Работать только по профессии. Почему люди не идут работать по специальности

Серия снимков выпускников из разных учебных заведений со всего мира? которые не смогли найти работу по специальности и вынуждены работать в дешевом секторе услуг.
Хоть им и не нравится их работа, они должны понимать, что являются везунчиками, так как смогли найти хоть какую-то работу.
Ведь по глобальным подсчетам, в мире сейчас около 75 миллионов безработных людей в возрасте от 15 до 24 лет.

1. Марчин Любовски, 28-летний заместитель главного менеджера ресторана «McDonald"s» в торговом центре «Аркадия» в Варшаве. У него в руках – диплом специалиста по русскому языку Варшавского университета. Марчин работает в сфере фаст-фуда и, скорее всего, там и останется. (Reuters/Peter Andrews)

2. Франческа Бальди, 32 года, няня 7-месячного ребенка в Риме. Бальди пять лет училась в университете в Пизе и получила степень доктора в области литературы и философии. Она надеялась найти работу учителя, но вот уже 5 месяцев работает няней. (Reuters/Alessandro Bianchi)

3. Карл Мой Окот, 27 лет, торговец фруктами и овощами на рынке в трущобах Киберы, Найроби. Окот изучал психологию и химию и получил степень по психологии. Он искал работу 4 года, но последние 8 месяцев зарабатывает на жизнь торговлей на рынке. (Reuters/Noor Khamis)

4. Стивен Эндрюс, 24 года, официант в ресторане «Sunny Blue» в Санта-Монике, Калифорния. Эндрюс 4 года учился в колледже Кабрилло, где получил диплом специалиста по связям с общественностью. Он приехал в Лос-Анджелес, чтобы найти работу в сфере киноиндустрии, но сейчас не уверен в будущем и развитии своей карьеры в этом направлении. (Reuters/Lucy Nicholson)

5. Франческо Фоглиа, 37 лет, дворник в центре Рима. Он 6 лет учился в римском университете и получил степень доктора в сфере промышленной химии. Он надеялся стать исследователем, но вот уже 2 года работает дворником. (Reuters/Alessandro Bianchi)

6. Софьян Моуссаои, 26 лет, официант в кафе Алжира. Он пять лет учился в Университете 8 мая 1945 года, где получил магистерскую степень в области корпоративного финансирования. Он надеялся найти работу аудитора, но уже более года работает официантом. (Reuters/Zohra Bensemra)

7. Манолис Оуранос, 30 лет, повар в таверне «Маврос Гатос» в центре Афин. Манолис учился в Афинском техникуме 4 года, где получил диплом специалиста в сфере гражданской инженерии. Он хотел найти работу в государственном секторе, но теперь работает поваром. (Reuters/Yannis Behrakis)

8. Дарья Витасович, 27 лет, менеджер в баре в Загребе, Хорватия. Эта девушка 7 лет училась в Университете общества Иисуса и получила диплом по философии и религии. Она хотела стать учителем или доктором философских наук, но вот уже 4 года работает в баре. (Reuters/Antonio Bronic)

9. Денис Оньянго Оланг (справа), 26 лет, помощник повара в отеле в трущобах Найроби Кибера. Он изучал статистику и химию в университете сельского хозяйства и технологии Джомо Кеньятта. После безуспешного поиска работы в течение двух лет, он решил устроиться на работу в отель. (Reuters/Noor Khamis)

10. Теренс Каманда, 25 лет, обслуживает клиентов в кафе «На углу» в Дурбане, ЮАР. Этот уроженец Зимбабве 18 месяцев учился в институте коммерции в Гверу, где получил диплом по маркетингу. (Reuters/Rogan Ward)

11. Керим Сакак, 29 лет, продавец в магазине в Зенице, Босния и Герцеговина. Сакак 4 года учился в Университете Сараево и стал дипломированным полицейским. Но за четыре года с тех пор он так и не нашел работу по специальности. (Reuters/Dado Ruvic)

12. Джессика Маза, 28 лет, официантка в кафе «Новел» в Санта-Монике, Калифорния. Маза 5 лет училась на бизнес-менеджера и художника. В качестве художника она так и не смогла заработать столько, сколько зарабатывает официанткой. (Reuters/Lucy Nicholson)

13. Ваэл Або Эль Саоуд, 25 лет, фермер в Эль-Калубии, Египет. Ваэл четыре года учился в университете Бенха, получив диплом в сфере коммерции. Он хотел найти работу банковским менеджером, но вот уже 5 лет работает фермером. Он зарабатывает 30-60 египетских фунтов в день, но работ у него сезонная. (Reuters/Amr Abdallah Dalsh)

РАБОТА НЕ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ. ПЛЮСЫ И МИНУСЫ.

Сегодня большинство выпускников российских вузов испытывают трудности при устройстве на работу по специальности. По данным кадровых служб лишь 40% в конечном итоге находят свою межу, остальным приходится искать альтернативу.

По мнению аналитиков, причиной этого является то, что в институте дают, в основном, фундаментальные знания, в отличие от практических навыков. Кроме того, следует учитывать, что рынок труда сам по себе динамичен и далеко не всегда удается угадать, какая профессия к моменту получения диплома будет востребована.

В 2005 году было проведено исследование среди абитуриентов и выявлено, что самыми популярными у поступающих оказались факультеты юриспруденции и экономики. К сожалению, аналитики все чаще называют эти специальности дополнительными к другому образованию. Из-за большой востребованности гуманитарного образования в итоге возрос конкурс на вакансии в этой сфере, а поскольку данное образование очень полезно и содержит важные знания для развития собственного бизнеса, то, как можно заметить, многие его получают как второе высшее. Будущее видят, в основном, за IT-специалистами. Все потому что мы идем уверенными шагами к абсолютной автоматизации трудового процесса, экономии времени и средств, а для этого, безусловно, нужен контролирующий технику персонал.

Но так или иначе, давайте в этой статье поговорим о пользе дополнительных знаний и, для начала, обратимся к статистике. Государственной службой занятости населения Москвы был проведен любопытный опрос населения. Он был направлен на выявление актуальных сложностей, с которыми сталкиваются соискатели во время поиска места работы. И знаете что? Удивительно, но на первом месте оказалось совсем не отсутствие образования, а возраст - эта категория набрала 53% всех голосов. И только около 10% пожаловались на отказ из-за недостаточной формальной компетенции в выбранной профессии. О чем это говорит? Мешает не отсутствие образования, а метания между различными специальностями.

Кем бы вы ни работали, очень желательно периодически подтверждать и повышать свою квалификацию. Я очень люблю пример со спортом и всегда его привожу, когда речь заходит на эту тему. Представьте, что прекрасная талантливая гимнастка не будет, например, месяц садиться на шпагат. Все остальные упражнения будут ею выполняться, кроме этого. Значит, по прошествии времени, она уже не сможет делать то, что могла раньше. Переходя на тему нашей беседы, работодателю будет неважно в этот момент, что вы могли, гораздо нужнее то, что вы реально можете предложить именно сейчас.

Парадокс, но специалисты самых востребованных специальностей очень часто не могут найти приемлемую для себя работу с приличным окладом. Среди них очень часто встречаются и психологи, и, уже вышеупомянутые, экономисты и т.д. Это происходит из-за того, что с течением времени потребности работодателей растут, а в больших компаниях практикуются различные тренинги повышения квалификации или даже получение второго высшего образования. Кроме того, повышенные требования и невозможность устроиться по специальности порой заставляют людей резко менять направление своей деятельности. Так получаются «математики-менеджеры».

Поскольку сейчас такая ситуация нередка, то было бы правильным рассмотреть ее плюсы и минусы. Любое образование сказывается на типике мышления человека, оказывая на него влияние с учетом получаемой профессии, более того, специализированные знания формируют особым образом ассоциативный ряд в голове человека, оставляя в нем профессиональную терминологию и особую логику. “Разносторонне развитый человек может подходить к решению трудовых задач с абсолютно разных сторон, получая, при этом, цельное мнение. ”
Например, давно было замечено, что техническое образование при правильной подаче развивает в человеке упорядоченное мышление, снабженное четкими алгоритмами действий, а это очень важное свойство при организации рабочего времени, да и в принципе в труде.

Сами специальности, по сути своей, можно разделить всего лишь на два класса - интуитивное восприятие и логическое. Как вы уже, наверно, догадались, интуитивное относится к гуманитарным - среди них и историки, и философы. Здесь превалирует абстрактное мышление, мышление в образах и, как правило, человек, обладающий им и выбирающий эту стезю, имеет более развитое правое полушарие мозга, отвечающее за эмоциональный фон. Не зря обладателей именно этих профессий обычно относят к творческой плеяде. Что же говорить о технарях? Точные науки воспитывают - это очевидно, развивают внимание, иногда усидчивость и, конечно, отвечают за активность левого полушария.

А теперь, только представьте, насколько ценен разносторонне развитый человек! Это просто невероятно - он может подходить к решению трудовых задач с абсолютно разных сторон, используя и те, и иные навыки и получая, в конечном итоге, цельное мнение. Только подумайте, каких высот можно достичь как на рабочем, так и личном фронте. Сейчас много людей, которые учились в одной области, а работают в совсем другой, и при этом из-за психологического барьера восприятия они даже не догадываются, как можно раскрыть свой потенциал и лишь крупицы вкладываются им в свое дело.

Пробуйте использовать любые знания и навыки на своей работе, абсолютно любая информация может оказаться полезной и привести к неожиданному креативному решению. Казалось бы, чем может помочь инженеру в прошлом и бухгалтеру в настоящем его прежнее образование? Я была знакома с многими представителями этой профессии и, по их рассказам, одна из наиболее часто встречающихся неприятностей на их работе является потеря счетов-фактур. Поэтому приходится копить большие архивы. А теперь вспомним - правильный инженер, как было упомянуто выше, мыслит последовательно, а это уже, в каком-то смысле, является страховкой от перипетий подобного образа. По поводу сочетаний образований можно фантазировать практически до бесконечности. Как вопросы дизайна можно успешно приложить, например, менеджеру продаж мебели? Это очевидно - вопросы интерьера и т.д. Важен сам творческий взгляд, готовность к инновационным решениям и, что совсем немаловажно, личный интерес - только тогда можно открыть скрытые возможности, именно так и писали свои картины гении Ренессанса - внимание к деталям, вдохновение и… как ни странно, очень часто совсем нехудожественные практики (тот же да Винчи, который был также увлечен механикой, природой и многим другим).

Наверно, вы замечали, что человек, увлеченный каким-либо делом обычно интересен и популярен, причем неважно, чем конкретно он занимается, главное то, насколько сильно он поглощен своим делом. Если вы работаете и при этом имеете хобби, которое вполне может каким-то образом относиться к вашей вузовской специальности, то это дает вам новый горизонт для деятельности. Целое поле творчества - как хотите, так и используйте, только вы и ваши краски.

В психологии существует множество техник, которые помогают человеку расширять восприятие и помогать ему гармонично, относительно интуитивного и логического восприятия, работать. Для примера, приведу одну, но очень простую методику, которая, при постоянной практике, тренирует человека. Она заключается в том, что перед тем, как приступить к выполнению дел, следует сосредоточиться на том, кем ты являешься и какие знания у тебя на данный момент присутствуют. Не надо представлять себя всего, секрет заключается именно во вхождении в определенную роль.

Например, если вы получили образование юриста, то попытайтесь максимально себя представить таким и только таким, после этого сосредоточьте внимание на поставленной задаче и предложите решение с точки зрения юриста (здесь важно не путать - вы ищете ответ не в области юриспруденции, но как будто вас, обладателя этой профессии, попросили ответить на этот вопрос). Далее, например, у вас есть какое-то хобби - например, чтение книг - подумайте, что бы вы предложили для решения этой задачи, если бы были литератором. Подробно представляйте, постарайтесь в этот момент максимально возможно войти в созданный вами образ. По очереди рисуйте картины и представляйте как можно детальней - это важно. Таким образом, вы имеете возможность разностороннего рассмотрения и совершенно иного уровня для своей работы. Человек удивительно устроен - он может перевоплощаться в абсолютно разные личности, приобретая различный опыт анализирования информации, и чем больше он это делает - тем легче ему разбираться в новом, возрастание идет подобно прогрессии. Включайте все свои возможности, это неизменно приведет вас к успеху.

Изначально статья задумывалась как описание сочетания различных профессий, в принципе, практически так и вышло, только появилась одна важная вещь - все мы очень разные, это отражается не только на нашей деятельности, быте, но и на личных качествах, стремлениях. При всей этой «разношерстности» мы все же живем по одним и тем же законам, являясь, в каком-то смысле, подобием друг друга. Поэтому можно говорить о единых принципах, оперируя которыми можно очень выгодно существовать, делать карьеру. Я говорю о целостности восприятия, когда нет перекоса в одну сторону. Речь вовсе не о количестве книжных знаний, а о том, что появляется при их штудировании.

До этого момента мы говорили о классифицировании мышления на две подгруппы, сейчас же хочется обратится к конкретным профессиям. Плюсы развития мышления очевидны, теперь давайте рассмотрим факторы, которые могут мешать вам работать. Человек, по своей природе, стремится к оптимизации своих действий, чтобы, так сказать, не совершать лишних телодвижений и тратить сэкономленную энергию для иных дел. За счет этого в нашем организме вырабатывается целый комплекс привычек и взглядов на привычные вещи, ориентируясь на которые, мы можем буквально лавировать на волнах своих мыслей. Привычки, выработанные на одной работе, могут быть совершенно неприемлемы на другой. Например, если ранее вы привыкли к сидячей неспешной работе, то если вам попадется вакансия, требующая постоянных поездок к клиентам, то, очевидно, вам будет несколько трудно вклиниться в новый график. И это касается абсолютно любых аспектов вашей работы, касаясь даже таких, казалось бы, мелочей, как привычка пить чай в установленное время. Абсолютно все имеет значение, до самых незначительных действий, ведь все это формирует вас и вашу деятельность в будущем.

На сегодняшний день все больше нужны сотрудники, которые работают по профильной специальности, при этом не стоит забывать о том, что «встречают по одежке, а провожают по уму». Поэтому существуют люди, которые, не имея образования, также хорошо развиваются в деловом мире. Но, как ни крути, работник с отличными практическими навыками более востребован, если имеет официальное документальное подкрепление своим знаниям.

Нередко случается, что вакансий по основной специальности нет, а трудоустроиться крайне необходимо. Заявленная смена деятельности обычно вызывает вопросы работодателя, поэтому важно уметь правильно объяснить ее причины.

Многие из сегодняшних выпускников российских ВУЗов сталкиваются с проблемами при поиске работы по специальности.

Согласно данным кадровых агентств, только 40% находят именно ту профессию, на которую обучались, остальные ищут альтернативные варианты. Аналитики считают, что основная причина такого положения дел – это фундаментальные знания, которые могут предложить учебные заведения, без каких-либо практических навыков.

Свою роль также играет динамичность рынка, и довольно трудно предсказать, будет ли ваша профессия к моменту получения диплома востребована. Несколько лет назад был проведен опрос среди абитуриентов, и выяснилось, что самыми популярными среди поступающих оказались экономический и юридический факультеты.

Но в данной статье мы с вами поговорим о пользе дополнительных знаний, как таковых. И для начала обратимся к неумолимой статистике. Не так давно Государственная служба занятости провела опрос – что больше всего мешает при устройстве на работу?

Согласно полученным результатам, 53% опрошенных указали возраст, и только меньше 10% жаловались на недостаточное образование. И это указывает на тот факт, что людям мешают не пробелы в образовании, а метание между разными профессиями и местами работы. Неважно, кем вы работаете, в любом случае необходимо постоянно повышать и подтверждать свой уровень квалификации. Самый удачный пример – это спорт. Что станет со спортсменом через месяц-второй, если он не будет тренироваться?

Правильно, он потеряет форму. И работодатель совершенно неважно, что вы умели и знали несколько лет назад – его интересует, что вы можете предложить ему здесь и сейчас. Как ни парадоксально это звучит, но именно представители востребованных профессий часто не могут найти себе рабочего места с приличным окладом. Причина заключается в том, что требования работодателей постоянно изменяются и растут, в больших компаниях практикуют разного рода тренинги, курсы повышения квалификации, и даже получение второго высшего образования.

Кроме того, невозможность устроиться на работу порой заставляет людей кардинально менять профессию. Так и появляются «филологи-менеджеры». Такая ситуация в наше время встречается сплошь и рядом, и имеет как положительные, так и отрицательные стороны. К примеру, техническое образование дисциплинирует ум человека, развивает упорядоченное, логическое мышление. Гуманитарное образование стимулирует развитие образного мышления, и творческого начала в человеке.

А теперь давайте представим себе такого, разносторонне развитого человека. Он сможет подходить к решению любых проблем с разных сторон, используя при этом разные навыки. Многие люди, которые работают не по своей специальности, из-за психологического барьера даже не догадываются о своем скрытом потенциале. Тут важно применять творческий, инновационный подход, и, что немаловажно, иметь личный интерес. Только тогда станет возможным применить все те скрытые возможности, что в вас заложены.

Вы, возможно, замечали, насколько интересен человек, который серьезно чем-то увлечен. При этом не важен сам род его деятельности, а то, насколько он увлечен своим делом. Есть множество методик, которые могут помочь расширить восприятие, и помогут гармонично работать.

Приведем одну из них для примера. Перед тем, как начать работать, нужно сосредоточиться на том, кем вы в настоящий момент являетесь, и какими знаниями обладаете. Не нужно пытаться представить себя в целом, только войти в определенную роль, и все. Например, если у вас за плечами инженерное образование, попытайтесь представить себя инженером, и рассмотреть проблему с точки зрения инженера.

Дальше, к примеру, если у вас есть какое-то серьезное увлечение, например, книги – подумайте над проблемой с точки зрения литератора. Так вы получаете возможность рассмотреть проблему под совершенно разными углами. Человек – существо удивительное, и может «перевоплотиться» практически в любую личность. И чем чаще он это делает, тем легче ему разобраться с какой-то новой проблемой. Так что не пренебрегайте своими возможностями.

Теперь давайте поговорим об конкретных профессиях, и рассмотрим факторы, которые мешают успешной деятельности. Человек, за все время свое жизни вырабатывает целый комплекс алгоритмов, привычек, и взглядов на вещи. И привычки и навыки, которые полезны для одной работы, могут оказаться совершенно неприемлемыми к другой.

Например, если ваша работа предполагала неспешность и обстоятельность, то если вы столкнетесь с вакансией, где придется много ездить и общаться с клиентами, вам будет очень трудно. Это касается абсолютно всех аспектов работы, вплоть до привычки покурить в определенное время. Сегодня больше всего востребованы специалисты, которые работают по «родной» специальности. Но не стоит забывать о том, что только встречают по одежке, а провожают-то по уму, и есть люди, которые успешны в бизнесе и без образования. Но таковых не очень много, и как не крути, а специалист более востребован, если он имеет документально подтвержденное образование.

Несмотря на рост числа работников с дипломом (с 23,8% в 2001 году до 32,2% в 2014 году), каждый четвертый россиянин, окончивший вуз, выполняет работу, не требующую высшего образования. При этом около 30% работников считают, что работают не по специальности. К таким выводам пришли авторы исследования Высшей школы экономики "Где и кем работают высокообразованные россияне". ТАСС изучил работу, чтобы узнать, какие специалисты чаще работают по полученной профессии, кто занимает руководящие должности, а чей потенциал используется не до конца.

Согласно исследованию, среди работающих россиян больше всего обладателей дипломов экономистов и инженеров, меньше всего - аграриев, искусствоведов и специалистов естественных наук и математики. При этом среди мужчин - специалистов технического профиля, а среди женщин - экономистов и педагогов.

Авторы работы отмечают, что образование молодых и пожилых работников различается. Среди молодежи преобладают дипломы экономистов, а среди работников от 40 лет и старше на первом месте инженерная подготовка. Из этого эксперты делают вывод, что обе группы не конкурируют напрямую на рынке труда, так как предъявляют спрос на разные рабочие места.

Более половины дипломированных работников (55,8%) занимают позиции специалистов высшего уровня квалификации. Больше всего таких сотрудников среди выпускников медицинских вузов, меньше всего среди инженеров и аграриев.

Почти каждый шестой выпускник вуза занимает руководящую должность. Чаще всего в кресло руководителя садятся инженеры, специалисты в области сельского хозяйства, а также экономисты и управленцы.

Четверть обладателей высшего образования (26,6%) работают на позиции, для которой оно избыточно. Тут явным лидером выступают выпускники сельскохозяйственных вузов. Реже других выполняют работу ниже своей квалификации медики.

Что касается субъективной оценки соответствия выполняемой работы и специализации, указанной в дипломе, то 71,4% работающих россиян отмечают, что работают по профессии. В основном такого мнения придерживаются медики, а вот среди специалистов в области сельского хозяйства гораздо больше тех, чье образование никак не связано с нынешней работой.

Таким образом, авторы исследования констатируют, что выпускники медицинских вузов могут считаться самой благополучной группой: они не зря тратят время в университете, так как в дальнейшем работают по специальности и занимают позиции, требующие высокой квалификации. Хуже всего дела обстоят у аграриев, профессия которых чаще, чем у других, оказывается не связана с дипломом, к тому же зачастую вообще не требует высшего образования. Правда, среди них достаточно высок процент руководителей.

Мой сегодняшний топик я бы хотела посвятить одной важной для меня сейчас теме. Как-то на Алимеро я уже писала, что сейчас нахожусь в поисках новой работы. Так вот, анализируя рынок труда, я пришла к выводу, что большинство людей работают не по специальности!

Об этом говорят и социологические исследования: только 25% выпускников связывают себя с выбранной профессией, а остальные ищут себя в других сферах. Если задуматься, это очень странно, т.к. образование мы получаем на протяжении нескольких лет, вкладываем в него силы, время и деньги и получается, что потом не находим своим знаниям и навыкам применение.

Мой опыт

Если говорить о себе, то это как раз мой случай. Я отучилась на юридическом факультете и ни дня не работала юристом. Не скажу, что это было мое призвание, на тот момент меня пристроили в ВУЗ, потому что там я могла учиться бесплатно. Конечно, о выбранном факультете я не жалею, т.к. юрист – достаточно престижная профессия и при устройстве на работу она добавляет несколько очков к моему резюме.

Сейчас я работаю в банке и у нас ситуация вообще очень интересная, т.к. львиная доля сотрудников не имеет к банковской сфере никакого отношения. Работают у нас и учителя, и инженеры, и даже медработники.

С одной стороны – это хорошо, что руководство позволяет попробовать свои силы людям, не связанным с миром цифр и денег. А с другой – а не снижает ли это качество услуг, которые мы предоставляем, сидя на рабочем месте?

Опыт моих знакомых


Среди моих друзей масса тех, кто не работает по специальности. Одна моя подруга работает фитнес-тренером. За плечами у нее спортивная карьера и специальность менеджера. В ее случае она нашла свое призвание именно в спорте. Если сейчас она будет пытаться устроиться по специальности, доходы ее резко снизятся и ей придется ходить в нелюбимый офис и отсиживать в нем по 9 часов.

Но конечно есть и те, кто, окончив ВУЗ, шли по проторенной дорожке. Муж моей подруги сначала учился в техникуме железнодорожного транспорта, затем в университете и всю жизнь работает на железной дороге.

На мой взгляд, есть такие должности, которые нельзя занимать без соответствующего образования. Это, например, медики. Хотелось бы включить в эту категорию учителей и воспитателей, но опыт показывает, что часто в школах и детских садах работают люди совершенно из других профессиональных сфер.

Интересное предложение

Выводы

В общем, по этому вопросу у меня противоречивые мысли. С одной стороны, я сама не работаю по специальности, а с другой – хочется, чтобы нас все-таки окружали специалисты в своем деле, а не самоучки.

Чтобы получать лучшие статьи, подпишитесь на страницы Алимеро в