Сочинение на тему Моё отношение к поступку учительницы в рассказе Уроки французского, Распутин читать бесплатно. Все уроки нацелены на формирование коммуникативной компетенции, в рамках которой основное умение направлено на создание текста как продукта ре

Тема: «Воспитание чувств» в рассказе В.Г. Распутина «Уроки французского»

Цель: раскрыть душевный мир героя рассказа; отметить роль игры в жизни человека; показать неординарность учительницы; обозначить нравственные проблемы, поднятые писателем в рассказе.

Ход урока

Учитель: Сегодня на уроке нам предстоит обсудить три аспекта рассказа «Уроки французского». В первую очередь остановимся на образе главного героя, его душевном состоянии; далее речь пойдет о «необыкновенном человеке» - учительнице французского; завершим разговор о рассказе обсуждением основных его проблем.

Главный герой в рассказе

Учитель: Предлагаю начать разговор с рассказа о герое. Обращаю Ваше внимание на вопросы, которые помогут Вам рассказать о герое.

    Почему мальчик оказался в райцентре? (Тоня)

    Каковы были успехи героя рассказа в райцентре? (Таня)

    Каково было душевное состояние героя? (Степа)

    Что заставило мальчика играть в «чику» на деньги? (Рафаэль)

    Как складывались отношения героя с окружающими его ребятами? (Леша)

    Каково было отношение мальчика к учительнице? (Аня)

Примерные ответы:

    «Учился я и тут хорошо… по всем предметам, кроме французского, у меня держались пятерки».

    «Так мне было плохо, так горько и постыло! – хуже всякой болезни».

Как вы понимаете слово «постыло»? Почему он свое состояние сравнивает с болезнью?

    «Получив его (рубль)… я покупал на базаре баночку молока».

Герой был не только одинок в этом райцентре, его мучил голод. А представьте теперь эти два чувства вместе! Шел 1948 год. В деревне голод, вокруг нищета, но, несмотря на это, ему присылают продукты «довольно часто». Как? «Примерно раз в неделю».

    «Они били меня по очереди… не было в тот день… человека несчастнее меня».

    «Я пугался и терялся… она представлялась мне человеком необыкновенным, не походила на всех остальных».

Учитель: На протяжении всего рассказа мы с вами видим игру, и не просто игру, а игру послевоенную.

    Что в ней особенного?

    Почему дети не играли, например, в войну?

    Почему играли на деньги?

    Как вы думаете, что же такое игра и что она значит в жизни каждого человека?

Игра – выражение сущности человеческих отношений. В игре человек раскрывается, иногда неожиданно и почти всегда проявляет себя.

    Как проявил себя в игре герой рассказа?

    Почему у героя нет имени? Ведь на протяжении всего рассказа мы не слышим его, никто не называет его по имени?

(Наверное, этим мальчиком-пятиклассником был сам Валентин Григорьевич Распутин, который рассказал нам о своем детстве в рассказе «Уроки французского»)

Учитель: Должна с вами согласиться. Послушайте, что написал сам В.Г. Распутин о рассказе: «…Спустя более чем 20 лет я сел за стол и стал вспоминать, что было когда-то со мной, пятиклассником-мальчишкой из глухой сибирской деревни. Вернее, стал записывать то, что никогда и не забывалось, что постоянно просилось во мне налюди. Я написал этот рассказ в надежде, что преподанные мне в свое время уроки, лягут на душу как маленького, так и взрослого писателя».

Выводы: Одиннадцатилетний мальчик впервые волею обстоятельств оторван от семьи, вырван из привычного окружения. Однако маленький герой понимает, что на него возложены надежды не только родных, но и всей деревни: ведь он, по единодушному мнению односельчан, призван быть «ученым человеком». Герой прилагает все усилия, преодолевая голод и тоску по дому, чтобы не подвести земляков.

Лидия Михайловна - «человек необыкновенный»

Учитель: Какой запомнилась мальчику учительница французского? Прочитайте описание портрета Лидии Михайловны. Что особенно отмечено в нем?

(«Лидии Михайловне тогда было, наверное, лет двадцать пять или около того…» и далее по тексту: «В лице ее не было жестокости».)

Учитель: Какие чувства вызывал у Лидии Михайловны мальчик?

(К мальчику Лидия Михайловна относилась с пониманием и сочувствием, она ценила его целеустремленность. В связи с этим учительница начала дополнительно заниматься с героем французским языком, рассчитывая дома подкормить его.)

Учитель: Почему он не садился с ней кушать? Понимаете ли вы его поведение?

Учитель: Почему затея с посылкой ей не удалась?

(Учительница наполнила посылку «городскими» продуктами и тем самым выдала себя. Гордость не позволила мальчику принять «посылку»)

Учитель: Удалось ли учительнице найти способ помочь мальчику, не ущемляя его гордости?

(Она предложила ему играть на деньги в «пристенок».)

Учитель: Почему Лидия Михайловна прислала вторую посылку?

(Посылка явилась подтверждением добрых чувств Лидии Михайловны к мальчику и уверенности в своей правоте.)

Учитель: Прав ли герой, считая учительницу человеком необыкновенным?

(Лидия Михайловна наделена необыкновенной способностью к состраданию и добротой, за что и пострадала, лишившись работы.)

Выводы: Лидия Михайловна идет на рискованный шаг, играя с учеником на деньги, из человеческого сострадания: мальчик крайне истощен, а от помощи отказывается. Кроме того, она рассмотрела в своем ученике недюжинные способности и готова любыми способами помочь им развиваться.

«Воспитание чувств» в рассказе

Учитель: В.Г. Распутин как-то сказал: «Читатель учится у книг не жизни, а чувствам. Литература на мой взгляд, - это прежде всего воспитание чувств. И прежде всего доброты, чистоты, благородства».

Что такое чувства?

(Чувства - эмоции, «движения (волнения) души»

В повседневной жизни говориться о чувствах голода, жажды, боли; приятного и неприятного; усталости, болезни и здоровья; радости и печали, любви и ненависти; ужаса, стыда, страха, восторга, сострадания, т.е. практически все чувства связаны с душой человека.)

Учитель: Какие чувства воспитывает рассказ «Уроки французского»?

(Доброту, сострадание)

Учитель: Воспитание чувств писатель проводит через образ учительницы, хотя ее игра с учеником на деньги воспринимается весьма неоднозначно. Как можно оценить поступок Лидии Михайловны? Выскажите свое мнение.

(С одной стороны, это непедагогично, с другой стороны, игра с учеником на деньги была единственной возможностью помочь ему.)

Учитель: Почему рассказ назван «Уроки французского»?

(Уроки французского, общение с Лидией Михайловной стали для героя уроками жизни, воспитание чувств.)

Учитель: Чему научились вы на этих уроках?

(Участию, пониманию окружающих людей, чуткости, самоотдаче и целеустремленности.)

Выводы: Игра на деньги учительницы со своим учеником, с точки зрения педагогики, - поступок безнравственный. Но что стоит за этим поступком? – спрашивает писатель. Видя, что школьник (в голодные послевоенные годы) недоедает, учительница французского языка под видом дополнительных занятий приглашает его к себе домой и пытается подкормить. Она присылает ему посылки, как будто от матери. Но мальчик от всего отказывается. Учительница предлагает играть на деньги и, естественно, «проигрывает», чтоб на эти копейки мальчик смог купить себе молока. И она счастлива, что ей удается этот обман.

Доброта – вот что привлекает в героях рассказа. Герой открывает для себя доброту и участие, понимание среди окружающих людей.

Учитель: Предлагаю вам в заключение нашего сегодняшнего урока открыть «Музей героя» рассказа «Уроки французского».

Учитель: Какие предметы вы поместили бы в музей?

Макароны (говорят о гордости, чувстве собственного достоинства мальчика, которая не позволила ему принять посылку), пол-литровая баночка молока (ради нее ему пришлось играть на деньги), тетради (подчеркивают способности героя в учении), монеты (испытание героя игрой), яблоки (доброе отношение к нему учительницы), картофель, хлеб (меню героя, голод, который ему приходилось преодолевать).

Выводы: Все эти предметы помогают нам лучше понять особенности характера героя, говорят о его сложной судьбе в послевоенной России.

Учитель: Наш урок подошел к концу, и мне хочется вам сказать, что личность человека формируется в детстве, именно в детстве происходит ее становление и все, что человек впитал в себя в детские годы, определяет его дальнейшую судьбу. Если мы с вами посмотрим на жизнь В.Г. Распутина, которому пришлось в детстве нелегко: он не понаслышке знает что такое голод, тоска по родным, но он смог стать писателем с мировым именем, которого признали при жизни (хотя многие писатели и поэты приобретают известность и ценятся после смерти). Как ему это удалось?

Во-первых, он человек целеустремленный, знает, что он хочет от жизни.

Во-вторых, конечно, те уроки, которые он получил в детстве, уроки не только французского, а уроки доброты, милосердия, сострадания, сочувствия, уроки «воспитания чувств» - все это определило его писательскую судьбу.

Вашему вниманию предлагается стихотворение еще одного известного поэта Марка Сергеева, которое называется «Жизнь меня спросила»

Хочется, чтоб это стихотворение натолкнуло Вас на соответствующие мысли.

«Чего ты хочешь?» - жизнь меня

спросила.

И я ответил ей: «Хочу всего:

высот, что нелегки, как доброта,

лесов, что обступают, как сомненья,

дорог, порой ведущих в никуда,

ладоней, что, встречаясь, дарят

сердце».

Подводя итог, хочется спросит: Чем стал для вас рассказ «Уроки французского»? О чем вы задумались на сегодняшнем нашем уроке?

Домашнее задание: Сочинение-рассуждение «Чего ты хочешь?» - жизнь меня спросила.

Я прочитала произведение В.Г.Распутина «Уроки французского», главным героем которого является обычный одиннадцатилетний мальчик.

Этот мальчик родился в деревне, в бедной семье. У его матери было трое детей, он – самый старший. Казалось бы, ничего хорошего, но природа наделила мальчика прекрасным умом и трудолюбием. И его мать наперекор всем несчастьям собрала и отправила его в район на учебу.

Учился главный герой хорошо, очень ответственно относился к учебе. Единственное, с чем у мальчика были проблемы, так это с французским. Он очень неплохо знал французские слова и переводил французские тексты, но с произношением как-то не ладилось.

В районе у мальчика была еще одна проблема – голод. Главный герой все время не доедал. Ведь жил он не один, а вместе со знакомой его матери и ее тремя детьми, которым, как и ему, хотелось есть. Они воровали у него еду. Денег у мальчика не было, лишь иногда мать присылала ему вместе с едой по пятерке на молоко. Молоко главному герою было необходимо пить от малокровия. Но однажды, получив деньги, мальчик пошел играть в азартную игру «чику».

Сначала мальчик ничего не выигрывал, но со временем он приноровился к игре и стал выигрывать некоторые деньги. Владик – главный из играющих – сначала не обращал на это внимания, но потом частые выигрыши героя рассказа задели его самолюбие. Ведь Вадик обычно выигрывал. На самом деле никакого азарта у главного героя не было. Он всего лишь выигрывал рубль на молоко, а потом уходил. И однажды Вадик вместе с дружком его избил.

На следующий день его классная руководительница Лидия Михайловна увидела искровавленную физиономию мальчика и все поняла. После уроков она спокойно с ним побеседовала, взяв с него обещание больше в «чику» не играть. Главный герой пообещал больше такого не делать, но со временем голод стал невыносимым, и мальчик опять отправился на свалку.

Сначала все шло нормально, но когда он взял кассу, его снова избили. Правда, уже не так сильно, но у него сильно была повреждена губа.

На следующий день Лидия Михайловна, как на зло, вызвала его к доске и снова все поняла. Дело в том, что был урок французского языка, а у мальчика и без того проблемы с произношением. С окровавленной губой вообще говорить было нереально. Тогда учительница назначила ему дополнительные занятия по французскому языку у нее дома. Разумеется, она сделала это не только из-за ужасного произношения мальчика, но еще и для того, чтобы отвлечь его от «чики».

Дополнительные занятия проходили не очень хорошо. От этих уроков главный герой не особо продвинулся во французском, к тому же Лидия Михайловна все время просила, чтобы он у нее поужинал. При этих словах у мальчика пулей выскакивал всякий аппетит. В общем, учительница все время хотела накормить мальчика. Однажды она даже прислала ему посылку с макаронами, но мальчик все равно категорически отказывался от любой заботы.

Потом все как-то восстановилось: появились успехи во французском да и посылки с едой учительница больше не присылала. Но разумеется, Лидия Михайловна не оставила свои попытки помочь мальчику, и однажды она предложила ему сыграть вместе с ней в азартную игру на деньги.

Главный герой, конечно, удивился, потому что учительница такое предложила, тем не менее он стал с ней играть. И теперь каждый день после дополнительных занятий мальчик играл с Лидией Михайловной в эту азартную игру. Разумеется, она сделала это не потому что ей надоело быть учительницей и она впала в детство, просто таким образом она хотела, чтобы у мальчика появились деньги. И они появились, причем даже больше, чем от «чики». Мальчику, конечно, было неловко брать деньги от учительницы, но ее план работал.

Но кончилось это все довольно плачевно… Дело в том, что соседом Лидии Михайловны был директор школы Василий Андреевич. Однажды, когда мальчик вместе с учительницей громко спорили о счете в игре, в дверях появился директор. Он, разумеется, пришел на крик, но когда увидел то, что там происходило, чуть не упал в обморок. Для него это была неслыханная вещь. Чтобы учительница играла в азартную игру с учеником! Он сначала не поверил, но Лидия Михайловна совершенно спокойно сказала, что они играют в «пристенок». Разумеется. После этого у директора с учительницей состоялся разговор, и ее уволили.

Я считаю, что директор был прав. Это же, действительно, с первого взгляда выглядит ужасно. Это совращение малолетних. Но ведь учительница делала это для того, чтобы у мальчика появились деньги. Я считаю, что в этой ситуации Лидия Михайловна поступила правильно, взяв вину только на себя. Ведь если бы она рассказала директору все как есть, то в школе не оказалось бы ни ее, ни мальчика. Она сделала правильный поступок, взяв вину лишь на себя. Этим она обеспечила мальчику спокойную дальнейшую учебу в школе.

Лидия Михайловна — молодая учительница фран­цузского языка и классный руководитель главного ге­роя рассказа. После того как директор стал свидете­лем игры учительницы и ученика на деньги, Лидии Михайловне приходится оставить школу. Конечно, можно согласиться с мнением директора, что поступок учительницы — «…преступление. Растление. Совраще­ние. И еще, еще…». Но если знать, что учительница ре­шилась на это не ради забавы, а ради спасения жизни ребенка, то ее поступок выглядит совсем по-другому. В нем — желание помочь голодному ученику выжить в прямом смысле этого слова. Стремление помочь очень способному ученику не скатиться на дно, не опу­ститься до воровской жизни, а, наоборот, помочь ему раскрыть свои способности.

Скромный, бедно одетый, очень способный мальчик вызывал симпатию у учительницы. А узнав, что он по­луголодный, молодая женщина пытается помочь маль­чику. Она всячески старается ему помочь, даже посы­лает ему посылку. И только когда ученик отказывается от всего, учительница решается на крайность — пыта­ется дать ученику самому заработать деньги.

В основе поступка, на мой взгляд, — милосердие. Можно бесконечно говорить о нем, а можно взять и по­мочь конкретному человеку, как это сделала учитель­ница. А результат ее поступка налицо — из главного героя получился хороший человек, благодарный своей учительнице.

Сочинение на тему: ЧТО ЛЕЖИТ В ОСНОВЕ ПОСТУПКА ЛИДИИ МИХАЙЛОВНЫ (В. Г. Распутин. «Уроки французского»)

4.1 (82.22%) 9 votes

На этой странице искали:

  • почему Лидия Михайловна решилась на игру в замеряшки со своим учеником
  • сочинение на тему Уроки француского
  • Почему лидия михайловна решилась на игру в замеряшки
  • отзыв уроки французского распутин
  • сочинение на тему как я отношусь к поступку лидии михайловны

1. Какое впечатление оставил у вас рассказ? Что вам показалось особенно интересным, запомнилось, понравилось?

Рассказ оставил сильные впечатления, очень понравился главный герои и его учительница. Было интересно узнать, в какие игры были у школьников, в послевоенное время, какой жизнью они жили. Очень понравилось как учительница и главный герой играли в «замеряшки».

2. Какие эпизоды из него вам хотелось бы пересказать своим близким, друзьям? Какие мысли родились у вас в процессе чтения или после него, какие желания?

Хотел бы рассказать о том, как учительница помогала своему ученику не только изучить французский, но и не умереть от голода.

Было удивительно узнать, что есть такие учителя, готовые на все, чтобы помочь своим ученикам. Хотелось бы, чтобы у нас такие же были.

ПЕРЕЧИТЫВАЕМ, РАЗМЫШЛЯЕМ

1. Вы, наверное, обратили внимание на то, что главный герой и рассказчик - одно и то же лицо. Что говорит он о себе, своей семье, жизни деревни, об отношениях людей? Как он относится к учёбе? Каков характер мальчика?

Главный герой – неуклюжий мальчишка из села, который приехал учиться в районную школу в послевоенное время. «Тощий диковатый мальчишка …, неопрятный без матери и одинокий, в старом, застиранном пиджачишке на обвислых плечах, который впору был на груди, но из которого далеко вылезали руки; в перешитых из отцовских галифе и заправленных в чирки марких светло-зеленых штанах» - так внешне можно описать главного героя. В деревне его любили и уважали за талант к наукам. За счет этого мальчик выживал, чтобы не умереть от голода, так как его мать не в силах была прокормить свою семью.

Когда он переехал в город на обучение, жизнь его значительно ухудшилась. Одинокий, вечно голодный и недоверчивый, он тем не менее привлекателен прежде всего, своими чертами характера: честностью, добросовестностью, жаждой справедливости и недюжинным упрямством, которое и помогает ему добиваться поставленных целей. Очевидно, что данные особенности его характера были сформированы как раз на фоне неблагополучной послевоенной жизни, именно поэтому он научился ценить и уважать окружающих. Зная, на какие жертвы пошла его мать, чтобы обеспечить ему учебу в районной школе, он осознает всю ответственность, возложенную на него, что способствует развитию в нем добросовестного отношения к учебе. Он успешен практически по всем предметам, кроме «загадочного и непонятного» французского языка, который преподает Лидия Михайловна.

2. Как ему живётся в городе? Почему он тоскует? Почему не уехал с матерью, когда она сказала: «Собирайся. Хватит...»? Как переживает голод? Как пытается найти выход из своего трудного положения?

В городе ему живется голодно и одиноко. Там, где он жил на квартире, у него крали последние харчи и мальчик часто оставался голодным. Он тоскует по деревне, по простой и даже относительно сытной жизни там, ведь там можно было удить рыбу или собирать дары леса. Скучал по матери и родному дому. А не уехал он потому что упрям, добросовестен, честен. Он стойко переживает свой голод. И однажды соглашается сыграть на деньги, понимая, что это запрещено, но он видел в этом способ добывания себе на кусок хлеба.

3. Почему мальчик стал играть на деньги? Согласны ли вы с тем, что правила жизни и игры в этой группе подростков жестокие? Чем вы могли бы это доказать? Почему мальчик; рассказчик быстро разобрался в тонкостях игры и стал выигрывать? Почему так жестоко с ним обошлись? Чего ему не простили? Какими в этой расправе выглядят Вадик и Птаха? На чём держатся их отношения? Что это за пара?

Он стал играть на деньги из-за голода. Правила подростков были очень жестокими, он несколько раз избивали героя, нападая кучей на одного.

Они не просто играли честно, а наоборот, пытались жульничать, страшно завидовали, если кто-то у них уводил «кассу».

Мальчик быстро разобрался, потому что был сообразительным, ловким и метким, этому он был научен, еще живя в деревне.

В случае с Вадимом и Птахой вскрывается огромное мужество мальчика, его смелость и храбрость. Ведь эти ребята были на несколько лет старше рассказчика и сильнее. Когда он решил было воспротивиться мнению авторитета и отстоять правду, его избили эти же мальчишки. Но рассказчик не пал духом, он не стал преклоняться перед сильнейшим и упорно добивался своей правды.

Вадик и Птаха типичные хулиганы, которые жили по принципу прав тот, кто сильнее. Их отношения держаться только на условиях взаимовыгодных (Птаха подыгрывал Вадику и сам оставался не в накладе).

4. Что поняла Лидия Михайловна и как пыталась помочь мальчику? Почему он боялся, что учительница поведёт его к директору? Почему мальчик снова пошёл к игрокам? Почему так закончился последний эпизод игры?

Лидия Михайловна увидела его избитым и оставила после уроков. Мальчик боялся, что она отведет его к директору и его могут выгнать из школы, чего ему бы совсем е хотелось. Герой честно рассказывает ей о том, что о играет на деньги и объясняет почему. Лидия Михайловна просит его так не делать, но мальчик не смог сдержать обещания, потому что не знал как по-другому он мог еще раздобыть деньги на существование. И его снова избивали, так как он вновь смог выиграть рубль.

5. Унижение. Каков смысл этого слова и какие ситуации унизительны для человека? Что такое чувство собственного достоинства? чувство чести? Как неиспорченный человек обычно реагирует на унижение?

Унижение - поведение человека, целью или результатом которого является падение у унижаемого чувства собственного достоинства и его достоинства в глазах других людей.

Ситуации могут быть разными, все зависит от человека и его моральных принципов.

Чувство собственного достоинства - благодарное и почтительное отношение к самому себе, сознание собственного достоинства, своей ценности; самоуважение.

Честь – это готовность отстаивать свои интересы и интересы своего государства, пренебрегая при этом даже угрозой для жизни.

Чем выше самооценка, тем спокойней человек реагирует на подобные выпады недоброжелателей.

6. Отношения мальчика с Лидией Михайловной. Почему он не хочет принимать посылку? Как чувствует себя в квартире учительницы? Почему?

В своем стремлении ему помочь, учительница дарит посылку с едой, пытается накормить у себя дома, куда позвала его под предлогом дополнительных занятий по французскому. В ее квартире он забивается в угол и чувствует себя страшно стесненным. И хоть он голоден, ему кусок не идет в горло. Будучи человеком гордым и имеющим самоуважение, главный герой отвергает все ее попытки помочь.

7. Почему Лидия Михайловна стала играть с мальчиком на деньги, не соблюдая правил игры? Почему не побоялась уронить себя в глазах ученика? Знала ли она, что директор ей этого не простит? Что значат слова бесстрашие, душевная щедрость?

Видя, что все ее попытки помочь своему ученику ни к чему не приводят, следующий решительный шаг учителя - игра на деньги с мальчиком. В игре мальчик видит ее совсем другой - не строгой тетенькой, а простой девчонкой, не чуждой игре, азарту, восторгу. Она не побоялась этого, так как ее вело искренне желание помочь мальчику, возможно, было реализовать, только дав ему ощущение справедливости и честности полученных денег. В данном случае, путем честной игры в «пристенок».

То, что директор ей этого не простит, она, возможно не знала, так как он появился совершенно не ожидано, она этого не предвидела. Но не могла не знать, что ее могут уволить. Но все же рискнула ради помощи своего способного ученика.

Бесстрашие - нравственно волевое качество личности, выражающее способности и умение человека подавлять страх, боязнь, панику.

Душевная щедрость - это моральное качество человека быть внимательным к другим людям и готовность разделить их проблемы, сопереживание, сострадание, готовности выслушать, понять, помочь.

8. Почему директор так отнёсся к поступку учительницы? Как это его характеризует? Как иначе он мог бы поступить? Какие неписаные правила нарушила учительница и во имя чего? А какие нарушил директор?

Директор, заставшего ее в самый раз¬гар игры с учеником на деньги, вся эта ситуация была однозначно отрицательна: «Это преступление. Растление. Совращение»,- кричит он, не намерева¬ясь ни в чем разбираться. Достойно ведет себя Лидия Михайловна в разговоре с начальником. Она проявля¬ет смелость, честность, чувство собственного достоин¬ства. Ее поступком руководили доброта, милосердие, чуткость, отзывчивость, душевная щедрость, но Ва¬силий Андреевич не захотел увидеть этого. Хотя так же был педагогом и он не захотел до конца разобраться, что побудило учителя на такой шаг. Он показал себя как бессердечный, невнимательный человек.

ОБОБЩАЕМ, ДЕЛАЕМ ВЫВОДЫ

1. Почему рассказ так назван? Только ли французскому научила мальчика Лидия Михайловна? Как сейчас, став взрослым, он понимает прошлое, как оценивает то, что тогда случилось?

Слово «урок» в названии рассказа имеет два зна¬чения. Во-первых, это учебный час, посвященный отдельному предмету, во-вторых, это нечто поучи¬тельное, из чего можно сделать вывод для будущего. Определяющим для понимания замысла рассказа становится именно второе значение этого слова. Уро¬ки доброты и сердечности, преподанные Лидией Ми¬хайловной, мальчик запомнил на всю свою жизнь. Поступок Лидии Михайловны - это высшая педагогика, она прон¬зает сердце навсегда и светит чистым, простодуш¬ным светом естественного примера,... перед которым стыдно за все свои взрослые отступления от самого себя.

2. Сравните правила игры у подростков и правила «игры» взрослых. Чью жестокость можно понять и объяснить и, может быть, простить? А чью - нет? Что думает об этом автор?

Жестокость детскую можно объяснить и даже простить - дети выживали как могли в послевоенное, голодное время. Для многих из них такой способ добычи денег становился способом пропитания.

У взрослых - наоборот. Здесь директор мог бы попытаться разобраться в ситуации, но он не захотел. Он судил поверхностно, не внимательно, показал свое равнодушие, как человек, как педагог. Ему нельзя этого простить.

Автор пытается ответить на множество вопросов: возможен ли был другой исход этой истории? Нет. Действия директора были обусловленными нормами морали в обществе. Был ли этот урок полезен? Да. Главный герой, наконец, смог раскрыть свою душу перед учительницей, осознав, что именно она сделала ради него. И в конце рассказ сквозит ностальгией и добротой, которая переполняет мальчишку, заставляя его самого стать еще чуточку лучше.

3. Почему рассказ посвящён учительнице? В чём смысл авторского замечания: в начале рассказа - о вине перед учителями и родителями (с. 112)?

Рассказ автобиографический. Лидия Михайловна названа в произведении своим собственным именем (фамилия ее - Молокова). В 1997 году писатель в беседе с корреспондентом журнала «Литература в школе» рассказывал о встречах с нею: «Недавно была у меня в гостях, и мы с нею долго и отчаянно вспоминали нашу школу, и ангарский поселок Усть-Уда почти полувековой давности, и многое из того трудного и счастливого времени».

В начале рассказа автор пишет: «Странно: почему мы так же, как и перед родителями, всякий раз чувствуем свою вину перед учителями? И не за то вовсе, что было в школе, - нет, а за то, что сталось с нами поеле». Так писатель начинает свой рассказ «Уроки французского». Тем самым он определяет основные темы произведения: взаимоотношения учителя и ученика, изображение жизни, освещенной духовным и нравственным смыслом, становление героя, приобретение им духовного опыта в общении с Лидией Михайловной. Уроки французского, общение с Лидией Михайловной стали для героя уроками жизни, воспитанием чувств.

4. Присмотритесь к композиции рассказа. Попробуйте объяснить целесообразность такого размещения его частей, художественную значимость одной; двух из них. Какое звучание придают рассказанной истории несколько замечаний, по которым видно, что рассказчик - уже взрослый человек? Найдите эти замечания.

Композиция внешне довольно проста. Рассказ начинается с замечания автора «Странно…». Далее автор постепенно часть за частью ведет рассказ о случае из своей жизни. Завязка начинается с того момента, когда мальчик из деревни попадает в сложные условия жизни в городе. Кульминация – когда директор застает учителя играющего с учеником на деньги. Развязка - Лидия Михайловна уезжает из города. Авто последовательно рассказывает нам эту добрую и грустную историю. Каждая из частей имеет свою важную художественную значимость.

Одно из замечаний звучит в самом начале «Странно…»

"Голод в тот год еще не отпустил, а нас у матери было трое, я самый старший. Весной, когда пришлось особенно туго, я глотал сам и заставлял глотать сестренку глазки проросшей картошки и зерна овса и ржи, чтобы развести посадки в животе, - тогда не придется все время думать о еде. Все лето мы старательно поливали свои семена чистой ангарской водичкой, но урожая почему-то не было".

Так же его замечание перед кульминацией рассказа: «Знать бы нам, чем всё это закончится…»

НАШЕ ТВОРЧЕСТВО

1. Какие иллюстрации вам хотелось бы нарисовать к рассказу В. Распутина? Опишите словами то, что кажется вам особенно значимым. К каким эпизодам вам хотелось бы видеть иллюстрации в учебнике?

Хотелось бы увидеть иллюстрации из сцен, когда мальчик играет на деньги с учительницей, или как герой противостоит Птахе и Вадику, Мальчик дома у Лидии Михайловны.

2. Найдите и рассмотрите иллюстрации к рассказу «Уроки французского» художников Б. Алимова, В. Гальдяева, Ю. Тризны, А. Шапирко и др. Какие из них вам больше нравятся? Почему? Обоснуйте свой ответ.

Больше всего понравились иллюстрации Гальдяева, Тризны и Шапирко.

Каждый из художников по-своему отразил видение главных героев. Для каждого важны детали, позы героев, их мимика не особо выразительно, но фигуры, жесты и общий план сразу наводит на мысли о том, что происходит в комнате.

3. Посмотрите телефильм «Уроки французского». Какие сцены из него произвели на вас наибольшее впечатление? Чем вы это можете объяснить? Есть ли расхождения между авторским текстом и сценарием? Чем вы могли бы это объяснить?

Филь произвел общее хорошее впечатление и смотреть его было интересно, особенно моменты, когда Лидия Михайловна пыталась помочь мальчику Вове, красиво сняты пейзажи. В финале произведения крупным планом показана посылка с яблоками. Режиссер фильма - Евгений Ташков (это киноповесть), расхождений здесь не много, только введены некоторые новые герои. Это обусловлено тем, что в кино главное диалоги и действие.

Литература

5 - 9 классы

Вопросы и задания по рассказу В. Распутина «Уроки французского»
1. Задание: прочитайте информацию
Родился В. Г.Распутин 15 марта 1937 года в Иркутской области в поселке Усть - Урда, расположенном на берегу Ангары. Детство совпало с войной: в первый класс будущий писатель пошел в 1944 году. И хотя здесь не гремели бои, жизнь была трудной, временами полуголодной. Научившись читать, Распутин навсегда полюбил книгу. Окончив 4 класса в Аталанке, Распутин хотел продолжить учебу. Но школа, в которой были пятый и последующие классы, находилась в 50 км от родной деревни. Нужно было уезжать из дома, причем одному. Учиться было сложно: голод (мать с оказией передавала ему раз в неделю хлеб и картошку, но их всегда не хватало), бедность, одиночество. Однако учился он только на отлично. «Что мне оставалось? – затем я сюда и приехал, другого дела у меня здесь не было…. Едва ли осмелился бы я пойти в школу, останься у меня невыученным хоть один урок », – вспоминал писатель.
2. Ответьте на вопрос:«Что помогло Распутину получить образование и выйти в люди?»
3. Расскажите о жизни героя в райцентре по плану:
Почему мальчик, герой рассказа, оказался в райцентре?
Каковы были успехи героя в школе?
Каково было душевное состояние мальчика?
Как складывались отношения героя с окружающими его ребятами?
4. Издавна общество рассматривает игры на деньги как безнравственное занятие.
Как вы понимаете значение слова безнравственный?
Как вы думаете, почему азартные игры – безнравственное занятие?
Какие эмоции вызывает человек, проигравший в карты или рулетку?
А вызывает ли такое чувство герой рассказа Распутина?
Как называется чувство, противоположное безнравственности?
5. Что такое нравственность? Найдите определение «нравственности» в словаре.
6. Найдите ответ на вопрос «Кому посвящен рассказ «Уроки французского»? (можно воспользоваться дополнительными источниками)
7. Образ учительницы Лидии Михайловны.
Какую роль сыграла Лидия Михайловна в жизни мальчика?
Какой запомнилась учительница главному герою? Найдите в тексте описание портрета Лидии Михайловны; что особенного отмечено в нем?
Какие чувства вызывал у Лидии Михайловны мальчик?
Почему Лидия Михайловна решила послать посылку мальчику и почему эта затея не удалась?
Удалось ли учительнице найти способ помочь мальчику, не ущемляя его гордости?
Почему главный герой считал крайне неприличным и безнравственным принимать деньги от Лидии Михайловны в виде «подачки», но спокойно относился к «чике» и игре в «замеряшки» с ней?
Как вы относитесь к этому поступку учительницы? Оцените поступок учительницы с точки зрения нравственности. Нравственно ли её решение играть на деньги с собственным учеником?
А нравственно ли было бы закрыть глаза на его голод?
А как отнёсся к игре с учеником директор школы? В чём он обвинил Лидию Михайловну?
Письменный ответ на вопрос (8-10 предложений) «Каким должен быть учитель, чтобы остаться в памяти ученика?» Обязательно для всех!