Норма количества детей в логопедической группе доу. Положение о логопедической группе

Методическое объединение учителей-логопедов и дефектологов дошкольных образовательных учреждений

ПАКЕТ ДОКУМЕНТОВ

учителя-логопеда ДОУ

ПЕРЕЧЕНЬ

нормативно-правовых документов .

    «Дошкольное образование России в документах и материалах». Сборник действующих нормативно-правовых документов и программно-методических материалов. Министерство образования РФ, Москва, 2001г.

      Письмо Министерства образования России от 22.01.98 г. № 20-58-07 ин/20-4 «Об учителях-логопедах и педагогах-психологах» (о продолжительности рабочего дня учителя-логопеда ) с. 137 – 140.

      Нормативы наполняемости групп в дошкольных учреждениях, с. 220-221.

    Федеральный закон «Об образовании» от 10.07.92 г. № 3266 – 1.

Федеральный закон о внесении изменений и дополнений в закон РФ «Об образовании» от 13.01.96г. №12 – ФЗ.

    Требования к квалификации педагогических работников учреждений образования при присвоении им квалификационных категорий.

ж/л «Вестник образования » № 10 – 1996 г.

    Конвенция о правах ребенка. ж/л «Вестник образования » №10 – 1991г.

    Российский федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ». Ж/л «Вестник образования » 1999 г.

«Права ребенка в РФ относительно конвенции ООН о правах ребенка». Ж/л "Вестник образования " №16 – 2000 г.

    Должностные обязанности учителя-логопеда.

Программно -методическое обеспечение деятельности учителя логопеда ДОУ.

    Акт заседания ПМПК.

    Список детей группы.

    Циклограмма деятельности учителя-логопеда.

    Регламентированная деятельность.

    Списки детей по подгруппам.

    Годовой план организационно-методической работы.

    Перспективный план коррекционной работы.

    Календарные планы с указанием источника конспекта и пояснительной запиской, если уменьшено количество занятий.

    Отчет о проделанной работе (цифровой и текстовой).

    Речевые карты детей.

    Индивидуальные тетради детей.

Приоритетное направление деятельности учителя-логопеда ДОУ.

1 страница : Визитная карточка:

    Образование

    Стаж работы

2 страница : Выбранная тема.

3 страница: Актуальность выбранной темы.

4 - Перспективные и индивидуальные планы по направлению; несколько конспектов занятий по выбранной теме; консультации.

Диагностическое обследование.

    Перечень речевых методик (картинный материал).

    Тетрадь диагностики.

Примерный план написания отчета учителя-логопеда

    Список детей с указанием логопедического заключения на моменты поступления в группу и выпуска из нее;

    Количественно-качественный анализ и оценка результативности реализованных индивидуальных и подгрупповых коррекционных программ;

    Сведения о пополнении оборудования логопедического кабинета;

    Сведения о повышении квалификации логопеда в течение учебного года.

Примерная схема проведения индивидуального логопедического занятия:

    Упражнения на формирование и развитие артикуляционной моторики:

    упражнения для челюстей;

    упражнения для губ;

    упражнения для языка;

    мимические упражнения.

    Упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук:

    пальчиковая гимнастика;

    массаж и самомассаж кистей и пальцев рук;

    Упражнения на развитие слухового внимания, памяти, воображения;

    Упражнения на развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза;

    Коррекционная работа по звукопроизношению:

    постановка звука;

    автоматизация поставленного звука (в слогах, словах, предложениях);

    дифференциация звуков (поставленного и смешиваемого);

    автоматизация звуков в спонтанной речи с использованием лексических и грамматических упражнений;

    упражнения на развитие связной речи (диалоги, игры, пересказы…)

Перечень необходимой документации учителя-логопеда, работающего на дошкольном логопункте:

    Журнал первичного обследования речи и консультаций детей.

    Список детей, зачисленных на индивидуальные логопедические занятия.

    Журнал учета детей, ожидающих зачисления на индивидуальные логопедические занятия.

    Список детей, нуждающихся в специальных условиях воспитания и обучения.

    Журнал отчисления детей с индивидуальных логопедических занятий.

    Журнал динамического наблюдения.

    Перспективные и календарные планы индивидуальных и подгрупповых коррекционно-речевых занятий с детьми.

    Годовой план консультативно-методической работы с педколлективом ДОУ и родителями.

    Отчет о проделанной работе за прошедший учебный год.

    Речевая карта на каждого зачисленного ребенка.

Журнал первичного обследования речи и консультаций детей

п / п

Дата обследо-вания

Фамилия, имя ребенка

Состояние артикуляционного аппарата

Состояние речи

Строение

Подвижность

Звукопроизно- шение

Фоне-

матичекое

восприятие

Словарный

запас

Грамматический

строй речи

Просодика

Первичное логопедическое заключение. рекомендации

Список детей, зачисленных на индивидуальные логопедические занятия

на _________ учебный год

Журнал учета детей, ожидающих зачисления на индивидуальные логопедические занятия

на_________ учебный год

Список детей, нуждающихся в специальных условиях воспитания и обучения

Журнал отчисления детей с индивидуальных логопедических занятий

_________ учебный год

Журнал динамического наблюдения

Алгоритм написания годового плана организационно-методической и коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда в ДОУ.

Основные направления

Сроки

I Работа

с детьми

диагностическое направление

Коррекционно-развивающее

направление

    Психолого-педагогическое и логопедическое обследование детей с целью точного установления причин, структуры и степени выраженности отклонений в их речевом развитии (выявления уровня актуального речевого развития – для детей подготовительных групп/ранее занимавшихся на логопункте), комплектация подгрупп

    Объективное логопедическое заключение и составление групповых, подгрупповых и индивидуальных планов коррекционно-развивающей работы на учебный год, составление циклограммы деятельности.

    Индивидуальное логопедическое обследование и консультирование

    Психолого-педагогический и логопедический мониторинг (выявление динамики в коррекционно-образовательном процессе всех и каждого из воспитанников логогруппы/занимающихся на логопункте); отражение его результатов в речевых картах, при необходимости – корректировка планов индивидуальной и подгрупповой работы с детьми.

    Обследование детей массовых групп с целью выявления речевой патологии (комплектация логопедических групп/зачисление на логопункт).

    Проведение фронтальных (подгрупповых) логопедических занятий по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи; по формированию правильного произношения, по коррекции заикания, подготовка к обучению грамоте.

III неделя

сентября

В течение года по запросам педагогов, специалистов родителей

январь-февраль, май-

для детей средней, старшей групп.

февраль- март

II Работа

с педагогами

    Критический анализ результатов обследования, частичный анализ результатов психолого-педагогического и логопедического воздействия.(ПМПк)

плановые

ПМПк ДОУ

    Планирование коррекционной и образовательной работы с учетом результатов обследования.

консультативное

направление

    Консультация для воспитателей:

    Семинары:

    Практикумы

    Наблюдение занятий, игр, режимных процессов в группах с их последующим анализом.

    Участие в проведении городских методических объединений:

    Качественная оценка результатов проведенного логопедического воздействия (проведение ПМПК), определение общей и речевой готовности к систематическому обучению в условиях школьного обучения.

    Анализ проведенного психолого-педагогического и логопедического воздействия на дошкольников в течение всего учебного года, оценка качества коррекционно-педагогической деятельности всех специалистов, работающих с детьми логопедической группы, подготовка рекомендаций учителям начальных классов по работе с детьми выпускных групп, нуждающихся в особых условиях обучения (итоговый педсовет).

III Работа

с родителями

    Консультирование родителей адаптационных групп

    Анкетирование родителей

    Индивидуальное консультирование (анализ результатов психолого-педагогического обследования)

    Проведение консультаций на родительских собраниях:

    Проведение индивидуальных занятий по звукопроизношению, фронтальных занятий: «День открытых дверей»

    «Логопедические уголки» на тему:

    Информационные стенды:

    Тематические выставки книг

    Папки-передвижки

В часы консультаций для родителей по циклограмме деятельности

в течение учебного года

в течение учебного года

IV Работа по

повышению квалификации

    Изучение новинок методической литературы.

    Участие в проведении методических объединений.

    Прохождение курсов повышения квалификации.

    Аттестация на квалификационную категорию.

    Разработка новых методических пособий.

    Создание предметно-развивающей среды в логопедическом кабинете/ группе.

«Нормативные правовые документы, регулирующие

деятельность учителя-логопеда как педагогического работника»

Современное общество выдвигает принципиально иную систему ценностей, основу которой составляет позиция, которую можно назвать общей компетентностью . Ядро общих компетенций образуют адаптация, социализация, интеграция, самореализация личности и правовая компетентность.

Приказом Минздравсоцразвития России от 14.08.09 г. №593 утверждены разработанные с участием специалистов аппарата ЦК Профсоюза квалификационные характеристики должностей работников образования , которые являются разделом Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих.

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования" № 761н от 26 августа 2010 года (в редакции от 31.05.2011 года).

Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (далее – ЕКС) предназначен для решения вопросов, связанных с регулированием трудовых отношений, обеспечением эффективной системы управления персоналом образовательных учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

Требования , предъявляемые ЕКС к работникам образования направлены на повышение результативности их труда, трудовой активности, деловой инициативы и компетентности работников образования, наиболее полное использование их профессионального и творческого потенциала, рациональную организацию труда и обеспечение его эффективности.

При этом под компетентностью понимается качество действий работника, обеспечивающих адекватное и эффективное решение профессионально значимых предметных задач, носящих проблемный характер, а также готовность нести ответственность за свои действия.

При аттестации работников образования экспертам предлагается заполнить оценочный лист специалиста, с помощью которого анализируется профессиональная деятельность учителя-логопеда, даются оценки и пишутся комментарии по следующим компетенциям:

    Компетентность в области личностных качеств – коммуникативная.

    Компетентность в области постановки целей и задач педагогической д еятельности – профессиональная.

    Компетентность в области мотивации учебной деятельности

    Компетентность в области разработки программы деятельности и принятия педагогических решений

    Компетентность в области обеспечения информационной основы деятельности – информационная.

    Компетентность в области организации учебной деятельности - правовая.

К основным составляющим компетентности работников образования относятся:

    профессиональная,

    коммуникативная,

    информационная,

    правовая.

Основные составляющие компетентности педагогических работников

Профессиональная компетентность – качество действий работника, обеспечивающих эффективное решение профессионально-педагогических проблем и типичных профессиональных задач, возникающих в реальных ситуациях педагогической деятельности, с использованием жизненного опыта, имеющейся квалификации, общепризнанных ценностей; владение современными образовательными технологиями, технологиями педагогической диагностики (опросов, индивидуальных и групповых интервью), психолого-педагогической коррекции, снятия стрессов и т.п., методическими приемами, педагогическими средствами и их постоянное совершенствование; использование методических идей, новой литературы и иных источников информации в области компетенции и методик преподавания для построения современных занятий с обучающимися (воспитанниками, детьми), осуществление оценочно-ценностной рефлексии.

Информационная компетентность – качество действий работника, обеспечивающих эффективный поиск, структурирование информации, её адаптацию к особенностям педагогического процесса и дидактическим требованиям, формулировку учебной проблемы различными информационно-коммуникативными способами, квалифицированную работу с различными информационными ресурсами, профессиональными инструментами, готовыми программно-методическими комплексами, позволяющими проектировать решение педагогических проблем и практических задач, использование автоматизированных рабочих мест учителя в образовательном процессе; регулярная самостоятельная познавательная деятельность, готовность к ведению дистанционной образовательной деятельности, использование компьютерных и мультимедийных технологий, цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе, ведение школьной документации на электронных носителях.

Коммуникативная компетентность – качество действий работника, обеспечивающих эффективное конструирование прямой и обратной связи с другим человеком; установление контакта с обучающимися (воспитанниками, детьми) разного возраста, родителями (лицами их замещающими) , коллегами по работе; умение вырабатывать стратегию, тактику и технику взаимодействий с людьми, организовывать их совместную деятельность для достижения определенных социально значимых целей; умение убеждать, аргументировать свою позицию; владение ораторским искусством, грамотностью устной и письменной речи, публичным представлением результатов своей работы, отбором адекватных форм и методов презентации.

Правовая компетентность

1. Правовая компетентность учителя - логопеда является его интегральной профессионально-личностной характеристикой, включающей систему гуманистических ценностных ориентации в экономическом, политическом и социальном направлениях общественной жизни. Глубокие теоретические знания, практические умения, коммуникативные способности и личностные качества.

2. Правовая компетентность представляет собой единство правовых знаний, отражающих правовую действительность, отношение личности к правовым явлениям и на основе этого её правовое поведение. Она проявляется через положительную, сообразную с законами общества, установку по отношению к себе и другим, окружающему миру, приносящую успех и удовлетворение от достигнутых результатов.

3. Условиями формирования правовой компетентности учителя являются приоритетные ценности, мотивационные установки, коммуникативная культура педагога, психологический климат в коллективе.

4. Влияние гражданственных качеств личности педагога на формирование правовой компетентности учителя является фактором их обоюдного саморазвития в процессе учебно-воспитательного взаимодействия.

5. Правовая компетентность – качество действий работника, обеспечивающих эффективное использование в профессиональной деятельности законодательных и иных нормативных правовых документов органов власти для решения соответствующих профессиональных задач.

Учитывая актуальность темы и запросы учителей-логопедов по нормативно-правовому обеспечению, предлагается перечень действующих нормативных документов, регулирующих деятельность учителя-логопеда.

Все подобранные документы можно разделить на пять разделов:

Раздел 1 . Международные нормативно-правовые акты

Раздел 2 . Законодательно-правовые акты Российской Федерации

Раздел 3. Документы, регулирующие деятельность учителя-логопеда как педагогического работника

Раздел 4. Законодательно-правовые акты Алтайского края

Раздел 5. Документы, регламентирующие собственно профессиональную деятельность учителя - логопеда как сотрудника общеобразовательного учреждения.

Раздел 1. Международные нормативно-правовые акты

1. Декларация прав ребенка , принята резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 20.11.1959 года;

2. Конвенция о правах ребёнка , принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20.11.1989 г., ратифицированная Верховным советом СССР 13.06.1990 г.

Раздел 2. Законодательно-правовые акты Российской Федерации

1. Конституция Российской Федерации от 25.12.1993 года (в редакции от 30.12.2008 года);

2. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

3. Федеральный закон "Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)". Принят Государственной Думой 2 июня 1999 г. (Постановление ГД ФС РФ от 02.06.1999 №4019-II ГД).

4. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384)

5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» № 1014 от 30.08.2013 года;

6. Распоряжение Правительства РФ "Социальные нормы и нормативы" (о наполняемости специальных групп, специальных классов) от 18.07.1996 г. №861

7. Инструктивное письмо Министерства образования России от 02.07.1998 г. №89/34-16 "О реализации права дошкольных образовательных учреждений на выбор программ и педагогических технологий".

8. Письмо Минобразования РФ от 14.03.2000 №65/23-16 "О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения".

9. Письмо Минобразования РФ от 16.01.2002 №03-51-5 ин/23-03 "Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях".

10. Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), утверждённая Федеральным координационным советом по общему образованию Минобразования России 17.06.2003 г.

11. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утверждённое постановлением Правительства РФ от 12 сентября 2008 г. №666.

12. Письмо Министерства образования и науки РФ от 27 января 2009 г. N 03-132 "О методических рекомендациях по процедуре и содержанию психолого-педагогического обследования детей старшего дошкольного возраста" (поручение Правительства Российской Федерации от 22 июня 2007 г. N ДМ-П44-3035)".

13. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. № 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций".

14. Указ Президента Российской Федерации «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы» № 761 от 01.06.2012 года;

15. Постановление Правительства Российской Федерации «О федеральной целевой программе развития образования на 2011 - 2015 годы» № 61 от 07.02.2011 года (в редакции от 20.12.2011 г.);

Раздел 3. Документы, регулирующие деятельность учителя-логопеда как педагогического работника

1. Трудовой кодекс РФ от 30 декабря 2001 г. №197-ФЗ (в редакции Федерального закона от 30 июня 2006 г. №90-ФЗ).

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений» № 69 от 27.03.2006 года (п. 2.2; 2.4; 3.2; 4.1; 4.2; 4.6; 5.1; 5.2);

3. Постановление Правительства РФ от 29.10.2002 №781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учётом которых досрочно назначается трудовая пенсия

4. Постановление Правительства Российской Федерации «О продолжительности ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска, предоставляемого педагогическим работникам образовательных учреждений» № 724 от 01.10.2002 года (в редакции от 23.06.2014 года);

5. Приказ Минобразования РФ от 07.12.2000 №3570 "Об утверждении положения о порядке и условиях предоставления педагогическим работникам образовательных учреждений длительного отпуска сроком до одного года".

Приказ Министерства образования и науки РФ от 24 марта 2010 г. №209 "О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений".

6. Письмо Минобразования РФ от 15 августа 2011 г. №03-515/59 "Разъяснения по применению порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений".

7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации « Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» № 276 от 07.04.2014 года;

8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации«Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования" № 761н от 26 августа 2010 года (в редакции от 31.05.2011 года);

9. Постановление Правительства Российской Федерации «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений» № 191 от 03.04.2003 года (в редакции от 01.02.2005 года).

10. Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций» № 678 от 08.08.2013 года;

11. Письмо Минобразования РФ от 22 января 1998 г. №20-58-07 ин/20-4 "Об учителях-логопедах и педагогах-психологах учреждений образования".

12. Приказ Министерства образования и науки РФ от 27 марта 2006 г. №69 "Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образования".

13. Письмо Минобразования России от 25 августа 1998 г. №05-51-66/98 "О вопросах нормирования и оплаты труда педагогических работников".

Раздел 4. Законодательно-правовые акты Алтайского края

1. Приказ Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края № 536 от 20.03.2015 г. «О внедрении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в Алтайском крае»

2. Постановлением Администрации г. Бийска от 21.10.2011 № 2270 «О порядке комплектования, приема и отчисления детей в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях»;

Раздел 5. Документы, регламентирующие собственно профессиональную деятельность учителя- логопеда как сотрудника общеобразовательного учреждения.

1. Устав муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад»

2. Трудовыми договорами между администрацией и работниками;

3. Правилами внутреннего трудового распорядка;

4. Положением о Совете учреждения;

5. Положением о Педагогическом совете;

6. Положением «О порядке комплектования, приёма и отчисления детей в МБДОУ, реализующего основную образовательную программу дошкольного образования»;

7. Положением «О нормах профессиональной этики педагогических работников МБДОУ «Детский сад № 65 – Центр развития ребенка».

8. Положение о работе группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи.

9. Должностная инструкция учителя-логопеда.

10. Положение о ПМП консилиуме.

Должностная инструкция учителя-логопеда.

Осуществляет работу, направленную на максимальную коррекцию недостатков в развитии у обучающихся, воспитанников с нарушениями в развитии, в том числе находящихся в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, создаваемых для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (для глухих, слабослышащих и позднооглохших, слепых, слабовидящих и поздноослепших детей, детей с тяжелыми нарушениями речи, с нарушением опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, умственно отсталых и других детей с ограниченными возможностями здоровья). Осуществляет обследование обучающихся, воспитанников, определяет структуру и степень выраженности имеющегося у них нарушения развития. Комплектует группы для занятий с учетом психофизического состояния обучающихся, воспитанников. Проводит групповые и индивидуальные занятия по исправлению недостатков в развитии, восстановлению нарушенных функций. Работает в тесном контакте с учителями, воспитателями и другими педагогическими работниками, посещает занятия и уроки. Консультирует педагогических работников и родителей (лиц, их заменяющих) по применению специальных методов и приемов оказания помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Ведет необходимую документацию. Способствует формированию общей культуры личности, социализации, осознанного выбора и освоения профессиональных программ. Реализует образовательные программы. Комплектует группы для занятий с учетом психофизического состояния обучающихся, воспитанников. Изучает индивидуальные особенности, способности, интересы и склонности обучающихся, воспитанников с целью создания условий для обеспечения их развития в соответствии с возрастной нормой, роста их познавательной мотивации и становления учебной самостоятельности, формирования компетентностей, используя разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы, обеспечивая уровень подготовки обучающихся, воспитанников, соответствующий требованиям федерального государственного образовательного стандарта. Проводит учебные занятия, опираясь на достижения в области методической, педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий. Соблюдает права и свободы обучающихся, воспитанников, Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся, воспитанников в период образовательного процесса. Участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в работе по проведению родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям (лицам, их заменяющим). Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

Должен знать: приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную,; Конвенцию о правах ребенка; возрастную и специальную педагогику и психологию; анатомо-физиологические и клинические основы дефектологии; методы и приемы предупреждения и исправления отклонений в развитии обучающихся, воспитанников; нормативные и методические документы по вопросам профессиональной и практической деятельности; программно-методическую литературу по работе с обучающимися, воспитанниками, имеющими отклонения в развитии; новейшие достижения дефектологической и педагогической наук; правила по охране труда и пожарной безопасности; теорию и методы управления образовательными системами; методы формирования основных составляющих компетентности (профессиональной, коммуникативной, информационной, правовой); современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода; методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися, воспитанниками разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе; технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; основы экологии, экономики, социологии; трудовое законодательство; основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.

1. Документы, регулирующие деятельность учителя-логопеда как педагогического работника.

2. Документы, регулирующие собственно профессиональную деятельность учителя-логопеда как сотрудника образовательного учреждения.

3. Комментарии Профсоюза работников образования и науки РФ. Предлагается один из документов. Для получения информации по вопросам, не включенным в предлагаемый комментарий, рекомендуем регулярно посещать официальный сайт Профсоюза работников образования и науки РФ.

I. НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РАБОТНИКА

Трудовой Кодекс РФ от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (в редакции Федерального закона от 30 июня 2006 г. № 90-ФЗ) (Извлечение)

Статья 91. Понятие рабочего времени

Рабочее время - время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации относятся к рабочему времени.

Работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым работником.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Статья 93. Неполное рабочее время

По соглашению между работником и работодателем могут устанавливаться как при приеме на работу, так и впоследствии неполный рабочий день (смена) или неполная рабочая неделя. Работодатель обязан устанавливать неполный рабочий день (смену) или неполную рабочую неделю по просьбе беременной женщины, одного из родителей (опекуна, попечителя), имеющего ребенка в возрасте до четырнадцати лет (ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет), а также лица, осуществляющего уход за больным членом семьи в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

При работе на условиях неполного рабочего времени оплата труда работника производится пропорционально отработанному им времени или в зависимости от выполненного им объема работ.

Работа на условиях неполного рабочего времени не влечет для работников каких-либо ограничений продолжительности ежегодного основного оплачиваемого отпуска, исчисления трудового стажа и других трудовых прав.

Статья 95. Продолжительность работы накануне нерабочих праздничных и выходных дней

Продолжительность рабочего дня или смены, непосредственно предшествующих нерабочему праздничному дню, уменьшается на один час.

Накануне выходных дней продолжительность работы при шестидневной рабочей неделе не может превышать пяти часов.

Статья 333. Продолжительность рабочего времени педагогических работников

Для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Учебная нагрузка педагогического работника, оговариваемая в трудовом договоре, может ограничиваться верхним пределом в случаях, предусмотренных типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида, утверждаемым Правительством Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

В зависимости от должности и (или) специальности педагогическим работникам с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) определяется Правительством Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Постановление Правительства РФ от 3 апреля 2003 г. № 191 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений" (с изменениями, внесенными постановлением Правительства РФ от 1 февраля 2005 г. № 49 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации") (Извлечение)

Продолжительность рабочего времени (норма часов педагогической работы за ставку заработной платы) для педагогических работников образовательных учреждений устанавливается исходя из сокращенной продолжительности рабочего времени не более 36 часов в неделю.

Пункт 3. Норма часов педагогической работы за ставку заработной платы:

20 часов в неделю - учителям-дефектологам и учителям-логопедам;

Норма часов педагогической и (или) преподавательской работы за ставку заработной платы педагогических работников установлена в астрономических часах.

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 марта 2006 г. № 69 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений» (Извлечение)

Пункт 2.2. Конкретная продолжительность учебных занятий, а также перерывов (перемен) между ними предусматривается уставом либо локальным актом образовательного учреждения с учетом соответствующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН), утвержденных в установленном порядке. Выполнение работы регулируется расписанием учебных занятий.

Пункт 2.4. Дни недели (периоды времени, в течение которых образовательное учреждение осуществляет свою деятельность), свободные для педагогических работников… от проведения учебных занятий по расписанию, от выполнения иных обязанностей, регулируемых графиками и планами работы, педагогический работник может использовать для повышения квалификации, самообразования, подготовки к занятиям и т.п.

Пункт 3.2. При составлении расписаний учебных занятий образовательное учреждение обязано исключить нерациональные затраты времени педагогических работников,..с тем, чтобы не нарушалась их непрерывная последовательность и не образовывались длительные перерывы (так называемые «окна»), которые в отличие от коротких перерывов (перемен) между каждым учебным занятием, установленных для обучающихся, воспитанников, рабочим временем педагогических работников не являются.

Пункт 4.1. Периоды осенних, зимних, весенних и летних каникул, установленных для обучающихся, воспитанников образовательных учреждений и не совпадающие с ежегодными оплачиваемыми основными и дополнительными отпусками работников (далее - каникулярный период), являются для них рабочим временем.

Пункт 4.2. В каникулярный период педагогические работники осуществляют педагогическую, методическую, а также организационную работу…в пределах…установленного объема учебной нагрузки (педагогической работы), определенной им до начала каникул…

Пункт 4.6. Режим рабочего времени всех работников в каникулярный период регулируется локальными актами образовательного учреждения и графиками работ с указанием их характера.

Пункт 5.1. Периоды отмены учебных занятий (образовательного процесса) для обучающихся, воспитанников по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и другим основаниям являются рабочим временем педагогических и других работников образовательного учреждения.

Пункт 5.2. В периоды отмены учебных занятий (образовательного процесса) в отдельных классах (группах) либо в целом по образовательному учреждению по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и другим основаниям учителя и другие педагогические работники привлекаются к учебно-воспитательной, методической, организационной работе в порядке и на условиях, предусмотренных в разделе IV настоящего Положения.

Закон РФ «Об образовании» (Извлечение)

Статья 55 пункт 5.

Для педагогических работников образовательных учреждений устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени – не более 36 часов. В зависимости от должности педагогическим работникам с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени устанавливается Кодексом законов о труде РФ и иными нормативными правовыми актами РФ.

Педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством РФ, пользуются правом на получении пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста.

Педагогические работники образовательного учреждения не реже чем через каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы имеют право на длительный отпуск сроком до одного года, порядок и условия предоставление которого определяются учредителем и (или) уставом данного образовательного учреждения.

Статья 55 пункт 8.

Педагогическим работникам в целях содействия их обеспечению книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями выплачивается ежемесячная денежная компенсация в размере 100 рублей».

Постановление Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия» устанавливает, что работа в должности учителя-логопеда засчитывается в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по выслуге лет.

Постановление Правительства РФ от 01.10.2002 N 724 «О продолжительности ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска, предоставляемого педагогическим работникам образовательных учреждений» устанавливает учителю–логопеду продолжительность ежегодного отпуска в объеме 56 дней.

Приказ Минобразования РФ от 07.12.2000 N 3570 Положение «Об утверждении положения о порядке и условиях предоставления педагогическим работникам образовательных учреждений длительного отпуска сроком до одного года» Независимо от объема преподавательской работы учителю – логопеду один раз в десять лет предоставляется право на длительный отпуск продолжительностью один год.

Положение «О порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений». Приказ МО РФ от 26.06.2000 № 1908.

II. ДОКУМЕНТЫ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОБСТВЕННО ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА КАК СОТРУДНИКА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Инструктивное письмо Министерства образования РФ от 14.12.2000 №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»

Настоящее инструктивное письмо определяет порядок организации деятельности логопедического пункта как структурного подразделения государственного, муниципального общеобразовательного учреждения: цели и задачи логопедической работы, условия комплектования, предельную наполняемость, периодичность и продолжительность логопедических занятий, перечень и формы обязательной документации (формулировки даны в соответствии с инструктивным письмом):

Список обучающихся, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи (заполняется по результатам обследования обучающихся),

Речевая карта,

Журнал логопедических занятий,

Отчет о работе и результатах обучения в логопедическом пункте за учебный год.

Нормативно – правовая база деятельности учителя-логопеда ДОУ

(перечень документов)

Нормативно-правовой и документальной основой содержания коррекционной работы основной общеобразовательной программы дошкольного образования являются:

Федеральный уровень:

  1. Конституция Российской Федерации;
  2. Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
  4. Закон Российской Федерации от 24.11.1995 г., № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». C изменениями и дополнениями от 30 декабря 2012 г.;
  5. Закон Российской Федерации от 02.07.1992г. №3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при её оказании» (с изменениями от 28.12.2013г.);
  6. Закон Российской Федерации от 24 июля 1998 г. N 124 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»(с изменениями 17.12.2009 г.);
  7. Федеральный закон Российской Федерации от 08.07.2006г. №152-ФЗ «О персональных данных»;
  8. Приказ Министерства Образования Российской Федерации от 20.09.2013. №1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии»;
  9. Конвенция о правах ребёнка;
  10. Приказ Минобрнауки России от 21.10.2010 №03-248 "О разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования".
  11. Приказ Министерства образования и науки РФ (Минобрнауки России) от 27.10.2011г. №2562 г.Москва «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении» . Зарегистрирован в Минюсте РФ №22946 от 18.01.2012.г;
  12. Приказ Минобрнауки от 30 августа 2013 года N 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования »;
  13. Приказ Минобрнауки от 30 августа 2013 года N 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам – дошкольного образования»;
  1. Постановление «Об утверждении Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья »(с изменениями на 10 марта 2009 года);
  2. Постановление правительства РФ «О внесении изменений и дополнений в Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии» от 10 марта 2000г. № 212;
  3. Письмо Министерства образования РФ от 14.12.20 00г. №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»;
  4. Приказ Минобрнауки РФ от 24.03.2010 № 209 «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 26.04.2010 № 16999);
  5. Письмо Минобрнауки РФ, Профсоюза работников народного образования и науки РФ от 18.08.2010 № 03-52/46 «О направлении Разъяснений по применению порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений»;.
  6. Трудовой Кодекс РФ от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (в редакции Федерального закона от 30 июня 2006 г. № 90-ФЗ) (Извлечение).
  7. Извлечение из семейного кодекса РФ, редакция 2011г.;
  8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 марта 2009 г. N 95 "Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии" ;
  9. Письмо Минобразования РФ от 16 января 2002 г. N 03-51-5ин/23-03 "Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях" ;
  10. Постановление от 15 мая 2013 Г. N 26 об утверждении СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;

  11. Письмо Минобразования РФ от 3 апреля 2003г. № 27/2722-6 «Об организации работы с обучающимися, имеющими сложный дефект»;
  12. Письмо Минобразования РФ от 16 января 2002г. №03-51-5ин\23-03 «О направлении методического письма «Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях»;
  13. Письмо Министерства образования и науки от 18 апреля 2008г. N АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами»;
  14. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 22.10.1999.г. №636 «Об утверждении положения о службе практической психологии в системе Министерства образования и науки Российской Федерации»;
  15. Приказ Министерства образования и науки от 30.08 2013.г. №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
  16. Приказ Минтруда России от 10.12.2013.г. №723 «Об организации работы по межведомственному взаимодействию федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы с психолого-медико-педагогическими комиссиями»;
  17. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 15.11.2013.г. №НТ-1139/08 «Об организации получения образования в семейной форме»;
  18. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.06.2002.г. №29/2194-6 «Рекомендации по организации логопедической работы в С(К)ОУ VIII вида»;
  19. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.04.2014.г. №07-778 «О деятельности ПМПК при определении формы итоговой аттестации»;
  20. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.05.2014г. №07-1131 «О направлении рекомендаций»;
  21. Инструктивное письмо Министерства просвещения РСФСР от 5.01.77г. № 8-12/25 «О нормах расхода этилового спирта на логопедических пунктах при общеобразовательных школах»;
  22. Должностная инструкция учителя-логопеда в ДОУ;
  23. Инструкция по охране труда учителя-логопеда;
  24. Рекомендации по организации деятельности педагогического и обслуживающего персонала смешанной группы;

Региональный уровень:

  1. Закон Челябинской области РФ «Об образовании в Челябинской области» от 29 августа 2013 г. N 1543;
  2. Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 31.01.2014.г. №01/264 «О деятельности психолого-медико-педагогических комиссий на территории Челябинской области»;
  3. Приказ Управления по делам образования г. Челябинска от 14.09.2011г. «Об утверждении Порядка приема и отчисления воспитанников муниципальных образовательных учреждений Челябинского городского округа, реализующих общеобразовательные программы дошкольного образования» ;
  4. Областная целевая Программа развития образования в Челябинской области на 2013-2015 годы;
  5. Письмо Министерства образования и науки от 04.07.2014.г. № 03-02
    4235 «О типовых пакетах специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов»;
  6. «Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения» Малофеев Н.Н., Никольская О.С., Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л.;
  7. Методические рекомендации по разработке раздела «Содержание коррекционной работы» основной общеобразовательной программы дошкольного образования Яковлева Г. В., Лаврова Г. Н., Дружинина Л. А.;

Локальный уровень

Приказы:

  1. «О работе психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) »;
  2. «Об организации деятельности компенсирующих/комбинированных групп для детей с тяжелыми нарушением речи »;
  3. «Об утверждении списка детей в логопедические группы (логопункте)».

Положения:

  1. Положение о компенсирующих/комбинированных группах для детей с тяжелыми нарушениями речи.
  2. Положение о логопедическом пункте.
  3. Положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) ДОУ и др.

Договор о сотрудничестве дошкольного учреждения и родителей (законных представителей) ребенка с ОВЗ.

Регламент: индивидуальной и малой подгрупповой коррекционно-развивающей работы с детьми.


1. Общие положения

1.1. Настоящее положение регулирует деятельность логопедических групп в ДОУ в соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.98г. №124-ФЗ;

1.2. Настоящее положение определяет порядок организации деятельности логопедической группы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения - детский сад № 9 комбинированного вида г. Орла (далее ДОУ) в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Уставом ДОУ.

1.3 Цель организации логопедических групп в ДОУ - создание целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для коррекции нарушений в развитии речи детей (первичного характера), в освоении ими дошкольных образовательных программ и подготовка детей к успешному обучению в общеобразовательной школе.

1.4 Основные задачи логопедической группы ДОУ:

Исправление или ослабление речевых дефектов способствующих развитию коммуникативных навыков детей;

Активизация познавательной деятельности дошкольников;

Пропаганда логопедических знаний среди педагогов, родителей (законных представителей).

1.5. Положение разработано на неопределённый срок до внесения изменений.

1.6. Деятельность логопедической группы может быть прекращена путём ликвидации по решению Учредителя ДОУ.

2. Порядок приёма и отчисления в логопедической группе

2.1. В логопедическую группу зачисляются дети, имеющие нарушения речи и требующие коррекционной помощи учителя - логопеда, на основании решения территориальной психолого-медико-педагогической комиссией (далее ТПМПК), с согласия родителей (законных представителей) на основании заявления одного из родителей.

2.2. Длительность пребывания ребенка в логопедической группе устанавливается ТПМПК и зависит от структуры речевого дефекта, динамики коррекции речевого нарушения и может составлять 1-2 года. В исключительных случаях допускается пребывание детей в группе до 3-х лет - в связи с возрастом и при сложных дефектах речи, по решению ТПМПК и согласию родителей (законных представителей).

2.3. Для определения ребенка в данную группу предоставляются следующие документы:

* Заключение врачей - специалистов: педиатра, отоларинголога, офтальмолога, детского психиатра.

* Заключение педагога - психолога.

* Выписка из протокола заседания ТПМПК с рекомендациями о посещении логопедической группы и указанием необходимого срока пребывания в ней ребенка;

2.4. Состав группы может быть постоянным в течение года, при наличии свободных мест прием детей в неё может проводиться в течение всего года по направлению ТПМПК.

2.5. В логопедическую группу зачисляются воспитанники, имеющие следующие заключения:

Общее недоразвитие речи (ОНР) разных уровней при алалии, дизартрии, ринолалии, дислалии;

Фонетико-фонематическое нарушение речи (ФФН)..

2.6. Отчисление детей из логопедической группы происходит только с письменного заявления родителей (законных представителей) или на основании решения ПМПк ДОУ.

2.7. В первую очередь в логопедические группы зачисляются воспитанники, имеющие наиболее сложные нарушения в развитии речи, препятствующие их успешному освоению общеразвивающих программ.

2.8. Личное дело ребенка представляет собой файловую папку, в которую вкладываются следующие документы:

Копия свидетельства о рождении ребенка;

Заявление от родителей (законных представителей) - согласие на предварительное обследование ребенка в ДОУ;

Копия паспорта родителей (законных представителей);

Выписка из протокола ТПМПК;

Речевая карга учителя - логопеда;

Заключение врачей-специалисгов;

Сведения о родителях;

2.9. Для определения ребенка в логопедическую группу, предоставляются следующие документы:

Заявка руководителя ДОУ;

Направление на ребенка;

Заявление родителей;

Психолого-медико-педагогическое представление педагогов ДОУ.

2.10. В логопедическую группу зачисляются дети с пяти лет. Предельная наполняемость логопедической группы (12 - 17 человек)

3. Организация деятельности логопедической группы

3.1. Логопедическая группа функционируют 5 дней в неделю с 12-часовым ежедневным пребыванием детей.

3.2. Логопедическая группа обеспечивается специальным помещением, оборудованием и пособиями в соответствии с возрастом детей и направлением коррекционно­- развивающего обучения.

3.3. Коррекционно-педагогическую помощь детям с нарушениями речевого развития оказывают: учитель-логопед, воспитатели группы, ПДО (при наличии), инструктор по физкультуре, по необходимости - педагог-психолог (при наличии), через фронтальные, подгрупповые и индивидуальные формы работы.

3.4. Медицинское обеспечение в логопедической группе осуществляют медицинские работники, закреплённые за ДОУ, которые отвечают за охрану здоровья воспитанников и укрепление их психофизического состояния, диспансеризацию, проведение оздоровительных и профилактических мероприятий, контролируют соблюдение санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима, организацию физического воспитания и закаливания, питания.

3.5. Выпуск детей из логопедической группы осуществляется ТПМПК после окончания срока коррекционно-логопедического обучения.

3.6. Для уточнения профильности обучения или продления срока логопедической работы дети с нарушениями речи, с согласия родителей (законных представителей), направляются учителем-логопедом в детскую поликлинику для обследования врачами-специалистами (невропатологом, психиатром, отоларингологом, офтальмологом и др.) и в ТПМПК.

3.7. Ответственность за обязательное посещение детьми занятий в логопедической группе несут родители (законные представители), учитель-логопед, воспитатели и администрация ДОУ.

4. Организация образовательного процесса в логопедической группе

4.2. Организация образовательного процесса в логопедической группе регламентируется учебным планом, расписанием занятий, перспективным и тематическим планированиями, режимом дня.

4.3. В конце каждого года учитель-логопед представляет отчёт на педагогическом совете о динамике развития детей речевой группы по результатам обследования.

4.4. Основной формой организации коррекционно-развивающей работы являются групповые (фронтальные), подгрупповые и индивидуальные логопедические занятия.

4.5. Групповые логопедические занятия проводятся в соответствии с программой обучения детей с нарушениями речи.

4.6. Подгрупповые и индивидуальные логопедические занятия проводятся вне занятий, предусмотренных учебным планом ДОУ, с учетом режима работы образовательного учреждения и психофизических особенностей развития детей дошкольного возраста.

4.7. Периодичность подгрупповых и индивидуальных занятий определяется тяжестью нарушения речевого развития ребёнка на основе индивидуального плана коррекции.

4.8. Индивидуальные занятия проводятся не менее трех раз в неделю.

4.9. При наличии сходных нарушений речи у детей учитель - логопед формирует подгруппы. Подгрупповые занятия проводятся с детьми не менее трех раз в неделю.

4.10. Продолжительность группового логопедического занятия:

В старшей группе - 20-25 минут;

В подготовительной к школе группе - 30 - 35 минут.

4.11. Продолжительность подгруппового занятия составляет 15-20 минут, продолжительность индивидуального - 15 минут с каждым ребенком.

4.12. Между групповыми занятиями допускаются перерывы в 10-15 минут, между индивидуальными и подгрупповыми занятиями -5-10 минут.

4.13. Ежедневно во второй половине дня, проводятся индивидуальные и коррекционные занятия с детьми по заданию учителя-логопеда. Один раз в неделю воспитатель проводит «коррекционное занятие» со всей группой детей по заданию логопеда.

5.1. К основным видам деятельности логопедической группы для детей с нарушениями речи относятся:

5.1.1. Воспитание и развитие воспитанников в логопедической группе в соответствии с реализуемой в ДОУ общеобразовательной программой. Учитывая трудности, обусловленные речевым дефектом, допускается изменение сроков и тематики разделов программы.

5.1.2.Формирование у воспитанников двигательных навыков, развитие координации движений, пространственной ориентировки в сочетании с мероприятиями по предупреждению утомляемости.

5.2. Проведение коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими нарушения речи.

5.2.1. Формирование произносительных навыков, развитие грамматического строя речи, связной речи, развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза, обучение грамоте (подг. гр.).

5.2.2. Формирование определенного круга знаний об окружающем и соответствующего объема словаря, речевых умений и навыков.

5.3. Работа с родителями (законными представителями) и педагогами.

5.3.1. Проведение разъяснительной работы среди педагогов и родителей (законных представителей) о задачах и специфике логопедической коррекционной работы с детьми, индивидуальные и тематические консультации по овладению конкретными приемами коррекционно-речевой работы с ребенком, собрания, тематические выставки.

5.4. Документация учителя-логопеда (с указанием сроков хранения в ДОУ)

Должностная инструкция учителя - логопеда ДОУ (постоянно)

Инструктаж по технике безопасности (постоянно)

Паспорт кабинета (картотека) (постоянно)

Журнал протоколов заседаний ПМПк ДОУ (10 лет)

Журнал обследования детей ДОУ (10 лет)

Журнал движения детей ДОУ (10 лет)

Годовой план деятельности учителя - логопеда (3 года)

Календарно - тематический план (определяет логопед)

Речевая карта (до решения ПМПк о выпуске из логопедической группы)

План индивидуальной работы (до решения ПМПк о выпуске из логопедической группы)

График работы (постоянно)

Циклограмма деятельности учителя - логопеда (постоянно)

Расписание занятий детей (до решения ПМПК о выпуске)

Список детей, выписки из протокола, путевки - направления ПМПК (10 лет)

Журнал учета посещаемости логопедических занятий (до решения ПМПк о выпуске)

Индивидуальные тетради детей (до решения ПМПк о выпуске)

Тетрадь взаимодействия с воспитателями (до решения ПМПк о выпуске)

План консультативно - методической работы с педагогами ДОУ (до 5 лет)

Отчет о результатах коррекционной работы учителя - логопеда за год (5 лет)

6.1. Учитель-логопед несет ответственность за организацию и своевременное выявление детей с первичной речевой патологией, оптимальное комплектование групп для занятий в логопедической группе, качество коррекционно-развивающего обучения детей с нарушениями речи.

6.2. Учитель-логопед оказывает консультативную помощь педагогам дошкольного образовательного учреждения и родителям (законным представителям) детей, дает рекомендации по закреплению навыков правильной речи в разных видах деятельности ребенка.

6.3. Учитель-логопед:

Обследует речь детей средней, старшей и подготовительной к школе групп дошкольного образовательного учреждения;

Обследует речь детей младшей группы по представлению воспитателей или родителей (законных представителей) ребенка;

Проводит регулярные занятия с детьми по исправлению различных нарушений речи;

Готовит документы для обследования детей к психолого-медико-педагогической комиссии с целью определения программы обучения;

Осуществляет взаимодействие с педагогами по вопросам освоения детьми программы дошкольного образовательного учреждения;

Представляет администрации дошкольного образовательного учреждения ежегодный отчет, содержащий сведения о количестве детей с нарушениями речи и результатах коррекционно-развивающей работы;

Ведет разъяснительную и просветительскую работу среди педагогов, родителей (законных представителей) детей, выступая с сообщениями о задачах и специфике логопедической работы по преодолению нарушений речи;

Участвует в работе городского методического объединения учителей-логопедов;

Повышает свою профессиональную квалификацию и аттестуется согласно действующим нормативным документам.

6.4. Учитель-логопед логопедической группы ДОУ пользуется всеми льготами и преимуществами (продолжительность очередного отпуска, порядок пенсионного обеспечения, доплаты), предусмотренными законодательством Российской Федерации.

6.5. Продолжительность рабочего времени (норма часов работы за ставку заработной платы) учителя-логопеда, работающего в ДОУ, установлена в количестве 20 астрономических часов педагогической работы в неделю (16 часов работы с детьми, имеющими нарушения речи и 4 часа для консультативной работы).

7.1. В штатное расписание муниципального дошкольного образовательного учреждения вводится должность учителя-логопеда из расчета 1 единица на каждую группу детей, имеющих нарушения речи.

7.2. Учителями-логопедами назначаются лица, имеющие высшее логопедическое образование или высшее педагогическое образование с обязательным прохождением курсов переподготовки по специальности «логопедия».

7.3. Учитель-логопед назначается и увольняется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

7.4. На должность воспитателя логопедической группы назначаются лица, имеющие высшее или среднее специальное образование и прошедшие курсовую подготовку для работы в логопедической группе.

7.5. Руководитель ДОУ осуществляет систематический контроль и несет персональную ответственность за правильную организацию в логопедической группе образовательного процесса и проведение всего комплекса мероприятий, направленных на коррекцию отклонений в психическом развитии детей, повышение квалификации педагогов, проводит анализ эффективности работы в данной группе.

7.6. Права и обязанности педагогического и обслуживающего персонала логопедических групп определяются правилами внутреннего трудового распорядка и должностными обязанностями.

(название учреждения)

«УТВЕРЖДАЮ»

Заведующий (название учреждения)

___________________(ФИО)

« » 2013 г.

Положение

о логопедической группе

(название города)

2013 г.

1. Общие положения

1.1. Настоящее положение регулирует деятельность логопедической группы Муниципального дошкольного образовательного учреждения общеразвивающего вида детского сада № 28 (далее ДОУ) в соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.98 г. № 124-ФЗ.

1.2. Логопедическая группа в своей деятельности руководствуется Законом РФ «Об образовании», Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении утвержденным Постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 г. № 666, Типовым положением о дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушениями речи, утвержденным Министерством просвещения СССР от 25.05.1970 г. и согласованным Министерством здравоохранения СССР; Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, утвержденным постановлением Правительства РФ от 12.03.1997 г. № 288; Типовым положением «Об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи», письмом Министерства образования РФ от 16.01.2002 г. № 03-51 ин /23 -03 «Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях», Уставом ДОУ.

1.3. Логопедическая группа может создаваться в ДОУ при наличии соответствующей материально- технической и кадровой базы.

1.4. Открытие, дальнейшее функционирование и закрытие логопедических групп при ДОУ осуществляется по заключению районной психолого-медико-педагогической комиссии (далее – ПМПК) на основании приказа начальника отдела образования администрации _________________ муниципального района Московской области (далее – отдел образования).

1.5. Цель организации логопедической группы в ДОУ – создание целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для коррекции нарушений в развитии речи детей (первичного характера), в освоении ими дошкольных образовательных программ и подготовка детей к успешному обучению в общеобразовательной школе.

1.6. Основные задачи логопедической группы в ДОУ:

– коррекция нарушений устной речи детей: формирование правильного произношения, развитие лексических и грамматических средств языка, навыков связной речи;

– своевременное предупреждение возникновения нарушений чтения и письма;

– коррекция недостатков эмоционально-личностного и социального развития;

– активизация познавательной деятельности детей;

– пропаганда логопедических знаний среди педагогов, родителей (законных представителей).

2. Организация логопедической работы

2.1. Содержание образования в логопедической группе определяется «Программой логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» и «Программой логопедической работы по преодолению фонетико-фонематическое недоразвития у детей» Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, а также индивидуальными коррекционными программами, составленными на каждого ребенка.

2.2. В логопедическую группу зачисляются воспитанники, имеющие следующие нарушения в развитии речи:

Общее недоразвитие речи разных уровней (ОНР) ;

Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН) с дизартрией, ринолалией.

2.3. Зачисление в логопедическую группу проводится с согласия родителей (законных представителей) на основании заключения полученного по результатам обследования ПМПК и рекомендаций о профиле соответствующего обучения.

2.4. В логопедическую группу дошкольного образовательного учреждения зачисляются, как правило, дети одного возраста и уровня речевого развития.

2.5 Логопедическая группа функционирует 5 дней в неделю. Учебный период - с 01.09. по 30.06. текущего года.

2.5. В логопедическую группу детей с общим недоразвитием речи принимаются дети с алалией, афазией, с дефектами речи, обусловленными нарушением строения и подвижности речевого аппарата (ринолалия, дизартрия), с черех-пяти лет. Срок коррекционно-развивающей работы 2-3 года. Предельная наполняемость логопедической группы в соответствии с СанПином – не более 10 человек.

2.6. В логопедическую группу детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи принимаются дети с 5-летнего возраста с ринолалией, дизартрией. Срок коррекционно-развивающей работы один - два года. Предельная наполняемость логопедической группы – не более 12 человек.

2.7. Приему в логопедическую группу дошкольного образовательного учреждения не подлежат дети, имеющие:

Недоразвитие речи, обусловленное умственной отсталостью;

Деменции органического, шизофренического и эпилептического генеза;

Грубые нарушения зрения, слуха, двигательной сферы;

Нарушения общения в форме раннего детского аутизма;

Заикание;

Задержку психического развития;

Фонетические нарушения, которые могут быть исправлены на логопедическом пункте ДОУ;

Заболевания, которые являются противопоказаниями для зачисления в дошкольные учреждения общего типа.

2.8. На каждого ребенка, зачисленного в логопедическую группу, учитель-логопед заполняет речевую карту.

2.9. Основной формой организации коррекционно-развивающей работы являются групповые (фронтальные), подгрупповые и индивидуальные логопедические занятия.

2.10. Групповые логопедические занятия проводятся в соответствии с программой обучения детей с нарушениями речи.

2.11. Подгрупповые и индивидуальные логопедические занятия проводятся с учетом режима работы образовательного учреждения и психофизических особенностей развития детей дошкольного возраста.

2.12. Периодичность подгрупповых и индивидуальных занятий определяется тяжестью нарушения речевого развития детей.

2.13. Индивидуальные занятия проводятся не менее двух-трех раз в неделю:

С детьми, имеющими общее недоразвитие речи;

С детьми, имеющими дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности органов речевого аппарата (дизартрия, ринолалия).

По мере формирования произносительных навыков у детей, занятия с ними проводятся в подгруппе.

2.14. Подгрупповые занятия проводятся по сетке занятий по возрастам и периодам.

2.15. Продолжительность группового логопедического занятия:

В старшей группе - 20-25 минут;

В подготовительной к школе группе – 25-30 минут.

2.16. Продолжительность подгруппового занятия составляет 15-20 минут, продолжительность индивидуального – 15 минут с каждым ребенком.

2.17. Ежедневно, во второй половине дня, проводятся групповые и индивидуальные занятия воспитателя по заданию учителя-логопеда

2.18. Выпуск детей из логопедической группы осуществляется ПМПК образовательного учреждения после окончания срока коррекционно-логопедического обучения.

2.19. В случаях необходимости уточнения заключения или продления срока логопедической работы дети с нарушениями речи, с согласия родителей (законных представителей), направляются учителем-логопедом в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение для обследования врачами-специалистами (невропатологом, психиатром, отоларингологом, офтальмологом и др.) или в районную ПМПК.

2.20. Ответственность за обязательное посещение детьми занятий в логопедической группе несут родители (законные представители), учитель-логопед, воспитатель и заведующий дошкольным образовательным учреждением.

3. Руководство логопедической группой

3.1. Непосредственное руководство логопедической группой осуществляется администрацией дошкольного образовательного учреждения.

3.2. Заведующий ДОУ:

Обеспечивает создание условий для проведения с детьми коррекционно-педагогической работы;

Подбирает в логопедическую группу постоянных воспитателей, имеющих высшее педагогическое образование, первую или высшую квалификационную категорию и опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста.

Обеспечивает логопедический кабинет специальным оборудованием, методической литературой

3.3. Научно-методическое сопровождение, консультативную помощь учителям-логопедам, координацию работы городского методического объединения учителей-логопедов осуществляет районный методист по коррекционной работе..

3.4. Повышение уровня профессиональной квалификации, обмен опытом логопедической работы осуществляется на районном методическом объединении учителей-логопедов, на курсах повышения квалификации и др.

4. Участники образовательного процесса логопедической группы

Участниками образовательного процесса являются дети, имеющие нарушения речи, их родители (законные представители), педагоги и специалисты ДОУ.

4.1. Родители (законные представители):

Имеют право защищать законные права и интересы ребенка;

Принимать участие в деятельности учреждения в соответствии с его Уставом,

Знакомятся с характером коррекционных методов обучения детей;

Принимают активное участие по преодолению речевых недостатков.

4.2. Педагоги ДОУ интегрировано осуществляют комплекс мероприятий по диагностики и коррекции речевых нарушений у детей, консультируют родителей (законные представители) по вопросам развития речи.

4.2.1. Учитель-логопед является организатором и координатором коррекционно-развивающей работы:

Обследует речь детей младшей, средней, старшей и подготовительной к школе групп дошкольного образовательного учреждения;

Комплектует подгруппы детей для занятий;

Проводит регулярные занятия с детьми по исправлению различных нарушений речи, осуществляет в ходе логопедических занятий профилактическую работу по предупреждению нарушений чтения и письма;

Готовит документы для обследования детей в ПМПК с целью определения в специальные группы;

Осуществляет взаимодействие с педагогами по вопросам освоения детьми программы дошкольного образовательного учреждения;

Представляет администрации дошкольного образовательного учреждения и районному методисту по коррекционной работе ежегодный отчет, содержащий сведения о количестве детей с нарушениями речи в дошкольном образовательном учреждении и результатах коррекционно-развивающей работы;

Поддерживает связь с учителями-логопедами дошкольных образовательных учреждений, с учителями-логопедами и учителями начальных классов общеобразовательных учреждений, с педагогами специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, с логопедами и врачами-специалистами детских поликлиник и ПМПК;

Информирует педагогический коллектив дошкольного образовательного учреждения о задачах, содержании, работы логопедической группы;

Ведет разъяснительную и просветительскую работу среди педагогов, родителей (законных представителей) детей, выступая с сообщениями о задачах и специфике логопедической работы по преодолению нарушений речи;

Участвует в работе районного и городского методического объединения учителей-логопедов и методического объединения дошкольного образовательного учреждения;

Повышает свою профессиональную квалификацию и аттестуется согласно действующим нормативным документам.

4.2.2. Воспитатель логопедической группы:

Закрепляет приобретенные навыки;

Отрабатывает умения по автоматизации звуков, интегрируя логопедические цели, содержание, технологии в повседневную жизнь детей;

Планирует и организует общеобразовательные занятия.

4.2.3. Педагог-психолог:

Оказывает консультативную помощь родителям и специалистам ДОУ, принимающим участие в воспитании и обучении ребенка;

Внедряет в практику методы психолого-коррекционной работы с детьми, имеющими недоразвитие речи.

4.2.4. Музыкальный руководитель:

Развивает основные компоненты звуковой культуры речи, формирует певческое и речевое дыхание, музыкально-ритмические движения;

Участвует в работе по автоматизации звуков, развитию фонематического слуха;

Стимулирует познавательные процессы через утренники, досуг.

4.2.5. Инструктор по физической культуре:

Способствует оздоровлению и закаливанию детского организма;

Совершенствует координацию основных видов движения;

Развивает общую и мелкую моторику.

5. Документация учителя-логопеда.

1. Речевая карта на каждого ребенка с перспективным планом работы по коррекции выявленных речевых нарушений.

2. Список детей логопедической группы с заключением ПМПК.

3. Тетрадь взаимосвязи учителя-логопеда и воспитателей логопедической группы.

4. План организационно-методической и коррекционно-развивающей работы логопеда.

5. Перспективный план коррекционной работы с детьми.

6. Рабочие планы подгрупповых и индивидуальных занятий.

7. Индивидуальные тетради для домашних занятий и взаимосвязи с родителями.

8. Журнал учета посещаемости логопедических занятий детьми.

9. Отчет о результатах проведенной работы за год.

10. Циклограмма рабочего времени учителя-логопеда, утвержденная руководителем ДОУ.

11.Журнал регистрации детей, нуждающихся в коррекционной (логопедической) помощи, с указанием возраста и характера речевого нарушения (протоколы МПК).

12. График работы учителя-логопеда, утвержденный руководителем ДОУ.

6. Материально-техническое обеспечение логопедической группы.

6.1. Логопедический кабинет размещается в помещении ДОУ.

6.2. Для логопедического кабинета выделяется помещение площадью не менее 20 кв.м., отвечающее санитарно-гигиеническим нормам.

6.3. Логопедический кабинет обеспечивается специальным оборудованием.

6.4.Для обработки рук учителя-логопеда и логопедического оборудования (зонды, шпатели) утвержден норматив расхода этилового спирта из расчета 20 граммов этилового спирта в год на одного ребенка с нарушениями речи.

6.5.Ответственность за оборудование логопедического кабинета, его санитарное содержание, ремонт помещения возлагается на администрацию МДОУ.

Согласовано

советом педагогов

(название учреждения)

протокол №