Значение слова фонология. Универсальные классификации и порождающая фонология

Звуки языка изучает также фонология, но с функциональной и системной точек зрения, как дискретные элементы, различающие между собой знаки и тексты языка.

Фонология - раздел ЯЗ, изучающий структурные и функциональные закономерности (роль звуков в системе языка) звукового строя языка.

Осн понятие и оснединица фонологии – это фонема, или фонологический различит. (дифференциальный) признак. Фонема – это мельчайшая единица звукового строя языка, способная различать более крупные единицы (морфемы и слова).

При выборе в качестве основной единицы фонологического уровня сегментной фонемы описание этого уровня (над которым надстраивается супрасегментный, или просодический, включающий ударение, тон, интонацию и тому подобное) в большей мере сводится к выявлению разных позиционных комбинаторных вариантов (аллофонов) каждой фонемы. Многие фонологические школы и направления при решении вопросов о выделении фонем и их вариантов обращаются к грамматической (морфологической) роли соответствующих звуковых единиц. Вводится особый морфонологический уровень и исследующая его лингвистическая дисциплина – морфонология, предметом которой является изучение фонологического состава морфологических единиц языка – морф (частей словоформ) – и разного рода грамматически обусловленных чередований фонем.

Функции фонемы:

Различительная

Конститутивная (для построения).

Проблемами фонем занимались Бодуен де Куртенэ, Щерба, Трубецкой, Якобсон.

Если звуки относятся к речи, то фонемы – к языку. Звук – это вариант, фонема – инвариант.

Например: датский, фонемы |т|, |с| образуют звук [ц].

  1. Понятие фонологической оппозиции.

Фонологическая оппозиция – это противопоставление фонем в системе языка.

Классификацию фонологических оппозиций разработал Трубецкой (ПЛК) в 30-е годы 20 века.

Критерии:

1. по количеству участников :

- бинарная оппозиция – 2 участника |з|vs|с|.

- тернарная оппозиция (3 участника)

|б| (губной), |д| (переднеязычный), |г|, (заднеязычный).

Групповая оппозиция (более 3-х участников)

2. по встречаемости в данном языке :

- пропорциональные оппозиции (можно выстроить пропорцию)

звонкий – глухой

мягкий – твердый

носовой – неносовой

- изолированный (нет пропорции, нет другой подобной оппозиции)

Например: |р| и |л|.

3. по отношению между участниками оппозиции :

- привативная . Отличие в 1-м дифференцированном признаке. У кого есть определенный признак, тот называется марки рованным, у кого нет признака – немарки рованный.

Например: признак – звонкость. |п| и |б|. Маркированным будет |б|, так как является звонким.

- градуальная (разная степень проявления признака).

Например, |а| |о| |у| - разная степень открытости, т.е разная степень проявления этого признака.

- эквиполентная (когда единицы противопоставлены по нескольким признакам и в результате они равноправны (по признакам).

Например: |б| vs|с’| признаки:

Мягкость/звонкость

Губной/переднеязычный

Смычный/щелевой

4. по объему различительной силы :

|т| и |н|, там и нам – всегда различаются в речи.

|т| и |д|, прут и пруд – не различаются в речи.

- постоянные оппозиции – когда фонемы обладают различной силой независимо от своей оппозиции. Например, |у|.

- нейтральные оппозиции – когда в определенном положении какой-либо признак нейтрализуется, т.е. фонема не выполняет различительной функции.

[п р у т], |д| - фонема, [т] – звук, т.к. в слабой позиции, в сильной фонема даст звук [д].

Фонология как функциональная фонетика.

Понятие фонемы возникает во второй половине ХIХ века. Однако, еще Аристотель заметил, что «наряду со звуком есть еще «элементы», из которых складываются осмысленные слова».

Появление фонологи как науки (начало ХХ века) связано с теоретическими работами И.А. Бодуэна де Куртене, Ф. Де Соссюра, Н.с. Трубецкого и Л.В. Щербы.

Впервые вплотную теорией фонемы занялся И.А. Бодуэн де Куртене. Ученый в 70-е годы прошлого столетия приходит к мысли о несовпадении физических и функциональных свойств звука. Н.С. Трубецкой разработал основы фонологии, отделив от последней фонетику. Л.В. Щерба развил и обогатил теорию фонемы, рассматривая ее (фонему) как двустороннюю единицу языка – со своим планом выражения (звуковые оттенки) и планом содержания (способность различать смысл морфем и слов).

Фонология (от греч. phone «звук» и logos «слово, учение») – раздел языкознания, изучающий структурные и функциональные закономерности звукового строя языка. Этим фонология как дисциплина отличается от собственно фонетики , изучающей речь в ее физическом, акустико-артикуляционном аспекте. Фонология исследует социальный аспект функционирования звуковых единиц, их различия и тождество. Внутренняя связанность (неавтономность) этих дисциплин отражается в назывании фонологии функциональной фонетикой (А. Мартине).

2. Фонема как звуковая единица языка.

Говорящий сознает, что речевой поток складывается из ограниченного числа отдельных звуковых элементов. Анализ речевого потока говорящего не вполне совпадает с его естественным фонетическим членением. Этот анализ направляется системой языка, закрепленной в памяти человека. Благодаря организующей деятельности системы в речевом потоке выделяют кратчайшие единицы звучания – фонемы , соотносимые со звуками речи.

В сознании человека есть как бы звукопредставление, которое накладывается на звучащую цепь:

Водá – вóды

[A] [о]

<о>

Выделение фонем в речи целиком определяется особенностями конкретной языковой системы, то есть универсальных фонем не бывает – есть только фонемы того или иного конкретного языка. Поэтому люди, владеющие разными языками воспринимают услышанное по-разному. Например, носовые звуки есть и в русском, и во французском языках: в русском носовые согласные, во французском – носовые гласные:

[F] [O] [Q]

e носовое eu носовое o носовое a носовое

Но в русском эти звуки не воспринимаются, то есть в сознании русского носителя нет представления о носовых гласных, и наоборот, в сознании француза – есть.

Ср.: рус. мама [ма н мъ] – для француза

фр. maman

tant “столько”

Следовательно, фонема есть некое звукопредставление, акустический образ, модель звука.

Функция фонем должна соответствовать основной функции языка – быть средством общения, передавать некоторый смысл. Но звуковые единицы сами по себе смысла передавать не могут. Они могут лишь содействовать этому, участвуя в построении значимых единиц языка – морфем и слов – и в различении их.

Таким образом, фонема – это минимальная звуковая единица языка, которая не обладает значением, но служит для складывания и различения значимых единиц – морфем и слов.

Основные признаки фонемы:

1. Фонема не может быть разделена на более мелкие единицы.

2. Фонема не является минимальной единицей фонологической системы языка.

3. Фонема обладает смыслоразличительной (сигнификативной) функцией.

Фонемы выполняют в языке 3 функции:

1. конститутивную (лат. constitutio «составлять») – функция складывания;

2. сигнификативную (лат. significatum «обозначаемое») – функция смысла различения;

3. перцептивную (лат. paerceptium «опознание») – функция доведения до восприятия.

Вторая и третья функции выполняются в тексте. Фонема входит в состав морфем в качестве минимального сегментного компонента, а через них и для опознавания и различения слов.

Фонема и звук.

3. Фонологическое содержание фонемы.

Выполняя перцептивную и сигнификативную функции в тексте, фонемы в системе языка находятся в отношениях противопоставления друг к другу и выявляется в составе фонологической оппозиции (ФО). ФО – это такая звуковая оппозиция, которая может различать (дифференцировать) означающее минимум у двух слов данного языка.Например:

<пруды> <д> <сам> <а>
<пруты> <т> <сом> <о>

Для характеристики фонемы важны лишь те признаки, которые служат для смыслоразличения. Такие признаки называются различительными или дифференциальными (ДП ). Иными словами, ДП – это такие признаки которые различают смысл в ФО. Для фонемы <д> таковыми будут:

звонкость: д ом – т ом (противопоставлена глухости)

твердость: под атель – д ятел (противопоставление мягкости)

смычность: д ал – з ал (противопоставлена щелинности)

назальность: д ам – н ам (противопоставлена неназальности)

переднеязычность: д от – г од (противопоставлена заднеязычности) и т.д.

Таким образом, для выделения фонемы необходим хотя бы один ДП. Выделение ДП основано на артикуляционно-акустических характеристиках, поскольку именно ДП отличают одну фонему от другой. ДП фонем связаны с социальной стороной языка. У звуков речи их нет.

Некоторые лингвисты считают, что при характеристике фонем следует учитывать только их ДП. В таком случае фонему можно представить как набор ДП (см. пример выше). Отсюда – возможность представлять и описывать фонологические системы разных языков с помощью заранее заданного набора ДП. В этом случае фонологические системы можно рассматривать не как системы фонем, а как системы ДП.

Другие ученые считают, что при характеристике фонемы следует учитывать и те признаки, которые не служат для смыслоразличения. Такие признаки называются интегральными или дополняющими. Но все же основными для характеристик фонем остаются ДП, которые в совокупности образуют их фонологическое содержание. Именно ДП определяют индивидуальность каждой фонемы.


Фонология - часть науки фонетики. Появилась 30 годы прошлого века. Полагают, что это было сделано Соссюром. В его работе впервые появляется термин фонема. Другие лингвисты полагают, что фонология появилась в сочинениях И.А. Бодуена-де-Куртуне. Это учение о звуке голоса. Языковеды столкнулись с необходимостью выделить в многообразии слышимых звуков данного языка ограниченное количество основных звуковых единиц - фонем. Звуки объединяются в фонемы не по аккустич. принципу, а по общности функциональной, т.е. если звуки произносятся по-разному, но выполняют одну и ту же функцию (образуют тот же корень, приставку), то это разновидности фонемы. Понятия «фонема» и «звук речи» не совпадают, т.к. фонема может состоять не только из одного звука. Две фонемы могут звучать в виде одного звука (сшить).

Задачи: установить кратчайшую звуковую единицу (фонему), определить фонемный состав различных языков.

И.А. Бодуена-де-Куртуне разграничил такие понятия как звук (фонацию) и фонему, как психический эквивалент звука.

В основе разных вариантов произнесения одного и того же звука заложено нечто общее, это общее и будет фонемой.

Определения фонемы:

Фонема - набор различительных признаков, набор признаков, который отличают одну фонему от другой.

Фонема - минимальная единица плана выражения, которая представляет собой результат деления текста на более мелкие части.

Фонема - абстрактная единица, которая реализуется в речи в виде класса аллофонов.

Фонема - это мельчайшая единица звуковой системы языка, которая является элементом звуковой оболочки слов и морфем, которая служит их различению.

В речи мы произносим не фонемы, а звуки (аллофоны). Некоторые лингвисты считают, что фонема - односторонняя единица, то есть у нее есть только означающее. Другие считают, что фонема двустороння единица, они полагают, что означающим фонемы является смыслоразличительная функция.

  • · смыслоразличительная функция - основная.
  • · сигнальная - появление фонемы в какой-либо позиции может о чем либо сигнализировать.

Фонологические школы:

  • · Московская (не рассматривают звук изолированно, они рассматривают его в морфофонеме, если например мы меняем звук «и» на «ы», смысл не изменяется, значит это варианты одной и той же фонемы)
  • · Петербургская (исходят из акустических характеристик фонемы, если можно выделить специфические характеристики звука, это и будет самостоятельной фонемой)

Фонемы могут вступать в

  • - парадигматических синтагматические отношения
  • - дистрибутивные и в отношения тождества и различия (оппозиции)

Типы оппозиции:

  • · привативная (два члена оппозиции, элементы рассматриваются по одному признаку. Тот элемент, у которого есть признак называется маркированным, элемент, у которого нет - немаркированным)
  • · градуальная (несколько членов оппозиции, каждый из компонентов обладает искомым признаком, но в разной степени)
  • · эквиполентная (все элементы логически равноправны и каждый член оппозиции обладает своим набором признаков, часть из этих признаков будет общей для всех членов оппозиции, а часть признаков будет дифференциальной)
  • · одномерные (общие признаки не свойственны ни одной другой оппозиции данного языка: «д», «т» - согласные, шумные, смычные, твердые, переднеязычные, и т.д.)
  • · многомерные (общие признаки обнаруживаются в других оппозициях данного языка: «б», «к» будет повторятся в оппозиции «п», «г»)
  • · постоянные («м», «л»),
  • · нейтрализуемые («д», «т»)

Коррелятивные оппозиции - такие, члены которых различаются только одним признаком, по всем другим совпадают. Они в свою очередь могут быть замкнутыми (два члена - д-т).; незамкнутыми (более 2-х членов п-т-к), усиливают какой-либо признак, например, высоту тона.

Организация фонем в систему оппозиций различна в каждом данном языке, определяется своеобразием языка, пропорциями гласных и согл., распределением их по позициям и т.п. Таким образом, описание фонетики к.-л. языка должно быть представлено не беспорядочным перечислением звуков, а в виде последоват. Системы, охватывающей кол-во и группировку фонем.

Перцептивная функция - возможность воспринимать органом слуха звуки речи и их сочетания.

Звуки не как физ. явление, а как общественное.

Фонология – часть науки фонетики. Появилась30 годы прошлого века. Одним из первых на необходимость отдельного изучения смыслоразличительных свойств звуков указал представительКазанской лингвистическойшколы (младограмматического направления)Бодуэн де Куртене . Он пользовался термином «фонема », хотя вкладывал в него несколько отличное от современного значение. Подлиннымсоздателем фонологии считается представительПражской лингвистическойшколы (структурализм)– Н.С.Трубецкой. Как все структуралисты, Трубецкой основывался на идеях Соссюра, и в основу своих рассуждений он положил дихотомию языка и речи. В работе «Основы фонологии» (1939) он указывает, что если естьнаука о звуках речи (фонетика) , то должна быть инаука о звуках языка . Он предложил назвать её фонологией.

Языковеды столкнулись с необходимостью выделить в многообразии слышимых звуков данного языка ограниченное количество основных звуковых единиц – фонем. И.А. Бодуен-де-Куртуне разграничил такие понятия как звук (фонацию) и фонему , как психический эквивалент звука.

Звуки объединяются в фонемы не по аккустич. принципу, апо общности функциональной , т.е. если звуки произносятся по-разному, но выполняют одну т ту же функцию (образуют тот же корень, приставку), то это разновидности фонемы. Понятия «фонема» и «звук речи» не совпадают, т.к. фонема может состоять не только из одного звука. Две фонемы могут звучать в виде одного звука (сшить). В основе разных вариантов произнесения одного и того же звука заложено нечто общее, это общее и будет фонемой.

Определения фонемы:

    Фонема – набор различительных признаков , набор признаков, который отличают одну фонему от другой.

    Фонема – минимальная единица плана выражения , которая представляет собойрезультат деления текста на более мелкие части.

    Фонема – абстрактная единица , котораяреализуется в речи в виде класса аллофонов .

    Фонема – этомельчайшая единица звуковой системы языка , которая являетсяэлементом звуковой оболочки слов и морфем , которая служит ихразличению .

В речи мы произносим не фонемы, а звуки (аллофоны ). Некоторые лингвисты считают, что фонема – односторонняя единица, то есть у нее есть только означающее. Другие считают, что фонема двустороння единица, они полагают, чтоозначающим фонемы являетсясмыслоразличительная функция.

1. смыслоразличительная функция – основная. 2. сигнальная – появление фонемы в какой-либо позиции может о чем-либо сигнализировать.

Фонемы могут вступать в - парадигматические и синтагматические отношения - дистрибутивные и в отношения тождества и различия (оппозиции)

Основным понятием, от которого отталкивался Трубецкой, было понятие ФОНОЛОГИЧЕСКОЙ ОППОЗИЦИИ.

ФО – звуковое противопоставление, дифференцирующее значение двух слов данного языка. Члены ФО называются фонологическими единицами.

Типы оппозиции:

    привативная (два члена оппозиции, элементы рассматриваются по одному признаку. Тот элемент, у которого есть признак называется маркированным, элемент, у которого нет – немаркированным)

    градуальная (несколько членов оппозиции, каждый из компонентов обладает искомым признаком, но в разной степени )

    эквиполентная (все элементы логически равноправны и каждый член оппозиции обладает своимнабором признаков , часть из этих признаков будет общей для всех членов оппозиции, а часть признаков будет дифференциальной)

Трубецкой – 3 принципа классификации.

IПо отношению к системе оппозиции в целом

    одномерные (общие признаки не свойственны ни одной, ни другой оппозиции данного языка: «д», «т» – согласные, шумные, смычные, твердые, переднеязычные, и т.д.) и многомерные ФО(общие признаки обнаруживаются в других оппозициях данного языка: «б», «к» будет повторяться в оппозиции «п», «г»)

    пропорциональные и изолированные

IIПо отношению между членами оппозиции.

    привативные

    ступенчатые (градуальные)

    равнозначные (эквивалентные)

IIIПо объёму смыслоразличительной силы

    Постоянные («м», «л»),

    Нейтрализуемые («д», «т»)

Трубецкой сформулировал основной принцип выделения и анализа фонемы: Если в данном языке различия между двумя данными звуками позволяют различать разные слова или разные грамматические формы, эти звуки относятся к разным фонемам.

По своему фонологическому составу языки мира, больше 200 из которых проанализировал в своей работе Трубецкой, подразделяются по трём характеристикам:

    по общему числу фонем в языке

    по наличию частных фонологических систем или классов фонем и их способности сочетаться друг с другом

    по системам ДП, т.е. по правилам нейтрализации.

Фонология – это лингвистическая дисциплина, в которой до сих пор не достигнуто единство по принципиальным теоретическим вопросам. Расхождение мнений особенно велико при определении фонемы. Существуют различные фонологические школы:

    московская

(не рассматривают звук изолированно, они рассматривают его в морфофонеме, если например мы меняем звук «и» на «ы», смысл не изменяется, значит это варианты одной и той же фонемы)

    ленинградская

(исходят из акустических характеристик фонемы, если можно выделить специфические характеристики звука, это и будет самостоятельной фонемой)

    лондонская

    копенгагенская

    пражская

Две крайние точки зрения на фонему: аллофон – вариант фонемы и фонема – класс аллофонов.

К о р р е л я т и в н ы е оппозиции - такие, члены которых различаются только одним признаком, по всем другим совпадают. Они в свою очередь могут быть замкнутыми (два члена - д-т).; незамкнутыми (более 2-х членов п-т-к), усиливают какой-либо признак, например, высоту тона.

Организация фонем в систему оппозиций различна в каждом данном языке, определяется своеобразием языка, пропорциями гласных и согл., распределением их по позициям и т.п. Таким образом, описание фонетики к.-л. языка должно быть представлено не беспорядочным перечислением звуков, а в виде последовательной системы, охватывающей кол-во и группировку фонем.

П е р ц е п т и в н а я функция – возможность воспринимать органом слуха звуки речи и их сочетания.

Звуки не как физ. явление, а как общественное.

Фонемный состав языка. Модель дистрибуции . Разработали их американцы , когда начали изучать языки индейцев. На момент колонизации были несколько 1000, а сейчас и на момент изучения - несколько десятков. В полевых условиях стали изучать их языки. Слушали и записывали звучающую речь. Письменности у них не было. Этот звучащий поток они должны были разделить на минимальные, далее неделимые единицы. Чтобы выяснить, самостоятельные единицы или нет, стали употреблять метод субституции (подстановки ), и выработали понятие дисрибуции (окружения ). Для любой модели дистрибуции является важным окружение.

  1. Контрастное (только она дает нам самостоятельные единицы).Если в одном и том же окружении замена одного элемента другим приводит к изменению значения , то мы имеем дело с самостоятельными единицами , которые находятся в контрастной дистрибуции.

    Свободного варьирования.Если замена одного элемента другим не приносит нового значения , то это свободное варьирование .

    Дополнительная. Если два элемента никогда не встречаются в одном и том же окружения , то они – комбинаторные варианты одной и той же фонемы .Варианты одной фонемы.

Ы и И. И – невозможна после твёрдого знака. А Ы только после него может быть.

Москвичи считают, что это комбинаторные варианты одной фонемы, а петербургские считают, что это разные фонемы. Петербуржцы считают, что если мы можем подобрать какие-то специфические характеристики звуку, звук будет представителем самостоятельной фонемы. Фонему изолированно не рассматривают москвичи, только в окружении, и если это окружение совпадает, то эти звуки – разные фонемы. А если не существуют в одном окружении, то – это одна фонема. Вся путаница из-за того, что в русском языке два значка.

Каждую фонему описали в виде признаков. Вывели два вида признаки:

    Интегральные признаки (общий признак у этой фонемы и других фонем)

Например, «а» - не назально. Есть и другие не назальные.

    Дифференциальные , различительны признаки. Суммой дифференциальных признаков отличается одна фонема от другой. Существует даже такое определение для фонемы (Фонема – это пучок дифференциальных признаков (подчёркивается их роль).

Трубецкой выделил понятие оппозиции . Суть его заключается в том, что любая фонема это набор как общих, так и отличительных, дифференциальных признаков . Если бы их не было, фонема не смогла бы разграничивать смыслы слов – это одна из основных функций фонемы:

(1.Смыслоразличение.У фонемы нет значения, но она ориентирована на различение значений смысла. 2. Сигнальная функция. Стык двух разных фонем означает слогораздел.)

Типы оппозиции:

    Эквиполетная

    • Несколько членов оппозиции , абсолютно равноправные , есть общие признаки , но при этом есть и свои собственные признаки , поэтому иерархию нельзя построить . Большинство членов оппозиции, которые встречаются в речи относятся к этому типу.

    Градуальная

    • Несколько членов оппозиции , каждый из которых обладает интересующими нас признаками. Но все обладают признаком в разной степени . (Например, открытость гласных. А Э Е И (по уменьшению признака).

    Привативная

2 члена оппозиции:

      Обладает искомым признаком. М аркированный член оппозиции

      Лишен его. Н е маркированный член оппозиции

Пример: П - Б, если нас интересует звонкость, то маркирован б , а не маркирован п .

ЯВЛЕНИЯ МОРФЕМНОГО ШВА

Морфемный шов (или стык морфем) – граница между двумя соседними морфами.

При образовании производного слова происходит взаимоприспособление соединяющихся морфов. По законам русского языка на границе морфем не все сочетания звуков допустимы. На границе морфем (на морфемном шве) может происходить четыре вида явлений:

1. чередование фонем (конец одного морфа изменяется, приспосабливаясь к началу другого);

2. интерфиксация (между двумя морфами вставляется незначимый (асемантический) элемент – интерфикс);

3. наложение (или интерференция) морфов – конец одоного морфа объединяется с началом другого;

4. усечение производящей основы (конец производящей основы отсекается и не входит в производное слово).

Выдающиеся заслуги в становлении фонологии принадлежат И. А. Бодуэну де Куртене, Н.С. Трубецкому, Р.О. Якобсону, Л.В. Щербе, Н.С. Крушевскому, С.И. Карцевскому, Н.Ф. Яковлеву, Н.К. Услару.

Изучение плана выражения языка (звуковой строй) имеет многовековую историю. Например, в Индии в сер. I тыс. до н.э. существовала классификация звуков на гласные и согласные, исследовались ударение и интонация, чередования звуков. В Европе это произошло позднее. В 1873 г. из немецкого языка через французский в Европе и России появилось понятие звука языка. С введением понятия фонемы стал решаться вопрос о соотношении звуковой стороны языка с планом содержания.

Бодуэн де Куртене в 70-х гг. XIX в. пришел к мысли о несовпадении физических и функциональных свойств звука. Он предложил разграничить звук как физиологическо-акустическое явление и фонему как установившееся представление о звуке, как психический эквивалент звука. Таким образом первое представление о фонеме носило ярко выраженный психологический характер. Фонемы представлялись как некие узлы, вокруг которых группировалось звуковое многообразие речи. Бодуэн впервые разграничил фонетические варианты, обусловленные позиционными и комбинаторными условиями и исторически обусловленные чередования фонем в морфеме. Психологическая концепция фонемы сыграла важную роль в становлении фонологии, но она не смогла ответить на многие принципиальные вопросы, в том числе не раскрыла четкие пути выявления фонем.

Ученик Бодуэна Л.В. Щерба развил и обогатил теорию фонемы. Он попытался объединить психологическое основание с функциональным. Фонемы определялись как те звуки в нашем сознании, которые позволяют нам различать смысл слов. Это значит, что звуковые единицы, сходные в акустическом и артикуляционном отношении и связанные с одним и тем же смыслом, объединяются в одну фонему. С другой стороны, звуки, физическое различие в которых сопряжено с различиями значений, представляют собой разные фонемы. Непосредственная связь фонемы со смыслом, согласно Щербе, проявляется и в ее способности функционировать в качестве отдельного слова (книга «Фонетика французского языка», 1937 г.). Красной нитью проходит мысль, что основным критерием для выделения фонемы является ее смыслоразличительная функция. Язык – это общее, а речь – это частное. В речи большое разнообразие звуков. В языке они объединяются в сравнительно небольшое количество звукотипов, способных дифференцировать слова и формы, т.е. служить целям человеческого общения. Эти звукотипы и есть фонемы, а реальное множество звуков, образующих звукотип, – это оттенки фонем. Самый типичный для данной фонемы оттенок – это оттенок, который произносится в изолированном виде и осознается носителем языка как речевое воплощение фонемы. Все остальные оттенки нами не осознаются, нужна специальная фонетическая дрессировка уха.



Высоко оценивается вклад в становление фонологии учение Джоунза.