Ослик иа, декаданс и надломленная жизненная позиция - записки одного программиста.

Термин « », введенный Карлом Леонгардом ещё в 60-х годах XX века, означает выраженное усиление отдельных особенностей характера или их совокупности, не достигающее степени психопатии. Акцентуированные личности, в отличие от больных психопатией, хорошо ориентируются в большинстве социальных ситуаций, достаточно адаптированы к жизни в обществе.

Конфликтные ситуации и яркие проявления характерологических особенностей у них возможны только в небольшом количестве ситуаций, называемых «местом наименьшего сопротивления». При этом в других сферах жизни они могут быть даже более приспособленными, чем не акцентуированные личности.

«Описана «психопатическая триада» признаков, которые характерны только для тяжелых нарушений личности и позволяют отличить акцентуацию личности от психопатии. Это неизменность проявлений характера во всех жизненных ситуациях, его постоянство во времени и нарушение социальной адаптации.»

Часто максимальные проявления акцентуации характера приходятся на подростковый возраст и сглаживаются по мере взросления. традиционно разделяют на явные и скрытые. Явная акцентуация характера – крайняя граница нормы, сопровождающаяся постоянными проявлениями акцентуированных черт, но не приводящая к социальной дезадаптации. Люди со скрытой акцентуацией могут вообще не проявлять характерных черт в обычной жизни. Скрытая акцентуация становится явной только в кризисных ситуациях, затрагивающих уязвимые стороны личности. Эти типы акцентуаций могут переходить один в другой в зависимости от жизненных ситуаций.

Чистые типы акцентуации характера встречаются редко, в большинстве случаев проявления нескольких типов смешиваются, формируя индивидуальную картину личности. Подробнее с характеристиками акцентуированных личностей вы можете ознакомиться в нашей статье на эту тему.

В связи с тем, что вопросом акцентуированных личностей занималось множество психологов, существует несколько вариантов их типологий. У нас наиболее распространена типология А.Е. Личко. Типология Карла Леонгарда используется немного реже. Выяснить, имеется ли у вас акцентуация и какого типа поможет соответствующий тест. Тип акцентуации характера в разных классификациях может иметь разное название, однако его характеристики и «места наименьшего сопротивления» будут неизменны. В зависимости от полученных результатов вы сможете выбрать способы более эффективного реагирования в неблагоприятных ситуациях.

Факторы формирования акцентуаций характера

В формировании акцентуированного характера несомненно влияние врождённых особенностей личности и наследственных факторов. Однако даже при наличии генетической предрасположенности акцентуация возникает далеко не всегда. На появление выраженных личностных особенностей оказывают влияние следующие факторы:

  • Характеристики социального окружения. Особенно важно это в детстве, когда ребёнок слепо копирует поведение взрослых, перенимая свойственные им способы реагирования.
  • Условия воспитания. К деформирующим типам воспитания можно отнести гиперопеку и недостаточное уделение внимания, избыточность требований к ребёнку, жестокое отношение, недостаточность эмоционального контакта с ним, выполнение всех прихотей ребёнка, создание «культа болезни», противоречивые требования в воспитании.
  • Кризис общения у подростков. В этом возрасте широта взаимодействий с окружающими значительно превосходит психологическую компетентность личности, что может приводить к психологическому дискомфорту и его компенсации путём акцентуации характера.
  • Невозможность удовлетворения личных потребностей. Препятствия в их достижении, авторитарный стиль управления в школе или семье повышают вероятность появления акцентуаций.
  • Дисгармоничные представления о себе. К ним относятся несформированность мнения о себе, комплекс неполноценности, неадекватный уровень требований.
  • Отсутствие интересов, целей, отсутствие сформулированных идей о потребностях и социальных нормах, а также способах их достижения. Этот фактор очень актуален в подростковом возрасте.
  • Состояние здоровья. Хронические заболевания, особенно патология нервной системы, врождённые или приобретённые физические дефекты.
  • Профессиональная деятельность также может оказывать сильное влияние на особенности личности. Часто замечают профессиональные деформации характера у врачей, педагогов, актёров, военных.

Акцентуации характера на примере литературных персонажей и героев фильмов

Внимание! Перед вами устаревшая версия сайта!
Чтобы перейти на новую версию - щелкните по любой ссылке слева.

Винни-Пух и Все-Все-Все... (продолжение)

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ,
в которой Иа-Иа теряет хвост, а Пух находит

Старый серый ослик Иа-Иа стоял один-одинёшенек в заросшем чертополохом уголке Леса, широко расставив передние ноги и свесив голову набок, и думал о Серьёзных Вещах. Иногда он грустно думал: “Почему?”, а иногда: “По какой причине?”, а иногда он думал даже так: “Какой же отсюда следует вывод?” И неудивительно, что порой он вообще переставал понимать, о чём же он, собственно, думает.

Поэтому, сказать вам по правде, услышав тяжёлые шаги Винни-Пуха, Иа очень обрадовался, что может на минутку перестать думать и просто поздороваться.

Как самочувствие? - по обыкновению уныло спросил он.

А как твоё? - спросил Винни-Пух. Иа покачал головой.

Не очень как! - сказал он.- Или даже совсем никак. Мне кажется, я уже очень давно не чувствовал себя как.

Ай-ай-ай,- сказал Пух,- очень грустно! Дай-ка я на тебя посмотрю.

Иа-Иа продолжал стоять, понуро глядя в землю, и Винни-Пух обошёл вокруг него.

Ой, что это случилось с твоим хвостом? - спросил он удивлённо.

А что с ним случилось? - сказал Иа-Иа.

Его нет!

Ты не ошибся?

Хвост или есть, или его нет. По-моему, тут нельзя ошибиться. А твоего хвоста нет.

А что же тогда там есть?

Ну-ка, посмотрим,- сказал Иа-Иа.

И он медленно повернулся к тому месту, где недавно был его хвост; затем, заметив, что ему никак не удаётся его догнать, он стал поворачиваться в обратную сторону, пока не вернулся туда, откуда начал, а тогда он опустил голову и посмотрел снизу и наконец сказал, глубоко и печально вздыхая:

Кажется, ты прав.

Конечно, я прав,- сказал Пух.

Это вполне естественно,- грустно сказал Иа-Иа.- Теперь всё понятно. Удивляться не приходится.

Ты, наверно, его где-нибудь позабыл,- сказал Винни-Пух.

Наверно, его кто-нибудь утащил...- сказал Иа-Иа.- Чего от них ждать! - добавил он после большой паузы.

Пух чувствовал, что он должен сказать что-нибудь полезное, но не мог придумать, что именно. И он решил вместо этого сделать что-нибудь полезное.

Иа-Иа,- торжественно произнёс он,- я, Винни-Пух, обещаю тебе найти твой хвост.

Спасибо, Пух,- сказал Иа.- Ты настоящий друг. Не то, что некоторые!

И Винни-Пух отправился на поиски хвоста.

Он вышел в путь чудесным весенним утром. Маленькие прозрачные облачка весело играли на синем небе. Они то набегали на солнышко, словно хотели его закрыть, то поскорее убегали, чтобы дать и другим побаловаться.

А солнце весело светило, не обращая на них никакого внимания, и сосна, которая носила свои иголки круглый год не снимая, казалась старой и потрёпанной рядом с берёзками, надевшими новые зелёные кружева. Винни шагал мимо сосен и ёлок, шагал по склонам, заросшим можжевельником и репейником, шагал по крутым берегам ручьёв и речек, шагал среди груд камней и снова среди зарослей, и вот наконец, усталый и голодный, он вошёл в Дремучий Лес, потому что именно там, в Дремучем Лесу, жила Сова.

“А если кто-нибудь что-нибудь о чём-нибудь знает,- сказал медвежонок про себя,- то это, конечно, Сова. Или я не Винни-Пух,- сказал он.- А я - он,- добавил Винни-Пух.- Значит, всё в порядке!”

Сова жила в великолепном замке “Каштаны”. Да, это был не дом, а настоящий замок. Во всяком случае, так казалось медвежонку, потому что на двери замка был и звонок с кнопкой, и колокольчик со шнурком. Под звонком было приколото объявление:

А под колокольчиком другое объявление:

Оба эти объявления написал Кристофер Робин, который один во всём Лесу умел писать. Даже Сова, хотя она была очень-очень умная и умела читать и даже подписывать своё имя - Сава, и то не сумела бы правильно написать такие трудные слова.

Винни-Пух внимательно прочёл оба объявления, сначала слева направо, а потом - на тот случай, если он что-нибудь пропустил,- справа налево.

Потом, для верности, он нажал кнопку звонка и по стучал по ней, а потом он подёргал шнурок колокольчика и крикнул очень громким голосом:

Сова! Открывай! Пришёл Медведь. Дверь открылась, и Сова выглянула наружу.

Здравствуй, Пух,- сказала она.- Какие новости?

Грустные и ужасные,- сказал Пух,- потому что Иа-Иа, мой старый друг, потерял свой хвост, и он очень убивается о нём. Будь так добра, скажи мне, пожалуйста, как мне его найти?

Ну,- сказала Сова,- обычная процедура в таких случаях нижеследующая...

Что значит Бычья Цедура? - сказал Пух.- Ты не забывай, что у меня в голове опилки и длинные слова меня только огорчают.

Ну, это означает то, что надо сделать.

Пока она означает это, я не возражаю,- смиренно сказал Пух.

А сделать нужно следующее: во-первых, сообщи в прессу. Потом...

Будь здорова,- сказал Пух, подняв лапу.- Так что мы должны сделать с этой... как ты сказала? Ты чихнула, когда собиралась сказать.

Я не чихала.

Нет, Сова, ты чихнула.

Прости, пожалуйста, Пух, но я не чихала. Нельзя же чихнуть и не знать, что ты чихнул.

Ну и нельзя знать, что кто-то чихнул, когда никто не чихал.

Я начала говорить: сперва сообщи...

Ну вот, ты опять! Будь здорова,- грустно сказал Винни-Пух. л

Сообщи в печать,- очень громко и внятно сказала Сова.- Дай в газету объявление и пообещай награду. Надо написать, что мы дадим что-нибудь хорошенькое тому, кто найдёт хвост Иа-Иа.

Понятно, понятно,- сказал Пух, кивая голо вой.- Кстати, насчёт “чего-нибудь хорошенького”,- продолжал он сонно,- я обычно как раз в это время не прочь бы чем-нибудь хорошенько подкре...- И он покосился на буфет, стоявший в углу комнаты Совы.- Скажем, ложечкой сгущённого молока или ещё чем-нибудь, например, одним глоточком мёду...

Ну вот,- сказала Сова,- мы, значит, напишем наше объявление, и его расклеят по всему Лесу.

“Ложечка мёду,- пробормотал медвежонок про себя,- или... или уж нет, на худой конец”.

И он глубоко вздохнул и стал очень стараться слушать, то, что говорила Сова.

А Сова говорила и говорила какие-то ужасно длинные слова, и слова эти становились всё длиннее и длиннее... Наконец она вернулась туда, откуда начала, и стала объяснять, что написать это объявление должен Кристофер Робин.

Это ведь он написал объявления на моей двери. Ты их видел, Пух?

Пух уже довольно давно говорил по очереди то “да”, то “нет” на всё, что бы ни сказала Сова. И так как в последний раз он говорил “да, да”, то на этот раз он сказал: “Нет, нет, никогда!” - хотя не имел никакого понятия, о чём идёт речь.

Как, ты их не видел? - спросила Сова, явно удивившись.- Пойдём, посмотрим на них.

Они вышли наружу, и Пух посмотрел на звонок, и на объявление под ним и взглянул на колокольчик и шнурок, который шёл от него, и чем больше он смотрел на шнурок колокольчика, тем больше он чувствовал, что он где-то видел что-то очень похожее... Где-то совсем в другом месте, когда-то раньше...

Красивый шнурок, правда? - сказала Сова.

Пух кивнул.

Он мне что-то напоминает,- сказал он,- но я не могу вспомнить что. Где ты его взяла?

Я как-то шла по лесу, а он висел на кустике, и я сперва подумала, что там кто-нибудь живёт, я позвонила, и ничего не случилось, а потом я позвонила очень громко, и он оторвался, и, так как он, по-моему, был никому не нужен, я взяла его домой и...

Сова,- сказал Пух торжественно,- он кому-то очень нужен.

Иа. Моему дорогому другу Иа-Иа. Он... он очень любил его.

Любил его?

Был привязан к нему,- грустно сказал Винни-Пух.

С этими словами он снял шнурок с крючка и отнёс его хозяину, то есть Иа, а когда Кристофер Робин при бил хвост на место, Иа-Иа принялся носиться по Лесу, с таким восторгом размахивая хвостом, что у Винни-Пуха защекотало во всём теле и ему пришлось поскорее побежать домой и немножко подкрепиться.

Спустя полчаса, утирая губы, он гордо спел:

Кто нашёл хвост? Я, Винни-Пух! Около двух (Только по-правдашнему было около одиннадцати!) Я нашёл хвост!

Темперамент сангвиника. Характер неунывающий, общительный (любит ходить в гости). По натуре — практик, всегда готовый прийти на помощь. Имеет две ярко выраженные слабости — мед и поэзия. Он — прирожденный, стихийный поэт (кстати, весьма точно понимающий сущность стихосложения), при этом совершенно не выносящий длинных сложных слов (они вгоняют его в сон). В результате его часто называют «глупым», с чем он добродушно соглашается. Открыватель Северного полюса, изобретатель игры в Пухалки, лучший друг Пятачка и Кристофера Робина.

«- …А что такое хорошая компания, как не еда и слушатели моих бубнилок?»

«- Теперь стихотворение закончено, — сказал он.- Тебе оно нравится, Пятачок?
— Все, кроме Литров, — сказал Пятачок. — По-моему, они тут ни к чему.
— А они обязательно хотели встать сзади Метров, — объяснил Пух.- Вот я их и впустил туда, чтобы отвязаться. Вообще это самый лучший способ писать стихи — позволять вещам становиться туда, куда они хотят».

«- …Поэзия, Кричалки — это не такие вещи, которые вы находите, когда хотите, это вещи, которые находят на вас; и все, что вы можете сделать, — это пойти туда, где они могут вас найти».

«Пух», сказал Кролик ласково, «ты просто идиот».
«Я знаю», говорит Пух скромно".

Пятачок

Очень Маленькое Существо, находящееся по этому поводу в постоянной тревоге и беспокойстве. Однако при моральной поддержке способен на отважные поступки (выручает друзей из повалившегося дерева, строит дом для Иа, дарит дом Сове). По натуре — чувствительный романтик и эстет (носит белый шарф, восхищается синими подтяжками Кристофера Робина). Не лишен тщеславия.

«Пятачок встал в этот день очень-очень рано и решил нарвать себе букетик фиалок, и, когда он нарвал букет и поставил его в вазу посреди своего дома, ему внезапно пришло в голову, что никто ни разу в жизни не нарвал букета фиалок для Иа. И чем больше он думал об этом, тем более он чувствовал, как грустно быть ослом, которому никто никогда в жизни даже не нарвал букета фиалок».

«- Ягуляры — они всегда так… Они кричат: „Помогите, помогите“, а когда вы посмотрите вверх — бросаются на вас.
— Я смотрю вниз, вниз! — закричал Пятачок очень громко, чтобы Ягуляр по ошибке не сделал того, чего не надо».

«- Неужели я, правда, все это сделал? — сказал он наконец.
— Видишь ли, — сказал Пух, — в поэзии — в стихах… Словом, ты сделал это, Пятачок, потому что стихи говорят, что ты это сделал. Так считается.
— Ой! — сказал Пятачок. — Ведь я… мне кажется, я немножко дрожал. Конечно, только сначала. А тут говорится: „Дрожал ли он? О нет, о нет!“ Вот почему я спросил.
— Ты дрожал про себя, — сказал Пух. — А для такого Маленького Существа это, пожалуй, даже храбрее, чем совсем не дрожать».

Иа-Иа

Типичный меланхолик (из гуморов преобладает черная желчь). По этой причине пребывает в постоянно подавленном депрессивном состоянии. По натуре — язвителен, саркастичен, завистлив. Стремится вызвать у окружающих жалость, которую в полной мере испытывает сам к себе.

«- А что же ты там делаешь? — спросил Кролик.
— Можешь отгадывать до трех раз, Кролик. Рою землю? Неправильно. Прыгаю по веткам молодого дуба? Нет, неправильно. Жду, чтобы мне кто-нибудь помог выбраться из реки? Теперь правильно! Дайте Кролику время подумать, и он всегда все отгадает…
— Я, кажется, вроде как придумал, — сказал наконец Винни-Пух. — Но я не уверен, что это будет хорошо.
— Я тоже, — сказал Иа.
— Выкладывай, Пух, — сказал Кролик. — Говори.
— Ну, если мы все будем бросать камни и всякие вещи в реку, с одного бока Иа подымутся волны, и эти волны прибьют Иа к берегу…
— Очень хорошая идея, — сказал Иа. — Когда я захочу, чтобы меня прибили, Винни-Пух, я вам сообщу.
— А вдруг мы случайно попадем в него? — тревожно спросил Пятачок.
— Или вдруг мы случайно не попадем в него! — сказал Иа. — Обдумай все эти возможности, Пятачок, прежде чем вы начнете развлекаться».

Кролик

Этакий маленький «начальник» в Лесу. По натуре — энергичен, показушно деловит, рационален. Постоянно занят составлением разнообразных планов (иногда весьма криминальных, как-то киндепинг крошки Ру или укрощение Тигры, которого он предлагает завести в Лес и бросить). Авторитет Кролика подкреплен его грамотностью (умеет читать и писать) и наличием огромного количества Родственников и Знакомых.

«Едва успев открыть глаза, Кролик почувствовал, что сегодня все от него зависит и все на него рассчитывают. Это был как раз такой день, когда надо было, скажем, написать письмо (подпись — Кролик), день, когда следовало все проверить, все выяснить, все разъяснить и, наконец, самое главное — что-то организовать».

«- Кролик — он умный! — сказал Пух в раздумье.
— Да, — сказал Пятачок. — Кролик — он хитрый.
— У него настоящие Мозги.
— Да, — сказал Пятачок, — у Кролика настоящие Мозги…
— Наверно, поэтому, — сказал наконец Пух, — наверно, поэтому-то он никогда ничего не понимает!»

Сова

Как и положено Сове, она играет в Лесу роль Мудреца. На самом деле у нее для этого слишком мало оснований, так как пишет она очень безграмотно, а ее знание длинных малопонятных слов никогда не приносит практической пользы.

«Под кольцом крепилась бумажка со словами:
«ПАЖАЛСТА, ЗВАНИТИ, ЕСЛЕ НУЖИН АТВЕТ».
Под шнуром от звонка — вторая бумажка:
«ПАЖАЛСТА, СТУЧИТИ, ЕСЛЕ АТВЕТ НИНУЖИН».

«- Атмосферные условия в последнее время были несколько неблагоприятными, — сказала Сова.
— Что, что?
— Дождик был, — пояснила Сова.
— Да, — сказал Кристофер Робин, — был.
— Уровень паводка достиг небывалой высоты.
— Кто?
— Я говорю — воды кругом много, — пояснила Сова.
— Да, — согласился Кристофер Робин, — очень много».

Кенга

Чрезвычайно Заботливая Мать. Ни больше, ни меньше. Усыновила даже Тигру и какое-то время «заботилась» о Пятачке.

Крошка Ру

Чрезвычайно Подвижный Ребенок. Любит обращать на себя внимание. Друг Тигры.

Тигра

«Укрупненный» вариант крошки Ру. Ужасно непоседлив, любит НАСКАКИВАТЬ и рыбий жир. Не знает предела своих возможностей. Несмотря на опасную энергичность, добродушен.

«Тигра сказал „спасибо“ и неуверенно покосился на Пуха.
— Это и есть чертополох? — шепнул он.
— Да, — сказал Пух.
— Тот, который Тигры любят больше всего на свете?
— Совершенно верно, — сказал Пух.
— Понятно, — сказал Тигра.
И он храбро откусил большущую ветку и громко захрустел ею. В ту же секунду он сел на землю и сунул лапу в рот…
— Кажется, — сказал Иа, — наш друг проглотил пчелу.
Друг Пуха на секунду перестал трясти головой (он пытался вытрясти колючки) и объяснил, что Тигры не любят чертополоха…
— Но ведь ты сам говорил, — начал Пух, — ты говорил, что Тигры любят все, кроме меда и желудей.
— И чертополоха! — крикнул Тигра, который в это время бегал с высунутым языком, описывая огромные круги».

«- Тигры-то? — сказал Тигра. — Летать? Тоже спросил! Они знаешь как летают… Только они не хотят.
— А почему они не хотят?
— Ну, им это почему-то не нравится.
Ру никак не мог этого понять, потому что ему-то ужасно хотелось полетать, но Тигра объяснил ему, что надо самому быть Тигрой, чтобы это понять».

Кристофер Робин

По сути дела, он выполняет функцию всезнающего и почти всемогущего духа Леса. К нему обращаются по всем вопросам, он решает все проблемы. Как нормальное божество, он единственный из персонажей может жить как внутри, так и вне Леса.

«Что будем делать?», спросил он Поросенка.
Поросенок знал ответ на этот вопрос и сразу сказал, — пойти сказать Кристоферу Робину".

Лес

«Никто не знал, откуда они взялись, но вдруг они очутились тут, в Лесу: мама Кенга и крошка Ру.
Пух спросил у Кристофера Робина: «Как они сюда попали?». А Кристофер Робин ответил: «Обычным путем. Понятно, что это значит?». Пух, которому было непонятно, сказал: «Угу». Потом он два раза кивнул головой и сказал: «Обычным путем. Угу. Угу».

Место действия «Винни-Пуха» не менее странное, чем его обитатели. Стоакровый Лес — замкнутое место, как в пространстве, так и во времени. Что находится за его пределами, мало интересует его жителей, да и неясно, где эти пределы. Один Кристофер Робин — «пограничный» персонаж между реальностью и сказкой — грустно говорит в конце, что должен уйти.

Время в Лесу так же замкнуто, циклично. Здесь знают дни недели, но зачем они нужны, толком неясно (разве только, чтобы Пух пожелал кому-то «счастливого Четверга»). Возраст также не имеет значения — так, Пятачку «ужасно много лет: может быть, три года, а может быть, даже четыре!».

По сути дела, мир Леса — это мир Детства, того самого «легкого отношения» к жизни, которое пропагандировал Алан Александр Милн, и которое лучше всего удалось ему отобразить именно в «Винни-Пухе».

«-…больше всего я люблю делать — это…
— Ну, ну?
— Ничего.
— А как ты это делаешь? — спросил Пух после очень продолжительного размышления.
— Ну вот, спросят, например, тебя, как раз когда ты собираешься это делать: „Что ты собираешься делать, Кристофер Робин?“, а ты говоришь: „Да ничего“, а потом идешь и делаешь».

Удивительно также и то, что персонажи сказки, которых канадские медики описали как сонм умалишенных, уживаются на стоакровом пространстве более, чем миролюбиво. Мало того, они всегда готовы безоговорочно прийти на помощь друг другу. Трусливый Пятачок совершает ряд храбрых и великодушных поступков, безалаберный Тигра бежит выручать Кролика, Сова летит на помощь к затопленному Пятачку, хамовитый Кролик, тем не менее, готов угостить последним обжору Пуха, и даже желчный Иа делится чертополохом с Тигрой и пытается спасти (в своей манере) упавшего в реку Крошку Ру, опустив в воду свой хвост. О Винни-Пухе, думаю, говорить не стоит.

Да и опасностей в Лесу не так много. Выражаются они лишь в природных катаклизмах (буря, наводнение), да возникающих в воспаленном мозгу Пуха и Пятачка воображаемых чудовищ, вроде Слонопотама и Буки. Лес настолько миролюбив, что только в нем могут пустить ночью в дом незнакомца, даже толком не разглядев, кто он. Однако, выходя из Леса, люди становятся другими. Их мелкие слабости, воспетые Милном, почему-то напитываются злобой и жестокостью и становятся уже настоящими пороками. Но мы всегда вольны вернуться в то Зачарованное место, которое было, как бы играючи, создано английским писателем.

Заметила, что хочется иногда говорить серьезно о смешном и смешно о серьезном. Итак, психологический анализ личности и поведения ослика Иа (героя мультфильма «Винни-Пух и день забот») сквозь призму трех подходов: психодинамического, гуманистического и когнитивно-бихевиористского.

1. Психодинамический подход к изучению личности ослика Иа.

Согласно Фрейду, в структуре личности доминирует «бессознательное». Сексуальные и агрессивные влечения, составляющие основную часть либидо, человеком не осознаются. Поведение человека полностью детерминировано его сексуальными и агрессивными мотивами, которые он называл ID. Для удовлетворения глубинных мотивов у человека формируются особые структуры EGO (часть сознания, которая стремится выразить и удовлетворить желания ID, в соответствии с ограничениями, накладываемыми внешним миром) и SUPER-EGO (приобретенная система ценностей и норм, принятых в социальном окружении конкретного человека).

Ослик Иа стоял на берегу озера и рассуждал о странностях жизни: «Жалкое зрелище, душераздирающее зрелище, кошмар…» — социально приемлемое проявление агрессии к окружающему миру. То есть агрессивно настроенная часть ослика подавляется супер-эго. Пример проявления либидо у ослика прослеживается в радости, относительно помещения лопнувшего шарика в пустой горшочек. «Гляди, входит и выходит, входит и выходит…».

В диалоге с Винни-Пухом:

— В такой день.
— А какой сегодня день?



— Нет
— Я тоже… Это шутка… ха-ха…

отчетливо прослеживается неудовлетворенная часть супер-эго . В обществе, в котором живет ослик, принято отмечать День Рождения с подарками и угощениями. Неудовлетворение этой части ведет ослика к плохому настроению, грусти и несчастному виду.

Фрейд считал, что большинство конфликтов связано с «фиксацией» человека на одной из стадий развития личности – оральной, анальной и фаллической. У ослика Иа мы наблюдаем фиксацию на оральной стадии , так как ему присуще такие психологические свойства, как «недоверие», «ненасытность», «неудовлетворенность всем предлагаемым» — общий «пессимизм».

Id, ego и super-ego находятся в постоянном конфликте. Для временного снятия конфликтов личность вырабатывает специальные защитные механизмы . Рассмотрим какие защитные механизмы выработала личность ослика Иа.

Отрицание. (способ справляться с переживаниями заключается в отказе признавать существование проблем, как таковых)

— А что случилось с твоим хвостом?
— А что с ним могло случиться?
— Его нет.
— Ты не ошибся?
— Хвост или есть или его нет совсем, тут нельзя ошибиться»
— А что же тогда там есть?
— Ничего.
— Не может быть.

Проекция. (Механизм, при котором у воспринимаемых объектов внешней среды избирательно выделяются качества, соответствующие внутренним переживаниям.)

Ослик Иа проецирует собственные переживания скорби и безнадежности на внешний мир, игнорируя при этом оптимистические и радостные стороны жизни.

— Доброе утро, Иа!
— Доброе утро, Винни-Пух, если оно вообще доброе, в чем я лично сомневаюсь.

— Хотя кого это интересует? Всем наплевать. Никому нет дела.

— Наверное, ты его (хвост) где-нибудь оставил.
— Нет. Наверное, его кто-нибудь стащил. Впрочем, удивляться не приходится. Этого следовало ожидать.

На протяжении сюжета с осликом Иа происходят следующие травматические ситуации , в результате которых образовываются психологические травмы и возникает интенсивный уровень напряжения.

  • Потеря объекта. В виде хвоста.
  • Потеря любви объекта. Нет внимания друзей в День Рождения.

При устранении этих ситуаций (Сова принесла хвост, Винни-Пух и Пятачок принесли подарки и все поздравили с Днем Рождения) напряжение уменьшается, появляется радость и удовлетворенность происходящим.

— Настоящий День Рождения! Столько подарков!
— Мой настоящий собственный хвост?!
— Приятно другу подарить подарок в День Рождения!
— И я, и я, и я того же мнения!

2. Гуманистический подход к изучению личности ослика Иа.

Главным источником развития личности в гуманистической психологии Роджерс считал врожденные тенденции к самоактуализации. На основе этой тенденции у человека в процессе развития возникает особая личностная структура Я, которая включает «Идеальное Я» и «Реальное Я». Эти подструктуры находятся в сложных отношениях от конгруэнтности до полной дисгармонии. Маслоу выделял типы: дефицитарный и ростовой потребностей. А также, пять уровней потребностей.

  1. Физиологический (еда, сон) — дефицитарная
  2. Потребности в безопасности (квартира, работа) – дефицитарная
  3. Потребности в принадлежности (в другом человеке, семье) – промежуточнае
  4. Потребность в самоценке (самоуважении, компетенции, достоинстве) — ростовая
  5. Потребность в самоактуализации (творчество, красота, целостности) — ростовая

У ослика Иа неудовлетворенны следующие потребности:

  • третьего уровня «в принадлежности ». Он ожидает принятия себя друзьями Винни-Пухом, Пятачком, Совой в День его Рождения, что может проявляться в виде поздравления и подарков на День Рождения.

— В такой день.
— А какой сегодня день?
— Пятница, День моего Рождения. Хотя кого это интересует? Всем наплевать. Никому нет дела.
— Сегодня? Твой День Рождения?
— Ну да. А разве не видишь, подарки, именинный пирог, клюква в сахаре и прочее. Не видишь?
— Нет
— Я тоже… Это шутка… ха-ха… но я не жалуюсь, не обращай на меня внимание, медвежонок Пух. Хватит и того, что я сам такой несчастный в свой День Рождения, а если все остальные будут несчастными…

  • пятого уровня «в самоактуализации ». Ослик задумывается над устройством мира и «странностями жизни». Но эстетика и красота внешнего мира не воспринимается им. Устройство жизни оставляет у него лишь вопросы.

Ослик Иа стоял на берегу озера и рассуждал о странностях жизни.
— Жалкое зрелище. Душераздирающее зрелище. Кошмар…
Перешел озеро на другой берег.
— Ну вот, я так и думал, с этой стороны ничуть не лучше, а все почему? И по какой причине? И какой из этого следует вывод?…

— Как поживаешь?
— Не очень как… Я даже думаю совсем никак…

У ослика Иа прослеживается низкая самооценка и низкое значение конгруэнтности (Идеальное Я выше оценивается, чем Реальное Я), в результате чего отмечается высокий уровень тревожности, признаки депрессии. Он отказывается от попыток удовлетворить свои потребности.

— Что с тобой?

— Чего не могут?
— Веселиться, петь, плясать «не беда! Да-да-да» и тому подобное…

— …но я не жалуюсь, не обращай на меня внимание, медвежонок Пух. Хватит и того, что я сам такой несчастный в свой День Рождения, а если все остальные будут несчастными…

Низкая самооценка в качестве гипотезы может быть обусловлена «меня не поздравляют друзья, значит, я не достоин их поздравления».

Таким образом, в силу некоторых определенных обстоятельств, на пути роста и развития ослика Иа возник временный блок (резкое расхождение между «Реальным Я» и «Идеальным Я»), застревание на 3 уровне потребностей, устранив которое, ослик Иа возвращается к нормальному, недепрессивному поведению и как следствие к лучшему удовлетворению 5-го уровня. Теперь мир и жизнь представляются ему более радостным, он смеется и поет песни. Даже в лопнувшем шарике находит плюсы.

— Нет, как раз воздушные шарики в такой горшочек не влезут, они слишком большие.
— Это другие не влезут, а мой влезет. Гляди, пятачок, входит и выходит.
— Входит и выходит!

3. Когнитивно – бихевиористский подход к изучению ослика Иа.

У каждого человека, по мнению Келли, имеется своя собственная система личностных конструктов, своеобразных классификаторов-шаблонов нашего восприятия других людей и себя (умный – глупый, сильный – слабый, хороший – плохой и т.д.). Основной блок личности, согласно Бандуре – самоэффективность (могу – не могу).

Опираюсь на клинические наблюдения и экспериментальные исследования Бека о когнитивной триаде.

1. негативно относится к собственной персоне .

— Как поживаешь?
— Не очень как… я даже думаю совсем никак.

— … я сам такой несчастный…

— Доброе утро, Пятачок, в чем я лично сильно сомневаюсь, но это не важно (обесценивание своего мнения)

2. Склонен к негативной интерпретации своего текущего опыта . Негативно истолковывает ситуацию при наличии более правдоподобных альтернативных объяснений.

— Наверное, ты его где-нибудь оставил
— Нет. Наверное, его кто-нибудь стащил…

— Всем наплевать, никому нет дела.

Хотя по сюжету следует, что друзья попросту не знали о событии.

3. Негативно относится к собственному будущему . Обращая взгляд в будущее, ожидает провала.

— Впрочем, удивляться не приходится. Этого и следовало ожидать.
Перейдя озеро:
— Ну вот, я так и думал, с этой стороны ничуть не лучше…

Видя у Совы свой хвост, он продолжает не верить
— Мой хвост?
— Мой настоящий собственный хвост?

Пятачок:
— Поздравляю тебя с Днем Рождения!
— Как ты сказал? Повтори.
— Поздравляю с Днем Рождения.
— Кого? Меня? С Днем Рождения?

Таким образом, Ослик ошибочно полагает, что он отвергнут людьми, его эмоциональная реакция столь же негативна, как и в случае действительного отвержения. Пессимизм и чувство безнадежности парализуют волю. Он не предпринимает попыток исправить ситуацию.

Он искажает факты или воспринимает только те из них, которые вписываются в доминирующие в его сознании дисфункциональные схемы. Нормальный процесс соотнесения схемы со стимулом нарушен вторжением активных идиосинкразических схем.

Убежденность ослика в достоверности его негативных идей сохраняется благодаря следующим систематическим ошибкам мышления:

  • Произвольные умозаключения: ослик делает выводы и умозаключения при отсутствии фактов, поддерживающих эти заключения, или вопреки наличию противоположных фактов.

— Всем наплевать. Никому нет дела.

  • Избирательное абстрагирование: ослик строит свои заключения, основываясь на каком-то одном, вырванном из контекста фрагменте ситуации, игнорируя ее более существенные аспекты.

— Жалкое зрелище, душераздирающее зрелище, кошмар…

  • Генерализация: ослик выводит общее правило или делает глобальные выводы на основании одного или нескольких изолированных инцидентов и затем оценивает все остальные ситуации, релевантные и нерелевантные, исходя из заранее сформированных выводов.

После принятия от Пятачка лопнувшего шарика
— Поздравляю с Днем Рождения, желаю счастья в личной жизни. Пух.
— Спасибо, мне уже посчастливилось (грустно)
— Я принес тебе маленький подарок.
— У меня уже есть один подарочек (с сарказмом)

  • Абсолютизм, дихотомизм мышления: Ослик Иа склонен мыслить крайностями, делить события, людей, поступки и т. д. на две противоположные категории.

— Спасибо, Пятачок, ты настоящий друг, не то, что некоторые…

Очевидна у ослика Иа так называемая «выученная беспомощность » (по теории Селигмана) Так как ослик считает, что внeшниe coбытия от нac не зaвиcят, и мы ничeгo не мoжeм cдeлaть, чтобы иx пpeдoтвpaтить или видoизмeнить.

— Это почему? Что с тобой?
— Ничего, медвежонок Пух, ничего особенного, все же не могут…
— Чего не могут?
— Веселиться… петь… плясать…

Согласно этой теории, негативные представления о собственной персоне, своем будущем и окружающем мире формируются у ослика на основе раннего опыта. Эти представления (схемы) могут до поры до времени находиться в латентном состоянии - их активируют специфические обстоятельства, как то: потеря хвоста и отсутствие внимания друзей в «такой день».

Заключение.

Сменить невыносимую тяжесть быть Иа на легкость бытия может помочь психолог любого направления!