Мастерский стальной меч волка. Чертежи мастерских доспехов школы волка

Снаряжение школы волка в Ведьмак 3 — универсальный комплект, который наделяет Геральда надежной защитой, ускоренным притоком адреналина и помогает эффективно использовать знаки. Сегодня мы рассказываем где найти доспехи и оружие из этого набора.

Ведьмачьи древности

  • У кузница Хаттори в Новиграде;
  • У оружейника в Каэр Мюр;
  • У кузница в деревне Залипье;
  • У оружейника в замке Каэр Трольде;
  • У оружейника в Новиграде.

Каждая карта позволяет выполнить задание Ведьмачьи древности, во время прохождения которого ты приобретешь ресурсы для создания и улучшения снаряжения школы волка. Такого как доспехи, мечи, перчатки, сапоги и штаны.

Мечи школы волка

Мечи школы волка ты сможешь надеть после того, как Геральд достигнет 14 уровня. Ниже рассказываем где найти чертежи для их создания:

  • За диаграммой стального меча отправляйся к крепости Каэр Морхен. Там за сигнальной башней найди вход в бастион и проникни в него. Затем отыщи тело Варина и убей семь призраков;
  • Диаграмму серебряного меча найдешь рядом со сторожевой башней на теле у Хирда;

Если нашел диаграммы, то собери ресурсы и попроси кузница подмастерья выковать для тебя мечи.

Доспехи школы волка

Доспехи, наручи, сапоги и штаны школы волка станут доступны главному герою, после достижения 14 уровня. Вот где их искать:

  • Иди к сторожевой башне Каэр Морхена, найди и убей там две гарпии;
  • Затем проникни в башню и поднимись на верх по лестнице;
  • На верху башни найди сундук, в котором лежит письмо;
  • Прочитай письмо, из которого узнаешь что нужно открыть портал;
  • Затем спустись в низ и найди камень, который нужно толкнуть в арку при помощи знака Аард;
  • Выйди на улицу и отыщи второй камень, который нужно вставить в арку;
  • Задействуй портал и войди в него;
  • Портал перенесет тебя к месту, где на трупе лежат рецепты снаряжения школы волка;

После этого собери ресурсы и попроси кузница выковать для тебя доспехи и другое снаряжение.

Все места на карте и краткий путеводитель, где спрятаны чертежи мастерских доспехов и оружия школы Волка (Ведьмак 3).

Серебряный меч

Местечко, куда мы направимся, находится рядом с лагерем нильфгаардской армии, а самая ближняя точка быстрого перехода — Тракт Кимбольта.

Сундук с мастерским чертежом охраняет черт. Один черт в поле не воин, так что вы быстро пополните свой архив чертежей. Но в его сокровищнице не только пожелтевшие от времени фолианты. :)

Стальной меч

На затонувший корабль стоит заглянуть не только ради чертежа. Тут полно сокровищ. Кампанию вам составят утопцы.

Обломки, плавающие над затонувшим судном, точно укажут вам место, где нырять. А шлюпку, чтобы добраться до места, позаимствуйте на пристани к северу от метки на карте.

Сундук находится в трюме, сразу под лестницей. Для более комфортного погружения используйте зелье «касатка». Оно даст вам больше времени исследовать трюм.

Мастерский доспех.

Мастерский доспех Школы Волка, припрятан среди эльфийских руин. Ориентируйтесь на деревню Рудник, чтобы найти их.

Рецепт лежит в полузатопленной в колодце шкатулке, а кругом рыскаю призраки.

Мастерские штаны ищите на Скеллиге. Сундук довольно хитроумно запрятан — поставлен на гребень разрушенной стены Старой сторожевой башни.

Башня находится на острове к северо-западу от Каэр Трольде. В ней обосновалась банда каких то мародеров.

Рецепт перчаток.

За рецептом отправляемся на Скеллиге. В самом центре Ард Скеллиге, около деревеньки Ферлунд расположились остатки безымянной крепости.

Над ней реет вилохвост или какой то другой драконид, который так и не соизволил опуститься на землю, так что изъятие очередного свитка прошло без лишнего шума и крови.

Сундук небрежно валяется на остатках крепостной стены. Войти через главный вход не получится — так как лестница на крышу форта завалена. Придется карабкаться на стены.

В игре The Witcher 3: Wild Hunt существует 6 ведьмачьих школ: змеи, медведя, кота, волка, грифона и мантикоры (Кровь и Вино). Каждой из них соответствует свое снаряжение из шести элементов, которое можно улучшить 4 раза. В разных уголках игрового мира можно отыскать специальные заметки и карты, которые активируют квесты на поиск всех частей. Чертежи доспехов и оружия можно начинать искать в любом порядке, однако важно знать, что они улучшаются последовательно: без обычного снаряжения не создать улучшенного и т. д.

Особый интерес представляют квесты "Ведьмачьи древности: снаряжение Школы Волка" в "Ведьмаке 3", которые добавляются после загрузки бесплатного DLC.

Обычные доспехи и оружие

Конечно же, поиск любых чертежей всегда стоит начать с базового, так как без него и нечего будет улучшать. Для того чтобы начать серию первых заданий, необходимо отправиться в Новиград к кузнецу Хаттори, предварительно выполнив задание "Мечи и вареники". У него нужно приобрести "Заметки Иеронимуса...", которые отправят игрока в древнюю ведьмачью крепость - Каэр Морхэн. Где найти снаряжение Школы Волка в "Ведьмаке 3" в данной локации?

Поиски доспехов приведут к развалинам старой сторожевой башни. Отыскав необходимый кристалл, который находится в небольшой нише на строительных лесах, Геральт попадет в грот под башней, где расположены останки уже знакомого автора заметок - Иеронимуса.

Стальной меч находится в Бастионе. Ведьмачье чутье приведет к пепелищу, где, собственно, и находится нужный предмет среди останков Варина. Серебряный меч расположен в еще одной сторожевой башне к северу от крепости среди останков Хирда.

Улучшенный комплект

Перед отправкой в Каэр Морхэн стоит заранее приобрести вторую карту улучшенного снаряжения Школы Волка "Ведьмака 3" у Хаттори, а также у кузнеца из деревни Залипье, чтобы не бегать второй раз за вторым комплектом.

Стальной меч находится в северной сторожевой башне крепости ведьмаков в сундуке на втором уровне, прямо напротив останков Хирда. В землях Каэр Морхена также расположены чертежи перчаток и штанов. Первый лежит в пещере на холме, где обитает вилохвост (его можно будет убить по главному сюжетному квесту), а второй - в воде рядом с небольшим островком к северо-востоку от Хаты у озера.

Все остальное нужно искать в Велене. Серебряный меч находится на дне колодца замка Вроницы. Чтобы отыскать чертеж доспехов, нужно добраться до небольшого острова с развалинами неподалеку от Коломницы. Нужный сундук будет под водой.

Улучшенные сапоги находятся к югу от Оксенфурта в локации под названием "Грот". Рекомендуется начинать поиски с 21 уровня, чтобы справиться с имеющимися там противниками. Но прохождение снаряжения Школы Волка в "Ведьмаке 3" не составит большого труда, если начать за 2-3 уровня до рекомендуемого.

Отличное снаряжение

Третью категорию доспехов не собрать полностью до отправки на острова Скеллиге. Но первую карту, где найти снаряжение Школы Волка ("Ведьмак 3"), можно приобрести у бронника в Новиграде, на площади Иерархов. Вторые заметки находятся в крепости Каэр Мюр, о. Ард Скеллиг.

Для того чтобы их собрать, снова придется отправиться в Каэр Морхэн. Нужно отыскать Железный рудник для аналогичных перчаток (юго-восток от Каэр Морхэн). Необходимый сундук находится на алтаре. В пещере, где ведьмаки однажды подверглись Испытанию Травами, расположен чертеж отличных штанов (за сталактитами). Сапоги Геральт может найти в очередной пещере, расположенной на берегу реки (к востоку от крепости).

Остальные части находятся на Скеллиге. Стальной меч Школы Волка расположен на о. Хиндарсфьялль под развалинами старой крепости, в помещении с ядовитым газом (на запад от поселения Лофотен). На Ард Скеллиг можно найти серебряный меч и доспехи.

В первую очередь проще всего добраться до деревни Арнбьорн, а оттуда уже направиться на юго-восток к погребальному кургану (западное побережье острова). Там с помощью чутья найти деревянный ящик. Для поиска второго элемента удобно будет отправиться в деревню Фирсдаль, а после двинуться на запад в заброшенную крепость (южное побережье). Сундук будет на стене.

Где найти снаряжение Школы Волка, в "Ведьмаке 3" подскажет мини-карта и карта мира. Раньше 29 уровня игра не рекомендует начинать поиски.

"Ведьмак 3": мастерское снаряжение школы волка

За последними инструкциями снова придется отправиться к Хаттори, а также заглянуть к кузнецу в Каэр Трольде.

Где найти снаряжение Школы Волка ("Ведьмак 3") на Скеллиге? В центральной части главного острова расположена разрушенная башня (на востоке от поселения Ферлунд), на стене которой располагается сундук с чертежом перчаток. За штанами придется отправиться на о. Спикероог. Главный ориентир - деревня Сворлаг, от нее нужно двигаться на юго-запад к Старой сторожевой башне. На стене находится искомый сундук. Что касается сапог, то они хранятся на о. Ундвик. У подножия полуразрушенной башни и располагается сундук (юго-восток от деревни Дорве).

Все остальное находится на уже знакомой игрокам территории Темерии. За стальным мечом в "Ведьмаке 3" проще всего начать путь от деревни Клыки. На юге расположен затонувший корабль, в трюме которого и лежит чертеж. Серебряный меч спрятан под охраной беса (22 lvl) в запертой землянке на юго-востоке Темерийских земель. И сам доспех можно отыскать в мраморной чаше у эльфийских руин (деревня Стежки, юго-восток). На этом заканчиваются квесты основной линейки снаряжения ведьмачьих древностей: Школа Волка в "Ведьмаке 3".

Все квесты не стоит начинать до 34 уровня.

Волчье снаряжение: Кровь и Вино

С установкой нового DLC игроки, достигшие 40 уровня, могут начать новую цепочку квестов по поиску гроссмейстерского снаряжения Школы Волка в "Ведьмаке 3". Для того чтобы начать, нужно найти кузнеца-гроссмейстера (Боклер).

Все необходимые элементы находятся в руинах Дворца Темрес. Проход туда расположен в пещере неподалеку от хозяйства Геленсеров. У входа, с левой стороны Геральт должен взять фиолетовый камень, чтобы пройти через барьер. Попав в первый склеп, населенный призраками, нужно в одной из комнат отыскать останки Ведьмака, придавленного камнями, чтобы получить чертежи мечей и перчаток. В другом помещении на полу лежит сумка с чертежами сапог, штанов и верхней части доспехов.

Характеристики 1 уровня

Подробнее узнать о характеристиках каждого элемента брони и оружия можно непосредственно в игре. Здесь приводятся бонусы за ношение полного комплекта плюс характеристика оружия.

Таким образом, за ношение базового комплекта Геральт получит:

  • 212 единиц брони;
  • пять процентов к получению очков адреналина;
  • семь процентов к сопротивлению колющим, девятнадцать к рубящим ударам;
  • шесть к сопротивлению ударному урону и двадцать шесть - от чудовищ;
  • +22 к сопротивлению стихиям;
  • Плюс 1 доп. ячейка.

Что касается стального и серебряного мечей, то:

  • 140-172/229-279 урона от каждого соответственно;
  • каждый дает по 5% к получению адреналина шанс вызвать кровотечение;
  • от стального плюс пять процентов за убийство людей, а за серебряный - двадцать за чудовищ;
  • по 1 ячейке рун.

Полный комплект 2 уровня

  • 289 к защите;
  • мощность знаков и сила удара возрастут на двенадцать процентов;
  • сопротивление ударам: рубящие - 26% и колющие - 12%;
  • сопротивление урону: ударный - 10%, от чудищ - 33%, стихиям - 25%;
  • очки адреналина - +10%;
  • доп. ячейки - 3.

Мечи из стали и серебра, каждый отдельно дает:

  • 191-233/292-356 урона;
  • плюс шесть процентов к мощи от знаков, шансы кровотечения и адреналина;
  • пять и двадцать процентов к опыту за смертельный удар по людям (стальной) и чудовищам (серебряный);
  • по 2 ячейки рун.

Параметры 3 и 4 уровня

Отличные доспехи дают следующие бонусы:

  • броня увеличится на 377 единиц;
  • на 15% увеличится получение адреналина и на 16% - мощность знаков;
  • сопротивление ударам повысится на 18% от колющих и 33% - от рубящих;
  • что касается различного вида урона, то игроков ждут +15% сопротивления от ударного, 33% от монстров и 56% - от стихий;
  • дополнительные ячейки в размере семи единиц.

Характеристики ведьмачьих мечей:

  • стальной 248-304/серебряный 364-444 к нанесению урона;
  • на 7% увеличатся следующие параметры: мощь знаков и получение адреналина (от каждого);
  • +5% критического урона;
  • 7% шанса вызвать кровотечение;
  • что касается опыта от смертельных ударов по противникам, он остается прежним, как и в прошлых улучшениях.
  • +6 ячеек.

Финальное снаряжение (без DLC) улучшает следующие параметры:

  • количество брони станет в размере 432 единиц;
  • знаки увеличат свою мощь на 20%;
  • сопротивление от колющих ударов повысится на 25%, ну а от рубящих - на 40%;
  • сопротивление от ударного урона возрастет на 20%, ударов монстров - на 50% (очень достойно) и от стихий - на 40%;
  • общее количество дополнительных ячеек составит 7.

Мастерские мечи:

  • сталь: 284-348, серебро: 409-499;
  • +10% к знакам и адреналину;
  • +10% к критическому урону и кровотечению;
  • количество дополнительного опыта и ячеек остается без изменений.

Бонусы от гроссмейстерского снаряжения

Полный комплект брони дает:

  • 509 единиц брони;
  • +22% к адреналину;
  • сопротивление к урону от колющих ударов составит +29%, а рубящих - +45;
  • сопротивление от ударов монстров вырастет на 54% и стихий - +45;
  • сопротивляемость ударному урону повысится на 22%.

Стальной и серебряный меч:

  • 335-409/472-576 к урону;
  • +11% к получению адреналина, мощности знаков и модификатор шанса вызвать кровотечение от каждого.
  • Опыт такой же.

Как создать?

Каждый элемент снаряжения необходимо создавать у кузнеца соответствующего уровня. В частности, после выполнения личного квеста, Хаттори станет доступен как мастер-оружейник. Мастером-бронником может стать краснолюд из замка Кровавого Барона - Фергус (также после своих квестов).

Для гроссмейстерской брони и мечей придется найти кузнеца по имени Лазарь Лафарг, который живет в центре столицы Боклера. У него же можно и приобрести все необходимые карты.

Какие детали необходимы для создания, можно узнать из окна ремесла. Нужные драгоценные камни, руду, слитки, детали и ингредиенты из чудовищ можно как купить у купцов/кузнецов, так и отыскать самостоятельно. Не стоит забывать о том, что большую часть предметов можно разобрать на детали и собрать из них новые.

Заключение

Конечно же, чтобы найти самую лучшую для себя броню одной из школ, придется достигнуть большого уровня, ведь даже если игроку удастся каким-то образом заполучить чертежи улучшений раньше рекомендуемого уровня, он попросту не сможет их использовать.

Кроме того, отдавая предпочтение одному из видов доспехов: легкий, средний или тяжелый, стоит позаботиться и о выборе соответствующего таланта. Для снаряжения Школы Волка из "Ведьмака 3: Дикая охота", в частности, стоит выбрать "Технику Школы Грифона". Помимо этого, подходящая комбинация из улучшений атаки, знаков и зелий может увеличь пользу от полного комплекта до максимума.

В заключение стоит сказать, что не стоит зацикливаться только лишь на ведьмачьем снаряжении. Например, между уровнями улучшений может оказаться, что гораздо эффективнее будет использование других мечей или брони, особенно реликтов. Лучше всего оставить немного места в инвентаре для нескольких вариантов, потому что за меньшим уроном может крыться полезное улучшение характеристик. Тут существует единственный совет: необходимо действовать по ситуации.

Снаряжение, школы волка, пожалуй самое труднодоступное в этой игре. Связанно это не с тем, что места поисков охраняют какие-то непобедимые чудовища, а скорее с тем, что оно разбросанно по всем локациям. А в связи с чудовищами, лучше не начинать поиски на низком уровне. В некоторых локациях будут попадаться зверюги, довольно сильные. В связи с разбросанностью, всех чертежей, вы должны уже более менее ориентироваться, во всех этих островах и поселениях.

Снаряжение Школы Волка (Велен)

На мой взгляд, если приступать к поискам, то хотя бы, после выполнения всех заданий в Велене. Если в замок Кровавого барона вам не пришлось искать окольных путей, то можно заглянуть в колодец, который расположен в саду у Кровавого барона. На карте он обозначен как вход в пещеру. Когда будете заканчивать свои дела по сюжету, можете посетить место недалеко от дорожного знака «Тракт Кимбольта» . Оно обозначено на карте как «Спрятанное сокровище» . От дорожного знака по карте вниз, через разрушенную деревню.

Там встретим бандитов, а непосредственно нужное нам место, охраняет Бес. После того как управимся с ним, (хотя, можно и обмануть его, он иногда отходит, тем временем...) осмотрим, тех кому повезло меньше, после встречи с ним. У одного из бандюков (он явно выделяется) найдём ключ, и записку. Ключом воспользуемся открыв ворота, что расположены рядом, и ведут в бандитский схрон. Там в одном из сундуков будет чертёж или два, возможны варианты, зависит от вашего уровня, единственно что точно, так это будет меч, стальной или серебряный тоже наверное от уровня зависит. Это я заметил когда один и тот же чертёж добывал, но с разных сохранений, в которых уровни были от 14 до 100. Поэтому буду описывать в основном, где и как, но не указывать, что именно там будет, потому как находки явно будут отличаться. Кроме первых находок, в Бастионе.

Снаряжение Школы Волка (Каэр Морхен)

Как это не странно, но в свою вотчину, а именно в Каэр Морхен , твердыню, так сказать ведьмаков, по сюжету мы попадаем не так часто. Ну, а если точнее, то ближе к финалу, да и времени на дополнительные задания, вроде как и не будет. А ведь именно там мы можем узнать, где и кто разбросал по всему миру чертежи школы волка .

Почему я советовал, начинать поиски после окончания дел в Велене? По сюжету, мы получим «Магический Светильник» , который передаст нам Кейра Мец . В Каэр Морхене он может нам пригодиться, при исследовании разрушенного бастиона. К стати ещё в самом Велене, нам пригодиться и другой её подарок, а именно «Глаз Нехалены» . Если будем искать спрятанные сокровища, то в некоторых случаях, без него не обойтись. В Каэр Морхене он тоже будет нужен.

Снаряжение Школы Волка (Бастион)

Когда мы выходим из ворот крепости Каэр Морхен, то с правой стороны, внизу, заметим довольно приметную тропинку. А прямо и вверх увидим «Сигнальную Башню» . Спускаемся по дороге и сворачиваем на право в первом же свёртке. Дальше тропа разделится, идём вверх налево. Вдоль тропинки установлены небольшие столбики, сложенные из камней на которых прикреплены факелы. Следуем по этой тропе и дойдём до заброшенного, полуразрушенного бастиона. Здесь нас встретит небольшая армия привидений. После того как управимся с ними, Геральт сам подскажет, что не плохо бы, использовать светильник Кейры. Геральт когда-то сам будучи ребёнком тренировался здесь. С помощью светильника узнаем небольшие истории, из жизни воспитанников ведьмачей школы.

Чтобы успокоить привидения, надо захоронить останки мальчика. Останки, на одной из стен башни, забраться по лесенке можно только в одном месте. В журнале заданий, активируйте задания, по мере их появления, так легче будет ориентироваться. Там же, среди останков, находим чертёж «Стального меча Школы Волка» и дневник Варина. Видимо ведьмак, который был там наставником, ещё до Весемира. Собственно после нападения на крепость, подстроенное неким чародеем, в крепости погибли все, и наставники и воспитанники. Живыми остались ведьмаки, которые на тот момент выполняли работу на большаках, убивая чудовищ. Самым опытным из собравшихся остатков, оказался Весемир, он и стал наставником. Из дневника узнаем, что надо обыскать «Сигнальную Башню» , которая находиться рядом, а также и «Сторожевую Башню» , которая находиться на другом конце озера.

Снаряжение Школы Волка (Сигнальная Башня)

По тропинке следуем к башне. По дороге отмахиваемся от надоедливых гарпий. В башне осматриваем всё внимательно, поднимемся на строительные леса и в одном из сундуков, найдём, заметки Иеронимуса. Это маг, который непосредственно принимал участие в воспитании, а также в обеспечении снаряжением ведьмачью Школу Волка. Читаем заметки, и действуем по инструкции.

Когда мы заходили в башню, то слева был виден пролом в стене. Выходим через него, и забираемся на леса. Там найдём оставленный магом кристалл. Вставляем в устройство и активируем оба кристалла аардом. Теперь прыгаем в открывшийся портал. В пещере в которой окажемся, найдём весь комплект чертежей на обмундирование . Так же, там будет записка, скорее прощальная...

Снаряжение Школы Волка (Сторожевая Башня)

Спускаемся в низ до развилки, на которой мы свернули налево, и теперь отправляемся прямо. На север к руинам сторожевой башни. Можно отправиться на лодке (от Хижины на озере ), а можно и верхом, по левому берегу озера. Так даже интересней, по дороге можно будет кое-что найти. Но правда и опасней...

Достигнув руин, обнаружим останки, Хирда, ученика чародея Иеронимуса. У него заберём чертёж «Серебряного меча Школы Волка» . Но не спешим покидать эти развалины. Если забраться на строительные леса, то мы найдём ещё один чертёж. На этот раз «Улучшенный Стальной меч Школы Волка» . Можно возвращаться в Каэр Морхен.

Снаряжение Школы Волка (Шахта у Каэр Морхена)

В Каэр Морхене есть две жилые башни, по сюжету мы непременно будем подыматься на башню к Йеннифер. Так вот, в этой башне, в самом низу, обойдите всё по кругу, на одном из сундуков найдём книгу. Эта книга «Монструм или Ведьмака описание, том 2» нам понадобится для поисков снаряжения. (Читкода на эту книгу нет) Как только вы возьмёте книгу, появится сообщение, что не плохо бы прогуляться до старой кузницы.

В кузне правда кроме снаряжения, нас ожидают, сначала голем, затем ифрит. Ну, хрен редьки не слаще. И здесь кроме, той книги, которая будет ключом к каменным воротам, нам понадобиться подарок Кейры Мец, а именно «Глаз Нехалены» . Иначе мы не сможем попасть в секретную комнату за жаровней. Там мы найдём «Мастерский доспех Школы Волка» , ну и ещё несколько разных предметов. А перед этим, на столике на который будем устанавливать книгу, в шкатулке, найдём чертеж, на .

Снаряжение Школы Волка (Случайные находки...)

Следующие улучшения, находим самостоятельно, нигде не будет указанно, что оно там есть. Когда мы пойдём по тропинке в сторону Сторожевой Башни, то по дороге нам попадутся обгоревшие развалины каких-то строений. Там же можно заметить дорожку убегающую в верх и налево. Если подняться по ней, то дойдём до пещеры «Голова Волка» , в которой когда-то, ещё до того как построили крепость Каэр Морхен, была мастерская ведьмаков. Другими словами, первые ведьмаки Школы Волка, получили путёвку в жизнь именно здесь. Пошумите там немного аардом, и за сталагмитами, найдёте сундук, а в нём чертёжик - на улучшение доспехов школы волка .

Если спустится из крепости Каэр Морхен к реке, и прошвырнутся влево, когда по берегу, когда вплавь (не берите с собой Плотву, она хоть и называется рыбной фамилией, плавать не захочет) , доберёмся до пещеры. Чтобы понять, что это именно та пещера, включите ведьмачье чутьё. За водопадом увидим цеховой знак, Школы Волка. За или под водопад нырять не надо, идём в пещеру вправо. Там пошумев аардом и разбив сталагмиты, так же с правой стороны и недалеко от входа, найдём в сундуке чертеж на улучшение доспехов школы волка . На берегу озера есть отметка на карте, «Хата у озера». Там Ламберт оставляет свою лодку. Можно воспользоваться лодкой, а можно и пешочком по правому бережку, пробежаться. Совсем рядом будет маленький островок. На нём включаем ведьмачье чутьё и увидим свой цеховой знак. Тут же под водой на камне заметим сундук. Ныряем и забираем содержимое, чертеж на улучшение доспехов школы волка . Недалеко увидим пещеру. В пещере очень недружелюбный троль. Если есть желание пободаться с ним, то в итоге найдёте, некий документ, который является прямой отсылкой к первой части игры. Так же, если вы помогали Эскелю, охотиться на Вилохвоста, то в той пещере, где добивали Вилохвоста, должны забрать чертёж на улучшение доспехов школы волка .

Снаряжение Школы Волка (Улучшения на Скеллиге)

Когда прибудем на острова Скеллиге, так или иначе попадём в Каэр Трольде. Это крепость ярла Краха Анкрайта. Справа, сразу за воротами, есть проход в местную кузню. Кузнец который делает мечи, нам ничего не предложит, а вот у бронника, можно прикупить несколько примечательных документов. Среди них мы найдём «Заметки Иеронимуса, о ведьмаке Эльгаре». Теперь мы можем сделав задание активным, проследовать по местам нычек, ведьмачьих улучшений, снаряжения школы волка.

Снаряжение Школы Волка (Центральная часть Ард Скеллиге)

Поиски можно начать из двух, вблизи расположенных деревень. Одна из них деревня Боксхольм, разрушена до основания, и в ней кроме гнильцов и трупов, никого не будет. Вторая - Раннвейг, жилая. Там можно взять квест, который будет непосредственно связан, с тем местом куда мы отправляемся. Квест называется, «Пропавший сын », взять его можно у мужичка которого зовут Ойен.

Поэтому в зависимости от того, взяли вы этот квест или нет, будем действовать в крепости. Если не брали квест, то можно по тихому забраться снаружи на стену, и взять, то что нам нужно. Тут просто возможен баг, если вы не брали квест, но стыканулись с бесом, который сидит в крепости. Он может стать, просто не убиваемым, так как по квесту, он дуба даст в другом месте. Ну это я так на всякий случай... А чертёжики в сундучке, что на стене...

Снаряжение Школы Волка (Деревянный форт)

Далее проследуем на юга... Ближайшая деревня в которую можно портануться и от туда уже пешочком, это Фирсдаль . Нам нужен старый деревянный форт, который теперь больше похож на кладбище. Гарпий там, что комаров в нашей тайге, и гнёздышко у них там есть. Но собственно при желании в сам форт, можно и не заходить.

Нам, всё равно придётся на стену залазить, а это можно сделать и снаружи. Хотя гарпии нас и там достанут, надо сказать... В общем когда залезем, идём к другой башенке, там и сундучок, с искомыми чертежами.

Снаряжение Школы Волка (Погребальные курганы)

Теперь обследуем западную часть Ард Скеллиге. Отправляемся в деревню Аринбьорн . От неё буквально за минуту можно добежать до искомых «Погребальных Курганов» . Всего их там три, но вход есть только в двух курганах, в третьем я как-то не нашёл. Да и смотреть там собственно нечего, почему они так называются, непонятно. Во всяком случае саркофагов или чего-то подобного я не видел.

А нам, собственно нужен тот в который мы упрёмся подымаясь по дорожке. Заходим в него, как это не странно но там нас никто не ждёт, кровожадно щёлкая клювом или челюстями. Всё тихо мирно, до неприличия... В общем осматриваемся, а смотреть там, как я уже сказал, не на что, находим сундучок или скорее шкатулку, а там чертежи.

Снаряжение Школы Волка (Сторожевая башня на Спикерооге)

На Спикерооге, можно портануться непосредственно к развалинам сторожевой башни, которая нам нужна. А можете начать поиск, из деревни Сворлаг. Она находится недалеко. Если портанёмся непосредственно на место, то перед нами будет виден кусок уцелевшей стены, в ней проход внутрь башни и поблёскивая заклёпками, или чем-то там ещё, сам сундучок.

Правда он на стене... Ну и ещё вдруг появятся бандиты. В моём случае их было только пятеро. Разбираемся с бандюками и шагаем в крепость, или шагаем в крепость, а попутно разбираемся с бандюками. Разницы нет. Когда зачистим местность, можно осмотреться. В башне есть лесенка, которая ведёт на второй этаж, верней, то что от него осталось. По ходу облутаем сундуки и можем попасть на стену, где наш сундук с чертежами.

Снаряжение Школы Волка (Сторожевая башня на Ундвике)

В эту башню, мы можем попасть, во время выполнения квеста «Владыка Ундвика » . Это в том случае если вы пообещали помочь детям Краха Анкрайта. И если вы не выполнили этот квест, но собираетесь, то отложите это посещение или действуйте крайне осторожно. Чтобы не сбивать квестовую линию. Можно зайти со стороны моря с точки «Приют чаек» .

Поднявшись в верх, к первой башне, идём сразу ко второй, она буквально рядом. Если квест «Владыка Ундвика» не выполнен, а вы собираетесь его пройти, то не заходите в глубь острова. Обходим башню по внешней стороне, со стороны леса. Там у остатков стены привалился наш сундучок. Забираем чертежи, и можно сваливать.

Снаряжение Школы Волка (На западе Хиндерсфьяля)

На Хиндерсфьяле, можно отправляться как от деревни Лафотен, а так же и от их кладбища. Дорога ведёт слегка в гору. Добегаем до явно приметного уступчика в скале. В игре все места на которые можно взобраться отмечены, чем-то вроде... куриного помёта, не промахнётесь. Прыгаем на уступчик, а дальше уже по ступеням, подымаемся в развалины.

Там из стороны в сторону шатается Троль. Ему наверное скучно, поэтому если он вас заприметит, то обязательно начнёт швыряться камнями. Можно завалить его, а можно спрыгнуть в погребок. Троль почему-то не преследует, я проверял. В погребке есть чем поживиться, но есть маленькая проблемка, там газ. Пробовал применить антидот плесени Попса, не помогает, только огонь. Применяем знак Игни, и вперёд. Шмонаем все сундуки, четыре или пять, точно не помню. В одном из них чертежи.

Комплект Школы Волка в «Ведьмаке 3» - это уникальный набор из 6 вещей, появляющихся в игре только после установки десятого бесплатного DLC под названием «New Quest: Scavenger Hunt: Wolf School Gear» и рассчитанных на персонажей выше 14 уровня. Точно так же, как и , комплекты Школы Волка поддаются многократному улучшению: сначала у кузнеца по чертежам создается обычный комплект, затем улучшенный и отличный, а в самом конце мастерский. Пропускать стадии нельзя, так как улучшения делаются на основе вещей с предыдущих уровней. Для изготовления комплекта Школы Волка нужно сначала найти и собрать чертежи , спрятанные в различных уголках мира, а затем обратиться к мастерам по изготовлению оружия и брони - краснолюду Фергусу из замка Кровавого Барона Вроницы в северо-западной части Велена и эльфу Хаттори на площади в южной части Новиграда. После выполнения нескольких личных заданий они будут готовы приступить к работе. Облегчить поиски частей из комплектов помогают карты сокровищ с указанием мест расположения чертежей, которые автоматически открывают задания «Ведьмачьи древности: снаряжение Школы Волка». При изготовлении оружия и доспехов Школы Волка используются различные ремесленные материалы , - руда, слитки, кожа, части чудовищ, драгоценные камни, - которые можно самостоятельно находить в ходе выполнения основных и дополнительных заданий или просто .

Для получения всех DLC нужно перейти на сайт GOG, добавить в корзину бесплатные дополнения , нажав кнопку «В корзину», и завершить покупку, после чего ссылки на файлы появятся в «Библиотеке» на странице игры, откуда их можно будет свободно скачать. Для установки бесплатных дополнений в Steam нужно зайти в «Библиотеку», выбрать игру «Ведьмак 3» и перейти на страницу «Дополнения». Перед установкой DLC «New Quest: Scavenger Hunt: Wolf School Gear» игру желательно обновить патчами до последней версии, чтобы избежать появления ошибок. Новые чертежи из дополнения появляются на любой стадии прохождения игры, необязательно начинать сюжет с самого начала.

Обычный комплект Школы Волка в The Witcher 3: Wild Hunt:

Задание по поиску обычного снаряжения Школы Волка появляется в журнале после нахождения любого чертежа из комплекта или покупки карт с координатами тайников у ремесленников, например, у Хаттори в кузнице в южной части Новиграда, который начинает торговать и изготавливать оружие только после выполнения личного задания «Мечи и вареники».
  1. Чертеж: стальной меч Школы Волка (необходимый уровень - 14): среди останков Варина в сгоревшем строении внутри Бастиона, за сигнальной башней, в южной части Каэр Морхена.
    • Требуемые ингредиенты: обрезки кожи - 1, слиток стали - 2, мозг чудовища - 1, глаз чудовища - 1.
    • Характеристики: урон - 140-172, +5% мощь Знаков, получение адреналина, модификатор шанса вызвать кровотечение и доп. опыт за смертельный удар по человеку.
  2. Чертеж: серебряный меч Школы Волка (необходимый уровень - 14): среди останков Хирда, ученика мага Иеронимуса, на ступеньках разрушенной Сторожевой башни у озера в северной части Каэр Морхена.
    • Требуемые ингредиенты: обрезки кожи - 1, слиток серебра - 3, пятая эссенция - 1, мозг чудовища - 1.
    • Характеристики: урон - 229-279, +5% мощь Знаков, получение адреналина, модификатор шанса вызвать кровотечение, +20% доп. опыт за смертельный удар по чудовищу.
  3. Чертеж: доспех Школы Волка (необходимый уровень - 14): среди останков мага Иеронимуса в пещере под Сигнальной башней на вершине скалы напротив главных ворот крепости Каэр Морхен. Тропинка для восхождения к сигнальной башне начинается сразу под дорожным указателем для быстрого перемещения «Каэр Морхен». Первый кристалл находится напротив разбитой арки портала внутри башни, второй на стене с внешней стороны башни, добраться до него можно по лесам за проломом на входе в башню. Стабильным портал становится только после активации двух кристаллов Знаком Аард, в противном случае Геральт разобьется.
    • Требуемые ингредиенты: рубашка - 1, укрепленная кожа - 2, пластина из метеоритного серебра - 1, кожаные ремешки - 5, глаз чудовища - 2.
    • Характеристики: броня - 105, +5% получение адреналина, сопротивление колющим ударам и ударному урону, +10% сопротивление рубящим ударам, +15% сопротивление урону от чудовищ.
  4. Чертеж: перчатки Школы Волка
    • Требуемые ингредиенты: обрезки кожи - 4, метеоритная руда - 1, кожаные ремешки - 2, дратва - 2, толченая плоть чудовища - 4.
    • Характеристики: броня - 33, +5% мощь Знаков, +1% сопротивление колющим ударам, +2% сопротивление рубящим ударам и урону от чудовищ, +5% сопротивление стихиям.
  5. Чертеж: штаны Школы Волка (необходимый уровень - 14): среди останков Иеронимуса в пещере под Сигнальной башней на вершине скалы напротив главных ворот крепости Каэр Морхен.
    • Требуемые ингредиенты: шелк - 2, шкура - 4, метеоритная руда - 1, обрезки кожи - 4, кровь чудовища - 1.
    • Характеристики: броня - 37, +5% сила атаки, мощь Знаков и сопротивление рубящим ударам, +7% сопротивление урону от чудовищ, +17% сопротивление стихиям.
  6. Чертеж: сапоги Школы Волка (необходимый уровень - 14): среди останков Иеронимуса в пещере под Сигнальной башней на вершине скалы напротив главных ворот крепости Каэр Морхен.
    • Требуемые ингредиенты: укрепленная кожа - 1, метеоритная руда - 1, дратва - 3, обрезки кожи - 4, эссенция чудовища - 1.
    • Характеристики: броня - 37, +5% сила атаки, +1% сопротивление колющим ударам и ударному урону, +2% сопротивление рубящим ударам и урону от чудовищ.

Улучшенный комплект Школы Волка в The Witcher 3: Wild Hunt:


Карты с местоположением чертежей улучшенного снаряжения Школы Волка продаются у Хаттори в кузнице в южной части Новиграда и у кузнеца из деревни Залипье в центральной части Велена. После прочтения «хорошо сохранившихся заметок Иеронимуса о ведьмаке Эльгаре» и «слегка надорванных заметок Иеронимуса о ведьмаке Эльгаре» на карте появятся маркеры с указанием тайников. Мастер-оружейник начинает торговать и изготавливать оружие только после выполнения личного задания «Мечи и вареники».
  1. Чертеж: улучшенный стальной меч Школы Волка (необходимый уровень - 21): в сундуке на втором ярусе разрушенной Сторожевой башни у озера, напротив останков Хирда с чертежом обычного серебряного меча Школы Волка, в северной части Каэр Морхена.
    • Требуемые ингредиенты: стальной меч Школы Волка - 1, обрезки кожи - 1, слиток темной стали - 2, толченая плоть чудовища - 1, коготь чудовища - 1.
    • Характеристики: урон - 191-233, +6% мощь Знаков, получение адреналина, модификатор шанса вызвать кровотечение, +5% доп. опыт за смертельный удар по человеку.
  2. Чертеж: улучшенный серебряный меч Школы Волка (необходимый уровень - 21): в сундуке на дне колодца во внутреннем дворе замка Кровавого Барона Вроницы; северо-западная часть земель Темерии.
    • Требуемые ингредиенты: серебряный меч Школы Волка - 1, кожаные ремешки - 2, слиток метеоритного серебра - 2, яйцо чудовища - 1, язык чудовища - 1.
    • Характеристики: урон - 292-356, +6% мощь Знаков, получение адреналина и модификатор шанса вызвать кровотечение, +20% доп. опыт за смертельный удар по чудовищу.
  3. Чертеж: улучшенный доспех Школы Волка (необходимый уровень - 21): в сундуке под водой среди развалин башни, стоявшей на островке на озере к юго-западу от Коломницы; южная часть земель Темерии.
    • Требуемые ингредиенты: доспех Школы Волка - 1, укрепленная кожа - 3, пластина из метеоритного серебра - 1, холст - 4, перо чудовища - 5.
    • Характеристики: броня - 140, +10% получение адреналина, +8% сопротивление колющим ударам и ударному урону, +14% сопротивление рубящим ударам, +20% сопротивление урону от чудовищ.
  4. Чертеж: улучшенные перчатки Школы Волка (необходимый уровень - 21): в сундуке в конце пещеры на вершине холма, незадолго до битвы с Дикой Охотой, в юго-восточной части Каэр Морхена.
    • Требуемые ингредиенты: перчатки Школы Волка - 1, обрезки кожи - 4, метеоритная руда - 1, кожаные ремешки - 2, дратва - 2, толченая плоть чудовища - 4.
    • Характеристики: броня - 47, +6% мощь Знаков, +2% сопротивление колющим ударам, +3% сопротивление рубящим ударам и урону от чудовищ, +6% сопротивление стихиям.
  5. Чертеж: улучшенные штаны Школы Волка (необходимый уровень - 21): в сундуке под водой у маленького островка к северо-востоку от Хаты у озера в центральной части Каэр Морхена.
    • Требуемые ингредиенты: штаны Школы Волка - 1, шелк - 2, шкура - 1, метеоритная руда - 1, обрезки кожи - 4, кровь чудовища - 1.
    • Характеристики: броня - 51, +6% сила атаки, мощь Знаков и сопротивление рубящим ударам, +7% сопротивление урону от чудовищ, +19% сопротивление стихиям.
  6. Чертеж: улучшенные сапоги Школы Волка (необходимый уровень - 21): в конце Грота к югу от Пристани; граница земель Темерии и Редании.
    • Требуемые ингредиенты: сапоги Школы Волка - 1, укрепленная кожа - 1, метеоритная руда - 1, дратва - 3, обрезки кожи - 4, эссенция чудовища - 1.
    • Характеристики: броня - 51, +6% сила атаки, +2% сопротивление колющим ударам и ударному урону, +3% сопротивление рубящим ударам и урону от чудовищ.

Отличный комплект Школы Волка в The Witcher 3: Wild Hunt:


Карты с местоположением чертежей отличного снаряжения Школы Волка продаются у бронника на рынке на площади Иерархов в центральной части Новиграда и у кузнеца в крепости Каэр Мюр на юго-западном побережье главного острова Ард Скеллиг. После прочтения «промокших и заплесневевших заметок Иеронимуса о ведьмаке Эльгаре» и «сильно выцветших заметок Иеронимуса о ведьмаке Эльгаре» на карте появятся маркеры с указанием тайников. Кузнец из крепости Каэр Мюр пропадает после убийства Лугоса Безумного ближе к концу игры.
  1. Чертеж: отличный стальной меч Школы Волка (необходимый уровень - 29): в сундуке в комнате с ядовитым газом под развалинами крепости на вершине холма к западу от деревни Лофотен на острове Хиндарсфьялль, к востоку от главного острова Ард Скеллиг.
    • Требуемые ингредиенты: улучшенный стальной меч Школы Волка - 1, обрезки кожи - 1, слиток темной стали - 3, кровь чудовища - 1, перо чудовища - 1.
    • Характеристики: урон - 248-304, +7% мощь Знаков, получение адреналина и модификатор шанса вызвать кровотечение, +5% шанс критического удара и доп. опыт за смертельный удар по человеку.
  2. Чертеж: отличный серебряный меч Школы Волка (необходимый уровень - 29): в небольшом ящике в погребальном кургане к юго-востоку от деревни Аринбьорн на западном побережье главного острова Ард Скеллиг.
    • Требуемые ингредиенты: улучшенный серебряный меч Школы Волка - 1, обрезки кожи - 2, слиток двимерита - 1, кровь чудовища - 1, толченая плоть чудовища - 1.
    • Характеристики: урон - 364-444, +5% шанс критического удара, +7% мощь Знаков, получение адреналина и модификатор шанса вызвать кровотечение, +20% доп. опыт за смертельный удар по чудовищу.
  3. Чертеж: отличный доспех Школы Волка (необходимый уровень - 29): в сундуке на стене в заброшенной крепости к западу от деревни Фирсдаль на южном побережье главного острова Ард Скеллиг.
    • Требуемые ингредиенты: улучшенный доспех Школы Волка - 1, шкура драконида - 3, двимеритовая пластина - 2, шкура чудовища - 1, сердце чудовища - 2.
    • Характеристики: броня - 180, +12% сопротивление колющим ударам и ударному урону, +15% получение адреналина, +18% сопротивление рубящим ударам, +25% сопротивление урону от чудовищ.
  4. Чертеж: отличные перчатки Школы Волка (необходимый уровень - 29): в сундучке на каменном алтаре в Железном руднике к юго-западу от крепости Каэр Морхен.
    • Требуемые ингредиенты: улучшенные перчатки Школы Волка - 1, шкура - 1, пластина из метеоритного серебра - 1, шнурок - 2, язык чудовища - 2.
    • Характеристики: броня - 63, +8% мощь Знаков, +3% сопротивление колющим ударам, +4% сопротивление рубящим ударам и урону от чудовищ, +8% сопротивление стихиям.
  5. Чертеж: отличные штаны Школы Волка (необходимый уровень - 29): в сундуке за сталактитами в конце пещеры, где в далеком прошлом ведьмаки проводили Испытание Травами, к северу от Бастиона, в центральной части Каэр Морхена.
    • Требуемые ингредиенты: улучшенные Штаны Волка - 1, шелк - 2, кожаные ремешки - 1, слиток метеоритного серебра - 1, яйцо чудовища - 1.
    • Характеристики: броня - 67, +8% сила атаки и мощь Знаков, +7% сопротивление рубящим ударам, +10% сопротивление урону от чудовищ, +23% сопротивление стихиям.
  6. Чертеж: отличные сапоги Школы Волка (необходимый уровень - 29): в сундуке за сталактитами в глубине пещеры на берегу реки к востоку от крепости Каэр Морхен.
    • Требуемые ингредиенты: улучшенные сапоги Школы Волка - 1, укрепленная кожа - 2, слиток метеоритного серебра, шнурок - 2, коготь чудовища - 2.
    • Характеристики: броня - 67, +8% сила атаки, +3% сопротивление колющим ударам и ударному урону, +4% сопротивление рубящим ударам и урону от чудовищ.

Мастерский комплект Школы Волка в The Witcher 3: Wild Hunt:


Карты с местоположением чертежей мастерского снаряжения Школы Волка продаются у Хаттори в кузнице в южной части Новиграда и у бронника в крепости Каэр Трольде на вершине скалы в северо-западной части главного острова Ард Скеллиг. После прочтения «потертых выцветших заметок Иеронимуса о ведьмаке Эльгаре» и «написанных на пергаменте заметок Иеронимуса о ведьмаке Эльгаре» на карте появятся маркеры с указанием тайников. Хаттори начинает торговать и изготавливать оружие только после выполнения личного задания «Мечи и вареники».
  1. Чертеж: мастерский стальной меч Школы Волка (необходимый уровень - 34): в сундуке под лестницей в трюме затонувшего корабля с трофеями к югу от деревни Клыки; юго-западная часть земель Темерии.
    • Требуемые ингредиенты: отличный меч Школы Волка - 1, обрезки кожи - 2, слиток двимерита - 2, яйцо чудовища - 1, голосовые связки сирены - 1.
    • Характеристики: урон - 284-348, +10% мощь Знаков, получение адреналина, шанс критического удара и модификатор шанса вызвать кровотечение, +5% доп. опыт за смертельный удар по человеку.
  2. Чертеж: мастерский серебряный меч Школы Волка (необходимый уровень - 34): в сундуке в запертой землянке - под охраной беса 22 уровня - рядом с дорогой, ведущей от Стародавнего дуба к Тракту Кимбольта; юго-восточная часть земель Темерии. Ключ от двери лежит на теле мужчины перед землянкой.
    • Требуемые ингредиенты: отличный серебряный меч Школы Волка - 1, обрезки кожи - 2, слиток двимерита - 2, перо чудовища - 1, сердце чудовища - 1.
    • Характеристики: урон - 409-499, +10% мощь Знаков, получение адреналина, шанс критического удара и модификатор шанса вызвать кровотечение, +20% доп. опыт за смертельный удар по чудовищу.
  3. Чертеж: мастерский доспех Школы Волка (необходимый уровень - 34): в маленьком сундучке в круглой мраморной чаше на входе в эльфские руины к юго-востоку от деревни Стёжки; юго-западная часть земель Темерии.
    • Требуемые ингредиенты: отличный доспех Школы Волка - 1, шкура драконида - 2, двимеритовая пластина - 3, пятая эссенция - 1, мозг чудовища - 1.
    • Характеристики: броня - 205, +20% получение адреналина, +17% сопротивление колющим ударам, +16% сопротивление ударному урону, +22% сопротивление рубящим ударам, +30% сопротивление урону от чудовищ.
  4. Чертеж: мастерские перчатки Школы Волка (необходимый уровень - 34): в сундуке на стене сбоку от полуразрушенной башни к востоку от деревни Ферлунд в центральной части главного острова Ард Скеллиг.
    • Требуемые ингредиенты: отличные перчатки Школы Волка - 1, шкура - 1, пластина из метеоритного серебра - 1, шнурок - 2, язык чудовища - 2.
    • Характеристики: броня - 73, +10% мощь Знаков, +4% сопротивление колющим ударам, +5% сопротивление рубящим ударам и урону от чудовищ, +10% сопротивление стихиям.
  5. Чертеж: мастерские штаны Школы Волка (необходимый уровень - 34): в сундуке на стене сбоку от Старой сторожевой башни к юго-западу от деревни Сворлаг на острова Спикероог, к северо-западу от главного острова Ард Скеллиг.
    • Требуемые ингредиенты: отличные штаны Школы Волка - 1, шелк - 2, кожаные ремешки - 1, слиток метеоритного серебра - 1, яйцо чудовища - 1.
    • Характеристики: броня - 77, +10% сила атаки, мощь Знаков и сопротивление урону от чудовищ, +8% сопротивление рубящим ударам, +30% сопротивление стихиям.
  6. Чертеж: мастерские сапоги Школы Волка (необходимый уровень - 34): в сундуке у подножия полуразрушенной башни к юго-востоку от развалин деревни Дорве на острове Ундвик, к западу от главного острова Ард Скеллиг.
    • Требуемые ингредиенты: отличные сапоги Школы Волка - 1, укрепленная кожа - 2, слиток метеоритного серебра - 1, шнурок - 2, коготь чудовища - 2.
    • Характеристики: броня - 77, +10% сила атаки, +4% сопротивление колющим ударам и ударному урону, +5% сопротивление рубящим ударам и урону от чудовищ.