Повесть чучело краткое содержание. Сочинение по «Чучело» В.Железникова

Повесть Железникова «Чучело» вызывает самые противоречивые чувства у своих читателей. В героях повести можно узнать себя, своих одноклассников или знакомых. Автор очень точно сумел описать чувства и поведение детей, которое очень часто присущи в социальных группах.

Создавая повесть, Железников хотел показать, что зачастую дети бывают бесчувственны и жестоки по отношению к более незащищенным сверстникам. Подросткам свойственно утверждать свою личность аморальными методами, путем оскорбления человека, который не имеет возможности дать отпор таким действиям. Такой «куклой для битья и оказалась» главная героиня повести Лена Бессольцева.

Сюжет повести «Чучело»

В одну из провинциальных школ советской России приходит новая ученица Лена Бессольцева. Она приходится внучкой художнику, ведущего замкнутый образ жизни, что стало причиной отстранения от него горожан. Одноклассники стараются улыбаться Лене, но на самом деле открыто дают понять новой девочке, чьи здесь правила.

Со временем Бессольцеву начинают презирать за ее доброту и мягкосердечность, одноклассники дают девочки кличку «Чучело» подчеркивая, таким образом, ее бестолковость и отсутствие собственного мнения. У Лены добрая душа, и она всячески пытается наладить контакты с одноклассниками, даже не реагируя на оскорбительную кличку.

Однако жестокость детей, ведомыми лидерами класса, не имеет границ. Только один человек испытывает чувство жалости к девочке, и начинает вместе с ней дружить Дима Сомов. Однажды дети решили прогулять уроки и пойти в кино. Дима вынужден был вернуться в класс, чтобы забрать копилку, которую там забыл.

Его встретила учительница, и после длительного допроса, мальчик вынужден был рассказать правду о том, что его одноклассники сбежали из уроков. После этого дети решают наказать Диму за предательство, но неожиданно Лена, сохранявшая все это время нейтралитет, заступается за своего друга и начинает оправдывать его.

Одноклассники быстро забывают согрешение Димы, и переносят свою агрессию на девочку. Лене объявили бойкот, чтобы проучить ее. Жестокие дети, абсолютно ничего не понимающие в жизненных ценностях, сжигают чучело символизирующее Лену в школьном дворе.

Девочка, не в силах больше выдерживать такого социального гнета, просит дедушку покинуть этот город. Через некоторое время, дедушка со своей несчастной внучкой уезжают. После того как Бессольцева ушла из их жизни, детей одолели страшные мучения совести, они понимали, что потеряли действительно хорошего, честного человека, но что либо предпринимать было уже поздно.

Социальный вопрос в повести

Повесть «Чучело» обладает весьма скандальным характером. Автор выражает свое открытое призрение не конкретно к детям, психика которых только только формируется, а к их родителям и учителям, которые не препятствовали угнетению Лены.

Взрослые люди должны были понимать, что Лена не должна нести ответственность за аскетизм своего дедушки, но никак не реагировали, а даже в некоторых случаях поддерживали, жестокое поведение одноклассников девочки.

Яркий пример учительница Маргарита Ивановна, которая по - своему косвенно также принимала активное участие в моральном угнетении ребенка. Учительница поддерживала ярких и сильных личностей, однако на то, чтобы рассмотреть такую личность в Бессольцевой, ей не хватало жизненной мудрости.

Цели:

  • Показать, что такое детская жестокость, её истоки, к чему она может привести.
  • Формировать умение давать развёрнутую характеристику литературному герою.
  • Взращивать в учащихся доброту, милосердие.

Оборудование:

  • Тексты повести В. Железникова «Чучело»;
  • Портреты героев повести В.Железникова «Чучело», иллюстрации к произведению.
  • Фрагменты кинофильма Р.Быкова «Чучело».

Ход урока

I . Вступительное слово учителя.

Ребята, думаю, что, наверное, каждому человеку в жизни приходится хотя бы раз столкнуться с жестокостью. Дети часто убеждены в том, что жестокость присуща только взрослым. Оказывается, это не всегда так. Порой в подрастающем поколении таится такая сила жестокости, что становится страшно…Именно эта проблема, проблема детской жестокости, нашла своё отражение в повести В.Железникова «Чучело».

Надо отметить, что обратился писатель к вопросу жестокости детей не случайно. Повесть автобиографична: в жизни племянницы В.Железникова произошло подобное событие, на которое он тут же откликнулся и написал пьесу «Бойкот» - она и была позднее положена в основу содержания повести «Чучело». Разница состоит лишь в том, что в произведении события длятся несколько дней, а в реальной жизни травля девочки продолжалась полгода.

«В «Чучеле» меня интересовало, может ли один человек, такой вот маленький, ранимый, незащищённый, как Лена, выстоять в экстремальной ситуации против всех. Потом в процессе работы появилось желание создать панораму жизни подростков, понять, из каких зёрен взошла эта поросль».

В.Железников.

II. Выявление первоначального впечатления.

  • Какие чувства, эмоции, впечатления оставила у вас повесть? (Поразила жестокость подростков, доброта Лены, её вера в людей).
  • Что такое галерея? (Художественный музей; длинный ряд, вереница).
  • Приглашаю вас создать « Галерею подростков» повести «Чучело». Чьи бы портреты вы повесили в неё? (Миронова (Железная кнопка), Шмакова, Валька, Лохматый, Попов, Васильев). На доске появляются портреты названных героев.
  • Что объединяет этих ребят? (Всех их объединяет жестокость по отношению к Лене Бессольцевой).
  • А портрет Димы Сомова? Куда мы его повесим: вместе со всеми или отдельно? Почему? (Портрет Димы надо повесить отдельно от всех, потому что он вроде бы и с подростками и в то же время не с ними - он заступается за Лену, над которой все смеются. Сомов – связующее звено между Леной и классом).

III . Анализ повести «Чучело».

Мы создали с вами «Галерею подростков» повести, определили причину их объединения – жестокое обращение с одноклассницей. Но ведь эти дети не родились жестокими, они стали такими.

  • Что повлияло на то, что в подростках зародилась жестокость?(Семья, школа, общая атмосфера городской жизни, которую создали жители, сами считающие, что ценность человека можно определить одеждой (вспомним, какую кличку дали они прекрасному человеку, дедушке Лены Бессольцевой,-Заплаточник), положением в обществе, которого он добился (отец Димы Сомова)). Подростки, как и все жители городка, видят только внешнее, а внутреннее содержание человека их не интересует).
  • Мы назвали факторы, которые повлияли на то, что в детях стала зарождаться жестокость и пока говорили обо всех в общем. Теперь же давайте всмотримся в каждого подростка нашей галереи более пристально.

Индивидуальные сообщения заранее подготовленных учеников о каждом представителе «Галереи подростков».

Учащимся заранее даётся задание подготовить сообщение о каждом представителе «Галереи подростков» по следующим пунктам:

  1. семья;
  2. отношения в коллективе одноклассников;
  3. отношения с Леной;
  4. высказывания подростков относительно других героев повести;
  5. их действия, поступки.
  • -Да, лучше бы смотреть на всех персонажей нашей «Галереи» издалека. Жестокость их поступков и жесткость их характеров поражает даже взрослого человека. И всё же и среди них есть один человек, который осознаёт весь ужас положения вещей, пробуждается ото сна. Кто это? (Васильев).
  • Но среди этих детей, не знающих жалости, выделяется мальчик, которому, на первый взгляд, не чужды человеческие чувства жалости и сострадания. Кто это? (Дима Сомов).
  • Почему я сказала, что человеческие чувства ему не чужды только на первый взгляд? Какое объяснение даст нам более пристальный взгляд на этого человека? (В проявлении своих чувств он неискренен. Он показывает их только для того, чтобы выделиться из всех, ведь Дима - признанный лидер коллектива и очень боится не быть им).

Индивидуальные сообщения заранее подготовленных учащихся.

Ученики дома готовят сообщения, в которых Дима показан в борьбе за лидерство, его отношение к Лене и раздвоение личности Димы, происходящее в этой борьбе. (Сцена в саду, рассказ о кошке, вытащенной из огня, драка с Валькой, сцена признания вины, сцена с маской, судьба Димы после разоблачения).

  • Какой вывод о поступках Димы мы можем сделать? (Все благородные поступки для того совершаются Димкой, чтобы утвердить свою силу, поскольку в душе он чувствует себя трусом).
  • Вспомним названную вами сцену, когда Димка обзывает Вальку с Петькой живодерами. Фрагмент кинофильма.
  • Что в поведении Димки вам не понравилось? (Он обзывает Вальку с Петькой очень тихо. В этом и состоит двойственность Димки: перед Леной ему надо быть храбрецом - крикнуть смело вслед злодеям обидное слово, но получить от Петьки не хочется, и поэтому он кричит вполголоса).
  • В какой еще сцене мы видим двойственность поступков Димки? (В сцене преследования Лены).

Чтение по ролям и (или) просмотр кинофрагмента.

  • Что помогает понять нам этот фрагмент? (Мы читаем и видим всё ничтожество Димки, всю его трусость, жестокость).
  • Видят ли это ребята - одноклассники? Кто для них Сомов? (Нет, к сожалению, они не видят второго лица Сомова Димы. Для них он лидер, человек, не боящийся ничего и никого, знающий выход из любой ситуации).
  • Хочет ли сам Сомов разобраться в себе, увидеть правду? (Нет, Димка не хочет видеть горькой правды. Он живет, глядя на мир сквозь розовые очки и не хочет снимать их, страшась увидеть свою сущность).
  • И всё же находится человек, открывающий Сомову глаза на самого себя, заставляющий Димку задуматься: кто же он на самом деле - рыцарь или обыкновенный трус. Кто этот человек- исцелитель? (Маргарита Ивановна, классный руководитель).
  • Что особенного она сделала? (Назвала Димку трусом, а это было как гром среди ясного неба).
  • Какова была реакция Димки? (Он кричит: «Я трус!?» Ведь учительница задела самую больную струну его души, показала ему его истинное лицо).
  • От неожиданности он мог и прошептать, потеряв дар речи, но Железников вкладывает в его уста именно крик. Почему Димка кричит? (Он словно хочет своим криком заглушить правду).
  • Какой эпизод наиболее ярко характеризует Сомова как труса? (Когда он признаёт свою вину, но, видя, чем это может обернуться для него, говорит, что это шутка, и перекладывает всю вину на Лену).
  • Да, Лена... Обо всех мы поговорили, а о ней забыли. Хотя, нет, не забыли. Просто не может она существовать даже в разговоре о повести рядом с жестокостью и предательством. Она лучик солнца, которому не дают согреть землю тучи - одноклассники. А кто такая Лена? (Внучка Н.Н. Бессольцева, прозванного горожанами Заплаточником).

Индивидуальное задание заранее подготовленного учащегося.

Рассказать о дедушке Лены поподробнее: как он попал в город, чем занимается, как к нему относятся горожане, как он относится к Лене.

Индивидуальное задание заранее подготовившегося учащегося.

Рассказать о том, как Лена появляется в классе, как её принимают. (Внешность Лены, характер, восприятие девочкой окружающего мира и людей). Связь внутреннего мира Лены с родословной Бессольцевых.

Открытость, непосредственность, искренность, доверчивость Лены делают её смешной в глазах других, уязвимой. Над ней смеются, а она, не понимая этого, тоже заливается смехом. Ведь до этого ей не приходилось сталкиваться с лицемерием. Она думает, что в жизни её окружают только чистые и благородные люди, какими были все в роду Бессольцевых. Ведь именно в родословной этой семьи таится та сила добра и мужества, которая позволяет Лене выстоять, не сломаться под тяжестью насмешек и предательства.

  • На кого похожа Лена? (Лена очень похожа на Марию Николаевну Бессольцеву (Машку),сестру Николая Николаевича, изображённую на картине).
  • Можно ли сказать, что эти два человека- Лена и Машка похожи не только внешне, но и внутренне? (Да, два этих человека похожи между собой и внешне и внутренне: Лена такая же святая душа со своей предельной преданностью дружбе, с её самоотдачей другим людям. Лена, как и Машка,- жертвенница).
  • Какова самая большая жертва Лены? (Девочка пожертвовала своей честью, запятнала её, чтобы спасти Димку).

Просмотр кинофрагмента.

Становится страшно за Лену. Оказывается, она совсем не защищена от жестокого окружающего мира. Лена не ожидает от друга такой подлости, как предательство.

Просмотр кинофрагмента. (Сцена с маской в окне, сцена сжигания чучела).

  • Лена сталкивается с жестокостью одноклассников… Но становится ли она подобной им? (Нет, несмотря на всё произошедшее, душа Лены не зачерствела, в ней не проросли зёрна жестокости, занесенные детьми, среди которых она находится).
  • Что или кто помогают Лене сохранить чистоту души и сердца? В чём заключается помощь? (Дедушка. Он разъясняет Лене, что не все подростки так уж плохи, как кажется на первый взгляд. Именно он растолковывает внучке понятие милосердия, пусть даже по-своему. И Лена, впитав дедушкины истины, не может, не желает губить другого человека, даже если этот человек виновен в её страданиях. Лена остаётся благородным человеком до конца).
  • Чем заканчивается повесть? (Лена с дедушкой уезжают из города).
  • Что происходит в душах ребят, когда Лена уходит навсегда из их класса? (У ребят, пусть не у всех, но появляется тоска по человеческой чистоте. Пускай поздно, но они просят для искупления своей вины прощения у Лены, когда её уже нет рядом с ними).

Просмотр кинофрагмента.

  • Как вы думаете, что произойдёт дальше с ребятами? Оставит ли эта история в их душе след и какой? (Они изменятся, но не все. Человеком вырастет Васильев, произойдёт перелом в душе Рыжего и Лохматого, но Шмакова, скорее всего, не изменится никогда).

Название произведения: Чучело
Владимир Карлович Железников
Год написания: 1981
Жанр: повесть
Главные герои: Лена – девочка-подросток, ее дед

Сюжет

В маленькую провинциальную школу приходит новенькая – девочка Лена. Весь город дивится ее деду - старому коллекционеру, который так увлечен своим увлечением, что забывает о внешнем виде. Поэтому его в городе называют «Заплаточник». Одноклассники так же относятся и к девочке, считают ее странной, чудаковатой и нелепой. Только Дима, кумир всех девочек школы, уделяет Лене внимание и скоро между ребятами вспыхивает нежное чувство.

Однажды весь класс собирается прогулять урок, классный руководитель выпытывает у Димы эту историю и в наказание отменяет давно обещанную поездку в Москву. Учащиеся решают, что их выдала Лена и объявляют ей беспощадный бойкот. Девочка ждет, что Дима сам признается в своем проступке, но он, боясь гнева и презрения одноклассников, молчит.

В конце концов, ребята, утащив платье Лены, мастерят чучело и сжигают его на костре. Тогда один мальчик, также знавший правду о Диме, раскрывает ее друзьям.

Через несколько дней Лена и ее дед уезжают из города, в дар старый коллекционер оставляет свои картины и дом. С собой берет лишь одну, на которой изображена бабушка Лены, еще девочкой, удивительно похожей на свою внучку. Весь класс глубоко раскаивается в своих поступках, но уже поздно.

Вывод (мое мнение)

Истории о любви и дружбе, предательстве и благородстве никогда не потеряют своей актуальности, потому что это именно те духовные ценности, которые принято называть вечными.

И литературы,

Агинская средняя школа №2, *****@***ru

Почему я выбрал эту тему: Я заинтересовалась тем, почему два разных произведения одного и того же автора носят похожие названия, поэтому решила прочитать повести В. Железникова «Чучело» и «Чучело-2» и сопоставить их.

Цели и задачи : Целью нашей работы является выявление общих черт и различий произведений «Чучело» и «Чучело – 2» путем их сопоставления. Для достижения данной цели мы определили следующие задачи:

1) выявить особенности образов Лены и Зои путем их сопоставления

2) определить роль образа Кости в повести «Чучело – 2»

3) сопоставить проблематику произведений

Главная идея и проблема работы: Названия произведений предполагают, что одна повесть является продолжением, однако я заметила, что произведения имеют и различия. Общность же данных произведений доказывает, что проблема сохранения духовного начала актуальна в любое время. Автор раскрывает одну и ту же проблему на примере разных исторических отрезков.

2. исследовать особенности биографии В. Железникова

3. сопоставить проблематику и образную систему, выявить сходства и различия произведений

4. сделать выводы

Введение

Проблема сохранения души в современных условиях сегодня занимает особое место в творчестве писателей, особенно если она касается подростка, система ценностей которого еще только формируется. Школьники с нестабильной моральной базой, с неустоявшимися нравственными ценностями легко попадают под влияние окружающих их людей, и не всегда это влияние оказывается положительным. Сложно определить, к каким выводам придет подросток, пройдя нравственное испытание. Эта особенность определила актуальность нашего исследования.

Владимир Железников, произведения которого посвящены детям, а также их победам и огорчениям, обращается в своих рассказах и повестях к проблеме сохранения души в условиях противостояния личности и толпы. Одной из таких повестей Железникова является «Чучело», в которой он раскрывает особенности конфликта между Леной Бессольцевой, прозванной Чучелом, и классом.

В 90-е ХХ века тем же писателем было создано другое произведение - «Чучело – 2, или игра мотыльков», посвященное проблемам современных подростков. Название этой повести предполагает, что является продолжением произведения «Чучело».

Произведения «Чучело» и «Чучело – 2» являются мало исследованными. Кроме того, вопрос их сопоставления не поднимался в литературоведении. Данной особенностью определяется новизна нашего исследования.

Исследуя произведения и творчество Железникова, мы опирались на Интернет - ресурсы, посвященные его творческой биографии и фильмографии, и интервью писателя, опубликованные на сайтах http://*****/; http://*****/; http://hghltd. / ; http://dic. *****/.

Ход работы :

При анализе произведений одного автора необходимо обратиться к его творческой и жизненной биографии, поскольку она может раскрыть некоторые особенности этих произведений и дать ответы на поставленные вопросы. Этим объясняется наше обращение к описанию жизни и творчества.

родился в 1925, в семье пограничника. Из-за этого он все детство часто переезжал с места на место и собирался стать военным. Он посетил города России, Белоруссии, Прибалтики. Значительная часть опыта, накопленного в поездках, отразилась в его книгах.

Детский писатель был широко образованным и многогранным человеком. Встав перед выбором профессии, Владимир Железников предпочел профессию артиллериста, что определялось особенностями времени, и учился в артиллерийском училище. В 1945 году, после окончания Великой Отечественной войны, Железников вернулся в Москву и остался там навсегда. получил юридическое образование , а в 1957 году окончил Литературный институт имени М. Горького и стал писателем.

Первая его книга, «Разноцветная история», вышла в 1960 году. Как кинодраматург писатель дебютировал также в 1960 году, когда был создан сценарий фильма "Серебряные трубы".

За весь период творчества Железников написал множество книг для детей: "Каждый мечтает о собаке" (1966), "Чудак из `5-Б`" (1981)
"Чучело" (1978) и другие, а также рассказы и пьесы из жизни школьников.

Особую реакцию читателей вызвала повесть «Чучело», которая была написана на основе жизненных событий. Герои этой книги – обыкновенные школьники, которым приходится решить для себя несколько важных вопросов: стоит ли верить другим? Что такое доброта? Как противостоять обществу и сохранить свои моральные качества? Главной героине Лене Бессольцевой пришлось пережить драму одиночества и жестокое непонимание сверстников, но ее способность к самопожертвованию и прощению, стремление к правде, ее смелость в любви помогли ей принять правильное решение – никогда не становиться на сторону толпы, которая травит беззащитного только за то, что он не похож на остальных. Продолжить тему одиночества Железников решил в другой повести «Чучело – 2, или игра мотыльков», где главный герой Костя напоминает по своим внутренним качествам Лену Бессольцеву. Однако герои этой повести – уже не дети, а подростки, которым 16-17 лет. Ошибки, совершаемые ими, гораздо серьезнее и влекут за собой тяжелые последствия (угон машины, сбитые люди, попытка самоубийства Глазастой и т. д.). Поэтому Косте, Зойке и остальным они обходятся дорого. Но писатель и в этой повести утверждает победу человеческих достоинств.

С 1988 года Железников является художественным руководителем киностудии «Глобус», где участвует в съемке фильмов для детей. В качестве автора и соавтора сценариев принимал участие в создании фильмов "Нежданный гость" (1972), "Чудак из `5-Б`" (1972), "Старомодная комедия" (1978),
"Маленькая принцесса" (1978), "Чучело" (1983), "Безумная Лори" (1991)
"Русский бунт" (1999). За сценарии к картинам "Чудак из `5-Б`" и "Чучело" Железников был дважды (в 1974 и 1986 годах) удостоен Государственной премии СССР.

Книги Владимира Карповича Железникова переведены на многие языки мира. Они посвящены отношениям между людьми, проблемам взросления, детству, отрочеству. Большинство произведений В. Железникова стало классикой отечественной детской литературы и вошло в школьную программу. Фильмы, снятые по его сценариям, также очень популярны у зрителей, особенно среди подростков.

Таким образом, следует отметить, что Владимир Железников ставит общечеловеческие вопросы и показывает их важность прежде всего для детей и подростков, которые проходят через нравственное становление после испытаний, пережитых ими.

Для сопоставительного анализа произведений большое значение имеет сопоставление образов. В произведениях «Чучело» и «Чучело – 2» присутствуют похожие герои. Прежде всего, сопоставимыми оказываются образы Лены и Зои.

У Лены Бессольцевой так же непросто складываются отношения с классом. Происходит это, во–первых, потому что она является внучкой Бессольцева, прозванного Заплаточником. Во–вторых, Ленка внешне не похожа на остальных: «…у меня ведь дурацкая улыбка - до самых ушей.

Поэтому я и уши тогда прятала под волосами».

Явным лидером в классе является Железная Кнопка. Ее поведение определяется желанием быть особенной: волевой, принципиальной. Однако эти качества присущи ей лишь внешне, они нужны ей, чтобы сохранять лидерство. При этом она одна из немногих, кто отчасти симпатизирует Ленке и выделяет ее среди остальных: «Не ожидала я такого от Чучела, - нарушила наконец тишину Железная Кнопка. – Всем врезала. Не каждый из нас на это способен. Жалко, что она оказалась предателем, а то бы я с ней подружилась… А вы все – хлюпики. Сами не знаете, что хотите», и причину этого выделения она осознает лишь в самом конце, в момент прощания с Бессольцевой. Миронова понимает, что вина за все произошедшее лежит не только на учениках, но и на родителях, и на учителях, на жителях – на всех, кто их окружает, обучает, воспитывает, но ее прозрение назвать полным нельзя, так как она отделяет себя от остальных, забывая при этом, что вела себя так же как они. Становится очевидным, что Ленка не похожа на остальных. В ней есть внутренняя сила, позволяющая противостоять лжи и сохранить духовное начало.

Особое место в системе образов занимает Димка Сомов. На первый взгляд, это человек, который не боится ничего, не зависит от других и тем самым отличается от своих сверстников. Его внешность сразу поразила Лену: « Знаешь, он меня сразу удивил. Глаза синие – синие, а волосы белые. И лицо строгое. И какой – то он весь таинственный, как «Уснувший мальчик». Сравнив его со статуей, она тем самым подчеркивает его внешнюю красоту. Постепенно Лена обнаруживает в нем и внутреннюю красоту. Это проявляется в его поступках: в его попытках защитить ее, в том, как он освободил собаку от Вальки, в желании быть независимым от родителей и заработать денег самому. Но потом оказывается, что как и Рыжий, он зависел от класса и боялся существовать от него отдельно. Ему свойственны трусость и подлость, поэтому он оказался способен на неоднократное предательство. Он предает Бессольцеву, когда не признается в своем проступке, когда вместе со всеми сжигает чучело Ленки, когда пытается напугать ее, когда вместе с остальными бросает ее платье по кругу. Его внешняя красота не соответствует внутреннему содержанию, и в эпизоде прощания с Бессольцевой он вызывает лишь жалость. Таким образом, никто из класса не выдержал нравственного испытания: у них не хватило для этого моральной основы и внутренней силы.

В отличие от всех персонажей Ленка оказывается сильной личностью: ничто не способно толкнуть ее на предательство. Несколько раз она прощает Сомова – это свидетельствует о ее доброте. Она находит в себе силы пережить все обиды и измены, не озлобившись - это говорит о ее скрытом героизме. Неслучайно действие разворачивается на фоне портретов предков Лены, особенно смелого генерала Раевского. По всей видимости, они призваны подчеркнуть мужество, характерное для ее рода.

Таким образом, Лена Бессольцева является главной героиней повести, поскольку несмотря на все испытания, она не теряет своего человеческого достоинства и сохраняет умение понимать, прощать, верить и любить. Она выдерживает нравственное испытание, несмотря на то, что одна противостоит всему классу. Следует отметить, что в трудной ситуации сохранить духовное начало ей помогает дедушка, человек, для которого вера, добро и красота являются основными ценностями в жизни. Он пытается внушить это и Лене.

Название второй повести – «Чучело – 2, или игра мотыльков» - предполагает связь с «Чучелом». В этом произведении так же присутствуют герои, внешне похожие на персонажей первой повести: Зойка на Ленку, Костя на Димку, Глазастая на Миронову, а Ромашка на Шмакову. Так, Ленка Бессольцева, на первый взгляд, оказывается прообразом Зойки. В повести акцент ставится на ее непосредственности, непохожести: « Глазастая говорила: Ты не вовремя родилась, тебе бы в девятнадцатый, там умирали от любви, стрелялись на дуэлях, - и все это уважали». Эта фраза подчеркивает, что в современную эпоху любовь, верность и прочие ценности не в моде. Действительно, Зойка способна любить, хранить верность, относиться с доверием к людям: « Лизок меня наставляет, хочет изменить мою недоделанную натуру. Ей не нравится, что я каждому встречному – поперечному бросаюсь помогать, и меня поэтому часто обманывают».

По всей видимости, образ Зойки изначально должен был продолжить образ Ленки. Однако сходство оказалось неполным. Образ Бессольцевой меняется на протяжении повести, он развивается. Если в ее начале Ленка бездумно поддерживает класс, действуя заодно с ними, то уже в финале она способна на протест против общества, предавшего ее. В ней присутствует моральная основа, которая определяет все ее действия. Нравственное начало Зойки не так устойчиво: она соглашается вместе с остальными угнать машину, при этом не задумываясь, что идет на преступление. Кроме того, она не испытывает особых мучений из-за сбитых ими людей.

По всей видимости, причина этого различия между Ленкой и Зойкой кроется в том, что рядом с Бессольцевой находится дедушка, человек, помогающий ей сохранить нравственную основу, не озлобиться, взрастить в ней чувство прекрасного, в то время как у Зойки в окружении нет такого человека: Степаныч, ее отец, простой человек, заботящийся о насущных нуждах; матери рядом нет. Эта ситуация объясняет, почему Зойка так стремится к друзьям и почему она так пассивна: она не знает, как себя вести, ей не хватает моральной базы. Ленкино прозвище, Чучело, относится к Зойке лишь потому, что она так же нескладна и неуклюжа: «Балдею, хочу сесть, но падаю мимо стула», поэтому название «Чучело – 2» кажется нам неоправданным. Исходя из этого, следует отметить, что Зойка лишь отчасти схожа с Леной и не является главной героиней повести.

В центре произведения находится другой образ – образ Кости. Этот герой, на первый взгляд, похож на Димку Сомова: внешне красив, выделяется на фоне окружающих, способен быть лидером и является таковым, поскольку постоянно привлекает к себе внимание. Как и Димка, он способен на протест: « Еще маленьким, в пятом классе, поднял бунт: «Все вы притворщики! Родители и учителя!» Директору крикнул – из-за этого пришлось переходить в другую школу». В нем есть положительное начало: он старается быть честным. Однако со временем он изменяется и становится эгоистом. Костя думает лишь о себе. К чувствам и мыслям других людей он относится с презрением. Он не принимает ничьего мнения, кроме собственного. Костя демонстрирует свое неприятие окружающих, не принимая их чувств и мыслей. В своем поступке - угоне машины он не видит ничего особенного: «Ну и что? Подумаешь… Угнал машину. – Костя продолжает себя взбадривать. – Не я первый, не я последний… - Он махнул рукой. – Да вам все равно нас не понять… Все вы рабы. Этого нельзя, того нельзя… Подыхай и надейся – вот что вы предлагаете». Он противопоставляет себя старшему поколению, потому что не хочет жить, как они, в соответствии с законом и моралью. Он пытается нарушить все нормы, доказать, что без них можно жить.

Одна из причин такого поведения кроется в воспитании. Мать Кости относится ко всему легко, стараясь взять многое от жизни. Она думает о мужчинах, а деньги тратит, не задумываясь. Именно к ней относится понятие «мотылек», вынесенное в название книги, тем самым определяя степень ее вины. К сыну она относилась с любовью, но слишком баловала, исполняя все желания. Именно поэтому Костя стал уверенным в том, что он – лучший.

Другая причина заключается в окружении Кости, философии людей. Большинство людей стараются жить в свое удовольствие, ни в чем не отказывая себе и думая лишь о себе. Например, Куприянов заявляет в разговоре с Каланчой: «У тебя одна жизнь, другой не будет, так что надо ее прожить, чтобы не было больно за бесцельно прожитые годы. А по – нашему, спасай свою шкуру до последнего вздоха. Вот какая наука». Именно поэтому Глебов, раздумывая о причине поведения Кости, приходит к выводу, что виновато во многом общество.

Следует отметить, что в данном произведении автор продолжает поднимать проблему противостояния толпы и личности. Но если Лена Бессольцева явно сохраняла свое человеческое достоинство до конца, то Костя почти сдается. Он следует морали общества. Долгое время он пытается сам себе доказать, что ничего особенного в его поступке нет. Затем, когда он понимает, что понесет наказание, в нем появляется злоба: «Когда он окончательно пришел в себя, то почувствовал, что злоба на весь мир захватывала его целиком. Он сейчас ненавидел всех, потому что был один, среди темноты, холода и враждебного мира». Его озлобленность доходит до предела, пока в суде разбирается его дело. Он не хочет отвечать за свой проступок. Нравственная перестройка происходит в Косте в тюрьме. Именно там он осознает, что самое главное для человека – любовь родных людей, и прощает их.

Что касается образов Глазастой и Ромашки, то следует отметить, что они полностью сопоставимы с образами Мироновой и Шмаковой. Глазастая, как и Миронова, стремится к высоким идеалам, пытается казаться особенной личностью, но при этом мало чем отличается от своего окружения. Она хочет благородно пожертвовать крупную сумму детям из детского дома, но при этом достаются эти деньги далеко не достойным путем – воровством; это она провоцирует Костю на угон автомобиля и не вспоминает о пострадавших стариках. Ромашка полностью соответствует своему времени и живет в духе его философии: все для себя.

В заключение следует отметить, что образ Кости, как и образ Лены Бессольцевой, сложен, он отражает образ запутавшегося подростка, сумевшего пройти испытание и сохранившего человеческие качества. Поэтому следует говорить о том, что Костя, а не Зойка – главный герой, являющийся прообразом Лены Бессольцевой, также выдержавшей нравственное испытание. Эти герои смогли понять, что главное для человека – несмотря ни на что, сохранять в себе мужество и веру в себя и ближних; что жить следует не для себя, а для других.

Таким образом, несмотря на внешнюю схожесть Зои и Лены, Димы и Кости, следует проводить параллель между Костей и Леной, так как через этих героев автор раскрывает проблему сохранения души в условиях противостояния толпе.

Заключение

При решении поставленных в работе задач был проведен сопоставительный анализ двух повестей Владимира Железникова, «Чучело» и «Чучело – 2, или игра мотыльков». Как показал сопоставительный анализ, данные произведения имеют схожие черты.

Прежде всего, сходство отмечено на образном уровне. Внешне можно провести параллели между образами Лены и Зои, Димы и Кости, Глазастой и Мироновой, Ромашки и Шмаковой. По всей видимости, образ Зойки изначально должен был продолжить образ Ленки. Однако сходство оказалось неполным. Образ Бессольцевой меняется на протяжении повести, он развивается. В ней присутствует моральная основа, которая определяет все ее действия. Нравственное начало Зойки не так устойчиво, и автор не показывает эволюции Зойки, поэтому нельзя сказать, что она – главная героиня повести.

При более детальном рассмотрении образов выяснилось, что имеют внутреннюю связь образы Кости и Лены, поскольку эти герои смогли понять, что главное для человека – несмотря ни на что, сохранять в себе мужество и веру в себя и ближних; что жить следует не для себя, а для других. Поэтому главным героем следует считать Костю.

Нами отмечены сходства и в области проблематики и конфликта. В обеих повестях присутствует внешний (между героем и обществом) и внутренний (столкновение героя с самим собой) конфликт. Основной проблемой обоих произведений является проблема сохранения души в условиях противостояния личности и толпы.

Таким образом, повести «Чучело» и «Чучело-2, или игра мотыльков» имеют ряд сходств на образном уровне, а также в области конфликта и проблематики. Этими общими особенностями объясняется схожесть названий произведений.

На наш взгляд, общность данных произведений доказывает, что проблема сохранения духовного начала актуальна в любое время. Автор раскрывает одну и ту же проблему на примере разных исторических отрезков (80–х годов ХХ века и современного периода). Но сама суть вопроса остается: как сохранить духовное начало в условиях влияния материальной сферы? Большинство людей попадают под ее влияние – это серьезная проблема. Но гораздо важнее то, что эти люди не смогут воспитать духовную личность. Значит, с каждым поколением проблема сохранения души будет ставиться все острее.

Список литературы

2. Владимир Карпович Железников. http://*****/

3. «Игры мотыльков» - «Чучело» новой России. http://hghltd. /

4. . http://dic. *****/

5. «Чучело». М., 1989г.

6. «Чучело – 2, или игры мотыльков». М.,2005г.

Результаты данной работы можно использовать на уроках литературы при сопоставлении с другими произведениями.

Рефлексия: на мой взгляд, работа прошла успешно. Особое внимание я уделила анализу образной системы, потому что она помогла и дальнейшему разбору произведения. Работу с этими повестями можно продолжить дальше: более детально рассмотреть проблематику произведения, роль остальных персонажей. Возможна работа с произведениями в психологическом направлении: конфликт личности и толпы, взаимодействие разных поколений также заслуживают рассмотрения. Я бы хотела в дальнейшем изучить эти вопросы.

Самооценка: я считаю, что достигла поставленной цели частично. Мне кажется, для более четких выводов нужно рассмотреть детально конфликт произведений, полностью проанализировать проблемы произведения и роль других персонажей. Тогда выводы будут более обоснованными.

Владимир Карпович Железников. http://*****/

Http://dic. *****/

Владимир Карпович Железников. http://*****/

Владимир Карпович Железников. http://*****/

Http://dic. *****/

Владимир Карпович Железников. http://*****/

«Чучело». М., 1989г. С. 35

Там же. С.171

Там же. С.42

«Чучело-2, или игра мотыльков». М., 2005г. С.3-4

Там же. С.4

«Чучело-2, или игра мотыльков». М., 2005г С.308

Там же. С.110

Там же. С.185

«Чучело-2, или игра мотыльков». М., 2005г. С.133

Рецензия на повесть Владимира Карповича Железнякова — «Чучело», написанная в рамках конкурса «Моя любимая книга». Автор рецензии: Анастасия Халявина. Первая работа Анастасии: .

Повесть «Чучело» — это жемчужина творчества Владимира Карповича Железнякова и мое любимое произведение отечественной литературы. Все, наверняка, знают историю Лены Бессольцевой – хрупкой, но очень сильной духом девочки, терпевшей из-за своего милосердия, искренности, открытости, доброты и преданности издевательства со стороны своих одноклассников. Я же ее знаю досконально. Перечитав ее несколько раз и сделав примерно такое же количество просмотров фильма по повести, я не перестаю восхищаться и удивляться Лене, которая каждый раз открывает передо мной новые истины. И порой, вновь пройдя с девочкой ее нелегкий путь, удивляюсь, почему я раньше не замечала этих мудростей и проблем? Сейчас я не могу дать ответ на этот вопрос. Но быть может смогу в конце моей рецензии?

Над этой книгой можно размышлять бесконечно, можно вывести бесконечное множество выводов, по ней можно научиться «жить». Я удивилась тому, как автор точно передал огромную мировую проблему – жестокость среди подростков, описал оную во всех ее проявлениях. «Самые жестокие существа на свете - дети. Их готовность убить и надругаться не знает себе равных» © Сальвадор Дали . Кажется, что Владимир Карпович, писал свою книгу, как расшифровку слов этого мыслителя. «Надругаться – подвергнуть кого-что-нибудь оскорбительному издевательству» — гласит толковый словарь Ушакова. А надо заметить, что издевательств Лена вынесла не мало. Под словом «убить» Железняков подразумевает убийство не физическое, а моральное. Ребята из класса пытались убить в Елене веру в саму себя, веру в надежду. Но она не сдалась, и однажды из ее уст мир услышал фразу, которая стала афоризматичной: «Верить надо до конца!» .

Вы когда-нибудь задумывались, как радикально может измениться человек под влиянием окружающих? Что стереотипы могут сделать с людьми? Я думаю, что настолько же не глубоко, насколько и я, до прочтения этой замечательной книги. Меня поразили кардинальные перемены, произошедшие в Димке Сомове, и их весьма небольшие временные рамки. Вначале Димка представлен сильным, храбрым, смелым. После — в середине – он начинает быть трусливым, слабым духом, неспособным сказать правду, пойти против общества человеком. В конце произведения Ленин «друг» становится безнравственным жестоким предателем, способным вместе с «приятелями» обидеть свою защитницу. Да. Он стал предателем. Но не потому, что раскрыл тайну побега учительнице, а потому, что предал Лену Бессольцеву!

Книга полезна всем. И взрослым, и детям, а особенно подросткам. Она учит людей быть толерантными, честными, сильными духом, благородными, милосердными, а главное е ценить не физическое благо, а нравственное, моральное! «Зато у тебя глаза вдохновенные! И сердце чистое. Это посильнее, чем платье по фигуре».

«И порой, вновь пройдя с девочкой ее нелегкий путь, удивляюсь, почему я раньше не замечала этих мудростей и проблем?» — писала я вначале моего текста, и не могла ответить на мною же поставленный вопрос. Кажется, теперь у меня готов ответ. Просто это произведение, как слоеный пирог – если его «есть» сверху вниз, то при каждом прочтении открываются доселе неизвестные тебе слои, которые ты «поглощаешь» с тем же интересом, что и верхние слои. Поэтому, этот шедевр можно перечитывать тысячи раз, ведь одного слоя не хватит, чтобы понять все, что хотел передать читателям В. К. Железняков!

Эта книга произвела на меня невероятное впечатление, пронзила меня до самого сердца, осталась в самой глубине моей души.