Межгосударственные отношения россии и армении. Феликс Тадевосян: Хочу быть полезным моей исторической родине

О российско-армянских отношениях на современном этапе, путях решения карабахского конфликта, ситуации в Европейском союзе, договоренностях России и США «Ноеву Ковчегу» рассказал Николай Платошкин, политолог, заведующий кафедрой международных отношений и дипломатии Московского гуманитарного университета, д.и.н.

– Николай Николаевич, как Вы оцениваете российско-армянские отношения на данном этапе?

– После того, как в Армении к власти пришел Никол Пашинян, российско-армянские отношения находятся, по моему мнению, на переломном этапе. Российское общество в этом вопросе не едино. Многие среди так называемой «элиты» считают Пашиняна «человеком улицы», и его приход, по их мнению, может повлиять также на внутриполитическую стабильность в России. Это абсурдная точка зрения, но она имеет место среди самозваных «сливок общества», определенные круги которого в России делали ставку на прежнюю, коррумпированную власть (по принципу – рыбак рыбака видит издалека). Другая часть российского общества по-прежнему настроена на традиционно братское, союзническое взаимодействие с Арменией.

Нормальных политиков, которые готовы работать с Пашиняном, а также с теми, кого изберет армянский народ, беспокоит то обстоятельство, что определенные должности в окружении Пашиняна заняты людьми, которые тесно связаны с американцами. Это прежде всего ряд людей, кто ведает военно-политическими вопросами.

– Люди в команде Пашиняна – его соратники по политической борьбе…

– С этим трудно поспорить. Ни один руководитель не будет назначать на ответственные посты своих врагов. Нужны единомышленники. Но военное дело требуют профессионализма. Я убежден, что на военные должности должны назначаться люди с практическим опытом. Нужны профессионалы-практики.

Армения – союзник России по договору 1997 года о взаимной помощи. На территории Армении расположена российская военная база. Пограничные войска ФСБ России охраняют армяно-турецкую границу. И, само собой разумеется, России не безразлично, кто ведает в Армении военными вопросами. Реформы, экономическая политика – внутреннее дело армянского народа, как, конечно, и внешняя политика. Но мы связаны тесными узами на протяжении сотен лет, и определенные кадровые моменты могут вызвать в России тревогу. А этим могут воспользоваться те в Москве, кто не потерял надежду на реставрацию прежнего режима.

Таким образом, некоторая неопределенность, недосказанность в российско-армянских отношениях сегодня есть. А из-за отсутствия должного доверия в отношениях может возникнуть кризис. Этого никто из тех, кто заинтересован в развитии российско-армянских отношений, конечно, не хочет.

– Но Никол Пашинян на встречах с Владимиром Путиным заявил, что в российско-армянских отношениях перемен не будет, что Армения по-прежнему союзник России, член ОДКБ и Евразийского экономического союза. Чем вызвано это недоверие?

– Некоторые представители власти в России считают, что Серж Саргсян был пророссийский политик, что, на мой взгляд, неверно. «Улица» его отстранила от власти. А Пашинян якобы проамериканский политик. Это, по-моему, неправда. Я лично убежден, что на должности, связанные с военным сотрудничеством, новой власти в Армении следовало бы назначать тех, кто искренне и убежденно нацелен на долгосрочное сотрудничество с Россией в военной сфере. Таких людей среди военных Армении большинство. В этом сотрудничестве должна быть заинтересована не только Россия или российское правительство, но и представители армянской власти. Не хотелось бы, чтобы создалось впечатление, что союзнические отношения нужны только Москве.

Что такое военное сотрудничество между Россией и Арменией? Оно настолько доверительно, что обе страны владеют общей военной секретной информацией, располагают общим военным планированием. В случае войны будем воевать вместе, для чего необходимы общие оперативные военные планы. И мы, естественно, заинтересованы в том, чтобы люди в Армении, которые за это отвечают, не имели плотных контактов с теми странами, которые могут быть нашими вероятными противниками. И те, кто сегодня находится на ответственных военных должностях в Армении, должны это хорошо понимать.

Что касается экономики, здесь я также вижу определенные риски. Почему-то считается, что на экономические должности надо назначать людей, учившихся на Западе, получавших западные гранты. Такое заблуждение имеет место и в России. У нас в 90-е годы во многих ведомствах были американские советники. Никакой пользы это не принесло.

На Украине, например, были уверены в том, что если министр финансов из Америки, то финансовый успех стране гарантирован.

В принципе большой опасности в этом нет. И на Западе, и в России есть и хорошие, и плохие люди. Но возводить такую практику в правило, думаю, нельзя. Подбирать специалистов нужно не по критерию наличия западного образования, а по критерию компетентности в осуществлении реальных дел. Нужны практики, а не туповатые менеджеры со знанием английского языка.

– Перемены в Армении внушают оптимизм, по Вашему мнению?

– То, что Никол Пашинян говорит о решении внутриполитических проблем, лично мне внушает большой оптимизм. Борьба с олигархами, коррупцией, наведение элементарного порядка в экономике давно были необходимы в Армении. Режим Сержа Саргсяна был свергнут не по причине его якобы ориентированности на Россию. Народ был обеспокоен тем, что происходило внутри страны: дикий разгул коррупции, неограниченная власть денежных мешков. Людям не давали возможности зарабатывать, заниматься бизнесом, многие были вынуждены уехать из страны.

Если Пашиняну удастся эту ситуацию переломить, сделать Армению экономически свободной страной с независимой правоохранительной и судебной системой, что он и провозгласил, новую власть Армении ждет успех. А мы, со своей стороны, будем внимательно следить за переменами. И, возможно, многое из того, что удастся сделать Пашиняну, будет реализовано и у нас.

– Как Вы оцениваете перспективы урегулирования конфликта в Карабахе? Какова позиция России в вопросе вхождения НКР в переговорный процесс как самостоятельной стороны?

– Позиция России, к сожалению, не меняется. Она сводится к формуле: о чем договорятся Армения и Азербайджан, то и будет поддержано. А если стороны не договорятся? Посредник должен не формально участвовать, а выступать с инициативами, выдвигать идеи.

Нагорный Карабах этнически всегда был в основном армянской территорией. Когда эти территории были включены в Азербайджан, это был советский Азербайджан, что не надо забывать. Сейчас Азербайджан не только не советский, но и во многом антисоветский.

Я считаю, что на территории НКР в границах Нагорно-Карабахской автономной области 1991 года должен быть проведен референдум под международным контролем. На референдум нужно вынести три вопроса: включение в состав Армении, включение в состав Азербайджана, провозглашение независимости. Волеизъявление народа должно быть учтено международным сообществом, и Азербайджаном в том числе, если голосование будет не в его пользу. После чего статус Нагорного Карабаха должен закрепить Совет Безопасности ООН. Армянские войска должны будут покинуть территории, которые не входят в НКР, в соответствии с границами 1991 года.

Другого пути урегулирования конфликта я не вижу. Попытки навязать населению Карабаха какое-либо решение извне бесперспективны. Это подтверждает и пример Донбасса. Если его население не хочет жить на Украине, никто не сможет его заставить это сделать, ни сама Украина, ни международное сообщество. Нагорный Карабах должен стать участником переговоров. Решается судьба населения, и оно не может быть исключено из этого процесса. Референдум такую возможность дает.

– В случае реализации такого сценария и «отката» к границам 1991 года какие могут быть гарантии безопасности Армении?

– Если Нагорный Карабах проголосует за вхождение в состав Армении, вдоль его границы могут быть размещены международные миротворческие силы. Это могут быть и войска РФ, если Армения и Азербайджан окажут России в этом вопросе доверие.

– Николай Николаевич, внутриполитическая ситуация в рамках Евросоюза непростая, говорить о полном единстве стран-членов не приходится. Пример тому – создание Вышеградской четверки. Какие факторы, по Вашему мнению, осложняют внутриевропейскую интеграцию?

– Евросоюз первоначально был исключительно экономическим. Затем он стал принимать бывшие социалистические страны с одной целью – не допустить их поворота к России. И образно говоря, «надорвался». Евросоюз содержал эти страны продолжительное время, а сегодня больше не может по причине того, что нет на это средств.

Все экономические программы поддержки истекают либо в этом, либо в следующем году.

Уменьшилась ли разница в доходах между вступившими в Евросоюз бывшими социалистическими странами и старыми его членами? Она не только не уменьшилась, но и возросла. Население этих стран, в том числе Вышеградской четверки, не видит сегодня пользы от вступления в Евросоюз. Единственный плюс – возможность уехать на заработки в старые страны Евросоюза. А это, в свою очередь, не нравится жителям последних, потому что у них самих немало серьезных проблем.

Возьмем Португалию, это старая страна Евросоюза. Если вы оканчиваете вуз в Португалии и становитесь специалистом по МЧС, например, получаете 900 евро. В Швеции специалист с таким же дипломом зарабатывает 3900 евро. При этом обе страны – члены Евросоюза. И у португальцев возникает закономерный вопрос: почему?

Сопротивление мигрантам особенно сильно в странах Восточной Европы, потому что они бедные. Там нет работы для собственного населения. А им предлагают принять несколько десятков тысяч человек. И дело вовсе не в расизме, как это пытаются представить. Жители этих стран хотят, чтобы государство позаботилось, прежде всего, о них.

– Как Вы считаете, проблема мигрантов ослабила позиции Германии в Европе? Или ФРГ по-прежнему играет первую роль, по Вашему мнению?

– Как учил Маркс, главное – экономика. Германию в Европе не любят, но без Германии пока не могут обойтись. Евросоюз – немецкий проект. Германия становится богаче за счет того, что другие страны Евросоюза беднеют. Возьмем Болгарию, например. Болгария – крупнейший импортер французского вина. А в советское время Болгария была крупнейшим экспортером вина в Советский Союз. И это были хорошие вина. Сегодня Болгария задавлена, потому что себестоимость производства вин во Франции меньше и соответственно вино дешевле. Греция – родина вина. Самое дешевое греческое вино стоит сегодня в среднем около 5 евро. На прилавках греческих магазинов стоят бутылки испанского вина за 2 евро. Килограмм греческого сыра в Греции стоит 12 евро, немецкого – 5 евро.

– Чем это вызвано?

– Масштабом производства. Испанские оливки также дешевле, чем греческие, потому что в Испании плантации намного больше, там активно применяется механизация. В Греции многое делается вручную. Греция покупает помидоры в Голландии, причем тепличные, потому что они дешевле греческих. А население таких стран, как Греция, бедное и вынуждено покупать дешевую продукцию.

Конечно, проблема мигрантов ослабила позиции Меркель в самой Германии. И она еще раз доказала, что Евросоюз существует сегодня разве что на бумаге. Меркель предложила распределить миллион приехавших в Европу человек по всем странам Евросоюза. И заявила, что если эти страны не будут принимать мигрантов, то лишатся дотаций ЕС. Это откровенный шантаж и давление. Германия дает понять, что если она вкладывает средства в Евросоюз, его члены должны быть послушными.

– США оказывают такое же давление в отношении Европы и России?

– Вовсе нет. Трамп настроен на сотрудничество с Россией. Летом нынешнего года Трамп сделал несколько интересных заявлений. Первое, враг США – ЕС. Второе, зачем США НАТО? Третье, вернуть Россию в «Большую семерку». В отношении Крыма Трамп сказал, что если там живут русские, то Крым должен быть русским. Именно Трамп высказался за референдум в Донбассе, против чего выступает Меркель.

В русофобии погрязли именно европейские страны. Это Европа организовала травлю России из-за «дела Скрипалей». Это Европа вместе с Турцией начали бойню в Сирии, после чего в Европу хлынули беженцы. Это Германия спонсирует фашистский режим на Украине. И все это ударило сегодня бумерангом. Именно Европа, и в первую очередь Германия, пытается не допустить сближения России и США.

– Но Трамп ввел санкции против России.

– Санкции против России ввел не Трамп, а конгресс США. Другое дело, что Трамп не до конца самостоятелен. Трамп не хотел подписывать закон о санкциях и даже намеревался обратиться в Верховный суд. Но закон был принят в сенате 99 голосами из 100. И Трамп был обязан его подписать. В законе написано, что президент не имеет права снимать ни одну санкцию против России без согласия конгресса.

– Также и Евросоюз продлил антироссийские санкции…

– А что мешает Меркель их отменить? Тем более, что в Евросоюзе немало стран, выступающих за снятие санкций. Германия не позволяет.

– Вместе с тем немецкий бизнес хочет работать в России.

– Потому что себестоимость производства в России резко упала в связи с обвалом рубля. Производить в России немецким компаниям выгодно. Они могут платить сотрудникам, особенно в регионах, по 200-300 евро. Таких зарплат нет нигде. В Китае, например, рабочие получают по 1000 долларов. Немецкий бизнес рвется в Россию не из любви к нашей стране, а потому, что он может здесь хорошо заработать. Кстати, немецкие санкции не касаются торговли. Это Россия в ответ ввела запрет на ввоз сельскохозяйственной продукции из Евросоюза.

– Возможен ли конструктивный диалог России и США сегодня, по Вашему мнению? Или в ближайшей перспективе на это рассчитывать не приходится?

– С Трампом диалог конструктивный. Размещение российской военной полиции в Сирии там, где были бандиты, рядом с Голанскими высотами, между оккупированными Израилем территориями и сирийской армией, стало возможным благодаря договоренностям с президентом США. Россия и США находятся в Сирии вместе три года. Это тысячи самолетовылетов на сверхзвуковых скоростях в ограниченном секторе. За это время не было ни одного столкновения, что свидетельствует о высоком уровне координации действий. Договоренности с Трампом привели к тому, что большая часть Сирии освобождена от бандитов. Остался Идлиб, на который Трамп не может влиять. На Идлиб влияет Турция.

– Россия и Турция могут в этом вопросе договориться?

– Хотелось бы в это верить. Эрдоган много говорит. На деле – сбит российский самолет, убит российский посол. Если Идлиб все же будет освобожден сирийской армией при нейтралитете Турции, значит, Эрдоган действительно заинтересован в мире. Кстати Меркель заявляет, что любая операция сирийских и российских войск против Идлиба – это гуманитарная катастрофа, которой допустить нельзя. А между тем войну в Сирии начала именно Германия при поддержке Франции, а не Трамп.

– Как Вы считаете, кризис в Венесуэле, одной из ключевых стран латиноамериканского континента, вызван внутренними или внешними факторами?

– С Венесуэлой со времен президента Уго Чавеса нас связывают хорошие искренние отношения. Мы помогали Венесуэле последние годы. Но утверждать, что кризис в стране вызван только внешним вмешательством, к сожалению, нельзя. Я считаю, что правительству Венесуэлы надо менять экономическую политику. Необходимо ослабить государственное администрирование, провести денежную реформу и начать рыночную. Сегодня правительство регулирует цены, спекулянты скупают товары в магазинах и продают втридорога. Я советовал президенту Николасу Мадуро поменять экономическую политику в стране, временно ввести НЭП. Ленин рассматривал НЭП как краткое отступление на два шага назад, чтобы взять новый старт и двинуться вперед. Политика властей, конечно, нацелена на благо народа, но результаты другие.

Венесуэла экономически уязвима давно. В стране никогда не производилось продовольствие. Там почти ничего не растет из-за жары. Сложно со скотоводством. Главное – продажа нефти. Но нефть падает в цене. Конечно, американцы заинтересованы в том, чтобы этот «латиноамериканский проект нового социализма» самоликвидировался. Так же как США в свое время были заинтересованы в свержении президента Сальвадора Альенде в Чили. Но осуществить свои замыслы американцам помогала неправильная экономическая политика.

– Николай Николаевич, обратимся к Донбассу. В связи с гибелью Александра Захарченко ситуация там накаляется…

– Накаляется во многом благодаря бесхребетности российской политики. Как и по вопросу Карабаха, у России нет внятной позиции в отношении Донбасса. Конечно, Россия поддерживает Луганск и Донецк, мы не можем бросить своих соотечественников. Но в то же время Россия не дает им никакой перспективы. А население непризнанных республик не хочет возвращаться к Украине, и заставить его это сделать не сможет никто.

– Что необходимо предпринять, по Вашему мнению?

– Я считаю, что в ответ на злодейское убийство Захарченко самое время признать эти республики, как мы признали Абхазию и Южную Осетию и тем самым остановили бойню. Надо оказать ДНР и ЛНР экономическую помощь, это, кстати, очень развитые регионы с хорошей индустриальной базой.

Россия должна потребовать срочного расследования убийства Захарченко. Если в конкретные сроки оно не даст результатов, разорвать с режимом на Украине дипломатические отношения, организовать на территории ДНР и ЛНР украинское правительство в изгнании и содействовать в том, чтобы нацистский режим Киева был свергнут и очаг напряженности в Европе исчез.

Беседу вел Григорий Анисонян

Поставьте оценку статье:

5 4 3 2 1
Всего проголосовал 41 человек
Комментируют

    Ашот Москва -. Гранту 2018-10-29 03:36:02

    Грант 2018-10-28 10:14:33

    То в чем я могу согласиться с г-ном Колеровым, это в том, что Армении давно пора признать НКР де-юре.И про условия возвращения в переговорный процесс после азербайджанской агрессии 2016г. тоже абсолютно правильно.

  • Грант 2018-10-28 10:00:34

После окончания МГУ работал в «Советском спорте», ТАСС, «Неделе» (литредактор), «Труде» (собкор по Армении, зам. редактора отдела), «Известиях» (зам. редактора отдела), «Новых Известиях» и «Русском курьере» (редактор отдела). Покинул журналистику после того, как в перечисленных и большинстве иных СМИ остались лишь названия.

Участник писательского Российского Пен-центра. Автор, соавтор, редактор и составитель примерно 20 биографических книг в жанре диалогов. Лауреат премий «Лучшие перья России», имени А. Боровика («От Молотова до Лаврова. Ненаписанные воспоминания Юлия Воронцова») и имени Л. Лосева «Бронзовый лев за смелость в литературе» («Сердце, которое не сокращалось». Памяти Александра Ткаченко)».

Из книги А. Друзенко, Г. Карапетяна, А. Плутника «С журналистикой покончено, забудьте!» (О друзьях-товарищах, драме «Известий» и распаде профессии)

Григорий Анисонян 5342

  • Модест Колеров: Армения должна быть верна себе, своим интересам

    О первых итогах деятельности новой власти Армении, взаимодействии с Россией, в том числе в военно-технической области, путях решения карабахского конфликта газете «Ноев Ковчег» рассказал к.и.н.

    Модест Колеров, профессор, главный редактор информационного агентства REGNUM.

    Григорий Анисонян 3451

  • Феликс Тадевосян: Хочу быть полезным моей исторической родине

    29 июня нынешнего года решением премьер-министра Армении Никола Пашиняна советником главы кабинета министров республики на общественных началах был назначен Феликс Тадевосян, курирующий сферу энергетики. В его послужном списке руководящие должности в отечественном Министерстве энергетики, а также в таких известных компаниях, как «Альстом» и «АББ», московской компании «ВНИИР Гидроэлектроавтоматика», где он работал в должности зам. генерального директора, а также должность генерального директора в Инженерно-техническом центре НИИ электромашиностроения.

    Наталья Оганова 3181

  • Росси́йско-армя́нский университе́т , РАУ (арм. Հայ-Ռուսական համալսարան ) - высшее учебное заведение в Ереване, работающий по международному договору между Россией и Арменией. Университет имеет аккредитацию в обеих странах, по окончании обучения студенты получают два государственных диплома: армянский и русский. Преподавание ведётся на двух языках .

    Российско-армянский университет
    (РАУ )
    Оригинальное название Հայ-Ռուսական համալսարան
    Год основания
    Тип государственный
    Ректор Армен Дарбинян
    Студенты ~2500
    Сайт rau.am

    История

    Российско-армянский университет был создан в рамках межгосударственного соглашения между Арменией и Россией в 1997 году . В 1999 году первым ректором университета стал академик Левон Мкртчян , доктор филологических наук. В настоящее время ректором РАУ является бывший премьер-министр Армении, доктор экономических наук, профессор, член-корреспондент НАН РА Армен Дарбинян , который занял эту должность в 2001 году.

    В 2004 году была завершена реконструкция главного здания, а в 2009 году РАУ открыл собственный спортивный комплекс .

    15 октября 2004 года Парк благодарностей был открыт на территории университета как символ русско-армянской дружбы . Этот день стал внутренним праздником - Днём ​​РАУ.

    29 апреля 2005 года РАУ был аккредитован Министерством образования и науки Российской Федерации и получил право выдавать российские дипломы государственного образца.

    В 2002-2006 гг. университет подписал догово́ры о сотрудничестве с ведущими вузами и организациями РФ: МГУ , МГИМО , РУДН , Дипакадемии МИД РФ , МГТУ имени Баумана , МТУСИ , Санкт-Петербургским «Фондом культуры и образования», РАНХИГС и другими .

    В июле 2018 года художественный руководитель Дома культуры РАУ Майя Багдасарова была награждена

    ТАСС-ДОСЬЕ. 23 августа 2017 года президент Армении Серж Саргсян посетит Сочи с рабочим визитом.

    Планируется, что в ходе встречи с президентом России Владимиром Путиным, главы государств обсудят вопросы двусторонних отношений и сотрудничество в рамках Евразийского экономического союза и Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), а также международные и региональные проблемы, в том числе нагорно-карабахское урегулирование.

    Договорная база

    Дипломатические отношения между Арменией и Россией были установлены 3 апреля 1992 года. Между странами заключено более 270 межгосударственных, межправительственных и межведомственных договоров и соглашений. Основополагающими документами являются Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи от 29 августа 1997 года и Декларация о союзническом взаимодействии между Россией и Арменией, ориентированном в XXI век, подписанная 26 сентября 2000 года. На заседании Межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству 1 октября 2013 года была принята Программа долгосрочного экономического сотрудничества до 2020 года.

    24 января 2017 года Россия и Армения подписали документ о внесении изменений в соглашение о взаимных безвизовых поездках граждан двух стран от 25 сентября 2000 года (россияне теперь могут ездить в Армению по внутренним гражданским паспортам; вступило в силу 23 февраля 2017 года) и программу межрегионального сотрудничества на 2016-2021 годы.

    Сотрудничество в интеграционных объединениях

    Россия и Армения являются членами Содружества Независимых Государств, сотрудничают в формате ОДКБ. С января 2015 года Армения является членом Евразийского экономического союза (ЕАЭС), в который входят Россия, Белоруссия, Казахстан, а также Киргизия. 10 июля 2015 года в Уфе на саммите Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) было принято решение о предоставлении Армении статуса партнера по диалогу ШОС.

    Торговля

    Россия - главный торговый партнер Армении. Доля республики во внешнеторговом балансе РФ в 2016 году достигла 0,3% (в 2015 году - 0,2%). По данным ФТС России, объем внешнеторгового оборота двух стран за 2016 год составил $1 млрд 335 млн, увеличившись на 6% по сравнению с 2015 годом ($1 млрд 260 млн). Экспорт из РФ в Армению - $957 млн, импорт из Армении в РФ - $378 млн.

    РФ поставляет в Армению в основном ядерное топливо и оборудование для АЭС, энергоносители, алмазное сырье, древесину, машины и оборудование, продукцию химической промышленности. В структуре импорта из Армении в Россию основное место занимают продовольственные товары и сырье, необработанный алюминий, цветные металлы.

    Инвестиции

    Россия занимает первое место среди стран-инвесторов в экономику Армении. В республике действует порядка 1,3 тыс. российских компаний (около трети всех совместных предприятий в Армении с иностранным капиталом). Объем накопленных с 1991 года российских инвестиций составляет более $4 млрд (или 40% всех иностранных инвестиций Армении).

    В числе крупнейших инвестпроектов - строительство с участием "Газпрома" газоэнергетических объектов (в декабре 2013 года состоялся ввод в промышленную эксплуатацию пятого энергоблока Разданской ТЭС); приобретение компанией "Вымпелком" всех активов национального оператора связи "Арментел"; покупка "Банком ВТБ" одной из ведущих кредитных организаций страны - Армсбербанка (с 2006 года - Банк ВТБ Армения); модернизация РУСАЛом завода "РусалАрменал", а компанией "Интер РАО ЕЭС" - энергомощностей Севано-Разданского каскада ГЭС.

    Сотрудничество в энергетической сфере

    Приоритетной отраслью двустороннего экономического сотрудничества является энергетика: около 80% необходимых энергоносителей Армения получает из России. В собственности российских компаний находится ряд объектов топливно-энергетического комплекса республики: Севано-Разданский каскад (семь гидроэлектростанций на реке Раздан), распределительные электросети, Разданская ТЭС. Российская компания "Интер РАО ЕЭС" является собственником 100% акций ЗАО "Электросети Армении" - монополиста в области продажи электроэнергии потребителям.

    4 апреля 2013 года между правительством республики и компанией "Роснефть" заключено соглашение о создании в Армении совместного предприятия в области маркетинга и поставок нефтепродуктов (армянская сторона представлена фирмой "Ойл техно"). "Газпром" принимал участие в строительстве армянского участка газопровода Иран - Армения (сдан в эксплуатацию в 2008 году).

    В сфере атомной энергетики результатом двустороннего сотрудничества является возобновление работы Армянской (Мецаморской) АЭС. Она была введена в строй в 1980 году, однако после декабрьского землетрясения 1988 года было принято решение об остановке ее работы с марта 1989 года. Повторно станцию ввели в эксплуатацию в 1995 года, оснастив два ее энергоблока российскими реакторами.

    27 марта 2014 года правительство Армении одобрило представленное министерством энергетики и природных ресурсов предложение о продлении проектного срока эксплуатации АЭС на 10 лет. Эти работы финансируются за счет российских кредитных средств. 5 февраля 2015 года было заключено межправительственное соглашение о предоставлении Армении государственного экспортного кредита на $270 млн и безвозмездной помощи в $30 млн (выделена в апреле того же года распоряжением правительства РФ) для финансирования работ по продлению срока эксплуатации АЭС. Работы по ее модернизации выполняет корпорация "Росатом".

    Поставки российского газа

    Монопольным продавцом природного газа на внутреннем рынке республики является российско-армянское ЗАО "Газпром Армения", созданное в декабре 1997 года (100% акций принадлежит "Газпрому"). Компания организует поставки газа для внутреннего рынка страны, а также занимается транспортировкой, хранением, распределением и реализацией топлива, реконструкцией и расширением газотранспортной системы и подземных хранилищ газа в республике. В общей сложности "Газпром" направил на финансирование газоэнергетических проектов на территории Армении около $550 млн. Топливо в Армению поступает транзитом через Грузию.

    В декабре 2013 года. "Газпром" и "Газпром Армения" подписали контракт на поставку российского газа в республику в 2014-2018 годах (до 2,5 млрд куб. м ежегодно). Тогда же было заключено межправительственное соглашение о порядке формирования цен на газ. Согласно документу, стоимость топлива снизилась с $270 за тысячу кубометров до $189 (за счет отмены 30-процентной пошлины). 7 сентября 2015 года Минэнерго и министерство энергетики и природных ресурсов Армении подписали протокол о внесении изменений в соглашение о порядке формирования цен при поставке природного газа в республику. Документ юридически устанавливал снижение базовой цены на поставляемый в Армению газ с $189 до $165 за 1 тыс. кубометров. В 2015 году в республику из России было экспортировано около 1,92 млрд кубометров газа.

    В начале 2016 года Армения вновь обратилась к РФ с просьбой снизить цену на поставляемый газ. 7 апреля 2016 года в Ереване в ходе визита премьер-министра России Дмитрия Медведева было подписано дополнение к контракту между "Газпром экспорт" и "Газпром Армения" на поставку газа в Армению в 2014-2018 годах. Цена на газ для республики была снижена со $165 до $150. В 2016 году было поставлено 1,87 млрд кубометров газа.

    Сотрудничество в транспортной сфере

    Сотрудничество двух стран развивается также и в транспортной сфере. В 2008 году армянские железные дороги перешли в концессионное управление компании "Российские железные дороги" (РЖД) сроком на 30 лет с возможным дальнейшим продлением. В настоящее время железные дороги Армении находятся под управлением "Южно-Кавказской железной дороги" (100% дочерняя компания РЖД).

    С 2008 года инвестиции со стороны российской компании превысили 6 млрд руб., ведется активная модернизация железнодорожной инфраструктуры. Предполагаемые инвестиции РЖД в развитие армянской железнодорожной сети составят более 14,7 млрд руб.

    Военное и военно-техническое сотрудничество

    Военное и военно-техническое сотрудничество (ВТС) между Россией и Арменией развивается на основе Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. Согласно этому документу, Москва и Ереван обязуются оказывать друг другу взаимную помощь в случае военной угрозы любой из сторон и развивать ВТС. Помимо этого, военное сотрудничество осуществляется в рамках ОДКБ. 25 июня 2013 года был заключен договор между РФ и Арменией о развитии военно-технического сотрудничества.

    На территории Армении в Гюмри дислоцируется российская 102-я военная база - единственная российская база в Закавказье (общая численность военнослужащих - около 5 тыс. человек). База сформирована согласно договору от 16 марта 1995 года. Срок ее пребывания на территории республики продлен до 2044 года в соответствии с протоколом от 20 августа 2010 года.

    С 2001 года на базе на постоянном совместном боевом дежурстве находятся силы и средства противовоздушной обороны (ПВО) России и Армении, которые входят в Объединенную систему ПВО СНГ, созданную в 1995 году. 23 декабря 2015 года в Москве было подписано соглашение между РФ и Арменией о создании Объединенной региональной системы противовоздушной обороны в Кавказском регионе коллективной безопасности, которое вступило в силу 11 января 2017 года.

    30 ноября 2016 года военные ведомства РФ и Армении подписали соглашение об Объединенной группировке войск (сил) вооруженных сил двух стран "в целях обеспечения безопасности сторон в Кавказском регионе коллективной безопасности". По словам Саргсяна, в группировку войдут 102-я российская военная база и подразделения вооруженных сил Армении. 26 июля 2017 года Путин подписал закон о ратификации данного соглашения, документ вступил в силу 6 августа 2017 года.

    

    Российско-армянский (славянский) университет

    Российско-армянский (славянский) государственный университет
    Год основания
    Тип

    Государственный

    Ректор
    Расположение
    Юридический адрес

    ул. Овсепа Эмина 123, Ереван, 0051, Армения

    Сайт

    Координаты : 40°12′37.84″ с. ш. 44°30′11.84″ в. д.  /  40.210511° с. ш. 44.503289° в. д. (G) (O) (Я) 40.210511 , 44.503289

    ГБОУ ВПО «Российско-армянский (славянский) университет» (арм. Հայ-ռուսական (սլավոնական) համալսարան ) (сокр. РАУ ) - государственный университет , действующий в Ереване с 1997 года . Он включает в себя 11 факультетов , 35 кафедр и более 20 лабораторий . В университете обучается в общей сложности более 2500 человек по 52 образовательным программам бакалавриата , магистратуры , аспирантуры и докторантуры на всех 11 факультетах вуза .

    История университета

    Здание РАУ

    Российско-армянский (славянский) университет создан в соответствии с Соглашением между Правительствами РФ и РА (подписано 29 августа 1997 года в г. Москве , учебный процесс начат в феврале 1999 г.). Университет является межгосударственным образовательным учреждением совместного ведения Российской Федерации и Республики Армения.

    Университет задумывался и состоялся как центр российского образования, науки и культуры в Армении и регионе. С 2000 года при университете действует Попечительский совет, в состав которого входят представители науки, искусства, государственных структур, бизнеса Российской Федерации и Республики Армения. Сопредседателями Попечительского совета РАУ являются: экс-заместитель председателя Государственной Думы РФ, бывший губернатор Калининградской области Г. В. Боос , экс-премьер-министр РА, ректор РАУ А. Р. Дарбинян .

    Первым ректором Российско-армянского (славянского) университета в 1998 году стал академик НАН РА , известный литературовед Л. М. Мкртчян . С 1 ноября 2001 года ректором РАУ является доктор экономических наук, профессор, член-корреспондент Национальной академии наук РА, академик Российской академии естественных наук А. Р. Дарбинян.

    Учебный процесс

    В Российско-армянском (славянском) университете университете действует двухуровневая система образования, а обучение ведется по кредитно-рейтинговой системе организации учебного процесса. В РАУ есть библиотека, насчитывающая 70 000 наименований художественной, научной, учебно-методической литературы, лаборатории, аудитории с мультимедийной системой; компьютерный парк с выходом в Интернет; реализуются программы дистанционного обучения и дополнительного образования; занятия по физкультуре проводятся в недавно выстроенном Спортивном комплексе РАУ.

    Довузовская подготовка

    Существует система довузовской подготовки, Центр Довузовского Образования (ЦДО). Для оказания помощи школьникам проводятся предметные Олимпиады, Дни открытых дверей, тематические консультации, интенсивные бесплатные занятия по русскому языку. В 2009 году открыта Школа РАУ «Усмунк» с углубленным изучением русского языка.

    Вузовская подготовка

    РАУ готовит бакалавров, магистров и дипломированных специалистов. В университете действует кредитно-рейтинговая система организации учебного процесса. Обучение на 11 факультетах ведётся по программам, составленным в соответствии с российскими образовательными стандартами, с включением национально-регионального компонента. В структуре РАУ сегодня 35 кафедр (3 из них открыты на основе научно-исследовательских институтов).

    Первые выпускники Швейцарской Бизнес-школы MBA SBS и Бизнес-школы РАУ получили дипломы

    Первый выпуск РАУ состоялся в январе 2004 года. Каждый из выпускников РАУ получает два диплома государственного образца: диплом Республики Армения и диплом Российской Федерации. Сегодня в Российско-армянском (славянском) университете обучаются более 2374 студентов и магистрантов.

    Послевузовская подготовка

    Подготовка научно-педагогических кадров в Российско-армянском (славянском) университете ведётся в аспирантуре, обучение в которой проводится по 22 специальностям, лицензированным Минобрнауки России, и 24 специальностям, лицензированным Минобрнауки Армении.

    Дополнительное образование

    С 2008 году в университете открыта Бизнес-школа РАУ, созданная для реализации краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных программ дополнительного профессионального образования в целях повышения профессиональных знаний и квалификации специалистов.

    Научная деятельность

    К настоящему времени в РАУ сложились 26 научных школ , определившихся из характера направлений (специальностей) подготовки высшего образования университета. В настоящее время научно-исследовательская деятельность организуется на основе 20 научных структур, в числе которых: Институт русской словесности, Научно-образовательный центр (НОЦ) РАУ «Нанотехнологии в электронике», Центр критических технологий, Научно-исследовательский центр армянской литературы и т. д. В университете заняты исследовательской деятельностью 8 проблемных научных групп.

    Студенческая жизнь

    Второй этаж спортивного комплекса РАУ, предназначенный для футбола и тенниса

    Студенческая жизнь в РАУ имеет ряд особенностей. В университете действуют Студенческий союз и Студенческое научное общество. Союз выпускников является сообществом лучших выпускников вуза. Набирает обороты деятельность Союза молодых ученых РАУ. В университете работают Студенческий театр, КВН , Клуб «Что? Где? Когда?» , Киноклуб, Фотоклуб, Литературный клуб, Политический клуб, Клуб путешественников, Студенческий хор, Студия народного танца. Ежегодно проходят конкурсы «Лучший факультет года», «Мисс РАУ». Студенты РАУ принимают активное участие в межвузовских спортивных состязаниях. В РАУ действует Спортивный клуб, где студенты могут заниматься в секциях по футболу, баскетболу, волейболу, плаванию, шахматам, боксу. В РАУ действуют Телестудия и Студенческое Радио РАУ, постоянно освещающие культурные и научные мероприятия вуза. Студенты РАУ ведут самостоятельно подготовленные передачи на Радио РАУ, снимают и монтажируют репортажи для Телевидения РАУ.

    Издательство РАУ

    Издательство РАУ работает в полном объёме с февраля 2002 году и выпускает научную, учебную и художественную литературу. На счету Издательства РАУ более 140 изданий на трёх языках, среди которых учебники (в том числе с грифом Министерства образования и науки РА), учебные пособия, монографии, переводы художественной литературы, словари, справочники, материалы научных конференций, периодическое научное издание «Вестник РАУ» (гуманитарное и естественно-научное направления). Одним из приоритетных направлений деятельности Издательства РАУ является осуществление и публикация переводов русской литературы на армянский язык и армянской литературы на русский язык.

    Международное сотрудничество

    Одним из приоритетных направлений деятельности Российско-армянского (славянского) университета является развитие международного сотрудничества, направленное на интеграцию вуза в мировое образовательное и научное пространство. Университет наращивает свою активность по участию в образовательных и научных проектах с российскими и зарубежными вузами и научно-исследовательскими структурами, сотрудничая в области разработки и осуществления совместных учебных программ, обмена преподавателями и студентами, проведения совместных научных исследований, организации и участия в международных конференциях и симпозиумах. Университетом подписаны договоры о сотрудничестве более чем с 55 ведущими вузами и организациями Российской Федерации и зарубежья.

    Кафедры

    Институт гуманитарных наук

    • Кафедра иностранных языков
    • Кафедра психологии
    • Кафедра русского языка и профессиональной коммуникации
    • Кафедра русской и мировой литературы
    • Кафедра теории языка и межкультурной коммуникации
    • Кафедра философии

    Институт математики и высших технологий

    • Кафедры медицинской биологии и биоинженерии
    • Кафедры общей и фармацевтической химии
    • Кафедра молекулярно-клеточной и информационной биологии
    • Кафедра системного программирования
    • Кафедра математики и математического моделирования
    • Кафедра математической кибернетики
    • Кафедра общей и теоретической физики
    • Кафедра технологии материалов и структур электронной техники
    • Кафедра телекоммуникаций
    • Кафедра квантовой и оптической электроники

    Институт медиа и рекламы

    • Кафедра теории и истории журналистики
    • Кафедра практической журналистики
    • Кафедра культурологии

    Институт права и политики

    • Кафедра мировой политики и международных отношений
    • Кафедра политической теории
    • Кафедра политических процессов и технологий
    • Кафедра теории и истории государства и права
    • Кафедра уголовного и уголовно-процессуального права
    • Кафедра гражданского права и гражданско-процессуального права
    • Кафедра международного и европейского права
    • Кафедра конституционного и муниципального права

    Институт экономики и бизнеса

    • Кафедра управления
    • Кафедра экономики и финансов
    • Кафедра экономической теории и проблем экономики переходного периода
    • Кафедра индустрии сервиса и туризма

    Общеуниверситетские кафедры

    • Кафедра армянского языка и литературы
    • Кафедра всемирной истории
    • Кафедра микроэлектронные схемы и системы
    • Кафедра физвоспитания и здорового образа жизни

    Дипломатические отношения между Россией и Арменией установлены 3 апреля 1992 года. Страны связывают отношения союзнического партнерства. Заключено более 200 межгосударственных, межправительственных и межведомственных договоров и соглашений. Основополагающими документами являются Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи от 29 августа 1997 года и Декларация о союзническом взаимодействии между Россией и Арменией, ориентированном в XXI век, подписанная 26 сентября 2000 года.

    Российско-армянские отношения характеризуются высоким уровнем двусторонних контактов на высшем и высоком политических уровнях.

    19-20 августа 2010 года состоялся первый государственный визит президента Российской Федерации Дмитрия Медведева в Армению. В ходе него был подписан ряд договорных документов. В городе Гюмри был торжественно открыт воссозданный мемориальный комплекс "Холм Чести" в память офицеров русской армии, погибших в войнах с Турцией в XIX веке.

    Первый государственный визит президента Армении Сержа Саргсяна в Российскую Федерацию состоялся 23-25 октября 2011 года. Был подписан ряд межправительственных и межведомственных документов. В рамках визита Саргсян встретился с главами обеих палат Федерального Собрания, мэром Москвы, вручил президенту РФ Дмитрию Медведеву высшую государственную награду республики - Орден Славы , выступил в МГУ им. М.В. Ломоносова.

    В 2013 году Армения подтвердила вектор своего развития, отдав приоритет евразийскому направлению. 3 сентября по итогам переговоров Владимира Путина и Сержа Саргсяна было заявлено о намерении Республики Армения вступить в Таможенный союз и в последующем участвовать в формировании Евразийского экономического союза.

    2 декабря 2013 года состоялся государственный визит президента РФ Владимира Путина в Армению. В ходе переговоров с президентом Армении Сержем Саргсяном обсуждались направления дальнейшего развития двустороннего взаимодействия, вопросы торгово-экономического и гуманитарного сотрудничества, перспективы присоединения Армении к Таможенному союзу и Единому экономическому пространству. В рамках визита подписано 12 двусторонних документов. Владимир Путин также посетил 102-ю российскую военную базу в городе Гюмри, вместе с президентом Армении Сержем Саргсяном в режиме видеоконференции наблюдал за вводом в эксплуатацию пятого энергоблока Разданской ТЭС, принял участие в заседании Третьего российско-армянского межрегионального форума.

    По данным Федеральной таможенной службы России, в 2015 году внешнеторговый оборот России и Армении составил 1244,8 миллиона долларов , при этом российский экспорт составил — 1048,2 миллиона долларов, импорт — 196,6 миллиона долларов.

    По данным таможенной статистики, в январе-мае 2016 года внешнеторговый оборот России и Армении составил 478,8 миллиона долларов , в том числе российский экспорт - 321,5 миллиона долларов и импорт - 157,3 миллиона долларов.

    Основу российского экспорта в Армению составляют поставки минеральных продуктов, продовольственных товаров и сельхозсырья; машин, оборудования и транспортных средств; металлов и изделий из них; продукции химической промышленности, каучука; драгоценных камней, драгметаллов и изделий из них.

    В структуре импорта из Армении преобладают продовольственные товары и сельхозсырье, машины, оборудование и транспортные средства; драгоценные камни, драгметаллы и изделия из них; текстиль, текстильные изделия и обувь.

    Россия уверенно занимает позиции главного иностранного инвестора в экономику Армении. Накопленный с 1991 года объем российских капиталовложений в экономику Армении превысил 4 миллиарда долларов.

    В апреле 2009 года в Ереване открылся Российский центр науки и культуры. http://arm.rs.gov.ru/o-centre-0 Реализуются различные программы поддержки русского языка в республике.

    12 сентября 2013 года в Москве состоялось торжественное открытие и освящение храмового комплекса Российской и Ново-Нахичеванской епархии Армянской Апостольской церкви (ААЦ).

    Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников