Вооружённые Силы Российской Федерации. Из истории создания

Воздушно - десантные войска
(ВДВ)

Из истории создания

История российских Воздушно-десантных войск неразрывно связана с историей создания и развития Красной Армии. Большой вклад в теорию боевого применения воздушных десантов внес Маршал Советского Союза М.Н. Тухачевский. Еще во второй половине 20-х годов он первым из числа советских военных деятелей глубоко исследовал роль воздушных десантов в будущей войне, обосновал перспективность Воздушно-десантных войск.

В работе «Новые вопросы войны» М.Н. Тухачевский писал: «Если страна подготовлена к широкому производству авиадесантов, способных захватить и прекратить деятельность железных дорог противника на решающих направлениях, парализовать развертывание и мобилизацию его войск и т. д., то такая страна сможет перевернуть прежние методы оперативных действий и придать исходу войны гораздо более решительный характер».

Значительное место в этой работе отведено роли воздушных десантов в приграничных сражениях. Автор считал, что воздушные десанты в этот период боя выгоднее использовать для срыва мобилизации, изоляции и сковывания приграничных гарнизонов, разгрома местных войск противника, захвата аэродромов, посадочных площадок и решения других важных задач.

Много внимания вопросам разработки теории применения Воздушно-десантных войск уделяли Я.И. Алкснис, А.И. Егоров, А.И. Корк, И.П. Уборевич, И.Э. Якир и многие другие военачальники. Они считали, что в Воздушно-десантных войсках должны служить наиболее подготовленные солдаты, готовые выполнить любое задание, проявляя при этом решительность и стойкость. Воздушные десанты должны наносить внезапные удары по противнику там, где их никто не ждет.

Теоретические исследования приводили к тому, что боевая деятельность Воздушно-десантных войск должна носить наступательный характер, смелый до дерзости и предельно маневренный в проведении быстрых, сосредоточенных ударов. Воздушные десанты, максимально используя внезапность своего появления, должны стремительно наносить удары по наиболее чувствительным пунктам, ежечасно добиваться успеха, увеличивая тем самым панику в рядах противника.

Одновременно с разработкой теории боевого применения ВДВ в Красной Армии проводились смелые эксперименты по высадке воздушных десантов, велась обширная программа по созданию опытных воздушно-десантных подразделений, изучались вопросы их организации, разрабатывалась система боевой подготовки.

Впервые воздушный десант для выполнения боевой задачи был применен в 1929 году. 13 апреля 1929 года банда Фузайли совершила очередной набег из Афганистана на территорию Таджикистана. В планы басмачей входило захватить Гармский уезд и в дальнейшем обеспечить вторжение в Алайскую и Ферганскую долины более крупных банд басмачей. В район вторжения басмачей были высланы кавалерийские отряды с задачей уничтожить банду раньше, чем она захватит Гармский уезд. Однако поступившие из города сведения свидетельствовали о том, что они не успеют преградить путь банде, которая уже разбила во встречном бою отряд гармских добровольцев и угрожала городу. В этой критической ситуации командующий Среднеазиатским военным округом П.Е. Дыбенко принял смелое решение: перебросить по воздуху отряд бойцов и внезапным ударом уничтожить противника на подступах к городу. В состав отряда входило 45 человек, вооруженных винтовками и четырьмя пулеметами. Утром 23 апреля в район боевых действий на первом самолете вылетели два командира взвода, а вслед за ними вторым самолетом - командир кавалерийской бригады Т.Т. Шапкин, комиссар бригады А.Т. Федин. Командиры взводов должны были захватить посадочную площадку и обеспечить высадку главных сил отряда. В задание командира бригады входило изучить обстановку на месте и затем, возвратившись назад в Душанбе, доложить результаты командующему. Комиссар Федин должен был принять командование десантом и руководить действиями по уничтожению банды. Через полтора часа после взлета первого самолета в воздух поднялись главные силы десанта. Однако намеченный ранее план действий отряда был отменен сразу после посадки самолета с командиром и комиссаром. Половина города уже была занята басмачами, так что медлить было нельзя. Отправив самолет с донесением, командир бригады принял решение немедленно атаковать противника имеющимися силами, не дожидаясь прибытия десанта. Раздобыв в ближайших кишлаках лошадей и разбившись на две группы, отряд двинулся в Гарм. Ворвавшись в город, отряд обрушил на басмачей мощный пулеметный и винтовочный огонь. Бандиты растерялись. Они знали о численности гарнизона города, но те были вооружены винтовками, а откуда взялись пулеметы? Бандиты решили, что в город ворвалась дивизия Красной Армии, и, не выдержав натиска, отступили из города, потеряв при этом около 80 человек. Подошедшие кавалерийские части завершили разгром банды Фузайли. Командующий округом П.Е. Дыбенко при разборе высоко оценил действия отряда.

Второй эксперимент состоялся 26 июля 1930 года. В этот день под руководством военного летчика Л. Минова в Воронеже были совершены первые тренировочные прыжки. Как происходили события, рассказал впоследствии сам Леонид Григорьевич Минов: "Я не думал, что один прыжок может изменить в жизни многое. Я всей душой любил летать. Как и все мои товарищи, относился в то время к парашютам с недоверием. Да попросту о них и не думал. В 1928 году мне довелось быть на совещании руководящего состава Военно-Воздушных Сил, где я сделал свой доклад об итогах работы по «слепым» полетам в Борисоглебской школе военных летчиков." После совещания меня подозвал Петр Ионович Баранов, начальник ВВС, и спросил: " В своем докладе вы говорили, что вслепую летать надо непременно с парашютом. Леонид Григорьевич, а как, по-вашему, нужны ли парашюты в военной авиации?" Что я мог тогда сказать! Конечно, парашюты нужны. Лучшим доказательством того был вынужденный прыжок с парашютом летчика испытателя М. Громова. Вспомнив этот случай, я ответил Петру Ионовичу утвердительно. Тогда он предложил мне поехать в США и познакомиться, как у них обстоят дела со спасательной службой в авиации. Честно говоря, я согласился неохотно. Из Соединенных Штатов Америки я вернулся «налегке»: с «дипломом» в кармане и тремя прыжками. Петр Ионович Баранов мою докладную записку положил в тощую папку. Когда он закрыл ее, на обложке я увидел надпись: «Парашютное дело». Из кабинета Баранова я вышел через два часа. Предстояла большая работа по внедрению парашютов в авиации, по организации различных исследований и экспериментов, направленных на повышение безопасности полетов. Было решено провести в Воронеже занятия с целью ознакомления летно-подъемного состава с парашютами, с организацией прыжков. Баранов предложил подумать о возможности подготовки на воронежских сборах 10-15 парашютистов для выполнения группового прыжка. 26 июля 1930 года участники сборов Военно-воздушных сил Московского военного округа собрались на аэродроме под Воронежем. Мне предстояло выполнить показательный прыжок. Конечно, все, кто был на летном поле, считали меня асом в этом деле. Ведь я здесь был единственным человеком, который уже получил воздушное парашютное крещение и прыгал не раз, не два, а имел целых три прыжка! И занятое мною призовое место на соревнованиях сильнейших парашютистов США, по-видимому, казалось присутствующим чем-то недосягаемым. Вместе со мной готовился к прыжку летчик Мошковский, назначенный на сборах моим помощником. Больше желающих пока не было. Мой прыжок действительно удался. Приземлился я легко, недалеко от зрителей, даже на ногах устоял. Встретили аплодисментами. Откуда-то взявшаяся девушка вручила мне букет полевых ромашек. - "А как там Мошковский?"... Самолет заходит на курс. В проеме двери хорошо видна его фигура. Уже пора прыгать. Пора! Но он по-прежнему стоит в дверях, видимо, не решаясь броситься вниз. Еще секунда, вторая. Наконец-то! Над падающим человеком взметнулся белый шлейф и тут же превратился в тугой купол парашюта. - "Ура-а-а!.." - раздалось вокруг. Многие летчики, видя нас с Мошковским живыми и невредимыми, изъявили желание тоже прыгнуть. В тот день совершили прыжки командир эскадрильи А. Стоилов, его помощник К. Затонский, летчики И. Поваляев и И. Мухин. А через три дня в рядах парашютистов насчитывалось 30 человек. Выслушав по телефону мой доклад о ходе занятий, Баранов спросил: "Скажите, можно ли за два-три дня подготовить, скажем, десять или пятнадцать человек для группового прыжка?" Получив положительный ответ, Петр Ионович пояснил свою мысль: " Было бы очень хорошо, если бы оказалось возможным по ходу воронежского учения продемонстрировать выброску группы вооруженных парашютистов для диверсионных действий на территории «противника»."

Надо ли говорить, что это оригинальное и интересное задание мы приняли к исполнению с огромным энтузиазмом. Выброску десанта решено было производить из самолета «Фарман-Голиаф». В те дни это был единственный самолет, освоенный нами для прыжков. Его преимущество перед имевшимися в авиабригаде бомбардировщиками ТБ-1 заключалось в том, что человеку не требовалось вылезать на крыло - парашютисты выпрыгивали непосредственно в открытую дверь. Причем все обучаемые находились в кабине самолета. Чувство локтя товарища успокаивало каждого. Кроме того, выпускающий мог наблюдать за ним, подбодрить перед прыжком. Для участия в десанте отобрали десять добровольцев, уже совершивших тренировочные прыжки. Кроме высадки бойцов в план десантной операции включили сброс с самолетов на специальных грузовых парашютах оружия и боеприпасов (ручные пулеметы, гранаты, патроны). Для этой цели использовали два мягких почтовых мешка и четыре полутяжелых короба конструкции К. Благина. Десантная группа была разделена на два отряда, так как в кабине самолета помещалось не более семи парашютистов. После высадки первых десантников самолет возвращался на аэродром за второй группой. В перерыве между прыжками намечалось сбросить с трех самолетов Р-1 шесть грузовых парашютов с оружием и боеприпасами. В результате этого эксперимента хотелось получить ответ на целый ряд вопросов: установить степень рассеивания группы из шести человек и время отделения от самолета всех бойцов; фиксировать время, которое потребуется для спуска десантников на землю, приема сброшенного оружия и приведения десанта в полную готовность к боевым действиям. В целях расширения опыта выброска первого отряда намечалась с высоты 350 метров, второго - с 500 метров, сбрасывание груза - со 150 метров. Подготовку к десантной операции закончили 31 июля. Каждый боец знал свое место в самолете и свою задачу на земле. Снаряжение десантников, состоящее из основного и запасного парашютов, было уложено и тщательно подогнано по фигуре бойца, оружие и боеприпасы упакованы в подвесные мешки и короба грузовых парашютов.

2 августа 1930 года ровно в 9 часов с аэродрома базирования поднялся самолет. На его борту - первый отряд парашютного десанта. Вместе с нами и руководитель второй группы Я. Мошковский. Он решил посмотреть, где место отделения нашей группы, чтобы потом точно десантировать своих ребят. Вслед за нами взлетели три самолета Р-1, под крыльями которых на бомбодержателях подвешены грузовые парашюты.

Сделав круг, наш самолет повернул к месту выброски десанта, расположенному примерно в двух километрах от аэродрома. Площадка приземления - это свободное от посевов поле размером 600 на 800 метров. Она примыкала к небольшому хутору. Одну из построек, расположенную на окраине хутора, наметили в качестве ориентира для сбора парашютистов после приземления и исходного пункта для начала боевых действий десанта в тылу «противника». - "Приготовиться!" - стараясь перекричать гул моторов, скомандовал я. Ребята тут же поднялись и встали друг за другом, сжимая в правой руке вытяжное кольцо. Лица напряжены, сосредоточены. Как только пересекли площадку, дал команду: "Пошел!"... - бойцы буквально высыпали из самолета, я нырнул последним и тут же дернул кольцо. Посчитал - все купола раскрылись нормально. Приземлились мы почти в центре площадки, недалеко друг от друга. Бойцы, быстро собрав парашюты, подбежали ко мне. Тем временем над головами прошло звено Р-1 и на краю хутора сбросило шесть парашютов с оружием. Мы кинулись туда, распаковали мешки, достали пулеметы, патроны. И вот уже в небе вновь появился наш «Фарман» со второй группой. Как и было запланировано, группа Мошковского покинула самолет на высоте 500 метров. Приземлились они рядом с нами. Понадобилось всего несколько минут, и 12 десантников, вооруженные двумя ручными пулеметами, винтовками, револьверами и гранатами, были в полной готовности к боевым действиям...»

Так был сброшен первый в мире парашютный десант.

В приказе Реввоенсовета СССР от 24 октября 1930 года нарком К. Ворошилов отмечал: «В качестве достижений необходимо отметить удачные опыты по организации воздушных десантов. Воздушно-десантные операции должны быть всесторонне изучены с технической и тактической стороны Штабом РККА и им преподаны соответствующие указания на месте».

Именно этот приказ является юридическим свидетельством рождения «крылатой пехоты» в Стране Советов.

Организационная структура воздушно - десантных войск

  • Командование Воздушно-десантных войск
    • Воздушно-десантные и десантно-штурмовые соединения:
    • 98-я гвардейская воздушно-десантная Свирская Краснознамённая ордена Кутузова 2-й степени дивизия;
    • 106-я гвардейская Краснознамённая ордена Кутузова 2-й степени воздушно-десантная дивизия;
    • 7-я гвардейская десантно-штурмовая (горная) Краснознаменная ордена Кутузова 2-й степени дивизия;
    • 76-я гвардейская десантно-штурмовая Черниговская Краснознамённая дивизия;
    • 31-я отдельная гвардейская десантно-штурмовая Ордена Кутузова 2-й степени бригада;
    • Воинская часть специального назначения:
    • 45-й отдельный гвардейский ордена Кутузова ордена Александра Невского полк специального назначения;
    • Воинские части обеспечения:
    • 38-й отдельный полк связи Воздушно-десантных войск;

Воздушно-десантные войска - род войск, предназначенный для боевых действий в тылу противника.

Предназначены для высадки с воздуха в тылу противника или для быстрого развёртывания в географически удалённых районах, часто применяются как силы быстрого реагирования.

Основным способом доставки ВДВ является парашютное десантирование, также могут доставляться на вертолётах; в период Второй мировой войны практиковалась доставка на планёрах.

    ВДВ состоят из:
  • парашютно-десантных
  • танковых
  • артиллерийских
  • самоходно-артиллерийских
  • других частей и подразделений
  • из частей и подразделений специальных войск и тыла.


Личный состав ВДВ десантируется вместе с личным оружием.

Танки, ракетные установки, артиллерийские орудия, самоходные установки, боеприпасы и другие материальные средства сбрасывают с самолетов при помощи воздушно-десантной техники (парашюты, парашютные и парашютно-реактивные системы, грузовые контейнеры, платформы для установки и сбрасывания оружия и техники) или доставляют авиацией в тыл противника на захваченные аэродромы.

    Основные боевые свойства ВДВ:
  • способность быстро достигать удаленных районов
  • наносить внезапные удары
  • успешно вести общевойсковой бой.

На вооружении Воздушно-десантных войск имеются авиадесантные самоходные установки АСУ-85; самоходные артиллерийские орудия «Спрут-СД»; 122-мм гаубицы Д-30; боевые машины десанта БМД-1/2/3/4; бронетранспортеры БТР-Д.

Часть Вооруженных Сил Российской Федерации может входить в состав объединенных вооруженных сил (например, ОВС СНГ) или находиться под объединенным командованием в соответствии с международными договорами Российской Федерации (например, в составе миротворческих сил ООН или коллективных сил СНГ по поддержанию мира в зонах локальных военных конфликтов).

Все мальчишки страны мечтают попасть служить по призыву в ВДВ. Голубые береты притягательны боевым духом, чувством товарищества, красивой форменной одеждой, из-под которой выглядывает голубая тельняшка. Все знают уже...

Все мальчишки страны мечтают попасть служить по призыву в ВДВ. Голубые береты притягательны боевым духом, чувством товарищества, красивой форменной одеждой, из-под которой выглядывает голубая тельняшка.

Все знают уже давно, что тельняшку боец получает после первого прыжка с парашютом. Романтика неба затягивает. А лозунг, который они несут по жизни? «Никто, кроме нас»! И яркие праздники, отмечаемые 2 августа.

Ежегодные купания во всех водоемах страны и полный пофигизм на все условности. Вот бы собрать воедино всех парней ВДВ 2 августа. Они бы порвали всех, кто решился посягнуть на страну.

Войска Дяди Васи прошли Афган, Югославию, Чечню и еще ряд стран, о которых мы узнаем спустя 30 лет. Северный Кавказ особая зона для наших десантников.

Трудно представить десантника, не прыгающего с парашютом. Прыгают все: поварихи, медсестры, генералы и прапорщики. Но Григорию Мазилкину удалось стать десантником, ни разу не прыгнувшему с парашютом.

Он отслужил по призыву во внутренних войсках, вернувшись, стал служить во вневедомственной охране. Все шло, как обычно идет у парня, вернувшегося со службы в армии.

А тут знакомый подбил, что называется, пойти служить по контракту в Псковскую дивизию. Пройдя собеседование, он стал десантником. Почему-то написал в контракте, что отказывается прыгать с парашютом.

Фото: срочная служба, Свердловская область, Г.Мазилкин справа

Наверное, бойцов не хватало. И сказал ему кадровик, что и без него хватает желающих прыгнуть. Наверное, послужной список впечатлил кадровика. Его взяли на службу. А в середине декабря закрутилась Первая чеченская компания.

10 января Григорий, в составе сводного батальона, вылетел в Чечню. Он был назначен начальником вещевого склада. Непыльная работа, безопасная. Кто-то отказался поехать. Их уволили сразу.


Иллюстрация: пункты контракта военослужащих, убывающих в Чеченскую республику

Пока министр обороны по телевиденью рассказывал об успехах, нас там сильно потрепали. На стадионе «Терек» увидел Григорий первых убитых. 19 января они принимали участие во взятии дудаевского дворца.

Крещение — два в одном. Он работал на вещевом складе, как и предписано. Обеспечение формой, боеприпасами, водой (ее приписывали, по важности, к боеприпасам). Оказавшись в мясорубке войны, невозможно выйти оттуда без боя.

Нужна была вода. Несколько машин выехали к водоему под охраной БМД. Только присели пропустить фронтовые сто граммов, примчался боец. На горизонте люди, человек тридцать. Боевики покидали Грозный.


Фото: по возвращении из Чечни на аэродроме Чкаловский, 21 августа 1996г. (Г.Мазилкин в нижнем ряду крайний слева — с бородой)

Сорок минут шел бой. Все это время вода качалась из водоема, сразу став ценой в человеческую жизнь. Боевики из гранатометов били, укрывшись в промзоне. Но уже шли свои на подмогу. Удалось уйти без потерь в тот день.

О том бое напоминает награда – медаль «За отвагу». Удостоверение подписано Борисом Ельциным. Вернувшись с войны, он ушел из армии. Хотелось ближе к дому. А гражданская жизнь была странной.

Фото: в Фонде поддержки Героев СССР и РФ с Президентом Фонда Вячеславом Сивко, Героем России

Споры о книгах, походы в магазин. Обыденность. Где-то далеко взрывы, голод, кровь, смерть. Не вписался десантник в мирную жизнь. И уехал опять в Чечню.

Мото-стрелковая бригада вела охрану блокпостов. В апреле начались активные бои. Освобождали Бамут, Гойское, Серноводск. И вдруг все замерло. Началась подготовка к президентским выборам.

Боевики притихли тоже. Подразделение спустилось с гор, пошло в город Грозный. Предполагалось, что они будут оказывать помощь окруженным подразделениям МВД и войскам, ведущим бои уже двое суток.

Площадь Минутка стала уже нарицательным плацдармом. И главные бои шли именно там. Там и требовалось закрепиться. Приказ не выполнен. Они смогли закрепиться на стадионе «Динамо». За два часа боя погибла треть батальона.

Вести дельнейший бой было все равно, что принять бессмысленную смерть. Ожесточенное сопротивление было повсеместно. Тут и генерал Лебедь начал переговоры о мире.

Принимал участие в эвакуации журналистов РТР. Дело это весьма сложное. Они везде успевают влезть. Попробуй, отследи их. За спасение группы мирных граждан представлен еще к одной награде.

Как часто бывает во время полной неразберихи, все документы оказались выброшены на свалку. Найти их уже не удалось. Восстанавливать никто не стал. А командование опять сменилось. Так бывает довольно часто в условиях боевых действий.

Он не любит говорить о проигранной войне. А кто любит? Но плохой мир лучше хорошей ссоры. На Северном Кавказе пробыл почти год с перерывами. Есть и еще награды. Они греют сердце.

Он живет в маленьком, провинциальном Торжке. Ладно скроенный и крепко сшитый русский мужичок. Взрослые сыновья и две лапочки-дочки. Член общественной организации «Боевое братство».

Фонд поддержки героев в Москве возглавляет личный друг и командир, с которым прошли войну – Сивко Вячеслав. Они встречаются, когда Григорий бывает в Москве. Прослужив вместе в ВДВ, они и сегодня высоко несут девиз десантников «Никто, кроме нас»!

фото из личного архива Г.Мазилкина и сети Интернет

Воздушно-десантные войска выполняют огромный комплекс боевых задач. И прыжки ВДВ - один из основных козырей, используемых десантниками. Для этой цели применяются специально подготовленные самолеты и вертолеты. В оснащении ВДВ имеется большое количество современного эффективного вооружения, спецсредств, боевой техники, позволяющих с высокой эффективностью справляться с поставленными им задачами.

Задача бойцов ВДВ - захват стратегических промышленных объектов, административных и политических центров, районов сосредоточения я сил вероятного противника, захват и удержание узлов инфраструктуры, горных перевалов, переправ, линий коммуникаций; уничтожение средств массового поражения, электростанций, взлетно-посадочных полос и аэродромов, иных ключевых объектов; нарушение работы противника в глубоком и ближнем тылу и координации его сил, срыв перемещения резервов врага.

Одна из основных задач ВДВ связана с осуществлением оперативно-тактического десантирования на особо важных направлениях потенциальных локальных конфликтов.

Выполнение такой задачи невозможно без прыжков ВДВ с парашютом. В ВДВ особенно скрупулезно обучают личный состав. Поэтому десантники внимательно знакомятся с теоретическим фундаментом прыжков с парашютом, техникой десантирования, современными системами парашютно-реактивного и парашютного типа, десантными контейнерами, платформами и системами, при помощи которых осуществляется установка и десантирование вооружения и боевой техники. Особое внимание уделяется изучению актуальной военно-транспортной авиации.

Прыжки ВДВ на этапе появления и развития рода войск


Первый прыжок в ВДВ состоялся в тридцатых годах прошлого столетия. Именно тогда появился новый род войск в РККА - Воздушно-десантные войска. Первые десантники должны были выполнить вполне доступную задачу - высадиться в заданном районе, куда они были доставлены авиационной техникой. Десантников с парашютами перевозили поначалу на любых имеющихся на вооружении самолетах: стратегических тяжелых бомбардировщиках ТБ-1 или учебных У-2, которые не были лучшим решением для молодого рода войск. Выбор летного средства зависел от количества перевозимых десантников.

Решить вопрос по перевозке автомобилей, бронированной техники или орудий оказалось сложнее. Решили остановить выбор на бомбардировщике ТБ-1. Для создания специализированных систем, при помощи которых должны были успешно десантировать технику, было создано ОКБ. Среди самых первых типов вооружения, приспособленных для авиаперевозок и десантирования, следует назвать горную пушку калибром 76-мм, изобретенную в 1909 году, выбранную из-за подходящих веса и габаритов. Расчет орудия перевозился вместе с орудием и имел возможность десантироваться с парашютом из самолета, незначительно снижая летные данные бомбардировщика. Тогда и состоялся первый прыжок с парашютом в ВДВ, и с тех пор десантники прошли огромный путь.

Прыжки ВДВ с парашютом в современной армии России


Перенесемся в современную жизнь воинов Воздушно-десантных войск. В 2012 году военнослужащими этого рода войск, находящимися на военной службе, только в течение одной недели было выполнено более 11 тысяч прыжков с парашютом! В том числе прыжки ВДВ с Ила-76 составили более четырехсот. В наше время прыжки в период больших световых дней выполняются с интенсивностью два прыжка с парашютом в минуту, и даже чаще.

Было сообщение о том, сколько прыжков делают в ВДВ, например, в подразделении, дислоцирующем в Иваново. Как оказалось, 2800 прыжков на дивизию. В горном, десантно-штурмовом соединении, размещенном в Новороссийске, и воздушно-десантной тульской дивизии десантники совершают по 2000 прыжков. Курсантам Рязанского училища удается в течение одной недели совершить более полутора тысяч прыжков.

Прыжки ВДВ были более регулярны в Советской Армии. Скажем, в 80-е годы обычный десантник совершал около 30 прыжков ВДВ с Ил-76 за срочную службу. В 90-е годы их количество резко уменьшилось, но в наши дни можно вновь наблюдать постепенный рост роли боевой подготовки десантников, а значит - увеличение количества прыжков ВДВ с парашютом для курсантов и солдат срочной службы.

Обучение новобранцев ВДВ искусству десантирования


Много прыжков совершают представители молодого пополнения, прибывающего в части ВДВ. Молодым солдатам приходится много заниматься воздушно-десантной подготовкой. Гордое звание десантников им присваивают после того, как совершают первые парашютные прыжки.

Кроме того, в Рязани постоянно подготавливают и обучают техников, специализирующихся на парашютных приборах. Там же проводятся семинары по переподготовке командиров парашютно-десантных подразделений. Они изучают вопросы десантирования и подготовки военной техники. В летний период, который отличается благоприятными погодными условиями, в планах российских десантников выполнение более 35 тысяч прыжков ВДВ с парашютом.

Заставлять совершать прыжки с парашютом людей, не умеющих владеть собой в небе, категорически нельзя. Чтобы исключить беспорядочное падение, в комплектацию парашютов Д-5 и Д-6 входит стабилизирующий вытяжной купол. Благодаря наличию купола парашютиста не может унести в беспорядочное падение. Неопытному человеку кажется, что земля находится повсюду от него. Функция стабилизирующего купола в том, что стропы не мешали парашютисту выходить в небо. Купол выходит первым, после чего в течение пяти секунд происходит срабатывание прибора ППК-у, раскрывающего ранец. Ранец снабжен двухконусным замком, который открывается либо при помощи кольца, либо при помощи прибора. Дернуть кольцо парашютист может, не дождавшись истечения пяти секунд свободного падения. При помощи стабилизирующего парашютика купол полностью вытягивается из ранца парашюта.

Прыжки ВДВ с Ил-76


Говоря о подготовке десантников, нельзя не сказать о роли военно-транспортной авиации. Прыжки ВДВ с Ил-76 можно назвать наиболее эффективными сегодня. Основной военно-транспортный самолет Ил-76 легко справляется со следующими задачами:

  • парашютным десантированием л/с подразделений;
  • парашютным десантированием штатной военной техники и грузов;
  • посадочным десантированием л/с частей ВДВ;
  • посадочным десантированием боевой техники и грузов установленных габаритов;
  • транспортировкой и эвакуацией раненых в тыл.

В каждом из выше перечисленных вариантов предусмотрено использование специализированного оборудования.

При десантировании с Ил-76 пользуются:

  • двумя потоками в боковые двери, для минимизирования возможности схождения парашютистов в воздухе;
  • тремя потоками, один из которых проходит в рампу, а два остальных - в боковые двери;
  • четырьмя потоками - по два в рампу и боковые двери (при наличии боевых условий).

Во время десантирования личного состава скорость самолета достигает 300-т км/час. Отметим герметичность грузового салона Ил-76. При необходимости совершать дальние перелеты на большой высоте величина давления в салоне самолета равна давлению на высоте 2,5 км. Прыжки ВДВ с Ил-76 на протяжении многих лет считаются одним из самых безопасных и эффективных видов десантирования. В экстренных случаях все сиденья комплектуются кислородными масками, поэтому у всех десантников появляется возможность индивидуально получить кислородное питание.

Предпрыжковая подготовка в ВДВ

Перед тем, как подготовить настоящего десантника - необходимо пройти серьезную боевую подготовку. Предпрыжковая подготовка в ВДВ поставлена на самом современном уровне. Ни одного десантника не допускают к реальным прыжкам с парашютом без тщательной специальной подготовки.

Ил-76 - это самолет, полностью соответствующий задачам, которые ставятся перед десантниками. В салоне самолета предусмотрены все нюансы, благодаря которым достигается безопасность прыжков с парашютом. На всех выходах из самолета установлены светофоры. По обе стороны от рампы установлены светофоры. Зеленый свет загорается с надписью «Пошел», желтый - с командой «Приготовиться», красный - с командой «Отбой». При включении желтого светофора происходит одновременное включение короткой сирены, а при включении зеленого светофора происходит включение длинной ревущей сирены. Она продолжает реветь до тех пор, пока не останется в самолете ни одного парашютиста.

Каждый десантник, который выполнял прыжки в ВДВ с парашютом, не сможет забыть эту сирену никогда. Во время дальнего перелета мотор гудит ровно и спокойно, что располагает ко сну, но из-за звука сирены от сна не остается ничего. После команды «Приготовиться» и короткой предупредительной сирены подскакивает каждый десантник, ожидая команды прыгать в Небо.

Фото и видео прыжков ВДВ


Фото прыжков ВДВ отличаются особенной зрелищностью. Можно полюбоваться летящими в небе парашютистами, второй подвесной палубой транспорта Ил-76МД, грузовым салоном Ил-76. Благодаря повышенной вместимости грузовой салон транспорта Ил-76 вмещает три БМД-1, и может десантировать их парашютным или посадочным способом.

Среди возможностей самолета десантирование четырех грузов весом по 10 тонн каждый, либо двух грузов весом по 21-ой тонне. Ил-76МД выпускается в двухпалубном варианте и способен перевозить до 225 бойцов, а не как в однопалубном - не более 145 бойцов.

Наблюдать за десантированием техники с самолета Ил-76 всегда восхитительно. Прыжки ВДВ видео, благодаря интернету сегодня может посмотреть каждый желающий. Интересным фактом является установление высотных мировых рекордов советскими десантниками. Эти прыжки наших спортсменов-парашютистов были совершены в 1975, а затем в 1977 году. С самолета Ил-76, летящего на высоте выше пятнадцати тысяч метров, с парашютами прыгали девушки. И установленные тогда рекорды пока никто не сумел побить.

Видео ВДВ прыжки с парашютом может передать внешнее впечатление от этого уникального и захватывающего процесса. А сами парашютисты считают это самыми волнительными моментами своей жизни. Каждый прыжок не похож на предыдущий. Особенно много эмоций доставляет первый прыжок.

Для прыжка с парашютом Д-5 необходима высота от 800 до 1000 метров. При минимальной высоте выброски 600 метров. Период от момента выхода из самолета и до момента, когда должен раскрыться парашют, составляет 200 метров. Парашютисту приходится пролететь под куполом около шестисот метров.

Сегодня вместо парашютов старых систем пользуются десантным парашютом Д-10, с площадью купола в 100 кв.м., улучшенными параметрами и формой, напоминающей патиссон. На вооружение ВДВ поступил и Д-12, Листик, признанный отличной парашютной системой, не имеющей аналогов в мире.

Немецкие парашютные войска использовались во второй мировой войне для решения самостоятельных задач оперативного характера и тактических задач в рамках операций более крупных соединений сухопутной армии. Операция «Фройденталь». которую планировалось провести во время судетского кризиса, состояла в том, что немецкие стрелки-парашютисты должны были с тыла «открыть» чехословацкую линию укреплений. Она мыслилась как вполне самостоятельная операция. За ней последовали другие самостоятельные операции стрелков-парашютистов: удавшийся лишь частично захват «крепости Голландия» в мае 1940 года, захват острова Крит в мае 1941 года - крупнейшая и действительно самостоятельно проведенная воздушно-десантная операция, а также ряд более мелких операций, проведенных в восточной части Средиземного моря осенью 1943 года, после того как Италия разорвала союз с Германией. Планировавшийся в качестве крупного отвлекающего маневра десант немецких парашютистов в Северную Ирландию в конце осени 1940 года, а также неосуществленный план захвата острова Мальты летом 1942 года должны были быть самостоятельными операциями парашютных войск. Соединения армии, флота и авиации, назначенные для взаимодействия с парашютными десантами, должны были выполнять тактические задачи в рамках операций парашютных войск.

В основе всех наиболее крупных из названных воздушно-десантных операций лежал почти один и тот же замысел: сначала атаковать в нескольких местах с воздуха и создать несколько опорных пунктов, чтобы взломать изнутри систему обороны противника, помешать ему сосредоточить свои силы на каком-либо одном участке и перерезать необходимые для обороны коммуникации; затем выбрать один из созданных опорных пунктов, сконцентрировать на нем все имеющиеся и вновь прибывающие силы, чтобы они потом растекались, подобно чернильному пятну, до тех пор, пока основной опорный пункт не сольется с другими и не поглотит их. Этой тактике - я бы назвал ее «тактикой чернильного пятна» - немцы отдавали предпочтение во всех воздушно-десантных операциях в противовес тактике «ковра», применявшейся союзниками и заключавшейся в том, что на местности, подлежащей захвату, парашютисты с самого начала разбрасывались равномерно. Тактика «чернильного пятна» оправдала себя как в Голландии, так и на Крите.

Наряду с использованием немецких парашютных войск для решения задач оперативного характера немецкое верховное командование в ходе войны все чаще стало возлагать на парашютистов тактические задачи в рамках боевых действий крупных фронтовых соединений. При этом парашютные войска использовались большей частью как передовые отряды или как арьергарды, то есть в некоторой степени уподоблялись модернизированной кавалерии. Действия парашютных войск в Норвегии - в районе Домбоса и на аэродроме Осло в апреле 1940 года - и атака саперным взводом парашютных войск форта Эбен-Эмаэль, захват и обеспечение переправ через канал Альберта и овладение переправами через Нижний Рейн 10 мая 1940 года могут рассматриваться как действия парашютных войск в роли передовых отрядов. При наступлении на Александрию Роммель также замышлял вначале использовать в качестве передового отряда четыре боевые группы бригады Рамке для внезапного захвата и разрушения противотанковых заграждений англичан. Планировавшееся использование одного из соединений парашютных войск для внезапного захвата нефтяного района северо-западнее Баку до того момента, когда отступающий противник уничтожит его, также ставило парашютные войска в роль передового отряда. Наконец, боевая группа фон Хейдте, сброшенная во время последних крупных боевых действий немецких парашютистов в декабре 1944 года в горном районе Эйфель для обеспечения северного фланга наступавших и для захвата горных проходов и дорог, была также передовым отрядом.


Само собой разумеется, что в рамках крупной воздушно-десантной операции небольшая часть стрелков-парашютистов, выброшенных с парашютом или приземлившихся на планерах, выполняет задачи передового отряда. Так, например, во время боев на Крите роты штурмового полка приземлились в районе Малемеса и восточное Кании на грузовых планерах раньше стрелков-парашютистов; при планировании операции по захвату острова Мальты вышеназванный батальон должен был, используя пикирующие грузовые планеры, вывести из строя зенитную артиллерию острова. Гораздо реже планировалось использование парашютных и парашютно-планерных десантов в качестве арьергарда. Так, в августе 1943 года части 2-й парашютной дивизии, высадившиеся в Сицилии на западных и южных склонах Этны с задачей оборудовать отсечную позицию между отступающими и частично разгромленными итальянскими войсками и преследующими их частями противника и обеспечить создание мощного плацдарма у Мессинского пролива еще до того, когда войска будут эвакуированы из Сицилии, были своеобразным арьергардом. К использованию парашютистов в роли арьергарда до некоторой степени приближается и другой вид их боевого применения. На солдатском жаргоне он называется «тушением пожара». Состоит он в том, что стрелков-парашютистов бросают в возникшую брешь, чтобы восстановить непрерывную линию фронта. Как ни велико было количество случаев, когда парашютисты заменяли пехотные части, однако мне не известно ни одного примера, когда подобное «тушение пожара» было бы осуществлено с воздуха Парашютными и парашютно-планерными десантами. Правда, однажды верховное командование планировало подобное предприятие (для установления связи с окруженной немецкой группировкой в районе Холма весной 1942 года), но проведено оно не было.

Если проследить за ходом проведенных крупных немецких воздушно-десантных операций и за теми немногими случаями тактического использования парашютных войск, то неизбежно складывается такое впечатление, что германское верховное командование не умело использовать парашютные войска в соответствии с их особенностями. Оно нерешительно и неохотно принимало предложения, которые исходили от представителей самих парашютных войск, и в частности от генерала Штудента. Все это привело к тому, что столь ценное для армии соединение, состоявшее сплошь из отборных солдат-добровольцев и располагавшее прекрасным оснащением, вооружением и дорогостоящим оборудованием, превратилось в обычное пехотное соединение.

Действия немецких парашютных и парашютно-планерных десантов говорят о том, что страх командования перед большими потерями десантов был совершенно необоснован. Правда, потери парашютных войск в подобных операциях были, несомненно, тяжелыми, так как действия любого крупного десанта представляли собой ожесточенную тяжелую борьбу. Однако использование парашютного десанта всегда дает командованию возможность достижения оперативной или тактической цели при затрате гораздо меньших сил, чем в наземной операции сухопутных войск, где для достижения подобной цели должны быть использованы значительно более крупные силы. Даже если предположить, что целей, стоявших перед парашютными десантами в Голландии (1940 год) и на Крите (1941 год), можно было достигнуть без применения десантов с воздуха, только за счет действий сухопутных войск, то на это потребовалось бы гораздо больше времени и гораздо больше сил, тогда как абсолютные цифры потерь были бы, конечно, не меньшими. Во всяком случае, использование стрелков-парашютистов всегда себя оправдывает, но для этого парашютные войска должны вводиться в бой на направлении главного удара. Они не должны применяться рассредоточено и выполнять различные второстепенные тактические задачи. Весьма сомнительно, соблюдало ли этот принцип командование 6-й танковой армии «СО» во время последнего десанта немецких парашютных войск в декабре 1944 года.

При выполнении тактических задач отдельной группе парашютистов необходимо предоставлять более широкую свободу действий. Нигде так не вреден штамп и трафарет, как при атаке с воздуха, будь то прыжок или действия с планера. Несмотря на это, приходится сознаться, что в ходе второй мировой войны немецкие парашютисты и планерные десанты применяли три основных вида воздушного нападения: выброска или высадка непосредственно на объект, выброска или высадка рядом с объектом и выброска или высадка вдали от объекта.

Непосредственная выброска на объект возможна только в том случае, если объект невелик по своим размерам. В таком случае эта форма нападения является даже необходимой. Типичным примером ее является высадка на форт Эбен-Эмаэль 10 мая 1940 года. Форт удалось взять только благодаря высадке непосредственно на объект. Точно так же при планировании операции по захвату острова Мальты предусматривалась высадка десанта с пикирующих планеров прямо на позиции зенитной артиллерии. Думал о высадке десанта на противотанковые заграждения и Роммель, когда он хотел осуществить наступление на Александрию. Первый английский парашютный десант, сброшенный в феврале 1942 года севернее Гавра, был также выброской на объект. Его задачей было ликвидировать немецкую радарную установку «Вюрцбург» и изъять из нее необходимые англичанам детали. Предмостное укрепление можно захватить с воздуха только в том случае, если высадка десанта производится непосредственно на мост, как это делали, например, немецкие парашютисты в 1940 году на Нижнем Рейне и в 1941 году на Коринфском перешейке. Игнорирование англичанами этого элементарного правила парашютной тактики в Арнеме в сентябре 1944 года стоило им потери одной из лучших парашютных дивизий. Захват моста требует выгрузки или высадки на оба предмостных укрепления, и это является бесспорным правилом.

Типичным случаем выброски или высадки рядом с объектом может быть захват аэродрома. Высадка непосредственно на объект при помощи планеров или парашютов вызвала бы здесь, в условиях открытой местности, совершенно излишние потери.

Выброска или высадка вдали от объекта лишена преимущества внезапной атаки с воздуха непосредственно на объект или рядом с ним. Если выброску или высадку непосредственно на объект или рядом с ним можно сравнить с атакой с хода, то высадка вдали от объекта является в сущности занятием исходной позиции для наступления. В данном случае после занятия исходной позиции десант начинает атаку, руководствуясь общими принципами действий пехоты. В качестве примера такой высадки вдали от объекта могут служить действия 3-го парашютно-стрелкового полка на Крите. Этот полк имел задачу овладеть столицей острова - городом Канией. Для выполнения задачи полк выбросился на парашютах на дороге Кания - Аликиану, приблизительно в 3 км юго-западнее окраины Кании. Затем из очищенного от противника района высадки полк стал планомерно развивать наступление в северо-восточном направлении, на главный город острова.

Командир отдельной парашютной части решится на выброску десанта вдали от объекта лишь в том случае, если объект имеет большую протяженность (площадь), а обстановка у противника совершенно неясна. В рамках крупной десантной операции командование парашютных войск будет использовать отдельную часть при известных обстоятельствах вдали от объекта также и потому, что в случае необходимости ей можно изменить задачу, приказав участвовать в наземном бою на других участках. В приведенном выше примере 3-й парашютный полк имел все указанные предпосылки.

Было бы ошибкой предполагать, что в тот момент, когда парашютные десанты оказываются на земле - будь то при высадке прямо на объект, рядом с ним ил и вдали от него, - действия стрелка-парашютиста теряют свои специфические особенности, и все, что происходит потом, принимает характер обычного пехотного боя, ведущегося по старым, испытанным правилам. Даже после выгрузки или высадки бой десантников сохраняет свои особые черты. Бой в условиях десанта в отличие от боя нормальных пехотных подразделений характеризуется в основном тремя моментами: необходимостью обороняться со всех сторон, то есть вести круговую оборону; отсутствием предшествующей бою ближней разведки и разведки боем и, не в последнюю очередь, нехваткой артиллерии. Старая истина, что существо наступления заключается в гармоничном взаимодействии огня и движения, в условиях боя воздушного десанта теряет свое значение. В данном случае огонь отступает на второй план, освобождая свое место движению. Его подавляющее и парализующее действие оказывается не столь эффективным, как ошеломляющая внезапность, продуманный порядок и опрокидывающая сила движения, которые характеризуют атаку воздушного десанта. После приземления командир парашютно-десантного полка является уже не дирижером большого «огневого оркестра», а в известной степени «комиссаром по экономии боеприпасов», который стремится компенсировать недостаточную огневую мощь искусным и неожиданным огневым маневром своего тяжелого оружия. Там, где это искусство огневого маневра заменялось бомбардировкой и обстрелом с самолетов, например на острове Крит и в Южной Голландии (сентябрь 1944 года), там вместо четкого, дополняющего друг друга и обеспечивающего успех взаимодействия огня и движения получалось лишь неуклюжее и довольно бесполезное «содействие».

Во время последнего десанта немецких парашютистов в горном районе Эйфель в декабре 1944 года в состав боевой группы были включены передовые наблюдатели - дивизионов (батарей) дальнобойной артиллерии и артиллерийская команда связи, управлявшие огнем из глубокого тыла противника. Результаты их действий показали, что подобное использование наблюдателей вполне себя оправдывает.

Подразделения, аналогичные российским воздушно-десантным войскам, существуют во многих странах мира. Но называются они по-разному: воздушная пехота, крылатая пехота, аэромобильные войска, высокомобильные десантные войска и даже командос.

В начале 1936 года руководству Великобритании была продемонстрирована документальная кинолента о созданном в СССР первом в мире воздушном десанте. По итогам просмотра генерал Альфред Нокс в кулуарах парламента небрежно заметил: «Я всегда был убеждён в том, что русские - это нация мечтателей». Напрасно, уже в годы Великой Отечественной войны русские десантники доказали, что способны на невозможное.

Москва в опасности. Парашюты – не нужны

Советские десантные войска с первых дней своего существования применялись для выполнения наиболее сложных военных операций. Однако совершенный ими зимой 1941 года подвиг, иначе как фантастикой и назвать-то сложно.

Во время наиболее драматических дней Великой Отечественной летчик Советской армии, совершавший разведывательный полет, неожиданно и с ужасом для себя обнаружил двигающуюся к Москве колонну бронетехники фашистов, на пути которой не было советских войск. Москва была оголена. Времени на раздумье не оставалось. Верховное командование распорядилось остановить быстро продвигающихся к столице фашистов силами воздушно-десантных войск. При этом предполагалось, что придется прыгать с самолетов, идущих на бреющем полете, без парашютов, в снег и сходу вступать в бой. Когда командование огласило перед десантной ротой сибиряков условия операции, подчеркнув, что участие в ней не приказ, а просьба, никто не отказался.

Не сложно себе представить ощущения солдат вермахта, когда перед ними появились клинья советских самолетов, летящих на предельно низкой высоте. Когда же из воздушных машин в снег посыпались рослые богатыри без парашютов, немцев и вовсе охватила паника. За первыми самолетами шли следующие. Конца им не было видно. Этот эпизод наиболее ярко описан в книге Ю.В. Сергеева «Княжий остров». Бой шел ожесточенный. Крупные потери несли обе стороны. Но как только существенно превосходящие числом и вооружением немцы начинали одерживать верх, из-за леса появлялись новые самолеты советского десанта и бой разгорался вновь. Победа осталась за советскими десантниками. Немецкие механизированные колонны были уничтожены. Москва оказалась спасена. Причем, как позднее подсчитали, при прыжках без парашюта в снег погибли около 12% десанта. Примечательно, что это был не единственный случай подобного десанта во время обороны Москвы. Рассказ об аналогичной операции можно встретить в автобиографичной книге «С неба в бой», написанной советским разведчиком Иваном Старчаком, одним из рекордсменов по прыжкам с парашютом.

Первыми Северный полюс взяли десантники

Долгое время под грифом "Совершенно секретно" скрывался подвиг советских десантников, достойный книги рекордов Гиннеса. Как известно, после окончания Второй мировой войны над миром нависла тяжелая тень холодной войны. Причем участвующие в ней страны имели не равные условия в случае начала боевых действий. США обладали базами в странах Европы, где располагались их бомбардировщики. А СССР мог нанести ядерный удар по США лишь через территорию Северного Ледовитого океана. Но в конце 1940-х – начале 1950-х годов этот путь был долгим для тяжелых бомбардировщиков, и страна нуждалась в аэродромах «подскока» в Арктике, которые необходимо было охранять. Для этой цели командование войсками решило организовать первое в мире десантирование советских военнослужащих в полной боевой экипировке на Северный полюс. Выполнить столь ответственную миссию поручили Виталию Воловичу и Андрею Медведеву.

Десантироваться на полюс они должны были в знаковый день 9 мая 1949 года. Прыжок с парашютом прошел успешно. Советские десантники приземлились точно в заранее намеченную точку. Установили флаг СССР и сфотографировались, хотя это являлось нарушением инструкции. Когда миссия была успешно выполнена, десантников забрал самолет Ли-2, приземлившийся рядом на льдину. За поставленный рекорд парашютисты получили по ордену Красного Знамени. Самое удивительное, что повторить их прыжок американцы смогли лишь спустя 32 года в 1981 году. Конечно, в книгу рекордов Гиннеса попали именно они: Джек Уиллер и Роки Парсонс, хотя первый прыжок с парашютом на Северный полюс совершили советские десантники.

«9 рота»: в кино из жизни

Одним из самых знаменитых отечественных фильмов о воздушно-десантных войсках России является кинолента Федора Бондарчука «9 рота». Как известно, сюжет блокбастера, поражающий драматизмом, построен на реальных событиях, происходивших во время печально известной войны в Афганистане. В основу фильма легла история сражения за господствующую высоту 3234 в афганском городе Хост, удержать которую должна была 9-тая рота 345-го гвардейского отдельного парашютно-десантного полка. Бой произошел 7 января 1988 года. Против 39 советских десантников выступило несколько сотен моджахедов. В их задачу входило захватить господствующую высоту, чтобы потом получить контроль над дорогой Гардез-Хост. Используя террасы и скрытые подходы, моджахеды смогли приблизиться к позициям советских десантников на расстояние в 200 метров. Сражение шло на протяжении 12 часов, но в отличие от фильма имело не такой драматичный финал. Моджахеды вели беспощадный огонь по позициям десантников из минометов, автоматов и гранатометов. За ночь нападавшие девять раз штурмовали высоту и столько же раз их сбрасывали обратно. Правда, последняя атака чуть было не привела их к цели. К счастью, в этот момент на подмогу десантникам прибыл разведывательный взвод 3-го парашютно-десантного полка. Это решило исход боя. Моджахеды, понеся существенные потери, так и не добившись желаемого, отступили. Самое удивительное, что потери среди наших оказались не столь велики, как это было показано в фильме. Шесть человек погибли, а 28 получили ранения различной тяжести.

Русский ответ НАТО

Примечательно, что первую военно-политическую победу России после крушения Советского Союза принесли именно воздушно-десантные войска. Во время трагических для страны 1990-х годов, когда США перестали учитывать российские интересы, последней каплей, переполнившей чашу терпения, стали бомбежки Сербии. Протесты России, требовавшей исключительно мирного разрешения конфликта, НАТО в расчет не принимала.

В итоге за несколько месяцев в Сербии погибли более 2000 одних только мирных жителей. Мало того, в ходе подготовки в 1999 году операции «Союзная сила» Россия не только не упоминалась как возможный участник разрешения конфликта, ее мнение не учитывалось вовсе. В этой ситуации военным руководством было принято решение провести свою собственную операцию на опережение и занять единственный в Косово крупный аэропорт, заставив считаться с собой. Российскому миротворческому батальону отдали приказ выдвинуться из Боснии и Герцеговины и совершить марш-бросок протяженностью 600 км. Десантники сводного батальона ВДВ должны были первыми, прежде англичан, занять аэропорт Приштины «Слатина», главный стратегический объект страны. Дело в том, что это был единственный аэропорт в регионе, способный принимать любые типы самолетов, в том числе военно-транспортные. Именно сюда планировалось перебрасывать основные силы НАТО для сухопутных боевых действий.

Приказ был выполнен в ночь с 11 на 12 июня 1999 года, накануне начала сухопутной операции НАТО. Русских встречали с цветами. Как только в НАТО поняли, что произошло, к аэродрому «Слатина» спешно выдвинулась колонна английских танков. Силы, как обычно, были неравны. Россия хотела дополнительно перебросить к аэропорту дивизию ВДВ, но Венгрия и Болгария отказали в воздушном коридоре. Тем временем британский генерал Майкл Джексон отдал приказ танкистам освободить аэропорт от русских. В ответ российские военнослужащие взяли военную технику НАТО на прицел, показывая серьезность своих намерений. Они не позволили приземлиться на территории аэропорта и британским вертолетам. В НАТО резко потребовали от Джексона выбить русских из «Слатины». Но генерал заявил, что не собирается начинать Третью мировую войну и отступил. В итоге в ходе дерзкой и успешной операции десантников Россия получила зоны влияния, в том числе контроль над аэропортом «Слатина».

В наши дни воздушно-десантные войска России, как и прежде, продолжают отстаивать военно-политические интересы России. В главные задачи ВДВ во время боевых действий входит охват противника с воздуха, выполнение боевых операций в его тылу. Приоритетом является дезориентирование войск противника путем нарушения его управления, а также уничтожение наземных элементов высокоточного оружия. Кроме того, воздушно-десантные войска используются как силы быстрого реагирования.