Поставь знак ударения спиши вместо букв обозначающих. Мягкий знак как знак разделения


1 класс

Бобры живут на реке. Они отличные строители. У бобров зубы острые, как бритва. На реке бобры делают плотины из стволов осины.


  1. Спиши текст.

  2. В первом предложении подчеркни буквы, которые обозначают мягкие согласные звуки.

  3. Над словами четвертого предложения поставь знак ударения.

У Серёжи кот Дымок. Он мал. Котик сер и пушист. Лапки у кота белые. Дымок ест рыбу. Он любит играть с клубком ниток.


  1. Слова третьего предложения раздели на слоги.

  2. В последнем предложении подчеркни мягкие согласные.

  3. Выпиши имя мальчика, придумай и запиши ещё два мужских имени.

Настала зима. Кругом пушистый снег. На окнах узоры. Вот кормушка для птиц. У Зины и Лизы крошки снега. Девочки кормят птиц.


  1. Запиши слова: олень - …б., … зв.; юла - … б., … зв.

  2. Над словами второго и пятого предложений поставь знак ударения.

  3. Придумай и запиши три слова с мягким знаком на конце.
Друзья.

Идёт сильный дождь. Больной Дружок лежит под крыльцом. Вадим завязал ему больную лапу. Мальчик принёс ему хлеба и молока.


  1. Найди в тексте слова с мягким знаком и подчеркни их одной чертой.

  2. Придумай и запиши два слова с мягким знаком на конце слова и два - в середине.

  3. Над словами второго и последнего предложения поставь знак ударения.
Осенью.

Я люблю бродить по лесу поздней осенью. Зябко дубкам и берёзкам. Из леса доносился свист рябчика. Над елью пискнула синица. Голый лес притих, насупился.


  1. Придумай и запиши три женских имени.

  2. Запиши слова: коньки - …б., … зв.; ёлка - … б., … зв.

  3. Над словами 3, 4 и 5 предложений поставь ударение.

Контрольное списывание.

Яблонька.

Около дома росла яблонька. Поднялся сильный ветер. Он стал ломать её. Коля принёс колья. Мальчик подвязал деревце. Ночью выпал снег. Пушистый мех укутал яблоньку.

Составь из слов каждой строчки предложения, запиши их.


  1. снег, пушистый, кругом

  2. падает, он, тихо, на, землю

  3. в. Юра, лес, идёт

  4. корм, у. мальчика, птиц, для

.Спиши. Поставь точки и замени, где нужно строчные буквы прописными.

Надвинулась туча река замёрзла в сеть попала щука берёзка зазеленела идёт урок поднялся ветер ученик рисует мальчик смотрит в окно

^ Спиши. Поставь точки и замени, где нужно строчные буквы прописными. Подчеркни предложение из одного слова.

Выпал снег сверкнула молния началась метель тетрадь лежит на парте поезд отправляется шумит река солнце ласково греет темнеет

^ Спиши. Поставь точки и замени, где нужно строчные буквы прописными.

Была осень ребята сажали яблони каждый ученик посадил яблоньку будет хороший школьный сад

^ Напиши слова через запятую.

Букварь. Наташа. Сад. Галя. Борисов. Карта. Серёжа. Ира. Бумага. Решетникова. Отряд. Повар. Иван. Собака. Осина. Гагарин. Тюльпан.

^ Составь и запиши по два предложения из каждой строчки.

Мама, молния, пришила, сверкает, молнию.

Пишу, рву, мягкий, мох, мягкий знак.

Из трубы, мама, идёт, дым, идёт.

Шум, Коля, мешал, работе, мешал, ложкой, кашу.

^ Спиши. Где нужно, вместо точек поставь Ь.

Лос… - крупное животное. Зимние месяцы – декабр… , январ… , феврал… .

Был… жаркий ден… . Брат… и я были в лесу. Брат… стал искат… грибы. На столе лежит бул…ка. Собаку зовут Бул…ка.

^ Спиши. Подчеркни буквы, обозначающие мягкие согласные.

Игорь, Ольга, маленький, учительница, пальто, возьму, пальцы, просьба, житель, апрель, сентябрь, васильки, тесьма, чашка, сентябрь, огоньки.

^ Спиши. Подчеркни буквы, обозначающие мягкие согласные. Поставь над словами ударение.

Всё лето листья подставляли солнцу свои ладошки, спинки и животики. И сами стали как солнышки – багряными и золотыми.

^ Напиши сначала слова, в которых буква Я обозначает мягкость согласного, затем с новой строчки все остальные слова.

Якорь, сеялка, язык, утята, солянка, январь, стоянка, ягоды, поляна, яблоко, цыплята, гулял, яма, Яков, таял, рябина, вязал.

^ Спиши, вставляя пропущенные буквы. Подчеркни слова, в которых все согласные звуки твёрдые.

Прилетела цапл… к озеру. Она вошла в озеро и притаилас… . А глаза зоркие – всё видят. Клюнула цапл… плотичку, но промахнулась.

^ Спиши. Подчеркни слова, которые пишутся одинаково, поставь в них ударение.

Собака сидит у ворот. У рубахи был вышит ворот. У часов две стрелки. Стрелки взяли ружья. За рекой было село. Солнце село. Дети пили молоко. Пили бревно ровно.

^ Выпиши сначала слова с ударением на первый слог, потом – с ударением на втором слоге. Поставь ударение.

Валенки, деревня, картина, погода, тарелка, товарищ, газета, пятница, лопата, дерево, яблоко, ложка, лесной, роза, платок, корень, перо, волчок, озеро, голубь.

^ Спиши слова, поставь в них ударение.

Километр, магазин, шофёр, документ, красивее, портфель, арбуз, свёкла, зевота, дремота, звонит, звонишь, баловаться, начал, начала, начали, заперли, заперла, понял, поняла, поняли.

^ Составь и запиши четыре предложения: в первом напиши имя и фамилию, во втором- название города или реки, в третьем и четвёртом клички животных.

Выпиши слова в два столбика. В первыйстолбик, которые отвечают на вопрос кто? , во второй – на вопрос что?

Брат, мама, корабль, овраг, мороз, внук, река, бабушка, шуба, дуб, котёнок, Коля, сосед, урок, сирень, товарищ, воробей, день, рама, осень, олень, гусь, месяц, рабочий, работа, писатель, космонавт.

^ Спиши. Поставь, где надо точку, замени строчные буквы прописными.

Моросит дождь дети катаются с горы наступает ночь скворцы хлопочут около гнёзд ежи живут в лесу я был в театре экскурсия нам понравилась

Спиши слова. Подчеркни односложные слова, а в трёхсложных словах поставь ударение.

Школа, сестра, брат, трава, мыло, лес, рыбка, придумать, площадка, садовник, жаворонок, мир, озеро, лилия, огонёк, ягодка, конь.

Запиши слова, вставляя пропущенные буквы. Проверь по словарю. Составь предложение с одним из слов, запиши.

…таж, а…ропорт, …леватор, …кран, …кскаватор, …кскурсия, по…т, …кскурсия.

Муз…й, тролл…йбус, милицион…р.

Знаем, что мягкий знак звука не даёт, а еще знаем, что мягкий знак выполняет разную работу. О работе мягкого знака наш интернет урок…

Итак, в каких случаях пишется мягкий знак ?

Мягкий знак как знак мягкости

1.Буква ь пишется для обозначения мягкости согласного в конце слов

Например: голубь, тетрадь, грязь, жаль, семь, конь, насыпь, зверь, раскрась, нить.

Будьте внимательны к словам, которые заканчиваются на Ч, Щ!!!

В словах мужского рода НЕ пишем Ь . Например, врач, грач, борщ, мяч.

А в словах женского рода пишем Ь. Например, дочь, печь, речь.

2. Буква ь пишется для обозначения мягкости в середине слова после мягких согласных перед твердыми согласными.

Например: резьба, просьба , нянька , меньше, редька, деньки, коньки, письмо,

Запомни! Буквенные сочетания ЧТ, ЧК, ЧН, НЧ, ЩН, НЩ, РЩ пишутся без мягкого знака.

Например, печк а, строчк а, отличн о, нянч ить, одуванч ик, овощн ой, каменщ ик, сборщ ик, борщ.

Буквенные сочетания СТ, СН, ЗН, ЗД, НТ (когда буквы Т или Н обозначают мягкий звук) пишутся тоже без мягкого знака.

Например, лист ья, песн я, весн а, кост и, жизн ь, бант ик, гост и, узн ик.

РЧ – перчик, ларчик, корчить, сверчок, ворчать
НЧ – венчик, кончик, ранчо, пончо, ленч, птенчик, одуванчик
ЧН – сочник, срочно, млечный, обычный, привычный
ЧК — ручка, бочка, девочка, почки, точка, свечка, саночки, крылечко, уздечка, гречка, бабочка, удочка
РЩ – сварщик, уборщик, морщина
НЩ – сменщик, оконщик, банщик, погонщик, обманщик
ЩН – мощный, помощник, хищник

3. Буква ь пишется ВСЕГДА после буквы Л , которая обозначает мягкий звук [л`]

Например: ль няной, боль шой, маль чик, сель дь, паль чик, галь ка, ль дина, валь с, спаль ня, вниматель ный.

4. В середине числительных на -десять, -сот

Например: пять сот

5. Буква ь пишется ВСЕГДА в суффиксах -оньк-, -еньк- .

Например, махоньк ий, маленьк ий, рыженьк ий, миленьк ий, беленьк ий.

Мягкий знак как знак разделения

Буква Ь может выполнять другую работу. Мягкий знак разделяет согласный звук от согласного звука [й’] вбуквах е, ё, ю, я, и.

Ты ведь знаешь, что буквы е, ё, ю, я дают два звука? е [й’э] , ё [й’о] , ю [й’у] , я [й’а] . Наблюдай: Я солю щи солью . В слове солю звук [й’] ушёл на смягчения [л`] и получилось [сал’У] , а в слове солью благодаря разделительному мягкому знаку буква ю сохранила два звука [сал’й’У] .

Буква ь пишется ВСЕГДА пишется перед буквами е, ё, ю, я, и , чтобы сохранить звук [й].

Например, семь я [с’эмй’ А], ль ёт [лй’ от], вь юга [вй’ уга], соловь и [салав’й’ и], муравь и [муравй’ и].


Понаблюдай за звуками в выделенных словах:

  • Пылю пылью .
  • Коля несёт колья .
  • Сначала полю , потом полью .

Но! В некоторых иноязычных словах разделительный мягкий знак пишется перед о. Например: буль он

Потренируемся?

1. Спиши, вставь, где нужно, «Ь», устно объясняя свой выбор. Подчеркни орфограмму.

Крошеч_ка, избушеч_ка, мал_чики, куроч_ка, девоч_ка, сороч_ка, мусор_щик, спор_щики, фонар_, фонар_щик, уздеч_ка, паял_щик, ложеч_ка, буднич_ный, лавоч_ка, мос_тик, башмач_ки, Олеч_ка, пес_ня.

2. Спиши, вставь, где нужно, «Ь», устно объясняя свой выбор. Подчеркни орфограмму.

Щёточ_ка, кошеч_ка, свароч_ный, различ_ные, шапоч_ка, Жуч_ка, печал_ный, убороч_ный, лис_титк, отлич_ный, ласточ_ка, стул_чик, веревоч_ка, смор_щились, камен_шик, слоеч_ка, игрушеч_ные, ч_тение, халтур_щик, косточ_ка, пес_ня, мес_ть, кос_ба, водич_ка, дал_няя.

3. Спиши, вставь, где нужно, «Ь», устно объясняя свой выбор. Подчеркни орфограмму.

Жиз_нь, дач_ка, точ_ка, боч_ка, прос_ба, свар_щик, печал_ный, жен_щина, палоч_ка, поч_та, сумоч_ка, девоч_ка, пал_чик, смор_щился, птен_чик, Эллоч_ка, Жанноч_ка, Ванеч_ка, Васен_ка, овощ_ные, хищ_ник, пес_ня, гос_ти, меч_та, нянеч_ка, сил_ный, веч_ный.

4. Напиши к словам родственные слова, образованные с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса -К- или -ОЧК-

Сказка —

Скрипка —

Тряпка —

Сердце —

Грядка —

5. Образуй от данных слов прилагательные к предложенным в скобках существительным.

Яйцо — (скорлупа какая?) — яич_ная

Столица — (колбаса какая?) —

Скрипка — (ключ какой?) —

облако — (погода какая?) —

наука — (открытия какие?) —

загадка — (человек какой?) —

ночь — (смена какая?) —

яблоко — (сок какой?) —

уборка — (страда какая?) —

пустяк — (проишествие какое?) —

ёлка — (игрушки какие?) —

сердце — (письмо какое?) —

сумрак — (день какой?) —

пыль — (дорога какая?) —

тысяча — (посетитель какой?) —

сток — (канал какой?) —

солнце — (день какой?) —

крошка — (игрушка какая?) —

Скука — (рассказ какой?) —

6. КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ Записать и прочитать предложения. Подчеркнуть слова с сочетаниями чк, нч, чн.


1. На столе ярко горела свечка. 2. Птенчик выпал из гнезда. 3. Шлю тебе сердечный привет. 4. Раньше люди пользовались солнечными часами. 5. Малыши построили песочный замок. 6. Птички клевали сочные ягоды. 7. На пироге румяная корочка. 8. В конце предложения надо поставить точку. 9. Хорошая привычка - закаляться холодной водой. 10. Дети принесли цветы к Вечному огню.

1. Отец ремонтирует машину гаечным ключом, 2. Скучно сидеть без дела. 3. Дождевая вода стекает в бочку. 4. Внучка за Жучку, Жучка за внучку. 5. Ночные бабочки летят на свет. 6. Я пришёл в школу точно по звонку. 7. Бабушка пьёт сердечные капли. 8. Ласточки свили гнездо под крышей. 9. По стене прыгает солнечный зайчик. 10. У отца срочная работа.

7.Словарные диктанты.

Отличник, вечный, бабочка, кончик, дочка, привычка, одуванчик, наконечник, строчка, ласточка, мучной, венчик, печка, бубенчик, подсолнечник. молочный, ночной, сочный, точный, срочный, скучный, облачный, мучной.(23 слов.)

Дудочка, точка, косточка, отличный, солнечный, пятиконечный, сто­личный, сердечный, кофточка, палочка, курочка, собачка, корочка, лисичка, верёвочка, девочка, пачка, скач­ка, тучка. (19 слова.)

Отличник учёбы, вечная слава, ночная бабочка, ласко­вая дочка, хорошая привычка, привычные дела, печная тру­ба, сочные ягоды, облачное небо, солнечный день.

М ечтать у о го нь ка, Ж учк а в вагончик е, приль нул к крыль цу, ко лечк и на о вечк е, гулять по буль вару, се рдечк о внучк и, ме ль кают ко нь ки, ручк а Н иночк и, доль ки апель сина, ша гать гусь ком. (25 слов).

8. Проверочные диктанты

Отличный урожай в нашем саду! Сладкие яблочки, красные вишенки, сочные груши. Налетели птички. Они тоже хотят полакомиться ягодами и фруктами. На верхушках деревьев от вишенок остались одни косточки. 30 слов.

СЕСТРИЧКА

У меня родилась сестричка Лизочка. Я помогаю маме ухаживать за ней. Каждый день я хожу на молочную кухню и приношу бутылочки с молочком. Мама греет молоко на кухне, а я показываю Лизочке игрушечных зверей. Она тянет к ним ручки и улыбается. 42 слова.

ЧЕМ ЛЮДИ ПИШУТ

Обычно я пользуюсь шариковыми ручками. Они появились недавно. Чем только люди раньше не писали! Деревянными палочками на дощечках из глины. Гусиными перьями при помощи чернил. Намного позже появились привычные нам ручки. Они удобные и прочные. Иногда их называют вечными перьями. 43 слова.

УЛИЧНЫЙ МУЗЫКАНТ

На дворе была скучная и сырая погода. Люди закончили свои привычные дела. Маленькими точками в некоторых окнах светились ночники. Было тихо и безмолвно. И вдруг послышались звуки скрипичного смычка. Уличный музыкант выводил печальную и грустную мелодию. Ночной город слушал колыбельную.

Итак…