Объединение вузов мировая практика. Чего не хочет Тамбов? С чего все началось

Слияние российских вузов – очередная попытка реформирования образования

Вадим Аванесов

Гл. ред. российского научно-методического журнала

«Педагогические Измерения»

testolog @mail .ru

Объединение или слияние?

В России идёт процесс, который официально называется объединением вузов. Однако появились и другие названия. Например, «слияние вузов», «слияние и поглощение вузов» и другие.

В ректорской среде чаще других используется название «слияние вузов». Оно позволяет дистанцироваться от крайностей, но и, одновременно, уйти от понятия «объединение», которое может нести в себе смысл добровольности.

Реальность даёт нам примеры слияния вузов добровольного, добровольно-принудительного, а то и просто принудительного, приказного, вызывающего шумные акции протеста.

Действительно, начало реальному процессу слияния даёт специальный, по каждому вузу, приказ Министерства образования и науки.

Пространство события

Считается, что сейчас в России работает около 3,5 тысяч вузов и их филиалов. Этот факт подтверждает некоторую избыточность вузов. Для сравнения заметим, что до распада Советского Союза в стране работало 514 вузов, в которых обучалось 2,8 миллиона студентов. Сейчас в 3,5 тысяче российских вузов и филиалов учатся почти 7,9 миллиона студентов.

Цель и задача слияния

Почти все согласны с тем, что многие вузы и филиалы предоставляют образование, не отвечающее современным запросам личности, общества и государства. Преодоление такого состояния считается главной целью слияния вузов и филиалов. «Ожидается, что будет принята программа сокращения неэффективных вузов, – сообщил академик В.А.Садовничий. – Ректорское сообщество могло бы выступить в этом вопросе экспертами. Нам есть над чем поработать. Мы заинтересованы в том, чтобы мнение о высшем образовании улучшилось ». Ранее ректор МГУ неоднократно говорил, что в стране есть немало вузов, которые дают «облегчённое» образование.

Самоочищение – так охарактеризовал задачу, которая стоит перед вузовским сообществом, ректор Финансового университета при правительстве РФ Михаил Эскиндаров . «Процесс объединения вузов невозможно остановить, – считает он. Надо сократить количество вузов и сосредоточиться на поддержке продвинутых вузов. Мы уже присоединили к нашему университету три учебных заведения, сейчас в наш состав войдут ещё два ».

Главная причина

Главной причиной слияния вузов является мнение верховной власти о неэффективности российских вузов и филиалов. Расходы большие, а отдача от них низкая. Ни один российский вуз не входит в рейтинг лучших ста вузов мира.

В необходимости уменьшения числа вузов и филиалов мало кто сомневается. Есть и позитивный международный опыт укрупнения многих вузов США, опыт Национального университета Сингапура (National University of Singapore) , образовавшегося в 1980 году, в результате слияния университета Сингапура и Наньянга. Он уже успел обрести блестящую репутацию в мире. По данным последнего рейтинга газеты «Таймс», этот университет попал в первую двадцатку из двухсот лучших университетов мира .

В России, в силу огромной социальной значимости высшего образования и наличия большой территории необходимы повышенная политическая осмотрительность, верный научный прогноз, тщательное прогнозирование и обсуждение возможных последствий, общественно-одобряемая, ясная и понятная программа слияния вузов. Ничего из перечисленного в наблюдаемом сейчас процессе слияния нет.

По словам замминистра образования и науки Александра Климова , сейчас в работе находится около 120 поручений президента и правительства, связанных с реформами высшего образования. Предстоит прописать пути достижения основных целей, стоящих перед вузами. В частности, одну из самых амбициозных задач, которую обозначил в своём указе президент, – к 2020 году пять российских вузов должны попасть в первую сотню лучших университетов мира, согласно признанным международным рейтингам. Планируется, что будет проведён конкурс среди вузов, которые потенциально могут достичь этой цели, и не исключено, что им для этого выделят дополнительные деньги из бюджета .

Основа слияния

Нет ответа на главный вопрос, возникающий при слиянии вузов на какой основе это надо делать?

В качестве основы для слияния вузов принимаются схожесть учебных программ, территориальная близость, соображения относительной финансовой экономии при обучении большого числа студентов в большом вузе, коммерциализация образования вплоть до достижения его полной самоокупаемости и получения прибыли, возможности концентрации высококвалифицированного профессорско-преподавательского состава, возможности избавления от педагогического балласта и др.

В Германии позитивно проявила себя инициатива объединения 15 вузов. Но там она исходила от самих вузов, на добровольной основе, с чётко прописанными и осязаемыми позитивными последствиями для каждой из упомянутых сторон. У нас же процесс слияния вузов не регламентирован каким-либо значимым документом. В таких условиях ожидаемые результаты могут быть как позитивные, так и негативные.

Стороны качественного образовательного процесса

Надо понимать, и мировой опыт убеждает в этом, что сфера образования не может нормально функционировать без эффективного взаимодействия семи равноправных сторон:

1) студентов и студенческих объединений;

2) родителей и их объединений;

3) администрации вузов, имеющей чётко прописанные права и обязанности;

4) профессорско-преподавательского состава, имеющего право на выбор лучших методик и учебных пособий, способного создавать новые учебные материалы и методы организации самостоятельной работы студентов;

5) Создателей новой образовательной и программно-инструментальной среды обучения. Это должны быть педагоги, получившие опыт создания новых квантованных учебных текстов, а также тысяч заданий в тестовой форме по каждому изучаемому курсу. Эти педагоги должны иметь возможности для такого рода творческой работы. Однако существующая организация российских вузов не видит потребностей в этом;

6) работодателей;

7) органов государственного управления сферой образования.

Судя по всему, в министерстве понимают важность взаимодействия, если не всех, то хотя бы части упомянутых сторон. Например, замминистра образования и науки Александр Климов недавно заявил: «Мы себя позиционируем как открытое министерство. Только в партнёрстве с ректорами, студентами и работодателями мы сможем эффективно развивать вузовскую систему ». Это вдохновляющая позиция. Хорошо бы, чтобы она сочеталась с позицией министра и других ответственных работников Минобрнауки.

Пока же в России мы чаще видим доминирующей только одну сторону из перечисленных выше: это государство. Не случайно при проведении ЕГЭ, при разработке системы объективной оценки знаний, слиянии вузов, при закрытии государственных и негосударственных вузов мы повсеместно наталкиваемся на подавляющую роль только государства. Остальных они просто не слышат. Но такие реформы однозначно обречены на неудачу.

Образование эффективное, но некачественное

Относительно неэффективности, российского вузовского образования была высказана и иная точка зрения . Если иметь в виду чисто финансовые затраты на содержание вузов и филиалов, то российское образование выглядит вполне эффективно.

Как утверждает Евгений Примаков, в расчете на душу населения США в 2010 году тратили на образование 3,6 тыс. долл., Япония – 1,5 тыс., Бразилия – 550 долл., у нас – 400 долл. Государственные и частные расходы США на науку в расчете на одного исследователя составляли 293 тыс. долл., в Японии – 264 тыс., Китае – 74 тыс., в России – 39 тыс. При этом научных работников в США в три с половиной раза больше, чем в России .

Но российское высшее образование в ряде вузов и филиалов часто оказывается некачественным .

Ожидаемый итог слияния

Главным итогом такой реформы рассматриваются улучшение качества образования и вхождение ведущих вузов страны в рейтинги лучших вузов мира. Очень вероятно, что несколько российских вузов смогут попасть в такие рейтинги.

Возможны и отрицательные стороны чрезмерного укрупнения вузов, если не будут разработаны правила слияния и не будут установлены пределы такого рода деятельности. Тогда в стране останется несколько вузов-гигантов, возглавляемых послушными власти ректорами-менеджерами. Для такой большой страны, какой является Россия, курс неограниченного слияния вузов, без одобренного обществом проекта оптимального их распределения, с учётом территориальных потребностей, слияние вузов может оказаться губительным.

Как показывает исторический опыт довоенной Германии, вертикализация управления оказала губительное влияние на состояние науки и образования. Из-за возникшего административного давления часть учёных-физиков тогда эмигрировала. Из России за последние 20 лет тоже уехало много учёных, главным образом, по причинам материального порядка. Называется цифра примерно в 2 миллиона. Подтвердить или опровергнуть эту цифру сложно. Но очевидно, что потери такого масштаба невосполнимы. Вместе с тем, в стране осталось ещё немало учёных, которые в силу ряда причин оказываются невостребованными.

Отрицательные последствия начального этапа слияния вузов мы уже знаем на примерах выступлений студентов тамбовских вузов, РГТЭУ и др.

Другой взгляд

Мой взгляд на текущий процесс слияния вузов сводится к тому, что это похоже на начало нового варианта реформы высшей школы. Эта реформа инициирована высшим руководством страны, осуществляется Министерством образования и науки, проводится во многих случаях принудительным образом, приказными и даже силовыми методами.

Такая реформа может оказаться некачественной и неэффективной, больше вредоносной, чем полезной. Тем не менее, для исправления дел в сфере образования реформы нужны, но другие.

Нужна новая образовательная система

Сейчас главной задачей в сфере образования являетсяреформирование Министерства образования и науки РФ. Его не случайно считают худшим министерством в составе нынешнего Правительства РФ. Но прежде надо будет существенно ограничить количество выполняемых министерством функций. Особенно таких, которые за рубежом возлагаются на общественно-профессиональные органы.

Примеры таких функций - это профессиональная экспертиза качества диссертаций в ВАК, проведение ЕГЭ, разработка стандартов и многое другое, где участие чиновников должно ограничиваться лишь координацией работы специалистов. Не более того.

Снижение давления со стороны министерства на систему высшего образования позволит освободить вузы от излишней чиновной опеки, от выдачи госдипломов и от связанных с этим госаттестации и госаккредитации. Здесь может оказаться особенно полезным интересный опыт отсутствия Федерального управления высшим образованием в США . И что, американские вузы без указаний со стороны министерства образования США работают хуже, чем российские?

Пора не на словах, а на деле восстановить автономию всех вузов России, без которой не бывает высокого качества учебной работы .

Зачем нужно слияние с точки зрения государства

По мнению государства, объединение сэкономит деньги и улучшит качество образования. Эксперты подтверждают: необходимость реформирования системы высшего образования назрела, 20% вузов потребляют почти 80% ресурсов. Расходы, которые несет государство по их содержанию, совершенно не пропорциональны коэффициенту продуктивности работы.

Главный показатель неэффективности — отсутствие российских высших учебных заведений в международных рейтингах лучших вузов мира. Вот эту проблему хотят решить слиянием.
В результате появляются три вида вузов: федеральные, национальные и исследовательские.

Андрей Озеров,

депутат Государственной Думы VI созыва от партии «Справедливая Россия»

Минусы от такого рода объединений отразятся на профессорско-преподавательском составе. Не секрет, что в России в целом он достаточно консервативный и возрастной. Ротация и вообще любые изменения происходят очень медленно, а объединение предполагает оптимизацию ресурсов, в том числе и человеческих.

Как происходит слияние

Единой технологии нет. Есть разные варианты:

1.Вузы соединяют по принципу «подобное — к подобному» (например, Государственная морская академия (ГМА) имени адмирала С.О. Макарова и Санкт-Петербургский Государственный университет водных коммуникаций (СПбГУВК) .

2.Вузы соединяют по территориальному принципу (например, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» и Московский государственный институт электроники и математики).

3.Вузы соединяют без специального подхода, в том числе, невзирая на местонахождение в разных городах (например, Кузбасская государственная педагогическая академия и Кемеровский государственный Университет) .
Нужно также иметь в виду, что есть варианты слияния: иногда вузы сливаются в один, а иногда один вуз становится филиалом другого.

Как на Западе?

Укрупнение высшего образования — это общемировая тенденция, свойственная странам Европы и США в последние три десятилетия.
Например, в Норвегии после реформы образования 1994 года появился Университет Тронхейма. Он был основан в результате слияния Колледжа искусств и наук, Музея естествознания и археологии и Норвежского Университета технологий.

Единственное, но существенное отличие этих процессов на западе от российского тренда — заключается в том, что европейские Университеты могут отменить свое решение об объединении на любом этапе, если им не понравится получившийся результат. В России обратного хода нет.

Процесс пошел...

Практика укрупнения вузов в России существовала и в 1990-е — 2000-е годы. Так, Курганский университет возник путем объединения машиностроительного и педагогического институтов. Через объединение образовались университеты в Новгороде Великом, Оренбурге. Эти процессы шли по инициативе «снизу» — от самих вузов. Региональные власти поддержали тенденцию, потому что видели в этом «плюсы».

За последние два года процесс реорганизации приобрел целенаправленный и системный характер. Теперь все происходит в русле четко сформулированного госзаказа и политики Минобрнауки.

Осенью 2012 года Министерством образования и науки был проведен мониторинг. Он определил список вузов, признанных неэффективными. Всего оценили 541 государственный вуз и 994 филиала по следующим критериям:

Средний балл ЕГЭ,
. процент иностранных студентов,
. объем научной работы,
. общий доход и площадь помещения на одного студента и некоторые другие.
В итоге, нуждающимися в реорганизации были признаны 30 вузов и 262 филиала.

В последние годы, например, правительство пошло путем создания Федеральных университетов, что видно из таблицы.

Название вуза Какие вузы вошли в его состав Год образования
Курганский государственный университет Курганский машиностроительный университет;
Курганский педагогический институт
1995
Новгородский государственный университет Новгородский политехнический институт (НПИ);
Новгородский государственный педагогический институт (НГПИ);
Новгородский сельскохозяйственный институт (НСхИ)
1993
Оренбургский государственный институт менеджмента Реорганизация экспериментального учебного комплекса «школа-вуз-институт повышения квалификации» 1999
Сибирский Федеральный Университет (СФУ) Красноярский государственный Университет (КрасГУ);
Красноярская архитектурно-строительная академия (КрасГАСА);
Красноярский государственный технический университет (КГТУ);
Государственный университет цветных металлов и золота (ГУЦМИЗ);
Красноярский государственный торгово-экономический институт (КГТЭИ);
Научно-исследовательский инженерный центр (НИИЦ) «Кристалл»
2006
Южный Федеральный Университет (ЮФУ) Ростовский государственный Университет;
Таганрогский государственный радиотехнический университет;
Ростовский государственный педагогический университет;
Ростовская государственная академия архитектуры и искусств.
2006
Уральский Федеральный Университет Уральский государственный технический университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина;
Уральский государственный университет имени А. М. Горького
2010
Дальневосточный федеральный Университет Дальневосточный Федеральный университет;
Дальневосточный Федеральный технический университет;
Тихоокеанский государственный экономический университет;
Уссурийский государственный педагогический институт.
2010
Балтийский федеральный университет им.Э.Канта Российский государственный университет им.Э.Канта 2010
Казанский (Приволжский) федеральный университет Казанский государственный университет им. В. И. Ульянова-Ленина;
Академия государственного и муниципального управления при Президенте Республики Татарстан;
Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет;
Казанский государственный финансово-экономический институт (КГФЭИ);
Елабужский государственный педагогический университет (ЕГПУ).
2010
Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова Архангельский государственный технический университет;
Поморский государственный университет имени М.В.Ломоносова;
Архангельский лесотехнический колледж Императора Петра I;
Северодвинский технический колледж;
Институт судостроения и морской арктической техники в г.Северодвинске;
Архангельский филиал ВЗФЭИ.
2010
Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова(СВФУ) Якутский государственный университет имени М.К. Аммосова;
Якутский государственный инженерно-технический институт;
Саха государственная педагогическая академия.
2010
Северо-Кавказский федеральный университет(СКФУ) Северо-Кавказский государственный технический университет;
Ставропольский государственный университет;
Пятигорский государственный гуманитарно-технологический университет
2012

Недовольные — есть!

Конечно, не все были согласны с такой объединительной политикой. Беспрецедентной стала отмена приказа Минобрнауки об объединении Тамбовского государственного технического Университета (ТГТУ) и Тамбовского государственного университета им. Г. Р. Державина (ТГУ) в октябре 2012 года. Тогда студенты ТГТУ провели серию митингов и акций, отстояв право на независимость своего вуза.

Видимо, воодушевленные примером своих коллег, 18-20 декабря 2012 г. попытку мятежа предприняли студенты Российского государственного торгово-экономического университета (РГТЭУ). Администрация вуза забастовку не поддержала, хотя согласилась, что мониторинг РГТЭУ был проведен некорректно. Студенты прекратили бунтовать только после того, как им пообещали, что все они смогут закончить обучение на тех же условиях, на которых они поступали. Тем не менее, решение о реорганизации вуза не было отменено.

В Новокузнецке Кемеровской области в настоящее время идет процесс присоединения Кузбасской государственной педагогической Академии к филиалу Кемеровского госунивеситета.

В Педакадемии ситуацию восприняли как унизительную. Присоединяться сотрудники и студенты не хотели, потому что Педакадемия — это:

Единственное педагогическое высшее учебное заведение юга Кузбасса,

Один из старейших в регионе вуз.

Среди студентов — тоже есть недовольные.

Михаил Бучнев,

студент КузГПА.

Я против объединения вузов, так как я целенаправленно поступал в пединститут, а в итоге получу диплом не педагогического вуза. Обучаясь на протяжении 5 лет в родном вузе, я получил очень многое, и горд, что учился там, а теперь вуз исчезнет.

А еще мне жаль, что в результате организации будут потеряны традиции, которые складывались в течение семидесяти лет.

Пострадают ли сотрудники?

Масштабных сокращений профессорского-преподавательского состава вроде бы не происходит ни в одном из реорганизованных учебных заведений. Несомненно, унифицируются некоторые отделы, дублирующие друг друга (библиотеки, бухгалтерия) , но это тот минимум, сокращением которого надеются обойтись. Тем не менее, есть люди, которым не по себе. Тянущийся не первый год демографический спад приводит к сокращению потока абитуриентов.

Установленное Минобрнауки соотношение преподаватель-студенты 1:10 в случае объединения может привести к очередным увольнениям.

Михаил Эскиндаров,

ректор Финансового университета при Правительстве РФ

Если говорить о том, кто выигрывает и кто проигрывает в ходе реорганизации, уверенно могу сказать — у нас выиграли все: преподаватели ощутили повышение зарплаты, студенты получили первоклассных наставников, например, в лице министра финансов РФ Антона Силуанова, который стал деканом одного из факультетов.

Да, не все гладко — отчислены 200 студентов, имевшие ряд длительно сохраняющихся академических задолженностей, но при общей численности в 80 тысяч студентов, это, сами понимаете, не массовые отчисления. Ушли 52 преподавателя, но ушли сами, осознав, что повышения требований они не выдержат.

Пострадают ли студенты?

В отношении студентов всех реорганизованных вузов Министерство заявило четкую позицию: те, кто начал обучение в одном вузе, а заканчивает объединенный, никаких неудобств почувствовать не должны. Все студенты всех специальностей и курсов будут доучиваться на прежних условиях и получат дипломы того вуза, в который поступали изначально.

Процесс объединения и реорганизации вузов, безусловно, очень не простой, коснулся многих и многих людей — преподавателей, студентов и их родителей, чиновников, всех тех, кто заинтересован в качественной подготовке будущих специалистов. Направленный на оздоровление ситуации, он сегодня, получает неоднозначную оценку заинтересованных лиц.

Возможно, и вас тоже напрямую коснулась эта проблема?!
«ПОнедельник» планирует продолжить тему объединения вузов. Еще раз обсудить и саму идею и тактику ее реализации, и первые результаты этой работы. Пожалуйста, присылайте свои мнения, комментарии, вопросы, суждения.

Принудительное слияние вузов, проводимое Минобрнауки, вызывало недовольство у многих ректоров, протест у студентов и обеспокоенность у экспертов. Приостановив этот процесс, новый министр образования Васильева пошла им навстречу. Однако некоторым вузам объединение пошло на пользу, открыв перед ними новые перспективы. Теперь профессиональное сообщество ожидает, какие реформы готовит высшему образованию новое руководство Минобрнауки.

Будущее реформы высшей школы остается неопределенным. Заявление нового главы Минобрнауки Ольги Васильевой о прекращении процесса объединения вузов, начатого ее предшественником Дмитрием Ливановым, вызвало больше вопросов в экспертном сообществе, чем дало ответов. Несколько фраз, которые обронила министр, о прекращении слияния «до каждого конкретного разбирательства» никак не прояснили судьбу реформы. Не смогла это разъяснить и ее пресс-служба, проигнорировавшая запрос «Профиля». Очевидна лишь причина – недовольство ректоров, чьи вузы попали под оптимизацию.

О необходимости реорганизации вузов впервые заговорил президент Владимир Путин в 2012 году. А в апреле 2013‑го Ливанов направил соответствующую программу в правительство. В первом «черном списке» оказалось 30 учебных учреждений. С тех пор он ежегодно пополнялся и расширялся. В апреле этого года глава Рособрнадзора Сергей Кравцов сообщил, что за 2015 год было закрыто более 600 вузов и филиалов.

Процесс слияния оказался болезненным для профессионального сообщества, не обошлось без скандалов. Так, студенты Российского государственного торгово‑экономического университета (РГТЭУ), который присоединили к Российскому экономическому университету (РЭУ) имени Плеханова, в 2013 году объявляли забастовку. В 2015 году со скандалами прошло слияние Московского авиационного технологического института (МАТИ) с Московским авиационным институтом (МАИ). Ректора объединенного вуза обвинили в массовых увольнениях сотрудников МАИ, а петиция за его отставку набрала более 10 тысяч подписей. Последний крупный скандал в этом году был связан с объединением Московского государственного юридического университета (МГЮА) имени Кутафина с Государственным университетом управления (ГУУ).

На протяжении реформы чиновники подчеркивали добровольный характер слияния вузов, мол, так они сами желают. Однако решение Васильевой приостановить этот процесс стало дополнительным доказательством его принудительного характера – по приказу министерства.

Профессиональное давление

Именно обида ректоров могла стать причиной решения министра. «Идея объединения вузов не слишком популярна в ректорском сообществе. Думаю, их недовольство стало во многом причиной приостановки данного процесса», – рассказала директор Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС Татьяна Клячко. «Практически все регионы начали процесс объединения вузов, он везде идет по-разному: где-то он проходит ударными темпами, а где-то с большим трудом. Но везде это встречает очень серьезное сопротивление со стороны вузов», – подтвердил глава Всероссийского фонда «Образование» Сергей Комков.

Резкое сокращение численности студентов по демографическим причинам породило идею объединения вузов, говорит Клячко. Если в 2008 году в России было 7,5 млн студентов, то в 2015 году уже 4,7 млн  – столько же, сколько и в 2000 году. «То есть студенческий контингент сократился на треть. За 15 лет мы прошли пик студенческой демографии и вернулись к прежнему уровню, – сказала эксперт. – До 2008 года мы наблюдали процесс роста числа вузов и их филиалов, который в новой демографической ситуации должен был смениться процессом сжатия системы высшего образования. Потому что незачем иметь такую огромную сеть университетов при столь сильном сокращении численности студентов». А она, по прогнозу, сократится еще примерно на один миллион к 2024 году. И даже в 2030 году численность студентов вряд ли превысит 4,4 млн  – то есть будет почти такой же, как в 2000 году. «Поэтому перед правительством действительно стоит серьезная проблема оптимизации сети вузов. Вопрос в том, как эту сеть изменять», – отметила Клячко.

Очевидно, что первым стало предложение закрыть фактически пустующие филиалы. Что касается крупных вузов, то их поделили на эффективные и неэффективные. Слабые решили присоединить к более сильным, чтобы поднять качество обучения. «Но на самом деле это спорный подход. Допустим, вуз принимает сто человек, из которых 80 – сильные ребята, – рассуждает Клячко. – А после объединения с другим – более слабым вузом – должен принять 300 человек, но где гарантия, что он сможет найти, скажем, 250 сильных ребят? Может получиться так, что вуз будет вынужден «разбавлять» сильных студентов менее способными».

Прежний министр, по ее словам, хотел довести число государственных вузов к 2020 году до 500 и держать численность бюджетных студентов на законодательно установленном минимуме (не менее 800 студентов, обучаемых за счет бюджетных средств, на 10 000 населения России в возрасте 17–30 лет), чтобы на каждого из них приходилось побольше бюджетных денег. По прогнозу, к 2020 году в России должно было быть 4,3 млн студентов, из которых 1,8 млн  – на бюджете.

Комков же никакой практической пользы от программы объединения вузов не видит. «Главная проблема заключается в том, что фактически происходит ликвидация отраслевых институтов, которые готовят специалистов узкого профиля, – отметил он. – Идея создания так называемых опорных университетов предполагает создание неких региональных монстров, в которых были бы сосредоточены и денежные средства, и научно-педагогический состав. Предполагалось, что все маленькие отраслевые вузы туда вольются – и медицинские, и педагогические, и транспортные, и экономические. Возьмем, к примеру, Уральский регион, где есть острая нехватка специалистов по горнодобывающим профессиям. Если они войдут в опорный университет как небольшая специализация, это обречет их на вымирание, а регион потеряет серьезную опору в сфере высшего профессионального образования».

Как только возникла идея объединения вузов, группа экспертов, в которую вошел Комков, выступила против нее. «Достаточно несколько таких опорных университетов в центральных регионах – в Москве, Санкт-Петербурге, возможно, в Волгограде и Крыму, а в остальных регионах должны оставаться хорошо работающие региональные вузы отраслевого значения», – считает он.

По его мнению, министр сделала верный шаг, прислушавшись к мнению профессионального сообщества. «Те, кто задумывали эту реформу, брали пример с американской модели. В США действительно существуют несколько таких региональных крупных опорных университетов, – рассказал Комков. – Там никогда и не существовало отраслевых вузов. А у России другой опыт, нам не надо следовать американскому пути. С этим мнением, кстати, согласны многие наши европейские коллеги, с которыми я общался».

Финансы поют романсы

Как отметила Клячко, идея создания опорных вузов состояла в том, чтобы лучше финансировать лидеров в регионах, пусть и искусственно созданных. «То есть мы либо «размазываем» бюджетное финансирование по всем федеральным государственным вузам, либо выбираем те, которым дадим больше», – сказала Клячко. А чтобы финансирование вуза было экономически эффективным, в нем должно быть достаточно много студентов. Маленькие вузы, как правило, обходятся бюджету дороже. «Понятно, что маленький вуз требует больше затрат, чем крупный, поэтому есть стремление вузы укрупнять, чтобы обеспечить так называемую экономию на масштабе», – пояснила Клячко.

Комков же уверен, что этот процесс, наоборот, увеличивает финансирование. «Мы это посмотрели по Курской области. Университеты начали считать и прикинули, как будет выглядеть управляющий штаб опорного университета, – рассказал он. – Надо учитывать, что все бывшие ректоры должны будут войти в руководство опорного вуза, сохраняя свои прежние оклады. Плюс к этому появятся всякого рода отделы, департаменты и прочий управляющий аппарат и обслуживающий персонал. И расходы получились ничуть не меньше, а то, пожалуй, и больше».


В итоге приостановка слияния вузов вызывала у экспертов еще больше вопросов, так как остаются непонятными следующие шаги нового министра. «Предположим, что мы решили не объединять вузы и оставить систему такой, какая она есть. При этом численность студентов, как уже было сказано, все равно к 2024 году снизится еще на один миллион по демографическим причинам, – рассуждает Клячко. – Вопрос – мы будем рассчитывать, что сами по себе закроются негосударственные вузы, а государственные будем поддерживать? Вопрос – хватит ли нам ресурсов, чтобы удержать их на плаву? Или мы сделаем более крупный вуз, отберем туда более сильных студентов и повысим качество образования? Другое дело, что все равно, в каких-то вузах будут учиться несильные ребята, такие вузы будут всегда. Вопрос – как мы будем с ними работать?»

Оба эксперта подчеркнули, что приостановка слияний даст Васильевой время «все серьезно взвесить и обдумать». «Я думаю, что, как любой рациональный человек, столкнувшись с проблемой, о которой сказано выше и, кроме того, с недовольством ректорского и преподавательского состава, министр разбирается в этой ситуации и думает, что делать дальше», – заключила Клячко.

Довольные слиянием

Опрошенные «Профилем» вузы, прошедшие процедуру слияния, в настоящее время совсем не жалуются на положение дел. «С 2012 года к нам присоединили два вуза и 10 колледжей. Обычно объединение длится до одного года. Иногда бывает и полтора», – рассказал ректор Московского городского педагогического университета (МГПУ) Игорь Реморенко, который, впрочем, недолгое время был заместителем Ливанова. Благодаря объединениям, по его словам, стало больше полных групп и меньше групп с малым числом студентов. Больше студентов получило доступ к большой вузовской библиотеке, электронным сервисам, лекциям сильных преподавателей.

Сокращение, отметил Реморенко, коснулось как преподавателей МГПУ, так и приходящих из других вузов. «В целом 40% преподавателей ушли, но более 20% пришли дополнительно», – сказал он. Недовольные были, признался ректор. Университету даже пришлось пройти через суды. Но в целом результаты были положительные. «У нас заметно вырос средний балл ЕГЭ абитуриентов, пришедших к нам учиться. Мы лидеры среди педагогических вузов страны», – заявил Реморенко. Кроме того, по его словам, университету удалось добиться оптимизации бюджетных средств.

Слияние Московского государственного машиностроительного университета (МАМИ) и Московского государственного университета печати (МГУП) имени Федорова началось совсем недавно – в марте 2016 года. Тогда вышел соответствующий приказ Минобрнауки. И к 1 сентября на их базе заработал новый Московский политехнический университет. Преподаватели и сотрудники сохранили свои рабочие места, рассказал ректор нового вуза Андрей Николаенко. Оптимизация затронула лишь некоторые административно-управленческие подразделения.

Студенты, по его словам, отнеслись к этому по-разному, но большинство было настроено положительно. «После объединения выросло количество направлений и специальностей подготовки, открылись новые возможности для творческой реализации обучающихся, занятий спортом, участия в молодежной политике и, конечно же, для получения дополнительного образования, – перечислил ректор. – Кроме того, для студентов расширилась возможность использования фонда студенческих общежитий за счет инфраструктуры студгородка бывшего Университета машиностроения».

Инфраструктура нового вуза позволит участвовать в крупных научных и образовательных проектах на самом высоком уровне, надеются в вузе. «Одним из примеров эффективного взаимодействия коллективов является проект по разработке терминологического словаря автомобилестроения в рамках гранта Российского гуманитарного научного фонда – это показательный формат сотрудничества на стыке отраслей», – отметил Николаенко. Давать оценку оптимизации средств он считает преждевременным: «Для ответа на этот вопрос необходимо опираться на реальные показатели по итогам образовательных и финансовых циклов».

Ни для кого не секрет, что Министерство образования начало реформу по объединению, которая должна затронуть около 20-25% всех ВУЗов, первые попытки начались еще в 2007 г. Первопроходцами данной программы стали Краснодар и Ростов-на-Дону. Там образовались Южный и Сибирский Федеральные Университеты. Следом эта волна захлестнула Якутск, Владивосток, Архангельск и Екатеринбург.

Плюсы и минусы

О данной реформе много как положительных, так и отрицательных отзывов и мнений. Начнем с положительных.

Эта идея была подсмотрена у более прогрессивных стран в области науки и качества выпускаемых специалистов – Японии, США, и Финляндии. Там соединение ВУЗов началось еще в 90-е годы. По мнению российских экспертов, это поможет концентрировать всю научную и техническую базы и лучшие умы в одном месте, облегчив подборку лучших кадров. Слияние сделает процесс обучения более дешевым, что позволит увеличить зарплаты сотрудников. А различные кафедры, взаимодействуя, увеличат свою эффективность.

Многих волнует вопрос сокращения преподавательского состава и бюджетных мест, но нас уверяют, что повлиять это может только на административную составляющую, и никак не коснется преподавателей и абитуриентов. Также планируется, что это улучшит квалификацию выпускаемых специалистов и дальнейшее их трудоустройство. Дополнительным толчком для данной реформы стало то, что ни один российский ВУЗ не входит в сотню лучших во всем мире.

В то же время многие критики считают, что данное объединение ни к чему хорошему не приведет. Они не понимают, как грамотно соединить технический и гуманитарный ВУЗ, ведь у них диаметрально противоположные направленности, и далеко не за все высшие учебные заведения несет ответственность Министерство образования. За медицинские университеты отвечает Министерство здравоохранение, которое каждый год дополнительно вкладывает по 400 млн. рублей в больницы при них. И вряд ли им понравится такое финансовое сокращение.

Плюс ко всему часто воссоединение происходит необдуманно, в Омске технический колледж присоединили не к техническому ВУЗу, а пищевому, что было не совсем логично. И таких примеров множество. Некоторые считают, что данная реформа – это просто захват территории. Ведь многие институты и общежития находятся в самом центре областных городов, и эта территория хорошо бы подошла под место для торгового центра.

Как происходит объединение

В самом начале проверили качество обучения во всех институтах и университетах. Для этого во всех ВУЗах отобрали с каждого факультета по группе, которая пройдя тест, должна была отстоять честь своего учебного заведения. По итогам этого теста и проходило отсеивание и закрытие нефункциональных учебных центров.

Существует несколько способов объединения, а, точнее, три. В первом случае дивизиональное управление, ВУЗ поглощается другим по собственному желанию. Преимуществом является сохранение большей части своих привилегий, репутации и финансового обеспечения.

Второй вариант – это поглощение. Особенность данного случая в том, что поглощаемый ВУЗ просто растворяется в головном и фактически исчезает. Очень часто оно навязано учредителем и поддерживается региональной властью. И часто соединяются самые несовместимые институты, что приводит к возмущению не только администрации, но и студентов. И таких случаев с каждым днем все больше.

Третий вариант – слияние. Самый нейтральный способ для всех, когда несколько университетов живут той же жизнью, только меняют свои названия и юридические адреса на общие.

Влияние на центральную часть России

Очень долго нас убеждали, что данные реформы не коснутся таких городов, как Москва и Санкт-Петербург. Но уже к 2011 году 12 институтов Москвы прошли через эту реформу, и с каждым годом эта тенденция только растет. В нынешнем году планируют свое объединение пять столичных ВУЗов:

  • МЭСИ к РЭУ им. Плеханова, МАТИ – к МАИ;
  • МГГУ им. Шолохова – к МПГУ;
  • МИТХТ – к МИРЭА, соединив эти два ВУЗа, планируется создание Московского технического университета.

Студенты ведущих ВУЗов вроде МГУ (Московский государственный университет), МГЮА (Московский государственный юридический университет имени О. Е. Кутафина) и т. д. могут быть спокойны, лучшие ВУЗы страны никто трогать не будет.

В Санкт-Петербурге процессу слияния подверглось всего несколько ВУЗов:

  • Мечниковская академия с Академией постдипломного медицинского образования;
  • Горный университет присоединился к Северо-Западному заочному техническому институту;
  • Политехнический университет соединился с Институтом машиностроения ИТМО с Университетом низкотемпературных пищевых технологий.

Множество учебных заведений центральной России были ликвидированы, и вошли в состав других университетов в качестве подразделений. К ним относятся:

  • МИТХТ вошел в состав МТУ;
  • МАТИ присоединился к МАИ;
  • ГКА им. Маймонида – к МГУДТ;
  • МЭСИ – к РЭУ им. Г. В. Плеханова;
  • МГГУ – к МПГУ;
  • МГИУ – к МАМИ;
  • МГУПИ – к МГУ электроники, информационных технологий и радиоэлектроники;
  • МГАДА – к МГПУ;
  • и еще порядка 20 учебных заведений.

Также около 40 университетов прекратили свою учебную деятельность.

Планы на 2019 год

Всего планируется создать около 150 опорных ВУЗов на территории России, и на 25% сократить общее число высших учебных заведений. К концу 2017 года должно функционировать порядка 20. На данный момент предусмотрена специальная программа финансирования таких объектов. С 2016 по 2020 год на развитие каждого опорного университета в течение трех лет из бюджета будет выделяться по 200 млн. рублей дополнительно.

Чтобы принять участие в данной программе, нужно представить план развития на ближайшие пять лет. На Москву и Санкт-Петербург данная программа распространяться не будет. Опорные учебные заведения планируется создать во всех регионах страны. При этом уменьшение их количества никак не повлияет на возможность поступления. В ближайшие годы ожидается сокращение студентов на 1 млн. в связи с уменьшением выпускников школ.

11 июля у Президента РФ прошло совещание по вопросам реализации его в сфере социальной политики.

В своем выступлении Президент высказал мнение, что в системе образования необходимы серьёзные структурные преобразования и изменения . "У нас есть высшие учебные заведения, и мы тоже об этом неоднократно говорили, которые предоставляют студентам абсолютно невостребованные на рынке труда услуги – некачественное образование попросту говоря. Некоторым таким псевдовузам зачастую не удаётся заполнить даже бюджетные места. Необходимо до конца текущего года выявить неэффективно работающие государственные вузы, программа их реструктуризации, в том числе за счёт присоединения к более сильным учебным заведениям, должна быть разработана и утверждена до мая 2013 года, не позднее, во всяком случае. Если раньше удастся, будет ещё лучше." - заявил В.В. Путин .

Напомним, что днем ранее, 10 июля, в Минобрнауки РФ прошло , посвященное проведению мониторинга государственных образовательных учреждений. По результатам мониторинга, который должен завершиться до конца августа, будет проведен анализ деятельности всех учебных заведений.

Заметим, что к идее о реструктуризации российских вузов положительно относятся представители образовательного сообщества. Так ректор Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, президент Российского союза ректоров Виктор Садовничий отметил, что "ректорское сообщество целиком поддерживает идею реорганизации вузов и повышения качества высшего образования", а ректор Санкт-Петербургского государственного университета, председатель Ассоциации ведущих университетов Николай Кропачев сообщил, что "критерии оценки деятельности вузов достаточно давно находятся в работе, соответствующая комиссия Ассоциации ведущих университетов готовит наши предложения" и на следующей неделе представит итоговые предложения в Министерство.

Хотелось бы обратить внимание, что процесс укрупнения, слияния и объединения вузов началась задолго до президентских указов 7 мая 2012 года.

Так за последнее время объединились ряд крупных вузов:

    в сентябре 2010 года к Академии народного хозяйства была присоединена Российская академия государственной службы и ряд региональных вузов. В результате этого образовалась Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. Сейчас в состав РАНХиГС входят 22 факультета, аспирантура, докторантура, научно-исследовательские институты и центры, колледж многоуровневого профессионального образования, библиотека, издательство, функциональные управления и отделы, 68 филиалов.

    в конце декабря 2011 года начался процесс присоединения Московского государственного института электроники и математики к Высшей школе экономики. Институт сохранит свою автономию в ВШЭ под названием МИЭМ НИУ ВШЭ и будет включать в себя 3 факультета и 15 кафедр.

    в декабре 2011 года к Финансовому университету при Правительстве РФ в качестве структурных подразделений были присоединены Всероссийский заочный финансово-экономический институт и Московский государственный колледж информатики и электронной техники, а уже в мае 2012 года к ФУ присоединили, подведомственные Минфину РФ, Государственный университет и Всероссийскую государственную налоговую академию. Отныне Финансовый университет будет включать в себя 14 факультетов, 55 кафедр, 5 институтов, 3 высших школы, 7 научно-исследовательских институтов и центров, 3 учебно-научныe лаборатории, 11 филиалов в семи регионах России (не считая филиалов ВЗФЭИ)

    в 2012 году к своему историческому состоянию вернулись Московский институт стали и сплавов и Московский горный государственный университет, которые разделились на два вуза в 1930 году. В тот год из состава Московской горной академии выделились Московский институт стали и Московский институт цветных металлов и золота. Спустя 76 лет Государственный университет цветных металлов и золота вошел в состав Сибирского федерального университета, а спустя еще 6 лет объединились МИСиС и МГГУ.

Особо стоит отметить, начавшийся в 2006 году, процесс создания федеральных университетов . В том году были созданы два таких университета - Сибирский Федеральный Университет (СФУ) и Южный федеральный университет (ЮФУ).

СФУ был создан на базе Красноярского госуниверситета, к которому присоединили 3 крупных вуза Красноярска - архитектурно-строительную академию (КрасГАСА), государственный технический университет (КГТУ) и госуниверситет цветных металлов и золота (ГУЦМИЗ).

ЮФУ создавался из трёх вузов Ростова-на-Дону (Ростовского госуниверситета, академии архитектуры и искусства, государственного педагогического университета) и Таганрогского государственного радиотехнического университета.

7 мая 2008 года Президент РФ Дмитрий Медведев подписал указ "О федеральных университетах" , согласно которому Правительству Российской Федерации было поручено в двухмесячный срок разработать и внести в Государственную Думу проект федерального закона, определяющего порядок создания и деятельности федеральных университетов. Менее чем через год 24 февраля 2009 года вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам деятельности федеральных университетов" , согласно которому, "Федеральные университеты создаются Правительством РФ на основании решения Президента РФ в форме автономного учреждения, как правило, на базе федеральных государственных вузов и научных организаций, государственных академий наук и их региональных отделений."

В течение последующих четырех лет в России было создано еще 7 федеральных университетов: Балтийский, Дальневосточный, Казанский (Приволжский), Северный (Арктический), Северо-Восточный, Северо-Кавказский и Уральский. Все девять федеральных университетов объединили в себе 30 высших и средних учебных заведений.

Кроме этих больших и значимых реорганизаций, в России прошли и множество других "менее заметных" поглощений, слияний и объединений высших учебных заведений.

По мнению Президента РФ подобные реорганизации (в том числе за счет присоединения "слабых" к "более сильным"), программа которых должна быть утверждена до мая 2013 года, приведут к оздоровлению системы высшего образования и позволит увеличить финансирование сильных вузов, а также повысить заработные платы преподавателям и профессорам.

Что до конца июля Правительство должно внести в Государственную Думу проект закона об образовании, принятие которого, наверняка, будет способствовать дальнейшему распространению процессов объединений российских учебных заведений.