Анализ стихотворения "Мы с тобой бестолковые люди…". Анализ стихотворения «Мы с тобой бестолковые люди» (Н

Мы с тобой бестолковые люди:
Что минута, то вспышка готова!
Облегченье взволнованной груди,
Неразумное, резкое слово.

Говори же, когда ты сердита,
Все, что душу волнует и мучит!
Будем, друг мой, сердиться открыто:
Легче мир — и скорее наскучит.

Если проза в любви неизбежна,
Так возьмем и с нее долю счастья:
После ссоры так полно, так нежно
Возвращенье любви и участья…

Анализ стихотворения «Мы с тобой бестолковые люди» Некрасова

Личная жизнь Н. Некрасов была достаточно странной и вызывала постоянные насмешки и пересуды в обществе. Поэт в молодости безумно полюбил А. Панаеву, которая на тот момент уже состояла в браке. Некрасов смог добиться взаимности и с 1846 г. жил в одном доме с супругами. Такое необычное развитие романа часто приводило к бурным ссорам и скандалам. Оба влюбленных были очень вспыльчивыми людьми, поэтому для очередного конфликта хватало любой мелочи. Однако эти размолвки всегда были временными, после каждой ссоры быстро наступало примирение. В 1851 г. Некрасов написал стихотворение «Мы с тобой бестолковые люди…», в котором описал свои непростые отношения с Панаевой.

Некрасов сразу дает меткое определение себе и своей возлюбленной – «бестолковые люди». Именно так их и воспринимало окружающее общество. Ведь муж Панаевой прекрасно знал об их любовных отношениях, проходивших в его доме. Поэтому его тоже можно назвать «бестолковым человеком». В XIX веке такие отношения были просто немыслимыми. Но Некрасова, похоже, не слишком волнует, как его роман воспринимается в обществе. Он объясняет «бестолковость» чрезмерной раздражительностью («Что минута, то вспышка готова!»). Он подтверждает, что причиной серьезного конфликта становится «неразумное, резкое слово». Поэт мучился от ревности и часто устраивал бурные объяснения. Панаева, чувствуя себя правой, не оставалась в ответе. В сердцах они могли наговорить друг другу много лишнего.

Некрасов после пяти лет оригинальной совместной жизни уже имел опыт в таких отношениях. Поэтому он обращается к любимой с просьбой не держать в себе раздражение, а сразу высказывать то, что накопилось в душе. Он призывает ее «сердиться открыто». Чем дольше копится гнев, тем сильнее и дольше будет скандал. Если же давать ему выплескиваться чаще, то и примирение наступит быстрее. Вероятно, к такой мысли Некрасова привело постоянное присутствие законного мужа. Вряд ли любовники открыто говорили о своих отношениях при нем. Скрытая жизнь приводила к вынужденному молчанию. Откровенные разговоры начинались, когда любовники оставались вдвоем.

Некрасов даже благодарен ссорам («прозе любви»), потому что после них всегда наступает примирение, подчеркивающее силу взаимного чувства.

Поэт даже в лирических произведениях стремился к реальному изображению действительности. Стихотворение «Мы с тобой бестолковые люди» — образец любовной лирики Некрасова. Оно отражает глубоко личные переживания автора.

Частная жизнь Некрасова осуждалась большинством его современников. Ведь молодой человек влюбился в супругу своего товарища, завязал с ней отношения, а впоследствии жил под одной крышей со своей избранницей Авдотьей Панаевой и ее законным мужем Иваном. Этот не скрываемый от других глаз любовный треугольник просуществовал без малого шестнадцать лет. Его апогеем и одновременно залогом конца оказалось появление общего сына и его скорая гибель.

Скандальному роману лирик посвятил цикл. Одним из самых ярких из них является «Мы с тобой бестолковые люди», созданное в 1851 году. Именно тогда между возлюбленными началось некое недопонимание, появились сигналы того, что стоит на пороге. Ими стали частые взаимные обвинения.

Сложные взаимоотношения описаны одной глубокой фразой, в которой заявлено, что каждую минуту между парой возникает вспышка. А ведь иногда одного необдуманного словечка или слишком строгого взгляда достаточно для обиды. В этом случае предложен вариант решения этой проблемы: нужно сразу говорить о том, что тебе не по нраву в избраннике, а не копить раздражение годами, превращая ее в сильнейший пожар души. Ведь маленький огонек можно погасить едва подув на свечу, а громадный огонь потушить не всегда удается, да и оставляет он после себя лишь пепел и пустоту.

При этом отмечена особенность в таких повседневных ссорах, от которых нереально уйти. Ведь они способны подарить новые ощущения, некий глоток свежего воздуха. Автор полагает, что после них любовь особенно нежна. Главное, чтобы следом шло примирение. Небольшой разлад не разрушит отношений, но вовремя не остановленный – приведет к полному распаду отношений.

Произведение строится из трёх строф. Сперва рисуется картина, это описание состояния поссорившихся сразу после обмена упреками. Она неподвижна, без развития – здесь не употреблено ни одного глагола. Это ситуация, требующая изменения. После читатель, напротив, встретит массу движения. Это обращение к героине. Лирический герой просит ее сообщать обо всем, что не нравится.

Третья часть опять находится в статике. Здесь описывается ожидание покоя: использован всего один глагольная форма в повелительном наклонении «возьмем» в сочетании с существительным «счастье». Он снова не подразумевает активных действий.

Весь текст построен на метафорах, таких как «проза любви», которые дают возможность понять душевные переживания героя. Можно увидеть и несколько эпитетов, передающих мироощущение влюбленных после скандала. Это такие словосочетания, как «взволнованная грудь». Аллитерация позволяет буквально услышать звенящие в тишине колкости.

Трехстопный анапест с женской рифмой делают ритм плавным и даже напевным. Такой прием помогает посмотреть на все со стороны.

Хотя эти строки и посвящены одной женщине, Некрасов в нем в ее лице обращается ко всем с призывом беречь свои чувства и не доводить пустяки до больших проблем, к которым уже невозможно найти подход.

Анализ стихотворения «Мы с тобой бестолковые люди…»

Мы с тобой бестолковые люди:

Что минута, то вспышка готова!

Облегченье взволнованной груди,

Неразумное, резкое слово.

Говори же, когда ты сердита,

Все, что душу волнует и мучит!

Будем, друг мой, сердиться открыто:

Легче мир - и скорее наскучит.

Если проза в любви неизбежна,

Так возьмем и с нее долю счастья:

После ссоры так полно, так нежно

Возвращенье любви и участья…

Стихотворение Н.А. Некрасова «Мы с тобой бестолковые люди», впервые опубликованное в «Современнике» в 1851 году, обращено к А.Я. Панаевой и входит в так называемый «Панаевский цикл». Поэту было 22 года, когда он познакомился с А.Я. Панаевой. Ей было 24 года. Вчерашний пролетарий, литературный бродяга, конечно, он вначале не смел и мечтать о благосклонности такой блистательной дамы. Её муж женился на ней, когда Авдотье Яковлевне еще не было девятнадцати, «едва ли не за тем, чтобы щеголять красивой женой перед приятелями и гулять с нею на музыке в Павловске». Нелегко досталась Н.А. Некрасову эта женщина. Он с отчаянья чуть было не кинулся в Волгу, но не такой он был человек, чтобы отстать. Этот поединок продолжался с 1843 года по 1848 год, когда она, наконец, стала его женой. Но к этому времени А.Я. Панаева и Н.А. Некрасов были уже совсем разными людьми.

Стихотворение «Мы с тобой бестолковые люди…» о любви, но любви не романтической, восторженной. Ключевые слова, которые говорят об отношениях А.Я. Панаевой и Н.А. Некрасова, - «минута», «вспышка», «душу волнует и мучит», «доля счастья», «возвращенье любви».

В стихотворении два героя: он и она, лирический герой и его возлюбленная. Стихотворение «Мы с тобой бестолковые люди…» - обращение лирического героя к любимой. Н.А. Некрасов использует обращение («друг мой»), глаголы в повелительном наклонении («говори»).

Это лирическое произведение можно разделить на две части: 1) описание жизни, ссор; 2) обращение лирического героя к возлюбленной (просьба, предложение компромисса).

В этом стихотворении повторяются согласные звуки [ш], свистящие. Аллитерация помогает передать пыл ссоры, возмущение, негодование. Кроме того, шипящие и свистящие звуки влияют на звучание стихотворения, замедляя его, делая более протяжным. Несомненно, стихотворный размер - анапест, передающий длительность, - тоже выбран автором не случайно.

Н.А. Некрасов долго и болезненно любил писательницу А.Я. Панаеву. Он воспевает в своих стихах глубокую любовь, взаимное понимание и дружбу любящих. Однако жизнь сложна и трагична, и стихи Н.А. Некрасова нередко повествуют о драматических страницах своей любви. Об этом и пишет поэт в стихотворении «Мы с тобой бестолковые люди…». Между ними очень часто происходили тяжёлые ссоры, но побеждала любовь, и они снова мирились. Поэт здесь обращается к Панаевой, называя обоих бестолковыми из-за несерьёзных ссор, которые вспыхивают, как спичка.

Он просит её не собирать раздражение, злость, обиду в себе, не копить её, а дать им выход. Лучше выкричаться, высказать открыто, не таить, и тогда на душе станет легко, и не будет между ними секретов. Ведь «легче мир - и скорее наскучит». И если в любви существует и проза жизни, то можно и из неё извлечь счастье: после ссоры любовь разгорается ещё сильнее.

«Мы с тобой бестолковые люди…» Николай Некрасов

Мы с тобой бестолковые люди:
Что минута, то вспышка готова!
Облегченье взволнованной груди,
Неразумное, резкое слово.

Говори же, когда ты сердита,
Все, что душу волнует и мучит!
Будем, друг мой, сердиться открыто:
Легче мир — и скорее наскучит.

Если проза в любви неизбежна,
Так возьмем и с нее долю счастья:
После ссоры так полно, так нежно
Возвращенье любви и участья…

Анализ стихотворения Некрасова «Мы с тобой бестолковые люди…»

Личная жизнь Некрасова вызывала осуждение у многих его знакомых. Все дело в том, что начинающий литератор не только влюбился в замужнюю женщину, но и переехал жить в ее дом, деля кров с законным супругом. Безумный и вопиющий по своей дерзости роман с Авдотьей Панаевой продолжался почти 16 лет, и его кульминацией стало рождение общего ребенка, который прожил всего несколько недель. После его смерти отношения между возлюбленными стали ухудшаться, и вскоре они расстались.

Одной из причин разрыва сам Некрасов считал невыносимую атмосферу, которая царила в доме Панаевых. Он ревновал свою возлюбленную к законному супругу, а она периодически устраивала безобразные сцены с руганью и битьем посуды. Примечательно, что это совершенно не мешало этой необычной троице прекрасно ладить, когда речь заходила о работе. Панаев и Некрасов в этот период возрождали журнал «Современник», а Авдотья являлась владелицей литературного салона, где регулярно проходили встречи с молодыми писателями и поэтами. К слову, в сети Авдотьи Панаевой, которая на тот момент считалась одной из самых привлекательных женщин Петербурга, угодили многие литераторы, включая Федора Достоевского. Однако она ответила взаимностью лишь Некрасову, став не только его любовницей, но и единомышленником. Именно при ее участии был создан так называемый «панаевский цикл» произведений, куда вошли не только стихи, но и повести Некрасова. Часть своих творений автор посвятил избраннице, и среди них – стихотворение «Мы с тобой бестолковые люди…», написанное в 1851 году. В это время роман поэта с Авдотьей Панаевой был в самом разгаре, однако первые признаки предстоящей разлуки уже давали о себе знать. Выражались они в постоянных ссорах влюбленных, и эти непростые взаимоотношения Некрасов характеризует одной емкой фразой: «Что минута, то вспышка готова!». Действительно, одно необдуманное слово или же недостаточно нежный взгляд могли спровоцировать сору. Поэтому, обращаясь к своей избраннице, Некрасов просит: «Говори же, когда ты сердита, все, что душу волнует и мучит!». Автор считает, что если с самого начала не сдерживать свое раздражение и давать возможность ему выплескиваться наружу, то вспышки гнева будут менее бурными. Да и сам он сможет вовремя остановиться, не доводя ситуацию до скандала.

Вместе с тем, Некрасов видит особую прелесть в таких будничных ссорах, которые считает неизбежными , но при этом полагает, что и они могут привнести во взаимоотношения двух влюбленных людей особую пикантность. «После ссоры так полно, так нежно возвращенье любви и участья…», — считает поэт.

В первой строке этого стихотворения, которое и даёт название, герой заявляет, что он с ней – со своей возлюбленной, просто бестолковые. И далее он поясняет это заявление. В минуту готова «вспышка», то есть выплеск эмоций. И как мы понимаем дальше – негативных. Зато это резкое, часто неразумное слово тут же приносит облегчение им обоим. То есть возлюбленные не могут таить не только приятных чувств, но и своего гнева, раздражения.

Во второй строфе герой обращается к возлюбленной с призывом высказываться. Когда она сердита, волнуется и мучается, а на душе у неё неспокойно, то лучше уж высказаться. Понятно, что выскажет она не самое приятное, но рассказчик готов принять всё. Он называет её ласково «мой друг», просит быть открытой. Но не только к ней просьба эта, но и к самому себе. Не создавать искусственно красивые отношения, за которыми кипит подавляемый гнев, растут претензии и непонимание.

Как часто люди серьезно ссорятся из-за последней капли, которой может стать любая мелочь! И всё потому, что не разговаривали друг с другом искренне, не разобрали сомнительную ситуацию, а каждый понял её по-своему, каждый обиделся… Такое «мирное» существование мучительно. Да и вообще, просто мирное состояние без претензий и вопросов может означать, что люди боятся касаться сложных тем, остаются на расстоянии друг от друга. И любой мир, как и любая ссора, может наскучить. Хорошо, когда есть смена.

Третья строфа более философская. Здесь говорится о неизбежности прозы в любви, то есть быта. Но автор призывает и с неё взять «долю» счастья. А что касается неизбежных ссор… то после них так прекрасно снова вернуться к любви.

Конечно, некоторые слова кажутся нам в этом стихотворении 1851 года устаревшими (например, «участье»), но чувства героев понятны. Советы Некрасова актуальны и теперь.

Анализ стихотворения Мы с тобой бестолковые по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Заболеть бы как следует Ахматова

    Основным мотивом стихотворения «Заболеть бы как следует» является память и возвращение в прошлое. Произведение пропитано желанием заболеть, и не просто заболеть, а заболеть «как следует».

  • Анализ стихотворения Из дебрей туманы несмело Фета

    Афанасий Фет очень дорожил возможностью заниматься сельских хозяйством, он любил проводить время среди природы, которая вдохновляла его своей красотой. В письмах близким друзьям он часто

  • Анализ стихотворения Сосед Лермонтова (8 класс, 1837)

    Основная тематика «Соседа» представляет собой изображение душевных переживаний лирического героя, испытанных в тюремных одиночных застенках, выражающих живительное влияние слова поэзии на человеческую душу.

  • Анализ стихотворения Огородник Некрасова

    Произведение Огородник вышло в свет из-под пера Некрасова в конце первой половины XIX века и сразу пополнило собой ряды любовной лирики.

  • Анализ стихотворения Сумерки свободы Мандельштама

    Произведение представляет собой выражение тревог и предчувствий, охвативших поэта, принявшего революцию, когда он смог на своем опыте почувствовать, что представляет собой новое общество, о котором мечтали идеалисты.