в надежде собрать шляхетское ополчение для борьбы со сторонниками унии. Однако такие крупнейшие западнорусские вельможи как, например князь Острожский, поддержали унию. Не проявила солидарность со своими князьями и литовско-русская шляхта.

В марте 1569 г. Сигизмунд II Август издал универсал о присоединении непосредственно к Короне Подляшья и Волыни, а в мае - Киевщины и Брацлавщины. Очень долго не являлись на сейм сенаторы и депутаты Волыни. Тогда король Сигизмунд II Август приступил к конфискации имений противников присоединения, и эта мера «вразумила» представителей Волыни. Чтобы задобрить шляхту этих земель ей были дарованы некоторые привилегии: продолжало действовать местное право (вторая редакция Литовского статута), сохранен в делопроизводстве местный язык (выработанная делопроизводственной практикой В.К.Л. макароническая белорусско-украинско-польская смесь). Шляхте «греческой веры», предоставлены одинаковые права с католиками, дано обещание назначать православных на все должности.

Характерно, что в сеймовых дебатах шляхта Волыни поддержала включение в состав Польши не только собственной земли, но и Киевщины, не желая, видимо, порывать извечных связей. В этих условиях перепуганные украинские магнаты вынуждены были вернуться на сейм. Киевский воевода князь Василий-Константин Острожский, волынский воевода князь Александр Чарторыйский, винницкий староста Богуш Корецкий присягнули на верность Короне, но в специальном заявлении оговорили лояльность королевской власти сохранением своих прав, земельных владений и защитой православной церкви.

1 июля 1569 г. была подписана Люблинская уния, которая юридически закрепила появление одной из крупнейших европейских держав – Речи Посполитой – с одним выборным правителем, который короновался в Кракове как польский король и великий князь литовский. Едиными для новообразованного государства были сейм и финансы. Предусматривалось, что договоры с другими странами должны заключаться от имени Речи Посполитой. Польская и литовская шляхта получили возможность владеть землями в любой части государства.

После Люблинской унии в составе Короны оказалась большая часть украинских земель. Они образовывали Русское (с центром во Львове), Волынское (с центром в Луцке), Подольское (с центром в Каменце-Подольском), Брацлавское и Киевское воеводства. Земли по среднему Бугу и верхней Припяти, составившие Брестское воеводство, остались в составе В.К.Л. (украинское Полесье). Часть украинских земель входила в состав Белзского воеводства. Вне границ Речи Посполитой оставались: Закарпатская Украина – в составе Венгрии, Северная Буковина – под властью Молдавии, Чернигово-Северщина – в составе России. Последнюю, тем не менее, коронная власть также считала исконно польской. Позже, в 1618 г., Чернигово-Северская земля перешла к Речи Посполитой.

Позитивные и негативные итоги Люблинской унии нельзя считать абсолютными. На первых порах в них объединялись элементы созидания и разрушения. Положительным моментом было воссоединение большей части украинских земель. Позитивным результатом унии стал и выход Украины на орбиту западноевропейской культуры, в частности, в сфере просвещения. Моделью практического компромисса между латинской школой и греко-славянскими образовательными канонами стала Острожская коллегия, основанная в 1576 г. Именно здесь впервые в учебную практику украинской школы были введены семь вольных искусств (грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, музыка, астрономия).

Реализация минимальных узко-сословных требований украинской шляхты на Люблинском сейме фактически исчерпала ее политический потенциал. По мере того, как новый польский режим проникал вглубь украинских земель, усиливалось разрушительное наступление католической церкви, происходили ощутимые национальные и религиозные изменения. Высшие слои общества стремительно полонизировались. Одновременно усиливалось социальное, национальное, религиозное и культурное угнетение народных масс. По словам В.О. Ключевского «с этого момента в этих областях стала водворяться польская администрация на место туземной русской, действовавшей при литовских князьях. Польская шляхта начала приобретать земли в Юго-Западной Руси в водворяла здесь польское крепостное право. Дворянство Юго-Западной Руси, по примеру польских землевладельцев, поработив русское крестьянское население своих земель, постепенно отчуждалось от своего народа и ополячивалось, сближаясь с польской шляхтой и вместе с ее привилегиями усваивая ее нравы, язык и веру».

Присоединение Волынского, Брацлавского и Киевского воеводств к Польше ликвидировало таможенные заставы на всей длинной пограничной линии, которая отделяла до сих пор эти территории. В земледелии утверждалась трехпольная система. На вновь присоединенные земли начала распространяться фольварочно-барщинная система ведения хозяйства. Одновременное увеличение спроса на товарное сырье приводило к хищнической эксплуатации природных богатств. Еще ранее леса были в значительной степени уничтожены в Галичине и на Волыни. Теперь шляхта собиралась до лесных массивов Приднепровья.

Люблинский акт ликвидировал запрет на получение жителями Коронной Польши земель в Центральной Украине. Это вызвало колонизационную волну активного крестьянского элемента, а также мелкой польской и «заграничной» до этого галицкой шляхты. Плодороднейшие, но малонаселенные земли Киевщины и Брацлавщины, к тому же предоставленные вольному захвату («займанщине»), который совершенно игнорировал государственное тягло, поставили коронную власть перед необходимостью их раздачи магнатам, располагающим достаточными средствами, чтобы организовать здесь оборону и возродить хозяйство. В Киевском воеводстве обосновывались в первую очередь волынские князья, которые проникали сюда и до унии, - Острожские, Збаражские, Корецкие, Чарторыйские. Так, князья Вишневецкие, например, принудив наследников князей Глинских продать им свои права на земли по р. Суле, выпросили у короля подтверждение на «пустыню», которая тянулась от московской границы до Днепра. В Брацлавское воеводство устремились польские магнаты Потоцкие, Конецпольские и др. С начала XVII в. собственниками «пустыни Умань» стали магнаты Калиновские.

Таким образом, беглые крестьяне, хуторяне, вольные владельцы пасек, рыбных и звериных уходов вдруг оказывались на господской земле. Правда, магнаты, захватывая новые земли, не стремились сразу же начинать наступление на права местного населения. Наоборот, первоначально с целью привлечения в свои владения потенциальной рабочей силы они приступали к организации слобод – поселений, – жители которых на десятки лет освобождались от повинностей.

Превращение династической связи, заложенной Кревским актом 1385 г., в реальную федерацию имело огромное значение для судеб польского, литовского, белорусского и украинского народов. С заключением Люблинской унии 1569 г. закончилась литовско-русская эпоха в истории Украины.

После Люблинской унии 1569 г. польские феодалы стали добиваться пересмотра Литовского Статута 1566 г., чтобы согласовать его с польским законодательством. Но комиссия во главе со Львом Сапегой подготовила новую редакцию Статута вопреки Люблинской унии. Так, в нее были внесены статьи, обязывавшие великого князя не нарушать территориального единства ВКЛ и снова присоединить к нему отрезанные земли. Поэтому новая редакция Статута не рассматривалась единым польско-литовским сеймом, а была утверждена в 1588 г. польским королем Сигизмундом III, который таким образом стремился обеспечить себе поддержку феодалов ВКЛ. Статут 1588 г. был опубликован в Вильно в типографии Мамоничей на русском (старобелорусском) языке. Этот акт стал действующим правом не только на землях Великого княжества Литовского, но и в украинских провинциях, отошедших к Польше. Он, в частности, гарантировал украинскому народу возможность судиться по обычному праву в копных судах, требовал, чтобы судьи владели русским письмом.