Весна в лесу анализ. Анализ стихотворения Пастернака «Весна в лесу

4 926 0

Поэтические образы, создаваемые , очень ярки и разнообразны. Однако в отличие от многих других поэтов он никогда не приукрашивал действительность. Потому пейзажная лирика этого автора отличается реалистичностью, хотя в каждом произведении, выдержанном в подобном ключе, можно найти свою прелесть и очарование.

Последние годы жизни Пастернака прошли в знаменитом писательском поселке Переделкино, где поэт скрывался от травли своих оппонентов. Именно здесь в 1956 году было написано стихотворение , легкое, возвышенное и не лишенное романтизма. Поэт отмечает, что в этот раз смена времен года происходит несколько позднее обычного, и в тот период когда все вокруг уже должно цвести и благоухать, «отчаянные холода задерживают таяние» снегов. Тем не менее, весна уже на подходе, и определить это можно по многим косвенным признакам. Несмотря на морозы, поэт видит, как «с утра амурится петух» , устроивший настоящую охоту за соседскими курами, а на опушке леса» сосна на солнце жмурится», словно бы предвкушая грядущее потепление.

Казалось бы, столь лирический настрой, заданный в самом начале произведения, нужно поддерживать и развивать. Однако Пастернак придерживается совсем иного мнения и предпочитает реалистично отражать окружающий мир. Казалось бы, ему ничего не стоит рассказать, как лес готовится к приходу весны и наполняется жизнью. Но вместо этого поэт делает акцент на малоприятные детали, с которыми все мы сталкиваемся после того, как сходят снега. Автор подмечает в лесу «еловый мусор, хлам» , который проступает сквозь почерневшие и подтаявшие сугробы. Яркое весеннее солнце, по его мнению, словно застряло над «грязной вешней жижицей» , которой покрыты все лесные проталины. Но даже столь непривлекательный пейзаж не в силах омрачить радость ожидания погожих деньков, когда весь мир изменится до неузнаваемости, наполнится весенними запахами и звуками.

Поэт, неоднократно видевший приход весны, не перестает удивляться тому, как уверенно она отвоевывает свои права у зимы. Чем больше последняя упорствует, тем очевиднее будет ее поражение, и тем больше удовольствия доставят автору ожидаемые перемены. Но в тот момент, когда в лесу еще лежит снег, легкое дрожание прогретого солнцем воздуха указывает на то, что весна уже не за горами, и самое время готовится ко встрече с этой капризной красавицей.

Борис Леонидович Пастернак

Отчаянные холода
Задерживают таянье.
Весна позднее, чем всегда,
Но и зато нечаянней.

С утра амурится петух,
И нет прохода курице.
Лицом поворотясь на юг,
Сосна на солнце жмурится.

Хотя и парит и печет,
Еще недели целые
Дороги сковывает лед
Корою почернелою.

В лесу еловый мусор, хлам,
И снегом всё завалено.
Водою с солнцем пополам
Затоплены проталины.

И небо в тучах как в пуху
Над грязной вешней жижицей
Застряло в сучьях наверху
И от жары не движется.

Поэтические образы, создаваемые Борисом Пастернаком, очень ярки и разнообразны. Однако в отличие от многих других поэтов он никогда не приукрашивал действительность. Потому пейзажная лирика этого автора отличается реалистичностью, хотя в каждом произведении, выдержанном в подобном ключе, можно найти свою прелесть и очарование.

Последние годы жизни Пастернака прошли в знаменитом писательском поселке Переделкино, где поэт скрывался от травли своих оппонентов. Именно здесь в 1956 году было написано стихотворение «Весна в лесу», легкое, возвышенное и не лишенное романтизма. Поэт отмечает, что в этот раз смена времен года происходит несколько позднее обычного, и в тот период, когда все вокруг уже должно цвести и благоухать, «отчаянные холода задерживают таяние» снегов. Тем не менее, весна уже на подходе, и определить это можно по многим косвенным признакам. Несмотря на морозы, поэт видит, как «с утра амурится петух», устроивший настоящую охоту за соседскими курами, а на опушке леса «сосна на солнце жмурится», словно бы предвкушая грядущее потепление.

Казалось бы, столь лирический настрой, заданный в самом начале произведения, нужно поддерживать и развивать. Однако Пастернак придерживается совсем иного мнения и предпочитает реалистично отражать окружающий мир. Казалось бы, ему ничего не стоит рассказать, как лес готовится к приходу весны и наполняется жизнью. Но вместо этого поэт делает акцент на малоприятные детали, с которыми все мы сталкиваемся после того, как сходят снега . Автор подмечает в лесу «еловый мусор, хлам», который проступает сквозь почерневшие и подтаявшие сугробы. Яркое весеннее солнце, по его мнению, словно застряло над «грязной вешней жижицей», которой покрыты все лесные проталины. Но даже столь непривлекательный пейзаж не в силах омрачить радость ожидания погожих деньков, когда весь мир изменится до неузнаваемости, наполнится весенними запахами и звуками.

Поэт, неоднократно видевший приход весны, не перестает удивляться тому, как уверенно она отвоевывает свои права у зимы. Чем больше последняя упорствует, тем очевиднее будет ее поражение, и тем больше удовольствия доставят автору ожидаемые перемены. Но в тот момент, когда в лесу еще лежит снег, легкое дрожание прогретого солнцем воздуха указывает на то, что весна уже не за горами, и самое время готовится к встрече с этой капризной красавицей.

Б. Л. Постернак очень хорошо получалось в своих работах передавать образы окружающего мира, они выходили, поистине живы и ярки. Но автор никогда не любил преувеличить реальность, потому его произведения просты и воздушны, что предает некое очарование и красоту.

Перед уходом из жизни, поэт провел какое-то время всем известном писательском селе Переделкино. И именно здесь, в 1956г. была создана его еще одна работа под названием «Весна в лесу», простое, с нотками романтизма, произведение. Автор подмечает, что на этот раз весна слегка задержалась, и в тот момент, когда она должна вовсю играть лучами солнца, «отчаянные холода задерживают таяние снегов». Но все же, скоро наступит долгожданный период, и весна окружит нас своим теплым, и проснется от зимней спячки природа «с утра амурится петух», скоро у него начнется охота за курочками своими, что находятся у соседнего двора, «сосна на солнце жмурится», это нам дает ощущения приближающегося тепла.

И читая данные строки, думаешь, что все произведение будет исходить солнечным теплом, пробуждением окружающего мира, что все скоро запоет, но автор в то же время начинает подмечать о том, с чем мы сталкиваемся ежегодно, когда снег превращается вводу и после него остается «еловый мусор, хлам». А блестящее теплое солнце, будто задержалось в «грязной вешней жижице», но даже описание не столь приятных деталей, не печалит приход долгожданной весны.

Анализ стихотворения Весна в лесу по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Айя-София Мандельштама

    Произведение из первого сборника поэта посвящено одному из шедевров мировой архитектуры – главной мечети Стамбула, прежде бывшей храмом святой Софии.

  • Анализ стихотворения Тихая, звездная ночь Фета

    Стихотворение А.А. Фета «Тихая, звездная ночь» написано в 1842 году. На его основе создано несколько романсов популярными композиторами того времени. Все это свидетельствует о глубоком проникновении лирики поэта в сердца читателей.

  • Анализ стихотворения Петербургские строфы Мандельштама

    Осип Эмильевич Мандельштам является истинным творцом и признанным гением в русской литературе. Его поэзия это вздох легкости и ритм переливающихся строк. Это произведение Петербургские строфы было написано в январе 1913 года

  • Анализ стихотворения Державина Властителям и судиям 7, 9 класс

    Стихотворение Властителям и судиям поэт Державин написал в 1780 году. Он в это время работал чиновником военного ведомства в провинции и часто сталкивался с несправедливостью по отношению к простым людям

  • Анализ стихотворения Светил нам день, будя огонь в крови Фета

    Стихотворение Светил нам день, будя огонь в крови.. относится к позднему периоду творчества Фета, исследователи считают его частью Лазичевского цикла

Стихотворение “Весна в лесу” написано Пастернаком на закате его жизни и в период противостояния сообществу литераторов. Поможет понять это произведение краткий анализ “Весна в лесу” по плану, который может быть использован на уроке литературы в 7 классе для объяснения темы.

Краткий анализ

История создания – написано стихотворение в 1956 году, в период, когда Борис Пастернак жил у себя на даче в Переделкино.

Тема – ожидание прихода весны, предчувствие перемен, которые она принесет.

Жанр – пейзажно-философская лирика.

Стихотворный размер – ямб.

Эпитеты “отчаянные холода”, “почернелая кора”, “еловый мусор”, “грязная вешняя жижица” .

Метафоры “лед сковывает дороги”, “небо застряло в сучьях и не движется”, “вода с солнцем пополам” .

Олицетворение “лицом поворотясь на юг, сосна на солнце жмурится” .

Сравнение “небо в тучах как в пуху” .

История создания

Стихотворение написано в 1956 году, когда Пастернак жил у себя на даче в Переделкино. Он наблюдал за природой, буквально жил ею. То был период, когда конкуренция между ним и обществом литераторов особенно обострилась, поэтому он решил сделать акцент на реалистичности природной картины.

Тема

Автор говорит о приходе весны как о времени, когда человек предчувствует перемены – это главная мысль произведения. Пастернак не стремится приукрасить природу, сделать ее неестественной, слишком прекрасной – нет, в его предвесеннем лесу есть место и мусору, и серым краскам, и отсутствию солнца. Но это не делает ожидание весны менее зачаровывающим – такова основная идея, вложенная Пастернаком в поэтические строки.

Композиция

Пастернак рассказывает о том, что весна собирается прийти позже обычного – хотя все ее признаки уже налицо, снег все еще лежит. Последовательно, строфа за строфой поэт рисует картину наступления весны. И это не идеалистические пейзажи, где все очень красиво – нет, это то, что каждый человек может увидеть, выйдя в лес.

В пастернаковской весне есть место и еловому мусору, и грязи, и лужам. Такие малоприятные детали видел каждый, кто хоть раз бывал в ельнике в момент таяния снега. В этом не того очарования, которое присуще классической пейзажной лирике, но в то же время есть собственное – очарование настоящей природы и настоящей жизни.

Это произведение интересно тем, что Пастернак не упускает мрачные детали, связанные с приходом весны, в то время как обычно поэты прикрывают его романтическим флером. Не, описание реалистично от первой до последней строфы и при этом все равно остается легким и прекрасным.

В стихотворных работах Бориса Пастернака можно встретить очень много образов, которые совершенно не похожи друг на друга. Особенностью его работ является то, что он никогда не украшал, не дорисовывал прелести окружающего мира. Автор старался реально воспринимать то, что видят его глаза, и точно также реально передавал это на бумаге. Благодаря такому таланту, каждая работа Бориса Пастернака наполнена неким очарованием и удивлением.

Стихотворение «Весна в лесу» было написано в последние годы жизни поэта. Он находился в поселке Переделкино и наблюдал за чудесными природными пейзажами.

Из строк стихотворения понятно, что весна задерживается. Все вокруг окутано холодом. И этот холод никак не дает растаять последнему снегу. Автор вспоминает, что в это время, уже все должно цвести и пахнуть, радовать глаз яркими лучами солнца и прогревать землю теплом. Однако не в этом году! Хотя, в воздухе уже витает аромат весны. Эти видно и по поведению дворовых птиц, которые заигрывают друг к другу.

Пастернак пишет о том, что солнце будь-то бы застряло над грязной жижицей. Конечно, такие мрачные моменты прихода весны можно было бы и опустить. Однако Борис Леонидович придерживается своего реалистичного стиля написания стихотворений и передает все так, как есть на самом деле, без возвышений и восхвалений. Хотя, даже такие серые, мрачные пейзажные детали не в силах разрушить истинное ощущение прихода, скорого наступления весны.

Также, Пастернак еще раз передает свое удивление тем процессом, когда весна стремительно воюет с зимой и побеждает, прогоняя задержавшуюся пору года. Совсем скоро она разрушит лесные заснеженные сугробы, избавит землю от серости и мрака. Весна не за горами!