Опрятней модного паркета блистает речка льдом. «Опрятней модного паркета…» (отрывок из романа «Евгений Онегин»)

«Опрятней модного паркета…» (отрывок из романа «Евгений Онегин»)

Опрятней модного паркета

Блистает речка, льдом одета.

Мальчишек радостный народ

Коньками звучно режет лёд;

На красных лапках гусь тяжёлый,

Задумав плыть по лону вод,

Ступает бережно на лёд,

Скользит и падает; весёлый

Мелькает, вьётся первый снег,

Звездами падая на брег.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Комментарий к роману "Евгений Онегин" автора Набоков Владимир

Из книги История русской литературы XIX века. Часть 1. 1800-1830-е годы автора Лебедев Юрий Владимирович

Творческая история романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин». В черновых бумагах Пушкина периода болдинской осени 1830 года сохранился набросок схемы «Евгения Онегина», зримо представляющий творческую историю романа:«Онегин» Примечание:1823 года, 9 мая. Кишинев.1830 года, 25

Из книги При свете Жуковского. Очерки истории русской литературы автора Немзер Андрей Семенович

Поэзия Жуковского в шестой и седьмой главах романа «Евгений Онегин» Жук жужжал. А. С. Пушкин Отголоски поэзии Жуковского в «Евгении Онегине» неоднократно отмечались исследователями (И. Эйгес, В. В. Набоков, Ю. М. Лотман, Р. В. Иезуитова, О. А. Проскурин). При этом внимание,

Из книги От Пушкина до Чехова. Русская литература в вопросах и ответах автора Вяземский Юрий Павлович

«Евгений Онегин» Вопрос 1.57 «Но, боже мой, какая скукаС больным сидеть и день и ночь,Не отходя ни шагу прочь!»Сколько дней Онегин сидел со своим умирающим

Из книги 100 великих литературных героев [с иллюстрациями] автора Еремин Виктор Николаевич

«Евгений Онегин» Ответ 1.57 «Но, прилетев в деревню дяди,Его нашел уж на столе,Как дань готовую

Из книги Герои Пушкина автора Архангельский Александр Николаевич

Евгений Онегин Как отмечал В.Г. Белинский, «Евгения Онегина» А.С. Пушкин «писал о России для России». Утверждение очень важное. Вообще необходимо сказать, что более полного и более точного раскрытия образа Евгения Онегина, чем это сделано Белинским в 8 и 9 статьях

Из книги Универсальная хрестоматия. 1 класс автора Коллектив авторов

ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН - главный герой пушкинского романа в стихах, действие которого разворачивается в России от зимы 1819-го до весны 1825 года, (см.: Ю. М. Лотман. Комментарий.) Введен в сюжет сразу, без предисловий и прологов.Евгений Онегин (гл. 1) едет в деревню к

Из книги Универсальная хрестоматия. 2 класс автора Коллектив авторов

«Зима!.. Крестьянин, торжествуя…» (отрывок из романа «Евгений Онегин») Зима!.. Крестьянин, торжествуя, На дровнях обновляет путь; Его лошадка, снег почуя, Плетётся рысью как-нибудь; Бразды пушистые взрывая, Летит кибитка удалая; Ямщик сидит на облучке В тулупе, в красном

Из книги Универсальная хрестоматия. 3 класс автора Коллектив авторов

«Уж небо осенью дышало…» (отрывок из романа «Евгений Онегин») Уж небо осенью дышало, Уж реже солнышко блистало, Короче становился день, Лесов таинственная сень С печальным шумом обнажалась, Ложился на поля туман, Гусей крикливый караван Тянулся к югу:

Из книги Сочинения Александра Пушкина. Статья восьмая автора

«Гонимы вешними лучами…» (отрывок из романа «Евгений Онегин») Гонимы вешними лучами, С окрестных гор уже снега Сбежали мутными ручьями На потоплённые луга. Улыбкой ясною природа Сквозь сон встречает утро года; Синея блещут небеса. Ещё прозрачные, леса Как будто пухом

Из книги Сочинения Александра Пушкина. Статья девятая автора Белинский Виссарион Григорьевич

«…Унылая пора! Очей очарованье…» (отрывок из романа «Евгений Онегин») …Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса - Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса, В их сенях ветра шум и свежее дыханье, И мглой волнистою покрыты

Из книги Как написать сочинение. Для подготовки к ЕГЭ автора Ситников Виталий Павлович

«Евгений Онегин» Признаемся: не без некоторой робости приступаем мы к критическому рассмотрению такой поэмы, как «Евгений Онегин».{1} И эта робость оправдывается многими причинами. «Онегин» есть самое задушевное произведение Пушкина, самое любимое дитя его фантазии и

Из книги автора

«Евгений Онегин» (Окончание) Велик подвиг Пушкина, что он первый в своем романе поэтически воспроизвел русское общество того времени и в лице Онегина и Ленского показал его главную, то есть мужскую, сторону; но едва ли не выше подвиг нашего поэта в том, что он первый

Из книги автора

Белинский В. Г «Евгений Онегин»

Из книги автора

«Евгений Онегин» (окончание) Велик подвиг Пушкина, что он первый в своем романе поэтически воспроизвел русское общество того времени и в лице Онегина и Ленского показал его главную, то есть мужскую сторону; но едва ли не выше подвиг нашего поэта в том, что он первый

Из книги автора

Н. Г. Быкова «Евгений Онегин» Роман «Евгений Онегин» занимает центральное место в творчестве А. С. Пушкина. Это его самое крупное художественное произведение, самое богатое содержанием, самое популярное, оказавшее наиболее сильное влияние на судьбу всей русской

Паркет был и остаётся одним из самых качественных и красивых видов напольного покрытия. Несмотря на то, что это натуральное дерево, удаётся менять его оттенки и дизайн, сегодня научились видоизменять даже узоры. Каким же паркетом модно украшать интерьеры в этом году?

От кремового до пепельного



По-прежнему актуальными остаются светлые напольные покрытия. Как известно, такой пол способен визуально увеличить интерьер и создать приятную атмосферу. Он автоматически облегчает пространство. В этом году в моде широкая палитра – кофе с молоком, слоновая кость, светлый пепел. Уместен такой паркет будет в минималистическом, скандинавском и современном интерьерах. Также неплохо он проявит себя в прованском и классическом стилях.







Как бы ни было популярно светлое дерево, ему не вытеснить со строительного рынка тёмную древесину с богатой фактурой и текстурой. Такой паркет можно использовать в качестве акцентного, а также украшать им стильно обставленные кабинеты или гостиные. Пол подобного плана смотрится представительно и элегантно.



Дерево привлекает не только своей теплотой, но и невероятными узорами, прожилками и трещинками. На них в этом году делают особенный акцент. Рустикальный стиль выходит на первый план, и дизайнеров интересуют явно выраженные текстуры, которые приятно разглядывать.







Большую популярность среди дизайнеров интерьера завоевала так называемая паркетная плитка, из которой можно складывать интересные и оригинальные узоры на полу. Очень привлекательно смотрятся варианты в форме пчелиных сот, а также наборной паркет для укладки ёлочкой, но с закруглёнными концами.

Тема. Красота и выразительность пушкинского стиха. А.С.Пушкин. Опрятней модного паркета… Тип урока: изучение нового материала. Форма: урок исследование. Цель: помочь учащимся увидеть радостный, праздничный образ зимы, созданный А.С.Пушкиным Задачи: 1. Развивать первичные исследовательские навыки. 2. Создать условия для развития умений анализировать произведение и находить авторские литературные приемы. 3. Способствовать приобретению первоначальных навыков работы с художественным произведением. 4. Вовлечь всех учащихся в активную и интересную для них учебную деятельность. 5. Способствовать воспитанию дружеских взаимоотношений, взаимопонимания, взаимопомощи, умения работать в паре. Планируемые предметные результаты:

    Осознанное восприятие содержания текста, оценка его характера. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Участие в обсуждении произведения. Анализ стихотворения, средств выразительности, использованных в нем поэтических образов. Углубление представлений об особенностях поэтического текста. Восприятие художественной литературы как виды искусства.
Планируемые метапредметные результаты: Личностные УУД:
    Проявлять положительное отношение к школе, и учебной деятельности. Проявлять интерес к учебному предмету. Проявлять эмоциональное отношение к содержанию прочитанного Формируется мотивация к самовыражению в выразительном чтении.
Регулятивные УУД:
    Принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения. Понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале. Сравнивать совместно с учителем и одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы. Выполнять учебные действия в устной и письменной речи. В сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи.
Познавательные УУД:
    Умение читать стихотворение, понимать фактическое содержание стихотворения, выделять в нем основные части. Находить в стихотворении ответ на заданный вопрос. Осознавать смысл незнакомых слов из контекста в процессе чтения и обсуждения. Понимать информацию, заложенную в выразительных средствах произведения. Выполнять первоначальный анализ произведения.
Коммуникативные УУД:
    Принимать участие в работе парами. Использовать простые речевые средства. Понимать задаваемые вопросы. Строить понятные для партнера высказывания.
Материалы и оборудование: - учебник «Литературное чтение. 2 класс», 1 часть, автор В.Ю.Свиридова (стр.133); - презентация урока; - карточки для парной, самостоятельной работы;

Деятельность учителя

Ι. Оргмомент. Проверка домашнего задания(мотивационно-организационный компонент).

Мы урок начинаем с разминки. Выпрямляем свои спинки. На носочках потянулись Вправо, влево повернулись. И друг другу улыбнулись. Раз, два, три, четыре, пять – урок пора нам начинать. Зачитываем лучшие желания на лепестках цветка (оценки за дом.работу). - Скажите, пожалуйста, а обязательно ли нужно иметь волшебный цветок, чтобы делать добрые дела? Достаточно иметь доброе сердце, чтобы приходить на помощь другим в трудную минуту. И необязательно ждать, когда об этом тебя попросят. - У нас остался последний лепесток. Позвольте мне загадать свое желание. Чтоб урок прошёл прекрасно, Хорошо, отлично, классно, Нужно нам не наказанье, А всего лишь пожеланье: Пожелание удачи Пожелание добра, Пожелания терпенья И здоровья, и уменья. И тогда все будет классно, Хорошо и все прекрасно!

Ι Ι. Актуализация знаний, сообщение цели урока.

- Какое время года к нам незаметно подкрадывается? - Какие образы у вас возникают при слове ЗИМА?
- Почему возникли разные образы? - А что помогло вам представить эти разные образы? - Посмотрите на репродукции картин русских художников. Какой темой их можно объединить? - А одинаковое ли настроение у вас возникает, когда вы смотрите на эти картины? - Так с помощью чего художник передает настроение? - А с помощью чего писатели и поэты создают образы, передают настроение?
Самостоятельная работа по группам в парах. 1 группа Выберите слово из скобок, чтобы о природе говорилось как о живом существе. Подчеркните это слово. (Завыл, подул) холодный ветер. Небо (потемнело, нахмурилось). На ветру (мёрзли, качались) берёзки. В воздухе (полетели, закружились) снежинки. 2 группа Подберите как можно больше сравнений. Снежинки как... (Пушинки, звездочки, искорки, слезинки, цветочки, мухи, бабочки) Проверка самостоятельной работы. - Вы уже, наверное, догадались, чему будет посвящен наш урок?

Физкультминутка (музыкальная)

Ι Ι Ι. Этап изучения нового материала. Первичное восприятие стихотворения.

- А с каким произведением и какого автора мы познакомимся, вы узнаете, открыв учебники на странице 133. - Назовите автора. Что вы о нем знаете? - Мы должны исследовать, какими средствами А.Пушкин создает в своем стихотворении зимние образы. Чтение учителем стихотворения. - Что понравилось? Что удивило? Какое настроение оно у вас вызвало? Все ли вам понятно? Словарная работа. Паркет – пол, выложенный маленькими гладкими дощечками. По лону вод – по открытой воде. Брег – берег Опрятный - чистый

Ι V. Анализ стихотворения.

- Как поэт создает ощущение праздника? Для того, чтобы ответить на вопрос, прочитайте это стихотворение и подумайте, сколько образов создает автор? -Много ли их? (4) - Как бы вы назвали эти картины? (Речка, мальчишки, гусь, снег). Прочитайте отрывки, соответствующие этим картинам. Картина 1. Прочитайте. Что поняли? (речка, покрытая льдом, блистает) (Чтение 2-3 учеников) - Как вы думаете, отличаются ли по смыслу слова «блистает» и «блестит»? (Блистает – значит, выделяется своим особенным качеством. Она до блеска начищена морозом.) - О ком можно сказать «блистает»? (Человек блистает умом, дамы блистают своими нарядами на балу) - Что за наряд у речки? (лед) - Найдите сравнение (речка как паркет). - Как вы думаете, почему лед сравнивается с паркетом? (он складывается в рисунок) - А откуда рисунки на льду? Картина 2. Прочитайте следующую картину. Может, она подскажет, откуда рисунки на льду? (узоры от коньков) Найдите здесь сравнение. (Народ – очень много, ощущение движения, оживленные голоса) Проведем эксперимент. Заменим слово «звучно» на слово «громко» Прочитайте, что получилось. Осталась ли та же наполненность звуками? - Какие слова передают ощущение звуков? (звучно, режет) - Какой прием использовал автор? (звукопись) Зачитывание отрывка еще раз. Вывод. В стихотворении каждое слово важно, его нельзя заменить другим, иначе меняется полнота ощущений. Картина 3. Прочитайте третью картину. Что поняли? (Гусь обманулся, подумав, что это вода). -Какое настроение добавляет к общему ощущению эта картина? (комическое) После обсуждения 2-3 человека еще раз зачитывают этот отрывок.

Физкультминутка

Утром встал гусак на лапки, Приготовился к зарядке. Повернулся влево, вправо, Приседанье сделал справно, Клювиком поймал он мух И скорей за парту плюх! Картина 4. Прочитайте последнюю картину. Что поняли? Почему снег мелькает, вьется а не летит? (первый снег легкий и сухой) Найдите сравнение. (Снег как звезды) Кому здесь весело и радостно? (автору) (Веселый снег – первый снег) Замена слова «брег» на слово «берег» Что изменилось? (нарушился строй – рифма) Зачитывание отрывка еще раз. Вывод. Так о чем это стихотворение? (О начале зимы) Что поэт хотел нам показать? Выберите ответ.
    Ощущение тоски и печали. Красоту зимней природы. Праздник. Равнодушие. Жизнь простых людей
Даже такое суровое время годы дает свои прелести, радости, чудеса! Как поэт создал ощущение праздника? Перечислите еще раз слова, выражения.

V. Подготовка к выразительному чтению стихотворения.

-Какое настроение должно быть при чтении? Выберите.
    Весело, задорно. С возмущением. Тихо, задумчиво. Печально. Громко, торжественно. Радостно.
Вам, как исследователям, дается проблема. -Где нужно останавливаться при чтении, чтобы не исказить смысл каждой картины? (Читают в парах, выбирают правильный ответ.)
    В конце каждой строки. Там, где стоят знаки препинания.
Чтение 3 и 4 картины. - Как вы думаете, есть ли здесь нарушение порядка рифмующихся строчек? -Почему именно в третьей картине нарушен общий строй стиха? (Гусь здесь – случайный персонаж, этим нарушается общая картина зимы, поэтому автор поменял рифмы. ) Слово «веселый» к какой картине относится – про гуся или про снег? Прочитайте правильно, чтобы не исказился смысл. Выразительное чтение стихотворения.

VΙ. Домашняя работа. Подведение итогов урока. Рефлексия.

- Какое домашнее задание вы предложите? (чтение наизусть, иллюстрация и т.д.) Предлагаю карточку-клише (подготовка к чтению наизусть).

Опрятней модного ________________,

Блистает речка, льдом ______________;

Мальчишек радостный ______________

Коньками звучно режет ____________;

На красных лапках ________ тяжелый,

Задумав ___________ по лону вод,

Ступает _____________ на лёд.

Скользит и _____________; весёлый

Мелькает, вьётся первый ___________,

Звездами падая на _____________.


- Что можете сказать про себя. Продолжите высказывание: Своей работой на уроке я … Вы были на уроке внимательными, думающими читателями, хочется сказать спасибо за ваши исследования и находки.
Выполняют движения по команде учителя (психологический настрой)

Читают желания на лепестках цветика-семицветика Отвечают на вопрос, рассуждают.

Ответы детей: Зима Новогодняя елка, белые деревья, сугробы, снежная горка и т.д. Что-то больше запомнилось. Воображение Тема зимы. Делают предположения. С помощью цвета С помощью слов и литературных приемов. Анализируют средства выразительности, объясняют выбор слов. Самостоятельно работают в парах, поиск информации. Оценка действий ученика, развитие саморегуляции. (Читают текст, слова-сравнения, выражают свое согласие или несогласие).

Темы зимы. Под музыку выполняют движения.

Ответы детей. Воспринимают на слух стихотворение в исполнении учителя. Ответы детей. Высказывания детей. Чтение толкований слов и словосочетаний.

Определяют настроение произведения, понимают многообразие художественных средств выражения авторского отношения к изображаемому. Объясняют выбор слов, используемых для создания поэтических образов, знаков препинания, используемых в произведении для передачи смысла. Выделяют в стихотворении сравнения. Участвуют в диалоге. Отвечают на вопросы по содержанию литературного текста. Сравнивают свои ответы с ответами одноклассников.

Читают в парах, выбирают правильный ответ.

Выполняют клише.

Проводят рефлексию своих действий.