Биография. Работы, изданные на русском языке

Исаак Дойчер родился в религиозной еврейской семье среднего достатка в городе Хшанув близ Кракова в Западной Галиции. В детстве занимался с раввином-хасидом, однако затем стал атеистом (как утверждал сам Дойчер, он проверил истинность веры и разуверился, употребив некошерную пищу на могиле цадика (праведника) в Йом-Кипур).

Первоначально получил известность как подающий надежды молодой поэт; с 16 лет печатал свои стихи в польских литературных изданиях. Стихи Дойчера, написанные на идише и польском, касались польской и еврейской истории, мифологии и мистицизма; таким образом, он пытался проложить мост между двумя культурами. Кроме того, также занимался переводами с идиша, латинского, немецкого и древнееврейского языков на польский.

Изучал историю, философию и литературу в Ягеллонском университете в Кракове. В 18 лет он выехал из Кракова в Варшаву и поступил в Варшавский университет, где изучал философию и политэкономию. В это же время Дойчер становится марксистом. В 1926 году он вступил в запрещённую Польскую коммунистическую партию и выступил в качестве редактора партийной прессы.

В 1931 году посещал Советский Союз, где получил от Московского государственного университета предложение занять должность преподавателя истории социализма и научного коммунизма. Однако Дойчер отказался и вернулся к подпольной работе в Польше.

В 1932 году он решительно выступил против сталинской политики в руководстве Коминтерна. В особенности Дойчер осуждал теорию и практику, рассматривавшую социал-демократию в качестве «социал-фашизма» и первостепенного врага коммунистического движения, справедливо усматривая в приверженности такому курсу одну из важнейших причин, приведших к поражению компартию Германии в борьбе против Гитлера. В своей статье «Угроза варварства в Европе» (1933) он ратовал за формирование единого фронта коммунистов и социал-демократов против нацизма.

Поскольку Дойчер перешел в ряды троцкистов, он тут же был исключен из компартии Польши (официально за «преувеличение угрозы нацизма»). Хотя Дойчер и стал одним из виднейших польских троцкистов, с 1938 года он дистанцировался от официального троцкизма, не одобряя решения Троцкого основать Четвёртый Интернационал.

В апреле 1939 года, незадолго до оккупации Польши немцами, Дойчер эмигрировал в Лондон. Его жизнь был спасена, но он уже больше никогда не смог вернуться в Польшу и повидать кого-то из своих родственников. В Лондоне Дойчер, досконально изучив английский язык, писал статьи для газеты еврейской эмиграции из Польши, а также стал корреспондентом влиятельного издания «Экономист» (The Economist). Будучи членом Польской социалистической партии, в эмиграции он некоторое время входил в троцкистскую Революционную рабочую лигу (Revolutionary Workers League).

В 1940 году в Шотландии добровольцем вступил в польскую армию, однако вскоре был интернирован как опасный подрывной элемент. Освободившись в 1942 году, он вернулся в «Экономист» в качестве эксперта по Советскому Союзу и европейской политике, а также стал писать для «Обсервера» (The Observer). После войны он порвал с политическим троцкизмом (оставаясь при этом сторонником Троцкого) и занялся научной деятельностью.

Лучшие дня

Труды

Предметом особого изучения Дойчера были проблемы СССР и коммунистического движения. Одним из первых он попытался проанализировать явление сталинизма. Дойчер написал объемистую политическую биографию Сталина («Stalin: A Political Biography»), где, в отличие от многих «сталиноведов», выясняет реальные истоки становления, формирования и развития Сталина как революционера, политика и личности. Он исследует генезис сталинизма, показывает его объективные и субъективные причины и высказывает некоторые соображения о путях преодоления сталинизма как извращёния марксистско-ленинской теории. Благодаря написанию политической биографии Сталина Дойчер стал считаться передовым специалистом по истории русской революции.

Главным трудом Дойчера стало фундаментальное исследование о Льве Троцком, состоящее из трех томов - «Вооруженный пророк» (1954), «Разоружённый пророк» (1959) и «Изгнанный пророк» (1963). Трилогия, изданная в Лондоне в 1954-1963 годах, основана на детальном изучении архива Троцкого при Гарвардском университете, а также на материалах секретных отделов архива, переданного Дойчеру вдовой Троцкого Н. И. Седовой (1882-1962). Сокращенный русский перевод части второго и третьего томов, выполненный историком-американистом Н. Н. Яковлевым, вышел в Москве в 1991 году под названием «Троцкий в изгнании». Полный перевод всех трех томов появился в 2006 году в издательстве «Центрполиграф».

После написания биографий Сталина и Троцкого Дойчер рассчитывал начать работу над исследованием о Ленине, но не успел этого сделать.

Дойчер также является автором книги «Россия после Сталина» (1953), целого ряда исторических и социологических исследований, множества статей. После войны он активно выступал с позиций марксистского гуманизма (философские эссе «О социалистическом человеке», «On Socialist Man»).

Дойчер Исаак (Deutscher I. р.1906) - независимый журналист и политолог, автор многих книг по истории и социологии. Родился в 1906 году в небольшом местечке Хжанове под Краковом, находившемся тогда в той части Польши, которая была под властью австрийских Габсбургов.Предметом его особого изучения были проблемы СССР и коммунистического движения. Одним из первых он пытался проанализировать явление, над которым и поныне бьются политические науки, - сталинизм. Дойчер пишет объемистую политическую биографию Сталина, где в отличие от многих сталиноведов выясняет реальные истоки становления, формирования и развития Сталина как революционера, политика, личности. Он исследует генезис сталинизма показывает его объективные и субъективные причины и даже высказывает некоторые соображения о будущем развитии СССР и путей преодоления сталинизма. Произведение Дойчера и по сей день пользуется заслуженным уважением. Без них не обходится ни один зарубежный автор, берущийся писать об истории СССР, так как его произведения показывают, разумеется тому, кто хочет увидеть проблемы прошлого не в их плоскостном, черно-белом решении, а объемном, многокрасочном изображении. Он участвовал в Трибунале против военных преступлений США, созданном Бертраном Расселом. Во время поездок по университетам США выступал с критикой администрации, поддерживаемый студентами доказывал тщетность попыток американской военщины покорить вьетнамский народ.

Использован материал с сайта "Русское зарубежье" - http://russians.rin.ru

Дойчер Исаак (1906-1967). Историк, публицист, журналист, политолог. Родился в местечке Хжанове под Краковым. В 1926 г. вступил в ряды компартии Польши. Благодаря склонности к изучению истории, философии, социологии Дойчер быстро выдвинулся в разряд партийных идеологов. Он стал специалистом по проблемам Советского Союза и ВКП(б).

В 1932 г. он решительно выступил против сталинской политики в руководстве Коминтерна и особенно теории и практики «социал-фашизма», в приверженности которой справедливо усмотрел одну из важнейших причин, приведших к поражению компартию Германии в борьбе против Гитлера. Дойчер перешел в ряды троцкистов, за что тут же был исключен из компартии Польши. В 1939 г., после оккупации Польши, Дойчер эмигрировал в Лондон. После войны он порвал с троцкизмом и занялся научной деятельностью.

Предметом его особого изучения были проблемы СССР и коммунистического движения. Одним из первых он попытался проанализировать явление сталинизма. Дойчер написал объемистую политическую биографию Сталина (Deutcher 1. Stalin: A Political Biography. New York, 1967), где, в отличие от многих сталиноведов, выясняет реальные истоки становления, формирования и развития Сталина как революционера, политика, личности. Он исследует генезис сталинизма, показывает его объективные и субъективные причины и высказывает некоторые соображения о путях преодоления сталинизма.

Дойчер является также автором фундаментального трехтомного исследования о Льве Троцком (Лондон, 1954-1963 гг.; русский перевод третьего тома - «Троцкий в изгнании» -вышел в Москве в 1990 г.), книги «Россия после Сталина» (1953), целого ряда исторических и социологических исследований, множества статей.

Использованы материалы кн.: Торчинов В.А., Леонтюк А.М. Вокруг Сталина. Историко-биографический справочник. Санкт-Петербург, 2000

Дойчер Isaac Deutscher Карьера: Писатель
Рождение: Италия, 3.4.1907
Выдающийся историк и публицист, автор множества книг по истории и социологии, знаменитый биограф Льва Троцкого и Иосифа Сталина, специалист по проблемам Советского Союза и ВКП(б).

Исаак Дойчер родился в религиозной еврейской семье среднего достатка в городе Хшанув близ Кракова в Западной Галиции. В детстве занимался с раввином-хасидом, при всем при том после этого стал атеистом (как утверждал сам Дойчер, он проверил истинность веры и разуверился, употребив некошерную пищу на могиле цадика (праведника) в Йом-Кипур).

Первоначально получил известность как подающий надежды младой поэт; с 16 лет печатал свои вирши в польских литературных изданиях. Стихи Дойчера, написанные на идише и польском, касались польской и еврейской истории, мифологии и мистицизма; таким образом, он пытался проложить мост между двумя культурами. Кроме того, ещё занимался переводами с идиша, латинского, немецкого и древнееврейского языков на польский.

Изучал историю, философию и литературу в Ягеллонском университете в Кракове. В 18 лет он выехал из Кракова в Варшаву и поступил в Варшавский универ, где изучал философию и политэкономию. В это же время Дойчер становится марксистом. В 1926 году он вступил в запрещённую Польскую коммунистическую партию и выступил в качестве редактора партийной прессы.

В 1931 году посещал Советский Союз, где получил от Московского государственного университета предложение занять пост преподавателя истории социализма и научного коммунизма. Однако Дойчер отказался и вернулся к подпольной работе в Польше.

В 1932 году он абсолютно выступил супротив сталинской политики в руководстве Коминтерна. В особенности Дойчер осуждал теорию и практику, рассматривавшую социал-демократию в качестве социал-фашизма и первостепенного врага коммунистического движения, справедливо усматривая в приверженности такому курсу одну из важнейших причин, приведших к поражению компартию Германии в борьбе супротив Гитлера. В своей статье Угроза варварства в Европе (1933) он ратовал за создание единого фронта коммунистов и социал-демократов супротив нацизма.

Поскольку Дойчер перешел в ряды троцкистов, он тут же был исключен из компартии Польши (официально за преувеличение угрозы нацизма). Хотя Дойчер и стал одним из виднейших польских троцкистов, с 1938 года он дистанцировался от официального троцкизма, не одобряя решения Троцкого организовать Четвёртый Интернационал.

В апреле 1939 года, незадолго до оккупации Польши немцами, Дойчер эмигрировал в Лондон. Его существование был спасена, но он уже больше ни при каких обстоятельствах не смог возвратиться в Польшу и повидать кого-то из своих родственников. В Лондоне Дойчер, досконально изучив британский язык, писал статьи для газеты еврейской эмиграции из Польши, а ещё стал корреспондентом влиятельного издания Экономист (The Economist). Будучи членом Польской социалистической партии, в эмиграции он некоторое время входил в троцкистскую Революционную рабочую лигу (Revolutionary Workers League).

В 1940 году в Шотландии добровольцем вступил в польскую армию, и все-таки вскоре был интернирован как серьезный подрывной ингредиент. Освободившись в 1942 году, он вернулся в Экономист в качестве эксперта по Советскому Союзу и европейской политике, а кроме того стал сочинять для Обсервера (The Observer). После войны он порвал с политическим троцкизмом (оставаясь при этом сторонником Троцкого) и занялся научной деятельностью.

Предметом особого изучения Дойчера были проблемы СССР и коммунистического движения. Одним из первых он попытался проанализировать явление сталинизма. Дойчер написал объемистую политическую биографию Сталина (Stalin: A Political Biography), где, в различие от многих сталиноведов, выясняет реальные истоки становления, формирования и развития Сталина как революционера, политика и личности. Он исследует генезис сталинизма, показывает его объективные и субъективные причины и высказывает некоторые соображения о путях преодоления сталинизма как извращёния марксистско-ленинской теории. Благодаря написанию политической биографии Сталина Дойчер стал считаться передовым специалистом по истории русской революции.

Главным трудом Дойчера стало фундаментальное изучение о Льве Троцком, состоящее из трех томов Вооруженный пророк (1954), Разоружённый пророк (1959) и Изгнанный пророк (1963). Трилогия, изданная в Лондоне в 19541963 годах, основана на детальном изучении архива Троцкого при Гарвардском университете, а кроме того на материалах секретных отделов архива, переданного Дойчеру вдовой Троцкого Н. И. Седовой (18821962). Сокращенный российский перевод части второго и третьего томов, выполненный историком-американистом Н. Н. Яковлевым, вышел в Москве в 1991 году под названием Троцкий в изгнании. Полный перевод всех трех томов появился в 2006 году в издательстве Центрполиграф.

После написания биографий Сталина и Троцкого Дойчер рассчитывал инициировать работу над исследованием о Ленине, но не успел этого изготовить.

Дойчер ещё является автором книги Россия затем Сталина (1953), целого ряда исторических и социологических исследований, множества статей. После войны он активно выступал с позиций марксистского гуманизма (философские эссе О социалистическом человеке, On Socialist Man).

Так же читайте биографии известных людей:
Исаак Бабель Isaak Babel

Писатель. Сын состоятельного торговца. Учился в Одесском коммерческом училище, где получил фактически гимназическое образование, но вместо древних..

И ВКП(б) .

Биография

Исаак Дойчер родился в религиозной еврейской семье среднего достатка в городе Хшанув близ Кракова в Западной Галиции . В детстве занимался с раввином-хасидом , однако затем стал атеистом (как утверждал сам Дойчер, он проверил истинность веры и разуверился, употребив некошерную пищу на могиле цадика (праведника) в Йом-Кипур).

Первоначально получил известность как подающий надежды молодой поэт; с 16 лет печатал свои стихи в польских литературных изданиях. Стихи Дойчера, написанные на идише и польском, касались польской и еврейской истории, мифологии и мистицизма; таким образом, он пытался проложить мост между двумя культурами. Кроме того, также занимался переводами с идиша, латинского, немецкого и древнееврейского языков на польский.

После написания биографий Сталина и Троцкого Дойчер рассчитывал начать работу над исследованием о Ленине , но не успел этого сделать.

Дойчер также является автором книги «Россия после Сталина» (), целого ряда исторических и социологических исследований, множества статей. После войны он активно выступал с позиций марксистского гуманизма (философские эссе «О социалистическом человеке», «On Socialist Man»).

Дойчеру принадлежит знаменитая фраза (приписываемая Черчиллю) из статьи о Сталине в Энциклопедии Британника :

В основе причудливого культа лежали несомненные сталинские достижения. Он был создателем плановой экономики; он получил Россию, пашущую деревянными плугами, и оставил её оснащённой ядерными реакторами; и он был «отцом победы».

Encyclopaedia Britannica. London, 1965. Vol. 21. P. 303

Основные работы

  • Soviet Trade Unions (1950).
  • Russia After Stalin (Россия после Сталина ) (1953).
  • Russia, What Next? (1953).
  • The Prophet Armed. Trotsky: 1879-1921 (Вооруженный пророк. Троцкий: 1879-1921 ) (1954).
  • Heretics and renegades: and other essays (1955).
  • Russia in transition, and other essays (1957).
  • The Prophet Unarmed. Trotsky: 1921-1929 (Разоруженный пророк. Троцкий: 1921-1929 ) (1959).
  • Great contest: Russia and the West (1960).
  • The Prophet Outcast. Trotsky: 1929-1940 (Изгнанный пророк. Троцкий: 1929-1940 ) (1963).
  • Stalin: A Political Biography (Сталин: политическая биография ) (1966).
  • The Unfinished Revolution: Russia 1917-1967 (лекции Дж. М. Тревельяна) (1967).
  • Non-Jewish Jew and other essays (ред. Т. Дойчер) (1968).
  • An Open Letter to Władysław Gomułka and the Central Committee of the Polish Workers Party (1968).
  • Russia, China, and the West 1953-1966 (ред. Ф. Халлидей) (1970).
  • Marxism in our time (отредактировано Тамарой Дойчер) (1971).
  • Marxism, Wars, and Revolutions: essays from four decades (ред. Т. Дойчер) (1984).

Работы, изданные на русском языке

  • Дойчер И. Троцкий в изгнании. / Пер. с англ. Н. Н. Яковлева. Послесл. и коммент. Н. А. Васецкого . - М.: Политиздат , 1991. - 592 с. - ISBN 5-250-01472-0
  • Хобсбаум Э. Эхо «Марсельезы». / Дойчер И. / Пер. с англ. Агальцева Н. Г. - М.: Интер - Версо; Международные отношения , 1991. - 272 с. - ISBN 5-85217-007-0
  • Дойчер И. Троцкий: вооружённый пророк, 1879-1921. / Пер. с англ. Т. М. Шуликовой . - М.: Центрполиграф , 2006. - 527 с. - ISBN 5-9524-2147-4
    • Фрагменты:
    • Дойчер И.
    • Дойчер И.
  • Дойчер И. Троцкий: безоружный пророк, 1921-1929. Пер. с англ. Л. А. Игоревского. - М.: Центрполиграф, 2006. - 495 с. - ISBN 5-9524-2155-5
  • Дойчер И. Троцкий: изгнанный пророк, 1929-1940. Пер. с англ. А. С. Цыпленкова. - М.: Центрполиграф, 2006. - 526 с. - ISBN 5-9524-2157-1
  • Дойчер И.
  • Дейчер И.
  • Дейчер И.

См. также

Напишите отзыв о статье "Дойчер, Исаак"

Ссылки

Примечания

Отрывок, характеризующий Дойчер, Исаак

– Что за прелесть, этот папа! – проговорила она, целуя его, и она опять взглянула на Пьера с тем бессознательным кокетством, которое вернулось к ней вместе с ее оживлением.
– Вот так патриотка! – сказал Шиншин.
– Совсем не патриотка, а просто… – обиженно отвечала Наташа. – Вам все смешно, а это совсем не шутка…
– Какие шутки! – повторил граф. – Только скажи он слово, мы все пойдем… Мы не немцы какие нибудь…
– А заметили вы, – сказал Пьер, – что сказало: «для совещания».
– Ну уж там для чего бы ни было…
В это время Петя, на которого никто не обращал внимания, подошел к отцу и, весь красный, ломающимся, то грубым, то тонким голосом, сказал:
– Ну теперь, папенька, я решительно скажу – и маменька тоже, как хотите, – я решительно скажу, что вы пустите меня в военную службу, потому что я не могу… вот и всё…
Графиня с ужасом подняла глаза к небу, всплеснула руками и сердито обратилась к мужу.
– Вот и договорился! – сказала она.
Но граф в ту же минуту оправился от волнения.
– Ну, ну, – сказал он. – Вот воин еще! Глупости то оставь: учиться надо.
– Это не глупости, папенька. Оболенский Федя моложе меня и тоже идет, а главное, все равно я не могу ничему учиться теперь, когда… – Петя остановился, покраснел до поту и проговорил таки: – когда отечество в опасности.
– Полно, полно, глупости…
– Да ведь вы сами сказали, что всем пожертвуем.
– Петя, я тебе говорю, замолчи, – крикнул граф, оглядываясь на жену, которая, побледнев, смотрела остановившимися глазами на меньшого сына.
– А я вам говорю. Вот и Петр Кириллович скажет…
– Я тебе говорю – вздор, еще молоко не обсохло, а в военную службу хочет! Ну, ну, я тебе говорю, – и граф, взяв с собой бумаги, вероятно, чтобы еще раз прочесть в кабинете перед отдыхом, пошел из комнаты.
– Петр Кириллович, что ж, пойдем покурить…
Пьер находился в смущении и нерешительности. Непривычно блестящие и оживленные глаза Наташи беспрестанно, больше чем ласково обращавшиеся на него, привели его в это состояние.
– Нет, я, кажется, домой поеду…
– Как домой, да вы вечер у нас хотели… И то редко стали бывать. А эта моя… – сказал добродушно граф, указывая на Наташу, – только при вас и весела…
– Да, я забыл… Мне непременно надо домой… Дела… – поспешно сказал Пьер.
– Ну так до свидания, – сказал граф, совсем уходя из комнаты.
– Отчего вы уезжаете? Отчего вы расстроены? Отчего?.. – спросила Пьера Наташа, вызывающе глядя ему в глаза.
«Оттого, что я тебя люблю! – хотел он сказать, но он не сказал этого, до слез покраснел и опустил глаза.
– Оттого, что мне лучше реже бывать у вас… Оттого… нет, просто у меня дела.
– Отчего? нет, скажите, – решительно начала было Наташа и вдруг замолчала. Они оба испуганно и смущенно смотрели друг на друга. Он попытался усмехнуться, но не мог: улыбка его выразила страдание, и он молча поцеловал ее руку и вышел.
Пьер решил сам с собою не бывать больше у Ростовых.

Петя, после полученного им решительного отказа, ушел в свою комнату и там, запершись от всех, горько плакал. Все сделали, как будто ничего не заметили, когда он к чаю пришел молчаливый и мрачный, с заплаканными глазами.
На другой день приехал государь. Несколько человек дворовых Ростовых отпросились пойти поглядеть царя. В это утро Петя долго одевался, причесывался и устроивал воротнички так, как у больших. Он хмурился перед зеркалом, делал жесты, пожимал плечами и, наконец, никому не сказавши, надел фуражку и вышел из дома с заднего крыльца, стараясь не быть замеченным. Петя решился идти прямо к тому месту, где был государь, и прямо объяснить какому нибудь камергеру (Пете казалось, что государя всегда окружают камергеры), что он, граф Ростов, несмотря на свою молодость, желает служить отечеству, что молодость не может быть препятствием для преданности и что он готов… Петя, в то время как он собирался, приготовил много прекрасных слов, которые он скажет камергеру.
Петя рассчитывал на успех своего представления государю именно потому, что он ребенок (Петя думал даже, как все удивятся его молодости), а вместе с тем в устройстве своих воротничков, в прическе и в степенной медлительной походке он хотел представить из себя старого человека. Но чем дальше он шел, чем больше он развлекался все прибывающим и прибывающим у Кремля народом, тем больше он забывал соблюдение степенности и медлительности, свойственных взрослым людям. Подходя к Кремлю, он уже стал заботиться о том, чтобы его не затолкали, и решительно, с угрожающим видом выставил по бокам локти. Но в Троицких воротах, несмотря на всю его решительность, люди, которые, вероятно, не знали, с какой патриотической целью он шел в Кремль, так прижали его к стене, что он должен был покориться и остановиться, пока в ворота с гудящим под сводами звуком проезжали экипажи. Около Пети стояла баба с лакеем, два купца и отставной солдат. Постояв несколько времени в воротах, Петя, не дождавшись того, чтобы все экипажи проехали, прежде других хотел тронуться дальше и начал решительно работать локтями; но баба, стоявшая против него, на которую он первую направил свои локти, сердито крикнула на него:
– Что, барчук, толкаешься, видишь – все стоят. Что ж лезть то!
– Так и все полезут, – сказал лакей и, тоже начав работать локтями, затискал Петю в вонючий угол ворот.
Петя отер руками пот, покрывавший его лицо, и поправил размочившиеся от пота воротнички, которые он так хорошо, как у больших, устроил дома.
Петя чувствовал, что он имеет непрезентабельный вид, и боялся, что ежели таким он представится камергерам, то его не допустят до государя. Но оправиться и перейти в другое место не было никакой возможности от тесноты. Один из проезжавших генералов был знакомый Ростовых. Петя хотел просить его помощи, но счел, что это было бы противно мужеству. Когда все экипажи проехали, толпа хлынула и вынесла и Петю на площадь, которая была вся занята народом. Не только по площади, но на откосах, на крышах, везде был народ. Только что Петя очутился на площади, он явственно услыхал наполнявшие весь Кремль звуки колоколов и радостного народного говора.
Одно время на площади было просторнее, но вдруг все головы открылись, все бросилось еще куда то вперед. Петю сдавили так, что он не мог дышать, и все закричало: «Ура! урра! ура!Петя поднимался на цыпочки, толкался, щипался, но ничего не мог видеть, кроме народа вокруг себя.
На всех лицах было одно общее выражение умиления и восторга. Одна купчиха, стоявшая подле Пети, рыдала, и слезы текли у нее из глаз.
– Отец, ангел, батюшка! – приговаривала она, отирая пальцем слезы.
– Ура! – кричали со всех сторон. С минуту толпа простояла на одном месте; но потом опять бросилась вперед.
Петя, сам себя не помня, стиснув зубы и зверски выкатив глаза, бросился вперед, работая локтями и крича «ура!», как будто он готов был и себя и всех убить в эту минуту, но с боков его лезли точно такие же зверские лица с такими же криками «ура!».
«Так вот что такое государь! – думал Петя. – Нет, нельзя мне самому подать ему прошение, это слишком смело!Несмотря на то, он все так же отчаянно пробивался вперед, и из за спин передних ему мелькнуло пустое пространство с устланным красным сукном ходом; но в это время толпа заколебалась назад (спереди полицейские отталкивали надвинувшихся слишком близко к шествию; государь проходил из дворца в Успенский собор), и Петя неожиданно получил в бок такой удар по ребрам и так был придавлен, что вдруг в глазах его все помутилось и он потерял сознание. Когда он пришел в себя, какое то духовное лицо, с пучком седевших волос назади, в потертой синей рясе, вероятно, дьячок, одной рукой держал его под мышку, другой охранял от напиравшей толпы.
– Барчонка задавили! – говорил дьячок. – Что ж так!.. легче… задавили, задавили!
Государь прошел в Успенский собор. Толпа опять разровнялась, и дьячок вывел Петю, бледного и не дышащего, к царь пушке. Несколько лиц пожалели Петю, и вдруг вся толпа обратилась к нему, и уже вокруг него произошла давка. Те, которые стояли ближе, услуживали ему, расстегивали его сюртучок, усаживали на возвышение пушки и укоряли кого то, – тех, кто раздавил его.
– Этак до смерти раздавить можно. Что же это! Душегубство делать! Вишь, сердечный, как скатерть белый стал, – говорили голоса.
Петя скоро опомнился, краска вернулась ему в лицо, боль прошла, и за эту временную неприятность он получил место на пушке, с которой он надеялся увидать долженствующего пройти назад государя. Петя уже не думал теперь о подаче прошения. Уже только ему бы увидать его – и то он бы считал себя счастливым!
Во время службы в Успенском соборе – соединенного молебствия по случаю приезда государя и благодарственной молитвы за заключение мира с турками – толпа пораспространилась; появились покрикивающие продавцы квасу, пряников, мака, до которого был особенно охотник Петя, и послышались обыкновенные разговоры. Одна купчиха показывала свою разорванную шаль и сообщала, как дорого она была куплена; другая говорила, что нынче все шелковые материи дороги стали. Дьячок, спаситель Пети, разговаривал с чиновником о том, кто и кто служит нынче с преосвященным. Дьячок несколько раз повторял слово соборне, которого не понимал Петя. Два молодые мещанина шутили с дворовыми девушками, грызущими орехи. Все эти разговоры, в особенности шуточки с девушками, для Пети в его возрасте имевшие особенную привлекательность, все эти разговоры теперь не занимали Петю; ou сидел на своем возвышении пушки, все так же волнуясь при мысли о государе и о своей любви к нему. Совпадение чувства боли и страха, когда его сдавили, с чувством восторга еще более усилило в нем сознание важности этой минуты.