Сергей иванович муравьев апостол. Матвей иванович муравьев-апостол

Муравьёв-Апо́стол, Серге́й Ива́нович (9.10.1796 - 25.07.1826) - подполковник , один из предводителей движения декабристов .

Биография

Документы

Восстание декабристов. Документы. Т.IV, C.228-412

Напишите отзыв о статье "Муравьёв-Апостол, Сергей Иванович"

Литература

  • Эйдельман Н. Я. Апостол Сергей: Повесть о Сергее Муравьеве-Апостоле. - М.: Полит
  • издат , 1975. - 391 с., ил. («Пламенные революционеры »); 2-е изд . - . - 365 с., ил; то же . - М., .
  • Медведская Л. А. Сергей Иванович Муравьев-Апостол. - М., .
  • Слобожан И. И. С. И. Муравьев-Апостол. - Л., .

Примечания

Ссылки

Эйдельман Н. Я.

Отрывок, характеризующий Муравьёв-Апостол, Сергей Иванович

– Вишь, черт, дерется как! Аж всю морду раскровянил, – сказал он робким шепотом, когда отошел фельдфебель.
– Али не любишь? – сказал смеющийся голос; и, умеряя звуки голосов, солдаты пошли дальше. Выбравшись за деревню, они опять заговорили так же громко, пересыпая разговор теми же бесцельными ругательствами.
В избе, мимо которой проходили солдаты, собралось высшее начальство, и за чаем шел оживленный разговор о прошедшем дне и предполагаемых маневрах будущего. Предполагалось сделать фланговый марш влево, отрезать вице короля и захватить его.
Когда солдаты притащили плетень, уже с разных сторон разгорались костры кухонь. Трещали дрова, таял снег, и черные тени солдат туда и сюда сновали по всему занятому, притоптанному в снегу, пространству.
Топоры, тесаки работали со всех сторон. Все делалось без всякого приказания. Тащились дрова про запас ночи, пригораживались шалашики начальству, варились котелки, справлялись ружья и амуниция.
Притащенный плетень осьмою ротой поставлен полукругом со стороны севера, подперт сошками, и перед ним разложен костер. Пробили зарю, сделали расчет, поужинали и разместились на ночь у костров – кто чиня обувь, кто куря трубку, кто, донага раздетый, выпаривая вшей.

Казалось бы, что в тех, почти невообразимо тяжелых условиях существования, в которых находились в то время русские солдаты, – без теплых сапог, без полушубков, без крыши над головой, в снегу при 18° мороза, без полного даже количества провианта, не всегда поспевавшего за армией, – казалось, солдаты должны бы были представлять самое печальное и унылое зрелище.
Напротив, никогда, в самых лучших материальных условиях, войско не представляло более веселого, оживленного зрелища. Это происходило оттого, что каждый день выбрасывалось из войска все то, что начинало унывать или слабеть. Все, что было физически и нравственно слабого, давно уже осталось назади: оставался один цвет войска – по силе духа и тела.
К осьмой роте, пригородившей плетень, собралось больше всего народа. Два фельдфебеля присели к ним, и костер их пылал ярче других. Они требовали за право сиденья под плетнем приношения дров.
– Эй, Макеев, что ж ты …. запропал или тебя волки съели? Неси дров то, – кричал один краснорожий рыжий солдат, щурившийся и мигавший от дыма, но не отодвигавшийся от огня. – Поди хоть ты, ворона, неси дров, – обратился этот солдат к другому. Рыжий был не унтер офицер и не ефрейтор, но был здоровый солдат, и потому повелевал теми, которые были слабее его. Худенький, маленький, с вострым носиком солдат, которого назвали вороной, покорно встал и пошел было исполнять приказание, но в это время в свет костра вступила уже тонкая красивая фигура молодого солдата, несшего беремя дров.
– Давай сюда. Во важно то!
Дрова наломали, надавили, поддули ртами и полами шинелей, и пламя зашипело и затрещало. Солдаты, придвинувшись, закурили трубки. Молодой, красивый солдат, который притащил дрова, подперся руками в бока и стал быстро и ловко топотать озябшими ногами на месте.
– Ах, маменька, холодная роса, да хороша, да в мушкатера… – припевал он, как будто икая на каждом слоге песни.
– Эй, подметки отлетят! – крикнул рыжий, заметив, что у плясуна болталась подметка. – Экой яд плясать!
Плясун остановился, оторвал болтавшуюся кожу и бросил в огонь.
– И то, брат, – сказал он; и, сев, достал из ранца обрывок французского синего сукна и стал обвертывать им ногу. – С пару зашлись, – прибавил он, вытягивая ноги к огню.
– Скоро новые отпустят. Говорят, перебьем до копца, тогда всем по двойному товару.
– А вишь, сукин сын Петров, отстал таки, – сказал фельдфебель.
– Я его давно замечал, – сказал другой.
– Да что, солдатенок…
– А в третьей роте, сказывали, за вчерашний день девять человек недосчитали.

С.И. Муравьёв-Апостол. Неизвестный художник, 1828 г. Портрет находится в Государственном музее А.С. Пушкина.

Николай I Павлович Романов.

Один из видных деятелей движения декабристов, член Союза Спасения, Союза Благоденствия и Южного общества.

Родился 28 сентября (9 октября) 1796 года в Санкт-Петербурге в семье видного дипломата и писателя, происходящего из старинной дворянской семьи. Сын Ивана Матвеевича Муравьёва-Апостола, премьер-майора,обер-церемониймейстера, чиновника Коллегии иностранных дел, сенатора, российского посла в Испании, от его первого брака с А.С. Черноевич, дочерью австрийского генерала серба С.Черноевича, перешедшего на русскую службу. Мать, Анна Семёновна, была сильной и волевой женщиной. Родила пятеро детей, Сергей был четвёртым. . Будущий декабрист был отменно воспитан, получил блестящее образование, хорошо знал литературу, увлечённо занимался точными науками, особенно математикой. .

Детство Сергей Муравьёв-Апостол провел в Гамбурге и Париже. Учился в парижском пансионе Хикса, показал блестящие способности и трудолюбие, сочинял стихи на французском и латинском языках. Самый сильный и бойкий из всех детей, Сергей даже по росту обогнал своего старшего брата Матвея (будущий декабрист), с которым вместе обучался в пансионе.

В 1809 Анна Семёновна с детьми возвращалась с детьми в Россию, куда ранее уехал Матвей Иванович. На границе Пруссии с Россией дети Муравьёвых, увидев казака, принимаются его обнимать, с радостью воспринимая обретение Родины. Когда они вернулись в карету, в которой путешествовали от самого Парижа, их мать строго сказала: «Я очень рада, что долгое пребывание за границей не охладило ваших чувств к родине, но готовьтесь, дети, я вам должна сообщить ужасную весть; вы найдете то, чего и не знаете: в России вы найдете рабов!». Анна Семеновна имела ввиду крепостное право, строй, при котором миллионы крестьян были лишены всего и имели только обязанности - натуральное рабство. С такого предупреждения и начинается знакомство Сергея с Родиной.

В 1810 году Сергей с лёгкостью сдаёт два экзамена в недавно открывшееся училище инженеров путей сообщения (теперь Петербургский институт инженеров путей сообщения). В 1810 записан в гвардию. Вскоре после возвращения в Россию умирает мама, Анна Семёновна, заболев по дороге в одно из имений на Полтавщине.

В 1812 году Сергей Иванович окончил институт, получил чин прапорщика квартирмейской части. В том же году начал военную службу подпоручиком лейб-гвардии Семёновского полка.

Во время Отечественной войны Сергей находится в Малоярославце при главном штабе армии, которым командует Кутузов. После сражения офицеров из корпуса путей сообщения отправляют обратно в Петербург продолжать учебу. Воспользовавшись связями отца, Сергей решает остаться при штабе. Его берёт к себе в отряд Адам Ожаровский (муж сестры Елизаветы). . Несмотря на молодость (27 лет), успел побывать в горячих сражениях. В 1812 году участвовал в боях под Витебском. Участник Бородинской битвы. За храбрость при взятии Могилёва и переправе через Березину произведён в поручики. . За храбрость в сражении при Красном Сергей Муравьев-Апостол получает одну из высоких наград - золотую шпагу с надписью «За храбрость».

В конце 1812 г. он уже в звании поручика с орденом Анны 3-ей степени. В 1813 году Сергей пишет сестре Елизавете из Петервальсдау: «Я живу вместе с братом [Матвеем], и поскольку мы в сходном положении, то есть без единого су, мы философствуем каждый на свой лад, поглощая довольно тощий обед… Когда граф Адам Ожаровский был здесь, я обедал у него, но, увы, он убыл, и его обеды вместе с ним».

Затем Сергей участвует в битвах:

При Лютцене, за что ему пожалован Владимир 4-й степени с бантом;

При Бауцене, за заслуги произведен в звание штабс-капитана;

При Лейпциге - звание капитана.

В 1814 году он состоит при генерале Раевском и участвует в битвах: Провен, Арси-сюр-Об, Фер-Шампенуаз, Париж. За сражение под Парижем Сергей получает Анну 2-ой степени.

В Париже Сергей находит брата Матвея, а также многочисленных кузенов и родственников. В марте 1814 года здесь можно встретить почти всех будущих декабристов. Братьям не терпится отправится домой, к отцу и младшему брату - восьмилетнему Ипполиту.

Возвращение в Россию становится очередным потрясением для Сергея Муравьёва-Апостола. Народ, который хочет приветствовать победителей, героев войны 1812 года, полицейские разгоняют палками. Крепостные, которые проливали кровь на Бородинском поле и в других жестоких сражениях, вернувшись снова одевают ярмо барщины и оброка. Эти освободители - все те же рабы, ничего не изменилось, император не благодарен им, за то, что победили врага, а считает, что «каждый из них [речь идет о всех русских] плут или дурак» . Будущий декабрист, видя все это, все более разочаровываются в императорской власти.

Иван Матвеевич Муравьев после смерти жены вновь женился и остаётся в деревне с молодой супругой и тремя детьми от второго брака. В том же 1814 году умирает старшая сестра Сергея - Елизавета, супруга Ожаровского. Сергей сильно переживает ее кончину, ищет утешения в религии, решает оставить службу и уехать заграницу доучиваться или поступать в университет. Отец не даёт своего благословения, и Сергей остаётся в России. Вскоре он уже поручик Семёновского полка. В том же полку служит и брат его Матвей, Якушкин и другие вольнодумцы. С 1815 года Сергей – полковник, блестящий офицер в гвардии, командир 1-й (императорской) роты Семёновского полка.

В 1816 году он стал одним из основателей первой тайной политической организации декабристов – Союза спасения, поставившего своей целью ликвидацию крепостного права и установления конституционной монархии. После создания в 1818 г. Союза благоденствия вошёл в состав его руководящего органа – Коренной управы. В январе 1820 г. на Петербургском совещании членов общества поддержал идею П. И. Пестеля о введении в России республиканской формы правления.

В 1820 году Семёновский полк, где продолжал служить Сергей Муравьёв, переходит под начало Фёдора Шварца. Новый командир в курсе, что офицеры не применяют к солдатам телесных наказаний, однако, не взирая на это, ужесточает практику экзекуций. Говорят, что существовало даже солдатское кладбище жертв аракчеевца Шварца. Офицеры направляют жалобу на начальника. За это первая гренадерская рота полка в полном составе отправляется в тюрьму. Другие ищут Шварца, чтобы отомстить, он прячется в навозной куче. Сергей Муравьёв выводит свою роту вместе с одиннадцатью другими и усмиряет солдат, не давая им поднять бунт. Солдаты, уважающие поручика, послушно складывают оружие. Шварц лично просит у него прощения. Шварца, тем не менее, приговаривают к смертной казни, замененной увольнением от службы. Сергей вместе с другими офицерами всё же попадает в военною тюрьму, но вскоре выходит из нее. Практически в это же время происходит знакомство Муравьёва-Апостола с Михаилом (Мишелем) Бестужевым-Рюминым - их дружбе суждено сохраниться до гробовой доски. После освобождения из крепости Сергея ссылают в армию, сначала в Полтавский пехотный, затем в Черниговский пехотный полк. Вскоре Сергей назначен командиром 2-го батальона Черниговского пехотного полка, дислоцированного под Белой Церковью. Имел чин подполковника.

После самороспуска в январе 1821 года Союза благоденствия Сергей Муравьёв-Апостол вступил в организованное П.И. Пестелем Южное общество. Вместе с М.П. Бестужевым-Рюминым возглавил его Васильковскую управу. Был противником террористических методов борьбы (цареубийства). В отличие от П.И. Пестеля считал возможным самостоятельное вооруженное восстание на юге России. Муравьёв-Апостол планировал поднять на антиправительственный мятеж большую часть 2-й армии, расквартированной на Украине, и с ее помощью захватить Москву. Активно пытался привлечь на сторону заговорщиков солдат и офицеров. .

Шел 1823 год. Как обычно, с 15 по 25 января в Киеве проходила контрактовая ярмарка. Под её прикрытием провели свой очередной съезд декабристы Южного общества. Одним из вопросов, который обсуждался на нем, был вопрос о сроках восстания. Активными сторонниками скорейшего выступления был Сергей Муравьёв-Апостол и Михаил Бестужев-Рюмин . Они и явились организаторами первого конкретного замысла открытого выступления в Бобруйске . Там в 1823 году стояла 9-я дивизия 3-го пехотного корпуса 1-й русской армии. . Сергей Иванович вместо со своим батальоном строил укрепления Бобруйской крепости , нёс караульную службу, занимался обычными военными учениями. Приезд царя в Бобруйск , где были собраны войска, по мнению Муравьёва-Апостола, создал неповторимую возможность для начала восстания. Вместе с другом и сподвижником М. П. Бестужевым-Рюминым разработал важный агитационный документ - «Православный катехизис», призывавший к свержению самодержавия. .

Почему предполагалось поднять восстание именно в Бобруйске ? Во-первых, казалось необходимым использовать редкий случай царского смотра тех полков, которые были размещены и находились под непосредственным влиянием четырех членов общества.

Во-вторых, была чрезвычайно важна близость Москвы, куда восставшие полки двинулись бы после успешного «овладения особой государя » . Иначе говоря, после ареста Александра І . Вместе с тем, восстанию способствовало и наличие Бобруйской крепости , поскольку в случае неудачи она могла служить укрытием. Как выясняется из следственных дел, разговор шел не просто о том, что проигравшие дело заговорщики стали отсиживаться в крепости , но и о том, что они могли бы там удерживать арестованного императора .

В 1823–1825 годах Сергей Муравьёв-Апостол вёл переговоры с другими тайными офицерскими организациями – Обществом объединённых славян и польским Патриотическим обществом, стремившимся к восстановлению национальной независимости Польши. Для пропаганды среди солдат составил антимонархический Катехизис в форме вопросов и ответов. В начале ноября 1825 стал одним из трёх директоров Южного общества.

Закованного в кандалы, по воле царя Муравьёва-Апостола посадили в самый мрачный каземат Петропавловской крепости - Алексеевский равелин. Он не мог передвигаться. Мучительный допросы, угрозы пыток, применение других инквизиторских средств тяжело действовали на его психику. Но Сергей Иванович показал себя человеком несгибаемой воли и мужества. Никакие испытания не поколебали его революционных убеждений. В его показаниях не было раскаяния и мольбы о помощи, о помиловании. Он ни от чего не отказывался, ничего не отрицал, старался лишь полностью брать вину на себя. .

Верховным уголовным судом Сергей Муравьёв осуждён на смертную казнь через четвертование, которую Николай I заменил повешением. За день до казни на приговорённых декабристов надевают кандалы, опасаясь, что они покончат жизнь самоубийством. Пятерых велено повесить в четыре утра, снять в шесть и тогда же уничтожить виселицу. Вместе с четырьмя другими приговоренными Муравьёв-Апостол был казнен 13 (25) июля 1826 г. на кронверке Петропавловской крепости. . Его последними словами у эшафота были: «Всё, что посеяно, взойдёт, хотя бы и не было дождя». .

Казнь пяти декабристов - Пестеля, Рылеева, Муравьёва-Апостола, Бестужева-Рюмина и Каховского - состоялась в ночь на 25 июля 1826 года. Полицмейстер прочитал сентенцию Верховного суда, которая оканчивалась словами: «...за такие злодеяния повесить!» . При казни были два палача, которые надевали петлю, а затем белый колпак. На груди у декабристов была чёрная кожа, на которой было написано мелом имя преступника. Они были в белых халатах, а на ногах тяжелые цепи. Когда всё было готово, с нажатием пружины в эшафоте, помост, на котором они стояли на скамейках, упал. . Однако когда он упал, то над Рылеевым, Каховским и Пестелем верёвки оборвались - и все трое рухнули вниз. В срочном порядке в близлежащих лавках были найдены крепкие верёвки - и казнь во второй раз совершилась.

Император Николай I отказался выдать родным тела казнённых, и потому телега с ними стояла на территории училища торгового мореплавания. По одной из версий, смертники были тайно похоронены на острове Голодай. В 1926 г. его переименовали в остров Декабристов. В советское время на месте казни установили памятник, на котором высекли имена казнённых декабристов.

МУРАВЬЕВ-АПОСТОЛ, СЕРГЕЙ ИВАНОВИЧ (1796–1826), один из руководителей декабристского движения. Родился 28 сентября (9 октября) 1796 в Петербурге. Сын И.М.Муравьева-Апостола, сенатора и российского посла в Испании, от его первого брака с А.С.Черноевич, дочерью австрийского генерала серба С.Черноевича, перешедшего на русскую службу. Детство провел в Гамбурге и Париже; учился в парижском пансионе Икса; показал блестящие способности и трудолюбие; сочинял стихи на французском и латинском языках. В 1809 вернулся в Россию и поступил в петербургский Институт инженеров путей сообщения. В 1810 записан в гвардию. В 1812 окончил институт; получил чин прапорщика. В том же году начал военную службу подпоручиком лейб-гвардии Семеновского полка. Участник Отечественной войны 1812 и Заграничного похода 1813–1814; отличился в сражениях под Бородино 26 августа (7 сентября) 1812, Красным 3–6 (15–18) ноября 1812, Лютценом 20 апреля (4 мая) 1813, Бауценом 8–9 (20–21) мая 1813 и Лейпцигом 4–7 (16–19) октября 1813. Награжден орденом Св. Владимира 4-й степени и золотой шпагой «За храбрость». С 1815 – командир 1-й (императорской) роты Семеновского полка.

Под влиянием французской просветительской мысли 18 в. и либеральных идей эпохи Французской революции у С.И.Муравьева-Апостола постепенно сформировалось критическое отношение к самодержавно-крепостническому режиму в России. В 1816 он стал одним из основателей первой тайной политической организации декабристов – Союза спасения, поставившего своей целью ликвидацию крепостного права и установления конституционной монархии. После создания в 1818 Союза благоденствия вошел в состав его руководящего органа – Коренной управы. В январе 1820 на Петербургском совещании членов общества поддержал идею П.И.Пестеля о введении в России республиканской формы правления.

В октябре 1820 в связи с восстанием солдат Семеновского полка и его расформированием переведен на юг в Полтавский пехотный полк; вскоре назначен командиром 2-го батальона Черниговского пехотного полка, дислоцированного под Белой Церковью; имел чин подполковника.

После самороспуска в январе 1821 Союза благоденствия вступил в организованное П.И.Пестелем Южное общество; вместе с М.П.Бестужевым-Рюминым возглавил его Васильковскую управу. Был противником террористических методов борьбы (цареубийства). В отличие от П.И.Пестеля, считал возможным самостоятельное вооруженное восстание на юге России; планировал поднять на антиправительственный мятеж большую часть 2-й армии, расквартированной на Украине, и с ее помощью захватить Москву. Активно пытался привлечь на сторону заговорщиков солдат и офицеров. В 1823–1825 вел переговоры с другими тайными офицерскими организациями – Обществом объединенных славян и польским Патриотическим обществом, стремившимся к восстановлению национальной независимости Польши. Для пропаганды среди солдат составил антимонархический Катехизис в форме вопросов и ответов. В начале ноября 1825 стал одним из трех директоров Южного общества.

После ареста 13 (25) декабря 1825 П.И.Пестеля и поражения декабристов 14 (26) декабря в Петербурге оказался фактическим главой Южного общества; предложил его членам начать восстание на юге, но не получил поддержки большинства. 27 декабря 1825 (8 января 1826) был задержан жандармами в д.Трилесы, однако на следующий день освобожден офицерами заговорщиками. 29–30 декабря (10–11 января) поднял восстание Черниговского полка. Отверг план похода на Киев. Намереваясь соединиться с продекабристски настроенными Алексопольским, Ахтырским и 17-м Егерским полками, двинулся сначала на Борисов, а затем на Белую Церковь, но властям удалось отвести «ненадежные» части в другие районы. 3 (15) января 1826 под Ковалевкой черниговцы были атакованы и разбиты отрядом генерала Ф.К.Гейсмара; С.И.Муравьев-Апостол получил ранение в голову и был арестован на поле боя.

Верховным уголовным судом осужден на смертную казнь через четвертование, которую Николай I заменил повешением. Вместе с четырьмя другими приговоренными казнен 13 (25) июля 1826 на кронверке Петропавловской крепости; сорвавшись с петли из-за неопытности палача, был повешен вторично.

Иван Кривушин

Прошедший 1795-й год. Как призрак исчез он… Едва ли был кажется когда-либо…

Умножил ли он сколько-нибудь сумму благосостояния человеческого? Стали ли люди теперь умнее, миролюбивее, счастливее нежели прежде?

…Свет - театр, люди - актеры, случай делает пиесы, фортуна раздает роли… Драма имеет заглавие Вечное то же.

Из книги «Приятное и полезное препровождение времени». Часть IX, вышедшая осенью 1796 года

…Родился 28 сентября 1796 года. 28 сентября (9 октября) 1796 года, или 5 числа месяца раби-ас-сани 1211 мусульманского года; или в 7 день 11 месяца года овцы по монгольскому календарю, по летосчислению же революционной Франции - 18 вандемьера 5 года республики единой и неделимой…

Мальчик едва взглянул на мир - и уж попал в омут календарей, религий, имен, мнений, которым вместе тесновато.

И чего только не происходит на свете в день, когда родился герой!

Российский месяцеслов 1796 года рассуждает о недавно открытой седьмой планете Уран, «и может статься, что за Ураном есть еще планеты, к системе нашей принадлежащие, которые тихими стопами около солнца обращаются».

Гете странствует по Швейцарии с прекрасной возлюбленной Христиной Вульпиус.

Тбилиси возрождается после прошлогоднего персидского разорения…

220 солдат и 78 пушек охраняют в Шлиссельбургской крепости двух фальшивомонетчиков, одного дезертира и богохульника, одного буяна (у которого от частых земных поклонов - на лбу знак «в меру крупного яйца»), одного поручика, «за продажу чужих людей, сочинение печатей и пашпортов заключенного до окончания шведской войны» (война шесть лет, как окончилась, про него забыли), а также - вольнодумца Федора Кречетова. В сырой камере бывшего императора Ивана Антоновича, без права гулять и брить бороду, помещается издатель трети всех русских книг Николай Новиков и добровольно разделивший с ним заключение доктор Багрянский…

28 сентября (9 октября), несмотря на то что исполнилось ровно восемь месяцев эры Цзяцин, новый император Поднебесной империи, давший, как полагается, имя новой эре, усиленно предается хмельным напиткам и пребывает в меланхолии, так как не смеет забыть, что он только пятнадцатый сын императора Цянь-Луня, отрекшегося от престола восемь месяцев назад, но вмешивающегося во все.

А на острове Ваникоро девятый год ждет случайных избавителей и уже теряет надежду горстка уцелевших участников экспедиции Жана Франсуа Антуана Лаперуза, не подозревая ни о революции, ни о генерале Бонапарте…

Генерал же Бонапарт продолжает в Италии трудную осаду Мантуи и в письме от 18 вандемьера требует быстрых мер от парижской директории: «Уменьшайте число ваших врагов!» Он жалуется на здоровье, угрожает отставкой: «Мне остается только мужество, какого одного недостаточно для нынешнего положения».

28 сентября (9 октября). В этот день Иммануил Кант, как всегда, в половине четвертого выходит на прогулку в сером сюртуке, с тросточкой в руке, и старый слуга Лампе с зонтом под мышкой следует за ним на некотором расстоянии, чтобы не мешать размышлениям профессора. Кант готовит второе издание своего трактата, начинающегося так: «К вечному миру, к кому обращена эта сатирическая надпись на вывеске одного голландского трактирщика рядом с изображенным на этой вывеске кладбищем? Вообще ли к людям или, быть может, только к философам, которым снится этот сладкий сон». 72-летний профессор, однако, знал, когда установится вечный мир: когда он будет выгоден. Эгоизм порождает как зло, так и добро, мудрая природа когда-нибудь соединит народы и государства «силой корыстолюбивых интересов» (проект будущего трактата прилагается)…

Французская же республика, соперничая с Кантом, только что приняла закон об отмене смертной казни. Закон вступает в силу на другой день после установления вечного мира на планете.

Но к чему все это?

Разве и так не ясно, что на свете все сцеплено со всем, и что Сергей Муравьев-Апостол, пришедший в мир осенним петербургским днем 1796 года, сразу, одним фактом своего появления, вступает в отношения и с 50-летним Франсиско Гойей, который недавно лишился слуха (отчего, может быть, его зрение настолько улучшается, что он уже начинает различать вокруг себя кошмарные «капричос»); и с 64-летним Джорджем Вашингтоном, который президентствует последнюю осень в надоевшей Филадельфии и скоро переберется на покой в уединенное виргинское имение; и с Брянского полка солдатом Петром Чернышевым, по высочайшему именному указу отправленным на Нерчинские рудники; и с маленьким гамбийским негритенком Демба, чье имя встречается в нескольких географических отчетах; и с отцом семи детей Гракхом Бабефом, уверенно ожидающим встречи с гильотиной, чтобы воскликнуть: «Прощайте навсегда! Я погружаюсь в сон честного человека».

Из перечисленных лиц разве что Гойя узнает незадолго до кончины о пяти повешенных в Петербурге 13 июля 1826 года. Взятые наудачу пять, десять, тысяча человек с Сергеем Муравьевым едва встретятся, даже в мыслях и воспоминаниях. Однако же они - его человечество, его n-1, если n - это все люди…

Нет сомнения (проверено!), что любой, кто отправится в библиотеку и попросит газету (центральную, местную), вышедшую в день его рождения, тем самым закажет свой гороскоп: обязательно найдет в тех листах удивляюще большое число намеков, по которым вроде бы ясно предсказывалось еще в день рождения, как сложится вся жизнь читателя… Пусть в том же номере газеты рядом притаились и несбывшиеся варианты той же судьбы. Пусть всегда в таких гороскопах ответ известен раньше загадки.

И мы ведь хорошо знаем (не можем забыть даже на миг!), что станет с тем мальчиком из осени 1796 года. Но разве так уж бесполезно решать задачи с известным ответом?

Итак - в Петербург последних сентябрьских дней 1796 года.

Газета

Газета - тетрадка, маленькая, плотная - 11 листков, 22 страницы. Под двуглавым орлом заголовок «Санкт-Петербургские ведомости» № 78. В пятницу сентября 26 дня 1796 года. Во вторник сентября 30-го дня вышел номер 79-й. Наше, 28 сентября, стало быть, - воскресенье: газета не выходила. Но как раз ко вторнику поспели известия, что «28-го утром в столице в полдень было +9, вечером +6, ветер юго-западный, встречный, облачное небо, сильный дождь, гром и молния».

Запомним редчайшую в столь позднее время грозу (по новому стилю ведь 9 октября!), она еще появится в нашем рассказе.

Гроза, непогода «над омраченным Петроградом»… Разумеется, без труда узнаем, что в тот день солнце поднялось в северной столице без пяти минут семь, а зашло в 5 часов 15 минут. И ту же позднюю осень заметим вдруг в объявлении о том, что «на Мойке супротив Новой Голландии, под № 576 доме, продаются поздние и ранние гиаценты» (именно так - гиаценты); а на Выборгской - «провансрозаны, букет-розаны и в придачу к ним божье дерево».

Но Петербургу некогда заниматься обозрением восходов, «гиацентов» и «букет-розанов». В ту осень несколько сот рабочих роют землю и жгут костры, начиная стройку лет на семь: Военно-медицинскую академию, Публичную библиотеку. Город - молодой, меньше века, жителей в четыре-пять раз меньше, чем в Лондоне, Париже, и они еще привыкают к памятнику основателя города. Впрочем, майор Массон, француз на русской службе, недоволен утесом-пьедесталом, ибо из-за него «царь, который бы должен созерцать свою империю еще более обширной, чем он замышлял, едва может увидеть первые этажи соседних домов».

Однако Николай Карамзин, готовящий в это время к печати «Письма русского путешественника», думает совсем иначе: «При сем случае скажу, что мысль поставить статую Петра Великого на диком камне, есть для меня прекрасная несравненная мысль, ибо сей камень служит разительным образом того состояния России, в котором она была до времени своего преобразования».

Муравьёв-Апостол Сергей Иванович - уча-ст-ник дви-же-ния де-каб-ри-стов, под-пол-ков-ник (1820 год).

Из ро-да Му-равь-ё-вых. Окон-чил Санкт-Пе-тербургский институт Кор-пу-са ин-же-не-ров пу-тей со-об-ще-ния (1811 год). Во вре-мя Отечественной вой-ны 1812 года и за-гра-нич-ных по-хо-дов российской ар-мии 1813-1814 годов слу-жил в Кор-пу-се ин-же-не-ров пу-тей со-об-ще-ния и в ба-таль-о-не великой кня-гини Ека-те-ри-ны Пав-лов-ны; уча-ст-во-вал в Бо-ро-дин-ском, Ма-ло-яро-сла-вец-ком, Та-ру-тин-ском и других сра-же-ни-ях; от-ли-чил-ся в сра-же-нии под Крас-ным в 1812 году (награ-ж-дён зо-ло-той шпа-гой с над-пи-сью «За храб-рость»), Лют-цен-ском сра-же-нии в 1813 году и бит-ве за Па-риж в 1814 году.

По-се-щал со-б-ра-ния Свя-щен-ной ар-те-ли офи-це-ров Ген-шта-ба (1815-1818 годы). Ма-сон (по-свя-щён в 1817 году); член ло-жи «Трёх доб-ро-де-те-лей» (1817-1818 годы). Один из ос-но-ва-те-лей тай-ных де-каб-ри-ст-ских ор-га-ни-за-ций - Сою-за спа-се-ния (су-щест-во-вал в 1816-1818 годах), а так-же Сою-за бла-го-ден-ст-вия, член его Ко-рен-но-го со-ве-та (исполняющий обязанности блю-сти-те-ля; 1818-1821 годы). Гла-ва упра-вы Сою-за бла-го-ден-ст-вия в лейб-гвардейском Се-мё-нов-ском пол-ку (1818-1820 годы), где слу-жил с 1815 года (командир ро-ты в 1819-1820 годах); уча-ст-ник так называемой ар-те-ли сво-бо-до-лю-би-вых офи-це-ров это-го пол-ка в 1815-1817 годах, пы-тал-ся удер-жать сол-дат ро-ты от уча-стия в Се-мё-нов-ско-го пол-ка вы-сту-п-ле-нии 1820 года, по-сле не-го пе-ре-ве-дён в ар-мию - в Пол-тав-ский пехотный полк (1820-1822 годы).

Командир ба-таль-о-на Чер-ни-гов-ско-го пехотного пол-ка (1822-1825 годы). Член тай-но-го Юж-но-го общества (с 1822 года; при-нят П.И. Пес-те-лем; в 1825 году один из трёх ди-рек-то-ров), вме-сте с М. Пав-ло-ви-чем Бес-ту-же-вым- Рю-ми-ным​ воз-глав-лял Ва-силь-ков-скую упра-ву общества (1823-1825/1826 годы). Про-тив-ник те-лес-ных на-ка-за-ний в ар-мии. С 1824 года вёл аги-та-цию сре-ди быв-ших сол-дат лейб-гвардейского Се-мё-нов-ско-го пол-ка, слу-жив-ших в пол-ках 1-й ар-мии, пла-ни-руя опе-реть-ся на них при осу-ще-ст-в-ле-нии государственного пе-ре-во-ро-та, на-зна-чен-но-го де-каб-ри-ста-ми на ле-то 1826 года. Вме-сте с Бес-ту-же-вым-Рю-ми-ным спо-соб-ст-во-вал всту-п-ле-нию в Юж-ное об-во чле-нов Об-ва со-еди-нён-ных сла-вян (1825 год).

Сто-рон-ник ус-та-нов-ле-ния рес-пуб-ли-кан-ской фор-мы прав-ле-ния в Рос-сии. В 1817 году вы-сту-пил про-тив пла-на ца-ре-убий-ст-ва И.Д. Якуш-ки-на, од-на-ко в 1823 году под-дер-жал мне-ние П.И. Пес-те-ля о не-об-хо-ди-мо-сти убий-ст-ва императора Алек-сан-д-ра I. В 1823-1825 годах при-зы-вал чле-нов Юж-но-го общества ус-ко-рить под-го-тов-ку во-енного вы-сту-п-ле-ния про-тив вла-сти (ссы-лал-ся на ус-пеш-ные дей-ст-вия во-ен-ных во вре-мя Испанской ре-во-лю-ции 1820-1823 годов), раз-ра-ба-ты-вал пла-ны воо-руженного вос-ста-ния в ар-мии.

Со-ста-вил (совместно с М. Павловичем Бес-ту-же-вым-Рю-ми-ным) «Пра-во-слав-ный ка-те-хи-зис», в ко-то-ром обос-но-вы-вал пра-во на-ро-да на вос-ста-ние про-тив дес-по-тичной вла-сти, и «Воз-зва-ние» с при-зы-вом к «рос-сий-ско-му во-ин-ст-ву» под-нять вос-ста-ние и ус-та-но-вить в Рос-сии рес-пуб-ли-ку.

Вско-ре по-сле вос-ста-ния де-каб-ри-стов на Се-нат-ской площади в Санкт-Пе-тер-бур-ге, в ко-то-ром Муравьев-Апостол не уча-ст-во-вал, 29.12.1825 года аре-сто-ван в селе Три-ле-сы Ва-силь-ков-ско-го Ки-ев-ской губернии (ны-не Фас-тов-ско-го района Ки-ев-ской области, Ук-раи-на), ос-во-бо-ж-дён из-под аре-ста офи-це-ра-ми Чер-ни-гов-ско-го пол-ка. Воз-гла-вил Чер-ни-гов-ско-го пол-ка вос-ста-ние 1825 года, при его по-дав-ле-нии 03.01.1826 года аре-сто-ван, до-став-лен в Санкт-Пе-тер-бург, за-клю-чён в Пе-тро-пав-лов-скую кре-пость.

На след-ст-вии пы-тал-ся взять на се-бя максимальную от-вет-ст-вен-ность за под-го-тов-ку во-енного вы-сту-п-ле-ния. Вер-хов-ным уго-лов-ным су-дом при-го-во-рён к смерт-ной каз-ни чет-вер-то-ва-ни-ем, ко-то-рая императором Ни-ко-ла-ем I за-ме-не-на на смерт-ную казнь че-рез по-ве-ше-ние. Каз-нён близ Пе-тро-пав-лов-ской кре-по-сти в чис-ле пя-ти при-го-во-рён-ных к смер-ти де-каб-ри-стов.