Составление экологического паспорта детского сада. Цели и задачи составления экологического паспорта

Большое значение для организации в дошкольном учреждении работы по экологическому образованию имеет оценка состояния окружающей его среды. В настоящее время во многих регионах дошкольные учреждения находятся в крайне неблагоприятных экологических условиях, их территории слабо озеленены. Все это отрицательно сказывается на состоянии здоровья детей. Поэтому крайне важнополучить информацию о реальной экологической ситуации района, микрорайона, в котором расположено дошкольное учреждение, с целью дальнейшего определения мер по возможному улучшению состояния окружающей среды.

Н.А. Рыжова предлагает составить необычный неофициальный документ – экологический паспорт ДОУ. Он поможет поновому оценить и территорию, и внутренние помещения, и экологическую обстановку в районе. Составив и проанализировав такой «документ», педагоги смогут определить основные направления своей работы, разработать рекомендации по обустройствутерритории (в том числе и по организации экологической тропы), экологического класса и многое другое. Все данные можно оформить в виде альбома или тетради, проиллюстрированныхфотографиями и схемами. Не исключено, что такой паспорт заинтересует и поможет привлечь к сотрудничеству родителей.

Экологического паспорта дошкольного учреждения», которая апробирована во многих регионах страны. Оформление такого неофициального документа позволяет решить следующие задачи:

а) собрать информацию об экологическом состоянии района, микрорайона, в котором расположено дошкольное учреждение;

б) изучить состояние его территории и прилегающих участков;

в) оценить с эколого-эстетических позиций здание и внутренниепомещения;

г) определить влияние дошкольного учреждения на окружающуюсреду и наметить пути уменьшения этого влияния;

д) систематизировать и проанализировать профессиональные иматериальные ресурсы учреждения с точки зрения возможностейэкологического образования;

е) наметить первоочередные задачи и перспективы развития экологического образования в данном конкретном учреждении;

ж) координировать работу по экологическому образованию с другими организациями;

з) создать более благоприятные для здоровья детей условия;

и) привлечь внимание родителей к экологическим проблемам;

к) оценить готовность учреждения к работе по данной проблеме(что важно, в частности, и для работников органов управления образованием разного уровня).

Заполнять «Экологический паспорт» нужно постепенно, начиная сраздела, по которому уже имеется информация. В этом процессе в тойили иной степени принимает участие весь коллектив. Координировать работу может старший воспитатель или педагог-эколог.



«Экологический паспорт» лучше всего оформить в виде отдельных листов, помещенныхв прозрачные папки-файлы. Желательно включить в него фотографии(экологического комплекса, живого уголка и т.п.), картосхемы помещений, территории дошкольного учреждения и серии карт, отражающихэкологическую ситуацию в районе (по материалам комитетов по экологии). Ежегодно в «паспорт» на отдельных листах, с указанием года,вносятся дополнения, отражающие проделанную работу коллектива.Например, отмечается создание экологической комнаты, изменения возеленении территории, указывается новая литература и т.п. Такая информация позволяет проследить изменения в работе детского сада в области экологического образования за определенный период.

Большую помощь в составлении «Экологического паспорта» детского сада могут оказать школьники, занимающиеся проблемой мониторинга окружающей среды под руководством педагогов, и студентывузов, педагогических колледжей, выполняющие курсовые и дипломные работы (соответствующий опыт уже имеется). Такой подход оченьважен с точки зрения преемственности в экологическом образовании.

К консультированию по отдельным разделам можно привлечь учителей (биологии, географии, физики, химии, основ безопасности жизнедеятельности), преподавателей вузов, сотрудников станций юннатов, экологических центров, научных учреждений, заповедников, комитетов по экологии, музеев, органов санэпидемнадзора.

К «Экологическому паспорту» прилагаются картосхемы микрорайона детского сада, территории детского сада. Можно также сделать схемы расположения помещений на этажах и макет территории детского сада с объемными фигурками деревьев, песочниц, зданий,которые дети смогут переставлять во время игры.

Ниже приводится примерная структура «Экологического паспорта дошкольного учреждения» (в схематическом виде она показана нарисунке).

Муниципального образования Каневской район.
Составитель: старший воспитатель МБДОУ детский сад №1 Гринь Светлана Валентиновна Ст. Каневская - 2013г.
Введение.
Большое значение для организации в дошкольном учреждении работы по экологическому образованию имеет оценка, прогнозирование и учет состояния окружающей среды. В настоящее время многие дошкольные учреждения находятся в неблагоприятных экологических условиях, территории на которых они расположены слабо озеленены и в большей степени подвержены загрязнению воздуха, в связи с высокими автотранспортными нагрузками, а так же выбросами промышленных предприятий. Эти и многие другие факторы имеют огромное влияние на здоровье детей.
Целью создания экологического паспорта стало желание узнать, какие факторы окружающей среды детского сада воздействуют на современного дошкольника.

ЗАДАЧИ СОСТАВЛЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО
ПАСПОРТА

1. Оценить готовность ДОУ к работе по проблеме экологического образования.

2. Дать оценку экологического состояния района, на территории которо-го расположено ДОУ.

3. Оценить состояние территории ДОУ и прилегающей территории.

4. Составить перспективу развития экологического образования в ДОУ.

5. Создать благоприятные условия для здоровья детей, посещающих ДОУ.

6. Привлечь, внимание родителей к проблеме экологического воспитания,

7. Установить более тесные связи с организациями по экологическому воспитанию.

1. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ

1.1. ДОУ находится по адресу:
Краснодарский край, ст. Каневская, ул. Коммунаров 39.
Источником загрязнения окружающей среды является подъездная дорога к детскому саду и к ближайшим домам, т.к. по ней ездит много частных машин.
Расстояние от территории д/с до промышленных, коммунальных, сельскохозяйственных объектов, транспортных дорог и магистралей соответствует СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».
Источником питьевой воды служат подземные источники питьевого водоснабжения. По санитарно-химическим показателям отмечается стабильность качества питьевой воды. Неудовлетворительных показателей по бактериологическим параметрам не отмечено.
Уровень шумового фона, по данным СЭС соответствует нормативным показателям.
Радиационный фон в норме, радиационных аварий не происходило.

1.2. Проблема «здоровье ребенка - окружающая среда» тесно связана с проблемой экологической безопасности. Экологическая обстановка в районе, где расположен наш детский сад характеризуется как удовлетворительная. Промышленные предприятия города находятся на достаточном отдалении от территории детского сада. По медицинским показаниям состояние здоровья у воспитанников детского сада в целом удовлетворительное. Основное распространение имеют сезонные заболевания, такие как ОРЗ и ОРВИ.
Заболеваемость детей (данные с 01.09.2011г по 02.05. 2012г):
ОРЗ (грипп) - 37; бронхит - 2; ангина - 4; прочие случаи - 6. Общее количество случаев: 49. В среднем пропущено одним ребенком по болезни - 4 дня.
В ДОУ выполняются нормы питания, в меню используются экологически чистые продукты. Ежемесячно ведётся мониторинг по питанию. Средний набор продуктов соответствует нормам питания в соответствии с САН ПИН. Всё это благоприятно сказывается на здоровье наших воспитанников.

1.3. В ближайшем окружении ДОУ находятся жилые дома, магазины, кафе а также подъездная дорога к детскому саду и жилым домам.
Главными загрязняющими объектами являются:
по шуму – подъездные дороги к жилым домам,
по выбросам газов в атмосферу – стоянки у подъездов домов, особенно в зимний период, когда водители разогревают моторы своих машин.
Недалеко от детского сада есть парк, который можно использовать при изучении экосистемы. Этот парк мы используем для экскурсий и наблюдений.
1.4. В ближайшем окружении ДОУ находятся жилые дома, если рассматривать их с позиции видеоэкологии, то рядом с домами очень мало насаждений, цветовых пятен почти нет.

Вывод: В связи с тем, что в сложившейся экологической обстановке следует уделять больше внимания оздоровлению детей и учить этому родителей. На территории детского сада необходимо разбить новые цветники. Высадить саженцы деревьев.

2. ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕРРИТОРИИ УЧРЕЖДЕНИЯ

2.1. Детский сад сдан в эксплуатацию в 1956 году. На территории есть спортивная зона, защитная зелёная зона из деревьев и кустарников, зоны для игр детей, площадки для игр, цветники, огород.

Общая площадь территории детского сада –
Спортивная площадка –
Площадь хозяйственной территории –
Площадь застройки –

2.2. СПИСОК РАСТЕНИЙ ТЕРРИТОРИИ ДОУ

Культурные
Морковь
Кабачки
Салат
Укроп
Календула
Настурция
Георгины
Космея

Сорные и дикорастущие
Подорожник
Вьюнок
Одуванчик
Пырей ползучий
Клевер ползучий
Ромашка Травы
Тимофеевка луговая
Мышиный горошек
Мятлик луговой
Спорыш

Деревья
Акация
Берёза
Рябина
Платан
Боярышник
Ель
Туя
Ива

Кустарники
Сирень
Шиповник

Перечень трав и растений не полный, требует дополнительного изу-чения.

Почвы на территории естественные.

Животный мир.

Животный мир на территории детского сада в разное время года представлен самыми разнообразными обитателями. Самое благоприятное время для изучения местной фауны - весна, лето, осень, где дети имеют возможность вести наблюдение за самыми разнообразными её представителями: насекомыми - бабочками, жуками, пчёлами, шмелями, осами, муравьями, пауками. Разнообразен в летнее время и мир пернатых: грачи, скворцы, вороны, сороки, голуби, синицы. Некоторые виды птиц выводят потомство в искусственных домиках. Для изучения пернатых в зимнее время на участке вывешиваются кормушки самых разнообразных конструкций. Ежедневно в кормушки насыпается корм, которым лакомятся зимующие птицы: воробьи, синицы, голуби.
Территорию детского сада посещают кошки из близлежащих домов. Перечень животных не полный и требует дополнительных исследований.

2.3. 3ОНИРОВАНИЕ ТЕРРИТОРИИ

Увлажнённых участков нет, так как местность твёрдая. Освещённые зоны: спортивная площадка, все игровые площадки.
К вытоптанным участкам относится: игровые площадки, тропинки, большая часть спортивного участка.
Степень вытоптанности: игровые участки - от 35 до 50%, спортивная – до 75%.
Территории под растительностью составляют - 60 % площади, участки, покрытые асфальтом - 20 %.
Вдоль забора по территории детского сада растёт девичий виноград. Он защищает территорию ДОУ от шума и выбросов автомобильного транспорта. Это позволяет детям дышать воздухом без пыли.
Территория детского сада закрытая, в вечернее время вход на территорию запрещён.
Автомобили с продуктами питания заезжают на территорию детского сада один раз в день, машины для вывоза мусора – 1 раза в неделю. На территории имеется два контейнера для сбора мусора.
Вывод: Дополнительно изучить состав растений и насекомых, разнообразить состав лекарственных растений на огороде. Дополнить территорию детского сада зеленными насаждениями.

3 . ХАРАКТЕРИСТИКА ЗДАНИЯ

3.1. ДОУ представляет собой два одноэтажных здания, общей площадью -.
Для строительства использованы: кирпич, бетон, дерево, стекло, ДВП, кафельная плитка, стальные трубы, известь, шпатлёвка, песок, цемент.
Помещения ДОУ: 5 групп, методический кабинет, музыкальный зал, логопедический кабинет, медицинский кабинет, кухня с кладовой, кладовая для чистого белья, прачечная, кабинет музыкального руководителя, кабинет заведующего.

3.2. Для оформления коридоров используются масляная краска, побелка, обои; в группах – побелка, водоэмульсионная краска; в туалетах – плитка, покраска, побелка. Полы в группах, спальнях, коридорах покрыты линолеумом; в туалетах – плиточные. Живые цветы украшают группы, спальни и холл около центрального входа.
3.3. В групповых комнатах размещены уголки природы, « мини - огороды на окне », экологические мини-лаборатории, дидактические игры, библиотечки, альбомы по временам года,природный материал, муляжи овощей и фруктов и т.д. Каждый педагог придаёт своему уголку неповторимость и своеобразие. Минимальный состав уголка природы в каждой группе включает комнатные растения, подобранные в соответствии с возрастом детей.

Педагоги по мере возможности обновляют уголки природы, вместе с детьми систематически ведут наблюдения и результаты фиксируют в рисунках, поделках, ведут записи детских сочинений,рассказов об увиденном. В любой сезон в уголке природы для ребят найдётся дело. Дошколята имеют возможность выращивать в течение всего года лук, укроп, салат. Во время утреннего дежурства в уголке природы дети не только ухаживают за растениями, но и наблюдают за ними. На глазах у ребёнка в огороде на окне проходит полный жизненный цикл: от семени до семени. В процессе наблюдений за растениями дети учатся различать виды растений; замечают изменения в развитии растений: семечко набухло, появился первый росток, первый листок, обращают внимание на красоту цветов и листьев, наблюдают за их ростом, цветением, учатся правилам ухода.

3.4. Комнатные растения: хлорофитум, бегонии, фиалки, бальзамин, сансевьера, плющ, циперус, виноград комнатный, зефирантес, папоротник, аспидистра др. Чаше всего встречаются хлорофитум, сансевьера, циперус, виды бегонии. В группах имеются аквариумы.

3.5. При оформлении групп мы стараемся реализовать теоретические разработки видеоэкологии, так как среда и ее состояние – это не менее важный фактор, влияющий на здоровье детей.
Цветовое насыщение групповой комнаты стараемся подбирать в соответствии с «Концепцией цветового сопровождения в дошкольной педагогике», главная идея которой состоит в том, что посредством определенных цветов можно содействовать развитию ребенка. Правильно подобранный цвет способен снять зрительное утомление, влияет на настроение, активность, физическое состояние ребенка и т.д.
При побелке групповых комнат используем желтый цвет, сочетание желтого и зеленого, голубой, бежевый, персиковый.
В оформлении групповых помещений и коридоров используются рисунки детей, фотографии природы родного края, живые растения, картины и т.д.

«Экологический паспорт детского сада общеразвивающего вида № 9 «Гнездышко» г. Сарова Нижегородской области»

Цели и задачи составления «экологического паспорта»

Оценить готовность ДОУ к работе по проблеме экологического образования.

Дать оценку экологического состояния района, на территории которого расположено ДОУ.

Оценить влияние ДОУ на состояние окружающей среды.

Оценить состояние территории ДОУ и прилегающей территории.

Составить перспективу развития экологического образования в ДОУ.

Создать благоприятные условия для здоровья детей, посещающих ДОУ.

Привлечь внимание родителей к проблеме экологического воспитания.

Установить более тесные связи с организациями по экологическому воспитанию.

1.Экологическая ситуация.

1.1.ДОУ находится по адресу: Нижегородская область, г. Саров, ул. Духова, д. 5.

а) Мы живем в удивительно зеленом и чистом городе Сарове.

Наш детский сад находится в микрорайоне, построенном 53 года назад. Детский сад расположен во внутриквартальной территории, и защищён от ближайших дорог рядом пятиэтажных домов, деревьями, кустарниками, газонами. Рядом с детским садом нет крупных автостоянок. Таким образом, проблема загазованности для детского сада не актуальна.

б) Почва на территории детского сада состоит из строительного мусора, покрытого тонким слоем земли. Однако, благодаря тому, что ежегодно в течение 8 лет земля обогащается торфом, территорию детского сада удалось превратить в цветущий благоухающий остров (приложение А -из опыта работы МДОУ детский сад № 41 «Звездочка»).

Однако на территории ДОУ имеются и проблемные места. Некоторые участки сильно вытоптаны, несмотря на облагораживание почвы. С этих участков, в сухую погоду, поднимается пыль, в сырую - на них быстро образуются островки грязи. Соответственно, принято решение о более тщательном подборе почвопокровных растений. Осенью на этих участках высаживают семена неприхотливых, устойчивых к вытаптыванию растений (газонная трава).

в) Уровень шумового фона, по данным СЭС, соответствует нормативным показателям, так как территория ДОУ окружена зелеными насаждениями.

К загрязнителям окружающей среды относится и антропогенный шум. Воздействие шумового фактора на здоровье человека выражается в расстройстве сердечно - сосудистой, эндокринной системы, развитии язвенной болезни, затруднении усвоения учебного материала и др. Естественно, что, пребывая в детском саду, среди большого количества детей, ребенок оказывается в среде повышенного шумового воздействия. Однако с помощью различных мер это воздействие может быть снижено. Так, например, воспитатели стараются говорить не громко, но членораздельно, как - бы, «задавая» громкость речи в группе. С осторожность используется музыка, как фон детской деятельности.

г) Радиационная обстановка

В последние три года радиационная обстановка на территории области остается стабильной. Верхне-Волжское УГМС регулярно выполняет наблюдения за гамма-фоном в 18 населенных пунктах области и наблюдения за радиоактивностью выпадений из атмосферы - в 3 пунктах (Н.Новгород, Шахунья, Лукоянов). В Н.Новгороде проводились наблюдения за радиоактивным загрязнением в приземном слое атмосферы (Приложение: диаграмма).

д) Об одной природной составляющей жители нашего города могут сказать - это наше богатство.

Речь идет, конечно же, о воде. Мы пьем, используем в быту и хозяйстве чистую артезианскую воду. В этой воде нет ни одного дезинфицирующего агента. Саровская вода соответствует требованиям международных стандартов питьевой воды и характеризуется тремя нолями: ноль вкуса, ноль цвета, ноль запаха. Этот «подземный Байкал» - богатство не только Сарова, но и всей России. При разумном потреблении запасов этой воды хватит на многие сотни лет. Наша вода - это вода ледникового периода, залегает она в доломитовых и известковых отложениях древних морей. Проходя через древние отложения микроорганизмов, пролежавших миллионы лет, вода приобретает уникальные целебные свойства.

Результаты исследований поверхностных водоемов Мордовского Государственного природного заповедника (МГПЗ) и водоемов города Сарова.:

В водоемах МГПЗ обнаружен 61 вид фитопланктона, в водоемах г. Саров - 37 видов. В Мордовском заповеднике в озере Инорки обнаружен 51 вид фитопланктона, в оз. Тучерки - 17 видов, в пруду Вальза - 22 вида. В г. Саров в оз. Протяжка обнаружено 19 видов фитопланктона, в пруду Варламовский - 18 видов, в Филлиповке - 13 видов, в оз. Гадово - 12 видов. Таким образом, наибольшее количество видов встречается в озере Инорки МГПЗ. Практически одинаковое количество видов обнаружено в пруду Вальза, пруду Протяжка, пруду Варламовский и озере Тучерки. Наименьшее количество видов встречено в пруду Филлиповский и Гадовом озере (Приложение №1).

В водоемах Мордовского заповедника чаще всего встречаются водоросли: Koliella elongata Nygaard, Autospore af Monoraphidium setiforme Komarkova-Legnerova, Hydrodictyon reticulatum Lagerh (Гидродикцион сетчатый). .В водоемах г. Саров чаще всего встречаются водоросли: Oscillatoria redekel, Koliella elongata Nygaard, Volvox globator Ehrenberg.

Степень видового разнообразия фитопланктона в водоемах МГПЗ больше, чем в водоемах ЗАТО г. Саров.

Наибольшая биомасса фитопланктона в пруду Протяжка, наименьший показатель в пруду Варламовка г. Саров. В водоемах г. Саров наблюдается сильная разница значений биомассы фитопланктона. В водоемах МГПЗ биомасса фитопланктона не имеет резких отличий в значениях (Приложение №2).

Таким образом, несмотря на большое количество видов фитопланктона и степени видового разнообразия в озере Инорки по биомассе фитопланктона оно уступает пруду Протяжка и озеру Гадово г. Сарова.

По степени обилия высшей водной растительности лидируют водоемы МГПЗ, а в частности озеро Инорки - 25 видов и озеро Тучерки - 20 видов. Среди водоемов г. Сарова по степени обилия высшей водной растительности лидируют озера Варламовка и Филлиповка - 13 видов. В водоемах МГПЗ наиболее часто встречаются: водокрас лягушачий, ряска малая, роголистник погруженный, осока заячья, осока пузырчатая, телорез обыкновенный. В водоемах города - роголистник погруженный, осока пузырчатая, рдест плавающий, частуха подорожная.

В заповеднике озера - Инорки и Тучерки относятся к бета-мезосапробным водоемам, а пруд Вальза к альфа-мезосапробным. В г. Саров Гадово озеро - олигосапробный водоем, озера Протяжка и Филлиповка относятся к бета-мезосапробным водоемам, озеро Варламовка к альфа-мезосапробным (Приложение №3).

Результаты проведенного химического анализа показали повышенное содержание нитратов в Варламовке г. Саров. Это объясняется расположением водоема вблизи производственной площадки, а также возможно попадание нитратов с ливневыми стоками с прилегающих территорий. Повышенное содержание катионов железа в пруду Вальза МГПЗ объясняется естественным богатством почв и грунта водоема железом (до основания заповедника в реке Вальза и Вальзинском пруду добывали железную руду).

На основе полученных результатов можно сделать вывод, что наиболее благополучными по экологическому состоянию являются водоемы Мордовского Государственного заповедника. Это объясняется заповедным режимом и отсутствием антропогенного воздействия. Водоемы г. Саров менее благополучны по экологическому состоянию (особенно монастырский пруд Варламовский), так как, либо находятся вблизи промышленной зоны, либо используются как рекреационная зона.

Хотелось бы надеяться, что изучаемые памятники природы города Сарова будут охраняться не только на бумаге, но и на деле.

Приложение №1.

Сравнительная диаграмма количества видов фитопланктона.

Приложение №2.

Сравнительная диаграмма биомассы фитопланктона .

Приложение №3.

Сравнительная диаграмма распределения изучаемых водоемов по зонам сапробности, согласно коэффициенту сапробности.

1.2. В ближайшем окружении ДОУ находятся жилые дома, магазин, аптека, МДОУ ясли №21 «Ромашка», Дворец творчества школьников (ДТШ), Дворец культуры (ДК), городской сквер с фонтаном (экологическая тропинка), центр ЖКХ, лесной массив, по территории которого проходит «тропа здоровья».

Из парков города ближе всего расположен Детский парк по улице Сосина с асфальтовыми аллеями для прогулок, зелеными газонами, клумбами, разнообразными аттракционами для детей дошкольного возраста. В парке произрастает несколько видов деревьев и кустарников. (Приложение: фотография со спутника).

2.Характеристика территории учреждения.

2.1 Детский сад построен в 1956 году. На территории есть спортивная площадка, защитная зеленая зона из деревьев и кустарников, сельскохозяйственная зона, зоны для игр и отдыха детей дошкольного возраста, клумбы, огороды, веранды для прогулок во время ненастной погоды, уголок нетронутого луга.

Общая площадь территории детского сада - 4625 кв.м.

Площадь четырёх игровых площадок - 700 кв.м

Спортивная площадка - 262 кв.м

Площадь хозяйственной территории - 525 кв. м

Вся территория ДОУ засажена зелеными насаждениями. Возраст деревьев колеблется от 20 до 60 лет.

2.2 Список растений территории ДОУ

Культурные

Бобы

Петрушка

Укроп

Горох

Капуста

Огурцы

Перец

Томаты

Топинамбур

Ромашка многолетняя

Ноготки

Тюльпан

Георгины

Гладиолусы

Ирисы

Нарциссы

Маргаритки

Бархатцы низкие

Растения огорода ежегодно меняются, дополняются. Рассаду для огорода выращивают дети старшей и подготовительной групп на подоконниках.

Сорные и дикорастущие

Подорожник

Мать - и - мачеха

Вьюнок

Виноград дикий

Одуванчик

Клевер ползучий

Травы

Газонная трава

Тимофеевка луговая

Мышиный горошек

Мятлик луговой

Спорыш

Деревья

Тополь

Береза

Ясень

Клен

Яблоня

Слива

Ель

Кустарники

Жасмин

Ирга

Сирень

Барбарис

Шиповник

Перечень трав и растений не полный, требует дополнительного изучения. Сухих и старых деревьев на территории ДОУ нет, так как ежегодно, по необходимости, их убирают.

Список животного мира территории ДОУ

Птицы

Грач

Ворона

Воробей

Галка

Снегирь

Синица

Трясогузка

Сорока

Голубь

Насекомые

Муравей

Муха

Комар

Мошки

Бабочки

Стрекоза

Жужелица

Кузнечик

Божья коровка

Пчела

Оса

Шмель

Майский

Жук

Клоп - солдатик

Зеленый клоп

Животные

Ёжик

Перечень животных не полный, требует дополнительных исследований. Территорию детского сада посещают кошки, собаки из близлежащих домов. Это приводит к загрязнению песка в песочницах. Эту проблему решили следующим способом: ежегодная полная замена песка в песочницах, систематическое исследование на степень биологического загрязнения, закрывание песочниц на ночь клеенчатыми «крышками», информирование родителей о домашних животных - переносчиках болезней.

2.3. Зонирование территории.

Увлажненные участки находятся в северо-восточной и восточной частях территории. Сухая зона - на юге. Затененная зона - это уголок нетронутой природы, часть игровой площадки А. Освещенные зоны: игровые площадки Б, В, Г и спортивная площадка.

К вытоптанным участкам относятся: игровые площадки. Степень вытоптанности составляет от 20 до 30 %.

Территории под растительностью составляют 60 - 70% площади, участки покрытые асфальтом, -30 %.

Общая площадь зеленых насаждений составляет 1594,2 кв.м. Это позволяет детям дышать воздухом без пыли. Вдоль забора по территории детского сада растут: тополя, березы, рябины, ясени. Второй ярус составляют кустарники: жасмин, сирень, шиповник. Они защищают территорию ДОУ от шума и выбросов автомобильного транспорта (приложение: планировка территории)

2.4 Территория ДОУ с трех сторон закрыта посадками деревьев. С четвертой стороны расположено МДОУ ясли № 21 «Ромашка», а на территории МДОУ детский сад № 9 «Гнездышко» расположены веранды для прогулок. Территория между учреждениями разделена асфальтовой дорожкой, газонами и посадками деревьев со стороны яслей. Поэтому, по данным СЭС уровень шума соответствует нормативным показателям.

Территория детского сада закрыта для посещения посторонних лиц забором из сетки высотой не менее 1,5 метра. Однако по вечерам её посещают подростки, которые ломают постройки (в зимнее время), оборудование на игровых площадках, кусты, вытаптывают огород, газоны.

Автомобили с продуктами питания заезжают на территорию детского сада 2 - 3 раза в день, машина для вывоза мусора - два раза в неделю.. В среднем машины пребывают на территории ДОУ один час в неделю. Осенью к хозяйственному двору подъезжают машины для сдачи овощей. Собак на территории ДОУ не выгуливают.

3.Характеристика здания.

ДОУ состоит из одного двухэтажного здания. Общая площадь всех помещений дошкольного образовательного учреждения 768 кв.м.

Характеристика строительных материалов: кирпичное здание с жестяной кровлей.Для строительства использованы: кирпич, строевой лес, оцинкованная жесть, металлоконструкция, стекло, цемент.

Помещения ДОУ: 4 группы, музыкальный зал (по совместительству - спортивный), медицинский кабинет, кухня с кладовой, кладовая для чистого белья, прачечная, комната для кастелянши, бомбоубежище, костюмерная, кабинет музыкального работника, музей старого быта, кабинет методиста и делопроизводителя, кабинет заведующей, кабинет заведующей по хозяйству.

3.2 Для оформления коридора используются водоэмульсионная краска, рисунок на стенах нанесен масляной краской, побелка на потолках, дерево. В двух группах водоэмульсионная краска, побелка, ДВП, в двух других группах - обычные обои; в туалетах - керамическая плитка, побелка. Полы в группах, спальнях, коридорах покрыты линолеумом, в туалетах - плиточные. Искусственных цветов, пластиковых плиток в оформлении групповых, спален нет. Живые цветы или сухоцветы в вазах украшают лестничную площадку.

Во всех группах в соответствии с возрастом оформлены природные зоны, есть комнатные растения. Чаще всего встречаются традесканция, хлорофитум, комнатный виноград, виды бегонии, фиалки, бальзамин, алоэ, папоротник. Во всех группах есть аквариумы, а на одной - хомяк.

Анализируя состояние здания ДОУ с точки зрения экологической безопасности, необходимо обратить внимание на такой важный фактор, как состояние воздушной среды. Плохой химический состав воздуха, очень высокие или очень низкие его температуры и влажность могут вызвать нарушение нормальной деятельности организма.

Очень большое влияние на организм ребенка оказывает температура окружающего воздуха. Слишком высокая или слишком низкая температуры неблагоприятно сказываются на самочувствии, работоспособности детей, затрудняет их деятельность. Температурный режим удерживается путём кратковременного и долговременного, сквозного проветривания (в отсутствии детей). Для повышения влажности можно использовать увлажнители, но в нашем саду они еще не применяются.

У нас нет возможности исследовать химический состав воздуха в детском саду, однако был проведен анализ факторов, оказывающих влияние на него.

В помещениях детского сада не используются моющиеся обои. Бумажные обои на двух группах и лестнице в ходе косметического ремонта летом 2007 года заменены на водоэмульсионную краску. На двух других группах косметический ремонт запланирован на ближайшее время.

Значительным фактором, влияющим на химический состав воздушной среды ДОУ, является использование специальных дезинфицирующих средств. Долгое время основным дезинфицирующим средством, использованным в ДОУ, являлась хлорная известь. С 2001 года в детских садах нашего города в качестве дезинфицирующего средства используется «Самаровка», которая относится к 4 классу малоопасных веществ по ГОСТ 121.007 - 76. «Самаровка » не содержит хлора, альдегидов и фенолов.

Еще одна характеристика воздушной среды - её биологический состав, или бактериальная загрязненность. Для того, чтобы воздух в детском саду был качественным, делается многое: осуществляется проветривание помещений, 50% стен групповых комнат и спален заняты окнами, то есть хорошо освещаются солнцем, под влиянием ультрафиолетовых лучей многие болезнетворные бактерии и микробы погибают.

С помощью специального подбора комнатных растений можно воздействовать на химический и биологический состав воздуха (приложение Б - из опыта работы МДОУ детский сад № 41 «Звездочка»)

4. Влияние ДОУ на окружающую среду.

4.1 Использование воды.

В ДОУ используется артезианская вода из подземных источников. Все водопроводные краны, санузлы работают исправно, за этим следит заведующая по хозяйственной части. В случае поломки сразу же осуществляется ремонт.

Примерный показатель использования воды в ДОУ (на один день):

приготовление пищи - 180 л;

мытье посуды - 700 л;

мытье игрушек - 130 л;

уборка групповых комнат, служебных помещений и коридора - 300 л;

мытье рук, лица - 220 л;

полоскание рта - 10 л.

Загрязненная вода уходит в канализационные стоки, затем на очистные сооружения. За водоснабжение платит отдел детских дошкольных учреждений. Оплата не зависит от количества использованной воды, так как в ДОУ нет счетчика потребления.

4.2. Использование энергии.

Энергия поступает из ТЭЦ. Плату за энергию вносит бухгалтерия детских садов в бухгалтерию образования, а затем в энергосеть.

В ДОУ используются лампы накаливания, люминесцентные лампы, 6 ламп для уличного освещения, 1 электротитан, электроплита с 6 тенами.

Коллектив следит за экономией электроэнергии в течение всего дня.

4.3. Отопление.

В ДОУ существует централизованное отопление из системы ТЭЦ. В помещениях установлены чугунные радиаторы. На зимний период все групповые помещения утепляются: щели в окнах заклеиваются белой однотонной тканью, смоченной в мыльном растворе. Температурный режим удерживается путем кратковременного и долговременного, сквозного проветривания (во время отсутствия детей)

4.4. Отходы.

Отходы в ДОУ делятся на 4 вида:

Пищевые;

Упаковочные (коробки, веревки);

Строительные (обрезки досок).;

Хозяйственные (лампы накаливания, сантехника).

Пищевые отходы (объемом от8 до 10 литров в день забирают жители города.) Количество таких отходов уменьшается в летний период, так как количество детей в летний период значительно меньше, чем во время учебного года.

Строительные, упаковочные и хозяйственные отходы увозятся мусороуборочной машиной, а люминесцентные лампы складываются на уличном закрытом складе, откуда в течение дня вывозятся. За вывоз мусора отвечает МУ ДЭП, оплату производит бухгалтерия отдела образования. Некоторые виды бросового материала частично идут на поделки, оформление помещений, изготовление оборудования (кормушки из пакетов из-под сока, игрушки для игр с мячом и др.). В 2007 году в детском саду проводился конкурс «Отходы в доходы», участие в котором приняли не только воспитатели, но и родители с детьми.

В летние месяцы увеличивается количество отходов строительного материала, поскольку осуществляются ремонтные работы. (Приложение: памятка для родителей.)

4.5. Бытовые химические вещества.

В ДОУ используются моющие, чистящие и дезинфицирующие средства для:

уборки помещений (хозяйственное мыло, «Самаровка»,которая относится к 4 классу малоопасных веществ по ГОСТ 121.007 - 76. «Самаровка» не содержит хлора, альдегидов и фенолов.);

мытья окон, стекол, зеркал (средство «Секунда», хозяйственное мыло);

мытья посуды (хозяйственное мыло, питьевая сода);

чистки сантехники: туалетов, раковин («Пемолюкс», «Пемоксоль», «Санитарный порошок»);

мытья рук (детское мыло);

уничтожения насекомых и грызунов (по мере необходимости работниками СЭС);

стирки белья (стиральные порошки, хозяйственное мыло,).

Определен порядок хранения этих веществ (в недоступном для детей месте). Средства, предназначенные для чистки туалета, хранятся в шкафу в туалетной комнате (шкаф закрывается на замок), для мытья посуды - в шкафу моечной комнаты. Ответственность за хранение этих веществ возложена на младшего воспитателя и воспитателей групп, на медработника и завхоза.

Бытовых химических веществ, с просроченным сроком годности, в ДОУ не обнаружено.

Персонал ДОУ составляет 28 человек. Детский сад посещают 80 детей.

5. Профессиональная и методическая подготовка.

5.1. Программы и методики.

ДОУ работает по программе М.А. Васильевой «Программа воспитания и обучения в детском саду», используем элементы методики ТРИЗ.

Не смотря на то, что у нашего детского сада нет приоритетного направления, вопросу об экологическом воспитании дошкольников уделяется много внимания. В работе воспитатели используют программы Н.А. Рыжовой «Наш дом - природа» и С.Н.Николаевой «Программа экологического воспитания дошкольников».

Методическая литература:

С.Н.Николаева «Создание условий для экологического воспитания детей». Методические рекомендации.

Н.А.Рыжова «Я и природа». Москва, 1996.

А.И.Иванова «Живая экология». Программа экологического образования дошкольников.

С.Н, Николаева «Как приобщить ребенка к природе». Методические рекомендации для работы с родителями.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста. Пособие для слушателей экологической школы.

Л.В, Артемова «Окружающий мир в дидактических играх дошкольников».

С.Н.Николаевой «Воспитание экологической культуры в дошкольном возрасте».

Н.А. Рыжова «Воздух - невидимка».

Т.И. Попова «Мир вокруг нас».

Дольник «Вышли мы все из природы».

Л.Ф.Павленко «В гармонии с природой». 2 части.

«Войди в природу другом», Саров 2000.

А.З.Зак «Как гусеница и муравей в гости ходили».

«Экология, творчество, дети» .Репертуарный сборник.

Т. И. Тарабарина «И учеба, и игра: природоведение».

М.А. Поваляева «Развитие речи при ознакомлении с природой».

О.А.Воронкевич «Добро пожаловать в экологию».

Н.А.Рыжова «Развивающая среда дошкольных учреждений».

Т.А.Шорыгина «Цветы. Какие они?».

И.Н.Павленко «Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в ДОУ: интегрированные занятия».

О.А.Соломенникова «Экологическое воспитание в детском саду». Программа и методические рекомендации

Л.Г.Семехова «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи: интегрированные занятия».Для работы с детьми старшего дошкольного возраста.

О.А.Соломенникова «Занятия по формированию элементарных экологических представлений во 2 младшей группе детского сада».Конспекты занятий.

О.В. Дыбина «Занятия по ознакомлению с окружающим миром во 2 младшей группе детского сада».Конспекты занятий.

Т.Н.Зенина «Экологическая гостиная в ДОУ. Взаимодействие с семьями воспитанников».

Н.А. Рыжова «Не просто сказки». Экологические рассказы, сказки и праздники.

В.М.Корнилова «Экологическое окно в детском саду». Методические рекомендации.

Литература для детей:

Энциклопедия «Первые вопросы и ответы». Издательство «Кристина».

Моя первая энциклопедия «Динозавры», «Поведение животных».

Моя первая энциклопедия «От медведя до ежа».

Детская энциклопедия «Махаон»: «Мир леса», «Животные», «Тайны природы».

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка».

Е.Чарушин «Томкины сны», «Медвежата», «Что за зверь?», «Волчишко».

«Лисьи увертки». Русские народные сказки в пересказе И.С. Соколова-Микитова.

«Где ежик?». Рассказы русских писателей.

М. Пришвин «Ребята и утята», «Журка», «Еж», «Золотой луг», «Цветущие травы», «Осинкам холодно».

С.Я. Маршак «Детки в клетке».

К.Ушинский «Четыре желания».

Л.Толстой «Котенок».

В.Бианки «Хвосты», «Синичкин календарь», «Как муравьишка домой спешил», «Лис и мышонок», «Чей нос лучше?».

К.Паустовский «Квакша».

Н.Сладков «Осень на пороге», «Грачи прилетели», «Ласточка, ласточка», «Белка и медведь».

Стихи:

Е.Л.Благинина «Одуванчик», «Черемуха».

И.Токмакова «Дуб», «Туман», «Ива», «Осинка», «Яблонька».

Я.Аким «Апрель».

В.Жуковский «Жаворонок».

А.Фет «Чудная картина».

Ф.Тютчев «Весенние воды».

И.Суриков «Зима».

И т. д.

Литература для родителей:

Е. Седлецкая «Экологическая мозаика».

Т.Нуждина «Чудо - всюду».

«Проблемы экологического образования в дошкольных учреждениях Нижегородской области». Материалы 6 региональной научно-практической конференции.

Л.М. Потапова «Детям о природе». Экология в играх для детей 5 - 10 лет.

Л.П.Молодова «Беседы с детьми о нравственности и экологии».

М.В.Лучич «Прогуоки с детьми в природу». Книга для воспитателей и родителей.

5.2Приоритетные направления работы.

МДОУ детский сад №9 «Гнездышко» является учреждением общеразвивающего вида, то есть, приоритетных направлений нет, но значительное место в системе работы отведено экологическому воспитанию дошкольников. Проводятся экологические праздники, занятия, родительские собрания, организуются выставки, показы театрализованной деятельности детей старшей и подготовительной групп, работает кружок «Юный эколог».

В коллективе трудится 28 работников, из них: администрация - 1, медик - 1,кухонные работники - 3, машинист по стирке - 1, кастелянша - 1 (работает на 0.5 ставки - кастеляншей, а на 0.5 - младшим воспитателем), уборщик служебных помещений 1 (на 0.5 ставки), делопроизводитель - 1(работает на 0.5ставки - делопроизводителем, на 0.5 ставки - младшим воспитателем), завхоз - 1.

Работают специалисты: инструктор по физкультуре (на 0.25 ставки), музыкальный руководитель (1), логопед (на 0.25 ставки), методист - 1(на 0.5 ставки), а также 9 воспитателей и 5 младших воспитателей.

В детском саду функционирует 4 группы.

Работники детского сада принимают участие в мероприятиях экологической направленности, например: в 2007 году в «Фестивале цветников города Сарова», в 2005году в конкурсе на лучшую экологическую сказку, в авторском семинаре С.Н.Николаевой по экологическому образованию дошкольников, в творческих городских конкурсах экологической направленности.

5.3 Дидактические материалы.

С 2005 года в методическом кабинете начата подборка игр, игрушек природоведческого характера. На группах, в уголках природы, имеются макеты(деревенский двор, действующий вулкан, луг, Крайний Север, динозавры, пустыня, аквариум, смешанный лес,)

Дидактические игры:

«Зоологическое лото», «Кто где живет?», «В зоопарке», «Береги живое»; серия знакомство с окружающим миром и развитие речи: «Деревья в картинках», «Птицы в картинках», «Насекомые в картинках»; наглядный и раздаточный материал для дошкольников: «Рыбы. Насекомые.», «Овощи. Фрукты, Ягоды.», «Животные», «Деревья, листья, грибы, цветы». «Лето», «Зима», «Весна», «Осень».

З.Е. Агропович «Времена года».

Собраны коллекции камней, семян, листьев деревьев, коры деревьев, полезных ископаемых, ракушек.

Для проведения занятий используются компасы, бинокли, лупы, глобус, карты Нижегородской области, России, Сарова, карта мира, растительный и животный мир.

5.4. Основные направления работы

С детьми в течение года проводятся экологические праздники, развлечения. Значительная роль в организации праздников принадлежит музыкальному руководителю. В каждой группе воспитатели проводят занятия экологического характера (1 занятие в месяц). С 2001 года дети подготовительных групп посещали станцию «Юных натуралистов», но с января 2009 года она прекратила взаимодействие с детскими садами. Дежурить, ухаживать за растениями и животными дети учатся в уголках природы, имеющихся на каждой возрастной группе, под руководством воспитателя. Воспитатели самостоятельно проводят занятия по развитию памяти, внимания, мышления. На каждой группе у каждого воспитателя есть своя кружковая работа.

Логопед проводит работу по исправлению дефектов речи детей дошкольного возраста

Инструктор по физкультуре 2 раза в неделю проводит в спортивном зале, на улице физкультурные занятия, праздники, спортивные досуги, развлечения.

Работа с родителями.

Родители принимают активное участие в подготовке праздников (оформляют зал шарами, рисунками), занятий (дидактический материал для индивидуальной работы), участвуют в выставках «Поделки из бросового материала», в акциях «Покормите птиц зимой».

Основные направления работы и связь МДОУ №9 с другими организациями представлены в «Визитной карточке.

6.Дополнительные сведения.

Жизнедеятельность человека, особенно ребенка, напрямую зависит от множества природных факторов. Чем глубже погружаешься в проблему обеспечения экологической безопасности детей в ДОУ, тем шире возможности в решении этой проблемы. В связи с тем, что экологическая проблема всегда актуальна, то следует уделять больше внимания оздоровлению детей и учить этому родителей.

Необходимо чаще проводить прогулки в парк, лесной массив, сквер. Следует продолжать знакомить родителей с экологической обстановкой в городе и проводить разъяснительную работу по оздоровлению детей и соблюдению условий в семье для воспитания здорового образа жизни.

Благоустройство и использование территории ДОУ.

На отдельных участках территории ДОУ требуется реконструкция, а именно:

Обновить посадки деревьев и кустарников на территории, разнообразить хвойными породами деревьев;

Продолжать работу по обогащению почв для дальнейшего облагораживания территории цветниками, газонами. Разработать план новых цветников;

Создать на одном из газонов альпийскую горку;

Разработать новую экологическую тропинку в лесной массив по «Тропе здоровья», подробно изучить и использовать в работе «экологическую тропинку» в сквер.

Дополнительно изучить состав растений и животных, разработать варианты их использования для занятий с детьми

Расширить территорию,отведенную под огород.

По возможности запретить проход посторонних лиц на территорию детского сада (сделать запрещающие таблички);

Во время зимних холодов увеличить количество кормушек для птиц;

Весной дополнительно развесить скворечники.

Оформление помещений

При оформлении помещений уменьшить количество синтетических ковровых покрытий;

Приобрести, по возможности, увлажнители воздуха.

Разнообразить видовой состав комнатных растений, воспользовавшись рекомендациями детского сада № 41, продумать варианты расположения живых цветов в спальнях.

Влияние на окружающую среду.

Необходимо организовать регулярный контроль за потреблением воды и электроэнергии в группах, в пищеблоке, прачечной.

Изучить состав пищевых отходов и продумать варианты их использования для компостирования на огороде.

Профессиональная и методическая база.

Продолжить участвовать в методических объединениях по экологическому воспитанию, расширить связи с организациями, занимающимися вопросами экологии.

Разработать и внедрить новые формы повышения экологической культуры взрослых и детей.

Привлекать родителей к работе по благоустройству территории ДОУ.

Пополнять библиотеку литературой по экологическому воспитанию, приобретать и изготавливать дидактические игры, подписаться на журналы по экологическому образованию.

Несколько добрых советов как сберечь почву!

Сажайте растения!

Корнями они скрепляют почву, повышают её плодородие;

не дают ветрам выдувать её, а воде - размывать.

Оберегайте подземных жителей!

Они помогают почве получать воду и «дышать» воздухом;

увеличивают её плодородие.

Не сжигайте опавшие листья в парках, скверах и садах!

Перегнивая, опавшие листья возвращают почве минеральные соли, необходимые растениям.

Не вырубайте леса!

Деревья сохраняют влагу, не дают озерам, рекам мелеть и высыхать.

Засевайте поля разными растениями,

чтобы почва не истощалась.

Нельзя распахивать почву на очень больших пространствах: образуются пыльные бури, почва размывается, и появляются глубокие овраги.

Не разводите костров!

Огонь уничтожает не только зеленый лесной покров, но и корни растений, насекомых и их личинок.

Приложение А

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПАСПОРТ МКДОУ

ДЕТСКИЙ САД № 7 «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК»

Г. ВЕТЛУГИ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Общее количество детей посещающих детский сад - 122

Общее количество персонала - 34

Количество групп - 6, из них -2 группы раннего возраста, 2 группы младшего возраста от 3 до 4-х лет, средняя и старшая группы Кадровый состав МКДОУ: заведующая, старший воспитатель, учитель-логопед, музыкальный руководитель, педагог дополнительного образования, старшая медсестра, воспитатели, младшие воспитатели .

1. Экологическая ситуация района

1.1 Общая характеристика района.

Местонахождение дошкольного учреждения: Нижегородская область,

г. Ветлуга, микрорайон,д. № 18. Экологическая обстановка в районе, где расположен ДОУ характеризуется как удовлетворительная. Промышленные предприятия города находятся на достаточном отдалении от территории детского сада. Единственным источником загрязнения можно считать близкое расположение центральной котельной, но со строительством новой котельной с режимом работы по современной технологии и этот источник будет сведён к минимуму. Транспортные дороги, проходящие рядом с детским садом являются второстепенными. По периметру расположения автодороги проходит полоса зелёных насаждений, предохраняющих территорию детского сада от проникновения выхлопных газов проезжающего мимо транспорта.

Состояние здоровья детей ДОУ.

По медицинским показаниям состояние здоровья у воспитанников детского сада в целом удовлетворительное. Основное распространение имеют сезонные заболевания, такие как ОРЗ и ОРВИ.

1.2.Характеристика непосредственного окружения детского сада.

ДОУ расположен в жилом секторе города, в ближайшем окружении находятся районная больница, детская поликлиника, аптека, магазин, детский сад №5, подъездные дороги к жилым домам и к детскому саду. Главными загрязняющими объектами являются: близкое расположение центральной котельной, подъездные дороги.

По периметру ограждения детского учреждения с наружной стороны проходит санитарная зона в виде зелёного газона, и полоса хвойных и лиственных деревьев с внутренней стороны.

2. Характеристика территории дошкольного учреждения. 2.1Общие данные.

Детский сад построен в 199О году.

Общая площадь территории детского сада - 5779,06 кв.м. Общая площадь здания 1182,30 кв.м - Площадь хозяйственной территории - 455 кв.м Территория учреждения сформирована в соответствии с картосхемой, где есть спортивная площадка, игровые площадки для каждой группы с отдельным входом. Все площадки оборудованы верандами для прогулок в ненастную погоду, а также игровым оборудованием, выполненным из экологически чистого материала, в основном из дерева хвойных и лиственных пород. Игровые площадки разделены между собой декоративным деревянным забором, высотой 0,5 метра, вдоль которого высажена живая изгородь из растений кустарниковых пород: сирени, садового подснежника, декоративной вишни. На каждом участке имеются небольшие цветочные клумбы, оживляющие и украшающие не только общий, но и индивидуальный ланшафт каждого участка. По периметру здания разбиты цветочные клумбы, грядки для выращивания овощей взрослыми и детьми. С южной стороны здания высажены фруктовые деревья и ягодные кустарники. Подходы к зданию и игровым площадкам имеют асфальтное покрытие, узкие полосы грунта между асфальтированными дорожками и игровыми участками выполняют роль газонов. Растущие на территории детского сада деревья создают благоприятный микроклимат для прогулки детей в летний период года. При оформлении участка зелёными посадками учитывалось сохранение светового режима, поэтому в централь-ной части высажены деревья лиственных пород. Вся территория детского сада огорожена деревянным забором высотой 1,5 метра. В тёмное время года близлежащая к зданию территория освещена с двух сторон прожекторами.

В ДОУ имеется поливочный шланг, что позволяет использовать его для полива растений При сухой и жаркой погоде проводится полив территории 2 раза в день.

Схема посадок видового состава деревьев, кустарников, цветов на территории участка детского сада выполнена с учётом программных требований по экологическому воспитанию детей. Присутствие на участке различных жизненных форм растений даёт воспитателям возможность проводить на открытом воздухе разнообразные экологические занятия. Деревьев на участке много, их возраст 15 – 2О лет, все они находятся в хорошем состоянии. Во избежании травм среди детей низкорастущие сучки и ветки удалены до безопасного расстояния. Видовой состав деревьев: берёза бородавчатая, рябина обыквенная, клён платанолистный, сосна, ель, ива остролистная. Фруктовые деревья: яблони, вишни (кустарниковая, древовидная), черёмуха. Кустарники: рябина черноплодная, сирень обыкновенная, чубушник (семейство гортензиевых) кустарниковый подснежник. Культурные травянистые растения присутствуют в оформлении клумб, рабаток, газонов. На оставшейся свободной территории произрастают дикорастущие виды трав: крапива двудомная, ромашка пахучая, полынь обыкновенная, подорожник большой, одуванчик лекарственный, лебеда раскидистая, пастушья сумка, сурепица обыкновенная, лапчатка гусиная, донник белый, жёлтый, звездчатка средняя, клевер луговой, спорынья пурпурная. На территории имеется небольшая альпийская горка.

Животный мир.

Животный мир на территории детского сада в разное время года представлен самыми разнообразными обитателями. Самое благоприятное время для изучения местной фауны-весна, лето, осень, где дети имеют возможность вести наблюдение за самыми разнооб-разными её представителями: насекомыми - бабочками, жуками, пчёлами, шмелями, осами, муравьями, пауками. Разнообразен в летнее врем я мир пернатых: грачи, трясогузки, малиновки, щеглы, коноплянки, скворцы, стрижи, ласточки. Некоторые виды птиц выводят потомство в искусственных домиках, а также в зарослях кустарников. Для изучения пернатых в зимнее время на участке построен птичий столб, где дети с помощью родителей мастерят и вывешивают кормушки самых разнообразных конструкций. Ежедневно в кормушки насыпается корм, которым лакомятся зимующие птицы: галки, воробьи, синицы, снегири, зеленушки, сойки, голуби, свиристели.

Почва.

Благоприятному росту и здоровому виду растений способствуют натуральные супесчаные и суглинистые почвы. Опадающая и перегнивающая листва является натуральным естест венным удобрением. Для игровых целей на участки завозится экологически чистый песок. Территория, где дети ежедневно гуляют имеет плотный песчаный грунт, вытоптанный до 2О%. Уплотнение грунта можно наблюдать также вблизи деревьев, где часто играют дети. Там где разбиты клумбы, рабатки, газоны, овощные грядки почва рыхлая, мягкая. Для улучшения структуры и плодородности почвы к основному, естественному составу добавляется привозной торф, песок, а так же перегной листьев, сорной травы.

2.3. Зонирование территории

В зависимости от использования вся территория детского сада разделена на зоны. Для успешного экологического развития детей воссоздан уголок нетронутой природы, где растут деревья и растения лесов средней полосы. На данном участке воссоздан естественный биологический ритм жизни растений и насекомых. Травы на участке сохраняются до полного вызревания, экологическую чистоту почвенного покрова помогают сохранять различные виды жуков и муравьёв. Чтобы не нарушать экологического равновесия на участке проложена экологическая тропа, откуда дети могут наблюдать за природой в её естественном виде. На территории есть зона, где дети с помощью взрослых могут посадить цветочные или овощные растения, ухаживать за ними в период вегетации, цветения, созревания. На территории имеется транзитный проход по асфальтной дорожке, но по правилам устава детского сада находиться на его территории имеют право только воспитанники учреждения, их родители, сотрудники, поэтому всё, что создано на участках бережно сохраняется.

На территории хозяйственной зоны предусмотрено место для сушки постельных принадлежностей и чистки ковровых изделий.

2.4. Загрязнение территории

2.4. Загрязнение территории

Запыленность территории низкая, так как автодороги не являются центральными и отделены от нее несколькими рядами деревьев, но иногда возможно попадание вредных веществ (твердых и газообразных). Деревянный забор пропускает пыль, снег, шум.
Ветровой режим благоприятный, так как участок со всех сторон окружен высокими зданиями и деревьями, смягчающими порывы ветра.
Территория посещается легковыми машинами и грузовиками, привозящими продукты. В результате асфальт загрязняется бензиновыми пятнами, но хозяйственная зона располагается со стороны входа в помещение столовой и имеет самостоятельный въезд с улицы.

Участок в целом чистый. Ежедневно уборку территории утром за 1-2 часа до прихода детей и по мере загрязнения проводит штатный дворник. В хозяйственной зоне оборудована площадка для сбора мусора на расстоянии 20 м от здания и установлены контейнеры с крышками, очистку которых производят коммунальные службы.

3. Оформление помещения

3.1. Характеристика здания и помещений

Здание кирпичное. Этажность здания: 2. Общая площадь здания - 1182кв. м.
Помещения для занятий: музыкальный зал, уголок леса, логопедический кабинет, групповые комнаты.
В помещениях групп существует разделение на зоны: выделены зоны по 4 направлениям (физическое развитие, художественно-эстетическое,познавательно-речевое, социально-личностное), имеется отдельная зона уголка природы., отдельные спальни. В холле имеется экологическая стена, на которой размещены рисунки с животными и птицами, проживающими в нашем крае, а также - с правилами поведения в природе. «Уголок леса» представлен в виде небольшого отделённого помещения в котором расположено дерево с дуплом, пни, мох, шишки,поделки из природного материала, плакаты «Зачем нужны деревья в лесу?», «Зачем ходят в лес?» и др. «Диорама времён года» расположенная в коридоре позволяет знакомить детей с временами года и дарами леса, сада, огорода.

В оформлении групповых помещений и коридоров используются рисунки и поделки детей, фотографии с природой родного края, живые растения, натуральные камни, картины.При оформлении внутренних помещений использованы акриловые краски, синтетические ковры.

3.2. Уголок природы

Во всех группах существуют уголки природы с комнатными растениями в соответствии с программными требованиями. Наиболее распространенные растения: хлорофитум, традесканция, фиалки, бальзамин, герань, бегонии. Алоэ, кактусы и др. колющиеся растения в групповых помещениях не держим во избежание несчастных случаев. Животных в уголке природы так же не содержим, так как не позволяют условия для содержания животных, нет отдельного помещения. Знакомим детей с обитателями уголков природы, используя презентации «Наши друзья», «Как ухаживать за рыбками» и т.д. , а так же игрушки (медведь, заяц, змея и др.), находящиеся в «уголке леса» Создан действующий мини- огород на окне.


Оборудование и учебные материалы: ракушки, семена, кора, листья различных деревьев, коллекция камней, дидактические пособия.

4. Влияние ДОУ на окружающую среду

Отходы: за день выбрасывается приблизительно 20 кг отходов.

Отопление центральное. На зиму производится утепление окон и дверей во всех помещениях.
Используемые химические вещества: хлорамин - используется для дезинфекции. Хранится в медицинском кабинете, раствор готовится медсестрой и передается младшим воспитателям. Также используются стиральные и моющие порошки, сода, горчица. Вся дезинфекция помещения, борьба с грызунами и тараканами производится районной ДЭЗ-станцией.

5. Программы и методики

В работе с детьми используются «Программа воспитания и обучения в детском саду»

(под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой),Николаева С.Н. «Юный эколог

5.1. Используемая методическая литература:

Николаева С.Н.Методика экологического воспитания в детском саду.Москва.Просвещение.2002

Николаева С.Н. Создание условий для экологического воспитания детей. Москва. 1993

Николаева С.Н. Как приобщить ребёнка к природе. Москва. 1993

Соломенникова О.А.Экологическое воспитание в детском саду. М.:Мозаика- Синтез.2008

Соломенникова О.А.Занятия по формированию элементарных экологических представлений в первой младшей группе детского сада. . М.:Мозаика- Синтез.2007

Соломенникова О.А.Занятия по формированию элементарных экологических представлений во 2 младшей группе детского сада. . М.:Мозаика- Синтез.2007

Соломенникова О.А.Занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе детского сада. . М.:Мозаика- Синтез.2009

Бондаренко Т.Б.Экологические занятия с детьми 5-6 лет.Воронеж,2002 г.

Шишкина В.А.Прогулки в природу.М..2003 .

Фисенко М.А.Природа вокруг нас. М.,2004 .

Дыбина О.В.Неизведанное рядом. 2004 .

Посылкина Р.Ю.Сказка в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста. М., 2002 г.

Н.А.Рыжова «Не просто сказки. Экологические рассказы, сказки и праздники»Москва 2002

Дидактические материалы:

1)Экологические тетради

2) Экологические игры:

«Что, где растёт»
«С какого дерева листок»,
«Лишний предмет»,

«Одуванчик»
«Грибы, овощи, фрукты».

«Что в корзину мы берём»

«Зоопарк»

«Пирамидки»

«Птицы в природе»

3) Лото:
«Где что растет»,
«Что за птица»,
«Какое время года»,
«Магазин “Семена”»,
«Вершки и корешки»,
«Зоологическое лото».

4) Экологические кубики.

6)наглядно-дидактические пособия

Муляжи овощей,фруктов, грибов, ягод

Серия «Мир в картинках»

Морские обитатели. - М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Ягоды садовые. М.: Мозаика-Синтез, 2005,

Домашние животные. - М.: Мозаика-Синтез, 2006

Домашние птицы. - М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Животные - домашние питомцы. - М.: Мозаика Синтез, 2005,

Животные жарких стран. - М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Животные средней полосы. - М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Насекомые. - М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Деревья и листья. - М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Овощи. - М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Фрукты. - М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Цветы. - М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Собаки - друзья и помощники. - М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Ягоды лесные. - М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Зима.- М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Осень. - М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Весна.- М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Лето. - М Мозаика-Синтез, 2005

5.3. Основные направления работы

В течение года в детском саду проходят экологические праздники и театральные экологические представления. Совместно с другими детскими садами проводятся КВН, викторины, конкурсы. С ребятами проводятся занятия по экологии на территории детского сада.В подготовке экологических праздников участвуют родители.

5.4. Связь с другими организациями

ДОУ активно взаимодействует с Ветлужским краеведческим музеем, домом детского творчества, детской библиотекой, больницей, школой. Имеются договора с учреждениями и совместные планы работы. С детьми старшей группы 1раз в месяц проводятся занятия в музее.

6. Дополнительные сведения

Заболеваемость детей (данные на 01. 09. 2011 г. за последние 6 месяцев): ОРЗ (грипп) - 63; бронхит - 1; ангина - 2; скарлатина - 1; в/о - 2; прочие случаи - 15. Общее количество случаев: 84. В среднем пропущено одним ребенком по болезни - 6 дней. Пропущено одним ребенком по желанию родителей (отпуск, санаторий)- 32 дня

Территория детского сада достаточно хорошо ухожена. Растительный покров на территории достаточно разнообразен и может неплохо использоваться в целях экологического образования. Однако следует продумать оформление клумб у входа в здание. Продолжить организацию альпийской горки на территории участка. Заменить имеющийся забор на наиболее прочный.
Внутреннее оформление детского сада производит благоприятное впечатление. В помещениях есть необходимые условия по уходу за растениями, но отсутствуют условия по уходу за животными. Стараться не использовать ковры из полимерных материалов, недостатком которых является образование на их поверхности электростатических разрядов. Это приводит к притягиванию пыли к ковру и существенно ухудшает гигиенические условия в помещении. Кроме того, при хождении по таким коврам происходит механическое истирание и разрушение синтетического волокна и образование мельчайших ворсинок, которые поступают в воздух комнаты и могут попадать в верхние дыхательные пути. Следует учесть, что организм ребенка гораздо более чувствителен к неблагоприятным воздействиям, чем организм взрослого человека.
Составить списки имеющихся комнатных растений и животных с рекомендациями по уходу и использованию в целях экологического образования.
Добавить вьющиеся формы растений.

Паспорт составили :старший воспитатель Постникова Людмила Владимировна

Музыкальный руководитель: Муравьёва Наталья Георгиевна


1. Экологическая ситуация.

Общая характеристика района. Дается оценка района города, где распо­ложено учреждение (для крупных городов). Информация представляется в виде данных, взятых из справочной литературы местных природоохранных органов (уровень загрязнения в целом, наличие промышленных предприятий, состояние подземных и поверхностных вод, растительного, животного мира; уровень 143 е­диационного и шумового фона; состояние здоровья населения и другие сведе­ния, которые помогут оценить экологическую обстановку). При возможности ситуация характеризуется серией экологических карт, на которых обозначается местоположение детского сада. Такие данные ежегодно публикуются местными комитетами по экологии, органами санэпидемнадзора. Эта информация пред­ставляет большой интерес и для родителей, может послужить отправной точкой для обоснования необходимости экологического образования детей.

Характеристика непосредственного окружения учреждения. В этой графе отмечаются источники экологической опасности: близлежащие промышленные предприятия, свалки, оживленные транспортные магистрали, источники шумо­вого, электромагнитного и радиационного загрязнения, указывается роза ветров. Опыт работы показал, что в городах дошкольные учреждения часто размещены невдалеке от оживленных автомагистралей, предприятий, окружены гаражами и стихийными стоянками автомобилей. В то же время дошкольные коллективы не владеют информацией о возможных путях уменьшения такого влияния (подбор зеленых насаждений, выделение наиболее безопасных мест для прогулок и т.п.).

Отмечаются также близлежащие парки и водоемы, их состояние, назначе­ние. Информация данного подраздела помогает выбрать наиболее безопасные участки для прогулок с детьми, составить соответствующие рекомендации для родителей, определить видовой состав и расположение зеленых насаждений в зависимости от специфики окружающих предприятий и розы ветров. Анализ расположения парков, скверов, лесопарков, водоемов позволяет наметить места для организации экологических тропинок, проведения экскурсий и оздорови­тельных прогулок с детьми, дать обоснованные рекомендации родителям.

2. Характеристика территории учреждения

Общие данные. Указывается история возникновения и время постройки уч­реждения, размеры площади участка. Составляется план участка, отмечаются основные объекты (игровые площадки, газоны и т. п.).

Почвы, растительный и животный мир. Составляется список растений территории, с указанием культурных, дикорастущих и сорных видов, жизненных форм растений (деревья, кустарники, лианы, травы, мхи), упавших сухих ство­лов, пней. Отмечается тип и характер почв (естественные, искусственные или насыпные; с остатками строительного мусора, сухие или увлажненные), степень использования удобрений или других добавок для выращивания растений. На плане выделяются наиболее затененные и влажные участки, что помогает правильно подобрать для озеленения растения с разными экологическими требова­ниями. Отмечается площадь зеленых насаждений в пересчете на каждого ребенка в сравнении с нормой (30-40 кв. м зелени на ребенка). В большинстве дошко­льных учреждений эта норма не выдерживается. Анализируется состав зеленых насаждений с точки зрения их защитной роли (уменьшение шумового, химиче­ского загрязнения среды) с целью усиления его защитных функций.

Составляется список птиц, насекомых и других животных участка, кото­рый в дальнейшем помогает выбрать объекты для исследований дошкольников и определяет направление работы по привлечению на территорию других живот­ных.

Важным показателем состояния территории является степень ее вытоптанности (обычно это игровые площадки, дорожки). В данной графе указывается процентное соотношение территории под растительностью, асфальтом и оголен­ных участков. В крупных городах специалисты рекомендуют иметь на террито­рии как можно меньше лишенных растительности участков, поскольку подни­мающаяся с них пыль содержит загрязняющие вещества и создает угрозу здоро­вью ребенка.

Зонирование территории. На карту территории наносятся игровые, спор­тивные, хозяйственные зоны, наиболее влажные (сухие), затененные (освещен­ные) зоны, наиболее вытоптанные участки (тропинки, игровые площадки), от-дельно лежащие камни. Анализ этой информации позволяет выбрать наиболее интересные объекты и составить схему экологической тропинки. К данной рабо­те активно подключаются специалисты: биологи, географы вузов, станций юн­натов, экологических центров. Возможно и желательно привлечение к такой ра­боте учеников старших классов близлежащей школы или студентов.

Загрязнение территории. Графа заполняется, если есть сведения о шумо­вом, радиационном и других видах загрязнения. Необходимые измерения можно провести с помощью простых приборов или с помощью органов санэпидемнадзора. Обращается внимание на особенности ветрового режима: закрыта ли тер­ритория со всех сторон деревьями, кустарниками, зданиями, или открыта для ветровых потоков. Отмечается возможность посещения участка посторонними лицами, их влияние на состояние территории, частота заезда автомобилей и вре­мя их пребывания, использование территории жителями близлежащих домов (например, для выгула собак). Указывается наличие мусора, свалок (причина их возникновения) и мусоросборников.

3. Характеристика здания (помещений)

Характеристика самого здания. В графу заносят сведения об общей пло­щади, этажности, современном состоянии здания, характере материала (различ­ные материалы по-разному влияют на создание микросреды), о помещениях для занятий: экологическом классе, физкультурном зале, живом уголке, бассейне и прочих.

Оформление помещений. Отмечаются материалы, использованные для оформления коридоров, других помещений Увлечение синтетическими материа­лами, особенно в групповых комнатах негативно влияют на здоровье ребенка.

Живой уголок и экологический класс. Составляются списки комнатных рас­тений и домашних животных учреждения, как приложение к «Паспорту» оформляются альбомы «Наши растения», «Наши животные» с рисунками, фото­графиями и описанием особенностей живых организмов. Такая информация по­могает выбрать тематику и методику занятий, исходя из конкретных условий учреждения.

Кратко перечисляется оборудование и материалы помещений, зонирование их площади.

4. Влияние учреждения на окружающую среду

Крайне важной для формирования экологического мировоззрения и эколо­гически грамотного поведения в быту воспитателей является оценка влияния их учреждения на окружающую среду. В данной графе отмечается ряд сведений.

Использование воды:

- сколько воды потребляет дошкольное учреждение (хотя бы приблизи­тельно);

Для каких целей она используется;

Есть ли различия в потреблении воды по сезонам года;

Откуда, из каких источников (поверхностных, подземных) поступает питьевая вода;

Куда уходят загрязненные стоки;

Какова плата за использованную воду;

Зависит ли эта плата от количества использованной воды;

Кто платит: дошкольное учреждение или муниципалитет;

Есть ли в помещениях неисправные трубы, краны, постоянно действую­щие фонтанчики для питья?

Использование энергии:

Сколько энергии в месяц потребляет учреждение; кто и сколько за нее платит;

Тип светильников (лампы накаливания, дневного света);

Откуда поступает энергия (ТЭЦ, ГЭС, АЭС);

Экономится ли энергия.

Отопление:

- тип отопления;

Хорошо ли помещение утепляется на холодный период;

Регулируется ли температура в помещениях.

Отходы.

- какое количество отходов выбрасывается за день (приблизительно: сколько ведер, бачков и т. п.). В какое время года их бывает больше всего?

Какие отходы преобладают?

Куда вывозятся эти отходы?

Платит ли учреждение за отходы?

Используются ли отходы (в первую очередь упаковочные) для поделок, оформления помещений и т. п.)?

Химические вещества:

- список химических веществ, используемых в учреждении для разных целей;

Где они хранятся, кто за этим следит?

Что происходит с химическими веществами, имеющими просроченный срок годности?

Обрабатываются ли помещения в отсутствие детей? Строго ли соблюда­ются правила их применения? Какие из них наиболее опасны?

Указывается общее количество взрослых и детей учреждении (чем числен­ность больше, тем интенсивнее влияние на окружающую среду).

5. Профессиональная и методическая подготовка

Программы, методики. Приводится краткий результат анализа используе­мых коллективом программ и методик с точки зрения экологического образова­ния; акцент делается на направлениях, связанных с ознакомлением детей с ок­ружающим миром, природой и т. п.

Кадры. Дается информация о кадровом составе учреждения (психолог, эко­лог, лаборант живого уголка, педагог по изобразительному искусству и т. п.), сведения о повышении квалификации педагогов на курсах, семинарах в области экологического образования, указывается специализация (приоритет) учрежде­ния.

Литература. Многие детские сады и школы имеют свою библиотечку, од­нако, книги часто не систематизированы, и работать с ними сложно. В качестве приложения к «Паспорту» составляются списки (каталоги) литературы, которую можно использовать для целей экологического образования (литература для де­тей, методическая литература, литература для родителей).

Дидактические материалы. Таким же образом анализируются и классифи­цируются имеющиеся дидактические материалы.

Основные направления работы. Почти все учреждения знакомят детей и родителей с вопросами охраны окружающей среды, но часто это происходит эпизодически. В данной графе предлагается четко сформулировать основные направления работы и проанализировать их.

Связь с другими организациями. Дается список организаций, занимающихся вопросами экологического образования, их адреса, направления работы (органы образования, охраны природы (экологии), другие детские сады, школы, рабо­тающие в этом же направлении, библиотеки, музеи, экологические центры, вузы, станции юннатов).

6. Дополнительные сведения

Графа заполняется в зависимости от специфики учреждения (вносится любая значимая информация для данного детского сада, которая не нашла отражения в предыдущих разделах).

Данная графа может считаться основной. На основе анализа информации «Экологического паспорта» формулируются основные выводы и формулируют­ся главные направления в работе с детьми, экологизации среды, в улучшении со­стояния территории, оформлении помещений детского сада, необходимости по­вышения квалификации, координации с другими учреждениями и т.п.

В последнее время в литературе по экологическому образованию дошколь­ников все чаще можно встретить термин «мониторинг окружающей среды» дет­ского сада. При этом зачастую дается его неточная трактовка, любое (как прави­ло, разовое) определение состояния растительности, воздуха называют монито­рингом. Однако мониторинг - это именно система слежения за состоянием ок­ружающей среды, подразумевающая многократные наблюдения, их сравнение. Кроме того, вряд ли можно согласиться с утверждением, что детский сад своими силами должен проводить мониторинг среды, а его эколог - овладевать всем» методами мониторинга. Это просто невозможно, так как определить уровни загрязнения почв, воздуха могут только специалисты при помощи определенных приборов и методик. Эколог дошкольного учреждения может только грамотно воспользоваться этими данными, установить контакты со специалистами, провести доступные исследования окружающей среды, например, выяснить степень озеленения территории, вытоптанности участков, запыленности листьев. А вот пригодность почвы для выращивания культурных растений с точки зрения химического загрязнения на территории участка эколог самостоятельно определить никак не сможет, хотя и такие рекомендации встречаются (но не объясняется, как именно это можно сделать). Даже если гипотетически представить, что кто-то из экологов, все-таки, овладеет методикой и определит содержание разных элементов в почве, воздухе, растениях и т.п., все равно сам факт наличия соединений свинца или нитратов в почве ни о чем ему не скажет. Чтобы оценить степень их опасности нужно еще знать существующие нормы содержания раз личных веществ в той или иной среде (прежде всего так называемые ПДК - предельно допустимые концентрации), определить, во сколько раз превышены нормы, как это может повлиять на здоровье человека. Без специалистов это сделать трудно, а непрофессиональный подход часто приводит как к недооценке опасности, так и ее переоценке, что также нежелательно.

Таким образом, коллектив детского сада, его эколог, могут проводить лишь некоторые, наиболее простые наблюдения за состоянием окружающей среды (в том числе и в рамках «Экологического паспорта»), которые можно рассматри­вать как элементы мониторинга. В целом же эта проблема обязательно должна решаться с привлечением специалистов.

Вопросы для самоконтроля:

1. Каковы значение и задачи оценки состояния окружающей среды дошкольного учреждения как условия для организации работы по экологическому образованию.

2. Примерная структура «Экологического паспорта дошко­льного учреждения».