Аддиктивное поведение предполагает. Аддиктивное поведение — саморазрушение путем ухода от реальности

Аддиктивное поведение обычно воспринимается как некоторое пограничное состояние между нормой и зависимостью. В ситуации с подростками эта грань особенно тонка. В более общем смысле под аддикцией понимают различные способы ухода от реальности – с помощью игр, психоактивных веществ, навязчивых действий, других видов активности, которые приносят яркие эмоции. Естественная способность к адаптации и преодолению тяжелых жизненных обстоятельств у таких подростков снижена.

«Любые виды аддиктивного поведения у детей – «крик о помощи», сигнал о необходимости срочного вмешательства для сохранения ребёнка полноценным членом общества.»

Условия возникновения аддикций

Невозможно выделить однозначные причины аддиктивного поведения. Для развития реагирования такого типа необходимо сочетание личностных особенностей и неблагоприятной среды.

Обычно выделяют следующие особенности личности, провоцирующие аддиктивное поведение подростков:

  • Активная демонстрация превосходства на фоне комплекса неполноценности.
  • Склонность к лжи.
  • Комфорт в тяжелых, кризисных ситуациях в сочетании с депрессией и дискомфортом в обычной жизненной рутине.
  • Глубинный страх перед стойкими эмоциональными контактами с окружающими в сочетании с активно демонстрируемой социальностью.
  • Избегание ответственности.
  • Стремление обвинять невиновных окружающих в причинённом вреде.
  • Высокая тревожность, зависимое поведение.
  • Наличие устойчивых моделей, стереотипов поведения.

Аддиктивное поведение в подростковом возрасте развивается при сочетании перечисленных особенностей со следующими условиями:

  1. Неблагоприятная социальная среда (невнимание родителей к ребёнку, алкоголизм, семейные ссоры, пренебрежение ребёнком и его проблемами).
  2. Неспособность подростка переносить любой дискомфорт в отношениях.
  3. Низкая адаптация к условиям школы.
  4. Нестабильность, незрелость личности.
  5. Неспособность подростка самостоятельно справиться с зависимостью.
  • Желание быть особенным, выделяться из серой массы обывателей.
  • Азартность, стремление к острым ощущениям.
  • Незрелость личности.
  • Низкая психологическая устойчивость или душевная незрелость.
  • Трудности с самоидентификацией и самовыражением.
  • Чувство одиночества, беззащитности.
  • Восприятие своих житейских обстоятельств как трудных.
  • Эмоциональная скудность.

Роль семьи в формировании аддиктиктивного поведения

Основным источником аддиктивного поведения подростков является семья. Диагностика и лечение аддикций вне семейного окружения неэффективны и бессмысленны. При этом верно и обратное – наличие аддиктивной личности в семье (неважно, ребёнка или взрослого) вызывает постепенную её деградацию и переход в деструктивную категорию. Для деструктивных семей характерны:

  • Особые способы самовыражения, основанные на компенсации своих отрицательных эмоций на членах семьи или самоутверждение за их счёт.
  • Специфические способы решения проблем, возникающих в процессе жизнедеятельности и общения.
  • Обязательно наличие зависимостей и созависимостей, при которых любые проблемы, болезни, напряжение приводят к разрушению хрупкого равновесия в отношениях членов семьи.

Установлена взаимосвязь наличия зависимостей или созависимости у родителей и аддиктивного поведения у их детей. Эта связь может проявляться даже через поколение, приводя к развитию зависимостей у внуков людей с алкоголизмом или наркоманией. У многих людей с зависимостями они развились как последствия созависимости у них или их родителей.

Формированию почвы для развития аддиктивного поведения подростков способствуют следующие типы дисфункциональных семей:

  • Неполная семья.
  • Аморальная семья, для которой характерны алкоголизация, сексуальная распущенность или насилие.
  • Криминогенная семья, члены которой имеют судимости или связаны с криминальным миром.
  • Псевдоблагополучные семьи, которые не имеют видимых дефектов в структуре и зависимостей, однако в такой семье используются неприемлемые способы воспитания.
  • Проблемные семьи, в которых происходят постоянные конфликты.

Семейные проблемы становятся особенно явными по достижении ребёнком подросткового возраста. Требования и правила, установленные родителями, вызывают протест и стремление уйти из-под опеки. Обретение самостоятельности, избавление от контроля родителей являются одними из ведущих целей подростков. Психология аддиктивного поведения утверждает, что в процессе «бегства» из семьи место родителей занимает группа авторитетных сверстников. Эта группа становится новым источником жизненных правил, норм поведения, нравственных ориентиров и жизненных целей.

Адаптация к условиям жизни или саморегуляция для повышения эмоционального фона и насыщенности жизни является основной целью, которую преследует аддиктивное поведение. Виды аддикций включают следующие способы достижения этих целей:

  • Нарушение пищевого поведения ( , анорексия, голодание).
  • Химические зависимости (наркомания, токсикомания, алкоголизм, курение).
  • Лудомания или гэмблинг – зависимость от игр (азартные игры и компьютерную зависимость обычно разделяют).
  • Религиозный фанатизм, сектантство.

Первые три из указанных видов зависимостей предоставляют лёгкий и быстрый способ получить яркие положительные эмоции. Четвёртый вид зависимого поведения помогает аддикту почувствовать себя вовлечённым в нечто значительное, получить некий аналог семьи, который всецело его одобряет и поддерживает.

Степени вовлечённости аддикта в пагубные влечения могут очень сильно отличаться – от редких эпизодов, не влияющих на повседневную жизнь, до тяжелой зависимости, полностью подчиняющей себе субъекта. Поэтому иногда выделяют различные степени тяжести аддикции, самой лёгкой из которых является вредная привычка, а самой тяжелой – биологическая зависимость, сопровождающаяся изменениями в психическом и физическом состоянии.

Диагностика аддиктивного поведения подростков не составляет труда. Проблемы в школе, курение, употребление алкоголя – его явные и требующие немедленного активного вмешательства признаки. Гораздо эффективнее и важнее выявлять и устранять факторы риска и условия, способствующие возникновению аддикций.

Лечение аддиктивного поведения

Основным методом лечения аддиктивного поведения является психотерапия. При лечении подростков с тяжелыми зависимостями может потребоваться госпитализация с курсом дезинтоксикации для выведения из организма накопленного психоактивного вещества.

Большинство школ психотерапии рассматривают аддиктивное поведение подростков как симптом общего неблагополучия семьи. Поэтому основным объектом лечения является семья в целом. Без вовлечения семьи даже успешно оконченный курс лечения не гарантирует полного благополучия в дальнейшем – ведь подросток возвращается в ту же семью, из-за которой развилось аддиктивное поведение.

Общие цели при работе с семьёй аддикта следующие:

  • Определить факторы, способствующие употреблению психоактивных веществ подростком.
  • Добиться осознания родителями того, что аддиктивное поведение – общесемейная проблема.
  • Убедить их в необходимости совместного лечения.
  • Изменить дисфункциональные паттерны воспитания.
  • Восстановить влияние родителей на подростка.
  • Нормализовать взаимоотношения между членами семьи.
  • Устранить проблемы родителей, поддерживающие аддикцию ребёнка, в том числе различные зависимости в семье.
  • Выработать индивидуальный подход к лечению.

Стратегическая семейная психотерапия

Этот подход подразумевает выявление несоответствия семейной иерархии традиционному и её последующее исправление. В обычных семьях родители управляют детьми. В семьях, где у подростка развивается аддикция, он начинает управлять родителями, оставаясь зависимым от них материально и эмоционально. В процессе психотерапии врач помогает установить такие отношения в семье, при которых родители занимают высшую ступеньку семейной иерархии. Общение между родителями и детьми, помимо эмоциональной составляющей, включает однозначно определённые ожидания от поведения ребёнка, правилах его поведения и мерах, которые будут применены в случае нарушения этих правил. После восстановления нормальной иерархии подросток не может управлять родителями, благодаря чему восстанавливается конструктивное поведение.

Функциональная семейная психотерапия

Этот вид терапии включает ряд стандартных этапов, которые модифицируются в каждом случае индивидуально. В начале лечения психотерапевт анализирует имеющиеся у них ожидания от лечения и помогает сформулировать положительные цели для всех членов семьи. Далее он определяет какие семейные взаимоотношения нуждаются в модификации. В процессе лечения уменьшается негативное восприятие членами семьи зависимости подростка, улучшается внутрисемейная атмосфера, меняются паттерны поведения.

Структурная семейная психотерапия

Данный подход в качестве пациента рассматривает семью в целом. Цель лечения – создание сбалансированной, благоприятной структуры семьи и улучшение её функционирования. Мероприятия для этого подбираются индивидуально в зависимости от типа семейных отношений. Важно согласовать изменения с темпом жизни семьи и ожиданиями её членов.

Профилактика аддиктивного поведения

Традиционно все меры профилактики разделяют на первичную, вторичную и третичную в зависимости от времени вмешательства.

Первичная профилактика аддиктивного поведения подростков подразумевает предупреждение вовлечения детей в любые виды зависимостей. Она направлена на работу с контингентом, полностью незнакомым или недостаточно осведомлённым о действии психоактивных веществ. Этот вид профилактики включает информирование о последствиях зависимостей, приобщение подростков к труду, вовлечение их в активную деятельность, популяризацию спортивных секций, школ искусств, туристских организаций. Также важно осведомление родителей и педагогов о ранних признаках зависимости у подростка.

Вторичная профилактика направлена на раннее выявление начавших употребление психоактивных веществ подростков и помощь им для предупреждения физической зависимости.

Задачи третичной профилактики – реабилитация людей с зависимостями, возвращение их к активной жизни и предупреждение рецидивов.

Детская психическая травма и аддиктивное поведение

Редакция American Journal of Psychiatry в 2008 году высказала мнение, что интернет-зависимость является "компульсивно-импульсивным" расстройством, то есть расстройством, сопровождающимся навязчивыми состояниями. Поэтому ее следует внести в официальные справочники психических расстройств, считают эксперты.
Среди видов Интернет - зависимости ученые выделили зависимость от онлайновых игр, кибер-секса, а также от общения с помощью электронной почты и мгновенных сообщений.
По мнению специалистов, зависимые интернет-пользователи имеют много схожего с другими "наркоманами". Например, они испытывают импульсивное влечение к предмету своей зависимости и негативные ощущения при воздержании. Им требуются всё более совершенное оборудование, программное обеспечение, и большее количество часов, проведенных в Интернете.

Описание пристрастия к азартным играм, как патологического состояния, было дано еще Э. Крепелиным более 100 лет назад. Это состояние было отнесено к расстройствам личности, наряду с патологическим коллекционированием, однако научно обоснованные критерии болезненного пристрастия к игре были впервые систематически изложены лишь в Американской классификации психических расстройств. В ней главными признаками патологической игры признана "хроническая и прогрессирующая неспособность сопротивляться импульсу игры, поведению игрока, что ставит под угрозу, нарушает и разрушает личное, семейное и профессиональное положение. Характерными проблемами являются большие долги и последующее невыполнение по их уплате, разрыв семейных отношений, мошенничество и запрещенная финансовая деятельность". Аналогичные диагностические критерии даются в Международной классификации болезней.
На основании эпидемиологических исследований выяснено, что этим расстройством страдает примерно 0,5 % населения, а в США находится в диапазоне 0,5 -1,5 % при этом наиболее часто встречается у мужчин.

Общие закономерности болезней зависимости

Эпизоды измененных состояний сознания при контакте с предметом (или деятельностью) - зависимости, которые проявляются в «особых состояниях сознания»;

Непреодолимость зависимости, характеризующейся приступообразностью, импульсивностью вне борьбы мотивов.

Нельзя не отметить еще одну особенность всех зависимых пациентов, а именно - нарушение эмоционального развития, характеризующееся следующими особенностями:

1) трудностью в определении (идентификации) и описании собственных чувств;

2) трудностью в проведении различий между чувствами и телесными ощущениями;

3) снижением способности к символизации, о чем свидетельствует бедность фантазии и других проявлений воображения;



4) фокусированием в большей мере на внешних событиях, чем на внутренних переживаниях.

Нет точных данных, в чем же причина данных расстройств эмоциональной сферы.

В работах зарубежных специалистов также предлагаются теории возникновения и развития зависимых состояний.

Леон Вёрмсер предпринял попытку описания основных особенностей зависимой личности, заключающиеся в следующем.

Наркотики, алкоголь, азартная игра, нахождение в сети Интернет или игра на компьютере постоянно используются в качестве искусственной защиты; они употребляются для избавления от переполняющих человека эмоций. При этом просматривается некоторая связь между значимым чувством и предпочитаемым видом зависимости. Например, некоторые игроки говорят, что играют только тогда, когда сильно раздражены, что игра действует на них успокаивающе.

У большинства людей, страдающих болезнями зависимости, обнаруживается так называемое «ядро страхов» (фобическое ядро), на котором и основывается последующая патология - обычно с сопутствующими страхами (и желаниями), встроенными в различные структуры, ограничения, обязательства, сопровождающими физическую и эмоциональную близость и любовные связи. Смысл их жизни и стремлений, все то, чего они жаждут больше всего на свете и от чего зависят, также сосредоточивается в одном объекте или одной ситуации. В случае с азартными игроками таким объектом становятся рулетка или игровой аппарат, а в качестве ситуации выступает игра, в случае кибераддикции – компьютер.

Там, где есть страхи, всегда существуют защитные фантазии - выдуманные защитные фигуры или системы, особенным образом уравновешивающие существующие страхи. Такой поиск защиты от объекта страха и тревожной ситуации почти неизбежно приводит к зависимости, как только находится подходящий фактор - азартная игра, любовный партнер, фетиш, наркотик, система ритуальных действий или психоаналитик. В наиболее типичной ситуации зависимость порождает защитную фантазию, которая лучше всего ограждает от страха и тревоги. «Защитники», которые у больного вызывают зависимость, значительно переоцениваются и воспринимаются возведенными в крайнюю степень: всемогущий, вседающий, всепрощающий, или, наоборот, все разрушающий, все осуждающий, все отбирающий. Так, у большинства игроков существуют один или два любимых игровых аппарата, которые, по их мнению, лучше других - более «честные». Зачастую они так и говорят: «за моим аппаратом мне спокойнее», «мой аппарат меня никогда не подводил», «я знаю, что если в него вложу 10 тысяч, то он начнет отдавать». При этом никогда не берутся в расчет случаи, когда все происходило иначе.

Разрываясь между страхом осуждения окружающими и неконтролируемыми потребностями, зависимая личность приобретает выраженную эмоциональную нестабильность и ненадежность. Именно ненадежность людей, страдающих зависимостями, так поражает окружающих и приводит в отчаяние самих пациентов.

Предполагается, что зависимая личность создается как каркас, на который нанизываются зависимости-фетиши. Характерными чертами данного типа личности являются крайняя несамостоятельность, неумение отказать,- сказать "нет" (то, что в обиходе называют слабой волей) из-за страха быть отвергнутым другими людьми, ранимость критикой или неодобрением, нежелание брать на себя ответственность и, как следствие, безоговорочное подчинение значимым людям. Все это характеризует пассивную жизненную позицию, когда человек отказывается первым вступать в контакт с окружающими и самостоятельно принимать решения.

Этапы развития зависимого поведения заключаются в следующем:

1) появляется «точка кристаллизации» в связи с переживанием интенсивной положительной эмоции (или устранением отрицательной) при определенном действии. Возникает понимание, что существует вещество или способ, вид активности, с помощью которого можно сравнительно легко изменить свое психическое состояние. В случае с игроками такой интенсивной положительной эмоцией нередко становится первый крупный выигрыш. Многие даже спустя годы помнят то состояние, которое возникло, когда им удалось «получить денег просто так»; в случае кибераддикции такие эмоции вызывают обилие информации в сети, понимание виртуальным партнером, завораживающая графика или сюжет игры;

2) устанавливается зависимый ритм, который выражается в определенной последовательности обращений к средствам зависимости. Для многих игроков существует определенный режим походов в игровые заведения. Для кого-то это может быть один раз в неделю, для кого-то обязательным может быть ежевечернее посещение игрового зала. Для Интернет-зависимых людей – это желание находиться on-line.

3) формируется зависимость как составляющая часть личности. В этот период к предмету зависимости прибегают лишь в связи с жизненными затруднениями. Существует внутренняя борьба между естественным и зависимым стилями жизни. Постепенно зависимый стиль вытесняет естественный, и становится частью личности, методом выбора при встрече с реальными требованиями жизни; в этом периоде в ситуациях повышенного контроля особой ответственности возможен контроль над своим пристрастием. Это проявляется в более частом посещении игровых салонов. Однако если в семье начинают возникать конфликты по поводу чрезмерного увлечения супругом азартными играми, это может на определенный срок прекратить посещения им игровых заведений;

4) период полного доминирования зависимого поведения, которое полностью определяет стиль жизни, отношения с окружающими; человек погружается в зависимость, отчуждается от общества. У игроков на этом этапе игра становится стилем жизни, главной ее целью. На этом этапе у многих игроков разрушены семьи, потеряна работа.

Болезням зависимости свойственны следующие признаки:

1. Синдром измененной восприимчивости организма к действию данного раздражителя (защитные реакции, устойчивость к нему, форма потребления);

2. Синдром психической зависимости (навязчивое влечение, психический комфорт в период потребления, будь то наркотик, алкоголь или игровой аппарат);

3. Синдром физической зависимости (компульсивное влечение, потеря контроля над дозой, абстинентный синдром, физический комфорт в интоксикации).

Последний из приведенных признаков более выражен у людей, страдающих зависимостью от каких-либо химических веществ, и у игроков, но в меньшей степени, он также может иметь место. В любом случае эти три синдрома отличают страдающего болезнью зависимости человека от здорового.

Диагностические признаки «патологического гемблинга»

В 1980 году впервые лудомания была классифицирована Американской психиатрической ассоциацией («American Psychiatric Association») как болезнь, а на сегодня она обозначается в Международной классификации болезней кодом F63.0 и определяется как «расстройство, заключающееся в частых повторных эпизодах участия в азартных играх, доминирующих в жизни субъекта и оказывающих разрушающее воздействие на все сферы жизни и личности человека, его физическое, психическое, эмоциональное и социальное здоровье, ведущих к снижению социальных, профессиональных, материальных и семейных ценностей».

Одержимость азартными играми признана эмоциональным заболеванием. Жизнь с таким заболеванием превращается в саморазрушительное существование. Дом наполняется горечью и отчаянием. Жизнь становится невыносимой.

На западе характерными для «истинных» патологических игроков являются следующие диагностические признаки:

У таких пациентов отмечается более высокий уровень интеллекта (IQ в среднем 120) по сравнению с популяционной нормой;

Патологические игроки оказываются, как правило, «трудоголиками», отличающимися высокими профессиональными достижениями;

Для личности патологических игроков характерным является избегание тяжелых конфликтов с помощью лжи, преувеличения и искажения фактов. Они обычно чрезмерно критичны к своим супругам, друзьям и членам семьи. Таким лицам присущи авантюризм и риск в делах;

Характерные особенности имеются у игроков при неформальном общении - они часто скучают среди людей. Они склонны продолжать свою деловую активность после работы с помощью телефонных переговоров;

Игроки, как правило, являются хорошими организаторами, но плохими исполнителями. В силу этого они инициируют различные проекты, но редко доводят их до конца;

Азартные игроки обычно не занимают денег, пока у них имеется какое-то их количество, но если занимают - то делают это в максимально возможных количествах и с нарастающей частотой. Вообще игроки считают, что деньги надо тратить, а не копить. Они предпочитают иметь деньги наличными, а не в виде чеков или кредитных карточек;

Игра является для них наиболее привлекательным способом получения удовольствия и релаксации, которые в процессе развития игровой зависимости обычно угасают.

В 1981 году Р. Л. Кастер описал «мягкие признаки» патологической игры, которые, по его мнению, заключены в особенностях поведения, свойственного людям, имеющим большой риск развития у них патологической игровой зависимости. Эти признаки являются дополнительными к основным диагностическим критериям патологической игровой зависимости. При этом Р. Л. Кастер подчеркивал, что «мягкие признаки» полезны не только для установления диагноза, но и для дифференцированных лечебных рекомендаций, поскольку позволяют на ранних этапах отличить пациента с «игровой» структурой характера.

В своем развитии игровая зависимость проходит характерные стадии, подробно описанные Р. Л. Кастером.

Анализ игровых срывов в ходе психотерапии игроков позволил обнаружить и описать развитие фаз в поведении пациентов (воздержания, «автоматических фантазий», нарастания эмоционального напряжения, принятия решения, вытеснения принятого решения, реализации принятого решения). Следовательно, существует игровой цикл, понимание которого важно для формулирования психотерапевтических задач в работе с такими пациентами.

Фаза воздержания. Характеризуется воздержанием от игры, главным образом, из-за отсутствия денег, давления ближайшего окружения или выраженного подавленного состояния вследствие очередной игровой неудачи, связанной с неспособностью проконтролировать свой игровой импульс.

Фаза «автоматических фантазий». Главной характеристикой ее является учащение спонтанных фантазий об игре. Пациент проигрывает в своем воображении, как правило, состояние азарта и предвкушение выигрыша, сопровождающее начало игры, и вытесняет эпизоды проигрышей. Эти фантазии могут возникать либо на основе воспоминаний о своем прошлом игровом опыте, либо носить произвольный характер, базирующийся на воспоминаниях об игровой увлеченности героев художественных произведений или кинофильмов, и фактически оторванный от реальной ситуации. Название «автоматические» отражает возникновение их либо совершенно спонтанно, либо под действием косвенных стимулов. Так, у одного из наших пациентов игровые комбинации непроизвольно складывались при случайном наблюдении за номерами автомобилей.

Фаза нарастания эмоционального напряжения.

Главная черта этого этапа - нарастание эмоционального напряжения, которое, в зависимости от индивидуальных личностных и физиологических особенностей, может иметь тоскливо-подавленный, раздраженный, тревожный или смешанный характер, сочетающий в себе повышенную, но нецеленаправленную активность с нервозностью и раздражительностью. Иногда такое настроение сопровождается учащением фантазий об игре. В других случаях оно воспринимается пациентом как совершенно бессодержательное и даже направленное в сторону от игрового импульса (повышение сексуального влечения или стремление к интенсивным физическим и интеллектуальным нагрузкам).

Фаза принятия решения играть. Как правило, решение играть происходит двумя путями:

а) пациент под действием нарастающих фантазий в «телеграфном» стиле планирует способ реализации своего желания. Обычно это какой-нибудь «очень вероятный для выигрыша», по мнению пациента, вариант игрового поведения. Такой способ принятия решения играть характерен для перехода первой стадии заболевания во вторую;

б) решение играть приходит сразу же после игрового эпизода, и в его основе лежит иррациональное убеждение в необходимости отыграться. Этот механизм принятия решения характерен для второй и третьей стадии заболевания, когда промежуток между игровыми эпизодами заполнен отчаянными попытками остановится, а каждый срыв воспринимается как нечто фатальное и необъяснимое.

Фаза вытеснения принятого решения. Это наиболее важный этап, который обусловливает беззащитность сознательного «Я» по отношению к желанию играть. Суть этой фазы заключается в том, что интенсивность осознаваемого больным желания играть начинает уменьшаться, и возникает «иллюзия контроля» над своим поведением, что, как правило, является отражением иррациональных схем мышления. Иногда в это время нормализуются или относительно улучшаются экономический и социальный статус больного. Сочетание вышеперечисленных условий приводит к тому, что пациент без осознаваемого для себя риска идет навстречу обстоятельствам, провоцирующим игровой срыв (получение большой суммы денег на руки, прием алкоголя, попытка сыграть ради развлечения и отдыха и т. п.).

Фаза реализации принятого решения. Для нее характерно выраженное эмоциональное возбуждение и интенсивные фантазии о предстоящей игре. Очень часто игроки описывают этот период как состояние «транса», заявляют, что они «становятся как зомби». Несмотря на то, что в сознании пациента еще возникают конструктивные контраргументы, которые тут же отметаются всем набором описанных выше иррациональных схем мышления. У игрока в это время доминируют ложные представления о возможности контролировать себя и разумно подходить к вопросу вероятности выигрыша. Происходит смешение представлений о влиянии на игровой процесс (размер ставок, выбор комбинаций, различные ритуальные действия) с возможностью контролировать исход игры (выигрыш или проигрыш). В большинстве случаев, пока не проигрываются все деньги, игра не прекращается.

Важнейшим шагом на пути преодоления игровой зависимости является признание наличия проблемы и активная потребность вести здоровый образ жизни.

Специализированных центров для лечения зависимости от азартных игр в Москве нет. Существующие в Москве клиники, занимающиеся лечением нарко- и алкогольной зависимостей, могут, конечно, взять на лечение игрока, но только если при этом у него есть и проблемы по их прямому профилю. Лечение в реабилитационном центре стоит от $3 тыс. до $5 тыс. за 35 дней.

Еще есть наркологические диспансеры. Они лечат амбулаторно и, как говорят сами врачи, только на медицинском уровне. Работа с психологом-специалистом в диспансерах не предусмотрена.

Ведущие специалисты в области терапии зависимостей считают, что следующий взгляд на лудоманию, как на болезнь, наиболее точно отражает истинную картину:

1. Заболевание первично, а не является следствием какого-либо другого заболевания или поведенческих нарушений.

2. Заболевание хроническое (неизлечимое) в том аспекте, что не проходит с течением времени и даже после долгого периода воздержания азартный игрок может начать играть с новой силой и еще большими последствиями.

3. Прогрессирует. Если не приостановить болезнь в развитии, то симптоматика с течением времени усугубляется. Имеет тенденцию к срывам (возвратам) и в это время проявляется в острой форме.

4. Заболевание может быть смертельным -часто игроки заканчивают самоубийствами или смертью от употребления алкоголя или наркотиков.

Одержимый игрок обычно проходит через четыре стадии:

Стадия выигрышей - игра от случая к случаю, мечты о выигрышах, возрастающие ставки, большие выигрыши.

Стадия проигрышей - игра в одиночку, уходы с работы, крупные займы, неоплаченные долги, перезаклады, ложь.

Стадия отчаяния - испорченная репутация, разрыв с семьей, друзьями, раскаяние, перекладывание вины на других,

паника, потеря работы, незаконные действия.

Стадия безнадежности - чувство безнадежности, мысли о самоубийстве и возможно попытки, аресты, алкоголь, эмоциональное крушение и симптомы безумия.

Лечение таких людей – это сложный и длительный процесс, потому что работать необходимо со всеми теми сферами жизни человека, которые затронуты болезненной зависимостью. Это объясняет то, почему многие попытки специалистов или больных терпят неудачу. Воздействуя только на одну из сфер (медикаментозные препараты или же консультации у психолога, смена места жительства, работы, супруга, искусственная изоляция и т.п.) будет получаться заведомо отрицательный результат.

Необходимо комплексное воздействие, желание больного выздоравливать и самое главное действия, основанные на рекомендациях к выздоровлению, полученных на опыте тех людей, которые удачно решили свои проблемы.

Болезни должны лечить специалисты, компетентные в данных вопросах.

  • Поглощен гемблингом, например, постоянно возвращается в мыслях к прошлому опыту гемблинга, намеренно отказывается от гемблинга или, наоборот, предвкушает и готовится к реализации очередной возможности гемблинга, или обдумывает способ достать денежные средства для этого.
  • Продолжает игру при все возрастающем подъеме ставок, чтобы достичь желаемой остроты ощущений.
  • Предпринимал неоднократные, но безуспешные попытки контролировать свое пристрастие к гемблингу, играть меньше или совсем прекратить.
  • Проявляет беспокойство и раздражительность при попытке играть меньше или совсем отказаться от гемблинга.
  • Играет, чтобы уйти от проблем или снять дисфорию (в частности, чувство беспомощности, вины, тревогу, депрессию).
  • Возвращается к игре на следующий день после проигрыша, чтобы отыграться (мысль о проигрыше не дает покоя).
  • Лжет семье, врачу и другим людям, чтобы скрыть степень вовлеченности в гемблинг.
  • Совершал криминальные действия - такие, как подлог, мошенничество, кража, присвоение чужого имущества с целью обеспечения средств для гемблинга.
  • Ставит под угрозу и даже готов полностью порвать отношения с близкими людьми, бросить работу или учебу, отказаться от перспективы карьерного роста.
  • В ситуации отсутствия денег из-за гемблинга перекладывает решение проблем на других людей.
  • Игровое поведение не связано с маниакальным эпизодом.

Говоря о психологических особенностях проблемных гемблеров, большинство исследователей указывает на потерю контроля за собственным поведением, причем это касается всех вариантов гемблинга - от игры на тотализаторе до игровых автоматов (O"Connor, Dickerson, 2003). Австралийские исследователи А. Бласцински и Л. Науэр (Blaszczynski, Nower, 1997) выделяют три подгруппы проблемных гемблеров: 1. с нарушением поведения; 2. эмоционально неустойчивые; 3. антисоциальные гемблеры, склонные к импульсивным поступкам, подчеркивая тем самым неоднородность группы аддиктов.

Хотя болезненная страсть к азартным играм чаще наблюдается у мужчин, у женщин эта аддикция принимает более тяжелые формы. Женщины втягиваются в опасное увлечение в три раза быстрее и тяжелее поддаются психотерапии. В отличие от мужчин, женщины подпадают под зависимость от азартных игр в более зрелом возрасте, и по другим причинам. Наиболее распространенная из них - личные проблемы, от которых они пытаются уйти в игру. Наиболее часто это происходит в возрасте от 21 до 55 лет, и в 1-4% случаев страсть принимает такие формы, при которых необходима помощь психиатра. Каждый третий патологический игрок - это женщина. Так, в недавнем сравнительном исследовании 70 проблемных гемблеров-мужчин и 70 гемблеров-женщин показало более прогредиентное развитие аддикции у женщин по стадиям: социальный гемблинг; интенсивный гемблинг; проблемный гемблинг. Половые различия между мужчинами и женщинами заключались также в том, что гемблингу у женщин чаще сопутствовало депрессивное расстройство, а у мужчин - алкоголизм (Tavares et al., 2003).

Следует отметить, что лица, участвующие в игре, сравнительно часто злоупотребляют алкоголем и другими ПАВ, то есть включаются в комбинированные формы аддиктивного поведения. Для «игроков» типичны трудности межличностных отношений, частые разводы, нарушение трудовой дисциплины, частая смена работы.

Критерии патологического влечения к азартным играм (F 63.0 по МКБ-10)

Повторные эпизоды азартных игр в течение одного года;

Возобновление этих эпизодов, несмотря на отсутствие материальной выгоды, нарушения социальной и профессиональной адаптации;

Невозможность контролировать интенсивное влечение к игре, прервать ее волевым усилием;

Постоянная фиксация мыслей на азартной игре и все, что с ней связано.

Если в результате участия в азартных играх появляются проблемы в любой из сфер жизни, и если человек не может самостоятельно прекратить играть или прекращает, а потом снова "срывается" - это зависимость. Степень заболевания определяется уровнем разрушений по всем сферам.

Признаки патологического влечения к азартным играм описал еще Достоевский, сам азартный игрок. Если же говорить об этом влечении с точки зрения профессионала, она имеет признаки, как и любое другое заболевание:

а) потеря контроля и неспособность прогнозировать последствия (зашел в казино на часик, а вышел через сутки; хотел рискнуть 50 рублями, а проиграл 10000);

б) нарушение сна, провалы в памяти;

в) физические страдания (боли в области сердца, нарушение питания);

г) сосредоточенность мыслей и поступков вокруг игры;

д) игра, как средство для улучшения состояния;

е) проблемы в окружении (скандалы в семье, проблемы на работе).

Согласно американской классификации психических расстройств диагноз зависимости от азартных игр можно поставить, обнаружив хотя бы четыре признака из девяти следующих:

1) частое участие в игре и добывание денег для игры;

2) частое участие в игре на большие суммы денег в течение более длительного времени, чем субъект намеревался ранее;

3) потребность увеличить размер или частоту ставок, чтобы достигнуть желаемого возбуждения;

4) беспокойство или раздражительность, если игра срывается;

5) повторная потеря денег в игре и взятие их взаймы «до завтра», чтобы отыграть потерю («охота за выигрышем»);

6) неоднократные попытки уменьшить или прекратить участие;

7) учащение игры в ситуациях, когда грозит необходимость выполнить свои социальные и профессиональные обязанности;

8) принесение в жертву некоторых важных социальных, профессиональных или увеселительных мероприятий ради игры;

9) продолжение игры, несмотря на неспособность заплатить растущие долги, или, несмотря на другие важные социальные, профессиональные или юридические проблемы, которые, как хорошо известно субъекту, будут возникать из-за игры.

Выделяют следующие признаки игровой зависимости:

· Для достижения удовольствия от игры приходится повышать ставки и играть на большие суммы.

· После прекращения игры возникает беспокойство, эмоциональный дискомфорт.

· После проигрыша, даже крупного, человек приходит отыгрываться.

· Человек думает об игре, когда не играет.

· Продолжение игры угрожает работе, учебе.

· Для сохранения возможности играть человек начинает обманывать родственников и друзей.

· Игра становится способом ухода от проблем.

· Игра приводит к нарушениям закона. Например, к растрате денег, кражам.

Ц.П.Короленко и Т.А.Донских (1990) выделяют ряд признаков, характерных для азартных игр как одного из видов аддиктивного поведения. К ним относятся:

1. Постоянная вовлеченность, увеличение времени, проводимого в ситуации игры.

2. Изменение круга интересов, вытеснение прежних мотиваций игровой, постоянные мысли об игре, преобладание и воображении ситуаций, связанных с игровыми комбинациями.

3. «Потеря контроля», выражающаяся в неспособности прекратить игру как после большого выигрыша, так и после постоянных проигрышей.

4. Состояния психологического дискомфорта, раздражения, беспокойства, развивающиеся через сравнительно короткие промежутки времени после очередного участия в игре, с труднопреодолимым желанием снова приступить к игре. Такие состояния по ряду признаков напоминают состояния абстиненции у наркоманов, они сопровождаются головной болью, нарушением сна, беспокойством, сниженным настроением, нарушением концентрации внимания.

5. Характерно постепенное увеличение частоты участия в игре, стремление ко все более высокому риску.

6. Периодически возникающие состояния напряжения, сопровождающиеся игровым «драйвом», все преодолевающим стремлением найти возможность участия в азартной игре.

7. Быстро нарастающее снижение способности сопротивляться соблазну. Это выражается в том, что, решив раз и навсегда «завязать», при малейшей провокации (встреча со старыми знакомыми, разговор на тему игры, наличие рядом игорного заведения и т. д.) гемблинг возобновляется.

В американской классификации психических расстройств (DSM-IV, 1994) диагноз патологического гемблинга ставится при наличии пяти и более пунктов из раздела А и пункта раздела Б.

Поглощен гемблингом, например, постоянно возвращается в мыслях к прошлому опыту гемблинга, намеренно отказывается от гемблинга или, наоборот, предвкушает и готовится к реализации очередной возможности гемблинга, или обдумывает способ достать денежные средства для этого.

Продолжает игру при все возрастающем подъеме ставок, чтобы достичь желаемой остроты ощущений.

Предпринимал неоднократные, но безуспешные попытки контролировать свое пристрастие к гемблингу, играть меньше или совсем прекратить.

Проявляет беспокойство и раздражительность при попытке играть меньше или совсем отказаться от гемблинга.

Играет, чтобы уйти от проблем или снять дисфорию (в частности, чувство беспомощности, вины, тревогу, депрессию).

Возвращается к игре на следующий день после проигрыша, чтобы отыграться (мысль о проигрыше не дает покоя).

Лжет семье, врачу и другим людям, чтобы скрыть степень вовлеченности в гемблинг.

Совершал криминальные действия - такие, как подлог, мошенничество, кража, присвоение чужого имущества с целью обеспечения средств для гемблинга.

Ставит под угрозу и даже готов полностью порвать отношения с близкими людьми, бросить работу или учебу, отказаться от перспективы карьерного роста.

В ситуации отсутствия денег из-за гемблинга перекладывает решение проблем на других людей.

Игровое поведение не связано с маниакальным эпизодом.

Выделяют следующие симптомы патологического игрока:

1. Поглощенность, озабоченность игрой (вспоминает о прошлых играх, планирует будущие ставки, думает о том, как найти деньги на следующую игру);

2. Играя, испытывает возбуждение и повышает ставки;

3.Испытывает затруднения при попытках прервать игру или усилиях контролировать её ход;

4. Чувствует тревогу или раздражение при необходимости ограничить ставки или остановить игру;

5. Играет, чтобы убежать от своих проблем или поднять настроение (уйти от чувства вины, тревоги, депрессии);

6. Предпринимает попытки отыграться на следующий день после проигрыша;

7. Обманывает членов семьи или терапевта с целью скрыть истинную степень своей вовлеченности в игру;

8. Совершает такие незаконные действия как подлог, обман, кража или растрата для финансирования игры;

9. Рискует из-за страсти к игре. Вызывает игрой риск потерять работу, близких друзей, возможность продвижения по службе или получения образования;

10. Перезанимает деньги у друзей, знакомых, родственников, чтобы расплатиться с долгами, образовавшимися из-за игры.

Исследователями игровой зависимости разработан тест.

Тест: Есть ли у вас проблемы с азартными играми?

Отвечать следует, опираясь последние 12 месяцев.

1. Ставили ли вы на кон больше, чем могли позволить себе потерять?

а) никогда;

б) иногда;

в) чаще всего;

г) почти всегда.

2. В последние 12 месяцев требовалось ли вам играть на более крупную сумму, чтобы достичь той же степени возбуждения?

а) никогда;

б) иногда;

в) чаще всего;

г) почти всегда.

3. Когда вы играли, возвращались ли вы на другой день к игре, чтобы отыграть проигранные деньги?

а) никогда;

б) иногда;

в) чаще всего;

г) почти всегда.

4. Одалживали ли вы когда-либо деньги или продавали имущество, чтобы иметь возможность играть?

а) никогда;

б) иногда;

в) чаще всего;

г) почти всегда.

5. Чувствовали ли вы когда-либо, что у вас могут быть проблемы с азартными играми?

а) никогда;

б) иногда;

в) чаще всего;

г) почти всегда.

6. Являлась ли когда-либо азартная игра причиной ваших проблем со здоровьем, включая стресс и беспричинное беспокойство?

а) никогда;

б) иногда;

в) чаще всего;

г) почти всегда.

7. Критиковали ли вас за ваше пристрастие к азартным играм или говорили вам, что у вас проблемы с азартными играми, независимо от того, считали ли вы эти замечания справедливыми?

а) никогда;

б) иногда;

в) чаще всего;

г) почти всегда.

8. Являлось ли когда-либо ваше пристрастие к азартным играм причиной финансовых проблем для вас или вашей семьи?

а) никогда;

б) иногда;

в) чаще всего;

г) почти всегда.

9. Ощущали ли вы когда-либо вину за то, как вы играете, или за то, что происходит во время вашей игры?

а) никогда;

б) иногда;

в) чаще всего;

г) почти всегда.

Техника подсчета: «никогда» - О очков, «иногда» - 1 очко, «чаще всего» - 2 очка, «почти всегда» - 3 очка.

Баллы за ответы на все 9 вопросов суммируются. Конечный результат:

О баллов - нет никаких негативных последствий азартной игры. Вы можете играть изредка, с целью общения или на досуге - игра не является проблемным пристрастием. 1-2 балла - вы можете играть в азартные игры на уровне, не ведущем к негативным последствиям. Если вы часто играете в азартные игры, то этот результат может означать достаточно высокую степень риска, подлежащую дальнейшему исследованию.

3-7 баллов - вы играете в азартные игры на уровне, который может привести к негативным последствиям. Результат указывает на уровень риска, подлежащий дальнейшему исследованию.

8-21 балл - вы играете на уровне, ведущем к негативным последствиям. Возможно, контроль над пристрастием к азартным играм уже потерян - чем выше результат, интенсивней игра, тем серьезнее могут быть ваши проблемы. Необходимо исследовать ваше пристрастие к игре и его последствия.

Существует еще одна опросная методика выявления зависимости. Она разработана учеными по проблемам лудомании (зависимости от азартной игры). Они предназначены любому, кто может иметь проблемы в этой области и призваны помочь индивидууму решить, является ли он или она патологическим игроком.

1. Пропускали ли вы работу или учебу, чтобы поиграть в азартные игры?

2. Приносили ли азартные игры вам когда-нибудь несчастье?

3. Азартная игра влияла когда-либо плохо на вашу репутацию?

4. Вы когда-либо чувствовали раскаяние после игры?

5. Играли ли вы для того, чтобы расплатиться с долгами?

6. Азартная игра уменьшала ваши амбиции?

7. Чувствовали ли вы после проигрыша, что надо возвратиться как можно быстрее и отыграться?

8. После выигрыша имели ли вы твердое убеждение, что надо возвратиться и выиграть еще больше?

9. Часто ли вы играете, пока не проиграете все?

10. Вы когда-либо брали в долг, чтоб играть в азартные игры?

11. Приходилось ли вам продавать что-либо, чтобы играть?

12. Существует ли для вас понятие "деньги для игры", которые вы используете только для азартных игр?

13. Азартная игра причинила ощутимый финансовый вред вам или вашему семейству?

14. Играли ли вы когда-нибудь дольше, чем планировали?

15. Играли ли вы когда-либо, чтобы забыть о неприятностях?

16. Вы когда-нибудь нарушали закон, чтобы иметь деньги на игру?

17. Мучались ли вы бессонницей из-за мыслей об азартных играх?

18. Проблемы, разочарования или расстройства создают у вас желание уйти от всего этого играть?

19. Имеете ли вы привычку праздновать ваши победы в азартных играх?

20. Думали ли вы когда-нибудь о самоубийстве после проигрыша?

Большинство одержимых игроков ответят да хотя бы на семь вопросов из двадцати. После ответа на эти вопросы, следующий шаг к восстановлению состоит в признании себя одержимым азартной игрой человеком.

Отрицание этому факту, является симптомом его болезни.

АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

(от англ. addiction - склонность, пагубная привычка; лат. addictus - рабски преданный) - особый тип форм деструктивного поведения, которые выражаются в стремлении к уходу от реальности посредством специального изменения своего психического состояния. Син. аддикция. Выделяются основные виды аддикций: 1) злоупотребление одним или несколькими веществами, изменяющими психическое состояние, напр. алкоголь, наркотики, лекарства, различные яды (см. ); 2) участие в азартных играх, в т. ч. компьютерных; 3) сексуальное А. п.; 4) переедание и голодание; 5) «работоголизм» («трудоголизм»); 6) длительное прослушивание музыки, г. о. основанной на ритмах. При формировании аддикции происходит редукция межличностных эмоциональных отношений. В узком смысле А. п. ограничивается только 1-м видом аддикций. Ср. . (Б. М.)


Большой психологический словарь. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

Смотреть что такое "АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ" в других словарях:

    АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ - – форма девиантного поведения, которая выражается в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на некоторых предметах или активностях (видах… … Терминологический ювенологический словарь

    Аддиктивное поведение - один из наиболее распространенных вариантов отклоняющегося поведения; выражается в стремлении человека уйти от реальности посредством изменения своего пси­хического состояния с помощью приема некоторых веществ (алкоголь, курение, наркотики и… … Современный образовательный процесс: основные понятия и термины

    Аддиктивное поведение - одна из форм девиантного (отклоняющегося) поведения с формированием стремления к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксацией внимания на… …

    АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ - нарушение поведения, возникающее в результате злоупотребления различными веществами, изменяющими психическое состояние человека, включая алкоголь и табак, до того момента, когда фиксируется факт психической и физической зависимости … Словарь по профориентации и психологической поддержке

    Аддиктивное поведение - (англ. addiction склонность, пагубная привычка) злоупотребление одним или несколькими химическими веществами, протекающее на фоне измененного состояния сознания … Психология человека: словарь терминов

    Поведение аддиктивное - Аддиктивное поведение одна из форм отклоняющегося поведения личности, которая связана со злоупотреблением чем то в целях саморегуляции или адаптации. Различают такие формы аддиктивного поведения, как химическая зависимость (курение, алкоголизм,… … Официальная терминология

    Поведение аддиктивное - – поведение, основанное на патологической потребности в определённых препаратах или занятиях (алкоголь, азартные игры, переедание и т.п.) с целью изменить собственное психологическое состояние, в первую очередь эмоциональное состояние и связанное … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    Поведение игроков (gambling behavior) - Азартная игра как перераспределение материальных ценностей на основе случая и риска является событием, к рое всегда сопряжено с проигрышем для одной стороны и выигрышем для другой. В нек рых азартных играх, таких как покер или игра в очко, на… … Психологическая энциклопедия

    Девиантное поведение - отклоняющееся от общепринятых норм: нравственных, а иногда и правовых. Поведение в основном обусловлено социально психологическими девиациями личности (прежде всего микросоциально психологической запущенностью). Является проявлением ситуационных… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    Аддиктивное поведение (А. п.) одна из форм деструктивного поведения, к рая выражается в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психич. состояния посредством приема нек рых веществ или постоянной фиксации внимания на опр.… … Психология общения. Энциклопедический словарь

Книги

  • Врачевание душевных ран. Лекции по православной психологии , Авдеев Дмитрий Александрович. В книге представлены семь лекций, а именно: "Психотерапия", "Неврозы", "Основные формы неврозов", "Причины психических заболеваний", "Депрессия", "Аддиктивное (зависимое) поведение",… Купить за 254 руб
  • Врачевание душевных ран. Лекции по православной психотерапии , Дмитрий Авдеев. В книге представлены семь лекций, а именно: "Психотерапия", "Неврозы", "Основные формы неврозов", "Причины психических заболеваний", "Депрессия", "Аддиктивное (зависимое) поведение",…

Аддикция – пристрастие к изменяющим сознание веществам или навязчивая потребность в определённых действиях, не достигающая уровня физической зависимости. Соответственно аддиктивное поведение основывается на постоянной потребности в каких-либо препаратах, алкоголе, курении, навязчивом поведении (переедание, стойкие паттерны поведения), целью которой является изменение эмоционального состояния и восприятия окружающей действительности. Аддиктивное поведение широко распространено и отличается высокой устойчивостью к лечению и малой обратимостью.

Этапы развития аддикции

В эволюции патологических пристрастий выделяют следующие ступени, их же можно рассматривать в качестве степеней тяжести проявлений аддиктивного поведения:

  1. Этап первых проб.
  2. Этап «аддиктивного ритма», на котором учащаются эпизоды аддикции и вырабатывается соответствующая привычка.
  3. Этап явного аддиктивного поведения – аддикция становится единственным вариантом реагирования на жизненные неурядицы, при этом стойко отрицается её наличие, имеется дисгармония между представлением человека о себе и действительностью.
  4. Этап физической зависимости – аддиктивное поведение становится преобладающим, управляет всеми сферами жизни человека, эффект повышения настроения исчезает.
  5. Этап полной физической и психической деградации – из-за постоянного употребления психоактивных веществ или пагубного поведения нарушается работа всех органов и систем, резервы организма истощаются, появляется множество тяжелых заболеваний в сочетании с выраженной зависимостью. На этом этапе аддикт может совершать правонарушения, проявлять насилие.

Классификация аддикций

Выделяют следующие виды аддиктивного поведения:

  1. Химическая зависимость (наркомания, токсикомания, курение, алкоголизм).
  2. Нарушения пищевого поведения (анорексия, голодание, булимия).
  3. Нехимические типы зависимостей ( , сексуальная, навязчивые покупки, трудоголизм, пристрастие к громкой музыке, и т.д.).
  4. Крайние степени увлечения каким-либо видом деятельности, приводящие к игнорированию имеющихся жизненных проблем и их усугублению (религиозный фанатизм, сектантство, МЛМ).

Данная классификация аддиктивного поведения учитывает максимальное количество его видов, однако такое разделение достаточно условно – группы нехимических зависимостей и чрезмерных увлечений весьма близки и разделяются в основном по наличию или отсутствию соответствующей нозологической группы в номенклатуре болезней.

Последствия разных видов аддикций для человека и общества существенно отличаются, поэтому к части из них отношение нейтральное (курение) или даже одобрительное (религиозность).

Формирование аддиктивной личности

Ряд особенностей главных общественных институтов способствует формированию аддикций. Рассмотрим их подробнее.

Семья

Дисфункциональная семья – один из определяющих факторов в появлении девиантного поведения. К ним относятся семьи, в которых один из членов страдает химической зависимостью, а также семьи эмоционально-репрессивного типа, в которых имеется сходный тип отношений.

Для этой группы семей характерны двойные стандарты в общении, отрицание явных проблем, культивирование иллюзий, отсутствие помощи со стороны родителей, вследствие чего ребёнок привыкает лгать и недоговаривать, становится подозрительным и злым.

Дети в таких семьях испытывают сильный дефицит положительных эмоций, родительской поддержки и участия. Обращение с ребёнком часто жестокое, семейные роли устойчивые, родители авторитарные, общение сопровождается частыми конфликтами. Отсутствуют определённые границы личностей, личное пространство. Дисфункциональные семьи очень закрыты, информация о внутренних проблемах скрывается, при этом внутри семьи полностью отсутствует определённость, не выполняются обещания. Возможны случаи сексуального насилия. Дети в таких семьях вынуждены рано взрослеть.

Система образования

Школьная система поощряет непрерывную напряженную работу по обучению, полностью игнорируя межличностные отношения. В результате у детей не остаётся свободного времени для самопознания, общения, что приводит к отсутствию опыта реальных житейских ситуаций, умения жить в текущем моменте. Ребёнок боится трудностей и всеми силами избегает их. Сохраняя после окончания школы привычные модели избегания трудностей, дети, хорошо учившиеся в школе, часто приобретают тяжелое девиантное поведение. Аддиктивное реагирование особенно легко развивается у учеников школ для одарённых детей, которых помимо школы записывают на дополнительные занятия и в кружки. У них отсутствует всякая возможность инициативы, из-за чего при столкновении с реальной жизнью они реагируют чувством страха и паники вместо мобилизации и поиска выигрышных стратегий. Кроме знаний школьное обучение прививает устаревшие, негибкие убеждения, взгляды, способы реагирования, неприменимые в жизни.

Также немаловажна личность учителя, каковые в сегодняшних условиях не всегда являются достойным примером, особенно в силу профессиональной деформации.

Религия

С одной стороны, религия помогла спастись, избавиться от зависимостей и дала смысл жизни многим людям. С другой, религия сама по себе может стать сильным аддиктивным агентом. Человек может не заметить постепенного вовлечения в секту, деструктивную по отношению к жизни её членов. Даже традиционное христианство отчасти способствует формированию аддиктивного поведения – идеи смирения, терпения, принятия близки созависимым личностям и аддиктам отношений.

Характеристика аддиктивных личностей

Все больные с девиантным поведением имеют ряд особенностей, часть из которых являются причиной, а часть следствием аддикции. К ним относятся:

  • Уверенность и хорошее самочувствие в сложных обстоятельствах наряду с плохой переносимостью обычной житейской рутины. Эта особенность считается одной из основных причин аддиктивного поведения – именно стремление к комфортному самочувствию заставляет таких людей искать острых ощущений.
  • Аддиктивные личности предпочитают говорить неправду, обвинять окружающих в собственных ошибках.
  • Для них характерны яркие внешние проявления превосходства в сочетании с заниженной самооценкой.
  • Страх глубоких эмоциональных контактов.
  • Избегание ответственности.
  • Тревожность и зависимость.
  • Манипулятивное поведение.
  • Стремление к уходу от повседневной реальности и поиск интенсивных чувственных и эмоциональных переживаний, которое осуществляется путём своеобразного «бегства» — в работу, фантазии, в самосовершенствование, в миры наркотиков или алкоголя.

Профилактика аддиктивного поведения

Для эффективной профилактики аддиктивного поведения крайне важно раннее её начало. Поэтому значительное внимание уделяется первичной профилактике – предупреждению возникновения зависимого поведения. Она включает следующие этапы:

  • Диагностический – выявление детей, личностные особенности которых свидетельствуют о возможности аддиктивного поведения с помощью наблюдения и психологических методик. Для уточнения состава группы риска возможен сбор информации о моделях поведения детей, составе семьи, интересах ребёнка у педагогов. Наблюдение за ребёнком поможет выявить в их речи негативные высказывания о себе, обвинения окружающих, отсутствие личного мнения и интересов.
  • Информационный – распространение среди детей информации о вредных привычках, сексуальном поведении, методиках борьбы со стрессом, технологиях общения.
  • Коррекционный – направлен на исправление негативных привычек и взглядов, формирование конструктивного подхода к жизненным трудностям, прививание навыка работы над собой, эффективного общения.

Вторичная профилактика аддиктивного поведения направлена на выявление и лечение людей с ранними стадиями аддикции, а третичная – на социализацию излеченных от зависимостей личностей.

Аддиктивное поведение: профилактика и реабилитация

(от англ. addiction - склонность, пагубная привычка;
лат. addictus - рабски преданный) -
особый тип форм деструктивного поведения,
которые выражаются в стремлении к уходу от
реальности посредством специального изменения
своего психического состояния. Синоним аддикция.
Выделяются основные виды аддикций:
1) злоупотребление одним или несколькими веществами,
изменяющими психическое состояние, напр. алкоголь,
наркотики, лекарства, различные яды (см. Наркомания);
2) участие в азартных играх, в т. ч. компьютерных;
3) сексуальное аддиктивное поведение
4) переедание и голодание;
5) «работоголизм» («трудоголизм»);
6) длительное прослушивание музыки, главным образом, основанной на ритмах.
При формировании аддикции происходит редукция межличностных
эмоциональных отношений. В узком смысле, аддиктивное поведение
ограничивается только 1-м видом аддикций.

Борис Гурьевич Мещеряков, Владимир Петрович Зинченко.

Большой психологический словарь. 2003 год

Аддиктивное поведение – термин, объединяющий “под одну крышу” практически все зависимости и состояния, лечение которых предусмотрено методом Ра-Курс.

Существует множество определений и характеристик форм аддиктивного поведения, не противоречащих друг другу, а отличающихся лишь степенью профессионализма, научности или популярности и доступности изложения, а так же полнотой определения форм аддикции.

Мы бы определили аддиктивное поведение следующим образом.

Это есть форма поведения, которая выражается в стремлении человека к уходу от реальности путем изменения психического состояния посредством приема некоторых психоактивных веществ или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или видах деятельности. Это сопровождается развитием интенсивных эмоций. Процесс этот настолько захватывает человека, что в большинстве случаев начинает управлять его жизнью. Человек становится беспомощным перед своим пристрастием. Воля ослабевает, что не оставляет возможности противостоять аддикции

Условно можно выделить следующие формы аддиктивного поведения.

1. Фармакологическая

2. Аддикция, сформированная не фармакологическими способами.

Но только условно. Так как некоторые формы аддикции, не сопровождающиеся приёмом каких-либо экзогенных (поступающих извне) веществ, например, таких как алкоголь или наркотики, всё же имеют фармакологическую подоплёку. Это зависимость от собственных, эндогенных (вырабатываемых самим организмом) психоактивных веществ, как правило, гормонов. Так, к примеру, мы можем говорить об адреналиновой зависимости, при аддикции к риску, острым ощущениям. К этой форме можно отнести и игровую зависимость. Очень яркий пример такой аддикции - так называемый “афганский синдром”, хорошо известный врачам, психологам, да и большинству непрофессионалов – представителей поколения 70-х – 80-х лет. Который проявлялся в том, что люди, вернувшиеся с одной из самых жестоких войн, не могли адаптироваться к спокойной гражданской жизни и продолжали искать риск. Вербовались по контракту на новые войны, создавали бандитские группировки или находили другие способы реализации своего стремления к стрессам и риску.

К зависимости от собственных гормонов можно отнести и эндорфиновую зависимость. Эндорфины, известные как “гормоны радости” или эндогенные, “природные наркотики” - вещества, которые действительно сходны по структуре с опиатами (морфиноподобными соединениями) и способные выражено влиять на эмоциональный фон человека. Повышенную выработку эндорфинов мы часто наблюдаем при состоянии влюблённости, при удовлетворении разнообразных желаний, от самых низменных до самых возвышенных, от приёма вкусной пищи, сексуальных побед и желанных покупок в магазине до творческих и трудовых успехов.

Если продолжать тему про формы аддикции, то, приняв, что фармакологическую и не фармакологическую аддикцию можно разделить лишь условно, формы аддикции легче указать, ориентируясь на их проявления

1. Алкоголизм

2. Наркомания

3. Зависимость от лекарств и токсических веществ

4. Стремление к достижениям – работоголизм

5. Фанатическое стремление сохранению, собиранию предметов – коллекционирование

6. Игровая зависимость

7. Сексуальные аддикции (“донжуанство”)

8. Компьютерная зависимость, которая может складываться из нескольких составляющих, в том числе предыдущих двух

9. Аддикция к риску и острым ощущениям, которая так же может перекликаться с другими формами, например игровой зависимостью

10. Безудержное стремление к приобретению – “шоппинг”.

11. Поиск помощи – сектантство

12. Аддикция к ритмичной музыке

13. Пищевая зависимость (булемия)

Эта информация была составлена на основании статьи, опубликованной в журнале “Наркология” № 1 за 2004 год “Психокоррекция аддиктивного поведения в современных условиях”, написанной Академиком РАМН, Заслуженным деятелем науки РФ Семке В.Я.
Однако и этот список нельзя назвать полным.

Ясно лишь то, что многие аспекты поведения человека могут быть на грани нормы и патологии, проявляющейся к стремлению уйти от реальной жизни.

Аддиктивные стратегии поведения, как правило, вызваны трудностями адаптации к проблемным жизненным ситуациям: сложным социально-экономическим условиям, многочисленным разочарованиям, крушением идеалов, конфликтам в семье и на работе, утрате близких, резкой смене привычных стереотипов. Хроническая неудовлетворенность реальностью приводит к бегству от собственного здорового сознания с помощью алкоголя и наркотиков, или к бегству в мир фантазий, обретению пристанища в сектах, руководимых властными лидерами, или же в группировках, приверженных поклонению какому-либо кумиру: рок-группе, спортивной команде или другим «звездам», замене реальных жизненных ценностей и ориентиров искусственными, виртуальными.

Разрушительный характер аддикции проявляется в том, что в этом процессе устанавливаются эмоциональные отношения, связи не с другими людьми, а с неодушевленными предметами или явлениями (особенно при химических зависимостях, азартных играх).
Эмоциональные отношения с людьми теряют свою значимость, становятся поверхностными. Способы аддиктивной реализации из средства постепенно превращаются и цель.

Следует констатировать, что отвлечение от сомнений и переживаний в трудных ситуациях периодически необходимо всем, но в случае аддиктивного поведения оно становится стилем жизни, когда человек оказывается в ловушке из-за постоянного ухода от реальной действительности.

Аддиктивная реализация многими понимается упрощённо как приём вещества или другое аддиктивное действие. На самом деле аддиктивная реализация включает в себя ещё и мысли о состоянии ухода от реальности, о возможностях и способах достижения этого ухода. Реализации ухода от реальности, раздумья, фантазии на аддиктивную тему занимают большую часть времени и энергии зависимой личности. Такое существование двух стилей жизни в одном человеке приводит к изменениям установок, мотиваций и систем ценностей. Аддиктивное поведение меняет отношения с близкими людьми. Сверхзанятость аддиктивными реализациями мешает зависимой личности быть задействованным в общих делах и заботах, оказывать поддержку близким людям, проводить с ними досуг. Зависимый человек с появлением внутри него новой аддиктивной личности, эмоционально изолирует себя, становится пассивным во всех сферах жизни, кроме аддиктивной реализации. Внешне человек остаётся таким же (хотя со временем меняется и его внешность), но «внутри» него живёт уже другая аддиктивная личность со своей аддиктивной логикой, аддиктивными эмоциями, аддиктивной системой ценностей, аддиктивной психологической защитой.
Развитию аддикции способствует то, что человек может иметь к этому соответствующую предрасположенность.

1. Биологическая предрасположенность - это своеобразный для каждого человека способ реагирования на различные воздействия, например, на алкоголь. Если алкоголь резко изменяет психическое состояние человека, то такой человек склонен к алкоголизму. Существуют национальные особенности реакции на алкоголь и другие вещества. Известно, что северные народы становятся алкоголиками быстрее и от меньшего количества алкоголя, чем южные нации.

2. Психологическая предрасположенность - это чаще всего так называемое созависимое строение личности, неумение справляться со стрессам и проблемами, потеря контакта с собственными чувствами и потребностями, низкая самооценка. Другими словами, склонные к зависимостям люди имеют в своём сценарии установки: “Не будь значимым”, “Не будь в порядке”, ”Не будь близким”, “Не думай” и подобное.

3. Социальная предрасположенность характеризуется тем, что семья и окружающее сообщество не показали ребёнку других способов справляться с проблемами и расслабляться, кроме как изменить психическое состояние каким-либо способом. В семье и в ближайшем окружении поступали именно так. Ребёнок, выросший в такой среде, не видит для себя возможности изменить эту обстановку, воспринимая её как единственно возможный для себя вариант, предложенный жизнью. Он объективно делает всё для того, чтобы сохранить себя, найти способ существования в этой обстановке и в дальнейшем повторить её в условиях новой своей семьи. Механизм ухода от реальности выглядит следующим образом. Выбранный человеком способ подействовал, понравился и зафиксировался в сознании как действующее средство, обеспечивающее хорошее состояние. Аналогичного состояния можно достичь с помощью получения эмоциональной поддержки от другого человека. Однако этот другой человек порой бывает непредсказуем и озабочен своими собственными проблемами. К тому же человеку не всегда хочется осложнять жизнь другим людям. С этим связан элемент предпочтения, привлекательности и соблазна выбранного способа изменения своего состояния, который человек начинает всё более часто повторять. Такие повторения приводят к снижению стрессоустойчивости и способности справляться с проблемами. В дальнейшем встреча с трудностями, требующими принятия решения, автоматически заменяется приятным уходом от проблемы с переносом её решения. Постепенно волевые усилия снижаются, так как зависимость бьёт по волевым функциям, способствуя выбору тактики наименьшего сопротивления. Снижение переносимости трудностей, уход от их преодоления приводит к накоплению нерешённых проблем. На этом фоне начинается формирование личностных изменений. Появляется “двойная жизнь”, состоящая из прежней “нормальной” жизни и жизни с аддиктивным поведением.

Таким образом при всём том, что виды аддиктивного поведения очень различны, всех их объединяют общие аддиктивные механизмы и общая предрасположенность.

Именно из общности причин и предрасположенностей к аддикции и исходили авторы метода Ра-Курс при разработке способа лечения зависимостей. И, хотя воздействие на организм при лечении этим методом производится строго индивидуально с учётом вида зависимости, степени её выраженности, возможной предрасположенности к данной зависимости, психосоматической конституции пациента, пола, возраста, группы крови, темперамента, уровня интеллекта, сопутствующих заболеваний и других признаков, определяемых при работе с лечебно-диагностической компьютерной программой, есть и общие механизмы воздействия. Это позволяет, например, использовать хотя и достаточно широкую, но одну комплектацию аппаратного комплекса для лечения различных форм зависимостей и заболеваний.