Написание опыта работы воспитателя. Опыт работы воспитателя на высшую категорию

Все мы родом из детства. И, от того каким оно будет, зависит будущее человека. Сможет ли он стать личностью, реализоваться в жизни, получать радость и дарить её другим людям… Важно, чтобы в эти такие короткие, но определяющие годы рядом были мудрые, любящие взрослые. Одними из них являются воспитатели в детском саду.

В моем профессиональном развитии и становлении большую роль сыграл педагогический коллектив МБДОУ БГО Детский сад № 1комбинированного вида под руководством Т. П. Первушиной, где в атмосфере творчества и профессионального долга продолжается рост моего педагогического мастерства.

Сегодня обществу нужен педагог - компетентный, всесторонне подготовленный, являющийся примером человеколюбия, порядочности; педагог, владеющий педагогическим мастерством. На современном этапе общественного развития главенствующее значение имеет формирование физически здоровой, социально активной, гармонически развитой личности.

Детский сад, в котором я работаю, - стабильно функционирующий, развивающийся, работающий в поисковом режиме. Я выделила для себя актуальную проблему социальной зрелости дошкольников: детское дошкольное учреждение должно стать школой социального действия, в которой в ежедневной совместной работе детей и взрослых развиваются любознательность, воображение, коммуникативные умения. По моему мнению, основная задача воспитания и обучения детей состоит в физическом и интеллектуальном развитии детей и содержание обучения должно максимально предусматривать физическое, нравственное, эстетическое, эмоциональное и трудовое воспитание дошкольников. Но достичь всего этого можно только тогда, когда дети здоровы.

Мой каждый рабочий день начинается с утренней гимнастики с детьми. Регулярно на каждом занятии провожу физкультминутки, дыхательную гимнастику, гимнастику для глаз, игры разной подвижности, обращаю внимание на правильную осанку детей. Различные спортивные соревнования, эстафеты, подвижные игры на свежем воздухе, ежедневные прогулки, экскурсии - это направления для укрепления здоровья, развития физических качеств. Недаром в народе говорят: «В здоровом теле - здоровый дух», а у ребенка со «здоровым духом» и познавательные способности, и знания, и умения будут высокими.

Главной целью в своей педагогической деятельности считаю создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие физических и психических качеств, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника. Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения. Предпочтение отдаю игре, так как игра является ведущей деятельностью в дошкольном периоде. Решение этой проблемы я осуществляю на основе внедренных в практику инновационных педагогических программ и технологий: «Играя учимся говорить» Р. К. Шаеховай, «Пособие для педагогов ДОУ Г. С. Швайко. На занятиях я помогаю детям в полной мере проявить свои способности, развивать инициативу, самостоятельность через игру. В каждом моем занятии главенствует дух «открытия» (ничего не сообщаю детям в готовом виде) ; при подготовке и проведении занятий предусматриваю вариативность ответов детей; не принимаю ответы детей без обоснования. При этом не оставляю без внимания ни одного ответа, учу детей исправлять свои ошибки и устанавливать их причину. При организации режима пребывания детей в детском саду непосредственная образовательная деятельность не является преобладающей формой организации обучения. В течение дня предусматриваю сбалансированное чередование специально организованных занятий, нерегламентированную деятельность, свободного времени и отдыха детей. Использую в работе нестандартные формы организации занятий и инновационные технологии: занятия - путешествия, театрализованные, сюжетные, интегрированные занятия, которые строятся с учетом дифференцированного и индивидуального подхода к детям. Большое внимание уделяю нравственным проблемам, воспитанию в детях таких общечеловеческих ценностей, как доброта, порядочность, отзывчивость, милосердие.

Я уверена, что каждый человек, даже самый маленький, - творец. Развитие детского творчества играет важную роль в становлении полноценной личности, в выявлении способностей ребёнка, удовлетворении его потребностей в самовыражении. И потому, в своей многоплановой работе с детьми, я уделяю большое внимание продуктивным видам деятельности. Мои воспитанники очень любят рисовать, делать аппликации, конструировать. Я стараюсь учить детей не механическому копированию предметов, а пытаюсь дать им почувствовать радость творчества, возможность выразить в рисунках, поделках свои впечатления, своё отношение к тому или иному предмету или явлению. Для заинтересованности детей использую разные сюжеты и музыкальные образы, красочные рисунки, схемы, карточки с фигурами игровых персонажей, ИКТ.

На мой взгляд, наша цель не только в том, чтобы дать знания умения и навыки, а научить детей лучше понимать процесс жизни, уметь ориентироваться в ней и быть способным найти свое индивидуальное место. Главную же свою человеческую задачу вижу в том, чтобы помочь ребенку стать свободной, интеллектуальной, творческой и ответственной личностью, умеющий найти свое место в современном мире, ведь первые задатки для этого закладываем мы - воспитатели. Чем больше ребенок развивается через творчество, чем больше он впитывает, и начинает ощущать все богатство и разнообразие нашей культуры, тем больше у него возникает вопросов духовного характера, тем больше он задумывается над смыслом жизни.

Мое педагогическое кредо - большинство детей талантливы, творческими способностями наделен каждый. Творчеству во всем, как любой деятельности можно учиться и развивать. Для этого нужно изучить каждого ребенка, определить его талант и уровень его развития в той или иной области образовательного процесса. В этом мне помогает диагностическая работа, которая имеет прогностический характер, то есть помогает выявить перспективные линии развития дошкольника, а так же профилактический характер поскольку позволяет заметить факторы риска в развитии ребенка. Полученные мониторинговые данные создают информационную базу для индивидуализации образовательного процесса, исходя из индивидуальных, образовательных потребностей каждого воспитанника группы.

В моей группе осуществляется тесное сотрудничество с родителями, отношения с которыми строятся по принципу доверительного партнёрства, моральной поддержки и взаимопомощи. Положительно зарекомендовали такие формы работы, как "Дни открытых дверей", веб консультации, совместные исследовательские творческие проекты, спортивные, экологические и фольклорные праздники с участием родителей. Родители принимают участие в экскурсиях, пеших походах. Вместе с детьми посещают выставки в краеведческом музее. Они оказывают помощь в оформлении уголков природы, интерьера групп, в пошиве костюмов к фестивалям, в благоустройстве и озеленении территории детского сада.

Особую роль я уделяю наглядно-информационному направлению, которое включает в себя: родительские уголки, папки-передвижки, библиотека, выставки: "Из жизни группы", "Букет для мамочки моей", "Умелые руки мамы", "Мой папа самый, самый. ", "Виды транспорта", "Домашние животные", "Конкурс осенних букетов", "Конкурс новогодних игрушек". Активное участие родителей говорит о том, что эти формы работ являются востребованными и дают возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме.

Постоянно повышаю уровень знаний путём изучения литературы, через курсов повышения квалификации, семинаров, самообразование. Продуктивно работаю в составе творческих групп в разработке дидактических и методических материалов. Разработала свою рабочую программу. Имею сертификаты за публикацию статей в международном электронном журнале Предметник», « Педагогическое мастерство», « Академия дошкольного образования». Свидетельство о создании в социальной сети работников образования свой персональный блог, сертификат о создании своего электронного портфолио на сайте работников образования. Награждена почетной грамотой за значительные успехи в совершенствовании учебно - воспитательного процесса, плодотворный труд в системе образования Борисоглебского городского округа.

При организации взаимодействия с детьми, стремлюсь к проявлению методического мастерства в своей деятельности. Мои воспитанники занимают призовые места на различных конкурсах.

В заключение хочу сказать, одна из самых важных профессий-это профессия воспитателя, любящего детей, прекрасно знающего свое дело и ясно представляющего себе, что любые потери в развитии ребенка дошкольного возраста невосполнимы.

Государственное казенное общеобразовательное учреждение для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья г.о. Чапаевск

Консультация для педагогов

«Обобщение и представление педагогического опыта:

советы воспитателю дошкольного учреждения»

Обобщение и представление педагогического опыта:

советы воспитателю дошкольного образовательного учреждения

Умение обобщать и представлять опыт работы - показатель уровня компетентности воспитателя дошкольного образовательного учреждения и, закономерно, показатель качества развития учреждения в целом. В помощь воспитателю предложена структура описания опыта работы, критерии и показатели для его самооценки. Даны общие рекомендации и практические советы к обобщению и презентации педагогического опыта.

Ключевые слова : профессиональная компетентность, профессиональное самообразование воспитателя, обобщение и презентация опыта работы, статья по материалам опыта работы, профессиональное периодическое издание .

Профессиональная компетентность воспитателя современного дошкольного образовательного учреждения определяется его умелостью профессионально решать проблемы и типичные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной деятельности. В самом общем виде группы профессиональных задач выглядят следующим образом:

    видеть ребенка в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения (диагностические задачи);

    строить образовательный процесс, ориентированный на достижение целей дошкольного образования (проектировочные задачи);

    устанавливать взаимодействие с другими субъектами образовательного процесса, партнерами дошкольного образовательного учреждения (задачи профессионального взаимодействия);

    создавать и использовать в педагогических целях образовательную среду (пространство дошкольного образовательного учреждения);

    проектировать и осуществлять профессиональное самообразование.

Профессиональное самообразование педагога - это непрерывный

процесс, который помогает воспитателю уверенно обобщать свой профессиональный опыт. Умение обобщать, презентовать и тиражировать опыт работы - показатель уровня компетентности воспитателя дошкольного образовательного учреждения и, закономерно, показатель качества развития учреждения в целом. Профессиональное самообразование воспитателя - главнейший ресурс развития дошкольного образовательного учреждения. Следует признать, что умение обобщать и презентовать опыт работы - это задача, к решению которой будущего воспитателя не готовит ни педагогическое училище, ни колледж, ни университет, ни центры повышения квалификации, ни научно - методические центры. Вместе с тем, требования к умению воспитателя накапливать, систематизировать и обобщать опыт работы, создавать инновационные педагогические продукты, осуществлять исследовательскую работу ежегодно повышаются.

Решить обозначенную проблему воспитателю помогает организация опытно-экспериментальной работы в дошкольном образовательном учреждении и сотрудничество с научным консультантом, но подобная работа ведется не в каждом детском саду. Активизируют и стимулируют воспитателей к обобщению опыта работы конкурсы профессиональных достижений «Воспитатель года», «Лучший по профессии», «Знак качества» и т.п. Но не каждый воспитатель готов к подобным испытаниям, не каждый в состоянии в рамках предъявляемых требований грамотно обобщить и представить свою работу, продемонстрировать целостность подхода в воплощении идеи.

Прежде всего, определимся с требованиями к обобщению и презентации опыта работы воспитателя и прокомментируем их.

1. Актуальность педагогического опыта. Раскрывается необходимость, степень важности решения проблемы для дошкольного образовательного учреждения (системы

дошкольного образования) предложенными педагогическими средствами, босновывается современность подходов к решению затронутой проблемы, инновационность опыта (что нового он привносит в практику работы воспитателя, дошкольного образовательного учреждения).

2. Ведущая идея опыта и теоретическое обоснование . Раскрывается основной замысел работы: ее ключевая идея, иными словами - «изюминка», новизна предложенного педагогического подхода и т.п. Используйте для этого простые, не наукообразные формулировки.

Прежде, чем описывать свой опыт, попробуйте одним предложением ответить на вопрос «Чему посвящена ваша работа? О чем она?». Если вы можете ответить на этот вопрос, значит, опыт действительно удался. Всякий опыт имеет теоретическое обоснование, это ведущие концепции, теории и научно-методические посылы, которые развивают вашу идею, позволяют ей быть объективной и правильной. Определиться с теоретическими основами (предпосылками) вашей идеи поможет ознакомление с соответствующей литературой. Читая ее, выделяй те главное по смыслу и содержанию, попробуйте выделенное пересказать своими словами, как будто вы переводите теорию на язык практики, интерпретируйте (объясняйте сами себе) прочитанное. Основополагающие теоретические идеи вашего педагогического опыта постарайтесь кратко (тезисно) представить до изложения вашей технологии, методики, совокупности способов и приемов работы с детьми.

В качестве примера рассмотрим краткое теоретическое обоснование педагогической технологии развития игровой деятельности детей среднего и старшего дошкольного возраста средствами музыки.

1. Сюжет является содержательной канвой игры. Сюжетно-ролевая, как и любая другая коллективная игра дошкольников, не может существовать без игрового сюжета.

Игровой сюжет - это объединенные и комбинированные события и явления реальной жизни ребенка, пережитые им и зафиксированные в сознании в образах, впечатлениях,

эмоциональных отношениях, отражаемые в игре и по ходу игры. Чем старше ребенок, тем богаче опыт его переживаний и представлений об окружающей действительности,

что в полной мере отражается в его играх.

2. Умения сюжетосложения - это основная группа игровых умений, формирующаяся в дошкольном детстве и обеспечивающая успешность игровой деятельности дошкольников. Придумывание сюжетной линии - это уже игра, в соответствии с ней ребенок распределяет роли и игровые действия, определяет их последовательность, особенности ролевого взаимодействия. Уже в играх детей пятого года жизни обнаруживаются умения простейшего сюжетосложения, ребенок начинает игру с проговаривания: во что он сейчас будет играть, кем будет в игре, что будет делать.

3. В играх старших дошкольников ясно прослеживается замысел, сюжет, усложнение игрового содержания. Оно основывается на развитии определенных отношений между участниками игры. Общая сюжетная линия вырабатывается детьми по ходу игры посредством пошагового планирования, т.е. в общении друг с другом дети определяют игровые действия партнеров. Развитие сюжета идет от исполнения ролевых действий к ролям-образам, для создания которых ребенок использует различные выразительные средства (речь, движение, мимика, позы и жесты), игровые атрибуты, выражает отношение к исполняемой роли.

4. Эффективным педагогическим условием обогащения и развития сюжетов детских игр является музыкальное искусство. Это объясняется тем, что музыка отображает взаимодействие людей, а сюжеты детских игр строятся на переносе отношений между людьми; музыка развивает воображение, творческое мышление богатство сюжетного повествования, а также музыка, содержащая программу слушания (программная), активизирующая фантазию и творческое воображение ребенка, побуждающая к игровому действию, самостоятельной игре, направляющая (подсказывающая) использовать те или иные выразительные движения, мимику, жесты и пр.

5. Музыка является средством обогащения сюжетов детских игр, так как эмоциональна, образна, подвижна и поэтому привлекательна для детей, она содержит в себе множество идей, мыслей, образов, побуждает к фантазированию и игре. Обогащать сюжеты детских игр в первую очередь будет музыка, которая соответствует таким критериям, как художественность, образность, богатство сюжетного повествования, а также музыка, содержащая программу слушания (программная), активизирующая фантазию и творческое воображение ребенка, побуждающая к игровому действию, самостоятельной игре, направляющая (подсказывающая) использовать те или иные выразительные движения, мимику, жесты и пр.

Профессиональное самообразование воспитателя - главнейший ресурс развития дошкольного образовательного учреждения.

6. Обогащение сюжетов игр детей среднего и старшего дошкольного возраста в процессе восприятия музыки будет происходить эффективнее, если воспитатель использует соответствующий музыкальный репертуар, создает в группе интегративную музыкально-игровую среду, организует разные формы совместной деятельности с детьми по слушанию музыки и игр в нее в педагогическом процессе детского сада.

3. Цель и задачи, которые решает воспитатель в ходе своей работы. Цель всегда шире, чем задачи. Задачи конкретизируют цель, определяют, что вы будете делать на пути достижения цели. Цель - это тот результат, к которому вы стремитесь, реализуя опыт своей работы. Поэтому, подводя итоги опыта, обратитесь еще раз к цели, сравните, тот ли результат получен вами.

4. Этапы накопления и систематизации опыта.

1-й этап - предварительный или подготовительный. Описывается работа по созданию условий для реализации педагогического опыта. Например, разработка игр-этюдов или игр-экспериментирований здоровьесберегающего характера, создание банка дидактических игр или разработка сюжетно-ролевых игр, создание игровой предметно-развивающей среды и прочего, необходимых для формирования и закрепления культурно-гигиенических навыков у детей.

Практическим результатом на этом этапе являются картотека игр, конспекты проблемных ситуаций, примеры ситуационных задач, конспекты занятий или бесед с детьми, поисковой, исследовательской деятельности и др. (они могут быть вынесены в приложения). Описываются изменения, произошедшие в предметно-развивающей среде, каким образом она изменилась, что добавилось и т.п.

2-этап - внедренческий или этап внедрения. Описывается логика реализации опыта, т.е. последовательность действий воспитателя по внедрению своей работы, место и время введения педагогических инноваций в жизнь ребенка. Например: репродуктивное обучение детей культурно-гигиеническим умениям и навыкам → развитие навыка и закрепление его в разных видах детской деятельности → закрепление навыка в самостоятельной деятельности (перенос в игровые и манипулятивные действия). Описывается, как включены игры-этюды, игры-экспериментирования, дидактические и сюжетно-ролевые игры в каждый из этих этапов, как используются воспитателем на занятиях, в режимных моментах, в самых разных видах детской деятельности, в самостоятельной деятельности.

Приводятся примеры из опыта работы, фрагменты профессиональной деятельности в определенной, уже описанной последовательности.

5. Приложения . Содержат разработки игр, циклов игровых ситуаций, картотеки ситуационных задач, планирование работы на год, подробные конспекты занятий, бесед, игр с детьми, фотографии и прочие материалы, иллюстрирующие опыт работы воспитателя.

Критерии и показатели для самооценки обобщенного опыта работы и качества его презентации

Теоретическая

обоснованность

– Актуальность (необходимость внедрения опыта);

– целесообразность выбранной формы опыта работы (проект, программа, методический комплекс и т.д.)

– Оригинальность инновационных подходов;

– влияние опыта на изменение целей, содержания, методов, средств, форм и способов организации образовательной деятельности

Практическая

значимость

– Оптимизация методического обеспечения образовательного процесса при внедрении опыта;

– влияние используемых методов, способов и средств реализации опыта на становление профессиональной компетентности педагогов;

– влияние опыта на развитие системы образования города, развитие

районной системы образования, на развитие образовательного процесса в образовательном учреждении

Технологичность

– Технология реализации опыта (описание структуры, элементов, форм, графика и процедур реализации, инструментария применения);

– соответствие диагностического инструментария реализации опыта;

– возможность определения и фиксации результатов реализации опыта

различными способами

Востребованность

– обоснованного анализа потребительского спроса на опыт работы или продукт опыта;

– отзывов о реализации инновации (анкетирование, экспертиза и т.д.)

Качество

оформления

– Качество визуального оформления;

– качество презентации

Разделы: Работа с дошкольниками

Идея опыта: сформировать у дошкольников способности выражать восприятие окружающего их мира, совершенствовать их интеллектуальные и творческие способности с помощью нетрадиционных техник рисования.

“Ум ребенка – на кончиках его пальцев”.

В.И. Сухомлинский

1. Условия формирования опыта

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка.

В.А. Сухомлинский писал: “Общение с искусством – одна из больших радостей жизни”. Дошкольный возраст – это тот период, когда изобразительная деятельность может стать и чаще всего является устойчивым увлечением не только “особо” одаренных, но и всех детей.

Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владения техникой рисования, сформированных навыков и знаний, приемов работы. Очень часто отсутствие этих знаний и навыков быстро отвращает ребенка от рисования, поскольку в результате его усилий рисунок получается неправильным, он не соответствует желанию ребенка получить изображение, близкое к его замыслу или реальному объекту, который он пытался изобразить.

Наблюдения за эффективностью применения различных техник рисования на занятиях, обсуждение с коллегами в образовательном учреждении и в рамках городского методического объединения привели меня к выводу о необходимости использования таких техник, которые создадут ситуацию успеха у воспитанников, сформируют устойчивую мотивацию к рисованию. Изучив методическую литературу, я сделала вывод, что использование на занятиях по изобразительному искусству нетрадиционных техник рисования позволяют ребенку преодолеть чувство страха перед неудачей в данном виде творчества.

Можно сказать, что нетрадиционные техники позволяют, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах. Владея разными техниками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребенок получает возможность выбора.

Идея моего опыта – сформировать у дошкольников способности выражать восприятие окружающего их мира, совершенствовать их интеллектуальные и творческие способности с помощью нетрадиционных техник рисования.

Для развития творчества и систематизации знаний детей поставила перед собой следующие задачи:

  1. Учить детей использовать в рисовании разнообразные материалы и технику, разные способы создания изображения, соединяя в одном рисунке разные материалы с целью получения выразительного образа.
  2. Развивать эстетические чувства формы, цвет, ритм, композицию, творческую активность, желание рисовать. Учить видеть и понимать красоту многоцветного мира.
  3. Формировать у детей творческие способности посредством использования нетрадиционных техник рисования.
  4. Воспитывать умение доводить начатое дело до конца, работать в коллективе, индивидуально.

2. Теоретическая база опыта

Изобразительная деятельность – специфическое образное познание действительности. Из всех ее видов детское рисование изучено наиболее полно и разносторонне.

Рисование тесно связано с развитием наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, также с выработкой навыков анализа, синтеза, сопоставления, сравнения, обобщения. Работая над рисунком, дошкольники учатся выделять особенности, качества, внешние свойства предметов, главные и второстепенные детали, правильно устанавливать и соотносить одну часть предмета с другой, передавать пропорции, сравнивать величину деталей, сопоставлять свой рисунок с натурой, с работами товарищей.

В процессе рисования дети учатся рассуждать, делать выводы. Происходит обогащение их словарного запаса. При рисовании с натуры у детей развивается внимание, при рисовании по представлению – память.

О нетрадиционных техниках рисования, системе построения занятий можно узнать из следующих источниках

1. Е. Н.Лебедева “Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников”

2. А. А. Фатеева “Рисуем без кисточки”.

3. О. Г. Жукова, И. И. Дьяченко “Волшебные ладошки”, “Волшебные краски”.

4. Мэри Энн, Ф. Колль “Рисование красками”.

5. К. К. Утробина, Г. Ф. Утробин “Увлекательное рисование методом тычка”

6. А. М. Страунинг “Развитие творческого воображения дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности”.

8. Перспективный план работы по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования.

3. Актуальность и перспективность опыта

На занятиях, по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник, у детей развивается ориентировочно – исследовательская деятельность, фантазия, память, эстетический вкус, познавательные способности, самостоятельность. Ребенок использует цвет как средство передачи настроения, экспериментирует (смешивает краску с мыльной пеной, на изображенный предмет цветными мелками наносит гуашь). При непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость. В изображении сказочных образов появляется умение передавать признаки необычности, сказочности.

Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию рисуночной деятельности, вызывает радостное настроение у детей, снимает страх перед краской, боязнь не справиться с процессом рисования. Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно – моторной координации. Например, рисование по стеклу, роспись ткани, рисование мелом по бархатной бумаге.

Данные техники не утомляют дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Для будущего наших детей это очень важно, так как время не стоит на одном месте, а движется вперед и поэтому нужно использовать новые развивающие технологии:

  • личностно – ориентированные (проблемные вопросы и ситуации);
  • коммуникативные (эвристическая беседа и диалог, расширение и активизация словаря);
  • игровые (оригинальность сюжета, мотивация);
  • педагогические (доверительная беседа, стимулирование, авансирование успеха, пауза).

Свою работу строю на следующих принципах:

  • От простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным.
  • Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.
  • Принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс.
  • Связь обучения с жизнью: изображение должно опираться на впечатление, полученное ребенком от окружающей действительности.

Техники изображения могут способствовать ослаблению возбуждения слишком эмоционально расторможенных детей. Хочу отметить, что нетрадиционное рисование, например, игра в кляксы, увлекает детей, а чем сильнее ребенок увлечен, тем больше он сосредотачивается. Таким образом, использование нетрадиционных техник изображения способствует познавательной деятельности, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников в целом.

4. Новизна опыта

Нетрадиционные техники рисования ранее использовались разрозненно, как отдельные элементы занятий по изобразительной деятельности. На мой взгляд, их использование возможно и необходимо взять за основу для организации творческой деятельности воспитанников.

Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно – моторной координации. Если чрезмерно активный ребенок нуждается в обширном пространстве для разворачивания деятельности, если его внимание рассеянно и крайне неустойчиво, то в процессе нетрадиционного рисования зона его активности сужается, уменьшается амплитуда движений. Крупные и неточные движения руками постепенно становятся более тонкими и точными. Нетрадиционные техники изображения способствуют развитию познавательной деятельности, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников в целом. Занятия рисованием очень важны при подготовке ребенка к школьному обучению, благодаря рисуночной деятельности дети учатся удерживать определенное положение корпуса, рук, наклон карандаша, кисти, регулировать размах, темп, силу нажима, укладываться в определенное время, оценивать работу, доводить начатое до конца.

Все дети с успехом справляются с выполнением работ в нетрадиционной технике рисования, после чего можно приступать к изучению других техник и приемов.

5. Адресность опыта

Данный педагогический опыт может быть полезен воспитателям дошкольных учреждений, педагогам дополнительного образования, заинтересованным и внимательным родителям, учителям начальных классов, студентам педагогических колледжей.

6. Трудоемкость опыта

Данную работу может провести любой заинтересованный воспитатель дошкольного учреждения, педагог дополнительного образования, учитель. Многие рекомендации могут использовать также родители и другие участники образовательного процесса.

Организация данной работы не трудоемка при наличии художественных материалов, образцов рисунков в нетрадиционной технике рисования, методической базы и соответствующей подготовки самого педагога. Для выполнения заданий нужны определенные средства – оборудование, канцтовары, фонотека, видеотека, мольберты.

Трудности при применении данного опыта нетрадиционных техник рисования могут заключаться в:

Планировании и построении системы занятий с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;

Подборе оборудования и материалов;

Применении методов и приемов работы с детьми, исходя из их индивидуальных особенностей;

Разработке критериев отслеживания уровня освоения знаний, умений и навыков детей.

7. Технология опыта

Сущность опыта: процесс художественно-эстетического, экологического воспитания дошкольников строится на основе формирования у детей знаний о многообразии техник отражения реального мира на листе бумаги с использованием нетрадиционных техник рисования в сочетании с другими методами и приемами обучения и воспитания. Участвуя в творческом процессе, дети проявляют интерес к миру природы, гармонии цвета и форм. Это позволяет по особенному смотреть на все их окружение, прививать любовь ко всему живому.

В своей работе использую такие формы организации и проведения занятий, как беседы, путешествия по сказкам, наблюдения, целевые прогулки, экскурсии, фотовыставки, выставки рисунков, конкурсы, развлечения. Методы: наглядный, словесный, практический. Знания, которые приобретают дети, складываются в систему. Они учатся замечать изменения, возникающие в изобразительном искусстве от применения в процессе работы нестандартных материалов.

Обучение с помощью нетрадиционных техник рисования происходит в следующих направлениях:

  • от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному рисованию;
  • от применения наиболее простых видов нетрадиционной техники изображения к более сложным;
  • от использования готового оборудования, материала к применению таких, которые необходимо самим изготовить;
  • от использования метода подражания к самостоятельному выполнению замысла;
  • от применения в рисунке одного вида техники к использованию смешанных техник изображения;
  • от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов нетрадиционной техники рисования.

Приобретя соответствующий опыт рисования в нетрадиционных техниках, и, таким образом, преодолев страх перед неудачей, ребенок в дальнейшем будет получать удовольствие от работы, беспрепятственно переходить к овладению новых техник рисования. В работе с дошкольниками использую разные техники беспредметного рисования:

“Монотипия”

“Печатание листьями”

“Рисование нитками”

“Печатание бумагой”

“Рисование мыльной пеной”

“Рисование методом наката”

“Рисование ребром картона”

“Рисование с помощью соли”

Рисование методом напыления”

“Рисование кляксами”

“Клеевая техника”

“Рисование руками, ладонью, кулаком, пальцами”

“Рисование ногами”

“Рисование по кругу”

“Мятый рисунок”

“Рисование по клейстер”

“Рисование по стеклу”

“Рисование методом тычка”

“Печатание спичечным коробком”

“Оттиск поролоном”

“Пуантилизм”

Каждый из этих методов – это маленькая игра, которая доставляет детям радость, положительные эмоции. Создавая изображения, передавая сюжет, ребенок отражает свои чувства, свое понимание ситуации, накладывает свою шкалу “зла” и “добра”. На занятиях нетрадиционной техникой рисования нужно научить растущего человечка думать, творить, фантазировать, мыслить смело и свободно, нестандартно, в полной мере проявлять свои способности, развивать уверенность в себе, в своих силах.

“Мы хозяева нашей Родины, и она для нас кладовая солнца с великим сокровищем жизни” (М.М. Пришвин). Сложившееся на Земле положение ученые определяют как экологический кризис. И нет на сегодня более важной задачи, чем поиск путей выхода из него. Один из выходов это привить детям любовь к окружающему миру, рисовать с помощью бросового материала (коробки от духов, сока, пером от подушки, пластиковыми бутылками, палочками.). Через такие занятия раскрывается и показывается смысл этой идеи – в воспитании у юного поколения практичности, бережливости к окружающему миру, самостоятельности в выборе решений задач разными способами. Чтобы выжить, человечество должно научиться жить на Земле по-новому. Каждому человеку с детства необходимо научиться любить и оберегать нашу планету.

Работая с ребенком, неизбежно сотрудничаешь с их родителями. И я использую любую возможность общения с родителями для установления доверительных отношений. Провожу для родителей консультации и беседы, занятия, развлечение, дни открытых дверей, интеллектуальные игры. Малыш всему учится в общении с взрослыми, ранний опыт ребенка создает тот фон, который ведет к развитию речи, умению слушать и думать. Я сделала вывод, что общение ребенка в семье, с близкими ему людьми - важнейшее условие его психического развития. Совместно с родителями выпускаем праздничные газеты, устраиваем различные конкурсы, тренинги, коллективные игры, фотовыставки. Одним из важных средств поощрения и развития изобразительного творчества детей, является выставка детского рисунка. Она очень радуют детей и их родителей, ребенок становится успешнее. Я думаю, что моя совместная работа с родителями создает ребенку эмоционально- комфортное состояние.

8. Результативность опыта

В процессе творчества маленькие дети научились создавать вещи своими руками, познали загадки, радости и разочарования созидания – все это важные составляющие процессы обучения и развития. Творческий процесс научил детей исследовать, открывать и умело обращаться со своим миром. Большинство из нас уже забыло о той радости, которую нам приносило рисование в детстве, но она была – несомненно.

Результатом своей работы я считаю не только процесс развития дошкольника во всех видах его творческой деятельности, но и сохранение навыков, которые помогут им в будущем совершенствовать их потенциальные возможности.

Таким образом, на основе проделанной работы я увидела, что у детей возрос интерес к нетрадиционным техникам рисования. Дети стали творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, приобрели опыт эстетического восприятия. Они создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства для воплощения. Рисунки детей стали интереснее, содержательнее, замысел богаче. Шедевры живут, дышат, улыбаются, а главное, каждый рисунок кажется произведением искусств. Дети обрели уверенность в себе, робкие преодолевают боязнь чистого листа бумаги, начали чувствовать себя маленькими художниками.

Положительным результатом в своей работе считаю участие детей в конкурсах, выставках различного уровня.

Достижения детей.

В рамках МДОУ:

  • Конкурс детского изобразительного творчества “Моя любимая мамочка” (диплом за активное участие)
  • Выставка конкурс изобразительного искусства “Наши папы - бравые солдаты” (диплом за активное участие)
  • Конкурс фотогазет “Моя семья” посвященный Международному дню семьи (диплом в номинации “За оригинальность”)

На муниципальном уровне:

  • Конкурс рисунков Лабытнангского ТВ, посвященному 140-летию г. Лабытнанги (Благодарственное письмо)
  • Городской конкурс детских творческих работ “Осторожно, огонь” - I место

На региональном уровне:

  • Участие в окружном конкурсе детских рисунков “Ямал будущего”
  • Участие в III окружном конкурсе детских творческих работах юных натуралистов – экологов. Тема: “Экологическая катастрофа” Сергей Е.
  • Участие в окружном конкурсе детских рисунков “Лики победы” (диплом за участие)

Проведенная работа показала, что эмоции, вызванные изобразительным искусством, способны творить чудеса. Они приобщают детей к высоким духовным ценностям, развивают их способности, творчество и развивают горизонты сознания.

В течение ряда лет наблюдается устойчивый рост количества детей с высоким уровнем освоения нетрадиционных техник рисования (с 36% до 70%) при отсутствии детей с низким уровнем освоения. Средний показатель освоения детьми данных техник с высоким уровнем за три года составляет 51% , со средним уровнем 49%.

Диагностические данные показали, что у большинства детей освоение нетрадиционных техник рисования высокого и среднего уровней. Исходя из этого, можно сделать вывод, что дети приобрели определенные умения и навыки в этом виде обучения. А именно: дошкольники слышат воспитателя, правильно выполняют задания, анализируют получившиеся рисунки, оценивают их.

Нетрадиционная техника рисования дает ребенку возможность выразить в рисунке свои чувства и

эмоции, почувствовать свободу и вселить уверенность в своих силах. Владея разными навыками и способами изображения предметов, явлений окружающего мира, ребенок получает возможность выбора, что делает для него занятия творческими.

Библиография

  1. Белошистая А.В., Жукова О.Г. Волшебные краски. 3–5 лет: Пособие для занятий с детьми. – М.: Аркти, 2008. – 32 с.
  2. Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увликательное рисование методом тычка с детьми 3–7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир. – М.: “Издательство Гном и Д”, 2008. – 64 с.
  3. Лахути М.Д. Как научиться рисовать. – Москва “Росмэн”, 2008. – 96 с.
  4. Одинокова Г.Ю. Шлеп…Ежик: Издательский дом “Карапуз”, 2006. – 15 с.
  5. Сахарова О.М. Я рисую пальчиками: Издательский дом “Литера”, 2008. – 32 с.
  6. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. - Ярославль: Академия развития, 2004. – 96 с.

Описание опыта работы воспитателя

МБДОУ «Детский сад № 3» г. Бийска

Мезенцевой Натальи Анатольевны

В своей деятельности по реализации основной общеобразовательной программы по всем направлениям развития детей в каждый возрастной период, добилась стабильных положительных показателей освоения воспитанниками основной образовательной программы в соответствии с федеральным государственным стандартом дошкольного образования. Результаты педагогического мониторинга достижения детьми планируемых и итоговых результатов освоения Образовательной программы за два учебных года подтверждают положительную динамику развития физических, интеллектуальных и личностных качеств детей. В 2012 - 2013 учебном году данные качества сформированы на высоком (достаточном) уровне у 35% детей средней группы; в 2013 - 2014 учебном году у 65% детей старшей группы, что свидетельствует об успешном освоении детьми требований основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Предметно-пространственную среду организую в соответствии с федеральным государственным стандартом и требованиями к созданию предметной развивающей среды, обеспечивая реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования с учетом принципа интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование для одной образовательной области используются детьми и в ходе реализации других областей. В группе создала игровую и учебную зоны. Обогатила и расширила познавательно-речевую, здоровьесберегающую, игровую среду через создание центров: речевой, математический, центр изодеятельности, театральный и музыкальный, физкультурный, центр художественной литературы, оборудовала мини - лабораторию по опытно - экспериментальной деятельности и т.д. Наполнила их материалами и оборудованием, которые создают оптимально насыщенную целостную, многофункциональную трансформирующуюся среду и обеспечивают реализацию основной общеобразовательной программы в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной, деятельности, но и при проведении режимных моментов. Обеспечиваю детей такими материалами и оборудованием, при использовании которых их физическому и психическому здоровью не угрожает опасность.

Направления моей деятельности реализуются через применение педагогических технологий, основными являются:

Личностно-ориентированная технология реализуется через психологическую поддержку, организацию воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учете особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как к сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса.

Личностно-ориентированное взаимодействие является основой для всех последующих технологий и способствует формированию всех интегративных качеств портрета выпускника детского сада;

Здоровьесберегающая технология реализуется через организацию динамических пауз, подвижных и спортивных игр, релаксацию, гимнастики: пальчиковую, для глаз, дыхательную, бодрящую; физкультурные занятия, занятия по ОЗОЖ, и др.

Здоровьесберегающая технология способствует формированию положительного социально-психологического климата в группе детей, может использоваться в ходе непосредственно образовательной деятельности и самостоятельно как совместная деятельность педагога и детей;

Игровая технология реализуется через такие методы как: игры с правилами, подвижные игры, игры - драматизации, сюжетно - ролевые игры, режиссерские игры, сказкотерапия, создание проблемных ситуаций с элементами самооценки.

Игровая технология требует правильной организации пространства, предварительной работы с детьми на начальном этапе реализации, набора психолого-педагогических методов и приемов;

4. Проектная деятельность в воспитательно-образовательном процессе ДОУ носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка;

5. Информационно - коммуникационные технологии (ИКТ) использую для повышения эффективности образовательного процесса.

Методическая тема: «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе детского экспериментирования».

В свете последних изменений в образовании пересмотрела содержание работы по данной проблеме.

В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий, личностный потенциал. Современное общество нуждается в активной личности, способной к познавательно-деятельностной самореализации, к проявлению исследовательской активности и творчества в решении жизненно важных проблем. Первоосновы такой личности необходимо заложить уже в дошкольном детстве.

Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию исследовательской активности и инициативы дошкольника. Научный поиск эффективных средств развития исследовательской активности дошкольников - представляет актуальную проблему, требующую теоретического и практического решения. Исследовательская активность способствует становлению субъектной позиции дошкольника в познании окружающего мира, тем самым обеспечивает готовность к школе. Следует подчеркнуть, что именно в старшем дошкольном возрасте создаются важные предпосылки для целенаправленного развития исследовательской активности детей: развивающиеся возможности мышления, становление познавательных интересов, развитие продуктивной и творческой деятельности, расширение взаимодействия старших дошкольников с окружающим миром, становление элементарного планирования и прогнозирования, гипотетичности. Все это создает реальную основу для развития исследовательских умений старшего дошкольника и совершенствования его исследовательской активности. Среди возможных средств развития исследовательской активности дошкольников особого внимания заслуживает детское экспериментирование. Развиваясь как деятельность, направленная на познание и преобразование объектов окружающей действительности, детское экспериментирование способствует расширению кругозора, обогащению опыта самостоятельной деятельности, саморазвитию ребенка.

Вместе с тем, до настоящего времени не сложилась целостная концепция развития исследовательской активности старших дошкольников в экспериментировании, раскрывающая сущность исследовательской активности, ее структуру и педагогические основы, обеспечивающие динамику ее становления в образовательном процессе современного дошкольного учреждения. Данный факт ощутимо затрудняет реализацию возрастного потенциала исследовательской активности дошкольника. Это подтверждается анализом практики, который показывает, что далеко не всегда в детском экспериментировании наблюдается нарастание исследовательской активности и стремления ребенка переходить к решению более сложных, интересных задач. Нередко, несмотря на наличие в дошкольных учреждениях «зон экспериментирования», детское экспериментирование носит формальный, ситуативный характер, у дошкольников наблюдается низкий уровень исследовательской активности.

В результате развивающие возможности детского экспериментирования остаются нереализованными в практике дошкольного образовательного учреждения. Фактически не получила достаточного отражения значимая проблема взаимодействия детского сада и семьи в развитии экспериментирования и исследовательской активности на ступени старшего дошкольного возраста. Все это свидетельствует о том, что вопросы эффективного использования экспериментирования как педагогического средства развития исследовательской активности старших дошкольников до настоящего времени не решены в полной мере.

Наблюдается противоречие между потребностью в формировании исследовательской активности старших дошкольников в реальной практике дошкольного образования и недостаточной разработкой содержательно-методических основ процесса развития исследовательской активности дошкольников в условиях разнообразного экспериментирования.

Недостаточная разработка проблемы развития исследовательской активности старших дошкольников в экспериментировании и ее несомненная актуальность для теории и практики современного дошкольного образования послужили основанием для выбора методической темы.

Результативность работы по методической теме:

Организовала:

обогащенную предметно-развивающую среду, направленную на развитие самостоятельного экспериментирования, соответствующую принципам комфортности, вариативности, функциональности, учета интересов и предпочтений дошкольников.

По данной проблеме мной разработан учебно-методический комплект, который включает в себя:

перспективно - тематическое планирование по развитию познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе детского экспериментирования; практические указания по организации поисково - познавательной деятельности; серия экспериментов с объектами неживой природы.

Изготовила:

«исследовательский фартук» и карточки. Эти несложные приспособления позволяют руководить исследовательской работой ребенка; таблицы с алгоритмами выполнения исследований; журнал исследований, дневников наблюдений для фиксации результатов опытов и экспериментов.

Оформила:

Картотеку научных игр для дошкольников; Картотека опытов и экспериментов.

Пропагандирую данную работу среди родителей:

Наглядная информация в родительском уголке. Консультация на тему: «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников». Памятка «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию». Рекомендации: «Проведите с детьми дома».

Совместный досуг «Клуб открытий» родители, воспитатели и дети демонстрируют опыты, решают проблемные задачи.

Руководствуясь принципом последовательности в образовательном процессе, определила этапы усложнения поисково-познавательной деятельности дошкольников.

Объектом детского экспериментирования стали следующие темы:

«Что у нас под ногами?»; «Волшебница вода»; «Воздух-невидимка» «Волшебное электричество»; «Чудесное притяжение»; «Волшебство света и цвета».

Во время совместного экспериментирования с детьми ставили цель, совместно с ними определяли этапы работы, делали выводы. В ходе деятельности учили детей выделять последовательность действий, отражать их в речи при ответе на вопросы типа: Что мы делали? Что мы получили? Почему? Фиксировали предположения детей, помогали им схематически отразить ход и результаты опыта. Предположения и результаты эксперимента сравнивались, делались выводы по наводящим вопросам: О чем вы думали? Что получилось? Почему? Учили ребят находить сходства и различия между объектами. По окончании серии экспериментов обсуждали с детьми, кто из них узнал что-то новое, зарисовывали схему общего эксперимента. В процессе экспериментирования дети убеждались в необходимости принимать и ставить цель, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и стороны, сопоставлять различные факты, выдвигать предположения и приходить к выводу, фиксировать этапы действий и результаты графически.

Дети активно участвовали в предложенных экспериментах, охотно самостоятельно действовали с предметами, выявляя их особенности. Они проявили желание экспериментировать дома: исследовать различные предметы быта, их действие, что выяснялось в беседах с родителями и детьми. Некоторые дети совместно с родителями ход и результаты экспериментов, проводимых дома, зарисовывали в своих тетрадях. Затем вместе со всеми детьми обсуждали их работы.

Опытом своей работы по данной теме неоднократно делилась перед педагогами МБДОУ д/с № 3, города, области, страны:

На методической выставке «Формирование готовности субъектов образования к переходу на ФГОС» в образовательном округе «Бийский», на Всероссийской НПК выступала с докладом. Опубликовала научно-методические работы в сборнике материалов II Международной заочной научно-практической конференции. Методические разработки на образовательном портале педагогов «Сетевой портал работников образования»-/http://nsportal.ru/lopatina-natalya-anatolevna/.

Я и мои воспитанники принимаем участие в различных конкурсах, выставках, проводимых на уровне МБДОУ д\с № 3, а также на муниципальном, региональном, федеральном уровнях:

городского «Умники и умницы». «Конкурс рисунков, посвященный ЗОЖ». «Конференция детей дошкольного возраста «Знатоки природы». Всероссийского конкурса исследовательских проектов и творческих работ «Мы наследники наукограда». «Я - исследователь» в номинации «Естествознание». Всероссийский конкурс детских исследовательских работ и творческих проектов «Дети войны». Всероссийского конкурса декоративно-прикладного искусства «Талантоха». Являюсь лауреатом Всероссийского конкурса «Педагогические инновации» в номинации «Ребенок в высокотехнологичном обществе». Лауреат VII Всероссийского творческого конкурса в номинации «Педагогические проекты». Победитель городского конкурса «Весна Победы» в номинации «Лучшая методическая разработка конспектов НОД» Участник городского конкурса среди педагогов «Волшебница игра!». Победитель в номинации «Сердце отдаю детям» городского конкурса «Воспитатель года».

Награждена Почетной грамотой за многолетний добросовестный труд, достижение высоких результатов, преданность профессии, профессионализм.

Принимаю активное участие в жизни МБДОУ д\с № 3 и являюсь председателем профсоюзной организации ДОУ.

Спасибо за внимание!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Описание результатов профессиональной педагогической деятельности в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения Нигматулиной Зульфии Мударисовны, воспитателя муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 12 «Сибирячок» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно - речевому развитию детей» г. Назарово Красноярского края

В своей деятельности по реализации основной общеобразовательной программы по всем направлениям развития детей в каждый возрастной период, добилась стабильных положительных показателей освоения воспитанниками основной образовательной программы в соответствии с федеральным государственным стандартом дошкольного образования. Результаты педагогического мониторинга достижения детьми планируемых и итоговых результатов освоения Образовательной программы за три учебных года подтверждают положительную динамику развития физических, интеллектуальных и личностных качеств детей. В 2010 - 2011 учебном году данные качества сформированы на высоком (достаточном) уровне у 35% детей первой младшей группы; в 2011 - 2012 учебном году у 65% детей во второй группы; в 2012 - 2013 учебном году у 78% детей средней, что свидетельствует об успешном освоении детьми требований основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Предметно-пространственную среду организую в соответствии с федеральным государственным стандартом и требованиями к созданию предметной развивающей среды, обеспечивая реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования с учетом принципа интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование для одной образовательной области используются детьми и в ходе реализации других областей. В группе создала игровую, учебную и спокойную зоны. Обогатила и расширила познавательно-речевую, здоровьесберегающую, игровую среду через создание центров: «Роворушки», «Речевичок», «Крепыш», «Олимпийцы», мастерскую «Разноцветные ладошки», оборудовала мини – лабораторию, по опытно - экспериментальной деятельности «Почемучки», создала мини-музей «Куклы» и т.д. Наполнила их материалами и оборудованием, которые создают оптимально насыщенную (без чрезмерного и без недостатка) целостную, многофункциональную трансформирующуюся среду и обеспечивают реализацию основной общеобразовательной программы в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной, деятельности, но и при проведении режимных моментов. Обеспечиваю детей такими материалами и оборудованием, при использовании которых их физическому и психическому здоровью не угрожает опасность.

В течение нескольких лет работаю над методической проблемой по созданию условий для речевого развития дошкольников, посредством развития ручной и пальцевой моторики, как основного компонента подготовки детей к обучению в школе. В связи с чем, в своей профессиональной деятельности активно использую современные технологии, адекватные дошкольному возрасту и обеспечивающих организацию образовательного процесса на основе интеграции образовательных областей: О.С. Ушаковой «Развитие речи детей дошкольного возраста», при помощи которой во время непосредственно образовательной деятельности решаю не одну, а комплекс взаимосвязанных речевых задач, которые охватывают все. стороны речевого развития (ЗКР, обогащение словаря, формирование грамматического строя, развитие связной речи); методику Л.А. Ремезовой «Развитие ручной и пальцевой моторики у детей дошкольного возраста», которая обеспечивает развитие у ребенка зрительно - двигательной координации, учит планировать свои действия, обдумывать их и искать верные ответы" и способы деятельности. Вариативно использую элементы ТРИЗ-технологии, приемы моделирования, что обеспечивает возможность выбора детям речевых средств, проявление мыслительной и творческой активности каждого ребенка. Для определения уровня развития интегративных качеств ребенка и уровня освоения детьми образовательных областей разработала специальные оценочные листы и итоговые карты развития ребенка 3-5лет, в. которые заношу планируемые и итоговые результаты освоения детьми программы, отражаю основополагающие линии развития ребенка, в том числе значимые и с точки зрения готовности его к школьному обучению. Достижения детей оцениваю путем наблюдений, бесед, создания педагогических ситуаций, изучения продуктов детской деятельности, несложных экспериментов, в виде отдельных поручений ребенку, проведения дидактических игр, предложения небольших заданий, бесед с родителями. Большое внимание уделяю развитию социальной компетентности своих воспитанников, для этого разработала перспективное планирование по развитию и освоению детьми образовательной области «Социализация», составила план совместной работы с учреждениями социальной сферы.

Активно использую методику Е.Е. Шулешко, А.П. Ершовой, В.М. Букатова к собственной педагогической деятельности «Социо-игровые подходы к педагогике», основанную на эмоциях не только со стороны воспитателя, но и в первую очередь со стороны ребенка. Она помогает дошкольнику найти, и не потерять впоследствии в течение всей жизни, свое «Я» в обществе не только сверстников, но и взрослых. Совместную деятельность с детьми строю на принципах партнерства и сотрудничества, проявляя чувства эмпатии и уважения к личности ребенка, забочусь о создании благоприятного психологического климата в группе и в коллективе детей. Использую разнообразные формы организации детей на занятиях: расположение на стульях, за столами, на ковре, что позволяет детям видеть друг друга, свободно контактировать, налаживать межличностные отношения со сверстником, как нравственной основы социального поведения. С целью активизации речевого общения и развития коммуникативных навыков в непосредственно образовательной деятельности использую различные формы организации работы с детьми: (работа в компаниях, микрогруппах, парах, тройках), что координирует уровень умственной и физической активности каждого ребенка, снимает утомляемость, создает возможность для социально-личностного роста. Систематически использую социо-игровые приемы и в свободной деятельности для формирования умения свободно и с интересом обсуждать разные вопросы, следить за ходом общего разговора и дела, оказывать друг другу помощь и принимать ее. Социо-игры, используемые в режимных моментах («Поручения», «Клубок», «В нашей группе», «Спрятанное слово» и др.) способствуют осознанию ребятами необходимости соблюдения правил игры, развитию умений продуктивного взаимодействия. Для формирования первоначальных представлений социального характера и развития у детей произвольности, внимания, памяти, специальных двигательных и познавательных способностей, усвоения различных знаний создала картотеку сюжетно-ролевых, дидактических игр, народных игр, игр с правилами, которые разбила по сезонам и основным видам движений. В совместных играх разного содержания мои воспитанники усваивают представления о справедливости и несправедливости, приближаются к миру взрослых, моделируя их отношения, формируется адекватная самооценка. Для обогащения "самодеятельных, сюжетно-ролевых, театрализованных игр приобрела и изготовила при помощи родителей фигурки животных, театры разных видов (пальчиковые, картонажные, вязанные), игрушки би-ба-бо к русским народным сказкам, сюжетно-образные игрушки, имитирующие транспорт, предметы быта, сшила костюмы для ряжения, изготовила разнообразные предметы - заместители, позволяющие детям в игре выйти за пределы реального предметного действия и раздвинуть границы своей фантазии. (приложение1 )

В результате, за три последних года у моих воспитанников произошел рост в стремлении стать участниками коллективной сюжетно-ролевой игры на 45%, в использовании высказываний и ролевой беседы с другими детьми на 38%; в умении создавать и проигрывать целостные сюжеты на 35%, научились общаться и договариваться между собой 95% дошкольников, 75% - радоваться за победу товарищей и свои успехи, у 68% детей усилился самоконтроль. Вовлекаю родительскую общественность в воспитательно -образовательный процесс через совместные досуги и творчество, детско-взрослое проектирование. Разработали совместно с родителями и детьми проекты «В мире открыток», «Город, в котором я живу», «Моя семья», «Моя родословная», «Профессии города на Чулыме», «Моя Родина-Россия» и другие. Данная деятельность положительно влияет на воспитание у старших дошкольников чувства патриотизма, осознание ребенком себя, как гражданина своей страны, воспитывает положительной отношение к окружающим, терпимость (толерантность) к детям и взрослым (независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности). (Приложение 2)

В ходе планомерной и целенаправленной работы наблюдаются стабильные положительные результаты освоения детьми младшего дошкольного возраста образовательной области «Социализация». По результатам педагогической диагностики: умеют попросить о помощи и заявить о своих потребностях - 90% детей; общаться с детьми разного возраста и доброжелательно общаться с новым ребенком в группе детского сада - 82% детей; устанавливать контакт с помощью, вербальных и невербальных средств (мимика, жесты, пантомимика): тактично, с уважением обращаться с предложениями, вопросами, просьбами, предлагать свою помощь другим - 78% детей; умеют проявлять чувство самоуважения и собственного достоинства, отстаивать свою позицию в совместной деятельности - 82% детей; способны к установлению устойчивых контактов со сверстниками (имеются друзья) - у 85% детей. Мои воспитанники ежегодно принимают участие в городском конкурсе детского творчества «Золотой цыпленок» в номинации «Юные чтецы», что позволило развить у ребят чувство долга, ответственности, чувство гордости за родной город и край, осознание ребенка себя человеком, членом. коллектива и общества.

Деятельность в области здоровьесбережения направляю на сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников. Ежедневно по 5-7 минут использую различные формы развития двигательных навыков: провожу массаж с использованием различных приспособлений (массажных валиков, массажных мячей, колец, шишек, прищепок, деревянных палочек, поролоновых и пластмассовых мячей) и самомассаж рук, кистей и пальцев рук, что оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышает тонус, эластичность и сократительную способность мышц .

Реализуя принципы здоровьесберегающей педагогики, в процессе непосредственно образовательной деятельности использую динамические паузы, релаксационные упражнения, направленные на снятие мышечного напряжения, упражнения для глаз чередуя со специально подобранными звукосочетаниями или стихотворениями. Включаю кинезиологические упражнения и упражнения для стимуляции изолированных движений пальцев без использования предметов (пальчиковые упражнения). Моторные образы тренируемся выполнять с детьми энергично, раскованно в очень медленном, медленном, среднем, быстром, очень быстром темпах, что способствует отработке техники выполнения движений, развитию ловкости движений детских пальчиков. (Приложение3)

Руководствуясь методикой М.А.Руновой «Двигательная активность ребёнка в детском саду» обогатила и расширила здоровьесберегающую зону - центры «Крепыш» и «Олимпийцы» - пробрела и изготовила физкультурное оборудование – мячи разных размеров, обручи, скакалки, детские эспандеры, мишени, флажки, султанчики и.т.д. Изготовила оборудование для проведения закаливающих процедур, направленное на развитие тактильных ощущение, укрепление стоп и связок (мини-коврики разных геометрических форм, варежки, дорожки с пуговицами и прбками).

Используя данные пособия в практической деятельности у своих воспитанников сформировала основные двигательные качества (ловкость, гибкость, силу, скорость); научились хорошо владеть своим телом 55% детей 3-5 лет, по сравнению с прошлым 2011-2012 учебным годом на 25 % больше дети стали сохранять правильную осанку; 100% детей активны, имеют хороший аппетит и сон.

Для привития навыков здорового образа жизни включаю элементы программы Н.С. Голициной «Основы безопасности детей дошкольного возраста» по темам: «Ребенок и здоровье», «Личная гигиена», «Тело человека», «Полезные продукты», «Будем спортом заниматься», «Опасные предметы» через организацию циклов занятий, бесед, трудовую, опытно-исследовательскую деятельность, физкультурные досуги и развлечения, чтения художественной литературы. В результате 75 % детей овладели элементарными навыками здорового образа жизни (соблюдать правила личной гигиены, проявляют разумную осторожность в потенциально опасных ситуациях). В свою деятельность вовлекаю родителей воспитанников, посредством проведения совместных спортивных развлечений, КВН, эстафет, походов здоровья и.т.д. Разнообразие данных способов и форм поддерживают умственную и физическую работоспособность детей и приводит в свою очередь к снижению уровня заболеваемости. Сравнительный анализ по определению уровня заболеваемости показал: по сравнению с прошлым 2011-2012 учебным годом произошло снижение острой заболеваемости на 5 %, что составляет 9%, посещаемость увеличилась на 3% и составляет 82%, что подтверждает эффективность и целесообразность используемых форм и методов здоровьеберегющей деятельности.

В результате планомерной и целенаправленной педагогической деятельности получила следующие результаты:

Критерии

2010-2011 уч.год

1 младшая группа

2011-2012 уч.год 2 младшая группа

2012-2013 уч.год средняя группа

Могут перекладывать по одному двумя пальцами группы мелких предметов (бусинок, спичек) в коробку

Могут нанизывать пирамидку

Умеют манипулировать предметами: застёгивать и расстёгивать, действовать с мозаиками, шнуровками

Могут обвести по точкам, штриховка.

Данные представленные в таблице, позволяют сделать вывод об эффективности и целесообразности используемой системы работы по речевому развитию дошкольников.

Деятельность по обобщению и распространению собственного педагогического опыта и мастерства осуществляю на разных уровнях. Вхожу в состав «Аналитико-диагностической» группы по разработке мониторинга в МБДОУ и в группу по разработке критериев и показателей Образовательной программы ДОУ, а так же активно участвую в методических мероприятиях ДОУ: семинаре-практикуме: «Узнал сам – научи другого» (ноябрь 2011г.), круглый стол «Исследовательская деятельность детей и её влияние развитие основных компетентностей» (март 2012г), осуществляю обмен опытом в ДОУ по разработке творческих детских проектов, провела со старшими дошкольниками непосредственно образовательную деятельность по данному направлению (апрель 2013г).

На уровне города оформила и предъявила свой опыт профессиональному сообществу – участвовала в городском методическом объединении по познавательно – речевому развитию: осуществила гостевой обмен опытом по проектно- исследовательской деятельности – провела презентацию детского творческого проекта «История возникновения открытки» (декабрь 2012г). Выступила на августовском городском педагогическом совете по теме «Назаровское образование в современных условиях. Тенденция развития2, провела мастер-класс по теме «Модульное оригами, как средство развития мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста» (август2013г).

Владею навыками использования средств информационно – коммуникативных технологий, в июне 2013г. Продемонстрировала их через участие во Всероссийском интернет – конкурсе педагогического мастерства. В рамках номинации «Организация воспитательного процесса» представила свой педагогический опыт, опубликовав на веб – сайте творческий проект «Путешествие новогодней открытки». А так же в 2014 г. Опублековала в данной номинации конспект непосредственно образовательной деятельности «Лучики для солнышка». Регулярно публикую на сайте ДОУ свои методические материалы по вопросам познавательно-речевого развития и воспитания детей дошкольного возраста.

Принимаю участие с детьми в социальных акциях по прафилактике детского травматизма и восстановлению навыков, связанных с безопасным поведением на улицах и дорогах, адаптации воспитанников к транспортной среде города: Всероссийской акции «Внимание, дети!» (декабрь 2011г), городской широкомасштабной акции «Стань заметнее – подними руку –переходи безопасно!» организованную совместно с родителями