Стройки ссср.

На самом верху ЦК КПСС умели и любили строить грандиозные планы будущего. Масштабные и легковыполнимые на бумаге идеи должны были обеспечить стране превосходство во всех сферах над всем и каждым в мире. Рассмотрим некоторые из амбициозных советских проектов, которые так и не были воплощены.

Идея этого проекта, который должен был в прямом смысле возвысить СССР над всем светом, родилась в начале 1930-х. Суть его сводилась к строительству небоскреба высотой 420 метров с гигантской статуей Владимира Ленина на крыше.
Здание, еще до начала стройки получившее название Дворец Советов, должно было стать самым высоким в мире, обогнав даже известные небоскребы Нью-Йорка. Таким представляли себе будущего исполина в партийном руководстве. Планировалось, что в хорошую погоду Дворец Советов будет видно с расстояния в несколько десятков километров.

Место под строительство будущего символа коммунизма выбрали замечательное – холм на Волхонке. Тот факт, что локация давно была занята храмом Христа Спасителя, никого не смутил. Кафедральный собор решили снести.

Говорят, сподвижник Сталина Лазарь Каганович, наблюдая за взрывом храма с возвышенности в бинокль, произнес: «Задерем подол Руси-матушке!».

Строительство главного здания СССР началось в 1932-м и продолжалось до начала войны.

Возведение цоколя За это время успели полностью расквитаться с фундаментом и приступить к работе над входом. Увы, дальше этого дело не продвинулось: война внесла свои коррективы, и от имиджевой идеи обеспечить народ высоткой руководство страны вынуждено было отказаться. Более того, уже построенное стали разбирать и пускать на военные нужды, например, - на создание противотанковых ежей.

В 50-х к «дворцовой» теме вновь вернулись и даже почти приступили к работе, однако в последний момент отказались и решили построить на месте несостоявшейся высотки огромный бассейн.

Однако и от этого объекта впоследствии отказались – в середине 90-х бассейн ликвидировали, а на его месте возвели новый храм Христа Спасителя.

Пожалуй, единственное, что сегодня напоминает о некогда грандиозных планах властей о создании Дворца Советов - это заправочная станция на Волхонке, часто именуемая «Кремлевской». Она должна была стать частью инфраструктуры комплекса.

А теперь посмотрите, как могла бы выглядеть столица, сумей руководство Союза осуществить планы по возведению «символа коммунизма».

«Стройка №506» - Сахалинский тоннель

Далеко не все строительные проекты сталинской эпохи носили имиджевый характер. Некоторые запускались ради практической составляющей, что, впрочем, не делало их менее грандиозными и впечатляющими. Яркий пример – колоссальная стройка на Сахалине, стартовавшая в 1950-м. Идея проекта заключалась в соединении подземным 10-километровым тоннелем острова с материком. На всю работу партия отвела 5 лет.

Как водится, работа по возведению тоннеля легла на плечи ГУЛага.

Стройка замерла в 1953-м почти сразу же после смерти Сталина.
За три года работы успели построить железнодорожные ветки к тоннелю (около 120 км железнодорожного полотна в Хабаровском крае), которые впоследствии стали использовать для вывоза древесины, прорыли ствол шахты, а также создали искусственный остров на мысе Лазарев. Вот он.

Сегодня о некогда масштабной стройке напоминают лишь разбросанные по берегу инфраструктурные детали и техническая шахта, наполовину заваленная мусором и грунтом.

Место пользуется популярностью у туристов – любителей заброшенных мест с историей.

«Боевой крот» - засекреченные подземные лодки

Стройка небоскребов и прочих поражающих воображение обывателя сооружений – не единственное, на что тратился советский бюджет в стремлении «обогнать конкурентов». В начале 30-х в высоких кабинетах загорелись идеей разработать транспортное средство, часто встречавшееся в книгах писателей-фантастов – подземную лодку.

Первая попытка была предпринята изобретателем А. Треблевым, создавшим лодку, напоминающую по форме ракету.

Детище Треблева передвигалось со скоростью 10м/ч. Предполагалось, что механизм будет управляться водителем, либо (второй вариант) – с помощью кабеля с поверхности. В середине 40-х аппарат даже прошел испытания на Урале у горы Благодать.

Увы, во время испытаний лодка показала себя не слишком надежной, поэтому проект решили временно свернуть.

О железном кроте вспомнили вновь в 60-х: Никите Хрущеву жуть как понравилась идея «достать империалистов не только в космосе, но и под землей». К работе над новой лодкой были подключены передовые умы: ленинградский профессор Бабаев и даже академик Сахаров. Итогом кропотливой работы стала машина с ядерным реактором, способная вместить 5 человек экипажа и перевозить тонну взрывчатки.

Первые испытания лодки все на том же Урале прошли успешно: крот преодолел отведенный путь со скоростью пешехода. Однако радоваться было рано: во время второго теста машина взорвалась, весь экипаж погиб. Сам крот остался замурованным в горе, которую так и не смог преодолеть.

После прихода к власти Леонида Брежнева проект подземной лодки свернули.

«Автомобиль 2000»

Не менее печальной оказалась судьба вполне себе мирной транспортной разработки – автомобиля «Истра», известного также под именем «двухтысячник».

Создавать «самую передовую машину Союза» начали в 1985-м в Управлении конструкторских и экспериментальных работ. Программа получила название «Автомобиль 2000».

Стараниями конструкторов и дизайнеров получился действительно перспективный, опережающий свое время автомобиль с прогрессивным дизайном.

Машину оснастили легким дюралюминиевым кузовом с двумя дверями, открывающимися вверх, 3-цилиндровым турбодизелем ELKO 3.82.92 Т мощностью 68 лошадиных сил. Максимальная скорость авто должна была составлять 185 км/ч с разгоном до 100 км за 12 с.

На самом прогрессивном автомобиле СССР предполагалась управляемая компьютером пневмоподвеска, АБС, подушки безопасности, проекционная система, позволяющая выводить на лобовое стекло показания приборов, сканер переднего обзора для вождения в темное время суток, а также система бортовой самодиагностики, показывающая неисправности и возможные способы их устранения.

Увы, выйти на рынок футуристичному советскому седану так и не удалось. В ходе подготовки к запуску, как это и бывает, всплыли мелкие проблемы, связанные с доработкой и серийным выпуском двигателей. При этом если технические вопросы были вполне решаемы, то финансовые неурядицы, свалившиеся на головы авторов проекта уже в 1991 году, оказались критичны. После распада Союза денег на реализацию не нашлось, в итоге проект пришлось закрыть. Единственный образец «двухтысячника» хранится сегодня в Москве в музее ретро-автомобилей.

20 июня 1933 года закончилось строительство Беломорско-Балтийского канала. Ударную стройку власть сумела закончить в рекордные сроки - всего за 2 года. Это был первый проект Сталина, на котором он в полном объеме задействовал бесплатную рабочую силу - узников ГУЛАГа. Количество погибших при строительстве в невыносимых условиях до сих пор точно не установлено. Тем обиднее, что, по слухам, летом 1933 года сам вождь, совершая прогулку на специальном катере, сказал, что канал получился мелкий и узкий, а сама постройка бессмысленна и никому не нужна.

«Собеседник.ру» отобрал 5 других грандиозных строек советской власти, чья судьба к нашему времени сложилась по-разному.

5. ДнепроГЭС. Один из самых грандиозных проектов первой Пятилетки, строительство которой началось еще в 1927 году, ДнепроГЭС и по сей день остается одним из крупнейших сооружений современной Украины.

Строить сложнейшее энергетическое предприятие - это не копать «никому не нужный» Беломорканал: на строительстве ДнепроГЭС применялся только квалифицированный труд, а хороших рабочих буквально искали по всему Союзу. Не погнушалось тогда руководство позвать и иностранцев: немцы, американцы и чехи оказали огромную помощь. Более того, до сих пор на некоторых узлах ДнепроГЭС работают американские турбины и электрогенераторы.

4. «Магнитка». Наверное, именно из-за этого предприятия первой Пятилетки (строительство успешно завершили в 1932 году за три года) наш Урал смог превратиться в арсенал всего Советского Союза. Без стали, которою давал в годы войны Магнитогорский металлургический комбинат, немцев мы бы не одолели.

Мировой кризис 2008 года больно ударил по отечественной промышленности. Сегодня России никто наподобие Гитлера не угрожает, и столько танков, пушек и прочей техники нам не нужно. Как результат, в 2009 году предприятие уволило 2 тысячи сотрудников (9% штата), а в 2012 году, впервые за многие годы, «Магнитка» закончила год с чистым убытком в 94 миллиона долларов.

3. Саяно-Шушенская ГЭС. Начавшаяся строиться еще при Хрущеве в 1963 году, она и по сей день остается самой большой гидроэлектростанцией России и 7-ым таким сооружением в мире. По данным одного исследования, эта ГЭС по своим показателям ненамного уступает аналогичным по мощностям АЭС и способна чуть ли не в одиночку давать свет в жилые дома всей (!) нашей Сибири.

Тем не менее, трагедия 17 августа 2009 года, при которой трагически погибли 72 работника, до сих пор не дает ГЭС нормально функционировать. «РусГидро» обещает, что все ремонтные работы закончит в 2014 году.

2. БАМ. На самом деле, планы по строительству железной дороги в обход озера Байкал рассматривались еще при проектировании Транссиба при Александре III, но тогда специальная комиссия заявила, что построить в тех местах дорогу просто нереально, да и не нужно.

Тем не менее, в 1938 году уже новая империя бросила, как она это делала на других стройках, все силы на прокладку железной дороги там, где не отважился бы строить никто. В результате перенапряжения сил и логичной утери интереса к проекту полубезумная стройка была завершена лишь при Путине, в 2003 году. Ездить, по сути, оказалось некому: то, что планировалось как «прорыв к Тихому Океану», сегодня обеспечивает не более 1 процента от всех пассажирских перевозок России.

1. Космодром «Байконур». Наша ракетная и космическая отрасли всегда были гордостью страны: именно с Байконура в космос полетел первый землянин Юрий Гагарин и первая женщина в космосе Валентина Терешкова (о некоторых подробностях ее биографии читайте ), до сих пор космодром остается крупнейшим в мире - и навсегда останется в истории как первый космодром в мире (первое испытание ракеты в 1957 году).

Тем не менее, откровенный шантаж казахстанских властей в последнее время играет явно не на руку ни науке, ни двусторонним отношениям России и Казахстана, ни бизнесу, который в последнее время проявляет острейший интерес к космосу.

  • В 1930 г. на первой Всесоюзной конференции по бетону и железобетону был заслушан доклад о «теплых» бетонах и железобетонах. В Тбилиси (1932) и в Москве (1933) были построены здания с применение пемзобетона.

    При изготовлении бетонных (или «бетонитовых», как их тогда называли) блоков стали широко использовать шлаки, отходы металлургической и угольной промышленности. Применяли также шлакоблоки, сохранившие свое значение до сих пор. Шлакобетонные камни и блоки использовались в строительстве рабочих поселков в предвоенные годы. Из них строились также промышленные и общественные здания. В 1927 г. по инициативе Г. Б. Красина, Е. В. Костырко и А. Ф. Лолейта в СССР начали применять крупные офактуренные блоки для многоэтажных зданий. До войны из таких блоков в Москве, Ленинграде и в некоторых городах Украины были построены сотни жилых домов и общественных зданий высотой до 8 этажей. Наибольший интерес представляет 6-этажный жилой дом в Москве, построенный в 1941 г. по проекту архитекторов А. К.Бурова и Б. Н. Блохина. Здесь впервые была применена новая двухрядная разрезка стен на блоки и предложена эстетически осмысленная структура фасада, насыщенного декоративными деталями.

    В 1936-1937 гг. А. Н. Самойловым, М. 3. Симоновым, а также исследователями, работавшими в ЦНИПСе, были предложены и внедрены легкие конструкции на основе шлаков, керамзита и других пористых материалов. В 1958 г. при строительстве моста метро в Москве был широко применен керамзитобетон, из него же были впервые построены тогда четыре панельных дома.
    В военные годы и в особенности после войны в сложных условиях восстановления народного хозяйства крупноблочное строительство сыграло огромную роль. В Москве, Ленинграде, Жданове и других городах были построены крупные заводы по производству бетонных блоков. Вначале их изготовляли на основе шлака, а затем и других легких заполнителей (керамзита, аглопорита, перлита). Эффективность бетонных блоков обусловлена их индустриальностью, т. е. заводским изготовлением блоков с заданными габаритами и свойствами; возможностью использования местного сырья; применением малой механизации; сокращением сроков строительства.

    В то же время крупные блоки имели свой технический «потолок», что прекрасно понимали инженеры 20-х годов. «Потолок» этот определялся взглядом на блоки как на часть стены, а не здания в целом, и был обусловлен представлением о системе несущих стен. Другим фактором, ограничивавшим область применения крупных блоков, были свойства материала: бетон, как известно, хорошо работал только на сжатие.
    Взгляд на бетон, как на исключительно пластичный, скорее скульптурный, чем конструкционный материал, не нов, он сложился в конце прошлого века при возрождении римского бетона. Этот взгляд правомерен, ибо бетон действительно обладает пластикой форм и используется в современной скульптуре не менее активно, чем в архитектуре. Однако пластические возможности бетона в архитектуре следует рассматривать лишь в связи с той конструктивной системой и тектонической логикой, которые и составляют существенное отличие пространства архитектуры от пространства скульптуры.

    Тема: Экономика СССР в 1920-30 гг. Развитие строительных технологий.

  • Добавлено: 28.9.2012
  • Автор:
  • Многие диванные воины уже языки стёрли доказывая невозможность постройки египетских пирамид простыми людьми. Я решил расшарить интернет и в качестве примера подобрал фотографии Великих Строек 30х годов.

    Всего лишь 80 лет назад наши предки киркой и лопатой вытворяли такое, что фараоны нервно курят в углу.

    Начнём с беломорканала . 227 км, 3 года , из материалов только камень и дерево. техники НЕТ.

    />
    />

    />
    />

    />
    />

    />
    />
    />

    />

    Строительство магнитки 1929-1932

    мировой рекорд, который установила бригада Галиуллина – 1196 замесов за смену на бетономешалке «Егер», Этот мировой рекорд так и остался непревзойденным.
    На строительстве коксохима были достигнуты рекорды и по арматурным работам. бригадой Поуха (4 человека) смонтировано – 15,5 тонны за смену.

    />

    />

    />

    />

    испытание моста Киев 1914 год. пример того, что можно сделать руками.

    />

    строительство трамвайной линии в Твери

    />

    ДнепроГЭС 1927-1932г.

    Проект был готов ещё в 1905 году. однако - епископ Самарский и Ставропольский Симеон - графу Орлову-Давыдову: "На ваших потомственных исконных владениях прожектеры Самарского технического общества совместно с богоотступником инженером Кржижановским проектируют постройку плотины и большой электрической станции. Явите милость своим прибытием сохранить Божий мир в жигулевских владениях и разрушить крамолу в зачатии". отменён царём.

    случались и аварии. Одна из самых крупных произошла весной 1928-го: упал забор из металлических шпунтов. Пошли слухи о диверсии. Но выяснилось, что аварию вызвало разворовывание крепежных тросов. Через 18 дней шпунты установили на мест. На протяжении 1932 года на стройку приняли 90 тыс. человек, а уволили - 60 тыс.

    />

    В 1941 плотина была взорвана. в 1944 начали расчищать завалы, масса которых составляла четверть миллиона тонн раздробленного бетона. Инструменты все те же - кирка и лопата. 7 июля 1944 года в разрушенную плотину был уложен первый кубометр бетона. Его опять месили ногами, причем на стройке преимущественно работали женщины. Рабочий день продолжался 12 - 15 часов. Выходных не было. За смену бригада из 15 девчат укладывала до двухсот кубометров бетона.

    />

    Новокузнецк прокатный цех (КМК) 1929-1932-1935г.

    Бригада землекопов А.С. Филиппова на обратной засыпке траншеи главного водовода, идущего от водозабора на реке Томь до завода, установила мировой рекорд по перемещению земляного грунта вручную.

    />

    воспоминания бригадира-каменщика В.Я. Щидека:

    »Когда мы кончали первую батарею в подарок XYI партийной конференции, то я в течение 4 дней не уходил с печи, домой не являлся. Подушкой для отдыха мне служила рельса, а чтобы было помягче, подкладывал брезентовые рукавицы.
    Как раз перед этим у меня заболела жена, и я ее отправил в Томск, а дома остались двое ребят, одному 3 года, другому 7 лет. И вот, на второй день после моего ухода младший сынишка заболел и скоропостижно помер. Я под производственным угаром забыл про ребятишек. На пятый день прихожу домой и вижу - младший мой ребенок помер, а старший где-то ходит по площадке и ищет меня....

    Потом мы работали на домне. Здесь у нас сразу не заладилось.
    На комсомольском каупере работали комсомольцы. Они вступили с нами в соревнование, а мы об этом даже и не знали, пока они нам не поднесли сюрприз: проиграл, мол, ты, Шидек…

    Началась травля нашей бригады, сделали вызов. Назавтра слет ударников и нас крыли во всю, прямо позором нас заклеймили на митинге. Обещали какую-то телегу сделать и нас на этой телеге тянуть на буксире.
    Я обратился за помощью к «Рабочей газете». Она нам помогла, и мы на 5 и 6 каупере задание перевыполнили на 370 проц. Нас премировали жильем. Из барака переселили в каменный дом, дали по комнате».

    />

    один из прорабов А.М. Заев осенью простыл, заболел, но не покидал важного объекта. Вскоре А.М. Заев понял, что он больше не поднимется, не достроит тоннель. И когда товарищи пришли его проведать, он попросил похоронить его не на кладбище, а на своем участке, который он возглавлял. Хоронили Заева в жгучий морозный день. На его могилу насыпали гладкого щебня, а чтобы щебень за ночь не смерзся, поставили четыре больших жаровни. Утром следующего дня могилу залили бетоном»

    />

    Угличский гидроузел 1935-1941г. (первая очередь)

    Жолудев Б.Л. 1907г. «На лесах стал работать после несчастного случая. Когда сделали леса и подняли на них огромные посудины для замески цемента, и вся бригада зашла- леса рухнули. Кто покалечился, кто на дно пошел. Этим занялся 3-й отдел. Бригадир имел срок 10 лет. Посадили его. После этого мне и дали задание делать леса. Делал сверху донизу все вот эти леса. Проверял каждую линию под нагрузкой 10 тонн. Стоял сам и прораб по 5 минут, пока всё не проверим. работали немцы-пленные. Они работали честно, хорошо. На них можно было положиться. Работали и наши заключенные. У меня работали тоже. Брал, потому что своих не хватало людей. Тем, кто по 58-й статье был, можно было доверять. Они задание выполняли. А жулье – пайки воровали у честных работающих. Пайка – 800 грамм. Или белье украдут…А 58-ая – надежные были».

    Хуберт Д. пленный немец. На войну попал в 18 лет. В 1943-м, Был ранен в Румынии. Госпиталь захватили русские и по этапу отправили в плен. По России и ехали и шли пешком, квартировали в деревнях. Русские их кормили. В Углич Хуберт попал в 1944 году. «Лагерь был на левом берегу. Был барак деревянный- 4 зала, койки, печки, коридор, туалет, столовая, кухня, хлеборезка. Различные мастерские: сапожная, ремонтная, пожарная часть, котельная. Работал в Угличе 22 месяца. По лестнице в арке шлюза бегал 148 ступенек вверх- вниз с ведром за водой для замески цемента.

    />

    Ярославский шинно-асбестовый завод 1929-1933г.

    в строительстве приняли участие более 20 тысяч крестьян Ярославской, Костромской и других губерний.

    />

    />

    школьный субботник на строительстве

    />

    Мост Нижний Новгород

    />

    Турксиб 1927 -1930г.

    Летом здесь жара доходила до +60°С и с 11 до 15 ч, когда солнце палило особенно нестерпимо, приходилось делать перерыв. И за все время ни одного дождя. Холодная питьевая вода была большой редкостью. зимой – длительные бураны и морозы ниже -40°С.

    чтобы открыть движение хозяйственных поездов на другом берегу Иртыша соорудили тяжелые сани, на них погрузили паровоз, и автопоезд из четырех автомобилей двинулся по льду. К ужасу участников этой экспедиции, трос, сдерживающий сани сзади, не выдержал груза и оборвался. Сани быстро понеслись, лед задрожал, но не сломался. Паровоз успешно вытащили на степной берег и поставили на рельсы.

    />

    прораб 6-го участка 4-й дистанции А.Я. Елисеев объявил, что комплексная бригада построит дом площадью 395 м 2 из сырцового кирпича за 15 дней. Раньше на возведение такого дома уходило больше месяца. Скептики объявляли Елисеева "сумасшедшим", "выскочкой", но дом на станции Айна-Булак рос точно по намеченному графику и был закончен через 15 дней. Заработок рабочих увеличился на 50% по сравнению с предыдущими работами, экономия кирпича и лесоматериалов составила 20%. Строгая комиссия, придирчиво принимая дом, пришла к выводу, что "работа выполнена исправно за 15 дней".

    />

    укладку пути вели вручную, но темп её был весьма высок. В среднем он составлял около 1,5 км в сутки, а в отдельные дни укладывали и по 4 км. Годовой объем укладки главного пути составил на севере: в 1927 году – 150 км, 1928 году – 187 км, 1929 году – 343 км, 1930 году – 120 км; на юге соответственно, 5 км, 202, 350, 85 км 1930

    />

    Большой ферганский канал 1939-1940г.

    350 км, привлечено около 160 000 человек. 18 миллионов кубометров земли-камней, песка, глины было вынуто вручную, с помощью одних лишь кетменей, кайл и лопат.

    />


    />

    Обратите внимание, были заключённые, но были и обычные работники, которые жилы рвали не под дулом пистолета, и не за длинный рубль, а за ИДЕЮ. За то чтоб их дети и внуки, т.е. мы с вами жили в мире и счастье.

    потом бросили лопату, взяли в руки винтовку, этим людям не нужны были заградотряды. они положили свою жизнь на алтарь победы.

    а мы что? всё ли сделали для того чтоб, не приумножить, нет, хотя бы сохранить плоды их труда?

    Индустриализация – период с 1928 по 1941 годы (прервана войной), в ходе которого Советская власть реализовала планы первых трех пятилеток, позволивших укрепить промышленность СССР, а также обеспечить независимость ВПК и основных элементов экономики от Западных стран. Начало индустриализации следует искать двадцатых годах прошлого века, приведших к внедрению НЭПа. Первый разговора о курсе на индустриализацию (хотя при этом подчеркивалось, что СССР всё ещё будет какое-то время оставаться аграрной страной) произошел в 1925 году.

    Для правильного понимания сути происходящего, следует выделить 2 главные задачи, стоявшие перед индустриализацией:

    • Поставить СССР в экономическом и промышленном плане вровень с передовыми странами мира.
    • Полная модернизация военно-промышленного комплекса и его независимость от других стран.

    Подготовка к индустриализации (период с 1925 по 1928 годы)

    В целом путь к индустриализации был открыт на 14 съезде ВКПб 1925 года и 16-ой партконференции в апрель 1929 года, в результате которой произошло создание основных принципов развития. На повестке дня было 2 плана индустриализации:

    • «отправной». Показатели с необходимым минимумом.
    • «оптимальный». Завышенные показатели, в среднем на 20%.

    Мы знаем, что советская власть всегда бралась за невозможное. Поэтому выбрали «Оптимальный» план, который имел завышенные проценты. Следующее важно событие произошло в апреле 1926 года. Впервые в партии Большевиков победила идея о построении социализма в СССР, без оглядки на другие страны. Напомню, что Ленин и Троцкий были сторонниками мировой революции. Они считали, что сначала нужно свергнуть буржуазию везде где только можно, а уже потом заниматься социализмом. Сталин говорил, что СССР это уникальный продукт, им нужно дорожить и строить социализм здесь и сейчас. В конечном итоге подход Сталина и победил. Но хочу отметить, что новый путь в корне противоречил идеологии марксизма. Здесь важный момент заключается в том, что сама индустриализация стала не просто экономическим средством, но и политическим.

    Осень 1926 года Большевики выдвинули новый лозунг (любили они это дело): «Догнать и перегнать капиталистические страны!». Сделать это в условиях НЭПа, который уже загнивал в своей либеральности и мелкой торговле, было невозможно. Поэтому все больше людей поддерживало идею начала индустриализации в СССР, как единственного средства, позволяющего догнать страны Европы и США.

    В апреле 1929 очередной съезд партии утвердил «оптимальный» план на первую пятилетку. Выше мы уже говорили о том, что это за план. Главное в этом плане – строительство новых объектов промышленности (фабрики и заводы). Всего планировалось построить 1200 новых крупных объектов. Сразу скажу, что в дальнейшем этот план пересматривался 2 раза в сторону уменьшения объемов, но об этом дальше. Приоритетом выступили объекты производства и тяжелая промышленность. На реализацию этой идеи выделялось 78% всех поступлений в бюджет.

    Источники проведения индустриализации

    Индустриализация требовала громадных денег. Это логично, потому, что построение промышленности требует больших денег и не дает ежеминутной отдачи. Но только так можно было спасти экономику СССР. И руководство партии стало изыскивать средства для создания промышленности всеми доступными способами:

    • Внешняя торговля. Советская власть продавала в Европу нефть, лес, лен, золото, зерно. Наибольшим спросом пользовались зерно, лес и нефть. Всего они приносили ежегодно более 2 миллиардов рублей.
    • Коллективизация активно работала на индустриализацию. Продукция сельского хозяйства забиралась практически за бесценок и передавалась на нужды промышленности.
    • Полная отмена частной (розничной и оптовой) торговли. Все привилегии НЭПа отменялись. Случилось это в 1933 году. Напомню, что доля НЭПманов на розничном рынке была 75%.
    • Создание «дефицитов». Население целенаправленно ограничивали во всем, чтобы максимально все вложить в промышленность. В результате уровень жизни людей в СССР в 1933 году упал в 2 раза в сравнении с показателями 1928 года!
    • Идейная настройка граждан. Все партийные организации внушали людям чувство патриотизма и долга для того, чтобы те лучше работали. Что собственно и происходило.
    • Спецсредства.

    Что такое спецсредства для индустриализации

    Что имеется в виду под «спецсредсвами»? В 1917 году большевики провели массивную экспроприацию. Средства ушли в швейцарские банки (финансовый центр Европы), откуда они могли быть исопльзованы для нужд революции в других странах. Средства эти выделялись на конкретные счета и на конкретных людей. Это были представители Ленинской гвардии.


    В период НЭПа деньги тоже получались, и они тоже уходили на счета в швейцарских банков. Было всего прядка 100 деятелей Ленинской гвардии, которые имели счета в зарубежных банках. Я повторяю это были не их личные деньги, но они лежали на личных счетах. Поскольку мировой революции нет, они так лежали мертвым грузом. А суммы были огромные - в среднем по 800 миллионов долларов (нужно только помнить, что доллар тогда по сравнению с современным нужно умножить на 20-25). То есть это были огромные суммы, и вот в 1930-е годы Сталин эти деньги получил и во многом благодаря им индустриализация в СССР прошла.

    Личная разведка Сталина прошлась по западным банкам и, подкупая служащих, она вывела тех людей, которые имели деньги на счетах. Потому что Сталин этого знать просто не мог. Он не был в этой игре к тому моменту. Это делалось по другим линиям, например по Комментерну. Тогда начался, так называемый сталинский террор, когда начали арестовывать представителей Ленинской гвардии. Сначала им давали очень умеренные сроки. Но мало кто знает, что эти сроки (5-7 лет) это был обмен на их средства в швейцарских банках. Это и есть те самые спецсредства, которые решили много проблем.

    В это же время в мире бушевал страшный кризис, который вошел в историю, как «Великая Депрессия». Благодаря этому кризису советской власти удавалось буквально за бесценок скупать объекты промышленности, которые им были нужны. Есть и еще 1 момент, о котором очень редко говорят истории. В это же время США потерял рынок Великобритании и был вынужден искать новые. Одним из них стал именно рынок СССР. Так, что частично индустриализации в СССР была проведена на деньги американских миллиардеров.

    Ход индустриализации

    Период до начала работы по первому пятилетнему плану

    Фактически к 1928 году сложилась ситуация, при которой все имеющиеся ресурсы СССР бросало на создание промышленности. Сталин уже тогда говорил о том, что без промышленности СССР уничтожат и раздавят, скорее всего, войной (удивительно, но в своих прогнозах Сталин практически никогда не ошибался).

    Для проведения индустриализации было выделено 3 пятилетки. Рассмотрим детально каждый пятилетний план.

    План первой пятилетки (Реализован с 1928 по 1932 годы)

    Техника решает все!

    Лозунг первой пятилетки

    Первая пятилетка должна была произвести до 60 крупных предприятий. Всего, напомню, изначально предполагалось построить 1200 объектов. Потом выяснилось, что денег нет на 1200. Выделили 50-60 объектов, но потом опять выяснилось, что и 50-60 объектов тоже очень много. В конечном итоге был составлен список 14 объектов промышленности, которые должны были быть построены. Но это были реально крупные и нужные объекты: Магнитка, ТуркСиб, Уралмаш, Комсомольск-на-Амуре, ДнепроГЭС и другие, не менее значимые и сложные. На их постройку вделалось 50% всех денег.

    Всего были завялены следующие показатели в качестве оптимальных:

    • Выпуск промышленной продукции = +136%;
    • Производительность труда = +110%.

    Первые 2 года первой пятилетки показали превышение плана, индустриализация шла полным ходом, в результате чего задания были увеличены на 32%, а затем еще на 45%! Руководители СССР предполагали, что бесконечное увеличение плана будет приводить ко все большей эффективности труда. Где-то так и получилось, но чаще всего люди стали заниматься «приписками», когда показатели давались заведомо ложные. Правда если это вскрывалось, то человека моментально обвиняли во вредительстве, и в лучшем случае дальше следовала тюрьма.

    Первая пятилетка завершилась тем, что руководство СССР гордо рапортовало – план перевыполнен. На самом деле это даже отдаленно не напоминало реальность. Например, производительность труда выросла на 5%. С одной стороны не плохо и прогресс есть, но с другой стороны говорилось то о 110%! НО тут я хочу предостеречь всех от поспешных выводов. Несмотря на то, что практически все показатели, заявленные перед пятилеткой, выполнены не были – рывок страна сделала гигантский. СССР получил промышленность и отличную базу для дальнейшей работы и роста. И это самое главное. Поэтому результат первой пятилетки индустриализации в СССР должен быть оценен положительно.

    План второй пятилетки (Реализован с 1933 по 1937 годы)

    Кадры решают все!

    Лозунг второй пятилетки

    Первая пятилетка заложила фундамент, создала количественный показатель. Теперь же требовалось качество. И не случайно стройки первой пятилетки сразу вспоминаются, а вот стройки второй пятилетки – нет. Дело не в том, что стали хуже строить или пропали амбиции, а в том, что индустриализация перешла на следующий уровень. Именно поэтому в эти годы уже на слуху не предприятия, а личности – Стаханов, Чкалов, Бусыгин и другие. И этот упор на качество дал результата. Если с 1928 по 1933 году производительность труда выросла на 5%, то с 1933 по 1938 годы на 65%!

    План третьей пятилетки (Реализован с 1938 по 1941 годы)

    Третья пятилетка была начата в 1938 году, но была прервана в 1941 году, в связи с началом войны.

    Третья пятилетка началась в 1938 году, а план на нее был утвержден на 18 съезде партии в 1939 году. Главный лозунг этого этапа развития СССР был – Догнать и перегнать западные страны по производству на душу населения. Предполагалось, что этого следует добиться без уменьшения затрат на военно-промышленный комплекс. Но поскольку в Европе буквально меньше, чем через год, началась война – расходы были больше сосредоточены как раз на ВПК. Главный упор третьей пятилетки был сделан на химическую и электрическую промышленность. Мерило деятельности пятилетки – национальный валовой доход должен был увеличиться в 2 раза. Добиться этого не удалось, но причина тому война. Все-таки пятилетка была прервана за 2,5 года до своего завершения. Но главное чего удалось добиться Советской власти – ВПК стал полностью независимым от других стран, а рост промышленности вышел на стабильные +5/6 % ежегодно. И это прямой результат индустриализации в Советском Союзе.

    Что дали стране Пятилетки и их значимость для Индустриализации

    Поскольку задача была в создании индустриального общества, то и результаты нужно оценивать исходя из ответа на главный вопрос. А звучит он так – «Стал СССР или нет полностью индустриальной страной?». На этот вопрос нельзя ответить однозначно. И да и нет, но в целом – задача решена была. Докажу на примере. Официальные цифры говорят, что в национальном доходе 70% было получено от промышленности! Даже если предположить, что эти цифры завышены (любили это делать в руководстве ЦК КПСС) и доля промышленности в национальном доходе была 50% - это в любом случае колоссальные цифры, до которых далеко очень многим из современных держав. А СССР этот путь прошел всего за 12 лет.

    Также приведу некоторые цифры развития СССР в период с 1922 по 1937 годы:

    • Ежегодно запускалось в эксплуатацию до 700 фабрик и заводов (нижний показатель – 600).
    • К 1937 году рост промышленности в 2,5 раза опережал показатели 1913 года.
    • Объемы промышленности выросли значительно, и по их показателю СССР вышел на 2 место в мире. Напомню, что в 1913 году Российская Империя занимала по этому показателю 5 место в мире.
    • СССР стал полностью независимым государством в плане военном и экономическом от других стран. Без этого нельзя было победить в войне.
    • Полное отсутствие безработицы. Примечательно, что в 1928 году она составляла 12%, но благодаря индустриализации – в СССР работали все.

    Рабочий класс и его жизнь

    Главная идея индустриализации заключалась в том, чтобы обеспечить каждого человека работой и обеспечить жесткий контроль над ним. Добиться этого в принципе удалось, хотя полного контроля над умами рабочих не имело даже сталинское правление.

    Начиная с 1932 года в СССР были введены обязательные паспорта для всех. В дополнении были ужесточены наказания за нарушение дисциплины на рабочем месте. Например, если человек не являлся на работу без уважительной причины – моментально увольнение. На первой взгляд кажется, что жестоко, но дело в том что тогдашний советский рабочий это бывший крестьянин, который привык, что за ним наблюдают в селе, контролируют и говорят что делать. В городе он получал свободу, после которой многим «сносило голову». Поэтому и нужно было наводить социальную дисциплину. Нужно правда сказать, что до конца социальную дисциплину в советском обществе даже сталинскому режиму не удалось решить.

    В 1940 году (это было связано с подготовкой к войне) рабочий утратил право перехода на другое место работы без разрешения администрации. Это решение было отменено только в 1955 году.

    В целом жизнь простого человека была крайне тяжелой. Карточная система была отменена в 1935 году. Теперь все покупалось за деньги, но цены были мягко говоря высокими. Судите сами. Среднемесячная зарплата рабочего в 1933 году составляла 125 рублей. При этом:

    • 1 килограмм хлеба стоил 4 рубля.
    • 1 килограмм мяса стоил 16-18 рублей.
    • 1 килограмм масла стоил 40-45 рублей.

    А теперь подумайте, что мог себе рабочий позволить в 1933 году? К концу 30-х годов материальное положение рабочих несколько улучшилось, однако, они все-равно ощущали целый ряд проблем.

    Интеллигенция при Индустриализации

    Что касается интеллигенции и инженеров, то безусловно 30-е годы это был период, когда интеллигенция и инженеры жили очень хорошо. Практически у всех были домработницы, они получает хорошую зарплату. Власть старалась той части интеллигенции, которая пошла на службу режима, обеспечить условия сопостовимые с 1913 годом. Напомню, что, например, в 1913 году профессор получал такое же жалование, как и министр.

    Специедство и его особенность

    Поскольку очень часто планы не выполнялись, то решили ввести такое понятие, как вредители, или люди, мешающие становлению Советской власти. В 1928-1931 годах развернулась компания "Специедство". За время этой компании были изгнаны из страны до 1000 старых специалистов из различных областей. Их так же обвинили в непонимании задач социализма. И это стало одной из визитных карточек индустриализации.

    Что такое специедство? Поясню на конкретном примере. Например, говорят инженеру, что нужна производительность 200%. Он говорит что это невыполнимо, техника не выдержит. Вывод советского чиновника - специалист мыслит буржуазными категориям, против социалистического строительства, значит нужно выгнать его из страны.

    Параллельно с этим шел процесс создания новых рабочих и выдвижения новых кадров. Их так и называли "Выдвиженцы". Их число по итогам первой пятилетки составило 1 миллион человек. Но к середине 1931 года выяснилось, что эти новые кадры являются одним из главных тормозов индустриализации. И Сталин решил эту проблему – он вернул на должности старых специалистов, дали им хорошую зарплату, а выдвиженцам запретил вести отрицательную агитацию против этих специалистов. Так Специедство было прекращено, да и выдвиженцы практически закончились.

    Экономика СССР к концу индустриализации

    Очень интересно как комбинировались административные методы и методы хозрасчётов. В 1934 году повсеместно был внедрен хозрасчет. 2 года все было хорошо. Потом в 1936 году – опять жесткий административный контроль. И так по циклу. То есть шла постоянная комбинация административных методов и методов хозрасчета.

    Первые пятилетки сделали главное – они создали промышленность и создали новую экономику. Благодаря этому у СССР появилось будущее. Но именно здесь и начинается главный тормоз – множество ведомств и министерств. Всего их было создано 21. Промышленность разделили между монополиями и пока их было немного Госплану удавалось притирать их друг другу. Однако со временем это стало труднее, и создание плана постепенно превращалось в административный произвол. И уже в 50-е годы плановое хозяйство в СССР было весьма и весьма условным.

    В любом случае индустриализация в СССР это было крайне важный шаг, которы обеспечил страну промышленностью и реальной экономикой, которая имела действенную ориентацию, и которая была в состоянии жить вне зависимости от других стран.