Поэтический мир Марины Цветаевой. (презентация)

Рубрики

  • АУДИОКНИГИ (105)
  • Дарья Донцова (13)
  • Классика (13)
  • Поэзия (8)
  • Радиоспектакли (2)
  • Слушать онлайн (18)
  • Татьяна Устинова (8)
  • Чехов А. П. (8)
  • БЕЗ ВЫПЕЧКИ (1)
  • БЛИНЫ (5)
  • БОРЩ (1)
  • ВАРЕНИКИ (2)
  • ВЫПЕЧКА (23)
  • ВЯЗАНИЕ (115)
  • ВАРЕЖКИ (22)
  • Жаккард (22)
  • Носки (11)
  • Узоры на спицах (14)
  • Шапки (21)
  • Для дневника (17)
  • ЖИВОПИСЬ (53)
  • ЗАГОТОВКИ НА ЗИМУ (25)
  • Аджика (2)
  • Огурцы (4)
  • Салаты (1)
  • ИЛЛЮСТРАЦИИ (29)
  • «Ночь перед Рождеством» (1)
  • Рут Сандерсон (Ruth Sanderson) (3)
  • ИСТОРИЯ (6)
  • Личности (6)
  • ИСТОРИЯ ВЕЩЕЙ (50)
  • КАБАЧКИ (0)
  • КАЛЬМАРЫ (3)
  • КАПУСТА (16)
  • Книги (0)
  • КОТЛЕТЫ (6)
  • КУЛИНАРИЯ (18)
  • Выпечка (1)
  • Пироги (1)
  • Просто и быстро (2)
  • Рулеты из лаваша (1)
  • КУЛИЧИ (3)
  • КУРИЦА (7)
  • ЛИТЕРАТУРА (310)
  • Бажов П.П. (1)
  • Булгаков М.А. (28)
  • Достоевский Ф.М. (1)
  • Лермонтов М.Ю. (12)
  • Пушкин А.С. (77)
  • Серебряный век (15)
  • Цветаева М.И. (8)
  • Чехов А.П. (12)
  • Шекспир У. (3)
  • Мудрость (7)
  • Музыка (23)
  • НОВОГОДНЕЕ (10)
  • СНЕЖИНКИ (3)
  • ОВОЩИ (4)
  • ПЕЧЕНЬ (4)
  • ПИРОГИ (37)
  • ПИЦЦА (2)
  • ПЛОВ (3)
  • Полезные советы (39)
  • ИЗ СТАРЫХ ВЕЩЕЙ (20)
  • ПОМИДОРЫ (7)
  • РУССКИЙ ЯЗЫК (28)
  • Правила (13)
  • ТЕСТ (2)
  • учебные пособия (6)
  • РЫБА (31)
  • Красная (2)
  • Минтай (1)
  • Мойва (4)
  • Сельдь (18)
  • Скумбрия (5)
  • Сайты (15)
  • САЛАТЫ (14)
  • САЛО (9)
  • САНКТ-ПЕТЕРБУРГ (11)
  • СЫР\ТВОРОГ (13)
  • ТВОРОГ (3)
  • ТЕСТО (11)
  • ФАРШ (1)
  • Фотошоп (1)
  • ЦВЕТЫ (1)
  • ШАШЛЫК (3)
  • ШКОЛА/УРОКИ (10)
  • ЯБЛОЧНЫЙ ПИРОГ (7)

Музыка

неизвестно

Я — фотограф

Полезные мелочи

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Интересы

Постоянные читатели

Сообщества

Статистика

Поэтический мир Марины Цветаевой.

  1. Познакомить учащихся с основными вехами жизни, темами и мотивами лирики; показать исключительность чувств лирической героини в поэзии М. Цветаевой.
  2. Помочь разобраться в особенностях поэтического текста.
  3. Создать атмосферу “погружения” в творчество мастера.

Методические приемы: рассказ учителя, эвристическая беседа, коллективный анализ поэтического произведения, комментарии, предварительная домашняя подготовка, использование межпредметных связей.

Оборудование: портрет М. И. Цветаевой, мультимедийное оборудование, литературоведческий словарь (тога - мужская одежда у граждан Древнего Рима, полотнище, перекидываемое через левое плечо; схима - в православии; монашеский обед вести особо суровый, аскетический образ жизни; брань - война, битва), эпиграф, тексты стихотворений, книги.

Как драгоценным винам,

Настанет свой черед.

М. Цветаева, 1913

I. Введение. Вступительное слово учителя.

Марина Цветаева вступила в литературу на рубеже веков, в тревожное и смутное время. Как многим поэтам ее поколения, ей присуще ощущение трагизма мира. Конфликт со временем для нее оказался неизбежным. Жила она по принципу: быть только самой собой. Но поэзия Цветаевой противостоит не времени, не миру, а живущей в ней пошлости, серости, мелочности. Поэт - защитник, глашатай миллионов обездоленных:

Если душа родилась крылатой,

Что ей хоромы - и что ей хаты!

Что Чингиз-хан ей и что - Орда!

Два на миру у меня врага,

Два близнеца неразрывно - слитых:

Голод голодных - и сытость сытых!

Цветаевой суждено было стать летописцем своей эпохи. Почти не затронув трагической истории ХХ века в своем творчестве, она раскрыла трагедию мироощущения человека современника. Лирическая героиня ее поэзии дорожит каждым мигом, каждым переживанием, каждым впечатлением.

В образе лирического героя раскрывается личность поэта. Лирический герой близок к лирическому “Я”. Он доносит до нас размышления и переживания поэта-художника, открывает духовный мир Цветаевой.

II. Коллективный анализ стихотворения:

Кто создан из камня, кто создан из глины, —

А я серебрюсь и сверкаю!

Мне дело - измена, мне имя - Марина,

Я — бренная пена морская.

Кто создан из глины, кто создан из плоти -

Тем гроб и надгробные плиты…

— В купели морской крещена - и в полете

Своем - непременно разбита!

Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети

Пробьется мое своеволье.

Меня - видишь кудри беспутные эти? -

Земной не соделаешь солью.

Дробясь о гранитные ваши колена,

Я с каждой волной - воскресаю!

Да здравствует пена - веселая пена -

Высокая пена морская!

Имя дается человеку при рождении и нередко определяет всю жизнь. Что значит имя Марина? (Морская)

1. Чтение стихотворения наизусть (индивидуальное задание). Все следят по тексту.

2. Кто герои этого стихотворения? (Это Марина и те, “кто создан из глины”, т.е. обыкновенные смертные люди. Уже одно это противопоставление заставляет задуматься над особенностями Марины.)

3. Задание для класса. Выписать в два столбика слова, относящиеся к этим героям. (Таблица в тетрадях и на доске.)

  1. Какое слово главное в первой строфе? (Измена)
  2. Какие антонимичные слова есть во второй строфе? (Гроб - крещена)
  3. Почему героиня со своими беспутными кудрями не хочет стать “земной солью” (“народная слава”)? (Она не хочет лишиться свободы, стать героем; не хочет засорять берег, как это делает соленая вода.)
  4. Что означает слово “воскресаю”? Какому слову оно близко? (Крещена, и противостоит “граниту”.)

Вывод: Марина - всякая, поэтому ей “дело - измена”, потому она разбивается — воскресает. В этом ее душа.

a) Чтение стихотворения “Красною кистью. ” (индивидуальное задание).

День был субботний:

б ) Что автобиографичного в этом стихотворении? Символом чего стала рябина в судьбе Цветаевой? (В период листопада, когда зреет рябина, родилась Марина. В это время звонили колокола. Наступал праздник Иоанна Богослова (один из 12-и апостолов, любимый ученик Христа.) Жизнь Марины Ивановны горька, как рябина.)

2. Семья Цветаевых жила в уютном особняке одного из старинных московских переулков; лето проводила в живописных местах Подмосковья, в калужском городке Таруса. Отец Марины был известным профессором, филологом, искусствоведом, мать, талантливая пианистка, открывшая перед детьми (Андрей, Ася, Марина) чудесный мир природы и давшая в руки лучшие в мире книги, произошла из польско-немецкой обрусевшей семьи.

Чтение наизусть стихотворения “Книги в красном переплете”. (Индивидуальное задание )

Что дорого героине в ее детских воспоминаниях? Почему книги - “неизменившие друзья”?

3. Уже в шестилетнем возрасте Марина Цветаева начала писать стихи, притом не только по-русски, но и по-немецки, по-французски. А когда ей исполнилось 18 лет, выпустила на личные деньги сборник “Вечерний альбом” (1910). Если судить по содержанию, стихи были ограничены кругом узкодомашних, семейных впечатлений.

Стихотворение “Домики старой Москвы” (Индивидуальное задание )

Какое настроение у лирической героини, чем оно вызвано? (Грустное, потому что исчезает старая Москва, часть культуры древнего города.)

Москва в ранних сборниках - воплощение гармонии, символ минувшего. Здесь и восхищение столицей, и любовью, и нежность к ней, ощущение Москвы как святыни Отечества. Мотив святости, праведности звучит в большинстве стихотворений цикла 1916 г. “Стихи о Москве”. Он связан с образом странников-слепцов, бредущих “Калужскою дорогой”, с образом лирической героини:

Надену крест серебряный на грудь,

Перекрещусь и тихо тронусь в путь

По старой по дороге по Калужской.

Чье творчество напоминают эти мотивы?

4. На протяжении всей жизни огромное количество людей окружало Марину. Они были совершенно разными и по-разному раскрывали ее поэтический и человеческий талант. Слагаемые ею стихи группируются в циклы, один из которых посвящен А. Блоку. Это страстный монолог влюбленности, хотя видела Цветаева поэта издали лишь, не обменялась ни единым словом. Для нее Блок - символический образ Поэзии.

Как вы поняли эти стихи? (Основное назначение у Цветаевой - славить Блока.)

5. А. Пушкин ввел девочку в незнакомый мир чувств, мир “тайный, скрываемый взрослыми”. Поэма “Цыганы” положила начало восприятию такой стихии, как Любовь, а “Евгений Онегин” дал уроки “смелости, гордости, верности, судьбы, одиночества”. У нее был “свой” Пушкин. Сказав “мой”, Цветаева определила свое отношение к поэту:

Пушкин - тога, Пушкин — схима,

Пушкин - мера, Пушкин - грань.

Пушкин, Пушкин, Пушкин - имя

Благодарное - как брань.

6. Для Цветаевой поэтическое искусство было “ежедневным трудом”, святым, единственным ремеслом: “Я не верю стихам, которые льются. Рвутся - да”. Смелое, порывистое дробление фразы на отдельные смысловые куски ради почти телеграфной сжатости. Порывистый и прерывистый характер речи необычен уже потому, что он отражает душевное состояние поэта со стремительной непосредственностью переживаемой минуты. Широк диапазон её поэзии: от народных русских сказок - поэм до интимнейшей психологической лирики. Постоянная, неустанная работа, переделка, шлифовка написанного.

Так же относилась к поэтическому труду и Ахматова.

Отрывок из стихотворения “Ахматовой”:

Мы коронованы тем, что одну с тобой

Мы землю топчем, что небо над нами - то же!

И тот, кто ранен смертельной твоей судьбой,

Уже бессмертным на смертное сходит ложе.

В певучем граде моём купола горят.

И Спаса светлого славит слепец бродячий.

И я дарю тебе свой колокольный град,

Ахматова! - сердце своё в придачу.

В чем сходство двух поэтов? (Живут на одной земле, они современницы.)

Как относится лирическая героиня к Ахматовой? (Уважает, ценит, преклоняется перед талантом, дарит ей свой город - Москву.)

— Для Цветаевой типично обращаться на “ты”, своевольно все подчиняя своей мечте. А ведь личное общение у них произошло уже в 1941 г., когда поэтессы проговорили наедине много времени.

7. Поэзию Марины Цветаевой невозможно представить без темы любви: “Любить - знать, любить - мочь, любить - платить по счету”. Любовь у Цветаевой всегда “поединок роковой”, всегда спор, конфликт и чаще - разрыв. Невероятная откровенность, открытость - неповторимые черты лирики поэтессы. Героиня убеждена, что чувствам подвластны и время, и расстояния:

Нежней и бесповоротней

Никто не глядел нам вслед.

Целую вас - через сотни

Исполнение песни на стихи М. Цветаевой “Мне нравится, что Вы больны не мной. ”

Какие отношения между героями стихотворения?

Могут ли они стать возлюбленными? (Нет, стихотворение посвящено будущему мужу сестры Анастасии М. Минцу).

8. Цветаева посвящала стихи близким людям: друзьям - поэтам, бабушке, мужу, Сергею Яковлевичу Эфрону, детям, дочери Але и сыну Георгию.

Стихотворение “Аля” (отрывок)

Не знаю, где ты и где я.

Те же песни и те же заботы.

Такие с тобою друзья!

Такие с тобою сироты.

И так хорошо нам вдвоем -

Бездомным, бессонным и сирым.

Две птицы: чуть встали - поем,

Две странницы: кормимся миром.

О ком стихотворение? (О матери и дочери) Какие отношения между героинями? (Они помогают друг другу и поддерживают.)

Как складывается их судьба? (Нет дома, они странницы, сироты.)

Сын Марины Цветаевой и Сергея Эфрона родился в эмиграции, где с остатками Добровольческой Белой армии оказался муж, а в 1922 году уехала за границу и Марина. Жизнь в эмиграции складывалась трудно. Эмигрантским журналам не нравились честные, неподкупные стихи Цветаевой. “Мой читатель остался в России, куда мои стихи. не доходят,” — сожалела она.

Отрывок “Стихи к сыну” (1932).

Ни к городу и ни к селу -

Езжай, мой сын, в свою страну, —

В край - всем краям наоборот!

Куда назад идти - вперед

Идти, — особенно - тебе,

Руси не видавшее

Какое пожелание высказывает поэтесса?(Хочет, чтобы сын жил на русской земле, сожалеет что он не видел России, но он ее сын.)

9. В 1939 году М. Цветаева вернулась на родину.

Нет друзей рядом, нет жилья, работы, нет семьи (нет в живых мужа, неизвестна судьба Ариадны, отчуждение с сыном). Под гнетом личных несчастий, в одиночестве, в состоянии душевной депрессии, в начале Великой Отечественной войны, 31 августа 1941 г. Марина Цветаева покончила с собой.

Стихотворение: “ Знаю, умру на заре! На которой из двух….”

Знаю, умру на заре! На которой из двух,

Вместе с которой из двух - не решить по заказу!

Ах, если б можно, чтоб дважды мой факел потух!

Чтоб на вечерней заре и на утренней сразу!

Пляшущим шагом прошла по земле! - Неба дочь!

С полным передником роз! - Ни ростка не наруша!

Знаю, умру на заре! - Ястребиную ночь

Бог не пошлет на мою лебединую душу!

Нежной рукой отведя нецелованный крест,

В щедрое небо рванусь за последним приветом.

Прорезь зари - в ответной улыбки прорез.

— Я и в предсмертной икоте останусь поэтом.

  1. Что можно сказать о лирической героине Цветаевой? (Женщина гордая, сильная, решительная, любящая, верная, своевольная. Она способна на дружбу и любовь.)
  2. Близки образы лирической героини и поэта? (В образе лирической героини раскрывается личность автора. “Стихи мои - дневник”, — писала Цветаева. А дневнику доверяют сокровенные мысли, тайны, мечты, надежды.)
  3. Каким темам посвящены стихи Марины Цветаевой? (Любви, дружбы, назначение поэта, Родины, странничества.)

V. Заключительное слово.

Марина Цветаева оставила значительное творческое наследие: книги лирических стихов, семнадцать поэм, восемь стихотворных драм, автобиографическую, мемуарную и историко-литературную прозу, письма, дневниковые записи. Она никогда не подделывалась под вкусы читателей и издателей. Сила ее стихов - не в зрительных образах, а в потоке все время меняющихся, гибких ритмов. Любое ее произведение подчинено правде сердца. Ее стихи мелодичны, задушевны, чарующи, поэтому к ним обращаются композиторы и появляются прекрасные песни. Настоящее в искусстве не умирает. В 1913 году М.Цветаева уверено заявила:

Как драгоценным винам,

Настанет свой черед.

VI. Домашнее задание: стихотворение “Молодость” прочитать и сделать разбор. Сообщение: “Марина Цветаева и Сергей Эфрон”. Выучить понравившееся стихотворение.

Часть 12 — В помощь учителю. Поэтический мир Марины Цветаевой.

Часть 7 — Поэтический мир Марины Цветаевой.

(1892-1941)

Поэтический мир.

Поэзия М. Цветаевой уникальна: она не вписывается ни в какое стилевое течение ни в русской, ни в мировой литературе. Вместе с тем ее поэзия укоренена в традициях — от русского фольклора до немецких романтиков.

Первый сборник «Вечерний альбом» (1910), изданный еще гимназисткой, состоял из трех разделов — «Детство», «Любовь», «Только тени». Стихи были посвящены камерному миру семьи, собственным, порой наивным, романтическим переживаниям. Но в этих ранних стихах прорезывалась будущая манера Цветае­вой, проявляющаяся в выразительных интонациях, разорванной, взволнованной, эмоционально насыщенной речи. Стихи были светлыми, искренними, но даже в этих полудетских по смыслу стихах уже тихонько звучала трагическая нотка. О «Ве­чернем альбоме» отозвались М. Волошин, Н. Гумилев, В. Брю­сов, отметившие талантливость юной поэтессы.

Затем в 1912 году вышли еще два сборника — «Волшебный фонарь» и «Из двух книг», в которых оттачивалась своеобразная поэтическая система М. Цветаевой. В стихах проявлялась та черта характера поэтессы, которую она в письме к философу В. Роза­нову определила как «судорожную, лихорадочную жадность жить». Тема любви в творчестве Цветаевой идет параллельно с темой разрыва, клятвы верности соседствуют с упреками ревности. В ее стихах чувства выплескиваются наружу в разорванной строке, оборванной, незаконченной фразе. Спокойный мир — не для Цветаевой. Ее стихия — борение страстей, увлечение и разочаро­вание, муки непонятости и жажда неизведанного.

В 1915 году М. Цветаева заканчивает цикл «Юношеские стихи». Они стоят в творчестве поэта особняком. Лирическая героиня — это уже не девушка с романтическим взглядом. Отныне она ощу­щает себя свободной от условностей мира, преступает границы общепринятого: веры, семьи, быта. Героиня пытается найти себя среди отверженных. Она предстает то цыганкой, бродяжкой, то чернокнижницей, колдуньей, то каторжницей. Цветаева приме­ряет разные маски. Воспринимая мир как театр, она проигрыва­ет разные роли, пытаясь понять глубины человека. В ее стихах начинает звучать тема богоотступничества, греховности.

Воровская у ночи пасть:

Стыд поглотит и с Богом тебя разлучит.

А зато научит

Петь и, в глаза улыбаясь, красть.

В стихах (с 1916 по 1920-е г.), собранных в книгу «Версты», появляется не бутафорская, а подлинная жизнь. Необыкновенно важной становится для Цветаевой тема поэта, творчества. Она посвящает циклы стихов трем, по ее мнению, великим поэтам — современникам — А. Блоку, О. Мандельштаму, А. Ахматовой. Блок для Цветаевой — «рыцарь без укоризны», «вседержатель души». Она коленопреклоненно молится ему как воплощению высоко­го искусства.

И по имени не окликну,

И руками не потянусь.

Восковому святому лику Только издали поклонюсь.

И под медленным снегом стоя,

Опущусь на колени в снег,

И во имя твое святое Поцелую вечерний снег —

Там, где поступью величавой Ты прошел в снеговой тиши,

Свете тихий — святыя славы —

Вседержатель моей души.

Блоковский цикл состоит из пятнадцати созданных в разное время стихотворений. Он отражает восхищенное, молитвенное отношение Цветаевой к поэту, имя которого — «птица в руке», «льдинка на языке».

Восторженны и несколько экзальтированны стихи, посвящен­ные А. Ахматовой, которую Цветаева называла «Музой плача», «златоустой Анной всея Руси». Хотя строгий, сдержанный, клас­сически соразмерный стих Ахматовой был совершенно непохож на цветаевскую словесную стихию, бурю чувств, ритмическую неукрощенность, Цветаева поняла родство обеих, равную силу та­ланта, более того: к Ахматовой она относилась как к царице поэзии.

Первая мировая война, канун революции вводят в стихи Цве­таевой тему Родины, России. В стихах этого периода проходят бесконечные русские пейзажи — деревни, церковки, поля, до­роги. В этих просторах рождается русская вольница («Кабы нас с тобой да судьба свела», «Семь холмов — как семь колоколов»). Поэзия Цветаевой по напевности, мелодике становится близка народной песне.

Отмыкала ларец железный.

Вынимала подарок слезный:

С крупным жемчугом перстенек,

С крупным жемчугом.

Кошкой выкралась на крыльцо,

Ветру выставила лицо.

Ветры — веяли, птицы — реяли.

Лебеди — слева,

Справа — вороны.

Наши дороги —

Да в разные стороны.

В 1916-20 гг. Цветаева создает цикл «Стихи о Москве». Москва для поэта — средоточие духовности всей России, «огромный, гостеприимный город», нерукотворный, созданный Богом.

Над городом, отвергнутым Петром,

Перекатился колокольный гром…

Пока они гремят из синевы —

Неоспоримо первенство Москвы.

В стихах московского цикла проявляется глубокое, органиче­ское родство с русским народным творчеством, которое станет основой ее «фольклорных» поэм «Переулочки», «На Красном коне», «Молодец», «Царь-Девица».

Годы революции и гражданской войны были очень тяжелыми в жизни Цветаевой: умерла младшая дочь Ирина, сражался в белой армии, а затем вместе с отступающими войсками вынуж­ден был эмигрировать ее муж Сергей Эфрон. Войну Цветаева воспринимала не с политической, а с гуманистической точки зрения, видя в ней общенародное горе.

Белым был — красным стал,

Кровь обагрила.

Красным был — белым стал,

Смерть побелила.

И справа, и слева,

И сзади, и прямо,

И красный, и белый:

Страшную реальность того времени она переплавляла в рваные, полные скорби и боли строки: «Взятие Крыма», «Ох, грибок ты мой, грибочек, белый груздь!..» Еще в мае 1917 года, между двумя революциями, Цветаева предвидела, какой будет свобода:

Из строгого, стройного храма Ты вышла на визг площадей…

Свобода! — Прекрасная Дама Маркизов и русских князей.

Свершается страшная спевка,-

Обедня еще впереди!

Свобода! — гулящая девка На шалой солдатской груди!

Эти стихи написаны раньше «Двенадцати» А. Блока, но в по­нимании анархического характера новой свободы оба поэта на­ходят близкие образы.

Разлука с мужем, скорбь о трагической участи Добровольче­ской армии составили основной нерв цикла «Лебединый стан». Символика названия указывает на святость и чистоту офицеров белой армии, воплощавших понятия чести, долга, высокого дос­тоинства. В стихах этого цикла сплавились личные чувства любви к мужу, боли из-за разлуки с ним и гражданский пафос сочувст­вия «белогвардейцам, доблести русской», реквием всему белому движению.

В 1922 году М. Цветаева с дочерью Ариадной уезжает в Бер­лин, затем к мужу в Прагу, где она прожила три года, полюбив Чехию, посвятив ей немало стихов. В пражский период в твор­чество Цветаевой входит социальное начало. В эмиграции были созданы «Поэма Горы», «Поэма Конца», «Поэма Лестницы». С 1925 года Цветаева переезжает во Францию. Здесь была написа­на полная недомолвок и тайн «Поэма Воздуха» — своеобраз­ный философский трактат о посмертных блужданиях духа, реа­лизовался талант Цветаевой-прозаика («Мой Пушкин», «Жи­вое о живом» — о М. Волошине, «Пленный дух» — об А. Белом).

В 1939 году Цветаева с сыном возвращается в Советский Союз, куда годом раньше уехали муж и дочь Возвращение ока­залось началом трагедии: были арестованы Сергей Эфрон и Ариадна. Сама Цветаева жила в очень тяжелых бытовых услови­ях, не было жилья, денег, не был принят к печати сборник стихов. С началом войны Цветаева эвакуируется в Елабугу, где прожила всего 10 дней и 31 августа 1941 года покончила с собой.

Поэзия М. Цветаевой индивидуальна, неповторима. Высокая книжная культура связана в ее творчестве с народно-поэтиче­ским началом. Поэзия Цветаевой органично связана с романти­ческой литературной традицией. Можно сказать, что Цветаева оказалась в русской поэзии последним трагическим романтиком.

Дополнительная литература.

Кудрова И. Версты, дали… Марина Цветаева: 1922-1939. М., 1991.

Орлов Вл. Марина Цветаева. Судьба. Характер. Поэзия. М., 1965.

Павловский А. Куст рябины. Поэзия Марины Цветаевой. Л., 1989.

Разумовская М. Марина Цветаева. Миф и действительность. М., 1994.

Саакянц А. Марина Цветаева: Страницы жизни и творчества (1910-1922). М., 1986.

Швейцер В. Быт и бытие Марины Цветаевой. М., 1992.

Сочинение на тему: Поэтический мир Марины Цветаевой


На этой странице искали:

  • поэтический мир цветаевой
  • поэтический мир марины цветаевой
  • Сочинение на тему Марина Цветаева
  • сочинение на тему цветаева
  • сочинение на тему творчество цветаевой

Марина Ивановна Цветаева (1892 -1941) Марина Ивановна Цветаева - большой поэт, и вклад ее в культуру русского стиха ХХ века значителен. Её наследие велико и трудно обозримо. Среди созданного Цветаевой, кроме лирики - семнадцать поэм, восемь стихотворных драм, автобиографическая, мемуарная, историко-литературная и философскокритическая проза. 2/1/2018 2

Могучая сила духа Ее не впишешь в рамки литературного течения, границы исторического отрезка. Она необычайно своеобразна, трудноохватима и всегда стоит особняком. Одним близка ее ранняя лирика, другим - лирические поэмы; кто-то предпочитает поэмы - сказки с их могучим фольклорным разливом; некоторые являются поклонниками трагедий на античные сюжеты. Однако всё ею написанное объединено пронизывающей каждое слово могучей силой духа. 2/1/2018 3

Марина Цветаева родилась 26 сентября 1892 года в Москве Красною кистью Рябина зажглась. Падали листья, Я родилась. Спорили сотни Колоколов, День был субботний: Иоанн Богослов. Мне и доныне Хочется грызть Жаркой рябины Горькую кисть. 2/1/2018 4

2/1/2018 Рябина навсегда вошла в геральдику ее поэзии. Пылающая и горькая, на излете осени, в преддверии зимы, она стала символом судьбы, тоже переходной и горькой, пылающей творчеством и постоянно 5 грозившей

Отец поэтессы Иван Владимирович Цветаев Профессор Московского университета, известный филолог и искусствовед; стал в дальнейшем директором Румянцевского музея и основателем Музея изящных искусств. 2/1/2018 6

Мать поэтессы Мария Александровна Мейн Мать, Мария Александровна Мейн (по происхождению - из обрусевшей польско-немецкой семьи), была пианисткой, страстно любила стихи и сама их писала. "После такой матери мне осталось только одно: стать поэтом". Мы, как ты, приветствуем закаты, Упиваясь близостью конца. Все, чем в лучший вечер мы богаты, Нам тобою вложено в сердца. 2/1/2018 7

Родные места Марины Цветаевой Детские годы Цветаевой прошли в Москве и в Тарусе (Калужская обл.) (до 10 лет). Родным местам поэтесса посвятила много своих стихов Дом М. Цветаевой. Борисоглебский пер. , Москва. 2/1/2018 9

Дом в Тарусе Высыхали в небе изумрудно Капли звезд и пели петухи. Это было в доме старом, доме чудном… Чудный дом, наш дивный дом в Трехпрудном, Превратившийся теперь в стихи. Дом в Тарусе 2/1/2018 10

Юные годы Цветаевой за границей Из-за болезни матери Марина Цветаева подолгу жила в Италии, Швейцарии и Германии. Начальное образование получила в Москве, в частной женской гимназии; продолжила его в пансионах Лозанны (Швейцария) и Фрайбурга (Германия). После смерти матери от чахотки в 1906 году Марина (14 лет)с сестрой Анастасией остались на попечении отца. 2/1/2018 Лозанна (Швейцария) Германия 11

Первый сборник стихов «Вечерний альбом» (1910 год) Стихи Цветаева начала писать с шести лет (не только по-русски, но и по-французски, понемецки), печататься – с шестнадцати. В 1910 году (18 лет) тайком от семьи выпускает довольно объемный сборник "Вечерний альбом". Его заметили и одобрили такие влиятельные и взыскательные критики, как В. Брюсов, Н. Гумилев, М. Волошин. "Вечерний альбом" - это скрытое посвящение. Она много сказала о себе, о своих чувствах к дорогим ее сердцу людям. 2/1/2018 12

Я жажду сразу всех дорог!. . . Стихи юной Цветаевой были еще очень незрелы, но подкупали своей талантливостью, известным своеобразием, непосредственностью. С детства Марина Цветаева мечтала о яркой, наполненной жизни. Она признается в «Молитве» (1909): Я жажду сразу - всех дорог! Всего хочу: с душой цыгана Идти под песни на разбой, За всех страдать под звук органа И амазонкой мчаться в бой. . . 2/1/2018 13

Второй сборник стихов «Волшебный фонарь» (1912 год) Милый читатель! Смеясь, как ребенок, Весело встреть мой волшебный фонарь. Искренний смех твой, да будет он звонок И безотчетен, как встарь. Все промелькнут в продолжение мига: Рыцарь, и паж, и волшебник, и царь… Прочь размышленья! Ведь женская книга Только волшебный фонарь! Ранние сборники «Вечерний альбом» и «Волшебный фонарь» заявили о Цветаевой, как о самом ярком романтике, устремленном в будущее, жаждущем нового и светлого в мире, который не принимает мира быта, серости и сырости. И эта ее главная черта будет ее особенностью на протяжении всего творчества. 2/1/2018 14

Семейная жизнь Марины Цветаевой В 1911 году Цветаева познакомилась со своим будущим мужем Сергеем Эфроном; в январе 1912 - вышла за него замуж. В этом же году у Марины и Сергея родилась дочь Аля 2/1/2018 Я с вызовом ношу его кольцо! -Да, в Вечности – жена, не на бумаге!– Чрезмерно узкое его лицо Подобно шпаге. Безмолвен рот его, углами вниз. Мучительно-великолепны брови. В его лице трагически слились Две древних крови. Он тонок первой тонкостью ветвей. Его глаза – прекрасно – бесполезны!Под крыльями раскинутых бровей. Две бездны. В его лице я рыцарству верна, всем вам, кто жил и умирал без страху!Такие в роковые имена – Слагают стансы и идут на плаху. 15

Любовная лирика Цветаевой Без темы любви невозможно представить поэзию Марины Цветаевой. Любить – значит жить. Любовь у Цветаевой всегда «поединок роковой» , всегда спор, конфликт и чаще всего – разрыв, она не бывает счастливой: Я глупая, а ты умён, Живой, а я остолбенелая. О вопль женщин всех времён: «Мой милый, что тебе я сделала? » В то же время любовь может быть тиха, трепетна, благоговейна, нежна, стихийна, безоглядна. Стихотворение «Мне нравится, что вы больны не мной» , получившее широкую известность благодаря фильму Ирония судьбы, или С лёгким паром! в исполнении Аллы Пугачёвой, Цветаева посвятила Маврикию Александровичу Минцу, мужу своей сестры Анастасии. 2/1/2018 16

Любовная лирика Цветаевой Вряд ли найдется человек, который не слышал бы этих удивительных строк. Как свежо и современно звучат эти стихи, а ведь написаны они в 1915 году Мне нравится, что Вы больны не мной, Мне нравится, что я больна не Вами, Что никогда тяжелый шар земной Не уплывет под нашими ногами. Мне нравится, что можно быть смешной Распущенной - и не играть словами, И не краснеть удушливой волной, Слегка соприкоснувшись рукавами… …Спасибо Вам и сердцем и рукой За то, что Вы меня - не зная сами! Так любите: за мой ночной покой, За редкость встреч закатными часами, За наши не-гулянья под луной, За солнце не у нас над головами, За то, что Вы больны - увы! - не мной, За то, что я больна - увы! - не Вами. Главная героиня х/ф «Ирония судьбы или С лёгким паром» Барбара Брыльска 2/1/2018 3 мая 1915 17

Октябрьская революция 1917 года В 1914 году произошла Первая Мировая война. А в 1917 году Октябрьская революция в России, которую Цветаева не приняла и не поняла, представила ее лишь как восстание «сатанинских сил» . 2/1/2018 18

Гражданская война (1818 -1820) Годы Гражданской войны (19181920) оказались для Цветаевой очень тяжелыми. Сергей Эфрон служил в рядах Белой армии. Марина жила в Москве, в Борисоглебском переулке. В эти годы появился цикл стихов «Лебединый стан» . Россия, Москва, юнкера, убитые в Нижнем Новгороде, Корнилов, белогвардейцы – вот образы этого сборника. Революция и Гражданская война с болью прошли сквозь сердце Цветаевой. Пришло понимание, как прозрение: больно всем – и белым, и красным: 2/1/2018 Белым был – красным стал: кровь обагрила. Красным был – белым стал: смерть победила. 19

Трагические моменты в жизни Цветаевой Привычная и понятная жизнь была разрушена, и Цветаева осталась одна, с двумя маленькими дочерьми и должна была выживать. Но самое страшное – смерть от голода двухлетней дочери Ирины – тоже отразилось в стихах. Это исповедь матери, которая не смогла спасти двух дочерей и спасла одну! 2/1/2018 Две руки, легко опущенные На младенческую голову! Были – по одной на каждую – Две головки мне дарованы. Две руки ласкать, разглаживать Нежные головки пышные. Две руки – и вот одна из них За ночь оказалась лишняя. А в 1921 году уходят из жизни поэты цветаевского поколения: 2 августа арестован и вскоре расстрелян Николай Гумилев, 7 августа умер Александр Блок. Москва кажется Цветаевой «чудовищной»: «Общий закон жизни -беспощадность. Никому ни до кого нет дела» . 20

Марина Цветаева в эмиграции (1922 -1939) Марина Цветаева, не сумевшая ужиться Тоска по Родине! Давно в послереволюционной действительности, в 1922 году с дочерью Разоблаченная морока! Ариадной была вынуждена Мне совершенно все равно эмигрировать за границу, к мужу Сергею Где совершенно одинокой Эфрону, который, пережив разгром Быть, по каким камням Деникина, будучи белым офицером, теперь стал студентом Пражского домой университета. Цветаева с дочерью жила Брести с кошелкою в Берлине, затем в Чехии. базарной… В 1925 году после рождения сына Георгия семья перебралась в Париж. Однако все долгие годы эмиграции (17 лет) Цветаева носила в своей душе дорогой образ родной страны, надеясь на возвращение. 2/1/2018 – 21

Любимая Москва Цветаевой М. Цветаева страстно любила свою Москву и посвятила ей много своих стихов: Царю Петру, и вам, о царь, хвала! Но выше вас, цари: колокола. Пока они гремят из синевы – Неоспоримо первенство Москвы. И целых сороков церквей Смеются над гордынею царей! 2/1/2018 22

Возвращение в СССР (1939 -1941) В 1939 году Цветаева вернулась в В августе Цветаева с сыном СССР вслед за мужем и дочерью. По уехала на пароходе в городок приезде жила на даче НКВД в Елабугу на Каме. Но ни там, ни в Болшево (ныне Музей-квартира М. Чистополе, где жили семьи И. Цветаевой в Болшево). 27 августа писателей, для неё не было была арестована дочь Ариадна, 10 работы, даже самой чёрной, - ни октября - Эфрон. Для Цветаевой домработницей, ни судомойкой. наступила тяжелая пора: неизвестность о близких, стоянье с передачами в тюремных очередях, болезни Мура (сына, Георгия), скитания по чужим углам Москвы. В этот период Цветаева практически не писала стихов, занимаясь переводами. Настала Великая Отечественная война. 2/1/2018 23

Мысли о самоубийстве Марина Ивановна приходит к мысли, что Мур с ней пропадёт - не прокормить; уже не раз она задумывается о самоубийстве - «год примеряет смерть» , считая, что осиротевшему сыну люди помогут. «Смерть страшна только телу. Душа её не мыслит. Поэтому, в самоубийстве, тело - единственный герой» , - рассуждает Цветаева. - «Героизм души - жить, героизм тела - умереть» . 2/1/2018 24

Последние годы жизни Цветаевой 31 августа 1941 года, в отсутствие сына и хозяев, она повесилась, оставив записку сыну: «Мурлыга! Прости меня, но дальше было бы хуже. Я тяжело больна, это уже не я. Люблю тебя безумно. Пойми, что я больше не могла жить. Передай папе и Але - если увидишь - что любила их до последней минуты и объясни, что попала в тупик» . Так трагически завершился жизненный путь Марины Цветаевой. Но жизнь ее поэзии имеет свое продолжение. Стихи и проза живут в нашем сознании как замечательное явление поэтического духа Цветаевой. Потому что это прекрасная поэзия, рожденная истинным талантом и вдохновением. 2/1/2018 25

Могила Цветаевой Марина Цветаева похоронена 2 сентября 1941 года на Петропавловском кладбище в г. Елабуге. Точное расположение её могилы неизвестно. На высоком берегу Оки, в её любимом городе Таруса согласно воле Цветаевой установлен камень с надписью «Здесь хотела бы лежать Марина Цветаева» . 2/1/2018 26

Прощение Хотя отпевание самоубийц в русском православии запрещено, в 1990 году патриарх Алексий II дал благословение на отпевание Цветаевой. На вопрос: «Что позволило сделать исключение для Цветаевой? » - патриарх ответил: «Любовь народная» Отпевание состоялось в день пятидесятилетия кончины Марины Цветаевой в московском храме Вознесения Господня у Никитских ворот 2/1/2018 27

Дочь Марины Цветаевой Ариадна Эфрон (1912 -1975) "Мой тайный советник – дочь» Марина Цветаева Ариадна Сергеевна Эфрон- переводчица прозы и поэзии, мемуарист, художница, искусствовед, поэтесса (оригинальные стихи, кроме написанных в детстве, при жизни не печатались). Была арестована (за шпионаж) в 1939 году и осуждена на 15 лет. Реабилитирована в 1955 году. По возвращении в Москву была хранительницей архива матери, оставила воспоминания в журналах и занималась переводами. Писала оригинальные стихи, опубликованные только в 1990 -е годы. Детей у Ариадны Эфрон и её брата Георгия не было, поэтому прямых потомков М. Цветаевой нет. Эфрон Сергей Яковлевич, отец Ариадны, был расстрелян в августе 1941 года. Брат Георгий (Мур) погиб от ранений в Великой Отечественной войне. 2/1/2018 28

Душевные романсы «И главное – я ведь знаю, как меня будут любить… через сто лет» Марина Цветаева. Стихи Марины Цветаевой мелодичны, задушевны и чарующи, к ним постоянно обращаются композиторы, и тогда они превращаются в удивительные по красоте романсы. 2/1/2018 29

Трагедия мироощущения человека, живущего, по словам О. Мандельштама, в «огромное жестоковыйное столетие» Бунтарь по натуре, сильная личность, Цветаева трудно сходилась с людьми. Но умела отличить истинное, подлинное от лживого, искусственного. 2/1/2018 . . . О, черная гора, Затмившая весь свет! Пора-пора Творцу вернуть билет. Отказываюсь - быть. В бедламе нелюдей Отказываюсь - жить. С волками площадей Отказываюсь - выть. С акулами равнин Отказываюсь плыть Вниз - по теченью спин. Не надо мне ни дыр Ушных, ни вещих глаз. На твой безумный мир Ответ один - отказ 30

Поэты-современники Марины Цветаевой … Уж сколько их упало в эту бездну, Разверстую в дали Настанет день - когда и я исчезну С поверхности земли Застынет все, что пело и боролось Сияло и рвалось И зелень глаз моих И нежный голос И золото волос … Н. Гумилёв М. Волошин М. Цветаева 2/1/2018 В. Маяковский 31

Поэты-современники Марины Цветаевой А. Блок К. Бальмонт 2/1/2018 Б. Пастернак В. Брюсов А. Ахматова О. Мандельштам 32

Александр Блок и Марина Цветаева Блок в жизни Цветаевой был единственным поэтом, которого она чтила не как собрата по «старинному ремеслу» , а как божество от поэзии, и которому, как божеству, поклонялась. 2/1/2018 Имя твое – птица в руке, Имя твое – льдинка на языке. Одно – единственное движенье губ. Имя твое – пять букв. Мячик, пойманный на лету, Серебряный бубенец во рту… «Стихи к Блоку» 33

Анна Ахматова и Марина Цветаева В утренний сонный час, Кажется, в четверть пятого, Я полюбила Вас, Анна Ахматова. 2/1/2018 34

Борис Пастернак и Марина Цветаева Марина! Что сделать мне тебе в угоду? Дай как-нибудь об этом весть. В молчаньи твоего ухода Упрек невысказанный есть. Б. Пастернак 2/1/2018 35

Какой была Марина? Небольшого роста со строгой и стройной осанкой. Золотисто – каштановые волосы, бледное лицо, глаза… зеленые, цвета винограда. Привычные к степям глаза, Привычные к слезам глаза Зеленые – солёные – Крестьянские глаза. « Глаза» Черты лица и его контуры были очень точными и четкими. Ее голос был высоким, звонким и гибким. Стихи читала охотно, по первой просьбе, или предлагала сама: «Хотите я вам прочту стихи? » 2/1/2018 38

Поэтический дар Цветаевой М. Цветаева хорошо знала себе цену как поэту, она догадывалась о своем таланте. Творческое кредо М. Цветаевой: «Единственный справочник: собственный слух и, если уж очень нужно (?) - теория словесности Саводника: драма, трагедия, поэма, сатира» . «Единственный учитель: собственный труд» . «И единственный судья: будущее» . 2/1/2018 Моим стихам, написанным так рано, Что и не знала я, что я - поэт, Сорвавшимся, как брызги из фонтана, Как искры из ракет, Ворвавшимся, как маленькие черти, В святилище, где сон и фимиам, Моим стихам о юности и смерти, Нечитанным стихам! Разбросанным в пыли по магазинам, Где их никто не брал и не берет, Моим стихам, как драгоценным винам, Настанет свой черед. Коктебель, 13 мая 1913 39

Отличительные черты поэзии Цветаевой Лиричность и музыкальность стиха; Прозрачность мысли и чувства; Пафос жизни и любви; Самоотречение, благородство чувств; Тонкий психологизм; Умиротворенность, спокойствие; Резкая экспрессия стихотворной речи Молниеносные темпы. Легкая игра со словом. Затаенная страсть и энергия. Скупость стихотворной речи, её афористичность. Возникновение неукротимого женского характера. 2/1/2018 40

Я с каждой волной - воскресаю! Кто создан из камня, кто создан из глины, А я серебрюсь и сверкаю! Мне дело – измена, мне имя – Марина, Я – бренная пена морская. Кто создан из глины, кто создан из плоти – Тем гроб и надгробные плиты… -В купели морской крещена – и в полёте Своем – непрестанно разбита! Сквозь каждое слово, Сквозь каждые сети Пробьется мое своеволье. Меня – видишь кудри беспутные эти? Земною не сделаешь солью. Дробясь о гранитные ваши колена, Я с каждой волной – воскресаю! Да здравствует пена – весёлая пена – Высокая пена морская! 2/1/2018 41

Тема: Поэтический мир Марины Цветаевой.

Эпиграф на доске:

Моим стихом,
Как драгоценным винам,
Настанет свой черед.

М. Цветаева, 1913

ХОД УРОКА

I. Введение. Вступительное слово учителя .

Марина Цветаева вступила в литературу на рубеже веков, в тревожное и смутное время. Как многим поэтам ее поколения, ей присуще ощущение трагизма мира. Конфликт со временем для нее оказался неизбежным. Жила она по принципу: быть только самой собой. Но поэзия Цветаевой противостоит не времени, не миру, а живущей в ней пошлости, серости, мелочности. Поэт – защитник, глашатай миллионов обездоленных:

Если душа родилась крылатой,
Что ей хоромы – и что ей хаты!
Что Чингиз-хан ей и что – Орда!
Два на миру у меня врага,
Два близнеца неразрывно – слитых:
Голод голодных – и сытость сытых!

Цветаевой суждено было стать летописцем своей эпохи. Почти не затронув трагической истории ХХ века в своем творчестве, она раскрыла трагедию мироощущения человека - современника. Лирическая героиня ее доносит до нас размышления и переживания поэта, открывает духовный мир Цветаевой.

В первых же стихотворениях поэта обозначились основные темы всего последующего творчества: любовная («Ты запрокидываешь голову…»), философская («Идешь, на меня похожий…»), тема родной земли (цикл «Стихи о Москве»), а также тема поэта и поэзии («Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку», Цикл «Ахматовой»), традиционная для русской классической литературы.

II. Коллективный анализ стихотворения:

Кто создан из камня, кто создан из глины, -
А я серебрюсь и сверкаю!
Мне дело – измена, мне имя – Марина,
Я - бренная пена морская.

Кто создан из глины, кто создан из плоти –
Тем гроб и надгробные плиты…
- В купели морской крещена – и в полете
Своем – непременно разбита!

Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети
Пробьется мое своеволье.
Меня – видишь кудри беспутные эти? –
Земной не соделаешь солью.

Дробясь о гранитные ваши колена,
Я с каждой волной – воскресаю!
Да здравствует пена – веселая пена –
Высокая пена морская!

Имя дается человеку при рождении и нередко определяет всю жизнь. Что значит имя Марина? (Морская)

Чтение стихотворения

Кто герои этого стихотворения? (Это Марина и те, “кто создан из глины”, т.е. обыкновенные смертные люди. Уже одно это противопоставление заставляет задуматься над особенностями Марины.)

Задание для класса. Выписать в два столбика слова, относящиеся к этим героям. (Таблица в тетрадях и на доске.)

Обыкновенные люди

камень, глина

серебрюсь, сверкаю, пена, измена

глина, плоть, надгробие, гроб, плиты

крещена, в полете, разбита

сердце, сети, земная соль

своеволие, беспутные кудри (свободн.)

гранитные колена

воскресаю, пена

Какое слово главное в первой строфе? (Измена)

Какие антонимичные слова есть во второй строфе? (Гроб – крещена)

Почему героиня со своими беспутными кудрями не хочет стать “земной солью” (“народная слава”)? (Она не хочет лишиться свободы, стать героем; не хочет засорять берег, как это делает соленая вода.)

Что означает слово “воскресаю”? Какому слову оно близко? (Крещена, и противостоит “граниту”.)

Вывод: Марина – всякая, поэтому ей “дело – измена”, потому она разбивается - воскресает. В этом ее душа.

3. Уже в шестилетнем возрасте Марина Цветаева начала писать стихи, притом не только по-русски, но и по-немецки, по-французски. Если судить по содержанию ранней поэзии, стихи были ограничены кругом домашних, семейных впечатлений.

Предчувствуя сложную судьбу своих произведений, М. Цветаева написала стихотворение «Моим стихам, написанным так рано…». Стихотворение написано в 1913 г. Таким образом, оно принадлежит к ранней лирике М.И. Цветаевой. Стихотворение является поэтическим завещанием, пророчеством, которое сбылось и не могло не сбыться. Как Марина Цветаева характеризует свой поэтический язык? К каким сравнениям она прибегает?

(стихи для нее то «как брызги из фонтана», то «как искры из ракет», то «как маленькие черти»)

Какая судьба у ее творений? А какую судьбу она предрекает своим стихам? (предчувствуя сложную судьбу своих творений, «нечитанным стихам», «разбросанным в пыли по магазинам (Где их никто не брал и не берет!)», Марина Цветаева выступает в роли поэта-пророка и предсказывает:

Моим стихам, как драгоценным винам,

Настанет свой черед.

А теперь обратимся к безудержной и страстной "Молитве", написанной поэтессой в день семнадцатилетия, 26 сентября 1909 года:

Христос и Бог! Я жажду чуда

Теперь, сейчас, в начале дня!

О, дай мне умереть, покуда

Вся жизнь как книга для меня.

Ты мудрый, ты не скажешь строго:

"Терпи, еще не кончен срок".

Ты сам мне подал - слишком много!

Я жажду сразу - всех дорог!

Люблю и крест, и шелк, и каски,

Моя душа мгновений след…

Ты дал мне детство - лучше сказки

И дай мне смерть - в семнадцать лет!

Действительно ли в 17 лет поэт мечтает о смерти? Или что-то другое (другие мечты, желания) звучит в стих-ии? (Нет, она вовсе не хотела умереть в тот момент, когда писала эти строки; они - лишь поэтический прием. Марина Цветаева была очень жизнестойким человеком. В стихотворении "Молитва" звучит скрытое обещание жить и творить: "Я жажду… всех дорог!").

4. Тема предназначения поэта и поэзии в лирике Цветаевой.

Марина Цветаева по-особому определяет своеобразие лирического героя. Она считает, что каждое поэтическое стихотворение – отражение собственной жизни, индивидуального взгляда на мир, поэтому в ее стихах так много перекличек со своей судьбой. При этом в ее лирике раскрываются различные грани человеческой души.

Поэт – это тот, кто знает многое из «того, что не знают они». Отсюда основной поэтический прием цветаевской поэзии – прием контраста. Поэт противопоставлен черни, толпе. Обратимся к стихотворению «Вы, идущие мимо меня…»

Вы, идущие мимо меня

К не моим и сомнительным чарам, -

Если б знали вы, сколько огня,

Сколько жизни, растраченной даром,

И какой героический пыл

На случайную тень и на шорох…

И как сердце мне испепелил

Этот даром истраченный порох!

О летящие в ночь поезда,

Уносящие сон на вокзале…

Впрочем, знаю я, что и тогда

Не узнали бы вы - если б знали -

Почему мои речи резки

В вечном дыме моей папиросы, -

Сколько темной и грозной тоски

В голове моей светловолосой.

Какие эпитеты в этом стих-ии характеризуют весь мир, всех людей? А какие лирическую героиню?

(- Эпитеты «темный», «грозный», «сомнительные чары» характеризуют в этом стихотворении весь мир, всех людей,

Лирическая героиня, наоборот, как и сама поэзия, является носителем светлого начала, отсюда и характерный эпитет – «светловолосая»).

На протяжении всей жизни огромное количество людей окружало Марину. Они были совершенно разными и по-разному раскрывали ее поэтический и человеческий талант. Слагаемые ею стихи группируются в циклы, один из которых посвящен А. Блоку . Это страстный монолог влюбленности, хотя видела Цветаева поэта издали лишь, не обменялась ни единым словом. Для нее Блок – символический образ Поэзии.

Имя твое – птица в руке,

Имя твое – льдинка на языке.

…………………………………………….

5. Зверю – берлога,
Страннику – дорога,
Мертвому – дроги,
Каждому свое.
Женщине – лукавить,
Царю – править,
Мне – славить
Имя твое.

Как вы поняли эти стихи? (Основное назначение у Цветаевой – славить Блока. Цветаева считала Александра Блока – мастером поэтического слога, поэтому свою задачу как поэта видела в следующем:

Мне – славить

Имя твое)

Только истинный поэт понимает родственную душу.

Литературным кумиром М.И. Цветаевой был А.С. Пушкин. У нее даже есть прозаическое произведение под названием «Мой Пушкин», свидетельствующее о глубоко личностном восприятии ею пушкинского творчества.

6. Трепетные отношения на протяжении всей жизни связывали М.Цветаеву с Б.Пастернаком, разлуку с которым она тяжело переживала:

Рас-стояние: версты, мили…

Нас рас-ставили, рас-садили,

Чтобы тихо себя вели

По двум разным концам земли.

Рас-стояние: версты, дали…

Нас расклеили, распаяли,

В две руки развели, распяв,

И не знали, что это - сплав

Вдохновений и сухожилий…

Не рассорили - рассорили,

Расслоили…

Стена да ров.

Расселили нас как орлов-

Заговорщиков: версты, дали…

Не расстроили - растеряли.

По трущобам земных широт

Рассовали нас как сирот.

Который уж, ну который - март?!

Разбили нас - как колоду карт!

О чем это стих- ие? Почему Цветаева использует глаголы, которые можно применить только по отношению к неодушевленным предметам? Как вы понимаете последние строки: Который уж, ну который- март? (можно понять так- которую уж весну мы тут сидим – в эмиграции. Или март- это месяц заплпнированной встречи)

Для Цветаевой поэтическое искусство было “ежедневным трудом”, святым, единственным ремеслом: “Я не верю стихам, которые льются. Рвутся – да”. Смелое, порывистое дробление фразы на отдельные смысловые куски ради почти телеграфной сжатости. Порывистый и прерывистый характер речи необычен уже потому, что он отражает душевное состояние поэта. Найдите такое дробление, отражающее душевное состояние героя в стихот- ии.

7. Анализ стих-я «Поэт». Перечитайте начальные строки стих-я. В каких значениях употребляется в них слово заводит? Почему говоря о творческом пути поэта, Цветаева сравнивает «поэтов путь» с движением комет?

Поэт - издалека заводит речь.
Поэта - далеко заводит речь.

Планетами, приметами... окольных
Притч рытвинами... Между да и нет
Он - даже размахнувшись с колокольни -
Крюк выморочит... Ибо путь комет -

Поэтов путь. Развеянные звенья
Причинности - вот связь его! Кверх лбом -
Отчаетесь! Поэтовы затменья
Не предугаданы календарем.

Он тот, кто смешивает карты,
Обманывает вес и счет,
Он тот, кто спрашивает с парты,
Кто Канта наголову бьет,

Кто в каменном гробу Бастилий -
Как дерево в своей красе.
Тот, чьи следы - всегда простыли,
Тот поезд, на который все

Опаздывают...
- ибо путь комет -

Поэтов путь: жжя, а не согревая,
Рвя, а не взращивая - взрыв и взлом -
Твоя стезя, гривастая кривая,
Не предугадана календарем! 1923г.

8. Что касается революции 1917 года, то ее понимание было сложным, противоречивым

Октябрьскую революцию Марина Цветаева не приняла и не поняла. Казалось бы, именно она с бунтарской натурой своего человеческого и поэтического характера могла обрести в революции источник творческого воодушевления. Пусть она не сумела бы понять правильно революцию, ее цели и задачи, но она должна была ощутить ее как могучую и безграничную стихию. Кровь, проливаемая в гражданской войне, отталкивала Цветаеву от революции:

"Белый был - красным стал:

Кровь обагрила.

Красным был - белый стал:

Смерть победила".

Это был плач, крик души поэтессы.

Из воспоминаний о Цветаевой: « В Праге она производила впечатление человека… не видящего себя, не знающего своих жизненных возможностей…» Тоска по России проявляется в таких лирических стихотворениях как "Рассвет на рельсах", "Лучина", "Русской ржи от меня поклон… , "О неподатливый язык…

Тоска по родине! Давно

Разоблаченная морока!

Мне совершенно все равно -

Где совершенно одинокой

Быть, по каким камням домой

Брести с кошелкою базарной

В дом, и не знающий, что - мой,

Как госпиталь или казарма.

Мне все равно, каких среди

Лиц ощетиниваться пленным

Львом, из какой людской среды

Быть вытесненной - непременно -

В себя, в единоличье чувств.

Камчатским медведем без льдины

Где не ужиться (и не тщусь!),

Где унижаться - мне едино.

Не обольщусь и языком

Родным, его призывом млечным.

Мне безразлично - на каком

Непонимаемой быть встречным!

(Читателем, газетных тонн

Глотателем, доильцем сплетен…)

Двадцатого столетья - он,

А я - до всякого столетья!

Остолбеневши, как бревно,

Оставшееся от аллеи,

Мне всё - равны, мне всё - равно,

И, может быть, всего равнее -

Роднее бывшее - всего.

Все признаки с меня, все меты,

Все даты - как рукой сняло:

Душа, родившаяся - где-то.

Так край меня не уберег

Мой, что и самый зоркий сыщик

Вдоль всей души, всей - поперек!

Родимого пятна не сыщет!

Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,

И все - равно, и все - едино.

Но если по дороге - куст

Встает, особенно - рябина…

Назовите однокоренные слова со словом «родной». Цветаева противопоставляет к4онтекстуальные антонимы: родина- госпиталь или палата, родной язык- безразлично на каком непонимаемой быть, . Какая причина побудила поэта многократно их употребить? (сердце болит от удаленности от всего родного, именно поэтому так горячо доказывается нелюбовь. И куст рябины вызыает трепет сердца, изболевшегося в вынужденной бездомности).

9. Тема любви. Поэзию Марины Цветаевой невозможно представить без темы любви: “Любить – знать, любить – мочь, любить – платить по счету”. Вся поэзия ее - исповедь! Об интимности, исповедальности стихов Марины Цветаевой писал в 1910 году и В. Брюсов: "Когда читаешь ее книги, минутами становится неловко, словно заглянул нескромно через полузакрытое окно в чужую квартиру... Появляются уже не поэтические создания, но просто страницы чужого дневника". Лирическая героиня Цветаевой полностью отражает чувства и переживания самой Марины. Прочитайте стихотворения о любви. В чем вы видите особенность чувства любви у лирической героини ЦветаевойЛюбовь у Цветаевой всегда “поединок роковой”, всегда спор, конфликт и чаще – разрыв. Что можно сказать о лирической героине Цветаевой? (Женщина гордая, сильная, решительная, любящая, верная, своевольная. Она способна на дружбу и любовь.)

Заключительное слово.

Марина Цветаева оставила значительное творческое наследие: книги лирических стихов, семнадцать поэм, восемь стихотворных драм, автобиографическую, мемуарную и историко-литературную прозу, письма, дневниковые записи. Любое ее произведение подчинено правде сердца. Ее стихи мелодичны, задушевны, чарующи, поэтому к ним обращаются композиторы и появляются прекрасные песни.

Моим стихам
Как драгоценным винам,
Настанет свой черед.

Цели:

  1. Познакомить учащихся с основными вехами жизни, темами и мотивами лирики; показать исключительность чувств лирической героини в поэзии М. Цветаевой.
  2. Помочь разобраться в особенностях поэтического текста.
  3. Создать атмосферу “погружения” в творчество мастера.

Методические приемы: рассказ учителя, эвристическая беседа, коллективный анализ поэтического произведения, комментарии, предварительная домашняя подготовка, использование межпредметных связей.

Оборудование: портрет М. И. Цветаевой, мультимедийное оборудование, литературоведческий словарь (тога – мужская одежда у граждан Древнего Рима, полотнище, перекидываемое через левое плечо; схима – в православии; монашеский обед вести особо суровый, аскетический образ жизни; брань – война, битва), эпиграф, тексты стихотворений, книги.

Эпиграф на доске:

Моим стихом,
Как драгоценным винам,
Настанет свой черед.

М. Цветаева, 1913

ХОД УРОКА

I. Введение. Вступительное слово учителя.

Марина Цветаева вступила в литературу на рубеже веков, в тревожное и смутное время. Как многим поэтам ее поколения, ей присуще ощущение трагизма мира. Конфликт со временем для нее оказался неизбежным. Жила она по принципу: быть только самой собой. Но поэзия Цветаевой противостоит не времени, не миру, а живущей в ней пошлости, серости, мелочности. Поэт – защитник, глашатай миллионов обездоленных:

Если душа родилась крылатой,
Что ей хоромы – и что ей хаты!
Что Чингиз-хан ей и что – Орда!
Два на миру у меня врага,
Два близнеца неразрывно – слитых:
Голод голодных – и сытость сытых!

Цветаевой суждено было стать летописцем своей эпохи. Почти не затронув трагической истории ХХ века в своем творчестве, она раскрыла трагедию мироощущения человека современника. Лирическая героиня ее поэзии дорожит каждым мигом, каждым переживанием, каждым впечатлением.

В образе лирического героя раскрывается личность поэта. Лирический герой близок к лирическому “Я”. Он доносит до нас размышления и переживания поэта-художника, открывает духовный мир Цветаевой.

II. Коллективный анализ стихотворения:

Кто создан из камня, кто создан из глины, -
А я серебрюсь и сверкаю!
Мне дело – измена, мне имя – Марина,
Я - бренная пена морская.
Кто создан из глины, кто создан из плоти –
Тем гроб и надгробные плиты…
- В купели морской крещена – и в полете
Своем – непременно разбита!
Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети
Пробьется мое своеволье.
Меня – видишь кудри беспутные эти? –
Земной не соделаешь солью.
Дробясь о гранитные ваши колена,
Я с каждой волной – воскресаю!
Да здравствует пена – веселая пена –
Высокая пена морская!

Имя дается человеку при рождении и нередко определяет всю жизнь. Что значит имя Марина? (Морская)

1. Чтение стихотворения наизусть (индивидуальное задание). Все следят по тексту.

2. Кто герои этого стихотворения? (Это Марина и те, “кто создан из глины”, т.е. обыкновенные смертные люди. Уже одно это противопоставление заставляет задуматься над особенностями Марины.)

3. Задание для класса. Выписать в два столбика слова, относящиеся к этим героям. (Таблица в тетрадях и на доске.)

  1. Какое слово главное в первой строфе? (Измена)
  2. Какие антонимичные слова есть во второй строфе? (Гроб – крещена)
  3. Почему героиня со своими беспутными кудрями не хочет стать “земной солью” (“народная слава”)? (Она не хочет лишиться свободы, стать героем; не хочет засорять берег, как это делает соленая вода.)
  4. Что означает слово “воскресаю”? Какому слову оно близко? (Крещена, и противостоит “граниту”.)

Вывод: Марина – всякая, поэтому ей “дело – измена”, потому она разбивается - воскресает. В этом ее душа.

III. Вехи жизни.

a) Чтение стихотворения “Красною кистью...” (индивидуальное задание).

Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья.
Я родилась.
Спорили сотни
Колоколов,
День был субботний:
Иоанн Богослов.
Мне и доныне
Хочется грызть
Жаркой рябины
Горькую кисть.

б) Что автобиографичного в этом стихотворении? Символом чего стала рябина в судьбе Цветаевой? (В период листопада, когда зреет рябина, родилась Марина. В это время звонили колокола. Наступал праздник Иоанна Богослова (один из 12-и апостолов, любимый ученик Христа.) Жизнь Марины Ивановны горька, как рябина.)

2. Семья Цветаевых жила в уютном особняке одного из старинных московских переулков; лето проводила в живописных местах Подмосковья, в калужском городке Таруса. Отец Марины был известным профессором, филологом, искусствоведом, мать, талантливая пианистка, открывшая перед детьми (Андрей, Ася, Марина) чудесный мир природы и давшая в руки лучшие в мире книги, произошла из польско-немецкой обрусевшей семьи.

Чтение наизусть стихотворения “Книги в красном переплете”. (Индивидуальное задание )

Что дорого героине в ее детских воспоминаниях? Почему книги – “неизменившие друзья”?

3. Уже в шестилетнем возрасте Марина Цветаева начала писать стихи, притом не только по-русски, но и по-немецки, по-французски. А когда ей исполнилось 18 лет, выпустила на личные деньги сборник “Вечерний альбом” (1910). Если судить по содержанию, стихи были ограничены кругом узкодомашних, семейных впечатлений.

Стихотворение “Домики старой Москвы” (Индивидуальное задание )

Какое настроение у лирической героини, чем оно вызвано? (Грустное, потому что исчезает старая Москва, часть культуры древнего города.)

Москва в ранних сборниках – воплощение гармонии, символ минувшего. Здесь и восхищение столицей, и любовью, и нежность к ней, ощущение Москвы как святыни Отечества. Мотив святости, праведности звучит в большинстве стихотворений цикла 1916 г. “Стихи о Москве”. Он связан с образом странников-слепцов, бредущих “Калужскою дорогой”, с образом лирической героини:

Надену крест серебряный на грудь,
Перекрещусь и тихо тронусь в путь
По старой по дороге по Калужской.
Чье творчество напоминают эти мотивы?

(А. Н. Некрасова.)

4. На протяжении всей жизни огромное количество людей окружало Марину. Они были совершенно разными и по-разному раскрывали ее поэтический и человеческий талант. Слагаемые ею стихи группируются в циклы, один из которых посвящен А. Блоку. Это страстный монолог влюбленности, хотя видела Цветаева поэта издали лишь, не обменялась ни единым словом. Для нее Блок – символический образ Поэзии.

Слушаем “Стихи к Блоку”.

Зверю – берлога,
Страннику – дорога,
Мертвому – дроги,
Каждому свое.
Женщине – лукавить,
Царю – править,
Мне – славить
Имя твое.

Как вы поняли эти стихи? (Основное назначение у Цветаевой – славить Блока.)

5. А. Пушкин ввел девочку в незнакомый мир чувств, мир “тайный, скрываемый взрослыми”. Поэма “Цыганы” положила начало восприятию такой стихии, как Любовь, а “Евгений Онегин” дал уроки “смелости, гордости, верности, судьбы, одиночества”. У нее был “свой” Пушкин. Сказав “мой”, Цветаева определила свое отношение к поэту:

Пушкин – тога, Пушкин - схима,
Пушкин – мера, Пушкин – грань...
Пушкин, Пушкин, Пушкин – имя
Благодарное – как брань.

6. Для Цветаевой поэтическое искусство было “ежедневным трудом”, святым, единственным ремеслом: “Я не верю стихам, которые льются. Рвутся – да”. Смелое, порывистое дробление фразы на отдельные смысловые куски ради почти телеграфной сжатости. Порывистый и прерывистый характер речи необычен уже потому, что он отражает душевное состояние поэта со стремительной непосредственностью переживаемой минуты. Широк диапазон её поэзии: от народных русских сказок – поэм до интимнейшей психологической лирики. Постоянная, неустанная работа, переделка, шлифовка написанного.

Так же относилась к поэтическому труду и Ахматова.

Отрывок из стихотворения “Ахматовой”:

Мы коронованы тем, что одну с тобой
Мы землю топчем, что небо над нами – то же!
И тот, кто ранен смертельной твоей судьбой,
Уже бессмертным на смертное сходит ложе.

В певучем граде моём купола горят.
И Спаса светлого славит слепец бродячий.
И я дарю тебе свой колокольный град,
Ахматова! – сердце своё в придачу.

В чем сходство двух поэтов? (Живут на одной земле, они современницы.)

Как относится лирическая героиня к Ахматовой? (Уважает, ценит, преклоняется перед талантом, дарит ей свой город – Москву.)

Для Цветаевой типично обращаться на “ты”, своевольно все подчиняя своей мечте. А ведь личное общение у них произошло уже в 1941 г., когда поэтессы проговорили наедине много времени.

7. Поэзию Марины Цветаевой невозможно представить без темы любви: “Любить – знать, любить – мочь, любить – платить по счету”. Любовь у Цветаевой всегда “поединок роковой”, всегда спор, конфликт и чаще – разрыв. Невероятная откровенность, открытость – неповторимые черты лирики поэтессы. Героиня убеждена, что чувствам подвластны и время, и расстояния:

Нежней и бесповоротней
Никто не глядел нам вслед...
Целую вас – через сотни
Разъединяющих лет.

Исполнение песни на стихи М. Цветаевой “Мне нравится, что Вы больны не мной...”

Какие отношения между героями стихотворения?

Могут ли они стать возлюбленными? (Нет, стихотворение посвящено будущему мужу сестры Анастасии М. Минцу).

8. Цветаева посвящала стихи близким людям: друзьям – поэтам, бабушке, мужу, Сергею Яковлевичу Эфрону, детям, дочери Але и сыну Георгию.

Стихотворение “Аля” (отрывок)

Не знаю, где ты и где я.
Те же песни и те же заботы.
Такие с тобою друзья!
Такие с тобою сироты.
И так хорошо нам вдвоем –
Бездомным, бессонным и сирым...
Две птицы: чуть встали – поем,
Две странницы: кормимся миром.

О ком стихотворение? (О матери и дочери) Какие отношения между героинями? (Они помогают друг другу и поддерживают.)

Как складывается их судьба? (Нет дома, они странницы, сироты.)

Сын Марины Цветаевой и Сергея Эфрона родился в эмиграции, где с остатками Добровольческой Белой армии оказался муж, а в 1922 году уехала за границу и Марина. Жизнь в эмиграции складывалась трудно. Эмигрантским журналам не нравились честные, неподкупные стихи Цветаевой. “Мой читатель остался в России, куда мои стихи... не доходят,” - сожалела она.

Отрывок “Стихи к сыну” (1932).

Ни к городу и ни к селу –
Езжай, мой сын, в свою страну, -
В край – всем краям наоборот!
Куда назад идти – вперед
Идти, - особенно – тебе,
Руси не видавшее
Дитя мое... Мое?
Ее – Дитя!

Какое пожелание высказывает поэтесса?(Хочет, чтобы сын жил на русской земле, сожалеет что он не видел России, но он ее сын.)

9. В 1939 году М. Цветаева вернулась на родину.

Нет друзей рядом, нет жилья, работы, нет семьи (нет в живых мужа, неизвестна судьба Ариадны, отчуждение с сыном). Под гнетом личных несчастий, в одиночестве, в состоянии душевной депрессии, в начале Великой Отечественной войны, 31 августа 1941 г. Марина Цветаева покончила с собой.

Стихотворение: “ Знаю, умру на заре! На которой из двух….”

Знаю, умру на заре! На которой из двух,
Вместе с которой из двух – не решить по заказу!
Ах, если б можно, чтоб дважды мой факел потух!
Чтоб на вечерней заре и на утренней сразу!
Пляшущим шагом прошла по земле! – Неба дочь!
С полным передником роз! – Ни ростка не наруша!
Знаю, умру на заре! – Ястребиную ночь
Бог не пошлет на мою лебединую душу!
Нежной рукой отведя нецелованный крест,
В щедрое небо рванусь за последним приветом.
Прорезь зари – в ответной улыбки прорез...
- Я и в предсмертной икоте останусь поэтом.

IV. Вывод, итоги.

  1. Что можно сказать о лирической героине Цветаевой? (Женщина гордая, сильная, решительная, любящая, верная, своевольная. Она способна на дружбу и любовь.)
  2. Близки образы лирической героини и поэта? (В образе лирической героини раскрывается личность автора. “Стихи мои – дневник”, - писала Цветаева. А дневнику доверяют сокровенные мысли, тайны, мечты, надежды.)
  3. Каким темам посвящены стихи Марины Цветаевой? (Любви, дружбы, назначение поэта, Родины, странничества.)

V. Заключительное слово.

Марина Цветаева оставила значительное творческое наследие: книги лирических стихов, семнадцать поэм, восемь стихотворных драм, автобиографическую, мемуарную и историко-литературную прозу, письма, дневниковые записи. Она никогда не подделывалась под вкусы читателей и издателей. Сила ее стихов – не в зрительных образах, а в потоке все время меняющихся, гибких ритмов. Любое ее произведение подчинено правде сердца. Ее стихи мелодичны, задушевны, чарующи, поэтому к ним обращаются композиторы и появляются прекрасные песни. Настоящее в искусстве не умирает. В 1913 году М.Цветаева уверено заявила:

Моим стихам
Как драгоценным винам,
Настанет свой черед.

VI. Домашнее задание: стихотворение “Молодость” прочитать и сделать разбор. Сообщение: “Марина Цветаева и Сергей Эфрон”. Выучить понравившееся стихотворение.