Анализ научной и методической литературы. Задачи, методы и организация исследования

1. Анализ научно-методической литературы

На всех этапах работы проводился теоретический анализ научно-методической литературы. Он заключался в изучении отечественной, зарубежной научно-методической и специальной литературы по теме дипломного исследования, что необходимо для разработки методологического аппарата работы. На основе анализа формулировалась актуальность актуальность и цель исследования, проводилась постановка задач, подбор методов педагогического эксперимента. Кроме специальной литературы по футболу нами использовалось литература по анатомии, физиологии, психологии, которая позволяла наиболее корректно организовать учебно-тренировочный процесс в экспериментальной группе.

Контрольное тестирование проводилось в начале, в середине и по окончании педагогического эксперимента. Его результаты заносились в спец –карточку протокол.

Определения уровня развития ловкости

Многообразие видов двигательных координационных способностей не позволяет оценивать уровень их развития по одному унифицированному критерию. Поэтому в физическом воспитании и спорте используют различные показатели, наиболее важными из которых являются:

1) время, затрачиваемое на освоение нового движения или какой-то комбинации. Чем оно короче, тем выше координационные способности;

2) время, необходимое для «перестройки» своей двигательной деятельности в соответствии с изменившейся ситуацией. В этих условиях умение выбрать наиболее оптимальный план успешного решения двигательной задачи считается хорошим показателем координационных возможностей;

3) координационная сложность выполняемых двигательных заданий (действий) или их комплексы (комбинации). В качестве заданий-тестов рекомендуется применять упражнения с асимметричным согласованием движений руками, ногами, головой, туловищем, как наиболее сложные и реже встречающиеся в двигательном опыте человека;

4) точность выполнения двигательных действий по основным характеристикам техники (динамическим, временным, пространственным);

5) сохранение устойчивости при нарушении равновесия;

6) стабильность выполнения сложного в координационном отношении двигательного задания (по конечному результату и стабильности отдельных характеристик движения). Ее оценивают, например, по показателям целевой точности - количеству попаданий при бросках мяча в кольцо в баскетболе, различных предметов в мишень и т.п.

Некоторые контрольные упражнения для определения уровня координационных способностей:

Для определения уровня развития координационных способностей у детей младшего школьного возраста были использованы следующие контрольные упражнения:

1) бег «змейкой»

2) челночный бег 3 х10 м;

Перечисленные выше тесты по определению ловкости и координационных способностей, по нашему мнению позволяют наиболее достоверно определить уровень развития ловкости у детей младшего школьного возраста

Педагогическое наблюдение

Проводилось до начала педагогического эксперимента и в процессе его проведения. Объектом наблюдения которое проводилось до эксперимента является содержание учебных занятий т.е. характер используемых упражнений и особенностей методики их применения. В ходе эксперимента объектом наблюдения была методика применения специальных упражнений, и подвижных игр направленных.на развитие ловкости у детей младшего школьного возраста.

3.Педагогический эксперимент

Организация и проведение эксперимента

В процессе первого этапа (сентябрь- 2009- декабрь 2010) состоялось практическое знакомство с проблемой развития ловкости. Проводился анализ отечественной и зарубежной литературы по развитию ловкости и координационных способностей детей младшего школьного возраста: определялись исходные позиции и направление исследования. Обосновывался методологический аппарат исследования, выбирались методы контроля и разрабатывался ход проведения педагогического эксперимента.

Второй этап педагогического эксперимента будет проводиться на базе школы, в классах начальной школы.

В эксперименте примут участие мальчики и девочки 9-10 лет. Методом по парного отбора будет отобрано две группы: экспериментальная (10 человек) и контрольная (10 человек). Уровень физической и подготовленности групп был с некоторой отличительностью в сторону экспериментальной группы. Занятия проводились 3 раза в неделю (понедельник, среда, пятница) по три академических часа. На комплекс специальных упражнений отводилось по 15 минут времени на каждом уроке физкультуры. В начале педагогического эксперимента …….. будет проведено предварительное тестирование, которое включает в себя 4 контрольных норматива.

1) бег «змейкой»

2) челночный бег 3 х10 м;

3) челночный бег 4 x 9 м с последовательной переноской двух кубиков за линию старта;

4) метание мяча в цель с различного расстояния и из различных исходных положений.

1.Тест "снайпер" для определения точности метания. (Лях В.И. 1987 г.)


Чем включение в тренировку многократных пробежек на 20-50 ярдов с ускорениями (число ускорений примерно соответствовало среднему количеству ускорений, выполняемых футболистами за каждую игру). Глава 2 Особенности развития ловкости на занятиях по волейболу юных спортсменов 2.1 Характерные черты ловкости волейболистов Ловкость - это способность спортсмена быстро овладевать новыми...

Опережающего удара. Эти задачи не только требуют высокого уровня всех сторон спортивной подготовленности боксера, но и предусматривают, по нашему мнению, поиск новых подходов, раскрывающих дополнительные резервы реализации природных возможностей организма. Такие резервы заложены в развитии и совершенствовании комплекса двигательных координаций, среди которых ведущую роль играют ловкость, точность...

И высокого уровня физических качеств школьникам необходим двигательный режим в который должны входить не только физические упражнения и специальная гигиена и диета, но и развивающие ловкость спортивные и подвижные игры. Недостаточная двигательная активность отрицательно сказывается на многих функциях растущего организма и является патогенетическим фактором в возникновении ряда заболеваний. ...

Был составлен и проведен семинар для родителей, в который были включены следующие вопросы: 1. Ловкость и ее значение для развития детей старшего дошкольного возраста. 2. Подвижные игры с мячом как средство развития ручной ловкости старших дошкольников. Таким образом, в течение полугода нами велась работа по развитию ручной и телесной ловкости старших дошкольников. С детьми проводились занятия...

Эмпирические (практические) методы исследования в физической культуре и спорте

Анализ научно-методической литературы

Любая квалификационная работа, независимо от ее характера (экспериментальная или реферативная), начинается с обзора литературы по исследуемой проблеме. Эта часть подготовки работы является опережающей (изучение литературы должно начинаться еще в процессе выбора темы выпускной квалификационной работы, будь то дипломная работа, бакалаврская или магистерская диссертации) в силу нескольких обстоятельств. Во-первых, прежде чем писать работу, надо разобраться в том, что уже написано, сделано другими. Только тогда становится ясным, что еще не сделано по теме работы (ведутся научные споры; сталкиваются разные научные концепции и идеи; что устарело; какие вопросы не решены) и надлежит творить самому студенту. Во-вторых, в процессе работы над информационными материалами выясняется, что можно и нужно творчески заимствовать из работ других авторов и перенести в собственную работу в качестве своеобразной базы, используемой для сравнения и противопоставления. В-третьих, в литературных источниках находят числовые данные, которые необходимы для иллюстрации своей работы, осуществления различных оценок и расчетов. И, наконец, анализ работ других авторов по выбранной студентом теме неизбежно должен присутствовать в качестве составной части выпускной квалификационной работы. Кроме того, анализ литературных источников - основной метод исследования в реферативных работах.

В результате по литературным источникам необходимо ясно себе представить все то, что имеет отношение к изучаемой проблеме;

  • - ее постановку,
  • - историю,
  • - степень разработанности,
  • - применяемые методы исследования и т.д.

Необходимо помнить, что исследовательская работа - это

прежде всего обобщение уже имеющейся информации.

Приступая к отбору и изучению литературных источников, студент попадает в безбрежное море информации, в котором несложно и захлебнуться. Что делать?

Имеет смысл изучить диссертацию, монографию, журнал, статью, в которых есть ссылки на использованную литературу, и далее может происходить «цепная реакция» развертывания поиска, в ходе которой каждый новый источник расширяет круг представлений о публикациях по теме будущей работы. Другой, более упрощенный, подход состоит в изначальном обращении не ко всему массиву научной информации, а только к специализированным журналам («Теория и практика физической культуры», «Физическая культура в школе», «Вестник спортивной науки» и др.), авторефератам диссертаций, другим периодическим изданиям, публикующим информацию, относящуюся к интересующей студента физкультурной отрасли. Достаточно пролистать подобные издания за последние несколько лет - и должно сформироваться неплохое представление о сложившемся информационном поле, в котором сосредоточены источники знаний, различных сведений и данных по проблематике предстоящей работы.

Изучение литературных источников требует прежде всего подбора этих источников по конкретной тематике исследования. С этой целью широко используются библиографические каталоги, библиографические и реферативные издания, отраслевые информационно-поисковые системы.

Ценная информация содержится также в официальных документах. Это постановления и решения директивных органов, нормативные документы, статистические сводки и т.д.

Научно-методическая литература и официальные документы, подобранные по теме исследования, являются основой для написания главы квалификационной работы «Анализ литературных источников», которая предшествует изложению собственного теоретического материала.

Квалифицированный анализ литературных источников требует определенных правил их поиска, соответствующей методики их изучения и конспектирования.

Основными хранилищами научно-технической информации являются библиотеки. Студентам необходимо правильно ориентироваться в фондах библиотеки. Для целенаправленной работы в обзоре литературных источников необходимо уметь пользоваться каталогами. Каталоги подразделяются на следующие основные виды:

  • - алфавитные;
  • - систематические;
  • - предметные.

В алфавитном каталоге сведения располагаются в едином алфавитном порядке с указанием фамилий авторов или названий книг (если в них не указаны авторы). Литература, опубликованная на языке с латинской графикой, как правило, располагается после изданий на русском языке.

Широко распространены также систематические каталоги. Описания произведений в них даны по отраслям науки и техники. Отделы и подотделы в систематических каталогах строятся от общего к частному.

Третий вид - это предметные каталоги, которые отражают более частные вопросы и группируют описания литературы под наименованием предметов в алфавитном порядке.

Также можно выделить каталоги периодических изданий, получаемых библиотекой, или каталоги журнальных и газетных статей.

Необходимо отметить, что материалы журналов и сборников содержат более свежие данные, поскольку книги и монографии долго готовятся и издаются. В то же время в книгах и монографиях материал излагается более подробно.

Для успешного поиска необходимой литературы в библиотеке надо запомнить следующее:

  • 1. Если известно название книги или ее автор - обращаться к алфавитному каталогу.
  • 2. Нужна книга по определенной отрасли науки - обратитесь к систематическому каталогу.
  • 3. При необходимости использовать литературу по узкому, специальному вопросу (предмету) - обращаемся к предметному каталогу.
  • 4. Интересуетесь статьей из периодического издания - обратитесь к систематическим или предметным карточкам журнальных и газетных статей.

Этапы чтения. Какой бы характер ни носило чтение, в нем можно условно выделить некоторые этапы. Ознакомление с книгой целесообразно начинать с оглавления. Это позволит определить ее содержание, уяснить, с какими разделами надо ознакомиться в первую очередь. Выходные данные книги помогут оценить ее современность, надежность, характер издания (учебный, научный, популярный и т.д.). Аннотация и предисловие дадут возможность ориентироваться в главном содержании книги, отделить основное от второстепенного, понять идеи автора и критический взгляд на них, высказанный ведущими учеными, представляющими данную книгу читателям.

Приступая к чтению основного материала в книге, нужно выписывать все незнакомые слова и термины в специальный словарик и тут же находить им объяснение. При первом прочтении книги необходимо прежде всего уяснить содержание работы в целом, понять основные мысли автора.

Исследователь должен владеть техникой обработки литературно-документальной информации и ведения картотеки по теме исследования. Рекомендуются следующие формы работы над литературными источниками:

  • - аннотирование - составление аннотации, т.е. предельно краткое изложение содержания материала с критической оценкой;
  • - конспектирование - последовательное краткое изложение работы;
  • - реферирование и рецензирование - изложение сущности какого-либо вопроса с критическим высказыванием автора;
  • - выборки и заметки - извлечения из материалов, иногда сопровождаемые комментариями.

Рациональное чтение помогает лучше справиться с потоком информации. Для эффективной обработки соответствующего источника используют пятиступенчатый метод рационального чтения.

  • 1. Обзор - какую информацию несет книга, монография, брошюра и т.д.
  • 2. Постановка вопросов. Идет ли речь о новой или уже известной информации? Какие главы являются важными? и т.д.
  • 3. Чтение - целевое восприятие материала.
  • 4. Обобщение текста. Удостовериться, что материал усвоен.
  • 5. Повторное чтение с выписками.

Основная задача выписывания - это «изъятие» важных мыслей, идей, формулировок и т.д. К нему прибегают, когда хотят использовать выдержки из текста при подготовке докладов, статей и других работ. Основной принцип выписывания - лишь самое существенное и в кратчайшей форме. Различают три типа выписок:

  • - дословная, с точным указанием источника и корректным воспроизведением выдержки (сейчас можно заменить ксерокопированием);
  • - выписка по смыслу, где мысль автора передается собственными словами;
  • - конспективная - краткая запись важнейших тезисов, идей текста.

К литературным источникам принадлежат учебники, учебные пособия, монографии, научно-популярные книги, статьи в научно- методических журналах (прежде всего в таких, как «Физкультура в школе», «Теория и практика физической культуры», «Физическая культура. Образование, воспитание, тренировка», журналы спортивных федераций), сборники научных трудов, материалов научных конгрессов, научно-практических конференций и т.д.

Страница 1

Данный метод применялся с целью выявления основных подходов к решению исследуемой научной проблемы. По разрабатываемой теме изучались источники отечественных авторов: учебно-методические пособия, периодическая литература и другие материалы.

Анализ научно-методической литературы осуществлялся как на доэкспериментальном этапе исследования, так и в процессе экспериментальной работы, решая соответствующие каждому этапу задачи. На начальной стадии исследования анализ литературы проводился с целью изучения исследуемой проблемы, её разработанности и степени практического освоения. Он способствовал обоснованию актуальности темы исследования, формированию гипотезы, постановке задач, выбору адекватных методов исследования.

Всего было использовано в работе 40 литературных источников. Материалы из них непосредственно отражены в данной работе.

Педагогическое наблюдение как метод исследования представляет собой целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления, с помощью которого исследователь получает конкретный фактический материал или данные.

Наблюдение проводилось в естественных условиях и было невключенным. Объектом наблюдения явился процесс формирования двигательных умений и навыков у детей среднего школьного возраста.

Для учёта психологических особенностей конкретных школьников (сила-слабость нервной системы, подвижности нервных процессов, чувствительность, эмоциональная лабильность, реактивности) использовались 2 теста: двигательная экспресс-методика Е.П. Ильина и бланковый тест ЧХТ (черты характера и темперамента).

Основным методом исследования являлся педагогический эксперимент. Он представлял собой своеобразный комплекс методов исследования, обеспечивавший объективную доказательную проверку правильности сформулированной в начале исследования гипотезы.

Педагогический эксперимент проводился в естественных условиях государственного учреждения МОСШ №20 г. Щекино Тульской области длительностью 3 месяца. Он использовался для определения правильности выдвинутого предположения гипотезы.

В качестве контингента испытуемых были выбраны группы школьников МОСШ №20 г. Щекино Тульской области в количестве 40 человек. 20 человек были выбраны в качестве экспериментальной группы и 20 человек в качестве контрольной группы.

По своему характеру педагогический эксперимент был параллельным.

Результаты педагогического эксперимента и других проведённых исследований представлены в третьей главе.

Все фактические материалы исследования были обработаны методами математической статистики для последующего анализа полученных результатов.

В ходе обработки определялись: средние арифметические величины (М), стандартное отклонение (d),

стандартная ошибка средней арифметической (m). При определении уровня достоверности полученных данных применялся t-критерий Стьюдента, т.к. он вполне адекватен всем аспектам исследований. Результаты вычислений оформлены в выпускной квалификационной работе в виде таблиц.

Статистическая обработка полученных данных проводилась на РС AMD – 3000 по стандартной программе.

Исследование проводились в 2006–2007 гг., в ходе которого поставленные задачи решались поэтапно.

На первом этапе проводился теоретический анализ научно-методической литературы, вырабатывалась гипотеза, были определены объект и предмет исследования, поставлена цель, сформулированы задачи, подобраны методы исследования. В рамках первого этапа был проведён подбор тестов по определению свойств нервной системы учащихся.

На втором этапе продолжалось изучение литературных источников по теме исследования. Проводился формирующий эксперимент. В нем приняли участие школьники 12–13 лет. Было сформировано 2 группы: контрольная (20 человек) и экспериментальная (20 человек). Отбор испытуемых проводился методом случайной выборки. Школьники контрольной и экспериментальной группы занимались по комплексной программе по физическому воспитанию учащихся 1–11 классов 2004 г. (В.И. Лях, А.А. Зданевич). И в контрольной, и в экспериментальной группах уроки ФК проводились 2 раза в неделю по 1 академическому часу под руководством учителя одной квалификации в МОСШ №20 г. Щекино Тульской области.

  • III. Анализ результатов психологического анализа 1 и 2 периодов деятельности привел к следующему пониманию обобщенной структуры состояния психологической готовности.
  • III. УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО КУРСУ «ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ К. XIX – НАЧ. XX В.»
  • Начало любого исследования связано со сбором и первичной систематизацией материалов исследований. Методика сбора и изучения источников литературы предусматривает решение следующих задач:

    Выявление источников литературы по теме исследования и их регистрация (составление картотеки);

    Добывание и изучение литературы с критическим осмыслением ее содержания;

    Систематизация и обобщение собранных данных, завершающееся составлением обзора литературы по теме исследования.

    Основными хранилищами научно-технической информации являются библиотеки вузов или государственные библиотеки. Поэтому студентам для осуществления успешного поиска литературы необходимо правильно ориентироваться в фондах библиотеки. Большую помощь для целенаправленной работы в этом плане могут оказать соответствующие каталоги, которые подразделяются на три основных вида:

    Алфавитный,

    Систематический,

    Предметный.

    В алфавитном каталоге сведения об имеющихся в библиотеке литературы располагаются в едином алфавитном порядке с указанием фамилий авторов или названий книг (если в них не указаны авторы).

    Наряду с алфавитным широко распространены систематические каталоги . Описание произведений в них даны по отраслям и науки и техники.

    В ряде крупных научных и технических библиотек создаются предметные каталоги . Они отражают более частные вопросы и группируют описания литературы под наименованием предметов в алфавитном порядке.

    Кроме распространенных выше основных видов каталогов, можно выделить еще каталоги периодических изданий, получаемых библиотекой, или каталоги журнальных и газетных статей. При работе с литературой следует учесть, что материалы журналов и сборников содержит более свежие данные, чем книги и монографии, так как последние долго готовятся и издаются. В то же время в монографиях и книгах материал изучается более подробно.

    Для успешного поиска необходимой литературы в библиотеке надо запомнить следующее:

    2. Вас интересует книга по определенной отрасли науки – обратитесь к систематическому каталогу.

    3. Вам необходима книга по какому-либо узкому, специальному вопросу (предмету) – обратитесь к предметному каталогу.

    4. Вы интересуетесь статьей из периодического издания – обратитесь к систематическим или предметным карточкам журнальных и газетных статей.

    Анализ существующих подходов к пониманию сущности информации с позиций педагогики, психологии, философии, биомеханики способствует комплексному пониманию информационного обеспечения научно-исследовательской и методической работы в физической культуре и спорте.

    Источники информации в сфере физической культуры и спорта можно условно разделить на 9 групп:

    Периодическая научная и методическая литература,

    Непериодическая научная и методическая литература,

    Труды, сборники, материалы конференций и семинаров,

    Отчеты о научно-исследовательских работах,

    Патентная информация,

    Информационная литература, справочники, энциклопедии,

    Планово-отчетная документация (по ГОСТу),

    Другая непериодическая литература.

    Наша задача – научить студента или молодого ученого изучать и обобщать научные документы, которые делятся на:

    Текстовые (книги, журналы, отчеты, описания, рефераты и т.д.),

    Графические (чертежи, схемы, графики, диаграммы и т.д.),

    Аудиовизуальные (аудиозаписи, видеозаписи, кинофильмы, диапозитивы, слайды и т.д.).

    Научные документы подразделяются на первичные и вторичные. В работы, а во вторичных – результаты аналитико-синтетической деятельности и логической переработки этих результатов. К первичным документам следует отнести: книги, журналы, отчеты, диссертации, переводы. А к вторичным – справочники, энциклопедии, реферативные издания, каталоги и указатели.

    Научную информацию, функционирующую в сфере физической культуры и спорта, по содержательному признаку можно представить как: мировоззренческую, концептуальную, фактографическую, методическую.

    Мировоззренческая литература и информация в настоящее время подлежит наибольшей ревизии. Смена общественного строя в России, возвращение к общечеловеческим ценностям, разгосударствление физкультурного и спортивного движения – предполагает детальный просмотр этой литературы.

    Концептуальная литература отражает фундаментальные положения теории и практики физической культуры и физического воспитания. В этой литературе освящаются исторические, социально-психологические, медико-биологические, педагогические вопросы физической культуры и спорта, а так же смежные с ним вопросы (например, строительство спортивных сооружений, создание высококачественного инвентаря и т.д.).

    Концептуальная литература может быть разделена на три группы:

    Частнопредметные, физкультурно-спортивные дисциплины (теория и методика легкой атлетики, гимнастики и других видов спорта, физическое воспитание в детском саду, школе, вузе);

    Отраслевые физкультурно-спортивные дисциплины (спортивная метрология, спортивная биомеханика, спортивная медицина и т.д.);

    Обобщающие физкультурно-спортивные дисциплины (история физической культуры, олимпийское движение, теория физической культуры, основы спортивной тренировки и т.д.).

    Начинающему научному работнику особое внимание необходимо уделить именно третьей группе литературных источников. В результате их изучения исследователь получает концептуальные, то есть фундаментальные и обобщенные знания об изучаемом явлении – физической культуре и спорте. Знания, изложенные в этой литературе, служат теоретической базой любого исследования.

    Документальными источниками концептуальных знаний служат учебники, монографии, проблемные и обзорные статьи в научных журналах, энциклопедии и другие источники.

    Методическая литература и документы являются результатами переработки, систематизации, адаптации результатов научных исследований для исследования их на практике. Методическая литература выходит под названиями: методические рекомендации, методические указания, методические разработки, практикумы. Для методической литературы характерны конкретность, системность и обоснованность рекомендаций, планов тренировок, режимов работы и т.д. методическая литература в сфере физической культуры и спорта служит «мостиком» между наукой и практикой.

    Методическая работа в ДОУ - важное условие повышения качества педагогического процесса. Пройдя через все формы методической работы, организованные в определённой системе, воспитатели не только повышают профессиональный уровень, для них становится потребностью узнать что-то новое, научится делать то, что они ещё не умеют. В литературе встречается немало определений понятия «методическая работа».

    По мнению А.И Васильевой, методическая работа в ДОУ - комплексный и творческий процесс, в котором осуществляется практическое обучение воспитателей методам и приёмам работы с детьми .

    К.Ю. Белая предлагает понимать: методическая работа - это целостная система деятельности, направленная на обеспечение наиболее эффективного качества реализации стратегических задач ДОУ .

    Задача старшего воспитателя ДОУ заключается в том, чтобы выработать систему, найти доступные и, вместе с тем, эффективные методы повышения педагогического мастерства.

    Целью методической работы в ДОУ является создание оптимальных условий для непрерывного повышения уровня общей и педагогической культуры участников образовательного процесса.

    Педагогическая культура - это профессиональная культура человека, занимающегося педагогической деятельностью, гармонией высокоразвитого педагогического мышления, знаний, чувств и профессиональной творческой деятельности, способствующая эффективной организации педагогического процесса.

    Участниками образовательного процесса (согласно Закону «Об образовании РФ», типовому положению о дошкольном образовательном учреждении) являются:

    • -дети;
    • -педагогический коллектив;
    • -родители.

    Основные задачи методической работы:

    • -выработать систему оказания помощи каждому педагогу на основе диагностики, формы работы.
    • -включить каждого педагога в творческий поиск.

    Можно выделить частные задачи:

    • 1) Формирование инновационной направленности в деятельности педагогического коллектива, проявляющемся в систематическом изучении, обобщении и распространении педагогического опыта по внедрению достижения науки.
    • 2) Повышение уровня теоретической подготовки педагогов.
    • 3) Организация работы по изучению новых образовательных стандартов и программ.
    • 4) Обогащение педагогического процесса новыми технологиями, формами в обучении, воспитании и развитии ребенка.
    • 5) Организация работы по изучению нормативных документов.
    • 6) Оказание научно-методической помощи педагога на основе индивидуального и дифференцированного подхода (по стажу, творческой активности, образованию, категоричности).
    • 7) Оказание консультативной помощи в организации самообразования педагогов .

    Основными критериями эффективности методической работы, кроме результативных показателей (уровня педагогического мастерства, активности воспитателей), являются характеристики самого методического процесса:

    • 1. системность - соответствие целей и задач по содержанию и формам методической работы;
    • 2. дифференциация - второй критерий эффективности методической работы - предполагает большой удельный вес в системе методической работы индивидуальных и групповых занятий с воспитателями, исходя из уровня их профессионализма, готовности к саморазвитию и других показателей;
    • 3. этапность - показатели эффективности методической работы.

    Как показывает анализ литературы О.А.Сафоновой, дошкольное учреждение - социально-педагогическая система. Она существует «не сама по себе, не изолированно, а во взаимосвязи с другими системами социального и природного порядка. Эти внешние по отношению к данной системе образования, с которыми система связана сетью коммуникаций, составляют её среду».

    Различают среду прямого и косвенного воздействия

    Косвенное (опосредованное) влияние на ДОУ оказывают такие крупные системы, как: политика, экономика, право, экология, социокультурные факторы (установки, ценности, традиции).

    Среду прямого воздействия составляют учредители, органы управления образованием, учреждения, обеспечивающие жизнедеятельность, родители и дети как потребители услуг, другие ДОУ как конкуренты.

    Дошкольное учреждение в основу своей жизнедеятельности кладет те социальные ориентиры, социальный заказ, который определён государством и различными социальными институтами (семьёй, учредителем, школой и др.) .

    Современный уровень развития общества обуславливает необходимость воспитания здоровой, достаточно компетентной (в меру своих возрастных возможностей), самостоятельной, свободной личности, умеющей управлять своим поведением и деятельностью, способной к активному, творческому освоению и преобразованию культурно-исторического пространства. Исходя из требований социального заказа общества, запросов родителей, а также своих собственных возможностей, потребностей своего коллектива и сформулированы стратегические цели деятельности всех образовательных систем. Специфика ДОУ заключается в наличии особой категории воспитанников (детей с нарушением речи) способных достичь определенного уровня овладения речевой культурой, которая на последующих ступенях образования непрерывно углубляется и расширяется.

    Понять специфику методической работы поможет исследование внутренней сферы дошкольного учреждения: выделение составляющих её элементов, которые оказывают непосредственное влияние на её осуществление (Сафонова О.А) .

    Анализ составляющих элементов внутренней среды определяет основные и специфические подходы к организации методической работы.

    ДОУ имеет сложную систему, которую составляют:

    • · Коллектив (дети, сотрудники: педагоги, обслуживающий персонал, администрация);
    • · Базисные основания (ценности, миссия, цели, нормативно-правовые основы);
    • · Управление;
    • · Образовательный процесс;
    • · Организационно-педагогическая структура;
    • · Условия жизнеобеспечения.

    Взаимодействие всех элементов системы ДОУ обеспечивает эффективность функционирования и развития ДОУ.

    Образовательный процесс является важнейшим элементом, определяющим существование ДОУ, как системы, основным предназначением которой является воспитание, обучение и развитие воспитанников .

    На основе развития коллектива ДОУ во взаимосвязи с социальным заказом внешней среды определяются цели деятельности дошкольного учреждения. Именно они, а также созданная на их основе нормативно-правовая база ДОУ определяет характер его организационно-педагогической структуры, особенности образовательного процесса, условия жизнеобеспечения и управления.

    Анализ психолого-педагогической литературы научных исследований позволяет нам выделить разные типы методической работы. По определению С.Ж. Гончаровой, «методическая деятельность представляет собой специфический тип образовательной деятельности, содержанием которой является системное единство создания метода, его апробации, внедрения метода (получение методик), применение методик». Автором разработана модель методической деятельности, включая в себя три пространства деятельности (термин Г.П. Щедровицкого): пространство создания методов, пространство распространения и внедрения методов, пространство применения методик .

    В процессе методической деятельности эти пространства связаны между собой в 3 этапа методической деятельности, являющиеся единой цепочкой определённых элементов, в которой каждый этап имеет конечный продукт: метод, методика, гарантированный результат.

    Можно выделить основные действия старшего воспитателя в каждой из этих пространств.

    • 1. При создании поиска метода работы с детьми: описание сравнение, выявление закономерностей, экспертное заключение о значимости и т.д.
    • 2. При внедрении метода в работу педагогов: информирование, обучение, распространение, опытно-экспериментальная работа, воспроизведение и т.д.
    • 3. При применении методики, метода основной упор делается на контроль над реализацией основных положений и коррекцию данной методики.

    Центром всей методической работы ДОУ является методический кабинет. Ему принадлежит ведущая роль в оказании педагогам помощи в организации образовательного процесса, обеспечении их непрерывного профессионального саморазвития, обобщении передового опыта, повышении компетентности родителей в вопросах воспитания и обучения детей.

    Методический кабинет дошкольного учреждения соответствует таким требованиям как информативность, доступность, эстетичность, обеспечение мотивации и активности в развитии, содержательность.

    Реализация информационно-аналитической функции управления дошкольным учреждением обуславливает в методическом кабинете формирование информационного банка данных, где определяются источники, содержание, направленность информации. Методический кабинет является «копилкой традиций детсада», центром сбора педагогической информации, лабораторией творческого труда воспитателей. Каждый приход в кабинет приносит педагогам новые знания и идеи, обогащает их опыт.

    Таким образом, задача методической деятельности в ДОУ заключается в создании такой образовательной среды в учреждении, где бы полностью был реализован творческий потенциал педагога и педагогического коллектива. Большинству педагогов, особенно начинающих, всегда необходима помощь - со стороны более опытных коллег, руководителей, старших воспитателей. В настоящее время эта потребность многократно усиливалась в связи с переходом на вариативную систему образования. Педагогам стали необходимы специальная дополнительная подготовка и постоянная методическая поддержка, чтобы грамотно и осознанно строить целостный учебно-воспитательный процесс, учитывая в практике обучения и воспитания многообразие интересов и возможностей детей. Сегодня реальный уровень постановки методической работы в дошкольном учреждении становится одним из важнейших критериев оценки его деятельности.