Памяти поэтессы елены шварц. Елена Шварц

Елена Андреевна Шварц (1948 – 2010) – петербургский поэт; не сомневаясь, уточню – великий и редкостный поэт. Ее (как и других прекрасных поэтов этого поколения, принадлежавших «второй культуре», то есть не публиковавшихся в СССР, — Виктора Кривулина, Александра Величанского) «широкий читатель» у нас знает совсем мало.

Это горько – и, я бы сказала, стыдно. Стихи Шварц переведены на все, вероятно, европейские языки, ее изучают в Сорбонне и Оксфорде. Она написала много – четыре тома ее сочинений изданы в 2008 году в «Пушкинском фонде».

Это богатый и совершенно своеобразный мир. Елена Шварц относилась к поэзии как к служению (почти забытая в скептической современности позиция).

На миг вместивший мира боль и славу –

Так она видела дело поэта. Все ее сочинения и ее жизнь были обращены к Творцу, и образцом поэта был для нее Псалмопевец Давид («Танцующий Давид» — называлась ее первая, изданная в Америке книга). Школьницей, в начале 60-ых, в пионерско-комсомольской стране она писала:

Старый новгородский храм.
Поп размахивает кадилом.
И я сама становлюсь как храм,
Я наполняюсь огнем и дымом,
Дымом сладким, сладчайшим…

(привожу эти стихи по памяти и, возможно, неточно: они нигде не печатались, и я их запомнила со слуха).

Читателям Правмира я хочу предложить два небольших стихотворения Елены Шварц, из поздних. Если для кого-то это первое чтение – ему можно позавидовать: его ждут циклы, поэмы, стихотворные драмы, огромное мирозданье, пронзенное болью и красотой.

(Моя развернутая статья о Елене Шварц будет опубликована в ближайшем номере «Вестника РХД»)

О темной и глупой, бессмертной любви
На русском, на звездном, на смертном, на кровном
Скажу, и тотчас зазвенят позвонки
Дурацким бубенчиком в муке любовной
К себе и к Другому,
К кому – все равно –
Томится и зреет, как первое в жизни желанье,
И если взрастить на горчичное только зерно –
Как раненый лев, упадет пред тобой мирозданье.
декабрь 2002

Тебе, Творец, Тебе, Тебе,
Тебе, земли вдовцу,
Тебе – огню или воде,
Птенцу или Отцу –
С кем говорю я в длинном сне,
Шепчу или кричу:
Не знаю, как другим, а мне –
Сей мир не по плечу.
Тебе, с кем мы всегда вдвоём,
Разбившись и звеня,
Скажу – укрой своим крылом,
Укрой крылом меня.
2004

Санкт-Петербург) - русская поэтесса, прозаик, одна из ведущих фигур ленинградской неофициальной культуры 1970-х и 1980-х годов.

Биография

Родилась в 1948 году в Ленинграде. Мать, Дина Морисовна Шварц - литературный деятель, заведующая литературной частью БДТ . Отец, Андрей Емельянович Джеджула (1913-1971) - профессор истории и парторг Киевского университета . По словам Елены Шварц, она никогда его не видела . Дед Морис Шварц возглавлял швейную фабрику им. Мюнценберга и был расстрелян "за подрыв швейной промышленности" в мае 1937 года, бабушка также была репрессирована.

Некоторые знаменитые строчки написала ещё в подростковом возрасте: «Бурлюк», «О море милое, тебя пересолили!» Непродолжительное время училась на Филологическом факультете ЛГУ . В 1971 году заочно окончила театроведческий факультет .

Официально нигде не работала, зарабатывала на жизнь переводами пьес для ленинградских театров. До начала перестройки публиковалась в СССР только в самиздате . В ближний круг общения Елены Шварц входили Виктор Кривулин , Дмитрий Бобышев , Сергей Стратановский , Юрий Кублановский , Михаил Шварцман .

Зимой 2001-02 гг. по приглашению фонда Бродского жила в Риме, на вилле Медичи . После пожара в квартире вынужденно перебралась в Дом писателей в Комарове . В 2002-08 гг. «Пушкинский фонд» выпустил наиболее полное, четырёхтомное собрание сочинений Елены Шварц.

Скончалась 11 марта 2010 года от онкологического заболевания. Отпевание состоялось в воскресенье, 14 марта , в Троицком (Измайловском) соборе Санкт-Петербурга . Похоронена на Волковском кладбище под одной плитой с матерью.

Признание

Произведения

В СССР c 1975 до 1985 публиковалась только в самиздате, иногда под псевдонимами. C 1978 печаталась за рубежом. Публикации в журналах русской эмиграции: «22» (№ 5), «Вестник РХД» (№ 140), «Эхо» (1978, № 2; 1979, № 1; 1980, № 1, 4), «Стрелец» (№ 3, 1986), «Ковчег» (№ 5, 1980; № 6, 1981), «Мулета» (№ 1, 1984), «Гнозис» (№ 5/6, 1979), «Глагол» (№ 3, 1981), «Третья волна» (№ 12, 1982), «Грани» .

Со второй половины 80-х гг. публиковалась и в отечественной периодике - в журналах «Вестник новой литературы» , «Родник» , «Радуга» , «Аврора» , «Звезда» , «Нева» , «Новое литературное обозрение» , «Критическая масса» , «Urbi» , «Знамя» , «Новый мир» , в альманахе «Камера хранения» и др.

Сборники стихов

  • «Танцующий Давид». - N. Y. : Russica Publishers, 1985. - ISBN 0-89830-074-6 .
  • «Стихи». - П. : Беседа, 1987.
  • «Труды и дни Лавинии, монахини из ордена Обрезания Сердца». - Ann Arbor : Ardis Publishers, 1987.
  • «Стороны света». - Л. : Советский писатель, Ленинградское отделение, 1989. - 72 с., 5000 экз. - ISBN 5-265-00727-X .
  • «Стихи». - Л. : Ассоциация «Новая литература», 1990. - 120 с., 10 000 экз. - ISBN 5-85080-001-8
  • «Лоция ночи. Книга поэм». - СПб. : Советский писатель, Санкт-Петербургское отделение, 1993.
  • «Песня птицы на дне морском». - СПб. : Пушкинский фонд, 1995.
  • «Mundus Imaginalis: Книга ответвлений». - СПб. : Эзро, 1996.
  • «Западно-восточный ветер: Новые стихотворения». - СПб. : Пушкинский фонд, 1997.
  • «Соло на раскалённой трубе». - СПб. : Пушкинский фонд, 1998.
  • «Стихотворения и поэмы». - СПб. : ИНАПРЕСС , 1999.
  • «Дикопись последнего времени». - СПб. : Пушкинский фонд, 2001.
  • «Трость скорописца». - СПб. : Пушкинский фонд, 2004.
  • «Вино седьмого года». - СПб. : Пушкинский фонд, 2007.
  • «Перелетная птица (последние стихи )». - СПб. : Пушкинский фонд, 2011.
Проза
  • Определение в дурную погоду. - СПб. : Пушкинский фонд, 1997.
  • Видимая сторона жизни. - СПб. : Лимбус, 2003.
  • «Габриэле Д’Аннунцио. Крылатый циклоп». - СПб. : «Вита Нова» , 2010. - с. 528. - ISBN 978-5-93898-291-8 . - (Серия: Жизнеописания).
Собрание сочинений
  • «Сочинения Елены Шварц», тт. I-II. - СПб. : Пушкинский фонд, 2002 (стихотворения и поэмы).
  • «Сочинения Елены Шварц», тт. III-IV. - (СПб. : Пушкинский фонд, 2008 (стихи, проза и пьеса).
Публикации на других языках;
  • Paradise: selected poems. - Newcastle upon Tyne: Bloodaxe, 1993
  • Ein kaltes Feuer brennt an den Knochen entlang … : Gedichte. - Chemnitz; B. ; St. Petersburg: Oberbaum, 1997
  • Das Blumentier: Gedichte. - Düsseldorf: Grupello-Verl., 1999, hrsg. und übersetzt von Alexander Nitzberg
  • La vierge chevauchant Venise et moi sur son épaule: poèmes. - Évian: Alidades, 2003
  • Olga Martynova, Jelena Schwartz. Rom liegt irgendwo in Russland. Zwei russische Dichterinnen im lyrischen Dialog uber Rom. Russisch / Deutch. Aus dem Russischen von Elke Erb und Olga Martynova. - W. : Edition per procura, 2006.
  • Birdsong on the seabed. - Tarset: Bloodaxe Books, 2008

Стихи Е. А. Шварц также переводились на сербский, шведский, норвежский, итальянский, иврит и др. языки.

Переводческая деятельность

  • Перевод с немецкого романа Мартина Бубера «Гог и Магог».

Напишите отзыв о статье "Шварц, Елена Андреевна"

Примечания

Литература

  • Самиздат Ленинграда, 1950-е - 1980-е. Литературная энциклопедия. М.: Новое литературное обозрение , 2003, с.365-368
  • Дарк Олег. Танец молнии //«Новый Мир» 2004, № 10.
  • Уланов А. Елена Шварц. Стихотворения и поэмы // «Знамя» 1999, № 9.

Ссылки

Мать - заведующая литературной частью БДТ; с отцом - преподавателем и сек­ретарем парторганизации Киевского университета А. Джеджулой - никогда не встре­чалась. Некоторое время училась на филфаке ЛГУ; в 1971 окончила заочное отделе­ние театроведческого факультета Театрального института. Зарабатывала переводами пьес для ленинградских театров.

С детства пишет стихи. Посещала литературный клуб «Дерзание» при Дворце пионеров, затем - ЛИТО при ДК им. Первой пятилетки и ЛИТО при Доме писате­ля. Ее творчество с первых шагов привлекло внимание как сверстников, так и лите­раторов старшего поколения - Д. Максимова, Л. Гинзбург, Г. Семенова. В 1964 под­борка стихов вошла в сборник К. Кузьминского и Б. Тайгина «Антология советской патологии». Поддерживала дружеские и творческие отношения с И. Бурихиным, Е. Иг­натовой, А. Мироновым, С. Стратановским. С 1975 проводила у себя дома дружеские литературные собрания «Шимпозиум», на которых в серьезном и шутливом духе об­суждались литературные, философские и исторические темы. Была замужем за Е. Вензелем, затем - за М. Шейнкером.

С середины 1970-х стихи распространялись в самиздате и звучали на квартирных чтениях. Печаталась в самиздатских журналах «Северная почта», «Часы», «37», «Обводный канал», в антологиях «Лепта» (1975) и «Острова» (1982), в альманахе «Жен­щина и Россия» (1979). Книги стихов выходили приложениями к журналам «Часы» и «Обводный канал». В 1974–87 написала 5 стихотворных сборников, распространяв­шихся в самиздате: «Войско, изгоняющее бесов» (1976), «Оркестр» (1978), «Разбивка парка на берегу Финского залива» (1980), «Корабль» (1982), «Лоция ночи» (1987), куда вошли стихотворения, поэмы, «книги стихов» - в том числе «Кинфия», написанная от лица римской поэтессы I в. Была автором литературной мистификации - эстон­ского поэта Арно Царта, от имени которого написана «Повесть о Лисе», где разраба­тываются мотивы даосских сказаний. Центральной для ее творчества в 1970-80-е стала книга «Труды и дни Лавинии, монахини из ордена обрезания сердца» (1984) - попытка объединить в равноправном диалоге все мировые религии и цивилизации. Входила в Клуб-81. Печаталась под псевдонимами Е. Черняховская и Лавиния Ворон.

С 1978 печатается за границей - в журналах «Эхо», «Гнозис», «Ковчег», «Третья волна», «Вестник РХД», «Стрелец», «Мулета», в антологии «У Голубой Лагуны». В 1985 в США вышла первая книга «Танцующий Давид», в 1987 - «Труды и дни Лавинии…» (в изд. «Ардис»).

Поэтический стиль восходит к М. Кузмину, В. Хлебникову, Н. Заболоцкому, от­части - к В. Маяковскому и М. Цветаевой. В отличие от большинства современни­ков она уходит от поэтического канона не в сторону чистой тоники, а к сложной и изысканной полиметрии. Главная тема поэзии - трагическая любовь-вражда челове­ка и Бога; духовные поиски не ограничены рамками какой-либо конфессии или фи­лософского направления. Напряженно-личностное мировосприятие, ощущение бытия как мистерии, трагическое, «дионисийское» представление о сущности поэтического творчества сочетаются с гротескной театрализацией реальности.

По словам М. Берга, в ее поэтическом творчестве «естественная эксцентричность в процессе воссоздания картины мистического, спиритуального ужаса позволяет со­четать метафорическую образность с акцентированной физиологичностью, христиан­скую мистику с семантической истерикой, обильно увлажненные кровью образы с религиозными символами».

Наряду со стихами пишет прозу. Короткие рассказы (1966–70) и повесть «Взры­вы и гомункулы» (1979) развивают традицию петербургской «гофманианы». Поздние прозаические произведения, вошедшие в книгу «Определение в дурную погоду», но­сят характер мемуарных эссе. Эпизодически выступает как критик и публицист.

В 1989 в Ленинграде вышел первый официальный сборник - «Стороны света». К настоящему времени выпустила 13 поэтических книг. Стихи переведены на англий­ский, немецкий и сербский языки. Лауреат Литературной премии Андрея Белого (1979), премии «Северная Пальмира» за 1999 и премии журнала «Звезда» за 2000.

"Лирический герой" поэзии Е. Шварц — это утонченная и интеллектуальная сумасбродка, пифия-прорицательница, своенравная и изощренная скандалистка, инфернальница, впадающая то в романтический, то в религиозный экстаз, для которой спровоцированная истерика является патентованным способом освобождения от сдерживающих начал для мистического постижения реальности. Именно "полярность" лирической героини создает заряд напряжения любого текста, в котором обязательно сочетание мощного голоса, уязвленного болезненным своеобразием, с семантической истерикой, что громоздит обильно увлажненные кровью метафоры, раздробленные кости эпитетов, создавая сознательно задуманную картину мистического, спиритуального ужаса. Такое определение поэзии Елены Шварц дает критик Ивор Северин (35).

III (восточная) Встань! Не стыдно при всех-то спать? Встань! Ведь скоро пора воскресать. Крематорий — вот выбрала место для сна! Встань! Поставлю я шкалик вина. Господи! Отблеск в витрине — я это и есть? В этом маковом зернышке воплотилась я здесь? Что ж! Пойду погляжу цикламены в трескучем снегу И туда под стекло пташкой я проскользну, убегу. Да и всякий есть пташка на ветке поюща, И никто его слушать не хочет, а он разливается пуще. Золотым опереньем укроюсь погуще. Погадай, погадай на кофейной мне гуще. Потому что похожа на этот я сдохший напиток, Потому что я чувствую силу для будущих пыток. ........................................ Всяк есть птица поюща — так хоть на него полюбуйся. И сквозь снег, продышав, прорастает горячий цветок. Позвоночники строем летят на восток. Форма ангела — ветер, он войдет, незаметен. Смерть твой контур объест, обведет его четко, Это — едкое зелье, это — царская водка. И летит же в лазури на всех парусах, Форма ангела — ветер, он дует в висках. Из "Элегий на стороны света"

Валерий Шубинский (18) охарактеризовал тип поэта, воплощенного Еленой Шварц, как рационалистический визионер, т.к. мистический, не нуждающийся в рациональном обосновании извне образный мир у нее изнутри построен по жесточайшим рациональным законам. Каковы же эти законы?

Язык. При обращении к "высоким" темам он сдвинут по отношению к литературной норме в сторону просторечия. Речевые регистры намеренно смешаны. Автор резко переходит от патетических интонаций к бытовым.

Часто языковое смешение — сигнал нетождественности говорящего автору. Поэзия Шварц полифонична, и язык — сигнальная система, свидетельствующая в том числе о степени удаленности данного голоса от авторского.

У Шварц есть целая книга стихотворений, написанных "от чужого лица" (Mundus Imaginalis, 1996). В цикле "Кинфия" (вошедшем в эту книгу) декорации Рима времен Августа воспроизведены добросовестно, без языкового отстранения или смешения реалий; однако в героях и сюжетах цикла угадываются некоторые персонажи и обстоятельства ленинградской неофициальной литературной среды 1970-х, что делает возможным "самоотождествление" автора с героиней и использование прямых лирических ходов.

Такая языковая игра — есть знак известной искусственности, кукольности мира, в котором действуют герои. Мир Елены Шварц — кукольный, но при этом открыто трагичный. Персонажи этого мира и не бесплотные символы, и не живые люди, а живые куклы, марионетки, по воле кукловода наделенные именами и смыслами, но беспомощные перед авторской волей.

Другая сторона поэтики Шварц — образность. По мысли Валерия Шубинского, образ у нее не иллюстрирует абстрактную мысль, а является основой сюжетной структуры. Образ и есть сюжет.

Из глаз полезли темные гвоздики, Я — куст из роз и незабудок сразу, Как будто мне привил садовник дикий Тяжелую цветочную проказу. "Зверь-цветок"

В основе ее поэтики — не "химия слов", а точное, отчетливое, даже нарочито упрощенное, но бесконечно разветвляющееся дерево образов, восходящее к эстетике барокко.

Отмечает Шубинский и особенности ритмического рисунка стихов Елены Шварц. Здесь она также оригинальна.

Русская поэзия в ХХ веке шла от силлабо-тоники к чистой тонике и разного рода промежуточным типам стиха (дольник, тактовик). Шварц пошла по другому пути — пути полиметрии (почти всегда в рамках силлабо-тоники). Это встречалось у Хлебникова, но эпизодически и в более сдержанных формах.

Предчувствие жизни до смерти живет. Холодный огонь вдоль костей обожжет, Когда светлый дождик пройдет В день Петров на изломе лета. Вот-вот цветы взойдут, алея, На ребрах, у ключиц, на голове... "Зверь-цветок"

Что же касается духовного пространства поэзии Елены Шварц, то лучше всего оно характеризуется понятием "экуменизм". При христианской доминанте (внеконфессиональной) находится место и иудаистическим, и суфийским (исламским), и буддийским мотивам. "Экуменизм" Елены Шварц — это мечта о соединении опыта разных культур в своих вершинах на фоне постмодернистского корректного равнодушия. Перед нами своеобразная "сверхчеловеческая" утопия. Но осуществляется она в рамках кукольного, почти мультипликационного мира.

Где этот монастырь — сказать пора — Где пермские леса сплетаются с Тюрингским лесом, Где молятся Франциску, Серафиму, Где служат вместе ламы, будды, бесы, Где ангел и медведь не ходят мимо, Где вороны всех кормят и пчела, — Он был сегодня, будет и вчера. "Труды и дни монахини Лавинии"

Такой мир скорее напоминает Вавилон, нежели действительно грядущее Царство Любви — Царство Небесное.


В Санкт-Петербурге скончалась выдающаяся русская поэтесса Елена Андреевна Шварц. Невосполнимая утрата для города, который она воспевала. Незаменимая потеря для поэзии, которой она беззаветно служила. И для эпохи, в которой мы были её современниками и читателями.

Лену Шварц я впервые увидел и услышал ранней весной 1963 года. Ей было четырнадцать. Миниатюрная, безумно хорошенькая, безумно надменная, безумно ― и это сразу было понятно ― талантливая.


А в глазах твоих кони храпели
И монахи сжигали ведьм.
Ты трепался, трепался, трепался,
Я смеялась, смеялась, смеялась,
А в глазах твоих, диких и древних,
Подливали в бокалы яд.

Год спустя мы с Евгением Вензелем пригласили её в гости: бутылка водки, большая бутылка венгерского бренди, бутылка шампанского и лимон.

Нет, лёгким Парщиков не был, слишком знал себе цену; зато был ироничным, внимательным и женолюбивым. Имел склонность к эффектным жестам, но временами был прижимист. Читал стихи, свои и чужие, энергично и напористо, работая на эстраде точно тяжеловес. «Борцы выпрыгивают из кавычек ковра. А ты ― испаряясь, как изо льда…»

Роман их (а затем и брак) был долог и мучителен; Лену он искалечил, а Женю сломал. У неё был салон, а у него ― «Сайгон» ― и рифмовалось одно с другим как-то криво.

― Почему тебя вчера не было?

― Я уже ехал к тебе, но по дороге случайно встретил у «Сайгона» Топорова.

― Случайно встретить Топорова у «Сайгона» ― это всё равно что случайно встретить на Московском вокзале проститутку!

Поэтические посиделки он ненавидел настолько, что, когда к Лене приходили братья и сёстры по несчастью, прятался на всё время визита в платяном шкафу.

Иногда, впрочем, вырывался оттуда и выгонял из квартиры Дины Морисовны Шварц (пожизненной главной помощницы легендарного режиссёра Товстоногова) всю захмелевшую в основном от стихов шатию-братию.

Чаще, правда, гостей выгоняла сама буйная во хмелю Елена.

Какое-то время она училась на филологическом факультете университета, но сбежала оттуда, затерроризированная преподавательницей физического воспитания (заслуженным мастером спорта по лыжам, олимпийской чемпионкой!), на театроведческий, который в конце концов более-менее благополучно закончила.

Нигде никогда не служила, но литературных и театральных приработков не чуралась.

Уже в 2003 году, получив огромную по тем временам премию «Триумф», с извинениями вернула мне в «Лимбус» заказанный и непереведённый роман, но уже через пару месяцев вновь попросила переводной работы и без увлечения, но вполне профессионально занялась ею.

Сразу вслед за «Триумфом» у неё в квартире произошёл пожар, не пощадивший и соседского жилья, ― и 50 тыс. долларов от Березовского в этом огне сгорели.

«Триумф» организовал Андрей Вознесенский ― честь и хвала за это. С ним и с Беллой Ахмадулиной Елена Шварц в какой-то мере дружила. В родном городе то дружила, то ссорилась, то вновь начинала дружить со всеми мало-мальски значащими и, увы, многими ничего не значащими любителями сочинять в столбик и в строчку.

Кулуарная слава её в 1960―1970-е была велика, но несколько двусмысленна. В андеграунде, как это ни странно, существовал свой мейнстрим ― и стихи Елены Шварц, при всём её несомненном таланте, в него не вписывались.

Существовала (что как раз понятно) своя чёткая иерархия, а Елену, вслед за Иосифом Бродским и едва ли не наравне с ним, из иерархии ― видимо, для сохранения внутренних пропорций этого костерка амбиций ― вывели. Да и она сама держалась подчёркнуто наособицу.

Потом были прорыв к зарубежным публикациям, пресловутый «Клуб-81» (и альманах «Круг», куратор которого напечатал маленькую подборку стихов Елены в обмен на постановку собственной пьесы на Малой сцене у Товстоногова), перестройка, новый брак и новый развод, смерть Дины Морисовны…

Помня и любя раннюю лирику Елены Шварц, я долгое время относился несколько скептически к её зрелому творчеству. Лишь сборник «Песня птицы на дне морском» (1995) с ключевым образом пифии открыл мне глаза на то, что мы имеем дело с поэтом того уровня, на котором (по слову того же Бродского) любые иерархии становятся бессмысленными.

Как стыдно стариться ―
Не знаю почему,
Ведь я зарока не давала
Не уходить в ночную тьму,
Не ускользать во мрак подвала,
Себе сединами светя,
Я и себе не обещала,
Что буду вечное дитя.
Но всё ж неловко мне невольно,
Всем увяданье очевидно.
Я знаю ― почему так больно,
Но почему так стыдно, стыдно?

В 1990-е стихи Елены Шварц много печатали: в «Пушкинском фонде» у Геннадия Комарова практически ежегодно выходило по сборнику, а в «ИНА-Пресс» у Николая Кононова вышло двухтомное «Избранное»; она ездила по свету с поэтическими выступлениями; на Западе по её творчеству защищали первые диссертации.

Однако вне круга (вернее, кружка) обожателей, вне уже начавшей складываться сугубо поэтической тусовки её, можно сказать, не знали.

Когда, в самом конце десятилетия, я, заручившись поддержкой земляка Михаила Золотоносова, предпринял попытку присудить ей большую премию Аполлона Григорьева, выяснилось, что остальные члены жюри стихов Шварц просто-напросто не читали. Не читал даже председатель жюри Сергей Чупринин, в «Знамени» у которого она к тому времени уже не раз напечаталась (а с тех пор стала печататься ещё чаще).

Умер Лев Лосев. Под обаянием этого поэта находилось целое поколение тех, кто пришёл в литературу в самом конце 90-х. Тогда казалось, что только так можно писать после Бродского: иронично, умно, на разные голоса. Не навязывая «мятущейся ауры поэта» читателю.

И даже «Триумф» не изменил столь печального положения дел. Буквально за неделю до присуждения этой премии в «Лимбусе» вышел сборник малой прозы и эссеистики Елены Шварц ― и прекрасно помню, с каким скрипом расходился (да так в итоге и не разошёлся) тираж в тысячу экземпляров.

Елена Шварц много и по-прежнему прекрасно писала и в 2000-е (хотя всё же пик её творчества, а точнее, второй пик пришёлся на 1990-е) и оставалась, как принято говорить, культовым автором всё в той же, распространившейся на обе столицы и на всемирную черту новой оседлости, тусовке.

Но в тусовке бесконечно девальвировалось и макабрически извратилось и само понятие «культовый автор». С некоторых пор ― в полное отсутствие стороннего читателя ― все объявили друг друга культовыми. В крайнем случае через одного.

А Елена ― как та самая олимпийская чемпионка, от которой она когда-то, первокурсницей, с поразительной прытью улепётывала по коридорам филфака под грозный крик «Шварц! Шварц! Стой! Кому говорят! Шварц!» ― никогда не признавала никакого места, кроме первого, и никакой медали, кроме как наивысшей пробы.

При всей актуальности и даже авангардности своей поэтической манеры, вобравшей в себя сюрреалистическую метафорику, «зыбкий метр», новую античность, «китайщину» и парадоксальное жонглирование высокой и низкой лексикой, Елена Шварц была поэтом романтического, точнее, даже байронического склада ― поэтом, ни соперников, ни равных соратников у которого не может быть по определению.

Кроме Бога, с которым можно, свидетельствует Ветхий Завет, помериться силами, пусть ты и потерпишь поражение в этой борьбе.

Кроме смерти, которая всё равно возьмёт своё.

Сон и смерть слывут братом и сестрой.

Кроме ― о Господи, я помню её четырнадцатилетней! ― старости.

      Воробей
    1.

    Тот, кто бился с Иаковом,
    станет биться со мной?
    Всё равно. Я Тебя вызываю
    на честный бой.
    Я одна. Ты один.
    Пролетела мышь, проскрипела мышь.
    Гулко дышит ночь. Мы с Тобой,
    как русские и Тохтамыш,