Программа разбора предложения. Как разобрать предложение по членам? на какой предмет или явление направлено действие

План разбора:

  • Сложносочинённое.

    Количество частей в составе сложного, их границы (выделить грамматические основы в простых предложениях).

    Средства связи между частями (указать союзы и определить значение сложного предложения).

    Схема предложения.

Образец разбора:

Была зима , но все последние дни стояла оттепель . (И.Бунин).

(Повествовательное, невосклицательное, сложное, союзное, сложносочинённое, состоит из двух частей, между первой и второй частями выражено противопоставление, части соединены противительным союзом но. )

Схема предложения:

1 , но 2 .

Порядок синтаксического разбора сложноподчинённого предложения

План разбора:

    Вид предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное или побудительное).

    Вид предложения по эмоциональной окраске (восклицательное или невосклицательное).

  • Сложноподчинённое.

    Главная и придаточная части.

    Что распространяет придаточная часть.

    Чем присоединяется придаточная часть.

    Расположение придаточной части.

    Тип придаточной части.

    Схема сложноподчинённого предложения.

Образец разбора:

Когда она играла внизу на рояле 1 , я вставал и слушал 2 . (А.П. Чехов)

(Повествовательное, невосклицательное, сложное, союзное, сложноподчинённое, состоит из двух частей. 2-я часть главная, 1-я – придаточная, придаточная часть распространяет главную часть и присоединяется к ней союзом когда , придаточная часть располагается перед главной, тип придаточной части – придаточное времени).

Схема предложения:

(союз когда…) 1 , [ … ] 2 .

придаточное

Сущ.. глаг. союз мест. Глаг. пр. прил. сущ.

Путники увидели , что они находятся на маленькой поляне . (Повеств., невоскл., сложное, СПП с прид. изъяснительным, 1) нераспр., двусост., полное. 2) распр., двусост., полдное).

[ ____ ], (что…).

Порядок синтаксического разбора бессоюзного сложного предложения

План разбора:

    Вид предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное или побудительное).

    Вид предложения по эмоциональной окраске (восклицательное или невосклицательное).

  • Бессоюзное.

    Количество частей (выделить грамматические основы в простых предложениях).

    Схема предложения.

Образец разбора:

Песенка кончилась 1 – раздались обычные рукоплескания 2 . (И.С. Тургенев)

(Повествовательное, невосклицательное, сложное, бессоюзное, состоит из двух частей, первая часть указывает на время действия того, о чём говорится во второй части, между частями ставится тире.)

Схема предложения:

Синтаксический разбор простого предложения прочно вошёл в практику начальной и средней школы. Это самый трудный и объёмный вид грамматического разбора. Он включает характеристику и схему предложения, разбор по членам с указанием частей речи.

Строение и значение простого предложения изучается начиная с 5 класса. Полный набор признаков простого предложения обозначается в 8 классе, а в 9 классе основное внимание уделяется сложным предложениям.

В этом виде разбора соотносятся уровни морфологии и синтаксиса: ученик должен уметь определять части речи, узнавать их формы, находить союзы, понимать способы связи слов в словосочетании, знать признаки главных и второстепенных членов предложения.

Начнём с самого простого: поможем ребятам подготовиться к выполнению синтаксического разбора в 5 классе. В начальной школе ученик запоминает последовательность разбора и выполняет его на элементарном уровне, указывая грамматическую основу, синтаксические связи между словами, вид предложения по составу и цели высказывания, учится составлять схемы и находить однородные члены.

В начальной школе используются разные программы по русскому языку, поэтому уровень требований и подготовка учащихся разные. В пятом классе я принимала детей, обучавшихся в начальной школе по программам образовательной системы "Школа 2100", "Школа России" и "Начальная школа XXI века». Отличия есть и большие. Учителя начальной школы проделывают колоссальную работу, чтобы компенсировать недостатки своих учебников, и сами "прокладывают" преемственные связи между начальной и средней школой.

В 5 классе материал по разбору предложения обобщается, расширяется и выстраивается в более полную форму, в 6-7 классах совершенствуется с учётом вновь изученных морфологических единиц (глагольные формы: причастие и деепричастие; наречие и категория состояния; служебные слова: предлоги, союзы и частицы).

Покажем на примерах отличия между уровнем требований в формате синтаксического разбора.

В 4 классе

В 5 классе

В простом предложении выделяется грамматическая основа, над словами обозначаются знакомые части речи, подчёркиваются однородные члены, выписываются словосочетания или рисуются синтаксические связи между словами. Схема: [О -, О]. Повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое, с однородными сказуемыми.

Сущ.(главное слово)+прил.,

Гл.(главное слово)+сущ.

Гл.(главное слово)+мест.

Нареч.+гл.(главное слово)

Синтаксические связи не рисуются, словосочетания не выписываются, схема и основные обозначения такие же, но характеристика иная: повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, осложнено однородными сказуемыми.

Разбор постоянно отрабатывается на уроках и участвует в грамматических заданиях контрольных диктантов.

В сложном предложении подчёркиваются грамматические основы, нумеруются части, над словами подписываются знакомые части речи, указывается вид по цели высказывания и эмоциональной окраске, по составу и наличию второстепенных членов. Схема разбора: [О и О] 1 , 2 , и 3 . Повествовательное, невосклицательное, сложное, распространённое.

Схема остаётся той же, но характеристика иная: повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 3 частей, которые связаны бессоюзной и союзной связью, в 1 части есть однородные члены, все части двусоставные и распространённые.

Разбор сложного предложения в 5 классе носит обучающий характер и не является средством контроля.

Схемы предложения с прямой речью: А: "П!" или "П," - а. Вводится понятие цитаты, совпадающее по оформлению с прямой речью.

Схемы дополняются разрывом прямой речи словами автора: "П, - а. - П." и "П, - а, - п". Вводится понятие диалога и способы его оформления.

Схемы составляют, но характеристика предложений с прямой речью не производится.


План разбора простого предложения

1. Определить вид предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное).

2. Выяснить тип предложения по эмоциональной окраске (невосклицательное или восклицательное).

3. Найти грамматическую основу предложения, подчеркнуть её и обозначить способы выражения, указать, что предложение простое.

4. Определить состав главных членов предложения (двусоставное или односоставное).

5. Определить наличие второстепенных членов (распространённое или нераспространённое).

6. Подчеркнуть второстепенные члены предложения, указать способы их выражения (части речи): из состава подлежащего и состава сказуемого.

7. Определить наличие пропущенных членов предложения (полное или неполное).

8. Определить наличие осложнения (осложнено или не осложнено).

9. Записать характеристику предложения.

10. Составить схему предложения.

Для анализа мы использовали предложения из прекрасных сказок Сергея Козлова про Ёжика и Медвежонка.

1) Это был необыкновенный осенний день!

2) Обязанность каждого - трудиться.

3) Тридцать комариков выбежали на поляну и заиграли на своих писклявых скрипках.

4) У него нет ни папы, ни мамы, ни Ёжика, ни Медвежонка.

5) И Белка взяла орешков и чашку и поспешила следом.

6) И они сложили в корзину вещи: грибы, мёд, чайник, чашки - и пошли к реке.

7) И сосновые иголки, и еловые шишки, и даже паутина - все распрямились, заулыбались и затянули изо всех сил последнюю осеннюю песню травы.

8) Ёжик лежал, по самый нос укрытый одеялом, и глядел на Медвежонка тихими глазами.

9) Ёжик сидел на горке под сосной и смотрел на освещённую лунным светом долину, затопленную туманом.

10) За рекой, полыхая осинами, темнел лес.

11) Так до самого вечера они бегали, прыгали, сигали с обрыва и орали во всё горло, оттеняя неподвижность и тишину осеннего леса.

12) И он прыгнул, как настоящий кенгуру.

13) Вода, куда ты бежишь?

14) Может, он с ума сошёл?

15) Мне кажется, он вообразил себя... ветром.

Образцы разбора простых предложений


    Кроме грамматической основы (подлежащего и сказуемого, либо только сказуемого, либо только подлежащего) в предложении могут присутствовать и второстепенные члены предложения.

    К второстепенным членам предложения относятся

    дополнения,

    обстоятельства,

    определения.

    Предложение, в котором присутствует хотя бы один второстепенный член, называется распространенным. Если таких членов предложения нет, тогда это будет нераспространенное предложение.

    Также предложения могут быть осложненные. В них могут быть однородные члены, также слова и различные конструкции, которые грамматически не связаны с остальными членами предложения. К ним относятся, например, обращения, вводные слова и предложения, междометия.

    Осложнены предложения могут быть причастными и деепричастными оборотами, вставными конструкциями.

    При разборе предложения по членам предложения нужно подчеркнуть графически все слова в зависимости от их синтаксической роли в предложении. Например, подлежащее подчеркивается одной чертой,

    сказуемое — двумя чертами,

    дополнение — пунктирной,

    обстоятельство — черточка с точкой,

    определение — волнистой линией.

    Разбор предложения по составу выполняется в следующем порядке.

    1. Сначала отмечаются главные члены предложения. А именно сказуемое и подлежащее.
    2. Затем переходим к второстепенным. Они могут быть определениями, дополнениями и обстоятельствами.
    3. Указываем тип предложения (дву- или односоставное).
    4. Определяем полноту (полное или нет).
    5. Уточняем распространено ли оно?
    6. Осложнено ли?

    Рома взял красивую книгу. Предложение двусоставное, распространенное, не осложненное, полное

    По составу можно разобрать только слово, а предложение разбирают по членам (т.е. производят синтаксический разбор)

    Чтобы разобрать предложение, необходимо придерживаться определенного плана.

    Теперь рассмотрим несколько примеров разбора предложений, дабы стало понятнее.

    Если на каком-то этапе разбора предложения возникают трудности, необходимо выучить основной теоретический материал по этой теме. Ниже предоставлю основные положения и информацию, которая требуется при разборе предложений.

    По составу предложение не разбирается. Разобрать предложение можно только синтаксическим разбором. То есть находим главное предложение, сказуемое и остальные члены предложения (дополнения, обстоятельства, наречия и т.д). А также можно определить вид подчинения, если имеется.

    Я полагаю, что вы имели в виду не разбор предложения по составу, а синтаксический разбор предложения или иначе разбор по членам предложения. Для начала нужно дать характеристику предложения по цели высказывания: повествовательное, вопросительное или побудительное. Затем обозначить эмоциональную окраску предложения (восклицательное или невосклицательное). Выделить грамматические основы и дать характеристику предложению (простое или сложное). Далее:

    1) Если предложение простое:

    Дать характеристику предложения по наличию основ(двусоставное или односоставное)

    Написать распространено или не распространено предложение второстепенными членами

    Написать осложнено или не осложнено предложение оборотами, обращением, вводными словами

    Подчеркнуть члены предложения и составить схему.

    2)если предложение сложное:

    написать какая связь в предложении союзная или бессоюзная

    Обозначить средство связи(подчинительный союз, сочинительный союз или интонация)

    Сделать вывод какое предложение (сложноподчиненное, сложносочиненное или бессоюзное)

    Выполнить для каждой части предложения пункты для простого предложения.

    Составить схему.

    Как правило, в русском языке, любое предложение состоит из двух главных членов, это подлежащего и сказуемого, составляющих его основу. В предложение так же может быть либо одно подлежащее, либо сказуемое, и уже в зависимости от этого признака они делятся на односоставные (один главный член в предложении) и двусоставные (в предложении есть и подлежащее и сказуемое). При разборе предложения, нужно обязательно найти его основу, то есть выявить подлежащее и сказуемое, после чего, определяем второстепенные члены предложения, если они есть, разумеется. Так же необходимо выявить полноту предложения, указать его вид и тип (односоставное или двусоставное)

    Предложение можно разобрать по синтаксическому разбору. В таком случае в предложении нужно найти и определить члены предложения (подлежащее, сказуемое,определение, дополнение и обстоятельство). В предложении могут быть как все члены предложения, так и только подлежащее со сказуемым.

    Предложение можно разобрать на подлежащее и сказуемые. От главных слов предложения задаем вопросы к другим словам. Выявляем следующие части предложения. Смотрите разбор на таблице.

    Служебные части речи, например, предлоги, считаются членом предложения вместе с существительным, к которому относятся. А частицы, которые относятся ко всем словам в предложении членом предложения не являются. Союзы не являются членом предложения, если являются связующим звеном в сложном предложении. А если относятся к отдельным словам, тогда определяются как член предложения с тем словом.

    Чтобы разобрать предложение по составу для начала необходимо выделить его главные члены, а именно его грамматическую основу, к которой относятся как подлежащее, так и сказуемое.

    Следует сразу отметить, что предложение может включать как все главные члены, так и состоять из одного.

    Можно определить вид предложения по составу грамматической основы. Предложения бывают двусоставные и односоставные. В двусоставном предложении мы видим налицо состав подлежащего(подлежащее+ определения) и состав сказуемого (сказуемое, дополнение и обстоятельство).

    Желтые одуванчики тянутся к солнцу. Что? одуванчики-подлежащее. Одуванчики. что делают? тянутся —сказуемое. Одуванчики тянутся -грамматическая основа двусоставного предложения.Тянутся куда? к солнцу —обстоятельство. Одуванчики какие? желтые определение.

    В односоставном предложении присутствует только один главный член.Если это сказуемое, то различают определенно-личные, неопределенно-личные и безличные предложения. Если в предложении главный член выражен существительным,то это назывное предложение. Пример: Ночь. Холодная землянка. Перестрелка.Тишина.

    В определенно-личных предложениях сказуемое выражается глаголом настоящего или будущего времени в форме 1 или 2 лица или глаголом повелительного наклонения,который всегда имеет форму 2 лица единственного или множественного числа.

    Не рвите серебряные струны. Пойдем погуляем в парк. Ищите и найдете спутника жизни.

    В неопределенно-личных предложениях сказуемое выражается глаголом 3 лица настоящего и будущего времени или глаголом прошедшего времени множественного числа,а также глаголом условного наклонения.

    Меня премировали. Пассажиров пригласили пройти в самолет. Звонят.

    В безличных предложениях сказуемое,в первую очередь, выражается безличным глаголом (Смеркалось.Вечерело. Мне нездоровится.), инфинитивом (Не нагнать тебе бешеной тройки.), предикативным наречием (Душно в вагонном плену.), кратким страдательным причастием среднего рода (Послано за доктором.), безличным глаголом+ инфинитивом (Пришлось мне подождать поезд), предикативным наречием+ инфинитивом (Плохо жить без работы).

    В заданиях по русскому языку производится разбор слов по составу, а то, что делают с предложением — это синтаксический разбор.

    На первом этапе синтаксического разбора находят главные члены предложения — подлежащее и сказуемое. Затем определяют роль остальных слов, являющихся второстепенными членами предложения — дополнения, определения, обстоятельства.

К сожалению, выполнить синтаксический разбор предложения онлайн на русском языке невозможно. Не существует сервисов, которые выполняли бы поставленную задачу.

1. Что такое синтаксический разбор предложения

Наверняка, Вы помните, что синтаксический разбор подразумевает следующее:

  • определение вида по цели высказывания;
  • определение вида по эмоциональной окраске;
  • определение вида по наличию грамматических основ;
  • определение членов предложения (в школе мы подчеркивали части речи, это именно то, что нужно).

На самом деле пунктов там больше, но это самое основное.

Обычно под рассматриваемым понятием мы подразумеваем только последний пункт. То есть синтаксический разбор предложения - это обычно определение членов предложения. От этого и отталкиваемся.

Так вот, правда в том, что сделать это, то есть определить члены предложения невозможно на сегодняшний день. Просто нет таких сервисов, которые могли бы это выполнить.

А как же другие статьи в интернете?

Да, на других сайтах Вы легко можете найти ТОП-5, ТОП-10 и так далее сервисов, которые якобы помогают разобрать предложение. Но на самом деле они не работают или выполняют задачу, но не ту. Также множество из них предназначены для предложений на английском языке.

2. Что можно найти в интернете

Вот список советов и сервисов, которые Вы найдете в интернете по этой теме, а также то, почему они в корне неверные:

  • Сайт seosin.ru . Там якобы производится синтаксический разбор введенного в специальное поле текста, но сайт просто не работает. У большинства пользователей не отображается картинка с кодом, который вроде как нужно ввести для начала работы. У других вместо нее отображается просто слово «kod». Судя по форумам, у кого-то комбинацию все-таки иногда видно, но даже если это и так, при нажатии кнопки «Анализировать» ничего не происходит. То, что Вы вводили в поле, удаляется и Вы видите его абсолютно пустым. Да, вполне возможно, разработчики и могли сделать нужный функционал и изначально у них все работало (мы не обвиняем никого в обмане), но сейчас это не так.

Рис. №1. Нерабочий сервис seosin.ru

  • Сайт Грамота.ру (gramota.ru). Нередко в интернете можно встретить и ссылку на этот ресурс, но он выполняет совершенно не ту задачу, что нужно. Там есть сервис на проверку одного слова по словарям. Если Вы введете в соответствующее поле одно слово, Вы увидите полную информацию о нем - как пишется, что означает, синонимы, ударение и тому подобное. Но разобрать предложение на части речи Грамоту.ру не в состоянии.

Рис. №2. Сервис Грамота.ру, который выполняет совершенно другую задачу

  • Сайт morphologyonline.ru . И еще один ресурс, который выполняет задачу, да не ту. Здесь можно ввести всего лишь одно слово и увидеть, что это за часть речи, морфологические признаки и синтаксическую роль в предложении или словосочетании. Опять же, он работает только с одним словом, а не с предложениями.

Примечание: Может быть, этот сервис и можно было бы использовать для синтаксического разбора текста - вводить каждое слово по отдельности и смотреть, что это за часть речи. Но, как видите на рисунке №3, в разделе «Синтаксическая роль» указано лишь то, что это слово может быть разным членом предложения в зависимости от контекста. В большинстве случаев написано то же самое, поэтому сервис тоже относится к разряду бесполезных в нашем случае.

Рис. №3. Сервис morphologyonline.ru, который тоже выполняет не ту задачу

  • Всевозможные справочные материалы. Нередко в различных статьях Вы можете увидеть ссылки на справки, другие тексты, видеоуроки и тому подобные материалы. Конечно, все это очень полезно, но ведь перед нами стоит задача разобрать все предложение онлайн, а не почитать о том, что это такое и как выполняется. Возможно, человек и так знает, как это делается, но хочет проверить свои знания при помощи онлайн сервисов. Такой возможности, к сожалению, нет.

Также есть и другие ресурсы, но они просто не работают или работают, но только с одним словом.

Что касается русского языка, то существует один сервис, который выполняет задачу частично. Речь идет о сайте goldlit.ru . Мы разберем его подробнее.

3. goldlit.ru

Скажем сразу, что это сайт для морфологического разбора слова онлайн, но он работает и с целыми предложениями.

Если ввести в строку предложение, отобразится информация для каждого слова отдельно. Там будет информация и о части речи, а это уже что-то. Конечно, это тоже неполноценное выполнение задачи, но хоть как-то. Сервис работает бесплатно.

Чтобы им воспользоваться, нужно следующее:

  • В специальное поле введите предложение, которое хотите разобрать.
  • Нажмите кнопку «Разбор».
  • После этого ниже будет видно каждое слово из введенных его начальная форма, часть речи, грамматика и возможные формы.

Рис. №4. Использование goldlit.ru

Понятно, что Вы должны будете самостоятельно подчеркивать части речи. Ни о каких определениях подвидов по цели, эмоциональной окраски и так далее речи быть не может.

Фактически, это наиболее близкий к поставленной цели сайт, но он выполняет ее неполноценно. Еще в интернете есть немало ссылок на англоязычные ресурсы, но они тоже делают почти то, да не то.

4. Ресурсы для английских предложений

Первый сервис, на котором мы сосредоточим внимание, Вы можете найти по ссылке (называется Delph-in или Дельфин). Это действительно крутая вещь, особенно для тех, кто учит английский язык.

Там видно очень много интересных деталей, но не определяется, какая это часть речи и, конечно же, она не подчеркивается. При этом для отображения результатов используется уникальная визуальная среда.

Сама платформа для грамматики называется Linguistic Knowledge Builder. Возможно, Вы что-то об этом слышали.

Использование такое же, как и обычно - вводите в соответствующее поле предложение и жмете кнопку «Analyze». Правда, разобраться со всеми функциями очень непросто. Понадобится немало времени.

Рис. №5. Delph-in

Если не разберетесь с Дельфином, то с Lexis Res все намного проще (ссылка - lexisrex.com). Он работает точно так же, как и goldlit.ru, толко информации о каждом слове выдает больше. Использование тоже точно такое же.

Рис. №6. Lexis Res

Вывод из всего этого такой: ни один ресурс в интернете не сможет полноценно выполнить синтаксический разбор предложения.

Есть лишь два сайта, которые отображают часть речи и один из них англоязычный. Так что придется все учить самостоятельно!

Порядок разбора

1. Определить тип предложения по цели высказывания (повествовательное, побудительное, вопросительное).

2. Определить тип предложения по эмоциональной окраске (восклицательное, невосклицательное).

3. Найти грамматические основы в предложении и доказать, что оно сложное.

4. Определить средства связи простых предложений в составе сложных (союзы, союзные слова, интонация) и установить тип данного сложного предложения (сложносочиненное, сложноподчиненное, бессоюзное, предложение с разными видами связи).

5. Если предложение сложносочиненное , то охарактеризовать смысловые отношения между составляющими его простыми; указать средства связи между простыми предложениями.

Если предложение сложноподчиненное , то назвать главное и придаточное; указать средства связи между простыми предложениями и вид придаточного.

Если предложение бессоюзное , то определить смысловые отношения между составляющими его простыми.

Если предложение с разными видами связи , то выделить смысловые части. Каждую часть разобрать как соответствующее простое или сложное предложение.

6. Составить схему предложения и объяснить постановку знаков препинания.

Образцы разбора

1) Лодка колыхалась на волнах, шаловливо плескавшихся об ее борта, еле двигалась по темному морю, а оно играло все резвей и резвей (Горький).

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, сложносочиненное, состоит из двух простых, связанных между собой интонацией и сочинительным противительным союзом а .

Первое простое предложение лодка колыхалась на волнах, шаловливо плескавшихся об ее борта, еле двигалась по темному морю ; второе - оно играло все резвей и резвей. Грамматическая основа первого предложения - лодка колыхалась, двигалась , грамматическая основа второго предложения - оно играло . Между простыми предложениями в составе сложного отношения противопоставления.

Между простыми предложениями перед союзом а ставится запятая, в конце повествовательного предложения - точка.

2) Но вот однажды, в оттепельный мартовский день, когда аэродром за одно утро вдруг потемнел, а пористый снег осел так, что самолеты оставляли на нем глубокие борозды, Алексей поднялся на своем истребителе (Полевой).

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, сложноподчиненное, состоит из четырех простых предложений, связанных между собой интонацией, союзным словом когда и подчинительным союзом что . В предложении выделяется одно главное и три придаточных предложения: первое и второе придаточные определительные (относятся к слову день в главном предложении и отвечают на вопрос какой ?), связаны между собой противительным союзом а ; третье придаточное образа действия, меры и степени (относится к сочетанию глагола-сказуемого с указательным словом так в главном предложении и отвечает на вопросы как ? в какой мере ?).

Это сложноподчиненное предложение с однородным и последовательным подчинением придаточных.

Придаточные предложения в составе сложного выделяются запятыми, в конце предложения ставится точка.