Темный анор лондо. Локации - Anor Londo

В самом начале локации вас ждёт поединок против Танцовщицы Северной Долины. О том, какую стратегию боя выбрать против этого босса, .

Победив врага, разожгите костёр босса и приблизьтесь к алтарю впереди. Поставьте на алтарь чашу, после чего запустится кат-сцена. По окончании видеоролика следуйте вверх по лестнице. Впереди вы уткнётесь в перекрёсток. Если пойти направо, то окажетесь в тупике, в то время как тропа, уходящая влево, ведёт к залу с рыцарями. Туда-то вам и нужно!

Поднявшись выше по ступенькам, следуйте вниз по коридору. В самом его конце вы встретите рыцаря, держащего в руках щит. Достаточно опасный противник! Убить его не так просто, поскольку башенный щит прекрасно вписывается в рамки столь узкого коридора. Вы должны постараться сделать так, чтобы рыцарь свалился в шахту лифта, расположенную в комнате с правой стороны. А дальше нужно самому воспользоваться лифтом. Пройдите на подъёмник и потяните за рычаг. Но не спешите ехать в самый конец. Вам нужно будет спрыгнуть где-то на промежуточном уровне. С правой стороны отыщите осколок Эстуса, а на платформе с левой стороны – осколок титанита. Перед вами появится мутировавший враг, убить которого можно будет при помощи лука, издали, расположившись на платформе.

Следуйте мимо алтарей вперёд. Прямо под вторым алтарём, если вы будете следовать левее лестницы, где расположились слизняки, можно отыскать кинжал под названием «Коготь», несколько бом и комплект доспехов Тени. Следуйте далее, не сворачивая куда-либо и убивая противников, вставших у вас на пути. Позади тумана вам предстоит встретиться с очередным боссом игры, имя которому Оцейрос, Снедаемые Король. Для этого вы должны спуститься вниз по лестнице, расположенной в главном здании, в центре коридора.

О том, как правильно убить Оцейроса, вы можете прочитать в другой статье нашего сайта .

Убив врага, следуйте через открытую дверь и разберитесь с длинношеим воином. Именно эта шея определяет стратегию боя, поскольку сблизиться с врагом просто так у вас не получится. В конце комнаты отыщите титанитовую чешую, а затем вернитесь к костру. После этого нужно будет отправиться на локацию Иритилл Холодной Долины.

Иритилл Холодной Долины

Двигайтесь по прямой линии от костра, пока не окажетесь около овальной тропы. Здесь нужно свернуть к лестнице с левой стороны, подняться наверх и убежать в правую сторону, двигаясь через поле с дремлющими гигантами и двумя волшебника в конце него. Здесь будут ещё одни ступеньки, ведущие наверх. Поднявшись туда, двигайтесь по лестнице с правой стороны и покиньте помещения. Пройдите немного вперёд, к краю парапета, а затем уйдите в правую сторону. Здесь будет сразу два прохода, ведущих выше. Следуйте по одному из них и бегите в левую сторону.

Основные противники на этой локации – опасные рыцари, использующие большие стрелы и добивающие вашего персонажа при помощи мечей. Двигайтесь по тропе с левой сторона, сверните вправо и спрыгните ниже на крышу, чтобы перейти на другое здание. На этот раз крыша будет вести вниз. Спуститесь на площадку ниже, где расположены лучник и мечник. Есть возможность быстро спрятаться в проходе с правой стороны, куда за вами не последуют рыцари. Дело в том, что в этом проходе они застрянут. В то же время лучник продолжит атаковать вас стрелами.

Вы должны пойти по коридору ниже, пока не доберётесь до обрыва. С правой стороны находится механизм, с которым нужно будет взаимодействовать. В результате башня должна прийти в движение. Войдите внутрь неё, заберитесь наверх и поверните другой механизм. Следуйте в другую часть замка Анор Лондо и с правой стороны разожгите костёр. Сохранившись, вы попадёте в Анор Лондо.

Замок Анор Лондо

Поднявшись выше по ступенькам, вы столкнётесь с двумя рыцарями. Вход по центру открыт не будет, посему нужно следовать в левую сторону. Обязательно подберите на помосте с левой стороны большую душу воина. Двигаясь влево, сверните в правую сторону, когда там будут ступеньки. Поднимитесь выше и подберите уголь великана. Здесь дорога уже одна: спускайтесь ниже по лестнице и разберитесь с тремя Дьяконами, пуляющими в вас огненные шары. Позади них вы увидите пелену тумана, за которой вас уже ожидает очередной босс игры – Олдрик, Пожиратель Богов. , в которой рассказывается о манере боя Олдрика и стратегии, позволяющей его сразить.

What A View - The Bat Wing Demons that picked you up from Sen"s Fortress will drop you at the top of the stairs of the entrance to Anor Londo , with an amazing view. From here you"ll see a massive cathedral taking up most of the view - that"s where you"ll be headed. Getting there isn"t easy though, and getting inside is even harder. Follow the stairs down until you come across a Sentinel , don"t worry them as they are passive unless provoked so keep your distance, and head into the door on the left. Through the door you"ll see two more Sentinels to your left with a chest behind the one on the right. Head right, through the door into the giant courtyard .

Exploring the Courtyard

Dark Moon Bonfire - In the great doorway on the left, you"ll find the Darkmoon Knightess next to a bonfire ; s he is a Fire Keeper so her presence here allows this bonfire to refill 10 Estus Flasks right off the bat, no kindling required. You can kill her for a Fire Keeper Soul if you wish, but doing so will disable this bonfire for this play-through, even though you can still spawn there after death. She is aligned with the Blade of the Dark Moon covenant, so if you want to stay on her good side it"s advised to avoid betraying them too.

Go back up to the giant courtyard, and head back into the building containing two Sentinels with a chest behind one of them. The Sentinels will fight you if you approach them but they can be taken out without getting their attention if you stand far enough away and use a bow. Alternatively, if you take them on, one at a time in close-combat, they"re not too much trouble as they turn slowly and can be rolled through as well. Just keep an eye out for their very long range and nearly 360-degree halberd sweep attacks, which can strike players even behind them. Access the chest to find a Demon Titanite .

Mimics and Chests - Once you"re done, head through the courtyard into the great doorway, straight ahead. You"ll find a hall with another two Sentinels , this time guarding two chests. The chest on the right is a Mimic - defeat it for a Crystal Halberd or just leave it alone. The chest on the left contains a Twinkling Titanite . You"ll likely notice a doorway on the right side of this room with another Sentinel guarding a staircase behind him, but this staircase leads to the golden fog gate - The Duke"s Archives - which is inaccessible until you place the Lordvessel - which you will collect after completing Anor Londo .

Into The Chapel - Head back to the bottom of the stairs and you will see a flying buttress on your right that you can walk up - if you"re having trouble finding it, let the Orange Guidance Soapstone be your, well, guide. Proceed with caution to the top and then roll on to the balcony to the right (Note: It is generally easier to roll off the buttress onto the balcony below if you do so at an angle, rather than going all the way up the buttress and then trying to roll straight forward onto the balcony). You"ll notice a broken window on the balcony leading into the chapel and once you walk through it, a Painting Guardian drop down and engage you. These guys move and attack like the thieves in Lower Undead Burg in combat, so avoid turning your back on them. Another will engage you from the other side of the room before you continue up the ladder on the left.

The Chapel Rafters

Atop The Chapel - The objective is to make your way across the other side of the chapel by walking along the rafters . Be careful! A fall from this height will kill you, regardless of your vitality or anything else, and that is only made more difficult by Painting Guardians ahead, as you go along. There"s a few ways you can deal with these:

  1. Their throwing knives at a distance can be blocked with your shield up which will eventually force them to engage you hand-to-hand. Wait on the other side of a corner from them while they approach to see them fall through the rafters, to their death, when they try to attack at the junction.
  2. Alternatively, you can range attack them or fight them at the junctions where you can get a little bit of room to work with.
  3. Another option is using straight line attack weapons such as spears or thrusting swords, which should prevent you from moving laterally and falling.

Note: The large statue at the back of the room hides a secret staircase, if you have the Darkmoon Seance Ring equipped. At the bottom of the stairs you"ll find a spot where you can kneel before a fog gate and converse with Gwyndolin , who will be able to induct you into the Blade of the Dark Moon covenant. Alternatively, you can take him on as an optional boss fight. So, if you"ve defied the odds and have already been to the Catacombs and gotten the Darkmoon Seance Ring , then go right ahead. Otherwise make a note of the area and move on - you can come back here later in the game once you obtain the Darkmoon Seance Ring . Do NOT enter the fog gate unless you wish to fight Gwyndolin .

The Chapel Floor

Back To The Chapel - Go back out, up the spiral stairs , turn the rotary lever clockwise to make the tower go up and then head back down the stairs where you can enter the ground floor of the chapel you traversed earlier, along the rafters. In here you will encounter a decent amount of Painting Guardians that are easily dealt with - if you stick to luring them out one by one. Eventually you will arrive at the fallen chandlier from earlier to claim the Sorcery: Great Magic Weapon .

Alternate World - On the left corner of the chapel there is the Black Iron set , a Greatsword , and a Black Iron Greatshield . Finding these items will also mean you"ve found the large painting on the wall. This painting, if examined, will take you to the Painted World of Ariamis if you"ve revisited the starting room in the Northern Undead Asylum to acquire the Peculiar Doll .


If you choose to enter the painting, you will not be able to leave until you reach the boss at the end of the Painted World of Ariamis . Once you"re done in here, head back outside and up the stairs where you"ll see two paths: one leading to the walkway where you fought the first gargoyle from earlier - this opens a shortcut to avoid traversing the chapel rafters again - and the other going toward a large staircase that leads up to the cathedral .

Infiltrating the Cathedral

Big Boys - At the top of the large staircase , you"ll reach the Cathedral"s main entrance with two Sentinel guarding the door - lure them one at a time or alternatively, if you stand centrally near the top of the steps you should be able to just see the left Sentinel"s head over his shield; you can kill both Sentinels from here with a bow and they won"t even move to attack you.

Batmen - Once they"re dealt with, face the cathedral and you"ll notice the entrance door straight ahead which can only be unlocked from the other side, there"s also a small locked door to your left (with the same problem) and an small open door to the right. Go through your only option and you"ll find stairs to your right, leading down to a ledge with three Bat Wing Demons . The easiest way to dispose of them is to fight them on the edge of a platform and knock them off, they have very low poise and any hit will push them backwards. The Emit Force miracle may come in handy here.
Alternatively, when you go through, you can go to the left, and slowly drop down onto a thin ledge. Take a batwing demon with you, and it will fall down.

Once you have dealt with the three of them, on the left side of the ledge you"ll find a flying buttress leading down. At the bottom there are two more Bat Wing Demons hiding behind the pillars on either side of you. Unless you"re confident in beating them swiftly, lure them back to the buttress and deal with them there. The alternative is to ignore them - make sure you"re completely healed up - and bolt it up the next flying buttress , on the left.

Test Of Your Patience - There are two Silver Knight Archers up on far away ledges firing at you with Dragonslayer Bows - these will knock you back (and probably off the platform) if you get hit. The Ring of Fog (or Hidden Body sorcery) could come in handy, in this section as the archers wont be a threat until you are closer. Try one of the strategies below, which ever suit your character build and play-style better:


  • Method 1 (for melee builds): Equip and two-hand a greatshield (or if you have high enough STR, simply equip a greatshield). Sprint up the roof arch toward the Silver Knight"s position, go left around the structure in the center and then run up the next arch to the top. Quickly turn right and follow the narrow ledge toward the Knight , rolling (facing the wall) when he fires arrows to dodge them. Keep your shield up, get right up close and lock-on to him to ensure you"re always facing him and he"ll switch to a sword. As his attacks deflect, he will fall to his death off the narrow ledge. Now go back to the arch and go left to take on the other one using the same stratagy - over here you will find a Soul of a Hero .
  • Method 2 (for archers): Poison Arrows work well. Two hits close together are usually enough to poison an enemy. If you"re standing in the right spot on the first flying buttress , before the midway tower. While there are spots in this first buttress that allow for protection from theSilver Knight Archers" arrows, the arc of your arrows will allow you to hit them! The poison effect can apply and deal fatal damage even if you are too far away for the arrow impact itself to do any damage. Poison both of them, and let them die. This also works on the Sentinels , who won"t attack unless you"re quite close to them. If you don"t have Poison Arrows , you can acquire around a hundred poison arrows for 10,000 souls from the Female Undead Merchant at the Lower Undead Burg .
  • Method 3 (for magic builds): Equip a shield and your lightest armor and sprint up the buttress , and stop to replenish your stamina at the midway structure. By sprinting you should not take any damage from the snipers. Wait until the snipers stop shooting and then run around the structure and up the next section of the flying buttress with you shield held aloft. Head right at the top and wedge yourself between the knight and the drop. If you have the the Soul Mass spell (available if you rescued Big Hat Logan ), equip this before you reach the top of the buttress Two of the orbs get knocked off by the building but it hurts the sniper without having to worry about the controls at a time you can easily fall. As a magic user, this section is hard but achievable if you focus on speed and movement - Soul Mass helps immeasurably.
    Method 3.1 (for magic builds) Get past the archers by sprinting up to the midway structure. Wait until the archers stop firing arrows at you. Equip the Lingering Dragoncrest Ring and then cast Hidden Body . Walk as fast as possible without drawing the attention of the archers around the central structure and up the buttress until you can lock onto the archer on the right. Then hit him with your heaviest hitting spell, like Soul Spear .
  • Method 4 (Hybrid builds): Equip your spear, and your shield with the highest stability, and be sure to be below 50% weight. Equip the Lingering Dragoncrest Ring or Ring of Fog . Sprint up the buttress to the mid point tower. Wait for the archers to stop shooting. While still out of their view, cast Hidden Body if you don"t have the Ring of Fog , and quickly Switch back to your melee weapon before you run. Quickly, move around the tower, and up the second flying buttress . At the top, hold your shield up, move quickly over to the archer on the right. Stay in that corner before the curve, the archer will switch to sword. His engagement will likely result in his plummet, if not, use your spear for encouragement.
  • Parry method (all builds) : Equip a good stability light or medium shield you can parry with, and the Dark Wood Grain Ring . Advance to the midway structure, and then up the next walkway. Do not stop; if you are moving properly all arrows should miss you along the way. Once at the top, immediately roll your way to the Silver Knight Archer on the right, dodging anything he shoots at you and particularly to reduce the odds the other knight shoots you in the back. As you approach, the knight should switch to his sword and shield. Block and wait for him to swing at you, then parry and riposte him; the best time to do this is after he shield bashes you, which he always follows with an obvious, slow right hand sword slash that is easily parried. With a sufficient weapon you should be able to kill him with the riposte while the other archer is unable to hit you. You may then proceed around the edge, or backtrack to kill the other archer in whatever way you wish. You may also accomplish this, blocking arrows instead of rolling, but this is more dangerous as the blocks will slow you down and may knock you off. With a little practice at parrying this is one of the easiest and fastest ways to get through this trouble spot. If for some reason the knight refuses to switch to his sword and shield, use the corner of the curved catwalk as protection from his arrows and stab him in between shots by moving forward slightly then retreating. You can also hit him with various spells or miracles from there.

Once the Knight on the right is gone (at the very least), follow the ledge to the right and drop down onto the balcony below to enter the fog gate .

Inside the Cathedral

Rest With An Old Friend - Once through, you"ll be in a corridor with a door on either side, and a spiral staircase at the end. Enter the door on the left first for a well-deserved break at a bonfire with Solaire of Astora , instead of heading right and having to frustratingly face a Silver Knight , after dealing with the hell that was the Silver Knight Archers . Once you"ve had your rest, it"s time to get frustrated. The Silver Knight (Spear) guards a chest behind him holding 3x Sunlight Medal . Head back out the room and behind the spiral stairs to find another Silver Knight guarding two more doors. Deal with him and proceed to the left door - the other one"s locked from the other side.

Become The Rock - In this room you"ll find a fireplace that has reveals a secret passage, after being hit. Follow the resulting stairs down to find yourself in a very dark room with 5 chests , one of which is a mimic. The mimic can be easily identified as being the only one that is sitting alone - every other chest down here will have another chest right beside it. The four regular chests will contain Havel"s Set , the Dragon Tooth , and Havel"s Greatshield . Killing the mimic grants you an Occult Club . Now go back out to the corridor and climb the spiral stairs.

At the top you"ll see two doors: The one on the right contains nothing, while the one on the left contains a Silver Knight and a Soul of a Hero . Look down over the balcony in this room to find a Titanite Demon on the floor below (Tip: You can target the Titanite Demon from up here and if you find the right spot, killing him with ranged attacks, saving you a lot of hassle later. This will also remove a favorite tactic by PvP invaders, namely hiding in the Titanite Demon"s room to either lure you into a difficult fight, or so that they can run up behind you when you bypass them and try to make it to the main cathedral.). Heading back towards the staircase you just climbed, you"ll find a Mimic in both corners of the room; one"s holding a Gold Coin and the other"s holding 5 Silver Coins .

Rooftop Courtyard - Walk around the staircase to find a corridor with a door on either side and a Silver Knight Archer in the doorway at the end - zigzag up the corridor to dodge his arrows and take him out, there"s nothing on the balcony behind him but a nice view. The door on the right is locked from the other side but the left door goes into a bedroom and into an ambush; a Silver Knight will jump you from the right side of the door. From here, go up the stairs to find the rooftop courtyard and immediately you"ll notice two Silver Knights ; an archer on an archway at the other end of the courtyard, and a regular one at the doorway on the left. Stick to the railing on the left as you approach the Silver Knight , staying clear of the range of the archer . After you deal with the first one, proceed to zig zag the archer and take him on. Head back and into the doorway the other Silver Knight was guarding.

Aiding Siegmeyer

NOTE: If you"re in a hurry/ worried about invasions, you can skip this area by not talking to Siegmeyer , or entering the room, and head back to the courtyard. He will remain here until you come back and help him, regardless of your progress in Anor Londo .

That"s What Friends Do - At the bottom of the staircase, you"ll find Siegmeyer of Catarina , again. Exhaust his dialog set to learn of his plight, in that he can"t go any further due to the enemies in the next room. Being the great you are, you"re going to take them out for him; whether you speak to him prior or not, you"re still doing him a service and will prompt the same response if you talk to him after you"ve cleared the room.

Outside the Cathedral

There is a gap in the fencing here that you can walk through, and drop down to an area with a few Bat Wing Demons , ensure you"ve healed up since it"s a long enough drop. If you look around before you drop, you should be able to spot three Bat Wing Demons ; one on the right, another on the left, and one straight ahead beside a doorway, of where you will be landing. You"ll find another Bat Wing Demon to the left down some stairs on a ledge. Down on the ledge you"ll find a corpse with a Titanite Chunk , and if you look to the right as you"re coming back up you"ll see a door that leads back to the main entrance - opening a very welcome shortcut.

Big Help - The doorway mentioned in the above paragraph leads to the Giant Blacksmith . You"ll likely notice the chest that he"s blocking access to; it contains the Hawk Ring . Killing him is very much ill-advised as he"s the only one who can ascend a weapon to lightning status, make Boss Soul Weapons , and he also sells a variety of titanite (including the otherwise very rare Twinkling Titanite , following patch 1.05). To get to the chest , as you can approach along the left wall and continually roll/push forward and wedge yourself in beside the Giant until you get a prompt to open the chest. Sometimes the Giant Blacksmith will shift position slightly to either block or allow you to reach the chest. Just be patient and wait for him to move his arm again and you will be able to move past him. If you do accidentally attack him, instead of killing him, return to the Bell Tower in the Undead Parish and absolve your sins with the help of Oswald the Pardoner .

Note: PvP invaders may attempt to lure you into fighting or killing the Giant Blacksmith in order to make your play through harder, so avoid any fights in his workshop. It is often better to let yourself be killed than risk killing him.

The Entrance Hall


IMPORTANT:

  1. You will have to fight two very difficult opponents, one with lightning damage, the other with hard hitting AOE attacks.
  2. THE SECOND PART OF THE BATTLE:
    1. Killing Ornstein Smough absorb Ornstein "s power, buffing him as well as, granting him lightning damage and some of his move set.
    2. Killing Smough first will trigger a cinematic showing Ornstein absorb Smough "s power, buffing him as well as. granting him a substantial increase in size and some of his move set.
  3. You will be able to purchase the armor of whoever you killed last at Firelink Shrine under the aqueduct , leading to the Upper Undead Burg .

Princess Gwynevere and the Lordvessel

The Princess - After killing the bosses you will be able to access the elevators in the corners at the back of the boss arena. Up them, you"ll notice a bonfire and to the left, a large door nearby leading to the chamber of Princess Gwynevere . She will give you the Lordvessel , allowing you to now warp between selected bonfires , and guide you as to what"s the next step in your quest. She will also offer the ability to join the Princess Guard covenant .


Note : Although a Soul Spear will kill the Giant Knights in 1 hit, using the Crystal Soul Spear resulted in the knights giving more souls .

Игра начинается в локации Северное Прибежище Нежити (Northern Undead Asylum), подбираем ключ и открываем дверь, бежим, по пути убиваем полых, поднимаемся по лестнице и видим костёр, а за ним арена с боссом, но не бьёмся с ним, а бежим в открытую дверь слева, подбираете оружие в зависимости от класса, которым играете. Далее убиваем лучника и проходим сквозь туман, дальше мы видим лестницу (здесь надо быть аккуратным), при попытке подняться по лестнице на нас скатят булыжник, который может убить (как только увидите булыжник, сразу делайте перекат вправо), дальше идём назад и видим то, что булыжник разбил стену, а за ней воин - поговорите с ним (он даст вам бутылки с эстусом) или убейте его и возьмите бомбы (с ними легче убить первого босса). Ну что ж, выходим через туман к боссу, прыгаем на него и нажимаем удар, вы нанесёте ему сильный удар и снесёте ему половину НР (в зависимости от оружия), далее пытаемся забежать демону за спину и бить, спереди очень опасно - он размахивает своим демоническим молотом по всей арене. Победив, получите ключ, открывайте ворота и бежим по прямой к обрыву.

Прибыв в локацию Храм Огня (Firelink Shrine), вы обнаружите рыцаря, который косвенно объясняет ваши цели. Также, здесь есть торговец чудесами – Анастасия, она находится за решёткой чуть ниже от сидящего рыцаря по дороге. У неё можно усиливать Флягу с Эстусом , если принести ей душу Хранительницы Огня. Также, за человечность, помимо приобретения человеческой формы, можно прокачивать костры, которые будут восполнять до 10 фляг (если достать вещь "обряд возжигания", то можно улучшить до 15-20 фляг). Для этого в форме человека используйте человечность во время отдыха у костра, но данное улучшение будет распространяться только на выбранный костёр. Костер в Храме Огня рекомендуется усилить до максимума, так как от этого места идет очень много длинных и опасных дорог.

Изучив локацию, возьмите меч и щит (имеют отличные характеристики для начала игры). Они находятся за Анастасией , спуститесь вниз на лифте (вам понадобится Отмычка ). Далее выйдите из него и пройдите через ворота, которые находиться справа. После этого перейдите через мост, сверните налево, где спит дракон. Идите осторожно – не разбудите его. Прямо за ним, с трупов возьмите Асторский прямой меч (Astora"s Straight Sword) и Щит с эмблемой дракона (Dragon crest shield). Скорее всего вы умрете, но подобранные предметы останутся с вами.

Город Нежити - Первые трудности

Ну что ж, оправляемся в нашу первую локацию - Город Нежити (Undead Burg), это вверх вдоль скалы, на пути вам встретиться нежить, но они не такие сильные. Поднимайтесь по лестнице (под лестницей можно найти кольцо, но оно мало полезное) и войдите в тоннель, расправьтесь с крысой, после этого выйдите из туннеля через проход. Здесь вас встретят пара врагов, а за ними уже будет виден проход через туман, но не спешите идти туда. Для начала разбейте бочки, спрыгните вниз и изучите нижнюю часть. Дальше проходим в туман, пролетит дракон, тут будут ещё полые, справа увидите двух полых копейщиков, там, если разбить бочки и спуститься вниз, будет торговец, обязательно купите у него лук, он пригодится в дальнейшем.

От торговца идите налево, там после того, как подниметесь по вертикальной лестнице, надо будет перепрыгнуть с крыши в проём в доме, здесь можно найти Легкий арбалет (Light Crossbow), после этого вернитесь обратно, где выходили, к двум полым копейщикам, с вышки, откуда стрелял арбалетчик, внизу есть дверь - там можно взять Рыцарский щит (Knight Shield). Рядом находится костер, активируйте его и передохните. От костра идём налево через переход, сверху в вас будут бросать бомбы, (бомбардиров можно убить из лука или просто пробежать мимо). Пройдите через помещение после моста (в который и попадают бомбы) и поднимитесь по лестнице - там будут ещё трое врагов и закрытая дверь, если её открыть, там будет Золотая смола (если нанести на оружие, прибавится урон от электричества, она поможет при битвах с боссами или сильными врагами (если у них нет иммунитета к молнии). Зачистите территорию от всей нежити, после этого поднимайтесь на башню.
Осторожно! С лестницы на вас покатится бочка, спрыгните со ступенек.
Внизу вы можете обнаружить Черного рыцаря - он сильный в начале игры, но его можно убить, если залезть по вертикальной лестнице на крышу и оттуда либо закидать бомбами, либо стрелять из лука. Ну, а если вы маг или пиромант, проблем у вас не будет. С него часто выпадет оружие. Прямо за тем местом, где он стоял, будет Кольцо с синим камнем (Blue Tearstone Ring), повышающее защиту при маленьком НР. Забрав кольцо, вновь поднимитесь на башню, откуда на вас скатывали бочку. Поднимайтесь на самый верх башни.

На самом деле сам по себе босс не сложный, сложности в бою прибавляют его собаки и маленькое помещение. Здесь все сводится к тому, что вам нужно забежать на лестницу слева. Оказавшись наверху, убейте собак, а затем прыгайте на босса и убейте его. Один он не страшен, только не попадайтесь под удар, который он наносит двумя руками. Победив его, вы получите ключ от Глубин . Это от босса, вниз и налево, там будет запертая дверь, также, есть ступеньки вверх, если пройти туда, там вы попадете в длинный тоннель и откроете в нём калитку, это будет короткий путь к Храму Огня . Рядом вы обнаружите торговца женщину, у нее можно купить различные противоядия и травы.

Сад Темных Корней - Лунная Бабочка

Теперь мы можем себе позволить идти в разные локации, и в Глубины, и в Сад Тёмных Корней . Но давайте сначала сходим в лес, это недалеко от кузнеца, спускаемся вниз, там вас встретит Титанитовый Демон , с него падает титанит . Он не такой страшный, стреляет электричеством, машет своим тесаком и прыгает вверх, вообщем ничего особенного, если хотите, пробегите мимо него, он очень медленный. Выйдя в сад, вас встретят деревья, они не страшны, только не стойте рядом с ними, иначе они наложат на вас проклятье, далее идём и приходим к светящимся воротам, рядом стена, ударьте по ней. Там будет костер. Если у вас есть 20 000 душ, покупайте ключ у кузнеца – это зона для прокачки. Открывайте ворота и выманивайте врагов, после этого бегите назад к воротам, рядом ступеньки, но вам нужно зайти за них с права. Все враги, которых вы выманили, упадут в этом месте, за пару минут 10 000 душ будут у вас. Вам же нужно проходить через проход, что справа от светящихся ворот, там будут ещё деревья и рыцари-великаны, они очень медлительны, но могут вас сильно замедлять, если близко к ним подойти. Тут есть секрет - крутящееся дерево , ударьте по нему, и откроется секретный проход, там можно найти Кольцо с волком . Правее виден труп, на котором можно найти Сет элитного рыцаря , но осторожно, там деревья в земле и плюс к ним - великаны. Дальше в глубь ещё будет великан и подъём вверх. Это путь к боссу .

Босс очень красивый и слабый, он будет летать и стрелять магией, то маленькими вспышками, то большими. Единственно опасный - это луч, кувыркайтесь, чтобы не попасть под него. Если вы маг или у вас есть бомбы, то бой будет короткий. В другом случае ждите, когда она сядет на цветок, в этот момент начинайте ее бить. Также, в помощь вы можете призвать - Ведьму Беатрису , она находится в кустах под лестницей. Когда убьёте бабочку, пройдите дальше и поднимитесь наверх, там возьмёте эмбер для кузнеца и ключ.

Северное Прибежище Нежити - Ржавое железное кольцо

Убив бабочку, можно идти убивать гидру , но для этого вам нужно вернуться в начальную локацию и там взять кольцо для быстрого перемещения по воде или другим не ровным поверхностям. Возвращайтесь в Храм Огня , поднимайтесь на лифте вверх, но не до конца. Немного поднявшись, прыгайте вниз, проходим направо и прыгаем на балку, дальше по лестнице вверх, не забудьте ключ от решётки. Далее подходите к гнезду и садитесь, придется немного подождать, через какое-то время ворона перенесет вас в Северное Прибежище Нежити . Враги здесь стали сильнее, не бегите на них сломя голову, выманивайте их по одному. Бегите в зал, где дрались с первым боссом. Если вы встанете в центр, то упадете к боссу - , он намного сложнее своего собрата, а после падения у вас будет мало здоровья – побеждать его не обязательно. Если не будете биться с боссом, пробегаем в зал в дверь справа, там будет рыцарь, убиваем его, дальше вы встретитесь с рыцарем, который был в начале, но теперь он будет вас атаковать. Убив его, вы получите Щит с эмблемой . Поднимитесь по лестнице напротив, с ней на вас опять сбросят камень. Уклонитесь от него, а после расправьтесь с полыми, после этого идите дальше мимо места, где вы прыгали к боссу. Убейте двоих полых и заберите Ржавое железное кольцо , оно позволит вам перемещаться по не ровным поверхностям.

Один из них толстый и медленный с огромной кувалдой, а другой худой и быстрый с электрическим копьём. Если вы с фантомом, то вроде битва не такая сложная, а вот одному не так легко, когда один из боссов погибнет, другой приобретёт его способности. Лучше убить худого, толстый противник более медленный и справиться ним легче. Как убьёте, получите кольцо, в конце зала поднимайтесь по винтовому подъёмнику вверх, там активируйте костер. Рядом поговорите с принцессой, она вам даст Великую Чашу , ее нужно поставить на постамент. Это в Храме Огня , спрыгните вниз возле головы змея. После этого откроются все проходы в жёлтый туман, это где-то в катакомбах, когда идти к Нито , в руинах и в архивах, если вы их уже встречали. Также, можно убить принцессу и день сменится на ночь, от костра возле принцессы идите вниз в зал, выходите там пару новых воинов, далее из зала на улицу, по лестнице вниз и на подъёмнике надо спуститься ниже к костру. За костром был монумент, теперь его нет, спускайтесь вниз, пройдите через туман к боссу - .

Дева будет стрелять магией: то маленькими зарядами, от них можно спрятаться за колонны по краям, то большими, от которых только уворачиваться. Бегите не прямо, а по диагонали, лучше легче одеться для быстрого перемещения, настигнув ее, атакуйте, и так до победы.

Нарисованный мир Ариамиса

Идем в зал, где картина, там будут убийцы, старайтесь выманивать их по одному. Если срубили люстру, подберите Большое оружие магии , и на трупе возле картины - Сет Черного железа, если кукла с вами, проходите в картину (вы не сможете покинуть локацию, пока не закончите квест). Прямо в начале локации есть костер. Идём от костра, ворота закрыты, идем в обход (на пути полые), будет площадка, идём не на лестницу, где стоял лучник, а налево. Там поднимаемся наверх, как подниметесь, прилетит пара крылатых демонов, когда они готовятся прыгнуть, отбегайте или уворачивайтесь в сторону, иначе они запрыгнут и убьют вас. Спрыгните вниз на балкончик и подберите Засушенный палец, спрыгиваем вниз и идем дальше, там будут какие-то пальцы, они стреляют огнем, когда вы их убиваете, они могут повесить на вас токсин. Проходите через мостик, там лучник и эти огненные пальцы. Здесь срубите труп, поднимаемся на потолок, там перепрыгиваем к трупу и спускаемся по вертикальной лестнице вниз. В сундуке возьмите Сет стража-живописца . После этого выходим, левее видны мост и башня. На мост прилетит дракон, такой же, как был в долине драконов, где брали меч. Если его убить, вы получите Кровавый щит , если бежать в конец моста, то там закаменелый дракон, ударьте его в прыжке и откроете дорогу. Если спрыгнуть с моста вниз, то попадём сразу к боссу. Идем вниз, в башне выходим на фалангу , они медлительные и хорошо убиваются, прямо за ними открываем ворота к костру. Если вы в форме человека, то выходите от костра прямо в ворота, и справа будет кладбище, обследуйте. В этом месте вторгнется фантом Желтокожий Король Иеремия , убейте и получите его Шипастый кнут . Когда будете покидать эту локацию, где босс, возьмите его Сет Желтокожего . От костра идем в левое здание, поднимитесь и срубите труп на веревке, спускаемся вниз обратно и налево, там будет вертикальная лестница вниз в подвал. Здесь очень опасные противники - Скелет-колесо , их необходимо выманивать по одному, поэтому не спешите. В зале виден труп, возле него рычаг, нужно открыть большие ворота в башне к боссу. Рядом с трупом постучите по стене, и откроется проход, чтобы не потеряться, не разбивайте все проходы сразу. Если пойти прямо и повернуть в первый проём налево, то будет выход на улицу через колодец, мы идем во второй, налево, а затем направо. Поднимитесь вверх, убейте полого и возьмите Огненную струю . Теперь разбиваем первый проём от зала, где заходили, здесь будет ключ от соседнего здания. Можно выходить через колодец на улицу. Идем в соседнее здание. Открывайте дверь, проходите прямо, убивайте полых, спускайтесь вниз и подберите темный уголь. Идя обратно, как выходили сюда, разбейте доски, и там на трупе будет Рапира Велки . Если хотите, поднимитесь вверх по лестнице, здесь вас будет обстреливать полый. Выйдите к башне, там на трупе Черный сет Велки для клирика. Далее идём к боссу, будут полые и рыцарь.

Перейдите через туман, прямо за ним вас ждет - , с ней можно поговорить и покинуть локацию без боя. Если ввязались в бой, то она исчезнет и будет невидимой. Смотрите на снег, на нем видны следы, так можно отследить ее передвижение. Чтобы она стала видима, нужно нанести два-три сильных удара. Если вам удастся отрубить ей хвост, вы получите Кинжал Присциллы. После победы поднимитесь по ступенькам и покиньте локацию.

Катакомбы

Для того, чтобы попасть в Катакомбы , спуститесь вниз по тропе в Храме Огня . Выйдите к кладбищу со скелетами. Чтобы убивать скелетов, нужно небесное оружие, у кого нет – вам необходимо убивать некромантов, которые их воскрешают. Обследуйте кладбище, и с трупов подберите Крылатое копье и Двуручный меч . Еще здесь есть бинокль, возможно кому-то он пригодится. Далее идем вниз по лестнице вдоль горы и входим в катакомбы. Здесь, помимо скелетов, летают взрывающиеся головы и статуи-ловушки. Спускаемся по вертикальной лестнице вниз и налево (в проеме группа скелетов), доходим до железной двери, она закрыта, ныряем в проём в стене, слева будет костер и первый некромант. Они стреляют огнем, но легко убиваются. Здесь поверните рычаг и откройте дверь. Входите в дверь, убейте некроманта, он в постройке рядом с водопадом, его будет видно отсюда. Заходим в постройку, убиваем скелетов, в правой комнате Люцернский молот , далее, где лучник, направо и выходим к мосту, его надо перевернуть, идем направо и активируем рычаг. Как выйдете на мост, в туннеле будет виден некромант. Как перейдете, будет комната справа, там провалитесь вниз, здесь есть титанит (стерегут змеи).

Выходите по лестнице опять к мосту, проходим дальше, и там винтовая лестница вниз, здесь еще один некромант. Как активировали, вернитесь чуть назад и пройдите в открывшийся проход, видим мост и проход в туман. Идём обратно вдоль скалы, ударьте по стене возле статуи, там костер. Идем обратно от костра, но не на мост, а в проем откуда вышли, спускаемся вниз по круговой лестнице до самого конца, там ещё труп виден, нам надо спрыгнуть в самый низ для того, чтобы найти кузнеца Вамоса , он потом пробьёт стену в горе, и вы сможете к нему идти коротким и простым путём. Выходим от кузнеца в разбитый проём, будет много скелетов-колёс, так что не спешите. Можно тут от кузнеца направо и бежать сразу к боссу - .

Спрыгивайте, босс телепортируется из места в место и создает копии себя, которые атакуют магическими снарядами. Настоящий Вихрь также проводит такие атаки. Сначала он будет создавать по 2 копии себя, но по ходу битвы станет делать 6-8 копий. Убив, получите Обряд Возжигания - повышает уровень костра за человечность. Поднимайтесь в конце по вертикальной лестнице вверх и входите в Склеп Великанов.

Склеп Великанов

Очень темная локация, свет в которой виден только от лавы вдалеке (это Руины Демонов ) и светящихся камней. На пути к боссу (откуда видно Озеро Золы ) всё-таки проникает дневной свет. Если у вас есть заклинания или предмет, которые дают свет, проблем здесь не будет. Идём к первому огоньку, далее виден прямо ещё один, от него поверните направо и по балке перейдите через пропасть, далее будет гигант-скелет, как его убьёте, двигайтесь прямо, но потихоньку, вы подходите к краю. Аккуратно посмотрите вниз, будет виден труп, рядом будет стоять скелет, выманите его оттуда, а затем прыгайте к трупу. Ниже будет ещё один труп, прыгаем туда, будет виден хорошо огонёк, левее есть лестница к костру, тут ещё стоит человек, который столкнёт вас в яму.

Активируйте костер, от костра по вертикальной лестнице и слева стоит человек, подходите к нему и поговорите с ним. Он вас попросит посмотреть вниз, а затем столкнет вас. Внизу подберите Череп-фонарь на трупах и возьмите его в руку, не удобно, что при драке его приходится убирать, выбирая оружие или щит. Тут будут столбы из скелетов, также встретите Рею из Торолунда, она проходила в нашем главном лагере с двумя сопровождающими. Поговорите с ней, а потом спасите ее, убив сопровождающих. Далее поднимаемся по вертикальной лестнице, открываем секретную стену и направо идем к столкнувшему нас в Лоскутику . Поговорите с ним, а затем убейте, вы получите человечность и топор. Идем обратно мимо костра, откуда вышли из ямы, и подойдём к гробнице, можете подняться вдоль ее наверх, там будут лучник и скелет с мечом. Далее по вертикальной лестнице, здесь можно подобрать вещи или души с трупов. Но мы прыгаем вниз в гробницу (в люк). Там куча скелетов, но если вам нужен уголь, придется всех убить, после этого вы сможете забрать уголь. Идем дальше, от костра налево, тут осторожнее (будут скелеты, собаки-гиганты), отсюда будет виден туман, если около него посмотреть левее вниз, там костер. Проходим в туман, сразу, возможно, прибежит рыцарь, и также будет стрелять лучник. После лучника идем вниз, там будет не большая площадка, пойдите правее и на трупе подберите щит. Идем на ярус ниже левее будет костер, а если правее, будет дорога к боссу. Как выходим от костра, виден труп, на нем Кольцо с серебряным змеем - дает прибавку в 20% к получаемым душам. После этого идём выше, где был лучник. Идем от костра ниже, осторожно, там собаки-скелеты, как войдёте в тоннель, бейте змея, и если вы в форме человека и не убивали босса, вторгнется фантом Паладин Лерой , убив, получите его щит и оружие. Бежим дальше, выйдем к чародеям, стреляющих шарами, вверху будет проход к боссу - .

Внешне выглядит как большой скелет, облепленный скелетами поменьше. Как свалитесь, не бегайте по арене, а стойте здесь, сначала прибегут пара тройка скелетов. Убейте их божественным оружием, чтобы они не воскрешались, а один Нито уже не такой опасный. Когда он издает крик, то он ударяет по земле, после этого из земли высунутся мечи, они могут повесить токсин. Еще он производит взрыв, отбегайте, а затем бейте его, не бегайте в другой конец зала, там будут скелеты, которые только прибавят хлопот. Убьете, зажгите здесь костер и подберите Сет Паладина.

Архивы Герцога и Кристальный Грот

Перемещаемся к костру в Анор Лондо , на площади налево, мимо стражей. Идем по земляной тропе и входим в длинный коридор, внутри два Клыкастых Кабана (с одного снова выпал Кабаний Шлем), после них костер. От костра мы придём к кристальному дракону и там придется умереть, поэтому если есть души, потратьте. Поднимаемся на подъемнике, там вас встретят полые и маг. Идем на второй ярус и на подъемнике поднимаемся наверх. Далее идем по проходу, здесь будет змей и рыцарь, а дальше кристальный дракон. Убить его сейчас не получится, поэтому просто умираем. Позже вы очнетесь в камере, тут костер и ключ у охранника, который спит. Открываем клетку и идем вниз, обследуйте все камеры, в одной можно спрыгнуть чуть ниже, там ключ, далее идем вниз. Здесь необходимо выключить патефон. В самом низу за решеткой сидит Логан Большая Шляпа , пока нет ключа, заберитесь тут по вертикальной лестнице. Убейте змеев и откройте сундук ключом от двери, чтобы покинуть зал. Теперь от костра идем налево и поднимаемся по длинной вертикальной лестнице вверх, когда поднимемся, будет видна открытая камера, спрыгните туда сверху, если вам нужна Накидка девы и Белое кольцо духов , дающие один слот чудес. Открываем дверь и проходим через улицу в другой зал, в этом зале внизу есть костер. От костра правее есть проход, но он сейчас закрыт, опять поднимаемся наверх, в соседний зал на переводящуюся лестницу, переключаем и по другому уровню проходим обратно в зал, прыгаем на такую же лестницу, переключаем, спускаемся ниже, видим лучника. Убейте его и спуститесь вниз по вертикальной лестнице. Активируем рычаг, откроется проход к костру. Здесь осмотрите комнаты, в одном сундуке лежат Сет медиума , уголь и ключ от клетке с магом. Активируйте рычаг, откроется проход вниз, убейте полого и возьмите Душу хранительницы огня , для прокачки фляги. Проходим в туман и выходим на улицу, разберитесь с големами. Спасите мага и поговорите с ним.

Бежим от костра на улицу через поляну, ниже, где видны пара големов, по балке до небольшого выступа и направо вниз там ещё голем, далее до самого конца, спрыгиваем вниз и так же по краю бежим до упора, смотрим налево, там сплошная пропасть, но тут можно бежать между бабочкой и правее от неё светящаяся колонна, далее по балке будет голем, убиваем и будет пятачок, с этого пятачка виден внизу труп, так дорога через пропасть чуть выше трупа и ближе к вам, где вы стоите. Как пойдёте через пропасть, попадёте к ракушкам и, собственно, босс . Огромный красивый дракон. Сразу же бегите за спину Сита и уничтожьте первородный кристалл, дающий ему бессмертие. Подбегайте к нему вплотную, и начинайте его валить, можно держаться чуть правее, он будет поворачиваться, не попадите под его щупальца, старайтесь не находиться в кристаллах, которые он разбрасывает, иначе вас проклянут.

Руины Нового Лондо и Бездна

Спускаемся вниз на лифте от костра в Храме Огня, как спуститесь, выйдете в Руины Нового Лондо. Возьмите чуть правее, там будет лестница вниз, там за решёткой кузнец Рикерт из Винхейма . Повидавшись с ним, идем по мостикам, как пройдёте второй, убейте призраков, идите правее в проход, там виден труп с Душой хранительницы огня , для прокачки фляги. Идем дальше, поднимаемся по ступенькам, через мостик, далее спустимся вниз по винтовой лестнице и идем направо к туману. Проходим наверх (осторожно, тут призраки под мостом), здесь сбейте лестницу, переходим по переходу и идем к зданию, в здании полно призраков. Далее в зале с камином поднимаемся наверх, в общем идем к Ингварду , у него возьмите ключ от двери, чтобы слить воду. От него спускаемся вниз (если кто не брал кольцо от проклятия, оно в этом здании, необходимо обойти внизу), идем из зала направо и вниз по лестнице, выходим на улицу, там ещё по лестнице и приходим к башне, открывайте ворота и сливайте воду. Откроется проход в долину драконов. Где мы выходили из здания от Ингварда , если посмотреть, отсюда будет виден туман, это путь в Бездну и боссу - Четыре Короля , не забудьте надеть кольцо, которое взяли у Сифа .

Так как вода слита, можно обследовать нижнюю часть. Если пойти в долину и убить драконов, на мосту можно взять Сет бандита и щит, а также на башне - кольцо. Теперь, как сюда вышли, проходим через постройки в здание. Осторожно, здесь сильные воины, не бегите в зал, выманивайте их по одному, в зале будет демон. Как убьете всех, здесь в углублении есть две лестницы, поднимитесь по правой, там можно найти уголь. Другой выход из зала - это ближний путь к лагерю, здесь также есть секретная стенка, ударьте, там воин, а в сундуке титанит. Ну, собственно, идём к боссу. На битву вы можете призвать Ведьму Беатрису . Надеваем кольцо, проходим в туман и спрыгиваем вниз.

Босс - Четыре Короля . Босс наносит сравнительно небольшой урон по вам, который усиливается с появлением всей четверки Королей. Следует вести бой не со всеми одновременно, а по очереди, быстро уничтожая их. Затягивание боя приведет к вашей смерти. Весьма эффективна тактика: делаем себе большую защиту, берём быстрое и мощное оружие и просто тараним босса, периодически делая паузы на лечение.

Руины Демонов

Идём от Прекрасной Госпожи (там, где вы убили Квелег) вниз и выходим в локацию с лавой, тут активируйте костер. Идем от костра чуть ниже и правее через переход, проходим в туман к боссу - Неутомимый Воин , огромный босс, он не нападёт, пока не возьмёте в конце локации Сет Дочери Хаоса .

Как возьмете, босс начнет атаковать, чтобы проще его убить, в середине локации есть скала и проход, сбегайте к началу локации, пусть босс придет сюда, а затем бегите к проходу между скалой и горой, встаньте, чтобы видеть босса, в этом проходе, он начнет дальние атаки своей клешней, отбегите за скалу, удары его очень сильны. После его удара бейте по его клешне. Убив, спускаемся вниз от босса и идем еще ниже вдоль скалы, тут будут капри демоны (здесь их много), спустившись будет виден внизу труп, прыгайте туда, там червь, а за ним костер, можно обойти. От костра хорошо виден туман, нам надо туда, пройдите через демонов и агрессивных статуй. Перед туманом пройдите левее, там тельцы, а в конце сундук с углем. Если вы в форме человека, то вторгнется фантом – рыцарь Кирк . Убив его, проходим в туман к боссу - Мудрый демон Огня . Это очередная разновидность учебного демона только теперь он огненный, и на площадке будут мешать перемещаться сучья от деревьев. Не должно здесь возникнуть проблем.

Как убьём, идём в другой выход, спускаемся вниз и там активируем костер. От костра, если подняться в самый верх, будет подъёмник к паучихе. Дальше от костра опять проходим в туман, там лава и босс Демон Стоног.


Демон-многоножка невосприимчив к огню, лучше иметь оружие с магией или электрическое. Как войдёте, он прибежит к вам, не находитесь перед ним, он может вас хватать и пережёвывать, и под ним куча его ножек также могут наносить вам урон, перекатывайтесь от его атак. Как убьёте, получим Оранжевое кольцо , дающее возможность бегать по лаве. Далее проходим через лаву чуть левее, там будет проход и костер.

Забытый Изалит и Горнило Первого Пламени

Возле костра встретите Солера , дальше от костра вы пойдете по локации, где одна лава. Здесь будут демоны изолита, их тут много и убиваются тяжело. Они наносят сильные удары ногами и хвостом, можно их сагрить штуки три-четыре, и пусть они бьют друг друга. Если вам будет нужен Солер в бою с последним боссом, то вам придётся поговорить с ним возле костра. От паучихи можно также открыть короткий путь, для этого можно скормить ей 30 человечности и состоять в ее ковенанте. Если говорили с Солером, то вам придется встретиться с девятью ошибками хауса, убить нужно всех девятерых, иначе ваш напарник сойдет с ума и будет враждебен, но при этом, убив его, вы получите его обмундирование, талисман и броню - решать вам. Идя от костра прямо по локации, в середине будет две постройки, в первой из них есть открытый проём - единственное место, где можно прятаться от демонов, на второй, если подняться наверх по бревну, есть труп с человечностью и костер, если вам нужен. Если вы зашли в первую постройку, то смотря из нее чуть правее, виден как бы кусок трубы, нам нужно попасть туда, чтобы подняться выше. Далее идите к развилке, спуститесь вниз, тут есть слева зал, где можно провалиться вниз и длинный проход напротив, там будет демон, а за ним Солер

Ну и, собственно, от развилки прямо придем к лестнице. Здесь, если вы в форме человека, то вторгнется рыцарь Кирк, также на вас нападёт пиромант. Убив его, идите в туман, слева от вас. Там будет проход к боссу - Ложе Хаоса . Скатываемся вниз и видим площадку с боссом, это огромное дерево. Видим слева и справа от него светящиеся шары, бегите правее сначала к одной, там убейте его придаток, затем босс начнет бить сильными атаками, из-за них пол будет проваливаться. А вам тем временем нужно бежать к другой, там то же самое, и затем от места, где мы начали, бегите прямо через провалившуюся по середине арену к сердцу босса. Бой несложный, учитывая то, что уничтожив один придаток и умерев, он их не восстановит, поэтому даже если умерли придёте, а он без придатка.

Ну что ж, идём в Храм Огня к голове змея (Фрампту), он вас опять спустит вниз, у головы есть брат (Каас), но чтобы с ним встретиться, нужно говорить с Ингвардом, после получения Великой Чаши , чтобы взять ключ от бездны и сразиться с 4 королями, там с ним поговорите. Если присоединитесь к нему, то вам дадут Сет черного пироманта. Воздвигните Великую чашу на Алтаре Огня и пожертвуйте в неё Великие Души - Ложе Хаоса и Нито, а также Осколки Великих душ - Четырёх Королей и Нагого Сита. Откроется проход к финальному боссу - Гвин , Повелитель Пепла.
На пути к боссу будут рыцари, можно здесь набрать с них камней для прокачки, хотя они уже и не нужны, если вы не собираетесь проходить игру второй раз. Босс с огромным огненным мечом, которым он машет без остановки. Если не сможете подлавливать его на контр-ударах, то у вас будут проблемы. Щит вам не поможет, приходится пятиться назад и ждать момента для удара, в основном, когда он пытается вас схватить. С фантомом бой, конечно, облегчится. Как убьёте босса, игра начнётся снова, поэтому если есть какие-то незавершённые дела, не идите к боссу, а сначала закончите их. После победы над боссом выберите концовку:

  • Зажечь огонь – вы вновь подарите свет этому миру;
  • Потушить огонь – вы выйдите властелином тьмы, а она тем временем покроет весь мир.

После того, как вы победите Понтифика, зажгите костер в соборе, и используйте противоположную дверь, чтобы достигнуть балкона. Как только вы выйдете из комнаты, прыгайте вниз - если вы способны убить ящериц, вы получите мерцающий титанит за каждое существо. Также справа, в конце, есть большой осколок титанита.

Используйте единственный доступный путь, который ведет к лестнице. Вы достигнете площади с телами павших гигантов. На самом деле, двое из них спят (вы можете проверить это сами, если подойдете достаточно близко). Первым делом лучше разобраться с дьяконами, так как они будут стрелять в вас снарядами, если вы подойдете ближе к середине площади.

Поверните налево и идите к мосту. Перед выходом на другой стороне, используйте путь на правой стороне, где вы столкнетесь с трех невидимыми противниками и одним колдуном. Убейте их, чтобы собрать кольцо Dark Stoneplate, и выходите с другой стороны, через лестницу, ведущую к мосту (вы столкнетесь со множество дьяконов).

Для того, чтобы победить всех дьяконов, устраните каждого врага, с которыми вы столкнетесь. Несмотря на то, что вы можете избежать летящих в вас снарядов, этот процесс будет более трудным, если во время боя вы сосредоточитесь на каком-либо из дьяконов. Таким образом, лучше прыгать на врагов и выполнять мощные удары в прыжке (вполне возможно, что вы быстро убьете дьяконов и увернетесь от их снарядов).

Чуть дальше, вы сможете спрятаться за зданием. Вы будете защищены от большинства снарядов и можете подождать, пока к вам придут 2-3 дьякона (один из них является более сильным, которого можно легко сбить с ног мощным ударом). Также вы должны уничтожить всех дьяконов на площади, чтобы вернуться туда, когда это будет необходимо (это позволит вам подобрать предметы и убить гигантов, если вы решите на них напасть).

В конце концов вы придете к трем последним дьяконам. Находясь перед зданием, со стороны на вас могут напасть еще два противника. Если это произойдет, вы должны убегать до тех пор, пока враги перестанут вас преследовать. Затем вернитесь в локацию и устраните всех оставшихся дьяконов.

Повернитесь в сторону собора. У входа, на левой стороне, висит тело с Большим осколком титанита. Зайдите внутрь и откройте лифт слева. Он доставит вас к костру (где вы сражались с Понтификом Салливаном). Идите на другую сторону, чтобы найти и убить ящерицу (вы получите Простой самоцвет). Напротив входа, вы найдете комнату с открытым сундуком. Даже не пытайтесь открыть его и сразу же атакуйте. Постарайтесь подобраться к оборотню как можно ближе и наносите удары, не позволяя ему поймать вас. Если вы увернетесь от его удара и зайдете ему за спину, вы получите прекрасную возможность совершить сокрушительный удар. Убейте существо, чтобы получить Золотое ритуальное Копье.

Возвращайтесь к площади; лучше использовать верхнюю часть моста, если вы разобрались со всеми дьяконами. Перед тем, как попасть в здание, на вашем пути окажутся еще два врага. Один из них вооружен двумя копьями, а второй - парой молотов. Несмотря на то, что они очень агрессивные, у них нет щитов и достойной защиты. Остерегайтесь быстрых атак, которые следуют одна за другой, и более медленных, но мощных атак.

Лучший способ победить их - это убежать. Избегайте их, пока они не перестанут вами интересоваться. Скорее всего, один из них будет немного впереди, так что, когда они повернутся, привлеките внимание противника, который находится ближе. Если вам повезет, вы сможете выполнить 2-3 удара, прежде чем к битве присоединится второй противник. Помните, что когда вы убьете их, они умрут навсегда.

Другим возможным решением является использование гигантов на площади. Если вы способны планов перемещаться между ними, одна из смертельных атак на самом деле может поразить ваших противников. Убейте ваших врагов, и вы получите Доранские копья.

Перед тем, как войти в здание, расположенное позади гигантов, вы должны собрать предметы, разбросанные вокруг: Душу усталого воина и двойной Эмбер. Вам не придется сражаться с гигантами, но если вы решили атаковать одного из них, то разбудите одного и быстро отойдите. Таким образом, остальные продолжат спать. Помните, что нужно разобраться с вышеупомянутыми дьяконами. Не ждите, пока гигант встанет: просто бейте сразу и следите за его топчущими атаками. Последовательности атак, которые происходят одна за другой, являются смертоносным. Если вы сможете их избежать, у вас появится достаточно времени, чтобы нанести смертельный урон, в то время как враг будет обездвижен.

Продолжайте идти, и вы достигнете ранее упомянутого здания.

После того, как вы окажетесь внутри, сосредоточиться на стене слева от лестницы. Оказывается, это еще одна иллюзия, и если вы ударите ее, вы обнаружите лестницу, которая ведет к нижней части (скриншот).

Подготовьтесь к серьезному бою, так как вас атакуют два существа (вы сталкивались с такими монстрами на мосту в Иритилл Холодной долины). Ключевая проблема заключается в том, что враги будут атаковать сразу же, как только вы войдете в комнату. Хорошая новость заключается в том, что решение довольно простое: не приближайтесь к существам и оставайтесь рядом с лестницей. Используйте лук или арбалет и огонь против одного из них. Точный выстрел приведет одного монстра поближе к вам (другой должен оставаться в своей основной позиции). Это позволит вам сражаться с ним один на один, до тех пор, пока вы остаетесь близко к лестнице. Помните, что у вас не будет много места для маневра, так что не дайте загнать себя в угол.

Другой способ заключается в вызове онлайн-игрока на помощь. Если ранее вы использовали Эмбер, место для вызова игрока должно быть внизу.

После того, как битва будет завершена, здесь появится костер. За убийство врагов вы получите кольцо Немилости, а также сможете собрать Человеческие кости и Глубокий самоцвет. Подойдите к падшему архидьякону и молитесь, чтобы присоединиться к ковенанту Верные Олдрику.

Когда вы подниметесь вверх по лестнице, ищите место с осколком титанита. Затем прыгайте вниз немного вправо и найдете Большой осколок титанита. Путь будет вести вас через узкие крыши, и вас постоянно будут атаковать рыцари с огромными луками (один точный выстрел вполне может столкнуть вас с крыши). Идя по пути, расположенному ниже, вы будете находиться под огнем только с одной стороны. Ваша цель состоит в том, чтобы достигнуть вершины как можно быстрее.

Помните: Будет разумно не сражаться с рыцарем, которого вы встретите на полпути. Бой с ним может закончиться вашим падением, но если вы действительно хотите с ним сразиться, постарайтесь выманить его.

Выходите, поворачивайте направо и спускайтесь вниз. Таким образом, вы сможете избежать одного из рыцарей и сможете перевести дух. На первом этаже вы найдете Пепел с Востока.

Соберите его и идите обратно наверх. Так как вы избежали некоторых из врагов и пошли вниз по лестнице, вы сможете двигаться незамеченным в течение некоторого времени. Таким образом, вы сможете устранить еще три рыцаря, с которыми вы столкнетесь. Подкрадитесь к ним сзади, чтобы быстро убить их, или нанесите достаточно урона, чтобы сбросить с края.

Идите к месту, где есть извилистая крыша. Здесь вы столкнетесь с рыцарем с луком, так что вы должны убить его, прежде чем идти дальше.

Перед входом есть другой рыцарь, а не далеко от него - еще один рыцарь с луком. Вы можете войти внутри, чего будет более чем достаточно, чтобы враги отстали от вас, но лучше убить их, после чего собрать предметы и разблокировать шорткат. Оставайтесь в верхней части крыши и заманите - например, бросив в него нож. После того, как он придет, у вас начнется поединок один на один. Следите за тем когда он вызывает освещение, чтобы усилить свой меч, потому что он потом он будет выполнять серию мощных ударов.

Сразитесь с охранником, защищающим вход, и идите в сторону последнего оставшегося лучника. Путь через узкую крышу приведет вас к маленькой башне. Там вы можете открыть ворота, которые доставят вас к месту рядом с дьяконами. В будущем это также позволит вам избежать большинства рыцарем с луками. В конце дороги, за колонной, есть Большой осколок титанита, а когда вы прыгнете вниз (под небольшой крышей), вы найдете Dragonslayer Greatbow и пять DragonSlayer Greatarrows.

Вернитесь к крышам и войдите в здание, расположенное позади рыцаря. Справа есть проход, ведущий вниз, а перед ним - убийца Лондо (если вы в союзе с Юрием и не спасло Анри). Поговорите с ним, и он даст вам меч Присяги. Зайдите внутрь и соберите латунный набор. В конце есть алтарь и труп Анри. Подойдите к нему, чтобы начать ритуал. Внутри грудной клетки, на левой стороне, есть кольцо Сторно (узкий проход между жертвенником и колонной, прямо на стене).

Помните: во время вашего следующего визита, убийца будет мертв, и вы сможете собрать Хамелеон из его трупа. У алтаря, вместо тела Анри, вы столкнетесь с прямым мечом Анри.

Помните 2: если вы уже убили убийцу, вы не найдете его или Анри.

Выходите из комнаты с левой стороны (напротив лестницы, ведущей к большой комнате). Рядом с телом вы найдете Эмбер, после чего используйте рычаг. Это вызовет падение башни перед вами. Забирайтесь на неё и используйте устройство, которое приведет её обратно в исходную позицию - рядом с костром Анор Лондо.

Помните: когда вы находитесь в верхней части башни, вы можете присоединиться к ковенанту Клинки Темной Луны. Для того чтобы сделать это, идите в самый низ и поверните в сторону башни на противоположной стороне (скриншот).

Скриншот показывает другую башню, где вы получите знак ковенанта. Для того, чтобы добраться до него, идите через невидимый мост. Когда вы доберетесь до башни, вы можете прыгать вниз и приземлиться рядом с костром.

Если ранее вы говорили с Сиррис (и получили жест Darkmoon Loyalty), вы должны поклониться поклониться, и, таким образом, получить знак ковенанта. Вы также получите Клинок Темной Луны. Войдите в башню, чтобы собрать (тщательно прыгайте) изогнутый меч Хранителя картины и сет Хранителя картины. Оставьте башню, и в конечном счете вы окажетесь в Церкви Йоршка, где вы можете найти костер с тем же именем.

Выберитесь из собора, где вы убили Pontiff"а на его балкон с задней стороны и посмотрите вниз, там вы увидите двух кристальных ящерок, с которых можно подобрать Twinkling Titanite. Добегите до правого угла, там лежит Large Titanite Shard. Теперь вы можете пойти только налево, подняться по лестнице и дальше к огромному замку. Вы увидите просторный двор с мертвыми и спящими гигантами (два гиганта на противоположной стороне площади). Если вы нырнете под крышу слева, взобравшись по лестнице, вы подниметесь к проходу, на котором стоят несколько священников, пускающих огненные шары. Снизу помимо гигантов вас ожидают два воина, драться с которыми под огнем священников будет проблематично. Поэтому советуем вам сначала разобраться с врагами на втором этаже.

Под мостом с дьяками можно найти нескольких рабов и колдуна за углом, перед ним будет лежать Dark Stoneplate Ring. Забирайтесь на второй этаж и избавьтесь от священнослужителей.

В самом конце двора можно увидеть длинную лестницу, которая ведет к башне. У подножия лестницы сидят два Drang Knights. Они яростно нападают, но практически беззащитны против вас, учитывая, что у них нет щита или брони. Вы можете пойти на хитрость и заманить этих рыцарей под удар проснувшегося гиганта. Убив их, вы получите Drang Twinspears. Во дворе с гигантами можно также найти Weary Warrior, 2 Ember и Large Titanite Shard на самом краю балкона, откуда видно горы вдалеке.

Вернитесь к собору Понтиффа (там, где вы поднимались по лестнице чтобы убить дьяков) и поверните налево перед дверью, вы подберете Large Titanite Shard. Зайдите в дверь и слева от вас будет спуск к костру. Пройдите по маленькому мостику, идите налево и поднимитесь на лифте на верхний этаж, где можно найти кристальную ящерку с Simple Gem. Вернитесь на лифт, пройдите по мосту в другую часть собора, и вы увидите сундук, который является врагом-мимиком. Убейте его и получите Golden Ritual Spear. Теперь вам осталось вернуться на площадь с гигантами и подняться в башню.

В этой башне вы можете вступить в ковенант, но прежде чем добраться до его босса, вам придется попотеть. Зайдите в помещение и разбейте стену спереди, слева. Вы окажетесь перед лестницей, которая спускается в затопленный подвал. Там вы найдете Aldrich Faithful, но чтобы добраться до него, нужно будет сразиться с двумя Outrider Beasts. Вам будет нелегко учитывая, что они кинутся на вас одновременно. Убейте обоих, и вы получите Ring of Favor, в углу лежит труп с Human Dregs, чуть дальше еще один с Deep Gem, а еще дальше будет костер.

Но вернемся в башню. Поднимитесь по каменной лестнице и на перилах вы найдете труп с Titanite Scale. Вы оказались на уровне крыш. Видите наклонную арку, которая отходит от замка? На ней стоит пара Silver Knights, вооруженных огромными луками. Прыгайте на платформу справа и подберите Large Titanite Shard. Поднимите щит и бегите по склону наверх. Примерно на середине своего пути вас будет ждать первый рыцарь. Как только вы подойдете к нему в упор, он вытащит поменяет лук на меч. Заманите его на нижнюю платформу, где будет проще дать ему тумаков и при этом не рисковать что в вас попадет вражеская стрела. Будьте бдительны, наверху вас ожидает не один, а сразу несколько рыцарей. Впрочем, они будут стоять на удалении друг от друга, так что вам не составит труда убить их по одному.

Если на крышах вы пойдете направо, а не налево, вы найдете небольшую лестницу, по которой можно спуститься к трупу с Easterner"s Ashes. Если хотите, можете прыгнуть на нижние платформы чтобы собрать оставшийся лут. В конечном счете вы сможете спуститься во двор и снова подняться уже знакомым путем. Но не забудьте осмотреть верхнюю платформу с покатой крышей, где вы найдете Dragonslayer Greatbow и 5 Dragonslayer Arrow. В случае, если вы выбрали правильный путь и пошли налево, вы увидите участок крыши, расположенный ниже вашей позиции. На нем стоят два рыцаря с мечами (и луками), а еще один будет поджидать за углом справа. Выманивайте стрелков по одному.

Позади вас будет вход в помещение, перед вами будет платформа, по которой можно пробраться к трупу с Large Titanite Shard и тропинке, которая упрется в дверь, ведущей к тому месту, где мы сражались со священниками. Если же зайти в помещение, вы окажетесь в комнате, по центру которой расположена огромная могила. Что-то она напоминает... Помнится, эта большая статуя Гвина обладала кое-каким секретом. Посмотрим ка, работает ли этот секрет сейчас. Ударьте по статуе, и вы откроете проход в большую камеру.

То, что вы найдете в ней, будет зависеть от выбранного варианта развития событий с Anri возле Yorksha Church Bonfire. Если вы предоставите ее самой себе, вы найдете труп Londor Assassin"а, у которого можно забрать свиток с заклинанием Chameleon. Пройдите дальше по залу, и вы увидите труп с полным сетом Brass Set, включающий в себя Brass Helm, Brass Armor, Brass Gauntlets и Brass Leggind. В самом конце зала будет большая могила. Если вы на помогли Анри защититься от убийц, вы найдете здесь ее труп, с которого можно снять меч Anri"s Straight Sword, и если вы решили присягнуть Юрии, следующий шаг становления повелителем полых связан с ее трупом. За алтарем вы найдете сундук, в котором лежит Reversal Ring.

Но уйдем же из этой усыпальницы. На краю вы найдете Ember. Потяните рычаг и к вам спустится башня с лестницей и мостом. Поднимитесь наверх и поверните рычаг механизма. Башня вновь повернется. Отсюда вы увидите костер в Anor Londo. С возвращением!

К слову, здесь можно найти место вступления в ковенант. После того как спиральная лестница поднимется, вам следует спуститься по ней на нижний этаж. Подойдите к краю, где этот этаж должен стыковаться с другим участком, но в данный момент как будто повис над бездной. Видите башню? Пройдите вперед и вы окажетесь на невидимом мосту. Добравшись до башни, вы спрыгнете вниз и найдете там костер и дух по имени Company Captain Yorshka из ковенанта Darkmoon Covenant. Если в Firelink Shrine вы поговорили с Sirris и выучили у нее жест Darkmoon Loyalty Emote, поговорите с Йоршкой и воспроизведите жест, чтобы вам дали Blades of the Darkmoon. Дальше вам необходимо будет спрыгнуть по балкам до самого первого этажа. По пути вы найдете Painting Guardian"s Curved Sword и полный сет Painting Guardian Set, включающий Painting Guardian Hood, Painting Guardian Gown, Painting Guardian Gloves и Painting Guardian Waistcloth.

Вернемся же к костру в Anor Londo. Поднимитесь по широкой лестнице, почти на самом ее верху вас будут ждать два рыцаря - один с копьем и один с мечом. Первого будет нетрудно вывести к подножию ступенек и убить там, после чего подняться и убрать второго рыцаря. На верхней площадке прямо перед собою вы увидите огромные двери, слева на перилах лежит Large Soul of a Weary Warrior. Прямо у дверей знак призыва от Анри. Помогите ему победить босса. И он позже поможет вам.

Путь направо ведет к красноглазому рыцарю, который умеет проводить мощные атаки при помощи заряженного электричеством оружия. На площадке, где он стоял, можно взять Soul of a Crestfallen Knight. К сожалению, с этой стороны дверь в замок тоже закрыта, так что вам следует вернуться к главному входу и пойти налево. В открытом проходе через башню вы увидите труп кузнеца гиганта, которого вы можете помнить по первой части серии. Он сжимает Giant"s Coal, подберите его и отдайте позже Андре.

Поднимитесь по лестнице, и вы окажетесь в темном зале, который тоже покажется знакомым многим игрокам. По бокам зала на возвышении стоят несколько священников, стреляющих из жезлов огнем. Слева будут стоять трое. Еще трое будут стоять прямо перед проходом к боссу в конце зала. Возле первой троицы вы можете подобрать Proof of a Concord Kept. На возвышении с другой стороны зала вы можете подобрать 6 Moonlight Arrow.

На мраморный пол зала спустится огромный паук, но кроме него вам стоит остерегаться и множества слизней. Бегите в стороны золотых дверей и слева от них вы найдете сундук с Estus Shard. Постарайтесь убить паука, забравшись в недосягаемое для него место, но всегда будьте начеку, поскольку он постарается травить вас ядовитым плевком. Убейте паука и подберите Aldrich"s Ruby. Поверните рычаг слева от двери и двери откроются. Теперь вам осталось сразиться с боссом.

Обратите внимание, если вы помогли Анри в Yorska Church, вы сможете призвать ее на схватку с боссом. Убейте вместе с ней босса, и она отдаст вам меч Anri"s Straight Sword.

Босс : Aldrich - Devourer of Gods / Олдрик , Пожиратель Богов

Пробежав в зал, в противоположном его конце вы увидите Aldrich, пожирающую Gwyndolin, бога темного солнца, либо уже принявшую его форму. Туловище человека у нее переходит в длинную кишку из полусгнившей плоти. Вооруженная пикой Олдрик будет парить над землей, но вы можете бить и по узлу плоти, вместо того чтобы целиться исключительно по ее туловищу.

Если вы отбежите на большое расстояние, Олдрик начнет пользоваться дальнобойной магией. Это могут быть как небольшие заряды, так и мощный луч, отнимающий почти все здоровье. Через какое-то время она создаст портал, окруженный сгустком темной энергии, и спрячется в нем, чтобы появиться чуть позже в другом месте. Иными словами, советуем вам все время бегать по залу, бросаясь в тот угол, где босс только собирается появиться, и внимательно следить за моментом, когда она собирается открыть портал. Стоит вам попасть в зону поражения темной энергией, как у вас тут же убавится здоровье. К слову, от темной энергии у Олдрик хороший иммунитет, так что такое оружие вам не поможет.

После самого появления, если вы стоите достаточно близко, Олдрик попытается пронзить вас своей пикой, иногда завершая комбинацию падением плашмя, после которого она какое-то время лежит на земле. Данный момент является идеальным для того чтобы наносить самые мощные удары. Но вам следует строго избегать случаев, когда босс будет доставать лук - выстрелив из него в воздух, Олдрик создает град стрел, который пройдет прямо вперед. И если на первом этапе вы можете увернуться вбок, где стрелы не заденут вас, на более позднем этапе это заклинание станет более смертельным. Вы уже не сможете легко отделаться от попадания простым кувырком, вам придется долго убегать по всему залу.

Лишившись половины жизней, Олдрик загорится, обдавая пламенем зону вокруг. Удобнее всего будет нападать на нее, когда она начнет водить жезлом над головой, чтобы создать самонаводящиеся заряды. Вас ждет еще один неприятный сюрприз - огромная коса, при помощи которой она сможет восстанавливать свое здоровье за счет вашего. Учитывая, что этой косой она машет как правило по два раза, у вас будет очень мало шансов чтобы увернуться.

Убив босса, вы получите Soul of Aldrich и Cinders of a Lord. Зажгите костер и обследуйте дальние углы зала, где можно найти лифты. Поднявшись наверх, вы сможете пройти в камеру принцессы. Но принцессы там уже нет, зато вы можете взять кольцо Sun Princess Ring.

Примечание: если вы являетесь членом ковенанта Rosaria"s Fingers и предложили ей Pale Tongue, когда вы вернетесь к Розарии, то найдете ее труп и сферу Black Eye Orb. При помощи этой сферы можно вторгнуться в мир того, кто убил Розарию. Пока вы будете ходить по покоям принцессы, сфера начнет вибрировать, намекая вам, что ей можно воспользоваться. Активируйте сферу, и вы столкнетесь в бою с Ringfinger Leonhard"ом. Помимо заклинаний Homing Soulmass и Flash Greatsword он умеет проводить мощную атаку, способную убить вас. Но если вам посчастливится победить его, вы получите его Silver Mask, Crescent Moon Sword и Soul of Rosaria, который можно вернуть ей, чтобы оживить ее, либо воспользоваться этой душой чтобы выучить новое чудо (miracle).

После того как вы убьете Yhorm"а, вам посоветуют отправиться в Lothric Castle за душой оставшегося повелителя молний. Для того чтобы найти Йорма, отправляйтесь в Irithyll Dungeon.