Битва за англию. «Битва за Англию

Битва за Англию - под таким названием вошло в историю Второй мировой войны воздушное сражение над Британскими островами в августе 1940 - мае 1941. Летом 1940 Гитлер с целью обезопасить тыл для предстоящей войны против СССР пытался заключить мир с Великобританией, но успеха не достиг. Тогда 16 июля Гитлер отдал директиву №16 о подготовке операции "Морской лев" против Англии, а 1 августа директиву №17 о проведении широкой воздушной войны против Англии, имея цель уничтожить английскую авиацию, разрушить экономику, терроризировать население и вынудить Великобританию к капитуляции. Для этого было выделено 3 воздушных флота: 3-й (генерал-полковника Г. Шперле, на сев.-зап. Франции), 2-й (генерал-полковника А. Кессельринга, на сев.-вост. Франции) и 5-й (генерал-полковника Г. Штумпфа, в Норвегии), в состав которых входило 2800 самолетов, в т. ч. 1600 бомбардировщиков.

Англия для воздушного прикрытия страны располагала 4 авиагруппами под общим командованием маршала авиации Даудинга (704 самолета, в т. ч. 620 истребителей, и 289 в резерве); вдоль побережья располагалась сеть радиолокационных установок, обеспечивавших систему ПВО (80 радиолокаторов). 12 и 13 августа 1940 немецкая авиация произвела первые массированные налеты на английские аэродромы (13 августа 1485 самолето-вылетов против 727 у англичан); 15 августа было 1786 самолето-вылетов (против 975 у англичан). В этих воздушных боях выявилось превосходство английской авиации. Ущерб от бомбардировок был сравнительно невелик, а потери немцев составили 75 самолетов (против 34 у англичан). С 24 августа по 6 сентября немецкая авиация совершала в среднем по 1000 самолето-вылетов в день, нанося удары главным образом по английским аэродромам. С 7 сентября она развернула бомбардировки крупных городов Англии и прежде всего Лондона (особенно сильным был налет 15 сентября). Английская ПВО оказывала упорное сопротивление: с августа по октябрь 1940 было сбито 1103 немецких самолета (англичане потеряли 642 самолета). В ноябре немецкая авиация перенесла главный удар на периферийные города и порты Англии (Бирмингем, Саутгемптон, Ливерпуль, Бристоль, Плимут). В ночь на 15 ноября был почти полностью уничтожен город Ковентри. В дальнейшем налеты стали слабее, за исключением отдельных (например, налет 685 самолетов 17 апреля 1941 на Лондон). В 1940 германская авиация сбросила на Англию около 37 тыс. т бомб и в 1941 (главным образом до мая) около 22 тыс. т. За год (с июня 1940 по июнь 1941) в результате налетов было убито свыше 43 тыс. человек и тяжело ранено около 51 тыс. Ряд городов был сильно разрушен. Однако главная цель - вывести Великобританию из войны - достигнута не была, т. к. английский народ проявил мужество и волю к сопротивлению. Немецкие ВВС понесли тяжелые потери. Немаловажное значение имело то, что немецкое командование в условиях подготовки войны против СССР не могло бросить все силы авиации против Великобритании.

Гитлер вынес два урока. Во-первых, что Россию можно победить в войне. Во-вторых, война на Западе Германией была проиграна преимущественно из-за Англии, значит, нужно избежать войны с последней. Гитлер рассчитывал на английский нейтралитет, но он помнил, что гонка морских вооружений вынудила Великобританию к войне. Гитлер поэто-му считал, что умнее и дальновиднее не допускать гонки морских вооруже-ний, планомерно решать задачу по расширению «жизненного пространства » на востоке России. В 1935 г. Гитлер заключил с Великобританией договор по флотам, в котором отказывался от гонки вооружений на море. Однако англичане всё же воспротивились завоеванию СССР Германией, опасаясь, что Германия станет самым сильным государством в мире.

19 июля 1940 г. Гитлер выступил в рейхстаге с очередными «мирными предложениями» для Великобритании. После этого выступления Гитлера Министерство иностранных дел Германии через свои дипломатические представительства в Ватикане, Стокгольме и Ва-шингтоне направило правительству Черчилля секретные послания с предложением начать переговоры о мирном урегулировании. Вечером 22 июля, выступая по лондонскому радио, министр ино-странных дел Великобритании Антони Иден решительно отверг «мирный» зондаж фюрера.

После неудачной попытки примирения с англичанами Гитлер на-чал готовиться к битве за Англию. Немцы приступили к осуществле-нию операции «Адлер» — массированным бомбардировкам англий-ских городов. В битве за Англию использовались такие средства, как подводная война и воздушная блокада британских островов .

В небе над Великобританией немецкая авиация встретила ре-шительный отпор. Англичанам удалось выиграть воздушные бои благодаря хорошей организации, героизму лётчиков, а также естест-венным преимуществам (расстояние ограничивало возможности немецкой авиации).

Воздушная война за Англию достигла апогея в сентябре 1940 г., а затем активность немцев снизилась. Немцы не имели ясного пред-ставления о том, что делать: они то, разрушая транспортные узлы и порты, пытались разрушить британские коммуникации, то, бом-бя центры городов мощными фугасами, пробовали сломить дух англичан.

В результате неудачи операции «Адлер» Гитлер отказался от де-санта на британские острова — без господства в воздухе не было ни-каких шансов на успех. Поражение в воздушной битве за Англию по-казало, что победа на Западе не была для Гитлера полноценной, и он не мог обратить против СССР все наличные силы, поскольку цепкий и упорный противник, поддерживаемый США, находился у него в тылу.

Закон о ленд-лизе

Английскую решительность к борьбе с Германией подкрепляли американские военные поставки: после поражения на континенте Англия и США заключили соглашение о поставках оружия и в ре-зультате половина американского производства самолётов шла в Великобританию.

11 марта 1941 г. американский Конгресс принял закон о ленд-лизе , который разрешал президенту «продавать, перебрасывать, разменивать, сдавать в аренду, давать взаймы или предоставлять другими способами» материальные средства любой стране, оборо-ну которой он считал жизненно важной для интересов Америки. Для Черчилля ленд-лиз был важен тем, что он позволял втянуть США в конфликт с Гитлером, который прекрасно был осведомлён об американской помощи его врагам. Материал с сайта

Бомбардировки Ковентри

Территория Англии подвергалась систематическим бомбардировкам. Печаль-но известна судьба старинного английского города Ковентри. 14 ноября 1940 г. в ходе битвы за Англию немецкая авиация совершила массированный налёт на город. Исторический центр города подвергся значительным разрушениям и пожарам, однако огненного смерча удалось избежать.

Благодаря осветительным ракетам, сбрасываемым на парашютах, назем-ные цели были хорошо видны, и непрерывная бомбардировка Ковентри про-должалась в течение 11 часов. Некоторые бомбы были нацелены на промыш-ленные объекты, расположенные в окрестностях города, однако другие сбрасы-вались на центр города, создавая разрушающую стену огня.

В следующем году были совершены новые налёты на Ковентри, особенно разрушительными были налёты 8 и 10 апреля 1941 г.

Всего немцы бомбили Ковентри 41 раз, по-следняя бомбардировка была совершена в августе 1942 г. К концу войны в ре-зультате налётов в Ковентри погибли 1236

Заявления Черчилля о решимости английского правительства и народа продолжать сопротивление фашистская верхушка рассматривала как блеф Гитлер, упоенный победами, снисходительно ждал «поклонной» делегации из Лондона. Прошло около двух месяцев после эвакуации английских войск из Дюнкерка, но Великобритания не капитулировала. Руководство фашистской Германии приняло решение, наряду с подготовкой к высадке десанта, предпринять воздушное наступление на Британские острова и усилить морскую войну против Англии. По мнению немецко-фашистского командования, в частности Геринга, воздушное наступление даже само по себе, без высадки десанта, могло ускорить создание кризисного положения в Англии и привести к желаемой развязке.

1 августа 1940 г. была подписана директива № 17, в которой предусматривалось усиление воздушной и морской войны против Англии. Через несколько дней Геринг определил «Адлертаг» («день орла») - время начала воздушного наступления - 13 августа.

Перед немецкими ВВС ставилась задача, подавив английские военно-воздушные силы, особенно истребительную авиацию, завоевать господство в воздухе, чтобы затем обрушить бомбовые удары по промышленным и политическим центрам страны, а также портам, через которые шло снабжение Великобритании.

Осуществление воздушного наступления возлагалось на силы 2-го воздушного флота фельдмаршала А. Кессельринга и 3-го воздушного флота фельдмаршала X. Шперле. Эти флоты базировались на северном побережье Франции, в Бельгии и Голландии. Оба воздушных флота имели 1480 бомбардировщиков {328} , 760 одномоторных истребителей, 220 двухмоторных истребителей и 140 разведывательных самолетов {329} . Как известно, строительство немецких ВВС осуществлялось из расчета на их боевое применение в тесном взаимодействии с наземными войсками. Для проведения же предстоящей операции требовалась стратегическая авиация. «Хейнкель-111», «Дорнье-17», «Юнкерс-87» и «Юнкерс-88» были мало приспособлены для решения крупных задач воздушного наступления: они имели недостаточную бомбовую нагрузку и слабое вооружение. В первые же дни «битвы над Англией» немецкое командование отказалось от применения пикирующих бомбардировщиков Ю-87, которые становились легкой добычей английских истребителей.

Немецкие истребители Ме-109 имели несколько большую, чем английские истребители, скорость, хотя и уступали им в маневренности. Ме-109 были наиболее эффективны как перехватчики, а для сопровождения бомбардировщиков на дальние расстояния из-за недостаточного радиуса действия оказывались малопригодными. Двухмоторные истребители Ме-110, непосредственно предназначавшиеся для сопровождения бомбардировщиков, являлись самолетами многоцелевого назначения. Они обладали небольшой скоростью, были маломаневренны и фактически сами нуждались в прикрытии.

Все это ограничивало возможности немецкой бомбардировочной авиации. Гитлеровское командование, как правило, могло ежедневно посылать на бомбардировку южной Англии не более 300 - 400 самолетов {330} .

Двухмесячная передышка, которую Англия получила после Дюнкерка, была использована британским командованием для усиления военно-воздушных сил метрополии. На 4 июня (день вступления немецко-фашистских войск в Дюнкерк) в истребительной авиации Англии имелось 446 исправных самолетов, на 11 августа - уже 704 {331} . Значительно увеличился резервный парк английских ВВС. В результате мероприятий правительства и благодаря энтузиазму рабочих авиационной промышленности удалось резко повысить выпуск самолетов.

Истребительное авиационное командование (командующий главный маршал авиации X. Даудинг) имело в своем составе четыре авиагруппы - 10, 11, 12 и 13-ю (60 эскадрилий) {332} . Главная тяжесть борьбы с воздушным противником выпала на 10-ю и особенно на 11-ю авиагруппы, которые защищали юго-западный и юго-восточный районы страны.

Положение осложнялось тем, что первоначально английская система ПВО строилась в расчете на длительное сопротивление Франции. Налеты немецкой авиации ожидались лишь с аэродромов Германии и, возможно, Голландии. Система ПВО южного побережья Англии оставалась в это время наиболее слабой. Но именно напротив этого побережья, на французском берегу Ла-Манша, дислоцировалась основная масса немецкой бомбардировочной и истребительной авиации. Английское командование не могло рассчитывать на быстрое укрепление ПВО этого района за счет зенитной артиллерии, так как к середине августа в распоряжении командования ПВО имелось всего около 2 тыс. зенитных орудий различных калибров.

Однако большое преимущество английской системы ПВО состояло в том, что она имела на вооружении разветвленную сеть радиолокационных станций, которые, хотя и не были вполне совершенными, могли обнаруживать самолеты противника на расстоянии до 160 км. Поэтому внезапность налетов, на которую особенно рассчитывало немецкое командование, была сведена к минимуму.

В воздушном наступлении немецких ВВС на Англию можно выделить три этапа. Первый начался с середины августа и длился до 7 сентября. В это время военно-воздушные силы Германии наносили удары непосредственно по английской истребительной авиации, по аэродромам, командным пунктам и радиолокационным станциям. 15 августа над Англией разыгралось крупное воздушное сражение. Немецкая бомбардировочная авиация совершила 520 самолето-вылетов, а истребительная - 1270. Однако части английской ПВО оказали противнику стойкое сопротивление. Истребительное командование Англии бросило в бой рекордное количество сил - 22 эскадрильи, которые сделали 899 самолето-вылетов {333} . Ущерб, причиненный немецкой авиацией, был небольшим, а ее собственные потери значительными. Немцы потеряли 76 самолетов, англичане - 34. В течение следующего дня над Англией появились 400 бомбардировщиков и 1320 истребителей противника, 45 из них не вернулись на свои аэродромы. До 18 августа немецкие ВВС потеряли 367 самолетов, а английские - 213. С 19 по 23 августа над Англией была сплошная облачность, но с 24 августа погода улучшилась, и немецкая авиация вплоть до 6 сентября совершала около 1000 самолето-вылетов в день, в том числе бомбардировщики - 250 - 400.

Критический момент в воздушных боях над Англией наступил в сентябре. К этому времени английская авиация не была уничтожена, как того хотело гитлеровское командование, хотя ее силы были напряжены до предела. Англия продолжала сопротивляться, а ее народ не проявлял признаков пораженчества, демонстрируя стойкость и мужество.

Время шло. Подготовка к нападению на СССР принимала все более широкие масштабы. Германское командование, стремясь добиться капитуляции Англии, прибегло к варварским формам воздушной войны. 5 сентября оно отдало приказ перенести центр тяжести бомбардировок с авиационных объектов на наиболее крупные административные центры страны, прежде всего на Лондон. Начался второй этап воздушного наступления.

7 сентября с 8 часов вечера до 7 часов утра немецкие бомбардировщики непрерывно бомбили Лондон, сбросив около 300 тонн фугасных и 13 тыс. зажигательных бомб. Противовоздушная оборона города оказалась слабо подготовленной к отражению массированного налета немецкой авиации. Германские бомбардировщики стали регулярно появляться над Лондоном в 9 часов вечера и бомбить его до 6 часов утра. Однако перенос бомбардировок с аэродромов и других авиационных объектов на крупные города дал возможность английской истребительной авиации в какой-то степени оправиться от понесенных потерь, а затем усилить сопротивление противнику.

8 ночь на 15 сентября немецкое командование послало на Лондон свыше 1000 самолетов. Над городом разыгралось воздушное сражение, в котором английская истребительная авиация и зенитная артиллерия, спешно стянутая к столице, оказали немцам сильное противодействие. Противник потерял 60 самолетов, а англичане - 26 {334} . После этого налета напряженность воздушных боев над Лондоном и в целом над Англией стала несколько спадать. Расчеты нацистов на эффективность бомбардировок и подрыв морального духа английского народа не оправдывались.

Фашистское командование было вынуждено вновь изменить тактику воздушного наступления. Оно резко ограничило дневные налеты и сосредоточило внимание на ночных бомбардировках крупных промышленных центров страны. Этот третий этап воздушного наступления начался в ночь на 15 ноября варварским массированным налетом на город Ковентри, который был почти целиком разрушен.

Периодические ночные бомбардировки экономических центров Англии продолжались вплоть до второй половины февраля 1941 г. С середины ноября 1940 г. до середины февраля 1941 г. из 31 крупного налета немецкой авиации 14 налетов были проведены на порты, 9 - на промышленные города в глубине Англии и 8 налетов - на Лондон. Кроме того, совершались многочисленные налеты небольших групп немецких бомбардировщиков на различные города и порты, чтобы помешать проведению восстановительных работ.

С февраля 1941 г. стали менее интенсивными и ночные бомбардировки. Во второй половине апреля и в начале мая 1941 г. немецкая авиация совершила три массированных налета на Лондон, сбросив на город рекордное количество фугасных бомб. После этого налеты на Англию приняли эпизодический характер: основные силы немецких ВВС перебрасывались на восток.

В результате налетов немецкой авиации в Англии было разрушено более миллиона жилых домов, убито около 40 тыс. и ранено 46 тыс. человек. Основные жертвы понесло мирное население. Немецкой авиации не удалось нанести серьезного ущерба промышленности Великобритании. Английские военно-воздушные силы потеряли 915 самолетов {335} .

По данным английских историков, воздушное наступление против Англии с июля по ноябрь 1940 г. обошлось Германии в 1733 самолета {336} . Однако эти потери были довольно быстро восполнены. В то же время летный и штабной состав немецких ВВС получил большой опыт воздушных боев и организации бомбардировочных рейдов. Но стратегический расчет гитлеровского командования сломить путем воздушного наступления сопротивление Англии перед нападением на Советский Союз оказался несостоятельным.

ПРЕЛЮДИЯ К ВТОРЖЕНИЮ НА БРИТАНСКИЕ ОСТРОВА

В реалиях Битва за Британию свелась к борьбе за господство в воздухе над Южной, Юго-Восточной Англией и проливом Ла-Манш (с начала июля по конец октября 1940 года).

Выражение «Битва за Британию» было придумано премьер-министром Великобритании Уинстоном Черчиллем вскоре после поражения английского экспедиционного корпуса во Франции и эвакуации его из Дюнкерка в метрополию. Это пафосное название имело своей целью сплотить нацию для противодействия немецкой агрессии.

ПРЕИМУЩЕСТВА ЛЮФТВАФФЕ

Военно-воздушные силы фашистской Германии (люфтваффе) всеми силами старались добиться превосходства над Истребительным командованием Великобритании. В свою очередь, английские Королевские ВВС (RAF) старались сохранить собственную боеспособность и вывести из строя как можно больше немецких самолетов. Ситуация для англичан усугублялась еще и тем, что налеты на Соединенное Королевство противник мог осуществлять не только с территории Франции, но и из Германии, Бельгии, Норвегии, Дании и Нидерландов. Потенциально немцы и итальянцы могли совершать вылеты своей авиации на бомбежку из любой точки европейского побережья от Арктики до Пиренеев. Превосходство люфтваффе над RAF было подавляющим, но не все было таким однозначным, как казалось.

БРИТАНСКАЯ СИСТЕМА ПВО

Во-первых, еще в марте 1939 года британской спецслужбе МИ-6 удалось добыть секреты немецкой шифровальной машины «Энигма», и англичане в основном были в курсе планов немецкого верховного главнокомандования. Во-вторых, британцы создали эффективную систему раннего предупреждения о воздушном нападении. На первой линии обороны они разместили 18 радиолокационных станций высотного контроля (РСВК), которые в основном располагались на побережье Южной и Восточной Англии. Эти станции обнаруживали вражеские самолеты на средних и больших высотах на расстоянии до 200 км, однако очень приблизительно определяли их количество. Для обнаружения низколетящих самолетов были задействованы радиолокационные станции контроля за низкими высотами (РСНКУ). Они давали возможность следить за низколетящими самолетами в воздушном пространстве на дистанции до 70 км.

Радарные станции и посты наблюдения собирали обильную информацию о воздушном противнике, которая подвергалась тщательной фильтрации, чтобы исключить дублирование и ошибки. После этого она поступала в штабы авиагрупп, потом на командные пункты секторов обороны, которые и наводили эскадрильи английских истребителей на подлетающего противника. Весь процесс передачи и обработки информации занимал не более четырех минут, за которые немецкие бомбовозы пролетали лишь около 19 км. Поэтому направленные на врага британские истребители в большинстве случаев их перехватывали. Для того чтобы отслеживать передвижение своих эскадрилий, применялся специальный радиомаяк. Он монтировался на одном истребителе в каждой эскадрилье и регулярно, каждую минуту в течение 14 секунд, передавал опознавательный сигнал, с помощью которого на земле следили за местоположением подразделения, наводя его на цель.

В-третьих, 14 мая 1940 года британцы, наконец, образовали министерство авиационной промышленности (во главе с лордом Бивербруком), которое в бешеном темпе занялось производством английских боевых самолетов.

ПЕРВАЯ ФАЗА ОПЕРАЦИИ

Самые первые налеты немецкая авиация совершила на Англию в ночь на 6 июня 1940 года (около 30 самолетов атаковали аэродромы и другие объекты, расположенные на восточном побережье Англии), затем наступило затишье. Но после капитуляции Франции (22 июня 1940 года) ночные налеты группами до 70 самолетов вновь возобновились.

2 июля 1940 года ВВС Германии получили приказ начать кампанию против Соединенного Королевства, целью которой было уничтожение английской боевой авиации, воспрещение торгового судоходства в проливе Ла-Манш, уничтожение сооружений в портах Англии и минирование подходов к ним. 4 июля немецкие самолеты напали на британские конвои в Ла-Манше и бомбардировали морскую базу в Портленде. 10 июля бомбардировщики Дорнье Do 17 под прикрытием двадцати «Мессершмиттов» атаковали конвой «Брэд».

Считается, что первая фаза Битвы за Британию началась 10 июля, а закончилась 11 августа 1940 года. К 8 августа британское Адмиралтейство потеряло от немецких бомбовых ударов два эскадренных миноносца и 18 транспортных и вспомогательных судов. За месяц дневных налетов фашисты потопили английские корабли общим тоннажем около 40 000 брт. Истребители RAF с 10 июля по 10 августа 1940 года сбили 227 самолетов противника (потеряв 96 своих).

ВТОРАЯ ФАЗА ОПЕРАЦИИ

В дальнейшем, понимая, что атаками на английские корабли превосходства в воздухе им не завоевать, немцы изменили тактику. Теперь главными объектами атак стали британские самолеты, аэродромы, авиационные школы, предприятия, производящие самолеты, радарные станции.

С 19 августа командование RAF резко изменило тактику действий истребительной авиации — главной ее задачей стала защита собственных аэродромов. Летчикам предлагалось по возможности избегать вступления в бой с немецкими истребителями сопровождения, а нападать и уничтожать в первую очередь именно бомбардировщики. Силы английских ВВС таяли на глазах: большая часть аэродромов была сильно повреждена бомбежками, а летный состав RAF был совершенно вымотан непрерывными боевыми вылетами.

ЗАСЛУЖЕННАЯ ПОБЕДА БРИТАНСКИХ ЛЕТЧИКОВ

Летчики-истребители британских Королевских ВВС внесли огромный вклад в дело победы в Битве за Британию. Они позволили Соединенному Королевству сохранить свой суверенитет и разрушили планы Гитлера.

К началу сентября 1940 года ситуация для Англии сложилась просто критическая, потери в истребителях стали так велики, что промышленность не успевала их восполнять, а летные школы — готовить новых воздушных бойцов. И тут случилось чудо.

ТРЕТЬЯ ФАЗА ОПЕРАЦИИ

С 7 сентября 1940 года началась третья фаза Битвы за Британию — люфтваффе оставили в покое Королевские ВВС и перешли к бомбардировкам Лондона и других густонаселенных городов Великобритании. А подоплека этих событий была такова… «Ночью 24 августа 1940 года немецкие самолеты по ошибке сбросили несколько бомб на Лондон. В следующую же ночь британские военно-воздушные силы ответили на это налетом на Берлин, в котором принимало участие 80 бомбардировщиков. Тогда взбешенный Гитлер приказал люфтваффе прекратить бомбежку наземных баз британской авиации и сосредоточиться на Лондоне… В этот самый трудный момент, когда британская противовоздушная оборона была почти преодолена и победа немцев в воздухе представлялась неминуемой, британская авиация получила возможность перевести дух и пополнить свои силы.

7 сентября немецкое командование подняло в воздух 348 бомбардировщиков под прикрытием 617 истребителей — самое большое количество самолетов с начала Битвы за Британию. С земли эта армада была похожа на огромную черную тучу, двигавшуюся к Лондону на высоте около трех километров. Большинство британских эскадрилий охраняли свои аэродромы, поэтому «Юнкерсы» и «Хейнкели» спокойно отбомбились по докам Вест-Хэма, Вуличскому арсеналу и другим промышленным объектам Лондона. Но это было еще не все. Примерно в 20 часов на столицу Британии обрушилась вторая волна бомбардировщиков, которые прекрасно ориентировались по пожарам в горящих кварталах города. В эту ночь 250 бомбовозов сбросили на город 300 тонн фугасных и 13 000 зажигательных бомб.

Но последующие бомбежки городов Великобритании проходили для немцев уже не так успешно. RAF оказывали им активное противодействие. 15 сентября 1940 года в воздушном сражении наконец наступил перелом. Около полудня большая группа бомбардировщиков «Дорнье» в сопровождении 150 истребителей прикрытия вошла в воздушное пространство Великобритании в районе Дандженесса. Почти сразу их встретили английские «Спитфайры», которые с ходу вступили в бой. Когда первые немецкие бомбардировщики оказались над пригородом Лондона, истребители прикрытия уже выработали в бою горючее, необходимое для сопровождения, и повернули назад, а пять британских эскадрилий из 12-й авиагруппы под руководством Дугласа Бадера (знаменитого английского безногого летчика) пошли в лобовую атаку на незащищенные «Дорнье». В это же время еще несколько истребительных эскадрилий атаковали немцев с других ракурсов. Немецкие экипажи стали поспешно избавляться от бомб и спасаться бегством. Через два часа атака повторилась — и снова с таким же результатом. В боях немцы потеряли 56 самолетов, а 22 машины были сильно повреждены. Потери британцев составили 20 истребителей сбитыми и 16 поврежденными.

27 и 30 сентября немцы снова сделали попытки провести массированные удары по английской территории. 27 сентября 1940 года они потеряли 54 самолета, а 30 сентября — 44. Потери RAF составили 28 и 16 истребителей соответственно. К концу октября 1940 года интенсивность немецких налетов на Англию снизилась настолько, что они уже не представляли фатальной опасности для Великобритании.

А с декабря 1940 года уже англичане начали регулярные удары своих бомбардировщиков по немецким аэродромам… Несмотря на то что Битва за Британию фактически закончилась в октябре 1940 года поражением немцев, бомбардировки Великобритании продолжались еще длительное время — почти до самого конца Второй мировой войны.

8118

Летом и осенью 1940-го года Военно-воздушные силы Германии провели тысячи бомбардировок, атаковав военные и гражданские объекты Великобритании. В попытке завоевать превосходство в воздухе Гитлеровские силы готовили операцию по вторжению в Великобританию под кодовым названием «Операция Морской Лев». Поначалу они бомбили только военные и промышленные объекты. Но после того как Британские ВВС ударили по Берлину ответными ударами в сентябре, немцы начали бомбить гражданские объекты. За период июль-декабрь 1940 года погибли около 23 тысяч британцев. В сражении были задействованы тысячи пилотов и экипажей в небесах над Британией, Германией и Ла-Маншем, каждая сторона потеряла более 1500 самолетов к концу года. Британский премьер-министр Уинстон Черчилль в своей августовской речи сказал о британских пилотах следующее: «Никогда за историю конфликтов не было такого преимущества малого числа над большим». Оборона Великобритании выстояла, а операция «Морской лев» отложена в октябре, хотя бомбардировки продолжались еще задолго после этого.

(Всего 45 фото)

1. Неповрежденный купол собора святого Павла в клубах дыма и огня от окружающих зданий во время бомбардировки немецкими самолетами Лондона 29 декабря 1940 года. (AP Photo/U.S. Office of War Information)

2. Немецкие бомбардировщики «Heinkel He 111» на малых высотах пролетают над волнами Ла-Манша в 1940 году.

3. Три зенитки в темноте в Лондоне 20 сентября 1940 года во время обстрела немецких самолетов. Ряды снарядов уложены за орудиями. (AP Photo)

4. Эти лондонские школьники в самый разгар учений поведения во время воздушного полета, проводимых Лондонским отделом народного образования, так как у учащихся было слишком мало времени, чтобы покинуть здания в убежища, 20 июля 1940 года. Им велели отправиться на середину классной комнаты, подальше от окон, и закрыть уши руками. (AP Photo)

5. Двухдвигательный тяжелый истребитель «Мессершмитт Bf.110», прозванный «Летающей акулой», над Ла-Маншем в августе 1940 года. (AP Photo)

6. Инверсионный след немецких и британских истребителей во время воздушного сражения в небе над Кентом вдоль юго-восточного побережья Англии 3 сентября 1940 года. (AP Photo)

7. Пожар от немецких бомб в доках на реке Темзе в Лондоне 7 сентября 1940 года. Торговые корабли лежат в лондонских доках самого серьезного порта столицы. Британские источники сообщали, что бомбардировка в ту ночь была сильнейшей в той войне. (AP Photo)

8. Огромный столб дыма от пожара в Плимуте в ноябре 1940 года после бомбардировки. (AP Photo)

9. Хвост и часть фюзеляжа немецкого самолета «Dornier», упавшего на крышу лондонского здания 21 сентября 1940 года, после того как британские истребители подстрелили его 15 сентября. Оставшаяся часть самолета упала на станцию Виктория. (AP Photo)

10. Рабочие устанавливают параболоиды в звукоулавливатель для использования в зенитных батареях, охраняющих Англию, на заводе где-то на территории страны 30 июля 1940 года. (AP Photo)

11. Крупнейший порт для снабжения продовольствием Тилбери был целью многочисленных немецких бомбардировок. Бомбы упали на порт 4 октября 1940 года. Первая группа бомб потопила корабли на Темзе, вторая – свалила доки. (AP Photo)

12. Два немецких бомбардировщика «Ju 87 Stuka» возвращаются из операции против Великобритании на южном ее побережье во время Битвы за Британию 19 августа 1940 года. (AP Photo)

13. Бомбу вставляют под крыло британского самолета-нарушителя перед началом налет на Берлин 24 октября 1940 года. (AP Photo)

14. Фото с 90-минутной задержкой, сделанное с крыши здания на Флит-Стрит, во время обстрела Лондона 2 сентября 1940 года. Лучи прожектора справа поймали вражеский самолет. Горизонтальные отметки на фото – от звезд, а небольшие «волны» на них был образованы зенитным огнем, сотрясавшим камеру. Немецкий пилот выпустил ракету, которая оставила яркий след вверху слева, за церковью Сент-Брайд. (AP Photo)

15. Люди в укрытии на платформе и рельсах в метро станции Олдвич после раздавшихся сирен, знаменовавших начало обстрела Лондона, 8 октября 1940 года. (AP Photo)

16. Силуэт Вестминстерского дворца в Лондоне на фоне света от снарядов. (Library of Congress)

18. Грязная, но счастливая девушка радуется тому, что осталась жива, 23 октября 1940 года, после того как ее достали из-под обломков здания после атаки немецких самолетов. (AP Photo)

19. Пожарные тушат поврежденные в воздушном обстреле здания недалеко от Лондонского моста в районе Сити 9 сентября. (AP Photo)

20. Сотни людей, многие из которых потеряли свои дома в результате бомбардировок, живут в пещерах в Хастингсе, юго-восточном английском городке. Отдельные помещения в этом убежище отведены под игры и отдых, а несколько людей сделали здесь свой дом, принеся собственные кровати. (AP Photo)

21. Владелец открывает магазин с выбитой витриной после ночного обстрела в Лондоне. Надпись на табличке: «Работаем как обычно». (AP Photo)

22. Все что осталось от немецкого бомбардировщика на юго-восточном побережье 13 июля 1940 года. Самолет испещрен дырами от пуль, а двигатель свернут. (AP Photo)

23. Британские рабочие склада металлолома ломают останки немецких самолетов, подстреленных над Англией, 26 августа. (AP Photo)

24. Огромный склад металлолома немецких самолетов, подбитых над Великобританией, 27 августа 1940 года. Огромное количество подбитых немецких самолетов внесли свой вклад в национальную кампанию по сбору металлолома. (AP Photo)

25. Нацистский бомбардировщик «Heinkel He 111» над Лондоном осенью 1940 года. Внизу река Темза. (AP Photo/British Official Photo)

26. 24-летняя миссис Мэри Каучмэн прикрывает троих маленьких детей, среди которых есть ее сын, во время обстрела с воздуха 18 октября 1940 года. Дети играли на улице, когда вдруг раздались сирены. Бомбы начали падать, когда она побежала к ним, чтобы хоть как-то прикрыть собой. В ответ на похвалу она скромно сказала: «Пустяки. Кто-то же должен был защитить их». (AP Photo)

27. Два аэростата заграждения в огне, подстреленные немецкими боевыми самолетами, во время обстрела Кента 30 августа. (AP Photo)

28. Последствия обстрела с воздуха – когда-то это был знаменитый британский двухэтажный автобус. (AP Photo)

29. Разруха и разорение в районе Докленд после атаки немецких бомбардировщиков 17 сентября. (AP Photo)

30. Оставшийся один мальчик с плюшевой игрушкой среди развалин после обстрела. (Toni Frissell/LOC)

32. Один из многочисленных пожаров, начавшихся в доках Сюррея, после сильного обстрела 7 сентября. (AP Photo/Staff/Worth)

33. Пожары в Лондоне после того, как один немецкий самолет сбросил зажигательные бомбы недалеко от самого сердца города 1 сентября. (AP Photo)

34. Лондонские дети во время рождественского ужина 25 декабря в подземном убежище. (AP Photo)

35. Последствия крупной концентрированной атаки немецких самолетов на лондонский порт и промышленные районы 7 сентября. Заводы и склады серьезно пострадали, на мельницах (внизу слева) начался сильный пожар. (AP Photo)

36. Освещенное огнем здание государственного архива в Лондоне. (LOC)

37. Принцесса Елизавета (в центре) – 11-летняя наследница британского трона, дебютирует на радио, выдав трехминутную речь для британских мальчиков и девочек, эвакуированных за границу, 22 октября, в Лондоне. К пожеланиям спокойной ночи слушателям присоединилась ее сестра Маргарет Роз. (AP Photo)

38. Солдаты с хвостом самолета «Мессершмитт Bf.110», подстреленного в Эссексе, 3 сентября. (AP Photo)

39. Несмотря на бомбардировки и сирены, театр «Windmill Theatre» продолжал показывать представления для измученных войной лондонцев. На фото: артистки спят на матрасах, живут и кушают в театре. Вот типичная сцена за кулисами – одна из девушек умывается, пока другие спят на полу после выступления. (AP Photo)

41. Огромный кратер на дороге у «Elephant & Castle» в Лондоне 7 сентября после ночного воздушного налета. (AP Photo/Staff/Worth)

42. Две девочки на южном побережье Англии смотрят на пляж через колючую проволоку, возведенную в рамках оборонительной кампании. (LOC)

43. Худжница Этель Габэн, нанятая Министерством информации для зарисовки исторических военных картин, за работой среди обломков и разрухи в районе Ист-Энд 28 ноября. (AP Photo)

44. Передовой пулеметчик в носу немецкого бомбардировщика «Heinkel He 111» на пути в Англию в ноябре 1940 года. (AP Photo)

45. Мальчик среди развалин лондонского книжного магазина после воздушного налета 8 октября 1940 года читает книгу под названием «История Лондона». (AP Photo)