Профессии технического профиля. Востребованные технические специальности в вузах

Подробности

Развитие науки и техники, подразумевают всё более и более узкую направленность обучения молодых специалистов, чтобы они смогли в полной мере понять, использовать, а главное и дальше модернизировать продукты современных технологий.

Техническое образование, специальности которого, получают всё большее разнообразие – встаёт перед проблемой усвояемости такого объёма знаний. Потому, чтобы не растягивать процесс обучения, на излишне долгое время, вузы вынуждены, сокращать число преподаваемых предметов общего развития и увеличивать нагрузку на узкопрофильные дисциплины.

Стоит отметить, что годы, когда технические специальности в вузах не пользовались большим спросом среди абитуриентов, негативно сказались на общем уровне поступающих. Зачастую, вузам приходилось понижать проходной балл на вступительных экзаменах и потому, новыми студентами технических вузов – становились троечники и просто те, кто не смог поступить в другие учебные заведения, провалив вступительные экзамены. В свою очередь, это не могло не сказаться на общем уровне подготовки студентов и выпускников даже самых известных учебных заведений.

Образование по техническим специальностям в вузах

Острая необходимость, в различных специалистов технических профессий, не только подняло престиж и спрос на получение технических специальностей среди абитуриентов, но и заставило стимулировать этот вопрос – государство и даже различные коммерческие структуры. Так, специальная государственная программа не только поддерживает вузы, где готовят столь необходимых специалистов, но даже выделяет гранты, для поступающих абитуриентов, позволяя им проходить обучение за счёт государства.

Не отстают и коммерческие структуры, которые нуждаются в столь ценных кадрах на своих производствах, и потому готовы оплачивать обучение студентов, чтобы впоследствии эти люди, получившие высшее техническое образование и специальности которых, столь необходимы – работали на данных предприятиях. Таким образом, некоторые вузы, не только снижают проходные баллы на вступительных экзаменах, но порой и просто отменяют их, чтобы облегчить поступление. Как следствие, многие из студентов, говорят о том, что поступить в эти вузы, гораздо легче, чем там учиться.

В последнее время, стала заметна определённая тенденция, по слиянию вузов или превращению их в многопрофильные учебные заведения. Трудно точно сказать, как это сказывается на уровне обучения. Однако несомненно, что, по крайней мере, некоторые из таких вузов, вполне успешно конкурируют с лучшими узкоспециализированными учебными заведениями. При этом нельзя забывать и о проблемах технических вузов. Например, старение преподавательского состава в технических вузах – примерно на 5 лет, выше такого же показателя, чем в иных.

Таким образом, приобретение высшего технического образования и специальностей молодыми людьми, необходимо самому вузу, не только для того, чтобы обеспечить рынок труда, столь долгожданными специалистами. Но и для того, чтобы подготовить среди них, более молодое поколение талантливых преподавателей.

Наиболее востребованные технические специальности в вузах

Подготовка любых кадров, всегда должна быть оправдана соответствующим спросом на специалистов данного направления. Что мы видим сейчас – бурно развиваются телекоммуникационная сфера, программирование, нанотехнологии, робототехника, микробиология и т.д. Соответственно, рынок труда, нуждается в грамотных специалистах по данным направлениям – в первую очередь.

Широкий же перечень технических специальностей высшего образования, обусловлен тем, что молодые специалисты, должны будут не только использовать и контролировать новые технологии, но и развивать их. То есть, вести научную деятельность. А для этого, багаж полученных знаний и навыков, должен быть довольно обширен и глубок.

Наиболее востребованными техническими профессиями с высшим образованием, можно назвать: программисты (IT-специалисты), технические инженеры, нанотехнологи, химики, экологи и т.д. Программисты – специалисты в области информационных технологий, телекоммуникации и программного обеспечения. Без них уже просто нельзя представить, какой-нибудь сферы жизни. Компьютеризация, плотно входит в нашу повседневную жизнь, а значит развитие этого направления, ещё даже не достигло своего пика.

Инженеры, в перечне технических специальностей высшего образования, по своей многочисленности – занимают первое место. Ведь это и инженеры-проектировщики (создают различные проекты), и инженеры-конструкторы (реализующие проекты), и инженеры-технологи (контролирующие технические процессы), инженеры-энергетики (множество специальностей с узким профилем) и многие другие.

Нанотехнологи – специалисты недавно появившейся, но уже получившей широкое распространение технологии манипулирования и использования компонентов менее 100 нм. Химики, сейчас являются очень востребованными специалистами на рынке труда, сфера деятельности, может быть очень разной – от специалиста по переработки нефти, до работника медицинской промышленности.

Экологи – это специалисты по защите окружающей среды от токсичных отходов жизнедеятельности человека. Множество предприятий, производят выбросы веществ, которые могут быть довольно ядовитыми. Исследовать их воздействие, а также источник и найти выход по уменьшению вреда – работа эколога.

Даже если специальность станочника (металлообработка) была выбрана сразу после девятого класса и вопрос о дальнейшей трудовой деятельности решен - это еще не все. Остается крайне много вопросов, к примеру: какие обязанности у данной профессии, какими качествами и навыками нужно обладать для работы, как и куда можно устроиться в последующем после окончания обучения.

Основные обязанности, за выполнение которых отвечает станочник, заключаются в работе со станками различных видов и их дальнейшее обслуживание. Подобные мастера востребованы при трудоустройстве на заводах, предприятиях по автомобилестроению или же в строительном дизайне. Специальность СПО 151902.03 «Станочник (металлообработка)» является довольно перспективной, а также удобной при трудоустройстве, поскольку к ней относится несколько профессий, что заметно увеличивает шансы на нахождение работы на предприятиях с различными видами оборудования.

Где учиться

Прежде чем устроиться на работу, требуется пройти обучение и получить необходимые знания. Если было твердо принято решение выбрать специальность станочника, то колледж предоставит все необходимые навыки, которые во время практики и при последующей работе станут только лучше.

Омский авиационный колледж

Хорошим вариантом для поступления является Омский авиационный колледж, выпускающий компетентных в своей сфере деятельности специалистов. В колледже обучают обслуживанию и техническому налаживанию оборудования, проверке деталей на качественность, а также их обработке. Кроме этого, будут получены и другие знания, которые помогут в дальнейшем стать профессионалом высокого класса.

Петрозаводский индустриальный колледж

Индустриальный колледж города Петрозаводск, который также проводит подготовку специалистов по данной профессии. Учебное заведение является лучшим.

За время учебы студенты получат не только теоретические, но и практические знания, которые будут закреплены на практике с учебными станками. В среднем обучение длится два года и десять месяцев, после чего есть возможность сразу же приступить к трудовой деятельности.

Что требуется для работы по специальности

Любая профессиональная деятельность имеет свои ограничения, поэтому, прежде чем выбрать работу станочника, стоит задуматься о противопоказаниях и требованиях, которые относятся к данной профессии. К требованиям можно отнести:

  • точная координация и аккуратность;
  • быстрота реакции и хороший глазомер;
  • уравновешенность;
  • хорошие технические знания;
  • физическая подготовка.

Помимо профессиональных качеств, существует ряд ограничений, связанных со здоровьем:

  • проблемы со зрением и слухом;
  • заболевания сердечно-сосудистой системы;
  • нервные расстройства;
  • проблемы с опорно-двигательной системой.

Стоит хорошо поразмыслить при специальности, кем работать по окончании обучения, поскольку вариантов трудоустройства достаточно много. Кроме работы со станками различных видов, станочник обязан следить за состоянием своего оборудования, определять причины небольших поломок и устранять их, следить за качеством деталей, а также проводить инструктажи для тех, кто впервые пришел работать со станками.

Далее, учитывая все детали и выбирая наиболее подходящую сферу деятельности, стоит помнить, что специальность СПО «Станочник» включает в себя металлургию, машиностроение и металлообработку. Поэтому у выпускников колледжей имеется возможность устроиться на промышленные предприятия, связанные с машиностроением, а также на заводы, где есть соответствующее оборудование.

Подробный разбор профессии

Специальность подразумевает квалификационные ответвления. Так, проходя обучение, одновременно осваиваются профессии - оператор станков с программным управлением и станочник широкого профиля.

Основное различие этих двух профессий - это виды оборудования, с которым мастера проводят работу - с автоматизированным или ручным.

Кроме того, к трудовой деятельности станочника относятся фрезеровка, токарное дело и программное управление станками.

Для того чтобы быть компетентным во всех областях своей специальности, требуется иметь хорошие знания о строении машин и техники, правила их эксплуатации и ремонта, стандарты качества, а также умение составлять техническую документацию по проводимым работам.

Машиностроение - это одна из самых главных отраслей промышленности в любом государстве. Степень ее развития определяет, насколько высок уровень экономики в той или иной стране. Технология машиностроения изучает изготовление машин и их деталей, технику безопасности при работе с оборудованием, а также возможность сократить себестоимость деталей и механизмов без ущерба для качества изготавливаемой продукции.

Квалификация

Специальность "Технология машиностроения" дает возможность получить квалификацию инженера, которая позволяет работать в многих направлениях. К примеру, техник-технолог машиностроения производит контроль качества выпускаемой продукции и выполняет необходимые расчеты. Станочник вытачивает детали на специальных станках вручную. Оператор работает на станках ЧПУ, вводит управляющую программу и задает режим ее работы. Инженер по наладке и испытаниям отвечает за исправность оборудования, ведет календарный график проведения осмотров и ремонтов, помогает станочникам настраивать станы и рассчитывает рекомендуемые настройки для работы на них. Он также отвечает за техническую документацию по оборудованию на его участке.

Еще одно достаточно интересное направление, которое изучает специальность "Технология машиностроения" - это разработка новых деталей и оборудования. Как правило, этим занимается инженер-конструктор. На многих производствах массового типа существуют конструкторские бюро, которые занимаются разработкой новых деталей и режимов резания.

К примеру, металлургическое предприятие получает заказ на огромную партию спиральных сверл. Оборудование позволяет производить лишь 10 тыс. сверл за смену и необходимо ускорить этот процесс. Инженер конструктор должен:

  1. Сделать чертеж готового изделия.
  2. Посчитать режим резания одной единицы спирального сверла.
  3. Найти способ ускорения изготовления данной детали с минимальными финансовыми расходами.

Сколько времени и где обучаются на профессию инженера?

Поступить на специальность "Технология машиностроения" можно на базе 9 или 11 классов. Срок обучения, соответственно, составляет 4 и 3 года, и по окончании, обучающийся получает среднее техническое образование. Для этой специальности существуют как бюджетные формы обучения, так и коммерческие. При желании, можно пойти учиться дальше по специальности на бакалавра и магистра.

Специальность (15.02.08) "Технология машиностроения" можно получить в металлургических техникумах и колледжах. В зависимости от учебного заведения различаются и способы приема документов. В некоторых техникумах для поступления необходимо сдать экзамены.

По данной специальности существуют также заочная и вечерняя форма обучения, однако, как правило, это коммерческие группы. Срок обучения для них такой же, как и на дневной форме. Многие парни и девушки мечтают получить специальность "Технология машиностроения". Колледж обучает и подготавливает таких специалистов согласно требованиям основной профессиональной образовательной программы.

Учебный процесс

Учебный процесс на базе 9 классов включает в себя 4 курса обучения. Поступившие после 11 класса, как правило, попадают сразу на II курс.

I курс включает в себя общеобразовательные предметы и лишь базовые начальные знания по специальности. Закончив его, студент получает аттестат о базовом общем среднем образовании.

II курс состоит из нескольких общеобразовательных предметов (таких как высшая математика, физика) и большинства предметов по специальности: металловедение, менеджмент, теория резания, техническая механика и др.

III и IV курс состоит только из спец. предметов. Студенты изучают, электротехнику, специализированное оборудование, основы экологии, технические процессы изготовления машин и деталей, основы экономики и др.

По окончании учебного процесса и прохождения практики учащиеся пишут дипломную работу и получают диплом.

Практика по специальности "Технология машиностроения"

Как правило, в течение всего учебного процесса нужно пройти 3 различные практики, связанные с профессией "Технология машиностроения". Специальность СПО (среднего профессионального образования) требует не только знаний, но и базовых навыков по работе с деталями и механизмами.)

Первая практика - слесарная, и студенты допускаются к ней после окончания II курса. Кроме того, для допуска требуется сдать экзамен по технике безопасности. Слесарные мастерские, как правило, располагаются на территории учебного заведения. На этом этапе студенты впервые знакомятся с техническим оборудованием и пробуют на нем работать. В ходе практики учащимся необходимо сделать несколько заданий, таких как заточка резца, нарезание внутренней и наружной резьбы, выполнение разметки на деталях. Чаще всего студенты выполняют работу на слесарных верстаках и станках.

Вторая практика у студентов на III курсе - механическая. Если на территории учебного заведения нет механического участка, тогда студенты проходят практику на заводах и предприятиях. Стандарт специальности "Технология машиностроения" на данном этапе требует изучения станков, таких как токарные, фрезерные, сверлильные, шлифовальные и пр. Студент закрепляется за одним из станков и вместе с наставником работает за ним. Допустимо проходить практику и на ЧПУ установках. В таком случае студент знакомится с управляющими программами и способом их ввода.

Преддипломная практика

На IV курсе учащихся ожидает преддипломная практика. Она длится около двух месяцев. Как правило, студентов распределяют на механических площадках в зависимости от темы диплома. К примеру, если учащемуся на факультете "Технология машиностроения" (специальность - "техник") была выдана тема «Расчет и проектирование червячной шлицевой фрезы», то его направляют на мех. участок, где изготавливаются фрезы. По окончании практики учащиеся сдают экзамен на разряд и получают свидетельство государственного образца о присвоении разряда.

Электронное машиностроение

В последнее время наша страна активно развивает отрасль промышленности по производству нового оборудования и техники. Не стоит на месте и развитие в такой области, как электронные технологии в машиностроении. Специальность современного инженера включает себя обязательные знания в этой сфере науки. Электронные технологии изучают электровакуумные устройства и механизмы. Они работают по принципу лампы накаливания: в рабочем пространстве такого прибора отсутствует воздух, что позволяет усиливать и преобразовывать электромагнитную энергию.

Какие знания получают студенты в процессе обучения?

Специальность "Технология машиностроения" дает возможность работать во многих направлениях. Это связано с тем, что в течение обучения техник получает огромный багаж необходимых знаний. Во время учебного процесса студенты изучают способы обработки деталей, учатся рассчитывать время на изготовление, выбирать необходимый режим резания, изучают оборудование на механических участках и принцип его работы. Кроме этого, молодых специалистов обучают работать в многих компьютерных программах, таких как "Компас" и AutoCAD. Это универсальные приложения для создания и проектирования любых приспособлений и деталей в системе трёхмерного моделирования.

Перспективы в работе

Сложно вспомнить время, когда хорошие инженеры были невостребованы. На любом промышленном предприятии всегда требуются квалифицированные технологи, знающие специальность "Технология машиностроения". Кем можно работать с такой профессией, знает каждый, кто хоть раз сталкивался с промышленными предприятиями. Работа молодого инженера, как правило, начинается с изготовления деталей на станках и верстатках. Со временем можно продвинуться по службе - стать мастером участка, на котором изготавливается деталь, или же и во все перевестись работать из пыльного цеха в чистый офис. Офисные технологи - это конструкторы и инженеры по внедрению новой техники и оборудования.

Пик популярности и престижности профессии инженера пришёлся на середину прошлого века. Тогда конкурс при поступлении в технические вузы Москвы смело мог соперничать с конкурсами в медицинские вузы и даже ВГИК. Однако, как это ни печально, в 90-е годы ХХ века слово «инженер» приблизилось по смыслу к словам «нищий» и «безработный». Как же дело обстоит сейчас, по прошествии 20 лет с тех смутных времён?

Абитуриенты, которые хотят получить техническое образование в Москве , чаще всего выбирают одну из 5 перечисленных ниже специальностей.

ТОП 5 самых популярных технических специальностей:

Специальность ВУЗ Конкурс Мин. ЕГЭ
Вычислительные машины, комплексы, системы и сети Московский технический университет связи и информатики 98
91
Академия федеральной службы безопасности Российской Федерации. Институт криптографии, связи и информатики 91
Московский авиационный институт (Государственный технический университет) н/д
Московский государственный технический университет радиотехники, электроники и автоматики н/д
Приборостроение Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения. Московский киновидеоинститут 91
Технология машиностроения Российский государственный университет нефти и газа им. И.М. Губкина 4 человека на 1 бюджетное место 220
Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана 192
Национальный исследовательский университет Московский энергетический институт 163
Московский государственный технологический университет «Станкин» 160
Московский государственный университет путей сообщения 91
Автомобильные дороги и аэродромы Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет 3 человека на 1 бюджетное место Приём только переводом на старшие курсы
Эксплуатация и испытания авиационной и космической техники Московский государственный технический университет гражданской авиации 3 человека на 1 бюджетное место 93

Как видите, разброс минимального количества баллов ЕГЭ, необходимых абитуриенту для того, чтобы быть зачисленным в технические вузы Москвы , довольно велик. Если вы уверены в своих знаниях и возможностях, вы можете попробовать поступить в лучшие технические вузы Москвы, а для абитуриентов с более скромными запросами найдётся место в институтах попроще.

Рейтинг технических вузов Москвы

Технические колледжи при вузах

Факультет среднего профессионального образования Московского государственного университета приборостроения и информатики (МГУПИ).

Факультет представляет собой колледж внутри института. Приобретая новые специальности, студенты колледжа обучаются на одних производственных базах со студентами технических институтов Москвы. По окончании обучения выпускники получают приглашения на работу от организаций, с которыми у МГУПИ налажено тесное сотрудничество.

Московский техникум космического приборостроения (МТКП) при Российском государственном торгово-экономическом университете(РГТЭУ)

Отличный шанс стать специалистом в области вычислительной техники и управления летательными аппаратами, выучить английский язык и окончить дополнительные компьютерные курсы.

Колледж управления, права и информационных технологий при Московском государственном университете экономики, статистики и информатики (МЭСИ)

В этом колледже кроме прикладной информатики, возможно освоить банковское дело, получить знания по земельно-имущественным отношениям и другим специальностям.

Математический колледж национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» (МК НИЯУ «МИФИ»)

Вы можете получить среднее специальное образование в области компьютерных технологий, менеджмента, программирования и даже бухгалтерского учёта.

Наталия Когтева