Отношения между гуннами и славянами. Кто такие гунны? Социальная сторона жизни

Из истории Древнего мира и Западной Европы вы знаете, какую важную роль в формировании и развитии народов нашей страны, всей Европы, Центральной и Северной Азии сыграло Великое переселение народов.

Начиная с III века до н. э. древнейшие китайские хроники упоминают о столкновениях с кочевыми племенами хунну. Для защиты от грозных северных врагов была возведена Великая Китайская стена. Борьба с воинственными соседями продолжалась пять с половиной веков и закончилась победой Китая.

Во II--IV веках н. э. в предгорьях Урала из тюркоязычных хунну, местных угров и ираноязычных сарматов сформировалось племя гуннов. В 351 году они двинулись на запад. Здесь гунны рассчитывали захватить земли и добычу, не доставшиеся им в Китае. Они возглавили мощный союз тюркских, иранских и германских племён, направившихся в Европу, и вторглись на её территорию в 375 году.

Были ли в войсках гуннов славяне? «Исторические отчёты» об этих событиях не упоминают ни одного названия племени, которое можно было бы отнести к славянам. Вероятнее всего, гунны не использовали славян-земледельцев в качестве воинов (в отличие от кочевых германских и иранских племён). Славяне и их земли представляли для завоевателей интерес лишь как объект грабежей.

Первые достоверные сведения о славянах относятся к VI веку, когда Европа подверглась следующему крупному нашествию кочевников.

После ухода гуннских племён из степей Восточной Монголии и Западной Маньчжурии здесь сформировался союз кочевых племён, самым влиятельным из которых было племя жуанъ-жуаней. В европейских источниках их называют аварами, в славянских -- обрами. В VI веке авары начали продвигаться на запад. В середине VI века они вторглись в пределы Северного Причерноморья и Приазовья, которые в V--VI веках уже были заняты славянами.

Именно тогда древние славянские племена были впервые замечены западноевропейскими и восточными авторами. В своих хрониках они называют славян венетами, склавенами, антами.

Вместе с аварами славянские племена двинулись на юго-запад и заняли Балканский полуостров. Неизвестно, подчинялись славяне в этих походах аварам или действовали самостоятельно. В 795--796 годах государство аваров было разгромлено франками, во главе которых стоял король Карл Великий.

После этого славяне стали самостоятельным народом, сформировался литературный старославянский язык, единый для всех славянских народов.

Это непосредственно связано с созданием в 60-е годы IX века великими просветителями Кириллом и Мефодием славянской письменности. На этом выдающемся событии закончилась предыстория и ранняя история славян.

Осенью 376 года, народы, заселившие территории от Среднедунайской равнины до побережья Черного моря, вошли в движение. По восточным провинциям Римской империи поползли тревожные слухи о неких диких и жестоких варварах, которые едят сырое мясо, и уничтожают все на своем пути. Вскоре к римлянам явились посланцы от их вчерашних врагов остготов и вестготов, с просьбой поселиться на территории империи.

Главной причиной этого беспокойства были гуннские полчища, ворвавшиеся в Европу. Кто они и откуда пришли на тот момент не знал никто. Один из римских историков Аммиан Марцеллин полагал, что они родом с Меотийского болота, то есть с Азовского моря. Современные исследователи ассоциируют их с народом хунну, населявшим степи к северу от Китая, с 220 года до нашей эры по II век нашей. Это были первые племена, кто создал в Центральной Азии обширную кочевую империю. Впоследствии, часть их дошла до Европы, смешавшись по дороге с тюркскими, восточно-сарматскими и угорскими племенами, что образовало новый гуннский этнос.

Их нашествие считают одним из главных факторов, положивших начало великому переселению, точнее, второй его волне. На долгий путь, который привел к столь катастрофическим последствиям, их очевидно сподвигло оскудение пастбищ, что является постоянной проблемой кочевников и причиной их перманентного передвижения. Это же было причиной их постоянных конфликтов с Китаем, в результате чего была построена великая китайская стена. Однако в I веке до нашей эры, Китай воспользовался ослаблением Хуннской державы из-за междоусобиц, и нанес им сокрушительное поражение, которое подвело итог многовековым конфликтам.

Хуннская держава рухнула, и ее разрозненные части разбрелись по Азии и Европе. Часть самых отчаянных или, по словам Гумилева – пассионарии, двинулись на Запад, где прошли через Казахстан в 50-х годах II века нашей эры и вышли к берегам Волги. После 360 года, возможно опять в связи с общим похолоданием, они перешли Волгу и продолжили свой путь на Запад, где разгромили аланов и остготов. Вот как описывал это Аммиан Марцеллин: «Гунны, пройдя через земли алан, которые граничат с грейтунгами и обыкновенно называются танаитами, произвели у них страшное истребление и опустошение, а с уцелевшими заключили союз и присоединили их к себе. При их содействии они смело прорвались внезапным нападением в обширные и плодородные земли Эрманариха - короля остроготов». Вслед за ними последовали готы, которые под натиском кочевников разделились на вестготов и остготов. Гунны прочно обосновались на территориях Северного Причерноморья, вплотную подойдя к римским границам.

Главная > Книга

Проблема гуннов

Нашествие гуннов сыграло огромную роль в истории народов Европы, в особенности «готов», которые под ударом гуннов вынуждены были оставить свои места и начать эпоху своего бродяжничества по Европе и даже северной Африке. Оставили значительный след гунны (а равно и готы) также в судьбах южной Руси. В истории об этом нет ни слова, но во «Влесовой книге», источнике, недавно открытом и полностью еще не опубликованном, содержится огромное количество сведений о борьбе Древней Руси с гуннами и «готами» («Годь» Влесовой книги), поэтому будет уместно разобрать подробно и судьбы гуннов, тем более что в дальнейшей истории славян и гуннов смешивали и ставили между ними вообще знак равенства.Несмотря на огромную роль гуннов, ничего достоверного об их нашествии нет. Некоторые, наиболее древние писатели прямо говорят, что гунны явились неизвестно откуда. Иные (и это принято большинством) – что из-за Дона. Если бы это была обычная инвазия азиатов, мы должны были бы располагать сведениями и о предварительной стадии инвазии гуннов, т.е. о приближении их к Дону с востока. Этого нет. Мы знаем лишь, что в 375 г. гунны ударили по «готам» и вынудили их либо покориться, либо бежать на запад. С этой неизвестностью можно было бы еще примириться (история, мол, не сохранила), но есть данные, что и до 375 г. гунны уже были западнее Дона.Птолемей еще в конце II в. сообщал, что «хуны» живут между бастарнами и роксоланами, т.е., безусловно, западнее Дона. В его «хунах» нельзя не узнать гуннов, так как они назывались даже «уны» и с разными придьгханиями: получалось спереди и «х», и мягкое «г», и твердое «г». Это совершенно подрывает теорию, что гунны были кочевниками-азиатами из далеких, степей на востоке. Наконец, и новейшие работы, в частности Альтхейма, говорят, что обычная идентификация гуннов с «ги-ун-ну» китайских летописей неприемлема. Альтхейм считает, что гунны являлись «западными» гуннами, конкретнее – этфалитами, но и его объяснение не представляется убедительным: гунны были глубоко в Европе еще до 375 г. Альтхейм остановился на полуистине, что гунны – не племя, упоминаемое в китайских летописях.Анализ данных, в особенности Прокопия из Кесарии, позволяет выдвинуть объяснение, до известной степени примиряющее два противоположных факта. Ошибка старых авторов заключалась в недостаточном знании географии Восточной Европы. Надо помнить, что карт в нашем понимании этого слова тогда еще не было. Прокопий Кессарийский повторяет легенду, приводимую почти всеми старыми авторами, писавшими о нападении гуннов. Якобы юноши гуннов, охотясь на берегу Меотиды, загнали самку оленя в море. Она бросилась в воду, они – за ней. Так как море в этом месте было неглубоко, то самка оленя удалялась все дальше вброд, а охотники в пылу – следом. Незаметным образом самка добралась до другого берега, т.е. в Крым, и исчезла. Охотники для себя открыли, что можно попасть в область «готов» вброд, чего они раньше не подозревали. Немедленно вернувшись, они сообщили племени о необыкновенном открытии и всем племенем ринулись в поход на «готов».Все авторы и позднейшие комментаторы считают, что речь идет о Керченском проливе, что, мол, гунны напали на «готов» с Кавказа. На невероятность этого никто не обратил внимания тех, кто поверил легенде: Керченский пролив глубок, и о том, чтобы перейти его вброд, не может быть и речи. Да это было бы давно известно местным грекам, жившим здесь уже века. У нас также нет никаких сведений о том, чтобы в древности даже большие корабли испытывали бы затруднения из-за малой глубины.Другие писатели, чувствуя невозможность перехода вброд Керченского пролива, приняли легенду просто за выдумку. К этому склоняется и Прокопий. Между тем у нас все основания думать, что легенда передает в основном действительное историческое событие. Но оно произошло не в том месте, где предполагали.Примем данные Птолемея, которому у нас нет оснований не верить, что хуны жили восточнее бастарнов, заселявших Карпаты, и западнее роксоланов, располагавшихся в области Дона. Гунны, по-видимому, жили по северному побережью Азовского моря, но в Крым, занятый «готами», проникнуть не могли из-за узкого перешейка, укрепленного «готами». Будучи кочевниками, гунны избегали моря и не пытались его пересечь, хотя берег Крыма в некоторых местах отлично обозревался.Азовское море весьма мелководно. Сам Прокопий знал это великолепно. Но он не ведал, как и другие авторы древности, что в западной своей части оно действительно заслуживает названия «болота». Местные жители именовали его в этом месте «Гнилым морем». И верно, море тут, как в той пословице, «по колено».Понять происшедшее можно, непременно взглянув на карту. В западной части Азовского моря бросится в глаза так называемая Арабатская стрелка – чрезвычайно длинная и узкая коса, очень близко подходящая своим концом к северному берегу моря. Здесь-то, очевидно, и разыгралась история с оленем. Убегая от охотников, олень перебрел с северного берега Азовского моря в Крым и показал гуннам, что море можно перебрести в этом месте. Далее совершилось все в точности и с подробностями, упомянутыми Прокопием. Перейдя тайком необитаемую Арабатскую стрелку, гунны попали в глубокий тыл «готов». Полная неожиданность и незащищенность дали возможность гуннам обратить «готов» в паническое бегство. Часть «готов» была перебита, часть осталась в стороне, к востоку, изолированной на Керченском полуострове, часть (о ней Прокопий не упоминает) бежит в лесистую и гористую часть, где и находит спасение. Это те «готы», которые дожили до времен Ивана Грозного. Основная же масса «готов» кинулась к северу, через Перекопский перешеек, попала на материк и устремилась далее на запад, пока не оказалась у границ Византии на Дунае.Вот это-то открытие гуннами возможности попасть в Крым вброд и явилось причиной всех дальнейших событий. Никакой неожиданной инвазии из-за Дона не было (были бы известия о боях и т.д.). Не было вообще пришельцев . Было нападение местного племени гуннов на местное племя «готов», но с неожиданного направления, что и дало возможность гуннам одержать полную победу. С этого момента «готы» в Крыму как реальная сила были уничтожены, а гунны необыкновенно усилились. Прокопий рассказывает далее, что часть гуннов, а именно утигуры, вернулась, но на возвратном пути (см. непременно карту) наткнулись на изолированную группу «готов» на перешейке Керченского полуострова. «Готы», как рассказывает Прокопий, образовали на узком перешейке заграждение (сплошное) из щитов и собирались дорого продать свою жизнь. Хотя они и понимали, что одолеть гуннов не могут, ибо те превосходили их численностью, но они были в ловушке и иного выхода не было. Со своей стороны и гунны понимали, что в сущности не из-за чего идти в смертный бой. Дело кончилось миром. Было решено, что гунны и «готы» поселятся на равных правах, как одно племя, но, очевидно, из-за недостатка места решили переправиться всем на противоположный берег Кавказа и там поселиться, что и было сделано. Так оказались «готы-тетракситы» на Кавказе. В результате всего этого почти весь Крым попал в руки гуннов, а «готов» там оставалось лишь незначительное число в самих горах. Этим самым равновесие политических сил было нарушено и начались большие перемены в области северного Причерноморья.Таким образом, никакого удара гуннов из-за Дона не было. Дон был придуман, чтобы как-то понять неожиданное появление гуннов. Это был чисто местный конфликт, приведший, однако, к крупным политическим изменениям.Следует обратить особое внимание на совершенно отчетливое заявление Прокопия (и притом неоднократное), что гунны в древности назывались киммерийцами. На это никто не обратил должного внимания, хотя Прокопий настоящий историк, к тому же живший не так ух далеко от времени наступления гуннов. Киммерийцы, как мы знаем, жили в области Азовского моря издревле. Поэтому Керченский пролив и назывался Боспором Киммерийским. Если они жили там еще до нашей эры и отмечены Птоломеем еще во II в. в данной области, мы избавляемся от двух загадок: 1) внезапность появления гуннов (неизвестно откуда) и 2) откуда они родом.Вместе с тем гунны не исчезают бесследно после смерти Аттилы. Прокопий разборчиво говорит, что гунны делились на утригуров и кутригуров, но почти все авторы древности указывают, что именно болгары делились на эти два племени. Иначе сказать, гунны и болгары – это одно и то же. Поэтому после распада империи Аттилы гунны не испарились, а остались жить, будучи представлены главным образом «болгарами». Болгары же появились в Европе задолго до того, как это принято думать: еще имп. Константин Великий (306–337), чтобы защитить лучше Фракию от нападений болгар, выделил ее в особую провинцию и отдал под руководство специального военачальника.Таким образом, события 375 г. имели совершенно иную основу: «готы» в Крыму и прилежащей области были местные жители, геты древности, племя негерманское. Гунны были также местные жители, но другого корня и враждовали с первыми. В прошлом гунны были киммерийцами, впоследствии же стали называться болгарами.Вся проблема гуннов переносится совершенно в иную плоскость. И вряд ли прав новейший исследователь Альтхейм (1959–1960), считавший, что гунны – это эфталиты Ирана. Вопрос нуждается в полной ревизии и совсем с иных позиций, прежде всего не филологических.Мы остановимся на этой работе Altheim. Die Geschichte der Нunnen, I–III), как на новейшей и, казалось бы, долженствующей подытожить наши знания на данный момент: в 3-томном труде это вполне реализуемо. При ближайшем ознакомлении оказывается, что это вовсе не история – это филологические экскурсы в область истории. Мы были вправе ожидать в труде с таким названием прежде всего систематического перечня всех дат, лиц, событий, которые играли существенную роль в истории гуннов. Ничего этого нет. Данные первоисточников о гуннах в Европе не даны и не приведены в порядок после критического анализа: все внимание уделено вопросу об эфталитах, т.е. откуда произошли гунны. Вопрос, конечно, важный, но еще более важно знать, что и как сделали гунны. Об этом решительно ничего нет. История игнорируется совершенно. Напрасно вы будете искать в трехтомном труде данные о вождях гуннов, хронологию их побед и поражений, допытываться о ходе инвазии на запад, о государстве Аттилы, о роли негуннских племен в создании гуннской империи, о влиянии вообще гуннов на Европу и, наконец, о том, как государство их пало и что от него осталось.Поражает полное отсутствие археологических данных и пренебрежение ими. Альтхейм имел полную возможность привлечь к сотрудничеству и археологов, но этого он не сделал. Несмотря на то, что передвижение гуннов началось с 375 г. и остановилось со смертью Аттилы в 453 г., т.е. развивалось по крайней мере 78 лет, о «гуннской культуре», как об археологической основе, не сказано ни слова.Мы располагаем сообщениями о медалях, монетах Аттилы, находками, считаемыми за «сокровища Аттилы», и иными материалами, характеризующими культуру гуннов, но о них – ни слова, все сводится к филологической эквилибристике, которую порой даже трудно принять за науку. Если бы труд носил заглавие «Филологические заметки к вопросу о гуннах», мы не возражали бы, но в данном труде истории вообще нет и трудно понять, почему Альтхейм выбрал такое претенциозное и неудачное заглавие.Между тем несомненно, что памятники материальной культуры могут дать для истории гуннов гораздо больше, чем филология. Говорят, что культура номадов очень однообразна. Это верно лишь отчасти. И вовсе неверно в приложении к гуннам, о которых мы знаем, что вожди их имели постоянные ставки, значительные архитектурные сооружения и т.д.Все это оставлено Альтхеймом в стороне. Его исследования построены на чрезвычайно узкой базе. Он не понимает того, что филология может играть в разрешении вопросов только вспомогательную роль, без истории и археологии его филология – пустая забава, облеченная в тогу науки.В состав империи Аттилы входили самые разнообразные народы, в т. ч. и оседлые. Все они, будучи подчинены гуннам, находились в постоянной связи и не могли до известной степени не сливаться в один общий котел. Не следует и забывать, что государство гуннов было на стоящим государством, а не беспорядочной ордой номадов. Трудно представить, чтобы они обходились без собственной монеты или какого-то эквивалента.Из данных Приска мы знаем, что у Аттилы была какая-то письменность: имелись, например, списки беглецов, которых разыскивал Аттила и требовал их возвращения от Рима и Византии. Несомненно, что эта письменность существовала не только для списков беглецов. Чтобы управлять судьбами Европы, притом в течение стольких лет, нужна была организация, и она была.Наконец, в «Истории гуннов» нельзя обойти молчанием и период упадка, который длился очень долго. Еще в 791 г. в одной из хроник сказано, что река Энс служит границей между баварцами и гуннами. Стало быть, влияние гуннов сказывалось еще в конце VIII в. И об этом в упомянутой книге – ни полсловечка. Естественно, что при таком положении дела мы долго еще не будем знать, кто такие были гунны и что они сделали. Мы нуждаемся в истории, а не в жонглировании слогами и звуками, которое ни на шаг не продвигает нас по пути знания. Книга Альтхейма – показатель упадка науки.Вернемся, однако, к событиям 375 г. и ближайших годов. Когда «готы» в совершенной панике ринулись на север, атакованные с тыла, гунны, а именно кутригуры, последовали за ними и вскоре оказались в непосредственной близости к устью Днепра.Здесь начиналась основная область «готов» Германариха, которая, по Иордану, занимала всю Скифию и Германию. Нет никакого сомнения, что Иордан преувеличил силы Германариха во много раз по сравнению с действительностью.Силы гуннов сначала были незначительны и, конечно, не могли бы опрокинуть империю Германариха, если бы она была такой, какой ее описал Иордан. Однако удача в Крыму значительно усилила их материально, а главное – посеяла всюду панику. Ряд племен подчинился без боя, другие были деморализованы и потерпели неудачу в боях.Гунны применили давнишнюю тактику номадов: они погнали только что покорившихся на передовую линию против следующих врагов, а сами оставались позади, подстегивая своих подчиненных и помогая им в самые решительные моменты. Это предохраняло их от значительных потерь в людях. Таким образом, нарастая, как снежный ком, появлялись они и в Средней Европе, захватили в своем движении на запад и среднеевропейские славянские племена, которые стали служить им буфером против их врагов на западе.Эта роль славян была столь значительна, что славян стали называть «гуннами» по их подчиненности последним, что непременно следует иметь в виду при расшифровке этнических (а не политических) отношений в ходе исторических событий. Это отождествление славян с готами, гуннами и аварами (указания историков не косвенные, а прямые) создало огромную этническую путаницу, которую еще долго придется разбирать.Непосредственно с гуннами сталкивались и южноруссы, но об этом в другом разделе.

Раздел 4.

Проблема славянской письменности

Глава 12.

Зачаточная письменность славян

На первый взгляд может показаться, что история развития письменности у славян имеет весьма отдаленную связь с историей славян. На деле это не так. Наоборот, правильно подойти к пониманию истории славян можно, лишь выяснив основные этапы письменности у них. В самом деле: для написания действительной истории необходимо использовать не только исторические хроники, грамоты, различные документы, но и отдельные, даже отрывочные записи на камнях, металлических предметах, глиняных сосудах и т.д. Уже одна находка предмета со славянской надписью часто доказывает, что в месте ее обнаружения жили славяне или, самое, малое, что жители этой местности были в общении со славянами. Такие отрывочные надписи, как правило, не датированы. Поэтому, хотя сопутствующие факты и обстоятельства говорят в пользу определенной эпохи, к которой относится находка, последнюю игнорируют, ссылаясь на то, что в ту эпоху «еще не было славянской письменности». В связи с этим находку относят либо к значительно более поздней эпохе, либо ее замалчивают, либо, что еще чаще бывает, квалифицируют ее как… подделку. Вследствие этого значительной ценности исторические данные стаются не включенными в ткань истории. В результате история оказывается беднее, чем она есть на самом деле, и ее развитие замедляется.Ниже мы попытаемся изложить в самых общих чертах историю развития письменности у славян, не вдаваясь в подробности, ибо это – предмет особой монографии. Мы ограничимся лишь изложением того, что должно помочь пониманию и развитию истории.Многое будет идти вразрез с крепко установившимися представлениями, но мы напомним, что в науках, и гуманитарных, и точных, случались и революции побольше, что это неизбежный этап в постепенном приближении к истине.Мы подчеркиваем также необходимость беспристрастности в отношении славян: по способности к умственному развитию они были не ниже римлян, греков, германцев, кельтов и т.д., они такие же люди, как и другие, а главное то, что они издревле сталкивались с народами, имевшими письменность. Следовательно, у них была полная возможность создать и свою собственную. Если у нас появляются вполне законные основания думать, что в данную эпоху и в данном месте у славян не было письменности, то это надо доказать, а не отрицать находку по одному тому, что «в эту эпоху у славян еще не было своей письменности». В последнем случае исходят, как из аксиомы, из того, что еще необходимо доказать. Если когда-то Французская Академия наук отрицала падение метеоритов или существование вечной мерзлоты в Сибири, то это еще не значило, что метеориты перестали падать на землю, а вечная мерзлота исчезла. Надо подчиняться здравому смыслу, логике фактов.В отношении прошлого нам свойственна одна, общая для всех народов черта: рассматривать минувшее, как нечто гораздо более примитивное, чем это было на самом деле. Нужно помнить, что даже в области техники мы не только не изобретаем нечто новое, но и забываем то, что когда-то умели делать превосходно. Несколько столетий тому назад в Западной Европе, в Голландии, например, умели изготовлять стекло, через которое все было видно изнутри и ничего – снаружи. Секрет забыт или утерян. Когда в конце минувшего столетия русская императрица, восхищенная находкой серег пантикапейской царицы, захотела получить копию их, лучший ювелир Европы Фаберже не мог ее изготовить в точности: мельчайшие золотые шарики по четыре, составлявшие орнамент одной из частей, сливались у него при паянии в один большой. То, что мог делать ювелир 1500 лет тому назад, ювелир конца XIX в. был не в состоянии повторить. Поэтому мы просим читателя отрешиться от затверженных истин, а попытаться совершенно независимо разобраться в имеющихся фактах.В истории развития славянской письменности мы можем различать три этапа и три группы разных алфавитов с множеством вариантов, но это и не могло быть иначе, ибо нельзя ожидать единообразного решения проблемы на пространстве от Эльбы и до Дона, от северной Двины до Пелопоннеса.Эти три группы следующие: 1) руны, или «руница», 2) «глаголица» и 3) «кириллица» и «латинница», основанные на греческом или латинском письме.Существовали и некоторые другие алфавиты, почти не оставившие следов, но на них мы не будем останавливаться (кое-что читатель найдет о них в 9-м выпуске нашей «Истории руссов», Париж, 1959, стр. 925–948, глава «О начале славянской письменности»).Славянские руны, или «руница» . Сведения наши о славянских рунах очень бедны и отрывочны. Русские ученые этим не занимались. Одно несомненно: они существовали. В скандинавских источниках они называются «Venda Runis», т.е. «вендскими рунами». Сохранились и сами надписи славянскими рунами. Количество их невелико. Во-первых, рунами писали очень давно и они вышли из употребления много веков тому назад, поэтому предметы, несшие рунические письмена, за давностью времени погибли. Во-вторых, славянскими рунами мало кто занимался в широком понимании этого слова. Однако не всякий ученый– «рунист» мог взяться за славянские руны: надо было знать хорошо и славянские языки, поэтому надписи славянскими рунами остались просто непрочитанными. В-третьих, литератур руническими письменами не существовало: руны употреблялись лишь для кратких надписей на могильных камнях, на пограничных знаках, на оружии, украшениях, монетах и очень редко на полотне или пергаменте.Откуда происходят руны, кто является их изобретателем, что означает само слово и какого оно языка – неизвестно. Д. Жункович (D. Zunkovic, 1918, Die slavische Vorzeit. Maribor 1–434) предполагает даже, что само слово «руны» славянского корня: «руна», «руня» будто бы означает «борозда», «врез», а «руги» – «врезать», «гравировать». Можно было бы привести украинское «рилля» (борозда при пахоте), русское «рыть» и т.д., но при современном состоянии наших знаний о славянских рунах подобные суждения совершенно преждевременны. Гораздо более важно познакомиться со славянскими рунами вообще. См. напр.: D. Zunkovic, 1915, Slavische Denkmaler. Kremsier или Josef Ruzicka, 1924. Slovanska Mythologie. Praha и т.д., которые могут помочь войти в курс дела.Мы остановимся лишь для примера главным образом на наскальной надписи у Велестура в Кремницкой области Венгрии, перешедшей затем к Словакии. Скала находится по течению реки Вага при впадении в Туроч. Мы приведем ее в двух вариантах: Жунковича (1918) и Ру-жички (1924). По Жунковичу текст гласит: «прехах сили-ан от моране зрумих кременитю те туру и вся града и бье годе по туру двесте те осемдет». По Ружичке (в скобках пропущенные или предполагаемые буквы): «пр(и)ехах (в) Симиан от Поране (,) зрумих Кремениту те туру и всиа (г)рада и бе годе по Туру двести те осимд(е)с(я)т».Жункович толкует свой текст как (даем с немецкого): «Явился Силлейнер от границы, разрушил Кремниц и Тур, равно как все города и все опорные пункты в области Тура, в 280» (очевидно, году).Мы полагаем, что толкование, которое дал П. Н. Милюков («Очерки по истории русской культуры», 1937, стр. 227), значительно приемлемей, чем Жунковича. Милюков указывает, что г. Симиан (а не Силиан) находится при впадении Туроча в Ваг; Кременица – вверх по течению Туроча и т.д.Ружичка считает, что надпись сделана среднеевропейским вариантом рун, а именно, как он называет, «илли-рико-ретинско-паннонским». Как ни читать эту надпись, а славянство ее не вызывает ни малейшего сомнения. Время ее написания неизвестно, но не исключена возможность, что 280 является не числом, а датой. Приходит также в голову, что «зрумих» вовсе не значит «разрушил», а «из Румих», т.е. из Рима или из ромеев. Смысл тогда значительно меняется. Однако мы уклонились в сторону. Надпись в Велестуре была сделана слева направо, тогда как в более древних рунах читать надо было справа налево.Жункович (1918) приводит следующие местности в Словакии со скальными надписями, которые в то время еще не подвергались исследованию.1) У Липтау на «Гавранна скала» на границе комитата.2) На границе Зволенско-Новгородско-Малогонтско-го комитатов, в расстоянии около 4 часов ходьбы к юго-востоку от Гронеча.3) В среднем Текове, севернее Иновеца.4) В округе Гандль против Нова Льгота.5) В округе Боглар у Бардижова около полянки «на Баниску» имеются непонятные наскальные надписи.6) В окрестностях Сабинова – также рунические надписи.7) На границе комитата «на Заполе» под горой Кри-ван.8) «На Голах».Конечно, этот список далеко не полон. С другой стороны, нет уверенности, что все упомянутые надписи непременно славянские. Однако ясно, что перед нами дополнительный исторический материал, вовсе неиспользованный. Посетителю таких мест нужно быть историком, надо иметь фотоаппарат, чтобы наука могла обогатиться интереснейшим материалом. К сожалению, сводками славянских рунических надписей мы не располагаем и не будем иметь их до того, пока широкая публика не придет на помощь в поисках надписей. А нет материала – некому на нем и специализироваться.Другой группой предметов, несущих рунические надписи, являются культовые статуэтки, особенно частые в области поморских славян. К немалому прискорбию, интерес, вызванный ими, побудил искателей легкой наживы идти на преступление против науки, среди статуэток есть, несомненно, и подделки. Однако большинство музейных материалов добыто при научных раскопках, грамотно документировано и сомнений не вызывает.На спинной стороне одной из статуэток есть надпись «ридегаст» и «ретра», т.е. имя божества и название города. Найдена она в Мекленбурге и сделана из бронзы. Спереди – также надписи. Интересно отметить, что произведены почти совершенные копии этой статуэтки, также с надписями (тождественными), что помогает найти утраченные буквы или черты. Сколь нам известно, сводки по этому вопросу нет, а материалов достаточно. Надписи сделаны так называемыми «северно-вендскими» рунами.Существует также бронзовая статуэтка с изображением льва и надписью рунами «чернебог». На бронзовом ноже стоит надпись «свантевит».Краковский медальон несет надпись «белбог».И т.д.Совершенно очевидно, что подобные предметы разбросаны по немецким музеям, где ими мало кто интересуется или, во всяком случае, мало что понимает: необходимо знание не только рун, славянских языков, археологии, но и верований, религиозного быта славян, чего от немцев требовать нельзя. Так и лежит этот материал, неизученный, неизвестный. Чтобы охватить такой материал, нужны средства, недоступные частному лицу, ибо надо посетить много разных музеев, владельцев частных коллекций и т.п. Такие средства могут быть представлены лишь государством. Нечего и говорить, что славянские государства не отдают себе отчета в том, сколь необходима такая работа. А вот средства на всякую ложную филологическую эквилибристику плывут щедро.Подобные предметы-документы доказывают неоспоримо существование у среднеевропейских славян своей рунической письменности. Если о ней мы могли догадываться, читая Адама Бременского, Гельмгольда и др., то здесь она перед нами в наличии.Северно-вендскими рунами, по-видимому, написано на камне – указателе дороги, найденном у Мыкоржина в Познани: «смир прявки аличт». Это переводят: «указатель дороги на Галич». Теми же рунами сделаны надписи на нескольких монетах. На одной написано «Рурик», на другой – «Зобар». Обе они, будучи весьма отличными одна от другой, несомненно, относятся к какому-то особому типу славянских монет: на них изображена лошадь (на одной из них с весьма стилизованными ногами) и на ней большая голова всадника. Тип головы у всадников одинаковый, хотя головы смотрят в разные стороны. На одной монете ясный знак свастики. Уже одно упоминание имени Рурика должно вызывать большой интерес к подобного рода находкам.На трех других одинаковых монетах – надпись «Вослов». Нечего говорить, что и нумизматические данные остаются в сущности неизученными или истолкованными с позиций норманской теории.Наконец, встречаются на предметах бьгга. Например, на ручке пятипалой фибулы на внутренней стороне написано: «Бозо (вероятно, Божо. – С.Л. ) врает руна и влие а всяй я». Переводят это: «Бозо начертал руны, вылил (фибулу) и уселся». Хотя прочтение нас не удовлетворяет, славянское происхождение надписи не вызывает сомнений.Переходим теперь к южнославянским рунам, которые находили в Тироле, Италии, области Альп, южной Венгрии, Африке и т.д. Многие из них не расшифрованы. Отметим, кстати, что находки славянских рун в Африке и т.д. только подтверждают наше по ожение о том, напр., что вандалы были славянами (см. в другом месте).Примеры таковы. У Клобенштейна в Тироле на горе Пипер – надпись: «лазе ке малече», т.е. «лаз (ход) к Ма-лече». Далее: урна, открытая у Монте Альченио, с надписью: «чай ней», т.е. «ожидай ее». Пограничный столб у Роччетга, надпись: «межу (границу) не менять». Было найдено также изображение Геркулеса в борьбе со львом и надписью: «геркле вилеке», т.е. «Геркулес великий». Есть и другие, подобные этим, примеры. Не все надписи, однако, расшифрованы верно. Напр., саркофаг у Пе-руджио имеет надпись, в которой Жункович находит слово «краль» (король), совершенно выпуская из виду, что слово это вошло в славянские языки лишь со времен Карла Великого, а изображение на саркофаге относится к римским воинам, т.е. на века раньше.Обзор надписей не является нашей задачей. Мы лишь указываем на их существование. Древность их, конечно, весьма различна. Вероятно, это была первая, предварительная стадия развития письменности. Особой нужды в ней не испытывали. Нужно было кого-то известить – посылали гонца. Жили все вместе, никуда не разъезжая, надобности в письмах не было. Законы хранились в памяти старейшин. Песни и были передавались изустно: по опыту современности мы знаем, что память могла удержать по нескольку тысяч стихов. Руны употреблялись главным образом лишь для коротких сообщений: указание дороги, пограничный столб, знак собственности и т.д. Но знали руны, очевидно, многие, это не было тайнописью, иначе их не применяли бы в местах всеобщего пользования.Основой же для настоящей письменности, когда создалось уже государство, развилась торговля, усложнились людские взаимоотношения и т.д., явилась у славян, по-видимому, глаголица, которая с руницей имела мало общего – может быть, потому, что была заимствована из чужого этнического корня.

В 155 году н.э. на р. Идель появился новый народ, говоривший на тюркском языке - гунны. Через двести лет, в 370-х годах они двинулись далее на запад, покоряя и тесня всех на своём пути до самой Атлантики. Этот процесс получил название Великого переселения народов и стал причиной вытеснения германцев из Восточной Европы, а также падения Западной Римской империи .

Своего апогея государство гуннов в Европе достигло при Аттиле в V веке н.э. Однако, Аттила умер в расцвете сил во время первой брачной ночи с бургундской принцессой Ильдико в 453 году. Государство гуннов после долгого траура вступило в полосу междоусобиц, в результате которых гунны потеряли свои западноевропейские владения. Сыновья Аттилы - Ирник и Денгизих, привели гуннов в Северное Причерноморье и Северный Кавказ, остававшиеся их доменом. Им удалось сохранить государство на территориях от Волги и до Дуная, на которых в течении двухсот последующих лет (450-650-ые годы н.э.) с участием вновь прибывших из Азии родов сложился болгарский этнос, а государство стало называться Великой Болгарией.

Часть населения Великой Болгарии после смерти хана Кубрата укрепилась на Средней Волге и создала своё государство - Волжскую Болгарию. Население Волжской Болгарии стало этнической основой современного населения Республики, столицей которой является г. Казань.

Правопреемником государства гуннов была Великая Болгария. После её распада к концу 7 века, эти государственные традиции сохранили дунайские и волжские болгары.

Интересно, что многие тюркоязычные народы, позже влившиеся в состав болгар, также были потомками других ветвей хуннов, прошедших этногенез восточнее, как, например, кыпчаки. Но болгарам удалось сохранить государственность хуннов.

Почему Западная Римская империя не устояла перед гуннами? Как смог «варварский» народ покорить всю Европу? Гунны были сильнее не только в военном отношении - они были носителями хуннской имперской традиции. Государственность является результатом долгого и глубокого развития общества и народа, она не приобретается за 100-200 лет. Принципы государственности, принесённые гуннами в Европу, имели глубокие азиатские корни. Хунны оказали сильнейшее влияние на этногенез и государственное строительство большинства современных тюркских народов.

Степной пояс Евразии (Великая степь) начинается с Жёлтого моря и тянется на запад до Дуная и Альп. Издревле кочевые народы мигрировали на этих территориях в обоих направлениях, не зная границ. Хунны имели свои государственные образования в восточной части евразийского степного пояса ещё задолго до европейского триумфа. Они вели постоянные войны с другими кочевниками и с китайскими государствами.

Угроза кочевников заставила китайцев соорудить Великую стену в 3-2 веке до н.э. Император Цинь Ши-Хуанди начал постройку стены в 215 году до н.э. Великая стена показывает границу китайских государств того времени - видно, что владения кочевников доминировали и достигали Жёлтого моря. Стена проходит недалеко от Пекина, а территории севернее неё контролировались кочевниками. Кроме войн были и мирные периоды соседства, шёл взаимный процесс ассимиляции. К примеру, матерью Конфуция (ок.551-479 г.до н.э.) была девушка из тюркского народа Янь-то .

Хунны Центральной Азии и болгары Причерноморья, как и их потомки - современные тюркские народы, являются лишь отдельными частями древнейших тюркоязычных цивилизаций. Точными данными о происхождении хуннов наука пока не располагает, но до нас дошли сведения, изложенные в древних китайских источниках, ставших доступными благодаря фундаментальным работам Н.Я.Бичурина (1777-1853) .

Некоторое неудобство представляет перевод звуков китайских иероглифов, не всегда совпадающих с тюркской фонетикой.

«Ещё до времен государей Тхан (2357 году до н.э.) и Юй (2255 г. до н.э.) находились поколения Шань-жун, Хянь-юнь и Хунь-юй». Н.Я.Бичурин ссылается также на Цзинь Чжо, который писал, что хунны «во времена государя Яо назывались Хунь-юй, при династии Чжей - Хянь-юнь, при династии Цинь - Хунну» .

Н.Я.Бичурин приводит свидетельство из Исторических записок Шы-Цзи летописца Сыма Цяня о том, что предком хуннов был Шунь Вэй - сын Цзе Кхоя последнего царя первой китайской династии Хя. Цзе Кхой, потеряв власть, умер в ссылке в 1764 году до н.э., а «сын его Шунь Вэй в том же году со всем своим семейством и подданными ушёл в северные степи, и принял образ кочевой жизни». Вероятно, подданные Шунь Вэя встретили на новых землях тюркоязычное население. Китайские источники указывают на существование к 2357 году до н.э. за северной границей китайских государств тюркоязычных народов.

История хуннов восточного периода детально описана в трудах Л.Н.Гумилева, поэтому мы напомним читателям лишь основные этапы .

Хунны не были единственными в Центральной Азии, кто разговаривал на языках, ставших потом называться тюркскими. Некоторые тюркские народы не вошли в хуннский союз, как, например, енисейские кыргызы.

Не решён до конца и вопрос взаимосвязи тюркоязычных народов Великой степи со скифами, древним государством Шумер в междуречии Тигра и Евфрата, с народами майа, инками, ацтеками и некоторыми индейскими народами Северной Америки, европейскими этрусками и другими народами, в языках которых обнаружено множество тюркских слов . Многие тюркоязычные народы исповедовали тенгрианство, а слово Тенгри было известно и в шумерском языке в том же значении - Небо.

Лингвинистически кочевников степной зоны Евразии хуннского периода можно условно делить на тюркоязычных, ираноязычных, угроязычных и монголоязычных. Были и иные кочевники, например, тибетцы-кяны. Самыми многочисленными, вероятно, были тюркоязычные. Однако, при правящей роли хуннов, в их союз входили самые разные народы. Хуннские археологические комплексы VII-V вв. до н.э. считаются близкими скифским. Скифы - это собирательное греческое название кочевников. Западные историки не вдаваясь в этнические тонкости называли их общими этнонимами: скифы, гунны, болгары, тюрки, татары.

Существует несколько версии о этническом облике скифских кочевых народов Великой степи того времени - юэчжей, усуней, жунов и дунху и др. Значительная часть их была ираноязычной, но общей тенденцией этнических процессов того периода была постепенная ассимиляция и вытеснение из восточной части Великой степи в Среднюю Азию тюркоязычными народами ираноязычных, отсюда и сложность четкой этнической идентификации. Один и тот же союз народов мог сначала быть в общем ираноязычным, а потом, ввиду количественного преимущества становиться тюркоязычным.

Император хуннов назывался шаньюй, возможно, от тюркских слов шин-юй. Шин - истина, Юй - дом . Ставка шаньюев была в Бэйшане, потом у Тарбагатая .

Усиление хуннов произошло при шаньюях Тумане и Модэ (правил в 209-174 г.до.н.э.), которых в тюркских легендах называют иногда Кара-ханом и Огуз-ханом. С именем шаньюя хуннов Туманя, связано и происхождение названия воинского подразделения в 10 000 воинов - тумена. Места станов туменов получали соответствующие топонимы, дошедшие до нас: Тюмень, Тамань, Темников, Тумен-Тархан (Тьмутаракань). В русский язык слово тумен вошло и в значении «много, видимо-невидимо», возможно, отсюда такие слова как тьма, темно и туман.

В 1223 году три тумена Субедея победили русско-половецкое войско на Калке, но позже в том же году были разбиты волжскими болгарами в районе Самарской Луки .

Хуннское войсковое деление тюркских народов по сотням (юзбаши - сотник), тысячам (мэнбаши - тысяцкий), 10 тысячам - туменам (темник), сохранилось в кавалериях разных армий, например, у казаков .

Но вернёмся во II в. до н.э. - несмотря на тяжелое геополитическое положение: с запада угрожали племена юечжи, с востока - сяньбийцы, с юга Китай, шаньюй Модэ в 205 году до н.э. расширил границы государства до Тибета, и стал регулярно получать железо от тибетцев .

После 205 г до н.э. изделия из железа в хуннских захоронениях встречаются часто. Можно предположить, что именно получение металлургических знаний стало одной из причин военного превосходства хуннов.

О сохранении металлургических традиции хуннов болгарами свидетельствует и такой важный факт: первый чугун в Европе был выплавлен Волжской Болгарии в 10 веке . Европа же научилась выплавлять чугун через четыре века, а Московия еще через два - в 16 веке, только после завоевания Булгарского Юрта (Казанское Ханство, в русских летописях). Причём сталь, которую Московия экспортировала в Англию, называлась «татарской» .

Хунны также оказали большое влияние на своих южных соседей - тибетцев и индусов. Например, в биографии Будды (623-544 гг. до н.э.) указывается на его обучение в юном возрасте письменности хуннов .

Территория империи хуннов тянулась от Маньчжурии до Каспия и от Байкала до Тибета. Историческая роль Моде заключалась не только в том, что именно с его правления началась хуннская экспансия по всем направлениям, но и в том, что при нём родоплеменное общество получило черты не просто государства, а империи. Была выработана политика в отношении завоеванных народов, позволявшая последним активно участвовать в жизни государства оставлением своих автономных прав и земель. Политика же Китая в отношении покорённых была более жёсткой .

Вот как Ши-Цзи 110 и Цяньханшу, гл. 94а описывают победные войны Моде: «При Модэ Дом Хуннов чрезвычайно усилился и возвысился; покорив все кочевые племена на севере, на юге он сделался равным Срединному Двору», то есть китайским императорам... Более того, Моде в результате нескольких крупных побед даже заставил китайского императора выплачивать дань! «Впоследствии на севере (хунны) покорили владения Хуньюй, Кюеше, Динлин (занимавшие в то время территорию от Енисея до Байкала), Гэгунь и Цайли» .

В 177 году до н.э. хунны организвали поход против ираноязычных юечжи на Запад и дошли до Каспийского моря. Это была последняя победа шаньюя Модэ, умершего в 174 году до н.э. Империя юечжи перестала существовать, часть населения была покорена и ассимилирована хуннами, часть мигрировала на Запад, за Волгу .

Таким образом, хунны дошли до Каспия и теоретически нельзя отрицать и возможности их выхода к Волге ещё в 177 году до нашей эры. Факт бегства части юечжи на запад за Волгу как раз это подтверждает.

В течении 133 г. до н.э. до 90 г.н.э. войны хуннов с китайцами велись с переменным успехом, однако общим итогом было постепенное наступление Китая.

Победа в войнах 133-127 гг. до н.э. позволила китайцам вытеснить хуннов с территорий между пустыней Гоби и рекой Хуанхэ, которая, как видим, не всегда была китайской.

В войнах 124-119 годов китайцам удалось дойти до северного стана хуннского шаньюя.

В 101 г. до н.э. китайская армия разграбила уже города Ферганской долины.

В компаниях 99, 97 и 90 гг. до н.э. успех был на стороне хуннов, но война велась на их землях.

В этот период Китай был ослаблен, но китайской дипломатии удалось натравить на хуннов усуней, динлинов и дунху, бывших до этого вассальными хуннам.

В 49 г. до н. э. шаньюй хуннов Чжичжи присоединил княжество и род Вакиль (по-китайски Ху-цзе). Этот род сохранился в составе европейских гуннов и болгар. Интересно, что через 800 лет представитель этого рода - Кормисош стал ханом Дунайской Болгарии (правил 738-754 гг.). Он сменил Севара - последнего хана династии Дуло, к которой принадлежали Аттила (?-453 г.), основатель Великой Болгарии хан Кубрат (ок.605-665 гг.) и его сын, основатель Дунайской Болгарии хан Аспарух (ок.644-700 гг.).

В 71 г. до.н.э. началась междоусобица, дестабилизировавшая центральную власть шаньюя и приведшая к первому расколу государства хуннов на северных и южных в 56 г. до н.э.

Южные хунны, возглавляемые шаньюем Хуханье установили мирные отношения с Китаем, которые привели в итоге к потере независимости.

Северные хунны были вынуждены отступить к Алтаю и в Среднюю Азию на Сырдарью, но и там потерпели крупное поражение от китайской армии .

После первого раскола в 56 г. до н.э. часть северных хуннов прорвалась «между усунями и динлинами, бежала на запад к приаральским племенам Кангюя и, очевидно, здесь смешалась с древнетюркскими и ираноязычными племенами. Эти смешанные группы населения и составили затем костяк господствующего населения Кушанской империи, на рубеже н.э. простёршей свою территорию от Урала до Индийского океана» .

Объединиться на короткий срок хуннам удалось в начале эры, но в 48 г. н.э. происходит новый раскол.

После этого южане почти окончательно стали зависимы от Китая, а северные хунны были не в состоянии сопротивляться окружавшим их противникам. На востоке усиливался союз Сяньби, с юга наступал Китай, с севера угрожали кыргызы.

Род Моде пресёкся в Северной Хуннской державе в 93 году н.э., последнего шаньюя рода по китайскому написанию звали Юйчугянь. После этого династия сменилась - государство возглавили представители одного из четырех старших аристократических родов - рода Хуян. Остальные роды назывались Лань, Сюйбу и Циолинь .

Отныне именно 4 рода будут составлять аристократию тюркских государств. Например, в Крымском, Казанском, Астраханском ханствах это были роды Аргын, Ширин, Кыпчак и Барын.

Хунны вели постоянные войны с Китаем на протяжении как минимум 350-ти лет. А ведь Китай и тогда был сильнейшим государством с передовыми технологиями. Силы были слишком неравны. Огромное количество хуннов уходило в Китай и в усиливающийся на востоке сяньбийский союз. Только хуннов перешло под власть государства Сяньби в 93 г.н.э. около 100 тысяч кибиток - это примерно 300-400 тысяч человек. Точно определить процентное соотношение носителей языковых групп в государстве Сяньби сейчас рупп в государстве Сяньби сейчас сложно, но возможно, что тюркоязычная часть достигала половины и более.

В середине 2 века оба хуннских государства неуклонно ослабевали, а государство сяньби под предводительством сильного и авторитетного Таншихая (137- 181), напротив, усилилось и достигло могущества, победив всех своих соседей, в том числе и Китай.

На протяжении всей истории междоусобные войны тюркских народов ослабляли их сильнее, чем внешние враги. Именно сяньбийцы, а не китайцы вытеснили остатки независимых хуннов на запад, заняв их территории. Известно, что государство Сяньби достигло Каспия, достигнув, тем самым западной границы бывших владений хуннов, которые были вынуждены отойти еще далее на запад - к Идели (Волге). Так соперничество государств Хунну и Сяньби оказало влияние на многие глобальные события в Европе.

К середине 2 века судьба народов северного хуннского союза сложилась по разному:

1. Алтайская часть хуннов стала этнической основой кимаков и кыпчаков, захватившими контроль над западной частью Великой степи в 11-12 веках и известными русским как половцы и куманы.

2. Часть родов захватили Семиречье и Джунгарию (юго-востока современного Казахстана) и основали там государство Юэбань.

3. Часть хуннов вернулась в Китай, основав ряд государств. Их называли тюрки-шато. Потомки тюрок-шато - онгуты были в составе государства хана Чингиза в 13 веке

4. Наиболее известная европейцам часть хуннов отступила на реку Идель примерно к 155 году, а через двести лет эти хунны двинулись далее на запад и под предводительством Аттилы дошли до Атлантики. Эта часть хуннов и стала нашими предками.

Усиление хуннов в Поволжье за 200 лет могло произойти не только от союза и ассимиляции сармат и угров, но и от постоянного притока родственного тюркоязычного населения из Центральной и Средней Азии. Оппозиционные роды хуннов и других тюркоязычных народов, оставшиеся в Азии в составе государства Сяньби и других объединений могли постоянным потоком мигрировать на запад к своим независимым собратьям и обратно .

Доминирующим языком Поволжья становился тюркский. Не исключено, что эти территории входили в состав государства Аттилы и последующих государственных объединениях гуннов и болгар. Этим можно объяснить перенесение центра государственности болгар в конце 7 в.н.э после смерти хана Кубрата с Дона и Днепра именно на Каму. Возможно, территории Волжской Болгарии еще при Кубрате были областью Великой Болгарии. После поражения от хазар роды, не пожелавшие подчиниться хазарскому союзу, могли просто отступить в свои же северные провинции.

Часть гуннов оторвалась от степного мира и вступила в тесный контакт с местными финноугорскими народами, дав начало этносу чувашей.

Некоторые европейские историки указывают на присутствие гуннов в Поволжье и на Каспии и до середины 2-го века.

Например, Дионисий Галикарнасский, живший в 1 в. до н.э..

Пока нет единого мнения - объяснить это ошибками летописцев или хунны могли прийти в Европу ранее, чем считалось. Возможно, хунны действительно доходили до Идели ещё в те времена. Мы знаем о том, что они дошли до Каспия, покоряя юечжей в 177 году до.н.э.

Эратосфен Киренский (Eratosthеnes) (около 276—194 до н. э.) также указывает на сильное государство гуннов на Северном Кавказе. Клавдий Птолемей (Ptolemaios) сообщает о гуннах Северного Кавказа в середине II в.до н.э., располагая их между бастарнами и роксоланами, то есть западнее Дона.

Упоминание о хуннах есть у Дионисия Периегета (160 г.н.э) По его данным, гунны жили в местности, прилегающей к Аральскому морю .

Интересное объяснение предлагает С.Лесной. Он обращает внимание на то, что, например, Прокопий Кесарийский отчетливо и неоднократно указывает, что гунны в древности назывались киммерийцами, которые издревле обитали на Северном Кавказе и Причерноморье: «В прошлом гунны были киммерийцами, впоследствии же стали называться болгарами» .

На то, что киммерийцы могли быть тюркоязычными, указывали и другие историки. Но пока это остается версией.

Также заслуживает внимания гипотеза о возможном исходе части шумерского народа с р.Тигр на Кавказ и Прикаспий задолго до прихода хуннов с востока.

Это темы будущих исследований, а пока можем исходить из того, что к 155 году тюркоязычные хунну действительно жили на реке Ра, которую они стали называть Идель.

Их ожидало великое будущее - сокрушить алан, древнегреческое Боспорское царство в Крыму, немецкое государство Готланд на Днепре, и в итоге весь античный мир.

1. Искусственный термин "гунны" был предложен в 1926 году К.А.Иностранцевым для обозначения европейских хунну: см. Иностранцев К.А. Хунну и гунны. - Труды тюркологического семинария. т.1., 1926 г.

2. "Исторические записки"" Сыма Цяна гл. 47 "Наследственный дом Кун-цзы - Конфуция" см: КУАНГАНОВ Ш.Т. Арий-гунн сквозь века и пространство: свидетельства и топонимы.- 2-е изд.,перераб. и доп. - Астана: «Фолиант», 2001 г. с.170.

КЛЯШТОРНЫЙ С. Гл. 8. в «Истории татар с древнейших времен. Т.1. Народы степной Евразии в древности. Институт истории АН Татарстана, Казань, Изд. «Рухият», 2002. C. 333-334.

3. БИЧУРИН Никита Яковлевич (1777—1853) — уроженец села Акулева (ныне Бичурино) Свияжской округи Казанской губернии, чуваш, синолог, член-корреспондент Петербургской Академии Наук (1828). Основатель китаеведения в Росии. В 1807-1821 годах возглавлял духовную миссию в Пекине.

4. БИЧУРИН Н.Я. (Иакинф) Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. С-Пб, 1851. Репринт изд. "Жалын Баспасы" Алматы, 1998 . Т.1.с.39. (Далее - БИЧУРИН Н.Я., 1851.)

5. ГУМИЛЕВ Л.Н. Хунну. Степная трилогия. Тайм-Аут-Компасс. С-Пб., 1993.

6. КАРИМУЛЛИН А. Прототюрки и индейцы Америки. М.,1995.

СУЛЕЙМЕНОВ О. Аз и Я: Книга благонамеренного читателя. - Алма-Ата, 1975.

ЗАКИЕВ М.З. Происхождение тюрков и татар.- М.: ИНСАН, 2003.

РАХМАТИ Д. Дети Атлантиды (Очерки по истории древнейших тюрков). - Казань: Татар. кн. изд-во.1999.с.24-25.

См. статью «Доисторические тюрки» в газете «Татарские новости» № 8-9, 2006.

7. ДАНИЯРОВ К.К. История гуннов. Алматы, 2002.с.147.

8. Бэйшань - нагорье в Китае, между озером Лобнор на западе и р. Жошуй (Эдзин-Гол) на востоке. Тарбагатай - горный хребет на юге Алтая в западном Казахстане и восточном Китае.

9. ГУМИЛЕВ Л.Н. Из истории Евразии. М.1993, c.33.

10. ГОРДЕЕВ А.А. История казачества. - М.:Вече, 2006.с.44.

КАН Г. В. История Казахстана -Алматы: Аркаим, 2002, с.30-33.

11. ГУМИЛЕВ Л.Н. От Руси к России: очерки этнической истории. Изд. Группа "Прогресс", М, 1994., с.22-23.

12. СМИРНОВ А.П. Волжская Болгария. Гл.6. Археология СССР. Степи Евразии в эпоху средневековья. Институт археологии АН СССР. Изд. «Наука», М.,1981. с.211.

13. ЗАЛКИНД Г. М. Очерк истории горно-заводской промышленности Татарстана // Труды общества изучения Татарстана. Казань, 1930. Т. 1. — С. 51. Ссылка по книге АЛИШЕВ С.Х. Все об истории Казани. - Казань: Раннур, 2005. с.223.

14. Гл.10 книги Лалитавистара (санскрит - Lalitavistara) «Подробное описание игр Будды», одной из наиболее популярных в буддийской литературе биографий Будды.

15. АНДРЕЕВ А. История Крыма. Изд. Белый волк-Монолит-МБ, М., 2000 с.74-76.

16. БИЧУРИН Н.Я., 1851. с.47-50.

17. БИЧУРИН Н.Я., 1851. с.55.

ЗУЕВ Ю. А.Ранние тюрки: очерки истории и идеологии. - Алматы: Дайк-Пресс, 2002 -338 с. + вкл. 12 с.13-17.

18. КЛЯШТОРНЫЙ С.Г., СУЛТАНОВ Т.И. Казахстан: летопись трех тысячелетий. Изд. «Рауан», Алма-Ата, 1992.с.64.

19. ХАЛИКОВ А.Х. Татарский народ и его предки. Татарское книжное издательство, Казань, 1989.с.56.

20. ГУМИЛЕВ Л.Н. Хунну. Степная трилогия. Тайм-Аут-Компасс. С-Пб., 1993. C. 182.

21. Археология СССР. Степи Евразии в эпоху средневековья. Институт археологии АН СССР. Изд. «Наука», М.,1981.

22. Известия древних писателей о Скифии и Кавказе. Собрал и издал с русским переводом В. В. Латышев. СПб., 1904. Т. I. Греческие писатели. СПб., 1893; Т. II. Латинские писатели. Т.I, c. 186. По книге: ЗАКИЕВ М.З. Происхождение тюрков и татар.- М.: ИНСАН, 2003, 496 с. С.110.

23. АРТАМОНОВ М.И. История хазар. 2-е изд.- СПб.: Филологический ф-т СпбГУ, 2002, с.68.

24. ЛЕСНОЙ (Парамонов) С. «Донское слово» 1995, по книге S.Lesnoy “The originas of the Ancient «Russians»” Winnipeg, 1964. С.152- 153.

В гуннах обыкновенно видят тюркский народ сюнну или хьюнг-ну (Huing-nu), упоминаемый в китайских хрониках еще за несколько столетий до Р.Х. Под натиском империи Хань гунны якобы постепенно откочевывали из Внутренней Азии на запад, включая покоренные народы - угров, монголов, тюркские и иранские племена - в свою орду. Около 370 г. они переправились через Волгу, разгромили аланов и затем набросились на остроготов.

Этой точки зрения придерживаются главным образом ученые «евразийской» школы для иллюстрации своих концептуальных построений. Однако письменные источники и археология говорят, что исторические судьбы сунну оборвались в начале н. э. где-то на территории Средней Азии. Все первое столетие н. э. - это эпоха непрерывного упадка некогда могущественного племенного объединения. Голод, бескормица и внутренние распри привели к тому, что в середине I в. держава сюнну, охватывавшая Южную Сибирь, Монгольский Алтай и Манчьжурию, распалась. Часть сюнну откочевала на запад, в некую страну «Канцзюй» (предположительно на территории Киргизии). Здесь один их отряд численностью в 3000 воинов, возглавляемый шаньюем Чжи-Чжи, был разгромлен китайцами и полностью уничтожен (убито 1518 человек и попало в плен свыше 1200). Другие орды сюнну, мигрировавшие в этот район, в течение I в. были подчинены племенным союзом сяньби. Характерно, что источники ничего не сообщают о дальнейшем продвижении сюнну на запад. Бегут «неизвестно куда» только их вожди - шаньюи, а основная масса племени остается на месте. Так, наиболее крупая орда сюнну, насчитывавшая 100 000 кибиток, после своего поражения в 91 г. «приняла название сяньби», то есть влилась в это племенное объединение. Археологических памятников сюнну западнее Средней Азии не обнаружено. Таким образом, родство гуннов и сюнну/хьюнг-ну основывается евразийцами исключительно на некотором сходстве их имен. Поэтому правы те исследователи, которые полагают, что «их отождествление (с народом хьюнг-ну. - С. Ц.), некритично принимаемое многими учеными... в действительности не обосновано и противоречит данным лингвистики, антропологии и археологии…» [Свод древнейших письменных известий о славянах. Составители: Л. А. Гиндин, С. А. Иванов, Г. Г.Литаврин. В 2-х т. М., 1994. Т. I, 87-88].

Вопрос об этнической и языковой принадлежности гуннов доныне остается дискуссионным. Я придерживаюсь мнения, что европейские гунны IV-V вв. должны быть отождествлены с племенем хунну, о котором уже в середине II в. писал Птолемей, помещая его на территорию «между бастарнами и роксоланами», то есть значительно западнее Дона, вероятно, где-то между Днестром и Средним Поднепровьем. По всей видимости, эти хунны принадлежали к угро-финской языковой семье. В языках некоторых уральских народов слово «гун» или «хун» означает «муж», «человек» [Кузьмин А. Г. Одоакр и Теодорих. В кн.:Страницы минувшего. М., 1991, с. 525] . Но хуннская орда была, конечно, неоднородна по своему этническому составу. Скорее всего к середине IV в. хунны подчинили себе угорские и булгарские племена Подонья и Поволжья. Это племенное объединение и получило в Европе название «гунны».

Вторжение гуннов в Северное Причерноморье и Крым было подобно падению камня, вызвавшему сход горной лавины. Военное преимущество гуннам обеспечивала их тактика. В начале сражения, избегая рукопашного боя, они кружили вокруг противника и осыпали его стрелами до тех пор, пока вражеские боевые порядки не приходили в полное смятение, - и тогда решительным ударом собранных в кулак конных масс гунны довершали разгром; в рукопашном бою они орудовали мечами, «нисколько не помышляя о себе», как замечает Аммиан Марцеллин. Их стремительное вторжение застало врасплох не только римлян, но и племена Северного Причерноморья. Современники в связи с этим единогласно пишут о «внезапном натиске», «внезапной буре» и уподобляют гуннское нашествие «снеговому урагану в горах».

В 371 г. гунны ворвались во владения готского короля Эрманариха. Ряд раннесредневековых авторов, в том числе Иордан и Прокопий Кесарийский, приводят в связи с этим забавный случай, который помог гуннам проникнуть в Крым. Однажды гуннская молодежь охотилась на оленей на берегу Мэотиды (Азовского моря) и прижала одну самку к самой воде. Неожиданно она бросилась в воду и пересекла море вброд, увлекая за собой охотников. На другом берегу, то есть уже в Крыму, она исчезла, но гунны не огорчились: ведь теперь они узнали то, о чем раньше и не подозревали, а именно, что в Крым, к остроготам, можно попасть, минуя хорошо охраняемый Перекопский перешеек. Вернувшись к сородичам, охотники сообщили о своем открытии, и гунны всей ордой вторглись в Тавриду по пути, указанному им животным. История с оленихой, если это, конечно, не легенда, могла произойти только в одном месте - в Сивашском заливе, через который с севера на юг тянется Арабатская стрелка - узкая и длинная коса, на севере очень близко подходящая к берегу моря. Это еще раз подтверждает, что остроготов атаковали хунны Птолемея, а не сюнну, пришедшие из-за Волги, которые в таком случае должны были появится в Крыму со стороны Тамани.

Королевство остроготов было превращено гуннами в груду развалин, население подверглось массовой резне, сам престарелый Эрманарих в отчаянии покончил с собой. Большинство остроготов отступило на запад, к Днестру; оставшиеся признали власть гуннов, и только небольшой части остроготов, укрепившейся на Керченском полуострове удалось сохранить свою независимость (их потомки были известны под именем готов-трапезитов* еще и в XVI в.; Трапезунтом в древности называлась гора Чатырдаг в южном Крыму; Иордан знает также крымский город Трапезунт, разрушенный гуннами).

Гунны между тем обрушились на везеготов, устроив им настоящую бойню. «Побежденные скифы (везеготы. - С. Ц.) были истреблены гуннами и большинство их погибло, - пишет современник этих событий Евнапий, - причем не было предела жестокости при их избиении». В 376 г. десятки тысяч спасающихся от нашествия везеготских семейств появились на берегу Дуная, умоляя римские власти позволить им переправиться и поселиться во Фракии. За ними шли остроготы, слыша за своей спиной топот и ржание гуннских лошадей. Император Валент согласился принять везеготов, намереваясь использовать их для пограничной службы на дунайской оборонительной линии. Однако переправа такого огромного количества людей заняла много времени; подвоз припасов не был организован должным образом, и среди везеготов разразился голод. Римские чиновники вместо помощи «варварам» использовали ситуацию в целях личного обогащения. За кусок хлеба они заставляли везеготов отдавать им в рабство жен и детей. Дошло до того, что любого раба продавали за десять фунтов говядины или за ковригу хлеба. Аммиан Марцеллин пишет даже, что римляне «по ненасытности своей, набрав откуда только было можно собак, давали их по одной за каждого раба», а Иордан утверждает, что голодные везеготы порой продавали своих детей в рабство за «дохлятину - собачью и других нечистых животных».

Доведенные до отчаяния везеготы взбунтовались, опустошили Фракию, и римлянам пришлось усмирять их силой оружия. Но на помощь разбитым везеготам пришли остроготы, переправившиеся через Дунай без императорского позволения и приглашения. 9 августа 378 г. на равнине возле Адрианополя римские легионы были растоптаны готской кавалерией; решающая роль в победе принадлежала остроготам и их союзникам аланам, которые «как молния» обрушились на врага. Император Валент пал в сражении и даже тело его не было найдено. По известию Иордана, он укрылся в каком-то поместье близ Адрианополя, а готы, не зная об этом, сожгли дом вместе с ним. Его преемник, император Феодосий I, с большим трудом спас положение, даровав готам права федератов (союзников империи, получающих регулярное жалованье). Тем временем в Паннонию вступила гуннская орда, увлекая за собой аланов, угров, булгар и другие кочевые племена южных степей. Эти события были началом Великого переселения народов.

Страшное опустошение Северного Причерноморья, произведенное гуннами, не замедлило отразиться на самих разрушителях, среди которых разразился голод. Приостановив наступление на запад, гуннская орда в конце IV столетия перевалила через Кавказ и наводнила Переднюю Азию, разоряя и грабя города и массами уводя население в рабство. Сельские местности Сирии и Каппадокии совершенно обезлюдели. Осаде подверглась Антиохия; Иерусалим и Тир готовились к отражению нашествия; Аравия, Финикия, Палестина и Египет, по словам писателя V в. Иеронима, «были пленены страхом». Гунны отступили только после того, как иранский шах двинул против них крупные силы.

Гуннам понадобилось еще несколько десятилетий, чтобы прочно обосноваться в причерноморских степях. В первой четверти V в. они наконец появились в Паннонии, которая освободилась благодаря уходу в Галлию аланов и вандалов. В 434 г. гуннский вождь Ругила осадил Константинополь, спасенный на этот раз, как повествует византийское предание, лишь посредством вмешательства небесных сил. В том же году Ругила умер и власть в орде наследовали его племянники – Аттила и Бледа. Последний вскоре был убит своим соправителем, которому и суждено было превратить свое имя и имя своего народа в нарицательные.

Гунны привели в ужас цивилизованный мир: после них готы и вандалы казались афинскими воинами. Они вызывали отвращение даже у самих варваров. Готы рассказывали, что один из их королей сослал вглубь Скифии колдуний, которые встретились там с блуждающими демонами. От их соития и родилось отвратительное племя гуннов, отродье, по словам Иордана, зародившееся в болотах, - «малорослые, тощие, ужасные на вид, не имеющие с человеческим родом ничего общего, кроме дара слова», чье лицо - безобразный кусок сырого мяса с двумя дырами вместо глаз. Аммиан Марцеллин описывает их с чувством естествоиспытателя, столкнувшегося с неведомыми чудовищными тварями. Рассказав об отталкивающей наружности гуннов, об их приземистых телах, непомерно больших головах, о приплюснутых носах, о подбородках, изрезанных шрамами, якобы для того чтобы помешать расти бороде , он заключил: «Я сказал бы скорее, что это двуногие животные, а не люди, или каменные столбы, грубо вытесанные в образ человека, которые украшают парапеты мостов».

Читая рассказы современников о нравах этих кочевников, можно подумать, что гуннская орда - это скорее волчья стая, чем сообщество людей. Если галлы, по рассказам римских писателей, боялись одного: что небо рухнет им на голову, - то гунны, казалось, опасались только того, чтобы на них не упали крыши. У них не было даже кибиток, и они проводили свой век на спинах своих лошадей, к которым были точно приклеены. Иероним утверждал, что согласно поверью гуннов, кто-либо из них, коснувшийся земли, считал себя уже мертвым. Верхом они исправляли всякие дела, продавали и покупали, обсуждали общеплеменные вопросы, верхом же и спали, наклонившись к сухопарым шеям своих лошадей, «нескладных, но крепких». Одежда из холста или меха истлевала на их теле, и только тогда заменялась новой. Огня они не знали, и когда хотели есть, клали себе под седло кусок сырого мяса и таким образом размягчали его. Грабили они с бессмысленной жестокостью.

Впрочем, сегодня гунны не кажутся нам такими уж дикарями. Мы знаем, что двор Аттилы был средоточием европейской дипломатии и развлекались там не только выходками шутов, но и беседами «философов»; образованная гуннская верхушка использовала письменность - неизвестно, свою или заимствованную. Именно к гуннам бежал в 448 г. известный врач Евдоксий, выходец из Галлии, уличенный в сношениях с багаудами . Один из римских дипломатов при дворе Аттилы встретился там с соотечественником-эмигрантом, который расхваливал ему общественные порядки гуннов и даже не думал о возвращении на родину. (Надо заметить, что главным социально-экономическим благом в гуннской империи было отсутствие налогов: грабежи и контрибуции с лихвой покрывали издержки и нужды двора Аттилы). При осаде городов гунны с успехом использовали сложные военно-инженерные сооружения и стенобитные машины.

С появлением Аттилы варварство, доселе почти безымянное и безликое, обретает имя и лицо. Из своего далекого степного стана он грозил империи, уже разделенной, и Рим с Константинополем истощали свою казну, чтобы удовлетворить его требования. Посланники империи униженными просителями приближались к деревянному ханскому дворцу, весьма искусно построенному из бревен и досок и украшенному резьбой, - где подвергались долгим мытарствам, прежде чем быть допущенными внутрь, за линию оград и частоколов. Представ перед Аттилой, они видели большеголового человека с проседью, коренастого, широкогрудого, курносого, безбородого, почти черного лицом; маленькие глазки его обыкновенно горели гневом. Во время пиршества владыка гуннов ел и пил из деревянной посуды, тогда как его гостям подавали яства на золотых и серебряных блюдах. Посреди пира он оставался неподвижен, и только когда в залу входил младший из его сыновей, взгляд «Бича Божьего» смягчался и, ласково схватив ребенка за щеку, он привлекал его к себе.

Именно здесь, в степном лагере Аттилы, мы слышим первое славянское слово, долетевшее до нас из бездны времен. И обозначает оно хмельной напиток. Приск, один из участников византийского посольства 448 г. к Аттиле, рассказывает, что по пути к лагерю гуннов посольство останавливалось на отдых в «деревнях», жители которых поили послов вместо вина питьем, называемым по-туземному «медос», то есть славянским мёдом. К сожалению, Приск ничего не говорит об этнической принадлежности гостеприимных и хлебосольных жителей «деревень», но этот отрывок из его сочинения можно сопоставить с более поздним известием Прокопия Кесарийского о том, что войска ромеев переправлялись через Дунай, чтобы поджечь деревни славян и разорить их поля. Стало быть, этническая принадлежность задунайских соседей не была для византийцев тайной.

Другое славянское слово донес до нас Иордан. Он рассказывает, что после смерти Аттилы его труп был выставлен посреди степи в шатре, и всадники, объезжая его кругом, устраивали нечто вроде ристаний, оплакивая его в погребальных песнопениях, в которых превозносились подвиги покойного. «После того как он был оплакан такими рыданиями, - пишет Иордан, - они устраивают наверху его кургана великое пиршество, которое они сами называют страва, и, сочетая в себе поочередно противоположное, выражают похоронную скорбь, смешанную с радостью, и ночью труп, тайно скрытый в земле, окружают покровами - первый из золота, второй из серебра, третий из прочного железа... И, чтобы такие богатства были сохранены от человеческого любопытства, они, вознаградив гнусностью, уничтожили предназначенных для этого дела, и мгновенная смерть с погребенным последовала для погребавших».

Иордан прав лишь отчасти, приписывая убийство устроителей могилы Аттилы стремлению гуннов скрыть место погребения своего предводителя. Точнее, перед нами - древний обычай убийства слуг вождя для сопровождения его в загробный мир. Например, Менандр под 576 г. сообщает, что в день погребения правителя Западного Тюркского каганата Дизабула были убиты кони умершего и четверо пленных, которых как бы послали в загробный мир к усопшему, чтобы рассказать ему о совершенной в его честь тризне. Как часть похоронного ритуала для знати, этот обычай зафиксирован также у русов еще в начале X в.

Несмотря на то, что описание похорон Аттилы имеет этнографические параллели в погребальных обрядах не только кочевников, но и вообще многих народов древности, - термин «страва» (strava) в смысле «погребальное пиршество, поминки» известен только в славянских языках. Так, в польском и чешском он имеет значение «пища». Возможно, гунны заимствовали его у славян вместе с какими-то чертами, обогатившими их собственный погребальный обряд [Свод, I, с. 162-169].


Сознавая слабость обоих частей разделенной Римской империи, Аттила вел себя как подлинный повелитель мира. С ножом у горла он требовал от западного и восточного императоров выполнения всех своих требований и даже капризов. Однажды он велел византийскому императору Феодосию отдать ему богатую наследницу, на которую зарился один из его воинов: насмерть перепуганная девушка спаслась бегством, но Феодосий, чтобы предотвратить войну, был вынужден найти ей заместительницу. В другой раз Аттила потребовал от западноримского императора Валентиниана священные сосуды, спасенные епископом города Сирмия при разграблении гуннами этого города. Император ответил, что такой поступок будет с его стороны святотатством и, пытаясь удовлетворить алчность гуннского вождя, предложил вдвойне оплатить их стоимость. «Мои чаши - или война!» - ответил Аттила. В конце концов, он захотел получить от Феодосия баснословную дань, а от Валентиниана - его сестру Гонорию и половину империи в качестве приданого. Встретив от того и другого отказ в своих притязаниях и будучи, кроме того, взбешен попыткой одного из членов посольства Приска отравить его, он решил атаковать сразу обоих своих врагов. Два гуннских посланника в один день предстали перед Феодосием и Валентинианом, чтобы сказать им от имени своего повелителя: «Аттила, мой господин и твой, приказывает тебе приготовить дворец, ибо он придет».
И он действительно пришел в страшный 451 год. Потрясенные современники уверяют, что его приход возвестили кометы, лунное затмение и кровавые облака, посреди которых сражались призраки, вооруженные пылающими копьями. Люди верили, что наступает конец света. Аттила виделся им в образе апокалипсического зверя: одни летописцы наделяли его головой осла, другие свиным рылом, третьи лишали его дара слова и заставляли издавать глухое рыканье. Их можно понять: это было уже не нашествие, а потоп, Германия и Галлия исчезли в водовороте людских масс, конных и пеших. «Кто ты? - кричит Аттиле святой Лу (St. Loup) с высоты стен Труа. - Кто ты, разметавший народы, как солому, и ломающий короны копытом своей лошади?» - «Я Аттила, Бич Божий!» - звучит в ответ. - «О, - отвечает епископ, - да будет благословен твой приход, Бич Бога, которому я служу, и не я остановлю тебя».
Помимо гуннов Аттила привел с собой булгар, аланов, остроготов, гепидов, герулов, часть франкских, бургундских и тюрингских племен; современные источники умалчивают о славянах, однако не приходится сомневаться, что они присутствовали в качестве вспомогательных отрядов в этой разноплеменной орде. По словам Иордана, гунны держали во власти весь варварский мир.

И все же на этот раз «Гесперия» устояла. Полководец Аэций, последний из великих римлян, противопоставил гуннской орде коалицию германских племен - гибнущую цивилизацию должны были отстаивать варвары. Знаменитая Битва народов произошла в июне 451 г. на обширных Каталаунских полях в Галлии, близ современного Труа (в 150 км восточнее Парижа). Ее описание современниками напоминает рагнарёк - последнее грандиозное побоище богов в германской мифологии: 165 тысяч убитых, ручьи, вздувшиеся от крови, обезумевший от бешенства Аттила, кружащийся вокруг гигантского костра из седел, в который он намеревался броситься, если бы неприятель ворвался в гуннский лагерь... Противникам так и не удалось сломить друг друга, но спустя несколько дней Аттила, не возобновив сражения, увел орду назад в Паннонию. Солнце античной цивилизации замедлило свой кровавый закат.
На следующий год Аттила опустошил Северную Италию и, обремененный добычей, снова вернулся в придунайские степи. Он готовился нанести удар по Византии, но в 453 г. внезапно скончался, на другой день после свадьбы с германской красавицей Ильдико, которую молва обвиняла в отравлении «Бича Божьего» и «осиротителя Европы». Впрочем, Ильдико вряд ли была новой Юдифью. Скорее всего, как об этом свидетельствует Иордан, Аттила умер во сне от удушья, вызванного часто случавшимся у него носовым кровотечением. После его смерти гуннская империя быстро распалась. Вскоре, потерпев поражение от готов на реке Недао, гунны ушли из Паннонии назад в южное Поднепровье и на Северный Кавказ.

Гуннское «опустошение мира» сыграло важную роль в истории славянского этноса. В отличие от скифских, сарматских и готских вторжений, нашествие гуннов было чрезвычайно масштабным и привело к разрушению всей прежней этно-политической ситуации в варварском мире. Уход на запад готов и сарматов, а затем и распад империи Аттилы позволил славянам в V в. начать широкую колонизацию Северного Подунавья, низовьев Днестра и среднего течения Днепра.

На самом деле это был, вероятно, род татуировки. Надрезы щек в младенческом возрасте (этим обычаем объясняли безбородость гуннов античные писатели) не могут препятствовать росту волосяного покрова на лице. >назад

Багауды (кельт. bagaudae - «возмущенные», «мятежные») - название галльских повстанцев - крестьян, колонов и рабов, поднявших в 283 г. при императоре Крине восстание против местных рабовладельцев. Несмотря на частые поражения от римлян, восстание багаудов продолжалось около полутора веков (до начала V в.) и в немалой степени способствовало распаду и падению Западной Римской империи.


Сергей Цветков, историк