Распространённый. Они считают, что мастурбация уничтожает белых мужчин

Ответ:

Ханафитский мазхаб возник в Ираке, и во времена правления Аббасидов считался официальным мазхабом Абассидского государства. Наибольшее распространение мазхаб получил в восточных частях халифата, в Хорасане и Маверауннахре (междуречье). Большинство известнейших ханафитских факихов были уроженцами этих земель. Так же до V века хиджры, ханафитский мазхаб соседствовал с маликитским мазхабом в Магрибе (Западная Африка). И хотя после ухода Аббасидов ханафитский мазхаб и утратил свои главенствующие позиции, но с возникновением Османской империи он снова получил распространение.

Сегодня ханафитский мазхаб преобладает на территории Афганистана, Пакистана, Средней Азии, Турции, Албании, Боснии и Герцеговины, Греции и Болгарии. Так же приверженцы ханафитского мазхаба есть в Сирии, Йемене и Хиджазе.

Шафиитский мазхаб возник в Египте. Так как последние годы жизни имама шафии прошли именно в Египте. Так же шафиитский мазхаб был распространен и в Ираке. Так как именно здесь имам шафии впервые изложил свои взгляды. Так же шафиитский мазхаб сумел через Ирак распространиться и на Хорасан и междуречье, где он соседствовал с ханафитским мазхабом.

После того, как власть в Египте перешла к Аййюбитам, шафиитский мазхаб укрепил свои позиции, став фактически официальным мазхабом Аййюбитского государства. После того, как Египет был завоеван Османской империей, лидирующие позиции в Египте занял ханафитский мазхаб. Однако после того, как правителем Египта стал Мехмед Али Паша, Шафиитский мазхаб вернул себе господствующее положение.

Сегодня шафиитский мазхаб широко распространен в Египте, Сирии, Ираке, Иордании, восточной части Анатолии, на Кавказе, в Азербайджане, Индии, Палестине и Индонезии.

Не смотря на то, что факихи ханбалитского мазхаба были очень сильны, этому мазхабу не удалось получить широкого распространения, и даже занять лидирующее положение в какой-либо из мусульманских стран. Однако после того, как семья Саудов пришла к власти, ханбалитский мазхаб получил распространение на Аравийском полуострове.

Ханбалитский мазхаб не получил широкого распространения так как в момент его становления в Ираке уже был распространие ханафитский мазхаб, в Египте шафиитский, а в Андалусии и Магрибе маликитский.

Что касается маликитского мазхаба , то изначально он был распространен в Хиджазе. Однако в последующем, по различным причинам, количество последователей этого мазхаба в Хиджазе сократилось. Затем маликитский мазхаб получил широкое распространение в Магрибе и Андалусии. Сегодня маликитский мазхаб распространен в странах северной Африки, таких, как Египет, Марокко, Судан.

Islam-Today

Интересная статья? Пожалуйста, сделайте репост на Facebook!

Шопинг широко распространен во всем мире, причем не только в Европе, но и в Азии. Туристические фирмы организуют даже специальные шоп-туры в разные страны.


Поведение покупателей и политика торговых комплексов различаются в разных странах, хотя проблема остается одной и той же. Россияне после поездки в Европу или в Азию возвращаются с обновками, сувенирами и другими приобретениями. Неважно, была ли это деловая, туристическая или торговая поездка.

Отправляясь в шоп-тур за границу, не нужно думать, что там все товары будут доступны по цене. Некоторые необходимые вещи могут оказаться более дорогими, чем в России. Так, например, в Англии лучше не покупать сигареты и фотопленку, поскольку они обойдутся очень дорого. Пачка самых плохих сигарет будет стоить не менее 3 фунтов (около 120 рублей), а коробочка фотопленки – 4 фунта (примерно 175 рублей).

Люди тратят много денег в заграничных магазинах, не в силах удержаться от соблазна. Как же работают механизмы предложения товаров в разных странах? Почему они одинаково действуют на людей разных национальностей и культур?

Шопинг во Франции

Столица Франции давно уже считается центром мировой моды. На улицах Парижа находятся самые престижные и дорогие магазины. В них нельзя увидеть покупателей, обвешанных с ног до головы пакетами и сумками. Большинству туристов товары, предлагаемые в таких магазинах, не по карману. Тем не менее многие приезжают на Елисейские Поля или улицу Риволи, где находятся знаменитые бутики, чтобы рассмотреть модели последних коллекций великих кутюрье, которые красуются в шикарных витринах. Иногда они даже приобретают понравившуюся вещь несмотря на то, что она им не по карману. Для этого приходится залезать в долги.

Такой вид шопинга подходит для покупателей, любящих присматриваться к товарам, оценивать, сравнивать их, а также для тех, кто просто любит рассматривать витрины и получает от этого большое удовольствие.

Есть в Париже улицы (например, бульвар Осман), где находятся магазины, предлагающие товары по более низким ценам, чем в знаменитых бутиках. Умеренные цены здесь сочетаются с большим выбором и качественными товарами. В этих районах одеваются люди среднего класса и среднего возраста.

Так, на бульваре Осман расположены два самых больших универмага – знаменитые «Галери Лафайет» и «Принтемп». Здесь можно приобрести все, начиная от носового платка и заканчивая шикарным меховым манто. Это также привлекает покупателей, даже тех, кто не имеет высоких доходов. Часто человек выходит из такого универмага с более дорогой покупкой, чем планировал.

Считается, что в «Галери Лафайет» цены на одежду немного ниже, чем в «Принтемп», но в последнем выбор разнообразнее. Это также импонирует покупателям, в зависимости от того, какие цели они преследуют. Например, зная, что в одном из универмагов цены ниже, они позволяют себе сделать больше покупок.

Впрочем, для обычного российского туриста цены здесь все же высоки. Для менее состоятельных и экономных людей в Париже существует множество небольших частных магазинчиков. Особой изысканностью отличаются мелкие лавочки, расположенные в Латинском квартале, на бульваре Сен-Жермен. Цены здесь средние, а предлагаемые товары все же выглядят очень качественными и изысканными. Удержаться от покупки туристу практически невозможно.

Если денег совсем мало, что даже средние цены кажутся недоступными, можно посетить «Тати» – сеть самых дешевых универмагов Парижа. Эти магазины цепочкой тянутся по столице. Товары, предлагаемые в этих и аналогичных магазинах, не отличаются оригинальностью и изысканностью, хотя и практичны. Однако цены на них настолько низкие, что многие люди просто не могут уйти без покупки, даже если ничего не планировали покупать. В результате туристы часто позволяют себе ненужные расходы.

Некоторые чрезмерно бережливые француженки находят способы шикарно одеваться, потратив при этом не очень много денег. Например, фирменные вещи с надписью «degreffes» стоят в 2 раза дешевле из-за единственного дефекта – отсутствия этикеток.

В 1970 г. во Франции вышел фильм «Китайцы в Париже», который повествует о фантастической истории захвата Парижа китайцами. Интересно, что захватчики сделали своей штаб-квартирой во Франции не Сенат и не Эйфелеву башню, а «Галери Лафайет» – огромный супермаркет. Роль этих магазинов становится очень влиятельной во внутренней и внешней политике государства.

Если одежда продается под вывеской, на которой написано «en detail», значит, данный магазин торгует от швейной фабрики без торговых наценок. Соответственно, и цена изделий будет в таком магазинчике на 15–30% дешевле, чем в бутике или универмаге. Надписи «sale», «promotion» и «liquidation» тоже предвещают хорошие скидки, поскольку означают распродажу. Поэтому туристы, имеющие опыт французского шопинга, тщательно выискивают глазами эти надписи на витринах. Найдя их, они радостно «штурмуют» магазин.

Есть во Франции и свои блошиные рынки, где можно отовариваться самым прижимистым или малообеспеченным потребителям. При этом прогулка по таким местам, по мнению многих туристов, является намного познавательнее и полезнее любой туристической экскурсии. Однако и здесь можно потратить намного больше денег, чем планировалось изначально.

Известный в Париже рынок «Clignancourt» предлагает не очень большой выбор одежды. Доминирующее же положение здесь занимают распродажи антиквариата.

Блошиные рынки во Франции представляют собой настоящие города со своими проспектами, улицами и закоулками. Их посещают миллионы человек. Рынки в основном работают по пятницам, субботам и воскресеньям. По понедельникам может устраиваться распродажа не купленных за уик-енд вещей.

Российский потребитель, попадая во Францию, настроен, как и большинство туристов из других стран, на приобретение одежды и обуви. Одеваться во Франции считается престижным. Неважно, в каком магазине были куплены вещи. К этому особенно склонны люди, страдающие низкой самооценкой.

Лишь немногие могут часами любоваться дорогими нарядами в витринах богатых магазинов или совершать экскурсии по шикарным универмагам и довольствоваться чувством сопричастности к этому миру вещей и покупок. Многие люди все же не могут удержаться и тратят все имеющиеся деньги, а некоторые даже занимают у попутчиков и никак не могут остановиться. Они впадают в транс, испытывая чувство эйфории, когда приобретают что-то во французских универмагах и торговых центрах. В результате возвращаются домой с большими сумками и долгами.

Шопинг в Италии

Рим негласно считают второй столицей моды. Однако сами итальянцы не любят такое определение, т. к. являются большими патриотами своей страны и считают, что всегда и во всем их страна удерживает пальму первенства.

Итальянские магазины имеют своеобразную специфику: здесь нет четко установленных часов работы. Каждый магазин устанавливает свои собственные правила. Но общим для всех являются часы обеденного перерыва – с 13.00 до 15.30 ч. В это время самые шумные торговые улицы становятся тихими. Покупатели расходятся по другим делам.

Италия занимает одно из первых мест в мире по количеству магазинов и универмагов готовой одежды. Ежегодно эту страну посещает около 50 млн туристов, из которых мало кто уезжает, не приобретя какой-нибудь итальянской вещи.

Еще одной временной особенностью итальянских магазинов является то, что по понедельникам большинство мелких лавочек открывается только после сиесты. Между тем торговые ряды в Италии состоят в основном из множества мелких лавочек. Частные магазины могут быть закрыты в период с середины августа до середины сентября, т. к. это время года считается нетрудоспособным из-за сильной жары.

Те, кто думает, что одеваться в Италии очень дорого, ошибаются. В действительности там есть как дорогие бутики, так и магазины, в которых цены на товары доступны покупателю со средним достатком. Однако в этом и кроется опасность: зная, что цены невысоки, российские покупатели стараются приобрести побольше, впрок. При этом очень легко потерять контроль и потратить намного больше денег, чем планировалось изначально.

Самые дорогие столичные магазины и бутики находятся в районе Испанской лестницы. Улицей в Риме, где продается самая модная одежда, считается знаменитая Виа дель Корсо. Здесь расположены разные магазины, дорогие бутики и дешевые лавочки. В магазинах, располагающихся на улицах Виа Национале и Виа дель Тритоне, можно одеться качественно и недорого.

Некоторые ученые считают, что шопинг может свести с ума. Согласно их исследованиям, человек в преддверии покупки полностью лишается способности здраво и рационально мыслить. Пока часть мозга, отвечающая за мыслительный процесс, бездействует, напряжение в отделах, управляющих эмоциями и приятными ощущениями, нарастает до предела. Чем дороже предмет, тем более безумным становится покупатель.

Несмотря на множество мелких магазинчиков, переполняющих города, в Италии есть и крупные универмаги. Однако в них примерно одинаковый выбор одежды и очень высокие цены. Поэтому большинство туристов и визитеров предпочитает делать покупки в небольших магазинах. Чем дальше от центра города расположен такой магазин, тем ниже в нем цены.

В итальянских магазинах время от времени проводятся сезонные распродажи.

При этом вывешивается надпись «sconti». Если плакат с этой надписью висит на полностью задрапированной витрине, значит, магазин целиком распродает свой товар в связи с закрытием.

Знаменитый римский блошиный рынок называется «Порта Портезе». Он переполнен моделями-подделками изделий ведущих модных домов Европы, впрочем, довольно высокого качества.

Основная их масса шьется в Неаполе. Если российский турист не в состоянии приобрести костюм от знаменитого дизайнера в фирменном бутике, он может купить едва отличимую копию на «Порта Портезе». Для многих шопоголиков удержаться и не купить дешевый костюм «от Валентино» на блошином рынке просто невозможно. Так и возвращаются туристы из Италии с полными сумками покупок.

Большинство туристов, особенно посетивших Италию впервые, потом долго вспоминают удачную поездку, а некоторые готовы на все, чтобы отправиться на шопинг еще раз. Это уже зависимость, но они не подозревают об этом. Заграничный шопинг станет целью, мечтой, которую надо осуществить во что бы то ни стало. Для этого некоторые идут на все: залезают в долги, даже закладывают квартиры.

Рынок «Порта Портезе» работает только по воскресеньям с рассвета до обеда. При этом все товары раскупаются уже к 13.00. Любителям большого выбора лучше приехать туда рано утром. В это время не будет и большого скопления людей у прилавков.

Шопинг в Великобритании

Англия тоже является законодательницей мировой моды. Поэтому люди, приезжающие туда с целью осмотреть местные достопримечательности, не могут удержаться, чтобы не пройтись по знаменитым английским магазинам.

Большой универмаг «Хародз» входит в число самых известных магазинов XX в. Ежедневно его посещают десятки тысяч человек. В этом многоэтажном универмаге можно найти абсолютно все. Такого богатого выбора нет, пожалуй, ни в одном другом магазине Европы. Впрочем, цены здесь тоже не очень низкие.

Большими шопоманами являются Элтон Джон и Лайза Минелли. Они тратят миллионы на не очень нужные вещи.

Неподалеку находится знаменитый магазин «Харви и Николс», который любит посещать королева Великобритании. Все магазины, облюбованные королевской семьей, имеют над своей вывеской маленькую корону. Соответственно, в этих магазинах товары хорошего качества и высокий уровень обслуживания. Это, разумеется, сказывается на ценах.

Более доступными в отношении цен являются магазины на Оксфорд-стрит. Эта улица считается главной торговой улицей Лондона. Она переполнена магазинами разного размера и вида. Недалеко расположен знаменитый многоэтажный универмаг «Селфриджз», занимающий целый квартал.

Как и в любом городе, в Лондоне есть свой блошиный рынок, который и является основным местом «паломничества» туристов. Он расположен на Бак-стрит и работает только по выходным. Считается, что здесь продается самая дешевая одежда во всей Европе.

В Англии очень развит институт шопинга. У покупателей есть много прав и привилегий. Например, они могут обменять на другую или возвратить купленную в магазине вещь без особой на то причины, и в магазинах обязаны ее принять, вернув полную стоимость товара. Главное, чтобы на товаре не была срезана этикетка и был сохранен чек.

В любом английском магазине покупатель имеет право основательно померить в примерочной комнате все понравившиеся вещи, вплоть до нижнего белья (кроме трусов). Такие правила действуют далеко не во всех странах. Если в магазине не оказалось нужного размера приглянувшейся вещи, ее можно заказать, и через несколько дней сотрудники магазина доставят покупку на дом.

В некоторых английских обувных магазинах при входе отрывают из машинки на стене специальный талончик с номером. После этого надо немного подождать, пока полученный номер не высветится на табло или его не выкрикнет продавец. Это означает, что сейчас будут обслуживать только этого покупателя, вынося ему обувь для примерки до тех пор, пока он не сделает свой выбор. Как правило, после такого вежливого обслуживания большинство российских туристов стесняется уйти из магазина без покупки.

Что особенно располагает к шопингу в Англии, так это консультация продавцов. Они не будут стоять за спиной в ожидании, когда же посетитель сделает покупку. К продавцам можно обратиться за полезной информацией и получить вежливый ответ.

Высокий уровень обслуживания и множество прав покупатели получают ценой увеличения стоимости товаров. Поэтому большинство англичан старается все же делать покупки во время распродаж.

В некоторых магазинах такие распродажи проходят очень часто и практически постоянно. Но в большинстве других магазинов они обычно проходят 2 раза в год – сразу после Рождества и в середине лета.

Наиболее многочисленными являются зимние распродажи. Они начинаются 27 декабря и заканчиваются 13 января. В этот период цены могут быть снижены на 50–75%. В эти дни в магазинах всегда много людей.

Американский журнал «Жизнь и стиль» (Life & Style) сообщает, что юная голливудская актриса и певица Линдсей Лохан является большой шопоманкой. За прошлый год она потратила на одежду больше 1 млн долларов. В гардеробе Линдсей присутствуют платья стоимостью 8000 долларов и сумочки – 2000 долларов. Она пытается излечиться от этой зависимости с помошью гипноза.

Лондон является местом наиболее благоприятным для любителей шопинга. Именно здесь они могут найти одежду по собственному вкусу и по своим финансовым возможностям. Английский рынок предлагает такое разнообразие, что мало кто уезжает оттуда, не приобретя хотя бы несколько вещей. А бывают и такие, кто легко втягивается в это и совершает путешествия в Англию очень часто.

Но, возвращаясь из таких шоп-туров, шопоманы быстро теряют интерес к приобретенным вещам, даже несмотря на то, что ради поездки они нередко одалживают деньги, продают имеющиеся ценности, бросают работу и т. д. Но стоят ли вещи таких жертв? Ведь итог может быть очень плачевным: разрушенная семейная жизнь, потеря работы, квартиры.

Шопинг в Турции

Турция является наиболее популярным местом «паломничества» российских туристов. Сотни тысяч россиян ежегодно отправляются в эту теплую азиатскую страну. Она считается курортной зоной.

Однако Турция славится не только своими морскими курортами, но и отличными товарами, многие из которых высоко ценятся в Европе. То, что продавалось когда-то на российских рынках, было всего лишь продукцией кустарного производства. Эти дешевые товары сильно подорвали авторитет турецкой промышленности.

Между тем в Турции есть много фирм, которые выпускают товары высокого качества, не уступающего европейскому. При этом они вполне доступны по цене.

Шопинг в Турции – очень увлекательное и выгодное дело. Он имеет свои неповторимые особенности. Здесь очень дешевыми являются кожаные вещи, дубленки, трикотаж, золотые украшения, хозяйственные мелочи, причем вполне приемлемого качества. В то же время не стоит приобретать в Турции электронику и бытовую технику.

В Турции дорогими считаются вещи, которые стоят больше 10 долларов. Дорогие вещи лучше приобретать в фирменных магазинах. Так, например, к золотым украшениям в магазинах дают сертификаты с указаниями параметров изделия.

Еще одной привлекательной особенностью турецкого шопинга является то, что торговаться можно и нужно везде, кроме крупных магазинов с фиксированными ценами, указанными на ярлыках. В турецких магазинах бывают скидки, в дополнение к которым могут дать небольшой сувенир.

Российские туристы очень любят Турцию именно потому, что в этой стране можно сделать много удачных покупок. Как правило, денег хватает не только на запланированные покупки, но и на экзотические товары и сувениры.

Однако увлечение турецким шопингом может привести к тому, что люди будут часто тратить деньги на туристические поездки и шоп-туры. Опасность турецкого шопинга заключается в том, что продавцы этой страны, в отличие от, например, англичан, не будут вежливо стоять в стороне и ожидать, пока покупатель задаст какой-нибудь вопрос. Каждого посетителя, зашедшего в магазин, продавец встречает очень радушно: приглашает присесть, предлагает очень вкусный чай или кофе и очень активно делает это, причем очень часто на русском языке. Часто он может, торгуясь, снизить цену на товар вдвое и даже больше или предложить купить несколько вещей, также пообещав на них хорошую скидку. Даже если эти вещи не нужны, большинство посетителей как правило, уступает и заключает сделку.

И только придя в гостиницу, человек обнаруживает, что приобрел множество качественных, но не нужных ему вещей, потратив все деньги. Между тем вернуть их обратно, как это можно было бы сделать, например, в Англии, будет практически невозможно.

Шопинг в Объединенных Арабских Эмиратах

Эта страна находится на побережье Персидского залива. Находящиеся там города с древних времен служили перевалочными пунктами в торговле между Востоком и Западом. Торговля до сих пор осталась одним из основных занятий населения этой страны. Эмираты называют раем для продавцов и покупателей.

В Эмиратах много торговых улиц, которые расположены в деловой части города. По ним приятно даже просто пройтись. На торговых улицах можно найти магазины в которых торгующие абсолютно всем – от кнопок до электронной техники. Иногда даже трудно сориентироваться во всем многообразии товаров, выставленных в многочисленных мелких открытых лавочках, чей товар представлен на уличных витринах. Можно даже не заходить в магазин – все найдется на витрине.

За часами и ювелирными изделиями часто ездят в Швейцарию. В Арабских Эмиратах часы можно пробрести на каждом углу. А ювелирные магазины являются просто раем для женщин и разоряют их мужчин.

Итак, придется очень долго блуждать по бесконечным восточным улицам, прежде чем удастся найти необходимый товар нужного качества и подходящей цены. Впрочем, настоящие шопоголики покупают импульсивно то, что им понравится, не беспокоятся о цене. Их внимание может привлечь любая безделушка или яркая тряпка. Все уходят отсюда довольные. Во всех подобных магазинах можно и нужно торговаться.

В Эмиратах можно посетить и крупные торговые центры, которые есть в каждом крупном городе этой страны, например в Дубае или Шардже. Цены в таких магазинах немного выше, чем на торговых улицах, а возможностей поторговаться – меньше. В некоторых больших магазинах вообще не принято торговаться. Но здесь можно приобрести товары более высокого качества. К таким заведениям относятся обычно специализированные магазины известных мировых брендов.

В Шардже находится известная среди русских любителей шопинга торговая улица Аль Фахда. Здесь продают очень дешевый ширпотребный товар. «Влю Соук» – самый популярный торговый центр этого города. Русские туристы прозвали его паровозиком из-за характерного внешнего облика. Там есть много других известных торговых центров.

Согласно исследованиям аудиторской компании «Deloitte», россияне готовы тратить на подарки больше всех в мире – до 13% своего семейного годового дохода.

Город Абу-Даби немного уступает другим крупным городам Объединенных Арабских Эмиратов, но здесь очень бойко можно торговаться на торговых улицах. В этом же городе расположен один из самых популярнейших центров шопинга – «Аль Хана Шопинг Центр». Он расположен в центре города и недалеко от набережной, так что любители достопримечательностей с удовольствием посещают этот магазин.

Итак, Эмираты являются самым подходящим местом для любителей шопинга, которые относятся к этому занятию, как к развлечению и получению удовольствия. По торговым улицам восточных городов можно часами ходить и наслаждаться созерцанием представленного товара. Покупок здесь можно сделать очень много даже на небольшие деньги. Именно это и привлекает шопоманов.

Торговый центр – сцена одного актера, где люди свободны от взаимодействия и не нуждаются в нем, но вовлечены в безликий коллективный ритм потребления.

Однако тем, кто привык к восточному шопингу, не рекомендуется пробовать заниматься этим в Европе. Для них европейский шопинг окажется слишком накладным. Но лучше всего за границей участвовать в туристических программах, а не проводить все время в магазинах и на торговых улицах.

Жизнь не заключается в одном лишь шопинге. Если есть возможность другими способами заполнить душевную пустоту и неудовлетворенность, почему бы этим не воспользоваться. Ведь туристическая поездка без шопинга сама по себе является развлечением. Человек отрывается от привычного мира и на некоторое время живет другой, не своей, жизнью.

Распространённый, распространённая, распространённое, распространённые, распространённого, распространённой, распространённого, распространённых, распространённому, распространённой, распространённому, распространённым, распространённый,… … Формы слов

РАСПРОСТРАНЁННЫЙ 2, ая, ое: распространённое предложение Ч в грамматике: предложение с второстепенными членами. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

РАСПРОСТРАНЁННЫЙ 1, ая, ое; ён. Широко известный, обычный, часто встречающийся. Р. взгляд. Р. предрассудок. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Распространённый, ён, ена, ено, ены … Русское словесное ударение

распространённый - распространённый; кратк. форма ён, ен а … Русский орфографический словарь

распространённый, - распространённый, ён, ена … Словарь употребления буквы Ё

распространённый - ая, ое см. тж. распространённость 1) Часто встречающийся; обычный. Р ое мнение. Р ая болезнь. Распространённый взгляд на события. Распространённый предрассудок. 2) лингв. Подробный, пространный … Словарь многих выражений

распространённый - распростран/ённ/ый … Морфемно-орфографический словарь

распространённый - 1. прич.; кр.ф. распространён, распространена/, нено/, нены/. Воззвание распространено стачечным комитетом среди рабочих шахты. 2. 1) прил.; кр.ф. распространён, распространённа, нённо, нённы; распространённее. Эта теория весьма распространённа.… … Орфографический словарь русского языка

Ая, ое. 1. прич. страд. прош. от распространить. 2. в знач. прил. Существующий во множестве, часто встречающийся. Вот распространенная вьетнамская картинка: буйвол пасется по брюхо в воде или на сухом месте, а на нем сидит вьетнамский мальчик.… … Малый академический словарь

Книги

  • Рунические практики , Некрасова Светлана. Руны - древний алфавит, распространённый на большей части Евразии до завоевания континента последователями религии единого бога. После завоевания победители повсеместно на основе древних…
  • Ашик-Кериб. Стихотворения , М. Ю. Лермонтов. Сборник знакомит с прозаическим и поэтическим творчеством Михаила Юрьевича Лермонтова. В книге представлены сказка АШИК-КЕРИБ, написанная на распространённый среди народов Закавказья сюжет, а…

ГРДВ широко распространен во всем мире. По самым точным оценкам, от 3 до 5% школьников Северной Америки страдают ГРДВ, в среднем, по одному ребенку на класс (APA, 2000; Brown et al., 2001; Szatmari, 1992). Примерно у половины всех детей, прошедших клиническое обследование, обнаруживались симптомы ГРДВ отдельно или в комбинации с другими расстройствами. Поэтому проблема распространенности ГРДВ широко обсуждается в США (Barkley, 1998b).

Для оценки распространенности ГРДВ учитываются сообщения родителей, учителей и врачей. Однако они не всегда согласуются между собой, потому что поведение ребенка может меняться в зависимости от обстановки. Кроме этого, при описании могут делаться акценты на разные симптомы. К примеру, учителя склонны расценивать ребенка как невнимательного, в то время как он проявляет симптомы оппозиционного расстройства (Abikoff, Courtney, Pelham & Koplewicz, 1993). В исследованиях, учитывающих отдельные сообщения (когда о синдроме сообщает только врач или только учитель), распространенность ГРДВ оценивается выше, по сравнению с исследованиями, учитывающими согласованные сообщения (когда проявления синдрома одновременно фиксируют родители, врачи и учителя) (N. M. Lambert, Sandoval & Sassone, 1978).

Гендерные различия

ГРДВ встречается у мальчиков чаще, чем у девочек. По общим оценкам, у детей в возрасте 6-12 лет ГРДВ обнаруживается у 2-3% девочек и у 6-9% мальчиков. К подростковому возрасту общая частота распространенности ГРДВ и у мальчиков, и у девочек снижается, но мальчики продолжают преобладать в том же соотношении 2:1 или 3:1. В клинической диагностике возникает еще большая диспропорция: мальчики превалируют в соотношении 6:1 и выше. Мальчиков с ГРДВ, возможно, регистрируют чаще, чем девочек, по причине их вызывающего поведения и агрессивности (Szatmari, 1992). Интересно, что когда у девочек также наблюдаются симптомы оппозиционного расстройства, ГРДВ у них обнаруживают в более младшем возрасте, чем у мальчиков. Это свидетельствует либо о меньшей терпимости, либо о большей тревоге взрослых, когда нарушения поведения возникают у девочек (Silverthorn, Frick, Kuper & Ott, 1996).

Возможно, что ГРДВ у девочек распознается и регистрируется значительно реже, поскольку именно у девочек дефицит внимания не всегда сопровождается деструктивными формами поведения, характерными для мальчиков (McGee & Feehan, 1991). Кроме того, сами диагностические критерии, как они представлены в Руководстве DSM, и используемые для диагностики ГРДВ, могут быть причиной статистической гендерной диспропорции. Они разработаны и протестированы в основном на мальчиках с ГРДВ, и многие из симптомов (например, чрезмерная подвижность или преждевременный ответ в классе) в общем более присущи мальчикам, чем девочкам. Поэтому для того, чтобы у девочки зафиксировали ГРДВ, ее поведение должно иметь экстремальные формы проявления и выглядеть крайне нехарактерным для ее возраста (Barkley, 1996). Таким образом, клинические проявления симптомов и их формулировка в Руководстве DSM, возможно, и определяют указанную статистическую гендерную диспропорцию, для более глубокого объяснения которой необходимы дальнейшие исследования.

ГРДВ у девочек, в общем, изучен хуже, чем у мальчиков, однако эта ситуация постепенно меняется. У девочек с ГРДВ чаще (по сравнению с их сверстницами без ГРДВ) отмечаются расстройства настроения, тревожность и кондуктивное расстройство; более низкие IQ и успеваемость; проблемы, связанные с социальным взаимодействием (Bieder- man et al., 1999). При сравнении мальчиков и девочек с ГРДВ обнаруживается, что характер проявления симптомов, степень их тяжести, распространенность заболевания в семье и результаты лечения у обоих полов схожи (Faraone et al., 2000; Silverthorn et al., 1996). Гендерные различия заключаются в том, что у мальчиков наблюдается более высокая гиперактивность, им более свойственны агрессия и асоциальное поведение, у них возникают более серьезные нарушения ведущих функций, в то время как у девочек чаще обнаруживаются интеллектуальные нарушения (Gaub & Carlson, 1997b; Seidman, Bie-

Учителя говорят, что девочки с ГРДВ «как будто витают в облаках». Окружающие могут не замечать или игнорировать ГРДВ у девочек, если расстройство не сопровождается гиперактивностью и деструктивным поведением.

derman, Faraone & Weber, 1997). Но несмотря на эти различия, ГРДВ является серьезным расстройством, имеющим в основном схожие характеристики и у мальчиков и у девочек.

Культурные и этнические различия в оценках распространенности и методах диагностики ГРДВ

ГРДВ обнаруживается у детей, принадлежащих различным социальным классам, хотя немного чаще он отмечается в малообеспеченных слоях. Эта разница, как считают, возникает в результате воздействия характерных для бедных семей стрессовых факторов, которые вызывают сопутствующие поведенческие проблемы (Szatmari et al., 1989).

ГРДВ выявлен во всех странах мира, где он изучался (Barkley, 1996). Распространенность заболевания оценивается по-разному: от 2% девочек в Японии (Kanbayashi, Nakata, Fujii, Kita & Wada, 1994) до 20% мальчиков в Италии (O’Leary, Vivian and Nisi, 1985) и до 29% и более мальчиков в Индии (Bhatia, Nigam, Bohra & Malik, 1991). Эти цифры, без сомнения, отражают разницу в методах диагностики и отличающихся возрастных и гендерных характеристиках каждой статистической выборки. Например, оценки распространенности ГРДВ в Англии невысоки, поскольку этот термин используется только по отношению к тем детям, у которых проявляется чрезмерная моторная активность, наблюдаемая в различных ситуациях (Pendergrast et al., 1988).

Оценки распространенности могут быть связаны еще и с культуральными нормами детского поведения и отношением взрослых к проявлению симптомов этого расстройства. В культурах, где ценится сдержанное и спокойное поведение ребенка (например в Таиланде), симптомы ГРДВ фиксируются реже, чем в США, поскольку учителя в Таиланде рассматривают их проявление как более широкую культурную проблему, связанную с воспитанием детей (Weisz, Chayaisit, Weiss, Eastman & Jackson, 1995)

Даже в Соединенных Штатах, где ГРДВ диагностируется у детей всех рас и этнических групп, оценки распространенности могут зависеть от культуральных различий (D. M. Ross & Ross, 1982). Ясно лишь, что ГРДВ - универсальный феномен, который во всех культурах встречается чаще у мальчиков, чем у девочек.

Течение заболевания и его последствия

В следующих разделах мы опишем динамику изменения симптомов ГРДВ в процессе развития (Campbell, 2000a), проиллюстрировать которую может биография Алана, которому сейчас 35 лет. Ему поставили диагноз ГРДВ, когда он учился в первом классе.

Неугомонный Алан

Наша няня утверждает что с 4-х месяцев я уже научился садиться, чтобы смотреть телевизор. Еще не умея ходить, я мог так быстро передвигаться на четвереньках, что бедная няня едва успевала меня догнать. Я носился по всему дому, забирался повсюду создавая страшный беспорядок, и вскоре мама поняла, что меня ни на минуту нельзя оставлять одного. Я не любил играть со своими игрушками, а предпочитал исследовать все самостоятельно (адаптировано из Murray, 1993).

Младенчество. Складывается впечатление, что ГРДВ может быть врожденным (некоторые матери отмечали, что уже в утробе их ребенок был так активен, что, толкаясь ножками, причинял им сильную боль). Однако мы не можем описать, как проявляется это расстройство в младенчестве, поскольку до сих пор еще не разработаны точные методы диагностики ГРДВ до трехлетнего возраста. Как правило, родители детей с ГРДВ сообщают о том, что в младенчестве у их ребенка был трудный темперамент. Они говорят, что он был крайне активный, непредсказуемый, чрезмерно или недостаточно чувствительный к стимулам, раздражительный; отмечаются также нарушения сна и питания.

Хотя эти утверждения указывают на раннее проявление ГРДВ, их нельзя трактовать однозначно по двум причинам. Во-первых, на воспоминания родителей могут влиять возникающие позднее трудности воспитания. Во-вторых, у большинства неспокойных младенцев ГРДВ не развивается. Хотя «трудный» темперамент в младенчестве может быть связан с некоторыми нарушениями развития, его нельзя рассматривать как самостоятельный признак раннего проявления ГРДВ.

Алан: Отверженный всеми

Уже в детском саду я испытывал одиночество. Сверстники не принимали меня в свою компа-

нию, а воспитатель постоянно отправлял в угол, чтобы я самостоятельно возился со своими игрушками. Отверженный всеми, я не имел друзей и никак не мог понять, чем я отличаюсь от остальных детей (адаптировано из Barkley, 1995).

Дошкольный возраст. ГРДВ обнаруживают у детей в возрасте 3-4 лет, когда с нарастающей интенсивностью начинают проявляться симптомы гиперактивности-импульсивности (Hart, Lakey, Loeber, Applegate & Frick, 1996). Такие дети совершают необдуманные и непредсказуемые поступки, беспорядочно перескакивают от одного занятия к другому, стремятся достичь моментального результата, быстро теряют интерес к привлекшему их внимание стимулу, бурно и неадекватно реагируют на обычные повседневные события (Barkley, DuPaul & McMurray, 1990; S. B. Campbell, 1990). Родителям очень сложно справляться с гиперактивными непослушными детьми, поведение которых может быть к тому же еще агрессивным и вызывающим (Mash & Johnson, 1982). Дети с ГРДВ причиняют много беспокойств в детском саду. Они бесцельно слоняются по группе, без умолку болтают и мешают занятиям других детей. Дошкольники, у которых отмечается устойчивый паттерн гиперактивного-импульсивного и оппозиционного поведения на протяжении не менее года, по всей видимости, имеют ГРДВ. Чаще всего их трудности сохраняются и в начальной школе.

Алан: Я ничего не мог сделать правильно

На первом родительском собрании моя мама не услышала ничего хорошего. Учительница жаловалась ей на то, что я ничего не слушаю, бесконечно точу свои карандаши и по пять раз за урок бегаю в туалет А в третьем классе все вообще пошло под откос. Я ничего не мог сделать правильно, хотя очень старался. А учительница все писала в моих тетрадках: «Переписать заново», «Не выполнил задание», «Неправильный ответ». Мне казалось, что я ей просто неприятен. Она была очень строгой, почти никогда не улыбалась и всегда следила за мной (адаптировано из Barkley, 1995).

Начальная школа. Симптомы невнимательности обнаруживаются у детей в возрасте от 5 до 7 лет, становясь особенно заметными, когда ребенок идет в школу (Hart et al., 1996). Урок, требующий настойчивости и непрерывного, целенаправленного внимания, становится тяжелым испытанием для таких детей. Неудивительно, что именно в это время у них обнаруживается ГРДВ и возникает необходимость оказания профессиональной помощи. Симптомы невнимательности продолжают проявляться и в средних классах, приводя к низкой успеваемости, отвле- каемости, плохой организованности, проблемам при переходе из класса в класс и трудностям в социальном взаимодействии с учителями и сверстниками (Barkley, 1996). Паттерны гиперактивного-импуль- сивного поведения, появившиеся у ребенка в дошкольный период, продолжают наблюдаться и во время его обучения в начальных и средних классах.

В начальной школе могут сформироваться паттерны оппозиционно-вызывающего поведения, которое часто сопровождается агрессивностью и лживостью (Barkley, 1998b). Ребенок с ГРДВ с первых классов и до самого окончания школы испытывает серьезные проблемы, связанные с проявлением самостоятельности, личной ответственностью, выполнением заданий, оказанием доверия, достижением личной независимости, установлением социальных отношений и успеваемостью (Koplowicz & Barkley, 1995; Stein, Szumoski, Blondis & Roizen, 1995).

Алан: Точка зрения родителей

До того как Алану исполнилось 13, я не понимала, что ГРДВ - серьезное расстройство, которое не поддается быстрому лечению. Он не мог сдерживать свою активность даже в старших классах и в результате часто оказывался в кабинете директора. Из-за невнимательности Алан стал отставать по математике, которая раньше не вызывала у него затруднений. У него подтвердился окончательный диагноз, и стало ясно, что проблемы, с которыми столкнулся Алан, не исчезнут со временем, а станут еще более глубокими. Только тогда я осознала, что ГРДВ формирует личность, мучает своих жертв и разбивает человеческие отношения (адаптировано из L.Weiss,

Подростковый возраст. Когда дети с ГРДВ достигают подросткового возраста, проблемы, связанные с этим расстройством, зачастую не исчезают, а усугубляются. Хотя гиперактивность-импульсивность в этом возрасте ощутимо затихает, ее уровень остается выше, чем у 95% сверстников, не имеющих ГРДВ (Barkley, 1996). Заболевание продолжается в подростковом возрасте, по меньшей мере, у 50% клинически зарегистрированных младших школьников (Barkley, Fisher, Elderbrock & Smallish, 1990; G.

Weiss & Hechtman, 1993). Детские симптомы гиперактивности-импульсивности (в большей степени, чем невнимательности) вызывают самые неблагоприятные последствия в подростковом возрасте (Barkley, 1998b).

Алан: Десять лет хаоса

Мой секретер может многое рассказать обо мне. Десять лет назад я собрался навести в нем порядок, но мне до сих пор не удалось этого сделать. Мне стыдно и горько осознавать свою беспомощность. Ну сложное ли это дело - навести порядок в собственном секретере? Нет, я не сумасшедший. Мне просто иногда кажется, что я так и остался ребенком (L. Weiss, 1992).

Зрелый период. С большой долей уверенности можно предположить, что многие известные и преуспевшие личности, от Томаса Эдисона до Робина Вильямса2, вероятно, страдали в детстве ГРДВ. Некоторым больным по мере взросления удается избавиться от симптомов ГРДВ, другие учатся скрывать их. Однако многие в течение всей своей жизни продолжают испытывать проблемы, несущие с собой страдания и чувство разочарованности (Barkley, 1996; Mannuzza & Klein, 1992). Взрослые, обнаруживающие ГРДВ, беспокойны, легко теряют интерес к тому, что еще недавно привлекало их, постоянно ищут что-то новое и возбуждающее. У них могут возникать трудности на работе, проблемы, связанные с социальным взаимодействием; для них характерны депрессии и низкая самооценка; они могут проявлять агрессивность и обнаруживать расстройства личности (Biederman et al., 1992; Mannuzza & Klein, 1992; G. Weiss & Hechtman, 1993)

Многим людям, имеющим ГРДВ, так никогда и не ставится диагноз, особенно если расстройство не сопровождается сопутствующими поведенческими проблемами. В результате им может казаться, что у них что-то не в порядке, но они не знают - что. Хотя многие из таких людей яркие творческие личности, они часто страдают от того, что не смогли в полной мере реализовать свои способности (Wender, 2000).

ИТОГИ РАЗДЕЛА

По самым точным оценкам, ГРДВ обнаруживается у 3-5% детей школьного возраста.

ГРДВ диагностируется в два или три раза чаще у мальчиков, чем у девочек.

ГРДВ у девочек не вполне изучен, однако это серьезное расстройство, имеющее общие характеристики у мальчиков и девочек.

ГРДВ выявлен во всех странах мира, где он изучался.

Симптомы ГРДВ имеют собственную динамику развития. У беспокойного младенца к 3-4 годам могут появиться признаки гиперактивности- импульсивности, после которых уже в младших классах обнаруживается дефицит внимания.

Хотя частота и интенсивность проявления симптомов могут уменьшаться по мере взросления ребенка, у многих ГРДВ остается в течение всей жизни.