Ученый кон. Игорь Семёнович Кон

Понятие «счастье» изучается в психологии, философии, богословии и даже в оккультизме. Счастье как феномен означает удовлетворенность собой, своим бытом, своей жизнью, в конце концов. Счастье нельзя оценить в каких-то количественных показателях. Счастливым может быть нищий, которому солнце греет спину, а несчастным может быть богатый финансист, переживающий из-за того, что не успел вложить куда-то деньги вовремя.

Согласно рейтингу «Международный индекс счастья» - самые счастливые люди живут в Коста-Рике, Вьетнаме и Колумбии.

Таким образом, можно сделать вывод, что счастье принять в свою жизнь не так уж и тяжело. Достаточно взглянуть на свое бытие под несколько иным углом зрения и человек вмиг превращается из несчастного в счастливого. Получается, что слова Аппия верны. Лишь по своей воле человек может стать счастливым. Одно благоприятное событие может сменяться другим, но пока человек не будет удовлетворен положением дел, он так несчастным и останется.

Теперь к вопросу о том, как добиться счастья? Поскольку счастье - это вопрос личного удовлетворения, то добиваться здесь ничего не надо. Можно долго писать планы по достижению целей, добиваться этих целей, а в результате получить душевную пустоту. Напротив, можно взглянуть на свою жизнь в ярких красках: есть крыша над головой, еда в холодильнике, есть компьютер, есть жена, есть кот, в конце концов. И тогда эти факты можно переосмыслить: половина друзей своей квартиры не имеет и тратит значительную долю зарплаты на аренду. У нищих людей, которые иногда встречаются на улице, еды намного меньше, да и холодильника вовсе нет. О своем компьютере мечтал все детство, а теперь он есть, но почему-то большой радости не приносит. А ведь еще есть телевизор с сотней спутниковых каналов (в том числе и спортивных), мобильный телефон, фотоаппарат. Лет 15 назад все это казалось несбыточной мечтой. Думалось, что такое есть только , причем богатых. А теперь все это имеется. Почему же тогда забыл порадоваться всем этим приобретениям?

Жена есть далеко не у каждого. Несколько лет назад мечтал именно об этой девушке, видел будущее с ней как счастливую сказку. Теперь эта девушка стала женой, так почему ж удовлетворение от этого факта быстро улетучилось? И кота родители не разрешали заводить. А теперь его заводить можно. Даже собаку никто не запретит завести.

Аристотель считал друзей благом, коим должен обладать счастливый человек.

Путем таких несложных манипуляций можно в любой жизненной ситуации найти яркие краски. Даже в тот момент, когда все объективно плохо, нужно постараться найти лучик счастья и цепляться за него, пытаясь отыскать в жизни все больше поводов для удовлетворения. В таком позитивном состоянии надо отыскивать все больше подтверждений тому, что жизнь - счастливая сказка. И подтверждения будут, надо только обращать на них внимание. К примеру, немного подняли зарплату, попалась недорогая путевка на отдых, дорогу отремонтировали, рядом поселились доброжелательные соседи взамен дебоширов.

Конечно же будут и срывы. Посмотрел плохие новости по телевидению, кто-то в социальной сети обругал, доллар поднялся, машина грязью окатила. На этом заострять свое внимание не нужно. Постепенно надо вспоминать свои мечты из детства и юности. И реализовывать их. Хотел съездить в Бразилию? Сейчас границы открыты - накопил денег и вперед. Может быть, хотел стать хоккеистом? Есть любительская хоккейная лига с настоящей формой, регулярными матчами и даже болельщиками на трибунах. Мечтал стать рыцарем, как в одном из прочитанных романов? Можно вступить в клуб реконструкций или ролевых игр. Нет сейчас денег для реализации какой-то мечты? Печалиться не стоит, можно отложить до более подходящего времени. А вариант для реализации может появиться и без использования денег. В таком состоянии духа надо проводить всю свою жизнь. Тогда действительно по праву можно будет называть себя счастливым человеком.

Игорь Семёнович Кон (21 мая 1928 года, Ленинград, СССР - 27 апреля 2011 года, Москва) - советский и российский социолог, антрополог, философ.

Кандидат исторических наук, кандидат философских наук, доктор философских наук, профессор, академик Российской академии образования, почётный профессор Корнелльского университета и университета Суррея.

Игорь Семенович Кон родился 21 мая 1928 года в Ленинграде. Окончил исторический факультет Ленинградского Педагогического института имени А. И. Герцена (ныне Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена) и две аспирантуры, по новой истории и по философии.

Работал в Вологодском пединституте (1950-1952), Ленинградском химико-фармацевтическом институте (ныне Санкт-Петербургская государственная химико-фармацевтическая академия) (1953-1956), Ленинградском Государственном Университете (1956-1967), Институте философии АН СССР (1967-1968), Институте конкретных социальных исследований АН СССР (ныне Институт социологии Российской академии наук (1968-1972), Институте общественных наук (1972-1974). С 1975 года - главный научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН. Занимался исследовательской и преподавательской работой в ряде ведущих университетов США и Европы.

Книги (17)

80 лет одиночества

Книга известного российского ученого-обществоведа И.С.Кона представляет собой род интеллектуальной автобиографии.

Игорь Кон всю жизнь работал на стыке разных общественных и гуманитарных наук: социологии, истории, антропологии, психологии и сексологии. С его именем тесно связано рождение в России таких дисциплин, как история социологии, социология личности, психология юношеского возраста, этнография детства, сексология.

Некоторые его книги ломали привычные представления и становились бестселлерами. Свободно, занимательно, порою весьма самокритично Кон рассказывает о себе и своем времени: как формировались его научные интересы, что побуждало его переходить от одних проблем и дисциплин к другим, насколько свободным был этот выбор и как его личные интересы пересекались с проблемами общества.

Бить или не бить?

«Бить или не бить?» - последняя книга выдающегося российского ученого-обществоведа Игоря Семеновича Кона, написанная им незадолго до смерти весной 2011 года.

В этой книге, опираясь на многочисленные мировые и отечественные антропологические, социологические, исторические, психолого-педагогические, сексологические и иные научные исследования, автор попытался представить общую картину телесных наказаний детей как социокультурного явления.

Каков их социальный и педагогический смысл, насколько они эффективны и почему вдруг эти почтенные тысячелетние практики вышли из моды? Или только кажется, что вышли? Задача этой книги, как сформулировал ее сам И.С.Кон, - помочь читателям, прежде всего педагогам и родителям, осмысленно, а не догматически сформировать собственную жизненную позицию по этим непростым вопросам.

В поисках себя

Любое суждение подразумевает какой-то более или менее определенный вопрос. Но когда речь заходит об очень общих вещах, содержание вопроса сплошь и рядом не уточняется, Люди спорят, какое определение является правильным, не замечая, что говорят о разных вещах, пытаются ответить на разные вопросы.

Введение в сексологию

Опираясь на обширную научную литературу, автор прослеживает становление современной сексологии как междисциплинарной области знания, раскрывает биологические, социально-культурные, историко-этнографические и психологические закономерности сексуального поведения, особенности женской и мужской сексуальности, её возрастные и индивидуально-типологические вариации и т. д.

В книге использованы и материалы сексопатологии, особенно по формированию половой идентичности и сексуальной ориентации.

Вкус запретного плода

Настоящая книга - действительно сексология для всех. В живой и доступной форме она дает знания о сексуальности, необходимые каждому, кто не хочет действовать вслепую и старается сочетать удовольствие и безопасность.

В отличие от многих других популярных изданий эта книга основана на тщательно проверенных новейших научных данных. Это особенно важно для учителей и родителей, которых подростковая сексуальность часто сталкивает с трудными вопросами.

Дружба

Во все времена дружба имела высокую моральную и социальную ценность. В чем особенность и нравственный смысл этой формы человеческих привязанностей?

Отчего зависят глубина и прочность дружбы? Как исторически менялись ее идеалы и критерии? Чем отличается юношеская дружба от дружбы взрослых людей и как она соотносится с другими человеческими привязанностями?

Клубничка на березке. Сексуальная культура в России

«Клубничка на березке» - систематический очерк истории русской сексуальной культуры с дохристианских времен до современности.

Игорь Кон всю жизнь работал на стыке разных общественных и гуманитарных наук: социологии, истории, антропологии, психологии и сексологии. С его именем тесно связано рождение в России таких дисциплин, как история социологии, социология личности, психология юношеского возраста, этнография детства, сексология. Некоторые его книги ломали привычные представления и становились бестселлерами.

Лунный свет на заре. Лики и маски однополой любви

Книга известного психолога и социолога И.С.Кона «Лунный свет на заре. Лики и маски однополой любви» посвящена некогда запретной теме однополого секса.

В книге проанализированы интересные исторические факты, касающиеся жизни многих известных и талантливых людей; без умолчаний, откровенно рассмотрены сегодняшние проблемы однополой любви в биологическом, психологическом, юридическом, гуманитарном аспектах.

Любовь небесного цвета

Книга известного социолога и философа профессора И.С.Кона посвящена феномену однополой любви. С точки зрения биологии, психологии, истории, художественной литературы и искусства автор рассказывает — стирая границы деления на `мы` и `они` — о людях с альтернативной, нестандартной сексуальной ориентацией в современном мире.

Мужская и женская сексуальность

Сходства и различия мужской и женской сексуальности - один из самых трудных вопросов сексологии. В нем сливается множество весьма разнородных проблем: анатомо-физиологические особенности, сексуальные реакции, сексуальное поведение и, наконец, сексуальные сценарии (мотивация, эротическое воображение, нравственно-эстетические ценности и т.д.).

Открытие Я

Что такое человеческое «Я»? Как формируется и изменяется структура и содержание индивидуального самосознания в истории культуры и в процессе развития личности?

Может ли человек объективно познать и «сделать» самого себя? В своей книге профессор И.С.Кон рассматривает эти вопросы, обобщая новые данные наук о человеке - психологии, социологии, истории, этнографии.

Подростковая сексуальность на пороге XXI века

Социально-педагогический анализ.

Книга известного социолога и психолога академика И.С.Кона, ведущего специалиста по юношеской психологии и по социологии сексуальности дает систематическое, основанное на новейших научных данных, сравнение основных тенденций развития подростковой и юношеской сексуальности в странах Западной Европы и в России за последние полвека.

27 апреля 2011 года после тяжелой болезни, не дожив меньше месяца до 83 лет, скончался выдающийся советский и российский социолог, профессор .

За шесть десятилетий неутомимой научной деятельности Игорь Семенович Кон внес огромный вклад в развитие отечественного и мирового обществоведения. Область его научных интересов охватывала философию и методологию истории, историю социологии (он был основателем и первым президентом Исследовательского комитета по истории социологии Всемирной социологической ассоциации), этику, социальную и возрастную психологию, теорию личности, антропологию и социологию детства и юности, сексологию.

Игорь Кон родился 21 мая 1928 года в Ленинграде. Уже в 1947 году он оканчивает исторический факультет Ленинградского педагогического института имени А.И. Герцена, затем две аспирантуры - по новой истории и по философии, - и в 1950 году успешно защищает обе кандидатские диссертации. С 1960 года Игорь Кон - доктор философских наук, с 1963-го - профессор, с 1989-го - академик Российской академии образования.

Преподавательскую деятельность И.С. Кон начал в Вологодском педагогическом институте (1950-1952), затем преподавал в Ленинградском химико-фармацевтическом институте (1953-1956), Ленинградском государственном университете (1956-1967). Работал в Институте философии Академии наук (АН) СССР, затем в Институте конкретных социальных исследований АН СССР и Институте научной информации по общественным наукам АН СССР. С 1975 года Игорь Кон являлся одним из ведущих исследователей Института этнологии и антропологии Российской академии наук. Преподаванием, научными и исследовательскими проектами он занимался и в крупнейших университетах США и Европы, за что, в частности, получил звание почетного профессора Корнелльского университета и степень доктора honoris causa Университета Суррея. В последние годы Игорь Кон работал также на кафедре демографии Высшей школы экономики, где читал курс «Пол, гендер, сексуальность» магистрантам-демографам.

Научное наследие И.С. Кона включает более 40 книг и 300 статей, многие из которых переведены на иностранные языки. Он был организатором и ответственным редактором ряда коллективных трудов и серийных изданий («Словарь по этике», «Этнография детства» и других). О мировом научном престиже И.С. Кона свидетельствует его членство в международных научных сообществах и академиях (International Academy of Sex Research; European Association of Experimental Social Psychology; International Sociological Association; Polish Academy of Sex Research; Deutsche Gesellschaft fur Sexualforschung; European Association for Adolescent Psychology и других) и редакционных советах ряда научных журналов («Человек», «Archives of Sexual Behavior», «Zeitschrift fur Sexualforschung», «Journal of Homosexuality», «Journal of the History of Sexuality», «Childhood», «Current Sociology», «Sexualities», «Men and Masculinities» и прочих).

В советское время развитие общественных наук проходило в непростых условиях - не всегда легко приходилось и Кону, но он был мужественным человеком и умел, что называется, держать удар. Свою научную биографию он описал в книге «80 лет одиночества ».

Незадолго до смерти, уже зная о своем диагнозе, Игорь Семенович говорил: «Смерти я не боюсь, а предсмертных мучений хотелось бы избежать». Это было в начале апреля, он все же не думал, что уйдет так скоро.

Игоря Семеновича Кона больше нет с нами, но его научное наследие еще долго будет служить все новым и новым поколениям тех, кому интересно знать, что происходит с людьми и с миром, в котором мы живем.

Коллектив Института демографии НИУ ВШЭ


В конце шестидесятых на его лекциях на физическом факультете в амфитеатре Ленинградского университета собиралась вся интеллигенция города. Вместо пятисот человек набивалось свыше тысячи. Комендант здания официально предупреждал партком ЛГУ, что не отвечает за прочность ветхого амфитеатра.

С подачи доктора философских наук, профессора, академика РАО, главного научного сотрудника Института этнологии, антропологии Российской Академии наук Игоря Семеновича Кона мы узнали о существовании науки социологии и о том, что личность важнее государства. Это было началом нашего интеллектуального повзросления.

Плохо быть первым учеником

- Игорь Семенович, представьте: Вы сочиняете роман о собственной жизни. Главное изобретение романа - в нем описывается жизнь частного человека в истории. Каким в этом смысле видится сюжет Вашей жизни?

Я бы разделил сюжет на этапы. Довоенное детство - довольно беззаботное и счастливое. Потом война, которая эту жизнь разрушила. Война, эвакуация. К тому же я сам сократил свое детство: в 15 лет сдал экстерном экзамены в школе и поступил в институт. Дальше все шло по проторенной колее: вуз, аспирантура, преподавательская работа.

- Вы пытаетесь представить сюжет слишком ординарным, но это ведь не совсем так. Мало кто в 19 окончил институт, а в 22 года имел две кандидатские степени. Вы были вундеркиндом?

Не думаю. Скорее, даже наоборот. По складу воспитания и характеру я был типичным первым учеником, который легко схватывает поверхность вещей и быстро движется вперед, не особенно оглядываясь по сторонам.

Быть первым учеником всегда плохо - это увеличивает опасность конформизма. Быть отличником в плохой школе (а сталинская школа учебы и жизни была во всех отношениях отвратительна) - опасно вдвойне: для способного и честолюбивого юноши нет ничего страшнее старательного усвоения ложных взглядов и почтения к плохим учителям.

Мое отличие от других состояло разве в том, что в силу своих интересов и драматических обстоятельств я часто менял специальности. Начинал как историк, потом ушел в философию. Затем вместе с коллегами создавал новую дисциплину - социологию. В связи с проблемами личности появился интерес к психологии, и не только социальной. Когда в социологических учреждениях стало невозможно работать, я перешел в Институт этнографии и занялся антропологией. С моей легкой руки появилось такое сочетание - "этнография детства".

А потом начались перестройка, разрушение страны, создание другого общества, дискомфорт. Я не скажу, что раньше было хорошо, а сейчас плохо. Сейчас по-другому плохо. И что-то изменилось во мне.

Введение в сексологию

Много места в моей работе стали занимать вопросы, связанные с проблемой сексуальности. Меня интересовала не столько сексуальность, сколько новое знание, родившееся на стыке философии, методологии общественных и гуманитарных наук, биологии. Но поскольку тема была запретна, читатель увидел прежде всего проблемы сексуальности. Так я оказался заложником собственной темы.

Потом мне стало понятно: то, чем я занимаюсь теоретически, напрямую связано с нормальным сексуальным просвещением в стране. Его отсутствие в условиях распространения СПИДа и других заболеваний, передающихся половым путем, - это самый настоящий геноцид российской молодежи.

На Западе меня спрашивают: "А что, ваша церковь, ваша власть не понимают, что, кроме сексуального просвещения, нет спасения от этих бед?"

- И что Вы им отвечаете?

Отвечаю: "Вероятно, не понимают. Это очень дремучие люди. Им нет дела до народа, до молодежи, даже до статистики. Они занимаются своими политическими играми. От того, что какое-то количество людей вымрет, а другие будут несчастны, им лично хуже не станет".

Американская администрация ассигнует огромные средства на программы, которые подвигают подростка к полному сексуальному воздержанию. К статистике и к человеку в США относятся серьезно. В конечном счете, это забота о нации.

Я бы сам никогда не стал заниматься данной проблемой. В конце концов, это проблемы технологические и социальные - как предохраняться и прочее. Я - ученый-теоретик. Меня заботят вопросы стратегические. Но когда в 96-м году начался крестовый поход на сексуальное просвещение, я не мог уклониться.

Так в постперестроечное время появилась моя книга о сексуальной культуре в России - "Клубничка на березке". Это социальная история, а никакая не сексология. Потом последовал ряд учебных пособий. И, наконец, "Подростковая сексуальность на пороге ХХI века", где дана статистика жизни Европы и России.

Проблемы одни и те же. Тенденции разные. У нас подросток сначала наживает опыт, а потом получает информацию, как со своими бедами справиться. На Западе наоборот: сначала - информация, потом - опыт. Мы учим детей простым процедурам - в какой руке держать ложку и вилку, как рационально питаться, какие необходимы правила гигиены. Почему же в сексуальной области, которая может нести смертельную опасность, это не так?

Я об этом твержу постоянно, но ничего не меняется. Я устал звонить в колокола. И прогноз мой жесткий, печальный. Прогноз на вымирание страны.

Реплика с улицы

- Игорь Семенович, по поводу сексуального воспитания есть реплика, скажем так, с улицы: наши предки ничего не знали о сексуальном воспитании, между тем как-то все у них это происходило, и потомство продолжалось, и детей худо-бедно воспитывали...

Предки обходились и без электричества, без газа, без авиации, и очень хорошо жили. Но они не перемещались с одного континента на другой, не имели компьютера... Что касается необходимости сексуального просвещения, то потребность в нем возникла только в условиях сложной городской культуры. Деревенские дети наблюдали жизнь животных, при скученности быта видели жизнь родителей, не было запрета на словесные выражения.

В городе произошло отделение жизни детей и взрослых. Не обладая информированностью, подросшие дети могут испытывать серьезные трудности. Кстати, в приобщении к этой области жизни во многих обществах существовали обряды. Этим никогда не занимались родители, но старшие члены общины, если там был институт брака, обучали молодого человека, что ему делать в первую брачную ночь, невесте рассказывали, как себя вести.

Сегодня требования повысились. Например, самая распространенная мужская проблема отнюдь не эрекция, а то, что ученые называют "исполнительская тревожность". Мужчина не знает, хорош ли он в интимной жизни, справляется или нет со своими обязанностями.

Раньше эта проблема не была столь острой. Мальчики часто начинали свой опыт в публичных домах. А потом предполагалось, что жена - невинна, а более опытный мужчина ее обучает, он - единственный и несравненный. Сегодня все не так. Молодой человек предполагает, что кто-то был до него или параллельно, и эта соревновательность очень болезненна.

И потом, сексуальная революция, которая, как обычно, пришла к нам лет на двадцать позже, - это прежде всего женская революция. Здесь дело не только в социальном равноправии, но и в сексуальной раскрепощенности. Тут важны и медико-биологические открытия, которые, в частности, заключаются в появлении эффективной контрацепции, - она позволяет женщине получать удовольствие, не рискуя нежелательным зачатием.

Дополнительная свобода - это всегда и дополнительные издержки, дополнительные проблемы. В том числе и на макросоциальном уровне - как продолжать род? Или на индивидуальном - как сочетать свободный выбор и любовь со стабильностью отношений? Поэтому без информированности здесь нельзя.

- Вы сказали, что наблюдаются изменения в сексуальном поведении подростков. А в чем они, собственно, заключаются, кроме более раннего вступления в сексуальные отношения?

Это громадные сдвиги. Прежде всего - более ранний сексуальный дебют. Это означает, что отношения - заведомо добрачные, до начала наступления социальной и психологической зрелости. Отсюда и "думские" задумки понизить брачный возраст до четырнадцати лет и повысить возраст согласия до шестнадцати лет, чтобы жениться было можно, а сексуально экспериментировать - нет. Это совершенно абсурдно, потому что понятно: для вступления в брак требуется гораздо больше зрелости, чем для начала сексуальной жизни.

Мужчина и женщина

Последний проект, которым я занимаюсь, называется "Мужчина в меняющемся мире".

Это не только и не столько сексуальная проблема. Речь идет о равноправии женщин. Женщины осваивают мужские профессии, рушится привилегированная мужская гегемония. Из этого вытекает довольно много сложных проблем. Появилась новая область знаний о гендерных социальных отношениях. Хотя слово "гендерные" здесь недостаточно точно - оно говорит о половых различиях. А о каких половых различиях может идти речь, если мы знаем, что в Советском Союзе женщин с высшим образованием было больше, чем мужчин. Или учителя и врачи - почти сплошь женские профессии. Это что - от биологии, от полового деморфизма? Нет, ничего подобного. До недавнего времени в США врачами в большинстве своем были мужчины. Эта работа очень хорошо оплачивалась, и женщин туда не пускали. Сейчас ситуация стала меняться.

Есть много исследований на эту тему. Занимаются ими, в основном, женщины. Естественно, это прежде всего женский вопрос: изменение положения женщины, ее психологии.

Меня же интересует, что в этих условиях происходит с мужчинами. Угрожает им что-то, не угрожает, как они меняются?

- Угрожает?

Нет, но надо перестраиваться. Нужно строить отношения с женщиной не на основе господства, а договариваться, находить компромиссы.

Сейчас мой совсем новый проект называется "Основы развития и социализации мальчиков".

Мальчиков и девочек воспитывают примерно одинаково, хотя они сильно раз

нятся по темпам развития и стилю поведения. Если взять отдельного мальчика и отдельную девочку, психологически они не очень отличаются друг от друга. Но индивидуальных различий больше, чем различий межполовых. В группах они совсем разные.

Последнее открытие состоит в том, что существуют две культуры детства. Начинается это в возрасте трех-четырех лет и продолжается до подросткового возраста. И даже в условиях совместного обучения мальчики и девочки существуют по большей части отдельно: разные сферы общения, группировки, ценности. В этих группах формируется то, что потом будут называть маскулинностью или демилинностью, мужскими или женскими чертами. А дальше проблема в том, что им надо сходиться, находить способы сосуществования, и вот вопрос - как это будет происходить?

На волнах времени

- Игорь Семенович, Вы упомянули об обстоятельствах, которые вынуждали Вас переходить из одной дисциплины в другую...

Я всегда делал только то, что мне нравилось, и занимался тем, чем хотел. Большей частью получалось так, что я занимался в науке тем, чем другие не занимались, потому что заниматься этим было нельзя. Хотя, конечно, это я мог позволить себе уже позже, начиная со статей в "Новом мире".

- Которые, могу засвидетельствовать, шли у "новомирских" читателей нарасхват.

Писать в 1966 году о еврейском вопросе, естественно, не было карьерным мероприятием. Когда я стал заниматься личностью, это тоже не было модным и вошло в научную моду потом. Все мои темы были внутренне мотивированы, несмотря на то, что оставались запретны.

Самой запретной, конечно, была сексуальность. Но вот, например, психология юности, которой я занимался, не была запретной. А с другой стороны, с 29-го и по 79-й год, когда вышла моя "Психология юношеского возраста", книг на эту тему у нас не было. Почему не писали - понятно: возникало очень много деликатных мировоззренческих вопросов. Чувствовали, что это опасно.

- В таком случае, у Вас неизбежно должны были возникать конфликты с цензурой, с властью вообще.

Прямые конфликты возникали сравнительно редко. У меня было больше неприятностей и сложностей с коллегами, чем с цензурой. Ничего антисоветского я не писал, многого в реалиях того времени просто не понимал. Шокировала непривычность тематики. Иногда действительно возникали острые конфликты. Например, когда в 1965 году я сказал в одном докладе, что у нас есть проблема поколений, проблема отцов и детей. Тут меня дружно опровергали.

Тогда было негласное правило: если хочешь сказать что-то новое, надо избрать максимально спокойную, каноническую форму, зашифровать, закодировать. Зато это все очень внимательно читалось. Если говоришь обыкновенности, можешь выбрать форму эпатажную. Сейчас все не так: если подача материала не носит скандального характера, его просто никто не заметит.

Но и такого чувства невостребованности, как сейчас, раньше не было. То, что не выходило в печати, шло в самиздат. То, что было искорежено цензурой, читатель-единомышленник, настроенный на ту же волну, понимал.

Сегодня, конечно, я издаюсь. Но кто это читает, мне неизвестно, как понимают - неизвестно. Я вот ездил в Челябинск (меня попросили выступить перед директорами детских домов). С одной стороны, меня все знали и читали. Глава администрации Челябинской области, врач по образованию, цитировал наизусть мои книжки, которые читал еще в юности. Учителя приносили мне на подпись "Психологию юношеского возраста" издания 79-го года. А докторша, которая мне делала кардиограмму, рассказывала, как ей повезло: когда она была студенткой, ей удалось достать книгу "Введение в сексологию". Но, с другой стороны, ничего, что вышло после 89-го года, туда не попало. Это все равно, как если бы в 89-м я умер.

- В начале разговора Вы обронили такую фразу: социологией стало заниматься невозможно. С чем это было связано?

В то время как советская пресса трубила, что основа всех свобод личности - право на труд, я доказывал, что "логическая предпосылка и необходимое историческое условие всех других свобод" - свобода перемещения. "Ограничение ее инстинктивно воспринимается и животными, и человеком как несвобода. Тюрьма воспринимается не столько наличием решеток или недостатком комфорта, сколько тем, что это место, в котором человека держат помимо воли".

В 1960-е годы в советском обществе уже отчетливо просматривались тенденции, которые в дальнейшем должны были привести его к краху, в частности, аппаратно-бюрократический антиинтеллектуализм и кризис в межнациональных отношениях. Социология создавалась на волне предполагаемых реформ. Стало ясно, что в обществе существуют проблемы, которые надо осмысливать. Но вскоре наша информация, которая в какой-то момент казалась необходимой Хрущеву, настроенному на реформы, стала не нужна. Общество вновь стало беспроблемным. А такому обществу не нужны общественные науки. Из социологии стали делать служанку пропаганды. Тогда я ушел на заработки.

В Москве одна партия, но много подъездов

- А с чем связан Ваш переезд из Ленинграда в Москву? Ведь Вы говорите, что никаких острых столкновений не было?

Что вы, они были всегда! Я, правда, не всегда осознавал суть проблемы. Но, конечно, это прежде всего - Ленинградский обком партии. Притеснял он меня, безусловно. Хотя поделать со мной обкомовцы ничего не могли. Я в Ленинграде не строил никакой карьеры, печатался исключительно в Москве.

- А что раздражало обком?

Раздражало все. Раздражала "Социология личности", статьи о конформизме. Вызывали ярость "новомирские" статьи, особенно "Психология предрассудка". Статья об американской интеллигенции, которую читали все, понимая, что речь идет о нас. Чиновники чувствовали крамолу, но ничего с этим сделать не могли. Это было не в их юрисдикции. Ответственность нес Твардовский, а он был в Москве.

Чиновники пакостили, чем могли. В частности, блокировали мне заграничные поездки. С этим я ничего не мог сделать. А заграничные поездки мне нужны были не для того, чтобы "слинять" (хотя я не раз подумывал это сделать, но всякий раз возвращался, потому что здесь я нужнее, мне было что сказать обществу). И подавно я ездил не для того, чтобы привозить какие-то тряпки - у меня здесь интересов никогда особенно не было. Но я знал, что страна в безнадежном состоянии, интеллектуально отсталая. Мне нужны были иностранные книги и журналы, которые я должен был выпрашивать у своих западных коллег. Кроме того, важно было просто поговорить с коллегами.

Кстати, именно поэтому вся интеллигенция так болезненно относилась к запретам на зарубежные поездки независимо от того, как тот или иной относился к советской власти и что искал на Западе: это был запрет на глоток воздуха. Для меня же это означало запрет на работу.

В Москве всегда было свободнее. Тогда ходил такой анекдот: когда в Москве стригут ногти, в Ленинграде рвут пальцы. К сожалению, это подтверждалось неоднократно. Поэтому всегда происходила утечка мозгов из Ленинграда в Москву. Говорили между собой так: в Москве однопартийная система, но много подъездов. Имелись в виду разные подъезды ЦК.

Действительно, когда я уже не мог оставаться в "Институте социологии", который курировал отдел науки ЦК, я ушел в "Институт общественных наук" при ЦК КПСС, который находился в компетенции международного отдела ЦК, и отдел науки там меня уже достать не мог.

А в Ленинграде, как и в других городах, система была не только однопартийная, но и одноподъездная. Если обком решил кого-то упразднить, то он это запросто мог сделать. Поэтому заниматься какими-то неканоническими сюжетами в провинции было гораздо опаснее, чем в столице. Когда я общался с Ираклием Андронниковым (тоже бывший ленинградец, перебравшийся в Москву) и сказал ему, что в Москве больше возможностей для работы, он сказал: "Нет. Вы ошибаетесь. В Москве больше возможностей для реализации сделанного. Но эти возможности связаны с тем, что вы вовлекаетесь в какую-то ненужную вам суету. А в Ленинграде возможностей для органической работы больше, но потом вы с этим ничего не можете сделать. И вам становится очень неуютно".

Переезд в Москву однозначно интерпретируется как что-то карьерное. Все гораздо сложнее. У кого-то это действительно так. У других - из-за возможности самореализации.

Ты не можешь реализоваться в Чухломе - тебе надо в Ленинград; потом тебе не хватает Ленинграда - и тебе нужно в Москву; а сегодня необходимо порою уехать в Нью-Йорк, в Лондон - только там можешь реализоваться и получить должное признание. Здесь, конечно, тоже не все так просто: здесь ты первый парень на деревне, а там нет. У кого-то получается реализоваться, у кого-то нет.

У меня - другое: стиль работы - кабинетный, ни на какие тусовки я не хожу. В этом смысле ленинградская жизнь меня устраивала. В лучшие годы моей жизни, до отъезда в Москву в 85-м году, я снимал комнату в Павловске, где проводил четыре дня в неделю. Ходил на лыжах, гулял, работал. От дома до дачи у меня было полчаса. Занимался, чем хотел. Если бы не притеснение в заграничных поездках, я бы никогда не уехал из Ленинграда.

- Вам как-то сегодня помогает Ваше имя?

Сейчас, когда у меня прямая конфронтация с церковью, с министерством образования, с Думой, на открытую травлю никто не идет. Они боятся, понимают, что скандал сработает против них. На моих книгах выросло два поколения, а может быть, и три. И книги разные. Если бы это касалось только сексуальности, я бы сам считал, что это дешевка - запретный сюжет, никто об этом не говорит и так далее. Но моя популярность выросла на "Социологии личности", на "новомирских" статьях. И даже люди, которые ничего не читали, привыкли к имени. Это срабатывает. Иногда при ближайшем ознакомлении они разочаровываются. А может быть, и нет.