Иноязычные слова и их русские синонимы.

13. Подберите к иноязычным словам русские синонимы

Афера – мошенничество;

Бартер – обмен;

Дебитор – должник;

Имидж – образ;

Инцидент – случай;

Конформизм – приспособленчество;

Легитимный – законный;

Ностальгия – воспоминания;

Остракизм - отчуждение;

Паблисити – общественность;

Стагнация – застой;

Трансляция – передача;

Секвестр – список;

14. Определите, какие из приведенных слов соответствует норме литературной речи, а какие – просторечию

Лягу – литературная речь;

Ляжу – просторечие;

Кладу – литературная речь;

Ложу – просторечие;

Ляг – литературная речь;

Ляж – просторечие;

Поклади – просторечие;

Положи – литературная речь;

Мозоль – литературная речь;

Мозоля – просторечие;

Дуршлаг – просторечие;

Друшлаг – литературная речь;

Противень – просторечие;

Протвень - литературная речь;

Туфля - просторечие;

Туфель- литературная речь;

Тапок- литературная речь;

Тапка - просторечие;

15. Укажите стилистические недочеты и речевые ошибки. Исправьте предложения

1. Слово «гложут» стилистическое неверное использование; глотать могут только волны.

Отделенные северные места, где волны гложут валунные берега, и только в узкие проемы летних месяцев отступает холодная Арктика, пропуская корабли по свинцовой дорожке ледяной воды.

2. Пирин обладает неповторимой красотой: его вершины точно мраморные ребра.

3. Специалисты – вулканологи держат руку на пульсе стихии.

4. Ярым врагом природы является нарушитель охотничьих законов, он же – непримиримый враг и настоящих охотников.

5. Исключить потери картофеля – такая мысль должна посещать каждого селянина.

6. На соседнем участке создаются комплекты приборов для физического практикума в школах.

16. Выберите нужное слово из стоящих в скобках

1.Свободные экономические зоны, таким образом, могут содействовать осуществлению стратегических планов России.

2. Уровень и качество оказания государственных услуг такого характера оставляют желать лучшего.

3. Средства, получаемые от приватизации и высвобождаемые от приватизации, должны быть направлены на ремонт жилья и его содержание.

4. На первом этапе, до середины 90 – х годов необходимо ослаблять социальную напряженность.

5. Без четко организованной системы управления эти проекты не могут быть осуществлены.

17. Найдите выражения фразеологического характера, укажите, насколько оправдано их употребление в контексте. Исправьте речевые недочеты, стилистические ошибки

1. Фразеологическое выражение «мартышкин труд» не оправдано при употреблении в данном контексте, так как имеет место официально – деловая речь.

Отвечая на вопросы журналистов о причинах ухода со своего поста министр сказала – «Я хотела бы чувствовать, что то, что я делаю не напрасно».

2. Употребление фразеологического выражения «выпускать пар» не оправдано, потому что значение оборота «выпускать пар»- дать выход своим эмоциям.

Сейчас в парламенте все больше сторонников реформ в стране.

3. Фразеологический оборот «спущен сверху» имеет значение, что вышестоящие организации отдали приказ или распоряжение, что не объясняет неудачного проведения праздника, соответственно не должен употребляться в данном предложении.

После неудачного окончания торжества, художественный директор программы объяснил причины плохой организации праздника.

4. Фразеологический оборот «во исполнение распоряжения» оправдан в употреблении данного предложения.

Во исполнение распоряжения командира роты весь личный состав был отведен в столовую на обед.

5. Фразеологический оборот может быть употреблен в данном предложении.

6. Фразеологический оборот может быть употреблен в данном предложении.

7. Фразеологический оборот может быть употреблен в данном предложении.

8. Нельзя лелеять цель – стилистическая ошибка.

Какую цель преследовали депутаты принимая бюджет на следующий год?

9.Фразеологический оборот может быть употреблен в данном предложении.


Список литературы

1. Введенская Л.А, Павлова Л.П, Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: Учебн. пособие для вузов. – Ростов -н/Д.: Феникс 2006.- 327с.

2. Головин Б.Н. Основы культуры речи: Учебник для вузов. – М.: Высшая школа, 1988.- 389с.

3. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи: Учебное пособие. – М.: Логос, 2003.- 455с.

4. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практикум. / Н. С. Водина, А.Ю.Иванова, В.С.Клюев и др.; – М.: Флинта: Наука, 2002.- 372с.

5. Русский язык и культура речи: Учебник. / Под ред. проф. О.Я. Гойхмана. – М.: ИНФРА-М, 2006.- 489с.

6. Русский язык и культура речи: Учебник для вузов. / А.И. Дунев, М.Я. Дымарский, А.Ю. Кожевников/ Под ред. В.Д. Черняк. – М.: Высшая школа, 2003.- 432с.

7. Русский язык и культура речи/ под ред. В. В. Максимова.- М.: Гардарики, 2000.- 462с.


Открывает возможность обеспечить большую устойчивость нормы, предотвратить полустихийные и как будто не контролируемые ее изменения. Об этих возможностях кодификации можно судить по следующим примерам: – разговорная речь – под воздействием принятого цифрового обозначения числительных в печатных текстах мы испытываем затруднения в склонении имен числительных. – в случаях, когда одна...

В античные времена были выделены и охарактеризованы многие из тех качеств («достоинств речи»), о которых на протяжении ряда веков говорили писатели, лингвисты, специалисты по стилистике и культуре речи, например чистота, ясность, краткость, уместность и красота. В настоящем пособии принята классификация, разработанная профессором Б.Н. Головиным, в которой в качестве основных особенностей речи...

... », 1997 и др. Значение словарей в жизни каждого человека трудно переоценить. Чтение словарей, постоянное обращение к ним повышает культуру речи. Словари обогащают индивидуальный словарный и фразеологический запас, знакомят с нормами русского языка, предостерегают от неправильного употребления слов, их грамматических форм, произношения. Словари расширяют наше познание языка, углубляют понимание...

Обычно выпадает на долю писателей, ученых, образованной части общества). Заключение В результате анализа изменений в структуре и функциях подъязыков по отношению к литературному языку уточняется представление о современных процессах взаимодействия данных языковых образований в условиях их существования в одном социуме. Рассматривая соотношение подъязыков по отношению к литературному языку в...

Что такое «копипаст»
«Хюлькенберг (на Ленте.Ру копипаст под запретом, но его фамилию я честно копирую)». Лента.ru
«На пресс-конференции Гуттенберга спросили, не воспринимает ли он свободу в интернете как "копипаст для всех"». Лента.ru
«ИД «Коммерсантъ» подал иск против израильской газеты «Вести» в связи с нарушением авторских прав. Международный прецедент нужен для решения проблемы копипаста. «Мы не рассчитываем заработать, скорее хотим добиться воспитательного эффекта... Мы решили бороться с «копипастерами» и намерены поставить процесс на широкую ногу». Газета.ru
«Большинство сайтов информационно-развлекательной направленности наполнены от 20 до 80% копипастом». Техсервис

Копипаст, копипаста, копипастить (англ. copy - копировать и paste - вставить) - использование путем механического копирования информации с чужих web-ресурсов на своих web-страницах.

Формально, эти слова не являются заимствованием, а скорее неологизмом на основе заимствованных слов. Если я не ошибаюсь, в англоамериканском языке нет слова «copypaste».
Этимология этого слова, как вы понимаете, проистекает из особенности процесса переноса информационного или иллюстративного компьютерного материала из одного места в другое (файл, носитель информации и пр.). До эры компьютерной подготовки информации был единый и неразделимый процесс переноса - копирование или воспроизведение оригинала. Но на компьютере этот процесс оказался разбит на две части: копирование (copy) в некий внутрений буфер системы и далее вставка (paste) того, что скопировано, в указанное место. Так как программы обработки компьютерной информации были в оригинале англоязычными, то так и повелось: copy-paste. И эта особенность работы на компьютере так ушибла пользователей, что они стали заменять слово, означающее результат - копирование (copy), словом, представляющим процесс - копипаст (копипаста).
Но копипаст, в отличии от нейтрального слова «копия», нередко используется с подразумеванием особых смыслов. Слова, означающие эти смыслы, в языке давно есть - это цитирование и плагиат.

Копирование (от лат. copia - множество) - процесс изготовления копии, то есть воспроизведения объекта, процесса, явления, информации.
Цитата (от лат. cito - вызываю, привожу) - дословная выдержка из какого-либо произведения, взятая в «кавычки» (явные или подразумеваемые) и, по возможности, снабженная ссылкой на произведение или автора.
Плагиат представяет собой заимствование целиком или фрагментарно чужих произведений без указания источника заимствования, причем так (специально или ненамерено), что у потребителя информации не возникает сомнения, что авторство принадлежит вовсе не автору конечного произведения.
Слово «копипаст» (пока что), будучи вырванным из контекста, не позволяет определить эти оттенки: цитата это или плагиат. И тем самым, в отличие от прочих заимствований и неологизмов, не уточняет имеющиеся в русском языке слова, а как бы вводит общее понятие для слов «цитата» и «плагиат».

Одна из особенностей, которую приписывают именно копипасту - получающийся в результате копипаста текст обычно содержит в себе логические скачки и провалы на границах цитат - также известна давно и без слова «копипаст». Например: «...явление заимствования [фрагментов текста] приобрело анекдотичные формы при смешении заимствований из энциклопедии Южакова 1896 года и БСЭ 1926 года: «Татевский монастырь расположен в селе Татев. По сегодняшний день является крупным культурным центром с университетом, скрипторием и библиотекой. Упразднён в 1917 г.» Русская Википедия

Итак, не нужно бы этого слова «копипаст». Ничего оно не дает нашему языку, особенно, если начнет вытеснять слова «копирование», «цитирование» и «плагиат».

Сахалинский государственный университет

Южно-Сахалинский педагогический колледж

Кафедра методики преподавания русского языка

Выпускная квалификационная работа

Работа по развитию речи при изучении имени прилагательного в 6 классе средней школы.

Ковалевой Марии Андреевны

Специальность: 050301.52 Русский язык и литература

Курс III , группа 302

Научный руководитель :

Ткачева Клавдия Ивановна Преподаватель высшей категории

Южно – Сахалинск

Введение

В настоящее время существует большое количество работ по методике преподавания русского языка в школе. В них освещены многие проблемы организации учебного процесса, даны методические советы и рекомендации по достижению наибольших результатов в процессе изучения русского языка на каждом этапе школьного образования представлены разработки уроков, внеклассных, факультативных занятий.

Как учебный предмет русский язык в современной школе имеет познавательно-практическую направленность, т.е. дает учащимся знания о родном языке, формирует у них языковые и речевые умения.

Развитие речи – большая и сложная область методики родного языка. Сложная потому, что касается такого явления, как речь человека, и потому, что отнюдь не прямолинейно соотносится с каким-либо одним лингвистическим курсом, а также со школьными предметами – русским языком и литературой, которые, прежде всего, служат задачам развития речи учащихся.

Современная методика развития речи располагает собственными исследовательскими данными, имеет необходимую дидактическую, психологическую и лингвистическую базу для того, чтобы вычленить систему основных понятий, определить их и сделать нужные выводы из накопленных в науке экспериментальных данных.

В последние годы много говориться о необходимости модернизации содержания языкового образования, причем все осознают, что цели школьного курса – изучение языка и развитие речи. Но при этом развитие речи по-прежнему понимается не в современном значении (выработка умения осуществлять речевое обобщение в различных жизненных ситуациях), а традиционно.

Развитие речи на уроках русского языка – это вся работа, проводимая словесником специально и в связи с изучением школьного курса для того, чтобы ученики овладели языковыми нормами, а также умением выражать свои мысли в устной и письменной форме. Наконец, развитие речи есть важнейшее средство социализации личности и развития ее интеллектуальной, духовно-нравственной, эмоционально-волевой сфер. Это способ приобщения личности к культуре общества, с одной стороны, и условие саморазвития растущего человека как личности – с другой.

Все сказанное выше и определило актуальность данного исследования, которая обусловлена поисками эффективных путей обучения при изучении имени прилагательного и развитию речи.

Цель исследования – разработать и научно обосновать систему упражнений, которая обеспечивала бы оптимальные пути формирования речевых умений и навыков при изучении имени прилагательного.

Объектом исследования является работа по развитию речи при изучении темы «Имя прилагательное».

Предметом исследования является речевые навыки учащихся 6 класса по теме «Имя прилагательное».

Цель, объект и предмет исследования определяют рабочую гипотезу , в основу которой выдвинуты следующие положения:

систематическое включение различных видов упражнений при изучении имени прилагательного будет являться важнейшим условием развития речи учащихся.

Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы в ходе своего научного исследования мы должны решить ряд задач.

Основной задачей исследования является определение эффективности экспериментальных дидактических рекомендаций (комплекс учебных задач, упражнений, вопросов, предназначенных для работы в процессе формирования речевого навыка при изучении имени прилагательного в 6 классе).

Из этой основной задачи вытекает ряд частных задач , без решения которых невозможно выполнение основной задачи. К частным задачам нашего исследования относятся следующие:

    Определить лингвометодические основы работы по развитию речи на уроках грамматики.

    Выявить особенности изучения темы «Имя прилагательное» в 6 классе в аспекте работы по развитию речи.

    Разработать систему заданий и упражнений, способствующую усилению речевой направленности обучения грамматике.

    Экспериментально проверить эффективность предложенных рекомендаций по изучению темы «Имя прилагательное» в 6 классе.

Методологическая база работы.

В соответствии выбранной темой и поставленными задачами, методология данной работы базируется на следующих принципах.

Дидактический метод исследования: теоретический анализ психолого-педагогической и методологической литературы по проблеме исследования; изучение и анализ школьных программ и учебников;

Эмпирический метод исследования: организация констатирующего и обучающего экспериментов; статистическая обработка результатов эксперимента; наблюдение за учебной деятельностью учащихся на уроках русского языка при использовании полученных знаний по теме «Имя прилагательное», обработка результатов работы, систематизация и обобщения.

Новизна данного исследования состоит в попытке разработать эффективный подход к формированию познавательной активности учащихся в процессе выполнения комплекса упражнений, учебных заданий для развития речи, формирования грамматического навыка, как показателя качества учебной деятельности школьника, которая проявляется в сознательном, деятельном отношении к содержанию и процессу учения; в стремлении к эффективному овладению грамматическими навыками, знаниями и способами учебных действий.

Практическая значимость нашего исследования заключается в том, что в нем даны конкретные методические рекомендации по развитию речи при изучении имени прилагательного, а также разработаны упражнения, дающие учителю возможность широко использовать их на практике как средство повышения и развития речи учащихся.

Апробация работы: материалы дипломного исследовательского проекта апробированы в Тымовском районе с. Воскресеновка средней общеобразовательной школе в 2009 году.

Структура работы.

Научная исследовательская работа состоит из введения, где дается общее представление о работе; глав о теоретических основах; глав, где нами рассматривается и разрабатывается методические рекомендации по теме «Имя прилагательное» в 6 классе; заключения, где подводятся итоги проделанной работы; списка литературы и приложения.

Глава 1. Лингвометодические основы работы по развитию речи на уроках грамматики.

    1. Аспекты работы по развитию речи на уроках русского языка.

Большое внимание уделяет школа формированию орфографических и пунктуационных навыков учащихся. Особую актуальность приобретает эта работа в настоящее время, когда на качестве орфографических и пунктуационных умений негативно сказывается снижение уровня речевой культуры в целом. Как никогда остро в связи с этим встает вопрос о решении двух важнейших задач – повышения уровня речевой культуры школьников и совершенствования их правописных умений – в органическом единстве. Как представляется, непременным условием достижения обозначенной цели является целенаправленное использование текста в качестве дидактического материала при обучении школьников грамотному письму. Мысль эта, собственно говоря, не является новой: подобные идеи были представлены в работах многих известных ученых. В подтверждение сказанного приведем слова Е.С. Истриной: «Орфографическая грамотность получает свое значение в связи с культурой речи в целом ».

Очевидно, что одним из важнейших условий является повышение уровня речевой культуры учащихся. Ведь только развитая речь приводит к потребности ее правильного орфографического и пунктуационного оформления.

Понятие «развитие речи» многогранно, и его следует рассматривать с нескольких позиций. Так, с точки зрения методики развития речи – это система языковых способностей ребенка в единстве с развитием личности под влиянием обучения языку. Элементы этой системы взаимосвязаны и находятся в иерархических отношениях между собой, а системообразующим фактором является цель. Это, во-первых. Во-вторых, развитие речи рассматривается как процесс развития всех компонентов языковой способности, развития чувств языка и творческого отношения к слову. В этом процессе совершенствуется механизм речевой деятельности и осуществляется развитие языковой личности в целом. Содержанием процесса речевого развития является формирование коммуникативной и языковой компетенции учащихся. В-третьих, развитие речи – это результат обучения родному языку во всех его функциях.

Методическая система развития речи включает в себя следующие взаимосвязанные компоненты:

    Цель школьного курса, которая состоит в изучении языка и развития речи, развитии языковых способностей ребенка.

    Принципы речевого развития градуальность, целостность, опора на алгоритмы.

    Методы: рецептивный, репродуктивный, продуктивный.

    Средства обучения: учебные пособия, рабочие тетради, методические рекомендации, текстотека, мультимедийные средства.

    Форма обучения: типология и структура уроков родного языка (урок развития речи, урок анализа и предупреждения ошибок и др.)

    Диагностика: средства контроля и оценки (тесты и др. контрольно-измерительные материалы, компьютерная педстатистика) .

Таковы основные элементы методической системы развития речи в современном понимании.

В методике нередко употребляются синонимичные слова «аспект», «направление», «раздел» работы по развитию речи.

Аспект – точка зрения, которой рассматриваются предмет, явление, понятие . В методике родного языка оправдано говорят об определенных аспектах изучения тем, разделов школьного курса русского языка.

Работа в аспекте развития речи проводится «попутно» в связи с изучением материала основной программы и, конечно, предполагает определенный его отбор и методическую интерпретацию.

Необходимо отметить, что речевой аспект работы может быть различным по своему существу: в одном случае аспектное изучение предшествует специальному изучению лингвистической теории или продолжает ее, в другом – не имеет такой базы. В целом вопросы содержания многоаспектной работы по развитию речи в теории методики исследованы недостаточно, в результате чего речевые аспекты изучения разделов школьного курса далеко не всегда в нужной мере реализуется в практике обучения.

Аспекты работы по развитию речи не следует отождествлять с двумя направлениями этой работы, которые соотносятся с двумя сторонами культуры речи и соответственно с двумя основными задачами работы по развитию речи:

    Формирование навыков правильной речи учащихся.

    Формирование навыков хорошей целесообразной речи.

Два основных направления в работе «над речью» выделил В.И. Чернышев: «… школа должна развивать речь. Это строго нужно отличить от понятия – выработать, упорядочить речь. Выработка, упорядочение речи действительно есть дело грамматики и стилистики ». Идея Чернышева В.И. о разграничении работы, направленной на развитие речи, и работы по ее упорядочению получило яркое выражение в трудах В.А. Добромыслова , который пользовался словом обогащение для обозначения второго направления, а словом упорядочение конкретизировал с помощью таких методических понятий, как предупреждение и преодоление произносительных, лексических, морфологических, синтаксических недочетов и ошибок.

Эти два направления «накладываются» на все основные разделы школьного курса русского языка, который создает лингвистическую базу для осмысления того, что есть в языке детей и что усвоено ими путем подражания, а также для совершенствования их речи.

В ныне действующих «Нормах оценки знаний, умений, навыков учащихся 5-9 классов по русскому языку» сделана попытка отразить при оценке изложений и сочинений уровень богатства речи и уровень правильности речи учащихся. Эта дифференциация, предложенная В.И. Капинос, нашла свое выражение в том, что «точность, богатство и выразительность речи» вместе с содержанием оцениваются одной отметкой, «грамматическая правильность речи» - другой и соответственно выделяются две группы ошибок: речевые недочеты и грамматические ошибки. Такой подход к оценки речевых навыков учащихся способствует осознанию учителями двух основных направлений в работе по развитию речи, что чрезвычайно важно для реализации требований программы.

Работа по обогащению речи школьников проводится как на уроках, где изучаются основные языковые единицы (слово, словоформа, словосочетание), так и на уроках подготовки к сочинениям и изложениям. На уроках изучения лексики, морфологии, синтаксиса анализируются структура, семантика и функционирование определенных языковых средств, затем проводятся различного рода речевые упражнения и задачи.

Работа по развитию речи должна, во-первых, обогатить учащегося необходимым запасом слов, форм синтаксических конструкций и, во-вторых, выработать у него навыки правильного употребления слов, словосочетаний, синтаксических конструкций. Этим и определяется содержание работы учителя-словесника по развитию речи в процессе преподавания русского языка.

В письменной речи учащихся наблюдаются различные нарушения норм русского литературного языка. Эти нарушения касаются: а) словаря, б) морфологии, в) синтаксиса.

Имя прилагательное – это лексико-грамматический разряд слов, являющийся самым многочисленным после имени существительного. Семантической основой имен прилагательных является понятие признака, который принадлежит предмету. Признаки предмета разнообразны и могут характеризовать предмет со стороны цвета, формы, величины, материала, назначения, принадлежности и т.д .

Будучи грамматической категорией, формирующей и объединяющей слова, которые означают признак предмета, имена прилагательные являются «определяющими имена существительные и обычно согласуемыми с ними в роде, числе и падеже». Система склонения имен прилагательных, так же как и существительных, основана на совмещении в окончании признаков рода, числа и падежа, но в формах множественного числа родовые различия отсутствуют.

В процессе изучения имени прилагательного в 6 классе продолжается работа по предупреждению речевых ошибок, связанных с согласованием слов. Этому вопросу уделяют должное внимание учебник и учителя. Оправдали себя упражнения с такими заданиями:

    Выписать прилагательные вместе с теми существительными, к которым они относятся, и подчеркнуть окончания.

    Вставить пропущенные буквы в падежные окончания прилагательных.

    Поставить в нужных падежах прилагательные, заключенные в скобки.

Упражнять учащихся в согласовании прилагательных с существительными надо с самого начала изучения темы, т.е. задолго до изучения темы «Склонения полных прилагательных». Например, при закреплении знаний о связи прилагательного с существительными и об изменении прилагательного обращается внимание на то, какие падежные окончание приобретают прилагательные в результате согласования с существительными.

В учебнике в упражнении требуется указать прилагательные и существительные, к которым они относятся; задание усложняется тем, что учащимся предлагается подчеркнуть падежные окончания прилагательных и поставить вопрос, на который они отвечают.

В ходе изучения темы «Прилагательные качественные и относительные» проводится та же дополнительная работа. В упражнении предлагается сначала выписать притяжательные прилагательные вместе с определяемыми существительными, затем – относительные прилагательные. Очень уместно в таком задании подчеркнуть падежные окончания прилагательных и поставить вопрос, на который они отвечают.

При прохождении темы «Склонение качественных и относительных прилагательных» прилагательные склоняются вместе с определяемыми существительными. Это дает возможность еще раз подчеркнуть связь прилагательных с существительными.

В дальнейшем, в период изучения темы: «Правописание падежных окончаний прилагательных», все внимание, естественно, сосредоточивается на особенно трудных случаях согласования прилагательных с существительными. Учитель включает в упражнения такие предложения, в которых прилагательные удалены от определяемых существительных.

В связи с изучением подтем «Прилагательные полные и краткие», «Роль прилагательных в предложении» предупреждаются недочеты, заключающиеся в неуместном употреблении полных прилагательных в роли сказуемого.

С этой целью во время объяснения домашнего задания и проверки его обращается внимание учащегося на то, что полные прилагательные в предложении чаще всего являются определениями, краткие – сказуемыми. Это уместно сделать при выполнении и разборе упражнений.

Такая же работа проводится и входе изучения подтемы «Правописание кратких качественных прилагательных ».

Так проводится работа по предупреждению недочетов в употреблении полных и кратких прилагательных во время изучения раздела «Имя прилагательное».

1.2. Система изучения имен прилагательных в школе (анализ программы и учебников).

Имя прилагательное, как и существительное, изучается «в две ступени» - 5 и 6 классах. Интервал между этими «ступенями» занимает почти год и заполняется по объему и разнообразным по содержанию учебным материалом .

Система изучения имен прилагательных предполагает постепенное усложнение и расширение материала как со стороны лексики, так и со стороны грамматики.

Формирование понятия «имя прилагательное» начинается в первом классе. Главной целью в это время является раскрытие многосторонности значения прилагательных.

Осознание учащимися роли прилагательных в нашей речи способствуют упражнения в сравнении текста без имен прилагательных и с ними. Отмечается, что точность описания значительно повышается, если используются слова, обозначающие признаки предметов.

Правильная постановка к словам вопросов какой? чей?, по сути своей, связана с пониманием рода имен существительных и имен прилагательных и синтаксической зависимости первых от вторых. Учащиеся учатся ставить вопрос практически, руководствуясь смыслом слов.

Род и число имен прилагательных. Категории рода и числа у имен прилагательных не имеют того самостоятельного значения, которое свойственно существительным, и являются только выразителями связи прилагательных с существительными. Следовательно, усвоить учащимися род и число прилагательных – это значит, прежде всего, усвоить сущность связи этих двух частей речи. Средством выражения связи являются окончания. На окончание и должно быть направлено внимание детей, например: день какой? тепл ый , ночь какая? тепл ая , утро какое? тепл ое . В результате наблюдения над именами существительными, сочетаемыми с одним и тем же прилагательным, учащиеся определяют род имен существительных и род имен прилагательных и делают выводы о прилагательных:

    Имена прилагательные в единственном числе изменяются по родам (в отличие от существительных.)

    Род имени прилагательного зависит от рода имени существительного, с которым оно связано. Если существительное мужского рода, то и прилагательное мужского рода и т.п.

    Имя прилагательное мужского рода отвечает на вопрос какой? и имеет окончание –ый(ий), -ой . Имя прилагательное женского рода отвечает на вопрос какая? и имеет окончание –ая(-яя) . Имя прилагательное среднего рода отвечает на вопрос какое? имеет окончание –ое(-ее) .

Наблюдая над прилагательными во множественном числе, учащиеся убеждаются в том, что во множественном числе прилагательные по родам не изменяются.

В ходе работы над окончаниями следует обратить внимание и на следующий факт: после твердых согласных пишется окончание –ый, -ой, -ая, -ое, -ые, после мягких согласных - -ий, -яя, -ее, -ие.

Согласно программе , у учащихся формируется умение писать родовые окончания имен прилагательных. На формирование данного умения положительное влияние оказывает овладение учащимися алгоритмом (порядком) действий:

    Узнаю, с каким существительным связано имя прилагательное, и определю его род.

    По роду имени существительного узнаю род имени прилагательного.

    Вспомню окончание имени прилагательного этого рода и напишу.

    Сравню окончание имени прилагательного и окончание вопроса.

Умение писать родовые окончания имен прилагательных отрабатывается в процессе работы над словосочетанием, готовя детей к записи предложений. Работая над предложением, учащиеся отмечают имя существительное, к которому относится имя прилагательное, определяют род, число и выделяют окончание. Система упражнений способствует выработке навыка правописания окончаний и одновременно точному употреблению прилагательных в речи, т.е. развитию речи .

Падежные окончания имен прилагательных.

Задачи работы на данном этапе:

    Совершенствование знаний об имени прилагательном как части речи: лексическом значении прилагательных, их изменениях по родам, числам и падежам, зависимости имени прилагательного в предложении от имени существительного.

    Формирование навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных в единственном и множественном числе. Совершенствование навыка правописания родовых окончаний.

    Развитие умения точно употреблять прилагательные в устной и письменной речи.

Склонение прилагательных, правописание падежных окончаний, употребление в речи.

Основу для формирования этого навыка составляют следующие знания и умения:

    умение установить связь слов в предложении и найти то существительное, от которого зависит прилагательное (умение выделить словосочетание);

    знание о том, что прилагательное употребляется в том же роде, числе и падеже, в котором употреблено имя существительное;

    знание окончаний падежей;

    умение правильно поставить вопрос к имени прилагательному и сопоставить окончание имени прилагательного с окончанием вопроса.

Формирование навыка правописания падежных окончаний прилагательных зависит от порядка выполняемых учеником действий:

    Ученик устанавливает связь слов, выделяет словосочетание.

    Определяет род, число и падеж существительного.

    Опираясь на существительное, узнает число, род и падеж прилагательного.

    Вспоминает окончание в этом падеже и пишет окончание.

Изучение склонения имен прилагательных лучше всего начать с рассмотрения таблицы склонения таблицы склонения прилагательных мужского и среднего рода единственного числа:

Рассматривая таблицу, дети сравнивают окончания прилагательных и устанавливают, в каких падежах эти окончания одинаковые, а в каких разные. Далее ученики узнают, что определить падежные окончания помогает вопросительное слово какой?(какое?) . Эта таблица используется и для закрепления навыка употреблять имена прилагательные в нужных формах при сочетании с именем существительным, и правильно употреблять их в речи.

Формирование навыка предполагает хорошее знание окончаний. Поэтому обязательно составляются таблицы падежных окончаний имен прилагательных: общая для всего класса .

И.п. какой? какое?

-ой,-ый, -ий

Какая?

-ая, -яя

Какие?

-ые, -ие

Р.п. какого?

-ого, -его

Какой?

-ой, -ей

Каких?

-ых, -их

Д.п. какому?

-ому, - ему

Какой?

-ой, -ей

Каким?

-ым, -им

В.п. какой? какого?

-ой, -ый, -ий, -ого, -его

Какую?

-ую, -юю

Какие? Каких?

-ые, -ие, -ых, -их

Т.п. каким?

-ым, -им

Какой?

-ой, -ей

Какими?

-ыми, -ими

П.п. о каком?

-ом, -ем

О какой?

-ой, -ей

О каких?

-ых, -их

Правописание падежных окончаний отрабатывается по падежам. Порядок изучения падежей определяется принципом сопоставления падежей, в каком-либо отношении сходных. Поскольку прилагательные мужского и среднего рода склоняются иначе, чем прилагательные женского рода, они рассматриваются в отдельности. Распознаются падежи прилагательных по падежу существительного, а последнее, как известно, по члену предложения (подлежащее или второстепенный член).

До сих пор мы имели дело с полными, склоняемыми формами прилагательных. Но кроме них, в языке есть формы прилагательных, которые изменяются по родам и числам, но не изменяются по падежам. Это краткие формы прилагательных. Итак, краткие прилагательные в отличие от полных имеют всего четыре формы: в единственном числе три формы и во множественном одну. Форма мужского рода имеет нулевое окончание, форма женского рода – окончание -а- , среднего рода окончание -о-, форма множественного числа – окончание -и-. Краткие формы прилагательных доставляют учащимся много хлопот. Речевые ошибки образуются в результате употребления в одном ряду кратких и полных форм.

В современном русском языке краткие прилагательные в предложении бывают только сказуемыми, например:

Тиха украинская ночь .

Прозрачно небо. Звезды блещут .

До сих пор мы говорили о прилагательных в форме положительной степени. Прилагательное имеет еще две грамматические формы: форму сравнительной степени и форму превосходной степени .

Сравнительная форма, как и другие формы прилагательного, обозначает признак, на этот признак дается в сравнении, например: богатый – богаче, умный – умнее, высокий – выше. Сравнительная форма указывает на то, что данный признак присущ предмету в большей степени, чем другому предмету (или тому же предмету, но в другое время).

Форма превосходной степени прилагательного показывает, что данный признак присущ предмету больше, чем всем остальным, например: вернейший из друзей, величайший поэт, Эверест – высочайшая вершина на земле. Форма превосходной степени употребляется также и в другом значении – для обозначения очень высокой степени признака без сравнения с другими предметами, например: Сегодня я попал в глупейшее положение (то есть в очень глупое). Сравнительные степени прилагательных являются причиной большого количества речевых ошибок у школьников, которые образуются при употреблении простых и сложных форм степеней сравнения в качестве однородных членов предложения.

Все прилагательные делятся на качественные и относительные . Прилагательное является качественным, если оно имеет хотя бы один признак качественного прилагательного. Например: карий (о цвете глаз). Это прилагательное качественное, так как у него непроизводная основа. Других признаков качественного прилагательного нет, но одного достаточно, чтобы признать его качественным.

Прилагательное является относительным, если у него есть все признаки, характерные для относительного прилагательного: производная основа, отсутствие кратких форм и степеней сравнения, невозможность образовать наречия на –о и т.д.

Выводы к главе 1.

Таким образом, в настоящее время особую актуальность приобретает работа по развитию речи, когда на качестве орфографических и пунктуационных умений негативно сказывается снижение уровня речевой культуры в целом. Только развитая речь приводит к потребности ее правильного орфографического и пунктуационного оформления.

Методика изучения имен прилагательных обусловлена их лингвистическими особенностями, дает материал для развития речи учащихся, формирования их речевой культуры.

При овладении в школьном курсе русского языка знаниями, умениями, навыками по теме «Имя прилагательное» особое внимание уделяется сочетанию изучения теории с речевой практикой. При этом основным методологическим принципом является принцип сознательности – учащиеся должны ясно осознавать коммуникативную направленность изучаемых грамматических структур.

При формировании навыка по развитию речи преподавателю для наибольшей эффективности следует соблюдать строгую последовательность методических действий, а также учитывать особенности изучаемых структур, возрастной категории учащихся. Так как работа по развитию речи должна, во-первых, обогатить учащегося необходимым запасом слов, форм синтаксических конструкций и, во-вторых, выработать у него навыки правильного употребления слов, словосочетаний, синтаксических конструкций. Этим и определяется содержание работы учителя – словесника по развитию речи в процессе изучения имени прилагательного.

Глава 2 Комплекс заданий и упражнений способствующих усилению речевой направленности в изучении имени прилагательного.

2.1. Содержание и методика проведения упражнений, направленных на развитие речи учащихся при изучении темы «Имя прилагательное» в 6 классе.

Изучение темы «Имя прилагательное» относится, конечно, к числу важных, но при этом очень интересных тем. Они часто используются в речи, в связи с этим изучение их имеет исключительно важное значение в формировании речевых навыков школьников.

На эту часть речи, согласно программе М.Т. Баранова отводится 18 часов + 3 часа на развитие речи. Планирование уроков по теме «Имя прилагательное» соответствовало требованиям программ по русскому языку для общеобразовательных учебных заведений.

Была проведена серия обучающих уроков:

    Повторение пройденного об имени прилагательном в V классе.

    Качественные прилагательные.

    Относительные прилагательные.

    Притяжательные прилагательные.

    Степени сравнения прилагательных; образование степеней сравнения.

    Словообразование имен прилагательных.

    Не с именами прилагательными.

    Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных.

    Правописание гласных и согласных в суффиксах –ан- (-ян-), -ин-, -онн- (-енн-) в именах прилагательных.

    Различение на письме суффиксов -к- и -ск- .

    Слитное и дефисное написание сложных прилагательных.

Не владея навыком правильного употребления имени прилагательного, учащиеся нередко допускают ошибки. Краткие формы прилагательных и сравнительные степени прилагательных доставляют учащимся много хлопот и вместе с тем являются причиной большого количества речевых ошибок . Например: Девушка была высокая, красива и весела.

В одном ряду употреблены полная и краткие формы – в результате речевая ошибка.

Мой брат более старше меня, учится он хорошее.

В этом примере две морфологические ошибки:

1. Более старше – плеонастическое выражение, представляющее собой соединение в одной конструкции простой и сложной форм сравнительной степени, нужно сказать: Мой брат старше меня.

2. Хорошее меня. От слов хороший, плохой образуются супплетивные формы степеней – лучше, хуже.

Он более способный и умнее меня.

В качестве однородных членов предложения нельзя употреблять простые и сложные формы степеней сравнения.

Следовало сказать: Брат способней и умней меня.

Полные и краткие формы прилагательных в функции сказуемого могут составлять стилистические или семантические варианты.

    Краткие формы имеют преимущественно книжную стилистическую окраску: лекция интересна и поучительна. Краткие прилагательные звучат в тексте более категорично, выражают обычно активный и конкретный признак: мысли ясны, девочка красива.

    Полные формы прилагательных употребляются обычно в разговорной речи: лекция интересная и поучительная.

    Полная форма указывает на постоянный признак, краткая – на временный: девочка красивая (вообще), девочка красива (в данный момент).

    Полные и краткие формы прилагательного могут составлять семантические варианты, т.е. иметь разные лексические значения: мальчик глухой – мальчик глух (к просьбам).

При образовании кратких форм прилагательных с безударным –енный (естественный, торжественный ) наблюдаются колебания.

Искусственный – искусствен, искусственен; торжественный – торжествен, торжественен и т.п.

В настоящее время эти варианты равноправны, они закрепились во всех стилях. Но более употребительной является усеченная форма (на - ен ).

Притяжательные и относительные прилагательные в речи могут заменяться синонимичными формами косвенных падежей имен существительных: мамина книга – книга мамы; каменная стена – стена из камня.

Но в ряде случаев такие сочетания различаются по значению: походка старика – стариковская походка (переносное значение), роспись стены – стенная роспись (терминологическое значение).

Наблюдения над тем, как при изучении имени прилагательного происходит развитие речи учащихся, можно вести с первых уроков изучения имени прилагательного как части речи . В основу группировки упражнений положены определенные аспекты работы над грамматической формой в плане развития речи.

Приведенные ниже упражнения могут проводиться во всех случаях, когда учитель имеет возможность обратить внимание учащихся на особенности использования грамматической формы слова.

    Упражнения, направленные на усвоения учащимися ограничений в образовании и сочетаемости грамматических форм слов.

Смысл этих упражнений в предупреждении грамматических ошибок, устранении их из речи школьников. Рассматриваемые упражнения должны помочь учащимся усвоить правильные формы слов, а также усвоить особенности сочетаемости отдельных категории и форм слов.

    1. Составление словосочетаний, предложений с определенными прилагательными в нужной форме.

    В каких предложениях формы сравнительной степени нуждаются в сопоставительных оборотах.

    Составьте предложения с прилагательными в краткой и полной форме.

Дик, дикий; слаб, слабый; бледен, бледный; зол, злой; смел, смелый.

    1. Упражнения, предполагающие выявление и анализа смысловых и стилистических оттенков вариантных форм имен прилагательных.

    В чем разница в значении полной и краткой формы прилагательных.

Скучный Витя – Витя скучен сегодня. Он злой человек – Он зол на тебя.

Почему краткая форма нуждается в уточняющих словах?

    Укажите, в каких предложениях полная и краткая формы прилагательных равны по значению, а в каких нет?

Дед мой давно умер, а бабушка еще жива. Ей много лет, но она по-прежнему бодрая, подвижная, живая. Среди молодежи много способных, талантливых художников. Они преданы искусству и способны много работать. Эта ноша тяжела для ребенка. Тебе не поднять этот тяжелый чемодан.

    Расскажите о вашем товарище (вашей подруге), о его(ее) внешности (рост, походка, лицо, волосы и т.д.) и о чертах характера. В качестве сказуемых используйте полные и краткие формы прилагательных.

2. Упражнения направленные на определение особенностей формоизменения имен прилагательных.

    Прочитайте текст и определите его основную мысль. Найдите слова, которые служат средством связи первого, второго, третьего, четвертого и пятого предложений. Выпишите словосочетания с главным словом – существительным и зависимым – прилагательным. Обозначьте род, число и падеж существительных и прилагательных. Ответьте (письменно) на вопрос: в чем сходство и в чем различие изменений существительных и прилагательных?

Кто сочинил песню «Вот мчится тройка почтовая»? Или «Степь да степь кругом»? Или «когда я на почте служил ямщиком»? Все эти песни народные. Поются они повсеместно и с давних пор. Народ их любит и помнит. Но при этом понятие «народная песня» не означает, что песню сочинил весь народ, что у нее не было автора – того, кто придумал слова, и того кто положил их на музыку. Был. Только имя его или осталась никому неизвестным, или забылось. А песня пошла и стала народной. Одни слова народ сокращал, другие поправлял, заменял. В иных песнях от первоначального текста осталось совсем немногое. И все же авторы у всех этих песен были.

3. Упражнения, направленные на определения синтаксической роли имени прилагательного.

    Спишите, подчеркивая имена прилагательные как члены предложения. Найдите синонимы.

Россия, Родина, Отчизна.

В звезде рубиновой,

Как в призме, дороги сходятся,

Лучась…

Россия.

Родина.

Отчизна.

Прочна понятий этих

Связь.

(Л. Татьяничева)

    Спишите, согласуя прилагательные с теми существительными, к которым они относятся. Обозначьте окончания прилагательных, их род и падеж.

Вожатый

Больш…, весел…, ясноглаз…

Воин и поэт,

П..сал он ска..ки и ра..сказы

Отваж.. людям юных лет.

Умел ве..ти он за собою

Р..бят в затейлив.. игре,

И смертью доблестн.. героя

За них погиб он на Днепре.

(С. Маршак)

    Прочитайте, употребляя прилагательные, данные в скобках, в простой форме сравнительной степени. Учтите, что от прилагательного звонкий в стихотворении употреблена устаревшая форма звонче.

Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Подчеркните прилагательные как члены предложения. Обозначьте суффиксы прилагательных в сравнительной степени.

Леса вдали (видный)

(Синий) небеса.

(Заметный) и (Черный)

На пашне полоса

И детские (звонкий)

(А. Блок)

4. Упражнения, направленные на усвоение орфографической грамотности учащихся при изучении имени прилагательного.

    Спишите, расставляя пропущенные запятые. Выделите окончания прилагательных и графически объясните выбор о и е после шипящих в окончаниях.

От хор… братца можно ума набра..ся.

На чуж..й к..равай рта (не)разевай а поран..ше вставай да свой зат..вай.

Мален..кое дело луч(?)ше больш..го бе..делья.

Хорош..му хозяину день мал.

Больш..му к..раблю – больщ..е плаванье.

(Пословицы).

5. Упражнения, направлены на усвоение речевых навыков учащихся.

    Какое из ученических описаний более последовательно? Почему? Ответьте на этот вопрос письменно.

Вскоре мы достигли пруда. Вода в нем была мутная, потому что шли частые дожди. На противоположном берегу пруда мы увидели сад. В нем цвели яблони. Там и тут виднелись лягушки устроили целый концерт. Берег, на котором мы стояли, был весь в зелени.

Вскоре мы достигли пруда. Вода в нем была мутная, потому что шли частые дожди. Так и тут виднелись улитки, а лягушки устроили целый концерт. Берег, на котором мы стояли, был весь в зелени. На противоположном берегу пруда мы увидели сад. В нем цвели яблони.

    Найдите непоследовательность в ученическом описании. Спишите, внося необходимые исправления.

Перед нами стеной стоял зеленый лес. Листочки на деревьях были еще молодые, светло-зеленые. Наше внимание привлекли цветы. Они были яркие, на многих из них сидели пчелы, летали шмели, бабочки. Деревья слегка колыхались, а листочки как будто шептались. А над всем этим простиралось голубое-голубое небо.

    Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Прилагательные в сравнительной и превосходной степени подчеркните как члены предложения.

Охрана пр..роды как важнейшая государственная задача нашла свое отражение в Конституции РФ. Новейшие открытия наук.. и техник.. позволяют успешно соч..тать развитие промышленност.. с охраной атм..сферы. Для охраны прозрачнейших вод Байкала запр..щен (с,з)брос в них промышленных бытовых отходов неочищенных стоков. Благодоря принятым мерам ценной рыбы в Байкал.. стало больше.

    Ниже даны выписки из словарных статей. Прочитайте их и определите, о какой форме прилагательных в них идет речь. Выпишите эту форму, обозначьте суффикс и ударение. Сравните свое произношение этой формы с тем, какое соответствует нормам литературного языка. Запомните правильную форму.

Красивый, срав.ст. красивее

Верткий, срав.ст. вертче

Веселый, срав.ст. веселее

Ветхий, срав.ст. более ветхий

Гладкий, срав.ст. глаже

Глухой, срав.ст. глуше.

    Употребите данные ниже существительные с простой и составной формой сравнительной степени от прилагательного прямой. Если невозможно употребить обе формы, то употребите одну.

Образец:

2.2. Уровень сформированности умений и навыков учащихся при использовании в речи имен прилагательных (констатирующий эксперимент).

Методическим экспериментом называют учебную работу исследователя по пробной, или экспериментальной методике.

По цели организации различают 2 вида методического эксперимента: констатирующий и обучающий.

Констатирующий эксперимент представляет собой контрольную работу по специально подготовленной серии заданий, выясняющих, по возможности, весь состав знаний, необходимых ученику для решения определенной практической задачи.

Обучающий эксперимент представляет собой изучение программной темы или ряда тем по специальной поурочной методической разработке, составленной экспериментатором.

Изучение имени прилагательного является очень важным в разделе «Морфология». Формирование морфологического навыка при изучении имени прилагательного требует достаточно серьезного отношения учителя и учащихся к этой теме .

Проверка экспериментальной работы проходила на уроках русского языка по теме «Имя прилагательное» в 6 классе МОУ СОШ Тымовского района с.Воскресеновка. В классе обучалось 14 человек. Средний возраст 11 – 12 лет. Учителем русского языка и литературы является Сидорова Эльвира Львовна.

Для того, чтобы сформировать представление об уровне знаний и умений оперировать в речи именами прилагательными в 6 классе мы решили провести констатирующий эксперимент. Цель которого – установить, насколько хорошо умеют в 6 классе распространять устную речь, опираясь на знания о имени прилагательном. Задачи: установить уровень подготовленности учащихся работать с заданиями для развития речи при изучении имени прилагательного.

Так как в классе было всего 14 человек, то для контрольной работы учащихся не требовалось разбивать на группы. Каждый сидел за отдельной партой, имея задание на отдельных печатных листах.

Задания на контрольной работе были следующие:

Задание 1.

Улица узкая – улица узка.

Мысль серьезная – мысль серьезна.

Малыш больной – малыш болен.

Потолок низкий – потолок низок.

Погода хорошая – погода хороша.

Задание 2.

    Книга полезная. Книга полезна детям.

    Эта задача трудная. Эта задача трудна для пятиклассника.

    Озеро глубокое. Озеро глубоко для детей.

    Девушка грустная. Девушка сегодня грустна.

    Берег крутой. Этот берег крут для спуска.

Задание 3.

Белый снег – белый стих; Глухой согласный – глухой человек;

Круглый шар – круглый сирота; Короткие волны – короткие волосы.

Задание 4. Выберите нужную форму; дайте стилистическую характеристику возможных вариантов.

    Лектор (известен, известный) своими выступлениями.

    Требования к ученикам (своевременны, своевременные).

    Учитель был (добр, добрый), но и (требователен, требовательный) ко всем ученикам.

    Изменения в результатах работы (очевидны, очевидные) для всех.

    Пропуск занятий (нежелателен, нежелательный).

    Место секретаря сейчас (свободно, свободное).

Задание 5. Исправьте предложения, объясните ошибки.

    Он был горяч, полный жизни.

    Не стремлюсь быть лучше, оригинальной, хочу оставаться сама собой.

    Самый крупнейший город в мире – Мехико.

    Разработка новой темы становится все более интенсивнее.

    Более быстрее развивается машиностроение.

    Один брат – шумный, другой – тих.

    Эта книга плохее, чем та.

    Мой друг – самый умнейший ученик в классе.

Задание 6. Образуйте простые и сложные формы степеней сравнения от имен прилагательных и употребите их в контексте.

Крупный, ловкий, здоровый, тонкий, сухой, злой, дорогой, бойкий, драматичный, искусный, хороший, плохой, горький, деловитый, широкий, мелкий.

При оценке знаний учащихся мы воспользовались следующими критериями:

«5» получал тот ученик, который выполнил 6 упражнений;

«4» получил тот ученик, который выполнил 4 – 5 упражнений;

«3» получил тот ученик, который выполнил 3 упражнения;

«2» получил тот ученик, который не выполнил ни одного упражнения.

Таблица № 1.

Имена

учащихся

Оценка за контрольную работу

Анастасия

Андрей

Евгений

Эльвира

Мария

Максим

Зоя

Сергей

Наталья

Игорь

Анастасия

Вячеслав

_

Леонид

Александр

Результаты анализа работ на констатирующем этапе показали, что с заданиями справились далеко не все. Уровень обученности на данном этапе составил 100%, но процент качества знаний показал только один ученик, что соответствует 7%, средний уровень качества знаний, что равно 60% и низкий 33%.

Итоги констатирующего эксперимента побудили нас к использованию разработанной нами системы упражнений с целью развития речевых навыков с опорой на тему «Имя прилагательное».

Таким образом, анализируя работы учащихся, мы пришли к выводу, что школьники не обладают достаточными знаниями по теме «Имя прилагательное» и не умеют правильно употреблять их в речи и применять полученные знания на практике. Для этого мы решили апробировать разработанную нами систему упражнений и перешли к проведению обучающего эксперимента.

2.3. Совершенствование речевой деятельности с опорой на грамматический материал об имени прилагательном (опытная работа, обучающий эксперимент).

Учитывая сделанные нами выводы в предыдущем пункте мы перешли к апробированию разработанной нами системы упражнений.

Целью нашей работы было развитие речевых навыков в 6 классе при изучении имени прилагательного. Для этого мы провели ряд уроков, на которых закрепляли навыки и умения по работе над темой «Имя прилагательное»; учились правильно употреблять их в речи.

Проводилось большое количество упражнений по предотвращению речевых ошибок в связи с изучением имени прилагательного.

(Разработки уроков см. приложение).

Разработанная нами система уроков по развитию речи при изучении темы «Имя прилагательное» оказалась эффективной, комплексной. Данный подход позволил нам сформировать навыки грамотной устной и письменной речи, а также систематизировать их знания по теме «Имя прилагательное».

2.4. Сравнительный анализ опытной работы в сопоставлении с констатирующим экспериментом (результаты контрольного эксперимента).

После проведения обучающего эксперимента, учащиеся выполняют вторую контрольную работу, в которой изменен лишь языковой материал. Цель проведения данной контрольной работы – проследить результаты проведенной работы; уточнить уровень знаний после обучающего эксперимента и убедиться в правильности гипотезы.

Задачи: насколько хорошо они научились говорить, насколько выразительна, эмоциональна и грамотна их речь.

Таблица № 2.

Усвоение знаний, умений и навыков по имени прилагательному, как одному из этапов работы по развитию речи.

Имена

учащихся

Умение различать имена прилагательные с др. частями речи

Знания правильногоупотребления в речи различных форм имени прилагательного

Владение навыками грамотной устной и письменной речи

Оценка за контрольную работу

Анастасия

Андрей

Евгений

Эльвира

Мария

Максим

Зоя

Сергей

Наталья

Игорь

Анастасия

Вячеслав

+

Леонид

Александр

Результаты контрольного эксперимента убедили нас в правильности подобранных нами упражнений. Этот вывод можно сделать сопоставляя итоги констатирующего и контрольного эксперимента.

Таблица № 3.

Сравнительная характеристика констатирующего и контрольного этапов.

Таким образом, сравнивая результаты контрольных работ на констатирующем и контрольном этапах, мы можем заметить разницу в процентном отношении. Высокий уровень увеличился на 9%, средний уровень на 14%, низкий уровень уменьшился на 33%. Но не у всех учащихся отмечается сформированность грамотной речи.

Чтобы увеличить развивающий потенциал языковой среды, целесообразно предложить учащимся специальный языковой материал, в котором продолжается формирование навыка и постепенного усложнения при изучении темы «Имя прилагательное».

Наиболее ценны те из упражнений, которые активизируют познавательную деятельность и обеспечивают самостоятельность работы. Немаловажную роль играют упражнения, рассчитанные на запоминание написания отдельных слов: выписывание слов из текстов учебника, составление с ними словосочетаний и предложений, письмо по памяти.

Учащиеся при этом приобретают ряд грамматических умений в области фонетики, морфологии, синтаксиса. Успешное овладение грамотной речью возможно при условии применения на уроках разнообразных методов и приемов преподавания.

Выводы к главе 2.

В процессе работы мы пришли к следующим выводам: изучение темы «Имя прилагательное» относится, к числу важных, но при этом очень интересных тем. Они часто используются в речи, в связи с этим изучение их имеет исключительно важное значение в формировании речевых навыков школьников.

Наблюдение над тем, как при изучении имени прилагательного происходит развитие речи учащихся, можно вести с первых уроков изучения имени прилагательного как части речи.

Мы использовали упражнения, в основу которых положены определенные аспекты работы над грамматической формой в плане развития речи. На примере предложенных упражнений мы провели констатирующий эксперимент, результаты которого показали, что школьники не обладают достаточными знаниями по теме «Имя прилагательное» и не умеют правильно употреблять их в речи и применять полученные знания на практике.

Затем провели обучающий эксперимент, в ходе которого мы включали в уроки наши упражнения.

После чего провели контрольный эксперимент. Целью проведения данной работы – проверить эффективность предлагаемой методики. Сравнив результаты контрольных работ на констатирующем и контрольном этапах, мы можем заметить разницу в процентном соотношении в сторону улучшения.

То есть, чтобы увеличить развивающий потенциал языковой среды, целесообразно предложить учащимся специальный языковой материал, в котором продолжается формирование навыка и постепенного усложнения при изучении темы «Имя прилагательное».

Заключение

В ходе исследования мы пришли к следующим выводам. В процессе изучения морфологии у школьников развиваются мышление и навыки коммуникации. Изучение имени прилагательного обогащает речь учащихся, помогает формировать речевые умения, строить собственные высказывания, исходя из задач и условий речи.

Целью нашего исследования являлась разработка системы упражнений, которая обеспечивала бы оптимальные пути формирования речевых умений и навыков при изучении имени прилагательного.

Наши исследования показали, что только тогда эффективно может быть решена эта цель, если работа над данными грамматическими явлениями будет осуществляться поэтапно, последовательно с помощью взаимосвязанных и взаимообуславливающих друг от друга упражнений, т.е. приемов работы, направленных на реализацию поставленных целей. Речевое общение невозможно без теоретических знаний об имени прилагательном и умения применять их на практике. В ходе экспериментальной работы проводили комплекс упражнений, направленных на развитие речи учащихся при изучении имени прилагательного. За счет этого у школьников формировались устойчивые механизмы говорения, речь становилась более распространенной и эмоциональной. Мы добились хороших результатов (что подтверждают итоговые данные контрольного эксперимента). Можно сделать вывод, что гипотеза – систематическое включение различных видов упражнений при изучении имени прилагательного будет являться важнейшим условием развития речи учащихся, подтвердилась.

Разработанная нами система упражнений по развитию речи при изучении имени прилагательного может быть рекомендована для использования студентами в ходе педагогической практики или учителями русского языка

Список литературы

    Богданова Г.А. Уроки русского языка в 6 классе. – М.: Просвещение, 2003.

    Введенская Л.А. Культура речи для студентов колледжей. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001. – С.219

    Введенская Л.А. Современный орфографический словарь русского языка: 33000 слов/ Л.А. Введенская, Н.П. Колесников. – 3-е изд., доп. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001. – С.476

    Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Катаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. Учеб. пособие для вузов. – Ростов-на-Дону: изд. Феникс, 2002. – С. 290

    Власенков А.И. Общие вопросы методики русского языка в средней школе. – М.: Просвещение, 1973 – С.384

    Вопросы повышения культуры речи учащихся/Под ред. В.А. Добромыслова. – М.: 1960

    Голуб И.Б. Русский язык и культура речи. Учебное пособие. – М.: «Логос», 2002. – С.376

    Гужва Ф.К. Основы развития речи. – Киев: Рад. шк. 1989 – С.222

    Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4т. – М.: Русский язык, 1989

    Дидактический материал к учебнику русского языка: 6 класс.: Пособие для учителя/Л.Т. Григорян и др. – 3-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1989. – С. 176

    Ипполитова Н.А. Развитие речи и повышение грамотности//РЯШ. – 2005. - №5 С. 70

    Капинос В.И. Развитие речи: теория и практика обучения. – 2-е изд. – М.: 1994. – С.191

    Культура русской речи. Учеб. для вузов./ Под ред. Л.К. Граудиной, Е.Н. Итрева. – М., 1998

    Методика преподавания русского языка в школе. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов и др. / Под ред. М.Т. Баранова. – М.: Просвещение, 1990. – С.368

    Методика развития речи на уроках русского языка / Под ред. Т. А. Ладыженской. – М.: Просвещение, 1980. – С.240

    Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся 5-11 классов по русскому: Программы. – М., 1989

    Обучение русскому языку в 6 кл.: Метод. Указания к учебнику / М.Т. Баранов. – 3-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1990 – С.206

    Развитие речи на уроках морфологии: (Сб. статей из опыта работы). Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1979. – С.176

    Развитие речи на уроках морфологии: (Сб. статей из опыта работы). Пособие для учителей / Сост. Г.К. Лидман-Орлова. – М.: Просвещение, 1979. – С.176

    Развитие устной и письменной речи на уроках русского языка / Под ред. чл.-кор. АПНРСФСР Г.П. Фирсова. – изд. Аккад. пед. наук РСФСР – М.: 1962

    Русский язык 6 класс: поурочные планы по уч-ку М.П. Баранова, Л.Т. Григорян, Т.А. Ладыженской / сост. Н.М. Скоркина. – Волгоград: учитель-АСТ, 2002 – С.156

    Русский язык. Методика и практика преподавания / И.А. Алексеева – Р/Д: Феника, 2002 – С.319

    Русский язык. Учебник для общеобразовательных учреждений / М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов. Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – М.: Просвещение, 1999

    Русский язык: Сборник заданий. 6-7 классы: Пособие для школ и классов с углубл. Изучением русского языка к учебнику В.В. Бабайцевой «Русский язык. Теория. 5-11 классы». – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2000 – С.320

    Русский язык: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. Учреждений / М.Т. Баранов, Л.Т. Григорян, Т.А. Ладыженская и др. – 19-е изд. – М.: Просвещение, 1997 – С.223

    Смелкова З.С. Деловой человек: Культура речевого общения. Пособие и словарь-справочник. – М., 1997

    Современный русский язык / Под ред. Н.М. Шанского. – М., 1981. – С.336

    Соловейчик М.С. Первые шаги в изучении языка и речи. – М.: Флинта, 1999. – С.104

    Супрун А.Е. Части речи в русском языке. – М.: Просвещение, 1971. – С.291

    Тростенцова Л.А. Обучение русскому языку в школе как целенаправленный процесс. М., 1990. – С.186

    Федоренко Л.П. Закономерности усвоения родной речи. М.: Просвещение, 1984. – С.327

    Федоренко Л.П. Принципы и методы обучения русскому языку: Пособие для студентов пед. институтов. – М.: Просвещение, 1964. – С.187

    Хрестоматия по методике русского языка: Методы обучения русскому языку в общеобразовательных учреждениях. Пособие для учителя / сост. М.Р. Львов. – М.: Просвещение, 1996. – С.352

    Шанский Н.М., Тихонов А.Н. Современный русский язык: Словообразование. Морфология. – М., 1981. – С.364

Приложение

Урок 1.

Тема: Степени сравнения имен прилагательных.

Цели и задачи: 1. Специальные:

    Познавательные – закреплять знания о степени сравнения имен прилагательных, повторить понятие «Имя прилагательное», и его грамматические особенности как части речи;

    Практические – формировать умения и навыки распознавать степени сравнения прилагательных в тексте, формировать умения употреблять в речи изучаемые формы имен прилагательных.

2. Общепредметные:

Тип урока:

Методы и приемы: метод преподавания и учения.

Средства обучения: школьные учебники, тетради, карточки с заданиями.

Ход урока:

    Организационный момент.

(Проверка готовности к уроку ).

    Актуализация опорных знаний.

Давайте повторим, что мы знаем об имени прилагательном.

Дайте определение имени прилагательного? (Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы КАКОЙ? ЧЕЙ? ).

Как изменяются имена прилагательные? (Имена прилагательные изменяются по родам, падежам, числам ).

Каким членом предложения являются имена прилагательные? (В предложении имена прилагательные бывают определениями и сказуемыми ).

Какова их роль в речи? (Имена прилагательные придают речи особую выразительность ).

).

).

).

более ).

самый , наиболее ).

3. Закрепление ранее изученного материала.

Задание 1. Молодцы ребята, а сейчас давайте выполним с вами такое задание. На доске записаны существительные, ваша задача подобрать к ним как можно больше прилагательных. (На доске записаны слова: дождь, небо, облака, тучи, заря, деревья, ветер. )

Задание 2. В каких предложениях формы сравнительной степени нуждаются в сопоставительных оборотах. (Предложения записаны на доске).

На юге солнце ярче и воздух теплее. Ночь становилась темнее. Розы красивее. Слушать внимательней. Сегодня ветер тише. Теперь я хожу в театр чаще. Иванов выше ростом.

Задание 3. (Работа с карточками). Прочитайте, употребляя прилагательные, данные в скобках, в простой форме сравнительной степени. Учтите, что от прилагательного звонкий в стихотворении употреблена устаревшая форма звонче.

Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Подчеркните прилагательные как члены предложения. Обозначьте суффиксы прилагательных в сравнительной степени. (Проверка выполняется с места, по цепочке.)

Леса вдали (видный)

(Синий) небеса.

(Заметный) и (Черный)

На пашне полоса

И детские (звонкий)

(А. Блок)

Задание 4. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Прилагательные в сравнительной и превосходной степени подчеркните как члены предложения. (У каждого учащегося текст написан на карточках, работа выполняется самостоятельно, на оценку.)

Охрана пр..роды как важнейшая государственная задача нашла свое отражение в Конституции РФ. Новейшие открытия наук.. и техник.. позволяют успешно соч..тать развитие промышленност.. с охраной атм..сферы. Для охраны прозрачнейших вод Байкала запр..щен (с,з)брос в них промышленных бытовых отходов неочищенных стоков. Благодаря принятым мерам ценной рыбы в Байкал.. стало больше.

Задание 5. Употребите данные ниже существительные с простой и составной формой сравнительной степени от прилагательного прямой. Если невозможно употребить обе формы, то употребите одну. (Задание выполняется у доски.)

Образец: прямее путь, более прямой путь, более прямой ответ.

Дорога, линия, характер, человек.

Задание 6. Спишите, вставляя вместо точек прилагательные в сравнительной степени. (Задание выполняется у доски под диктовку.)

    Но скажи: как можно ей

Быть во всем меня…?

Признавайся: всех я …,

Обойди все царство наше.

    А Иван им стал кричать:

«Стыдно, братья, воровать!

Хоть Ивана вы … ,

Да Иван-то вас … ,

Он у вас коней не крал!»

Задание 7. Составьте предложения с данными словосочетаниями.

Река широкая – река широка, девочка маленькая – девочка мала, столб высокий – столб высок, девушка веселая – девушка весела.

Задание 8. Образуйте простые и сложные формы степеней сравнения от имен прилагательных.

Мелкий, больной, добрый, сладкий, толстый, узкий.

4.Домашнее задание.

Ребята, дома вам надо ответить письменно на несколько вопросов.

Вопросы: Описать свои внешние данные, что вы думаете о своих способностях, характере? Что для вас ценно в других людях? Какие черты характера вы хотели бы иметь?

5. Подведение итогов.

Итак, ребята, наш урок подходит к концу. Давайте повторим все, что мы знаем о степенях сравнения имен прилагательных.

Какие степени сравнения могут иметь прилагательные? (Прилагательные могут иметь сравнительную и превосходную степень сравнения ).

Что показывает сравнительная степень имени прилагательного и каким членом предложения является? (Сравнительная степень показывает, что в том или ином предмете признак проявляется в большей степени, чем в другом. В предложении является сказуемым ).

Что показывает превосходная степень имени прилагательного и каким членом предложения является? (Превосходная степень показывает, что тот или иной предмет превосходит остальные предметы по какому-либо признаку. В предложении является определением ).

Какие формы имеет сравнительная степень прилагательных, как они образуются и чем являются в предложении? (Простая форма сравнительной степени образуется путем прибавления к основе начальной формы прилагательных суффиксов –ее(-ей), они не изменяются ни по родам, ни по числам, ни по падежам; в предложении являются сказуемыми.

Составная форма сравнительной степени образуется прибавлением слова более к начальной форме прилагательного, в таких прилагательных второе слово изменяется по родам, числам и падежам; в предложении обычно бывают сказуемыми и определениями. ).

Какие формы имеет превосходная степень прилагательных, как они образуются?(Простая форма превосходной степени образуется путем прибавления к основе начальной формы прилагательного суффикса –ейш(-айш); прилагательные в форме простой превосходной степени склоняются.

Составная форма превосходной степени представляет собой сочетание слов самый , наиболее и начальной (исходной) формы прилагательного. ).

Ребята, как вы думаете, почему возникают речевые ошибки при употреблении степеней сравнения имен прилагательных? (Речевые ошибки при употреблении степеней сравнения имен прилагательных возникают потому, что многие люди не знают правила и, например, употребляют простые и сложные формы степеней сравнения в качестве однородных членов ).

Молодцы, ребята, урок окончен, можете быть свободны.

Урок 2.

Тема: Разряды имен прилагательных по значению.

Цели и задачи: 1. Специальные:

    Познавательные – закреплять знания о разрядах имен прилагательных.

    Практические – формировать умения и навыки различать разряды имен прилагательных в тексте, развивать речь учащихся.

2. Общепредметные:

    Развивать логическое мышление;

    Совершенствовать умение работать с книгой.

Тип урока: обучающий – закрепление умений и навыков.

Методы и приемы: метод преподавания и учения.

Средства обучения: школьные учебники и тетради.

Ход урока:

    Организационный момент.

Здравствуйте, ребята, присаживайтесь.

(Проверка готовности к уроку ).

2. Актуализация опорных знаний.

(

)

    Закрепление ранее изученного материала.

Задание 1. Замените прилагательные иноязычного происхождения русскими синонимами. Обозначьте в них суффиксы. (Задание выполняется у доски.)

Образец: Апатичный – равнодушный.

Гигантский, компактный, коммуникабельный, корректный, гуманный.

Задание 2. Выполнение упражнения 276 из учебника.

Спишите. Над прилагательными укажите их разряд по значению. К качественным прилагательным подберите синонимы. Составьте с прилагательными любой группы три предложения (1 ряд – качественные, 2 ряд – относительные, 3 ряд - притяжательные).

Заячий след, заячий характер, заячий выводок; гусиное перо, гусиная кормушка, гусиная походка; волчья стая, волчий аппетит, волчье логово; лисья нора, лисья шуба, лисья хитрость.

Задание 3. Ребята, вспомните четверостишие, строки которого оканчиваются словами:

… одинокий

… голубом.

… далекой,

… родном.

Запишите это четверостишие. Определите разряд прилагательных по значению.

Задание 4. Прочитайте, укажите падеж прилагательного и определите его окончания.

На чудесной аллее, на зимней ели, об интересном гербарии, при легком прикосновении, безызвестного героя, разноцветного знамени, заботливой дочери, зимней дорожкой, в осеннюю пору, прошлогодней травой, зимнего пейзажа, радостному чувству.

Задание 5. Распределите слова по видам орфограмм на месте скобок, обозначая условия выбора ь. Подчеркните краткие прилагательные с основой на шипящую.

Блестящ(?), врач(?), встреч(?), горяч(?), доч(?), карандаш(?), ключ(?), выделка кож(?), ремонт крыш(?), малыш(?), марш(?), мелоч(?), могуч(?), муж(?).

Задание 6. (Выполнение упражнения 271) Озаглавьте текст. Спишите. Качественные прилагательные подчеркните как члены предложения.

Фразеологизм «сизифов труд» употребляе..ся в значении.. «тяж..лая, бе..конечная и бе..плодная работа». Возник он из греческой мифологи.. . Коринфский царь Сизиф за обман богов пр..сужден Зевсом к вечной мук.. в подземн.. царств.. . Сизиф вкатыва..т на гору огромный камень. Около самой вершины камень вырывае..ся из его рук и с шумом пада..т вниз. Снова принимае..ся Сизиф за работу.

Задание 7. Объясните употребление полной и краткой формы прилагательного в приведенных ниже примерах.

1. История интересная. История интересна ребятам.

2. Таня красивая. Таня сегодня красива.

Задание 8. В каких из приведенных ниже сочетаний возможна замена прилагательных краткой формой, в каких – нет? Объясните, почему?

Звонкий согласный – звонкий голос; нездоровый вид – нездоровый ребенок; белый медведь – белый стих.

4. Домашнее задание.

Придумайте 2-3 загадки, используя прилагательные в роли ключевых слов. Запишите загадки.

5. Подведение итогов.

Итак, наш урок подходит к концу, давайте повторим все что мы знаем о разрядах имен прилагательных по значению.

Какие прилагательные являются качественными, относительными и притяжательными?

(Качественные прилагательные обозначают такой признак (качество) предмета, который может быть в этом предмете в большей или меньшей степени.

Относительные прилагательные обозначают такой признак предмета, который не может в предмете быть в большей или меньшей степени.

Притяжательные прилагательные обозначают принадлежность чего-либо лицу или животному и отвечают на вопросы ЧЕЙ? ЧЬЯ? ЧЬЕ? )

Урок окончен, можете быть свободны.

Урок 3. (Развитие речи. Сочинение - описание).

Тема: «Глаза – это зеркало души человека».

Цели и задачи: 1. Специальные:

    Познавательные – закреплять знания о имени прилагательном, повторить его грамматические особенности как части речи;

    Практические –формировать умения употреблять в речи изучаемые формы имен прилагательных.

2. Общепредметные:

    Развивать логическое мышление;

    Совершенствовать умение работать с книгой.

Тип урока: обучающий – закрепление умений и навыков.

Методы и приемы: метод преподавания и учения.

Средства обучения: тетради, репродукции картин (Перов «Тройка», Репин «Девочка - рыбачка», Венецианов «Захарка»), фотографии.

Ход урока:

1.Организационный момент.

Здравствуйте, ребята, присаживайтесь.

(Проверка готовности к уроку ).

2.Подготовка к написанию сочинения.

Сегодня наш разговор вновь о сочинениях. Давайте присмотримся друг к другу. Как мы смотрим? Каким бывает наше лицо? Глаза? Нос? (Ответы ребят ).

С болью в сердце замечаешь, что редко кто из вас способен заметить печальные глаза одноклассника или побледневшее лицо учителя.

Мы порой знаем многое, умеем многое, а вот разучились или не научились смотреть друг другу в глаза.

Поэтому наш разговор о внешности человека поможет вам задуматься над тем, как важно быть наблюдательным человеком, внимательным к окружающим людям. Через внешность постигать внутренний мир человека, его характер, настроение, находить главное в облике конкретного человека и описывать свои наблюдения.

Давайте подумаем, что в лице человека самое главное? (Глаза ).

Я хочу вам дать возможность послушать как М. Шолохов в рассказе «Судьба человека» писал: «Я сбоку взглянул на него, и мне стало что-то не по себе. Видали вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть

Вот такие глаза были у моего собеседника».

Прослушав этот отрывок, еще ничего не зная о судьбе героя, уже можно догадываться о тех испытаниях, которые выпали на его долю и навсегда лишили его радости жизни, забрали у него огонь сердца, умертвили глаза.

А теперь посмотрите на репродукции картин, которые находятся в классе, и дайте описание выражения глаз. (Сначала все вместе – устно, затем каждый учащийся записывает к себе в тетрадь - самостоятельно).

(В тетрадях у ребят получается запись:

Глаза – добрые, печальные, с хитринкой, лукавые, злые, умные, веселые, счастливые.

Взгляд – серьезный, задумчивый, затуманенный грустью, дерзкий, открытый, горячий, проницательный, гордый, прямой.

Лицо – мужественное, доброе, усталое, радостное, почти детское.

Лоб – большой, широкий, открытый, умный. )

А теперь, небольшая творческая работа: я вам прочитаю слова – определения глаз, а вы их распределите в два столбика в зависимости от эмоций (положительных или отрицательных), которые они вызывают.

Наглые, бегающие, пустые, искрометные, лукавые, озорные, гневные, скорбные, ясные, правдивые, внимательные, удивительные, задумчивые, блестящие, злые.

Подберите к каждому столбику свои 2-3 слова.

Да, глаза человека приобретают большую силу. Не случайно в народе родились такие пословицы: «Глаза – это зеркало души», «Коль очи светятся, душа чиста».

А теперь рассмотрите фотографии, которые вы принесли, и опишите глаза, лицо, взгляд.

Свое сочинение вы так и назовете «Глаза – зеркало души человека».

Расскажите об этом человеке, который смотрит на вас с фотографии. Методика преподавания русского языка в школе. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов/ М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов и др. / Под ред. М.Т. Баранова. – М.: Просвещение, 1990. – С.123

А.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю Катаева Русский язык и культура речи. Учеб. пособие для вузов. – Ростов-на-Дону, изд. Феникс, 2002. – С.45

Методика развития речи на уроках русского языка/ Под ред. Т.А. Ладыженской, М.: Просвещение, 1991.-С.153

Дидактический материал к учебнику русского языка: 6 кл.: Пособие для учителя,/Л.Т. Григорян и др. – 3-е изд.,испр. – М.: Просвещение, 1989. – С. 176

Федоренко Л.П. Принципы и методы обучения русскому языку: Пособие для студентов пед. институтов. – М.: Просвещение, 1964. – С.93