Основные мотивы любовной лирики маяковского. Своеобразие любовной лирики В.В.Маяковского

В то время, когда Владимир Маяковский начинал свою творческую деятельность, в литературе разгорелась дискуссия, должны ли писатели обращаться к теме любви. Маяковский пишет и посвящает Лиле Брик поэму “Люблю”. В ней чувство любви отражается поэтом не так, как в классической поэзии XIX в. У Маяковского любовь – это глубоко личные переживания, не имеющие ничего общего с мнением обывателей о любви. Первую часть произведения поэт назвал “Обыкновенно так”, чтобы противопоставить обыденному восприятию чувства любви свое – поэтическое. В этом основной конфликт лирической по своей жанровой доминанте поэмы. По мнению Маяковского, любовь дается каждому человеку от рождения, но у обычных людей, которые любят “между служб, доходов прочего”, “поцветет, поцветет – и скукожится”:

Любовь любому рожденному дадена, –

Но между служб,

И прочего

Со дня на день

Очерствевает сердечная почва.

Наконец, лирическому герою встречается женщина, которая

Пришла –

Деловито,

За рыком,

За ростом,

Взглянув,

Разглядела просто мальчика.

Отобрала сердце

Пошла играть –

Как девочка с мячиком.

Конфликт в поэме строится на неразделенности чувства любви. Наиболее высокого напряжения он достигает в главе “Ты”. Поэт отдает сердце любимой и счастлив. По его мнению, счастье не в том, чтобы хранить чувства, как капитал в банке, а в том, чтобы подарить их другому человеку, ничего не желая взамен. Любовь бескорыстна, поэтому она вечна. У Маяковского было твердое убеждение, что “если ты меня любишь, значит, ты мой, со мной, за меня, всегда, везде и при любых обстоятельствах, даже если я неправ, несправедлив, или жесток”. Любовь должна быть незыблема, как закон природы. “Не может быть, чтобы я ждал солнца, а оно не взойдет. Не может быть, чтобы я поклонился цветку, а он убежит. Не может быть, чтобы я обнял березу, я она скажет: “Не надо””. Любви не страшны

Ни ссоры,

Ни версты.

Продумана,

Выверена,

Проверена.

Подъемля торжественно стих строкоперстый,

Клянусь –

Неизменно и верно.

К любовной лирике Маяковского относятся два стихотворения, созданные в конце 1928 года. Это “Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви” и “Письмо Татьяне Яковлевой”. Первое из них адресовано редактору газеты “Комсомольская правда”, в которой работал оказавшийся в Париже поэт. Второе стихотворение не было предназначено для печати – это личное послание, которое было передано любимой женщине. В первом “Письме…” Маяковский размышляет о сущности любви, ее сокровенном смысле. Поэт хочет разобраться в себе, по-новому взглянуть на мир. Любовь настолько сильна, что перевернула в нем все, создала его заново. “Письмо…” представляет собой поэтический монолог. Любовь поэта “человеческая, простая”:

Подымает площадь шум,

Экипажи движутся,

Стишки пишу

В записную книжицу.

Любовь дает возможность ощутить единство обычного, земного и прекрасного, высокого, а поэзия – выразить это.

В этом “Письме…” поэт утверждает, что слово влюбленного человека способно

Подымать,

Которые глазом ослабли.

“Письмо товарищу Кострову…” – одно из самых лирических произведений В. Маяковского о любви. Поэт говорит о значении любви в своей жизни. Его чувства приобретают “вселенские” масштабы, поэтому для их выражения Маяковский использует метафоры и неологизмы: “Из зева до звезд взвивается светло золоторожденной кометой” или “Распластан хвост небесам на треть”.

В “Письме Татьяне Яковлевой” любовь предстает своей драматической стороной. Почему-то взаимная любовь не принесла счастья влюбленным. Поэт обещает усмирить чувство ревности. Если стихотворение “Письмо товарищу Кострову…” имеет глобальный, даже философский характер, то второе по содержанию более личное. В нем душа Маяковского открыта, в ней рядом страсть и бессилие, ревность и достоинство:

Ты не думай,

Щурясь просто

Из-под выпрямленных дуг.

Иди сюда,

Иди на перекресток

Моих больших и неуклюжих рук.

Не хочешь?

Оставайся и зимуй,

И это оскорбление

На общий счет нанижем.

Форма монолога сообщает стиху доверительность, придает поэтическому повествованию глубоко личный характер. Предельная откровенность героя проступает в словах о “собаках озверевшей страсти”, о ревности, которая “двигает горами”, о “кори страсти”. Каждая строка стихотворения наполнена силой чувства, как и вся любовная лирика Маяковского, мощная и страстная. Поэт был навеки ранен любовью. Читателя не может не потрясти сила этой любви, которая вопреки всему утверждает непобедимость жизни. Поэт имел все основания говорить:

Я чего написал,

Сказал –

Тому виной

Глаза-небеса,

(No Ratings Yet)

  1. Обретенный жизненный и художественный опыт дал новый толчок духовному и творческому развитию – поэт-романтик преображается в писателя-реалиста. С особой наглядностью этот путь выразили стихи о любви. В Лирике любви очерчены...
  2. Нет и не может быть у Некрасова стихов без “кипенья человеческой крови и слез”, с которыми он сталкивается повсюду. Это действительно так, но нельзя не утверждать, что любовная лирика Некрасова...
  3. Своеобразие любовной лирики Пушкина План I. Поэт-лирик Пушкин. II. Развитие чувства в любовной лирике Пушкина. 1. Лицейский последователь Анакреона. 2. Неизбывная потребность любить. III. Женщина – предмет восхищения, пылких, искренних...
  4. СВОЕОБРАЗИЕ ЛЮБОВНОЙ ЛИРИКИ А. БЛОКА Тема любви – одна из самых главных тем мировой литературы. Этому прекрасному чувству посвящали проникновенные строки В. Шекспир и Ф. Петрарка, Р. М. Рильке и...
  5. УТОНЧЕННО-ЧУВСТВЕННЫЙ ПСИХОЛОГИЗМ ЛЮБОВНОЙ ЛИРИКИ А. А. ФЕТА Шепот, робкое дыханье, Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья, Свет ночной, ночные тени, Тени без конца, Ряд волшебных изменений Милого лица, В...
  6. Какие черты гротесковой лирики В. В. Маяковского нашли воплощение в стихотворении “Нате!”? Размышляя над поставленной проблемой, вспомните, что в творчестве В. В. Маяковского 1913-16 гг. выделяется группа произведений, в которой...
  7. Что вызывает протест у героя ранней лирики В. В. Маяковского? В. Маяковский до сих пор является в русской поэзии до конца не разгаданной тайной. Поэт-бунтарь, поэт-революционер, необычайно талантливая личность, он...
  8. ПРОТЕСТ ГЕРОЯ РАННЕЙ ЛИРИКИ В. В. МАЯКОВСКОГО Владимир Маяковский вошел в русскую литературу как разрушитель устаревших канонов искусства и жизни, как гневный ниспровергатель устоев старого быта, как бунтарь, ненавидящий все...
  9. Осип Эмильевич Мандельштам принадлежал к плеяде блистательных поэтов Серебряного века. Его оригинальная высокая лирика стала весомым вкладом в русскую поэзию XX века, а трагическая судьба до сих пор не оставляет...
  10. ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА И. С. Тургенев ЛИРИКА Идейно-художественные особенности лирики Тургенева “Стихотворения в прозе” – новый жанр, который Тургенев ввел в литературный обиход. Жанр этот по своей сути...
  11. Творчество Владимира Маяковского мы знаем очень хорошо, ведь об этом талантливом поэте мы узнаем очень рано, еще со слов наших родителей. Его творчество наполнено многими талантливыми произведениями, в которые можно...
  12. Поэт Владимир Маяковский за свою жизнь пережил немало бурных романов, меняя женщин, словно перчатки. Однако его истинной музой на протяжении долгих лет оставалась Лиля Брик – представительница московской богемы, увлекающаяся...
  13. В 1928 году Владимир Маяковский отправился в заграничное путешествие, посетив Францию. Он был аккредитован в качестве журналиста газеты “Комсомольская правда” и клятвенно обещал редактору издания Тарасу Кострову периодически присылать заметки...
  14. Лирика Владимира Маяковского весьма своеобразна и отличается особой оригинальностью. Дело в том, что поэт искренне поддерживал идеи социализма и считал, что личное счастье не может быть полным и всеобъемлющим без...
  15. Загадка любви вечна. Многие писатели и поэты безуспешно пытались разгадать ее. Русские художники слова посвятили великому чувству любви лучшие страницы своих произведений. Любовь пробуждает и невероятно усиливает лучшие качества в...
  16. Поэт Николай Алексеевич Некрасов был самым известным и популярным в России в середине XIX века. Его поэзия разнообразна, но имеет общий корень – идет от самого сердца и не может...
  17. Кто не испытывал, как возбуждает любовь все силы человека, тот не знает, что такое любовь. Н. Чернышевский План 1. “Меня сейчас узнать не могли бы…”. 2. “… не выскочишь из...
  18. Не секрет, что Владимир Маяковский, как и многие поэты первой половины 20 века, вел довольно неупорядоченный и хаотичный образ жизни. Это касалось не только творчества, работы и бытовой неустроенности, но...
  19. Как известно, лирика передает переживания человека, его мысли и чувства, вызванные различными явлениями жизни. В поэзии Маяковского отражается строй мыслей и чувств нового человека – строителя социалистического общества. Основные темы...
  20. Тема одиночества очень ярко прослеживается в Творчестве Владимира Маяковского, который считал себя гением и при этом был убежден, что его творчество недоступно для понимания окружающих. Однако поэт искал не столько...
  21. Ушла в прошлое эпоха мрачного средневековья с ее суровым аскетизмом и воинствующей религиозностью. Обычаи и предрассудки средневековья еще живы, но духовный облик людей, психологический климат общества коренным образом меняется. В...
  22. Своеобразный литературный почерк Владимира Маяковского можно легко проследить в каждом его произведении. Рубленые фразы, яркие образы, использование метафор – все эти характерные черты встречаются не только в патриотических или же...
  23. Есть ли в мире человек, который познакомившись с творчеством великого русского Поэта Федора Ивановича Тютчева, останется равнодушен к его поэзии. Он замечает и описывает очевидные вещи так, что каждый глядя...
  24. С самого начала писательской деятельности Гоголь мечтал написать произведение, в “котором бы явилась вся Русь”. Это должно было быть грандиозное описание быта и нравов России первой трети XIX века. Таким... Трагедия “Каменный гость” – художественная версия популярной легенды, к которой обращались многие известные писатели. Произведение настолько тонкопсихологичное и насыщено философскими смыслами такой глубины, что Белинский назвал трагедию “без всякого сравнения,...
  25. Знакомство с Лилей Брик полностью изменило жизнь поэта Владимира Маяковского. Внешне он оставался все тем же дерзким молодым человеком, который писал резкие стихи и с иронией читал их любопытной публике....
Особенности любовной лирики В. В. Маяковского

Есть поэты, которые словно открыты для любви, и все их творчество буквально пронизано этим прекрасным чувством. Это Пушкин, Ахматова, Блок, Цветаева и многие другие. А есть те, кого трудно представить влюбленным. И в первую очередь на ум приходит Владимир Маяковский. Стихи о любви в его творчестве, на первый взгляд, кажутся совершенно неуместными, поскольку воспринимается он обычно как певец революции. Так ли это, попробуем узнать, внимательнее приглядевшись к поэту.

Маяковский - начало творческого пути

Родина поэта - Грузия. Родители происходили из дворянского рода, хотя отец служил простым лесничим. Внезапная смерть кормильца заставляет семью переехать в Москву. Там Маяковский поступил в гимназию, но через два года был отчислен за неуплату обучения, и занялся революционной деятельностью. Несколько раз он подвергался аресту и почти год провел в камере Это произошло в 1909 году. Тогда впервые он начал пробовать писать стихи, совершенно ужасные, по его словам. Однако именно этот год Маяковский, и знаменитые поэмы которого были еще впереди, считал началом своей поэтической карьеры.

Поэт революции

Нельзя сказать, что творчество Владимира Маяковского было полностью посвящено революции. Все далеко не так однозначно. Поэт безоговорочно принимал ее, был активным участником тех событий, и многие его произведения действительно были посвящены Он практически обожествлял ее, верил в идеалы, которые она несла, и защищал. Несомненно, он был рупором революции, а его стихи - своеобразной агитацией.

Любовь в жизни Маяковского

Глубокая эмоциональность присуща всем творческим натурам. Не был исключением и Владимир Маяковский. Тема через все его творчество. Внешне грубый, на самом деле поэт был очень ранимым человеком, героем скорее лирического характера. И любовь в жизни и творчестве Маяковского занимала далеко не последнее место. Он, широкий душой, умел мгновенно влюбляться, и не на короткий срок, а на длительное время. Но поэту не везло в любви. Все отношения заканчивались трагически, а последняя любовь в его жизни привела к самоубийству.

Адресаты любовной лирики Маяковского

В жизни поэта были четыре женщины, которых он любил безоговорочно сильно. Любовная лирика Маяковского связана в первую очередь именно с ними. Кто они, музы поэта, которым он посвящал свои стихи?

Мария Денисова - первая, с кем связана любовная лирика Маяковского. Он влюбился в нее в Одессе, в 1914 году, и посвятил девушке поэму «Облако в штанах». Это была и первое сильное чувство поэта. Поэтому поэма получилась такой щемяще честной. Это настоящий крик влюбленного, который несколько мучительных часов ждет любимую девушку, а она приходит только для того, чтобы сообщить, что выходит замуж за более обеспеченного человека.

Татьяна Алексеевна Яковлева. С ней поэт познакомился в октябре 1928 года в Париже. Встреча закончилось мгновенной влюбленностью друг в друга. Молодая эмигрантка и высокий, под два метра ростом Маяковский, были прекрасной парой. Ей он посвятил два своих стихотворения - «Письмо товарищу Кострову…» и «Письмо Татьяне Яковлевой».

В декабре поэт уезжает в Москву, но уже в феврале 1929 года вновь возвращается во Францию. Его чувства к Яковлевой были настолько сильными и серьезными, что он сделал ей предложение, но не получил ни отказа, ни согласия.

Отношения с Татьяной закончились трагически. Планируя вновь приехать осенью, Маяковский не смог этого сделать из-за возникших проблем с визой. К тому же он внезапно узнает, что его любовь выходит в Париже замуж. Поэт был настолько потрясен этим известием, что говорил, что если больше не увидит Татьяну, то застрелится.

А потом вновь начались поиски той единственной преданной любви. Поэт начал искать утешения у других женщин.

Последняя любовь Маяковского

Вероника Витольдовна Полонская - актриса театра. С ней Маяковский познакомился в 1929 году через Осипа Брика. Сделано это было неслучайно, в надежде, что очаровательная девушка заинтересует поэта и отвлечет от трагических событий, связанных с Яковлевой. Расчет оказался верным. Маяковский всерьез увлекся Полонской, настолько, что стал требовать от нее разрыва с мужем. А она, любя поэта, не могла начать разговор с мужем, понимая, каким ударом это для него будет. И муж Полонской до конца верил в верность жены.

Это была мучительная любовь для обоих. Маяковский с каждым днем все сильнее нервничал, а она все оттягивала объяснение с супругом. 14 апреля 1930 года они увиделись в последний раз. Полонская утверждает, что разговора о разрыве не было, поэт в который раз просил ее уйти о мужа и оставить театр. Через минуту после своего ухода, уже будучи на лестнице, Полонская услышала выстрел. Вернувшись в квартиру поэта, она нашла его умирающим. Так трагично закончилась последняя любовь и жизнь Владимира Маяковского.

Лиля Брик

Эта женщина, без преувеличения, занимала главное место в сердце поэта. Она - его самая сильная и «больная» любовь. Почти вся любовная лирика Маяковского после 1915 года посвящена ей.

Встреча с ней произошла через год после разрыва отношений с Денисовой. Маяковский был вначале увлечен младшей сестрой Лили, а ее при первой встрече принял за гувернантку своей возлюбленной. Позднее состоялось официальное знакомство Лили и с поэтом. Они были поражены его стихотворениями, а он мгновенно влюбился в эту неординарную женщину.

Их отношения были странными и непонятными для окружающих. Муж Лили имел связь на стороне, и не испытывал физического влечения к жене, но по-своему очень любил ее. Лиля же мужа обожала, и когда ее однажды спросили, кого она все-таки выбрала бы, - Маяковского или Брика, она, не задумываясь, ответила, что мужа. Но и поэт ей был чрезвычайно дорог. Эти странные отношения длились 15 лет, до гибели Маяковского.

Особенности любовной лирики Маяковского

Наиболее ярко особенности лирики поэта видны в его поэме «Люблю», посвященной Лиле Брик.

Любовь для Маяковского - это глубокие личные переживания, а не устоявшееся мнение о ней. Каждому человеку присуще это чувство от рождения, но обыватели, которые больше ценят в жизни комфорт и достаток, быстро лишаются любви. Она у них, по словам поэта, «скукоживается».

Особенностью любовной лирики поэта является его убеждение в том, что если человек кого-то любит, он должен полностью следовать за избранником, всегда и во всем поддерживать, даже если любимый человек неправ. По мнению Маяковского, любовь бескорыстна, ей не страшны размолвки и расстояние.

Поэт - максималист во всем, поэтому его любовь не знает полутонов. Она не ведает покоя, и об этом пишет автор в своем последнем стихотворении «Неоконченное»: «...Надеюсь верую вовеки не придет ко мне позорное благоразумие».

Стихи о любви

Любовная лирика Маяковского представлена небольшим количеством стихотворений. ГНо каждое из них - это маленький кусочек жизни поэта с ее печалями и радостями, отчаянием и болью. «Люблю», «Облако в штанах», «Неоконченное», «Про это», «Письмо Татьяне Яковлевой», «Письмо товарищу Кострову…», «Флейта-позвоночник», “Лиличка!” - таков краткий перечень произведений Владимира Маяковского о любви.

“Любовь – это сердце всего”.
В.В.Маяковский

Цели урока :

  • познакомиться с адресатами любовной лирики Маяковского;
  • раскрыть оригинальность и глубину его стихотворений о любви;
  • убедиться, что любовь в жизни В.В.Маяковского играла определяющую роль, что Маяковский не столько певец революции, сколько живой человек с тонко чувствующей душой, умеющий страдать, мучиться и любить. (слайд 3)

Оборудование: презентация, сборники стихотворений В.В.Маяковского

Ход урока

Эй, вы!
Небо!
Снимите шляпу!
Я иду!
Глухо.
вселенная спит,
положив на лапу
с клещами звёзд огромное ухо.

Это финальные строчки поэмы “Облако в штанах”, которую В.В. Маяковский в июле 1915 года читал в петроградской квартире Лили Юрьевны и Осипа Максимовича Бриков на улице Жуковского.

Этот день Маяковский назвал “радостнейшей датой”: с него началась любовь к Лиле Юрьевне Брик , определившая всю жизнь поэта.

Слайд 4: портрет Лили Брик

Сама Лиля Юрьевна тоже вспоминала этот день как величайшее событие.

“Он задумался. Потом обвёл глазами комнату, как огромную аудиторию, прочёл пролог и спросил – не стихами, прозой – негромким, с тех пор незабываемым голосом

Вы думаете, это бредит малярия? Это было. Было в Одессе.

Мы подняли головы и до конца не спускали глаз с невиданного чуда.

Маяковский ни разу не переменил позы. Ни на кого не взглянул. Он жаловался, негодовал, издевался, требовал, впадал в истерику, делая паузы между частями”.

Маяковский влюбился до безумия. Лиле Брик немедленно была посвящена поэма “Облако в штанах”, а много лет спустя, в 1928 году, Маяковский написал её имя на первом томе собрания своих сочинений – посвятив ей таким образом всё, что было им создано.

С первых дней знакомства семья Бриков стала семьёй Маяковского на всю жизнь.

Слайд 5: портрет Маяковского с Бриками.

В квартире Бриков он всегда чувствовал себя дома, она сделалась настоящим центром современной литературной жизни. Здесь бывали Бурлюк, Хлебников, Асеев, Пастернак, Кузмин.

Отношения Маяковского с Лилей, конечно, с самого начала не были просто отношениями талантливого поэта и чуткой слушательницы. Маяковский был влюблён со всей силой своего темперамента – т.е. с силой поистине неизмеримой.

Осенью 1915 года была написана поэма “Флейта-позвоночник”, потрясающая накалом любовных переживаний и поэтической мощью, с которой они воплощены.

Давайте обратимся к тексту поэмы и найдём строки, в которых передаётся сила чувств поэта.

Всё, что он писал в это время, было проникнуто любовью.

26 мая 1916 года написано стихотворение “Лиличка! Вместо письма ”, которое не было напечатано при жизни Маяковского.

Чтение стихотворения учеником.

Какие эпитеты и метафоры этого стихотворения поражают своей глубиной и точностью передачи чувств автора?

Обратите внимание на финальные строки, которые по праву можно отнести к шедеврам любовной лирики:

Дай хоть
последней нежностью выстелить
твой уходящий шаг.

Отношения с Брик складывались тяжело. Недолгие периоды счастья (Лиля даже объявила мужу о своей любви к Маяковскому) сменялись мучительными переживаниями поэта.

Счастливое время в отношениях с Лилей давало Маяковскому огромную творческую энергию.

В 1922 году появилась поэма “Люблю ” - самый светлый из всех его гимнов женщине.

- Как показана любовь в этом произведении?

Учитель: Но надлом в отношениях не заставил себя ждать. Вместе с поэмой “ Про Это” - поэмой о любви, отчаянии, одиночестве, Маяковский в 1923 году писал письмо-дневник, обращённое к Лиле Юрьевне. Она нашла это письмо только после смерти поэта. Письмо даёт представление о том, что происходило в душе Маяковского за 2 месяца разлуки с Лилей.

“...Нет теперь ни прошлого просто, ни давно прошедшего для меня нет, а есть один до сегодняшнего дня длящийся теперь ничем не делимый ужас. Ужас не слово, Лиличка, а состояние – всем видам человеческого горя я б дал сейчас описание с мясом и кровью.

Одна польза от всего от этого: последующие строчки, представляющиеся мне до вчера гадательными, стали твёрдо и незыблемо.

Можно ли так жить вообще? Можно, но только недолго. Тот, кто проживёт хоть бы вот эти 39 дней, смело может получить аттестат бессмертия. Поэтому никаких представлений об организации будущей моей жизни на основании этого опыта я сделать не могу. Ни один из этих 39 дней я не повторю никогда в моей жизни.

Опять о моей любви. О пресловутой деятельности. Исчерпывает ли для меня любовь всё? Всё, но только иначе. Любовь – это жизнь, это главное. От неё разворачиваются и стихи и дела и всё прочее. Любовь это сердце всего. Если оно прекратит работу, всё остальное отмирает, делается лишним, ненужным. Но если сердце работает, оно не может проявляться в этом во всём. Без тебя (не без тебя “в отъезде”, а внутренне без тебя) я прекращаюсь. Это было всегда, это и сейчас. Но если нет “деятельности” - я мёртв

Любишь ли ты меня? Для тебя, должно быть, это странный вопрос – конечно, любишь. Но любишь ли ты меня? Любишь ли так, чтоб это мной постоянно чувствовалось? Нет. У тебя не любовь ко мне, у тебя – вообще ко всему любовь.

Какая жизнь у нас может быть, на какую я в результате согласен? Всякая. На всякую. Я ужасно по тебе соскучился и ужасно хочу тебя видеть”.

Расставание длилось долго и мучительно – однако, окончательного разрыва так и не произошло. Вплоть до смерти Маяковского Лиля бдительно следила за его увлечениями – мимолётными и серьёзными, следила, чтобы эти отношения не перешли за грань именно увлечений.

Влияние её на Маяковского было огромным. Когда в 1927 году до неё дошли слухи, что Владимир Владимирович собирается жениться на Наталье Брюханенко,

Фото Брюханенко, с которой он познакомился в Госиздате и путешествовал по Крыму, Лиля Юрьевна написала ему: “Володя, не делай этого...”. Свадьба не состоялась.

Учитель: Будучи за границей, в Нью-Йорке, Маяковский познакомился с Элли Джонс (Елизаветой Петровной Зиберт), американкой русского происхождения. Она вспоминала:

Слайд 7: фото Джонс

Ученица: “Ему было 32 года, мне 20, мы оба были молодыми и знали, что наши отношения должны вместиться в короткий промежуток времени. Это был как бы сгусток, капсула времени”.

Учитель: Судя по всему, чувство Маяковского к Элли Джонс не было особенно глубоким. Но это никак не сказывалось на его поведении.

Ученица: “Проводив его на корабль и вернувшись домой, я хотела броситься на кровать и плакать – по нему, по России, - но не могла: вся кровать была усыпана незабудками. У него было так мало денег, но это было в его стиле! Где он взял незабудки в конце октября в Нью-Йорке? Должно быть, заказал задолго до этого”.

Учитель: Элли Джонс родила Маяковскому дочь – Элен-Патрицию, которая до настоящего времени живёт в Америке.

Слайд 8: фото дочери Маяковского

Учитель: В 1928 году Маяковский познакомился в Париже с Татьяной Алексеевной Яковлевой.

Слайд 9: фото Яковлевой

Ей посвящены стихи “Письмо Татьяне Яковлевой” и “Письмо товарищу Кострову о сущности любви” (Костров был главным редактором “Комсомольской правды”, в которой Маяковский опубликовал эти стихи).

Татьяне Яковлевой в 1928 году был 21 год. В этой женщине было всё: красота, ум, такт.

Маяковский влюбился в неё мгновенно, судя по стихам, с первого взгляда:

Ураган,
огонь
вода
подступают в ропоте.
Кто
сумеет
совладать?
Можете?
Попробуйте...

Докажите по стихотворениям, посвящённым Татьяне Яковлевой, что Маяковский испытывал к ней очень сильное чувство.

Процитируйте.

(“Письмо Татьяне Яковлевой”, “Письмо товарищу Кострову о сущности любви”

Учитель: Вероятно, впервые Маяковский не ощутил в любимой женщине испуга перед силой его чувств.

Ученица: “Я прекрасно отдавала себе отчёт, что всё в его жизни переменилось. Я сразу это почувствовала. Всё было так нежно, так бережно. В первую встречу – было холодно – он снял своё пальто в такси и укутал мои ноги – такая, например, мелочь...Человек был совершенно необычайного остроумия, обаяния. Он мне не “нравился”, я его полюбила”.

Несоответствия чувств на этот раз, вероятно, не было. Было другое препятствие – неодолимое... Оказалось, гораздо легче позвать в Москву Эйфелеву башню, чем Татьяну Яковлеву. Маяковский не мог не понимать, что такая перемена судьбы для неё невозможна, что “взять” эту женщину можно только вдвоём с Парижем”, - а это, в свою очередь, невозможно для него. И всё-таки Владимир Владимирович звал её – звал письмами и телеграммами.

В 1929 году во время последнего приезда Маяковского в Париж Татьяна Алексеевна обещала ему принять окончательное решение по поводу её возвращения или невозвращения в Москву, когда Владимир Владимирович приедет в следующий раз.

Но следующего приезда Маяковского уже не было: больше он заграничной визы не получил.

Здесь говорят об участии Лили Брик. Она ревновала к Татьяне Яковлевой – главным образом как к вдохновительнице стихов, которые поэт до сих пор посвящал только Лиле.

Маяковский не приехал больше в Париж. И наверняка понял, что о Яковлевой надо забыть, и изо всех сил старался это сделать.

Вскоре Маяковский начал ухаживать за Вероникой Полонской .

Слайд 10: фото Полонской

Знакомство с Полонской произошло 13 мая 1929 года. В то время многие слышали от Владимира Владимировича слова: спасти меня может только настоящая, большая любовь. Он искал такой любви и, вероятно, надеялся её найти в Норе Полонской – актрисе МХАТа, которой только что исполнилось 20 лет и которая была замужем за известным актёром Михаилом Яшиным.

Вероника Полонская написала подробные воспоминания о последнем годе жизни Маяковского.

Человек интеллигентный и тонкий, она обвиняет себя в непонимании тяжелейшего душевного кризиса, который переживал тогда Владимир Владимирович. Вероника Витольдовна пишет о своей жизненной неопытности, об увлечённости театром, о невозможности с кем-либо посоветоваться, о двусмысленности своего положения по отношению к мужу... Всё это сделало отношения с Маяковским очень нелёгкими и напряжёнными.

Полонская полагала, что строки о “взаимных болях, бедах и обидах” из последнего стихотворения Маяковского обращены к ней: именно эти слова, по её мнению, точно характеризовали их отношения.

- Давайте прослушаем это стихотворение в исполнении Н.Носкова на музыку Д.Тухманова- истинный шедевр любовной лирики.(Приложение1)

Владимир Владимирович требовал, чтобы Полонская разошлась с мужем, вышла замуж за него, оставила театр. Но решиться на резкую перемену судьбы Вероника Витольдовна не могла.

Отношения с Полонской не стали спасительной соломинкой, за которую хотел схватиться Маяковский.

Вероника Полонская стала свидетельницей последних минут жизни Маяковского. О них она написала в своих воспоминаниях с протокольной точностью.

Сцена: ученица (Полонская) и ученик (Маяковский) Слайд 12 : Маяковский и Полонская

(Маяковский быстро заходил по комнате. Почти бегал)

Значит, пойдёшь на репетицию?

Да, пойду.

И с Яншиным увидишься?

Ах, так! Ну тогда уходи, уходи немедленно, сию же минуту.

(Владимир Владимирович открыл ящик, захлопнул его и опять забегал по комнате)

Что же, вы не проводите меня даже?

(Поцеловал)

Нет, девочка, иди одна...Будь за меня спокойна.

(Улыбнулся)

Я позвоню. У тебя есть деньги на такси?

(Дал 20 рублей)

Так ты позвонишь?

(Полонская вышла за дверь, прошла несколько шагов, раздался выстрел (Приложение1), вернулась)

Что вы сделали? Что вы сделали?

Давайте подведём итог по теме урока: в чём заключается своеобразие любовной лирики Маяковского?

Ученики подводят итог, записывают в тетради со слайда 13 .

Несмотря на все старания властей “похоронить поэта”, приклеить ему ярлык “железного советского”, мы слышим его могучий голос через годы. Он учит нас жить и любить.

И я надеюсь, что вы не останетесь равнодушными к этому удивительному, противоречивому, гениальному, мечтавшему о несбыточном, правому и неправому, могучему поэту с беззащитной душой.

Потому что “любовь – это сердце всего”.

Слайд 14: эпиграф.

Домашнее задание: подготовить выразительное чтение наизусть стихотворений “Лиличка” и “Неоконченное” (по выбору). (слайд 15)

  1. Маяковский В.В. Стихотворения. Поэмы. Пьесы.- М.: Дрофа: Вече, 2002. 320с.
  2. Составление, вступительная статья, комментарии Т.А.Сотниковой.

Открытый урок по теме:

«Своеобразие любовной лирики Маяковского»


Учитель литературы:

Просвиркина В. А.

МАОУ «Заводопетровская СОШ»

2013 год

СВОЕОБРАЗИЕ ЛЮБОВНОЙ ЛИРИКИ МАЯКОВСКОГО

Цели :

1. выяснить своеобразие любовной лирики Маяковского; проследить эволюцию темы в творчестве поэта;

2. развивать навыки анализа поэтического текста.

Оборудование: портрет Маяковского, фотографии Л. Ю. Брик, Т. Яковлевой.

Ход урока

I. Проблемный вопрос: «Что такое любовь?» (учащиеся отвечают индивидуально на листочках, затем ответы собирает учитель не озвучивая).

II. Определение темы урока, постановка целей.

Учитель: Как вы думаете, какова тема урока? (ответы учащихся).

Учитель: Сформулируйте цели урока.

III. Работа с письмом Маяковского Лилии Брик.

Учитель: Роковой женщиной в жизни поэта стала Лилия Юрьевна Брик. Прочитайте отрывок из письма Маяковского Лилии Брик, определите, какое место в жизни поэта занимала любовь.

«Исчерпывает ли для меня любовь всё? Всё, но только иначе… Любовь – это жизнь, это главное… От неё разворачиваются и стихи, и дела, и всё пр. Любовь – это сердце всего. Если оно прекратит работу, всё остальное отмирает, делается лишним ненужным. Но если сердце работает, оно не может не проявляться во всём»

В. В. Маяковский. Письмо Л. Ю. Брик.

IV . История взаимоотношений поэта с Лилией Брик. Анализ стихотворения «Лиличка».

Учитель: Сейчас вы познакомитесь с историей взаимоотношений Маяковского и Лилии Брик.

Выступление подготовленного ученика о Лилии Брик.

Учитель : Что вы узнали нового о Маяковском? Что удивило в этой истории любви? (ответы учащихся)

Учитель : Прослушайте стихотворение «Лиличка». Сравните историю любви, показанную в стихотворении, и историю любви в жизни поэта.

Чтение стихотворения «Лиличка» подготовленным учеником. (Возможен вариант чтения через Интернет актрисой Татьяной Лавровой).

Беседа по стихотворению:

1 Чем похожа история любви, изображённая в стихотворении, и история любви в жизни поэта.

2. Найдите и прокомментируйте строчки, передающие внутреннее состояние героя. Какие средства при этом использует автор?

3. Какие строки подтверждают «громаду-любовь» героя?

V . История взаимоотношений поэта с Татьяной Яковлевой. Анализ стихотворения «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви».

Выступление подготовленного ученика о Татьяне Яковлевой.

Работа в парах или в группах (по выбору учащихся) со стихотворением «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви». Задание: прочитать стихотворение, сформулировать, в чём заключается сущность любви.

Учитель : Итак, в чём же заключается сущность любви? (Выступление от групп (или пар)).

Учитель : А теперь давайте почитаем, какое определение любви дали вы (учитель зачитывает ответы учащихся). Отличаются ли ваши определения от сущности любви Маяковского?

VI . Аналитическая работа (если позволит время).

Учитель : Предлагаю вашему вниманию два небольших текста, прочитайте их и выскажите свою точку зрения на возможную причину смерти Маяковского.

«Вчера, 14 апреля, в 10 часов 15 минут утра в своём рабочем кабинете покончил самоубийством жизнь поэт Владимир Маяковский. Как сообщил нашему сотруднику следователь тов. Сырцов, проведённое следствие указывает, что самоубийство вызвано причинами чисто личного порядка, не имеющего ничего общего с литературной деятельностью поэта. Самоубийству предшествовала длительная болезнь, после которой он не поправился»

Предсмертное письмо Маяковского.

«Всем. В том, что умираю, не вините никого и, пожалуйста, не сплетничайте. Покойник этого не любил. Мама, сёстры и товарищи, простите – это не способ (другим не советую), но у меня выходов нет.

Лиля – люби меня.

Товарищ правительство, моя семья – это Лиля Брик, мама, сёстры и Вероника Витольдовна Полонская. Если ты устроишь им сносную жизнь – спасибо. Начатые стихи отдайте Брикам, они разберутся.

Как говорят-

«инцидент исчерпан», любовная лодка разбилась о быт.

Я с жизнью в расчёте

И не к чему перечень взаимных болей,

Бед и обид..»

VII . Обобщение.

Понравились ли вам стихи Маяковского о любви?

В чём их своеобразие?

Домашнее задание по выбору учащихся:

Напишите небольшое сочинение на тему: «Лирика любви Маяковского. В чем ее своеобразие?»

Учитель : Спасибо за урок. Желаю вам любви красивой, настоящей, взаимной.

Маяковский и Лилия Брик.

Лиля Брик, муза и возлюбленная поэта Владимира Маяковского, была самым огромным счастьем в его жизни и самой большой трагедией в его судьбе. Она, став его «дамой сердца» и «королевой», смогла так сильно повлиять на его творчество, что до сих пор считают, что именно Лиля подняла известного поэта на вершину славы и создала из него того Маяковского, какого мы знаем

Брик не была красивой. Маленькая ростом, худенькая, сутулая, с огромными глазами, она казалась совсем подростком. Однако было в ней что-то особенное, женственное, что так притягивало мужчин и заставляло восхищаться этой удивительной женщиной. Лиля это прекрасно осознавала и использовала свои чары при встрече с каждым понравившимся ей мужчиной. «Она умела быть грустной, капризной, женственной, гордой, пустой, непостоянной, умной и какой угодно», - вспоминал один из её современников.
К моменту встречи с Маяковским она уже была замужем. Лиля стала женой Осипа Брика в 1912 году, возможно потому, что он был единственным, кто долгое время казался равнодушным к её обаянию. Такого мужчине она простить не могла. Их супружеская жизнь поначалу казалась счастливой. Лиля, умевшая украсить любой, даже более чем скромный быт, способная радоваться каждой приятной мелочи, была отзывчивой и лёгкой в общении. В их с Осипом доме собирались художники, поэты, политики. Иногда гостей нечем было угощать, и в доме Бриков их кормили чаем с хлебом, однако этого, казалось, не замечали - ведь в центре была обаятельная, удивительная Лиля.
Так продолжалось до 1915 года, пока однажды сестра Лили Эльза не привела в дом Бриков своего близкого друга, начинающего поэта Владимира Маяковского, в которого она была влюблена и с которым хотела связать свою будущую жизнь. Однако этот факт Лиля, казалось, проигнорировала и в тот день по-особому была мила и приветлива с новым гостем. А тот, восхищённый хозяйкой дома, прочёл ей лучшие свои стихи и на коленях просил разрешения у Лилечки посвятить их ей. Та праздновала победу, а Эльза, сгорая от ревности, не находила себе места.

Через несколько дней Маяковский упрашивал Бриков принять его «насовсем», объясняя своё желание тем, что «влюбился безвозвратно в Лилю Юрьевну». Та дала своё согласие, а Осип был вынужден смириться с прихотями ветреной супруги. Однако окончательно в квартиру к Брикам Маяковский перебрался только в 1918 году. Так начался один из самых громких, романов ушедшего столетия, «брак втроём», слухи о котором быстро распространялись среди знакомых, друзей и в литературных кругах. И хотя Лиля всем объясняла, что «с Осей интимные отношения у неё давно закончены», странная троица всё-таки проживала вместе в крохотной квартирке под одной крышей.
Спустя много лет Лиля скажет: «Я влюбилась в Володю, едва он начал читать „Облако в штанах“. Полюбила его сразу и навсегда». Однако сначала она держала его на расстоянии.
Любви поэта Лиля Брик не удивилась. Она была полностью уверена в своих чарах и всегда говорила: «Надо внушить мужчине, что он гениальный… И разрешить ему то, что не разрешают дома. Остальное сделают хорошая обувь и шёлковое бельё».
В 1919 году Брики и Маяковский переехали в Москву. На двери их квартиры они повесили табличку: «Брики. Маяковский».
Маяковский возвращался из-за границы с подарками. С вокзала он ехал к Брикам, и целый вечер Лиля примеряла платья, кофточки, жакетики, бросалась от радости на шею поэту, а тот ликовал от счастья
Когда друзья Маяковского упрекали его в излишней покорности Лиле Брик, он решительно заявлял: «Запомните! Лиля Юрьевна - моя жена!» А когда те позволяли себе иногда подшучивать над ним, он гордо отвечал: «В любви обиды нет!»
Маяковский старался терпеть все унижения, лишь бы быть рядом с любимой музой.
В 1926 году, вернувшись из Америки, Владимир Маяковский сообщил Лиле, что там пережил бурный роман с русской эмигранткой Элли Джонс, и та теперь ждёт от него ребёнка. Лицо Лили не выражало ни малейшего огорчения. Она ничем не выдала своё волнение, продемонстрировав лишь равнодушие и хладнокровие. Такой реакции Маяковский ожидать не мог.
Поэт сходил с ума, мучился от ревности и пытался забыть Лилю, но по первому её зову возвращался.
Осенью 1928 года он направился во Францию якобы на лечение. Однако верные Лилины друзья сообщили ей, что за границу Маяковский едет, чтобы встретиться с Элли Джонс и своей маленькой дочерью. Лиле стало тревожно. Однако она всегда привыкла добиваться своих целей. Верная себе, решительная и изобретательная Брик затеяла новую авантюру. Опять она просила сестру «не упускать Володю из виду», и Эльза, чтобы как-то оторвать Маяковского от американки, познакомила его с молодой моделью Дома Шанель, русской эмигранткой Татьяной Яковлевой. Сёстры не ошиблись. Вскоре после встречи с Татьяной Маяковский забыл об Элли. Однако он влюбился в новую знакомую так, что решил жениться на ней и привезти её в Россию. Восторженный и влюблённый, он посвятил Яковлевой стихотворение. Это означало для Лили Брик лишь одно: для Маяковского она больше не является музой. «Ты в первый раз меня предал», - с горечью сказала Владимиру Лиля, когда он вернулся в Москву. А он впервые ничего не объяснил. Этого Лиля пережить не могла.
В октябре 1929 года она пригласила своих друзей и устроила пышную вечеринку. В середине вечера Лиля якобы нечаянно заговорила о своей сестре, от которой недавно получила письмо. Это письмо хитрая хозяйка решила зачитать вслух. В конце послания Эльза писала, что Татьяна Яковлева выходит замуж за знатного и очень богатого виконта. Владимир Маяковский, услышав новость, побледнел, встал и вышел из квартиры. Он так и не понял, что Татьяна вовсе не собиралась выходить замуж, что сёстры провернули очередную авантюру, чтобы Володенька остался с Лилей и мог дальше плодотворно работать.
Спустя полгода Брики отправлялись в Берлин. Маяковский провожал их на вокзале, а через несколько дней в отеле Осипа и Лилю ждала телеграмма из России: «Сегодня утром Володя покончил с собой». Это произошло 14 апреля 1930 года. Он оставил записку, в которой среди других фраз были слова: «Лиля, люби меня».
Умерла Лиля Брик в 1978 году. Она ушла из жизни, выпив большую дозу снотворного. Муза поэта и здесь осталась себе верна: она сама определяла конец собственной судьбы.
До последних дней она не снимала кольца, подаренного Владимиром Маяковским. На небольшом скромном колечке было выгравировано три буквы с инициалами Лили - ЛЮБ. Когда она вращала его в руках, вспоминая о поэте, буквы сливались в одно слово - «Люблю». Лилю Брик никогда не покидала память о несчастном, влюблённом в неё поэте.

Маяковский и Татьяна Яковлева

8 октября 1928 года Маяковский выехал из Москвы в Берлин. 15 октября он – в Париже. 3 декабря выехал из Парижа в Берлин, 9 декабря 1928 года вернулся в Москву. Во Франции в период с 20 по 25 октября поэт побывал в Ницце. По возвращении из Ниццы в Париж, 25 или 26 октября 1928 года, Маяковский впервые встретился и познакомился с Т. А. Яковлевой (1906–1991),молодой модисткой , недавно (в 1925 году) по ходатайству своего дяди, парижского художника, перебравшейся из Советской России на жительство во Францию. Эта встреча получила и поэтическое отражение: Татьяна Яковлева стала адресатом одного из стихотворений лирической дилогии.

Исследования литературоведов показывают, что «парижская» любовная лирика Маяковского связана не только с Татьяной Яковлевой.

У поэта была и иная (для него – очень важная) любовная история.

Особенности вопроса стало возможным прояснить лишь в 1990-е годы, когда в США открыто заявила о себе дочь Маяковского – Хелен-Патриция (Елена Владимировна) Томпсон, о «виртуальном» существовании которой было известно лишь узкому кругу лиц. Летом 1925 года Маяковский посетил Соединенные Штаты Америки. Здесь он встретил и полюбил Элли Джонс (Елизавету Петровну Зиберт, 1904–1985), из русских немцев, покинувших Россию в первые годы после революции. Все время пребывания Маяковского в Америке они были вместе. Непростым было их расставание, Елизавета и Владимир уже знали, что у них скоро будет ребенок.

15 июня 1926 года у Элли Джонс в США родилась дочь Хелен-Патриция. Сохранилась (не полностью) переписка родителей. Новая встреча Маяковского с Элли Джонс состоялась в 1928 году уже в Европе. В 20-х числах октября 1928 года поэт впервые увидел дочь. Маяковский, которому «30 уже и у 30-ти / пошел пробиваться хвост» («Домой!», 1925, черновая рукопись, строки не вошли в окончательный текст), испытывает особый – «Ураган, / огонь, / вода» («Письмо товарищу Кострову…») – поток эмоций и чувств. Он стал отцом! У него есть дочь, семья. Впервые после поэм «Люблю» и «Про это» (1922–1923) поэт вновь возвращается к любовной лирике. Делает в Ницце первые «заготовки» для стихов, составивших вскоре поэтическую дилогию «Писем» из Парижа. Сохранилась записная книжка поэта с этими первыми набросками.

По воспоминаниям Элли Джонс, встретившись в Ницце, они проговорили и «проплакали» всю ночь. В настежь распахнутое окно гостиничного номера смотрели спящий город, море, горы, ночное небо. В записной книжке появляются наброски важнейших строк, ключевых смысловых рифм будущих «Писем» о любви: « <море> пятнится / спит, спит Ницца»; «…ревность двигает горами», «брови / с бровью вровень»; «звездочета / звездочета» и другие. Все эти рифмы, заготовки, строчки созданы и записаны до 25 октября 1928 года, еще до знакомства с Т. Яковлевой, о существовании которой Маяковский тогда даже и не подозревал! Очевидно, единственной «вдохновительницей» и прототипом героини начавшего складываться лирического произведения на этом этапе могла быть только Элли Джонс, мать его дочери.

25 или 26 октября 1928 года Маяковский вернулся из Ниццы в Париж, находясь в состоянии активного творческого подъема, и написал письмо в Ниццу:«Две милые Элли! Я по вас уже весь изоскучился. Мечтаю приехать к вам еще хотя бы на неделю. Примете? Обласкаете? Ответьте, пожалуйста (…боюсь только, не осталось бы и это мечтанием)… Целую вам все восемь лап. Ваш вол. 26/Х. 28.»

Надо представить, оценить и состояние Маяковского-человека в эти дни. Встретившись с «двумя Элли», впервые в свои 35 лет увидев родную дочь, он испытал обилие новых, непривычных эмоций («Сонм видений / и идей / полон до крышки…» – «Письмо товарищу Кострову»).

В эти же дни Маяковского знакомят в Париже с Татьяной Яковлевой. Она становится одним из первых слушателей, а затем, по-видимому, в отдельных деталях, и объектом – собеседником создаваемых лирических произведений, к которым поэт вскоре снова обратился.

В этот период прототип лирической героини любовной поэтической дилогии становится до некоторой степени раздваивающимся – «Моя жизнь какая-то странная…» (из письма тех дней в Москву). В образную систему лирического повествования включаются картины, связанные не только с Элли Джонс, но отчасти, и с Татьяной Яковлевой

Большинство воспоминаний, впечатлений, «свидетельств современников» о пребывании Маяковского в Париже в 1928 году, его встречах с Татьяной Яковлевой, его отношении к Яковлевой являются записями, сделанными по прошествии многих лет после событий, отнюдь не по «горячим следам». Потому наиболее достоверными сведениями о тех днях следует признать, по-видимому, несколько сохранившихся писем Яковлевой матери в Пензу, написанных в декабре 1928 – начале 1930 года, то есть действительно «по горячим следам» событий.

В декабре 1928 года, вскоре после отъезда в Москву, Яковлева писала матери:«В. М. (Маяковский) вернулся из Парижа… Очень мне было тяжело, когда он уезжал. Это самый талантливый человек, которого я встречала, и, главное, в самой для меня интересной области», – Яковлева тоже писала стихи.«Я думаю, тебе будет интересно послушать стихи, которые называются «Письмо Татьяне Яковлевой» и «Письмо о любви…» …Он мне оставил «мои» стихи в двух экземплярах, посылаю тебе. Пока никому не показывай…»

В письме от 24 декабря 1928 года Яковлева вновь пишет о Маяковском:«…я видела его ежедневно и очень с ним подружилась. Если я когда-либо хорошо относилась к моим «поклонникам», то это к нему, в большей доле из-за его таланта, но в еще большей из-за изумительного и буквально трогательного ко мне отношения. В смысле внимания и заботливости (даже для меня, избалованной) он совершенно изумителен. Я до сих пор очень по нему скучаю… Маяковский меня подхлестнул, заставил (ужасно боялась казаться рядом с ним глупой) умственно подтянуться, а главное, остро вспомнить Россию… Я тоже люблю его последние стихи. Раньше лирики такого рода у него почти не было, но, по-моему, она у него выходит не хуже чего другого. …Стихи его покоряют даже французов, ритмом и силой читки. «Мои» стихи имели здесь большой успех… Он всколыхнул во мне тоску по России и по всем вам. Буквально, я чуть не вернулась. Он такой колоссальный и физически, и морально, что после него буквально пустыня. Это первый человек, сумевший оставить в моей душе след…»

1. Л юбовь в раннем творчестве.
2. Муза Маяковского.
3. Публичность чувства.

Любить — это с простынь,
бессонницей рваных, срываться,
ревнуя к Копернику, его,
а не мужа Марьи Иванны,
считая своим соперником.
В. В. Маяковский

Любовная лирика занимает не последнее место в творчестве В. В. Маяковского, которого мы привыкли воспринимать как поэта революции и мастера агитационных лозунгов. Поэма «Облако в штанах» (1915) — любовная и посвящена неразделенному чувству к не пришедшей на свидание героине М. А. Денисовой, в которую он был влюблен в Одессе. В названии заключена метафора нежной мужской души. Удивительно, но многие годы эту поэму считали революционной, антибуржуазной. Но вовсе не недовольство общественными порядками заставляет героя проклинать мир, а самая простая ревность. Напряженный герой ждет любимую с четырех до десяти часов, она в конце концов приходит и говорит, что выходит замуж. «Пожар сердца» превращается в месть за то, что отняли любовь

Нежные!
Вы любовь на скрипки ложите.
Любовь на литавры ложит грубый.
А себя, как я, вывернуть не можете,
чтобы были одни сплошные губы!
...Хотите —
буду от мяса бешеный
— и, как небо, меняя тона —
хотите —
буду безукоризненно нежный,
не мужчина, а — облако в штанах!

Большинство стихотворений любовной тематики посвящено Л. Брик, с которой Владимир Владимирович познакомился в 1915 году. Она стала значимой фигурой в его жизни. Никто больше — ни Т. А. Яковлева, ни В. Полонская — не занял в сердце поэта такое место, как она. На долгие годы женщина стала музой Маяковского. Ей поэт посвятил первый том собрания сочинений, вышедший в 1928 году. «Кроме любви твоей, мне нету солнца... / мне писал Маяковский в стихотворении «Лиличка! Вместо письма».

«Она умела быть грустной, женственной, капризной, гордой, пустой, непостоянной, влюбленной, умной и какой угодно», — говорил В. Б. Шкловский о Брик.

Встреча была судьбоносной, брак Лили с О. Бриком был скорее нежной дружбой, чем страстной любовью. Маяковский обрушил на возлюбленную свое безмерное необузданное чувство, сопровождаемое ревностью, вполне обоснованной в сложившемся любовном треугольнике.

Двенадцать
квадратных аршин жилья.
Четверо
в помещении —
Лиля,
Ося,
я
и собака
Щеник...

Вот в таких условиях существовала любовь, и создавались стихи Маяковского. Он не хотел делить любимую женщину ни с кем, но был обречен делать это. Как метко было замечено, его лирика питалась от несчастной любви.

Не всегда можно говорить об абсолютном совпадении лирического героя стихов с автором, но в данном случае нет подмены — мы читаем о том, что действительно чувствовал Маяковский, а не отвлеченный лирический герой. Любовь его настолько велика, что венчает короной в веках любимую.

Любовь мою,
как апостол во время оно,
по тысяче тысяч разнесу дорог.
Тебе в веках уготована корона,
а в короне слова мои —
радугой судорог.

Любовь Маяковского — это чувство, которому неведом покой: «надеюсь верую вовеки не придет ко мне позорное благоразумие». Она кричит вся, то от восторга, то от боли, поэт выплескивает эмоции, не сдерживая и не скрывая их. Он — максималист, поэтому никаких полутонов в чувствах. Или любит, или нет, или сейчас, или никогда. Любовное чувство у Маяковского приобретает необычные формы: от беззащитного «смирного любеночка»:

Будет любовь или нет?
Какая —
большая или крошечная?
Откуда большая у тела такого:
должно быть, маленький,
смирный любеночек —

до поражающей своими размерами любви-громады, которая то ли любовь, то ли ненависть, то отчаяние, то нежность:

Больше чем можно,
больше чем надо —
будто
поэтовым бредом во сне навис —
комок сердечный разросся громадой:
громада любовь,
громада ненависть.

Конечно, такой романтик, как Маяковский, понимающий «язык трамвайский» и умеющий сыграть ноктюрн «на флейте водосточных труб», и не мог любить иначе. Он дерзко заявлял о своей любви всему миру. От его любви, обрушивающейся как водопад, от такого бурного проявления чувств Брик уставала, что заставляло поэта метаться, теряться и переживать. Это чувство к ней было очень неровным, у них так и не получилось создать модель современной семьи без предрассудков — без ревности, без зависимости друг от друга, свободной от влияния быта. Отношения же с парижанкой Яковлевой, по словам окружающих, были спокойными, но недолгими. Говорят, что выехать в Париж повторно ему не удалось не без помощи Бриков (Лиля была в бешенстве, обнаружив стихотворение к сопернице), а Яковлева вскоре вышла замуж. Остались строки, посвященные ей. В них слышны нотки счастья.

Ты одна мне
ростом вровень,
стань же рядом
с бровью брови,
дай
про этот
важный вечер
рассказать
по-человечьи...

Маяковский был таким человеком, который не мог держать чувства в себе, выплескивал их в своих стихах и ввиду своей публичности делал достоянием общественности. Ведь это было не просто интимное чувство, а чувство поэта-гражданина. Гиперболизация чувства характерна для всего творчества Маяковского, и любовная драма приобретает в таком ракурсе характер общественный. Таким образом, по словам исследователя С. Л. Страшнова, поэт приобщался «к цельному целому — массе или народному единству, каким бы отвлеченным и иллюзорным оно ни было. Отсюда.., стремление Маяковского всячески социализировать ее (любовную лирику), превращая любовь из личного чувства в общественную тему». Поэма «Люблю», написанная в 1921—1922 годах, говорит о том, что любовь занимает важное место в жизни человека, она дана каждому, но мало кто замечает, что со временем сердце черствеет и «любовь поцветет, поцветет — и скукожится». Чтобы сохранить любовь, поэт прячет ее в любимую.

Любовь
в тебя —
богатством в железо —
запрятал,
хожу
и радуюсь Крезом.

Заканчивается поэма выводом, что его любовь неподвластна времени. Это самые позитивные строки Маяковского о любви.

Наполненная лиризмом поэма «Про это» раскрывает перед нами муки ревности, страдание от несчастной любви. Обозначив основную тему поэмы — «по личным мотивам об общем быте», поэт рассуждает о морали, быте и любви нового человека. Его лирический герой борется за идеальную любовь. Критики называли поэму чувствительным романом, над которым плачут гимназистки, в то время как автор говорил о своей идее прямо — это поэма, построенная на ассоциациях, о том, как быт опошляет отношения мужчины и женщины. Поэт полагал, что в жизни нового человека любовь должна быть очищена от мещанства.

«Любовь — это жизнь, это главное. От нее разворачиваются и стихи, и дела, и все прочее. Любовь — это сердце всего. Если оно прекратит работу, все остальное отмирает, делается лишним, ненужным. Но если сердце работает, оно не может не проявиться во всем» — так говорил Маяковский о любви, вечной теме художественных произведений.