Почему вопрос о смысле жизни по словам. Смысл жизни

Почему людей волнуют вопросы о смысле жизни? Как сделать правильный выбор жизненных целей?

Ответ

Вопрос о смысле жизни волнует и мучает нас потому, что каждому жутко интересно, зачем он живёт на этой земле, что он должен делать и зачем он должен это делать. На этот вопрос нельзя дать чёткого, определённого ответа, так что каждый человек рано или поздно о нём задумывается.

Для того, чтобы сделать правильный выбор жизненных целей, нужно воспользоваться очень простой, но очень эффективной техникой.

1. Четко сформулируйте своё желание: чего бы вам хотелось, какие варианты развития событий вы видите?

2. Встаньте таким образом, чтобы по сторонам у вас было примерно по 1,5 м свободного пространства.

3. Стоя на воображаемой границе, определите для себя, какой вариант у вас будет слева, а какой справа (пример: 1 вариант – стать юристом (слева), 2 вариант – стать врачом (справа)).

4. Представьте образ первого желания, затем визуализируйте второе.

5. Повернитесь спиной к первому варианту и начинайте медленно, не торопясь приближаться к нему. Прочувствуйте, как сильно он вас притягивает. Вы можете сделать шаг «в картинку» и прочувствовать, «прожить» момент, когда ваше желание исполнилось (пример: вы стали успешным юристом, вокруг много людей, вы отвечаете на звонки, на вас дорогая одежда и т.д.). Что вы чувствуете в этот момент? Это могут быть какие-то картинки, чувства, переживания. Затем сделайте небольшой шаг вперёд и выходите из образа.

6. Разворачивайтесь и начинайте так же приближаться спиной ко второму варианту. Подойдите к образу, сделайте шаг внутрь картинки. Позвольте себе «прожить» данную альтернативу (пример: вы стали врачом, вы помогаете людям, чувствуете запах лекарств, на вас медицинский халат, вы идете по коридору клиники и т.д.). Прочувствуйте, насколько вам это нравится. Когда вы достаточно поймёте перспективу развития в данном направлении, также сделайте шаг вперед.

7. Вы побывали в двух образах и теперь, стоя на границе между ними, представьте, что ваша левая рука связана нитью, верёвкой или канатом с первым вариантом, а правая со вторым. Прочувствуйте, какой из образов притягивает сильнее, попробуйте походить: шаг вправо, шаг влево. По своим ощущениям – вы поймете, какой вариант притягивает ваше тело. Если вы не чувствуете притяжения ни к одному из вариантов, то спросите себя, что же для вас важно? В этом случае вы себя обманываете, вы не хотите ни того и ни другого, либо задали неточный вопрос, или для вас не важен ответ.

«Когда мы осмыслим свою роль на земле, пусть самую скромную и незаметную, тогда лишь мы сможем жить и умирать спокойно, ибо то, что даёт смысл жизни, даёт

смысл и смерти.Человек отходит с миром. Когда смерть его естественна, когда где-нибудь в Провансе старый крестьянин в конце своего царствования отдаёт сыновьям на хранение своих коз и свои оливы, чтобы сыновья в должный срок передали их сыновьям своих сыновей. В крестьянском роду человек умирает лишь наполовину. В урочный час жизнь распадается, как стручок, отдавая зёрна. Так от поколения к поколению передаётся жизнь – медленно, как растёт дерево, - а с нею передаётся и сознание. Какое поразительное восхождение! Из расплавленной лавы, из того теста, из которого слеплены звёзды, из чудом зародившейся живой клетки вышли мы – люди – и поднимались всё выше, ступень за ступенью, и вот мы пишем кантаты и измеряем созвездия.Старая крестьянка передала детям не только жизнь, она их научила родному языку, доверила им богатство, копившееся медленно, веками: духовное наследство, что досталось ей на сохранение, скромный запас преданий, понятий и верований, всё, что отличает Ньютона и Шекспира от первобытного дикаря».(Антуан де Сент-Экзюпери).
1) Озаглавьте текст
2) Что по мнению автора отличает Ньютона и Шекспира от первобытного дикаря
3) Какой смысл вложен в слова: "Человек умирает лишь наполовину"
4) В чем автор видит роль человека на земле? Что, по мнению автора, дает смысл жизни и смерти? Разделяете ли вы точку зрения автора? Объясните свою позицию.

Русский философ Н. А. Бердяев о Русский философ Н. А. Бердяев о прогрессе. Прогресс превращает каждое человеческое поколение, каждое лицо

человеческое, каждую эпоху истории в средство и орудие для окончательной цели - совершенства, могущества и блаженства грядущего человечества, в котором никто из нас не будет иметь удела. Внутренне неприемлема, религиозно и морально недопустима позитивная идея прогресса, потому что природа этой идеи такова, что она делает невозможным разрешение муки жизни, разрешение трагических противоречий и конфликтов для всего человеческого рода, для всех человеческих поколений, для всех времен, для всех когда-либо живших людей с их страдальческой судьбой. Это учение заведомо и сознательно утверждает, что для огромной массы, бесконечной массы человеческих поколений и для бесконечного ряда времен и эпох существует только смерть и могила. Они жили в несовершенном, страдальческом, полном противоречий состоянии, и только где-то на вершине исторической жизни появляется, наконец, на истлевших костях всех предшествующих поколений такое поколение счастливцев, которое взберется на вершину и для которого возможна будет высшая полнота жизни, высшее блаженство и совершенство. Все поколения являются лишь средством для осуществления этой блаженной жизни этого счастливого поколения избранников, которое должно явиться в каком-то неведомом и чуждом для нас грядущем.
Вопросы и задания: 1) В чем отличие взглядов на прогресс, представленных в данном документе, от взглядов, изложенных в параграфе? 2) Каково ваше отношение к размышлениям Н. А. Бердяева? 3) Какая из всех точек зрения на прогресс, представленных в материалах параграфа, наиболее привлекательна для вас? 4) Почему название этого параграфа начинается со слова «проблема»?

3 Мар 2012 | Сергей Белорусов

- Один известный психолог сказал, что если человек интересуется смыслом жизни - значит, он болен. Вы согласны?

Я вообще не очень уверен, что психолог является компетентным советчиком относительно смысла жизни. Более того, если помогающий вам специалист начнет вести себя так, словно в него встроен маленький оракул, безошибочно определяющий таковой смысл, то лучше всего откланяться и удалиться от подобного общения.

Функции психотерапевта менее судьбоносны. Но. Хороший психолог пройдет с вами часть пути по обретению вами отнюдь не конечно - исчерпывающего, а ситуационного смысла того, чему ниспослано научить вас, то положение обстоятельств, в котором вы себя обнаруживаете сегодня.

А на вопрос отвечу традиционной поговоркой моего учителя о.Адриана ван Каама - «И да, и нет»… :-) Он, священник и психолог, рассматривал явления в бинокулярной перспективе…:-)

Итак, почему да? Потому что о смысле жизни не думают в рутине, не думают вовлеченные во что-то значимое, не думают в опасности боя. На поиск смысла жизни мысль наталкивается в паузах, произвольных или вынужденных. Что вынуждает нас делать паузы в ежедневном течении жизни? Чаще всего, когда нас нечто выбивает из жизни: стресс, утомление, страдание. Да, в ситуации болезни вероятность задуматься, что к чему, выше нежели в нашей повседневности.

Нет - потому что в подобной постановке вопроса подспудно просвечивает утверждение того, что поиск смысла жизни является симптомом патологии — душевной или телесной. Давайте поразмышляем об этом. Конкретизируя Ваш вопрос: является ли поиск смысла жизни патологией и если это не так, то с какой частотой такого рода размышления естественны и полезны.

Человеческое бытие во многом определяется цикличностью. Мы вдыхаем и выдыхаем воздух, наша сердечная мышца сокращается и напрягается. Эти ритмы соотносятся как 1:1. Цикл бодрствование/сон определяется пропорцией 3:1. Возможность зачатия у женщин составляет цикл 5:1. Исходя из этих примерных соотношений, вопросим себя, с какой частотой следует искать этот самый смысл, а сколько времени проводить в следовании установленному, как, например, следуя примеру М.Прохорова в его предвыборном интервью:

«- Как вы думаете, есть ли у человека бессмертная душа?
- Этот вопрос я пока для себя не решил. Я живу активной жизнью, я много об этом думаю, но у меня пока нет ответа на этот вопрос».

Думается, что пропорция временных промежутков, когда искать тот смысл, а когда остыть к этому, необыкновенно вариабельна. Она может быть и 6:1 - шестой день недели Господу или 10:1 исходя из принципа десятины или еще реже - 50:1 — юбилейные года..:-).Однако, несомненно, возвращать себя к этому следует Иначе мы перестаем быть человеками. Ведь животные о смысле жизни не парятся…. :-) А для ангелов - он уже определен. Мы где-то посерединке… :-)

Вытеснять размышления о смысле жизни на периферию сознания - значит скатываться к животному началу в себе или начать игру в робота. Здесь есть и преимущества: - без таких мыслей значительно беспроблемней живется. Как то в 14 лет, находясь в рефлексивных поисках, я спросил приятеля: «В чем смысл жизни, Толик?» - «А просто жить», - ответил он. Кстати, в нашем диалоге обнаружилось еще доброе назнаначение такого рода вопросов - они существенно сближают говорящих о них. Именно смыслами цементируются объединения людей: от спртивных фан-клубов до монашеских орденов. - Ты полагаешь, — продолжаю я солидаризующее нас общение, — что стоит отложить этот вопрос, пока мы не станем самостоятельными полностью? - Ага.

Так вот, когда мы созреваем - вопрос о смысле начинает свербить. Ведь взрослеть - означает принимать на себя ответственность за себя и близких. А вот тут следует дисциплинировать себя и не задавать его слишком часто. Высокая амплитуда его актуализации - удел либо депрессивных невротиков, либо святых. И добродетели кротости, терпеливости, послушливости и благодарности позволят нам не стать одержимыми постоянно навязчивым возвращением к его решению.

Как можно не задавать себе этот вопрос слишком часто, если прямо сейчас требуется на него ответ? Если нет сил вставать с постели, идти на работу и т.д. просто так, не понимая, зачем?

Ну, давайте различать: есть вопрос о смысле жизни и есть ответ. Вопрос должен возникать только в нескольких ситуациях и ответ на него несет функцию:

а) разъяснения
б) утешения
в) вдохновения

При правильно построенной жизни, можно предположить, что вообще достаточно одного ответа на этот вопрос, и, решив его для себя единожды, дальше мы скользим по инерции верного ответа не теряя энергии по ледяной жизненной горке… Потребность нового вопроса с новым ответом возникает лишь если мы зацепились за что-то на своем пути. А так как все и в нас и вне нас отнюдь негладко, то вопрос этот будет возникать. И правильность ответа на него определяется тем, насколько долго хватает вдохновения от ответа на него.

И еще. Природа нас, сотворенных, мудра. Не все наши действия обусловлены мотивацией смысла. Ведь есть поступки, на которые мы решаемся по привычке, из жалости, из любви, из стремления к удовлетворению, по чувству долга. Список побуждающих причин велик и отнюдь и не всегда может быть сведен к ультимативному смыслу бытия.

- Где искать смысл жизни и где его искать точно не стоит? Как Вы ответили бы пациенту, простому человеку?

Ну, простой человек вряд ли бы спросил о смысле жизни…. :-)

Так что для начала я бы дал ему домашнее задание - погуглить все что об этом написали древнегреческие философы и принести мне реферат… :-) В котором все, что ставили во главу угла они: удовольствие, познание и прочее и почему это не годится вопрошающему.

Потом я бы предложил свою трактовку. А она в следующем. Один из столпов цивилизации Гаутама Будда изрек «первую благородную истину» - «Все в мире есть страдание». Спустя ровно 25 веков выдающийся психолог Виктор Франкл обосновал «Смысл страдания - стать иным». Наложив эти чеканные формулы друг на друга, получаем: «Смысл жизни в становлении иным». Присмотревшись, мы находим подтверждение этому в природе. Гусеница становится бабочкой. Из яйца получается птенец. Мы начинаем осознавать себя вскоре после выхода из маминого живота.

Каждый день мы можем становиться немножко другими. Главное - двигаться в правильном направлении. Для христиан тут просто - каждый из нас сотворен с заданием и необходимыми для его выполнения ресурсами. Найти эти ресурсы в себе и обозначить верный вектор движения. Заключительная цель - придти в конечную для этого этапа жизни точку, в которой совпадешь ты с ожиданиями Творца о тебе и от тебя.

- И как понять, что за ресурсы в тебе и какое это задание, если ничего не понятно, а сил ни на что нет?

Допустим, сил действовать нет. Но силы думать-то есть? Если и таковых не обнаруживается, лучше просто поспать. Если же думается в охотку, то поехали…

Прежде всего, обнаружим себя во времени и месте. Почему мы не среди цивилизации майя? Почему не пингвины в Антарктиде? Почему и какой я отражаюсь нынче в зеркале? И почему я там себе не очень нравлюсь?

Что мешает мне покрасить волосы в зеленый цвет? То, что это буду не я. Тогда что из моего есть настоящее мое? А что бы мне хотелось, чтоб было? Оно может быть - ну, скажем, поставив себе целью заработать миллион долларов, отдав все силы на это, я, наверное, смогу. В крайнем случае, почку продам. Почем, кстати они сейчас? Не, не продам. Не так уж мне нужен тот лям. Но захотел бы — был бы.

Итак - могу. А что хочу? Нет, правда, что мне надо? Вряд ли островок в Карибском архипелаге… Ага, вот, мне нужна работа, и не просто тупо вкалывать. а чтоб в кайф. Какой она могла бы быть? Готов ли я к ней или квалификация невысока? Что там на полке, там, запыленная. Ага, книжка по тому, что мне интересно. Вот мне и задание на ближайший час. После него я стану умнее, значит стану иным.

То что мне хочется, пусть и немножко лениво, отражает мои ресурсы, нечто данное мне. То, что я приблизился к этому в этот час - наполнило день смыслом, я стал чуточку не таким, когда вяло просыпался этим утром. Завтра я сделаю еще что то. Главное — сегодня день прошел не зря. За что - благодарность Вверх…

Вы говорите: «вот, мне нужна работа, и не просто тупо вкалывать. а чтоб в кайф. Какой она могла бы быть?» Что делать, если такого варианта не находится?

У здорового человека не бывает, так, чтобы ничего не хотелось.

Бывает у смертельно уставшего. Тогда отдохнуть до того, чтобы осозналось - ага, вот это был кайф, тааак оторваться в ничегонеделании. Так, теперь я хочу… И хотение ловится.

Бывает у тревожного - ничего не могу хотеть, все забивает страх. Тогда надобно влечь себя к специалисту, умеющему добрым словом ли, медикаментами ли снять узду тревоги.

Бывает у пресыщенного - мол, напился, наелся, налюбился - ничо более не надо. Тогда, наверное, и вопросов о смысле жизни не возникнет. Пока лежи, переваривай… Скоро чего нить захочешь, тогда свистни…

Ну допустим, бывает. Во здоров ты и с вялотекущим ужасом осознаешь, что нет у тебя «зудящего дела всей жизни». Что делать?

Ответ: а ведь ты, волею судеб, не на необитаемом острове. Твое существование есть взаимный танец с окружающими тебя. Попробуй словами или движениями понять, что ждут от тебя значимые для тебя персоны: начальники и подчиненные, родители и дети, супруги и друзья. Ты только спроси, или дай знать, что не против услышать мнение их о себе, так такого получишь в ответ - долго разгребать придется. Сам не рад будешь, что затеял этот социологический вопрос о себе, но напросился… :-)

Теперь смыслы твоей жизни придут к тебе извне. Систематизируй их и отвергни по очереди. Осталось ли что нибудь, приемлемое для тебя?

Предположим, наименее противным оказался совет друга. Устремить туда себя всего настолько, насколько хватит сил? Любой смысл жизни лучше, чем его отсутствие?

Нет. Только тот смысл жизни является правильным на нынешнем вираже твоей жизни, который исходит извнутри тебя. Любое следование предложенному извне есть имитация, закос под истину. Смысл смысла, то есть интерпретаций друга есть только материал, который следует проверить на эталонах собственной рассудительности. Подписаться можно только под тем, за что ты ответишь не жалея о своей подписи.

Иногда отсутствие смысла жизни и есть сам этот смысл. Во всяком случае, ты, не кривя душой, можешь солидаризоваться с ранним питерским панком «Автоматические удовлетворители»: «А я не знаю, зачем я живу, ну и бу- бу- буй с ним». Исповедание своего незнания порой делает тебя мудрым. Или юродивым. А кто из них выше - выяснится в Вечности.

Возвращаемся. Никуда не следует себя устремлять по совету кого бы то ни было. Любая имитация смысла жизни хуже признания в его (временном) отсутствии.

Как же жить без (пока) не найденного смысла жизни? Разве смысл жизни - не то, что дает нам силы проживать день за днем?

Сегодня, за книжкой в поезде на работу наткнулся на мудрую фразу историка В.Ключевского: «Жизнь не в том, чтобы жить, а в том, чтобы чувствовать, что ты живешь». Процитировал это второй пациентке, пришедшей в скорби на 9-й день после смерти мужа. Ей стало очевидно легче.

Прислушаемся. Отнюдь не осознание смысла дает нам силы проживать день за днем. Человек, в массе своей, не то существо, дабы жить единственно осознанием смысла. Он наполовину чувственен. И вот чувство жизни - непогрешительно верно.

Утреннее тепло очага. Морозный вдох выхода из дома. Преодоление пути. Встреча друзей. Улыбка незнакомки. Опоздание на трамвай и неожиданное местечко в нем с возможностью глянуть в интересную книжку. Добрый вход на работу, где тебе рады. Вдохновение что-то сделать, чего не было до тебя, что ты сегодня принесешь в мир. Душевный перекур с весело расслабленным обсуждением происшедшего. Запредельное усилие в захватывающем труде. Чувство того, что день прошел не напрасно. Вкусный ужин с любующимися тобой домочадцами. Слова благодарности Вверх за этот день, отнюдь не бессмысленный. Ласковое соскальзывание в сон с предвкушением лучшего завтра.

Это ли не смысл сегодняшнего дня? Самого простого из проходящей череды отпущенного нам здесь времени. А о завтрашнем подумаем завтра… :-)

И в заключение Ваших вопросов, позвольте и мне задать Вам один: есть ли смысл в поисках смысла жизни? Или, чем этот процесс искания вызвал в Вас интерес? И самому ответить на него – неповторимое очарование поиском смысла жизни состоит в его ускользании. И мне верится, что Тот, кто приглашает нас в путь поиска, бережно периодически скрывает его от нас, побуждая нас сделать несколько шагов вперед и вверх. Так что здесь важнее процесс, нежели результат. Только потому, что впереди нет предела…

HTML код для сайта или блога

«Вопрос „о смысле жизни“ волнует и мучает в глубине души каждого человека. Человек может на время, и даже на очень долгое время, совсем забыть о нём, погрузиться с головой или в будничные интересы сегодняшнего дня, в материальные заботы о сохранении жизни, о богатстве, довольстве и земных успехах, или в какие-либо сверхличные страсти и „дела“ - в политику, борьбу партий и т. п., - но жизнь уже так устроена, что совсем и навсегда отмахнуться от него не может и самый тупой, заплывший жиром или духовно спящий человек. Этот вопрос - не „теоретический вопрос“, не предмет праздной умственной игры; этот вопрос есть вопрос самой жизни, он так же страшен - и, собственно говоря, ещё гораздо более страшен, чем при тяжкой нужде вопрос о куске хлеба для утоления голода. Поистине, это есть вопрос о хлебе, который бы напитал нас, и воде, которая утолила бы нашу жажду»

(с) С.Л.Франк,
крупный русский философ,религиозный мыслитель и психолог.

В настоящие дни главный вопрос жизни человека теряется среди массы второстепенных задач, таких как обеспечение жизнедеятельности: быть накормленным, обутым, одетым, с крышей над головой; а так же целей, которые предлагает нынешний строй жизни: быть успешным, «полезным обществу» и др.

Почему так получилось, что главный вопрос жизни отодвинут на задний план?

Предлагаю посмотреть на окружающую действительность с такой точки зрения:

1. Нынешний уклад жизни социального человека схож с принципом «жизни» вещи, предмета. Любая вещь создается для определенных целей: магнитофон для того, чтобы слушать аудиозаписи; холодильник для того, чтобы хранить продукты; машина для того, чтобы на ней ездить и перевозить необходимые вещи; и т.д. Вещи создаются для людей. Любые механизмы управления, будь то политика, охрана безопасности или что-либо еще, созданы так же для людей. Человек – не вещь, я глубоко убежден, что человек не рождался для того, чтобы пользоваться вещами или управлять какими-то процессами, такими как, например: политика, продажа сотовых телефонов, создание новых произведений музыки или живописи, и т.д.

2. А теперь взглянем на то, как живут люди. Я задавал вопрос о смысле жизни некоторым людям, слышал разговоры и убеждения по поводу данного вопроса от многих людей. Множество людей говорит, что смысл их жизни в определенном деле, к примеру, они говорят: «У каждого свое предназначение, мое предназначение – создавать музыку» – или быть политиком, управляющим на заводе или заниматься еще какими-то делами, которые в действительности не являются, на мой взгляд, истинным смыслом жизни. Я повторюсь, человек не может быть рожден для определенного «дела жизни», тогда бы на лбу было естественное клеймо с самого рождения «Я – музыкант» или «Я – продавец». Но такого нет и быть не может. Поистине же, человек не знает своего предназначения, смысла жизни, но и не пытается познать этот вопрос, получить ответ – вот в чем проблема.

3. Социальная среда или уклад современной жизни, целей и задач, которые ставятся перед человеком, каким-то образом сменили ценности жизни, вплоть до бытового уровня. Но самое главное, на мой взгляд, самое катастрофичное последствие такого уклада жизни – что главный вопрос жизни каждого человека отодвинут очень далеко. Главным принципом становится накопление материального богатства, власти над другими людьми и «приятностей» как максимальное получение удовольствия практически любым, в том числе и безнравственным, да и попросту бесчеловечным путем. Но все эти ценности социальной жизни не отвечают на главный вопрос человека, и поэтому по-настоящему счастливым «человек социальный» не будет до тех пор, пока этого не поймет и не найдет ответ на главный вопрос жизни.

Далее, современная философия и другие науки, ученые и мыслители не дают ответа на самый главный вопрос жизни. Однако, в мире есть несколько людей, которых называют «Пробужденные» или «Просветленные», а попросту мудрецами, которые говорят, что ответ на этот вопрос есть. Я лично знаю такого человека, более того – я ему верю, но это не важно.

Важно то, что «пробужденные», разные философии и другие источники говорят в один голос – «Познай себя!». Я считаю это направление самым главным для себя, т.к. ничего более важного я не нахожу. Как я пришел к этому? Поиск ответа на вопрос о смысле моей жизни привел меня к такому заключению, что я не знаю, кто я есть в действительности. Ведь мы все говорим о себе, мы говорим: «я хочу», «я делаю», «я вижу» и т.п., но я до сих пор не могу найти того, кого я называю «я». Все, о чем я могу говорить – это моем теле, о чувствах, об ощущениях, мыслях, желаниях и прочем, но ничего не могу сказать о самом себе конкретно. Исходя из логических размышлений, вопрос «Кто я?» первичнее, нежели вопрос о смысле жизни, потому что жизнь для меня существует только когда я, собственно говоря, живу. Ведь если меня не станет, то и вопроса о смысле жизни, по видимому, не может быть, т.к. не будет самой жизни. По сути, даже когда я крепко сплю, я просыпаюсь и не могу сказать «я жил».

Таким образом, я вижу вопрос «Кто я?» самым главным, коренным в жизни человека как такового.

Итак, почему же я хочу создать эту, так называемую, «новую среду»? – Дело в том, что идти против социума, условно выражаясь, не имеет смысла – зачем? Это и нереально, да и ни к чему это, я же не собираюсь переубеждать множество людей – пусть сами решают, что для них важней и как им прожить свою жизнь. А т.к. в социальной среде другие цели, задачи и ценности, в общем: деятельность социальной жизни не направлена на разрешение таких вопросов, то и возникает необходимость создания общества, «новой среды», в котором будут ценности все-таки расставлены по местам – главный вопрос, значит, он будет главным! Иными словами, я хочу создать такую среду людей, где вопрос самопознания и смысла жизни стоит на первом месте.

Многие, возможно, могут сказать, что таких мест уже очень много, подразумевая под собой различные учения или религии. Я не отношусь ни к какой религии, ни к какой философии. И я не хочу, чтобы «новая среда» строилась на какой-либо религии или философии, мне интересно общество, которое будет строиться на самопознании и объективной правде. Меня больше всего привлекает то, что говорят «пробужденные» Рамана Махарши и Сергей Рубцов – они говорят очень конкретно, без шелухи – а они говорят, что не надо никому преклоняться, надо познать самого себя и тогда все встанет на свои места. Именно поэтому я делаю ставку именно на тот «путь», о котором они говорят и пишут, т.к. он кажется мне самым реалистичным.

Александр Васильев
Проект "НОВАЯ СРЕДА"