Социально-экономическое развитие северо-восточной руси. Государственное развитие Северо–Восточной Руси в нач

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЙ РУСИ

Наименование параметра Значение
Тема статьи: СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЙ РУСИ
Рубрика (тематическая категория) Государство

МЕЖДУ ОРДОЙ И ЛИТВОЙ

Последствия монгольского завоевания и золотоордынского ига для Руси.

Монгольское нашествие и золотоордынское иго стало одной из причин отставания русских земель от развитых стран Западной Европы. Был нанесен огромный ущерб экономическому, политическому и куль­турному развитию Руси. Десятки тысяч людей погибли в битвах или были ушаны в рабство. Значительная часть дохода в виде дани отправ­лялась в Орду.

Запустели и пришли в упадок старые земледельческие центры и не­когда освоенные территории. Граница земледелия отодвинулась на се­вер, южные благодатные почвы получили название “Дикое поле”. Мас­совому разорению и уничтожению подверглись русские города. Упро­стились, а порой и исчезали многие ремесла, что тормозило создание мелкотоварного производства и в конечном итоге задержало экономиче­ское развитие.

Монгольское завоевание консервировало политическую раздроблен­ность. Оно ослабило связи между различными частями государства. Бы­ли нарушены традиционные политические и торговые связи с другими странами. Вектор русской внешней политики, проходивший по линии “юг – север” (борьба с кочевой опасностью, устойчивые связи с Визан­тией и через Балтику с Европой) кардинально переменил свою направ­ленность на “запад – восток”. Замедлились темпы культурного развития русских земель.

К серединœе XIII в. русские земли оказались между Золотой Ордой и Великим княжеством Литовским. В Прибалтике на землях, населœенных литовскими племенами (жемаиты – жудь, аукшайты, ятваги, курпш и др.), возникло раннефеодальное государство. Его основателœем считают князя Миндовга. Русские летописи впервые упоминают о нем в 1219 ᴦ. В состав Литовского государства с момента его возникновения входили земли в бассейне реки Неман (города Новогрудок, Гродко и др.), так называемая Черная Русь. Из древнерусской народности периода домон­гольской Руси стала обособляться белорусская народность.

Галицкое княжество вошло в состав Польши, земли южной и юго- западной Руси (Киев, Волынь, Подолье и др.) после завоевания монго­лами платили дань Орде. При этом в связи с усилением Литовского госу­дарства после битвы при Синœей Воде (приток Южного Буга) с Ордой (1363) эти земли вошли в состав Великого княжества Литовского и Русского. На землях юго-западной Руси складывалась украинская на­родность.

Центр русской политической жизни переместился в северо­восточную (Владимиро-Суздальскую) и северо-западную (Новгородскую) Русь. На этой территории на базе древнерусской народности склады­валась великорусская (русская) народность. Апогей раздробленности северо-восточной Руси приходится на рубеж XIII-XIV вв. Тогда на землях Владимиро-Суздальского княже­ства сложились 14 удельных княжеств (Суздальское, Ростовское, Яро­славское, Тверское, Московское, Переяславское и другие), в свою очередь, делившихся на еще более мелкие владения. Главой северо­восточной Руси правители Золотой Орды считали Великого князя Владимирского. Им должен был становиться старший в роду из по­томков Всеволода Большое Гнездо. При этом удельные князья вскоре нарушили данный порядок, вступив в борьбу за Великое княжение Владимирское, исходя из могущества своих княжеств и расположен­ности к ним ордынских ханов. В этой борьбе за главенство среди Русских земель наиболее активно действовали тверские и московские князья.

После Батыева погрома, который современники сравнивали со всœе­ленской катастрофой, Русь начинает восстанавливать свои силы. Наи­более интенсивно данный процесс проходил на северо-востоке бывшей Киевской Руси – в землях Владимиро-Суздальского княжества.

В XIII-XV вв. наблюдался рост населœения в междуречье Оки и Вол­ги. Эти территории находились сравнительно далеко от очагов монголо- татарской агрессии и были прикрыты окраинными южными и юго- восточными русскими землями от Золотой Орды. Приток населœения шел с юга, где была постоянная опасность со стороны монголо-татар, и с северо-запада, подвергавшегося давлению Литвы и Ордена.

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЙ РУСИ - понятие и виды. Классификация и особенности категории "СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЙ РУСИ" 2017, 2018.

Государственное развитие Северо–Восточной Руси в нач. XIII – кон. XV вв.

К середине XIII в. русские земли оказались между Золотой Ордой и Великим княжеством Литовским. В Прибалтике на землях, населенных литовскими племенами (жемайты - жмудь, аукшайты, ятвяги, курши и др.), возникло раннефеодальное государство. Его основателем считают князя Миндовга. Русские летописи впервые упоминают о нем в 1219 г. В состав Литовского государства с момента его возникновения входили земли в бассейне реки Неман (города Новогрудок, Гродно и др.), так называемая Черная Русь. Из древнерусской народности периода домонгольской Руси стала обособляться белорусская народность. Галицкое княжество вошло в состав Польши, земли южной и юго-западной Руси (Киев, Волынь, Подолье и др.) после завоевания монголами платили дань Орде. Однако в связи с усилением Литовского государства после битвы при Синей Воде (приток Южного Буга) с Ордой (1363) эти земли вошли в состав Великого княжества Литовского и Русского. На землях юго-западной Руси складывалась украинская народность.

Центр русской политической жизни переместился в северо-восточную (Владимиро-Суздальскую) и северо-западную (Новгородскую) Русь. На этой территории на основе древнерусской народности складывалась великорусская (русская) народность. Апогей раздробленности северо-восточной Руси приходится на рубеж XIII-XIV вв. Тогда на землях Владимиро-Суздальского княжества сложились 14 удельных княжеств (Суздальское, Ростовское, Ярославское, Тверское, Московское, Переяславское и др.), в свою очередь, делившихся на еще более мелкие владения. Главой северо-восточной Руси правители Золотой Орды считали великого князя Владимирского. Им должен был становиться старший в роду из потомков Всеволода Большое Гнездо. Однако удельные князья вскоре нарушили этот порядок, вступив в борьбу за великое княжение Владимирское, исходя из могущества своих княжеств и расположенности к ним ордынских ханов. В этой борьбе за главенство среди русских земель наиболее активно действовали тверские и московские князья.

После Батыева погрома, который современники сравнивали со вселенской катастрофой, Русь начинает восстанавливать свои силы. Наиболее интенсивно этот процесс проходил на северо-востоке бывшей Киевской Руси - в землях Владимиро-Суздальского княжества. В XIII-XV вв. наблюдался рост населения в междуречье Оки и Волги. Эти территории находились сравнительно далеко от очагов монголо-татарской агрессии и были прикрыты окраинными южными и юго-восточными русскими землями от Золотой Орды. Приток населения шел с юга, где была постоянная опасность со стороны монголо-татар, и с северо-запада, подвергавшегося давлению Литвы и Ордена.

Сельское хозяйство.Восстановление производительных сил и их дальнейшее развитие происходили быстрее в области сельскохозяйственного производства: увеличивались площади пахотных земель, совершенствовались приемы обработки почвы, все более распространялось трехполье, хотя сохранялись еще подсека и перелог. Шире стали применяться металлические орудия труда - соха с железными наконечниками и плуг. Землю стали удобрять навозом. Дальнейшее развитие и распространение получили скотоводство, рыболовство, охота. Расширилось огородничество и садоводство. Наметился переход от бортничества к пасечному пчеловодству. Главным в социальном развитии в XIV-XV вв. являлся интенсивный рост феодального землевладения. Основной, господствующей его формой была вотчина, т. е., как уже говорилось выше, земля, принадлежавшая феодалу по праву наследственного пользования. Эту землю можно было менять, продавать, но только родственникам и другим владельцам вотчин. Хозяином вотчины мог быть князь, боярин, монастырь.

Чтобы быстрее освоить и успешнее эксплуатировать вотчину, а также иметь военную поддержку, владельцы вотчин часть земли передавали своим вассалам на определенных условиях. Такое землевладение получило название условного, служилого или поместного. Дворяне, составлявшие двор князя или боярина, владели поместьем, которое получали при условии несения службы на вотчинника. (От слова «поместье» дворян называли также помещиками.) Срок службы устанавливался договором.

С середины XIV в. наблюдался значительный рост монастырского землевладения. Монголы были веротерпимы и, заинтересованные в сохранении своего господства, оставили земельные владения в руках церкви. В поддержке церкви были заинтересованы и русские князья. Если ранее налог в пользу церкви - десятина - выплачивался деньгами или натурой, то в новых условиях князья заменили десятину раздачей земель. Землевладение и богатство монастырей росли еще и потому, что в отличие от земель светских феодалов земли монастырей не делились между наследниками, как это было после смерти светского землевладельца. Самым знаменитым среди русских монастырей стал Троицкий монастырь, основанный Сергием Радонежским (ок. 1321 -1391) в 70 км к северу от Москвы (ныне Троице-Сергиева лавра). Расположенный в лесной, малонаселенной, уединенной местности (пустыни), монастырь превратился в крупнейший религиозно-хозяйственный центр. Ученики и последователи великого Сергия в XIV-XV вв. построили около 100 монастырей общежитийного типа, т. е. на основе совместного владения хозяйством и коллективистской организации жизни обители.

Крестьянская колонизация шла на новом месте. Власть оказывала помощь «новоприходцам». Князья выдавали феодалам грамоты, где оговаривались льготы для их крестьян на 5-15 лет, пока не будет освоена полученная земля. Прикрепление к земле и переход их под юрисдикцию феодалов как бы уравнивали в правах почти все земледельческое население. Этот процесс нашел отражение в исчезновении многих старых терминов, обозначавших формы социальной зависимости («смерды», «закупы», «изгои», «люди» и т. п.). В XIV в. появился новый термин - «крестьяне», ставший названием угнетенного класса русского общества. Наряду с трудом зависимого крестьянства до начала XVIII в. применялся труд холопов. Кроме частного феодального землевладения (княжеских, боярских, монастырских вотчин и поместий) существовало, особенно на окраинах страны, значительное число крестьянских общин - «черных» земель, плативших подати в казну. Феодалом по отношению к этим крестьянам, как считают многие историки, выступало государство.

Город. Подъем сельскохозяйственного производства создал благоприятные условия для восстановления и дальнейшего развития русских городов. Разгром старых крупных городов, таких как Владимир, Суздаль, Ростов и др., изменение характера экономических и торговых связей и путей привели к тому, что в XIII-XV вв. значительное развитие получили новые центры: Тверь, Нижний Новгород, Москва, Коломна, Кострома и др. В этих городах увеличивалось население, возрождалось каменное строительство, росло число ремесленников и купцов. Больших успехов достигли такие ремесла, как кузнечное, литейное дело, металлообработка, монетное дело. Несмотря на то, что Золотая Орда, Литва, Польша, Ганзейский союз тормозили и пытались контролировать внешнюю торговлю Руси, города становились центрами не только внутренней, но и внешней торговли, основными направлениями которой были западное (Литва, Польша) и восточное (Кавказ, Крым, Средняя Азия).



В отличие от городов Западной Европы, многие из которых добились самоуправления и независимости от феодалов, русские города сохраняли зависимость от феодального государства. В городах преобладала торговля сельскохозяйственной продукцией. К XVI в. в городах практически исчезло вечевое право. Население города, имея личную свободу, делилось на «черных ремесленников», несших «тягло» - комплекс натуральных и денежных повинностей в пользу государства, - и ремесленников, принадлежавших боярам, монастырям или князьям; освобожденных от несения тягла (позднее слободы, где они жили, называли белыми). Несмотря на замедленное развитие по сравнению с западно-европейскими городами из-за монголо-татарского разорения и золотоордынского ига, русские города играли значительную роль в объединительном процессе. Они являлись теми центрами, которые поддерживали хотя еще слабые экономические связи между отдельными частями страны. Характер ремесленного производства и торговые связи обусловливали заинтересованность горожан в объединении страны. Особенно это было свойственно для довольно быстро развивавшихся городов вокруг Москвы.

Политическая централизация Руси в XIII-XV вв. происходила значительно быстрее, чем преодолевалась ее экономическая разобщенность Наличие внешней опасности с востока и запада, необходимость борьбы за свержение золотоордынского ига, за установление национальной независимости ускоряли этот процесс. Объединение русских земель в Российское централизованное многонациональное государство заняло примерно два с половиной столетия.

Ответ оставил Гость

Для территориального определения группы княжеств на Руси, обосновавшихся между Волгой и Окой в IX-XII веках, историками был принят в обиход термин «Северо-Восточная Русь». Под ним подразумевались земли, расположенные в пределах Ростова, Суздали, Владимира. Применимы были также и синонимичные термины, отражающие объединение государственных образований в разные годы – «Ростово-Суздальское княжество», «Владимиро-Суздальское княжество», а также «Великое княжество Владимирское». Во второй половине XIII века Русь, которую называли Северо-Восточной, фактически перестает существовать – тому поспособствовали многие события.
Великие князья Ростовские Все три княжества Северо-Восточной Руси объединяли одни и те же земли, менялись в разные годы лишь столицы и правители. Первым городом, построенным в этих краях, был Ростов Великий, в летописях упоминания о нем датированы 862 годом н. э. До его основания проживали здесь племена меря и весь, относящиеся к финно-уграм. Славянским племенам подобная картина пришлась не по душе, и они – кривичи, вятичи, ильменские словены – стали активно заселять эти земли. После образования Ростова, который входил в пятерку крупнейших городов, находящихся под правлением киевского князя Олега, упоминания о меря и веси стали реже появляться в летописях. Некоторое время Ростовом правили ставленники киевских князей, но в 987 году княжеством уже управлял Ярослав Мудрый – сын Владимира, князя киевского. С 1010-го – Борис Владимирович. До 1125 года, когда столица была перенесена из Ростова в Суздаль, княжество переходило из рук в руки то к киевским владыкам, то имело собственных правителей. Самые знаменитые князья ростовские – Владимир Мономах и Юрий Долгорукий – немало сделали для того, чтобы развитие Северо-Восточной Руси вело к процветанию этих земель, но вскоре тот же Долгорукий перенес столицу в Суздаль, где и правил до 1149 года. Но им были возведены многочисленные крепости и соборы в стиле все того же крепостного строения с утяжеленностью пропорций, приземистостью. При Долгоруком развивались письменность, прикладное искусство.
Наследие Ростова.Значение Ростова было, тем не менее, довольно существенным для истории тех лет. В летописях 913-988 гг. часто встречается выражение «Ростовская земля» - территория, богатая дичью, промыслами, ремеслами, деревянным и каменным зодчеством. В 991 году одна из старейших епархий на Руси – Ростовская – была образована здесь не случайно. На тот момент город являлся центром княжества Северо-Восточной Руси, вел интенсивную торговлю с другими населенными пунктами, в Ростов стекались ремесленники, строители, оружейники... Все князья русские старались иметь боеспособное войско. Повсеместно, особенно в отделенных от Киева землях, пропагандировалась новая вера. После переезда Юрия Долгорукого в Суздаль Ростовом некоторое время правил Изяслав Мстиславович, но постепенно влияние города окончательно сошло на нет, и о нем в летописях стали упоминать крайне редко. Центр княжества на полвека переносится в Суздаль. Феодальная знать возводила для себя хоромы, в то время как ремесленники и крестьяне прозябали в деревянных избах. Их жилища больше напоминали подвалы, предметы обихода были в основном деревянными. Но в освещенных лучинами помещениях рождались непревзойденные изделия, одежда, предметы роскоши. Все, что знать носила на себе и чем украшала свои терема, производилось руками крестьян и ремесленников. Чудная культура Северо-Восточной Руси создавалась под соломенными крышами деревянных изб.
Ростово-Суздальское княжество За тот короткий период, пока центром Северо-Восточной Руси была Суздаль, княжеством успели править всего три князя. Кроме самого Юрия, его сыновья – Василько Юрьевич и Андрей Юрьевич, прозванный Боголюбским, а затем, после перенесения столицы во Владимир (в 1169 году), в Суздали год властвовал Мстислав Ростиславович Безокий, но особой роли в российской истории он не сыграл. Все князья Северо-Восточной Руси происходили от Рюриковичей, но не каждый оказался достойным своего рода. Новая столица княжества было несколько моложе Ростова и изначально упоминалась как Суждаль. Считается, что свое название город получил от слов «зиждить», или «созидать». Первое время после образования Суздаль представляла собой укрепленную крепость и управлялась княжескими наместниками. В первые годы XII века наметилось некоторое развитие города, тогда как Ростов стал медленно, но верно приходить в упадок. И в 1125 году, как уже упоминалось, Юрий Долгорукий покинул некогда великий Ростов. При Юрии, который более известен как основатель Москвы, произошли и другие немаловажные для истории Руси события. Так, именно в период правления Долгорукого Северо-Восточные княжества навсегда обособились от Киева. Огромную роль в этом сыграл и один из сыновей Юрия – Андрей Боголюбский, который свято любил вотчину отца и не мыслил себя без нее.

B вопросе об особенностях общественного и полити­ческого строя в этой части Руси в основном наметились две точки зрения. В. И. Сергеевич вообще отрицал нали­чие существенных местных особенностей в политическом строе земель, на которые стало распадаться Киевское го­сударство.

Он полагал, что новые черты в их политичес­ком устройстве, прежде всего в отношениях князя к насе­лению, появились только после татарского нашествия. По другому взгляду, с наибольшей силой развитому В. О. Клю­чевским, особенности отдельных земель были несомненны и в частности основной особенностью Ростово-Суздальс­кой Руси была исключительная роль князя, обусловлен­ная его колонизаторской деятельностью. Поскольку ко­лонизация приносила преимущественно увеличение сельских масс, то население должно было стать гораздо более сельским по своему составу, чем оно было в Южной Руси.

При постановке вопроса об особенностях в процессе феодализации в Ростово-Суздальской земле, как нам ка­жется, надо исходить из следующих моментов.

Прежде всего, приходится признать, что Северо-Вос­точная Русь состояла из трех основных частей: 1) сравни­тельно небольшой территории, издавна колонизированной новгородскими выходцами, центром которой был Суздаль и затем Ростов, 2) самой значительной части, занятой по­селениями голяди, мери и веси и другими финскими племе­нами и колонизируемой в ХП в., 3) территории, занимав­шейся вятичами - славянским племенем, которое намного отстало в своем общественно-экономическом развитии по сравнению с другими славянскими племенами.

Будучи неоднородной этнически, Северо-Восточная Русь была и социально неоднородной. Если ту часть Северо­Восточной Руси, которая тянулась к Ростову и Суздалю, можно считать более или менее находившейся на уровне развития приднепровских княжеств (в дальнейшем бу­дем ее называть Ростово-Суздальским краем), то другие части (населенные голядью, весью, мерью, муромой и ме­щерой, вятичами) едва ли к началу XII в. вышли из ста­дии родо-племенных отношений. Таким образом, значи­тельнейшая часть Северо-Восточной Руси к моменту распада Киевского государства еще не подверглась про­цессу феодализации. Можно говорить только о сложив­шихся феодальных группах в Ростово-Суздальском крае. Достаточно указать, что именно в этом районе произош­ли два восстания - в 1024 и в 1071 гг.

Характерным моментом развития Северо-Восточ­ной Руси было то, что захват местного финского, литовс­кого и славянского населения, вне всякого сомнения, иг­рал крупнейшую роль с начала интенсивной колонизации этой территории. Местные князья, опиравшиеся на сво­их дружинников, проявляли большую активность в деле освоения земель у коренного населения, в защите коло­нистов от коренного населения, наконец, в строительстве городов.

Другой особенностью в феодальном развитии Севе­ро-Восточной Руси было отсутствие здесь крупных торго­вых центров, близких по своему значению к Новгороду или Киеву. Торговое значение старых центров - Суздаля и Ростова - стало падать задолго до того, как упало-их политическое значение. При перемене торговых путей они стали превращаться в экономическое захолустье. C дру­гой стороны, и Владимир даже в лучшую свою эпоху не был первоклассным торговым центром. A все другие го­рода в Северо-Восточной Руси были основаны князьями, это были прежде всего военно-колонизационные центры. И, следовательно, влияние князей в этих новооснованных городах (Переяславле, Ярославле, Москве и т. д.) было весьма велико, и городское население находилось под силь­ным воздействием княжеской орцанизующей силы.

Если учесть все эти моменты, то становится понят­ным, почему князья смогли быстро разгромить сложив­шуюся в Ростово-Суздальском крае местную феодальную знать. Чтобы не дать ей возможности восстановить своё политическое влияние, они перенесли столицу во Влади­мир - город, быстро выросший, главным образом, за счет прилива колонистов.

Естественно, что князья имели возможность захва­тить такие большие земельные территории, какими не об­ладали князья в других княжествах, и организовать весь­ма значительный домен, равного которому, вероятно, не было в других землях. Часть этих земель они раздали дружинникам и церковным учреждениям и таким обра­зом сумели создать себе широкую экономическую и соци­альную базу. Число земельных владений, принадлежав­ших землевладельцам, выросших в недрах разлагавшихся сельских общин, было невелико.

Дружина участвовала в колонизационной деятельно­сти князей. Занятые этой деятельностью, дружинные эле­менты стали, вероятно, сравнительно поздно оседать на земле. Основная часть феодальных владений принадле­жала в Северо-Восточной Руси именно дружинным эле­ментам. Только в Ростово-Суздальском крае еще некото­рое время сохранялись гнезда старой феодальной знати.

Одной из основных особенностей общественного устрой­ства Владимирской земли являлось то, что класс феода­лов в основной своей массе состоял после разгрома росто­во-суздальской старой феодальной знати из элементов, входивших в состав княжеской дружины. Характерно, что летопись, рассказывающая о событиях Северо-Вос­точной Руси, постоянно употребляет уже изжитую в дру­гих местах дружинную терминологию. Естественно, что эти элементы поддерживали первых ростово-суздальских, а затем владимирских князей в их организационной дея­тельности и не делали попыток, как это было в Галицкой земле, противопоставлять свои интересы княжеским ин­тересам.

Процесс феодализации шел в Северо-Восточной Руси в типичных формах. Ho особенностью общественного уст­ройства Владимирской земли являлось то, что здесь на­звание «боярин» не было присвоено всем феодалам. Боя­рами стали называться только верхушки этого класса. Основная масса феодалов носила название «слуг вольных». Как бояре, так и слуги вольные были типичными вассала­ми своих князей: их служба заключалась в том, чтобы по зову князей являться на войну со своими ополчениями. Так как были сильны дружинные отношения, то вассали­тет здесь не вышел из примитивных норм.

Можно полагать, что существовал принцип, по ко­торому служба бояр и слуг вольных не зависела от место­положения их земельных владений («А кто которому кня­зю служит, где бы не жил, а поехать ему с тем князем которому служит», - писалось в княжеских договорах). Следовательно, бояре могли свободно переходить OT од­ного князя к другому, не утрачивая своих прав на при­надлежавшие им вотчины.

C течением времени в памятниках стало упоминать­ся еще об одном разряде феодальных землевладельцев - детях боярских. Вопрос о происхождении этой группы по-разному решался в исторической литературе. Одни ис­торики под детьми боярскими понимали потомков измель­чавших боярских фамилий (что наиболее правдоподоб­но), другие связывали происхождение этого разряда с «детскими» и «отроками», т. e. младшими княжескими и боярскими дружинниками.

Bo владимирской земле окончательно оформился еще один разряд княжеских слуг - дворян. Этот разряд обра­зовался из так называемых «слуг под дворским», или двор- ных людей, которые выполняли разные обязанности по управлению княжеским хозяйством. C течением времени они стали привлекаться на военную службу. Эти слути дворные или дворяне в отличие OT бояр и слуг вольных не имели права свободно переходить от одного князя к дру­гому. По мере того, как за свою службу дворяне стали получать от князей земельные участки и эксплуатиро­вать крестьян и холопов, они превращались в один из разрядов класса феодалов.

Высшее духовенство - митрополит и епископы - также стало иметь своих вассалов: бояр, детей боярских и слуг вольных, которые должны были нести военную службу.

Что касается класса феодальнозависимого сельского населения, то прежде всего необходимо отметить, что BO Владимирской земле вскоре перестали употребляться на­звания отдельных разрядов зависимого сельского населе­ния, которые сложились в Киевском государстве (смерды, закупы, изгои и т. д.). Термин «смерд», широко применяв­шийся в XI и начале ХП вв. для обозначения сельского населения Ростово-Суздальского края (так называемые «суздальские смерды») быстро вышел из употребления. Это исчезновение термина очень показательно. Вероятно, кня­зья с целью привлечения колонистов давали новопоселен­цам льготы и относительную свободу.

Поскольку процесс феодализации на северо-востоке не мог быть сопоставлен по своей интенсивности, широте и глубине с этим процессом в других землях, то класс феодальнозависимого крестьянства здесь не был консоли­дирован. Этим объясняется отсутствие термина, приме­нявшегося для обозначения феодальнозависимого кресть­янства. Термин «смерд», как было уже указано, исчез, а новый термин не был выработан. Общим называнием для всей массы сельского населения стали являться тер­мины «сироты», «христиане» изатем крестьяне. Быстрое исчезновение старых терминов свидетельствует об исчез­новении и этих разрядов сельского населения. Можно полагать, что формы эксплуатации сельского населения здесь сделались однообразными. Основными повинностя­ми в этот период были разные натуральные оброки.

B феодальных вотчинах этого периода эксплуатиро­вался и труд холопов. Можно полагать, что уже в рас­сматриваемый период образовался термин для холопов, посаженных на землю: их стали называть страдными людьми, или страдниками.

Правовое положение городского населения, по-види­мому, мало чем отличалось от положения городского на­селения Киевского государства.

Еще по теме Социальное развитие Северо-Восточной Руси:

  1. 3. РАСПАД ДРЕВНИХ РОДОВЫХ СВЯЗЕЙ B СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЙ РУСИ XIV-XVII BB.
  2. С. Б. ВЕСЕЛОВСКИЙ. ФЕОДАЛЬНОЕ ЗЕМЛЕВЛАДЕНИЕ B СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЙ РУСИ Tом I. ЧАСТНОЕ ЗЕМЛЕВЛАДЕНИЕ. ЗЕМЛЕВЛАДЕНИЕ МИТРОПОЛИЧЬЕГО ДОМА. Издательство Академии наук СССР 1926, 1926

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЙ РУСИ

После Батыева погрома, который современники сравнивали со вселенской катастрофой, Русь начинает восстанавливать свои силы. Наиболее интенсивно этот процесс проходил на северо-востоке бывшей Киевской Руси - в землях Владимиро-Суздальского княжества.

В XIII-XV вв. наблюдался рост населения в междуречье Оки и Волги. Эти территории находились сравнительно далеко от очагов монголо-татарской агрессии и были прикрыты окраинными южными и юго-восточными русскими землями от Золотой Орды. Приток населения шел с юга, где была постоянная опасность со стороны монголо-татар, и с северо-запада, подвергавшегося давлению Литвы и Ордена.

Сельское хозяйство. Восстановление производительных сил и их дальнейшее развитие происходили быстрее в области сельскохозяйственного производства: увеличивались площади пахотных земель, совершенствовались приемы обработки почвы, все более распространялось трехполье, хотя сохранялись еще подсека и перелог. Шире стали применяться металлические орудия труда - соха с железными наконечниками и плуг. Землю стали удобрять навозом. Дальнейшее развитие и распространение получили скотоводство, рыболовство, охота. Расширилось огородничество и садоводство. Наметился переход от бортничества к пасечному пчеловодству.

Главным в социальном развитии в XIV-XV вв. являлся интенсивный рост феодального землевладения. Основной, господствующей его формой была вотчина, т.е., как уже говорилось выше, земля, принадлежавшая феодалу по праву наследственного пользования. Эту землю можно было менять, продавать, но только родственникам и другим владельцам вотчин. Хозяином вотчины мог быть князь, боярин, монастырь.

Чтобы быстрее освоить и успешнее эксплуатировать вотчину, а также иметь военную поддержку, владельцы вотчин часть земли передавали своим вассалам на определенных условиях. Такое землевладение получило название условного, служилого или поместного. Дворяне, составлявшие двор князя или боярина, владели поместьем, которое получали при условии несения службы на вотчинника. (От слова "поместье" дворян называли также помещиками.) Срок службы устанавливался договором.

С середины XIV в. наблюдался значительный рост монастырского землевладения. Монголы, заинтересованные в сохранении своего господства, оставили земельные владения в руках церкви. В поддержке церкви были заинтересованы и русские князья. Если ранее налог в пользу церкви - десятина - выплачивался деньгами или натурой, то в новых условиях князья заменили десятину раздачей земель. Землевладение и богатство монастырей росли еще и потому, что в отличие от земель светских феодалов земли монастырей не делились между наследниками, как это было после смерти светского землевладельца.

Самым знаменитым среди русских монастырей стал Троицкий монастырь, основанный Сергием Радонежским (ок. 1321-1391) в 70 километрах к северу от Москвы (ныне Троице-Сергиева Лавра). Расположенный в лесной, малонаселенной, уединенной местности (пустыне), монастырь вырос в крупнейший религиозно-хозяйственный центр. Ученики и последователи великого Сергия в XTV-XV вв. построили около 100 монастырей общежитийного типа, т.е. на основе совместного владения хозяйством и коллективистской организации жизни обители.

Крестьянская колонизация шла на новом месте. Власть оказывала "помощь" "новоприходцам". Князья выдавали феодалам грамоты, где оговаривались льготы для их крестьян на 5-15 лет, пока не будет освоена полученная земля. Прикрепление к земле и переход их под юрисдикцию феодалов как бы уравнивали в правах почти все земледельческое население. Этот процесс нашел отражение в исчезновении многих старых терминов, обозначавших формы социальной зависимости ("смерды", "закупы", "изгои", "люди" и т.п.). В XIV в. появился новый термин - "крестьяне", ставший названием угнетенного класса русского общества. Наряду с трудом зависимого крестьянства до начала XVIII в. применялся труд холопов.

Кроме частного феодального землевладения (княжеской, боярской, монастырской вотчины, поместья) существовало, особенно на окраинах страны, значительное число крестьянских общин - "черных" земель, плативших подати в казну. Феодалом по отношению к этим крестьянам, как считают многие историки, выступало государство.

Город. Подъем сельскохозяйственного производства создал благоприятные условия для восстановления и дальнейшего развития русских городов. Разгром старых крупных городов, таких, как Владимир, Суздаль, Ростов и др., изменение характера экономических и торговых связей и путей привели к тому, что в XIII-XV вв. значительное развитие получили новые центры: Тверь, Нижний Новгород, Москва, Коломна, Кострома и др. В этих городах увеличивалось население, возрождалось каменное строительство, росло число ремесленников и купцов. Больших успехов достигли такие отрасли ремесла, как кузнечное, литейное дело, металлообработка, монетное дело. Несмотря на то, что Золотая Орда, Литва, Польша, Ганзейский союз тормозили и пытались контролировать внешнюю торговлю Руси, города становились центрами не только внутренней, но и внешней торговли, основными направлениями которой были западное (Литва, Польша) и восточное (Кавказ, Крым, Средняя Азия).

В отличие от городов Западной Европы, многие из которых добились самоуправления и независимости от феодалов, русские города сохраняли зависимость от феодального государства. В городах преобладала торговля сельскохозяйственной продукцией. К XVI в. в городах практически исчезло вечевое право. Население города, имея личную свободу, делилось на "черных ремесленников", несших "тягло" - комплекс натуральных и денежных повинностей в пользу государства, и ремесленников, принадлежавших боярам, монастырям или князьям, освобожденных от несения тягла (позднее слободы, где они жили, называли "белыми").

Несмотря на замедленное развитие по сравнению с западноевропейскими городами из-за монголо-татарского разорения и золотоордынского ига, русские города играли значительную роль в объединительном процессе. Они являлись теми центрами, которые поддерживали хотя еще слабые экономические связи между отдельными частями страны. Характер ремесленного производства и торговые связи обусловливали заинтересованность горожан в объединении страны. Особенно это было свойственно для довольно быстро развивавшихся городов вокруг Москвы.

Политическая централизация Руси в ХШ-XV вв. происходила значительно быстрее, чем преодолевалась ее экономическая разобщенность. Наличие внешней опасности с востока и запада, необходимость борьбы за свержение золотоордынского ига, за установление национальной независимости ускоряли этот процесс. Объединение русских земель в Российское централизованное многонациональное государство заняло примерно два с половиной столетия.

Что необходимо знать по этим темам:

Археологические, лингвистические и письменные свидетельства о славянах.

Племенные союзы восточных славян в VI-IX вв. Территория. Занятия. "Путь из варяг в греки". Общественный строй. Язычество. Князь и дружина. Походы на Византию.

Внутренние и внешние факторы, подготовившие возникновение государственности у восточных славян.

Социально-экономическое развитие. Складывание феодальных отношений.

Раннефеодальная монархия Рюриковичей. "Норманнская теория", ее политический смысл. Организация управления. Внутренняя и внешняя политика первых киевских князей (Олег, Игорь, Ольга, Святослав).

Расцвет Киевской державы при Владимире I и Ярославе Мудром. Завершение объединения восточного славянства вокруг Киева. Оборона границ.

Легенды о распространении христианства на Руси. Принятие христианства как государственной религии. Русская церковь и ее роль в жизни Киевской державы. Христианство и язычество.

"Русская Правда". Утверждение феодальных отношений. Организация господствующего класса. Княжеская и боярская вотчина. Феодально-зависимое население, его категории. Холопство. Крестьянские общины. Город.

Борьба между сыновьями и потомками Ярослава Мудрого за великокняжескую власть. Тенденции к раздробленности. Любечский съезд князей.

Киевская Русь в системе международных отношений XI - начала XII в. Половецкая опасность. Княжеские усобицы. Владимир Мономах. Окончательный распад Киевской державы в начале XII в.

Культура Киевской Руси. Культурное наследие восточных славян. Устное народное творчество. Былины. Происхождение славянской письменности. Кирилл и Мефодий. Начало летописания. "Повесть временных лет". Литература. Образование в Киевской Руси. Берестяные грамоты. Архитектура. Живопись (фрески, мозаики, иконописание).

Экономические и политические причины феодальной раздробленности Руси.

Феодальное землевладение. Развитие городов. Княжеская власть и боярство. Политический строй в различных русских землях и княжествах.

Крупнейшие политические образования на территории Руси. Ростово-(Владимиро)-Суздальское, Галицко-Волынское княжества, Новгородская боярская республика. Социально-экономическое и внутриполитическое развитие княжеств и земель накануне монгольского вторжения.

Международное положение русских земель. Политические и культурные связи между русскими землями. Феодальные усобицы. Борьба с внешней опасностью.

Подъем культуры в русских землях в XII-XIII вв. Идея единства русской земли в произведениях культуры. "Слово о полку Игореве".

Образование раннефеодального Монгольского государства. Чингисхан и объединение монгольских племен. Завоевание монголами земель соседних народов, северо-восточного Китая, Кореи, Средней Азии. Вторжение в Закавказье и южно-русские степи. Битва на реке Калке.

Походы Батыя.

Нашествие на Северо-Восточную Русь. Разгром южной и юго-западной Руси. Походы Батыя в Центральную Европу. Борьба Руси за независимость и ее историческое значение.

Агрессия немецких феодалов в Прибалтике. Ливонский орден. Разгром шведских войск на Неве и немецких рыцарей в Ледовом побоище. Александр Невский.

Образование Золотой Орды. Социально-экономический и политический строй. Система управления завоеванными землями. Борьба русского народа против Золотой Орды. Последствия монголо-татарского нашествия и золотоордынского ига для дальнейшего развития нашей страны.

Тормозящее воздействие монголо-татарского завоевания на развитие русской культуры. Разгром и уничтожение культурных ценностей. Ослабление традиционных связей с Византией и другими христианскими странами. Упадок ремесел и искусств. Устное народное творчество как отражение борьбы с захватчиками.

  • Сахаров А. Н., Буганов В. И. История России с древнейших времен до конца XVII в.