Почему к обществу применим системный подход. Системный подход как способ познания общества

08. Электроотрицательность, степень окисления, окисление и восстановление

Давайте обсудим смысл крайне интересных понятий, существующих в химии, и как часто бывает в науке, достаточно запутанных, и используемых в перевернутом виде. Речь пойдет об «электроотрицательности», «степени окисления» и «окислительно-восстановительные реакции».

Что это означает – понятие используется в перевернутом виде?

Постараемся постепенно рассказать об этом.

Электроотрицательность демонстрирует нам окислительно-восстановительные свойства химического элемента. Т. е. его способность забирать или отдавать свободные фотоны. А также является ли данный элемент источником или поглотителем энергии (эфира). Ян или Инь.

Степень окисления – это понятие, аналогичное понятию «электроотрицательность». Оно тоже характеризует окислительно-восстановительные свойства элемента. Но между ними есть следующая разница.

Электроотрицательность дает характеристику отдельно взятому элементу. Самому по себе, вне нахождения его в составе какого-либо химического соединения. В то время как степень окисления характеризует его окислительно-восстановительные способности именно тогда, когда элемент входит в состав какой-либо молекулы.

Давайте немного поговорим о том, что такое способность окислять, и что такое способность восстанавливать.

Окисление – это процесс передачи другому элементу свободных фотонов (электронов). Окисление – это вовсе не отнятие электронов, как это ныне считается в науке . Когда элемент окисляет другой элемент, он действует подобно кислоте или кислороду (отсюда и название «окисление»). Окислять – значит способствовать разрушению, распаду, горению элементов . Способность окислять – это способность вызывать разрушение молекул передаваемой им энергией (свободными фотонами). Помните о том, что энергия всегда разрушает вещество.

Удивительно, как долго в науке существуют противоречия в логике, никем не замечаемые.

Вот, например: «Теперь мы знаем, что окислитель – вещество, которое приобретает электроны, а восстановитель – вещество, которое их отдает» (Энциклопедия юного химика, статья «Окислительно-восстановительные реакции)».

И тут же, двумя абзацами ниже: «Самый сильный окислитель – электрический ток (поток отрицательно заряженных электронов)» (там же).

Т.е. в первой цитате говорится, что окислитель – это то, что принимает электроны, а во второй окислителем называют то, что отдает.

И подобные ошибочные, противоречащие друг другу выводы заставляют заучивать в школах и институтах!

Известно, что лучшие окислители – это неметаллы. Причем, чем меньше номер периода и больше номер группы, тем сильнее выражены свойства окислителя. Это и неудивительно. Мы разбирали причины этого в статье, посвященной анализу периодической системы, во второй части, где говорили о цвете нуклонов. От 1 группы к 8 цвет нуклонов в элементах постепенно меняется от фиолетового к красному (если учесть еще синий цвет d– и f-элементов). Сочетание желтых и красных частиц облегчает отдачу накапливаемых свободных фотонов. Желтые накапливают, но удерживают слабо. А красные способствуют отдаче. Отдавать фотоны – это и есть процесс окисления. Но когда одни красные, то нет частиц, способных накапливать фотоны. Именно поэтому элементы 8 группы, благородные газы, не окислители, в отличие от их соседей, галогенов.

Восстановление – это процесс, противоположный окислению. Ныне, в науке, считается, что когда химический элемент получает электроны, он восстанавливается. Такую точку зрения вполне можно понять (но не принять). При изучении строения химических элементов, было обнаружено, что они испускают электроны. Сделали вывод, что электроны входят в состав элементов. Значит, передача элементу электронов – это, своего рода, восстановление его утраченной структуры.

Однако на самом деле все не так.

Электроны – это свободные фотоны. Они – не нуклоны. Они не входят в состав тела элемента. Они притягиваются, поступая извне, и накапливаются на поверхности нуклонов и между ними. Но их накопление ведет вовсе не к восстановлению структуры элемента или молекулы. Напротив, эти фотоны испускаемым ими эфиром (энергией), ослабляют и разрушают связи между элементами. А это процесс окисления, но не восстановления.

Восстанавливать молекулу, в действительности, – забирать у нее энергию (в данном случае, свободные фотоны), а не сообщать. Отбирая фотоны, элемент-восстановитель уплотняет вещество – восстанавливает его.

Лучшие восстановители – металлы. Это свойство закономерно следует из их качественно-количественного состава – их Поля Притяжения наибольшие и на поверхности обязательно присутствует много или достаточно частиц синего цвета.

Можно даже вывести следующее определение металлов.

Металл – это химический элемент, в составе поверхностных слоев которого обязательно есть синие частицы.

А неметалл – это элемент, в составе поверхностных слоев которого нет или почти нет фотонов синего цвета, и обязательно есть красные.

Металлы своим сильным притяжением прекрасно отнимают электроны. И поэтому они восстановители.

Дадим определение понятий «электроотрицательность», «степень окисления», «окислительно-восстановительные реакции», которые можно встретить в учебниках по химии.

«Степень окисления – условный заряд атома в соединении, вычисленный исходя из предположения, что оно состоит только из ионов. При определении этого понятия условно полагают, что связующие (валентные) электроны переходят к более электроотрицательным атомам, а потому соединения состоят как бы из положительно и отрицательно заряженных ионов. Степень окисления может иметь нулевое, отрицательное и положительное значения, которые обычно ставятся над символом элемента сверху.

Нулевое значение степени окисления приписывается атомам элементов, находящихся в свободном состоянии…Отрицательное значение степени окисления имеют те атомы, в сторону которых смещается связующее электронное облако (электронная пара). У фтора во всех его соединениях она равна -1. Положительную степень окисления имеют атомы, отдающие валентные электроны другим атомам. Например, у щелочных и щелочноземельных металлов она соответственно равна +1 и +2. В простых ионах она равна заряду иона. В большинстве соединений степень окисления атомов водорода равна+1, но в гидридах металлов (соединениях их с водородом) и других – она равна –1. Для кислорода характерна степень окисления -2, но, к примеру, в соединении с фтором она будет +2, а в перекисных соединениях -1. …

Алгебраическая сумма степеней окисления атомов в соединении равна нулю, а в сложном ионе – заряду иона. …

Высшая степень окисления – это наибольшее положительное ее значение. Для большинства элементов она равна номеру группы в периодической системе и является важной количественной характеристикой элемента в его соединениях. Наименьшее значение степени окисления элемента, которое встречается в его соединениях, принято называть низшей степенью окисления; все остальные – промежуточными» (Энциклопедический словарь юного химика, статья «Степень окисления»).

Вот основные сведения, касающиеся данного понятия. Оно тесно связано с другим термином – «электроотрицательность».

«Электроотрицательность – это способность атома в молекуле притягивать к себе электроны, участвующие в образовании химической связи» (Энциклопедический словарь юного химика, статья «Электроотрицательность»).

«Окислительно-восстановительные реакции сопровождаются изменением степени окисления атомов, входящих в состав реагирующих веществ, в результате перемещения электронов от атома одного из реагентов (восстановителя) к атому другого. При окислительно-восстановительных реакциях одновременно происходят окисление (отдача электронов) и восстановление (присоединение электронов)» (Химический Энциклопедический Словарь под ред. И.Л. Кнунянц, статья «Окислительно-восстановительные реакции»).

На наш взгляд, в этих трех понятиях сокрыто немало ошибок.

Во-первых , мы считаем, что образование химической связи между двумя элементами – это вовсе не процесс обобществления их электронов. Химическая связь – это гравитационная связь. Электроны, якобы летающие вокруг ядра, это свободные фотоны, накапливающиеся на поверхности нуклонов в составе тела элемента и между ними. Для того, чтобы между двумя элементами возникла связь, их свободным фотонам нет нужды курсировать между элементами. Этого не происходит. В действительности, более тяжелый элемент снимает (притягивает) свободные фотоны с более легкого, и оставляет их у себя (точнее, на себе). А зона более легкого элемента, с которой были сняты эти фотоны, в той или иной мере оголяется. Из-за чего притяжение в этой зоне проявляется в большей мере. И более легкий элемент притягивается к более тяжелому. Так возникает химическая связь.

Во-вторых , современная химия видит способность элементов притягивать к себе электроны искаженно – перевернуто. Считается, что чем больше электроотрицательность элемента, тем в большей мере он способен притягивать к себе электроны. И фтор с кислородом якобы делают это лучше всего – притягивают к себе чужие электроны. А также другие элементы 6 и 7 групп.

На самом деле, данное мнение – это не более, чем заблуждение. Оно основано на ошибочном представлении, будто чем больше номер группы, тем тяжелее элементы. А также, тем больше положительный заряд ядра. Это ерунда. Ученые даже не удосуживаются до сих пор объяснить, что с их точки зрения представляет собой «заряд». Просто, как в нумерологии, пересчитали все элементы по порядку, и проставили в соответствии с номером величину заряда. Великолепный поход!

Это ясно и ребенку, что газ легче плотного металла. Как так получилось, что в химии считается, что газы лучше притягивают к себе электроны?

Плотные металлы, конечно, они, лучше притягивают электроны.

Ученые-химики, конечно, могут оставить в ходу понятие «электроотрицательность», раз уж оно столь употребительно. Однако им придется поменять его смысл на прямо противоположный.

Электроотрицательность – это способность химического элемента в молекуле притягивать к себе электроны. И, естественно, у металлов эта способность выражена лучше, чем у неметаллов.

Что же касается электрических полюсов в молекуле, то, действительно, отрицательный полюс – это элементы неметаллы, отдающие электроны, с меньшими Полями Притяжения. А положительный – это всегда элементы с более выраженными металлическими свойствами, с большими Полями Притяжения.

Улыбнемся вместе.

Электроотрицательность – это еще одна, очередная попытка описать качество химического элемента, наряду с уже существующими массой и зарядом. Как это часто бывает, ученые из другой области науки, в данном случае, химии, словно не доверяя своим коллегам физикам, а, скорее, просто потому, что любой человек, совершая открытия, идет своим собственным путем, а не просто исследуя опыт других.

Так вышло и в этот раз.

Масса и заряд никак не помогали химикам понять, что происходит в атомах при их взаимодействии друг с другом – и была введена электроотрицательность – способность элемента притягивать электроны, участвующие в образовании химической связи. Следует признать, что идея этого понятия заложена весьма верно. С той лишь поправкой, что она отражает реальность в перевернутом виде. Как мы уже говорили, лучше всего притягивают к себе электроны металлы, а не неметаллы – в силу особенностей цвета поверхностных нуклонов. Металлы – лучшие восстановители. Неметаллы – окислители. Металлы забирают, неметаллы отдают. Металлы – Инь, неметаллы – Ян.

Эзотерика приходит на помощь науке в вопросах постижения тайн Природы.

Что касается степени окисления , то это хорошая попытка понять, как происходит распределение свободных электронов в пределах химического соединения – молекулы.

Если химическое соединение однородно – т. е. оно простое, его структура состоит из элементов одного типа – тогда все верно, действительно степень окисления любого элемента в соединении равна нулю. Так как в данном соединении нет окислителей и нет восстановителей. И все элементы равны по качеству. Никто не отнимает электроны, никто не отдает. Будь это плотное вещество, или жидкость, или газ – неважно.

Степень окисления, так же, как электроотрицательность, демонстрирует качество химического элемента – только в рамках химического элемента. Степень окисления призвана сравнить качество химических элементов в соединении. На наш взгляд, идея хорошая, но ее осуществление не вполне удовлетворяет.

Мы категорически против всей теории и концепции строения химических элементов и связей между ними. Ну, хотя бы потому, что число групп, по нашим представлениям, должно быть больше 8. А значит, вся данная система рушится. Да и не только это. Вообще, пересчитывать число электронов в атомах «по пальцам» – это как-то не серьезно.

В соответствии с нынешней концепцией получается, что самым сильным окислителям присвоены самые маленькие условные заряды – фтор имеет во всех соединениях заряд -1, кислород почти везде -2. А у очень активных металлов – щелочных и щелочноземельных – эти заряды соответственно, +1 и +2. Ведь это совершенно не логично. Хотя, повторим, мы очень хорошо понимаем общую схему, в соответствии с которой это было сделано – все ради 8 групп в таблице и 8 электронов на внешнем энергетическом уровне.

Уж, как минимум, величина этих зарядов у галогенов и кислорода должна была быть наибольшей со знаком минус. А у щелочных и щелочноземельных металлов тоже большой, только со знаком плюс.

В любом химическом соединении есть элементы, отдающие электроны – окислители, неметаллы, отрицательный заряд, и элементы, отнимающие электроны – восстановители, металлы, положительный заряд. Именно таким путем сравнить элементы, соотнести их друг с другом и пытаются, определяя их степень окисления.

Однако выяснять таким способом степень окисления, на наш взгляд, не совсем точно отражает реальность. Правильнее было бы сравнивать электроотрицательность элементов в молекуле. Ведь электроотрицательность – это почти то же, что и степень окисления (характеризует качество, только отдельно взятого элемента).

Можно взять шкалу электроотрицательности и проставить ее величины в формуле для каждого элемента. И тогда сразу будет видно, какие элементы отдают электроны, а какие забирают. Тот элемент, чья электроотрицательность в соединении наибольшая – отрицательный полюс, отдает электроны. А тот, чья электроотрицательность наименьшая – положительный полюс, забирает электроны.

Если элементов, допустим, 3 или 4 в молекуле, ничего не меняется. Все также ставим величины электроотрицательности и сравниваем.

Хотя при этом следует не забыть нарисовать модель строения молекулы. Ведь в любом соединении, если оно не простое, т. е. не состоит из одного типа элементов, связаны друг с другом, в первую очередь, металлы и неметаллы. Металлы отбирают электроны у неметаллов, и связываются с ними. И у одного элемента неметалла одновременно могут отбирать электроны 2 или большее число элементов с более выраженными металлическими свойствами. Так возникает сложная, комплексная молекула. Но это не означает, что в такой молекуле элементы-металлы вступят в прочную связь и друг с другом. Возможно, они будут располагаться на противоположных сторонах друг от друга. Если же рядом – они будут притягиваться. Но прочную связь образуют только в том случае, если один элемент более металличен, чем другой. Обязательно нужно, чтобы один элемент отбирал электроны – снимал. Иначе не произойдет оголения элемента – освобождения от свободных фотонов на поверхности. Поле Притяжения не проявится вполне, и прочной связи не будет. Это сложная тема – образование химических связей, и мы не будем подробно рассказывать об этом в этой статье.

Полагаем, мы достаточно подробно осветили тему, посвященную разбору понятий «электроотрицательность», «степень окисления», «окисление» и «восстановление», и предоставили вашему вниманию немало любопытной информации.

Из книги Автобиография Йога автора Йогананда Парамаханса

Глава 23 Я получаю университетскую степень – Вы игнорируете философские определения из учебника, несомненно рассчитывая, что некая неутруждающая «интуиция» проведет вас через все экзамены. Но если вы срочно не обратитесь к более научному методу, то мне придется

Из книги Управляемые сны автора Мир Елена

Восстановление «Когда зарождается Единый признак инди-видуации, сущность и жизнь разделяются надвое. С этого момента, если не достигнут окончательный мир, сущность и жизнь никогда не увидят друг друга снова». Вильям, «Тайна золотого цветка» После институтского

Из книги Загадка Большого сфинкса автора Барбарен Жорж

Восстановление статуи Действительный возраст Большого сфинкса восходит к началу адамовой эры. По меньшей мере, он современник пирамид, ансамбль которых он, как мы увидим, завершил собой.Изображение Большого сфинкса подвергалось на протяжении истекших веков

Из книги Золотые правила фэншуй. 10 простых шагов к успеху, благополучию и долголетию автора Огудин Валентин Леонидович

Степень отрицательного влияния внешних объектов Наибольшее отрицательное влияние внешние объекты оказывают, находясь непосредственно перед входом в дом. Но чем больше они расположены под углом к входу, тем слабее становится их влияние.Объект находится непосредственно

Из книги Полная история масонства в одной книге автора Спаров Виктор

Посвящение в степень Мастера (Мистериальное действо третьего градуса) Ниже мы приводим, как и в случае с посвящением в масоны и присвоением степени Ученика, «мистериальную пьесу» третьего градуса, разыгрываемую при посвящении в степень Мастера. В.: Мастер ли ты? О.: Да,

Из книги Божественная эволюция. От Сфинкса к Христу автора Шюре Эдуард

Первая степень: Приготовление. Нагорная проповедь и Царство Божье Дело Христа начинается галилейской идиллией и объявлением о «царстве Божьем». Это предсказание указывает нам на его популярные наставления. В то же время оно является приготовлением к более возвышенным

Из книги Вампиры в России. Все, что нужно знать о них! автора Бауэр Александр

Вторая степень посвящения (очищение). Чудесные исцеления. Христианская терапия Во всех античных мистериях за нравственным и интеллектуальным приготовлением следовало очищение души, которое должно возродить в ней новые органы и придать ей впоследствии способность

Из книги Калиостро и египетское масонство автора Кузьмишин Е. Л.

Как определить степень потери крови Когда вампир пьет кровь, то выпивает за один раз от полулитра до полутора литров крови. В организме человека содержится всего пять-шесть литров крови, так что такая кровопотеря не обязательно опасна для жизни. Однако вампир может

Из книги Книга секретов. Невероятное очевидное на Земле и за ее пределами автора Вяткин Аркадий Дмитриевич

Степень Ученика Прием в степень Ученика Убранство ложи и облаченияСтены и потолок ложи должны быть завешены голубой и белой материей без позолоты. Над головой Досточтимого Мастера расположен окруженный сиянием треугольник с начертанным в его центре именем

Из книги Исцеление души. 100 медитативных техник, целительных упражнений и релаксаций автора Раджниш Бхагван Шри

Прием в степень Ученика Убранство ложи и облаченияСтены и потолок ложи должны быть завешены голубой и белой материей без позолоты. Над головой Досточтимого Мастера расположен окруженный сиянием треугольник с начертанным в его центре именем «Иегова», вышитый

Из книги Моделирование будущего во сне автора Мир Елена

Степень Сотоварища

Из книги Каббала. Высший мир. Начало пути автора Лайтман Михаэль

Степень Мастера Внутреннего Храма

Из книги автора

Мазохизм как крайняя степень добровольного вампиризма В этом смысле мазохизм похож на созависимость. Мазохисты – это люди, получающие приятные ощущения от собственных физических и психических страданий. Иными словами, им нравится, когда их бьют, ругают, издеваются над

Из книги автора

Восстановление ритма …Установите одно и то же время, чтобы ложиться спать, – если каждый вечер это одиннадцать, значит, одиннадцать.Это первое: заведите определенное время, и вскоре тело сможет войти в этот ритм. Не изменяйте это время, иначе вы собьете тело с толку. Тело

Из книги автора

Восстановление После институтского распределения, работая инженером на закрытом предприятии, я поняла, что нахожусь не на своем месте, поэтому решилась сменить профессию и поступила в джазовую школу импровизации, а позже в музыкальное училище на классическое отделение.

Из книги автора

7.5. Степень осознания зла Как разъяснялось в статье «Дарование Торы», наслаждение и блаженство определяются степенью подобия Творцу по свойствам, а страдания и нетерпение – степенью отличия от Творца. Сообразно с этим, эгоизм нам отвратителен и невыносимо тягостен,

I. Валентность (повторение)

Валентность – это способность атомов присоединять к себе определенное число других атомов.

Правила определения валентности
элементов в соединениях

1. Валентность водорода принимают за I (единицу). Тогда в соответствии с формулой воды Н 2 О к одному атому кислорода присоединено два атома водорода.

2. Кислород в своих соединениях всегда проявляет валентность II . Поэтому углерод в соединении СО 2 (углекислый газ) имеет валентность IV.

3. Высшая валентность равна номеру группы .

4. Низшая валентность равна разности между числом 8 (количество групп в таблице) и номером группы, в которой находится данный элемент, т.е. 8 - N группы .

5. У металлов, находящихся в «А» подгруппах, валентность равна номеру группы.

6. У неметаллов в основном проявляются две валентности: высшая и низшая.

Например: сера имеет высшую валентность VI и низшую (8 – 6), равную II; фосфор проявляет валентности V и III.

7. Валентность может быть постояннойили переменной.

Валентность элементов необходимо знать, чтобы составлять химические формулы соединений.

Запомните!

Особенности составления химических формул соединений.

1) Низшую валентность проявляет тот элемент, который находится в таблице Д.И.Менделеева правее и выше, а высшую валентность – элемент, расположенный левее и ниже.

Например, в соединении с кислородом сера проявляет высшую валентность VI, а кислород – низшую II. Таким образом, формула оксида серы будет SO 3.

В соединении кремния с углеродом первый проявляет высшую валентность IV, а второй – низшую IV. Значит, формула – SiC. Это карбид кремния, основа огнеупорных и абразивных материалов.

2) Атом металла стоит в формуле на первое место.

2) В формулах соединений атом неметалла, проявляющий низшую валентность, всегда стоит на втором месте, а название такого соединения оканчивается на «ид».

Например, СаО – оксид кальция, NaCl – хлорид натрия, PbS – сульфид свинца.

Теперь вы сами можете написать формулы любых соединений металлов с неметаллами.

3) Атом металла ставится в формуле на первое место.

II . Степень окисления (новый материал)

Степень окисления – это условный заряд, который получает атом в результате полной отдачи (принятия) электронов, исходя из условия, что все связи в соединении ионные.

Рассмотрим строение атомов фтора и натрия:

F +9)2)7

Na +11)2)8)1

- Что можно сказать о завершённости внешнего уровня атомов фтора и натрия?

- Какому атому легче принять, а какому легче отдать валентные электроны с целью завершения внешнего уровня?

Оба атома имеют незавершённый внешний уровень?

Атому натрия легче отдавать электроны, фтору – принять электроны до завершения внешнего уровня.

F 0 + 1ē → F -1 (нейтральный атом принимает один отрицательный электрон и приобретает степень окисления «-1», превращаясь в отрицательно заряженный ион - анион )

Na 0 – 1ē → Na +1 (нейтральный атом отдаёт один отрицательный электрон и приобретает степень окисления «+1», превращаясь в положительно заряженный ион - катион )


Как определить степень окисления атома в ПСХЭ Д.И. Менделеева?

Правила определения степени окисления атома в ПСХЭ Д.И. Менделеева:

1. Водород обычно проявляет степень окисления (СО) +1 (исключение, соединения с металлами (гидриды) – у водорода СО равна (-1) Me + n H n -1 )

2. Кислород обычно проявляет СО -2 (исключения: О +2 F 2 , H 2 O 2 -1 – перекись водорода)

3. Металлы проявляют только + n положительную СО

4. Фтор проявляет всегда СО равную -1 (F -1)

5. Для элементов главных подгрупп :

Высшая СО (+) = номеру группы N группы

Низшая СО (-) = N группы 8

Правила определения степени окисления атома в соединении:

I. Степень окисления свободных атомов и атомов в молекулах простых веществ равна нулю - Na 0 , P 4 0 , O 2 0

II. В сложном веществе алгебраическая сумма СО всех атомов с учётом их индексов равна нулю = 0 , а в сложном ионе его заряду.

Например, H +1 N +5 O 3 -2 : (+1)*1+(+5)*1+(-2)*3 = 0

2- : (+6)*1+(-2)*4 = -2

Задание 1 – определите степени окисления всех атомов в формуле серной кислоты H 2 SO 4 ?

1. Проставим известные степени окисления у водорода и кислорода, а СО серы примем за «х»

H +1 S x O 4 -2

(+1)*1+(х)*1+(-2)*4=0

Х=6 или (+6), следовательно, у серы C О +6, т.е. S +6

Задание 2 – определите степени окисления всех атомов в формуле фосфорной кислоты H 3 PO 4 ?

1. Проставим известные степени окисления у водорода и кислорода, а СО фосфора примем за «х»

H 3 +1 P x O 4 -2

2. Составим и решим уравнение, согласно правилу (II ):

(+1)*3+(х)*1+(-2)*4=0

Х=5 или (+5), следовательно, у фосфора C О +5, т.е. P +5

Задание 3 – определите степени окисления всех атомов в формуле иона аммония (NH 4) + ?

1. Проставим известную степень окисления у водорода, а СО азота примем за «х»

(N х H 4 +1) +

2. Составим и решим уравнение, согласно правилу (II ):

(х)*1+(+1)*4=+1

Х=-3, следовательно, у азота C О -3, т.е. N -3

Дороже всего человеку обходится надежда на «волшебную таблетку» - иллюзорную возможность сложные ситуации решить просто. А что значит «сложные»? Имеющие составляющие, которые тем или иным способом связаны. Но ведь это и означает, что ситуация имеет структуру, которую можно рассматривать как систему. Значит, можно применить к решению проблемы Этот метод помогает сделать вопрос проще, но без ущерба для действенности принимаемых мер.

Системный подход - рассмотрение предмета или явления во множестве взаимосвязей, которые позволяют прогнозировать изменения объекта рассмотрения. Элементов систем может быть очень много, и связи их неоднозначны. И все же есть принципы, которые помогают облегчить жизнь ученому. Они называются «принципы системного подхода». С их помощью можно преодолеть «проклятье сложности». Проиллюстрируем идеи примерами из психологии.

Принцип целеустремленности : система делает все, чтобы добиться цели, даже если меняются обстоятельства. Как мы видим, этим принципом легко объяснить такое сложное явление, как консерватизм личности. Дело в том, что цели формируются не самыми сильными сторонами нашей психики, поэтому гибкости ожидать не приходится.

Принцип толерантности: жизнеспособны только те системы, которые способны терпеть некоторые отклонения от удобных им параметров. На практике это проявляется тем, что уровень достижений человека связан с его умением терпеть дискомфорт. Так что не стоит жаловаться на неудобства - нужно учиться их терпеть или устранять, но не отчаиваться. Системный подход утверждает, что толерантность высоко оплачивается.

Принцип эмерджентности - у каждой системы есть свойства, которые не получится вывести из свойств отдельных элементов и связей между ними. Когда две личности формируют семью, формируется что-то вроде новой психики, общей для членов семьи (не зря же считается, что супругам дается новый ангел - хранитель семьи). И «дух» такой новой семьи может быть непохожим на «дух» каждого отдельно взятого члена семьи.

Принцип согласия - цели системы и подсистем должны хотя бы не противоречить, в идеале, совпадать, хотя так почти не бывает. Отсюда масса разногласий в повседневной жизни. Например, цели родителей - дать сыну высшее образование, а цели сына - получать максимум удовольствия от жизни. И когда становится выбор между развлечением и вечером работы, начинаются системные противоречия. Это уже конфликт ценностей.

Принцип причинности - любое изменение обязательно связано с другими изменениями. Возьмем в качестве примера полную женщину: пока не будет достаточно оснований похудеть, за дело она не возьмется. И многие так живут годами.

Принцип детерминизма - система изменяется только благодаря внешним причинам. И не стоит обманывать себя самого. Цели ставятся «снаружи». Возьмем проблему самообразования. Человек читает дополнительные книги не потому, что он сам себе поставил цель, а потому что понял, что знаний ему не хватает. То есть причина все равно внешняя, а вот как проблему решать - чтением литературы, решил уже сам человек. Из этого принципа, кстати, следует существование Бога. Но это отдельная тема.

Принцип многообразия - устойчивость системы обусловлена разнообразием характеристик элементов. Конечно, если нет противоречия. В соответствии с этим принципом семья, состоящая из очень разных людей, более вероятно справится с разнообразными проблемами, чем состоящая из похожих людей с похожими проблемами.

Принцип энтропии - изолированная система погибает. Конечно, звучит печально. Но факт - если человек теряет связь с окружением, он деградирует. Помним, что цели задаются извне и извне же контролируются. Система преодолевает свои несовершенства. А если взаимодействия нет, то деградация неизбежна. Так, если человек теряет интерес к жизни, то его психическая активность постепенно или немедленно угасает.

Есть и иные принципы, но изложенные - основные для понимания того, что же такое системный подход.

Системный подход к изучению общества

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Системный подход к изучению общества
Рубрика (тематическая категория) Культура

Несмотря на существенные концептуальные различия научных школ в социологии широко распространены представления об обществе как о целостной совокупности взаимосвязанных и взаимозависимых элементов, частей. При этом, только с середины ХХ века для характеристики целостности общества гуманитарные науки стали использовать понятие ʼʼсистемаʼʼ. Оно получило широкое признание и применение в связи с бурным развитием кибернетики, внедрением ее принципов в другие науки. Кибернетизация гуманитарных наук отразила стремление ученых широко использовать математические методы для анализа, описания, моделирования социальных процессов. Именно из кибернетики, общей теории систем в гуманитарные науки перенесен системный принцип исследований, который лежит в базе системного подхода к изучению общества .

Системный подход к изучению объекта познания широко используется всœеми науками. Он является общенаучным методом познавательной деятельности. Термином ʼʼсистемаʼʼ современные науки обозначают совокупность взаимозависимых элементов, устойчиво связанных между собой и образующих некоторую целостность, имеющую характерные признаки, которые больше простой суммы составляющих ее подсистем, частей.

Система сложно организована, состоит из множества разнотипных элементов, имеющих устойчивые взаимосвязи. В результате внешних или внутренних воздействий состав совокупленных частей системы дополняется новыми элементами или из нее исключаются ранее имевшиеся части. Это сопровождается изменением связей между частями системы, изменением ее общих характеристик. По этой причине существенными чертами любой системы являются интегрированная целостность элементов. Система обладает некоторой автономностью и может абстрактно-теоретически отделяться от среды благодаря устойчивым внутренним связям-отношениям частей, элементов.

Системность поддерживается организованной структурностью ее частей, которые имеют несколько последовательно подчинœенных уровней организации. Связи-отношения, обеспечивающие целостность системы, называются системообразующими . Οʜᴎ ʼʼудерживаютʼʼ систему в относительно устойчивом состоянии. Без них система теряет целостность характеристик, приобретает новые качества.

Взаимосвязь и взаимозависимость элементов (частей) системы проявляется в том, что при изменении какой-либо ее части (нарушении целостности) система переходит в новое состояние и характеризуется новыми качествами. Важно запомнить, что нарушение совокупности элементов (к примеру, устранение из неё элементов или дополнение новыми, а также связей-отношений между ними) приводит к переходу системы в новое состояние, т. е. к созданию новой системы. Система стремится к самосохранению, для чего она обеспечивает взаимную поддержку ее взаимозависимых частей, элементов.

Изменение систем может происходить эволюционно (т. е. постепенными преобразованиями, незначительными изменениями) или революционно (скачкообразно).

Большой вклад в развитие системного подхода внес американский социолог-теоретик Толкотт Парсонс (1902 - 1979), который разработал теорию социального действия и обосновал системно-функциональное направление изучения общества. Он высказал мнение, что всœе субъекты имеют свои общественные функции, которые подлежат исследованию для выявления социальных законов. Постоянное взаимодействие субъектов создаёт правила общения, поведения в определённых ситуациях. Социальная система представляет собой совокупность взаимодействий и ролей, которые связывают субъектов при осуществлении ими своих целœей. Парсонс называл общество системой динамического эквилибризма : общество может выходить из равновесия и возвращаться в него, так как его нормальное состояние - покой. Такое понимание общества позволяет строить его теоретическую количественно-равновесную модель для статистического анализа социальных явлений и получения краткосрочных обобщений.

Системный принцип представления общества стал ключевым для современных философско-методологических и специально-научных исследовательских парадигм. Системный подход дает целостное представление об обществе, об отдельных его элементах, свойства которых проявляются во взаимодействии, в пределах целостного общества, о взаимозависимости индивидов и социальных общностей с окружающей их средой (экономикой, политикой, культурой).

Основным признаком принадлежности к социальной системе служит специфика общественных формирований и связей-отношений между ними. При помощи этих связей обеспечиваются, закрепляются социальные статусы (места) и социальные функции (роли) элементов общества в целостной структуре. По этой причине под ʼʼсоциальнымʼʼ принято понимать совокупность свойств, выработанная индивидами или общностями в процессе взаимодействия в конкретно-исторических условиях и проявляющихся в их отношении к социальным статусам (местам) и социальным функциям (ролям) в обществе.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, термин ʼʼсоциальная системаʼʼ обозначает сложно организованное упорядоченное целое, включающее разнообразные социальные общности, объединœенные множеством устойчивых связей, специфических социальных по своей природе, а также культурой, формируемой в процессе общественной жизни.

Категории ʼʼобществоʼʼ и ʼʼсоциальная системаʼʼ взамосвязаны, но не тождественны. По этому поводу Э. Шилз писал: ʼʼСоциальная система является обществом только в том случае, в случае если она не входит в качестве составной части в более крупное общество. … общество это не просто совокупность объединившихся людей, изначальных и культурных коллективов, взаимодействующих и обменивающихся услугами друг с другом. Все эти коллективы образуют общество в силу своего существования под общей властью, которая осуществляет свой контроль над территорией, обозначенной границами , поддерживает и насаждает более или менее общую культуру. Именно эти факторы превращают совокупность относительно специализированных изначальных корпоративных и культурных коллективов в общество.

На каждой из составных частей лежит печать принадлежности к обществу, именно к данному обществу и ни к какому другомуʼʼ.

Представление общества в качестве системы позволяет выделить в нем три основные части, которые называются подсистемами потому, что обладают признаками относительно самостоятельных систем более низкого уровня:

- институциональную (составляют социальные институты, организации, общности, которые служат своеобразными ʼʼопорными столпамиʼʼ общества);

- информационно-коммуникативную (составляют связи-отношения возникающие между людьми в процессе их совместной жизнедеятельности);

- нормативно-регулятивную (образуют социальные нормы, культура, которые выступают ʼʼрегуляторамиʼʼ социальных отношений, форм и сущностей социальных институтов общества).

Единство трех подсистем и составляет социальную систему общества.

В свою очередь, социальная система является лишь частью более крупной системы, которую образуют многообразные общественные отношения людей. Эта глобальная система принято называть социетальной (от англ. societal – общество) и помимо социальной системы как своей части (подсистемы), включает экономическую, политическую, духовную и другие подсистемы общества, в которые также включены социальные формирования, индивиды. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, социальная система находится во взаимосвязи с другими подсистемами (относительно самостоятельными частями) общества, в связи с этим она не только реагирует на их воздействие, их внутреннее изменения, но и сама активно воздействует на экономику, политику, духовную жизнь общества. Это проявляется в том, что всœе отношения между людьми по поводу экономических, политических духовных и иных проблем имеют социальный аспект, который обнаруживает места и роли в обществе взаимодействующих индивидов и социальных образований.

При системном подходе элементы, не входящие в систему, рассматриваются как факторы, внешние по отношению к изучаемому обществу. Это позволяет изучать взаимообусловленность элементов - частей целого не только друг от друга в пределах общества, но и во взаимосвязи с окружающим глобальным целым, его элементами – частями, а также определять иерархию элементов общества, степень влияния различных внутренних и внешних факторов на их состояние и жизнедеятельность.

Системный подход к изучению общества - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Системный подход к изучению общества" 2017, 2018.

Что такое общество? На первый взгляд кажется, что ответить на этот вопрос легко, ведь это понятие давно и прочно вошло в наш повседневный лексикон. Но как только мы пытаемся дать ему определение, то сразу убеждаемся, что таких определений можно дать множество.

В социологии существуют разные подходы к определению данного понятия. Первый подход утверждает, что общество имеет своей исходной величиной живых действующих людей, совместная деятельность которых формирует общество. Иными словами, индивид - это элементарная единица общества. Общество - это совокупность людей, осуществляющих совместную деятельность и отношения. Так считали К. Маркс и П. Сорокин.

Если общество состоит из индивидов, то не следует ли отсюда вывод, что его можно рассматривать как простую сумму индивидов? Подобная постановка вопроса ставит под сомнение существование такой самостоятельной социальной реальности, как общество: реально существуют индивиды, а общество - это выдумки философов, историков, социологов и т. д. Если же общество - объективная реальность, то оно должно проявляться как устойчивое, повторяющееся, самовоспроизводящееся явление. Поэтому при определении общества важно подчеркнуть, что существенным моментом его формирования является единство составляющих его индивидов, их общность, солидарность, связь людей. Общество - это универсальный способ организации социальных связей, взаимодействий и отношений людей.

Эти взаимодействия, связи, общности должны иметь под собой общую основу. Разные мыслители трактуют ее по-разному. М. Вебер считал, что общество - это взаимодействие людей, являющихся продуктом социальных действий. Т. Парсонс считал, что основой общества являются ценности и нормы. К. Маркс утверждал, что людей в обществе связывает как основа совместная производственная деятельность. Э. Дюркгейм видел первооснову устойчивого общества в «коллективном сознании».

Из всего многообразия мнений видно, что общим для них является рассмотрение общества как целостной системы элементов, находящихся в тесной взаимосвязи. Такой подход к обществу называется системным и важнейшая его задача - объединение различных знаний об обществе в целостную систему, которая могла бы стать единой теорией общества.

Итак, система - это определенным образом упорядоченное множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство. Социальная система - это целостное образование, основным элементом которого являются люди, их связи, взаимодействия и отношения. Содержание любой целостной системы определяет состав элементов. Эти связи, взаимодействия и отношения носят устойчивый характер и воспроизводятся в историческом процессе, переходят из поколения в поколение.

Социальное взаимодействие - это процесс, в котором люди взаимодействуют в процессе удовлетворения своих потребностей и испытывают воздействие друг на друга. В процессе взаимодействия складываются социальные отношения как относительно устойчивые и самостоятельные связи между индивидами и социальными группами.

С точки зрения системного подхода, общество - не аддитивная, а целостная система. Это значит, что на уровне общества индивидуальные действия, связи и отношения образуют новое системное качество как особое качественное состояние, которое нельзя рассматривать как простую сумму элементов. Общественные отношения носят надындивидуальный, надличностный характер. Другими словами общество - это некая самостоятельная субстанция, которая первична по отношению к индивидам.

Целостной системе присуще множество связей, взаимодействий и отношений. Самые характерные - коррелятивные связи, взаимодействия и отношения, включающие в себя координацию и субординацию отношений.

Координация - это определенная согласованность элементов, тот особый характер их взаимной зависимости, которой обеспечивает сохранение целостной системы. Субординация - это подчиненность и соподчиненность, указывающая на особое специфическое место, неодинаковое значение элементов в целостной системе.

Итак, общество становится целостной системой с качествами, в которых нет ни одного из включенных в него элементов в отдельности. Вследствие своих интегральных качеств социальная система приобретает определенную самостоятельность по отношению к составляющим его элементам, относительно самостоятельную направленность развития.

Несколько иное понимание общества характерно для функционализма, одним из представителей которого был Т. Парсонс. С точки зрения функционализма, общество объединено на основе функциональной зависимости.

Функциональная зависимость - это то, что придает системе элементов свойства, каких нет ни у одного составляющего систему элемента. Функционализм интерпретирует общество как целостную систему согласованно действующих людей, стабильное существование и воспроизводство которой обеспечивается необходимым набором функций.

В чем же состоят принципы функционального подхода?

1. Как и сторонники системного подхода, функционалисты рассматривали общество как единый организм, состоящий из множества частей: экономической, политической, военной, религиозной и т. д.

2. При этом подчеркивали, что каждая часть может существовать только в рамках целостности, где ей отведены конкретные функции.

3. Функции частей всегда означают удовлетворение какой-либо общественной потребности. Все же они вместе направлены на подержание устойчивости общества и воспроизводство человеческого рода.

4. Из-за того, что каждая функция выполняет только ей отведенную задачу, то при каком-то сбое другим частям трудно восстановить нарушение функции.

Т. Парсонс выделяет четыре основные функции общества как саморегулирующейся системы: адаптации, целедостижения, интеграции и воспроизводства структуры. Эти функции социальной системы обеспечиваются различными подсистемами. Функцию адаптации обеспечивает экономическая подсистема, функцию целедостижения - политическая подсистема, функцию интеграции - обычаи и правовые институты, функцию воспроизводства структуры - подсистема верований, морали, органы социализации, в том числе институты семьи и образования.

Чтобы проанализировать общественную жизнь нужно выявить структуру, ее элементы и взаимодействие между ними. Общество - это не просто совокупность людей, а сложное полиструктурное образование, социальный организм, «метасистема», включающая в себя все виды сообществ и характеризующаяся целостностью, сбалансированностью, открытостью, самоорганизацией, пространственно-временным существованием.

Целостность означает, что все элементы общества связаны между собой и взаимно влияют друг на друга. Сбалансированность означает уравновешенность различных элементов общества и если она нарушается, то это несет угрозу стабильности социальной системы. Динамизм означает, что общество развивается и изменяется, находится в постоянном движении и это является условием устойчивости и стабильности общества. Открытость означает, что общество представляет собой открытую систему, взаимодействует с более широкой системой природы и между ними идет постоянный процесс обмена веществ. Самоорганизация означает, что люди в обществе сами строят свою жизнь, процесс существования и развития общества является результатом самоорганизующей деятельности людей. Пространственно-временное существование означает, что любое общество, любая конкретная социальная система имеет пространственные и временные границы своего существования.

В социологии само понятие общества может использоваться в широком и узком смысле. В широком смысле - это совокупность всех сообществ, которые существовали, существуют и будут существовать. В узком смысле общество - это система, обладающая конкретными историческими характеристиками (например, российское общество). Социальные системы имеют четыре важнейшие специфические особенности:

1. В центре социальных систем человек с его субъективностью и возможностью выбора различных вариантов поведения.

2. Размытые, меняющиеся характеристики управляемости общества. Степень управляемости не задана, и она может постоянно меняться. Существует тенденция, выражающаяся в стремлении человека управлять все большим кругом социальных явлений. Но это может иметь негативные последствия, нарушать механизмы саморегуляции подсистем общества.

3. Локализованная в пространстве и времени граница меры, познания, контроля за функционированием социальных систем. Знание людей об обществе всегда исторически ограничены, и, следовательно, ограничены возможности эффективного контроля.

4. Наличие большого количества социальных систем и многообразие их элементов. Поскольку общество - это сложная система, то в разных науках его дифференцируют по разным основаниям. Социальная философия выделяет следующие сферы общества, каждая из которых включает множество элементов: материально-производственная (экономическая), политико-управленческая, социальная и духовная сферы. Социология в качестве основных элементов социальных систем выделяет следующие: 1) социальные группы, социальные общности; 2) социальные институты, организации; 3) личность как носитель определенных ценностей и норм социальных качеств, определяющих отношения между людьми.

Социальные изменения

Общество - это динамичная система, и она постоянно изменяет свои состояния. Изменения в состоянии общества как социальной системы мы можем назвать социальными изменениями. Понятие «социальные изменения» требует уточнения. Во-первых, социальные изменения шире, чем социальное развитие, которое можно рассматривать как вид социальных изменений. Во-вторых, социальные изменения - это не изменения вообще, которые происходят в различных сферах общества, а те, которые связаны с предметом социологии, то есть изменения в социальной системе, отражаемые понятиями социальная структура, социальные общности, группы, социальные институты и организации и т. д.

Социальные изменения носят различный характер и могут быть поделены на следующие виды:

1. Изменения, касающиеся структур различных социальных образований, которые можно назвать структурными социальными изменениями - изменения структуры социальных институтов, социальных групп, социальной структуры общества в целом, структуры социально-культурных ценностей.

2. Изменения социальных процессов - процессуальные социальные изменения. Они предполагают изменения в сфере социальных взаимодействий и взаимоотношений между общностями, институтами, организациями.

3. Изменения в функциях различных социальных систем (организаций, институтов) - это функциональные социальные изменения.

4. Изменения в сфере мотивации, индивидуальной и коллективной деятельности. Их можно назвать мотивационными социальными изменениями. Это, например, изменения потребностей, интересов, мотиваций в поведении, деятельности индивида, общности, группы.

Все эти изменения очень тесно связаны и взаимообусловлены. Как правило, изменения одного типа влекут за собой изменения других типов.

Причины социальных изменений. В социологии имеется множество теорий, которые в качестве причин социальных изменений рассматривают различные факторы. Можно выделить три группы макросоциологических теорий, которые в качестве решающего фактора социальной эволюции видят разные причины:

1. Социально-культурные теории. Главной причиной социальных изменений в рамках таких теорий считаются изменения в социально-культурной сфере, т. е. изменения в мировоззрении, религиях, системе ценностей. Наиболее известным сторонником такого понимания был П. Сорокин.

2. Индустриально-технологические теории. Они интерпретируют социальные изменения как производные от технологических изменений, то есть изменений, которые происходят в сфере материального производства. К таким теориям можно отнести теорию стадий экономического роста (Ростоу), теорию единого индустриального общества (Арон), теорию постиндустриального общества (Белл), теорию информационного общества (см. рис. 3).


Рис. 3. Схема прогрессивного развития человеческих обществ

3. Социально-экономические теории, которые видят в качестве источников социальных изменений противоречия между производственными силами и производственными отношениями. Представителями являются Маркс, Энгельс, Ленин и их последователи (см. рис. 4). Речь идет о классовой борьбе как выражении названного противоречия. И все прочие изменения вытекают из этой классовой борьбы.



Рис. 4. Модель общества К. Маркса

Названные подходы делают акценты на разных причинах социальных изменений, но, по-видимому, причиной социальных изменений в разных конкретно-исторических условиях могут быть разные факторы или их совокупности.

Структура и механизмы социальных изменений. По характеру и внутренней структуре, степени влияния на общество социальные изменения можно разделить на эволюционные, революционные, реформы. Изменения первых двух видов - это стихийные изменения, не спланированные, неорганизованные. Эволюционные изменения происходят незаметно и воспринимаются постфактум. Революционные изменения кажутся подготовленными, но в определенном смысле они стихийны и неожиданны по своим результатам для общества. Реформы - это планируемый продукт деятельности людей. Они проводятся теми, кто реально обладает властью, намечает определенные цели и способы их реализации.

Эволюционные изменения - это частичные, постепенные, в ходе которых могут изменяться структура, функции, процессы в обществе, мотивация деятельности людей. Существенные результаты эволюционные изменения обнаруживают на достаточно больших промежутках исторического времени.

Революция - это изменения не просто радикальные, а в высшей степени радикальные, предполагающие коренную ломку социального объекта; это изменения не частичные, а всегда общие или даже всеобщие. Они, как правило, связаны с насилием и опираются на него. Социальные революции - это историческая неизбежность. Их причиной является неспособность общества в рамках прежних социальных систем решать самые важные проблемы, которые вызревают, обостряются, выражают кризисное состояние общества. Революции открывают новый простор для развития общества, в их результате общество становится способным более эффективно решать социальные проблемы, осуществлять необходимые преобразования в обществе.

Реформы - как форма более цивилизованного механизма социальных преобразований становятся возможными только на определенном этапе исторического развития общества. Это планируемые, осмысленные действия, поэтому успех реформ во многом зависит от степени осмысления назревших проблем, от продуктивности путей и средств их реализации, от совокупности субъективных и объективных факторов, выражающих готовность общества к преобразованиям, наличия объективных условий для их реализации.

Целый ряд социальных изменений в обществе носит циклический характер. Они могут в течение некоторого промежутка времени образовывать круговорот от сезонных до многовековых. В каждый момент истории мы имеет одновременное существование социальных структур, явлений, процессов, находящихся на разных ступенях развития своего цикла. Важно учитывать, например цикличность изменения населения. При этом малый цикл - это смена поколений, полный цикл - полное обновление население, физическая смена поколений.

Очень важно учитывать цикличность социально-экономических процессов. Эту проблему подробно разработал советский экономист Н. Д. Кондратьев. Он предложил теорию больших циклов и выделил два вида экономических процессов:

· Необратимые, то есть протекающие в одном направлении (изменения, которые не воспроизводят прежние формы социальной жизни).

· Обратимые. Они протекают волнообразно, в них наблюдается цикличность. Это обнаружено на анализе товарных цен, ставок, зарплаты и других экономических явлений.

Большие циклы - это периодические повторения характерных социально-экономических, технологических и других возможных ситуаций, продолжительные подъемы и спады: повышательная фаза и понижательная фаза. Кондратьев считал, что эти фазы длятся 50 лет, но с изменением социальной системы длительность фаз может изменяться.

Факторы социальных изменений. В разные исторические эпохи может действовать различный набор факторов, и может меняться их значимость, удельный вес в комплексе причин. К важнейшим факторам на современном этапе можно отнести следующие:

· Технологические факторы, которые выражаются во влиянии научно-технической революции на социальную жизнь общества. Изменения в технологиях создают и требуют новых социальных норм, формируют новые ценности, создают новые роли, новые возможности для индивида и групп. Новые технологии создают новые формы взаимодействия между индивидами и различными общностями. Это имеет место в производстве и в других сферах. Усложняется система социальных связей, возникают новые социальные группы.

· Идеология как система господствующих взглядов. Идеология существует в виде доктрин, программ, идеалов, учений. Носителями новых идеологий выступают политические партии, общественные движения, организованные социальные группы, которые претендуют на существенные социальные изменения, иногда даже радикальные.

· Социальные науки как фактор социальных изменений в современном обществе. В XX веке начала развиваться целая совокупность наук, которая способна оказывать влияние на социальные процессы. Эти науки дают материал для регулирования и управления социальной жизнью и выступают важным фактором социальных изменений. Эти исследования могут быть и псевдонаучными, и в этом случае если их результаты будут положены в основу управления, это повлечет за собой негативные социальные изменения и последствия.


Похожая информация.